Лаборатория фитоинвазий    

Рибосомы: строение, функции, роль в биосинтезе белка

Содержание:

Рибосомы — субмикроскопические немембранные органеллы, необходимые для синтеза белка. Они объединяют аминокислоты в пептидную цепь, образуя новые белковые молекулы. Биосинтез осуществляется по матричной РНК путем трансляции.

Особенности строения

Рибосомы находятся на гранулярном эндоплазматическом ретикулуме или свободно плавают в цитоплазме. Крепятся они к эндоплазматической сети своей большой субъединицей и синтезируют белок, который выводится за пределы клетки, используется всем организмом. Цитоплазменные рибосомы в основном обеспечивают внутренние потребности клетки.

Форма шаровидная или овальная, в диаметре около 20нм.

На этапе трансляции к мРНК может прикрепляться несколько рибосом, образуя новую структуру – полисому. Сами же они образуются в ядрышке, внутри ядра.

Выделяют 2 вида рибосом:

  • Малые – находятся в прокариотических клетках, а также в хлоропластах и митохондриальном матриксе. Они не связаны с мембраной и имеют меньшие размеры (в диаметре до 15нм).
  • Большие – находятся в эукариотических клетках, могут достигать в диаметре до 23нм, связываются с эндоплазматической сетью или крепятся к мембране ядра.
Схема строения

Строение обоих видов идентичное. В состав рибосомы входят две субъединицы — большая и малая, которые в сочетании напоминают гриб. Объединяются они при помощи ионов магния, сохраняя между соприкасающимися поверхностями небольшую щель. При дефиците магния субъединицы отдаляются, происходит дезагрегация и рибосомы уже не могут выполнять свои функции.

Химический состав

Рибосомы состоят из высокополимерной рибосомальной РНК и белка в соотношении 1:1. В них сосредоточено примерно 90% всей клеточной РНК. Малая и большая субъединицы содержат около четырех молекул рРНК, которая имеет вид нитей собранных в клубок. Окружены молекулы белками и формируют вместе рибонуклеопротеид.

Полирибосомы – это объединение информационной РНК и рибосом, которые нанизываются на нить иРНК. В период отсутствия синтезирующих процессов, рибосомы разъединяются и обмениваются субъединицами. При поступлении иРНК они снова собираются в полирибосомы.

Количество рибосом может изменяться в зависимости от функциональной нагрузки на клетку. Десятки тысяч находятся в клетках с высокой митотической активностью (меристема растений, стволовые клетки).

Образование в клетке

Субъединицы рибосом формируются в ядрышке. Матрицей для синтеза рибосомальной РНК является ДНК. Для полного созревания они проходят несколько этапов:

  • Эосома – первая фаза, при этом в ядрышке на ДНК синтезируется лишь рРНК;
  • неосома – структура включающая не только рРНК, но и белки, после ряда модификаций выходит в цитоплазму;
  • рибисома – зрелая органелла, состоящая из двух субъединиц.
Функции элементов рибосом
Структура
Строение
Функции
Большая субъединицаБольшая субъединица Треугольная, в диаметре 16нм, состоит из 3 молекул РНК и 33 белковых молекул Трансляция, декодирование генетической информацииТрансляция, декодирование генетической информации
Малая субъединицаВогнутая, овальная, в диметре 14нм, состоит из 1 молекулы РНК и 21 белковых молекулОбъединение аминокислот, создание пептидных связей, синтез новых молекул белка

Биосинтез белков на рибосомах

Трансляция или синтез белков на рибосомах с матрицы иРНК – конечный этап преобразования генетической информации в клетках. Во время трансляции информация, закодированная в нуклеиновых кислотах, переходит в белковые молекулы со строгой последовательностью аминокислот.

Трансляция – весьма непростой этап (в сравнении с репликацией и транскрипцией). Для проведения трансляции в процесс включаются все виды РНК, аминокислот, множество ферментов, которые могут исправлять погрешности друг друга. Самые важные участники трансляции – это рибосомы.

После транскрипции, новообразованная молекула иРНК, выходит из ядра в цитоплазму. Здесь после нескольких преобразований она соединяется с рибосомой. При этом аминокислоты приводятся в действие после взаимодействия с энергетическим субстратом – молекулой АТФ.

Аминокислоты и иРНК имеют разный химический состав и без постороннего участия не могут взаимодействовать между собой. Для преодоления этой несовместимости существует транспортная РНК. Под действием ферментов аминокислоты соединяются с тРНК. В таком виде они переносятся на рибосому и тРНК, с определенной аминокислотой, прикрепляется на иРНК в предназначенном месте. Далее рибосомальные ферменты формируют пептидную связь между присоединенной аминокислотой и строящимся полипептидом. После рибосома перемещается по цепи информационной РНК, оставляя участок для прикрепления следующей аминокислоты.

Рост полипептида идет до того момента, пока рибосома не встретит «стоп-кодон», который сигнализирует об окончании синтеза. Для освобождения новосинтезированного пептида от рибосомы включаются факторы терминации, окончательно завершающие биосинтез. К последней аминокислоте прикрепляется молекула воды, а рибосома распадается на две субъединицы.

Когда рибосома продвигается дальше по иРНК, она освобождает начальный отрезок цепи. К нему снова может присоединиться рибосома, которая начнет новый синтез. Таким образом, используя одну матрицу для биосинтеза, рибосомы создают одномоментно множество копий белка.

Роль рибосом в организме

  1. Рибосомы синтезируют белок для собственных нужд клетки и за ее пределы. Так в печени образуются плазменные факторы свертывания крови, плазмоциты продуцируют гамма-глобулины.
  2. Считывание закодированной информации с РНК, соединение аминокислот в запрограммированном порядке с образованием новых белковых молекул.
  3. Каталитическая функция – формирование пептидных связей, гидролиз ГТФ.
  4. Свои функции в клетке рибосомы выполняют более активно в виде полирибосом. Эти комплексы способны одновременно синтезировать несколько молекул белка.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Урок-игра "В мире растений" в 7-м классе специальной коррекционной школы 8-го вида

Урок-игра может быть проведен, как в коррекционной школе, так и в общеобразовательной, так как целью этого урока является систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по пройденным группам растений. Группы растений могут быть разные, а за основу можно взять задания данной игры. В ходе игры учащимся дается возможность выбрать тот вопрос, который им по силам, тем самым учитываются особенности сильных и слабых учащихся....

22 04 2021 3:26:36

Современный урок биологии и информационно-коммуникационные технологии

Применение информационно-коммуникационных технологий современным учителем условно разделены на два блока с точки зрения места их использования: информационно-коммуникационные технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности. В статье представлены конкретные примеры использования информационно-комуникационных технологий на разных этапах урока, а также способы их использования во внеурочной деятельности....

21 04 2021 19:28:43

Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"

Урок биологии в 6-м классе по теме " Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....

20 04 2021 16:38:35

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание

Формирование ключевых компетенций у учащихся осуществляется через опыт самостоятельности и личной ответственности. Такой подход объясняется тем, что школьное биологическое образование должно стать востребованным и в "послешкольной жизни" учащихся, ответить на практические вопросы подростка о повседневной бытовой стороне биологических явлений, удовлетворить естественный интерес к самому себе и окружающему миру....

19 04 2021 13:38:21

Урок биологии "Разнообразие стеблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

18 04 2021 20:36:50

Кольчатые черви: системы органов, регенерация и значение в природе

Кольчатые черви обладают рядом прогрессивных признаков, к числу которых относится появление сегментации, целома, кровеносной и дыхательной систем, а также повышение организации выделительной и нервной систем....

17 04 2021 22:16:40

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

Урок является расширением темы " Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

16 04 2021 12:30:15

Урок-экскурсия по биологии на тему "Мир растений малой родины". 6-й класс

Содержание урока позволяет углубить знания учащихся о многообразии растений Алтайского края. Экскурсия развивает интерес к предмету, познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия (работа в группах и парах). Больший упор сделан на растения школьного дендрария. Предлагается презентация....

15 04 2021 14:35:40

Урок биологии "Мои миллионы…". 9-й класс

Урок направлен на актуализацию знаний о строении клетки, полученных в 6-м классе, и на построение новых знаний в курсе цитологии. На уроке учащиеся работают в группах, что позволяет развивать коммуникативные навыки; предложенные задания направлены на развитие креативных умений, развитие критического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы, презентовать свою работу. ...

14 04 2021 8:46:56

Урок природоведения по теме "Климат, погода". 5-й класс

Урок формирования новых знаний и умений в форме игры для 5-го класса проводился с целями формирования у учащихся познавательного интереса к предмету, формирования ключевых компетентностей, развития речи, осуществления интеграции с английским языком. Такие уроки с использованием игровых форм способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию творческих способностей, воспитанию коллективизма, сплочению, улучшению психологического климата между учащимися....

13 04 2021 9:23:52

Значение и разнообразие плодов

Урок призван познакомить учащихся со строением плодов, их разнообразием и функциями, формировать умения работать с природными материалами, сравнивать их, развивать бережное отношение к природе, работать с учебниками. Урок с показом слайдов рассчитан на 40 минут....

12 04 2021 17:11:29

Методическая разработка урока биологии по теме "Общие закономерности биологической эволюции". 9-й класс

Разработка построена по технологии личностно ориентированного урока. Урок способствует формированию умений учащихся самостоятельного поиска ответов на проблему, развитию коммуникативных способностей и способностей к самоанализу....

11 04 2021 20:49:33

Определение пола. Наследование, сцепленное с полом. 9-й класс

Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом. Урок сопровождается презентацией " Гемофилия", материал более нагляден и доступен для восприятия. Цель: формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, решения генетических задач....

10 04 2021 22:30:41

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе Е Г Э по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

09 04 2021 13:35:54

Техническая карта урока по теме "Оплодотворение у животных и растений"

Оплодотворение – удивительное явление природы, в результате которого каждый появившийся организм уникален. У учащихся формируется бережное отношение к живым организмам. Познавательные задания можно дать учащимся заранее, чтобы они смогли лучше подготовиться к уроку. Обсуждение темы и объяснения учителя сопровождаются показом слайдов и видеофильмов....

08 04 2021 21:40:45

Формирование экологического сознания средствами урока биологии

Формирование у обучающихся представления, что без сохранения жизни на Земле во всем многообразии её систем невозможно выживание и развитие человечества, заставляют учителя делать так, чтобы экологическая составляющая биологических знаний воспринималась ребятами как особо значимая, осознанно присваивалась учениками, а не навязывалась. Все, что мы изучаем на уроках, должно породить новые человеческие отношения и сформировать правильные поведенческие нормы....

07 04 2021 21:37:39

Развитие жизни в протерозойскую эру

В протерозойской эре жизнь продолжала существовать преимущественно в море. Господствуют уже не синезеленые, а эукариотические многоклеточные зеленые водоросли....

06 04 2021 17:21:39

Комбинированный урок "Разнообразие растений"

Представленный урок проводится в рамках курса " Биология. Бактерии. Грибы. Растения". Тема урока :" Разнообразие растений"....

05 04 2021 18:30:41

Жвачные животные. Особенности строения пищеварительной системы

Для захвата листьев, травы, других зеленых растений жвачные используют губы, язык, зубы. На верхней челюсти нет резцов, но она оснащена жестким мозолистым валиком, коренные зубы на поверхности имеют лунку, такое строение позволяет активно поглощать и перетирать растительную еду....

04 04 2021 0:56:34

Технологическая карта внеурочного занятия из цикла «Юный натуралист» по теме «Царство бактерий». 5-й класс

Технологическая карта внеурочного занятия цикла « Юный натуралист» в 5-м классе, развивающего познавательный интерес к биологии, воображения; воспитывающего аккуратность, товарищескую поддержку, интерес к работе с микроскопом, к приготовлению микропрепаратов....

03 04 2021 15:51:23

Урок биологии по теме "Органы дыхания и газообмен". 7-й класс

Урок биологии в 7-м классе, общеобразовательной школы. Программа В. В. Пасечник. Авторы учебника В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. Строение, индивидуальное развитие, эволюция. Глава 3 « Эволюция строения и функций органов и их систем». § 39, с презентацией....

02 04 2021 22:54:57

Элективный курс "Проектно-исследовательская деятельность"

Элективный курс направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. В курсе используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного». ...

01 04 2021 0:14:30

Конспект урока по теме "Кто они – пионеры поселений?"

Информация урока расширяет представление учащихся о многообразии живых организмов. Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников в доступной форме. На уроке продолжается совершенствование навыков работы с информацией учебника, природными объектами. Большое внимание уделяется изучению природы Псковского края....

31 03 2021 14:36:50

Презентация урока "Пластический обмен. Фотосинтез"

Данная тема является одной из сложнейших в курсе общей биологии. Все материалы по уроку помогут учащимся лучше подготовиться к Е Г Э по биологии. Использование И К Т на уроке поможет учителю активизировать познавательную деятельность и развивать интеллектуальное мышление....

30 03 2021 21:34:58

Центры происхождения культурных растений

Академик Н. И. Вавилов показал, что наиболее многообразные генотипы культурных растений находятся в центрах их происхождения, где сохранились их предки....

29 03 2021 6:55:23

Зачётно-обобщающий урок в 10-м классе по теме "Клетка — структурная единица живого"

Урок способствует обобщению знаний учащихся, воспитывает уважение друг к другу, развивает самокритичность и умение оценивать себя и других. Урок мобилен, постоянно идет смена видов деятельности, что способствует здоровьесбережению. ...

28 03 2021 2:16:57

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии

В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....

27 03 2021 20:24:46

Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Питание и пищеварение"

Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме « Питание и пищеварение» через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока также проводится обобщение знаний. Урок позволяет проверить несколько компонентов: знание теории, умение восстанавливать схемы, обобщать и выделять существенные признаки. Урок также формирует навыки общения, сотрудничества, коллективизма....

26 03 2021 18:51:36

Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"

Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов....

25 03 2021 5:27:28

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

24 03 2021 7:47:51

Интегрированный урок биологии с элементами географии на тему "Общая характеристика царства животных"

Поскольку урок вводный, то главная цель его - вызвать интерес к изучаемому царству животных. Интерес учащихся формируется через групповую и индивидуальную работу с использованием игровых моментов. Урок раскрывает особенности строения, жизнедеятельности животных, многообразие их видов. Знания по географии дают нам в полном объеме представление о распространении животных на Земле....

23 03 2021 4:35:33

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме « Историческое развитие растительного мира на Земле»....

22 03 2021 22:20:11

Тема урока "Деревья и кустарники". 2-й класс

Занятие посвящено многообразию деревьев и кустарников, их значению в природе и для человека. Цель занятия - сформировать понятие "кустарник"; развить умения классифицировать предметы окружающего мира; воспитать бережное отношение к природе....

21 03 2021 5:41:30

Урок биологии по теме "Витамины" с использованием информационных технологий

Автор работы ставит цели: разъяснить значение витаминов; дать понятие об авитаминозах; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах. Материал знакомит с историей открытия витаминов, их ролью в организме, идет анализ отдельных витаминов. ...

20 03 2021 20:55:26

Что я знаю о живых организмах. 5-й класс

Работа представляет собой полную разработку урока по теме « Что я знаю о живых организмах» по природоведению (5-й класс, учебник: Т. С. Сухова, В. И. Строганов, программа под редакцией И. Н. Пономарёвой). Урок в форме игры « Копилка»....

19 03 2021 19:10:53

Деление клетки. Митоз

Деление клетки – тема, изучаемая в школе, привлекает внимание учащихся. На примерах можно показать, как развивается клетка. В дальнейшем к этой теме можно будет вернуться при индивидуальном развитии и изучении генетики....

18 03 2021 4:29:20

Зачетный урок "Размножение и развитие человека"

Представлены вопросы к зачетному уроку по теме " Размножение человека"....

17 03 2021 6:52:46

Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"

Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н. И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....

16 03 2021 9:11:46

Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово

Привычку поступать по отношению к природе гуманно, следуя законам мировой морали, нужно воспитывать с самого раннего детства. В докладе отражен опыт работы преподавателей муниципального нетипового общеобразовательного учреждения " Лицей" по формированию системы экологического образования, охватывающую как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся....

15 03 2021 9:47:17

Внеклассные материалы по биологии по теме "Строение и функции пищеварительной системы"

Акцентируется внимание на гигиене питания как основе здорового образа жизни. Проведение мероприятия в форме популярного телевизионного жанра - ток-шоу формирует у ребят исследовательские умения, способность применять полученные знания на практике, развивает коммуникативные навыки, повышает интерес учащихся к данной теме....

14 03 2021 19:59:31

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

13 03 2021 15:27:35

Методическая разработка урока по биологии с использованием приёма методики практического мышления. Тема: "Генетика человека, перспективные направления исследований"

Методика проведения урока позволяет работать с учащимися, имеющими разный уровень подготовки и мотивации, что поддерживает их внимание на протяжении всего урока, развивает интерес к изучаемому предмету, теме. Работа учащихся приобретает коллективный, творческий характер, развивается мыслительно-логическая деятельность. Урок несет характер сотрудничества, при этом ведущая роль отводится ученику. ...

12 03 2021 1:49:53

Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Многообразие цветковых растений"

Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей. ...

11 03 2021 8:29:30

Методические рекомендации по применению дополнительного дидактического материала на уроках общей биологии

Разработана серия дидактических заданий, которые дополняют основной материал курсов биологии 9–11-х классов. Дидактические задания разработаны для организации самостоятельной работы учащихся на уроке и на серии уроков, могут служить основой для профессионального ориентирования. ...

10 03 2021 3:46:12

"Атмосфера и дыхание живой природы". Обобщающий урок

Завершающий урок в теме « Дыхание» (9-й класс) позволяет осуществить межпредметные связи. Рассматриваются вопросы химии, биологии, экологии и профилактики здорового образа жизни. Решаются задачи: повторение и закрепление основных понятий темы, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Использована деловая игра (экологи, врачи) и групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи тестирования, устного опроса, заполнения таблиц, составления логических схем....

09 03 2021 7:46:23

Использование приема эвристической беседы на учебном занятии-лекции "Эволюция человека"

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы « Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....

08 03 2021 19:55:45

Развитие целостного миропонимания на уроках биологии

Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, который осуществляется в различных областях культуры: в науке, образовании, философии, искусстве, религиозном постижении мира. Речь идет о выработке представлений о фундаментальных основах бытия, пересмотре прежних общественных идеалов, поиске новых смыслов и целей деятельности человека. Одним словом, осуществляется переход к новому мировоззрению и миропониманию....

07 03 2021 2:47:57

Экологический проект "Галактика"

В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....

06 03 2021 6:10:37

Авторская программа "Человек и природа"

Программа предпрофильного образования « Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

05 03 2021 3:37:12

Лабораторный практикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся

Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....

04 03 2021 10:32:59

Вклад ученых-микробиологов в победу в Великой Отечественной войне

Данная разработка урока может использоваться в 6-м классе при изучении темы « Грибы». При исключении из урока лабораторного опыта его с успехом можно использовать в качестве внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся; мероприятия, посвящённого 65-летию Победы. Урок сопровождается показом слайдов (презентация)....

03 03 2021 0:46:54

Урок биологии по теме "Обонятельный анализатор". 8-й класс

Весь урок построен так, чтобы каждый ученик мог не только получить определённые знания по теме, но и научиться делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений. На уроке знания выстраиваются, а не даются. Идеи этого урока – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск – учеников и учеников, учеников и учителя. ...

02 03 2021 18:24:52

Спид. Проблемы иммунодефицита. Профилактика ВИЧ-инфекции

Урок изучения нового материала. На данном уроке рассматриваются проблемы В И Ч-инфекции, профилактика вирусных заболеваний, в том числе и С П И Да....

01 03 2021 23:30:20

Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)

Сочетание на уроке нескольких методов использования И К Т, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...

28 02 2021 22:27:38

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

27 02 2021 7:49:41

Урок биологии по теме "Путешествие в микромир"

Основная цель урока - сформировать научное представлении о клеточном строении организма человека, строении и функциях органоидов клетки. ...

26 02 2021 22:44:50

Интегрированный урок природоведения в 5-м классе "Происхождение планеты Земля"

Интегрированный урок-панорама по природоведению формирует у пятиклассников способность открывать страницы прошлого в изучении вопросов мироздания, таких наук как астрономия, история, биология, литература, постигать их смысл и ценность. Позволяет формировать у учащихся целостную научную картину происхождения нашей планеты Земля. ...

25 02 2021 13:24:16

Кожа – зеркало здоровья

В ходе урока рассматриваются строение и функции кожи, формируется умение устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи, продолжается формирование у учащихся учебно-познавательной, информационной, общекультурной и коммуникативной компетенций. Урок способствует гигиеническому и физическому воспитанию учащихся....

24 02 2021 3:15:57

Использование приема эвристической беседы на учебном занятии-лекции "Эволюция человека"

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы « Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....

23 02 2021 6:51:24

Синтез белка

Одна из самых сложных загадок природы – создание генетического кода. Этапы синтеза белка рассматриваются на примере решения задачи. Презентация с видеофильмом, анимацией, задачами позволяет понять и закрепить материал. А электронные тесты на этом же уроке выявят пробелы в знаниях. Урок рассчитан на пару, но при желании его можно разделить на 2 урока....

22 02 2021 5:17:44

Многообразие организмов. Класс пресмыкающиеся

Предложена разработка двух уроков по зоологии для 7-го класса с использованием на уроке мультимедийной презентации, разработанной для разнообразия наглядности, применяемой на уроках. Применение И К Т формирует коммуникативные качества личности, помогает ребёнку адаптироваться в информационном обществе....

21 02 2021 10:41:33

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

20 02 2021 9:26:16

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное с различными причинами, в связи с этим не случайно одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему....

19 02 2021 10:33:25

Тема урока "Космический процесс – фотосинтез". 9-й класс

Цель урока – сформировать знания о сущности процесса биосинтеза углеводов – фотосинтезе. На уроке выявляются условия, необходимые для фотосинтеза; рассматривается световая фаза фотосинтеза, механизм использования энергии света в гранах хлоропластов, расщепление воды, образование кислорода, А Т Ф, темновая фаза фотосинтеза, восстановление углекислого газа до углевода....

18 02 2021 1:14:52

Популяция как структурная единица вида, ее свойства и характеристика

Популяция (populus с латинского - народ) объединяет особей, которые принадлежат к одному виду, занимают отдельный ареал, скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство. Они имеют одних предков, геном, и находятся в некой изоляции от иных популяций вида....

17 02 2021 11:55:50

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный характер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

16 02 2021 22:29:13

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме " Деление клетки: митоз и мейоз"....

15 02 2021 12:59:32

Инстинкты насекомых на примере осы Сфекс и Наездника

Инстинкты — это сложная совокупность безусловных рефлексов, являющихся одной из форм приспособления животных к условиям жизни. Инстинкты характеризуются стереотипностью действий, для которых толчком служат внешние раздражения....

14 02 2021 1:54:44

Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

13 02 2021 3:12:22

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме « Историческое развитие растительного мира на Земле»....

12 02 2021 0:57:42

Практическая работа по биологии на тему "Решение генетических задач на законы Г.Менделя"

На занятии учащиеся совершенствуют знания по основным понятиям генетики; закрепляют умения решать генетические задачи на разные типы доминирования....

11 02 2021 7:16:14

Урок-практикум "Решение задач на аутосомно-доминантное и утосомно-рецесивное наследование признаков заболеваний человека". 10-й класс

Урок нацелен в первую очередь на то, чтобы расширить кругозор учащихся о наследственных заболеваниях человека, не сцепленных с половыми хромосомами, и их значении в жизни, в том числе и в социальном аспекте. ...

10 02 2021 4:22:14

Методическая разработка занятия по теме "Жизнь птиц зимой"

Методическая разработка продолжает цикл занятий, представляющих программу обучения объединения « Орнитологи». Данное занятие – первый шаг к знакомству с жизнью зимующих птиц. Овладение знаниями и умениями составляет для ребенка специальную задачу. Для закрепления полученного результата нужно время для самостоятельного изучения, наблюдения за птицами. Основным критерием и показателем результативности становится заинтересованность обучающихся данной темой....

09 02 2021 13:57:37

Минеральные соли, макро- и микроэлементы, необходимые растению

Обе группы элементов важны для растений, так как входят в состав сложных органических и минеральных соединений, принимающих участие в процессах жизнедеятельности, формировании тканей и органов и пр....

08 02 2021 9:26:38

Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"

Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....

07 02 2021 13:47:50

Урок "Развитие организмов и окружающая среда". 10-й класс

Один из сложнейших вопросов, стоящих перед биологией, - установить принципы, управляющие развитием живых организмов. В связи с этим возникает и ряд частных вопросов: что может повлиять на процесс индивидуального развития? Каковы последствия взаимодействия организма и факторов среды его развития? Существуют ли механизмы сохранения целостности и постоянства внутренней среды организма? На эти вопросы постарались найти ответы ученики в ходе подготовки к уроку. ...

06 02 2021 21:30:10

Движение крови по сосудам. Кровяное давление

Урок проводится с элементами Т Р И З. Главный вопрос урока: что такое давление крови, как оно изменяется в сосудах большого круга кровообращения? Почему кровь по сосудам движется непрерывно, хотя сердце выбрасывает кровь в сосуды порциями? ...

05 02 2021 14:16:32

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

04 02 2021 0:42:45

Урок "Кольчатые черви"

Урок по биологии " Кольчатые черви или «Annelides"» дает общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дает характеристику среды обитания, знакомит со строением и значением в природе кольчатых червей....

03 02 2021 2:43:21

Урок биологии в 6-м классе "Кровь – это есть совсем особый сок…"

Цели урока: сформировать представление о строении и функциях крови, продолжить формирование понятия "система органов" на примере кровеносной системы....

02 02 2021 16:52:35

Урок по теме "Живая природа Земли"

Представлена шоу-игра, которую удобно применять на уроках обобщения учебных тем, объединяющих семь глав, например при изучении курса " Природоведение, 5-й класс", при проведении внеклассных занятий, классных часов. ...

01 02 2021 15:11:44

Интегрированный урок биологии и физкультуры "Значение физической активности для сохранения здоровья"

Интегрированный урок биологии и физкультуры не только раскрывает значение двигательной активности для организма, но и знакомит с бесценным опытом выживания в тяжелых для существования климатических условиях коренных народов Севера. Использование народных игр и состязаний на занятиях не только учит детей играть, но и знакомит их с обычаями и традициями....

31 01 2021 16:20:42

Разработка урока по биологии в 8-м классе по теме: "Витамины"

Урок по теме " Витамины" проводится в 8-м классе по программе авторов В. М. Пакуловой, В. В. Пасечника, В. В. Латюшина (учебник Д. В. Колесова, Р. Д. Маша, И. Н. Беляева " Биология. Человек". – М.: Дрофа, 2002. ...

30 01 2021 2:12:29

Технологическая карта урока биологии по формированию универсальных учебных действий по теме "Общая характеристика грибов". 6-й класс

Цели урока: выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства; показать их сходство и отличие от растений и животных; изучить особенности строения, питания и размножения грибов; показать многообразие грибов в природе; определить роль грибов в природе и жизни человека....

29 01 2021 11:24:33

Школьное лесничество как средство повышения мотивации в обучении биологии и экологии

Проект призван решить ряд проблем в обучении биологии, выявленных в результате swot и step анализа внешних и внутренних условий. Характерным в проекте является комплексный подход в решении задач эстетического, экологического и познавательного характера. Реализация задач проекта предполагает поэтапную работу в трех направлениях: с детьми, родителями и педагогами. Механизм реализации проекта представлен в модулях с указанием ответственных лиц за исполнение модуля. Проект содержит план работы, основные виды деятельности, взаимодействие с лесхозом и питомником, результаты работы школьного лесничества....

28 01 2021 4:17:58

"Земноводные. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки"

Урок разработан для общеобразовательной школы по курсу биологии 7-го класса. Наличие различных методов и приемов, представленных в конспекте урока, дает возможность разнообразить проведение занятия, повышает мотивацию к изучению предмета; немало внимания отводится на физкультминутки для здоровьесбережения учащихся....

27 01 2021 15:41:15

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии « Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

26 01 2021 16:52:50

Единство человека и природы

Основной задачей урока является воспитание чувства любви к малой родине и уважения к человеку-труженику. Эта повесть – прорыв памятью к истокам, к первозданному восприятию мира. Авторское понимание счастья там, "где на истинной земле живут воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату – ответную любовь"....

25 01 2021 5:11:15

Тема урока "Органы полости тела рыб"

Урок биологии на тему « Органы полости тела рыб» для учащихся 7–8-х классов обеспечивает изучение и понимание учащимися зависимости жизненных процессов рыб от их местообитания; формирует умения устанавливать причинно-следственные связи; выделять главное, обобщать, приводить аналогии и сравнения....

24 01 2021 10:11:38

Обобщающий урок по теме: "Основные законы наследственности. Законы Г.Менделя и Т.Моргана"

На уроке повторяется, обобщается, систематизируется материал по изучению явлений наследственности и изменчивости, раскрытию их сущности, познанию их законов на практических примерах решения задач в программе биологии 10-го класса. ...

23 01 2021 8:56:42

Из опыта работы экологического клуба

Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая С О2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

22 01 2021 22:46:53

Урок по теме "Лишайники"

Урок представлен конспектом и презентацией в Microsoft PowerPoint. По типу урок комбинированный (изучение нового материала с элементами закрепления знаний), а также материалы урока могут быть использованы для обобщения знаний по этой теме и для подготовки к Е Г Э. В ходе урока учащиеся узнают строение слоевища лишайника....

21 01 2021 13:56:31

Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Растительный мир Волгоградской области в стихотворениях поэтов-земляков"

На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край....

20 01 2021 13:12:34

Урок биологии в 8-м классе "Темперамент "+" или "–"?

На представленном уроке-исследовании изучаются понятия "темперамент", "личность", "характер". Выясняется темперамент учащихся, и какие возможности дает человеку особенности его нервной системы. Урок предназначен для учащихся 8-х классов....

19 01 2021 11:37:58

Обобщающий урок по теме "Дыхание"

В ходе урока используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным, снимает синдром тревожности. На уроке проверяются знания терминологии, умение на практике применять знания (решение биологических задач), а также умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления. ...

18 01 2021 11:35:46

Наследственная изменчивость. Закон гомологических рядов

Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях, о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике. ...

17 01 2021 14:42:31

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая характеристика внимания и условия его организации"

Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

16 01 2021 21:28:28

Рекомендации по составлению учебных программ (рабочих программ курсов, дисциплин)

Будучи составной частью образовательной программы О У, дает гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования....

15 01 2021 6:33:20

Известное и неизвестное в мире животных

Данная методическая разработка представляет собой авторский продукт – итоговое занятие за курс биологии в 7-м классе. Предлагаемая форма и содержание занятия могут быть использованы и как переводной экзамен по биологии в тех О У, где применяется аналогичная форма аттестации учащихся. Целью данного занятия является обобщение и систематизация имеющихся у обучающихся знаний, полученных при изучении курса биологии, раздела « Животные», а также их углубление и расширение. ...

14 01 2021 11:18:46

Урок по окружающему миру "Как нам жить"

Урок " Как нам жить" ставит своей целью создание условий для осознания личной ответственности за состояние природы. Считаю необходимым учить детей вести дискуссию, уметь защищать свое мнение, формировать способность к рефлексии и совершенствовать коммуникативные навыки. ...

13 01 2021 20:15:27

Урок-практикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"

Урок-практикум по теме " Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на практике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-практикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....

12 01 2021 16:32:12

Урок по общей биологии в 11-м классе "Естественный отбор"

На данном уроке моделирование служит средством открытия новых закономерностей, являясь при этом источником информации. По полученным в процессе моделирования результатам учащиеся строят графики колебания численности «хищников» и «жертв» в четырех поколениях. Для ускорения этого этапа работы применяется программа, созданная на языке программирования Delphi (автор Сыромолотова Д. В.)....

11 01 2021 1:31:34

Блочно-модульная технология обучения. Один урок из темы "Кровь. Кровообращение"

В последнее время всё больше учителей – практиков склоняются к мысли о том, что процесс обучения в школе не должен сводиться к простой передаче некой суммы знаний от учителя к ученику. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их учением. В этой ситуации особая роль отводится системе модульного обучения. Роль автора на модульном уроке - управление работой учащихся, где он имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных....

10 01 2021 23:43:50

Биогеоценотический уровень жизни. Модель системы уроков

Система уроков в десятом классе состоит из пяти блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся. Каждая группа работает под руководством ученика-лидера (консультанта). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке плана изучения курса. ...

09 01 2021 4:10:47

Заседание клуба "БИО"

Учиться – значит исследовать мир. Но мир бесконечен, он не вмещается в рамки урока. В клубе ребята расширяют и закрепляют знания в тесном сотрудничестве и коллективном взаимодействии; это способ подготовки к итоговой аттестации....

08 01 2021 16:18:29

Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"

Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....

07 01 2021 8:48:23

Использование крупнолуковичных цветочных культур на уроках биологии

В работе представлены вариативные разработки уроков по теме « Вегетативное размножение крупнолуковичных цветочных культур». Использованный теоретический и практический материал основан на опыте собственных исследований, осуществленных на агробиостанции Мичуринского государственного педагогического института....

06 01 2021 15:37:14

Законы Грегора Менделя

Урок разработан по программе Министерства образования Р Ф по третьему варианту под редакцией Д. К. Пасечника. Использован материал интернет-ресурсов «телешкола». Занятие решает не только задачу раскрытия темы, но и показа возможностей дистанционного обучения....

05 01 2021 8:14:18

Открытый урок по теме "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков"

Урок " Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков" является первым уроком в разделе " Моллюски". Представители этого типа животных учащимся обычно малоизвестны, это вызывает затруднение при изучении данного материала, а подчас и отсутствие интереса. Проведение урока с использованием медиаресурса дает возможность получения более глубоких и устойчивых знаний на основе слухового и визуального восприятия при изучении материала, возможности его повторения, благодаря гиперссылкам, на этапе закрепления....

04 01 2021 20:21:28

Внетренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови

Урок с Э О Р, размещенных на сайте единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru. Приводится примерная схема составления технологической карты урока на основе электронно-образовательных ресурсов....

03 01 2021 0:52:33

Лизосомы. Строение и функции в клетке

Главная задача лизосом – внутриклеточное переваривание (расщепление биополимеров), для этого органеллы имеют специальный набор гидролитических ферментов (сегодня известно около 60 видов)...

02 01 2021 0:36:25

Урок-лекция по теме "Биотехнология". 11-й класс

Цель урока: сформировать у учащихся знания о биотехнологии, ее основных направлениях: генной, хромосомной и клеточной инженерии; продолжить развитие познавательного интереса к изучению проблем современной селекции, рассказать о достижениях науки и практики в области биотехнологии, рассмотреть этические аспекты исследований в биотехнологии....

01 01 2021 6:46:35

Урок "Дневник народившегося ребенка" по теме "Индивидуальное развитие организма". 10-й класс

Урок формирует у учащихся отрицательное отношение к аборту путем использования различных приемов и методов изучения фактического материала....

31 12 2020 9:40:44

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему " Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употребления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

30 12 2020 4:57:44

Кровь - это жизнь. Состав и функции крови. 8-й класс

Урок раскрывает особенности строения клеток крови в связи с их функциями и роль свертывания крови в предохранении организма от потери крови....

29 12 2020 12:32:46

Наследственные болезни

Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела « Основы генетики». В ходе урока учащимся предлагаются различные виды работ: сообщения, составление плана, рассказы по родословным, решение задач, проверочная работа. ...

28 12 2020 7:48:39

Урок-синтез мыслей по теме "Зрительный анализатор"

Занятие помогает сформировать новые понятия: склера, роговица, сетчатка, радужка, хрусталик, стекловидное тело, фоторецепторы, аккомодация, родопсин, близорукость, дальнозоркость; углубить понимание процессов, происходящих в организме человека....

27 12 2020 8:21:26

Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Многообразие земноводных, их значение и охрана"

Урок проходит в форме игры « Клуб знатоков». Из класса выбирается команда знатоков из лучших учеников класса. Все учащиеся готовят по три вопроса по теме. Они должны быть интересными, нестандартными и такими, чтобы ответ не включал в себя цифровые данные (размеры, вес и т.д.). ...

26 12 2020 21:42:44

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

25 12 2020 4:10:19

Открытый урок по теме "Скелет головы"

Автор раскрывает структуру урока, показывает виды деятельности на уроках анатомии, приводит примеры разных типов и видов контрольных заданий и вопросов. Автор показывает, как на основе одной презентации сделать другую презентацию, которую можно использовать на последующих уроках для контроля учебных достижений учащихся или для самостоятельной работы....

24 12 2020 17:10:22

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

Проведение приурочено к 1 декабря ( Всемирный день борьбы со С П И Дом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема В И Ч продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое С П И Д....

23 12 2020 10:54:37

Проектная работа по теме "Исследование степени загрязненности воздуха школьных помещений методом оседания Коха"

Благодаря этой проектной работе ребята узнают много нового и полезного для себя о воздухе, которым все мы дышим. Кроме того, в процессе проведения опыта учащиеся приобретают новые навыки исследовательской и самостоятельной работы, знакомятся с неизвестными им методиками проведения лабораторных опытов, проявляют к этому интерес. Проведению опытов предшествует подробный рассказ учителя о предстоящем исследовании, показ презентации, что расширяет кругозор ребят....

22 12 2020 17:33:31

Урок биологии в коррекционной школе VIII вида "Однодольные растения. Лилейные"

Целью урока является формирование знаний о семействе лилейных растений. Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая умственную пассивность учащихся, связанную с инертностью нервных процессов и другими недостатками психики, на уроке использовано самостоятельное нахождение знаний учащимися из различных источников: при работе с учебником, дополнительной литературы, при выполнении практической работы....

21 12 2020 20:46:40

Урок биологии по теме "Основные стадии антропогенеза"

Урок проводится с целью формирования у учащихся знаний о происхождении человека....

20 12 2020 17:43:27

Нуклеиновые кислоты

На уроке рассматривается материал, который лишь частично приоткрывает одну из великих тайн жизни. Что определяет передачу наследственной информации из поколения в поколение? Конечно же - это нуклеиновые кислоты. В ходе урока учащиеся познакомятся с видами нуклеиновых кислот, их структурой и биологической ролью, узнают об истории открытия и изучения этих важных органических веществ....

19 12 2020 7:35:12

Экологизация предмета биологии через исследовательскую деятельность

Основы экологических знаний рассредоточены в различных учебных дисциплинах, поэтому актуальной является необходимость максимально использовать аспекты экологии на уроках биологии и во внеурочное время через исследовательскую работу с применением регионального компонента. Эффективной формой работы является исследовательская деятельность, в ходе которой приобретаются навыки самостоятельной работы, пробуждается интерес к изучению конкретных, локальных экологических проблем. ...

18 12 2020 17:25:18

Викторина "Что мы знаем о кедре корейском?"

Цель викторины: познакомить учащихся с охраняемым растением Амурской области – кедром корейским, включенным в региональную Красную книгу....

17 12 2020 13:19:58

Парк развлечений Юрского периода

Очевидно, что задания низкого уровня сложности подразумевают репродуктивный тип действий, т.е. это задания на узнавание и требуют простых мыслительных операций для выполнения. В заданиях второго уровня сложности сохранен тестовый способ изложения, однако выбор здесь усложняется, появляется многовариантность ответов, появляются задания с различными рамками ответа. Такие задания требуют более сложных мыслительных операций, а также более детального изучения темы. Задания повышенного уровня сложности предполагают самостоятельный путь решения, активную позицию и значительные интеллектуальные усилия обучающегося....

16 12 2020 15:24:36

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

15 12 2020 0:54:56

Органы и системы органов растений. Побег. Строение и функции стебля (УМК "Сферы"). 6-й класс

Урок демонстрирует возможность объединения двух тем в одном уроке, используя приемы проведения лабораторных работ, создания ситуаций интеллектуального затруднения, решения проблемных задач, способствующие развитию творческого мышления....

14 12 2020 4:53:38

Принципы работы мозга и "Наваждение" Леонида Гайдая

Принципы работы мозга, открытые великими учеными И. П. Павловым, А. А. Ухтомским, Л. С. Выготским, нашли остроумное отражение в короткометражном фильме Л. Гайдая " Наваждение". Психологу необходимо интересно и доступно рассказать родителям, педагогам или подросткам о том, как работает наш мозг, его проявлении в повседневной жизни человека, использовании знаний во благо себе и другим....

13 12 2020 2:57:56

К вопросу о подготовке выпускников старшей школы к ЕГЭ по биологии

Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....

12 12 2020 2:14:51

Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс

Урок разработан для учащихся 7-х классов. Данный урок закрепляет и подводит итоги усвоения знаний учащихся, повышая интерес к типам животных, и обращает внимание учащихся на меры профилактики по борьбе с червями-паразитами. ...

11 12 2020 4:49:38

Мутагены и их влияние на живую природу и человека

Цель урока: формирования коммуникативных У У Д у учащихся. Использованы приемы: самостоятельная работа с Интернет-ресурсами и создание презентаций, постановка проблемы по слайд-фильму, сообщение и оппонирование, формулирование вопросов, выдвижение гипотез и их обоснование, работа в малых группах....

10 12 2020 15:27:32

Внеклассное мероприятие по биологии "В некотором царстве, в некотором государстве…"

Мероприятие рассчитано на учащихся средней ступени (5–8-е классы). В игровой форме учащиеся знакомятся с основными пищевыми добавками, ароматизаторами, заменителями сахара. Вскрываются положительные, а главное, отрицательные стороны наиболее популярных у детей продуктов: жевательной резинки, чипсов, напитков: кока-колы, спрайта, фанты. В доступной форме приводятся правила использования данных продуктов питания....

09 12 2020 9:44:21

Реальные знания через виртуальную биологию, или Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии

В работе представлено обобщение опыта по применению цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии....

08 12 2020 13:57:50

Обеспеченность успеха учебно-воспитательного процесса через педагогическое стимулирование

Знакомство учащихся с новыми фактами; углубление понимания процессов, происходящих в организме человека. Формирование умений: анализировать, устанавливать связи, подбирать аргументы, обобщать, выдвигать и доказывать свои гипотезы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, планировать свою деятельность, умение позитивно оценить работу других, помочь товарищу; навыков: коммуникативной, когнитивной, конструктивной личности. Воспитание ответственности к учебному труду, познавательного интереса к биологии, анатомии человека. Способствовать профориентационному выбору учащихся. ...

07 12 2020 11:50:37

Прощание с ботаникой

Урок проводится с целью систематизировать и углубить знания о разнообразии цветковых растений. На уроке используется компьютер и мультимедийный проектор, с помощью которого учащиеся на ярких примерах знакомятся с интересными данными из жизни растений. Урок воспитывает любовь и бережное отношение к зеленому другу. ...

06 12 2020 18:56:35

Информационные технологии на уроках биологии по теме "Автотрофный способ обмена веществ"

Мультимедийная презентация процесса фотосинтеза с комментариями учителя о происходящих химических превращениях позволяют учащимся лучше понять изучаемый материал. Интернет-ресурсы помогают детям быстро получить информацию, обеспечивающую более глубокое понимание изучаемого. Биологические задачи, заполнение таблиц способствуют развитию мышления, интереса учеников к науке. Информационные потоки обрабатываются совместно в группах, что способствует формированию коммуникативных качеств. ...

05 12 2020 0:17:28

Фагоцитоз: стадии и пути фагоцитоза. В чем смысл процесса

Фагоцитарная система выполняет не только очищение организма от чужеродных тел, но и стимулирует выработку стойкого иммунитета к этим микроорганизмам....

04 12 2020 4:50:20

Открытый урок в 5-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Охрана природы"

Человек активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор. ...

03 12 2020 22:51:57

Формирование валеологической компетентности учащихся в курсе "Общая биология" как условие их успешной самореализации

В статье представлен опыт работы во формированию валеологической компетентности учащихся в процессе преподавания курса биологии в классах химико-биологического и медицинского профиля. Рассмотрен алгоритм изучения тем курса, обеспечивающий понимание практического значения биологических закономерностей для сохранения здоровья, представлены методы и формы работы. Пути совершенствования валеологических знаний и навыков анализирующие на примере изучения темы курса " Формы жизни - вирусы и бактерии", рассмотрены возможности интегративно-дифференцированного подхода....

02 12 2020 19:55:38

Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности....

01 12 2020 5:35:38

"Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе

Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н. И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....

30 11 2020 2:44:44

Открытый урок по биологии по теме "Черные металлы. Их свойства и получение ".

Вашему вниманию предлагается статья в которой вы познакомитесь с чёрными металлами. Узнаете о способах их получения и обработки. ...

29 11 2020 23:51:27

Использование ИКТ в образовательном процессе по предмету "Биология"

Одна из задач учителя биологии - сформировать экологическое сознание учащихся. Интерактивное внеклассное мероприятие на основе компьютерных технологий позволяет показать связь предметов биологии, экологии и литературы в 6-м классе....

28 11 2020 4:37:34

Отряды птиц

Урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются получить ее из компьютера. Использование компьютера позволяет повысить эффективность, сделать урок более насыщенным, интересным и красочным, реализовать индивидуализацию, дифференциацию и профильность обучения, сместить акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу....

27 11 2020 11:37:34

Учет и проверка знаний учащихся на уроках биологии

В статье рассказывается о способе учета знаний учащихся, который осуществляется при помощи методов, содержащих разные уровни заданий. Данная работа направлена на то, чтобы в течение учебного года подготовить детей к Е Г Э по биологии и другим предметам. ...

26 11 2020 0:15:25

Программа спецкурса "Биология в вопросах и ответах" для 11-го класса.

Цель данного курса - поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности. ...

25 11 2020 3:24:53

Урок по теме "Транспортные системы организма. Круги корвообращения"

Урок направлен на ознакомление учащихся со строением и функцией частей кровеносной и лимфатической систем. Закрепляются знания об основных элементах крови и внутренней среде организма, рассматривается передвижение крови и лимфы по сосудам, биофизические процессы в природе. Акцентируется внимание учащихся на необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы....

24 11 2020 5:50:13

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)