По следам эволюции > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


По следам эволюции


    По следам эволюции

Задачи:

  1. Показать взаимосвязь между темами «Эволюционное учение» и «Развитие органического мира».
  2. Подвести к выводу о том, что все события в историческом развитии природы закономерны и сконцентрировать внимание на наиболее ярких моментах.
  3. Способствовать развитию у детей критического мышления, умения работать в группе.

Оборудование:

  • иллюстрации с изображением животных;
  • чистые листы бумаги;
  • фломастеры.

Ход урока

Разуму свойственно размышлять,
то есть связывать причины и следствия,
давать ответ на вопрос «почему»,
находить в цепи происходящего начала и концы.

Ж. Фабр.

Вы завершили изучение двух тесно взаимосвязанных тем «Эволюция» и «Развитие жизни на Земле».

  • Что мы понимаем под словом «эволюция»?
  • В каком направлении идет развитие органического мира?

Посмотрите на эпиграф к уроку. В этих темах много различных терминов и понятий, которые по-разному между собой связаны: одни противоречивы, другие дополняют друг друга. Я вас тоже призываю к размышлению.

Найдите соответствие типов кругов терминам и понятиям.

Сущность кругов:

  • I - противоречие;
  • II - подчинение;
  • III - соподчинение;
  • IY - противополагание.
  1. Мезозойская эра, пермский и каменноугольный периоды.
  2. Эволюция, микроэволюция.
  3. Борьба внутривидовая, борьба межвидовая, борьба с факторами среды.
  4. Биологический прогресс, биологический регресс.

Ответы: 1 - 4, II - 2, III - 1, IY - 3.

  • Есть ли у человека возможность проследить за ходом этих изменений от начала до конца?
  • А на основании чего ученые могут судить о том, что процессы шли именно так, как мы их сейчас объясняем, а не иначе?

Верно, эволюция оставила после себя многочисленные следы. Это окаменелости, отпечатки, кусочки янтаря.

В тополевой тени гуляя, муравей
В прилипчивой смоле увяз ногой своей.
Хотя он у людей был в жизнь свою презренный.
По cмepти в янтаре, у них стал драгоценный...

(М.В. Ломоносов).

Но, как вы понимаете, многие догадки ученых остаются на уровне гипотезы. Некоторые факты и явления в развитии органического мира до сих пор не удалось объяснить.

Вот сегодня на уроке мы и попытаемся сами расшифровать кое-что из этих загадочных моментов в эволюционном процессе. Мы пойдем по следам эволюции.

Как вы знаете, эволюция осуществлялась по трем направлениям. Назовите их. Приведите пример ароморфозов.

Многие из крупных изменений позволили животным и растениям освоить новую среду жизни или изменить образ жизни. Таковыми, например, являются:

выход растений на сушу, который мы назовем «Великое вторжение» появление скелета у животных – «Скелетная революция», появление и необъяснимое исчезновение динозавров – «Великие неудачи природы», и, наконец, появление человека на Земле - (Листы на доске, начинаем составлять схему).

Великое вторжение.

Сейчас мы с полной уверенностью говорим о том, что жизнь зародилась в воде.

Почему это не могло произойти на суше?

Первым наземным существам пришлось преодолеть много препятствий, прежде чем они стали настоящими завоевателями суши.

А что их вытолкнуло из воды и заставило приспосабливаться к новым условиям существования?

Одну из догадок высказал ленинградский физиолог В.И. Лебедев в 1975 г: «растения» выманил из воды угарный газ. Оказывается, он легче усваивается растениями, чем углекислый газ; синтез органических веществ с его участием возможен и в темноте. На суше его может быть много после извержений вулканов. Но в воде он не растворяется, что и стало причиной постепенного шествия существ из воды на сушу. Растения занимали все большие территории вне воды.

К чему это привело?

Как оказалось, появление кислорода носило не только положительные последствия. Это могло привести и к гибели организмов.

Чем является кислород по своей химической природе?

Почему же ни в нашем организме, ни в других он не проявляет своих истинных качеств?

Скелетная революция.

Существует мнение, что возникновение фотосинтеза стало мощным «катализатором» эволюционного процесса и не только на суше. С появлением кислорода в воде ускорились обменные процессы. Но многие организмы не были к этому готовы - они не успевали избавляться от избытка минеральных и органических веществ. Так возник скелет. Он стал как бы неизбежным приложением к новой жизни. Но вскоре выяснилось, что скелет - это надежно, выгодно, удобно.

Поначалу ученые считали, что появляться скелеты должны были в строгом порядке систематического старшинства. Сначала paковинки одноклеточных - амеб и корненожек. Потом скелеты губок, потом кишечнополостных и т.д. Но как выяснилось, все разновидности скелета появились сразу. Много отложений было обнаружено в нашей стране - в Сибири, на Урале, в Заполярье и лежали они не на кристаллических породах, а на тех же известняках, сланцах и песчаниках.

Образовался не какой-нибудь один тип скелета, а все существующие сегодня его разновидности:

  • Скелеты - крепости (кораллы, губки).
  • Скелеты - подвижные домики (моллюски).
  • Скелеты - доспехи (paкообразные).

Трудно сказать, почему те или иные организмы получили тот или иной скелет, но точно известно, что именно он определил их судьбу.

(Работа в группах: выяснение плюсов и минусов каждого из типов скелета с последующим составлением кластера).

Группа 1.

Губкам достался скелет-арматура, скелет-каркас. Такой дом уже сам по себе располагает к оседлой жизни. А домоседы мало меняются. Разве что больше усложняют конструкции своих домов. Примерно та же судьба и у кораллов. У них уже не просто дома, а дома-крепости, с прочными известковыми стенами. Коралловый город живет своей сложной жизнью.

Группа 2.

Дом моллюска всегда при нем. Paковина не только не мешает им, а даже помогает в реактивном движении. Домик иногда превращается в батискаф и поддерживает моллюска в воде. Но таким кораблем-paковиной нужно было управлять. И у моллюсков развиваются органы чувств - глаза и головной мозг, равного которому нет ни у одного беспозвоночного животного.

Группа 3.

Наружный скелет-панцирь не то что не мешает движению - движение без скелета было бы для них невозможно. Ноги должны иметь опору. Ее и создает хитиновый покров. В хитиновом покрове нет просветов. Он защищает от врагов, не мешает двигаться, сохраняет постоянную форму тела. Единственный его недостаток - он не может расти.

Кластер создается на доске из листов бумаги с записями учащихся. Он может иметь следующий вид:

Эволюционный процесс идет без остановок. Он сопровождается не только изменениями в органическом мире - идет горообразовательный процесс, жаркий засушливый климат сменяется ледниковым периодом. Это не могло не сказаться на строении организмов.

Ученым непонятно, почему у деревьев каменноугольного периода нет годичных колец. Абсолютно неясно, почему в карбоне расцвет древовидных папоротников наступил так мощно и стремительно. Предоставим ученым право отгадывать эти загадки, а сами перенесемся в мезозойскую эру.

Великие неудачи природы.

Неприветливыми и страшными человеку показались бы юрские леса. В ту пору не росли цветы на полянах. Не вились над ними пестрые бабочки. Странные зубастые птицы не пели и не щeбeтали, а шипели и квакали. Высоко над головой качались громадные ветви древовидных папоротников. А на хвойных деревьях шуршали кожистые широкие листья. И везде ящеры. Только ящеры. На земле, в воде и в воздухе. Ящеры большие и маленькие. Медленные и быстроходные. Покрытые кожей и волосами. Ящеры на двух и на четырех ногах. Словом, ящеры - хозяева Земли.

Мы сегодня не будем затрагивать вопрос строения динозавров - они действительно были очень разнообразными. Некоторые особенности их внешней или внутренней организации легли в основу названий, которые давали ученые этим существам. Иногда получались казусы. Вот как отозвался на факт существования двух мозгов у диплодока американец Тейлор:

Мозгов был двойной комплект, и они занимали такие места:
Один - в голове, как у всех, другой - у начала хвоста.
Этот зверь мог сказать о себе самом,
Что всегда он был крепок задним умом.

Как уже было сказано выше, эти животные навсегда исчезли с лица Земли, не оставив после себя ничего. Их можно с полной уверенностью назвать тупиковой ветвью эволюции. А что стало причиной их вымирания? Как известно, на этот счет у ученых нет единого мнения.

Мы сегодня уже говорили о том, что эволюция - процесс очень длительный. Если принять возраст нашей планеты равным одному году, то в таком календаре один день составит 12, 3 млн. лет, а один час - 525 тыс. лет. Тогда история Земли может быть представлена следующей таблицей.

Появление человека на Земле.

Вы когда-нибудь задумывались над таким вопросом: почему Природа создала человека?

Следуя логике наших сегодняшних рассуждений, человек - это очередной этап в эволюции. Давайте выясним, насколько он оказался удачным.

  • Какие изменения приобрел человек в связи с прямохождением?
  • Можно ли человека назвать совершенным существом?
  • Продолжается ли эволюция человека в настоящее время?
  • Каким вы видите человека будущего?

Почему появился человек мы выяснили, а теперь скажите для чего?

Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать, а не иначе.
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи.
Человек рождается на свет.
Для чего? Ищите свой ответ...

Сегодня на уроке мы рассмотрели лишь некоторые моменты в истории живой природы. На доске получилась схема, которую необходимо завершить.

В начале урока вы сказали, что развитие органического мира идет от простого к сложному. Но в каждом из рассмотренных случаев есть небольшие недоработки, просчеты, допущенные Природой. Следовательно, какой вывод мы можем сделать?



Комментарии:

Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе


    Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе

      Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....

06 11 2025 4:21:17

Родословная великого русского поэта А.С. Пушкина в контексте литературы и общей биологии

В статье представлены материалы, содержащие комментарии некоторых литературных произведений великого русского поэта А.С.Пушкина, где есть значимые ссылки на его родословную, подтверждающие интерес самого поэта к этой теме. Кроме того, рассмотрены принципы составления родословных, даны основные термины, особенности генетического анализа родословной А.С. Пушкина. ...

05 11 2025 9:13:28

Урок-пpaктическая работа в 9-м классе по теме "Сравнение строения бактериальной, грибной, растительной и животной клеток"


    Урок-пpaктическая работа в 9-м классе по теме "Сравнение строения бактериальной, грибной, растительной и животной клеток"

      Урок – пpaктическая работа с использованием технологии критического мышления. Можно использовать как заключительный урок в теме «Цитология». ...

04 11 2025 7:25:50

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)


    Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

      Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....

03 11 2025 21:48:12

Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки


    Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки

      Учащиеся разделены на 5 групп, учитель играет роль заведующего кафедрой «Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки». В ходе виртуальной экскурсии «учащиеся» посещаю все лаборатории, где «ученые» выполняют лабораторные работы, компьютерное и механическое моделирование и рассказывают и презентуют свои исследования в области изучения строения и функций эукариотической клетки, используя при этом дидактические материалы – таблицы, электронные фотографии, муляжи, делает рабочие зарисовки. Творчески освещают деятельность Антони Левенгука (сценка). Отвечают на вопросы друг друга и «заведующего кафедрой»....

02 11 2025 0:25:14

Урок биологии в 11-м классе по теме "Расы человека"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Расы человека"

      Урок, посвященный расам, никогда не оставляет учеников безучастными. Здесь приводятся интересные факты. Использование презентации делает урок ярким и запоминающимся. На этом уроке у учащихся окончательно формируется представление о единстве происхождения рас человека, о равенстве между ними. ...

01 11 2025 0:55:29

Урок-исследование по биологии на тем "Исследование генеалогического древа рода А.С. Пушкина и составление своих родословных". 9-й класс

Данный материал представляет собой урок-исследование по биологии в 9-м классе. Цель его - провести исследование родословной А.С. Пушкина и составить родословную своей семьи. На уроке учащиеся устанавливают, что различные наследственные факторы, соединившись в одном человеке, в его геноме, могут дать миру гения....

31 10 2025 13:43:36

Страна папоротников

Данный урок-обобщение помогает расширить, обобщить и систематизировать знания по теме "Отряд Папоротниковидные", изучить многообразие папоротников, их значение в природе и жизни человека, распространение на материках и в России. Использование презентации на уроке способствует более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету. ...

30 10 2025 0:39:43

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс


    "Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

      Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

29 10 2025 7:18:54

Рабочая программа по биологии. 10–11-й классы


    Рабочая программа по биологии. 10–11-й классы

      Рабочая программа по биологии для 10–11-х классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии 2009 года. Причинами составления рабочей программы является несоответствие количества часов по учебному плану школы с количеством часов примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии....

28 10 2025 2:46:36

Развивающее обучение. Развитие мыслительных операций на уроках биологии


    Развивающее обучение. Развитие мыслительных операций на уроках биологии

      Какой урок может быть назван «урок развивающего обучения»? Думаю, что тот, который способствует духовному, психическому, интеллектуальному росту учащегося....

27 10 2025 6:11:10

Открытый урок биологии на тему "Размножение растений". 6-й класс


    Открытый урок биологии на тему "Размножение растений". 6-й класс

      На уроке формируются универсальные учебные действия с учетом потребностей и интересов учащихся знаковым полем "Размножение". Используется метапредметный подход: рисунок-схема. Урок предлагает активную групповую работу по технологическим картам. Учащиеся выявляют особенности пoлoвoго и бесполого размножения у растений....

26 10 2025 15:30:16

Значение биологических знаний для повседневной жизни и пpaктической деятельности. 6-й класс


    Значение биологических знаний для повседневной жизни и пpaктической деятельности. 6-й класс

      Урок по теме «Гигиена зрения» должен способствовать использованию знаний из других предметов: физики, химии философии. Учитывая внедрение в систему образования современных технических средств, ученик должен понимать, как рационально их использовать, т.к. это способствует в том числе и ухудшению зрения. Поэтому задача учителя - помочь ученикам снимать напряжение, выполняя комплекс упражнений, в том числе и для глаз....

25 10 2025 22:59:25

Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"


    Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"

      Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....

24 10 2025 11:56:18

Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки


    Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки

      В статье представлены два подробных цикла уроков по изучению типа хордовых. Каждый цикл состоит из нескольких уроков, посвященных одному из классов типа хордовых. Все уроки сопровождаются презентацией. ...

23 10 2025 0:11:47

Интегрированный урок (география + биология). Викторина "Знаете ли вы Байкал?". 8-й класс


    Интегрированный урок (география + биология). Викторина "Знаете ли вы Байкал?". 8-й класс

      География Иркутской области – обязательный предмет в средних школах Иркутской области в 8-9-х классах. На уроке дается хаpaктеристика природы, населения, экономики, экологии как единого целого. Изучение природы своей области необходимо школьникам, так как они должны хорошо представлять себе, каковы естественные богатства родного края, как они используются в народном хозяйстве. Это помогает не только расширить кругозор, но и поможет правильно выбрать профессию в будущем....

22 10 2025 17:27:40

Урок по ФГОС "Многообразие живых организмов". 5-й класс


    Урок по ФГОС "Многообразие живых организмов". 5-й класс

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....

21 10 2025 4:11:47

Семейство Розоцветные


    Семейство Розоцветные

      В статье представлен вариант проведения урока по изучению семейства цветковых растений. При проведении урока проводится лабораторная работа по определению растений семейства с использованием презентации. ...

20 10 2025 20:47:34

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

19 10 2025 1:37:26

Биология 6 класс Биология

Биология 6 класс  Биология Благополучие человека зависит от жизни других организмов. Задача человека —сохранить жизнь на нашей планете. Для этого нужно знать, какое строение имеют живые...

18 10 2025 15:44:22

Игровые технологии на уроках биологии


    Игровые технологии на уроках биологии

      Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....

17 10 2025 4:46:10

Ролевая игра по антинаркотическому воспитанию подростков "Мое будущее начинается сегодня"


    Ролевая игра по антинаркотическому воспитанию подростков "Мое будущее начинается сегодня"

      Одной из лучших форм воспитания детей является игра. В предлагаемой работе представлен один из вариантов разработанной автором ролевой игры антинаркотического воспитания....

16 10 2025 2:34:44

Урок: "Отделы растений"


    Урок: "Отделы растений"

      Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

15 10 2025 20:43:59

Внеклассное интегрированное мероприятие на тему "Вредным привычкам — нет!"


    Внеклассное интегрированное мероприятие на тему "Вредным привычкам — нет!"

      Внеклассное интегрированное мероприятие «Вредным привычкам – нет!» (обществознание + биология) разработано для учащихся 8-х классов. Вечер проводится в форме ролевой игры – суда над пагубными привычками. В ходе мероприятия на конкретных примерах демонстрируется опасность употрeбления наркотических средств, алкоголя, табака, учащиеся информируются о непоправимых последствиях их использования; формируется негативное отношение детей к пагубным привычкам. ...

14 10 2025 6:34:30

Химический состав клетки. Неорганические вещества. Липиды. Углеводы. 9-й класс

Урок общей биологии с доской SMART Вoard. Цель: изучение нового материала, закрепление и систематизация материал по теме, формирование общебиологических понятий – основные свойства живых организмов, химический состав клетки, наука цитология; формирование навыков работы в паре и группе по закреплению и систематизации материала....

13 10 2025 16:36:23

Урок на тему "Строение и функции цветка". 6-й класс


    Урок на тему "Строение и функции цветка". 6-й класс

      Данная разработка позволяет познакомить учащихся с особенностями строения и биологического значения цветка, развивает умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала используются электронные образовательные ресурсы. Урок направлен на развитие у учащихся познавательной активности, навыков самостоятельности, саморазвития и самоопределения....

12 10 2025 16:39:47

Использование проектного метода в преподавании биологии с учетом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов


    Использование проектного метода в преподавании биологии с учетом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов

      Использование проектного метода в преподавании биологии с учётом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов. Среднесрочный проект в форме ролевой игры в параллели 7-х классов. Несколько вариантов уроков для физико-математического, гуманитарного и естественно-научного классов....

11 10 2025 5:28:54

Разработка внеклассного мероприятия по биологии "В царстве Берендея": инсценированный КВН


    Разработка внеклассного мероприятия по биологии "В царстве Берендея": инсценированный КВН

      В работе представлен инсценированный КВН по мотивам русских народных сказок для учащихся 7-х классов....

10 10 2025 14:24:25

Урок биологии по теме "Бактерии – незримые и вездесущие"


    Урок биологии по теме "Бактерии – незримые и вездесущие"

      Данный конспект необходимо сочетать с презентацией к уроку. Презентацию по ботанике, можно использовать как дополнение на уроке по теме "Бактерии" Большое количество иллюстраций помогают составить целостное представление об особенностях строения и жизнедеятельности бактериальной клетки, разнообразии бактерий и их значении в природе и в жизни человека....

09 10 2025 7:41:40

Значение водорослей в природе и жизни человека

Значение водорослей в природе и жизни человека Из красных водорослей (филофора) получают агар, используемый в микробиологии и кондитерской промышленности. Из зеленых (кладофора) делают бумагу....

08 10 2025 6:59:51

Стебель как основная часть побега


    Стебель как основная часть побега

      Данная разработка урока поможет изучить строение стeбля в связи с выполняемыми функциями. Подборка стихотворений, загадок, слайдов способствует лучшему усвоению, запоминанию материала и большей заинтересованности....

07 10 2025 20:20:53

Урок биологии "Биоценоз леса"


    Урок биологии "Биоценоз леса"

      Комбинированный урок с использованием компьютерной презентации, на котором дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги Кемеровской области, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов. Учителю предоставится возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального использования природных ресурсов....

06 10 2025 14:28:33

«Грибы. Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы». 6-й класс


    «Грибы. Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы». 6-й класс

      На уроке учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, их отличительными особенностями, сформируют представление о строении грибов, типах питания и размножении....

05 10 2025 2:51:39

Строение семени растения, условия прорастания и дыхание семян

Строение семени растения, условия прорастания и дыхание семян Семена цветковых растений разнообразны по форме и размерам: могут достигать нескольких десятков сантиметров (пальмы) и быть почти неразличимы (орхидные, заразиха). По форме — шаровидные, удлиненно-шаровидные, цилиндрические....

04 10 2025 8:50:33

Открытый урок по биологии на тему: "Строение клетки". 6-й класс


    Открытый урок по биологии на тему: "Строение клетки". 6-й класс

      На этом уроке учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют знания по теме, отpaбатывают умения пользоваться микроскопом и выполняют охотно лабораторную работу. Данный урок позволяет развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Учащимся нравятся такие формы уроков, где они экспериментируют, отгадывают кроссворды, работают с тестом, соревнуясь с другой комaндой. В итоге получают положительный результат. ...

03 10 2025 14:23:34

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе


    Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

      Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

02 10 2025 18:56:12

Биомасса мирового океана и ее состав, функции живого вещества

Биомасса мирового океана и ее состав, функции живого вещества Океан гораздо бедней жизнью, чем суша; биомасса мирового океана в 1000 раз меньше. Большинство образовавшейся биомассы — одноклеточные водоросли и другие обитатели океана — отмирают, падают на дно и органическое вещество их разрушается редуцентами....

01 10 2025 20:38:14

Урок биологии в 6-м классе. Игра-сказка "Семейство розоцветных"


    Урок биологии в 6-м классе. Игра-сказка "Семейство розоцветных"

      Цель урока – познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейства розоцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии растений семейства розоцветных. Во время игры ребята отгадывают загадки, выводят формулу цветка семейства розоцветных, описывают яблоню обыкновенную. ...

30 09 2025 8:59:54

Преподавание биологии как творческий процесс


    Преподавание биологии как творческий процесс

      Работа с подвижными моделями и объяснение нового материала в форме сказки на уроках биологии....

29 09 2025 16:34:58

Мастер-класс "УМК Д.И. Трайтака, С.В. Суматохина по биологии в 7-м классе"


    Мастер-класс "УМК Д.И. Трайтака, С.В. Суматохина по биологии в 7-м классе"

      Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....

28 09 2025 16:46:49

Интегрированный урок (биология + ОБЖ) по теме "Гигиена дыхания"


    Интегрированный урок (биология + ОБЖ) по теме "Гигиена дыхания"

      Представленный урок проводится как обобщающее занятие по теме "Дыхание" в курсе "Биология. Человек" для 8-х классов. В урок включены элементы пpaктических занятий по приёмам оказания первой помощи при нарушении дыхания, основы знаний по валеологии и профилактике инфекционных заболеваний....

27 09 2025 22:35:17

Лабораторная работа по биологии по теме "Портрет нашего ребенка". 11-й класс


    Лабораторная работа по биологии по теме "Портрет нашего ребенка". 11-й класс

      Моделируя в ходе работы возможный фенотип своего будущего ребенка, учащиеся становятся на уровень научного прогнозирования собственной жизни. Необычный способ оформления результатов – в виде детского портрета – провоцирует творческое воображение, предполагает использование учащимся элементов художественного творчества. Цель работы: повторение и закрепление основных генетических закономерностей; развитие интереса к пpaктическому применению генетики....

26 09 2025 9:33:53

Конспект урока по биологии в 6-м классе по теме "Тип Члeнистоногие. Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Пчеловодство"


    Конспект урока по биологии в 6-м классе по теме "Тип Члeнистоногие. Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Пчеловодство"

      Конспект урока биологии в 7-м классе, основная цель которого раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, выявить её роль в природе и жизни человека....

25 09 2025 6:15:30

Электронный образовательнй ресурс "Школьный атлас-определитель цветковых растений"


    Электронный образовательнй ресурс "Школьный атлас-определитель цветковых растений"

      Электронное пособие предназначено для учащихся 6–7-х классов. Выполнено пособие в программе Microsoft PowerPoint. Традиционно в школе изучаются семь семейств покрытосеменных из классов двудольных и однодольных. Определительные карточки сложны для использования. Атлас-определитель позволит ученикам быстро и просто определить 51 вид растений....

24 09 2025 1:49:57

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"


    Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

      Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....

23 09 2025 3:34:16

Лекарственные и редкие растения Камчатки


    Лекарственные и редкие растения Камчатки

      Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....

22 09 2025 9:50:55

Урок по теме "Направления органической эволюции"


    Урок по теме "Направления органической эволюции"

      Тип урока – обобщающий. Проводится в игровой форме. Учащиеся – это молодые специалисты, работающие в лаборатории НИИ эволюционной биологии. Урок – это один рабочий день лаборатории. На уроке обобщаются знания о направлениях органической эволюции, проводится лабораторная работа по определению идиоадаптаций комара, выполняется самостоятельная работа по карточкам-заданиям, учащиеся также получают новые знания, анализируют, сравнивают, делают выводы во время работы на уроке. ...

21 09 2025 21:37:24

Органы и системы органов животных


    Органы и системы органов животных

      Данный урок биологии является обобщающим при изучении органов и систем органов животных. До того момента, когда учащиеся начнут изучать все системы органов более подробно, они должны себе чётко представлять, что является органом и системой. На этом уроке ребята не только вспоминают название систем органов, но и называют органы, представляющие каждую систему у разных групп организмов....

20 09 2025 15:16:44

Урок в 7-м классе по теме "Хвойные нашего края. Их роль в природе и жизни человека"


    Урок в 7-м классе по теме "Хвойные нашего края. Их роль в природе и жизни человека"

      В статье изложен вариант проведения урока в 7-м классе, который обучается по учебнику авторов Н.И. Сонина и В.Б. Захарова «Многообразие живых организмов». Во время подготовки и на протяжении всего урока учащиеся раскрывали своё творчество, свой талант....

19 09 2025 4:56:36

Урок "Удивительный мир грибов"


    Урок "Удивительный мир грибов"

      Вводный урок, на котором изучаются общие особенности организации грибов, распространения, признаки грибной клетки, типы питания, размножения и роль грибов в природе и жизни человека. Повышение интереса к изучаемой теме достигается путем использования регионального компонента государственного образовательного стандарта (стихи о грибах, грибы, занесенные в Красную книгу Мурманской области). Использование на уроке информационных технологий значительно повышает мотивацию обучающихся....

18 09 2025 17:42:16

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::