Урок биологии по теме "Внешнее строение и образ жизни рыб" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок биологии по теме "Внешнее строение и образ жизни рыб"

Цель урока: Познакомить с представителями нового для учащихся класса животных.

Задачи урока:

Образовательные:

Дать представление об отличительных чертах внешнего строения рыб и о их образе жизни.
Познакомить с представителями этого класса.
Учить распознавать их и отличать от представителей других классов.

Коррекционно-развивающие.

Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного,слухового и тактильного восприятия .
Развивать речь, обогащать активный словарный запас.

Воспитательные.

Формировать бережное отношению к природе.
Формировать основы экологического сознания.

Словарь: рыба, голова, туловище, хвост, плавники: спинной, грудные, брюшные, анальный, хвостовой, чешуя, слизь, жаберная крышка, боковая линия, одомашненные рыбы, хищники, травоядные.

Оборудование: Презентация (Смотри приложение)

Ход урока

1. Организационный момент.

Подготовка рабочего места.

2. Организация учащихся на урок.

Закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: “Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе”. Я желаю вам успеха и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок. Спасибо.

3. Актуализация знаний к новой теме:

Приступим к выполнению первого задания. Ты должен расположить карточки слева направо так, чтобы крайнее слева понятие было самым общим, крайнее справа – самым частным, а расположенные посередине – промежуточным по общности (задание на развитие мыслительных действий с понятиями выполняется каждым учеником с учётом их особенностей т.е. количество понятий может быть меньше) .

Животные – беспозвоночные – насекомые – бабочки – капустница
Прочитайте, что у вас получилось.
К какому классу животных относится бабочка ?
Кто из животных ещё относится к этому классу?

4. Сообщение темы и начало показа презентации.

Сегодня мы познакомимся с новым классом – классом рыб. Ученые выделили этих животных в отдельный класс, так как они имеют общее внешнее и внутреннее строение, живут в воде, отличаются от других животных способами выведения потомства, поведением.

План урока:

1. Внешнее строение рыб.
2.Среда обитания рыб.
3.Способ передвижения рыб.
4.Способ питания рыб.
5.Значение рыб в природе и жизни человека.

5. Новый материал:

(Слайд 1) Примерно 2/3 поверхности суши покрыто океанами, морями, реками и озёрами. Их населяет множество животных, значительную часть которых составляют рыбы. Давайте познакомимся с ними поближе. Рыбы – это окуни, карпы, щуки, караси…

Рыбы появились на Земле более 450 млн лет назад Эти животные освоили водную среду обитания и приспособились к существованию в самых разных условиях. Так небольшая рыбка ципринодон обитает в горячих (50*) источниках Калифорнии.

(Слайд 2) Рыбы имеют разные размеры, форму тела, окраску. Они бывают большие и маленькие. Например, самая маленькая рыбка – бычок из озера Люцон (Филиппины) – 15мм, а китовая акула – 20 метров и весит 15 – 20 т.

(Слайд 3) Тело рыб состоит из головы, на которой находятся : глаза, нос, рот, жаберная крышка, которая защищает органы дыхания рыбы – жабры; туловища и хвоста. На спине у рыб есть спинной плавник, на брюшной стороне – анальный брюшные и грудные плавники, а на хвосте – хвостовой плавник. . Грудные и брюшные плавники парные, а анальный, спинной и хвостовой плавники – непарные. На боковых сторонах тела рыбы заметен ряд отверстий, – это боковая линия, она позволяет рыбе ощущать направление и силу течения воды. Органы боковой линии позволяют точно узнавать о движении вероятной добычи или, наоборот, хищника, а также “чувствовать плечо” партнёров по стае.

(Слайд 4) Снаружи тело рыб покрыто чешуёй . Каждая чешуйка – это тонкая костная пластинка. Различают несколько видов чешуи рыб. Передним краем чешуйка погружена в кожу рыбы, а задним краем налегает на следующие чешуйки .

6. Первичное закрепление пройденного материала.

Работа по тетради. На рисунке надо указать части тела рыбы ( возможно дать индивидуальные задания, учитывая особенности детей.)

7.Физкультминутка

Новый материал (продолжение).

(Слайд 5) Уменьшить трение с водой и увеличить скорость рыбам позволяет специальная смазка – тонкий слой слизи, покрывающий кожу.

Большинство рыб используют для плавания боковые волнообразные изгибы тела – обращённая назад сторона каждого изгиба как бы отталкивается от воды и продвигает тело вперёд, а также при помощи плавников. При помощи парных плавников рыба передвигается вправо, влево, вверх, вниз, а при помощи непарных – двигается по прямой линии. Большинство рыб перемещаются со скоростью 2 – 6 км/ч., хотя, бросаясь на добычу или. уходя от хищника, они могут двигаться значительно быстрее. Тигровая и голубая акулы – быстрейшие из акул, плавают со скоростью – 30 – 40 км/ч.. Стаи тунцов обычно движутся со скоростью 20 – 25 км/ч, но способны разгоняться до 70 км/ч..

(Слайд 6) Пищевые пристрастия у рыб различны. Есть хищные: акулы, осетры, лососи, окуни, щуки. У этих рыб во рту находятся зубы. Есть – травоядные. Это – сельдь, сазан, карп, карась линь. У большинства карповых челюсти лишены зубов, зато в глотке имеются зубы, с помощью которых они перетирают пищу.

(Слайд 7) У акул зубы расположены в 5 – 6 а то и в 15 рядов. Общее число зубов достигает нескольких сотен, и каждый острее бритвы. Задние зубы заменяют передние по мере снашивания. За 10 лет акула может сносить до 24 тыс. зубов. Сила сжатия челюстей достигает 18 т. Акула без труда перекусывает морскую черепаху или дельфина.

Водные животные используют зрение не так активно, как наземные животные. В воде контуры подводных предметов даже на небольшом расстоянии выглядят размытыми, может быть поэтому рыбы близоруки – дистанция резкого видения у них обычно не превышает 1метра. Тем не менее зрение играет важную роль, когда рыба выслеживает добычу, уходит от опасности, выбирает наиболее освещенные участки, общается с себе подобными. Многие рыбы способны различать цвета, и не просто различать особей своего вида, но и их “настроение” (агрессивность, желание поухаживать) выражаемые с помощью изменений в окраске тела.

Выражение “ нем как рыба” также не соответствует действительности. Рыбы способны издавать разнообразные звуки, иногда довольно громкие. Особенно “разговорчивы” те виды, которые издают звуки при помощи плавательного пузыря. Например, позывные рабы-жабы похожи на хрюканье и пароходные гудки, а макрорус издаёт низкое ворчание. Органы слуха позволяют рыбам слышать звуки в широком диапазоне. Треска, например, не только слышит звуки разной частоты, но и определяет место, где находится источник звука. Даже слабые звуки, возникающие, когда рыба хватает добычу или перетирает пищу челюстями, привлекают других хищников, а миролюбивых рыб повергают в бегство.

Органы обоняния и вкуса у рыб расположены в носовой полости. Тонкость чувств позволяет хищникам, руководствуясь запахом крови, находить раненое животное, а лососям, идущим на нерест после многолетней жизни в море, узнавать запах родной реки. С помощью органа вкуса – вкусовых почек, которые расположены не только в ротовой полости, но и на поверхности головы и даже на теле и плавниках – рыбы оценивают вкус пищи. Экспериментально установлено, что рыбы различают кислое, солёное, сладкое, горькое.

8. Первичное закрепление пройденного материала.

Разложите названия рыб по группам: хищные,травоядные. Названия рыб напечатаны на карточках и лежат в конвертах на столах (количество названий даётся в зависимости от способностей ребенка, уровня восприятия). Акула, сельдь, осётр, лосось, карп, пескарь.

Новый материал (продолжение).

(Слайд 8) Окраска рыб разнообразна. Спина у рыб, как правило, темнее стороны обращенной ко дну. Щука или окунь, которые живут в водорослях, имеют тёмно – зелёную спину и более светлые бока с поперечными полосами. Щуки,живущие в водоёмах, где немного водорослей, имеют коричнево – зелёную спину с желтоватыми пятнами, напоминающими игру солнечных лучей на дне водоёма. Рыбы,плавающие в толще воды или у поверхности водоёмов, имеют серебристую окраску тела, маскирующую их от врагов (сельдь, плотва).

(Слайд 9) Многие виды рыб человек научился разводить в садках, прудах. Это осетровые рыбы, форель, карп.

(Слайд 10) Значение рыб в природе и жизни человека.

Рыбы регулируют численности водных беспозвоночных.

Рыбы являются кормом друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих.

Из рыбы получают жир, богатый витаминами, и в особенности витамином Д, который необходим и детям, и взрослым.

Рыбу используют для производства кормовой муки для откорма скота, а из отходов рыбной промышленности изготавливают удобрения.

Роль рыб в жизни человека неоценима: они являются объектами промысла, неотъемлемой частью питания. Поэтому рыбные ресурсы необходимо разумно использовать.

Рыбы – ценный продукт питания. Они употребляются в пищу человеком.

9. Проверка знаний (в виде викторины “Проверь себя”). (Слайд 11)

  1. Каких рыб вы знаете?

  2. На какие части разделено тело рыб?

  3. Чем питаются рыбы?

  4. От чего зависит окраска тела рыб?

  5. Каких рыб разводит человек?

Выставление оценок.

10. Итог урока:

С каким классом животных мы познакомились?

Каково его значение?

11. Домашнее задание.

Презентация



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Инфекционные болезни и проблемы долголетия

Урок биологии в 10-м классе проходит в форме конференции, на котором выясняются факторы, влияющие на снижение продолжительности жизни людей. ...

28 11 2021 18:29:56

Повторение и обобщение материала по теме "Митоз, мейоз". 11-й класс

Обобщающий урок по теме направлен на обучение решению задач 2-й части Е Г Э задание №39. В начале урока проводится повторение фаз митоза и мейоза, выявления сходства и отличия процессов, решение теста с выбором одного или нескольких вариантов ответов....

28 11 2021 5:53:58

Острицы: пути заражения, симптомы, лечение и профилактика

Оплодотворенные самки активно выползают (обычно, когда человек спит) из заднепроходного отверстия, ползают вокруг него и откладывают около 12 тыс. яиц....

28 11 2021 3:59:11

Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....

28 11 2021 20:35:52

Господин кабан и свинка-господинка

Данное мероприятие позволяет учащимся расширить знания по теме " Семейство свиньи". Материал излагается в форме путешествия по материкам, на которых предстоит встреча с представителями пяти родов данного семейства. Роль натуралистов исполняют учащиеся, которые рассказывают присутствующим о повадках, особенностях строения, образе жизни животных. Исторические сведения о животном рассказывает архивариус, о пользе данных представителей поведает врач. ...

28 11 2021 20:55:57

Макроэволюция, ее доказательства. 11-й класс

Данный урок стоит в разделе « Основы учения об эволюции» по учебнику « Общая биология» для 10–11-х классов, авторы А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. Учитель использует И К Т, применяет такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповую и индивидуальную. На уроке организуется поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается У М К « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» « Общая биология. 11 класс» и медиопрезентацией....

28 11 2021 21:17:37

Система использования проектной деятельности учащихся 5–6-х классов на уроках природоведения и биологии

Автор статьи делится опытом педагогической деятельности по использованию личностно ориентированных технологий, в том числе метода проектной деятельности. Работа в данном направлении носит последовательный и системный характер....

28 11 2021 17:31:44

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

Спецкурс " Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и девушками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

28 11 2021 15:54:18

Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + информатика) "Биоинформ"

Проведенное внеклассное мероприятие способствует активизации учебно-воспитательного процесса, а также повышает мотивацию к изучению предметов. Авторы считают, что цель и задачи мероприятия достигнуты: активность учащихся подтверждает правильность выбора — формы, методов работы и педагогических приемов....

28 11 2021 22:28:21

Элективный курс "Тайны человеческого тела"

В курсе дан интересный материал об особенностях строения практически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и смерть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

28 11 2021 14:24:16

Галактика. Многообразие галактик

Урок " Галактики. Многообразие галактик" по теме " Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

28 11 2021 11:14:18

Двухчасовое занятие элективного курса "Питайся правильно — будешь здоров". Тема: "Кто хорошо жует — тот долго живет"

Тема, посвященная зубам, рассматривается на двух, а иногда и на трех занятиях. На первом занятии ребята знакомятся со строением зубов. Ко второму занятию приносят свои зубные пасты, щетки и мы учимся правильному выбору паст, щеток, зубных нитей. Учимся пользоваться зубной нитью, потому что в нашем поселке это редкость. Обязательно говорим о пользе и вреде жевательной резинки и о тех продуктах, которые сделают зубы крепкими и надолго сохранят их здоровье....

28 11 2021 14:12:23

Значение животных в природе и жизни человека

Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые перерабатывают останки отмерших организмов....

28 11 2021 15:22:53

Интегрированный урок по биологии и информатике на тему: "Роль человека в биосфере. Экологические проблемы озера Байкал"

Существует большое количество самых разнообразных программно-педагогических средств, но не все их можно использовать для сопровождения урока в компьютерном классе по различным причинам. У каждого учителя, исходя из его педагогического опыта, есть свое собственное видение урока, и в применение компьютерных технологий появляется возможность сделать его более наглядным, продуктивным и интересным. Выбор программной среды пал на Microsoft PowerPoint в силу широкого его распространения, быстроты освоения учителями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации представляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых файлов. ...

28 11 2021 6:53:52

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

28 11 2021 20:28:23

Изменение питательных веществ в кишечнике

При изучении темы " Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

28 11 2021 3:13:43

Урок природоведения по теме "Вещества и явления в окружающем мире". 5-й класс

Урок включен в раздел « Земля», в котором дети рассматривали строение Земли и горные породы. В этой теме учащиеся знакомятся с веществами и явлениями природы, основываясь на знаниях, которые получили на прошлых уроках. Узнают, что есть тело, а что вещество. Какие бывают вещества и из чего состоят. Осуществляется первичное знакомство с предметом "химия". Дети знакомятся с видами явлений. Выделяют признаки явлений через видеоопыты....

28 11 2021 7:12:10

Контрольно-обобщающий урок в виде игры "Счастливый случай" по теме "Класс Земноводные"

Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры " Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех геймов, в ней участвуют 2 команды....

28 11 2021 19:58:12

Обобщающий урок по теме "Кровь и кровообращение" в 8-м классе

Урок систематизирует знания, полученные при изучении темы, повторяет термины, значение сердца, данные кардиологии, влияние вредных веществ на сердечно-сосудистую систему; закрепляет: умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечения. ...

28 11 2021 3:42:33

Коллективный интеллект-урок по теме "Птицы — позвоночные, приспособленные к полету"

На первый план в этом уроке выдвигается идея развивающего обучения. Создаются возможности для развития интеллекта, творческих способностей. Ученикам дана возможность принимать решения, самостоятельно мыслить, обрести уверенность в своих силах. В процессе изучения темы использовался словесно-логический метод обучения....

28 11 2021 21:23:36

Мастерская построения знаний "Рождение ДНК". Урок биологии в 9-м классе

Урок построен в иносказательной форме, доступной для учеников 9-го класса. Легко запоминаются сложные термины, по ходу урока идет повторение строения и свойств клетки....

28 11 2021 23:30:12

Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов

Урок носит мировоззренческий аспект, позволяет учащимся соединить воедино знания, полученные на уроках естественно-гуманитарного цикла. Синтез информации позволяет учащимся на более доступном уровне понять сущность природных явлений и явлений языка. Использование различных форм работы позволяет поддерживать на высоком уровне познавательную деятельность учащихся. Использование личностно ориентированного подхода позволяет добиться более высокого качества обучения....

28 11 2021 4:49:37

Система упражнений для учащихся специальной медицинской группы по предупреждению развития плоскостопия

Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....

28 11 2021 23:23:59

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры « Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

28 11 2021 22:58:17

Урок по теме "Сердце". 8-й класс

Урок биологии изучает особенности строения сердца; у учащихся формирует анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца. На уроке развиваются познавательная активность, умения устанавливать взаимосвязь в строении и функциях сердца, межпредметные связи, навыки самостоятельной, парной, групповой работы, коммуникативное общение....

28 11 2021 10:19:47

Интегрированный урок биологии по теме "Дыхание". 8-й класс

Деятельность учителя стимулирует познавательную активность школьников, учитывает возрастные и физиологические особенности учащихся. Урок содержит материал для свободной беседы и поисковой работы с дополнительными источниками информации. В урок включены межпредметные связи, позволяющие на уроке биологии осознанно сделать выводы о физиологических функциях человеческого организма. Каждый урок должен быть интересен....

28 11 2021 7:24:32

Урок биологии по теме "Развитие насекомых". 7-й класс

В ходе урока изучаются типы развития насекомых; выявляется значение личиночной стадии в жизни насекомых. Проверяются знания характеристик классов членистоногих с самопроверкой и самооценкой; выявляются особенности развития насекомых с полным и неполным превращением. Учащиеся работают с таблицами и кластерами....

28 11 2021 3:18:22

Деление клетки. Митоз

Урок знакомит с фазами митоза и пониманием его биологического значения. У учащихся формируется умение последовательно выстраивать процессы митоза. Создаются условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений....

28 11 2021 22:34:27

Лабораторная работа "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя"

Цели урока: показать характерные особенности более сложной организации червей по сравнению с кишечнополостными (во внешнем строении) на примере кольчатого червя; выяснить значение дождевых червей в почвообразовательном процессе. ...

28 11 2021 14:55:31

Класс Пресмыкающиеся. 7-й класс

Обобщающий урок в 7-м классе ( У М К В. В. Пасечник) проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. В работе представлен иллюстративный материал - презентация....

28 11 2021 19:54:58

Урок "Осанка. Предупреждение плоскостопия". 8-й класс

На уроке с помощью метода эвристической беседы выявляются и закрепляются знания учащихся об осанке и плоскостопии, дается материал о нарушениях осанки и ее коррекции, последствиях и профилактике плоскостопия. При объяснении хода выполнения домашней лабораторной работы учащиеся знакомятся с методами определения нарушений осанки и наличия плоскостопия....

28 11 2021 9:31:36

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок « Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

28 11 2021 23:37:43

Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к Е Г Э. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на практическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда " Как готовиться к Е Г Э". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....

28 11 2021 21:31:14

Урок биологии в 8-м классе по теме "Органы. Система органов. Организм"

Урок биологии " Органы. Система органов. Организм" проводится в 8-м классе как заключительный по теме " Общий обзор организма человека" по программе Н. И. Сонина. Используется учебник " Биология. Человек" Н. И. Сонина, Н. Р. Сониной, 2008 года....

28 11 2021 8:41:53

Круглые черви - общая характеристика, строение, значение в природе

Тип круглые черви или Nemathelminthes – один из самых многочисленных среди царства животных. Насчитывается больше 20 000 видов. Размеры варьируют от 80мкм до 8 метров. Самки обычно крупнее самцов. Все представители обладатели двусторонней симметрии....

28 11 2021 4:50:42

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

28 11 2021 11:16:47

Класс Ракообразные: строение, системы органов, значение в природе

Класс Ракообразные имеет незамкнутую кровеносную систему. На спинной стороне тела расположено пятиугольное сердце. Из сердца кровь идет в полости тела, снабжая органы кислородом и питательными веществами, затем по сосудам поступает в жабры и обогащенная кислородом снова возвращается в сердце....

28 11 2021 14:21:23

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения

Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....

28 11 2021 15:17:35

Урок ИКТ по теме "Скелет человека"

Цель урока: изучить строение, основные отделы и функции скелета человека; значение опорно-двигательной системы человека; развивать знания об опорно-двигательных системах организмов; совершенствовать навыки использования учащимися Интернет-технологий; воспитывать бережное отношение к своему здоровью....

28 11 2021 16:17:20

Растительность и животные мира

Цель урока - повышение мотивации учения, развитие познавательного интереса к предмету. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, придают ему большую эмоциональность. ...

28 11 2021 18:45:54

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный характер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

28 11 2021 8:17:38

Особенности строения голосеменных растений (6-й класс)

На уроке учащиеся повторяют строение споровых растений, знакомятся с многообразием голосеменных, изучают особенности голосеменных на примере класса хвойных, значение голосеменных в природе и жизни человека. Урок способствует развитию логического мышления, умений использования знаний для решения задач. ...

28 11 2021 3:55:41

Внеклассное мероприятие по теме "В мире цветов" для учащихся 5–6-х классов

Мероприятие представлено конспектом, заданиями и презентацией MS PowerPoint. Способствует развитию интереса к предмету и познавательной активности у учащихся. ...

28 11 2021 15:21:50

Тема урока: "Встреча юных друзей природы"

Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....

28 11 2021 23:28:14

Урок биологии по теме "Конкурентные взаимодействия". 11-й класс

Разработка может быть использована как по предмету биологии, так и по экологии. Данный урок содержит блок проверочной работы в виде кроссворда и игры в «горячий стул» по теме « Основные типы экологических взаимодействий». Урок направлен на развитие интеллектуальной сферы: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы....

28 11 2021 0:39:19

Интеллектуальная игра "Восхождение к ЭКО" (10-й кл.)

Учащиеся восстанавливают в памяти когда-то изученный материал. Используют свои знания в конкретной ситуации, расширяют кругозор. Анализируют, обобщают, используют знания при решении практических задач, переносят знания из одной области знаний в другую. Делают выводы о роли человеческого фактора в экологическом состоянии планеты. ...

28 11 2021 0:32:21

Программа экологического воспитания. Клуб "ЭКОС"

Приведена программа занятий с учащимися среднего школьного возраста в целях формирования у них экологической культуры. ...

28 11 2021 22:15:13

Биология 6 класс Биология

Благополучие человека зависит от жизни других организмов. Задача человека —сохранить жизнь на нашей планете. Для этого нужно знать, какое строение имеют живые...

28 11 2021 9:13:19

Развивающее обучение активными формами и методами познавательной деятельности

Познавательный интерес – глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников – показатель серьезных недостатков в обучения. Именно благодаря интересу знания могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности....

28 11 2021 21:48:11

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

28 11 2021 12:37:49

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)