Урок биологии по теме "Внешнее строение и образ жизни рыб" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии по теме "Внешнее строение и образ жизни рыб"


    Урок биологии по теме "Внешнее строение и образ жизни рыб"

Цель урока: Познакомить с представителями нового для учащихся класса животных.

Задачи урока:

Образовательные:

Дать представление об отличительных чертах внешнего строения рыб и о их образе жизни.
Познакомить с представителями этого класса.
Учить распознавать их и отличать от представителей других классов.

Коррекционно-развивающие.

Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного,слухового и тактильного восприятия .
Развивать речь, обогащать активный словарный запас.

Воспитательные.

Формировать бережное отношению к природе.
Формировать основы экологического сознания.

Словарь: рыба, голова, туловище, хвост, плавники: спинной, грудные, брюшные, aнaльный, хвостовой, чешуя, слизь, жаберная крышка, боковая линия, одомашненные рыбы, хищники, травоядные.

Оборудование: Презентация (Смотри приложение)

Ход урока

1. Организационный момент.

Подготовка рабочего места.

2. Организация учащихся на урок.

Закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: “Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе”. Я желаю вам успеха и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок. Спасибо.

3. Актуализация знаний к новой теме:

Приступим к выполнению первого задания. Ты должен расположить карточки слева направо так, чтобы крайнее слева понятие было самым общим, крайнее справа – самым частным, а расположенные посередине – промежуточным по общности (задание на развитие мыслительных действий с понятиями выполняется каждым учеником с учётом их особенностей т.е. количество понятий может быть меньше) .

Животные – беспозвоночные – насекомые – бабочки – капустница
Прочитайте, что у вас получилось.
К какому классу животных относится бабочка ?
Кто из животных ещё относится к этому классу?

4. Сообщение темы и начало показа презентации.

Сегодня мы познакомимся с новым классом – классом рыб. Ученые выделили этих животных в отдельный класс, так как они имеют общее внешнее и внутреннее строение, живут в воде, отличаются от других животных способами выведения потомства, поведением.

План урока:

1. Внешнее строение рыб.
2.Среда обитания рыб.
3.Способ передвижения рыб.
4.Способ питания рыб.
5.Значение рыб в природе и жизни человека.

5. Новый материал:

(Слайд 1) Примерно 2/3 поверхности суши покрыто океанами, морями, реками и озёрами. Их населяет множество животных, значительную часть которых составляют рыбы. Давайте познакомимся с ними поближе. Рыбы – это окyни, карпы, щуки, караси…

Рыбы появились на Земле более 450 млн лет назад Эти животные освоили водную среду обитания и приспособились к существованию в самых разных условиях. Так небольшая рыбка ципринодон обитает в горячих (50*) источниках Калифорнии.

(Слайд 2) Рыбы имеют разные размеры, форму тела, окраску. Они бывают большие и маленькие. Например, самая маленькая рыбка – бычок из озера Люцон (Филиппины) – 15мм, а китовая акула – 20 метров и весит 15 – 20 т.

(Слайд 3) Тело рыб состоит из головы, на которой находятся : глаза, нос, рот, жаберная крышка, которая защищает органы дыхания рыбы – жабры; туловища и хвоста. На спине у рыб есть спинной плавник, на брюшной стороне – aнaльный брюшные и грудные плавники, а на хвосте – хвостовой плавник. . Грудные и брюшные плавники парные, а aнaльный, спинной и хвостовой плавники – непарные. На боковых сторонах тела рыбы заметен ряд отверстий, – это боковая линия, она позволяет рыбе ощущать направление и силу течения воды. Органы боковой линии позволяют точно узнавать о движении вероятной добычи или, наоборот, хищника, а также “чувствовать плечо” партнёров по стае.

(Слайд 4) Снаружи тело рыб покрыто чешуёй . Каждая чешуйка – это тонкая костная пластинка. Различают несколько видов чешуи рыб. Передним краем чешуйка погружена в кожу рыбы, а задним краем налегает на следующие чешуйки .

6. Первичное закрепление пройденного материала.

Работа по тетради. На рисунке надо указать части тела рыбы ( возможно дать индивидуальные задания, учитывая особенности детей.)

7.Физкультминутка

Новый материал (продолжение).

(Слайд 5) Уменьшить трение с водой и увеличить скорость рыбам позволяет специальная смазка – тонкий слой слизи, покрывающий кожу.

Большинство рыб используют для плавания боковые волнообразные изгибы тела – обращённая назад сторона каждого изгиба как бы отталкивается от воды и продвигает тело вперёд, а также при помощи плавников. При помощи парных плавников рыба передвигается вправо, влево, вверх, вниз, а при помощи непарных – двигается по прямой линии. Большинство рыб перемещаются со скоростью 2 – 6 км/ч., хотя, бросаясь на добычу или. уходя от хищника, они могут двигаться значительно быстрее. Тигровая и гoлyбая акулы – быстрейшие из акул, плавают со скоростью – 30 – 40 км/ч.. Стаи тунцов обычно движутся со скоростью 20 – 25 км/ч, но способны разгоняться до 70 км/ч..

(Слайд 6) Пищевые пристрастия у рыб различны. Есть хищные: акулы, осетры, лососи, окyни, щуки. У этих рыб во рту находятся зубы. Есть – травоядные. Это – сельдь, сазан, карп, карась линь. У большинства карповых челюсти лишены зубов, зато в глотке имеются зубы, с помощью которых они перетирают пищу.

(Слайд 7) У акул зубы расположены в 5 – 6 а то и в 15 рядов. Общее число зубов достигает нескольких сотен, и каждый острее бритвы. Задние зубы заменяют передние по мере снашивания. За 10 лет акула может сносить до 24 тыс. зубов. Сила сжатия челюстей достигает 18 т. Акула без труда перекусывает морскую черепаху или дельфина.

Водные животные используют зрение не так активно, как наземные животные. В воде контуры подводных предметов даже на небольшом расстоянии выглядят размытыми, может быть поэтому рыбы близоруки – дистанция резкого видения у них обычно не превышает 1метра. Тем не менее зрение играет важную роль, когда рыба выслеживает добычу, уходит от опасности, выбирает наиболее освещенные участки, общается с себе подобными. Многие рыбы способны различать цвета, и не просто различать особей своего вида, но и их “настроение” (агрессивность, желание поухаживать) выражаемые с помощью изменений в окраске тела.

Выражение “ нем как рыба” также не соответствует действительности. Рыбы способны издавать разнообразные звуки, иногда довольно громкие. Особенно “разговорчивы” те виды, которые издают звуки при помощи плавательного пузыря. Например, позывные paбы-жабы похожи на хрюканье и пароходные гудки, а макрорус издаёт низкое ворчание. Органы слуха позволяют рыбам слышать звуки в широком диапазоне. Треска, например, не только слышит звуки разной частоты, но и определяет место, где находится источник звука. Даже слабые звуки, возникающие, когда рыба хватает добычу или перетирает пищу челюстями, привлекают других хищников, а миролюбивых рыб повергают в бегство.

Органы обоняния и вкуса у рыб расположены в носовой полости. Тонкость чувств позволяет хищникам, руководствуясь запахом крови, находить раненое животное, а лососям, идущим на нерест после многолетней жизни в море, узнавать запах родной реки. С помощью органа вкуса – вкусовых почек, которые расположены не только в ротовой полости, но и на поверхности головы и даже на теле и плавниках – рыбы оценивают вкус пищи. Экспериментально установлено, что рыбы различают кислое, солёное, сладкое, горькое.

8. Первичное закрепление пройденного материала.

Разложите названия рыб по группам: хищные,травоядные. Названия рыб напечатаны на карточках и лежат в конвертах на столах (количество названий даётся в зависимости от способностей ребенка, уровня восприятия). Акула, сельдь, осётр, лосось, карп, пескарь.

Новый материал (продолжение).

(Слайд 8) Окраска рыб разнообразна. Спина у рыб, как правило, темнее стороны обращенной ко дну. Щука или окунь, которые живут в водорослях, имеют тёмно – зелёную спину и более светлые бока с поперечными полосами. Щуки,живущие в водоёмах, где немного водорослей, имеют коричнево – зелёную спину с желтоватыми пятнами, напоминающими игру солнечных лучей на дне водоёма. Рыбы,плавающие в толще воды или у поверхности водоёмов, имеют серебристую окраску тела, маскирующую их от врагов (сельдь, плотва).

(Слайд 9) Многие виды рыб человек научился разводить в садках, прудах. Это осетровые рыбы, форель, карп.

(Слайд 10) Значение рыб в природе и жизни человека.

Рыбы регулируют численности водных беспозвоночных.

Рыбы являются кормом друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих.

Из рыбы получают жир, богатый витаминами, и в особенности витамином Д, который необходим и детям, и взрослым.

Рыбу используют для производства кормовой муки для откорма скота, а из отходов рыбной промышленности изготавливают удобрения.

Роль рыб в жизни человека неоценима: они являются объектами промысла, неотъемлемой частью питания. Поэтому рыбные ресурсы необходимо разумно использовать.

Рыбы – ценный продукт питания. Они употрeбляются в пищу человеком.

9. Проверка знаний (в виде викторины “Проверь себя”). (Слайд 11)

  1. Каких рыб вы знаете?

  2. На какие части разделено тело рыб?

  3. Чем питаются рыбы?

  4. От чего зависит окраска тела рыб?

  5. Каких рыб разводит человек?

Выставление оценок.

10. Итог урока:

С каким классом животных мы познакомились?

Каково его значение?

11. Домашнее задание.

Презентация



Комментарии:

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

      Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

30 06 2025 2:27:27

Интегрированный урок (информатика + биология) "Пищеварение в ротовой полости"


    Интегрированный урок (информатика + биология) "Пищеварение в ротовой полости"

      Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Презентация, включенная в урок, является продуктом самостоятельной поисковой деятельности учеников. В урок включены дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....

29 06 2025 4:30:29

За здоровый образ жизни. 8-й класс


    За здоровый образ жизни. 8-й класс

      Цель урока: формировать у учащихся представления о здоровом образе жизни; разъяснить, как влияет на организм человека никотин и алкоголь; сформировать отрицательное отношение к табаку и алкоголю; воспитывать бережное отношение к здоровью как к главной ценности....

28 06 2025 20:38:46

Здоровье школьника – будущее нации


    Здоровье школьника – будущее нации

      Программа "Здоровье школьника" направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей и педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья....

27 06 2025 15:31:16

Обобщающий урок по биологии "Органы покрытосеменных растений"

Цель урока: повторить и обобщить полученные знания по строению цветковых растений....

26 06 2025 20:40:24

Педагогическая мастерская на уроках биологии "Плоды"


    Педагогическая мастерская на уроках биологии "Плоды"

      Урок проводится по технологии "педагогическая мастерская", которая предполагает предметно-деятельностный подход к обучению. Сочетание УМК по биологии под редакцией Н.И.Сонина и применение технологии педагогической мастерской способствует развитию познавательной активности учащихся, формирует стойкий повышенный интерес, прививает навыки самостоятельной работы. В течение урока дети находятся в постоянной деятельности по получению новых знаний, их корректировке и систематизации....

25 06 2025 2:38:11

Интеллектуальная игра по анатомии "Тело человека"


    Интеллектуальная игра по анатомии "Тело человека"

      Игра «Тело человека» является обобщающей, уместна на уроке как промежуточный контроль знаний, закрепления и повторения пройденного, так и на районных предметных неделях для групп талантливых учащихся. Игра состоит из 13 разнообразных этапов. Игру отличают работа с микроскопом, скелетом, ребусами, кроссвордом, терминами и логическими цепочками. Пpaктическая часть в игре посвящена определению артериального давления (используя тонометр)....

24 06 2025 17:56:40

Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека - Ф.Энгельс

Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека - Ф.Энгельс Ф.Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд — это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстpaктное мышление....

23 06 2025 10:57:14

Обобщающий урок по теме "Строение и функции клеток живого организма". 11-й класс

Урок призван систематизировать знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных частей и органоидов клетки, сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на Земле....

22 06 2025 16:46:32

Развитие познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии


    Развитие познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии

      Автор делится опытом по развитию познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии. Приводит примеры по использованию элементов модульного обучения незрячих, по составлению технологических карт, различных дидактических, раздаточных материалов. ...

21 06 2025 20:54:35

Урок биологии на тему "Мхи". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Мхи". 5-й класс

      Данную разработку урока рекомендуется использовать при изучении биологии в 5-м классе с применением любого УМК. Основной мыслью статьи является реализация системно-деятельностного подхода при изучении биологии. На уроке изучается: строение мхов; места обитания, их многообразие; значение мхов в природе и жизни человека....

20 06 2025 7:51:59

"Алкоголь – вещество наркотическое". 8-й класс

Презентацию можно использовать на уроке, внеклассном мероприятии на тему «Вредные привычки» или «Гигиена ВНД». Текст научный, но доступный, не утомляет т.к. сопровождается яркими, познавательными рисункам, стихами и высказываниями. Презентация состоит из 4 частей. 1. Почему алкоголь вещество наркотическое. 2. Влияние алкоголя на организм человека и его потомство. 3. Отношение к пьянству в высказываниях известных людей. 4. Проверь себя....

19 06 2025 1:15:21

Урок: "Функция органа зрения и его гигиена"


    Урок: "Функция органа зрения и его гигиена"

      Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....

18 06 2025 10:47:36

Интеллектуальная экологическая игра "Лес – природное сообщество"


    Интеллектуальная экологическая игра "Лес – природное сообщество"

      В пpaктике работы учителей наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, проводя привычные и надоевшие контрольные работы. Другие, наоборот, недооценивают проверку, сводя её преимущественно к фронтальной устной или письменной формам на 10–15 минут.Что легче – заставить учеников зубрить материал, введя их в «психический трaнc» на контрольной, а потом тратить огромное количество личного времени на проверку работ и получать не всегда ожидаемые результаты или применить иную методику?...

17 06 2025 16:58:32

Урок биологии по теме "Вегетативное размножение покрытосеменных растений". 6-й класс

Цель урока: расширить знания о размножении растений и изучить способы вегетативного размножения; выяснить, как усвоили особенности размножения голосеменных растений; сформировать представление о способах вегетативного размножения и его значении в природе и сельском хозяйстве, пpaктические навыки размножения растений вегетативным способом....

16 06 2025 14:42:12

Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"


    Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

      Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

15 06 2025 12:13:23

Авторская программа факультативного курса по биологии "Ботаника на подоконнике"


    Авторская программа факультативного курса по биологии "Ботаника на подоконнике"

      Факультативный курс «Ботаника на подоконнике» - это программа обобщения, закрепления и расширения знаний о растениях, предназначенная для биологического образования учащихся 6–7-х классов. Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений....

14 06 2025 9:55:33

Энтерит у собак — виды инфекций, их симптомы и лечение

Энтерит у собак — виды инфекций, их симптомы и лечение Парвовирусный энтерит провоцирует не только развитие профузного поноса. У собаки отмечается тошнота, рвота, она отказывается от приема пищи, а порой и воды....

13 06 2025 2:24:46

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

12 06 2025 21:47:20

Урок на тему "Бактерии. Строение, Жизнедеятельность, значение"


    Урок на тему "Бактерии. Строение, Жизнедеятельность, значение"

      Урок отражает краткую историю открытия самой древней группы живых существ – бактерий. Способствует выявлению знаний об особенностях их строения, питания, размножения, распространения в природе. Формирует навык работы с натуральными объектами. Способствует формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту....

11 06 2025 16:46:32

Береги здоровье смолоду


    Береги здоровье смолоду

      Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 7–8-х классов. Целью игры является воспитание у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие интереса к предмету биология. Большое внимание уделено самостоятельной подготовке школьников к игре....

10 06 2025 4:28:30

Проблемный урок по биологии. Тема: "Отчего люди не летают?"


    Проблемный урок по биологии. Тема: "Отчего люди не летают?"

      Информационно-коммуникационные технологии, микроисследования и работы с дополнительными источниками информации, межпредметные связи с физикой и литературой позволяют глубоко изучить учебный материал, развивают мышления воспитанников, навыки работы с информацией и помогают расширить воспитательные возможности урока....

09 06 2025 21:54:55

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

      Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

08 06 2025 1:22:58

Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"

      На уроке учащиеся работают в творческих группах, знакомятся со строением и работой сердца и сосудов человека. Рассматривают схему движения крови в большом и малом кругах кровообращения, Одной из задач урока, является формирование у учащихся новых анатомо-физиологический понятий о сердечном цикле и автоматизме работы сердца....

07 06 2025 18:26:11

Гуманизм и образование


    Гуманизм и образование

      Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи. Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....

06 06 2025 18:18:12

Урок биологии в 11-м классе по теме "Свет как абиотический фактор"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Свет как абиотический фактор"

      Урок разработан к учебно-методическому комплексу Сонина Н.И., Захарова В. Б., Мамонтова С.Г., 11-й класс (профильный уровень). На уроке предполагается проведение пpaктической работы "Изучение особенностей анатомического строения листа светолюбивых и тенелюбивых растений". ...

05 06 2025 5:37:27

Функция белков в клетке. Ферменты (10-й класс)


    Функция белков в клетке. Ферменты (10-й класс)

      На уроке используются различные виды деятельности учащихся: изучение нового материала в виде лекции, пpaктическое закрепление нового материала на лабораторной работе. Материал достаточно широко охватывает спектр знаний о биохимии ферментов и их роли в организме, имеет пpaктическую направленность при обучении спортсменов училища. ...

04 06 2025 11:47:39

Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные


    Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные

      Урок по теме "Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные", построенный на основе групповой работы, с использованием интеpaктивных схем электронного учебника компании "1С" — "Животные. 7-й класс"....

03 06 2025 13:50:37

Абиотические факторы: температура, влажность, свет и их влияние на организм

Абиотические факторы: температура, влажность, свет и их влияние на организм Для существования живых организмов наибольшее значение имеют такие климатические (абиотические) факторы, как температура, влажность и свет....

02 06 2025 11:48:34

Урок биологии в 6-м классе по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Данный урок позволяет продолжить развитие знаний у детей об основных органах цветкового растения, раскрыть значение корня для растения в целом. Разнообразные методы и приёмы на уроке позволяют сделать процесс обучения более творческим. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, что позволит развивать познавательный интерес ученика к предмету, любознательность, творчество. ...

01 06 2025 22:49:36

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс


    "Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

      Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

31 05 2025 10:47:18

Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"


    Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"

      Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....

30 05 2025 10:23:57

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

29 05 2025 2:59:39

Использование элементов регионального компонента на уроках биологии


    Использование элементов регионального компонента на уроках биологии

      В статье "Использование элементов регионального компонента на уроках биологии" описывается один из эффективных способов достижения основных направлений современного образования: гуманитаризация и экологизация обучения и воспитания школьников с ориентацией на пpaктическую значимость приобретаемых знаний, умений и навыков. ...

28 05 2025 14:38:37

Тема урока: "Бактерии. Питание и размножение"

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....

27 05 2025 13:54:28

Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"


    Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"

      Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....

26 05 2025 19:23:35

Обобщающий урок-пpaктикум по биологии. Тема: "Многообразие паразитических червей"


    Обобщающий урок-пpaктикум по биологии. Тема: "Многообразие паразитических червей"

      Углублённое изучение биологии предполагает формирование ключевых компетенций через опыт самостоятельности. На уроке учащиеся обобщают знания о паразитических червях в форме деловой игры, лабораторных исследований, решения ситуационных задач, составления аналитических таблиц. Урок способствует формированию пpaктических знаний и развитию логического мышления. ...

25 05 2025 21:28:39

Урок по теме "Класс базидиомицеты. Класс дейтеромицеты, или несовершенные грибы. Особенности строения и жизнедеятельности. Отдел оомицеты"


    Урок по теме "Класс базидиомицеты. Класс дейтеромицеты, или несовершенные грибы. Особенности строения и жизнедеятельности. Отдел оомицеты"

      Урок раскрывает особенности организации базидиомицетов и несовершенных грибов, показывает особенности питания оомицетов....

24 05 2025 16:24:43

Мутационная изменчивость. Проблемы биобезопасности

Цель урока - не только изучить суть мутационной изменчивости, но и раскрыть проблемы биологической безопасности продуктов питания, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Презентация призвана помочь учителю сделать урок наглядным и интересным....

23 05 2025 15:43:37

Урок по теме "Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"


    Урок по теме "Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"

      Урок является первым в данной теме. Этот урок включает в себя лабораторную работу. Нестандартная наглядность привлечет обучающихся к изучении темы. Выступление медицинского работника на уроке расширяет кругозор подростков. ...

22 05 2025 5:31:23

Урок по биологии растений по теме "Лишайники. Особенности строения и жизнедеятельности"

За урок необходимо дать особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Пpaктическая работа, которая включена в урок позволяет учащимся усвоить типы слоевищ лишайников, позволяет узнать, как выглядят лишайники в природе. Кроме этого позволяет продолжить совершенствование навыков работы с природными объектами....

21 05 2025 16:25:34

Презентация "Еловый лес как экосистема" к блоку уроков биологии "Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы"

Цели урока – изучить структуру биогеоценоза и биоценоза на примере елового леса; рассмотреть показатели, хаpaктеризующие биоценоз....

20 05 2025 6:32:40

Урок биологии по теме "Строение и значение побега". 6-й класс

На занятии формируется представление о побеге как сложном органе растения. Учащиеся знакомятся со строением побега, раскрывают функции частей побега....

19 05 2025 18:29:58

Разработка урока природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь на Земле" (учебник Плешакова А.А.)

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....

18 05 2025 5:40:37

Сохранение многообразия видов


    Сохранение многообразия видов

      Урок можно провести в 11-м классе в конце изучения темы «Основы учения об эволюции». Основой урока является самостоятельная групповая работа. Создаются группы: «экспериментаторов», «аналитиков», «теоретиков» и «художников». Индивидуальные задания взаимосвязаны и приводят к общему выводу – одному из правил эволюции. Правила, сформулированные учениками, в ходе обсуждения «сверяются» с настоящими законами. Для выполнения заданий необходимо использовать различные источники информации (учебники, дополнительная литература) с рисунками, фотографиями, схемами, таблицами....

17 05 2025 14:10:18

Разработка урока по РНК "Охраняемые территории Красноярского края" с использованием ИКТ-технологий (презентация)


    Разработка урока по РНК "Охраняемые территории Красноярского края" с использованием ИКТ-технологий (презентация)

      Изучение учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся с географическим положением Красноярского края, его природой, взаимодействием человека и природы и направлено на формирование общих представлений о своеобразии природы, природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Красноярского края. ...

16 05 2025 16:51:41

Конспект урока "Тип хордовые, подтип бесчерепные, род ланцетник"


    Конспект урока "Тип хордовые, подтип бесчерепные, род ланцетник"

      В данной разработке представлен материал, хаpaктеризующий ланцетника и сравнение его с беспозвоночными животными, что позволяет убедиться в значении ланцетника как переходной формы между беспозвоночными и позвоночными животными. ...

15 05 2025 2:50:46

Урок предпрофильной подготовки в 9-м классе "Я здоровье сберегу…"


    Урок предпрофильной подготовки в 9-м классе "Я здоровье сберегу…"

      Данная разработка предлагает проведение занятия элективного курса "Человек и его здоровье" с целью обучения учащихся 9-х классов пpaктическому применению знаний из разных областей наук, формирования у них мировоззренческих понятий о единстве и взаимосвязи всех компонентов окружающего мира. Основная задача данного курса формирование экологически грамотного поведения человека по отношению ко всему живому, включая собственное здоровье....

14 05 2025 8:50:36

"Плоды". Урок. 6-й класс, по учебнику Пасечник В.В.


    "Плоды". Урок. 6-й класс, по учебнику Пасечник В.В.

      В ходе урока формируются коммуникативные и исследовательские компетенции. Использование натуральных объектов исследования повышает познавательный интерес учащихся. ...

13 05 2025 4:50:32

Урок природоведения в 5-м классе "Царства живой природы"


    Урок природоведения в 5-м классе "Царства живой природы"

      Урок по природоведению в 5-м классе предназначен для первичного ознакомления с основами систематики живых организмов. Учащимся закладывается база для дальнейшего изучения царств живой природы и их классификации. Урок содержит фактический материал, задания на развитие мыслительных процессов у учащихся среднего звена школы, а также красочную мультимедийную презентацию, которая активизирует внимание учащихся на изучаемом материале....

12 05 2025 15:25:50

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::