Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора
Тип урока: комбинированный урок с исполь зованием системно-деятельностного подхода
Цель: формирование знаний студентов о формах адаптаций организмов к среде обитания и относительном хаpaктере приспособлений
Задачи: сформировать знания студентов о приспособленности организмов к среде обитания в ходе естественного отбора; уметь выявлять черты приспособленности организмов; продолжить работу по формированию биологических терминов; развивать общеучебные умения и навыки; продолжить формирование познавательного интереса к предмету; продолжить развивать понятия о причинно-следственных связях
- Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы
- Коммуникативные УУД: донести свое, договориться, понять других
- Регулятивные УУД: целеполагание, контроль учебной деятельности, самоорганизация учебного труда, саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний
- Личностные УУД: этическое оценивание, самоопределение, смыслообразование.
- Основные понятия: физиологические, морфологические, биохимические, поведенческие адаптации, мимикрия
- Межпредметные связи: физиология, биология (животные), биология (растения), литература
Ресурсы: http://school-collection.edu.ru
Оборудование: презентация к уроку, Сивоглазов В. И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т., Биология. Общая биология. Базовый уровень. М. Дрофа. 2013., опopные конспекты
ХОД УРОКА
I. Организация начала урока
Стадия вызова
Приветствие студентов, организация внимания, проверка готовности студентов к уроку
Эпиграф «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» (Б. Пастернак) – Слайд 1 (Приложение 2)
(Студенты мобилизуют силы и энергию для восприятия нового материала).
II. Актуализация знаний
Стадия осмысления
1. Фронтальный опрос (Ответы студентов, корректировка ответов)
– Какие факторы эволюции являются направляющими эволюционный процесс?
– Что такое естественный отбор?
– Назовите формы естественного отбора.
2. Индивидуальный опрос (Ответ студента, оценивание студента своими товарищами)
Дайте сравнительную хаpaктеристику формам естественного отбора
Стадия рефлексии
3. Письменное задание по вариантам.
Соотнесите формы естественного отбора с хаpaктеристикой
1 вариант.
1. Форма цветков насекомоопыляемых растений подходит форме и размерам тела насекомого.
2. Изменение условий существования популяции
3. Ученым постоянно приходится изобретать новые яды против колорадского жука
4. Выживают особи, имеющие отклонения от средней величины
2 вариант.
1. Вымирание особей со средним значением признака
2. Живые ископаемые (реликтовые формы растений и животных) сохранились до настоящего времени
3. Сохраняются особи со средним значением признака
4. Появление популяций бактерий, устойчивых к антибиотикам Слайд 2
(Студенты самостоятельно отвечают на вопросы письменного задания, сами проверяют, ставят себе оценки)
III. Сообщение темы и цели урока
Стадия вызова. Прием «Мозговой штурм» (студенты работают в группах, проводят обсуждение, отвечают)
Слайд 3.
Задание 1. Происходит ли в настоящее время на зеленом лугу отбор среди зеленых кузнечиков по окраске тела. Ответ обоснуйте. Слайд 4.
Задание 2. Может ли выжить верблюд в Финляндии? Ответ аргументируйте. Слайд 5.
Задание 3.Почему промышленность выпускает новые яды для таpaканов? Слайд 6.
Задание 4. Почему семена рябины распространяются животными в отличие от семян липы, акации, клена. Слайд7
Задание 5. Объясните, с точки зрения биологии, выдержку из стихотворения в прозе А. М. Горького «Песнь о Соколе» – Рожденный ползать, летать не может. Слайд 8.
Задание 6. Почему заяц-беляк периодически линяет, изменяя окраску шерсти
– Какое свойство живых организмов объединяет все эти задания?
– Как связаны между собой адаптации и естественный отбор?
– Предположите тему урока Слайд 9
– Почему для жизни любого живого существа необходимы адаптации?
– Предположите гипотезу, начиная со слова если Слайд 10
– Какую цель поставим к сегодняшнему уроку?
(Студенты формулируют тему, цель, выдвигают гипотезу, заполнение опopных конспектов) (Приложение 1) Слайд 11
IV. Изучение нового материала
1. Классификация адаптаций
Стадия осмысления
– Сформулируйте определение понятия Адаптации из предложенных слов: воздействию, способность, окружающей, организмов, противостоять, среды
Выберите из предлагаемого набора слов те, что относятся к адаптациям, по вашему мнению. Работа с учебником (с.239-245). Сравните свой результат с учебником. (работа в группах, в опopных конспектах) Слайды 12,13
Стадия рефлексии Заполните схему кластер в опopных конспектах
Формы адаптации. Слайд 14
2. Морфологические адаптации
Стадия вызова (Прием «Верите ли вы?»)
– Верите ли вы, что яйца аиста не имеют никакой маскировки? Слайд 15
– Верите ли вы, что божья коровка является ядовитой? Слайд 16
Ответим на эти вопросы, если познакомимся со всем разнообразием морфологических адаптаций, связанных с особенностями строения тела
(мотивация студентов к активизации познавательной деятельности)
Стадия осмысления (Прием «Пресс-конференция») (Студенты задают вопросы «биологам»)
– Что объединяет таких животных, как полярная сова, белых куропаток, тигров, зебр? Зачем божьей коровке такой яркий цвет? Что изображено на данной картинке? Объясните, почему неядовитые змеи похожи на ядовитых? Слайды 17-32
Стадия рефлексии. Прием «Создай свой образ»Проверка таблицы «Виды морфологической адаптации»(студенты заполняют таблицу) Слайд 33, 34
3. Физиологические адаптации
Стадия вызова
– Верите ли вы, что птицы и рептилии, проводящие большую часть жизни в морских глубинах могут долгое время обходиться без пресной воды? Слайд 35, 36
Стадия осмысления (Просмотр анимации «Физиологические адаптации». выполнение заданий в опopных конспектах) Слайды 37, 38
Стадия рефлексии (Проверка заданий)
4. Поведенческие адаптации
Стадия вызова (Прием «Бортовой журнал»)
(заполнение бортового журнала известной информацией) Слайд 39
Стадия осмысления (просмотр анимации) Слайд 40
Стадия рефлексии
(заполнение бортового журнала (вторая колонка)
5. Относительный хаpaктер адаптаций. Механизм образования адаптаций.
Стадия вызова (Прием «Верите ли вы?»)
– Верите ли вы, что лиса может съесть ежа? Слайд 41
– Верите ли вы, что зайцу зимой всегда комфортно оставаться белым? Слайд 42
– Верите ли вы, что кузнечику всегда выгодно быть зеленым? Слайд 42
Стадия осмысления
Работа с учебником с.246
– Какой хаpaктер имеют адаптации?
При изменении условий среды адаптации могут потерять свою приспособительную ценность и даже принести вред их обладателю, то есть адаптации имеют … Слайды 43, 44
Стадия рефлексии
Демонстрация слайда 45 (песец). Соберите слова в схему «Формирование густого меха у песца в условиях Крайнего Севера» изменение условий жизни, приспособленность, индивидуальная наследственная изменчивость, естественный отбор. Проверка схемы. Слайды 46, 47, 48
V. Закрепление
Стадия рефлексии
Прочитайте примеры и определите форму приспособленности. Слайды 49-54
Составление синквейна к понятию Адаптации. Слайд 55
Д/з: опopные конспекты, с. 238-246. Слайд 56
Комментарии:
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить.
...
01 04 2025 12:18:23
Мероприятие повышает интерес детей к изучению биологии, расширяет их кругозор, воспитывает позитивное отношение к окружающей нас природе, развивает творческий потенциал учащихся....
31 03 2025 8:45:22
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
30 03 2025 23:18:19
В ходе урока раскрывается сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние); их результаты для жизни видов. Дается определение и раскрывается сущность основных понятий: «комменсализм», «мутуализм», «симбиоз», «аменсализм», «протокооперация»....
29 03 2025 7:28:28
Представленный урок составлен на основе программы Н.И. Сонина для 7-го класса. Чтобы повысить интерес учащихся к теме, урок интегрирован с математикой. Задание по определению темы урока (угадывание букв) вызывает у детей интерес и мотивирует их дальнейшую деятельность на уроке. Урок обучает детей работе с учебником. Формирует навыки составления схем и умение делать самостоятельно выводы. Учитель привлекает на урок очень интересный дополнительный материал из книги "За страницами учебника"....
28 03 2025 17:22:44
На уроке определяется понятие «пищеварение», «питательные вещества». Рассматриваются функции пищеварительной системы, роль питательных веществ....
27 03 2025 23:19:42
На уроке учащиеся знакомятся со строением семян однодольных и двудольных растений. Формируется представление о многообразии семян и значении семян в жизни растений. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу по изучению строения семени фасоли и зерновки пшеницы....
26 03 2025 22:58:44
Проектная деятельность даст возможность выйти за рамки урока и представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования.
О результативности проектной деятельности свидетельствует и успех в научной работе учеников, поступивших в высшие учебные заведения.
Здоровье человека закладывается в детстве, что определяет важное значение исследования детской популяции. При этом здоровье рассматривается как способность детского организма в процессе роста и развития адаптироваться к условиям жизни.
...
25 03 2025 7:18:55
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
24 03 2025 10:54:54
Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....
23 03 2025 1:29:21
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
22 03 2025 6:22:55
Тип круглые черви или Nemathelminthes – один из самых многочисленных среди царства животных. Насчитывается больше 20 000 видов. Размеры варьируют от 80мкм до 8 метров. Самки обычно крупнее самцов. Все представители обладатели двусторонней симметрии....
21 03 2025 19:18:27
Урок в 9-м классе призван изучить процесс деления клетки путем митоза, показать основные этапы жизненного цикла клетки, рассмотреть фазы митоза, выявить его биологическую роль....
20 03 2025 7:52:59
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10-х классов. Предлагаемый курс удовлетворяет научно-познавательные интересы, развивает личность, способствует выработке научно-исследовательского потенциала школьников. Материал курса - своеобразная программа исследовательской деятельности ученических коллективов по изучению природных экосистем родного края.
...
19 03 2025 16:17:28
Урок-обобщение, в ходе которого систематизируются уже полученные знания по теме, показываются различия и взаимосвязь всех сторон метаболизма, выясняется, что является источником энергии для живых организмов, по каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии....
18 03 2025 11:42:40
Урок построен в форме групповой работы, что обеспечивает эффективное использование лабораторного оборудования в условиях недостаточного материального обеспечения. Урок предусматривает лабораторную работу, заполнение таблиц о функциях и составе крови. Перемещение групп в ходе урока обеспечивает динамичность урока, смену деятельности. Материалы урока включают задания для групп, маршрутные листы, контроль - презентацию для первичной проверки усвоения знаний.
...
17 03 2025 12:17:50
Год за годом сокращается площадь ледников. Участились случаи погодных аномалий, увеличилось количество циклонов. Изменения климата уже привели к разрушению некоторых экосистем и угрожают существованию миллионов людей. Это только начало! Мы можем помочь природе! В решении проблемы глобального изменения климата необычайно важна роль каждого человека. Мы можем помочь сократить выбросы парниковых газов. Действовать надо прямо сейчас!...
16 03 2025 17:43:47
Проведение подобного урока требует хорошей подготовки учащихся и самого учителя, так как урок в форме научной конференции является для учащихся 5-го класса новым видом урочной деятельности. У детей развиваются способности к публичным выступлениям в классе, где присутствуют и младшие школьники, и педагоги; проявляются творческие способности, умение показать себя в определенной роли....
15 03 2025 21:54:25
Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....
14 03 2025 16:33:13
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала.
...
13 03 2025 13:35:44
Игровая форма данного урока выбрана с целью повышения интереса к предмету, развития биологического мировоззрения, создания условий положительной мотивации школьников. Учащимся будет предложено определить экологические группы птиц на основе изученных тем по многообразию данного раздела, работать с опopными таблицами, схемами, картами и текстом.
...
12 03 2025 0:57:36
Урок для 7—8-х классов — заключительный урок обобщения и проверки знаний по теме «Тип члeнистоногие». Предлагается разработка урока с элементами игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к предмету....
11 03 2025 3:57:29
Урок разработан с целью развития учебно-логических умений учащихся: определять признаки объекта, уметь сравнивать, находить сходство и различие, осуществлять обобщение и классификацию....
10 03 2025 21:47:39
Школьные учебники содержат минимум информации о закономерностях наследования и решению генетических задач. Не всегда эта информация в полной степени усваивается обучающимися на должном уровне. Поэтому был создан блок уроков, посвященный решению генетических задач с использованием мультимедийных презентаций. ...
09 03 2025 11:28:44
Цели урока: сформировать первичное представление о правилах ухода за кожей и ее производными ногтями и волосами; познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний; научить оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях....
08 03 2025 16:45:14
Цели и задачи урока: сформировать понятия "вид", "критерии вида", "популяция"; продолжить формирование умений работы с текстами, таблицами; умения анализировать, делать выводы....
07 03 2025 21:54:48
Урок знакомит с многообразием кишечнополостных, их ролью в природе и жизни человека. Отражает задачи экологического воспитания, любовь к природе, многообразие животного мира. Медиапродукт позволяет улучшить наглядность, совершенствовать методику проведения урока, заменить мел и доску цифровой технологией, повышает познавательный интерес учащихся к предмету.
...
06 03 2025 2:59:36
В ходе подготовки к семинару учащиеся самостоятельно осуществляют поиск (в т.ч. в сети Internet) и первичную обработку информации. Изучение учебного материала носит проблемный хаpaктер. С целью визуализации используется ИД Smart Board и разработанная программа Smart notebook "Начальные этапы развития жизни". ...
05 03 2025 18:21:22
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
04 03 2025 14:46:38
Классный час проводится с целью формировать у учащихся осознанное негативное отношение к пиву, как алкогольному напитку и положительное отношение к здоровому образу жизни; помогает развивать умение сопоставлять факты, выражать своё мнение....
03 03 2025 12:17:18
Вопросы пoлoвoго воспитания школьников сегодня имеют первостепенное значение. Уже в девятом классе девчонки спрашивают меня, как пить пpoтивoзaчaточные средства. В уроке показана духовная и физиологическая часть вопроса, разница между понятиями ceкc и любовь. Делается небольшой экскурс в область применения пpoтивoзaчaточных средств, показано к чему приводит частая смена пoлoвых партнеров. Особое место отводится рассказу о венерических заболеваниях.
...
02 03 2025 10:11:17
Весь урок построен так, чтобы каждый ученик мог не только получить определённые знания по теме, но и научиться делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений. На уроке знания выстраиваются, а не даются. Идеи этого урока – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск – учеников и учеников, учеников и учителя.
...
01 03 2025 21:25:47
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
28 02 2025 4:53:12
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
27 02 2025 23:29:43
Данный урок (2-й по теме "Кожа") содержит элементы критического мышления, лабораторный пpaктикум с использованием соответствующего оборудования. Для учащихся 8-х классов. Технология позволяет задействовать различные способы восприятия у учащихся: через текст, изображение, эксперимент....
26 02 2025 13:54:31
К органам чувств рыбы относятся: зрение, слух, боковая линия, электрорецепция, обоняние, вкус и осязание. Разберем устройство каждого органа по отдельности, значение и принцип их работы....
25 02 2025 19:19:56
Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка.
На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....
24 02 2025 15:18:17
Урок направлен на знакомство учащихся с представителями класса земноводных в связи с образом их жизни. Урок построен в технологии системно-деятельностного подхода, учащиеся формируют цель урока, работая в группах, создают свои презентации на основе «избыточной» презентации по заданиям. В ходе урока у учащихся развивается умение работать в группах, распределять роли, представлять продукт своей деятельности, делать выводы....
23 02 2025 1:29:11
Участникам «Биржи ботанических знаний» предлагаются 88 вопросов о 50 растениях Амурской области. Возраст учащихся неограничен, количество игроков – 20–30 человек. Продолжительность игры 40–60 минут. Школьники в игровой форме знакомятся с растениями Амурской области и их особенностями. Игру можно успешно использовать в качестве внеклассного мероприятия на неделе биологии в школе....
22 02 2025 8:17:23
Урок проводится с использованием информационно-коммуникационной технологии. Урок проводится в форме урокаизучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщения об истории изучения плазматических мембран, отправляют учителю по электронной почте и готовы к выступлению; выполняют схематично рисунок плазматической мембраны, делают записи из видеофрагмента для подготовки к предстоящей лабораторной работе.
...
21 02 2025 7:22:30
Обобщающий урок по теме «Цитология» с целью систематизировать знания учащихся о составе, строении клеток, процессах метаболизма различных видов; дать независимую комплексную оценку знаний по теме; подготовить учащихся к ЕГЭ....
20 02 2025 17:41:43
Урок проводится с использованием ИКТ-технологий: компьютерная презентация учителя, презентация учащегося - как творческая работа, раздаточный печатный материал....
19 02 2025 3:28:10
Урок призван познакомить учащихся со строением плодов, их разнообразием и функциями, формировать умения работать с природными материалами, сравнивать их, развивать бережное отношение к природе, работать с учебниками. Урок с показом слайдов рассчитан на 40 минут....
18 02 2025 16:13:58
На уроке семиклассницы учатся новому виду рукоделия - вышивке лентами розы. Одновременно повторяются темы строения цветка (биология), описание цветка
(русский язык и литература), а также даются интересные сведения о розе....
17 02 2025 5:47:56
Урок показывает систему здоровьесберегающей деятельности учителя, направленную на сохранение здоровья ученика и самого учителя, при минимальных временных и материальных затратах.
...
16 02 2025 2:34:52
Чтобы ребенок мог почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы, важно затронуть его душу, обогатить его ум. Используя эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и переживаний, склонность детей к воображению, фантазии, можно получить отклик детей на понимание ими экологических проблем - это их творческие работы: экологические сказки. Экологические сказки служат источником формирования элементарных экологических понятий....
15 02 2025 20:45:42
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
14 02 2025 17:29:41
Автор на уроке формирует понятие о строении и функциях покровного органа – кожи. Развивает анализ систематизации новой информации....
13 02 2025 20:19:27
Предлагается разработка урока-игры. Проводится на последнем уроке по теме "Царство растений". Игра комaндная, познавательно-обобщающая. Способствует развитию
познавательной активности, коллективизма. На уроке используются мультимедийные технологии.
...
12 02 2025 16:13:21
Моделирование является методом познания. Именно поэтому, интересное и оригинальное решение было найдено на данном интегрированном уроке. Детей озадачили построением модели и "вооружили" компьютерами, но чтобы справиться с поставленной целью, необходимы знания по теме "Клетка" из курса биологии и навыки работы за компьютером....
11 02 2025 16:44:54
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::