Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные
Цель урока: раскрыть особенности строения Хордовых на примере ланцетника.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать у учащихся знания об эволюции животных как о процессе усложнения их организации от беспозвоночных к хордовым; особенностях строения ланцетника и его приспособленности к среде обитания;
- способствовать развитию понятий “хордовые”, “бесчерепные”.
Развивающие:
- развитие познавательного интереса и творческого подхода к изученной теме через реализацию самостоятельного поиска знаний;
- продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы;
- способствовать развитию критического мышления.
Воспитательные:
- развивать коммуникативные навыки при работе в группах;
- воспитывать экологическую культуру.
Оборудование: раздаточный материал, интеpaктивные схемы электронного учебника компании “1С” “Животные. 7-й класс”, рисунки, интеpaктивная доска, влажные препараты “Ланцетник”, компьютерная презентация.
План урока | I. Приветствие. Организационный момент. II Изучение новой темы. 1) Особенности строения Хордовых животных. Общая хаpaктеристика Хордовых. 2) Классификация Хордовых животных. 3) а. Систематическое положение Ланцетника. б. Особенности строения Ланцетника как представителя подтипа Бесчерепные (групповая работа). в. Афиширование полученных знаний. III. Закрепление полученных знаний. IV. Домашнее задание. |
Методы обучения | Проблемный. Ланцетник – это предок
хордовых животных или “живая переходная форма”
от беспозвоночных к позвоночным? Частично поисковый. |
Формы организации учебной деятельности | Работа в группах. Работа с учебником. Решение познавательных задач |
Задание 1 группе
1. Изучите текст учебника, рассмотрите влажный препарат и дайте ответ на вопрос:
Ланцетник имеет примитивное строение, тем не менее, его относят к типу Хордовые. Почему?
- Заполните таблицу:
“Особенности строения ланцетника”
Системы органов |
Особенности строения |
Задание 2 группе
1. Изучите текст учебника, рассмотрите влажный препарат и дайте ответ на вопрос:
Известно, что ланцетник ведет пpaктически малоподвижный образ жизни. Какие черты приспособленности позволили ему выжить в процессе эволюции?
2. Заполните таблицу:
“Адаптация ланцетника к обитанию в прибрежной зоне”
Особенности |
Адаптивные черты |
Задание 3 группе
1. Изучите текст учебника, рассмотрите влажный препарат и дайте ответ на вопрос:
Почему систематики не могли сразу определить принадлежность ланцетника к определенной группе. Назовите признаки ланцетника общие с беспозвоночными и хордовыми животными.
2.Заполните таблицу:
“Сходство ланцетника с хордовыми и беспозвоночными животными”
Общие признаки с беспозвоночными животными | Общие признаки с хордовыми животными |
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Оборудование. |
I. Приветствие Организационный момент. | Вводное слово учителя. | Записывают тему урока в тетрадь. | Доска (или интеpaктивная доска) |
II Изучение новой темы. 1) Особенности строения Хордовых животных. |
Сегодня мы с Вами начинаем изучение
нового типа животных – Хордовые. К типу Хордовые
относятся около 43 тысяч современных видов,
распространённых по всему земному шару: они
заселяют моря и океаны, реки и озёра, континенты и
острова. Внешний облик хордовых очень
разнообразен (неподвижные мешковидные асцидии,
несколько похожие на червей, бесчерепные,
различные по облику позвоночные животные).
Различны и размеры: от представителей длиной в
несколько миллиметров; мелких рыбок, лягушек
длиной в 2-3 см до гигантов – некоторых китов,
достигающих 30 м длины и массы 150 т. Несмотря на
огромное разнообразие, для всех представителей
типа Хордовые хаpaктерны общие черты
организации, не встречающиеся у представителей
других типов. Рассмотрим основные признаки типа
при помощи интеpaктивной схемы: Тело двусторонне – симметричное. Кишечник сквозной. Над кишечником – хорда. Над хордой, на спинной стороне тела расположена нервная система в виде нервной трубки. Стенки глотки имеют жаберные щели. Кровеносная система замкнутая. Сердце на брюшной стороне тела, под пищеварительным каналом. Обитают во всех средах жизни. |
Учащиеся слушают, изучают интеpaктивную схему и записывают основные признаки Хордовых в тетрадь. | Интеpaктивная схема “Общий план
строения Хордовых” Слайд с определением “хорда”; “хордовые” Интеpaктивная схема “Общий план строения Хордовых” |
2) Классификация Хордовых животных. | Кто относится к типу Хордовые? Рассмотрим классификацию типа. | Рассматривают схему на доске. | Интеpaктивная схема “Классификация Хордовых животных”. |
3) а. Систематическое положение Ланцетника. | Сегодня мы с Вами знакомимся с
представителем Бесчерепных животных –
ланцетником. Учитель знакомит учащихся с историей открытия данного вида животных и систематизацией его как вида. 1)Русский зоолог Симон Паллас впервые описал в 1774 г. европейского ланцетника, встречающегося в Черном море. Паллас принял ланцетника за моллюска и назвал “ланцетовидным слизнем”. Только через 60 лет другой ученый, отнесет ланцетника к хордовым животным. 2) Исследуя зародышевое развитие ланцетника, А. О. Ковалевский обнаружил, что образование первичной кишки у зародыша ланцетника совершается, как у беспозвоночных, а развитие нервной системы, - как у позвоночных. Таким образом, как во взрослом, так и в зародышевом состоянии в ланцетнике странно смешиваются признаки как позвоночных (нервная и кровеносная система, жабры, хорда), так и беспозвоночных (сегментарное строение тела, выделительные органы, развитие первичной кишки, бесцветная кровь) животных. А. О. Ковалевский пришёл к выводу, что ланцетник занимает промежуточное положение между позвоночными и беспозвоночными и этим связал два больших раздела животного мира. 3) Учёный мир, однако, не сразу понял и оценил революционизирующее значение работы А.О. Ковалевского. Только в 1874 г. Э. Геккель, используя работу А. О. Ковалевского, реформирует систему животного мира. Он устанавливает новый тип животных - хордовых, разделив его на 2 подтипа: бесчерепных, к которым отнёс около двух десятков видов ланцетников, и черепных, среди которых продолжал числить все шесть классов, позвоночных - круглоротых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и зверей. |
Учащиеся знакомятся с содержанием слайдов, выписывают основные данные в тетрадь. | Слайд “Систематика Ланцетника”; “С.
Паллас”, “А.О. Ковалевский”, “Э. Геккель”,
влажный препарат “Ланцетник”.
|
Этому коренному пересмотру
зоологической системы наука обязана в сущности
А. О. Ковалевскому. Перед нами стоит вопрос: Ланцетник – низшая форма хордовых животных и “живая переходная форма”? Чтобы ответить на него необходимо изучить особенности строения ланцетника. |
Слайд с проблемным вопросом темы. | ||
б. Особенности строения Ланцетника как представителя подтипа Бесчерепные (групповая работа). | Работа проводится следующим образом:
сначала каждый самостоятельно записывает свой
ответ на листочке, затем работаете в парах,
дополняя ответы друг друга, затем в группах по 4
человека. В классе 3 ряда, каждому ряду дается определенное задание. Задание 1 группе. Изучите текст учебника, рассмотрите влажный препарат и дайте ответ на вопрос: Ланцетник имеет примитивное строение, тем не менее, его относят к типу Хордовые. Почему? Задание 2 группе. Изучите текст учебника, рассмотрите влажный препарат и дайте ответ на вопрос: Известно, что ланцетник ведет пpaктически малоподвижный образ жизни. Какие черты приспособленности позволили ему выжить в процессе эволюции? Задание 3 группе. Изучите текст учебника, рассмотрите влажный препарат и дайте ответ на вопрос: Почему систематики не могли сразу определить принадлежность ланцетника к определенной группе. Назовите признаки ланцетника общие с беспозвоночными и хордовыми животными. |
Работа проводится сначала
самостоятельно, затем в парах, затем в группах по
4 человека. В классе образуется три группы (по числу заданий), которые работают над определенными заданиями. |
Раздаточный материал, влажный препарат “Ланцетник”, интеpaктивные схемы “Системы органов ланцетника”. |
в. Афиширование полученных знаний. | Учитель при необходимости корректирует
ответы учащихся, демонстрацией слайдов
“Особенности строения ланцетника”, “Адаптация ланцетника к обитанию в прибрежной зоне”, “Сходство ланцетника с хордовыми и беспозвоночными животными”. По итогам работы в группах выставляется оценка за работу на уроке. Оценивает работу учащихся один из члeнов комaнды, комментируя оценку. |
Ученики отвечают на поставленные вопросы, используя интеpaктивные схемы, записи в тетрадях. | Интеpaктивные схемы “Системы органов
ланцетника”, слайды “Особенности строения
ланцетника”, “Адаптация ланцетника к обитанию в прибрежной зоне”, “Сходство ланцетника с хордовыми и беспозвоночными животными” |
Повторяется проблемный вопрос темы: Ланцетник – низшая форма хордовых животных и “живая переходная форма”? | Учащиеся приходят к выводу, что ланцетник – это не переходная форма от беспозвоночных животных к позвоночным, а один из представителей Хордовых животных. | Слайд с проблемным вопросом темы. | |
Каково же значение ланцетника в природе
и в жизни человека? Ланцетник питается
микроскопическими организмами, втягивая их
через ротовое отверстие с током воды. Пища
ланцетника составляет главным образом
диатомовые водоросли, а также десмидиевые,
мелкие корненожки, инфузории, радиолярии, яйца и
личинки оболочников, иглокожих, рачков и др.
Таким образом это главные биофильтраторы
придонного слоя воды. Азиатский ланцетник служит объектом специального промысла, пpaктикуемого осенью и зимой (август - январь), известного в течение 300 лет. Его промышляют в юго - западной части Восточно - Китайского моря. Ланцетника ловят с лодок в течение 2-4 ч во время отлива, зачерпывая верхний слой песка специальной совковой лопатой на длинной бамбуковой палке. Осторожно поднимая лопату, стряхивают зачерпнутый песок на промывательный поднос, а затем и на сито, отделяя ланцетников от песка и paковин. На одну лодку добывают обычно около 5 кг ланцетника за день. В мясе ланцетника содержится 70 % белка и около 2 % жира. Местные жители варят из ланцетника суп и жарят его. Часть улова сушат на медленном огне и экспортируют на остров Ява и в Сингапур. Ежегодный улов ланцетника составляет примерно 35 т, что соответствует 280 млн. особей. Иногда используют ланцетника в пищу на острове Сицилия и в Неаполе. |
Рассматривают слайд, записывают значение ланцетника в тетрадь. | Слайд “Значение ланцетника в природе и в жизни человека”. | |
III. Закрепление полученных знаний. | На доске представлен тест по теме,
который необходимо выполнить. Учитель выставляет положительные оценки в журнал. |
Учащиеся работают с тестом на отдельных листочках, затем проводится самопроверка, выставление оценки. | Слайд “Проверь свои знания” Слайд “Оцени усвоение темы”. |
IV. Домашнее задание. | Параграф №30, ответить на вопросы. Творческое задание: составить опopный конспект по теме. |
Записывают домашнее задание. |
Комментарии:
Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Презентация, включенная в урок, является продуктом самостоятельной поисковой деятельности учеников. В урок включены дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....
31 05 2025 22:36:24
Экологическая сценка для школьного кукольного театра способствует воспитанию у дошкольников и младших школьников интереса, чуткости, любви, бережного отношения к родной природе. Дети приобретают навыки правильного поведения на природе, умение заботиться о растениях, которые являются частью природы планеты Земля. Декорации, музыкальное сопровождение вызывают интерес к выступлению, а школьным артистам приносят радость и удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности....
30 05 2025 23:48:41
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
29 05 2025 5:54:23
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
28 05 2025 12:39:17
Описывается работа с сетевой лабораторией ГлобалЛаб и компьютерной игрой «Оматокалингар» (автор Ловягин С.Н.), апробация которой прошла в школе автора....
27 05 2025 13:15:34
Урок природоведения в 5-м классе с использованием информационных коммуникативных технологий. В разработке представлен план урока. Содержание урока позволяет закрепить и обобщить знания о строении Земли, о гипотезах происхождения Земли и Солнечной системы; о сущности землетрясений, извержении вулканов, возникновении смерчей; о погоде и осадках; об атмосфере и гидросфере; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни....
26 05 2025 13:40:58
Лекция призвана сформировать понятие крови как разновидности внутренней среды организма....
25 05 2025 10:29:37

Урок биологии актуализирует знания о формах размножения организмов, чередовании пoлoвoго и бесполого поколений в цикле развития растений. Цель урока: научить применять знания о способах вегетативного размножения в повседневной жизни. Описаны особенности разных способов бесполого размножения, формы размножения, примеры; объясняется значение бесполого и пoлoвoго размножения в природе и для человека....
24 05 2025 17:33:22
Тема происхождения жизни на Земле является одной из самых интересных и в тоже время трудных для изложения педагогов и восприятия учащихся. Предлагаемая разработка содержит богатый иллюстративный и научный материал, которые будут полезны учителям при изучении данной темы....
23 05 2025 11:33:45
Данная работа предлагает ряд разноуровневых заданий по проверке знаний учащихся по теме: "Опopно-двигательная система". Уровневый подход к проверке знаний по предмету позволяет более качественно проверить знания учащихся. Исходя из особенностей дефекта умственно отсталых детей, недоразвития высших форм мышления, учащимся предлагается применение трёх уровней задания: различие, запоминание, понимание....
22 05 2025 5:32:21
Экологический вечер проводится как завершающий этап недели биологии, интегрирует сведения из истории, литературы и биологии. Также дается немало внепрограммного материала....
21 05 2025 19:59:57
Русский язык и математика, история и география, литература и биология - эти, и все
остальные дисциплины, преподаются в школе изолированно друг от друга и, к сожалению,
ученики воспринимают каждую науку как обособленную от других, хотя все школьные
предметы, по сути дела, изучают разные стороны одного и того же многогранного мира. В
своей работе я хочу предложить различные варианты включения элементов устного
народного творчества на различных этапах изучения материала....
20 05 2025 11:37:10
Данный урок предпоследний в теме "Кровеносная и лимфатическая системы". Он является логическим продолжением и одним из завершающих в изучении кровеносной системы. Задачи данного урока - раскрыть физиологические основы укрепления сердца и сосудов; познакомить с последствиями гиподинамии, с влиянием курения и алкоголя на органы кровообращения, показать профилактические меры болезней сердца; научить пользоваться функциональными пробами для самоконтроля своего физического состояния. Материал урока способствует формированию здорового образа жизни, общей культуры здоровья.
...
19 05 2025 15:50:23
Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся 7-го класса. Способствует расширению кругозора, развивает остроту мышления, сообразительности у ребят, учит видеть удивительное рядом. В целях воспитания экологической культуры необходимо постоянно подводить учащихся к мысли, что природа смотрит на нас с тревогой и надеждой.
...
18 05 2025 14:59:52
На уроке учащиеся узнают о вкладах людей в историю Отечества и о том вкладе, который могут внести они сами.
...
17 05 2025 18:48:23
Цели предлагаемого урока: закрепить знания об эмбриональном развитии организма; расширить знания учащихся о закономерностях послезародышевого развития организмов; развивать умение работать с разными источниками информации; сформировать у старшеклассников познавательный интерес к изучению проблем, связанных с послезародышевым развитием организмов....
16 05 2025 18:13:23
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
15 05 2025 12:34:43

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
14 05 2025 1:16:57
Данную разработку урока рекомендуется использовать при изучении биологии в 5-м классе с применением любого УМК. Основной мыслью статьи является реализация системно-деятельностного подхода при изучении биологии. На уроке изучается: строение мхов; места обитания, их многообразие; значение мхов в природе и жизни человека....
13 05 2025 12:37:32
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
12 05 2025 8:30:22
В протерозойской эре жизнь продолжала существовать преимущественно в море. Господствуют уже не синезеленые, а эукариотические многоклеточные зеленые водоросли....
11 05 2025 3:45:58
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
10 05 2025 9:51:32
Мероприятие проводится по принципу телепередачи "Жить здорово!" с главной ведущей Еленой Малышевой. Данное мероприятие проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, можно проводить на классных часах, на занятиях кружка и т.д....
09 05 2025 7:54:22
Тип урока: изучение нового материала, с использованием проектного метода и представлением презентаций. Время проведения урока – 90 минут (2 спаренных урока). Для проведения проекта дан подробный методический паспорт. На уроке применяется самостоятельная работа с научно-методической литературой, выполнение лабораторной работы, обобщение знаний, создание мини-проектов.
...
08 05 2025 19:58:29
Акцентируется внимание на гигиене питания как основе здорового образа жизни. Проведение мероприятия в форме популярного телевизионного жанра - ток-шоу формирует у ребят исследовательские умения, способность применять полученные знания на пpaктике, развивает коммуникативные навыки, повышает интерес учащихся к данной теме....
07 05 2025 7:55:30
Наш проект является примером того, что достаточно простые методики могут позволить точно и объективно исследовать водные объекты в условиях школы.
...
06 05 2025 6:30:50
Конспект урока составлен по программе В.В. Пасечника "Биология. 8-й класс. Человек". Изучается в теме "Опopно-двигательная система"....
05 05 2025 12:24:23
Бесчисленное разнообразие методов обучения лишь подтверждает принцип: ни один из них не подходит для всех учащихся. Какими бы достоинствами ни обладал тот или иной метод, универсального «ключика», с помощью которого можно достичь выдающихся результатов у всех учеников класса, не существует. Успех наших детей зависит от того, насколько их способности соответствуют применяемым методам обучения и смог ли учитель увлечь ребенка своим предметом.
...
04 05 2025 5:21:27
Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....
03 05 2025 22:58:56
К факторам, вызывающим негативное воздействие на органы дыхания, относят: курение, вирусы, бактерии, экологическое загрязнение атмосферы, попадание инородних тел в воздухоносные пути. Никотин оказывает негативное влияние на дыхательную систему, кровеносную, пищеварительную, нервную.
...
02 05 2025 2:40:38
Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе.
...
01 05 2025 8:39:12
Задачи урока: систематизировать, обобщить и углубить знания по теме; научить учащихся выделять главное, сравнивать и обобщать, использовать различные источники для углубления знаний и расширения кругозора; активизировать познавательный интерес к природе, формировать экологическое мышление....
30 04 2025 8:45:27
Включение в урок изобретательских задач работает на развитие творческих способностей и детей, и учителя, позволяет осмыслить и закрепить на творческом уровне учебный материал. Выполнение подобных заданий полезно для здоровья учащихся: по ходу работы происходит переключение с левого на правое полушарие головного мозга и обратно, что снижает информационный стресс, вносит в урок эмоциональность, радость творчества.
...
29 04 2025 1:12:28
Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; хаpaктеризуется значение живых организмов для человека и природы....
28 04 2025 22:21:43
Растительные ткани - это группа клеток, с общим происхождением, структурой, предназначенные для выполнения конкретных функций....
27 04 2025 13:31:40
В статье обосновывается необходимость использования в образовательном процессе не только современных источников информации, но и традиционных, например, экспозиций и выставок музеев.
Знакомство с образовательным потенциалом петербургских музеев нецелесообразно без подключения к этой работе родителей. В статье определяются функции учителя и родителей при осуществлении этой внеурочной деятельности.
Автор статьи показывает, как происходит «зачин» данной работы, обосновывается дальнейший ее план, описываются основные формы отчетности....
26 04 2025 6:11:17
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
25 04 2025 4:25:24
Структурные компоненты животной клетки В.Н.Фросин Вот плазмолемма поверх клетки; Является она барьером крепким, И пропускает в клетку то, Что клетка ждет уже давно: Ионы, воду, трaнcферрин, Глюкозу…...
24 04 2025 8:44:32
Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....
23 04 2025 11:31:37
На уроке рассматривается классификация горных пород. Приведена разработка пpaктической работы по коллекции минералов....
22 04 2025 13:19:56
Голосеменные растения представляют из себе промежуточное состояние между папоротниками и цветковыми растениями. Впервые термин «голосеменные» использовал русский ученый Бекетов....
21 04 2025 10:28:40
Обобщаются и систематизируются знания учащихся о строении и разнообразии царства животных; при выполнении исследовательской работы учащиеся выявляют особенности питания животных, определяют приспособленность организма насекомых, птиц, млекопитающих для добывания и поедания пищи....
20 04 2025 8:34:54
Представители пресмыкающихся (более 4 тыс. видов) являются настоящими наземными позвоночными животными. В связи с появлением зародышевых оболочек они в своем развитии не связаны с водой....
19 04 2025 20:33:45
Статья содержит план-конспект урока, на котором ученики выполняют два варианта тестовой проверки домашнего задания, знакомятся с ключевыми понятиями темы, решают проблемные вопросы, выполняют лабораторную работу в группах. Поскольку на данном уроке более глубоко рассматриваются виды рефлексов и рефлекторных дуг, его можно проводить в классах с углубленным изучением биологии....
18 04 2025 15:43:24
Занятие посвящено многообразию деревьев и кустарников, их значению в природе и для человека. Цель занятия - сформировать понятие "кустарник"; развить умения классифицировать предметы окружающего мира; воспитать бережное отношение к природе....
17 04 2025 22:17:33
Хозяйственная деятельность человека изменяет условия существования многих видов растений и животных. Из животных, которые были известны науке в 1600 г., к настоящему времени исчезло 65 видов млекопитающих и 140 видов птиц. Рациональное использование видов из дикой природы требует регуляции численности их популяций....
16 04 2025 4:42:16
Технологическая карта внеурочного занятия цикла «Юный натуралист» в 5-м классе, развивающего познавательный интерес к биологии, воображения; воспитывающего аккуратность, товарищескую поддержку, интерес к работе с микроскопом, к приготовлению микропрепаратов....
15 04 2025 3:25:20
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые хаpaктеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
14 04 2025 2:12:36
Урок изучения нового материала проводится в 11-м классе с универсальным профилем. В работе показано, как можно использовать собственные программные продукты – мультимедийные презентации, а также, созданные на основе проектной деятельности учащихся....
13 04 2025 17:15:45
Задачи урока - развивать умение логически мыслить, выделять главное в изучаемом материале; развивать силовые качества, укреплять опopно-двигательный аппарат; совершенствовать передачу мяча в движении, взаимодействие в двойке; приобщать к здоровому образу жизни. В течение урока учащиеся определяют уровень тренированности человека в состоянии покоя и в момент нагрузки. В итоге они приходят к выводу, что чем больше тренирован человек, тем интенсивнее идут обменные процессы в организме человека....
12 04 2025 1:32:27
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::