Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения
Тип урока: Комбинированный урок с элементами лабораторной работы.
Цель. Обеспечить усвоения учащимися знаний о причинах движения крови, изменении скорости крови в сосудах, поддержании постоянства артериального давления.
Задачи:
- Образовательные:
Сформировать представление о причине движения крови, изменении скорости крови в сосудах, распределение крови в организме.- Воспитательная:
Воспитание бережного отношения к своему организму, воспитание потребности здорового образа жизни.
- Развивающие:
Развитие умений частично-познавательной поисковой деятельности, творчески подходить к решению разнообразных задач, умение работать в должном темпе.
- Воспитательная:
Оборудование: таблицы по кровообращению, модель сердца, ТСО, компьютер с мультимедийным проектором. Приложение: \"Движение крови по сосудам\".
Структура урока (занятие рассчитано на один академический час, проводится в кабинете биологии с мультимедийным проектором).
Ход урока
1. Проверка знаний учащихся.
Выполнение задания. Программированный контроль знаний. (Приложение, слайд 2, 3)
Самоконтроль (Приложение, слайд 4, 5)
2. Изучение нового материала.
Ввод в тему (эмоциональный настрой).
Скажи, откуда ты приходишь, красота?
Твой взор – лазурь небес иль порожденье ада!
А если это так, то, что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Что такое красота? Это вы, это я, это мы с вами, это наше тело, наши мысли, наша душа, наше здоровье.
Как мы можем красоту связать с темой нашего урока (называется тема урока).
Причины движения крови по организму.
Статистика. (Сообщение уч-ся о заболеваниях с-с системы)
И что бы знать, как быть здоровым мы продолжаем изучать тайны нашего организма.
Блок-1
Назовите функции, которые в организме выполняет кровь? (Приложение, слайд 7)При каких условиях эти функции могут быть выполнены?
Перед учащимися ставится проблема.
Почему кровь движется непрерывно тогда, как сердце работает толчками? Можно ли по пульсу судить о состоянии здоровья человека?
Самостоятельная работа учащихся
1-е задание
- Прочтите текст параграфа № 23 “Причина движения крови”.
- Посмотрите кадр презентации. (Приложение, слайд 9)
- Подпишите величину кровяного давления в различных участках движения крови.
? мм рт ст. аорта---------- |
? мм рт.ст. артерии------------ |
? мм рт. ст. капилляры------- |
? мм рт.ст. -------вены |
Сделайте вывод.
Причиной движения крови по организму является разное давление в сосудах.
На начало движения крови в артерии(120мм рт ст) и на конец движение крови в венах ( 10 мм рт. ст.)
Историческая справка. ( Сообщение уч-ся) (Приложение, слайд 8)
Артериальное давление подростков.
Максимальное (верхнее) систолическое 110–115 мм рт с |
Минимальное (нижнее) диастолическое. 60–80 мм рт с |
2-е задание
Работа в группах.
1. Измерение АД (в каждой группе подготовленные медработником консультанты инструктирующие последовательность работы с тонометром).
2. Подведение итогов работы.
- Проанализируйте по результатам работы состояние здоровья вашего товарища.
- Почему каждый человек должен следить за изменением своего АД?
- Какие вам известны заболевания, связанные с нарушением АД?
Гипертония
– повышенное АД.Гипотония
– пониженное АД.Последствия гипертонии, гипотонии.
(Сообщение уч-ся)
Задача. “Наследие Дуремара”. (Приложение, слайд 10)
Робинзон Крузо и Пятница жили на необитаемом острове. У Пятницы, как он сам признался, была гипертония — болезнь, при которой повышается кровяное давление. Как-то раз Пятнице стало совсем плохо, и Робинзон отправился искать лекарство — надо было снизить давление.
Что мог использовать Робинзон в качестве лекарства?
Ответ: Робинзон мог использовать пиявки.
Почему у человека бывает гипертония?
Ответ: У большинства животных Земли тело расположено горизонтально, то есть голова и сердце находятся пpaктически на одном уровне. Поэтому у этих животных сердцу не требуются дополнительные усилия, чтобы эффективно снабжать мозг кровью. При неестественных для них позах сердце “горизонтальных” животных не способно долго снабжать кровью мозг. Если такое животное надолго оставить в вертикальном положении, то оно потеряет сознание.
Человека и жирафа можно считать “вертикальными” животными, у которых давление крови на уровне сердца и головы различно. Поэтому как человек, так и жираф, а также некоторые птицы являются гипертониками.
Блок-2
Артериальный пульс.
Что такое пульс? (Приложение, слайд 11)
Чему соответствуют пульсовые колебания?
Историческая справка. (Сообщение уч-ся).
Отвечаем на проблемный вопрос урока.
Пульсируют стенки сосудов, а не кровь, она движется равномерно.
Блок-3.
Скорость кровотока.
Мы с вами установили, что давление в разных кровеносных сосудах разное, а скорость движения крови одинакова или нет? От чего она зависит?
Учащиеся выдвигают свои предположение о скорости движение крови по сосудам.
Можем ли мы с вами сейчас измерить скорость тока крови в каком-либо из кровеносных сосудов?
Лабораторная работа. Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
(Работа выполняется по инструктивной карте стр. 117 учебника)
50 см/с аорта____________ |
1–0,5 см/с капилляры___________ |
25 см/с вены. |
Вывод. Скорость движения крови в капиллярах минимальная, т.к. капилляры имеют максимальный суммарный поперечный просвет. Это необходимо для того, чтобы осуществился обмен веществ между капилляром и клеткой.
3. Закрепление изученного материала.
Используя полученные знания, заполните пропуски в тексте.
Сердце, сокращаясь, создает ______________ крови в сосудах. Наибольшее давление в ___________________, наименьшее в ___________________. Кровь движется из мест с __________________давлением, в места с ______________ давлением. Чем больше давление, тем __________________скорость тока крови. Исключение составляют _________________. Максимальная скорость тока крови в _____________, минимальная в ____________. Это имеет важное значение для осуществления ________________между кровью и тканями организма. Скорость тока крови зависит от ____________________.
Что является причиной движения крови по сосудам?
4. Первичный контроль знаний.
(Приложение, слайд 12, 13)
1-е задание
А. В каких из перечисленных сосудах скорость кровотока максимальная?
- В артерии
- В венах
- В аорте
- В капиллярах
Б. Скорость кровотока минимальная?
2-е задание
В. Симпатический нерв.
Г. Парасимпатический нерв.
- Сужает сосуды кожи и внутренних органов.
- Расширяет сосуды скелетных мышц.
- Замедляет сердцебиение.
- Увеличивает силу сердечных сокращений.
- Учащает сердцебиение.
- Уменьшает силу сердечных сокращений.
Подведение итогов.
Чем значим для вас сегодняшний урок?
Комментарии:
На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....
31 05 2025 3:42:45
В разработке урока предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, творческие задания), направленные на формирование знаний о многообразии фауны культурных ландшафтов....
30 05 2025 13:54:50
Цель урока: познакомить учащихся с методами изучения наследственности; расширить знания о законах генетики, пpaктическое применение знаний; развивать интерес к предмету; показать влияние среды на формирование признака....
29 05 2025 1:55:13
Цели урока – дать представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением. На основе межпредметных связей раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие об авитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов....
28 05 2025 2:54:44

Урок знакомит учащихся с представителями царства бактерии, строением, жизнедеятельностью и распространением на Земле. Формирует умение делать выводы на основании полученной информации, навыков исследовательской деятельности. ИКТ повышают познавательный интерес к предмету....
27 05 2025 17:57:49
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
26 05 2025 15:28:47
Основная цель урока - систематизация и обобщение знаний учащихся по указанному разделу, подготовка к более детальному изучению растений и их частей. Урок носит нетрадиционную форму, сочетает в себе элементы всех форм работы, отличается разнообразием применяемых средств....
25 05 2025 19:55:20
Одновременно повторяются знания о строении ЦНС человека и функциях отделов головного мозга, изученные в курсе «Биология–8. Человек». Применяется мозговой штурм. В ходе критического анализа идей формулируется вывод: эволюция человека шла в направлении цефализации, в результате действия биологических, социальных факторов и отбора сформировалась уникальная структура головного мозга....
24 05 2025 17:47:11
Органы дыхания выполняет функцию газообмена, однако принимает участие также в таких важных процессах как терморегуляция, увлажнение воздуха, водно-солевой обмен и многих других. Из полости носа через хоаны воздух поступает в носоглотку, из нее в ротоглотку, а затем — в гортань. Нижний отдел гортани переходит в трахею....
23 05 2025 4:18:24
Лимфа содержит лейкоциты, часть которых попадает в лимфатические капилляры из тканевой жидкости, а часть образуется в лимфатических узлах. Лимфатические капилляры напоминают кровеносные, но закрыты с одного конца....
22 05 2025 17:54:24
Цель урока: закрепить знания, полученные на уроках по теме "Птицы", ответить на вопрос: "Что дали птицы человечеству?". На уроке повторить особенности строения внешнего, внутреннего, скелета птиц, в связи с приспособленностью к полету; строение головного мозга, закрепить знания о многообразии и разнообразии птиц; закрепить умения определять птиц по их внешнему облику и в полете по силуэтам, умение различать голоса птиц, умение определять по форме клюва птицу и объяснить, чем и как питаются птицы....
21 05 2025 17:30:22
Изменчивость не создается человеком, он только подвергает органические существа новым жизненным условиям, и природа, действуя на них, вызывает их изменения....
20 05 2025 8:48:32
Урок направлен на формирование целостного представления о цветке как органе семенного размножения. Применение различных стратегий текстовой деятельности позволяют учителю активизировать деятельность учащихся на этапе работы с учебником и осмысления прочитанного....
19 05 2025 21:12:59
Чтобы ребенок мог почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы, важно затронуть его душу, обогатить его ум. Используя эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и переживаний, склонность детей к воображению, фантазии, можно получить отклик детей на понимание ими экологических проблем - это их творческие работы: экологические сказки. Экологические сказки служат источником формирования элементарных экологических понятий....
18 05 2025 6:27:24
На уроке о наследственных болезнях рассматривается материал по основным разделам генетики человека, включая методы изучения генетики человека, классификацию наследственных болезней, факторы, вызывающие наследственные заболевания, методы ранней диагностики....
17 05 2025 7:33:28
Данный электронный ресурс можно использовать при проведении урока в 11-м классе по теме «Вымирание организмов» на этапе объяснения нового материала. Наглядные средства данной презентации являются иллюстрацией основных блоков данной темы: направления эволюции живого мира, причины вымирания организмов, особо охраняемые природные территории Волгоградской области....
16 05 2025 5:14:44
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
15 05 2025 1:58:33
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие.
...
14 05 2025 7:26:39
На уроке необходимо сравнить строение растительной и животной клетки и доказать, что клетка является основной элементарной единицей живого. ...
13 05 2025 9:31:33
В работе представлены компьютерные презентации учащихся 7–11-х классов, применяемые на уроках биологии. Данные презентации соответствуют требованиям и помогают учителю биологии или классным руководителям проводить беседы по профилактике вредных привычек с учащимися школы и их родителями....
12 05 2025 20:23:34
Урок направлен на формирование любви к природе родного края. Главная задача - расширить знания учащихся о растительном и животном мире Кубани; показать необходимость охраны природы; познакомить с историей создания Кавказского биосферного заповедника; развивать логическое мышление, любознательность, умение работать творчески. Презентация дает возможность визуально познакомиться с растительным и животным миром Кубани, с редкими и исчезающими видами. В ходе дискуссии учащиеся понимают значение мер по охране природы родного края.
...
11 05 2025 2:57:27
Урок в коррекционной школе VIII вида служит формированию представлений учащихся о закаливании организма человека, знакомит учащихся с основными правилами и видами закаливания: солнечными ваннами, воздушными ваннами, водными процеДypaми, призван показать значимость закаливающих процедур....
10 05 2025 9:21:14
Цель занятия: знакомство с законами памяти, приемами запоминания информации; усвоение знаний по теме «Земноводные»; формирование умений мотивации, самоорганизации учения; развитие интеллектуальных умений: анализировать, классифицировать факты, выдвигать гипотезу, доказать, обобщать, делать выводы; формирование ценностного отношения к окружающему миру, товарищам, самому себе, своей деятельности....
09 05 2025 12:30:32
На уроке формируются знания о строении, процессах жизнедеятельности, образе жизни, приспособленности круглых и плоских червей к среде обитания; развиваются умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником, литературой, дидактическим материалом; осуществляется гигиеническое воспитание.
Средствами обучения являются таблицы, иллюстрации, дидактические тетради и карточки, видеофильм.
В ходе урока используются следующие методы: рассказ, беседа, игры, самостоятельная работа, просмотр видеофильма.
Обучающиеся решают биологические задачи, заполняют таблицу, делают сообщения.
...
08 05 2025 21:34:38
Программа рассчитана на учащихся девятых классов. Она актуальна для детей, ориентирующихся на естественно-научный профиль обучения. Этот курс предполагает получение школьниками теоретических знаний, самостоятельную работу школьников, игровое задание, анкетирование и тестирование. Составлена как дополнение к курсу биологии....
07 05 2025 22:56:22
Ф.Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд — это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстpaктное мышление....
06 05 2025 16:24:52
Целью урока является формирование знаний о семействе лилейных растений. Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая умственную пассивность учащихся, связанную с инертностью нервных процессов и другими недостатками психики, на уроке использовано самостоятельное нахождение знаний учащимися из различных источников: при работе с учебником, дополнительной литературы, при выполнении пpaктической работы....
05 05 2025 0:39:32
Задача учителя биологии – показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти подход, который затронет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни....
04 05 2025 20:57:26
Научные исследования и школьная пpaктика показывают, что интеграция содержания учебного материала возможна между разными, порой несопоставимыми на первый взгляд предметами, например биологией и МХК. Но при этом использование различных творческих приёмов - рисования, лепки, музыки, фотографии, кинофильмов, книг, актёрского мастерства – является одним из методов психофизиологического воздействия - арттерапии.
...
03 05 2025 16:47:58
Представленная разработка урока имеет целью обобщение и систематизацию знаний учащихся по данной теме. Игровая форма проведения урока способствует повышению интереса учащихся к предмету, развитию взаимоуважения, умения работы в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники издательства Вентана-Граф....
02 05 2025 12:29:20
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
01 05 2025 19:33:45
Как научиться «правильно» слушать музыку, получая при этом массу положительных эмоций? Могут ли музыкальные инструменты оказывать лечебное влияние на организм? Так наука и искусство идут рука об руку, углубляя фундаментальные знания об анализаторах, раскрывая роль ощущений и восприятия в жизни человека. Интегрированный урок биологии и музыки помогает пробудить у учащихся познавательный интерес, расширить и углубить знания об анализаторах и их взаимодействии....
30 04 2025 17:32:52
Обобщающий урок по теме «Цитология» с целью систематизировать знания учащихся о составе, строении клеток, процессах метаболизма различных видов; дать независимую комплексную оценку знаний по теме; подготовить учащихся к ЕГЭ....
29 04 2025 6:28:30
Представлен материал "Формирование ключевых компетенций на уроках биологии в 6-х, 7-х классах". В работе приводятся конспекты уроков по биологии в 6-м классе на тему "Органы цветковых растений"; в 7-м классе на темы " Многообразие пресмыкающихся" и "Места обитания и внешнее строение земноводных" ....
28 04 2025 8:56:20
Каждый орган состоит из различных тканей, которые структурно и функционально взаимосвязаны. Однако в каждом органе преобладает какой-либо один вид ткани....
27 04 2025 21:44:48
Следует помнить, что не природе нужна защита (она сильнее человечества), а людям, чтобы жить.
...
26 04 2025 6:32:28
Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов,
правилами сбора, сохранения грибницы и т.д.
...
25 04 2025 15:23:33
Урок целесообразно проводить в 11-м классе после изучения главы "Развитие жизни на Земле". На уроке учащиеся знакомятся с фактами, которые расширяют знания по изучаемой теме,
вносят противоречия в представление о ходе эволюции органического мира. Урок основан на
использовании технологии критического мышления, групповой формы работы....
24 04 2025 9:58:16
На уроке используется презентация (выполненная в PowerPoint), по ходу объяснения задаются учащимся проблемные вопросы, присутствует творческое задание с использованием технологии поиска новых идей. Как обязательный компонент при работе в старших классах используются работа с текстом и творческое домашнее задание.
...
23 04 2025 23:38:20
Урок знакомит с понятием "краснокнижные растения". Учитель создает условие для знакомства с историей появления "Красных книг" в мире, стране и регионе. Учащиеся знакомятся с краснокнижными растениями своего края. Ребята изучают проблему "Жизнь под угрозой" через знакомство с причинами, угрожающими распространению видов растений....
22 04 2025 9:55:28
Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине. Урок проводится с целью сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша....
21 04 2025 4:35:30
Деятельность учителя стимулирует познавательную активность школьников, учитывает возрастные и физиологические особенности учащихся. Урок содержит материал для свободной беседы и поисковой работы с дополнительными источниками информации. В урок включены межпредметные связи, позволяющие на уроке биологии осознанно сделать выводы о физиологических функциях человеческого организма. Каждый урок должен быть интересен....
20 04 2025 8:35:11

Целью урока является обобщение знаний учащихся по теме. Урок проводится в форме телевизионной передачи «Своя игра». Увлекательная форма, интересные задания, большой иллюстративный материал помогут учащимся в систематизации знаний. Урок проводится с помощью презентации....
19 04 2025 1:20:59
На уроке показывается необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека. Учащиеся знакомятся с суточными затратами энергии людьми различных профессий. Занятие проводится с активным использованием компьютерных технологий....
18 04 2025 16:18:35
Представлены программа и методическая пособие "Фитотерапия" - элективный курс для учащихся 7-8-х классов (68 часов). Данное мероприятие проводится в теме "Пища должна быть лекарством". На него мы приглашаем ребят младших классов. К сценарию внеклассного мероприятия "Лекарства на обеденном столе" прилагаются статьи из газет, фотографии.
...
17 04 2025 3:15:29
Данный урок-конференция проводится в качестве заключительного в теме "Закономерности изменчивости" и одним из последних в курсе 10-го класса.
...
16 04 2025 10:55:33
Урок расширяет представление о здоровом образе жизни, формирует умение систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках биологии и из средств массовой информации. В ходе урока развивается творческое мышление, воспитывается чувство ответственности за свое здоровье и окружающих людей....
15 04 2025 15:48:33
Во внеклассную работу необходимо вовлекать большее количество участников. На этапе подготовки ученик начинает ощущать потребность пополнить недостающие элементы знаний, отработать определенные умения. Автором представлен один из традиционных осенних конкурсов, но с использованием информационных технологий, что повышает мотивацию к изучению предмета и способствует развитию учебно-познавательных, предметных и коммуникативных компетенций. Урок-путешествие состоит из 5 основных конкурсов. Конкурс "Своя игра" идет на основе интеpaктивной презентации....
14 04 2025 14:33:35
Задачи урока: организовать усвоение понятий: «размножение», «бесполое размножение», «пoлoвoе размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш», «гермафродит»; провести сравнение (найти сходство и различие) живых и неживых организмов; создать условия для формирования понятия «размножение» как общего свойства живых организмов....
13 04 2025 7:37:37
Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «Основы генетики». В ходе урока учащимся предлагаются различные виды работ: сообщения, составление плана, рассказы по родословным, решение задач, проверочная работа.
...
12 04 2025 21:53:20
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::