Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения
Тип урока: Комбинированный урок с элементами лабораторной работы.
Цель. Обеспечить усвоения учащимися знаний о причинах движения крови, изменении скорости крови в сосудах, поддержании постоянства артериального давления.
Задачи:
- Образовательные:
Сформировать представление о причине движения крови, изменении скорости крови в сосудах, распределение крови в организме.- Воспитательная:
Воспитание бережного отношения к своему организму, воспитание потребности здорового образа жизни.
- Развивающие:
Развитие умений частично-познавательной поисковой деятельности, творчески подходить к решению разнообразных задач, умение работать в должном темпе.
- Воспитательная:
Оборудование: таблицы по кровообращению, модель сердца, ТСО, компьютер с мультимедийным проектором. Приложение: \"Движение крови по сосудам\".
Структура урока (занятие рассчитано на один академический час, проводится в кабинете биологии с мультимедийным проектором).
Ход урока
1. Проверка знаний учащихся.
Выполнение задания. Программированный контроль знаний. (Приложение, слайд 2, 3)
Самоконтроль (Приложение, слайд 4, 5)
2. Изучение нового материала.
Ввод в тему (эмоциональный настрой).
Скажи, откуда ты приходишь, красота?
Твой взор – лазурь небес иль порожденье ада!
А если это так, то, что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Что такое красота? Это вы, это я, это мы с вами, это наше тело, наши мысли, наша душа, наше здоровье.
Как мы можем красоту связать с темой нашего урока (называется тема урока).
Причины движения крови по организму.
Статистика. (Сообщение уч-ся о заболеваниях с-с системы)
И что бы знать, как быть здоровым мы продолжаем изучать тайны нашего организма.
Блок-1
Назовите функции, которые в организме выполняет кровь? (Приложение, слайд 7)При каких условиях эти функции могут быть выполнены?
Перед учащимися ставится проблема.
Почему кровь движется непрерывно тогда, как сердце работает толчками? Можно ли по пульсу судить о состоянии здоровья человека?
Самостоятельная работа учащихся
1-е задание
- Прочтите текст параграфа № 23 “Причина движения крови”.
- Посмотрите кадр презентации. (Приложение, слайд 9)
- Подпишите величину кровяного давления в различных участках движения крови.
? мм рт ст. аорта---------- |
? мм рт.ст. артерии------------ |
? мм рт. ст. капилляры------- |
? мм рт.ст. -------вены |
Сделайте вывод.
Причиной движения крови по организму является разное давление в сосудах.
На начало движения крови в артерии(120мм рт ст) и на конец движение крови в венах ( 10 мм рт. ст.)
Историческая справка. ( Сообщение уч-ся) (Приложение, слайд 8)
Артериальное давление подростков.
Максимальное (верхнее) систолическое 110–115 мм рт с |
Минимальное (нижнее) диастолическое. 60–80 мм рт с |
2-е задание
Работа в группах.
1. Измерение АД (в каждой группе подготовленные медработником консультанты инструктирующие последовательность работы с тонометром).
2. Подведение итогов работы.
- Проанализируйте по результатам работы состояние здоровья вашего товарища.
- Почему каждый человек должен следить за изменением своего АД?
- Какие вам известны заболевания, связанные с нарушением АД?
Гипертония
– повышенное АД.Гипотония
– пониженное АД.Последствия гипертонии, гипотонии.
(Сообщение уч-ся)
Задача. “Наследие Дуремара”. (Приложение, слайд 10)
Робинзон Крузо и Пятница жили на необитаемом острове. У Пятницы, как он сам признался, была гипертония — болезнь, при которой повышается кровяное давление. Как-то раз Пятнице стало совсем плохо, и Робинзон отправился искать лекарство — надо было снизить давление.
Что мог использовать Робинзон в качестве лекарства?
Ответ: Робинзон мог использовать пиявки.
Почему у человека бывает гипертония?
Ответ: У большинства животных Земли тело расположено горизонтально, то есть голова и сердце находятся пpaктически на одном уровне. Поэтому у этих животных сердцу не требуются дополнительные усилия, чтобы эффективно снабжать мозг кровью. При неестественных для них позах сердце “горизонтальных” животных не способно долго снабжать кровью мозг. Если такое животное надолго оставить в вертикальном положении, то оно потеряет сознание.
Человека и жирафа можно считать “вертикальными” животными, у которых давление крови на уровне сердца и головы различно. Поэтому как человек, так и жираф, а также некоторые птицы являются гипертониками.
Блок-2
Артериальный пульс.
Что такое пульс? (Приложение, слайд 11)
Чему соответствуют пульсовые колебания?
Историческая справка. (Сообщение уч-ся).
Отвечаем на проблемный вопрос урока.
Пульсируют стенки сосудов, а не кровь, она движется равномерно.
Блок-3.
Скорость кровотока.
Мы с вами установили, что давление в разных кровеносных сосудах разное, а скорость движения крови одинакова или нет? От чего она зависит?
Учащиеся выдвигают свои предположение о скорости движение крови по сосудам.
Можем ли мы с вами сейчас измерить скорость тока крови в каком-либо из кровеносных сосудов?
Лабораторная работа. Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
(Работа выполняется по инструктивной карте стр. 117 учебника)
50 см/с аорта____________ |
1–0,5 см/с капилляры___________ |
25 см/с вены. |
Вывод. Скорость движения крови в капиллярах минимальная, т.к. капилляры имеют максимальный суммарный поперечный просвет. Это необходимо для того, чтобы осуществился обмен веществ между капилляром и клеткой.
3. Закрепление изученного материала.
Используя полученные знания, заполните пропуски в тексте.
Сердце, сокращаясь, создает ______________ крови в сосудах. Наибольшее давление в ___________________, наименьшее в ___________________. Кровь движется из мест с __________________давлением, в места с ______________ давлением. Чем больше давление, тем __________________скорость тока крови. Исключение составляют _________________. Максимальная скорость тока крови в _____________, минимальная в ____________. Это имеет важное значение для осуществления ________________между кровью и тканями организма. Скорость тока крови зависит от ____________________.
Что является причиной движения крови по сосудам?
4. Первичный контроль знаний.
(Приложение, слайд 12, 13)
1-е задание
А. В каких из перечисленных сосудах скорость кровотока максимальная?
- В артерии
- В венах
- В аорте
- В капиллярах
Б. Скорость кровотока минимальная?
2-е задание
В. Симпатический нерв.
Г. Парасимпатический нерв.
- Сужает сосуды кожи и внутренних органов.
- Расширяет сосуды скелетных мышц.
- Замедляет сердцебиение.
- Увеличивает силу сердечных сокращений.
- Учащает сердцебиение.
- Уменьшает силу сердечных сокращений.
Подведение итогов.
Чем значим для вас сегодняшний урок?
Комментарии:
Урок помогает развивать знания учащихся о строении цветка, его значении в жизни растения; сформировать знания о цветке как видоизмененном побеге; совершенствовать умения работать с дидактическим материалом. Способствует развитию мышления, формированию ответственного отношения учащихся к природе, раскрывая вред, наносимый массовым сбором дикорастущих растений....
16 03 2025 20:24:17
Предлагаемое занятие иллюстрирует реализацию не только межпредметных связей через использование компьютера в демонстрационном режиме (компьютер на учительском столе + проектор для показа презентации и анимационных моделей, имитирующих биологические процессы), но и содержательных связей биологии и информатики через изучение процессов кодирования, хранения, использования информации. В занятии представлены составленные авторами интегрированные задачи и приведено их решение....
15 03 2025 6:23:58
Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....
14 03 2025 22:59:10
Созданная на уроке субъект-субъектная учебная ситуация позволяет ученикам перестать функционировать по принципу "меня учат" и начать действовать по принципу "я учусь". Реализуемый на уроке системно-деятельностный подход позволяет каждому ученику включиться в разнообразные виды исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательской компетентности лежит решение ситуативной задачи....
13 03 2025 19:52:57
<p>Данный урок предложен в форме КВН, что мобилизует познавательную активность учащихся, развивает интерес к предмету, формирует умение работать в коллективе. Простейшие опыты показывают прикладной хаpaктер предмета «Биология» и позволяют закрепить такие сложные для усвоения понятия, как «фотосинтез». ...
12 03 2025 19:42:52
В статье рассмотриваются некоторые формы обучения биологии, способствующие развитию творческих способностей учащихся. Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает нам организовать так работу детей, чтобы интерес, как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на протяжении всех лет обучения. А это приводит к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления обучающихся....
11 03 2025 4:10:48
Урок проводился в нетрадиционной форме – форме турнира между тремя комaндами. Каждый этап турнира сопровождается показом заданий на экране в виде презентации. Яркая, красочная презентация со смешными смайликами, поддерживающая дух соперничества, оригинальные материалы значительно оживят содержание процесса изучения предмета. Содержание урока может быть полезным ученикам 6–7-х классов, увлекающимися биологией.
...
10 03 2025 1:24:17
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие.
...
09 03 2025 9:24:50
Зрение — это биологический процесс, обусловливающий восприятие формы, размеров, цвета предметов, окружающих нас, ориентировку среди них. Оно возможно благодаря функции зрительного анализатора, в состав которого входит воспринимающий аппарат — глаз....
08 03 2025 19:26:20
Изучение темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основные методы ек изучения ‒ работа с текстом, рассказ учителя, беседа....
07 03 2025 0:42:13
Урок дает возможность обобщить, закрепить, систематизировать знания обучающихся по данной теме. Особый акцент ставится на собственную деятельность ученика, осознание и переработку знаний. Работая в группе с инструктивной карточкой-заданием, обучающиеся учатся распределять задания между собой, быстро отвечать, делать выводы....
06 03 2025 19:24:10
В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....
05 03 2025 9:37:19
Интеpaктивная экскурсия по биологии знакомит с разнообразием птиц городского парка. Ученики отмечают видовой состав фоновых птиц и особенности их жизни весной; проводя наблюдения за весенним поведением птиц, обращают внимание на приспособления птиц к определенным условиям жизни. Цель: развивать у учащихся понимание экологических взаимосвязей в природе, единства и целостности естественных биогеоценозов; рассмотреть вопросы охраны птиц....
04 03 2025 13:54:10
Урок разработан по программе Сонина Н.И. для 7-го класса. Данная разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями царства Грибы, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Урок способствует развитию умения сравнивать, обобщать, выделять общие признаки царства, формирует интерес к предмету и бережное отношение к природе....
03 03 2025 19:34:34
Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....
02 03 2025 18:29:38
Вашему вниманию предлагается нестандартный урок — игра с использованием программы Notebook для интеpaктивной доски SMART Board. Интеpaктивная доска позволяет совершать увлекательные путешествия по стране знаний.
...
01 03 2025 14:20:53
Ток воздуха по дыхательным путям осуществляется посредством ритмичных дыхательных движений — вдоха и выдоха. Частота дыхательных движений в норме у новорожденных до 60 в минуту, а у взрослых людей — 16-18 раз....
28 02 2025 1:32:42
Систематизация педагогического наследия учителей в Виртуальном музее биообразования России....
27 02 2025 15:23:52

Задачи урока: обобщение и систематизация знаний законов Менделя, закрепление навыков и умений по решению генетических задач; развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний; развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, решать проблемные задачи....
26 02 2025 15:18:39
Урок «Основные закономерности явлений наследственности» является первым уроком темы «Наследственность». Использование на уроке компьютерной презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах излагаемой информации. Цель урока: сформировать представление о генетике как о науке, изучающей явления наследственности; начать формирование представлений об основных генетических закономерностях....
25 02 2025 16:33:32
Уже несколько лет учащиеся проектную работу реализовывают через сцену в виде маленьких биологических спектаклей. Сценическая форма подачи материала действует на эмоции, значит, лучше воспринимается и запоминается. Общаясь с залом, «артисты» учатся удерживать внимание аудитории, не боятся вступать в контакт, реализуют свой творческий потенциал, что в подростковом возрасте имеет немаловажное значение. Так называемые трудные подростки, пройдя через десятки репетиций, перестают быть трудными....
24 02 2025 12:28:38
Данный урок позволяет продолжить развивать знания об основных функциях листа, раскрыть их значение для растения в целом. Познакомить с видоизменениями листьев как результатом приспособленности к различным условиям обитания. Раскрыть значение видоизмененных листьев в жизни растения. Также на уроке раскрываются вопросы о сезонных изменениях в жизни растений. Урок способствует творческому мышлению учащихся. В материалах урока может быть использован национально-региональный компонент....
22 02 2025 6:22:58
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
21 02 2025 0:23:48
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
20 02 2025 3:14:41
На примере урока биологии в 10-м классе показано, как можно использовать компьютерную презентацию, подготовленную учителем в программе Microcoft Power Point. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интеpaктивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание....
19 02 2025 2:18:45
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
18 02 2025 6:13:53
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
17 02 2025 17:45:25
В современных условиях очень важно, чтобы учащиеся получали не только сумму знаний, но умели применять их на пpaктике, интеграция химических умений в биологические темы способствует формированию общеучебных компетенций, формированию более целостной картины мира в сознании учащихся. Учащиеся лучше воспринимают и усваивают материал, если им довелось при этом провести, хотя бы небольшое исследование....
16 02 2025 19:29:16
Пpaктическая работа по биологии с использованием компьютерной технологии. На уроке ученики углубляют знания о метаболизме на основе изучения фотосинтеза как одного из вариантов пластического обмена. Привлечение учащихся к цели урока происходит через включение их в самостоятельную работу.
...
15 02 2025 4:43:47
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
14 02 2025 15:44:55
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
13 02 2025 22:29:59
Конспект разработан в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и мотивации учащихся по познанию своего организма. Содержание урока помогает ученикам осознать значимость здорового образа жизни, выявить причины нарушения осанки и влияние ее на красоту и гармоничность тела человека....
12 02 2025 8:20:25
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
11 02 2025 15:38:12
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
10 02 2025 13:30:58
На данном уроке моделирование служит средством открытия новых закономерностей, являясь при этом
источником информации. По полученным в процессе моделирования результатам учащиеся строят графики
колебания численности «хищников» и «жертв» в четырех поколениях. Для ускорения этого этапа работы
применяется программа, созданная на языке программирования Delphi (автор Сыромолотова Д.В.)....
09 02 2025 1:29:22
Автор в работе приводит изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе.
...
08 02 2025 23:29:38
Скелетные мышцы, являясь активной частью опopно-двигательной системы, обусловливают передвижение тела в целом или перемещение его отдельных частей. В каждой мышце различают сокращающуюся часть — мышечное брюшко, или тело, и несокращающуюся часть — сухожилие....
07 02 2025 20:17:11
Урок посвящен корню – осевому вегетативному органу листостебельного растения, выполняющего функции почвенного питания и закрепления растения на земле. Способствует формированию понятия об особенностях строения и функционирования корневых систем. Составление общего плана изучения органа растения....
06 02 2025 23:59:54
К насекомым с неполным превращением относятся представители отряда прямокрылых: перелетная саранча, кобылки, кузнечики, сверчки. К полным превращением - представители отряда чешуекрылых (бабочек), обладающие двумя парами крыльев...
05 02 2025 3:10:58
Цель урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....
04 02 2025 20:24:51
Урок помогает закрепить и обобщить знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проходит в виде путешествия в космос. Во время путешествия учащиеся не только показывают свои знания, но позволяет каждому ребенку проявить свою индивидуальность, закладывается ситуация успеха, что ведет к положительному настрою на контрольный урок....
03 02 2025 5:17:28
Устный журнал посвящен факторам укрепляющим и ослабляющим здоровье, а также влиянию на организм человека вредных привычек: употрeблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ и курения.
...
02 02 2025 14:37:11
Повторение материала проводится в виде игры-путешествия, при этом используются различные формы игры: загадки, ребусы, определение по рисункам, верны или неверны утверждения, различные формы вопросов. Используется музыка и подготавливаются слайды для различных заданий. Класс разбивается на три комaнды, которые соревнуются в знаниях по изученной теме. Жюри и ведущий выбирается среди учеников класса или старшеклассников....
01 02 2025 22:32:54
Материал урока знакомит учащихся с многообразием моллюсков, их приспособленностью к условиям обитания, рассматривается значение моллюсков в природе и жизни человека. Использование компьютерной презентации делает урок насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети работают в группах, развивают умение делать выводы на основе полученной информации....
31 01 2025 15:17:16
Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия: о строении и функциях больших полушарий мозга, зонах коры полушарий. Продолжать развивать интеллектуальные способности учащихся, используя задания, требующие от них логического мышления, формирование познавательной активности, расширить кругозор учащихся, умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы. Показать учащимся большой вклад отечественных ученых в изучение мозга, достижения микрохирургии мозга....
30 01 2025 14:39:23
Цель урока: сформировать представление о генетике человека.
...
29 01 2025 5:30:39
Вирусы имеют особое место в системе живой природы, занимая пограничное положение между живым и неживым. Задача учителя состоит в том, чтобы, использовав личный опыт учащихся, расширить их представления о вирусах, придать знаниям учащихся научный хаpaктер. Урок построен в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и направлен на формирование у учащихся сознательного отношения к себе и миру, подразумевающего самостоятельную, осмысленную позицию, повышение коммуникативного потенциала личности....
28 01 2025 1:50:19
Древесная растительность является основным местом обитания птиц. Они используют все горизонты древесной растительности как в отношении убежища для гнезда, так и в отношении пищи....
27 01 2025 3:43:11
Отряд насчитывает 17 семейств. Размеры представителей колeблются от 7см до 5м в длину. Обладают большим количеством зубов в форме конуса, поэтому предполагалось, что Кистеперые – хищники....
26 01 2025 4:36:55
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::