Урок биологии на тему "Вымирание организмов. Особо охраняемые территории: природные парки Волгоградской области". 11-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии на тему "Вымирание организмов. Особо охраняемые территории: природные парки Волгоградской области". 11-й класс


    Урок биологии на тему "Вымирание организмов. Особо охраняемые территории: природные парки Волгоградской области". 11-й класс

1. Раздел темы – “Вид”

2. Программа – Агафонова И. Б., Сивоглазова В.И. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класс. Биология 6-11 классы.- 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.-138 с.

3. Уровень – базовый

4. Тип урока – комбинированный

5. Цель урока – создать условия для осознания и осмысления темы “Вымирание организмов. Особо охраняемые природные территории: природные парки Волгоградской области”, применения знаний об особо охраняемых территориях Волгоградской области

6. Задачи:

1) Иметь представление об основных направлениях эволюции

2. Уметь выделять отличия биологического прогресса и биологического регресса

3. Систематизировать знания об особо охраняемых территориях Волгоградской области

7. Информационно-методическое обеспечение:

-- Агафонова И. Б., Сивоглазова В. И. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класс. Биология 6-11 классы.- 5-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2010.-138 с.

--рабочая программа

--учебник “Биология 11 класс” авторов Сивоглазова В. И.,Агафонова И. Б.,

--презентация “Вымирание организмов. Особо охраняемые природные территории: природные парки Волгоградской области” (Приложение)

--компьютер

--проектор

-- ноутбуки для работы в группах

8. Результаты обучения:

Личностные результаты:

1.Сформировать знание основных принципов отношения к живой природе

2. Сформировать интеллектуальные умения: доказывать, строить рассуждения, анализировать

Метапредметные результаты:

1. Овладение составляющими исследовательской деятельности: умение видеть проблему, выдвигать гипотезы

2. Сформировать умение работать с разными источниками информации

3. Сформировать умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

Предметные результаты:

1.Сформировать умение приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды

2.Сформировать умение объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация новых знаний

Учитель: “Жизнь возникла на нашей планете около 3 млд. лет назад, в процессе эволюции живые организмы развивались от простого к сложному. Н. И. Северцов выделил два направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс” (Приложение 1)

“По каким признакам можно сделать вывод, что группа организмов находится в состоянии биологического прогресса?”

Учащиеся: “Увеличивают свою численность, размножаются, увеличивают территорию своего проживания и образуют новые подчиненные систематические группы”

Учитель: “ По каким признакам можно сделать вывод, что группа организмов находится в состоянии биологического регресса?”

Учащиеся: “Сокращают свою численность, в результате уменьшается территория проживания и прекращается образование новых подчиненных систематических групп”

Мотивация

Учитель: Но, в настоящее время, при резких изменениях условий среды, возникшие ранее адаптации, не всегда оказываются полезными, поэтому узкая специализация часто приводит к тому, что такая группа организмов не может приспособиться к новым условиям и это приводит к вымиранию. Причин вымирания организмов можно выделить множество: изменение условий жизни на Земле в процессе эволюции, прямое влияние человека, случайное “переселение” животных и др.

Деятельность человека в последние десятилетия привела к тому, что окружающая среда изменяется, живые организмы не успевают приспособиться к новым изменениям, как следствие, темпы исчезновения многих видов животного мира, в первую очередь млекопитающих и птиц, стали гораздо более интенсивными и значительно превышают расчётные средние темпы утраты видов   в предыдущих тысячелетиях. Задача человечества разработать систему мер, которые будут способствовать сохранению многообразия биосферы.

Целеполагание Учитель: “Цель нашего урока: рассмотреть причины вымирания организмов. На примере Волгоградской области изучить особо охраняемые природные территории Волгоградской области, поскольку проблема сохранения биоразнообразия актуальна и для нашей области.

Первичное усвоение материала

Учитель “ Каждая группа получает задание на карточке, которая предусматривает создание проекта по презентации природного парка Волгоградской области. Группа имеет возможность работать с ноутбуком и использовать программу Power Point для создания “итогового продукта”.

Примерный материал для работы в группах

Природный парк “Донской”

Меловые утесы на берегу Дона являются главной достопримечательностью природного парка “Донской”. Отсюда открывается замечательный вид на Дон и его поймы с множеством островов и озер. Здесь есть цветущие заливные луга, пойменные и нагорные леса, а также своеобразный микроклимат: общая продолжительность солнечного сияния на территории парка составляет 2200 часов в год. Это идентично климатическим условиям Крыма и Кавказа. Флора меловых гор отличается многими редкими и интересными видами, часть которых занесена в Красную книгу России. Также и животный мир, где встречаются многие исчезающие виды животных, нуждается в охране. Здесь можно встретить и косулю, и лесную кyницу, и лисицу, и кабана. Охота здесь разрешена, но строго регламентирована, по лицензии можно добывать кабана и лося, кyницу и косулю. Парк “Донской” обладает множеством уникальных памятников истории, в том числе: древнее святилище огнепоклонников — уникальный исторический памятник, не имеющий равных среди известных археологических объектов на юге России.“Петров вал” — старинное казачье оборонительное сооружение, построенное по приказу Петра I.В станице Качалинской, на родине покорителя Сибири казачьего атамана Ермака, установлен памятный каменный крест.

Природный парк “Щербаковский”

Природный парк “Щербаковский” был создан в целях сохранения уникального природно-территориального комплекса, расположенного в Камышинском районе Волгоградской области. Общая площадь парка составляет около 35 тыс. гектар. Дирекция парка располагается в селе Верхняя Добринка, находящемся в 250 км от г. Волгограда и 50 км от районного центра г. Камышин.

Волжская Щвейцария – так называется высокое плато, расчлeненное глубокими долинами и балками, по которому протекает маленькая речка Щербаковка. Уникальность природного комплекса Щербаковской балки состоит в разнообразии ландшафтов. Здесь и березовые рощи, типичные для ландшафтов средней полосы России, и скалистые обрывы, хаpaктерные для Северного Кавказа. Здесь можно увидеть и очень интересные экземпляры флоры и фауны, многие из которых занесены в Красную книгу. Из птиц это: орлан-белохвост, орёл-могильник, большой и малый подорлики, сокол-балобан, скопа, стрепет, авдотка, дрофа. Животный мир представлен здесь такими ценными видами, как лось, кабан, косуля, олень благородный, барсук, лиса, заяц-русак. Много ещё жемчужин хранит природный парк “Щербаковский” — кроме уже упомянутой Щербаковской балки есть тут и Уpaков бугор, и Кривцова балка, где был посажен немцами ещё в XIX веке великолепный сад, а на берегу Волгоградского водохранилища стоят красивейшие “скалы” — Столбичи — и ещё многое-многое другое. 

Природный парк “Нижнехоперский”

Природный парк Нижнехоперский расположен на северо-западе Волгоградской области в 300 км от г. Волгограда, на территории трех административных районов: Кумылженского, Алексеевского и Нехаевского. Общая площадь природного парка более 230 тыс. гектар. Здесь можно увидеть Кумылженские пески с уникальными растительными сообществами и березовыми колками, и конечно витиеватый красавец - Хопер, который является одной из самых чистых рек восточной Европы. В тиши многочисленных водоемов - речушек, проток, чистейших озер и хоперских вод обитает около 50 видов рыб! Чрезвычайно разнообразны рыбацкие трофеи: встречается судак, жерех, и другие представители речных глубин. Облюбовала Хопер и такая ценная рыба как стерлядь.  Живописные рыболовецкие угодья природного парка в неизменном виде ждут своих гостей – истинных ценителей рыбалки! В водоемах парка обитает очень редкое животное выхухоль - одно из древнейших млекопитающих, живущих в Евразии еще со времен мамонтов.

Эльтонский природный парк

Озеро Эльтон - это сердце природного парка “Эльтонский”. Бездонное лазурное небо, упоительный запах степных трав, нега и праздник в душе, обилие красоты, ошеломляющее своей реальностью – вот, что испытываешь, впервые увидев его озёрную гладь. Но удержаться от этой магии невозможно! Охватывает непреодолимое желание окунуться в этот природный “чан”, заполненный рапой малинового цвета. Рапа – это перенасыщенный хлоридный натриево-магниевый рассол со значительным содержанием брома, обладающая общеукрепляющим, противовоспалительным, антисептическим, заживляющим и омолаживающим действием. А под соляной коркой находится черная, с синеватым отливом, пахнущая сероводородом, органоминеральная  грязь. Эльтонские грязи – единственные в мире по составу и лечебным свойствам аналогичные грязям Мертвого моря, и в тоже время превосходящие по содержанию сульфидов и органических веществ, экологичности и степени воздействия.

Своим названием озеро обязано золотисто-розовому цвету своих вод. “Алтын-Hyp” (в русском произношении Эльтон) по-тюркски означает “золотое дно”. Красный цвет рапы и впадающих в него ручьев был описан еще известным естествоиспытателем Палласом в XVIII веке. Он отметил, что соль имеет красный цвет и издает “малиновый или фиалковый запах”. Хаpaктерно, что такая соль ценилась особенно дорого и специально отправлялась ко двору Екатерины II в количестве 100 пудов в год, причем больше никому не велено было ее давать. Еще во времена половецких ханов это место считалось священным. И по сей день среди казахов бытует языческая легенда, согласно которой в воды озера спускается небесный владыка Тенгри-Хан, чтобы продлить вечную молодость. Легенда возникла не на пустом месте. Почему именно здешняя грязь и вода помогают исцелять болезни и продлевают долголетие, ученым еще не ясно. Возможно, дело в свойствах приэльтонских горных пород, сохранившихся еще с юрского периода (недаром в местных горах Улаган и Пресный лиман ученые находят окаменелые останки ископаемых растений и животных). Может быть, хаpaктер озера определяют семь рек, впадающих в Эльтон, каждая из которых по-своему уникальна. Факт остается фактом: местные здравницы не имеют аналогов во всей России.

Природный парк Усть- Медведицкий

Природный парк “Усть-Медведицкий” расположен в юго-восточной части Серафимовичского района и занимает около 60 тысяч гектаров лесных массивов и степи. Парк располагает уникальными ландшафтными комплексами. На небольшой территории можно увидеть: степные просторы, “пески пустыни” и леса. Здесь, по мнению специалистов, существует ненарушенная ландшафтная среда обитания представителей животного мира, а также произрастают редкие и исчезающие растения лесостепной зоны - более 300 видов. Прибрежная природа неповторима и оригинальна. Долина Дона, образованная около 5 млн. лет назад, богата и разнообразна. Дон делит территорию Серафимовичского района на две части: правобережье – гористое, степное, изрезанное балками и оврагами место, левобережье – плоское, с озерами и малыми реками, лесами и Арчедино-Донскими песками. С высоты 60-100 метров обрывов правого берега Дона открываются бесконечные просторы. Под пологом дубрав бьют родники Избушенский, Кольцевой, Ольшанский, снабжающие всю округу водой. Весной в степи можно встретить тюльпаны – в народе “лазоревый цветок”, (тюльпан Геснера), ирис карликовый, поляны прострелов. Летом по склонам балок зацветает разнотравье, с которого собирается самый вкусный и лечебный мед.

Природный парк “Волго – Ахтубинская пойма”

“Волго-Ахтубинская пойма” - это многочисленные водоемы, каждый из которых уникален своими растениями и животным миром.Парк по праву считается одним из крупнейших природных оазисов региона и издавна привлекает ценителей рыбалки, водного и активного туризма. Вдоль реки Ахтубы расположен целый ряд археологических памятников, ведь именно здесь проходил Великий шелковый путь, вокруг которого возникали первые исторические поселения. Флору природного парка наполняют следующие растения: боярышник, смородина, шиповник, ландыш, пустырка, облепиха, ромашка, василек. Встречаются места обитания папоротников, а гордость поймы – это дуб черешчатый. Имеются и редкие растения, из которых можно выделить тюльпан Биберштейна, болотник, валериану, кувшинку и др. Ещё одна жемчужина природного парка – это озеро лотосов.

Природный парк “Цимлянские пески”

Государственное бюджетное учреждение Волгоградской области “Природный парк “Цимлянские пески” образован в августе 2003 года. “Цимлянские пески” расположены на территории Чернышковского района и занимают правобережье Дона от хутора Тормосин до границы с Ростовской областью. Территория парка составляет 76 000 га. Животный мир очень разнообразен и включает в себя не только многочисленных представителей степной фауны, но и таких животных, как лось, кабан, косуля. Есть и зайцы, и лисы, и даже можно иногда увидеть немногочисленные табуны одичавших лошадей. А в водных заводях водятся цапли, фазаны, утки и гуси. “Цимлянские пески” отличаются широким разнообразием и пестротой растительного покрова. Из редких растений здесь отмечены 5 видов ковылей, занесенных в Красную книгу РФ, прострел луговой, редкие виды орхидей и осок. Богат парк и первоцветами и различными лекарственными травами.

Проверка уровня усвоения знаний и умений

Учитель: “Каждая группа представляет презентацию проекта природного парка Волгоградской области”

Источники, использованные при создании электронного ресурса

1.http://welcomevolgograd.com

2.http://www.volgogradru.com

3. http://news.day.az

4. http://mimege.ru

5. http://portraitaltha.blogspot.ru

6. http://isadovod.ru

7. http://ege-study.ru

8. http://all-pix.com

9. . http://www.segodnya.ru

10. http://www.pics-zone.ru

11. http://ped-kopilka.ru

12. http://proxy.coollib.net

13. http://pinstake.com

14. . http://positime.ru

15. http:// www.greenservice.kz

16. http:// copypast.ru

17. http:// national-travel.ru

18. http:// findwords.ru

19. http:// www.mamls.ru

20. http:// www.tepid.ru



Комментарии:

Создание культурных растений человеком, ярусность как признак растительного сообщества

Создание культурных растений человеком, ярусность как признак растительного сообщества Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....

31 05 2025 13:47:57

Знакомьтесь, наши наслеги


    Знакомьтесь, наши наслеги

      Урок знакомит учащихся с природными и культурными достопримечательностями наслегов родного района, воспитывает у учащихся чувство любви к родному городу, формирует национальное самосознание....

30 05 2025 14:51:50

Человек общественное существо. Развитие мышления, сознания и гигиена труда

Человек общественное существо. Развитие мышления, сознания и гигиена труда На развитие человека влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Решающим условием, позволившим человеку выделиться из животного мира и подняться неизмеримо высоко над ним, был труд....

29 05 2025 14:33:49

Исследовательская деятельность и экологическое образование в курсе биологии


    Исследовательская деятельность и экологическое образование в курсе биологии

      В настоящее время состояние образования вызывает противоречивые мнения, но школа обеспечивает получение востребованного образования. Его цели и задачи направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное развитие детей, их саморазвитие и самосовершенствование, социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья....

28 05 2025 15:54:15

Программа научного общества естествознания по работе с одаренными детьми "Натуралист"


    Программа научного общества естествознания по работе с одаренными детьми "Натуралист"

      Программа работы с одаренными детьми (детьми, имеющими признаки одаренности) в общеобразовательной школе представлена в форме научного общества естествознания «Натуралист» по различным дисциплинам: природоведению, физике, химии, географии, биологии, астрономии. Программа утверждена методическим советом школы, входит в состав общешкольной работы с одарёнными детьми....

27 05 2025 1:22:54

Проблемное обучение на уроках биологии – средство формирования положительной мотивации учения детей с нарушениями слуха


    Проблемное обучение на уроках биологии – средство формирования положительной мотивации учения детей с нарушениями слуха

      Проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями. Глухие и слабослышащие дети в сотрудничестве с педагогом охотно используют различные способы решения поставленных проблем, учатся строить простейшие объяснительные гипотезы и модели....

26 05 2025 19:53:57

Программа элективного курса "В мире профессий"


    Программа элективного курса "В мире профессий"

      Представленный предметно-ориентированный курс развивает познавательный интерес к профессиям биологической направленности, способствуют развитию коммуникативности учащихся, а также подтверждает востребованность биологических знаний в современном обществе, где ведущими являются рыночные отношения. ...

25 05 2025 5:41:22

Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии


    Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии

      В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке осуществляется развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: организация навыков самообразования, формирование умений самостоятельной работы, повышение уровня самоорганизации и самоконтроля....

24 05 2025 1:58:55

Особенности внешнего и внутреннего строения птиц, связанные с полетом


    Особенности внешнего и внутреннего строения птиц, связанные с полетом

      Абсолютное число видов птиц являются летающими, и поэтому большинство их особенностей анатомии и физиологии связано именно с полетом. Подобранный к уроку материал позволяет в полной мере еще раз отметить эти особенности, систематизировать их, глубоко усвоить учащимися. Задания к уроку можно использовать для повторения материала при подготовке к ЕГЭ....

23 05 2025 1:12:52

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"


    "Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

      Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

22 05 2025 10:41:10

Развитие универсальных учебных действий школьников на уроках биологии


    Развитие универсальных учебных действий школьников на уроках биологии

      В статье даётся анализ УУД-потенциала различных заданий и приёмов, используемых на уроках биологии....

21 05 2025 4:28:52

Муравьи: строение и организация жизни муравейника

Муравьи: строение и организация жизни муравейника Муравьи принадлежат к общественным насекомым. Они живут в муравейниках, представляющих собой куполообразные гнезда. В одном крупном муравейнике обитает несколько миллионов муравьев....

20 05 2025 20:21:38

Антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы


    Антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы

      Урок построен на принципах личностно-ориентированного обучения. Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о влиянии человека на различные объекты природы. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников....

19 05 2025 14:27:55

Тема урока: "Суша Земли. Природные условия материков"


    Тема урока: "Суша Земли. Природные условия материков"

      Знакомство с природой в средней школе начинается с курса природоведения. В ходе изучения этого предмета ученик последовательно знакомится с естественными науками (астрономией, геологией, географией, физикой, химией, биологией и экологией). Урок природоведения к учебнику А.А. Плешакова «Природоведение» может помочь не только в преподавании этого предмета, но и биологии, географии....

18 05 2025 23:25:45

Строение и функции кожи


    Строение и функции кожи

      Автор на уроке формирует понятие о строении и функциях покровного органа – кожи. Развивает анализ систематизации новой информации....

17 05 2025 5:45:35

Методическая разработка открытого урока по биологии в 5-м классе на тему «Строение и жизнедеятельность бактерий»

Цель: изучить основные особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Задачи урока: познакомить обучающихся с самыми древними, микроскопическими живыми организмами – бактериями; сформировать у обучающихся знания о многообразии форм, строении, распространении, питании, размножении, образовании спор у бактерий....

16 05 2025 5:44:18

Олимпиада по биологии для учащихся 7–8-х классов


    Олимпиада по биологии для учащихся 7–8-х классов

      Работа содержит олимпиадные задания для учащихся 7–8-х классов. Предусмотрены различные формы тестов, которые позволяют более объективно оценить ответы учащихся. Требования к уровню подготовки школьников – базовый уровень....

15 05 2025 2:22:31

Генетическое определение пола


    Генетическое определение пола

      Представлен урок биологии, на котором учащиеся получают новые знания о генетике человека. ...

14 05 2025 13:30:25

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

13 05 2025 2:40:27

Урок по теме «Многообразие и значение паукообразных»

Второй урок по классам паукообразных. Заранее распределяется работа в группах по количеству отрядов: скорпионы, клещи, сенокосцы и пауки. Учащиеся готовят презентации по плану и выступают с сообщениями перед одноклассниками. Базовые технологии на уроке: личностно-деятельностная; развитие критического мышления; формирование коммуникативных действий; активная рефлексивная деятельность. ....

12 05 2025 7:28:53

Гигиена и питание


    Гигиена и питание

      Урок разработан на основе метода учебного проекта с использованием ЦОР. Данный урок заключительный в разделе "Пищеварение", на котором учащиеся 8-го класса защищают исследовательские проекты, над которыми работали по группам в течение двух недель. Цели проектов: обоснование гигиенических условий нормального пищеварения, режима питания школьников. ...

11 05 2025 11:43:15

"Алкоголь – вещество наркотическое". 8-й класс

Презентацию можно использовать на уроке, внеклассном мероприятии на тему «Вредные привычки» или «Гигиена ВНД». Текст научный, но доступный, не утомляет т.к. сопровождается яркими, познавательными рисункам, стихами и высказываниями. Презентация состоит из 4 частей. 1. Почему алкоголь вещество наркотическое. 2. Влияние алкоголя на организм человека и его потомство. 3. Отношение к пьянству в высказываниях известных людей. 4. Проверь себя....

10 05 2025 23:21:44

Валеология: программа специального курса. 6-й класс


    Валеология: программа специального курса. 6-й класс

      Задачи курса – сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды, выработать активную жизненную позицию в области здоровьесбережения. Программа рассчитана на 34 часа. ...

09 05 2025 19:52:13

Урок биологии по теме "Путешествие в страну растений"

Первый урок в теме «Царство растений». В ходе урока учащиеся знакомятся с удивительным миром растений и их ролью в природе и жизни человека, изучают классификации растений по особенностям строения и районы их распространения....

08 05 2025 14:27:45

Урок биологии по теме "Иммунитет. Иммунная система". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Иммунитет. Иммунная система". 8-й класс

      Урок изучения нового материала способствует осознанию, осмыслению и первичному закреплению учащимися блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения и ИКТ. На уроке создаются условия для усвоения понятий "вакцина", "прививка", "естественный иммунитет", "искусственный иммунитет", "лечебная сыворотка"; раскрыть взаимосвязь между строением и функциями лимфатической системы, механизм иммунитета....

07 05 2025 19:11:34

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

06 05 2025 9:11:18

Рибосомы: строение, функции, роль в биосинтезе белка

Рибосомы: строение, функции, роль в биосинтезе белка Свои функции в клетке рибосомы выполняют более активно в виде полирибосом. Эти комплексы способны одновременно синтезировать несколько молекул белка....

05 05 2025 0:27:38

Структура биосферы


    Структура биосферы

      Cтатья знакомит учащихся с понятием «биосфера» как гигантской экологической системой земного шара. Рассматривается структура биосферы, выявляются ее функции, выделяются границы биосферы, роль живого вещества в биосфере....

04 05 2025 6:13:33

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора


    Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

      Учащиеся устанавливают – какие природные условия действуют на живые организмы? Как выбрать более благоприятные условия жизни? Как живые организмы научились решать проблемы воздействия среды; определяют пути решения проблемы выживания живых организмов....

03 05 2025 3:56:27

Урок "Моделирование естественного отбора"


    Урок "Моделирование естественного отбора"

      Как творческий учитель может показать детям действие естественного отбора? А можно его просто смоделировать! ...

02 05 2025 22:38:32

Основные признаки и многообразие животных


    Основные признаки и многообразие животных

      Представлен урок комбинированного типа, который включает в себя письменную проверку знаний по карточкам по предыдущим темам, изучение нового материала с электронной презентацией; для уточнения и систематизации знаний предлагается дидактическая игра....

01 05 2025 17:30:44

Растительность и животные мира


    Растительность и животные мира

      Цель урока - повышение мотивации учения, развитие познавательного интереса к предмету. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, придают ему большую эмоциональность. ...

30 04 2025 15:58:37

Вирусы


    Вирусы

      При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....

29 04 2025 19:17:39

Генетика пола. Наследственные заболевания

На уроке рассматривается механизм определения пола человека и наследования признаков, сцепленных с полом; продолжается формирование навыков решения генетических задач; развиваются умения учащихся анализировать, делать выводы, объяснять выявленные закономерности. Используется метод проблемного обучения....

28 04 2025 8:50:25

Урок биологии по теме "Биогеоценозы, созданные человеком. Агроценозы"


    Урок биологии по теме "Биогеоценозы, созданные человеком. Агроценозы"

      На уроке закрепляются знания о биогеоценозе, круговороте веществ, пищевых цепях, компонентах экосистемы. Дополняются знания об особенностях в агроценозе, как созданной человеком экосистеме. В презентации показаны разнообразные виды агроценозов. Предложены задания сравнения природных биогеоценозов с агроценозами. ...

27 04 2025 10:37:38

Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

26 04 2025 14:14:57

Изучение темы "Компьютерные модели"


    Изучение темы "Компьютерные модели"

      В процессе изучения темы учащиеся выполняют серию пpaктических работы в среде электронных таблиц. Опираясь на результаты компьютерного моделирования, дети с большим удовольствием отвечают на вопрос "Сколько можно брать у живой природы, чтобы ее запасы не истощались?", что само по себе имеет большое воспитательное значение, акцентирует внимание на бережном отношении к окружающей среде и находит отклик в душах детей среднего школьного возраста....

25 04 2025 7:24:58

Системный подход к биологическому образованию в современной школе


    Системный подход к биологическому образованию в современной школе

      В работе представлен системный подход обучения, позволяющий формировать конкретные представления об основных целостных системах живой природы в их взаимной связи и постепенном усложнении....

24 04 2025 15:39:14

Принципы работы мозга и "Наваждение" Леонида Гайдая


    Принципы работы мозга и "Наваждение" Леонида Гайдая

      Принципы работы мозга, открытые великими учеными И.П. Павловым, А.А. Ухтомским, Л.С. Выготским, нашли остроумное отражение в короткометражном фильме Л.Гайдая "Наваждение". Психологу необходимо интересно и доступно рассказать родителям, педагогам или подросткам о том, как работает наш мозг, его проявлении в повседневной жизни человека, использовании знаний во благо себе и другим....

23 04 2025 14:37:42

Повторяем теорию Чарлза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

Цель урока: повторение, обобщение и контроль знаний по теме «Теория Чарльза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора»....

22 04 2025 3:32:40

Урок биологии. Тема: "Кровь как внутренняя среда организма"


    Урок биологии. Тема: "Кровь как внутренняя среда организма"

      Групповые задания взяты из учебной литературы, материалов периодической печати (журналов по биологии). Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль....

21 04 2025 5:36:27

Урок по ФГОС "Многообразие живых организмов". 5-й класс


    Урок по ФГОС "Многообразие живых организмов". 5-й класс

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....

20 04 2025 5:40:41

Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе


    Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе

      Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....

19 04 2025 17:35:40

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

18 04 2025 12:37:24

Дидактический материал "Клетки представителей царств органического мира"

Представлен дидактический материал по биологии для адаптационно-развивающих диалогов....

17 04 2025 6:35:56

Вирусы - неклеточные формы жизни


    Вирусы - неклеточные формы жизни

      Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

16 04 2025 7:27:41

Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)


    Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)

      Основная цель урока - показать разнообразное значение птиц, их уникальные возможности и необходимость охраны. Учащиеся знакомятся с уникальными возможностями птиц в области определения погоды, строительства гнезд, звуковой сигнализации, обосновывают необходимость охраны пернатого мира, особенно редких и исчезающих птиц Краснодарского края и России....

15 04 2025 1:26:57

Кистеперые рыбы. Общая хаpaктеристика, строение и образ жизни

Кистеперые рыбы. Общая хаpaктеристика, строение и образ жизни Отряд насчитывает 17 семейств. Размеры представителей колeблются от 7см до 5м в длину. Обладают большим количеством зубов в форме конуса, поэтому предполагалось, что Кистеперые – хищники....

14 04 2025 20:21:24

Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"


    Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"

      Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....

13 04 2025 9:32:32

Тема урока: "Строение и биологическое значение лишайников"

Проверка знаний об особенностях строения грибов и умений узнавать изученные грибы. Закрепление знаний об особенностях строения, питания и размножения лишайников (демонстрация фильма, загадки). ...

12 04 2025 21:39:20

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::