Проблемное обучение на уроках биологии – средство формирования положительной мотивации учения детей с нарушениями слуха > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Проблемное обучение на уроках биологии – средство формирования положительной мотивации учения детей с нарушениями слуха


    Проблемное обучение на уроках биологии – средство формирования положительной мотивации учения детей с нарушениями слуха

«Нельзя забывать, что ребенок, не испытавший радости от учения,
не познавший чувства гордости после преодоления трудности - несчастный человек.
Дать ребенку ощутить радость труда, ... наполнить его сердце гордостью
и чувством собственного достоинства — первостепенная задача педагогики».

В. А. Сухомлинский

Об основной идее проблемного обучения известно давно. Истоки такого обучения можно найти еще в далеком прошлом. По своей сути проблемное обучение близко к методу Сократа – «не сообщать обучаемому ответы на вопросы, а вскрывать противоречия в его ответе, тем самым, приближая его к истине».

Сегодня, в связи с новыми задачами школы, в педагогике и психологии усилилось внимание к теоретическим основам проблемного обучения и к пpaктическому его применению в школе. Этот значительный интерес вызван тем, что проблемное обучение создаёт условия для формирования положительной мотивации учения (7).

В ходе своей педагогической деятельности я не просто внедряю в учебный процесс какие - то проблемные вопросы, ситуации, я стремлюсь изменить методы обучения: от репродуктивных перейти к продуктивным, творческим методам, большую роль отводить самостоятельной поисковой деятельности. Но! Я работаю с детьми имеющими различные нарушения слуха. Поэтому, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности. Они, в частности, касаются особенностей восприятия учебного материала, организации учебно-воспитательного процесса и многого другого. Существенной стороной процесса обучения в специальной школе с глухими и слабослышащими детьми является коррекционно-развивающая работа и создание условий для развития личности ребенка, механизмов компенсации, способствующих адаптации, обучению и социализации.

Обучающиеся с нарушенным слухом испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала в процессе овладения всеми школьными дисциплинами. Недостаточная сформированность знаний у глухих и слабослышащих учеников проявляется:

  • в трудностях четкого соотнесения учебных понятий с областью их применения;
  • в неполноте раскрытия значений учебных понятий;
  • в сложности установления логических зависимостей, как между понятиями, так и между составляющими их компонентами;
  • в затруднениях делать самостоятельные умозаключения;
  • в сложности составления связных монологических высказываний и др.

Содержание предмета биологии позволяет решать ряд важных коррекционных задач: развивать аналитико-синтетическую деятельность, учить находить причинно-следственные зависимости, сравнивать, обобщать, классифицировать. Постепенно, в процессе обучения у детей развиваются наблюдательность, речь и мышление (10).

Передо мной, как и перед каждым учителем, работающим с детьми, имеющими нарушение луха, встает задача поиска различных методов, способов, приемов. Как же повысить уровень мотивации учащихся? Как сформировать у них научное мировоззрение?  Поэтому для формирования положительной мотивации изучения биологии мне помогает использование на уроках элементов проблемного обучения.
Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова ПРОБЛЕМА – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования (9).

Технология проблемного обучения является приоритетной в процессе изучения биологии как основной, фундаментальной естественно-научной дисциплины в школе. Проблемное обучение  предусматривает представление содержания учебного материала в виде цепи проблемных ситуаций.

Технология проблемного обучения была разработана и получила развитие благодаря трудам крупных отечественных дидактов, таких как И.Я. Лернер, М.М. Махмутов, В.Оконь, А.М.Матюшкина.

И.Я. Лернер под проблемным обучением имеет в виду обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала.

Цель проблемного обучения - усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания). Она включает формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных способностей, то есть в основе проблемного обучения – общее развитие школьника, а не трaнcляция готовых выводов науки учащимися (6).

Хаpaктерный признак проблемного подхода — самостоятельная познавательная деятельность.

Проблемное обучение, как и вообще обучение, — двусторонний процесс. Оно включает, с одной стороны, проблемное преподавание (сфера деятельности учителя), с другой — проблемное учение (сфера деятельности учащегося).

Проблемное преподавание — это деятельность учителя по постановке учебных проблем и созданию проблемных ситуаций, управлению учебной деятельностью учащихся в решении учебных проблем.

Проблемное учение — это особым образом организованная деятельность учащихся по усвоению знаний, в ходе которой они участвуют в поисках решения выдвинутых перед ними проблем (5).

Как известно, между обучением и развитием стоит деятельность субъекта, деятельность самого ребенка. Д.Б. Эльконин так пишет о важнейшем качестве учебной деятельности: «Учебная деятельность сама развивается из деятельности, производимой вместе со взрослым, при его помощи в деятельность самостоятельную».

Для осуществления проблемного обучения необходимы следующие условия:

  • наличие в учебном материале задач, вопросов, заданий, которые могут быть проблемами для учащихся;
  •  умение учителя создавать проблемную ситуацию;
  •  постепенное, планомерное развитие у учащихся умений и навыков выявлять и формулировать проблему и самостоятельно находить способы ее решения;
  •  специальная система подготовки учителя к уроку, направленная на выделение в учебном материале проблемных вопросов (7).

В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся с нарушением слуха возможно несколько способов выдвижения проблем, которые я использую на уроках:

1. Постановка проблемного вопроса, ориентированного на противоречивые ситуации, которые побуждают к поиску новых знаний.

Например: 6 класс (слабослышащие дети с лёгкой умственной отсталостью) тема «Круговорот воды в природе». Урок начинается с проблемного вопроса «Все вы мыли доску, доска после этого бывает влажной, но через некоторое время она высыхает. Почему? Куда исчезает вода?»

Дети дают противоречивые ответы:

  • вода впитывается в доску…..
  • вода улетает…..

Дальше я провожу объяснение темы, не касаясь этого примера, а разбираем вопрос «Вода, из ручьев течёт в реки, а реки несут её в моря. Почему моря не переполняются водой?». Для того чтобы детям было понятно на уроке использую большое количество наглядного материала, демонстрирующего воздействие солнца на воду. По рисункам, с помощью словаря, и объяснения нового материала дети приходят к выводу, что вода испаряется с поверхности водоёмов, а затем в виде осадков (дождь, снег, град) возвращается на земля, в реки и моря.  В конце урока мы снова прочитываем проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Учащиеся успешно справляются с ним, сумев перенести полученные знания в иную проблемную ситуацию.

Или, например, такие вопросы:

  • Почему клетка живая?
  •  Почему при стирке белья, пилке дров больше всего работают руки, а устает спина?
  • Серёжа прочитал в газете что некоторые лекарства можно получить из плесневых грибов. а Миша сказал, что дрожжи – это тоже грибы. Если это грибы – значит, они растут в лесу. Но проходив два часа по лесу, плесневых грибов мальчики не нашли. Помогите Мише и Серёже в решении проблемы: объясните, где должны были искать грибы школьники?

В результате использования проблемных вопросов в ходе изучения учебного материала я заметила, что они способствуют появлению у школьников удивления, озадаченности, интеллектуальной активности, эмоциональной приподнятости, стремления к узнаванию, более глубокому ознакомлению с предметом - состояний, свойственных познавательному интересу.

2. Отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала.

У глухих и слабослышащих детей плохо развита образная память. Без наглядности обучающимся очень трудно представить и описать какое-либо растение или животное,  поэтому на уроках биологии я использую большое количество наглядного материала, вместе с детьми мы закладываем опыты, формулируем предположения и описываем результаты.

Например. 7 класс тема «Простейшие». Заранее мной был заложен опыт по выращиванию простейших в комнатных условиях. Перед учениками, при изучении темы встал вопрос: Если простейших поместить в две колбы: одну с водопроводной водой, а другую с кипячёной. В одной из колб через некоторое время амёбы погибли. Как вы объясните, почему в одной из колб погибли простейшие? Обучающимся стало интересно действительно ли так произойдет. Проделав опыт, дети убеждаются в достоверности данного утверждения. А изучив содержание параграфа учебника, отыскивают причину данного явления и совместно с учителем, используя словарь, делают выводы,  отвечая на поставленный вопрос.

Для развития мыслительной деятельности у глухих и слабослышащих учащихся использую так же такие вопросы, которые требуют от ребёнка использование умения находить сходства и различие объекта.

Например: сравнить строение рыбы и лягушки, какие особенности в строении лягушки позволяют ей жить на суше (почему лягушки могут жить на суше, а рыбы нет?). Обучающиеся сравнивая среду обитания и особенности строения животных, заносят данные в таблицу и  делают вывод.

Данные примеры использую для установления причинно-следственных связей.

3. Аналитический способ.

Для развития самостоятельной работы и поиска необходимой информации использую такой прием как проблемная задача:

Например, в 5 классе, при изучении темы  «Лишайники» учащиеся из рассказа учителя узнают, что долгое время ученые принимали лишайники за обычное растение и относили их ко мхам. Лишь русским ученым А.С. Фаминцыну и О.В. Баронецкому удалось выделить зеленые клетки из лишайника и установить, что они не только могут жить вне тела лишайника, но и размножаться делением и спорами. Следовательно, зеленые клетки лишайника это самостоятельные растения – водоросли.

Формулируется проблемная задача: что же такое лишайники? К какой группе растений их нужно отнести?

Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы, ученики работают с текстом учебника, рассматривают картинки, наглядный натуральный материал и дополнительные рисунки, предложенные учителем. Пробуют сформулировать ответ.

4. Для активизации познавательной деятельности у детей с нарушением слуха возможно создание проблемной ситуации на основе высказываний, сообщения фактов, выдвижение предположений.

Чтобы детям был понятен смысл  высказываний учёных, каждое слово (словосочетание) объясняю, нахожу слова синонимы, задаю детям наводящие вопросы.

Например, предлагаю учащимся прокомментировать высказывания:

  • Великий русский ученый М.В. Ломоносов утверждал: «Умеренное употрeбление пищи – мать здоровья». Верно ли это утверждение?
  • «То, что противно природе, к добру никогда не ведет» Шиллер.
  • «Кто не любит природу, тот не любит человека» - Ф.Достоевский.
  • «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» И.С.Тургенев.
  • Известный географ и путешественник А. Гумбольт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни».

Для того чтобы ребята учились выдвигать свои предположения задаю такой интересный вопрос - В одном из сказочных государств, злой волшебник уничтожил у растений все листья. К чему это может привести? Для того, чтобы обучающимся удалось сформулировать свои предположения на доску вывешиваются слова подсказки.

5. Прием научного спора.

Для развития умений строить монологические высказывания, отстаивать свою точку зрения, для приобретения уверенности в своих силах и возможностях,  на уроке мной создаётся ситуация спора.  Учитель в данном споре является судьей.

Например, обобщающий урок в 6 классе по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений».

Поспорили однажды корень, стебель и лист, кто из них важнее? Расшумелись, поссорились, решили даже жить отдельно.

Корень: Я — корень! Всех сильнее я, и очень важен. Что без меня растению не жить, кто с этим будет спорить? Водою я снабжаю всех, и удержаться в почве без меня никто не сможет.

Стебель: Нет, главный — я! Кто без меня даст листьям воду, доставит к свету их и запасти поможет в клубнях пищу людям?

Лист: Но что же будет без меня, ведь это я свет солнечный ловлю и углекислый газ я поглощаю, и очищаю воздух я вокруг, и воду я с растенья испаряю. Так может, я главнее всех?

Как бы вы решили этот спор? Учащиеся высказывают свою точку зрения, учатся строить монологические высказывания в виде связного текста. Если ученики затрудняются сформулировать свои ответы, то я показываю картинки растений без листьев, или без корня и т.д. Тогда ученикам становится более понятно и каждый тянет руку, чтобы высказать собственное мнение. Вывод дети формулируют вместе (составляют по предложенному словарю) – все органы важны для растения, так как растение - это целостный организм.

Столкновение различных точек зрения, в которых нужно разобраться, чтобы затем занять собственную позицию, стимулирует активный поиск доказательств, аргументов для отстаивания своей точки зрения.

Таким образом, проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями (8). Глухие и слабослышащие  дети в сотрудничестве с педагогом охотно используют различные способы решения поставленных проблем, учатся строить простейшие объяснительные гипотезы и модели.

Несмотря на преимущества и большую роль проблемного обучения в повышении эффективности уроков и всего учебного процесса в современной школе, его нельзя признать универсальным и единственным способом активизации познавательной деятельности учащихся. Не на всех уроках биологии можно применять проблемное обучение, не во всех случаях оно оказывается наиболее рациональным и эффективным. Ведь лишь часть знаний может быть усвоена проблемно. Приходится считаться с содержанием учебного материала, временем и другими факторами учебного процесса. Следовательно, проблемное обучение целесообразно применять по возможности, но в оптимальном соотношении с другими способами активизации познавательной деятельности.

Всем ли обучающимся с нарушением слуха доступно проблемное обучение?

- Пpaктически всем. Однако уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут сильно различаться в зависимости индивидуальных особенностей учащихся.

Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии и формирования положительной мотивации учения (8).
Вывод:

Проблемное обучение на уроках биологии как средство формирования положительной мотивации учения детей с нарушениями слуха способствует:

  • развитию навыков самостоятельной работы, самостоятельному поиску и добыванию знаний;
  • развитию интереса к учению, превращению любознательности в постоянно действующий мотив;
  • развитию умений устанавливать причинно-следственные связи;
  • развитию умений отстаивать собственную позицию;
  • развитию уверенности в своих силах и способностях;
  • повышению качества образовательного процесса.

Литература.

  1. Бондарук М.М. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 классы. - Изд. Учитель: Волгоград, 2007
  2. Биология. 6 – 11 классы: секреты эффективности современного урока\ авт.-сост.Н.В. Ляшенко. – Волгоград: Учитель, 2014. – 189с.
  3. Биология. 6-11 классы: разноуровневые задания\авт.-сост. О.П. Дудкина. – Изд. 2-е. – Волгоград: учитель, 2015. – 225с.
  4. Высоцская М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах - Изд. Учитель: Волгоград, 2004
  5. Кудрявцев В. П.  Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М., «Знание», 1991 г.
  6. Лернер И. Л. Проблемное обучение. - М., 1994 
  7. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе., М., 2007. 
  8. Методика обучения биологии в школе: Методическое пособие / А.И.Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 183.
  9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1985.
  10. Речицкая Е.Г. Сурдопедагогика. «ООО Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004.



Комментарии:

Край, в котором я живу. (Комплексное исследование атмосферного воздуха п. Агинское)


    Край, в котором я живу. (Комплексное исследование атмосферного воздуха п. Агинское)

      Научно-исследовательская работа по экологии представляет собой Комплексное исследование атмосферного воздуха в п. Агинское. Цель работы: изучить состояние естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека, на которое он оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности, формировать экологическую ответственность за состояние окружающей среды....

27 04 2024 12:38:39

Французские мастерские на уроках биологии

Мастерская - нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса, которая предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов, собственной картины мира и ценностного отношения к нему. Предложенная мастерская соответствует учебной теме "Строение животной клетки". Используется прием метафорических аналогий, которые будят воображение, вызывают необходимость в приобретении научных знаний, обеспечивают успешное усвоение сложных теоретических сведений. ...

26 04 2024 22:48:42

Семь чудес России


    Семь чудес России

      Проект решает несколько задач в воспитании младших школьников: возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечение внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины, развитие познавательной активности и умения интегрировать знания из различных областей в научно-исследовательской деятельности. ...

25 04 2024 16:35:47

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе


    Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

      В работе представлены результаты применения УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003–медиатека" в процессе обучения для ученика и учителя. Дается описание, систематизация, методическое обоснование деятельности творческой группы учителей школы, возглавляемых координатором – учителем информатики – по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а также анализ возможностей реализации творческой инициативы учителя при использовании современных мультимедийных технологий. Показана система использования ИКТ на различных этапах урока. ...

24 04 2024 0:17:22

Интегрированный урок биологии на тему "Строение и работа сердца"

Урок формирует у учащихся прочные знания о строении сердца, кровеносных сосудов, кругов кровообращения и работе сердца. Активизирует мышление....

23 04 2024 13:29:45

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей


    Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

      Цели урока: охаpaктеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждения суставов, костей и растяжения связок; определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи; научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы; формировать умения логически мыслить, продумывать и задавать вопросы. Знать на калмыцком языке названия костей....

22 04 2024 10:17:22

Обобщающий урок по биологии в 8-м классе на тему: "Нервная система – дирижер нашего организма"


    Обобщающий урок по биологии в 8-м классе на тему: "Нервная система – дирижер нашего организма"

      Урок биологии в 8-м классе посвящен центральной нервной системе. ...

21 04 2024 15:39:31

Урок по теме «Генетика пола. Сцепленное с полом наследование»


    Урок по теме «Генетика пола. Сцепленное с полом наследование»

      Урок в 9-м классе формирует знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в пoлoвых хромосомах. Учащиеся на уроке продолжают формировать навыки решения генетических задач. Цель урока: сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем и проблем здоровья, связанных с генетикой пола....

20 04 2024 0:16:48

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"


    Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

      Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

19 04 2024 13:54:40

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

18 04 2024 15:10:47

Экология: история и этапы развития, законы и задачи экологии

Экология: история и этапы развития, законы и задачи экологии Термин «экология» предложил в 1866 году ученый Э.Геккель, который описывал взаимоотношения живой и неживой природы в своем труде «Всеобщая морфология»....

17 04 2024 12:26:31

Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе по теме "Клетка"


    Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе по теме "Клетка"

      Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе с целью пронаблюдать некоторые физические и химические свойства органических веществ в клетке. Пpaктикум рассчитан а 2 урока, сопровождается показом мультимедийной презентацией. ...

16 04 2024 1:20:59

Передвижение веществ в организме животных


    Передвижение веществ в организме животных

      Урок для учащихся 6-го класса по программе Н.И. Сонина позволяет познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем, сердца, сосудов и составом крови....

15 04 2024 11:12:34

Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"


    Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

      Урок знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, общностью их организации и образом жизни; значением в природных сообществах, в жизни человека....

14 04 2024 9:21:23

Отряды птиц. Дневные хищные, совы, куриные


    Отряды птиц. Дневные хищные, совы, куриные

      Изучается многообразие птиц, рассматриваются особенности строения, связанные с образом жизни и средой обитания, раскрывается значение птиц данных отрядов в природе и жизни человека....

13 04 2024 23:38:37

Экологическая викторина "Лесные жители" (биология + экология)

Экологическая викторина "Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....

12 04 2024 4:12:20

Класс Пресмыкающиеся (Рептилии). Общая хаpaктеристика, строение

Класс Пресмыкающиеся (Рептилии). Общая хаpaктеристика, строение Представители пресмыкающихся (более 4 тыс. видов) являются настоящими наземными позвоночными животными. В связи с появлением зародышевых оболочек они в своем развитии не связаны с водой....

11 04 2024 17:25:24

Урок-путешествие по дыхательной системе


    Урок-путешествие по дыхательной системе

      Урок знакомит с анатомическим строением органов дыхания. Ученики убеждаются в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....

10 04 2024 2:24:16

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Загадки природы"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Загадки природы"

      Урок с использованием SMART Вoard, целью которого: обобщение и систематизация материала по теме «Тела живой и неживой природы», формирование общебиологических понятий – признаки живых организмов, наука биология; формирование экологических понятий – расселение живых организмов в разных средах обитания. Развитие умения логически мыслить, работать с рисунками учебника и доской SMART Board; формирование устной предметной речи и развитие умения выделять главное. Воспитание чувства бережного отношения к природе и чувства уважительного отношения к одноклассникам. ...

09 04 2024 14:36:25

Обобщающий урок по теме "Строение и функции клеток живого организма". 11-й класс

Урок призван систематизировать знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных частей и органоидов клетки, сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на Земле....

08 04 2024 14:56:52

Межпредметные связи на уроках курса "Человек"


    Межпредметные связи на уроках курса "Человек"

      В данной работе рассмотрена роль межпредметных связей в обучении биологии. ...

07 04 2024 12:35:29

Урок биологии в 6-м классе. Тема урока: "Плоды"


    Урок биологии в 6-м классе. Тема урока: "Плоды"

      Цели урока: познакомить с разнообразием и классификацией плодов, процессом их образования; научить различать виды плодов; продолжить формирование умения работать с учебной литературой, коллекциями, натуральными объектами....

06 04 2024 8:54:11

К вопросу об интеграции биологии и мировой художественной культуры


    К вопросу об интеграции биологии и мировой художественной культуры

      Научные исследования и школьная пpaктика показывают, что интеграция содержания учебного материала возможна между разными, порой несопоставимыми на первый взгляд предметами, например биологией и МХК. Но при этом использование различных творческих приёмов - рисования, лепки, музыки, фотографии, кинофильмов, книг, актёрского мастерства – является одним из методов психофизиологического воздействия - арттерапии. ...

05 04 2024 8:54:43

Ступеньки к открытию…

Природа очень щедра, она для каждого исследовательского поиска создала свой объект, остается только найти его и приступить к работе в творческой мастерской, где мастер (учитель) создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. В рабочей мастерской важен не только результат творческого поиска, а сам процесс. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельному исследованию и творческой деятельности....

04 04 2024 0:55:10

Интегрированный урок (биология + экология) по теме "Как помочь природе?" 9-й класс


    Интегрированный урок (биология + экология) по теме "Как помочь природе?" 9-й класс

      Год за годом сокращается площадь ледников. Участились случаи погодных аномалий, увеличилось количество циклонов. Изменения климата уже привели к разрушению некоторых экосистем и угрожают существованию миллионов людей. Это только начало! Мы можем помочь природе! В решении проблемы глобального изменения климата необычайно важна роль каждого человека. Мы можем помочь сократить выбросы парниковых газов. Действовать надо прямо сейчас!...

03 04 2024 6:17:48

Урок по природоведению "Суша". 5-й класс


    Урок по природоведению "Суша". 5-й класс

      Цели урока: повторить и обобщить знания о грозных природных явлениях - землетрясениях и вулканах....

02 04 2024 15:23:31

Витамины (разработка урока в 8-м классе)


    Витамины (разработка урока в 8-м классе)

      Задачи урока: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина....

01 04 2024 14:22:22

Исследовательская деятельность в системе профильного обучения


    Исследовательская деятельность в системе профильного обучения

      Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1. ...

31 03 2024 3:19:42

Тема урока: "Происхождение человека"


    Тема урока: "Происхождение человека"

      Учащиеся знакомятся с историей происхождения человека; изучают этапы становления человека....

30 03 2024 15:27:40

Урок биологии по теме "Скорая помощь" (обучающая игра)


    Урок биологии по теме "Скорая помощь" (обучающая игра)

      Проведение внеклассного обучающего мероприятия по оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях в игровой форме способствует легкому и непринужденному усвоению материала, а также закреплению полученных знаний в ходе пpaктической части обучающей игры. Мероприятие рекомендовано для проведения в 7-8-х классах....

29 03 2024 20:43:33

Интегрированный урок (обществознание + биология) "Семья - капелька Отчизны"


    Интегрированный урок (обществознание + биология) "Семья - капелька Отчизны"

      Материал разработки интегрированного урока построен с учетом требований ФГОС. Формы работы и задания позволяют использовать групповые формы работы, с информацией, дискуссию. Урок рассчитан на возраст учащихся 5‒6-х классов. Материалы могут быть использованы не только для урока, но и для классных часов и внеклассных мероприятий....

28 03 2024 5:17:33

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя


    Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

      Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

27 03 2024 10:15:45

Интегрированное внеклассное мероприятие "Здоровый человек – человек будущего"


    Интегрированное внеклассное мероприятие "Здоровый человек – человек будущего"

      Здоровье – состояние физического, душевного и социального благополучия. Преподаватели технологии, биологии и музыки в рамках интегрированного внеклассного мероприятия показывают важность этой темы и вместе с учащимися обобщают и систематизируют знания о здоровом образе жизни. ...

26 03 2024 9:22:55

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

25 03 2024 21:34:26

Царство бактерии

Урок знакомит учащихся с представителями царства бактерии, строением, жизнедеятельностью и распространением на Земле. Формирует умение делать выводы на основании полученной информации, навыков исследовательской деятельности. ИКТ повышают познавательный интерес к предмету....

24 03 2024 2:20:29

Урок в 10-м классе "Оплодотворение, зародышевое развитие организмов"


    Урок в 10-м классе "Оплодотворение, зародышевое развитие организмов"

      Урок расширяет знания учащихся о процессе оплодотворения и формирует знания о процессе зародышевого развития организмов....

23 03 2024 15:30:51

Открытый урок биологии на тему "Размножение растений". 6-й класс


    Открытый урок биологии на тему "Размножение растений". 6-й класс

      На уроке формируются универсальные учебные действия с учетом потребностей и интересов учащихся знаковым полем "Размножение". Используется метапредметный подход: рисунок-схема. Урок предлагает активную групповую работу по технологическим картам. Учащиеся выявляют особенности пoлoвoго и бесполого размножения у растений....

22 03 2024 19:29:32

Дыхание растений, бактерий и грибов Биология

Дыхание растений, бактерий и грибов  Биология Для протекания процессов жизнедеятельности всем клеткам необходима энергия. Они получают энергию в процессе дыхания. Дыхание и его значение Дыхание — процесс,...

21 03 2024 2:25:33

Внеклассное мероприятие по биологии "Час занимательной биологии" (6-й класс)


    Внеклассное мероприятие по биологии "Час занимательной биологии" (6-й класс)

      Содержание проводимого мероприятия является развитием, углублением материала, который изучается на уроке. Кроме этого, "Час занимательной биологии" способствует отдыху учащихся от напряженной работы в классе. Игра сопровождается презентацией, которая включает не только слуховую, но и зрительную память учащихся....

20 03 2024 2:42:35

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс


    Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

      Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

19 03 2024 4:18:11

Путешествие в Птицеград

Урок систематизации и обобщения знаний об особенностях внешнего строения птиц и основных процессах их жизнедеятельности. На уроке расширяется понятийная база, формируются умения применять полученные знания и умения в новой ситуации, способности учащихся к индивидуальной и совместной учебно-познавательной деятельности. Разноуровневые задания формируют личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия....

18 03 2024 0:28:19

План-конспект урока "Ядро. Строение и функции"


    План-конспект урока "Ядро. Строение и функции"

      Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Строение эукариотической клетки». На уроке раскрываются особенности строения и функции клеточного ядра. На уроке используется мультимедийная презентация, которая позволяет наглядно представить изучаемые структуры ядра. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной работ, а также элементов проблемного обучения....

17 03 2024 10:19:23

Классы Однодольные и Двудольные. Семейство Розоцветные


    Классы Однодольные и Двудольные. Семейство Розоцветные

      На уроке ученики получают план хаpaктеристики растений семейства, учатся составлять и использовать графический конспект, что облегчает восприятие учебного материала на последующих уроках....

16 03 2024 18:30:32

Покрытосеменные растения


    Покрытосеменные растения

      На уроке обобщаются знания о многообразии покрытосемянных растений, об отличительных особенностях растений класса однодольные и двудольные. Выявляются хаpaктерные признаки растений разных семейств....

15 03 2024 13:18:30

Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"


    Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"

      Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета. ...

14 03 2024 12:31:56

Слайды к уроку "Биоценозы". 7-й класс

Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....

13 03 2024 9:30:57

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

12 03 2024 4:16:46

Лекарственные и редкие растения Камчатки


    Лекарственные и редкие растения Камчатки

      Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....

11 03 2024 21:47:28

Урок-игра по биологии "Птицы"


    Урок-игра по биологии "Птицы"

      Урок закрепляет знания о птицах, развивает интерес к предмету, экологическому образованию....

10 03 2024 8:20:10

Плоды. Распространение плодов и семян


    Плоды. Распространение плодов и семян

      Цель урока: познакомить обучающихся с многообразием и значением плодов, способами распространения семян....

09 03 2024 2:13:46

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::