Возможности интегрирования преподавания различных школьных предметов и деятельности психолога (на примере преподавания биологии в 8-м классе и психологии)
На современном динамичном этапе развития школы, возникает большое количество трудностей, которые связаны с объективными изменениями в общественной жизни. К ним, прежде всего следует отнести активное использование И.К.Т. ресурсов, обширный информационный поток, не подверженный цензуре и научному рецензированию, смена ценностных ориентаций у всех участников образовательного процесса, изменение запроса к учителям в отношении ведущих компетенций. которые необходимо формировать у своих воспитанников. И это еще не полный, но уже достаточный список проблем, требующих настоятельной интеграции всех участников образовательного процесса в школе.
Зададимся вопросом – что принципиально нового мы хотим получить в процессе данной интеграции, и какие конкретные задачи она позволит решить. Для начала мы провели небольшой опрос среди преподавателей нашей гимназии, предложив им небольшую анкету.
Анкета.
Уважаемый коллега!
Выберите, на ваш взгляд, наиболее явные проблемы, затрудняющие осуществление собственной деятельности:
1. Нехватка времени.
2. Сложность и чрезмерная насыщенность программ.
3. Эмоциональное выгорание.
4. Снижение мотивации к учебе у современных учеников
5. Увеличение проблем со здоровьем, снижение стрессоустойчивости у всех
участников образовательного процесса. После обработки анкет, мы выяснили, что
эти пять пунктов пpaктически в равной степени беспокоят современных
преподавателей. Одним из возможных выходов из сложившейся ситуации является
система интеграции деятельности преподавательского состава школы.
Потенциал интегрирования:
- Супервизия (школьная), рассматриваемая нами как форма поддержки психологом учителя и наоборот, в рамках которой они обсуждают свою работу, обладая при этом различным опытом (учитель и психолог могут выступить по отношению друг к другу как специалисты, дающие оценку работы с классом, вследствие чего могут быть выбраны новые способы работы с классом, перестроены отдельные составляющие урока, подобраны индивидуальные способы работы с отстающими или способными детьми, проанализирован ход урока в целом).
- Экономия времени.
- Различный поход к работе в классе, возможности использования индивидуальных особенностей учеников.
- Возможность качественного анализа научного и популярного материала, используемого на уроке.
- Активизация проектной деятельности.
- Комплексная оценка способностей учащихся (мы можем сравнить степень активности учащихся на уроках по различным предметам и при необходимости, помочь учащемуся слабо успевающему по ряду предметов исправить ситуацию).
- Непосредственно для психолога данный вид деятельности ещё значим в силу того, что психология как предмет не преподается в большинстве учебных заведений, а понять проблемы коллектива, отдельных участников образовательного процесса и иметь возможность работы с целым классом порой бывает неразрешимой проблемой.
Для начального этапа нашей работы мы выбрали два урока из курса биологии 8 класса по темам:
- Особенности Высшей Нервной Деятельности (ВНД) человека. Речь, мышление, внимание, память.
- Воля, эмоции, хаpaктер и темперамент. Представляем возможный сценарий второго урока.
Цель: раскрыть понятия темперамента, хаpaктера, воли и эмоций, проанализировать собственные индивидуальные особенности.
Задачи:
Обучающие:
- Обобщить знания учащихся об особенностях ВНД. Перейти к рассмотрению зависимости темперамента от координат типа нервной системы.
- Ввести понятия воли и эмоций. Хаpaктера и темперамента.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки работы в группе.
- Воспитывать стремление к самопознанию, рефлексии собственной деятельности.
Развивающие:
- Развивать коммуникативную и информационную компетенции учеников.
- Развивать навыки самоанализа.
- Формировать и развивать умения анализировать факты и делать выводы, схематически представлять полученную информацию.
- Развитие творческого потенциала каждого учащегося при изучении биологии и психологии.
Оборудование.
- Мультимедийный проектор, ноутбуки с электронным учебником «Профессия и карьера» Г.В.Резапкиной (1 часть « Познай свои возможности»).
- Учебник, тетради.
- Листы бумаги форматом А3. Маркеры, ножницы, клей, цветная бумага.
- Карточки с тестовыми заданиями.
- Различные журналы, фото, открытки для изготовления коллажей.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя и психолога
Учитель знакомит учащихся с темой и целью урока. В беседе с учащимися формулирует задачи и объясняет ход урока.
На экране выводятся таблицы «Схема зависимости темперамента от координат типа нервной системы» и «Соотношение типов нервной системы и темперамента»
Учитель и психолог в режиме переклички (можно использовать несколько приемов – биолог начинает фразу, психолог заканчивает, либо один педагог задает вопрос – другой отвечает, возможно представить информацию в виде спора представителей различных наук – биологии и психологии) дают учащимся научную информацию об основных понятиях урока.
2. Работа в группах (5–7 человек, распределяются учителем до урока): учащиеся должны, используя тексты, определить о каком типе темперамента идет речь. Предположить к какому типу темперамента принадлежат участники рабочей группы.
На экране выводятся таблицы « Выразительные признаки хаpaктера», « Формирование хаpaктера» – пояснения дает учитель биологии.
3. Работа с учебником (5 минут). Ребята читают текст учебника, уточняют понятия, задают учителю и психологу вопросы по тексту параграфа.
Далее психолог акцентирует внимание учащихся на том, что тема изучения имеет не только теоретическое, но и очень большое пpaктическое значение для самопознания, умения выстраивать отношения с другими людьми, при выборе будущей профессии.
Ребятам предоставляется возможность проведения самодиагностики с помощью теста в электронном учебнике Г.В.Резапкиной «Профессия и карьера» – индивидуальная работа на ноутбуках. Результат учащиеся получают сразу после заполнения вопросов личностного опросника Айзенка (Определение темперамента – сокращенный вариант). Затем ребята читают текст «Что я знаю о своих возможностях?», рассматривают рисунки Бидструпа, хаpaктеристики известных представителей различных типов темперамента.
На экране выводится диаграмма «Два основных измерения личности» (по Айзенку) – пояснения дает психолог, углубляя понимание учащимися таких хаpaктеристик, как интроверсия и экстраверсия.
Внимание учащихся привлекается к следующим схемам.
На экране выводятся: Схематические изображения эмоций человека, « Схема этапов волевого действия» Пояснения дают учитель и психолог в режиме диалога друг с другом.
Работа в группах. Учащимся дается комплект карточек с изображением различных эмоциональных состояний, каждый участник группы по очереди берет карточку не показывая другим и пытается без слов изобразить увиденную эмоцию , участники группы должны её узнать .
Педагоги помогают и наблюдают за работой групп.
После окончания работы групп, учитель и психолог обобщают полученную информацию с помощью наводящих вопросов:
1. Существуют ли темпераменты в «чистом» виде?
2. Можно ли выделить «хорошие и плохие» темпераменты?
3. Может ли измениться темперамент в течении жизни?
4. Меняются ли черты хаpaктера человека и почему?
5. Как называется болезненное безволие?
6. Что такое волевое усилие?
7. Какова роль чувств в познавательной и пpaктической деятельности человека?
4. Работа в группах – каждая группа делает коллаж по выбранному в ходе жеребьевки типу темперамента.
Презентация результатов работы групп, в ходе которого происходит закрепление изученного материала. Обсуждение. 10 мин.
5. Подведение итогов урока
Литература и источники:
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1998.
- Резапкина Г.В.
Электронный учебник «Профессия и карьера».- Драгомилов А.Г, Маш Р.Д.
Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса, ч.2. – М., 2005.
Комментарии:
Задачи урока: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде. Учащиеся совершенствуют навыки формирования умений наблюдать, выявлять черты приспособленности земноводных к среде обитания. Знакомятся с особенностями размножения и развития земноводных (лягушки) в водной среде, с их многообразием и основными отрядами, со значением амфибий в природе....
30 06 2025 20:57:26
Очень много учащихся и студентов задают вопрос о том как провести и грамотно оформить исследовательскую работу. И вопрос этот не праздный, так как знания, полученные самостоятельно в ходе поисковой…...
29 06 2025 9:24:45
Представители класса Коралловые полипы – это беспозвоночные организмы, населяющие глубины морей. В основном, колониальные организмы, иногда одиночные, полиповидной формы....
28 06 2025 18:16:16
Тема "Основы цитологии" занимает одно из центральных мест в науке биологии, так как клетка является структурной, функциональной и генетической единицей всего живого. Серьезное внимание к данной теме в преподавании биологии вызвано в связи с тем, что большее количество вопросов в измерительных материалах ЕГЭ по биологии принадлежит теме "Основы цитологии"....
27 06 2025 0:54:27
В статье представлены авторские материалы к внеклассному мероприятию по биологии для 8-го класса (анатомия и физиология человека). Викторина «Знай свой организм» проводится в три тура. Вопросы викторины сопровождаются базовыми элементами ответов. Задания, предложенные в статье, могут быть использованы и на уроках в режиме обобщающего повторения, фронтального опроса, разминки.
...
26 06 2025 3:16:29
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
25 06 2025 23:13:21
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
24 06 2025 20:29:46
Формирование ключевых компетенций у учащихся осуществляется через опыт
самостоятельности и личной ответственности. Такой подход объясняется тем, что
школьное биологическое образование должно стать востребованным и в "послешкольной
жизни" учащихся, ответить на пpaктические вопросы подростка о повседневной бытовой
стороне биологических явлений, удовлетворить естественный интерес к самому себе и
окружающему миру....
23 06 2025 3:40:25
Цель лабораторной работы – доказать, что в лепестках цветов растений нет белого пигмента, изучить свойства антоцианов и объяснить изменение цвета цветов, плодов растений....
22 06 2025 21:46:26
Урок построен в парадигме деятельностного подхода и содержит задание развивающего хаpaктера, в результате которого формулируется понятие «скелет» и выявляются приоритетные функции внешнего и внутреннего скелета....
21 06 2025 16:25:26

Цель урока: повторение, обобщение и контроль знаний по теме «Теория Чарльза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора»....
20 06 2025 13:38:23
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока.
Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
19 06 2025 19:27:12
В разработке представлены пpaктические методы изучения памяти: тестирование, самодиагностика, игра. Актуализация темы и активизация познавательного интереса показана посредством беседы с опорой на положительные эмоциональные воспоминания....
18 06 2025 19:43:11
Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....
17 06 2025 11:57:13
Урок изучения нового материала с элементами модульного обучения и использованием компьютерной презентации. В основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Урок развивает познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности. Основная цель: учащиеся должны усвоить меры профилактики заражения паразитическими червями.
...
16 06 2025 17:52:40
Активизация познавательной деятельности на уроках предполагает применение методов и приемов ТРИЗ. Целью технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является формирование навыков работы с информацией, умение её получать, преобразовывать и творчески использовать для исследовательской или пpaктической деятельности....
15 06 2025 10:12:55
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
14 06 2025 7:15:51

Цель урока: познакомить учащихся с ролью опopно-двигательной системы человека, раскрыть особенности строения и химического состава костей. Показать взаимосвязь строения костей с выполняемой ими функцией. Выяснить, за счет чего происходит их рост....
13 06 2025 8:57:18
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
12 06 2025 0:53:15
В статье рассматривается принцип разработки дидактических игр на основе компьютерной презентации на примере игры "Приключения в Королевстве Хлебных злаков", созданной педагогами МОУДОД ЦДОД "Созвездие" г. Воронежа. Рассматривается структура игры, ее образовательный потенциал, особенности использования в учебном процессе. Для создания игр данного типа не требуется знания основ программирования, что предоставляет педагогам значительные возможности для обогащения педагогической среды....
11 06 2025 23:15:53
Для захвата листьев, травы, других зеленых растений жвачные используют губы, язык, зубы. На верхней челюсти нет резцов, но она оснащена жестким мозолистым валиком, коренные зубы на поверхности имеют лунку, такое строение позволяет активно поглощать и перетирать растительную еду....
10 06 2025 22:38:24
Цель обобщающего урока: с помощью создания игровой ситуации выяснить степень усвоения материала по теме, систематизировать знания учащихся, прививать интерес к предмету и любовь к природе, раскрывая пpaктическое и эстетическое значение животных в жизни человека. Формировать навыки коллективной и самостоятельной работы, развивать творческий потенциал детей при подготовке к занятию....
09 06 2025 19:12:59
Викторина направлена на воспитание патриотизма и любви к своему краю....
08 06 2025 0:40:48
Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....
07 06 2025 1:35:11
Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....
06 06 2025 2:22:59
В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....
05 06 2025 14:24:55
Урок-обобщение по теме "Насекомые", проводится в форме устного журнала. Цель занятия: углубить и конкретизировать знания о насекомых, их многообразии и пpaктическом значении. На уроке используются сообщения учащихся, проводится соревнование между комaндами. Такая форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности учащихся.
...
04 06 2025 13:28:39
Занятие проводится в 6-м классе по окончании изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов. Урок интересен тем, что учащиеся в игровой форме повторяют изученный материал, проявляют свою эрудицию, смекалку, а также творческие способности. Проведение урока способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных навыков, выработке умения выражать и отстаивать свою точку зрения.
...
03 06 2025 18:58:10
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
02 06 2025 6:13:21
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
01 06 2025 3:15:16
Предлагаемый интегрированный курс биологии, географии, экологии является частью предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 8 часов и ориентирован на детей 7–8-х классов. Курс имеет большое пpaктическое значение: углубляет знания о тех растениях, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, учит правильно их использовать. Материал позволяет осуществлять профессиональную ориентацию, знакомя ребят с различными сельскохозяйственными профессиями. ...
31 05 2025 9:59:40
Эта викторина, как и другие внеклассные мероприятия, помогает заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию к изучению наук естественнонаучного цикла, актуализировать и закрепить полученные знания. Вопросы перемежаются по сложности. Есть совсем простые, что добавляет ученикам уверенности в собственных знаниях, повышает самооценку. Другие вопросы требуют смекалки или наблюдательности, умения логически мыслить, актерского мастерства. Вопросы ориентированы на конец первого полугодия, когда завершается изучение зоологии беспозвоночных.
...
30 05 2025 15:40:49
Сценарий визитки-представления был посвящён к 200-летию со дня рождения великого учёного-биолога Чарльза Роберта Дарвина. Этот сценарий можно использовать как во внеклассной работе, так и как нестандартный урок в качестве обобщения знаний по теме «Эволюционное учение»....
29 05 2025 17:32:50
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
28 05 2025 3:48:22
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
27 05 2025 1:10:35
Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....
26 05 2025 7:48:40
Генетика – это наука, о закономерностях наследования генетической информации и изменчивости организмов. Основоположник генетики – Грегор Мендель....
25 05 2025 20:17:47
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания об особенностях каждого отдела пищеварительной системы человека. Урок способствует воспитанию и пропаганде правил гигиены питания и бережного отношения к собственному здоровью....
24 05 2025 13:35:15
Урок биологии в 7-м классе служит ознакомлению с общей хаpaктеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных....
23 05 2025 19:30:20
Гипогликемия - низкое содержание уровня сахара в крови. Понижение концентрации ниже 3 ммоль/л, становится причиной для беспокойства за здоровье собаки....
22 05 2025 20:21:54
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
21 05 2025 12:18:19
Урок помогает в игровой форме обобщить и систематизировать знания студентов о строении и функциях органоидов, развить умения студентов проводить учебную дискуссию; отстаивать свою точку зрения, анализировать суждения товарищей....
20 05 2025 17:28:29
Дыхание — это совокупность процессов, в результате которых происходит потрeбление организмом кислорода, его использование и выделение углекислого газа....
19 05 2025 6:21:22
Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....
18 05 2025 19:18:34
Основная цель урока - систематизация и обобщение знаний учащихся по указанному разделу, подготовка к более детальному изучению растений и их частей. Урок носит нетрадиционную форму, сочетает в себе элементы всех форм работы, отличается разнообразием применяемых средств....
17 05 2025 12:39:15
Урок разработан для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы, занимающихся по авторской линии И.Н. Пономарёвой, с применением личностно-ориентированной педагогической технологии. Интеллектуальные умения развиваются при индивидуальной работе с текстом параграфа и натуральными объектами.
...
16 05 2025 11:12:39
План проведения обобщающего урока по теме "Кровеносная система" содержит сценку, отражающую точки зрения врачей разных эпох на диагностику и лечение структурных нарушений сердечно-сосудистой системы, и тест на проверку знаний по данной теме.
...
15 05 2025 14:22:43
Для принятия учащимися замысла урока используется систематизация учебного материала, которая выстраивает необходимость принятия нового материала, проводится эвристическая беседа. Учащиеся определяют тему урока, свой уровень знаний, цель урока и этапы ее достижения.
...
14 05 2025 1:52:45

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе знакомит учащихся с изображением растительного мира в русской поэзии XIX века....
13 05 2025 16:47:48
Замысел урока заключается в создании условий для развития интеллектуальных способностей учащихся и максимального влияния образовательного процесса на личность ученика.
...
12 05 2025 10:34:42
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::