Обобщающий урок в 10-м классе по теме "Строение и функции клеток" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Обобщающий урок в 10-м классе по теме "Строение и функции клеток"

Цель: 

  1. Повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях;
  2. Продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе;
  3. Развивать логическое мышление, творческие способности;
  4. Убедить в важности  изучения клетки для научно-технического прогресса.

Оборудование: 

  • интерактивная доска,
  • цветок из бумаги,
  • рисунок-таблица  «Фагоцитоз».

Ход урока

1. Сообщение темы урока.

(Тема записана на доске) – как называется глава 1, которую мы изучали на протяжении многих уроков? (Основы цитологии)

 Что изучает наука цитология?

Учитель называет тему урока, ученики записывают её в тетрадь.

2. Сообщение цели урока

Попробуйте сами сформулировать основную цель урока.

3. Разминка.  (Фронтальная беседа)

Мы с вами сегодня ещё раз пройдёмся по лабиринтам клетки, заглянем в каждый её уголок.

Но сначала – разминка.

  • наука, изучающая клетку (Цитология).
  • уровень организации живой природы, в основе которого – клетка. (Клеточный)
  • предыдущий уровень более низкий. (Молекулярный).
  • следующий уровень более высокий. (Организменный).
  • дайте определение, что такое клетка, используя положение современной клеточной теории. (Клетка это структурная, функциональная единица и единица развития живых организмов).
  • кто впервые сформулировал клеточную теорию? (М. Шлейден и Т. Шванн).
  • второе положение современной клеточной  теории. (Все клетки имеют сходное строение, химический состав и общие принципы жизнедеятельности).
  • на какие две группы по особенностям клеточной организации делятся живые организмы? (Прокариоты – безъядерные, эукариоты – ядерные).
  • приведите примеры прокариот и эукариот.

4. Слово учителя.  На нашей планете обитает великое множество самых различных организмов, и всё это ошеломляющее разнообразие может быть отнесено либо к эукариотам, либо к прокариотам, особенности строения которых необходимо знать.

  •  каковы главные особенности клеток эукариот и прокариот?
  •  ещё раз об этом вспомним из представленных вами презентаций различных клеток.

Учащиеся заранее объединяются в четыре группы, получают задания и готовят презентации бактериальной, грибной, растительной и животной клеток. На интерактивной доске учащиеся каждой группы представляют строение бактериальной,  грибной, растительной и животной  клеток.

Итоги презентаций.

О чём говорят сходства и различия в строении представленных клеток?

Сделайте вывод.

(Сходства говорят о единстве органического мира, о единстве происхождения живых организмов на Земле.

Различия говорят о многообразии и разнообразии живых организмов на Земле).

Учитель. Это был общий план строения клетки, а теперь заглянем в саму клетку и будем говорить подробнее об эукариотической клетке.

5. Игра (Ромашка).

Играть любят все дети, даже взрослые. Надо оторвать лепесток, на обратной стороне которого вопрос.

Надо назвать органоид и его функцию.

  1. Мелкие, овальные тельца, состоящие из двух субъединиц. (Рибосомы, синтез белка).
  2. Органоиды, внутренние мембраны которых называются кристы. (Митохондрии, синтез АТФ – универсального источника энергии).
  3. Зелёные пластиды, находящиеся в растительной клетке. (Хлоропласты, фотосинтез).
  4. Одномембранные органоиды, содержащие пищеварительные ферменты. (Лизосомы, внутриклеточное пищеварение, расщепление белков, жиров, углеводов).
  5. Центриоли – цилиндры, расположенные перпендикулярно друг к другу. (Клеточный центр, участвует в делении клетки, в формировании веретена деления).
  6. Система трубочек и полостей, пронизывающих цитоплазму клетки. (ЭПС, синтез и транспорт органических веществ).

6. Самостоятельная работа.

Установите соответствие между цифрами и буквами. (Задание записано на доске, учащиеся выполняют в тетрадях. После выполнения – проверка: первый выполнивший задание ученик сдаёт тетрадь на проверку учителю, а остальные учащиеся меняются тетрадями с соседом, затем проверяют и оценивают работы под диктовку первого выполнившего ученика).

  1. Обладает избирательной проницаемостью.
  2. На её мембранах находятся рибосомы.
  3. Имеет двойную мембрану.
  4. Служат местом отложения, главным образом крахмала. Выполняют запасающую функцию.
  5. Является энергетическим центром клетки.
  6. Содержит наследственную информацию.
  7. Обеспечивает взаимодействие органоидов  клетки.
  8. Состоит из билипидного слоя и многочисленных белков.
  • -  ЭПС                                                                                             
  • -  цитоплазма                                                                      
  • -  митохондрии
  • -  ядро
  • -  плазматическая мембрана
  • -  лейкопласты

Ответ: 1 –Д; 2 – А; 3 – В, Г, Е; 4 – Е; 5 – В; 6 – В, Г, Е; 7 – Б; 8 – Д.

7. Задания по сопоставлению и аргументации.

1. Если сравнить клетку с заводом, то каким органоидам можно присвоить следующие названия? На чём основан ваш выбор?

(Учитель называет – ученик отвечает).

  • Энергетическая станция. (Митохондрии, там идёт синтез АТФ – основного источника энергии).
  • Склад готовой продукции. (Комплекс Гольджи, синтезируемые вещества клеткой по каналам ЭПС поступают  в цистерны Комплекса Гольджи. Здесь они упаковываются в мембранные пузырьки и разносятся по цитоплазме).
  • Цех переработки отходов. (Лизосомы, ферменты расщепляют вещества, ненужные клетке, отмершие части клетки).
  • Сборочный конвейер. (Рибосомы, сборка белка из аминокислот).
  • Информационный центр. (Ядро, хранитель наследственной информации).
  • Фотохимическая лаборатория. (Хлоропласты, происходит фотосинтез).

2. В чём выражается функциональная зависимость между рибосомами и митохондрия-ми? (В рибосомах – биосинтез белка, нужна энергия. В митохондриях – синтез АТФ – универсального источника энергии).

3. В чём сходство митохондрий и хлоропластов? (Две мембраны, собственная ДНК, способна делиться, синтез АТФ).

8. Творческие задания.

1. Придумайте вопрос о строении клетки и её органоидов, чтобы в ответах на эти вопросы звучала цифра 2. Это означает, что вопрос будет начинаться со слова «Сколько». Предполагаемые вопросы:

  • Сколько липидных слоёв имеет клеточная мембрана?
  • Сколько субъединиц в рибосомах?
  • Сколько мембран имеют пластиды, ядро, митохондрии?
  • Сколько видов ЭПС бывает?
  • Сколько центриолей образуют клеточный центр?

2. На ватмане выполнен рисунок.

  • Рассмотрите рисунок. Составьте по рисунку рассказ о «путешествии» внутрь клетки твёрдой пищевой частицы.
  • Какие органоиды подключаются к процессу «переваривания»? Какова роль ферментов в этих процессах? (Вопросы – на доске).

Предполагаемый ответ:  пищевая частица проникает в клетку путём фагоцитоза, т.е. происходит впячивание мембраны и образование фагоцитарного пузырька, внутри которого будет находиться пищевая частица. В цистернах Комплекса Гольджи образуются лизосомы, наполненные пищеварительными ферментами. Лизосомы сливаются с фагоцитарным пузырьком, где и происходит переваривание пищи под действием пищеварительных ферментов. Питательные вещества поступают в цитоплазму, а непереваренные – выбрасы-ваются наружу (экзоцитоз). (Рисунок взят из учебника, где показана схема переваривания пищевой частицы при участии лизосомы).                                                                                                                          

9. Итоги урока.

Подведём итоги урока. Ода клетке!

(Учащиеся заранее получают слова для выступления).

  • Клетка является универсальной ячейкой жизни!
  • Живая клетка – это основа жизни!
  • Любая клетка окружена оболочкой, мембраной, отделяющей её от внешнего мира.
  • Клетка – совершенная биоэнергетическая машина. Она вырабатывает энергию необходимую для её функционирования.
  • Клетка – мощная информационная система. Она работает по единой согласованной программе, где все процессы взаимозависимы и взаимосвязаны.
  • Главные банки данных сосредоточены в клеточном ядре, они заключены в структуре гигантской молекулы ДНК.
  • Клетка – это лабиринт структур, связанных сетью переходов, каналов, по которым непрерывно движутся продукты разнообразных превращений и синтезов
  • Сегодня изучение живой клетки имеет определяющее значение для научно-техни-ческого прогресса.

Заключительное слово учителя.

Наступает эра клеточной инженерии. Сегодня в мире созданы и успешно работают десятки и сотни центров клеточной биотехнологии, их результативность растёт, и эта результативность непосредственным образом связана с уровнем наших знаний о клетке, её компонентах, о функциях её важнейших систем.

10. Оценка работы учащихся на уроке.

В начале урока каждый ученик записывает в тетради:  

активность:  (+) и (-), всего;
результативность: только (+), всего.

Происходит самооценка.

Используемая литература.

  1. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Биология. Общая биология» 10-11 классы. М.: Дрофа, 2005.
  2. Кристиан де Дюв «Путешествие в мир живой клетки» М.: Мир, 1987.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Сценарий выступления детского театра "Сохраним нашу планету"

В данной постановке участвуют дети разного возраста, которые вовлечены в активную агитационно-пропагандистскую работу посредством искусства. Дети получают возможность выступать на сцене и показывать свои таланты. В процессе творчества у обучающихся воспитывается любовь и бережное отношение к планете, природе, друг к другу....

20 09 2021 20:38:54

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

20 09 2021 16:14:39

Опыт разведения цветов на территории училища

Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

20 09 2021 2:16:38

Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс

На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы. Потом отвечают на вопрос: " Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?" Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител. ...

20 09 2021 7:47:52

Формула здоровья

Урок дает представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставляет учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщает к здоровому образу жизни; объясняет роль здоровья в жизни и деятельности человека; развитии общества....

20 09 2021 9:17:46

Урок биологии. Тема: "Нуклеиновые кислоты". 10-й класс

В ходе урока под руководством учителя учащиеся закрепляют знания по теме, развивают умения сравнивать, обобщать и делать выводы....

20 09 2021 14:29:52

Формирование информационной компетенции средствами предмета "Биология"

В статье представлены некоторые приёмы, которые используются на уроках биологии для развития информационной компетенции, – как организована работа по изучению новых терминов, работа с алгоритмом для составления плана текста параграфа, концентрация информации с помощью идеографического и консонантного письма, написание резюме по текстовой информации, использование приема маркировки текста методом "инсерт"....

20 09 2021 3:26:43

Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный характер

Работа описывает урок, формирующий у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания. Развивается интерес как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течении урока. ...

20 09 2021 22:57:53

Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека - Ф.Энгельс

Ф. Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд — это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстрактное мышление....

20 09 2021 5:55:56

Урок "Своя игра"

Урок проводится в форме игры, которая систематизирует знания учащихся по теме " Кровь и кровообращение". ...

20 09 2021 22:14:25

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

Комбинированный урок биологии " Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

20 09 2021 16:45:18

Урок - Защита проектов "Значение зеленых растений в природе"

Урок раскрывает «космическую роль зеленых растений на Земле», показывает взаимосвязь роли растений в природе и процессов их жизнедеятельности, обращает внимание учащихся на проблему загрязнения окружающей среды и охраны природы. ...

20 09 2021 1:35:50

Урок с использованием технологии развивающего обучения при изучении темы "Воздух – смесь различных газов"

Комбинированный урок в 5-м классе с элементами поисковой деятельности позволяет активизировать учебную деятельность, придать ей творческий характер, развивает навыки самооценки и взаимоконтроля. Урок учит детей добывать знания, развивать интерес к предметам естественно-научного цикла, применять полученные знания на практике. ...

20 09 2021 8:56:22

Урок-лекция по теме "Совместная жизнь видов в биогеоценозе". 10-й класс

Цель урока: изучить совместную жизнь видов в биоценозе, типы связей у совместно обитающих видов в биогеоценозе; рассмотреть коадаптацию и другие примеры адаптации, выработавшиеся у популяции видов в связи с существованием в сообществе с другими, рядом находящимися видами в процессе эволюции. Тема может рассматриваться на двух уроках с последующей работой и проверкой терминов....

20 09 2021 2:27:51

Антропогенез. Урок биологии в профильном естественно-научном классе. 11-й класс

Одновременно повторяются знания о строении Ц Н С человека и функциях отделов головного мозга, изученные в курсе « Биология–8. Человек». Применяется мозговой штурм. В ходе критического анализа идей формулируется вывод: эволюция человека шла в направлении цефализации, в результате действия биологических, социальных факторов и отбора сформировалась уникальная структура головного мозга....

20 09 2021 11:51:12

Биологическая игра "Путешествие в царство растений"

Биологическая игра предлагается школьникам 6-х классов как обобщающий урок по теме « Ботаника» в конце года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам школьного курса о растениях. Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия. ...

20 09 2021 4:35:48

Эти загадочные Простейшие

В разработке урока описываются все этапы урока и прикладывается приложение, в котором имеется весь необходимый дидактический материал для проведения занятия....

20 09 2021 10:36:15

Зрительный анализатор и его гигиена

Урок биологии по теме « Зрительный анализатор» для учащихся 8-х классов направлен на формирование понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов, и расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора....

20 09 2021 3:52:38

Влияние деятельности человека на видовое многообразие растений

Уничтожение лесов, осушение болот, орошение засушливых земель — все это отражается на географическом распределении видов. Большое значение имеет и вовлечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов для размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, использования атомной энергии....

20 09 2021 12:45:19

Урок биологии в 6-м классе "Семя и его строение"

Предлагаемый урок биологии является первым в цикле уроков, объединённых одной большой темой " Органы цветковых растений". В нём используется нестандартная форма начала урока, что активизирует мыслительную деятельность учащихся. Весь процесс изучения материала и проверка знаний, полученных на уроке, сопровождается мультимедийной презентацией....

20 09 2021 14:44:25

Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения)

В данной технологии при составлении методических инструкций для учащихся учитель имеет большие возможности для реализации дифференциации – как уровневой, так и профильной, сохраняя классный коллектив, решая тем самым и проблему адаптации. Парацентрическая технология открывает большие возможности в использовании различных учебников....

20 09 2021 6:44:58

Урок — ролевая игра "Заболевания кожи" (для учащихся 8–х классов)

Урок расширяет знания учащихся о заболеваниях кожи; формирует гигиенические навыки; развивает навык самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, видеофрагментами, интерес к предмету. ...

20 09 2021 22:42:24

Сохранение биогеоценозов в Еткульском участковом лесничестве. 9-й класс

Урок-конференция, диалоговая дискуссия, обобщение знаний материала по теме « Экосистемный уровень». Представление учащимися результатов исследовательской деятельности в 137 квартале Еткульского участкового лесничества о сохранении биоценозов....

20 09 2021 17:18:52

Урок-викторина "Своя игра" в 8-м классе "Строение и жизнедеятельность клетки"

Цель викторины - обобщение и закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....

20 09 2021 8:13:59

Информационные технологии на уроках биологии

Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему " У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу Е Г Э по биологии....

20 09 2021 5:56:33

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опорно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

20 09 2021 9:55:46

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

20 09 2021 10:35:45

Инновации в преподавании предметов учебного плана. Тема: "Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии"

В работе представлены теоретические основы технологии критического мышления учащихся и разработаны уроки по курсу биологии " Человек", 8-й класс по учебнику Н. И. Сонина. Уроки разработаны соответственно модели описанной С. И. Заир- Бек, и имеют основу, состоящую из трёхфазного процесса: вызов - реализация смысла (осмысления содержания) - рефлексии (размышления). ...

20 09 2021 9:15:17

"Нам жить в одной семье…" (Редкие и исчезающие растения и птицы Кубани)

Внеклассное занятие в форме игры " Звездный час" с целью объяснить возможность утраты тех или иных видов растительного и животного мира Кубани....

20 09 2021 14:19:58

Урок биологии по теме "Строение и функции головного мозга"

Целью урока является развитие у учащихся интереса к анатомии через проблемные ситуации, а также развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент, уметь аргументировать свои версии. ...

20 09 2021 16:44:11

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"

Урок является обобщающим по теме « Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче Е Г Э по биологии....

20 09 2021 4:51:48

Урок-проект ""Нет" скажем вредным привычкам"

Урок расширяет представление о здоровом образе жизни, формирует умение систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках биологии и из средств массовой информации. В ходе урока развивается творческое мышление, воспитывается чувство ответственности за свое здоровье и окружающих людей....

20 09 2021 16:53:53

Информационные технологии на уроках биологии

Cистемный подход к формированию О У У Н создаёт условия для формирования у учащихся практических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии " Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н. Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи И К Т. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....

20 09 2021 4:33:24

Элективный курс по общей биологии для учащихся 10–11-х классов "Цитология и гистология"

Целью курса является углубление и расширение знаний об общих принципах организации живых существ, опираясь на вспомогательные науки. Работа автора строится на поэтапном изучении клетки как структурной единицы всего живого на Земле. Учащиеся расширяют представление о закономерностях и жизнедеятельности клеток....

20 09 2021 22:42:20

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

20 09 2021 11:54:48

Экологическая сказка в стихах "Весенний переполох"

Эту сказку можно использовать на уроках окружающего мира по теме “ Защита окружающей природы”, на уроках биологии по теме « Роль человека в природе. Роль школьников в охране природы. Правила поведения в природе», на классных часах, на занятиях экологического кружка для воспитания бережного отношения к природе....

20 09 2021 4:39:31

Интерактивные методы на уроках биологии

Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме " Членистоногие"....

20 09 2021 8:48:35

Урок биологии по теме "Водоросли. Строение, образ жизни, разнообразие". 6-й класс

Учащиеся формируют знания об особенностях строения и жизнедеятельности водорослей, роли в природе и жизни человека. Развивают умения анализировать и систематизировать информацию; формируют эмоциональное отношение к водорослям....

20 09 2021 9:18:27

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

20 09 2021 6:11:36

Открытый урок по биологии в 6-м классе

Познавательный интерес - важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии автор использует приемы технологии коллективного способа обучения, развивающего обучения. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся; способствуют развитию бережного отношения к природе....

20 09 2021 9:18:18

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

20 09 2021 6:10:48

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы" с использованием национально-регионального компонента (7-й класс)

Материалы урока можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий урок. ...

20 09 2021 15:41:24

Интегрированный урок по теме "Движение крови по сосудам"

В ходе урока учащиеся усваивают закономерности движения крови по сосудам на основе применения знаний по физике о давлении и скорости....

20 09 2021 21:20:37

Мастер-класс "Зеркало организма"

Мастер-класс подразумевает метапредметный подход, при изучении темы « Кровь», позволяет рассмотреть причины изменения уровня сахара крови....

20 09 2021 16:24:45

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме " Деление клетки: митоз и мейоз"....

20 09 2021 3:34:21

Предмет экологии. Экологические факторы

Представлен конспект урока экологии в 10-м классе по теме " Экологические факторы"....

20 09 2021 10:21:48

Генеология как метод изучения генетики человека с использованием запросов Access

Данный урок является интегрированным (биология, информатика). В ходе урока ученики знакомятся с одним из методов изучения наследственности человека на примере родословной А. С. Пушкина, изучают некоторые характерные признаки ближайших родственников поэта и отрабатывают навыки работы в С У Б Д MS Access, составляя базу данных и делая запросы. На уроке используются портреты Ибрагима Ганнибала, Александра Сергеевича Пушкина, Льва Александровича Пушкина, матери и отца поэта, дяди Ивана Абрамовича Ганнибала. При подготовке к уроку учащимися была проведена исследовательская работа по произведениям А. С. Пушкина с целью нахождения морфологических признаков, описания характеров ближайших родственников поэта. Для обработки полученной информации использовался компьютер. ...

20 09 2021 17:29:11

Комплекс интегрированных уроков по теме "Антропогенное воздействие на биосферу"

Тип уроков – интегрированный; в ходе уроков устанавливаются межпредметнын связи: биология – химия – физика – география – экология – домоводство. Основные методы (лекция, сообщения учащихся, исследования, практическая работа) позволяют: а) проверить способности к творческому мышлению и к самостоятельной деятельности учащихся, б) развить познавательный интерес к предметам, в) формировать экологическую культуру личности. ...

20 09 2021 23:33:54

Из опыта работы экологического клуба

Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая С О2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

20 09 2021 0:40:49

Преподавании биологии

На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения растений класса двудольных, характерными признаками растений семейства розоцветных, их роли в природе и в жизни человека. ...

20 09 2021 3:54:36

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)