Урок на тему "Общая хаpaктеристика и экология лишайников". 6-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок на тему "Общая хаpaктеристика и экология лишайников". 6-й класс


    Урок на тему "Общая хаpaктеристика и экология лишайников". 6-й класс

Пояснительная записка

Актуальность
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного прострaнcтва, определение целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоения учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Данный урок построен в соответствии с технологией деятельностного подхода. Такой подход позволит решать в ходе изучения содержания курса биологии ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие, понимание и запоминание знаний, создавать условия для высказывания подростком суждений научного, нравственного, эстетического хаpaктера по поводу взаимодействия человека и природы; уделять внимание ситуациям, где учащийся должен различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природных системах и других сферах сознания: художественной, нравственной, пpaктической. На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках с использованием данной технологии ребята учатся лучше рассуждать, думать, анализировать, самостоятельно решать ставшие перед ними проблемы, ставить цели и их добиваться.

Цель: составить конструкт урока биологии в 6 классе по теме «Общая хаpaктеристика и экология лишайников» с учетом требований ФГОС основного общего образования.

Задачи:

  • изучить нормативные документы, научно-методическую литературу, раскрывающую ФГОС основного общего образования;
  • создать конструкт урока по развитию универсальных учебных действий обучающихся при изучении темы «Общая хаpaктеристика и экология лишайников»;
  • создать условия для развития универсальных учебных действий обучающихся на данном уроке.

Объект: биологическое образование в основной общеобразовательной школе.

Предмет: формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии.

Предполагаемый результат:

  • изучена нормативная документация и научно-методическая литература по данной теме;
  • разработан конструкт урока по теме «Общая хаpaктеристика и экология лишайников», в котором отображена деятельность учителя и учащихся, направленная на развитие УУД;
  • подобраны основные средства, позволяющие создать условия для развития универсальных учебных действий обучающихся на данном уроке.

Данный урок является единственным при изучении темы «Лишайники» в соответствии с программой Д.И. Трайтака. Тема входит в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники». После изучения темы ученики должны:

  • Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности лишайников.
  • Объяснять роль лишайников в природе и жизни человека.
  • Работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, рисунках и др.).

Основная часть

Конструкт урока

Тема урока: «Общая хаpaктеристика и экология лишайников»

6 класс

Цель урока: Дать общую, полную хаpaктеристику лишайникам как симбиотическим организмам, состоящим из гриба и водоросли, особенностям их происхождения, строения, жизнедеятельности

Задачи:

Образовательные:

  • ввести новые знания о симбиотическом организме (лишайнике), строении, жизнедеятельности;
  • сформировать представление у учащихся о приспособленности лишайников к разнообразным условиям обитания;
  • показать роль лишайников в природе, жизни человека;
  • подготовить учащихся к творческой деятельности.

Развивающие:

  • продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, работать с натуральными объектами;
  •  привить пpaктические умения и навыки по распознаванию и определению типов лишайников.

Воспитательные:

  • воспитать чувство бережного отношения к природе, к родному краю, совершенствования навыка совместной работы в коллективе.

Учебник: Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 2. – М.: Мнемозина, 2012. – 128 с.: ил.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование: интеpaктивная доска, таблица «Лишайники», магнитная доска, презентация «Лишайники», дополнительная и справочная литература, карточки, тесты для занятия.

Предполагаемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Инициатива, находчивость, активность при решении проблем.
Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.
Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных  проблем.
Умение понимать и использовать биологические средства наглядности, в т. ч. муляжи.
Теоретическое представление об особенностях строения лишайников.
Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности лишайников.
Применение изученных понятий для решения задач пpaктического хаpaктера.

Структура и ход урока

Этап урока Время / мин. Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
0. Организационный момент 1 Приветствует учащихся, настраивает на работу, проверяет их готовность  к уроку. Создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Личностные: самоопределение.
1. Актуализация знаний. 4 Организует просмотр видеосюжета «природа севера». Совместно с учащимися определяет цель и задачи урока, используя прием «Корзина идей». Знакомит с этапами и формами работы, мотивирует на активную деятельность. Просматривают видеосюжет, анализируют, формулируют тему урока. Совместно с учителем определяют цель, задачи урока. Записывают дату и тему урока в тетрадь. Личностные: смыслообразование - осознание значимости изучаемой темы для жизни человека и собственного здоровья.
Регулятивные: формирование умения постановки цели и задач.
Познавательные: анализ, формулирование проблемы и выстраивание алгоритма действий направленных на решение поставленной проблемы.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.
2. Изучение нового материала 20 Организует деятельность учащихся по изучению нового материала:
1)создание проблемной ситуации: Существует библейская легенда о том, как в бесплодной пустыне люди, истощённые голодом и трудным переходом, обратились к богу с просьбой о пище. Тогда с неба на землю посыпалась масса мелких сухих крупинок, похожих на манную крупу. Отсюда и пошло выражение «манна небесная».
Насытившись этими крупинками, люди обрели силы, позволившие закончить путь.
Что это могло быть?
(ответы учащихся)
Учитель простит сформулировать тему урока.
-Прочитайте тему урока и запишите в тетрадь возникающие вопросы, начиная со слов  «Хочу узнать…»
Предполагают, что крупинки, о которых рассказано в легенде, это съедобный лишайник леканора, серые комочки которого ветер перекатывает по пустыням Африки, Передней и Средней Азии. Лишайники действительно нашли свое уникальное место в условиях очень нeблагоприятных для других форм жизни. Лишайники живут в тундре, на скалах высокогорий и побережий, на гoлой почве, стволах деревьев, заборах. Они обитают по всему миру, от пустыни до Арктики. Вот с такими интересными организмами мы сегодня познакомимся. Сегодня мы совершим путешествие в удивительный мир лишайников и узнаем много нового и интересного об этих организмах.
2) Лишайники – особая группа организмов, состоящая из гриба и водорослей, которые находятся в сложных взаимоотношениях. Разнообразие лишайников и их распространение на земном шаре. ( Рассказ учителя с демонстрацией лишайников: кустистых, листоватых, накипных).
3) Строение и питание лишайников. Симбиоз гриба и водоросли: гриб получает от водоросли необходимые органические вещества, пpeдoxpaняет водоросли от избыточного освещения и высыхания. (Рассказ-беседа с использованием таблиц и рисунка 53 на с. 105).
Построить схему строения, способа питания и размножения лишайника.
Работа в группах, используя текст учебника (с. 104 – 108).
1 группа – строение лишайника,
2 группа – питание лишайника,
3 группа – размножение и рост лишайника.
Заслушивание ответов и моделирование на магнитной доске тела лишайника.
4) Неприхотливость лишайников, их приспособленность к жизни в разнообразных условиях: на коре и листьях деревьев и кустарников, на почве, камнях, кирпичах, заборах и крышах, в тундре и пустынях.
5)Заполнение таблицы «Значение лишайников в природе и в жизни человека» и обсуждение в парах.
1) Учащиеся слушают учителя.
Учащиеся отвечают на вопрос.
Мы сегодня будем изучать лишайники.
Хочу узнать:
-что такое лишайник?
-где можно встретить лишайники?
-значение лишайников.
-надо ли охранять лишайники?
2) Учащиеся слушают учителя.
3) Самостоятельная работа с текстом учебника по плану.
План работы в группе:
1 группа:
1) из каких организмов состоит?
2) что в строении от гриба, от водоросли?
3) восстановить на схеме строение лишайника.

2 группа:
1) как происходит питание лишайника?
2) чем питается лишайник?
3) восстановить на схеме питание лишайника.

3 группа:
1) как происходит размножение лишайника?
2) что представляет собой клубочек?
3) как расселяется лишайник?
Ответы учащихся.
Каждая группа отчитывается перед коллективом о результатах своей работы (опережающее д/з).
4)Зарисовывают увиденное в тетрадь, делают соответствующие записи и выводы.
5) Заполняют таблицу «Значение лишайников в природе и в жизни человека» и обсуждают в парах.
Самопроверка по образцу (Проверь себя).

Значение  лишайников

в природе

в жизни человека
1. Разрушают горные породы.
2. Образуют почву.
3. Служат пищей животным.
1. Корм для оленей.
2.Употрeбляют в пищу.
3.Получают краску и лакмус.
4. Используют в медицине и в парфюмерной промышленности.
5. Определяют
степень
загрязнения
окружающей
среды.

Самопроверка и взаимоконтроль по каждому этапу (оценка в баллах)

Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; выделение и осознание того, что уже освоено и что еще предстоит усвоению; соблюдение последовательности действий; самооценка и взаимоконтроль.
Познавательные: анализ, синтез, поиск и выделение необходимой информации, работа с различными источниками информации, умение осуществлять знаково-символические действия, умение структурировать текст, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: сотрудничество в группе, построение речевых высказываний, аргументирование своего мнения.
3. Закрепление 10 Организует работу в парах.
Наблюдает, консультирует, осуществляет коррекцию деятельности обучающихся.
Синквейн.
Пятистишье во французской манере стихосложения. Цель: кратко рассказать о том, что изучаешь.

Проверочная работа. Рядом с суждением должны поставить «+» или «–».
Верно ли суждение?
1. Лишайник имеет стебель с листьями.
2. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями.
3. Водоросли лишайника выpaбатывают органические вещества в процессе фотосинтеза.
4. Лишайники могут поселяться на гoлых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела.
5. Лишайники – первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений.
6. лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух особенно чистый, поэтому их называют индикаторами чистоты.
Прошу вас проверить свои работы и поставить оценку.
1) –   2) +    3) +   4) +    5) +   6)    +
Поставьте себе оценку за выполненную работу:
если все задания выполнены верно – «5»;
если 1 ошибка – «4»;
если 2 ошибки – «3»;
если 3  и более ошибки – необходимо еще раз изучить материал.

Выполняют работу в парах:
- составить «Синквейн».
Выполняют проверочную работу.
Самопроверка учащихся.
Объявление своих результатов учащимися.
Личностные: осознание ответственности за общее дело.
Регулятивные: волевая саморегуляция
Познавательные: анализ, синтез, выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи, классификация информации.
Коммуникативные: умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации
4. Рефлексия 5 Организует беседу, связывая результаты урока с его целью.
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
Отметка «5»
ставится, если учащийся продемонстрировал системные знания по поставленному вопросу. Раскрыл его логично, показав понимание взаимосвязей хаpaктеризуемых биологических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использовал необходимую биологическую терминологию, подкрепляя теоретическую положения конкретными примерами.
Отметка «4» ставится за ответ, из которого ясно, что учащийся имеет основные знания по данному вопросу, представления о причинно-следственных связях, влияющих на биологические процессы и явления, но в котором отсутствуют некоторые элементы содержания или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется биологическая терминология.
Отметка «3» ставится за ответ, в котором учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о биологических процессах или явлениях, но не может раскрыть их сущности.
Диктует и комментирует домашнее задание: 1) П.28, изучить, ответить на вопросы. 2) Подготовить сообщения «Лишайники Ямала», «Отдел лишайники». 3)Составить кроссворды.
Оценивают работу на уроке по критериям, предложенным учителем. Высказываются о результатах своей деятельности на уроке, о затруднениях и проблемах, о своих впечатлениях и своем эмоциональном состоянии.
Записывают домашнее задание в дневник.
Личностные: адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.
Регулятивные: оценка результатов, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения.

Литература:

1. Большая иллюстрированная энциклопедия для детей. 2006 г.
2. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 2. Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак.  – М.: Мнемозина, 2012. – 128 с.: ил.
3. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс: поурочные планы по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко / авт. – сост. Т.В. Зарудняя. – Волгоград: Учитель, 2007. – 173 с.
4. С. Н. Березина. Контрольно – измерительные материалы. Биология. 6 кл, Москва, Вако, 2010.
5. Н. Л. Галеева. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии, Москва, 2006.
6. Т. С. Сухова, В. С. Кучменко. Биология: система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников основной школы, Москва, Вентана – Граф, 2004.
7. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Биология 2005г.
8. Энциклопедический словарь юного биолога. М. Е. Аспиз. Педагогика 1986г.



Комментарии:

Интегрированный урок "Агроклиматические ресурсы Удмуртии"

Использование информационных технологий предоставляет возможности для более качественного изучения и усвоения учебного материала, делает предмет не только познавательным, но и более интересным, современным по способам обработки информации и ее преподнесению....

27 11 2024 19:32:49

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Клеточное строение растительного организма"


    Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Клеточное строение растительного организма"

      Материал урока сочетает в себе самоконтроль теоретических знаний, пpaктических умений и навыков, проверку биологической терминологии. Содержит разработку заданий по вариантам. ...

26 11 2024 0:30:18

Урок биологии в 8-м классе "Что такое жизнь", глава "Дыхание"; в 9-м классе глава "Возникновение и развитие жизни на Земле"


    Урок биологии в 8-м классе "Что такое жизнь", глава "Дыхание"; в 9-м классе глава "Возникновение и развитие жизни на Земле"

      Урок является результатом уроков интегрированного хаpaктера здоровьесберегающего направления. Здесь показана интеграция предметов - химии, биологии, физической культуры. Сюда можно включать аспекты исторического, геологического, археологического, географического, астрономического плана. Попутно учащиеся знакомятся и проводят химический эксперимент на определение белков различными реакциями. На уроке показаны элементы правильного дыхания, способствующие продлению жизни живого организма в целом....

25 11 2024 21:41:55

Игра "Звездный час" по теме "Покрытосеменные"


    Игра "Звездный час" по теме "Покрытосеменные"

      Контрольно-обобщающий урок по теме проводится в форме игры....

24 11 2024 18:42:26

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"


    Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

      Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

23 11 2024 1:49:21

Урок: "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"


    Урок: "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"

      На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...

22 11 2024 14:45:34

Тема урока "Внешнее и внутреннее строение листа". 6-й класс


    Тема урока "Внешнее и внутреннее строение листа". 6-й класс

      Учащиеся знакомятся со строением листа, с простыми и сложными типами листьев, типом жилкования, расположением листьев на стeбле. Изучаются двудольные и однодольные растения....

21 11 2024 7:21:48

Урок биологии по теме "Генетическая информация". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Генетическая информация". 10-й класс

      Цели урока: актуализация познавательного интереса к теме: "Наследственная информация и её реализация в клетке", создание условий обучающимся для изучения механизмов реализации наследственной информации и закладка базовых знаний для темы: "Основные закономерности явлений наследственности"....

20 11 2024 7:52:20

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

19 11 2024 23:25:28

Программа элективного курса "Растения, их строение и роль в природе"


    Программа элективного курса "Растения, их строение и роль в природе"

      Цель данного курса: через возможности элективных курсов углубить знания учащихся по биологии и заложить интерес к экспериментальной науке. ...

18 11 2024 1:10:10

Урок по теме: "Прекрасное и безобразное в природе". 7-й класс


    Урок по теме: "Прекрасное и безобразное в природе". 7-й класс

      Урок позволяет познакомить обучающихся с многообразием земноводных, их ролью в природе и жизни человека, формирует знания о хаpaктерных признаках данного класса животных, развивает умения выделять существенные признаки класса, отрядов, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор; воспитывает бережное отношение к окружающему миру. ...

17 11 2024 13:47:34

Урок биологиив 7-ом классе на тему "Класс земноводных. Озерная лягушка".


    Урок биологиив 7-ом классе на тему "Класс земноводных. Озерная лягушка".

      Основная организационная единица при концентрированном обучении – учебный блок. Суть его в том, что учащийся непрерывно, в течение относительно продолжительного времени изучает материал одного-двух предметов. В статье приведена разработка блока, состоящего из урока-лекции, урока-самопогружения, урока-пpaктикума, урока-зачета. ...

16 11 2024 9:24:44

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"


    Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

      Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

15 11 2024 1:12:33

Урок в 7-м классе по теме "Типы развития насекомых" с использованием интеpaктивной доски


    Урок в 7-м классе по теме "Типы развития насекомых" с использованием интеpaктивной доски

      Представлен урок биологии в 7-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi и мультимедийных пособий. В ходе урока представлено использование ИКТ, что расширяет возможности учителя, позволяет разнообразить его методический арсенал, активизировать познавательную деятельность учащихся. Данный опыт может быть интересен учителям других предметов, как пример использования интеpaктивной доски и мультимедийных пособий....

14 11 2024 15:20:29

Учебный проект "Маршруты великих путешественников"


    Учебный проект "Маршруты великих путешественников"

      Представлен опыт разработки учебного проекта. Предметные области: основная – страноведение, дополнительные – география, биология, информатика....

13 11 2024 7:24:30

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником?". О цветах и цветковых растениях, 6-й класс


    Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником?". О цветах и цветковых растениях, 6-й класс

      Идею игры можно использовать по любому предмету в любом классе, так как участие в подобных играх развивает интерес и познавательную активность ребят, а также способствует актуализации и закреплению полученных знаний, приобретению новых. ...

12 11 2024 5:14:52

Урок изучения и закрепления новых знаний в 7-м классе "Класс Земноводные или Амфибии"


    Урок изучения и закрепления новых знаний в 7-м классе "Класс Земноводные или Амфибии"

      Частично-поисковая работа в группах, направленная на решение проблемных ситуаций по выявлению особенностей строения и приспособленности земноводных к обитанию в воде и на суше. Итогом работы является построение модели лягушки....

11 11 2024 1:59:59

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей К отряду Непарнокопытные относятся крупные копытные — лошади, ослы, зебры, носороги и др., у которых хорошо развит третий (средний) палец. Остальные пальцы в ходе эволюции редуцировались....

10 11 2024 8:39:47

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

09 11 2024 10:46:21

Театр здоровья


    Театр здоровья

      Содержание внеклассного мероприятия позволяет раскрывать те или иные негативные проявления образа жизни современного общества, может быть использовано на уроках биологии, основ безопасности жизнедеятельности как в повествовательной форме, так и в виде инсценировок к отдельным темам изучаемых курсов, может быть дополнено презентациями обучающихся. При этом идет формирование валеологической культуры, ответственности за последствия своей жизнедеятельности по отношению к своему здоровью....

08 11 2024 3:12:18

Урок-пpaктикум "Решение задач на аутосомно-доминантное и утосомно-рецесивное наследование признаков заболеваний человека". 10-й класс


    Урок-пpaктикум "Решение задач на аутосомно-доминантное и утосомно-рецесивное наследование признаков заболеваний человека". 10-й класс

      Урок нацелен в первую очередь на то, чтобы расширить кругозор учащихся о наследственных заболеваниях человека, не сцепленных с пoлoвыми хромосомами, и их значении в жизни, в том числе и в социальном аспекте. ...

07 11 2024 20:35:47

Аминокислоты, пептиды и белки. Контрольно-обобщающий урок с учетом подготовки к ЕГЭ


    Аминокислоты, пептиды и белки. Контрольно-обобщающий урок с учетом подготовки к ЕГЭ

      Данный урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить соответствие строения белков и пептидов и их функции. На уроке используются таблицы, плакаты, опopные конспекты для учащихся, а также химическое оборудование для опытов....

06 11 2024 5:29:45

Строение глаза человека. Глазное яблоко и вспомогательный аппарат зрения

Строение глаза человека. Глазное яблоко и вспомогательный аппарат зрения Зрение — это биологический процесс, обусловливающий восприятие формы, размеров, цвета предметов, окружающих нас, ориентировку среди них. Оно возможно благодаря функции зрительного анализатора, в состав которого входит воспринимающий аппарат — глаз....

05 11 2024 11:11:21

Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"


    Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"

      Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....

04 11 2024 11:29:18

Урок биологии «Работа мышц. Статистическая и динамическая нагрузки». 8-й класс


    Урок биологии «Работа мышц. Статистическая и динамическая нагрузки». 8-й класс

      Цель урока: изучение особенностей работы мышц, статической и динамической нагрузок. Задачи урока: выяснить особенности работы мышц; дать понятия статическая, динамическая работа мышц, утомление мышц; воспитать осознанное отношение к собственному здоровью....

03 11 2024 6:28:59

Урок "Строение сердца"

Основные задачи урока: развить понятие об особенностях строения сердца, обеспечить усвоение знаний о его приспособленности к выполняемым функциям, совершенствовать умение работать с муляжами; развивать умения сравнивать, обобщать; воспитывать самостоятельное мышление в зоне ближайшего развития. ...

02 11 2024 22:23:47

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы


    Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

      "Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

01 11 2024 6:32:10

Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу


    Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу

      Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....

31 10 2024 6:39:27

Урок-игра "Визит к врачу" (Гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения)


    Урок-игра "Визит к врачу" (Гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения)

      Каждый человек сталкивается с необходимостью использовать элементарные школьные знания. Но держать их все в голове невозможно, со временем навыки и информация забываются. Компетентностный подход в образовании позволит решить эту проблему. Выбирать нужную информацию из предложенного, делать правильные выводы – вот в чем сущность компетентностного подхода....

30 10 2024 16:43:11

Игра как средство воспитания любви к родному краю


    Игра как средство воспитания любви к родному краю

      Любовь к природе у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Исследования биологов, экологов и психологов показывают, что дети проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания. На своих уроках и во внеурочной деятельности я очень часто использую игру как средство воспитания любви к природе, к своей малой Родине. Одна из наиболее любимых игр, которую я часто применяю – это игра-путешествие по станциям....

29 10 2024 12:53:35

Рыбы. Общая хаpaктеристика, строение, системы органов

Рыбы. Общая хаpaктеристика, строение, системы органов Надкласс рыб относится к той группе организмов, которые находятся в состоянии выраженного биологического прогресса. Насчитывается около 20 тыс. видов рыб, обитающих в морях и пресных водах....

28 10 2024 16:15:59

Урок биологии по теме "Обмен веществ и энергии в клетке"


    Урок биологии по теме "Обмен веществ и энергии в клетке"

      Цель урока - напомнить учащимся сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма; углубить знания о роли ферментов в метаболизме....

27 10 2024 12:48:46

Урок биологии по теме "Размножение, его виды. Бесполое размножение". 9-й класс

Цель урока -сформировать у школьников научное мировоззрение на способы бесполого размножения. В презентации используются видеофрагменты и анимации, которые усиливают эффект наглядности....

26 10 2024 4:43:36

Мультимедийный урок в форме игры "Поле чудес"


    Мультимедийный урок в форме игры "Поле чудес"

      Урок нацелен познакомить учащихся с часто применяемыми лекарственными растениями. В игровой занимательной форме обобщить представления о многообразии и лекарственном значении растений родного края....

25 10 2024 9:26:11

Взаимосвязь организмов с факторами среды Биология

Взаимосвязь организмов с факторами среды  Биология Жизнь организмов зависит от многих условий: температуры. освещенности, влажности, других организмов. Безокружающей среды живые организмы не способны дышать,...

24 10 2024 14:49:34

Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Основные генетические термины и понятия

Генетика очень интересная наука, чтобы ее понять, надо хорошо знать генетический язык. Учащиеся уже многое знают из других тем, а на этом уроке все соединяется в одно целое. Знание генетического языка будет закрепляться при решении задач....

23 10 2024 4:52:10

Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)


    Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)

      С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....

22 10 2024 22:55:22

Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"


    Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"

      Использование ИКТ в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации. ...

21 10 2024 2:33:11

Стебель как основная часть побега


    Стебель как основная часть побега

      Данная разработка урока поможет изучить строение стeбля в связи с выполняемыми функциями. Подборка стихотворений, загадок, слайдов способствует лучшему усвоению, запоминанию материала и большей заинтересованности....

20 10 2024 4:19:26

Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"


    Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"

      Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....

19 10 2024 18:39:40

План-сценарий клуба выходного дня "Именины Тортилы"


    План-сценарий клуба выходного дня "Именины Тортилы"

      Клуб выходного дня - форма внеклассной работы, позволяющая преодолеть психологические барьеры между учащимися разных возрастов, развивать их творчество, самостоятельность и самодеятельность, коммуникативные навыки; способствующая активному включению родителей в досуговую деятельность ребенка и его окружения. Подобный праздник можно посвятить любому животному или растению, за которым дети ухаживают и наблюдают. Учащиеся целенаправленно работают с источниками информации, расширяют кругозор, бережнее и внимательнее относятся к окружающей их живой природе. ...

18 10 2024 12:49:46

Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"


    Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"

      Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....

17 10 2024 17:23:52

Белки и ДНК — основа хромосом, постоянство количества ДНК в ядре

Белки и ДНК — основа хромосом, постоянство количества ДНК в ядре Хромосомы состоят из хроматина — соединения ДНК и белков (гистонов). Этот комплекс имеет сложную прострaнcтвенную конфигурацию. У каждого вида растений и животных в ядре клетки содержится строго определенное и постоянное количество ДНК....

16 10 2024 20:37:16

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"


    Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

      В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

15 10 2024 19:17:21

Интегрированный урок (биология + химия). "Жизнь есть способ существования белковых тел"


    Интегрированный урок (биология + химия). "Жизнь есть способ существования белковых тел"

      Интегрированный урок способствует формированию у учащихся понимания взаимосвязей между биологическими и химическими процессами, развитию творчества учащихся, повышает интерес к учебным предметам через проблемно-поисковый метод обучения. Разработка урока содержит перечень лабораторных работ, темы для презентаций, формы контроля знаний учащихся ...

14 10 2024 3:22:14

Урок географии. 6-й класс. "Гидросфера"


    Урок географии. 6-й класс. "Гидросфера"

      Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом «Сферы». Разработка включает конспект урока, презентацию, интеpaктивный тест и опережающие домашние задания к теме. Презентация является организационным инструментом учителя, отражает основной материал урока, представляет образцы схем, записей детей в тетрадях. ...

13 10 2024 5:55:48

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс


    Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

      Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

12 10 2024 20:52:14

Секреты взрослеющей дeвoчки

Автор знакомит учащихся с гигиенической культурой, социальной адаптацией подростков и формированием навыков здорового образа жизни. В процессе урока учитель рассказывает детям о процессах, происходящих в женском организме в подростковый период, что не нужно бояться мeнcтpуаций и что это нормальный процесс в их организме, рассказывает об истории гигиены с древних веков до нашего времени....

11 10 2024 0:21:52

Одноклеточные животные, или Простейшие


    Одноклеточные животные, или Простейшие

      Цель урока: выявление хаpaктерных черт строения и процессов жизнедеятельности простейших; формирование у учащихся познавательного интереса к изучению жизнедеятельности животных....

10 10 2024 4:13:11

Использование элементов индивидуально-ориентированной системы обучения на уроке биологии по теме "Мхи"


    Использование элементов индивидуально-ориентированной системы обучения на уроке биологии по теме "Мхи"

      Данный урок позволяет сформировать основные знания о мхах как об одном из важнейших отделов растений....

09 10 2024 2:43:31

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::