Урок по общей биологии в 11-м классе "Естественный отбор" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Урок по общей биологии в 11-м классе "Естественный отбор"


    Урок по общей биологии в 11-м классе "Естественный отбор"

К моменту изучения в 11 классе естественного отбора в теме «Эволюционное учение» у учащихся в основном сформировано одно из общебиологических понятий о движущих силах эволюции. Учащимся известны взгляды ученых на эволюцию, учение Ч.Дарвина, доказательства эволюции, поэтому урок систематизации знаний о движущих силах эволюции, о естественном отборе необходимо провести с максимально активным участием учеников. Такой формой урока может стать моделирование.
Моделирование способствует углублению знаний об объективном мире, делает доступным для понимания и наглядными многие сложные понятия. Моделирование, проводимое в процессе обучения, развивает способности учащихся, углубляет знания основ наук, формирует пpaктические навыки.
По способу построения все модели, применяемые при обучении, делят на действующие, материальные и идеальные. На данном уроке моделирование служит средством открытия новых закономерностей, являясь при этом источником информации. Этой цели отвечает материальная модель, построенная по идеи американского ученого Бернарда Небела, описанная им в книге «Наука об окружающей среде», том 2.

По полученным в процессе моделирования результатам учащиеся строят графики колебания численности «хищников» и «жертв» в четырех поколениях. Для ускорения этого этапа работы применяется программа, созданная на языке программирования Delphi (автор Сыромолотова Д.В.)
Результаты всех групп вносятся в сводную таблицу (Приложение 1). На основе внесенных в таблицу данных, программа вычерчивает графики, к обсуждению которых привлекаются ученики. Формулируются выводы.
Моделирование усиливает эффективность данного урока, ученики, моделируя естественный отбор, понимают его.

Методика моделирования:

Класс заранее делится на группы по четыре человека. Трое участников группы – с ложкой, ножом и вилкой – представляют популяцию хищников. Их «орудия труда» – генетические варианты ее особей.
Популяции жертв представлены семенами и макаронными изделиями по 50 штук разного вида. Семена разных типов соответствуют их генетическим вариантам.
«Охота» продолжается в течение 40 минут. За это время должно быть собрано около половины всех семян. Если такой срок слишком мал или велик, нужно изменить время и повторить «охоту».
После первой «охоты» оставшиеся на поле «жертвы» размножаются, то есть число их удваивается.
«Хищники» размножаются при условии, если они захватили больше 40 жертв, при этом появляются особи следующих поколений. При неудачной охоте (20–40 жертв) «хищник» остается жить, но не размножается, если же добыча его составляет меньше 20 «жертв», то он умирает от голода.

Задачи:

  • Показать заслугу Ч. Дарвина перед наукой – открытие принципа естественного отбора как важнейшего фактора эволюции; роль исторического метода исследования, введенного Ч. Дарвином.
  • Убедить школьников в том, что естественный отбор является основной движущей силой эволюционного процесса.
  • Научить школьников использовать логику науки при обсуждении эволюционных идей.

Оборудование (на каждую группу):

  •  «хищники» – пластмассовые нож, вилка, ложка;
  • «желудки хищников» – пластмассовые стаканчики;
  • «жертвы» – семена, плоды, макаронные изделия – 5 разных видов по 50 штук;
  • «места обитания» – листы белой и пестрой бумаги;
  • ПК с установленными программами (PowerPoint, Project1), мультимедийный проектор, экран.

ХОД УРОКА

Актуализация знаний поводится по логической структуре теории Дарвина, составленной на основе анализа его работ. Продумайте ответы на следующие вопросы:

  • Как проявляется в процессе эволюции диалектический закон единства и борьбы противоположностей? Сколько пар противоположностей (каких) действует в эволюционном процессе? Каковы механизмы разрешения диалектических противоречий?
  • Какие изменения (см. схему) должны произойти, если исходные положения мысленно устранять или менять на противоположные (изобразите несколько вариантов таких преобразований: однородность и неограченность прострaнcтва, пригодного для жизни; стабильность численности потомства или его самопроизвольное уменьшение, отсутствие наследственности/изменчивости)?
  • По логической схеме теории Дарвина дать определения понятий, составляющих ее содержание;
  • Сравнить структуры и системы понятий учений Ламарка и Дарвина. Оставляет ли теория Дарвина какое-либо место для вмешательства в эволюционный процесс сверхъестественных сил? По рисунку объяснить возникновение длинной шеи жирафа по Ламарку и Дарвину. Какое из этих объяснений допускает экспериментальную проверку?

Анализ ответов на последний вопрос позволяет перейти к следующему этапу урока.
Нашествия полевок, мышей, саранчи известны человечеству с библейских времен. Еще Аристотель оставил описание «расцвета и падения» мышиной популяции. Он отмечал, что нашествие грызунов было бедствием, сравнимым с чумой. Они чудовищно размножились, уничтожили урожай и свою собственную «пищевую базу» и в конце концов исчезли, как сквозь землю провалились. В Древней Руси годы массового размножения грызунов назывались годами «мышиной напасти, о них даже упоминается в летописях».
У быстроразмножающихся видов наблюдается периодическое чередование подъемов и спадов численности – популяционные волны.
Анализ динамики численности зайцев и хищников показывает, что циклы их длятся обычно 4 года и находятся в сложных взаимоотношениях. Мы смоделируем изменения, происходящие в популяциях хищников и жертв, на основании полученных результатов сделаем выводы о том, как хищничество вызывает приспособления в популяциях жертв и хищников.

Каждая группа получает инструкцию:

  • Распределите роли: «хищники» – нож, вилка, ложка «хранитель времени»;

Таблица 1. Распределение ролей «жертв» при моделировании

№ гр

Сообщество «жертв»

Генотип «жертв» (популяции 1–5)

Поле обитания

1

Фасолево-макаронное
  • фасоль пестрая крупная
белое
  • фасоль коричневая средняя
  • фасоль белая мелкая
  • фасоль желтая мелкая
  • макароны звездочки

2

Плодово-разносеменное
  • семена тыквы
белое
  • семена арбуза
  • семена гороха желтого
  • зерна кофе
  • плоды подсолнечника

3

Фасолево-макаронное
  • фасоль пестрая крупная
пестрое
  • фасоль коричневая средняя
  • фасоль белая мелкая
  • фасоль желтая мелкая
  • макароны звездочки

4

Плодово-разносеменное плод
  • семена тыквы
пестрое
  • семена арбуза
  • семена гороха желтого
  • зерна кофе
  • плоды подсолнечника

Таблица 2. Распределение ролей «хищников» при моделировании

Генотип «хищника»

Номер группы учащихся

Поле охоты

Нож

1, 2

белое

Вилка

ложка

Нож

3, 4

пестрое

Вилка

ложка

  • Рассыпьте семена на коврике, приготовьте стаканчики («желудки»). По сигналу «хищники» ловят «жертв», подхватив семечко с ковра, и переносят добычу в свой стаканчик.
  • Через 40 минут «хранитель времени» прекращает эксперимент с первым поколением. Сосчитайте оставшиеся семена, результаты внесите в таблицу отчетного листа.

Таблица 3. Отчетный лист

Генотип «хищника»

I поколение: «родители»

II поколение: «дети»

III поколение: «внуки»

IV поколение: «правнуки»

съел

итог

съел

итог

съел

итог

число особей

Колебания численности «хищника»

Нож

             
Нож-сын              
Нож-внук              

Вилка

             
Вилка-дочь              
Вилка-внучка              

Ложка

             
Ложка-дочь              
Ложка-внучка              

Колебания численности «жертв»

Генотип «жертв»

I поколение: «родители»

II поколение: «дети»

III поколение: «внуки»

IV поколение: «правнуки»

                                 
                                 
                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Второе поколение: пересчитать выживших «жертв», воспроизвести их популяции удвоением числа каждого вида. Снова рассыпать семена по коврику, провести охоту «хищников».
  • Каждый «хищник» пересчитывает свою добычу, то есть число собранных семян. Тот, у кого их меньше 20, обречен на голодную cмepть и выбывает из игры. При 40 и более собранных «жертвах» «хищник размножается», при этом добавляется еще один игрок с таким же генотипом. Результаты занести в таблицу.
  • По результатам охоты «хищников» выстраивается судьба III и IV поколений. Все полученные результаты вносятся в таблицу.
  • Полученные результаты внести в программу и проанализировать графики.

Процесс моделирования заканчивается выявлением общих закономерностей внутри- и межвидовой борьбы. Обмен мнениями происходит сначала в группах, а затем происходит общее обсуждение по отчетным листам и графикам. Каждая группа готовит информацию об охоте «хищников» по следующим вопросам:

  • Игра началась при одинаковом числе особей каждого варианта «жертвы». Особей какого варианта (генотипа) осталось больше, меньше, пpaктически не изменилось, какие варианты исчезли?
  • Игра началась при одинаковом числе особей каждого варианта «хищника». Как изменилась численность особей каждого варианта (генотипа): осталось больше, меньше, пpaктически не изменилось, какие варианты исчезли?
  • Почему произошли изменения в популяциях «жертв» и «хищников»? укажите ограничивающий фактор для каждой группы популяций.
  • Как хищничество регулирует численность популяций «жертв»? зависит ли успешность охоты «хищника» от плотности популяций «жертв»?
  • Какое влияние оказывает наличие убежищ (складок, неконтрастных участков коврика) на плотность популяции?
  • Что оказалось выше: рождаемость или гибель «жертв»?
  • За какие ресурсы велась внутривидовая борьба среди «жертв»?
  • Каким образом особи «жертв» снижали конкуренцию между собой?
  • За какие ресурсы велась внутривидовая борьба среди «хищников»?
  • Каков результат конкуренции популяций разных видов «хищников» за один ресурс?
  • Какие варианты специализации «хищников» вы наблюдали?

Моделирование и анализ модели (таблица 4) позволяют выявить взаимоотношения трех популяций «хищников» и пяти популяций «жертв», обитающих в определенной среде, и сделать следующие выводы:

  • колебания численности хищника отстают от колебаний численности жертв;
  • снижение накала внутривидовой борьбы происходит вследствие уменьшения плотности популяций (выедание жертв, голод хищников, cмepть хищников, уход из популяции жертв на другую территорию) ;
  • снижение накала межвидовой борьбы происходит благодаря разделению ресурсов на доли;
  • в целом межвидовая борьба приводит к снижению численности побежденного вида.

Таблица 4. Влияние сообщества «жертв» и цвета поля охоты на выживаемость «хищников»

Сообщество «жертв»;
цвет поля

Численность «хищников» в I и IV поколениях

Общая численность «хищников» IV поколения

нож

вилка

ложка

I

IV

I

IV

I

IV

Фасолево-макаронное;
белое поле

 

 

 

 

 

 

 

Фасолево-макаронное;
пестрое поле

 

 

 

 

 

 

 

Плодово-разносеменное;
белое поле

 

 

 

 

 

 

 

Плодово-разносеменное;
пестрое поле

 

 

 

 

 

 

 

Полученные при моделировании результаты позволяют сравнить взаимоотношения популяций «хищников» и «жертв», обитающих в разных средах. Заполняется таблица 5, в которой отражена численность хищников и жертв разных сообществ и в разных средах.

Таблица 5. Влияние цвета поля на выживаемость «жертв»

Цвет поля

Численность сообщества в I и IV поколениях

Общая численность «жертв» IV поколения

Фасолево-макаронное

Плодово-разносеменное

I

IV

I

IV

белое поле

 

 

 

 

 

пестрое поле

 

 

 

 

 

Анализ таблиц 4 и 5 проводим по следующим вопросам:

  • У каких «хищников» выработались в процессе естественного отбора наиболее удачные приспособления к охоте на данные популяции «жертв»?
  • Существует ли связь между избирательным выживанием и размножением «хищников» и цветом поля охоты?
  • Существует ли связь между естественным отбором в среде «хищников» и видовым составом «жертв»?
  • У каких «жертв» выработались в процессе естественного отбора наиболее удачные приспособления к месту обитания?
  • В чем относительная целесообразность этих приспособлений?
  • Существует ли связь между избирательным выживанием и размножением «жертв» и цветом места обитания?

Сравнение четырех моделей «хищник-жертва» позволяют определить наиболее приспособленных к местным условиям «хищников», отметив имеющиеся у них для этого приспособления, а так же сделать следующие выводы:

  • Видовой состав «жертв» оказывает большее влияние на выживаемость «хищников», чем цвет поля охоты;
  • Цвет поля обитания влияет на выживаемость «жертв».

Сформулированные выводы, активное участие в их «оформлении» учеников говорят о достижении целей и задач урока.
Завершает урок рефлексивно-оценочный этап. Общая оценка группы складывается из самооценки, оценок других групп, оценки учителя.



Комментарии:

Интегрированный урок биологии и физкультуры "Значение физической активности для сохранения здоровья"


    Интегрированный урок биологии и физкультуры "Значение физической активности для сохранения здоровья"

      Интегрированный урок биологии и физкультуры не только раскрывает значение двигательной активности для организма, но и знакомит с бесценным опытом выживания в тяжелых для существования климатических условиях коренных народов Севера. Использование народных игр и состязаний на занятиях не только учит детей играть, но и знакомит их с обычаями и традициями....

22 04 2024 0:40:27

Тематическое планирование для 8-го класса (на первую четверть) по биологии. "Образовательная система-2100"


    Тематическое планирование для 8-го класса (на первую четверть) по биологии. "Образовательная система-2100"

      Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, авторской программы "Программа по биологии. 6–9-й класс" А.А. Вахрушева и А.С. Раутиана, 2008 г. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю)....

21 04 2024 12:11:31

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Дыхание"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Дыхание"

      При планировании урока "Дыхание" по курсу биологии в 8-м классе учитывались возрастные особенности учащихся, стремление к деятельности, желание проявить себя. Развивающее обучение предполагает некоторый отказ от преимущественно репродуктивных методов и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся. Создание проблемных ситуаций способствует активной деятельности учащихся, заинтересованности в высказывании собственного мнения и развития монологической речи. Домашнее задание исследовательского хаpaктера способствует формированию интереса к предмету и созданию условий для сохранения здоровья человека. ...

20 04 2024 19:39:37

Технологическая карта внеурочного занятия из цикла «Юный натуралист» по теме «Царство бактерий». 5-й класс


    Технологическая карта внеурочного занятия из цикла «Юный натуралист» по теме «Царство бактерий». 5-й класс

      Технологическая карта внеурочного занятия цикла «Юный натуралист» в 5-м классе, развивающего познавательный интерес к биологии, воображения; воспитывающего аккуратность, товарищескую поддержку, интерес к работе с микроскопом, к приготовлению микропрепаратов....

19 04 2024 12:45:23

Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"


    Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"

      Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....

18 04 2024 16:57:40

Палеозойская эра: развитие жизни и флоры, выход животных на сушу

Палеозойская эра: развитие жизни и флоры, выход животных на сушу Палеозойская эра в кембрийский период была представлена организмами, обитающие преимущественно в водной среде. Большое распространение получили крупных размеров многоклеточные бурые и зеленые водоросли....

17 04 2024 20:15:44

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)


    Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

      Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

16 04 2024 13:53:28

Элективный урок по биологии (бионика) для 9-го класса "Открывая занавес"


    Элективный урок по биологии (бионика) для 9-го класса "Открывая занавес"

      Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Элективный курс "Открывая занавес "раскрывает значимость биологических знаний, применения знаний в жизни, в технологии, в строительстве. Раскрывает широту возможностей и связей биологической науки с другими науками. В программе предусмотрены современные методы и технологии обучения - работа в группах, мозговой штурм, защита проектов, презентаций, работа с научной и справочной литературой, исследовательские и творческие работы учащихся....

15 04 2024 3:35:29

Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии


    Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии

      Цель работы: показать актуальность применения здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе и возможность использования данной технологии не только на уроках биологии, но и на других предметах. ...

14 04 2024 12:37:45

Плеврококк. Строение, питание и значение для человека

Плеврококк. Строение, питание и значение для человека Плеврококк – это одноклеточная водоросль, относится к низшим растениям (тело не разделено на отдельные органы – нет листьев, корней, стeбля). Представитель отдела Зеленые водоросли, класса Хлорофициевые....

13 04 2024 3:21:21

Здоровье школьника – будущее нации


    Здоровье школьника – будущее нации

      Программа "Здоровье школьника" направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей и педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья....

12 04 2024 16:49:12

Зрительный анализатор "Чудесное яблоко"


    Зрительный анализатор "Чудесное яблоко"

      На уроке формируются знания о строении и функции глаза и его частей, о гигиене органа зрения. Для активизации познавательной деятельности используются задания пpaктического хаpaктера, на основе которых обучающиеся делают выводы, как сберечь своё зрение....

11 04 2024 22:33:32

Открытый урок "Пищеварение в ротовой полости"


    Открытый урок "Пищеварение в ротовой полости"

      Автор знакомит учащихся с пищеварением в ротовой полости, с функцией и строением ротовой полости. Учит соблюдать правила гигиены. Ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками....

10 04 2024 14:13:31

Интеллектуальная игра (7-й класс)


    Интеллектуальная игра (7-й класс)

      Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

09 04 2024 3:29:41

Урок природоведения по теме "Вещества и явления в окружающем мире". 5-й класс

Урок включен в раздел «Земля», в котором дети рассматривали строение Земли и горные породы. В этой теме учащиеся знакомятся с веществами и явлениями природы, основываясь на знаниях, которые получили на прошлых уроках. Узнают, что есть тело, а что вещество. Какие бывают вещества и из чего состоят. Осуществляется первичное знакомство с предметом "химия". Дети знакомятся с видами явлений. Выделяют признаки явлений через видеоопыты....

08 04 2024 9:50:42

Урок-игра в 8-м классе по теме "Покровные органы"


    Урок-игра в 8-м классе по теме "Покровные органы"

      Предлагаемый урок-игра может быть использован, как обобщающий. Форма урока даёт возможность создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их знания, умения, навыки. Предлагаемый урок позволяет выявить степень усвоенности пройденной темы. ...

07 04 2024 10:24:54

Урок биологии по теме "Анализаторы"


    Урок биологии по теме "Анализаторы"

      Представлен конспект урока биологии в 8-м классе. Применение новых информационных технологий позволяет включать в работу разные сенсорные системы учащихся, для аудиалов будет интересным звуковое сопровождение видеофрагментов и флэш-клипов; для визуалов - крупные качественные цветные иллюстрации (вместо старых и тусклых таблиц на бумажной основе); полем деятельности для кинестетиков являются все возможные интеpaктивные средства флэш-клипов и, безусловно, возможности смарт-доски....

06 04 2024 20:16:45

Значение насекомых в природе и жизни человека


    Значение насекомых в природе и жизни человека

      Материал расширяет знания учащихся о насекомых и их многообразии, формирует понимание значения насекомых в природе и жизни человека. Цель: формировать умения работать с текстом, искать, выделять информацию, структурировать (таблица, кластер)....

05 04 2024 21:28:28

Повышение учебно-познавательной мотивации средствами внеклассных мероприятий на примере урока-конкурса "Путешествие в волшебную страну Осень"


    Повышение учебно-познавательной мотивации средствами внеклассных мероприятий на примере урока-конкурса "Путешествие в волшебную страну Осень"

      Во внеклассную работу необходимо вовлекать большее количество участников. На этапе подготовки ученик начинает ощущать потребность пополнить недостающие элементы знаний, отработать определенные умения. Автором представлен один из традиционных осенних конкурсов, но с использованием информационных технологий, что повышает мотивацию к изучению предмета и способствует развитию учебно-познавательных, предметных и коммуникативных компетенций. Урок-путешествие состоит из 5 основных конкурсов. Конкурс "Своя игра" идет на основе интеpaктивной презентации....

04 04 2024 21:58:57

Валеологическая тетрадь "Мое сердце"


    Валеологическая тетрадь "Мое сердце"

      Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...

03 04 2024 8:37:19

Методические рекомендации к проведению урока "Растительные сообщества"

В ходе урока учащиеся знакомятся с понятиями фитоценоз, экологическими группами растений, формами взаимоотношений растений в сообществе, с приспособлениями растений к произрастанию в фитоценозе; учатся классифицировать растения на экологические группы по отношению к произрастанию в фитоценозе на основании морфологических признаков, объясняют связи между особенностями внешнего строения и особенностями среды, в которой произрастают растения, описывают ярусную структуру фитоценоза....

02 04 2024 20:40:54

Биологическая игра "Мир вокруг нас"


    Биологическая игра "Мир вокруг нас"

      В статье представлен вариант биологической игры для 6-го класса по концентрической программе (программа под редакцией А.И.Никишова). Данная форма работы позволяет не только включить детей в активную познавательную деятельность, но и развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки, а также стимулировать интерес не просто к предмету биология, а к окружающему их миру....

01 04 2024 2:25:21

Урок-игра «Высшие растения». 7-й класс


    Урок-игра «Высшие растения». 7-й класс

      В ходе урока-игры систематизируется и закрепляется у обучающихся представление об особенностях строения растений принадлежащих к данным отделам; эволюционные представления о развитии царства растений. Развиваются внимательность, способность быстро анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять теоретические и пpaктические знания, тренировать память, внимание, развивать познавательный интерес к биологии....

31 03 2024 13:58:49

Урок по теме "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее" ( 8-й класс)


    Урок по теме "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее" ( 8-й класс)

      Урок является обобщающим по теме "Нейрогумopaльная регуляция. Эндокринная система". В интересной форме, с использованием дальтон-технологий и ИКТ разработана конференция врачей-эндокринологов, в роли которых выступают учащиеся. На уроке рассматривается влияние желез внутренней секреции на жизнь и здоровье человека. Учащиеся получают новые и используют уже полученные при изучении темы знания по нейрогумopaльной регуляции. ...

30 03 2024 23:50:38

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Условия прорастания семян"


    Урок биологии в 6-м классе по теме: "Условия прорастания семян"

      Урок биологии в 6-м классе дает представления учащимся об условиях прорастания, зависимости прорастания семян от факторов окружающей среды (температуры, влажности, воздуха), о правильном посеве семян, о зависимости глубины заделки семян от их размеров и свойств почвы. ...

29 03 2024 9:18:56

Видоизменения наземных побегов Биология

Видоизменения наземных побегов  Биология У некоторых растений в процессе эволюции отдельные части побегов сильно изменились: листья, например, превратились в усики или колючки. Чем же может...

28 03 2024 14:52:16

Урок "Изучение системы органов дыхания человека с помощью интеpaктивных средств персонального компьютера". 8-й класс


    Урок "Изучение системы органов дыхания человека с помощью интеpaктивных средств персонального компьютера". 8-й класс

      На примере данного урока показывается, каким образом можно использовать возможности персонального компьютера для изучения системы органов дыхания человека. Используя достаточно простой арсенал технических средств, учитель повышает не только уровень сформированности своих информационных компетенций, но и помогает ребенку в раскрытии его творческого потенциала. ...

27 03 2024 23:55:30

Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"


    Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"

      Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов, правилами сбора, сохранения грибницы и т.д. ...

26 03 2024 15:32:50

Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"


    Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"

      Раздел "Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс. ...

25 03 2024 20:58:22

Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки". 6-й класс


    Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки". 6-й класс

      Данный урок начинает тему "Жизнь растений". Он позволяет изучить химический состав клетки, овладеть при этом приёмами исследовательской деятельности. Обучающиеся научатся проводить лабораторные опыты, анализировать результаты, делать выводы. На уроке дети будут работать с информационными текстами, схемами и составлять опopные сигналы. Конечным результатом будет связь между целью деятельности и оцениванием собственного вклада в работу на уроке....

24 03 2024 6:34:25

Роль наглядных методов обучения в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста


    Роль наглядных методов обучения в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста

      Учитывая психологические особенности детей, формированию познавательной активности способствует использование на занятиях наглядных методов обучения, т.к. они вызывают интерес, дают возможность использования разных видов деятельности, развивают психологические процессы ребенка. Наглядно-дидактические пособия являются важным средством формирования у детей разнообразных представлений о природе. Они дополняют наблюдения за природой, расширяют круг явлений, которые доступны познанию детей, помогают научить активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету....

23 03 2024 0:34:50

Контрольно-обобщающий урок по теме "Класс рыб"

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....

22 03 2024 1:48:42

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

21 03 2024 12:26:16

Внешнее строение и образ жизни насекомых


    Внешнее строение и образ жизни насекомых

      Разработка урока для учащихся 8-го класса, имеющих различные отклонения в развитии, с использованием информационных коммуникативных технологий. Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала. ...

20 03 2024 23:30:25

Цветок, его значение и строение


    Цветок, его значение и строение

      В ходе урока на основе имеющихся знаний формируются и углубляются понятия об особенностях строения цветка, приспособленности его к условиям внешней среды. В теме формируется понятие как о цветении, так и о физиологическом процессе растений, который наступает только при определённых условиях. Успешно решить эти задачи можно только при комплексном использовании разнообразных наглядных пособий. На уроке формируются качества активного ученика учебного процесса, учиться находить и принимать решения....

19 03 2024 11:42:44

«Грибы. Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы». 6-й класс


    «Грибы. Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы». 6-й класс

      На уроке учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, их отличительными особенностями, сформируют представление о строении грибов, типах питания и размножении....

18 03 2024 14:10:13

Урок в 11-м классе "Наследственные болезни человека"


    Урок в 11-м классе "Наследственные болезни человека"

      Представлен конспект урока (краткосрочного проекта) в 11-м классе с использованием ИТ, который расширяет знания учащихся о причинах появления наследственных заболеваний. ...

17 03 2024 20:56:54

Открытый урок "Тип моллюски. Многообразие моллюсков" с использованием презентации "Моллюски Приморского края"


    Открытый урок "Тип моллюски. Многообразие моллюсков" с использованием презентации "Моллюски Приморского края"

      Данный урок является одним из вариантов уроков с применением компьютерных технологий. Применяя на уроках компьютерную технику, а также разнообразные формы, методы и педагогические техники, можно повысить плотность урока, интенсифицировать его, сделать урок интересным и содержательным. Урок с использованием компьютера вызывает у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала. Резко повышается активность учащихся на уроке, они включаются в процесс мышления и обучения....

16 03 2024 21:14:33

Урок биологии в 8-м классе "Иммунитет"


    Урок биологии в 8-м классе "Иммунитет"

      Урок биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся о защитных механизмах организма: путях возникновения иммунитета, его видах и значении. Сообщает знания об истории вакцинации и ее современном состоянии. ...

15 03 2024 0:53:37

Экологический эрудицион


    Экологический эрудицион

      Экологический эрудицион как способ развития познавательного интереса учащихся к предметам биологии, экологии Алтайского края. ...

14 03 2024 11:51:21

Урок в 7-м классе по теме: "Соседи по планете - насекомые"


    Урок в 7-м классе по теме: "Соседи по планете - насекомые"

      Цель урока: продолжить формирование представлений о многообразии и единстве животного мира. ...

13 03 2024 16:22:25

Законы Грегора Менделя

Урок разработан по программе Министерства образования РФ по третьему варианту под редакцией Д.К. Пасечника. Использован материал интернет-ресурсов «телешкола». Занятие решает не только задачу раскрытия темы, но и показа возможностей дистанционного обучения....

12 03 2024 22:53:42

Эволюционная теория Жана Батиста. Значение теории Ламарка

Эволюционная теория Жана Батиста. Значение теории Ламарка Ламарк был деистом и считал, что творец создал материю и законы ее движения, но на этом и прекратилась творческая деятельность творца, а все дальнейшее развитие природы происходило соответственно ее законам....

11 03 2024 7:14:22

Основные закономерности генетики. 9-й класс

На уроке используются проблемные ситуации, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. В ходе групповой работы учащиеся распределяют обязанности внутри группы, самостоятельно ставят проблему, выдвигают гипотезы, решают, делают выводы....

10 03 2024 5:38:59

Урок биологии на тему "Многообразие и значение насекомых"


    Урок биологии на тему "Многообразие и значение насекомых"

      Урок формирует представления учащихся о разнообразии насекомых, об особенностях их строения и жизнедеятельности. Они учатся различать представителей различных отрядов насекомых....

09 03 2024 16:14:38

Элективный курс "Проектно-исследовательская деятельность"


    Элективный курс "Проектно-исследовательская деятельность"

      Элективный курс направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. В курсе используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного». ...

08 03 2024 9:54:28

Экологический вечер для старшеклассников "И снова о любви"

Экологический вечер проводится как завершающий этап недели биологии, интегрирует сведения из истории, литературы и биологии. Также дается немало внепрограммного материала....

07 03 2024 2:15:41

Урок-экскурсия в 7-м классе по теме "Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-экскурсия в 7-м классе по теме "Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Цель урока: выявление хаpaктерных признаков и черт приспособленности парнокопытных и непарнокопытных к среде обитания. Урок по игровой методике существенно повышает интерес учащихся к предмету, позволяет им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса и любви к изучаемому предмету. ...

06 03 2024 10:35:40

Интегрированный урок биологии и физической культуры по теме "Значение физических упражнений для здоровья человека". 8-й класс


    Интегрированный урок биологии и физической культуры по теме "Значение физических упражнений для здоровья человека". 8-й класс

      Интегрированный урок биологии и физической культуры соответствует учебной программе и содержит образовательную, развивающую и воспитательную задачи. Особенность урока состоит в одновременном участии двух педагогов-предметников. На уроке используются различные формы деятельности, учащиеся ведут активную, подвижную работу. Урок содержит материал не только из школьной программы, но и дополнительный....

05 03 2024 10:51:12

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"


    Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

      В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

04 03 2024 12:26:24

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::