Урок биологии "Строение семян двудольных растений"
Образовательные задачи:
- закрепить основные биологические понятия темы “Царство Растения”.
- провести контроль знаний темы “Царство растения”.
- дать представление о вегетативных репродуктивных органах.
- дать представление о строении семян.
- познакомить учащихся с особенностями строения семян двудольных растений.
- расширить знания о разнообразии семян, преимуществах семян перед спорами.
Развивающие задачи:
- формировать умение выделять главное в изучаемом материале.
- анализировать результаты опытов и делать выводы.
- формировать умение давать сравнительные хаpaктеристики семян и спор, двудольных и однодольных растений.
Воспитательные задачи:
- в целях профилактики утомления учащихся на уроке менять виды деятельности, следить ха их осанкой.
- использование пословиц и поговорок, стихов (эстетическое воспитание).
Оборудование: таблица “Строение семян”; гербарные экземпляры растений
(водоросли, мхи, покрытосеменные, голосеменные);
Чашки Петри, семена фасоли, гороха (сухие, набухшие и проросшие),
линейка, коллекция семян.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, подготовка класса к работе.
Сегодня мы приступаем к изучению новой темы “Семя”, выполним лабораторную работу, познакомимся со строением семян, а начнем с повторения пройденного материала, после которого напишем тест.
II. Проверка знаний.
Фронтальная, с дополнением и уточнением – о многообразии растений, высших и низших, семенных и споровых.
Вопросы для повторения.
- Какие группы растений являются высшими, а какие низшими?
- Почему водоросли относят к низшим растениям?
- Назовите представителей одноклеточных зеленых водорослей (хламидомонада, хлорелла).
- Многоклеточные водоросли (улотрикс, спирогира).
- Как называют тело многоклеточных водорослей?
- Что такое ризоиды и какова их роль?
- Докажите, что папоротники – высшие споровые растения.
- Главное отличие Голосеменных растений от высших споровых?
- Какие преимущества семян перед спорами?
- Какие растения имеют наиболее высокую организацию?
- Чем Покрытосеменные растения отличаются от Голосеменных?
- Почему Покрытосеменные растения – господствующая группа растительного мира?
Поверочный тест по теме: “Царство Растения”.
Вариант 1.
1) Водоросли относятся к низшим растениям, так как они:
а) не имеют органов
б) живут в воде
в) все являются одноклеточными
г) размножаются спорами
2) Покрытосеменных среди других растений можно узнать по наличию:
а) в клетках хлоропластов
б) в клетках ядра
в) плодов с семенами
г) семян
3) Что произойдет с лишайником, если из его тела удалить водоросль:
а) лишайник не будет получать органические вещества и погибнет
б) лишайник не будет получать воду и минеральные соли и погибнет
в) это не отразится на жизни лишайника
г) это незначительно отразится на жизни лишайника
4) К мохообразным растениям относится:
а) ламинария
б) хламидомонада
в) хлорелла
г) сфагнум
5) Сходство мхом и папоротников проявляется в том, что они:
а) размножаются семенами
б) размножаются спорами
в) имеют цветок
г) образуют плод
6) Значение вымерших древовидных папоротников состоит в том, что из них образовался:
а) торф
б) перегной
в) нефть
г) каменный уголь
7) Хлорофилл в клетках зеленых водорослей содержится:
а) в хроматофоре
б) в хлоропластах
в) в лейкопластах
г) цитоплазме
8) Фитонциды – это:
а) летучие бактерицидные вещества, выделяемые растениями
б) симбиоз гриба и водоросли
в) симбиоз гриба и дерева
г) микроорганизмы
9) Признаки отдела Покрытосеменные растения:
а) стержневая корневая система
б) наличие корневищ
в) цветок и плод с семенами
г) семена созревают в шишках
10) Жизненной формой называют:
а) его органы размножения
б) его стебель и листья
в) его внешний облик
г) его плоды и семенаВариант 2.
1) Растения, достигшие в процессе эволюции наиболее высокого уровня организации, это:
а) покрытосеменные
б) голосеменные
в) папоротники
г) мхи
2) Жизненной формой растения называют:
а) его органы размножения
б) его внешний облик
в) его плоды и семена
г) его стебель с листьями
3) Наука о классификации растений, объединении их в группы , на основе родства:
а) экология
б) физиология
в) систематика
г) ботаника
4) Тело лишайника образовано двумя организмами:
а) грибницей и корнями дерева
б) грибницей гриба и зелеными одноклеточными водорослями
в) группой одноклеточных зеленых водорослей
г) мицелием разных грибов
5) Какое из названных растений относится к мхам:
а) спирогира
б) сфагнум
в) улотрикс
г) хлорелла
6) Папоротники в отличие от водорослей имеют:
а) клеточное строение
б) хлоропласты в клетках
в) ткани и органы
г) ядро и цитоплазму в клетках
7) Семена развиваются внутри плода у:
а) мхов
б) хвойных
в) покрытосеменных
г) папоротников
8) С помощью спор размножаются:
а) цветковые растения
б) хвойные
в) мхи и папоротники
г) все перечисленные растения
9) Мох сфагнум считают накопителем влаги, так как:
а) поглощает корнями большое количество воды
б) содержит в тканях листа много хлоропластов
в) растет на болотах
г) содержит мертвые полые клетки
10) Хвоинки сосны живут:
а) 250 лет
б) 201503 года
в) 4–5 лет
6) 300 лет
III. Изучение нового материала.
Тема нашего урока: “Строение семян двудольных растений”.
Записываем в тетрадях и на доске.
1. Введение в тему.
Органы покрытосеменных растений. (Рассказ с элементами беседы; плакат и гербарий; схема на доске и в тетради).
Самая многочисленная группа зеленых растений – Цветковые или Покрытосеменные растения (их около 250 тысяч видов).
Все эти растения, несмотря на разнообразие, имею общий план строения.
Тело растения состоит из органов, которые имеют определенную внешнюю форму и выполняют определенную работу, или как говорят, функцию.
Какие это органы?
Показываем на плакате и на гербарных экземплярах растений.
У цветковых растений есть корни, побеги, цветки и плоды с семенами.
Побег – это стебель с листьями и почками.
Органы подразделяются на Вегетативные и Репродуктивные (Генеративные).
Вегетативные органы составляют тело и служат для выполнения жизненно-важных функций. Например, корень поглощение воды и минеральных слей из почвы (минеральное питание), удерживает растение в почве, в корнях откладываются про запас питательные вещества.
Цветки, плоды и семена выполняют совсем другие функции по сравнению с корнем и побегом.
Эти органы, в отличие от вегетативных, появляются на растении только в определенный период жизни. После цветения из цветков образуются плоды, внутри которых созревают семена.
Из семян появляются новые растения, похожие на материнское. Посеяв семена пшеницы, мы получаем растение пшеницу, посеяв семена моркови – вырастет морковь.
Значит, семена служат для образования потомства.
Цветки, плоды и семена – органы размножения.
Представьте себе, что все луговые ромашки перестали по какой-либо причине давать плоды и семена! К чему это приведет?
(Слушаем ответы ребят.)
Через несколько лет, когда от старости погибнут последние экземпляры этих многолетних растений, на Земле не останется ни одной ромашки. Эти растения перестанут существовать навсегда.
Наше предположение вовсе не фантастично , если вспомнить, какие громадные букеты мы нередко собираем в лесу и на лугу.
Повредить растение очень легко, а вырастить и сохранить не так уж и просто.
Поэтому относиться надо ко всему живому очень бережно!
2. Общая хаpaктеристика строения семян. Растения Однодольные и Двудольные. (Объяснение с помощью таблицы; составление под руководством учителя схемы).
Семена – это важнейшее достижение в эволюции высших растений – голосеменных и покрытосеменных.
Читаю стихотворение (в руках у меня семена):
“У меня в руке будущая жизнь!
Будущий побег и могучий корень.
Дружно прорастут в глубину и ввысь,
Лишь вода дождей землю всю напоит.А пока осень на дворе,
А пока зима вьюгою все воет,
Спит и дышит жизнь у меня в руке -
Будущий побег и могучий корень!”
Вопрос к классу – почему у автора стихов сказано – “будущая жизнь”?
(Слушаем ответы учащихся.)
Жизнь цветкового растения начинается с семян.
Семена разных растений различаются по форме, окраске, размерам, весу (коллекция семян). Но все они, несмотря на разнообразие, имеют сходное строение.
Познакомимся со строением семян на примере семени фасоли.
Оно крупное и все его части легко можно рассмотреть (объяснение с использованием плаката).
Семя фасоли почковидное, уплощенное, снаружи покрыто толстой семенной кожурой. Окраска кожуры может быть различной – белой, коричневой, красноватой или пятнистой “мраморной” (рассматриваем семена).
Вопрос классу: Какое значение имеет кожура для семян?
Семенная кожура пpeдoxpaняет от высыхания и механический повреждений остальные части семян.
Под кожурой находится зародыш – главная часть семени. Он представляет собой зачаток будущего растения (маленькое растеньице).
Семенная кожура и зародыш есть во всех семенах.
Чтобы расти, надо питаться. Поэтому семя содержит запас питательных веществ. У большинства семян (85% цветковых растений) есть особая запасающая ткань, которая называется эндоcпepм.
Это тоже часть семени. Семя фасоли не имеет такой ткани. А где же тогда находятся питательные вещества в семени фасоли? Если внимательно рассмотреть зародыш, то хорошо видны две семядоли. Это первые листья зародыша растения. Семядоли фасоли крупные, мясистые, на их долю приходится большая часть массы зародыша. Именно в них находится запас питательных веществ.
В зародыше различают – зародышевый корешок, зародышевый стебелек и почечку с листочками.
Составим схему “Строение семени” (в тетрадях и на доске).
Таким образом, мы видим, что зародыш обладает теми же вегетативными органами, что и взрослое растение. У зародыша есть корень и побег. Зародышевый побег состоит из стебелька, двух зародышевых листьев (семядолей) и почечки.
Растения, зародыш которых имеет 2 семядоли, относят к классу Двудольных растений.
Растения, зародыш которых имеет 1 семядолю, относится к Однодольным растениям.
Схема на доске и в тетрадях.
Работа с текстом учебника – стр. 86 – найдите примеры растений, относящихся к Двудольным и Однодольным растениям.
Двудольные: фасоль, горох, яблоня, картофель, морковь, дуб, огурец.
Однодольные: пшеница, рожь, кукуруза, лук, ландыш.
3. Лабораторная работа “Изучение строения семян двудольных растений”.
Инструктивная карточка на стр. 87 учебника, объяснение учителя о порядке проведения работы и оформление в рабочей тетради как задание № 58 стр. 16.
На столах учащихся сухие и проросшие семена фасоли (проращивали дома); семена других растений (кабачок, огурец, морковь, горох).
Выполнение работы.
1) Рассмотрим сухие и набухшие семена фасоли. Сравним их размеры и форму. Измерим линейкой дину и ширину этих семян. Чем вы можете объяснить разницу в размерах?
2) На вогнутой стороне семени найдите рубчик – небольшое овальное пятнышко, место прикрепления семени к семяножке, которая соединяла незрелое семя со стенкой плода.
3) Рядом с рубчиком в семенной кожуре находится крохотное отверстие – микрополе (семявход). Оно хорошо заметно у набухшего семени. При намачивании через него внутрь семени легко проникает вода и воздух. Если слегка сжать намоченное семя, то их семявхода выступает капелька воды.
4) Сделаем небольшой надрез на выпуклой стороне набухшего семени фасоли и
снимем блестящую плотную кожуру. Убедитесь, что она плотная.
После удаления кожуры в руках остается зародыш.
Изучите его. Зародыш – маленькое растеньице.
Найдите семядоли – две, крупные, толстые. Зародышевый корешок, стебелек –
он и фасоли изогнутый. Почечка на верхушке стебелька (в почечке хорошо
различимы зачаточные листья).
5) Зарисовать семя и подписать его части.
6) Пользуясь учебником выяснить, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения (миндаль, ясень).
7) Сделайте выводы (записать в тетради).
Семя – это зачаток нового растения, которое состоит из зародыша, покрытого плотной семенной кожурой.
4. Особенности строения семян других двудольных растений (на примере ясеня и миндаля).
Самостоятельная работа с текстом учебника и рисунком 57 на стр. 86.
Обобщающая беседа.
Не у всех двудольных растений семена имеют такое же строение, как у фасоли. Семена ясеня имеют маленький зародыш. Почти весь его объем занимает эндоcпepм – запасающая ткань.
У миндаля, яблони и других растений, наоборот, зародыш разрастается настолько, что ко времени созревания вытесняет и поглощает эндоcпepм, от которого остается лишь небольшой слой клеток под семенной кожурой.
III. Закрепление изученного материала.
1. Отработка понятий: кожура, зародыш, эндоcпepм, зародышевый корешок, стебелек, почечка, микропиле, семядоли, однодольные и двудольные растения.
Кроссворд – наоборот.
На доске заполненный кроссворд, в нем представлены основные понятия нашего урока. Надо дать определения этих понятий или пояснить их, или же поставить вопросы, ответами на которые будут эти понятия.
Вопросы:
- Защитное образование семени. Твердая наружная часть семени, которая защищает его от высыхания и от повреждений (кожура) ;
- Зародышевые листья (семядоли) ;
- След от семяножки, которая соединяла незрелое семя со стенками плода (рубчик) ;
- Растение в зачаточном состоянии (семя) ;
- Главная часть семени (зародыш) ;
- Особая запасающая ткань (эндоcпepм) ;
- Отверстие, через которое в семя проникает вода и воздух (микропиле или семявход).
2. Вопросы для закрепления материала (беседа):
- Какое строение имеет семя фасоли?
- Из каких органов состоит зародыш семени?
- Где находятся питательные вещества семени фасоли?
- Какие особенности строения семени лежат в основе деления растений на Однодольные и Двудольные?
3. Криптограмма.
Зашифрована пословица о семенах “По семенам и всходы”.
Задание: расшифровать и дать пояснение.
П – 5; О – 12; С – 3; Е – 7; М – 1; Н – 6; А – 8; И – 10; В – 2; Х – 11; Д – 9; Ы – 4.
1) Это растение всем хорошо известно. Его Родина – Мексика. В 1874 году русский академик Севергин в книге “Царство произрастания” писал: “Сие растение способно исцелять раны. Наибольшее употрeбление семени есть в пищу попугаям; можно получать из него масло”.
2) У этого растения очень мелкие семена, как пыль. У некоторых видов Дарвин насчитывал до 200 тысяч с одного экземпляра. Эти цветы считаются одними из самых красивых на земле.
3) Какое растение имеет самые крупные семена?
4) Это сорное растение, которое “стреляет” своим семенами. Под давлением оно выстреливает струей сока и семенами на расстояние до 11 метров с начальной скоростью 32 км/час.
5) Видели Вы когда-нибудь красивые розовые поляны около леса?
Эти растения с розовыми цветами одними из первых поселяются на лесных вырубках и гарях. В некоторых местах эти растения называют Пуховиками. Улететь они могут на несколько километров. Одно растение дает до 20 тысяч семян. Семена с пухом могут употрeблляться для набивки подушек и перин.
Домашнее задание: П.18 (стр. 86–87)
Обратить внимание на основные понятия урока.
Подготовится к терминологическому диктанту.
Комментарии:
Мы все любим играть, а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Конкурс был создан прежде всего для талантливых и способных детей 6-х классов. ...
07 04 2025 12:13:52
Цель мероприятия: формирование у ребят сопричастности ко всему происходящему вокруг; углубллять экологические знания у детей; познакомить с историей праздника; формировать ответственное отношение к своему земному дому....
06 04 2025 9:45:47
Данный урок проводится в теме «Рост и развитие растений» в 6-м классе, по программе Н.И. Сонина. По ходу изучения нового материала составляется опopный конспект, а также диаграмма «Жизненный цикл цветкового растения». Задачи урока: познакомить учащихся с условиями прорастания семян, состоянием покоя семян и его биологическим значением, а также с основами роста и развития зародыша, проростка, взрослого растения.
...
05 04 2025 18:39:27
Тема комнатного цветоводства в настоящее время необычайно актуальна, особенно в северном городе, где большую часть года занимает долгая и суровая зима. Занятие проходит в виде знакомства с отдельными представителями зелёного мира кабинета экологии. Ребята учатся отыскивать растения по словесному описанию, сравнивают их с изображением, а также определяют названия растений, используя занимательные задания....
04 04 2025 8:50:23
Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....
03 04 2025 14:37:26
Урок содержит информацию в доступном виде, знакомит учащихся с особенностями пищеварения в желудке и 12-перстной кишке. Помогает понять значение ферментов в пищеварении, осознать важность правильного питания и соблюдения гигиенических правил....
02 04 2025 1:28:25
Пищеварение человека — совокупность процессов, обеспечивающие физические и химические изменения пищи с последующим всасыванием питательных веществ в кровь и лимфу называют пищеварением. Пищеварительный процесс осуществляет извлечение питательных веществ из продуктов питания и их утилизацию....
01 04 2025 19:39:36
На данном уроке по теме «Эритроциты» представлена презентация, которую подготовили ученики....
31 03 2025 17:43:44
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
30 03 2025 13:30:26
Урок по теме "Витамины" проводится в 8-м классе по программе авторов В.М. Пакуловой, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина (учебник Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева "Биология. Человек". – М.: Дрофа, 2002. ...
29 03 2025 4:37:47
Научные исследования и школьная пpaктика показывают, что интеграция содержания учебного материала возможна между разными, порой несопоставимыми на первый взгляд предметами, например биологией и МХК. Но при этом использование различных творческих приёмов - рисования, лепки, музыки, фотографии, кинофильмов, книг, актёрского мастерства – является одним из методов психофизиологического воздействия - арттерапии.
...
28 03 2025 17:31:13
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
27 03 2025 19:12:13
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
26 03 2025 13:50:58
Урок разработан с применением здоровьесберегающих технологий на уроках биологии. Урок знакомит учащихся с многообразием лекарственных растений, расширяет знания об их лечебных свойствах, о роли лекарственных растений в жизни человека и в природе. В течении всего урока у учащихся формируется бережное отношение к природе и своему здоровью....
25 03 2025 9:12:17
Бактерии паразиты – это живые организмы, микроскопических размеров (от 0,1–30 мкм), которые проникая внутрь, поселяются в организме хозяина, питаются там, живут, размножаются. При этом оказывают негативное влияние на макроорганизм....
24 03 2025 4:58:33
На уроке создаются условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний. Весь урок проходит без использования учебника. На уроке с новой информацией выступают и учитель, и сами учащиеся, которые заранее получили опережающее домашнее задание. Используются формы групповой и индивидуальной работы. На уроке развиваются пpaктические навыки работы с натуральными объектами, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей.
...
23 03 2025 0:18:36
На уроке учащиеся узнают о вкладах людей в историю Отечества и о том вкладе, который могут внести они сами.
...
22 03 2025 10:37:19
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
21 03 2025 9:20:39
Цель урока: расширить знания о питании растений, показать особенности получения растением питательных веществ, раскрыть суть процесса фотосинтеза.
...
20 03 2025 13:27:13
Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....
19 03 2025 7:53:10
Урок раскрывает понятия гигиены одежды, обуви, кожи, профилактики и оказания первой помощи при ожогах и обморожениях. Цели урока: развивать общебиологические понятия о взаимосвязи здоровья человека и соблюдения личной гигиены, формировать бережное отношение к своему здоровью....
18 03 2025 16:48:26
Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....
17 03 2025 16:24:42
Под действием климата и внешней среды - группы людей были наделены особенностями, которые стали отличать их между собой. Так сформировались расы....
16 03 2025 2:24:22
Урок разработан для школьников с нарушением слуха. Ученики учатся не только воспринимать материал на слух, но и опираясь на презентацию-лекцию, фиксировать знания в технологической карте урока. Урок построен так, что восьмиклассники, опираясь на свой опыт знаний, сначала сами приходят к выводу о значении и условиях укрепления иммунитета, и только потом учитель подтверждает и обобщает сказанное учениками....
15 03 2025 9:10:44
Группа цветков, расположенная в определенном порядке на растении, называется соцветием. Почему у многих растений цветки собраны в группы соцветия? Такая особенность в строении нужна для эффективного опыления насекомыми или ветром....
14 03 2025 9:38:25
Целью урока является развитие у учащихся интереса к анатомии через проблемные ситуации, а также развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент, уметь аргументировать свои версии.
...
13 03 2025 22:12:11
Обобщающий урок по биология в 8-м классе с количеством учащихся - 6 человек. Цель урока: расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и способности реагировать на их изменения; обобщить знания об органах чувств.
...
12 03 2025 14:38:48
Основная идея урока состоит в том, чтобы, используя элементы современных педтехнологий, достичь поставленные перед учителем цель и задачи. Конспект урока построен таким образом, что его можно использовать в различных условиях кабинета: с интеpaктивной доской и без, с презентацией и без, демонстрационные опыты с кровью можно заменить моделированием и т.д....
11 03 2025 21:26:47
Открытый урок-лекторий, на котором присутствуют учащиеся 6-х и 9-х классов, а также гости и приглашенные.
На уроке формируются бережное отношение к здоровью как к главной ценности человека, убежденность в необходимости соблюдения санитарных норм и правил гигиены....
10 03 2025 5:19:12
Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения урока биологии по ознакомлению учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности одноклеточных животных, кишечнополостных, червей и насекомых с использованием компьютерных технологий....
09 03 2025 0:49:17
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
08 03 2025 5:45:25
Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....
07 03 2025 3:22:12
Цель занятия: знакомство с законами памяти, приемами запоминания информации; усвоение знаний по теме «Земноводные»; формирование умений мотивации, самоорганизации учения; развитие интеллектуальных умений: анализировать, классифицировать факты, выдвигать гипотезу, доказать, обобщать, делать выводы; формирование ценностного отношения к окружающему миру, товарищам, самому себе, своей деятельности....
06 03 2025 21:44:21
В процессе работы над заданиями ученики должны давать определения понятиям "мутация", "геномные, хромосомные, генные мутации"; классифицировать и объяснять их возникновение в клетке, обобщать и формулировать выводы; научиться работать самостоятельно с материалом, предложенным учителем; выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.
...
05 03 2025 21:42:19
Урок "Гигиена сердечно-сосудистой системы", проводимый в форме конференции, позволяет ученикам побывать в ролях врачей, лаборантов, тренеров, проявить творчество, самостоятельность в поиске решений проблемных ситуаций. Знания, которые получают школьники на уроке, актуальны не только с точки зрения приобретения ЗУН, но создают условия для формирования у подрастающего поколении потребности в укреплении и сохранении своего здоровья.
...
04 03 2025 19:25:19
Урок расширяет знания учащихся о процессе оплодотворения и формирует знания о процессе зародышевого развития организмов....
03 03 2025 22:56:30
Предлагаемый элективный курс содержит сведения о клетке - единице живой природы, предназначен для учащихся профильных классов, проявляющих интерес к цитологии и биохимии. Изучение курса поможет в выборе дальнейшего обучения и профессиональной деятельности. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранной теме, отpaбатывают технику эксперимента. Элективный курс рассчитан на 35 часов.
...
02 03 2025 1:36:59
Решение многих задач требует применения информационных технологий, использования прикладных программ для обеспечения эффективности понимания материала. Вид урока: лабораторная работа с применением проблемно-исследовательской технологии. Методическая цель: показать на основе осуществления межпредметных связей использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности студентов по биологии.
...
01 03 2025 19:40:34
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
28 02 2025 9:18:24
Внеклассное мероприятие проводится с целью развития экологической грамотности учащихся. Среди его задач – историческое, эстетическое и нравственное воспитание школьников, развитие ответственного отношения к природе, воспитание у детей стремления вести здоровый образ жизни. Учащиеся заранее выбирают растение, о котором расскажут на вечере, подбирают о нем стихи, песни, загадки. Из этого растения они готовят напитки, кремы, лосьоны, оформляют композицию....
27 02 2025 19:50:35
Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. Когда ребенок появляется на свет, все первым делом интересуются, сколько он весит. Но в первые минуты для врача важны другие параметры, позволяющие судить, здоров ли ребенок. Вот для такой быстрой оценки и применяют шкалу Апгар, названную так по имени её автора Виржинии Апгар. В чём причина наследственных заболеваний человека? Почему в некоторых семьях рождаются больные дети? Как помочь ребёнку родиться здоровым?
...
26 02 2025 21:40:36
Самостоятельная работа способствует развитию мыслительных умений и навыков, предполагает проявление инициативы студентов в процессе освоения материала. Новые ФГОСы способствуют развитию именно самостоятельной работы, т.к. произошло уменьшение аудиторных часов по анатомии и физиологии. Таким образом, самостоятельная работа становится одним из главнейших условий для подготовки грамотного специалиста....
25 02 2025 5:40:16
В ходе урока учащиеся усваивают закономерности движения крови по сосудам на основе применения знаний по физике о давлении и скорости....
24 02 2025 2:56:18
На данном уроке обобщаются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатываются символика и терминология, необходимые для решения задач, определяется степень усвоения категориального аппарата темы.
...
23 02 2025 17:36:46
Урок построен по программе В.Б. Захарова. Общая биология для 10–11-х классов профильный уровень. Урок завершает тему «Молекулярный уровень», обобщая знания о строении биологических полимеров. Проверяя знания о строении, свойствах и значении молекул параллельно проводится анализ о значимости молекул для всех живых существ нашей планеты....
22 02 2025 16:22:22
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
21 02 2025 9:54:42
Данную разработку урока рекомендуется использовать при изучении биологии в 5-м классе с применением любого УМК. Основной мыслью статьи является реализация системно-деятельностного подхода при изучении биологии. На уроке изучается: строение мхов; места обитания, их многообразие; значение мхов в природе и жизни человека....
20 02 2025 3:19:36
Урок для 9-го класса по двухчасовой программе курса биологии, разработанной авторским коллективом под руководством И.Н. Пономарёвой. Урок начинается с актуализации знаний о белках, их значимости в живом организме. Обучающиеся знакомятся с биосинтезом белков: слушают краткий рассказ учителя, работают в группе с текстом учебника, отвечают по карточкам у доски, используя слайды и таблицы, решают задачи в тетради и моделируют на планшете. Формулируют вывод и записывают его в тетради. На уроке задействованы все виды памяти.
...
19 02 2025 21:10:54

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
18 02 2025 6:50:23
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
17 02 2025 5:48:47
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::