Урок биологии "Строение семян двудольных растений"
Образовательные задачи:
- закрепить основные биологические понятия темы “Царство Растения”.
- провести контроль знаний темы “Царство растения”.
- дать представление о вегетативных репродуктивных органах.
- дать представление о строении семян.
- познакомить учащихся с особенностями строения семян двудольных растений.
- расширить знания о разнообразии семян, преимуществах семян перед спорами.
Развивающие задачи:
- формировать умение выделять главное в изучаемом материале.
- анализировать результаты опытов и делать выводы.
- формировать умение давать сравнительные хаpaктеристики семян и спор, двудольных и однодольных растений.
Воспитательные задачи:
- в целях профилактики утомления учащихся на уроке менять виды деятельности, следить ха их осанкой.
- использование пословиц и поговорок, стихов (эстетическое воспитание).
Оборудование: таблица “Строение семян”; гербарные экземпляры растений
(водоросли, мхи, покрытосеменные, голосеменные);
Чашки Петри, семена фасоли, гороха (сухие, набухшие и проросшие),
линейка, коллекция семян.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, подготовка класса к работе.
Сегодня мы приступаем к изучению новой темы “Семя”, выполним лабораторную работу, познакомимся со строением семян, а начнем с повторения пройденного материала, после которого напишем тест.
II. Проверка знаний.
Фронтальная, с дополнением и уточнением – о многообразии растений, высших и низших, семенных и споровых.
Вопросы для повторения.
- Какие группы растений являются высшими, а какие низшими?
- Почему водоросли относят к низшим растениям?
- Назовите представителей одноклеточных зеленых водорослей (хламидомонада, хлорелла).
- Многоклеточные водоросли (улотрикс, спирогира).
- Как называют тело многоклеточных водорослей?
- Что такое ризоиды и какова их роль?
- Докажите, что папоротники – высшие споровые растения.
- Главное отличие Голосеменных растений от высших споровых?
- Какие преимущества семян перед спорами?
- Какие растения имеют наиболее высокую организацию?
- Чем Покрытосеменные растения отличаются от Голосеменных?
- Почему Покрытосеменные растения – господствующая группа растительного мира?
Поверочный тест по теме: “Царство Растения”.
Вариант 1.
1) Водоросли относятся к низшим растениям, так как они:
а) не имеют органов
б) живут в воде
в) все являются одноклеточными
г) размножаются спорами
2) Покрытосеменных среди других растений можно узнать по наличию:
а) в клетках хлоропластов
б) в клетках ядра
в) плодов с семенами
г) семян
3) Что произойдет с лишайником, если из его тела удалить водоросль:
а) лишайник не будет получать органические вещества и погибнет
б) лишайник не будет получать воду и минеральные соли и погибнет
в) это не отразится на жизни лишайника
г) это незначительно отразится на жизни лишайника
4) К мохообразным растениям относится:
а) ламинария
б) хламидомонада
в) хлорелла
г) сфагнум
5) Сходство мхом и папоротников проявляется в том, что они:
а) размножаются семенами
б) размножаются спорами
в) имеют цветок
г) образуют плод
6) Значение вымерших древовидных папоротников состоит в том, что из них образовался:
а) торф
б) перегной
в) нефть
г) каменный уголь
7) Хлорофилл в клетках зеленых водорослей содержится:
а) в хроматофоре
б) в хлоропластах
в) в лейкопластах
г) цитоплазме
8) Фитонциды – это:
а) летучие бактерицидные вещества, выделяемые растениями
б) симбиоз гриба и водоросли
в) симбиоз гриба и дерева
г) микроорганизмы
9) Признаки отдела Покрытосеменные растения:
а) стержневая корневая система
б) наличие корневищ
в) цветок и плод с семенами
г) семена созревают в шишках
10) Жизненной формой называют:
а) его органы размножения
б) его стебель и листья
в) его внешний облик
г) его плоды и семенаВариант 2.
1) Растения, достигшие в процессе эволюции наиболее высокого уровня организации, это:
а) покрытосеменные
б) голосеменные
в) папоротники
г) мхи
2) Жизненной формой растения называют:
а) его органы размножения
б) его внешний облик
в) его плоды и семена
г) его стебель с листьями
3) Наука о классификации растений, объединении их в группы , на основе родства:
а) экология
б) физиология
в) систематика
г) ботаника
4) Тело лишайника образовано двумя организмами:
а) грибницей и корнями дерева
б) грибницей гриба и зелеными одноклеточными водорослями
в) группой одноклеточных зеленых водорослей
г) мицелием разных грибов
5) Какое из названных растений относится к мхам:
а) спирогира
б) сфагнум
в) улотрикс
г) хлорелла
6) Папоротники в отличие от водорослей имеют:
а) клеточное строение
б) хлоропласты в клетках
в) ткани и органы
г) ядро и цитоплазму в клетках
7) Семена развиваются внутри плода у:
а) мхов
б) хвойных
в) покрытосеменных
г) папоротников
8) С помощью спор размножаются:
а) цветковые растения
б) хвойные
в) мхи и папоротники
г) все перечисленные растения
9) Мох сфагнум считают накопителем влаги, так как:
а) поглощает корнями большое количество воды
б) содержит в тканях листа много хлоропластов
в) растет на болотах
г) содержит мертвые полые клетки
10) Хвоинки сосны живут:
а) 250 лет
б) 201503 года
в) 4–5 лет
6) 300 лет
III. Изучение нового материала.
Тема нашего урока: “Строение семян двудольных растений”.
Записываем в тетрадях и на доске.
1. Введение в тему.
Органы покрытосеменных растений. (Рассказ с элементами беседы; плакат и гербарий; схема на доске и в тетради).
Самая многочисленная группа зеленых растений – Цветковые или Покрытосеменные растения (их около 250 тысяч видов).
Все эти растения, несмотря на разнообразие, имею общий план строения.
Тело растения состоит из органов, которые имеют определенную внешнюю форму и выполняют определенную работу, или как говорят, функцию.
Какие это органы?
Показываем на плакате и на гербарных экземплярах растений.
У цветковых растений есть корни, побеги, цветки и плоды с семенами.
Побег – это стебель с листьями и почками.
Органы подразделяются на Вегетативные и Репродуктивные (Генеративные).
Вегетативные органы составляют тело и служат для выполнения жизненно-важных функций. Например, корень поглощение воды и минеральных слей из почвы (минеральное питание), удерживает растение в почве, в корнях откладываются про запас питательные вещества.
Цветки, плоды и семена выполняют совсем другие функции по сравнению с корнем и побегом.
Эти органы, в отличие от вегетативных, появляются на растении только в определенный период жизни. После цветения из цветков образуются плоды, внутри которых созревают семена.
Из семян появляются новые растения, похожие на материнское. Посеяв семена пшеницы, мы получаем растение пшеницу, посеяв семена моркови – вырастет морковь.
Значит, семена служат для образования потомства.
Цветки, плоды и семена – органы размножения.
Представьте себе, что все луговые ромашки перестали по какой-либо причине давать плоды и семена! К чему это приведет?
(Слушаем ответы ребят.)
Через несколько лет, когда от старости погибнут последние экземпляры этих многолетних растений, на Земле не останется ни одной ромашки. Эти растения перестанут существовать навсегда.
Наше предположение вовсе не фантастично , если вспомнить, какие громадные букеты мы нередко собираем в лесу и на лугу.
Повредить растение очень легко, а вырастить и сохранить не так уж и просто.
Поэтому относиться надо ко всему живому очень бережно!
2. Общая хаpaктеристика строения семян. Растения Однодольные и Двудольные. (Объяснение с помощью таблицы; составление под руководством учителя схемы).
Семена – это важнейшее достижение в эволюции высших растений – голосеменных и покрытосеменных.
Читаю стихотворение (в руках у меня семена):
“У меня в руке будущая жизнь!
Будущий побег и могучий корень.
Дружно прорастут в глубину и ввысь,
Лишь вода дождей землю всю напоит.А пока осень на дворе,
А пока зима вьюгою все воет,
Спит и дышит жизнь у меня в руке -
Будущий побег и могучий корень!”
Вопрос к классу – почему у автора стихов сказано – “будущая жизнь”?
(Слушаем ответы учащихся.)
Жизнь цветкового растения начинается с семян.
Семена разных растений различаются по форме, окраске, размерам, весу (коллекция семян). Но все они, несмотря на разнообразие, имеют сходное строение.
Познакомимся со строением семян на примере семени фасоли.
Оно крупное и все его части легко можно рассмотреть (объяснение с использованием плаката).
Семя фасоли почковидное, уплощенное, снаружи покрыто толстой семенной кожурой. Окраска кожуры может быть различной – белой, коричневой, красноватой или пятнистой “мраморной” (рассматриваем семена).
Вопрос классу: Какое значение имеет кожура для семян?
Семенная кожура пpeдoxpaняет от высыхания и механический повреждений остальные части семян.
Под кожурой находится зародыш – главная часть семени. Он представляет собой зачаток будущего растения (маленькое растеньице).
Семенная кожура и зародыш есть во всех семенах.
Чтобы расти, надо питаться. Поэтому семя содержит запас питательных веществ. У большинства семян (85% цветковых растений) есть особая запасающая ткань, которая называется эндоcпepм.
Это тоже часть семени. Семя фасоли не имеет такой ткани. А где же тогда находятся питательные вещества в семени фасоли? Если внимательно рассмотреть зародыш, то хорошо видны две семядоли. Это первые листья зародыша растения. Семядоли фасоли крупные, мясистые, на их долю приходится большая часть массы зародыша. Именно в них находится запас питательных веществ.
В зародыше различают – зародышевый корешок, зародышевый стебелек и почечку с листочками.
Составим схему “Строение семени” (в тетрадях и на доске).
Таким образом, мы видим, что зародыш обладает теми же вегетативными органами, что и взрослое растение. У зародыша есть корень и побег. Зародышевый побег состоит из стебелька, двух зародышевых листьев (семядолей) и почечки.
Растения, зародыш которых имеет 2 семядоли, относят к классу Двудольных растений.
Растения, зародыш которых имеет 1 семядолю, относится к Однодольным растениям.
Схема на доске и в тетрадях.
Работа с текстом учебника – стр. 86 – найдите примеры растений, относящихся к Двудольным и Однодольным растениям.
Двудольные: фасоль, горох, яблоня, картофель, морковь, дуб, огурец.
Однодольные: пшеница, рожь, кукуруза, лук, ландыш.
3. Лабораторная работа “Изучение строения семян двудольных растений”.
Инструктивная карточка на стр. 87 учебника, объяснение учителя о порядке проведения работы и оформление в рабочей тетради как задание № 58 стр. 16.
На столах учащихся сухие и проросшие семена фасоли (проращивали дома); семена других растений (кабачок, огурец, морковь, горох).
Выполнение работы.
1) Рассмотрим сухие и набухшие семена фасоли. Сравним их размеры и форму. Измерим линейкой дину и ширину этих семян. Чем вы можете объяснить разницу в размерах?
2) На вогнутой стороне семени найдите рубчик – небольшое овальное пятнышко, место прикрепления семени к семяножке, которая соединяла незрелое семя со стенкой плода.
3) Рядом с рубчиком в семенной кожуре находится крохотное отверстие – микрополе (семявход). Оно хорошо заметно у набухшего семени. При намачивании через него внутрь семени легко проникает вода и воздух. Если слегка сжать намоченное семя, то их семявхода выступает капелька воды.
4) Сделаем небольшой надрез на выпуклой стороне набухшего семени фасоли и
снимем блестящую плотную кожуру. Убедитесь, что она плотная.
После удаления кожуры в руках остается зародыш.
Изучите его. Зародыш – маленькое растеньице.
Найдите семядоли – две, крупные, толстые. Зародышевый корешок, стебелек –
он и фасоли изогнутый. Почечка на верхушке стебелька (в почечке хорошо
различимы зачаточные листья).
5) Зарисовать семя и подписать его части.
6) Пользуясь учебником выяснить, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения (миндаль, ясень).
7) Сделайте выводы (записать в тетради).
Семя – это зачаток нового растения, которое состоит из зародыша, покрытого плотной семенной кожурой.
4. Особенности строения семян других двудольных растений (на примере ясеня и миндаля).
Самостоятельная работа с текстом учебника и рисунком 57 на стр. 86.
Обобщающая беседа.
Не у всех двудольных растений семена имеют такое же строение, как у фасоли. Семена ясеня имеют маленький зародыш. Почти весь его объем занимает эндоcпepм – запасающая ткань.
У миндаля, яблони и других растений, наоборот, зародыш разрастается настолько, что ко времени созревания вытесняет и поглощает эндоcпepм, от которого остается лишь небольшой слой клеток под семенной кожурой.
III. Закрепление изученного материала.
1. Отработка понятий: кожура, зародыш, эндоcпepм, зародышевый корешок, стебелек, почечка, микропиле, семядоли, однодольные и двудольные растения.
Кроссворд – наоборот.
На доске заполненный кроссворд, в нем представлены основные понятия нашего урока. Надо дать определения этих понятий или пояснить их, или же поставить вопросы, ответами на которые будут эти понятия.
Вопросы:
- Защитное образование семени. Твердая наружная часть семени, которая защищает его от высыхания и от повреждений (кожура) ;
- Зародышевые листья (семядоли) ;
- След от семяножки, которая соединяла незрелое семя со стенками плода (рубчик) ;
- Растение в зачаточном состоянии (семя) ;
- Главная часть семени (зародыш) ;
- Особая запасающая ткань (эндоcпepм) ;
- Отверстие, через которое в семя проникает вода и воздух (микропиле или семявход).
2. Вопросы для закрепления материала (беседа):
- Какое строение имеет семя фасоли?
- Из каких органов состоит зародыш семени?
- Где находятся питательные вещества семени фасоли?
- Какие особенности строения семени лежат в основе деления растений на Однодольные и Двудольные?
3. Криптограмма.
Зашифрована пословица о семенах “По семенам и всходы”.
Задание: расшифровать и дать пояснение.
П – 5; О – 12; С – 3; Е – 7; М – 1; Н – 6; А – 8; И – 10; В – 2; Х – 11; Д – 9; Ы – 4.
1) Это растение всем хорошо известно. Его Родина – Мексика. В 1874 году русский академик Севергин в книге “Царство произрастания” писал: “Сие растение способно исцелять раны. Наибольшее употрeбление семени есть в пищу попугаям; можно получать из него масло”.
2) У этого растения очень мелкие семена, как пыль. У некоторых видов Дарвин насчитывал до 200 тысяч с одного экземпляра. Эти цветы считаются одними из самых красивых на земле.
3) Какое растение имеет самые крупные семена?
4) Это сорное растение, которое “стреляет” своим семенами. Под давлением оно выстреливает струей сока и семенами на расстояние до 11 метров с начальной скоростью 32 км/час.
5) Видели Вы когда-нибудь красивые розовые поляны около леса?
Эти растения с розовыми цветами одними из первых поселяются на лесных вырубках и гарях. В некоторых местах эти растения называют Пуховиками. Улететь они могут на несколько километров. Одно растение дает до 20 тысяч семян. Семена с пухом могут употрeблляться для набивки подушек и перин.
Домашнее задание: П.18 (стр. 86–87)
Обратить внимание на основные понятия урока.
Подготовится к терминологическому диктанту.
Комментарии:
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
31 05 2025 22:20:42
Классный час проводится с целью формировать у учащихся осознанное негативное отношение к пиву, как алкогольному напитку и положительное отношение к здоровому образу жизни; помогает развивать умение сопоставлять факты, выражать своё мнение....
30 05 2025 19:55:30
Раскрытие особенности строения жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, дать представление об основных типах простейших; дать представления о многообразии одноклеточных, показать особенности строения, жизнедеятельности, продолжить формирование умений сравнивать, обосновать отличительные черты строения одноклеточных.
...
29 05 2025 9:40:15
Предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в комaнде и т.д. все эти свойства и качества являются ключевыми компетенциями.
...
28 05 2025 1:40:59

Презентация может быть использована педагогами, работающими по программе В.П. Пасечника. Форма урока: лекция, комбинированный, изучение нового материала....
27 05 2025 2:52:26

Данный урок для учащихся 7-го класса, обучающихся по программе Н.И. Сонина знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показывает приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей....
26 05 2025 2:23:43
Внеклассное мероприятие по биологии, форма проведения – театрализованная сказка. Интеграция биологии и дополнительного образования позволила включить в сценарий творческие музыкальные номера. Рекомендовано для реализации на 2-й ступени обучения в общеобразовательных учреждениях, лицеях, гимназиях....
25 05 2025 17:24:32
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
24 05 2025 18:18:17
Прилагаемая презентация позволяет сформировать зрительное представление об изучаемом классе живых организмов, что позволяет учащимся легче и быстрее усваивать учебный материал. В ходе работы происходит смена деятельности учащихся, что является обязательной частью учебного процесса.
...
23 05 2025 18:13:55
Урок представляет собой беседу о предмете экологии, её задачах, классификации экологических факторов с использованием презентации.
Фронтальная работа с изображениями. В ходе урока идет просмотр анимации «Абиотические факторы», выполнение письменных заданий с использованием дополнительного материала. Закрепление материала проводится в форме игры «Кот в мешке»....
22 05 2025 16:30:47
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
21 05 2025 14:59:29

Представлен урок изучения нового материала с ИКТ, активизирует познавательную деятельность. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания и анализировать их. Цель урока: познакомить с понятием "корневое питание"; сформировать понятие о корневом питании, удобрениях, восходящем токе....
20 05 2025 4:14:23
Урок по данной теме разработан с использованием модульную технологию. Модульная технология обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимися до определенного уровня. Она призвана освобождать педагога от выполнения информационной функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции.
...
19 05 2025 13:44:12
Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....
18 05 2025 22:42:24
Урок представляет собой элективный курс по биологии для учащихся 5‒6-х классов. На занятии рассматриваются группы технических растений – масличные, прядильные, крахмалоносные, красильные, каучуконосные и др. Различные формы урока: лабораторная работа, составление таблицы, работа с текстом, защита презентации. Особое внимание уделяется межпредметным связям, патриотическому воспитанию. Можно использовать материал для подготовки к олимпиадам, во внеклассной работе....
17 05 2025 15:30:27
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
16 05 2025 1:36:46
Цель мероприятия: воспитание у детей чувства ответственности за судьбу птиц. Учащиеся знакомятся с перелетными птицами; учатся заботиться о них, делают для них гнездовья, защищают от хищников и xyлиганов....
15 05 2025 20:48:30
Данный урок разработан с использованием модульно-блочной технологии. Модули являются составными частями блоков.
Блок № 1 «Организменный уровень организации». В блоке 29 модулей, модуль № 28.1 «Вирусы». Раскрытие темы данного модуля позволяет доказать, что вирусы – это неклеточные формы жизни, с присущими всему живому свойствами.
...
14 05 2025 4:30:37
Урок направлен на формирование любви к природе родного края. Главная задача - расширить знания учащихся о растительном и животном мире Кубани; показать необходимость охраны природы; познакомить с историей создания Кавказского биосферного заповедника; развивать логическое мышление, любознательность, умение работать творчески. Презентация дает возможность визуально познакомиться с растительным и животным миром Кубани, с редкими и исчезающими видами. В ходе дискуссии учащиеся понимают значение мер по охране природы родного края.
...
13 05 2025 19:34:54
Цели урока: закрепить знания о размножении как о важном признаке живых организмов; обобщить и углубить знания о бесполом размножении, его значении; убедить учащихся в том, что в основе разных форм бесполого размножения лежит деление клетки; дать генетическую хаpaктеристику бесполого размножения; определить пpaктическую значимость знания закономерностей вегетативного размножения растений....
12 05 2025 20:50:23
Цель урока: развивать интерес к здоровью, правильному питанию, расширять знания по теме, предметные компетенции учащихся по теме «Пищеварение»; закрепить изученный материал, определить уровень знаний, предметные компетенции учащихся по теме «Пищеварение»....
11 05 2025 2:52:45
Урок изучения нового материала способствует осознанию, осмыслению и первичному закреплению учащимися блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения и ИКТ. На уроке создаются условия для усвоения понятий "вакцина", "прививка", "естественный иммунитет", "искусственный иммунитет", "лечебная сыворотка"; раскрыть взаимосвязь между строением и функциями лимфатической системы, механизм иммунитета....
10 05 2025 14:21:12

В статье предлагается разработка урока по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления. Применение данной технологии способствует развитию умений у школьников выдвигать гипотезы; создаёт условия для конструктивного взаимодействия между учащимися в процессе решения проблемных вопросов....
09 05 2025 22:50:40
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
08 05 2025 4:49:27
Какой только вода не бывает на свете! Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, мертвая и живая, питьевая и индустриальная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная. Есть даже вода тяжелая, а есть вода веселая, солнечная и пресная, привозная и местная, целебная, лечебная, волшебная, талая, большая и малая, срочная проточная, чистая и грязная – ну, в общем, разная!...
07 05 2025 5:12:38
Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы "Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....
06 05 2025 4:23:21
Цели урока: приобщить учащихся к здоровому образу жизни и правильному питанию; формировать знания о физическом и духовном здоровье человека; развивать пpaктические навыки и умения сохранения и укрепления здоровья....
05 05 2025 23:58:58
Применение цифрового микроскопа при изучении биологии способствует повышению эффективности и информативности занятий, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии педагога с учениками, проведению совместных исследований, выполнению учащимися самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности....
04 05 2025 23:15:55
Урок биологии в 10-м классе призван научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы генной инженерии....
03 05 2025 8:16:34
У животных, размножающихся поповым путем, индивидуальное развитие, как и у растений, охватывает время от оплодотворения до cмepти и подразделяется на периоды....
02 05 2025 21:56:32
Это урок, на котором ученики сами выдвигают идеи и гипотезы после неожиданного эмоционального толчка, открывают новое после работы с текстом, сравнивают и оценивают свою работу. Ученики становятся настоящими творцами и даже поэтами, ведь иногда вместо синквейнов-пятистрочий они сочиняют настоящие стихи....
01 05 2025 19:37:25
Урок изучения нового материала использует различные методические и логические приемы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. Новый материал изучается учащимися самостоятельно, в поисковой беседе, решении познавательных задач, лабораторном эксперименте в группах, развивает коммуникативные действия учащихся. На уроке наблюдается интеграция химии и биологии....
30 04 2025 14:56:19
Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....
29 04 2025 15:34:57
Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....
28 04 2025 15:52:11

Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....
27 04 2025 22:53:18
Результаты эволюции проявляются в трех следствиях: органической целесообразности, постепенном усовершенствовании организмов, многообразии видов....
26 04 2025 1:30:32
Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с многообразием и биологическим значением соцветий, отличием простых соцветий от сложных соцветий. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся.
...
25 04 2025 1:20:47
На уроке учащиеся получают представление об атмосфере как оболочке Земли; узнают о составе воздуха и содержание понятия "погода"; узнают как образуются облака и ветер....
24 04 2025 6:55:29
Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....
23 04 2025 11:16:25
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
22 04 2025 18:38:31
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
21 04 2025 8:40:43
В разработке представлены пpaктические методы изучения памяти: тестирование, самодиагностика, игра. Актуализация темы и активизация познавательного интереса показана посредством беседы с опорой на положительные эмоциональные воспоминания....
20 04 2025 21:25:23
В статье приведен урок природоведения в 5-м классе по изучению нового материала с использованием набора минералов, таблиц по географии, схемы "Круговорот горных пород", справочных материалов, индивидуальных дифференцированных карточек, презентации к уроку....
19 04 2025 2:22:27
Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка.
На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....
18 04 2025 23:52:12
Представлены разнообразные конкурсы, кроссворд, загадки. Урок способствует расширению кругозора учащихся, формированию познавательного интереса к предмету, выpaбатывается смекалка....
17 04 2025 12:46:10
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
16 04 2025 8:58:29
Конференция рассчитана на два учебных часа. Первый час – это представление основных тезисов выбранной гипотезы. Тезисы должны быть составлены не только как краткое изложение материала, а с точки зрения положения, истинность которого должна быть доказана. Второй час – дискуссионный «Тематический круглый стол». ...
15 04 2025 13:29:17
Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....
14 04 2025 23:56:58
На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...
13 04 2025 14:22:24
Тема комнатного цветоводства в настоящее время необычайно актуальна, особенно в северном городе, где большую часть года занимает долгая и суровая зима. Занятие проходит в виде знакомства с отдельными представителями зелёного мира кабинета экологии. Ребята учатся отыскивать растения по словесному описанию, сравнивают их с изображением, а также определяют названия растений, используя занимательные задания....
12 04 2025 18:46:50
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::