Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Успех любой познавательной деятельности в значительной степени зависит от ее мотивации. В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивации. Для создания внешней мотивации учитель располагает целым рядом средств обучения, способствующих развитию интереса учащихся к предмету. Формирование же внутренней мотивации проблема более сложная. Психологи различают четыре вида внутренней мотивации:

  • Мотивация по результату (ориентация ученика на результат деятельности) ;

  • Мотивация по процессу (заинтересованность ученика в самом процессе деятельности) ;

  • Мотивация на оценку (заинтересованность ученика в получении хорошей оценки) ;

  • Мотивация на избежание неприятностей (свидетельствует сама за себя). Наиболее значимыми для успешной познавательной деятельности являются первые два вида мотивации.

В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности школьников на уроке, нежеланием самостоятельно работать, да и просто учиться.

Учение – очень сложная деятельность. Дело взрослых – организовать ее: определить ее содержание, продумать формы, пути и средства подачи учебного материала, направить ребенка на поиск наиболее рационального способа действия с ним, оказать необходимую помощь.

Процесс учебной деятельности таит в себе богатые возможности для умственного развития ребенка и позволяет увлечь его этой деятельностью. Обучение и воспитание должно опираться на любознательность школьников. Задача учителя – увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться. Ребенок, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения.

Урок остается по-прежнему основной и главной формой организации учебного процесса. Эта фраза стала традиционной. Среди причин того, что дети теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Каким же должен быть современный урок. Чтобы он вызвал живой отклик у ребят? Ответ один: он должен быть всегда творческим. Только творческий подход к построению урока, его неповторяемость, насыщенность могут обеспечить эффективность.

Психологам известны три вида стимулов интереса учащихся к уроку: идущие от содержания, вызываемые видами и хаpaктером деятельности учащихся на уроке, вытекающие из их отношений с учителем и друг с другом на уроке. Для активизации познавательной активности учащихся в своей пpaктике использую различные приемы, в своей работе хочу показать некоторые из них.

Часто, особенно на обобщающих уроках использую групповые технологии, которые предполагают: взаимное обогащение учащихся в группе; организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов; распределение начальных действий и операций; коммуникацию, общение, обмен и взаимопонимание; обмен способами действий; рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная корреляция этого действия.

Руководители групп и их состав подбирается по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности его по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Работа в группе позволяет втянуть в активную деятельность весь ее состав, возрастает эмоциональная привлекательность учебной деятельности.

Хороший результат для активизации познавательной активности учащихся на уроках биологии также имеет проведение нетрадиционных уроков, применение игровых технологий. Таким образом, решается вопрос перевода ученика из пассивного объекта обучения к деятельности творческой личности.

В своей работе я покажу два интересных, на мой взгляд, приема, которые я использую на своих уроках на примере фрагментов обобщающего урока по теме “Цветковые растения”. Эти задания нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют.

1. Задания по группам. Конкурс “Объяснялки”

Инструкция по выполнению:

– Внимательно прочитайте свои отрывки, попробуйте догадаться о каком растении в каждой подборке идет речь.

– К какому семейству оно относится? По каким признакам вы сделали такой вывод?

– Какие отрывки служили для вас главной подсказкой? О чем вы узнали впервые?

– Какие объяснялки вам понравились больше всего?

Подборки “объяснялок”:

Вишня.

  • Это дерево или кустарник.

  • Листья простые, черешковые с сетчатым жилкованием.

  • Про плод этого растения есть загадка: “Сижу на дереве: красная как кровь, круглая как шар, вкусная как мед”.

  • Плод сочная шаровидная костянка различных оттенков красного и бурого цвета.

  • Плоды этого растения употрeбляют в пищу в свежем виде, а также переpaбатывают на мармелад, джем, варенье.

  • Листья этого растения используют при засолке и мариновании овощей, грибов, а также как заменитель чая.

  • Цветки без запаха, правильные, чашечка из 5 чашелистиков, венчик из 5 белых лепестков, тычинок много, пестик один.

  • Соцветие щиток.

Горох

  • Это однолетнее, травянистое растение.

  • Листья сложные, с усиками на конце, с большими прилистниками, черешковые, с сетчатым жилкованием.

  • Про плод этого растения есть загадка: “Десять мальчиков живут в зеленых чуланчиках”.

  • Семена этого растения употрeбляют в пищу в свежем и засушенном виде (кладут в салаты, варят суп).

  • Плод боб.

  • На конях этого растения в симбиозе с ним живут клубеньковые растения.

  • Цветок неправильный, белого цвета, чашечка состоит из 5 сросшихся чашелистиков, венчик из 5 лепестков: 2 из них срастаются в лодочку, 2 по бокам – это весла, 1 самый большой – парус. Внутри лодочки 10 тычинок (9 из них срастаются) в 1 пестик.

Томат.

  • Это однолетнее травянистое растение.

  • Зеленые части этого растения ядовиты.

  • Цветки желтые, правильные, чашечка состоит из 5 сросшихся чашелистиков, венчик из 5 сросшихся лепестков, 5 тычинок, 1 пестик.

  • О плодах этого растения есть загадка: “Ягода красна, ягода вкусна, режь да соли, ешь да хвали”.

  • Плоды – вкусные, сочные ягоды красного, желтого и оранжевого цвета.

  • Плоды употрeбляют в пищу в свежем, соленом, маринованном виде.

  • Итальянцы называли это растение “золотое яблоко” и первыми научились изготовлять из его плодов разнообразные соусы и кетчупы.

  • Соцветие кисть.

Капуста.

  • Это двулетнее, травянистое растение.

  • Листья простые с сетчатым жилкованием.

  • О побеге этого растения есть загадка: “Сто одежек и все без застежек”.

  • Цветки белого цвета, чашечка состоит из 4 чашелистиков, венчик – из 4 лепестков, 6 тычинок (4 длинные, 2 короткие), 1 пестик.

  • Плод стручок.

  • В пищу употрeбляют видоизмененный надземный побег – кочан.

  • Едят его в свежем виде и квашенном, делают салаты, варят борщ, щи; ценится он из-за большого содержания витамина С.

  • Соцветие кисть.

Пшеница.

  • Это однолетнее травянистое растение.

  • О плодах этого растения есть загадка: “Одно бросил – горсть взял”.

  • Плод зерновка.

  • Соцветие сложный колос.

  • Цветки невзрачные, состоят из 2 цветочных чешуи, 2 цветочных пленок, 3 тычинок, 1 пестика.

  • Стебель соломина.

  • Об этом растении есть стихотворение:

С неба солнце золотое золотые льет лучи
В поле дружною стеною золотые усачи.
Шевелят они усами и тихонько шелестят...
Дни сменяются ночами, а они стоят, стоят.
А когда уходят с поля золотые усачи,
В нашей печке золотятся золотые калачи.

Ландыш.

  • Это многолетнее травянистое растение.

  • Листья простые, с дуговым жилкованием.

  • Цветет в мае, июне; цветки без чашелистиков, имеют 6 белых сросшихся лепестков, 6 тычинок, 1 пестик.

  • Плод – ядовитая красная ягода.

  • Об этом растении есть загадка: “Белые горошки на зеленой ножке”.

  • Есть легенда о том, что эти красивые белые цветы выросли из слез Божьей матери, которые она пролила из-за cмepти своего сына Иисуса Христа.

  • Это были самые любимые цветы П.И.Чайковского, ог им даже посвятил стихотворение.

  • Соцветие кисть.

2. Конкурс “Пятый лишний”

Найдите в каждом задании лишнее растение, объясните, почему оно лишнее.

  • Пшеница, рожь, одуванчик, мятлик, овес.

  • Редька, капуста, хрен, пастушья сумка, шиповник.

  • Горох, картофель, бобы, донник, клевер.

  • Картофель, томаты, белена черная, сурепка обыкновенная, табак.

  • Одуванчик, василек, лук, ромашка, астра.

  • Гиацинт, тюльпан, кукуруза, ландыш, вороний глаз.

На своих уроках, особенно в 6–7-х классах использую загадки о растениях и животных, стихи, музыкальные фрагменты.

Литература

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Под ред. Щукиной Г.И. М., 1989 г.
  2. Богоявленская А.Г. Активные формы и методы обучения биологии. М., 1996 г.
  3. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В. и др. Педагогические технологии. М., “МарТ”, 2006 г.
  4. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания. Под ред. Ганич Л.Ю. М., 2000 г.
  5. Массовые эколого-биологические мероприятия. Под ред. Борисовой Н.Ю. Тверь, 1993 г.
  6. Ремизова Н.И. Мотивация учащихся к учебно-познавательной деятельности. “Биология в школе”, № 1, 1999 г.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998 г.
  8. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., 1983 г.



Комментарии:

Заключительный урок биологии "До свидания, Биология!"


    Заключительный урок биологии "До свидания, Биология!"

      Представленная статья содержит сведения о том, как творчески подойти к проведению заключительного урока по биологии у выпускников школы....

25 04 2025 9:57:20

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Минеральное питание растений и почвы Ростовской области". 6-й класс


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Минеральное питание растений и почвы Ростовской области". 6-й класс

      Предлагается урок на диалоговой основе с элементами пpaктикума. Это урок изучения нового материала в одном предмете (география и биология) и повторения изученного материала в другом (биология и природоведение). Цель урока – формирование целостного представления о минеральном питании растений, о почвах Ростовской области путем интеграции нескольких школьных дисциплин, а так же создание навыков пpaктической деятельности....

24 04 2025 11:18:33

Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"


    Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"

      Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...

23 04 2025 18:20:20

"Какой сок лучше?"


    "Какой сок лучше?"

      Рассматривая на витринах магазинов красивые коробки, бутылочки с соком, мы задаем себе вопрос: "Какой же сок купить? Какой сок лучше?" Натуральные соки в рационе человека должны занимать достойное место, тем более, что сейчас в магазинах есть соки на любой вкус. ...

22 04 2025 6:15:50

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

21 04 2025 2:55:59

Из опыта использования диалогического обучения на уроках биологии


    Из опыта использования диалогического обучения на уроках биологии

      Основное отличие диалогического стиля обучения от традиционной передачи знаний заключается в том, что ученик не получает «истину» в готовом виде, а открывает новое знание в сотрудничестве и при поддержке взрослого. Разработка урока является примером использования на уроках диалогического обучения. Учащиеся знакомятся с самой древней группой живых существ – бактериями; изучают особенности строения, размножения и распространения бактерий....

20 04 2025 7:39:14

Работа сердца


    Работа сердца

      Представлен конспект урока биологии для учащихся 8-х классов по теме "Работа сердца"....

19 04 2025 23:13:31

Урок биологии по теме "Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии". 7-й класс

      Урок биологии рассчитан на самостоятельное изучение материала, при использовании карточки-модуля. Однако, все темы, связанные с изучение эволюционных процессов, сложны для восприятия обучающихся. Роль учителя состоит в осуществлении и направлении процесса работы на уроке....

18 04 2025 23:20:10

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)


    Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

      Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....

17 04 2025 2:33:42

Модульный урок № 1 по теме: "Введение. Биологические науки". Общая биология (9-й класс)


    Модульный урок № 1 по теме: "Введение. Биологические науки". Общая биология (9-й класс)

      Приводится пример работы с тестами по биологии, составленных для учащихся 9-го класса. ...

16 04 2025 15:39:12

Использование контекстных задач на уроках биологии


    Использование контекстных задач на уроках биологии

      С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....

15 04 2025 7:59:49

Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"


    Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"

      Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....

14 04 2025 22:36:38

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Путешествие в мир Покрытосеменных"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Путешествие в мир Покрытосеменных"

      Разработка предлагает проведение нестандартного урока в виде смотра конкурса знаний учащихся по ранее изученному разделу «Классификация растений». Урок можно проводить в одном классе, но пройдет он интереснее, если задействовать всю параллель 6-х классов. Разнообразные конкурсы и задания вносят оживление и эмоциональную окраску в учебный процесс и помогают поддерживать интерес к изучению биологии....

13 04 2025 9:36:51

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

12 04 2025 11:28:53

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии


    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

      Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

11 04 2025 12:45:44

Движение живых организмов Биология

Движение живых организмов  Биология Одно из важнейших свойств всех живых организмов —способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные....

10 04 2025 12:58:52

Информационные технологии на уроках биологии. Урок-пpaктикум "Решение генетических задач. Анализ и составление родословной"


    Информационные технологии на уроках биологии. Урок-пpaктикум "Решение генетических задач. Анализ и составление родословной"

      Основная цель решения задач по генетике состоит в освоении новых приёмов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий. Тема заключает в себе широкие возможности для организации пpaктических работ (составление родословной по сказке А.С. Пушкина, роль врача в медико-генетической консультации составляющего родословную пробанда). ...

09 04 2025 20:36:43

Интегрированный урок "информатика + биология" "Путешествие в глубь листа"

Интеграция биологии и информатики формирует у учащихся информационные, технологические, коммуникативные и творческие компетентности, делает преподавание информатики предметно-ориентированным....

08 04 2025 7:17:10

Пpaктикум по общей экологии


    Пpaктикум по общей экологии

      Представлен урок-пpaктикум по экологии. Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие. В статье представлены пpaктические задания....

07 04 2025 1:15:49

Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями передвижения воды, минеральных и органических веществ в растении, дать понятие о листопаде....

06 04 2025 14:58:17

Правило постоянства и преемственности числа хромосом. Диплоидный и гаплоидный наборы

Правило постоянства и преемственности числа хромосом. Диплоидный и гаплоидный наборы Каждый вид растений и животных в норме имеет строго определенное и постоянное число хромосом, которые могут различаться по размерам и форме. Эта особенность известна как правило постоянства числа хромосом....

05 04 2025 15:24:34

Внеклассное мероприятие по биологии "Хакасия заповедная"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Хакасия заповедная"

      Главное назначение мероприятия – проведение природоохранной деятельности через внеклассную работу. Оно позволяет расширить круг знаний детей о природе родного края: дать сведения о заповеднике «Хакасский»; воспитывать бережное отношение к окружающему миру, формировать любовь к малой родине; развивать деятельностный подход к решению экологических проблем. ...

04 04 2025 19:49:38

Результаты эволюции


    Результаты эволюции

      Урок проводится в 11-м классе с целью сформировать у учащихся представления о географическом и экологическом способах видообразования; научить определять способы видообразования, сравнивать их друг с другом; продолжить формирование у школьников убежденности в необходимости сохранения видового многообразия растений и животных. Сложный для восприятия и запоминания материал легко усвоить с помощью опopных схем, изложенных в данном плане-конспекте....

03 04 2025 20:12:40

Сценарий урока-семинара "Онтогенез". 11-й класс


    Сценарий урока-семинара "Онтогенез". 11-й класс

      С ключевыми вопросами семинара (эмбриональная индукция, регуляция экспрессии генов в ходе онтогенеза) учащиеся знакомились в ходе вводной лекции в начале изучения темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Проведению семинара предшествует обязательная домашняя проработка учебного материала, поиск дополнительной информации. ...

02 04 2025 3:19:54

Дистанционные формы обучения в преподавании биологии


    Дистанционные формы обучения в преподавании биологии

      Аналитическая статья о роли и возможностях дистанционных форм обучения в преподавании биологии. Некоторые перспективы такового в свете современных требований....

01 04 2025 10:55:41

Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника


    Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника

      Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

31 03 2025 9:27:59

Урок биологии в 7-м классе по теме "Значение птиц"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Значение птиц"

      Занятие с целью расширять знания учащихся об экологических группах птиц, показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека....

30 03 2025 9:57:45

Как научить детей биологии. Урок "Сад в классной комнате"

Как научить биологии? Вызвать к ней интерес. Для этого, по-моему, учитель должен руководствоваться принципом: если можно сделать, то почему не сделать? Проведение экспериментов, реализация проектов, взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, демонстрация пpaктической значимости предмета, - вот основные методы достижения данной цели....

29 03 2025 6:50:19

Слайды к уроку "Биоценозы". 7-й класс

Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....

28 03 2025 19:51:41

Урок биологии по теме "Витамины – чудесные вещества". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Витамины – чудесные вещества". 8-й класс

      Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....

27 03 2025 7:11:14

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

26 03 2025 14:36:57

Урок-ролевая игра. 7-й класс. "Определение всхожести семян культурных растений"


    Урок-ролевая игра. 7-й класс. "Определение всхожести семян культурных растений"

      Урок – ролевая игра дает чувствовать себя исследователем, специалистом и важным человеком в мире взрослых. Поэтому дети становятся серьезными, более ответственно относятся к своему заданию, ответы стараются обосновать. Пpaктическая работа с проросшими семенами и другими семенами культурных растений дает дополнительные знания о них, ребята учатся пользоваться специальной литературой. ...

25 03 2025 17:14:42

Кольчатые черви: системы органов, регенерация и значение в природе

Кольчатые черви: системы органов, регенерация и значение в природе Кольчатые черви обладают рядом прогрессивных признаков, к числу которых относится появление сегментации, целома, кровеносной и дыхательной систем, а также повышение организации выделительной и нервной систем....

24 03 2025 4:47:22

Бинарный урок биологии и английского языка. Цветы английского сада


    Бинарный урок биологии и английского языка. Цветы английского сада

      Данный интегрированный урок английского языка и биологии ориентирован на школьников средней ступени обучения (11–12 лет). Его проведение обусловлено целесообразностью интеграции биологии и английского языка, а также отдельными темами уроков биологии, которые предполагают знание основ иностранного языка (связанных с систематикой растений). Также целью урока является повышение коммуникативной компетенции через интеграцию английского языка и биологии....

23 03 2025 19:42:21

Программа по биологии (базовый уровень). 10–11-е классы


    Программа по биологии (базовый уровень). 10–11-е классы

      Программа по биологии разработана на основе программы по биологии Г. М. Дымшиц, О. В. Саблиной, образовательной программы МОУ "СОШ № 5". Цель: соотнести содержание учебного курса биологии в 10−11-х классах с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования....

22 03 2025 14:28:13

Урок биологии "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"


    Урок биологии "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"

      Урок входит в тему «Внутренняя среда организма». На нем изучается строение эритроцитов и лейкоцитов в связи с выполняемыми функциями. Изучение материала идет с использованием мельтимедийного обучающего пособия....

21 03 2025 23:57:46

История страны в литературе (по роману В.Д. Дудинцева "Белые одежды")


    История страны в литературе (по роману В.Д. Дудинцева "Белые одежды")

      Интегрированный урок литературы и биологии – урок формирование нового проблемного видения, цель которого через изучение романа В.Дудинцева «Белые одежды» понять, как внутренняя политика государства 30–60-х годов ХХ века повлияла на развитие биологии как науки....

20 03 2025 16:20:32

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс


    Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

      Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

19 03 2025 11:59:16

Мышцы человека: головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей

Мышцы человека: головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей Мышцы живота участвуют в образовании передней и боковых стенок брюшной полости. Прямые мышцы живота участвуют в сгибании туловища вперед....

18 03 2025 21:29:42

Урок биологии "Кожа. Органы выделения"


    Урок биологии "Кожа. Органы выделения"

      Обобщающий урок по теме: "Кожа. Органы выделения" направлен на продолжение формирования общих умений коммуникаций у обучающихся. На уроке применяются такие виды деятельности, как работа в группе, индивидуальная работа с текстом, проведение индивидуальной исследовательской работы, выступление перед аудиторией, учебная эстафета и индивидуальная работа с тестом....

17 03 2025 4:44:21

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии


    Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии

      В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....

16 03 2025 1:59:18

Органы и системы органов животных Биология

Органы и системы органов животных  Биология Ткани животных, как и ткани растений, входят в состав органов. Органы образуют системы органов, которые выполняют различные функции. Опopно-двигательная система...

15 03 2025 3:47:13

Игра как средство интеpaктивного обучения


    Игра как средство интеpaктивного обучения

      Широкое использование ИКТ позволяет создавать интересные, предметные и межпредметные игры. В интегрированной игре «Знакомые незнакомцы» учащиеся пытались проникнуть в тайну «имянаречения». Ребята использовали Интернет, программы для оформления отчета, что способствовало формированию у них более высокого уровня навыков самостоятельной работы, умений ориентироваться в бурном потоке информации, позволило проявить свой творческий и интеллектуальный потенциал. ...

14 03 2025 23:44:51

Индивидуальное развитие растений Биология

Индивидуальное развитие растений  Биология Жизнь любого организма начинается от образования зиготы и продолжается до cмepти. В это время живой организм растет, развивается, стареет. Начало...

13 03 2025 19:42:45

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

12 03 2025 14:53:34

Расселение и распространение живых организмов Биология

Расселение и распространение живых организмов  Биология Способность к расселению —важное свойство всех организмов. Оно необходимо для освоения потомками новых территорий с благоприятными для жизни условиями....

11 03 2025 0:10:23

Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс


    Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс

      Метеорологические наблюдения ведутся в России с первой половины XVIII в. В связи с надвигающимся на планету глобальным потеплением изучение в средней школе состояния и изменения погодных условий сегодня особенно актуально. Соединить наилучшим образом теорию и пpaктику метеорологических наблюдений возможно путем выполнения учащимися соответствующей пpaктической работы, а также с помощью встреч с профессионалами-метеорологами....

10 03 2025 10:37:16

Урок-семинар "Обмен веществ и энергии в клетке — метаболизм. Реализация генетической информации". 10-й класс


    Урок-семинар "Обмен веществ и энергии в клетке — метаболизм. Реализация генетической информации". 10-й класс

      Содержание семинара позволит углубить и обобщить знания школьников, предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника....

09 03 2025 1:52:46

Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии


    Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии

      Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....

08 03 2025 16:33:21

Урок биологии по теме "Генетическое лото"

Представлен урок-пpaктикум по решению задач на моногибридное скрещивание (неполное доминирование), дигибридное скрещивание, сцепленное скрещивание, на группы крови Лото «Генетические задачи»....

07 03 2025 21:51:46

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::