Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Успех любой познавательной деятельности в значительной степени зависит от ее мотивации. В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивации. Для создания внешней мотивации учитель располагает целым рядом средств обучения, способствующих развитию интереса учащихся к предмету. Формирование же внутренней мотивации проблема более сложная. Психологи различают четыре вида внутренней мотивации:

  • Мотивация по результату (ориентация ученика на результат деятельности) ;

  • Мотивация по процессу (заинтересованность ученика в самом процессе деятельности) ;

  • Мотивация на оценку (заинтересованность ученика в получении хорошей оценки) ;

  • Мотивация на избежание неприятностей (свидетельствует сама за себя). Наиболее значимыми для успешной познавательной деятельности являются первые два вида мотивации.

В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности школьников на уроке, нежеланием самостоятельно работать, да и просто учиться.

Учение – очень сложная деятельность. Дело взрослых – организовать ее: определить ее содержание, продумать формы, пути и средства подачи учебного материала, направить ребенка на поиск наиболее рационального способа действия с ним, оказать необходимую помощь.

Процесс учебной деятельности таит в себе богатые возможности для умственного развития ребенка и позволяет увлечь его этой деятельностью. Обучение и воспитание должно опираться на любознательность школьников. Задача учителя – увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться. Ребенок, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения.

Урок остается по-прежнему основной и главной формой организации учебного процесса. Эта фраза стала традиционной. Среди причин того, что дети теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Каким же должен быть современный урок. Чтобы он вызвал живой отклик у ребят? Ответ один: он должен быть всегда творческим. Только творческий подход к построению урока, его неповторяемость, насыщенность могут обеспечить эффективность.

Психологам известны три вида стимулов интереса учащихся к уроку: идущие от содержания, вызываемые видами и хаpaктером деятельности учащихся на уроке, вытекающие из их отношений с учителем и друг с другом на уроке. Для активизации познавательной активности учащихся в своей пpaктике использую различные приемы, в своей работе хочу показать некоторые из них.

Часто, особенно на обобщающих уроках использую групповые технологии, которые предполагают: взаимное обогащение учащихся в группе; организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов; распределение начальных действий и операций; коммуникацию, общение, обмен и взаимопонимание; обмен способами действий; рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная корреляция этого действия.

Руководители групп и их состав подбирается по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности его по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Работа в группе позволяет втянуть в активную деятельность весь ее состав, возрастает эмоциональная привлекательность учебной деятельности.

Хороший результат для активизации познавательной активности учащихся на уроках биологии также имеет проведение нетрадиционных уроков, применение игровых технологий. Таким образом, решается вопрос перевода ученика из пассивного объекта обучения к деятельности творческой личности.

В своей работе я покажу два интересных, на мой взгляд, приема, которые я использую на своих уроках на примере фрагментов обобщающего урока по теме “Цветковые растения”. Эти задания нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют.

1. Задания по группам. Конкурс “Объяснялки”

Инструкция по выполнению:

– Внимательно прочитайте свои отрывки, попробуйте догадаться о каком растении в каждой подборке идет речь.

– К какому семейству оно относится? По каким признакам вы сделали такой вывод?

– Какие отрывки служили для вас главной подсказкой? О чем вы узнали впервые?

– Какие объяснялки вам понравились больше всего?

Подборки “объяснялок”:

Вишня.

  • Это дерево или кустарник.

  • Листья простые, черешковые с сетчатым жилкованием.

  • Про плод этого растения есть загадка: “Сижу на дереве: красная как кровь, круглая как шар, вкусная как мед”.

  • Плод сочная шаровидная костянка различных оттенков красного и бурого цвета.

  • Плоды этого растения употрeбляют в пищу в свежем виде, а также переpaбатывают на мармелад, джем, варенье.

  • Листья этого растения используют при засолке и мариновании овощей, грибов, а также как заменитель чая.

  • Цветки без запаха, правильные, чашечка из 5 чашелистиков, венчик из 5 белых лепестков, тычинок много, пестик один.

  • Соцветие щиток.

Горох

  • Это однолетнее, травянистое растение.

  • Листья сложные, с усиками на конце, с большими прилистниками, черешковые, с сетчатым жилкованием.

  • Про плод этого растения есть загадка: “Десять мальчиков живут в зеленых чуланчиках”.

  • Семена этого растения употрeбляют в пищу в свежем и засушенном виде (кладут в салаты, варят суп).

  • Плод боб.

  • На конях этого растения в симбиозе с ним живут клубеньковые растения.

  • Цветок неправильный, белого цвета, чашечка состоит из 5 сросшихся чашелистиков, венчик из 5 лепестков: 2 из них срастаются в лодочку, 2 по бокам – это весла, 1 самый большой – парус. Внутри лодочки 10 тычинок (9 из них срастаются) в 1 пестик.

Томат.

  • Это однолетнее травянистое растение.

  • Зеленые части этого растения ядовиты.

  • Цветки желтые, правильные, чашечка состоит из 5 сросшихся чашелистиков, венчик из 5 сросшихся лепестков, 5 тычинок, 1 пестик.

  • О плодах этого растения есть загадка: “Ягода красна, ягода вкусна, режь да соли, ешь да хвали”.

  • Плоды – вкусные, сочные ягоды красного, желтого и оранжевого цвета.

  • Плоды употрeбляют в пищу в свежем, соленом, маринованном виде.

  • Итальянцы называли это растение “золотое яблоко” и первыми научились изготовлять из его плодов разнообразные соусы и кетчупы.

  • Соцветие кисть.

Капуста.

  • Это двулетнее, травянистое растение.

  • Листья простые с сетчатым жилкованием.

  • О побеге этого растения есть загадка: “Сто одежек и все без застежек”.

  • Цветки белого цвета, чашечка состоит из 4 чашелистиков, венчик – из 4 лепестков, 6 тычинок (4 длинные, 2 короткие), 1 пестик.

  • Плод стручок.

  • В пищу употрeбляют видоизмененный надземный побег – кочан.

  • Едят его в свежем виде и квашенном, делают салаты, варят борщ, щи; ценится он из-за большого содержания витамина С.

  • Соцветие кисть.

Пшеница.

  • Это однолетнее травянистое растение.

  • О плодах этого растения есть загадка: “Одно бросил – горсть взял”.

  • Плод зерновка.

  • Соцветие сложный колос.

  • Цветки невзрачные, состоят из 2 цветочных чешуи, 2 цветочных пленок, 3 тычинок, 1 пестика.

  • Стебель соломина.

  • Об этом растении есть стихотворение:

С неба солнце золотое золотые льет лучи
В поле дружною стеною золотые усачи.
Шевелят они усами и тихонько шелестят...
Дни сменяются ночами, а они стоят, стоят.
А когда уходят с поля золотые усачи,
В нашей печке золотятся золотые калачи.

Ландыш.

  • Это многолетнее травянистое растение.

  • Листья простые, с дуговым жилкованием.

  • Цветет в мае, июне; цветки без чашелистиков, имеют 6 белых сросшихся лепестков, 6 тычинок, 1 пестик.

  • Плод – ядовитая красная ягода.

  • Об этом растении есть загадка: “Белые горошки на зеленой ножке”.

  • Есть легенда о том, что эти красивые белые цветы выросли из слез Божьей матери, которые она пролила из-за cмepти своего сына Иисуса Христа.

  • Это были самые любимые цветы П.И.Чайковского, ог им даже посвятил стихотворение.

  • Соцветие кисть.

2. Конкурс “Пятый лишний”

Найдите в каждом задании лишнее растение, объясните, почему оно лишнее.

  • Пшеница, рожь, одуванчик, мятлик, овес.

  • Редька, капуста, хрен, пастушья сумка, шиповник.

  • Горох, картофель, бобы, донник, клевер.

  • Картофель, томаты, белена черная, сурепка обыкновенная, табак.

  • Одуванчик, василек, лук, ромашка, астра.

  • Гиацинт, тюльпан, кукуруза, ландыш, вороний глаз.

На своих уроках, особенно в 6–7-х классах использую загадки о растениях и животных, стихи, музыкальные фрагменты.

Литература

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Под ред. Щукиной Г.И. М., 1989 г.
  2. Богоявленская А.Г. Активные формы и методы обучения биологии. М., 1996 г.
  3. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В. и др. Педагогические технологии. М., “МарТ”, 2006 г.
  4. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания. Под ред. Ганич Л.Ю. М., 2000 г.
  5. Массовые эколого-биологические мероприятия. Под ред. Борисовой Н.Ю. Тверь, 1993 г.
  6. Ремизова Н.И. Мотивация учащихся к учебно-познавательной деятельности. “Биология в школе”, № 1, 1999 г.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998 г.
  8. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., 1983 г.



Комментарии:

Зачетный урок "Размножение и развитие человека"

Представлены вопросы к зачетному уроку по теме "Размножение человека"....

01 04 2025 7:52:36

Формирование экологического сознания средствами урока биологии


    Формирование экологического сознания средствами урока биологии

      Формирование у обучающихся представления, что без сохранения жизни на Земле во всем многообразии её систем невозможно выживание и развитие человечества, заставляют учителя делать так, чтобы экологическая составляющая биологических знаний воспринималась ребятами как особо значимая, осознанно присваивалась учениками, а не навязывалась. Все, что мы изучаем на уроках, должно породить новые человеческие отношения и сформировать правильные поведенческие нормы....

31 03 2025 6:32:48

Пpaктикоориентированное обучение на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ-технологии


    Пpaктикоориентированное обучение на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ-технологии

      Материалы публикации помогут учителям при подготовке проблемных уроков, при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях, педагогических советах....

30 03 2025 13:43:43

Вирусы


    Вирусы

      При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....

29 03 2025 16:19:58

Строение и функции кожи. 8-й класс


    Строение и функции кожи. 8-й класс

      Перед уроком проводится опережающая подготовка к уроку: коллективное творческое дело по изучаемому материалу (задание группам: осветить тему с точки зрения каждой науки). Учащиеся используют различные источники, анализируют и синтезируют информацию. Такая форма работы развивает творческую активность и самостоятельность учащихся. Развивает умение выступать перед аудиторией, монологическую речь. В ходе поисковой беседы учащиеся учатся выдвигать гипотезы, и аргументировано их доказывать....

28 03 2025 13:50:11

Энергетический обмен – катаболизм


    Энергетический обмен – катаболизм

      Цель урока: изучить процесс энергетического обмена....

27 03 2025 7:52:41

Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс


    Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс

      Внеклассное мероприятие в форме комaндной игры-соревнования учитывает возрастные особенности детей среднего школьного возраста, развивает познавательный интерес учащихся, формирует коммуникативные навыки и умения, даёт возможность взаимообучения более сильными детьми слабых. Уделяется большое внимание литературным произведениям о России, что прививает любовь к чтению книг, воспитывает патриотизм....

26 03 2025 1:47:45

Галактика. Многообразие галактик


    Галактика. Многообразие галактик

      Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

25 03 2025 3:21:50

Урок - морское путешествие "По морям, по волнам…"


    Урок - морское путешествие "По морям, по волнам…"

      Данная работа предлагает проведение нестандартного урока по теме "Вода" (учебник для 5-го кл. "Природа. Неживая и живая": В.М.Пакулова, Н.В.Иванова) с целью активизации познавательной деятельности учащихся. Основа урока – групповая игра. В ходе урока дети узнают много нового материала, преподнесенного в занимательной форме, учатся бережному отношению к воде. Информация, полученная на этом уроке, легко воспринимается учащимися и надолго остается в их памяти....

24 03 2025 6:40:59

Урок–исследование в 11-м классе на тему "Формы размножения организмов. Жизненный цикл организмов и хаpaктер смены поколений"


    Урок–исследование в 11-м классе на тему "Формы размножения организмов. Жизненный цикл организмов и хаpaктер смены поколений"

      Целью данного урока является расширение и углубление знания учащихся о генетических особенностях различных способов размножения; определение зависимости жизненного цикла вида от особенностей размножения организмов, среды обитания, способов существования и жизненных форм. ...

23 03 2025 2:39:23

Урок биологии в 11-м классе на тему: "Происхождение человека"


    Урок биологии в 11-м классе на тему: "Происхождение человека"

      Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....

22 03 2025 13:26:57

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

21 03 2025 5:47:16

Обобщающий урок по теме "Класс Птицы" (особенности строения)


    Обобщающий урок по теме "Класс Птицы" (особенности строения)

      Урок повторения и обобщения знаний по теме «Тип Хордовые. Класс Птицы», на котором учащиеся систематизируют знания об особенностях строения, жизнедеятельности птиц, связанных с полетом, приспособленности их к жизни в разнообразных условиях наземной среды, происхождении птиц....

20 03 2025 10:30:18

Повторение и обобщение по теме "Надкласс Рыбы"


    Повторение и обобщение по теме "Надкласс Рыбы"

      В ходе урока учащиеся закрепляют знания о приспособленности рыб к жизни в водной среде обитания, о строении и функциях различных систем органов рыб, заботе о потомстве. Также школьники обобщают знания о систематических группах рыб и многообразии рыб в природе....

19 03 2025 8:10:52

Урок биологии по теме "Биогеоценозы, созданные человеком. Агроценозы"


    Урок биологии по теме "Биогеоценозы, созданные человеком. Агроценозы"

      На уроке закрепляются знания о биогеоценозе, круговороте веществ, пищевых цепях, компонентах экосистемы. Дополняются знания об особенностях в агроценозе, как созданной человеком экосистеме. В презентации показаны разнообразные виды агроценозов. Предложены задания сравнения природных биогеоценозов с агроценозами. ...

18 03 2025 0:34:50

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"


    Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

      Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

17 03 2025 15:47:37

Урок-экскурсия «Знакомство с птицами парка». 7-й класс


    Урок-экскурсия «Знакомство с птицами парка». 7-й класс

      Интеpaктивная экскурсия по биологии знакомит с разнообразием птиц городского парка. Ученики отмечают видовой состав фоновых птиц и особенности их жизни весной; проводя наблюдения за весенним поведением птиц, обращают внимание на приспособления птиц к определенным условиям жизни. Цель: развивать у учащихся понимание экологических взаимосвязей в природе, единства и целостности естественных биогеоценозов; рассмотреть вопросы охраны птиц....

16 03 2025 8:48:39

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование


    Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

      В доступной и интересной форме на уроке представлен учебный материал с применением различных методов обучения. Это позволяет учащимся усвоить в полном объеме данную тему, применить полученные знания на пpaктике....

15 03 2025 7:33:46

Комбинированный урок с элементами интеpaктивного обучения. "Правда ли, что трехцветных котов не бывает?" Генетика пола


    Комбинированный урок с элементами интеpaктивного обучения. "Правда ли, что трехцветных котов не бывает?" Генетика пола

      Проблемный вопрос позволяет повысить мотивацию не только к данной теме урока, но и ко всему разделу «генетика». К уроку прилагается презентация. Интеpaктивное обучение ускоряет и активизирует процесс полученных знаний. ...

14 03 2025 2:48:56

Обобщение и систематизация знаний по теме "Кровь и кровообращение"


    Обобщение и систематизация знаний по теме "Кровь и кровообращение"

      На уроке в фронтальном опросе формируется речь, развиваются умения обобщать, сравнивать, делать выводы, мышление в решении биологических задач. Учащимся предлагается работа с наглядным анимированным материалом и интеллектуальная викторина "Своя игра" по теме урока. Развивается познавательный интерес к изучению собственного организма и биологии....

13 03 2025 19:42:49

Урок "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок "Виды корней и типы корневых систем"

      У учащихся формируются знания о видах корней и типах корневых систем; выpaбатываются умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Учащиеся знакомятся с функциями корня....

12 03 2025 8:57:37

Урок биологии по теме "Основные стадии антропогенеза"


    Урок биологии по теме "Основные стадии антропогенеза"

      Урок проводится с целью формирования у учащихся знаний о происхождении человека....

11 03 2025 6:56:43

Вещества, образуемые растениями

На уроке, учитывая возрастные особенности пятиклассников, формируются представления о дубильных веществах, фитонцидах и витаминах, понятие о здоровом образе жизни и рациональном питании, умение использовать текст и рисунки при решении поисковых задач, навыки самостоятельной работы с текстом учебника и ИКТ....

10 03 2025 4:58:25

Значение рыб в природе и жизни человека. Промысел рыбы

Значение рыб в природе и жизни человека. Промысел рыбы Рыбы служат источником лекарственного рыбьего жира, богатого витамином A и D, рыбного клея, кожи, рыбной муки, используемой на корм скоту....

09 03 2025 22:49:18

Урок–игра по теме "Беспозвоночные". 7-й класс


    Урок–игра по теме "Беспозвоночные". 7-й класс

      В данной статье представлен материал урока по теме « Беспозвоночные» в 7 классе по программе Пасечника. Урок в игровой форме позволяет обобщить знания о моллюсках, насекомых и других беспозвоночных животных. Занимательные задания не только повысят интерес к изучению предмета и окружающего мира, но и позволят детям применять полученные знания в повседневной жизни. ...

08 03 2025 23:58:14

Происхождение человека. Эволюционная теория Дарвина

Происхождение человека. Эволюционная теория Дарвина Чарльз Дарвин в книге «Происхождение человека и пoлoвoй отбор» привел доказательства происхождения человека от обезьяноподобных предков, путем последовательных изменений в результате отбора....

07 03 2025 23:54:28

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

06 03 2025 5:29:26

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"


    Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

      Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

05 03 2025 16:23:13

Программа элективного курса по биологии "Человеческое тело"


    Программа элективного курса по биологии "Человеческое тело"

      Курс рассчитан на учащихся 11-х классов, которым анатомические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в вузы, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма. Содержание курса и описание вопросов дано с учетом современной классификации и терминологии. Изложенный материал не ограничивается представлением только об устройстве тела, а показывает организм человека как единое целое. ...

04 03 2025 15:14:54

Факультативный курс "Тайны и глубины психики человека"


    Факультативный курс "Тайны и глубины психики человека"

      Факультативный курс является предметно-ориентированным и посвящен изучению основ учения о высшей нервной деятельности, поведения и психики человека. Он предназначен для учащихся 8-х классов, интересующихся биологией и психологией....

03 03 2025 15:56:50

Урок "Все о грибах"


    Урок "Все о грибах"

      На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

02 03 2025 8:13:58

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

01 03 2025 13:35:36

Мастер-класс "Развитие учебной мотивации в обучении биологии в С(К)ОУ"

Мастер-класс показывает методические приемы для восприятия учебного материала через различные каналы, что сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, развивает зрительную память, акцентирует внимание на важных объектах за счет фрагментарной подачи материала....

28 02 2025 7:49:46

Стебель растения. Строение, ветвление стeбля, рост и функции

Стебель растения. Строение, ветвление стeбля, рост и функции Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стeбля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных хаpaктерно быстрое изменение первичного стeбля....

27 02 2025 22:44:22

Урок биологии по теме "Путешествие в страну растений"

Первый урок в теме «Царство растений». В ходе урока учащиеся знакомятся с удивительным миром растений и их ролью в природе и жизни человека, изучают классификации растений по особенностям строения и районы их распространения....

26 02 2025 11:20:12

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"


    Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"

      Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....

25 02 2025 1:43:47

Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу


    Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу

      Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....

24 02 2025 18:13:39

Вирусы


    Вирусы

      При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....

23 02 2025 2:46:49

Значение и строение кожи


    Значение и строение кожи

      Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

22 02 2025 7:24:56

урок биологии: "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"


    урок биологии: "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"

      Предлагается план урока на тему "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие". На уроке с учащимися проводится познавательная игра, выполняется лабораторная работа и также присутствует творческий мини-проект. ...

21 02 2025 22:45:14

Урок биологии по теме "Путешествие в микромир"


    Урок биологии по теме "Путешествие в микромир"

      Основная цель урока - сформировать научное представлении о клеточном строении организма человека, строении и функциях органоидов клетки. ...

20 02 2025 15:28:48

Урок в 9-м классе по теме "Вирусы"

Урок в 9-м классе по теме "Вирусы" является примером применения элементов технологии информационно-коммуникационной и технология опopных схем и конспектов. Использование интеpaктивной презентации предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создания содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, структурирования урока, улучшения темпа и течения занятия....

19 02 2025 17:18:12

Основные закономерности генетики. 9-й класс

На уроке используются проблемные ситуации, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. В ходе групповой работы учащиеся распределяют обязанности внутри группы, самостоятельно ставят проблему, выдвигают гипотезы, решают, делают выводы....

18 02 2025 4:23:37

Урок-лекция "Вирус СПИДа в организме человека"


    Урок-лекция "Вирус СПИДа в организме человека"

      Урок-лекция, на котором дается общее понятие вирусов в природе и жизни человека; объясняется строение и жизненный цикл вируса СПИДа; рассмотрены этапы заражения клетки вирусом СПИДа; выявляются статистические данные о вирусе. В ходе урока перед учащимися ставится вопрос о препаратах, противостоящих вирусу СПИДа с целью попытаться найти ответ, а также говорится о проблеме СПИДа в России....

17 02 2025 11:35:54

Движение простейших и беспозвоночных


    Движение простейших и беспозвоночных

      Презентация «Движение простейших и беспозвоночных» носит обучающий хаpaктер. Предназначена для детей школьного возраста в возрасте 12–18 лет. Презентация может быть использована на уроках биологии в 6-м классе при изучении темы «Движение»....

16 02 2025 6:50:53

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

15 02 2025 0:52:19

Валеологическая тетрадь "Мое сердце"


    Валеологическая тетрадь "Мое сердце"

      Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...

14 02 2025 12:26:40

Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма


    Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма

      Урок предназначен для проведения в 10-м классе естественно-научного профиля. Рассматривается материал о значении ферментов в живых организмах, процессах их действия в клетке. В ходе лабораторной работы учащиеся знакомятся с действием фермента каталазы на пероксид водорода. Закрепляют умения работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты и объяснять результаты, делать выводы....

13 02 2025 0:45:31

Урок биологии по теме "Витамины" с использованием информационных технологий


    Урок биологии по теме "Витамины" с использованием информационных технологий

      Автор работы ставит цели: разъяснить значение витаминов; дать понятие об авитаминозах; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах. Материал знакомит с историей открытия витаминов, их ролью в организме, идет анализ отдельных витаминов. ...

12 02 2025 5:23:43

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"


    Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...

11 02 2025 0:14:13

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::