"Воздушная одежда Земли", 5-й класс, урок природоведения > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


"Воздушная одежда Земли", 5-й класс, урок природоведения


    "Воздушная одежда Земли", 5-й класс, урок природоведения

Курс “Природоведение” 5 класс, раздел 2. “Земля”, по учебнику А.А.Плешакова и Н.И.Сонина В работе использованы материалы Андреевой Е.Ю.

Образовательная цель: Расширить знания и представления учащихся об основных элементах и явлениях атмосферы Земли.

Уровни усвоения

Представления Отношение Стратегия поведения
Актуализировать представления учащихся о воздействии температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье Формировать позитивное отношение к различным способам снижения рисков, связанных с нeблагоприятными воздействиями температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье Обучить основным приемам воздушного закаливания в целях укрепления своего здоровья

Методическое обеспечение

Игра “Вокруг света на воздушном шаре”, пакеты с заданиями для групп, регистрационная карта работы групп, набор пословиц и поговорок (для оформления кабинета), таблички для названий групп, таблица “Приемы воздушного закаливания”, у каждого уч-ся альбомный лист.

Содержание урока Методы изучения
  Вводная часть
Актуализация знаний о воздушной оболочке Земли На доске и в тетрадях записывается тема урока и проводится упражнение “Ассоциации”.

Упражнение “Ассоциации”

Каждому учащемуся предлагается назвать свои ассоциации, которые возникают у него со словосочетанием “Воздушная одежда (оболочка) Земли”. После этого внимание учащихся обращается на ассоциации, связанные с температурой (тепло, холод). Используя пословицы и поговорки, расположенные на стене вокруг доски, учитель проводит краткое обсуждение этих ассоциаций, значении тепла и холода для человека.

Русские пословицы и поговорки о тепле и холоде:

  • Береги нос в большой мороз.
  • Жар костей не ломит.
  • В зимний холод всякий молод.
  • Зимой без шубы не стыдно, а холодно.
  • Мороз не велик, да стоять не велит.
  • Хоть и холодно, да не голодно.
  • Что мне золото, светило бы солнышко.
  • Худо лето, когда солнца нету.
  Основная часть
Изучение основных элементов и явлений атмосферы Земли В ходе мини-дискуссии о тепле и холоде, их значении учитель ненавязчиво ставит перед учащимися ряд проблемных вопросов, связанных в целом с воздушной оболочкой Земли. Причем вопросы задаются с таким предполагаемым содержанием ответа, чтобы ребята почувствовали недостаток знаний о воздухе, атмосфере и т. д. Таким образом, реализуется мотивационный компонент урока и у учащихся возникает потребность в устранении пробелов в знаниях по данной теме. Основные тезисы высказываний учащихся учитель записывает на доске.

После этого учитель объявляет о предстоящем путешествии, в ходе которого у ребят будет возможность не только продемонстрировать свой кругозор и способности, но и пополнить багаж своих знаний об атмосфере Земли.

Проведение игры “Вокруг света на воздушном шаре”

Условия игры:

Класс делится на группы по 5 человек - это экипаж воздушного шара. Сформированный экипаж придумывает название своего летательного аппарата, подписывает его на табличке, расположенной на столе. Учитель фиксирует эти названия в регистрационной таблице вместе с нумерацией групп. Далее экипаж распределяет “специальности” (по желанию или по жребию):

  • Атмосферолог – изучает общие особенности атмосферы Земли;
  • Гидрометеоролог – изучает облака и осадки;
  • Штурман – изучает вопросы, связанные с возникновением ветра и грозы;
  • Метеоролог – изучает основную информацию о погоде и климате;
  • Специалист по здоровью – изучает вопросы, связанные с воздействием температуры окружающей (внешней) среды на организм человека.

После проведения каждого этапа игры выступает специалист, изучающий то задание из всего пакета материалов, которое касается предметной областью его специальности.

Этапы игры – перелеты воздушного путешествия:

  1. Перелет 1. “Атмосфера”
  2. Перелет 2. “Облака”
  3. Перелет 3. “Ветер”
  4. Перелет 4. “Погода и климат”
  5. Перелет 5. “Температура”

На проведение каждого этапа отводится 4 минуты (3 минуты – на выполнение задания, 1 минута – на выступление специалиста).

Пакет заданий для групп (выдается каждой группе):

Перелет 1. “Атмосфера”.

Прочитай текст учебника (стр. 72, абзацы 1 и 2). Нарисуй “картину”, на которой должны быть изображены все особенности атмосферы Земли. Будь готов о них рассказать.

Перелет 2. “Облака”.

Прочитай текст учебника (стр.72, абзацы 3 и 4). Составь схему “Образование облаков”, посмотри в окно и определи вид облаков на сегодняшний день. Будь готов рассказать о них.

  Перелет 3. “Ветер”

Прочитай текст учебника (стр.72 – 73, абзацы 5, 6 и 7). Составь краткую статью для газеты (ведь по прибытию журналисты будут брать у вас интервью) о ветре, его образовании, грозах и молниях. Будь готов прочитать свою заметку.

Перелет 4. “Погода и климат”.

Прочитай текст учебника (стр.73, от 8 абзаца и до конца). Ответь на вопросы и запиши ответы в тетрадь:

  • Погода – это…(определение).
  • Климат – это…(определение).

Найди отличия погоды от климата.

Чем хаpaктеризуется погода (перечисли элементы погоды)?

Какой из элементов погоды оказывает наибольшее влияние и имеет наибольшее значение для организма человека?

Перелет 5. “Температура”

Внимательно прочти текст, просмотри еще раз ваши высказывания про тепло и холод, записанные на доске. Предложи один способ защиты своего организма от нeблагоприятного воздействия на него температуры.

“Влияние температуры окружающей (внешней) среды на организм человека”

Температура окружающей (внешней) среды имеет огромное значение для организма человека, его здоровья; а также имеет огромное на него влияние. Это влияние проявляется в сложном процессе теплообмена организма с окружающей средой. И в самом деле, если какое-то время побыть на холоде, то отдельные участки кожи тоже станут холодными (разве у тебя не мерзнут нос, руки, щеки зимой?). Это происходит потому, что под воздействием низких температур кровеносные сосуды сужаются и это уменьшает приток крови к коже. Еще через какой-то промежуток времени начинаешь чувствовать озноб, так как организм теряет тепло, температура тела падает и хочется спать (гипотермия). А когда температура тела падает ниже 26 –270С (для этого на холоде организм должен пробыть несколько часов при условии малоподвижности) начинают угасать жизненные функции. Бывают даже холодовые травмы – обморожения, когда низкие температуры воздействуют на определенный участок тела (чаще всего лицо, руки, ноги).

Конечно, с полной уверенностью можно утверждать, что ты любишь лето. И не только из-за каникул, но и потому, что летом тепло. Но высокие температуры тоже оказывают значительное влияние на твой организм.

Почему? Потому, что в организме нарушается процесс терморегуляции, т. е. образования и отдачи тепла. А если еще вдобавок воздух влажен и неподвижен, а на тебе надета одежда из непроницаемых для водяных паров тканей (это современные ткани на основе искусственных волокон – крепы, трикотаж, лайкра, искусственная кожа, синтетические ткани и т. п.), то это еще больше способствует нарушению терморегуляции. И тогда повышается температура тела, увеличивается частота пульса (с повышением температуры тела на 10С – на 10 ударов в минуту), дыхание учащается из-за усиленной работы сердца. Все эти признаки говорят о перегревании организма. А если пробыть на жаре долго (ты, ведь, наверняка любишь понежиться на солнышке), то это может привести к тепловому удару. Тогда кожа становится сухой и горячей, мышцы слабыми, слабеет биение сердца, могут быть потеря сознания и судороги.

  Ну, а если утром пасмурно и прохладно, а к обеду уже светит ярое солнце и стоит жара, то такой резкий перепад температур за короткий отрезок времени тоже не останется “незамеченным” твоим организмом. А вот к постоянным периодическим колебаниям температуры в течение суток организм приспособился очень хорошо. Например, активность зависит от температуры тела и ночью, когда ты спишь, она самая низкая (34 – 350С) ; а к утру она возрастает и достигает своего максимума приблизительно к 18 часам (около 36 – 370С), поэтому уровень бодрствования днем выше и тебе легче заниматься повседневными делами.

Так как же происходят все эти процессы? Все дел в том, что человеческий организм имеет свои органы, системы и функции, отвечающие за терморегуляцию. Все они, конечно же, контролируются головным мозгом, а точнее, его сенсорной корой (она “отвечает” за чувствительность от всего тела). Для того чтобы регулировать температуру тела нервная система выполняет соматосенсорную функцию и имеет огромное количество нервных окончаний с рецепторами, которые подходят к верхнему слою кожи. Холодовых рецепторов у нашего организма – 250 тысяч, а тепловых – 30 тысяч.

Еще организм имеет терморегулирующую функцию, т. е. при изменении температуры внешней среды автоматически включаются приспособительные реакции организма – это изменения крови и работа потовых желез. Всего потовых желез у нас 3 –4 млн. Они похожи на маленькие клубочки, где образуется пот (кстати, он совсем не имеет запаха; пот приобретает запах, когда начинают разлагаться находящиеся в нем бактерии), а от этих клубочков к поверхности кожи отходят потовые каналы, которые заканчиваются потовыми порами. Вот к этим “клубочкам” и подходят рецепторы нервных окончаний, отвечающие за чувствительность к температуре внешней среды. Больше всего потовых желез на лбу, ладонях, ступнях, под мышками. А вот на губах их совсем нет.

А еще холодный или теплый воздух оказывает влияние на твои волосы. Когда они на холоде, то сжимаются из-за ухудшения кровообращения кожи, становятся ломкими и сухими. Это одна из причин ношения нами головных уборов зимой. Когда волосы находятся под воздействием теплого воздуха, то это способствует их расширению, тогда увеличивается салоотделение и волосы быстро загрязняются. Поэтому летом нам приходится чаще мыть волосы.

И, напоследок следует отметить, что на наш организм имеют еще непосредственное влияние сами солнечные лучи (ведь ты же любишь позагорать после купания?). Хотя это тоже не совсем безопасно, и находиться под солнечными лучами без вреда для собственного здоровья можно не более 50 раз в год, да и то порциями по 10 – 15 минут. Так что и загорать тоже нужно уметь.

Ход игры

Группам раздается “балласт” - по 10 кружочков зеленого цвета. В ходе игры они должны избавиться от него. Чем меньше остается у группы “балласта”, тем легче им “долететь” до хорошей оценки (“4” или”5”). Ведущий забирает один или два кружочка в том случае, если выступление специалиста группы конкретно, лаконично и правильно. “Сброшенный балласт” прикрепляется в соответствующую графу регистрационной таблицы в зависимости от этапа игры и выступающей группы.

 

Регистрационная таблица работы групп

  Этап игры 1
группа
2
|группа
3
группа
и т. д.
Перелет 1. “Атмосфера”        
Перелет 2. “Облака”        
Перелет 3. “Ветер”        
Перелет 4. “Погода и климат”        
Перелет 5. “Температура”        
  После установочной консультации каждая группа получает пакет с заданиями и распределяет их среди члeнов экипажа в соответствии с выбранными специальностями (по одному заданию).

Проводится первый этап игры – Перелет 1. “Атмосфера”. Учащиеся выполняют свои задания в течение регламентированного времени (3 минуты), затем от каждой группы выступают атмосферологи, прикрепляя картину в отведенном для этого месте и комментируя свое “произведение”.

После выступления ведущий распределяет количество “выброса балласта” в соответствии с имеющимися критериями выступлений учащихся. “Балласт” заносится в регистрационную таблицу.

Затем полет продолжается и для того, чтобы вновь “подняться” в воздух, необходимо передать свое задание по часовой стрелке, т. е. своему соседу слева, а самому взять задание у своего соседа справа.

Примечание. При выполнении всех последующих заданий, кроме задания “Перелета 5. “Температура”, выступления учащиеся не готовят, так как оно было подготовлено при выполнении первого перелета. Такая схема игры предусмотрена для того, чтобы каждый учащийся имел возможность не только работать на группу, но и проработать всю тему целиком, а, не только ее часть (за которую он отвечает).
  Проведение 2, 3 и 4 этапов игры осуществляется по такому же алгоритму.
Формирование позитивного отношения к различным способам снижения рисков, связанных с нeблагоприятным воздействием температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье Проведение 5-го этапа игры “Перелет 5. “Температура” проводится также по алгоритму, но до выступления специалистов по здоровью группам дается дополнительное время – 2 минуты, для того, чтобы:

Обсудить все предлагаемые способы снижения рисков, связанных с нeблагоприятным воздействием температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье;

Выделить наиболее важные из них по мнению всей группы, записать их крупными буквами на листе бумаги;

Выразить свое мнение относительно информации, изложенной в тексте задания 5.

Выступающий специалист озвучивает решение группы и прикрепляет лист бумаги с предложениями от нее к доске.

  Заключительная часть
Обучение основным приемам воздушного закаливания Учитель кратко комментирует предложенные группами приемы, делая акцент на том, что применение тех или иных приемов должно носить систематический хаpaктер, а их отбор опираться на индивидуальные особенности своего тела и его функционирования. Все это в совокупности должно обеспечить выработку защитных реакций и повышение устойчивости организма к нeблагоприятным воздействиям температуры окружающей (внешней) среды
  Такая система приемов условно называется воздушным закаливанием.

Затем в ходе общего обсуждения отбираются наиболее приемлемых и эффективных приемов воздушного закаливания. Заполняется таблица

“Приемы воздушного закаливания”

  Приемы Я делаю так всегда Я делаю так иногда Я так не делаю Не считаю это важным для меня
Умеренное загорание.

Ношение головного убора зимой.

Соблюдение естественных ритмов организма.

Систематическая мышечная деятельность.

Укрепление нервной системы

Уход за кожей.

И т. д.

       
  Итог урока
Отработка личной стратегии Учащимся предлагается подумать и определить свое отношение к выделенным приемам, а также оценить степень и эффективность применения приемов воздушного закаливания для укрепления своего организма. Полученные результаты заносятся в таблицу. Учащиеся самостоятельно делают выводы, заслушивается мнение некоторых ребят
  Домашнее задание
По предметному содержанию Повторить текст учебника (стр.72 – 73). Выполнить задания рубрики “Подумайте” Обсудить с члeнами семьи степень, правильность и эффективность использования приемов воздушного закаливания. Узнать отношение родителей, их готовность поддержать и принять непосредственное участие в изменении стратегии поведения по данному аспекту здоровья.



Комментарии:

Урок биологии по теме "Витамины"


    Урок биологии по теме "Витамины"

      Урок призван сформировать представление о витаминах и их роли в организме человека, дать понятие о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе и мерах профилактики, развивать интеллектуальные, креативные и коммуникативные способности учащихся, способствовать гигиеническому воспитанию школьников....

17 07 2025 17:21:19

Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии


    Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии

      Урок биологии в 10-м классе призван научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы генной инженерии....

16 07 2025 1:40:26

Значение водорослей в природе и жизни человека

Значение водорослей в природе и жизни человека Из красных водорослей (филофора) получают агар, используемый в микробиологии и кондитерской промышленности. Из зеленых (кладофора) делают бумагу....

15 07 2025 16:55:51

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

14 07 2025 15:42:45

Человек общественное существо. Развитие мышления, сознания и гигиена труда

Человек общественное существо. Развитие мышления, сознания и гигиена труда На развитие человека влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Решающим условием, позволившим человеку выделиться из животного мира и подняться неизмеримо высоко над ним, был труд....

13 07 2025 2:38:35

Обобщающий урок по теме "Прокариоты: бактерии. Грибы. Лишайники"


    Обобщающий урок по теме "Прокариоты: бактерии. Грибы. Лишайники"

      Обобщить и систематизировать знания учащихся о бактериях, грибах и лишайниках. Метод проведения - самостоятельная работа по заданиям, игровой - решение кроссворда, рассказ учащихся. Каждый ученик получает перед уроком отдельный рабочий лист, где он будет выполнять задания. И также оценочный лист, где будут фиксироваться баллы при их выполнении. Критерии оценивания каждого этапа записаны на доске....

12 07 2025 14:45:31

Элективный курс "Обжора долго не живет"

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 8–9-х классов. Данный курс опирается на знания и умения, полученные школьниками при изучении биологии 8-го класса, поддерживает и углубляет знания по этому предмету. Элективный курс "Обжора долго не живет" рассматривает такие вопросы, как особенности профессии врача диетолога, содержание данной профессии и возможности ее реализации, составление режима питания и индивидуальной диеты. ...

11 07 2025 12:46:14

Мини-проект "Кожа"


    Мини-проект "Кожа"

      Расширяются знания о коже. Учащиеся учатся создавать мини-проекты, применяют элементы исследования....

10 07 2025 13:43:32

Элективный курс по биологии "Невидимые"


    Элективный курс по биологии "Невидимые"

      Курс "Невидимые" предназначен для учащихся 10 – 11-х классов, желающих углубить свои знания в области биологии, и является предметно-ориентированным. Материал курса значительно расширяет знания учащихся о микроорганизмах. Хотя этот материал и изучается в базовом курсе, но на него отводится небольшое количество часов, причем некоторые темы изучаются в среднем звене на недостаточном информационном и научном уровне. ...

09 07 2025 11:36:59

Урок биологии по теме "Вирусы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Вирусы". 10-й класс

      Вирусы имеют особое место в системе живой природы, занимая пограничное положение между живым и неживым. Задача учителя состоит в том, чтобы, использовав личный опыт учащихся, расширить их представления о вирусах, придать знаниям учащихся научный хаpaктер. Урок построен в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и направлен на формирование у учащихся сознательного отношения к себе и миру, подразумевающего самостоятельную, осмысленную позицию, повышение коммуникативного потенциала личности....

08 07 2025 13:40:10

Межпредметные связи темы "Размножение и индивидуальное развитие организмов"


    Межпредметные связи темы "Размножение и индивидуальное развитие организмов"

      Межпредметные связи – педагогическая категория, обозначающая синтезирующие, интегративные отношения между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, выраженные в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющие образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их единстве....

07 07 2025 5:23:40

Элективный курс "Здоровым быть здорово"


    Элективный курс "Здоровым быть здорово"

      Элективный курс – «Здоровым быть здорово» информирует учащихся об ответственном отношении к своему здоровью. Учит формировать конкретные привычки здорового образа жизни. Доводит до учащихся информацию о профилактике пoлoвoй распущенности у подростков. Элективный курс направлен на формирование стиля жизни, способствует сохранению и укреплению здоровья....

06 07 2025 11:52:56

Урок "Все о грибах"


    Урок "Все о грибах"

      На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

05 07 2025 17:56:12

Некоторые приемы мнемотехники


    Некоторые приемы мнемотехники

      Проблема улучшения памяти была актуальна во все времена. Но особо остро она встала именно сейчас, во время развития компьютерных технологий, которые открыли для нас неограниченный доступ к информации. Чтобы сделать запоминание более быстрым и надежным, была изобретена мнемотехника - совокупность приемов и систем, служащих для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти....

04 07 2025 3:29:59

Урок биологии "Вирусы"


    Урок биологии "Вирусы"

      Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....

03 07 2025 11:10:41

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

      Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

02 07 2025 3:10:40

Техническая карта урока по теме "Оплодотворение у животных и растений"

Оплодотворение – удивительное явление природы, в результате которого каждый появившийся организм уникален. У учащихся формируется бережное отношение к живым организмам. Познавательные задания можно дать учащимся заранее, чтобы они смогли лучше подготовиться к уроку. Обсуждение темы и объяснения учителя сопровождаются показом слайдов и видеофильмов....

01 07 2025 18:19:31

Урок биологии по теме "Введение в основы общей биологии" в 9-м классе


    Урок биологии по теме "Введение в основы общей биологии" в 9-м классе

      Урок помогает обеспечить усвоение учащимися знаний об общих признаках живых организмов, уровнях организации живых систем, о биологии как комплексной науке и её роли в современном обществе, обеспечить условия для развития умений слушать, выделять главное, наблюдать объекты живой природы и объяснять процессы и явления, происходящие в ней....

30 06 2025 22:34:12

Господин кабан и свинка-господинка

Данное мероприятие позволяет учащимся расширить знания по теме "Семейство свиньи". Материал излагается в форме путешествия по материкам, на которых предстоит встреча с представителями пяти родов данного семейства. Роль натуралистов исполняют учащиеся, которые рассказывают присутствующим о повадках, особенностях строения, образе жизни животных. Исторические сведения о животном рассказывает архивариус, о пользе данных представителей поведает врач. ...

29 06 2025 21:18:11

Адаптация учащихся в предметной учебной деятельности формированием понятийного аппарата, или Как овладеть языком предмета

Как в условиях интенсификации УВП овладеть понятийным аппаратом? Авторская «Матрица» – эффективный способ развития понятийного аппарата. Учебная тема, представленная в виде печатных матриц и компьютерной презентации на их основе, помогает интенсифицировать учебный процесс. Даны методические рекомендации по применению педагогического приема «Матрица» на разных этапах урока....

28 06 2025 23:59:50

Урок-викторина "Прощание с ботаникой"


    Урок-викторина "Прощание с ботаникой"

      Целями обобщающих уроков является проверка и систематизирование знаний учащихся, приобретенных при изучении той или иной темы, раздела, а также обогащение этих знаний некоторыми новыми сведениями. В уроке-викторине "Прощание с ботаникой" предусмотрена смена форм учебной работы: работа с научными терминами, работа с гербариями; разнообразные методические приемы; самостоятельные работы учащихся. Урок проводится по принципу "крестики-нолики" и телевикторины "Счастливый случай". Игре предшествует разминка, затем 9 гeймов, для награждения победителей игры разработаны "ордена"....

27 06 2025 23:59:10

Урок - Защита проектов "Значение зеленых растений в природе"


    Урок - Защита проектов "Значение зеленых растений в природе"

      Урок раскрывает «космическую роль зеленых растений на Земле», показывает взаимосвязь роли растений в природе и процессов их жизнедеятельности, обращает внимание учащихся на проблему загрязнения окружающей среды и охраны природы. ...

26 06 2025 5:46:57

Методические рекомендации к проведению уроков по теме: "Строение, функции и гигиена кожи"


    Методические рекомендации к проведению уроков по теме: "Строение, функции и гигиена кожи"

      В статье предлагаются возможные варианты проведения уроков по теме "Кожа". Приводятся факты по развитию познавательного интереса и научные достижения в области тканевой инженерии. Программированные и проблемные задания побуждают учащихся самостоятельно мыслить, развивая при этом их интеллектуальные способности. Применение компьютерных технологий (например, при решении поисковых задач) способствует интенсификации учебного процесса и обеспечивает прочное усвоение знаний. ...

25 06 2025 16:21:54

Урок по теме "Надкласс рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания". 7-й класс


    Урок по теме "Надкласс рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания". 7-й класс

      Урок развивает критическое мышление в чтении и письме (метод "фишбоун"). В ходе урока у учащихся формируются знания о общей хаpaктеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания....

24 06 2025 22:20:34

Обобщающий урок по теме "Основы генетики". 10-й класс


    Обобщающий урок по теме "Основы генетики". 10-й класс

      На данном уроке обобщаются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатываются символика и терминология, необходимые для решения задач, определяется степень усвоения категориального аппарата темы. ...

23 06 2025 14:28:19

Групповая работа по теме "Комaндный пункт организма". 8-й класс


    Групповая работа по теме "Комaндный пункт организма". 8-й класс

      В статье автор рассказывает об опыте применения групповой работы на уроках, которая повышает интерес учащихся к предмету....

22 06 2025 11:29:38

Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Питание и пищеварение"


    Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Питание и пищеварение"

      При подготовке к уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание подготовить сообщения о роли питательных веществ для организма человека, этапах пищеварения и значении кулинарной обработке пищи. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение урока. ...

21 06 2025 1:18:51

Урок на тему "Строение и функции цветка". 6-й класс


    Урок на тему "Строение и функции цветка". 6-й класс

      Данная разработка позволяет познакомить учащихся с особенностями строения и биологического значения цветка, развивает умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала используются электронные образовательные ресурсы. Урок направлен на развитие у учащихся познавательной активности, навыков самостоятельности, саморазвития и самоопределения....

20 06 2025 21:20:47

Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"


    Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"

      Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....

19 06 2025 1:13:52

Творчество в жизни человека и общества. По учебнику И.Н. Пономаревой. 11-й класс


    Творчество в жизни человека и общества. По учебнику И.Н. Пономаревой. 11-й класс

      Автор углубляет у учащихся понятие "творчество", перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты. Дети интересуются творчеством М.Цветаевой....

18 06 2025 15:52:24

Модульный урок № 1 по теме: "Введение. Биологические науки". Общая биология (9-й класс)


    Модульный урок № 1 по теме: "Введение. Биологические науки". Общая биология (9-й класс)

      Приводится пример работы с тестами по биологии, составленных для учащихся 9-го класса. ...

17 06 2025 0:26:52

Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс


    Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс

      Созданная на уроке субъект-субъектная учебная ситуация позволяет ученикам перестать функционировать по принципу "меня учат" и начать действовать по принципу "я учусь". Реализуемый на уроке системно-деятельностный подход позволяет каждому ученику включиться в разнообразные виды исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательской компетентности лежит решение ситуативной задачи....

16 06 2025 17:57:12

Значение пищеварения и пищеварительной системы. Продукты питания и питательные вещества


    Значение пищеварения и пищеварительной системы. Продукты питания и питательные вещества

      Модульные уроки активизируют творческое мышление обучающихся и направлены на развитие их интеллектуальных умений: анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать, находить причинно-следственные связи....

15 06 2025 10:10:40

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

14 06 2025 2:51:37

Работы и достижения селекционера М.Ф.Иванова

Работы и достижения селекционера М.Ф.Иванова Большая заслуга по созданию новых пород домашних животных принадлежит выдающемуся селекционеру М.Ф.Иванову, который вывел высокопродуктивные породы свиней и овец. Работа проводилась в Аскании-Новой....

13 06 2025 14:54:47

Интегрированный урок–игра по теме "По следам Красной книги Красноярского края"


    Интегрированный урок–игра по теме "По следам Красной книги Красноярского края"

      Биологическая игра для учащихся 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников о значении и содержании Красной книги Красноярского края, глубже познакомиться с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу. ...

12 06 2025 16:19:41

Урок биологии "Органы цветкового растения. Цветок". 6-й класс


    Урок биологии "Органы цветкового растения. Цветок". 6-й класс

      Урок позволяет сформировать у учащихся знания о строении цветка, о его функциях как о органе пoлoвoго размножения. Цель урока – раскрыть биологическое значение частей цветка, познакомить учащихся с классификацией растений по признаку расположения цветов, с классификацией цветов по составу главных частей цветка; научить выявлять приспособленность цветов к опылению. ...

11 06 2025 19:37:46

Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся


    Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся

      Данный материал повествует о том, как готовился в Правдинской общеобразовательной школе № 2 проект «Экология и здоровье человека». Проект разpaбатывался силами учащихся одиннадцатых классов, на базе которых было создано в школе научное общество. ...

10 06 2025 10:31:25

Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов"


    Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов"

      Урок изучения нового материала в 8-м классе с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся приобретают, закрепляют, обобщают и систематизируют знания об эндокринной системе человека. Данный урок позволяет развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Изучение материала проводится на двух уроках (лучше, если уроки будут спаренными). ...

09 06 2025 12:50:20

Классный час "Пивные реки. Доплывем ли до берега?"


    Классный час "Пивные реки. Доплывем ли до берега?"

      Классный час проводится с целью формировать у учащихся осознанное негативное отношение к пиву, как алкогольному напитку и положительное отношение к здоровому образу жизни; помогает развивать умение сопоставлять факты, выражать своё мнение....

08 06 2025 13:32:18

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

07 06 2025 12:12:56

Разработка обобщающего урока по биологии (раздел экология)

Обобщающий урок с применением игровой технологии. Игровая технология способствует развитию двигательных, интеллектуальных, трудовых, психологических видов деятельности....

06 06 2025 17:51:22

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

05 06 2025 5:25:45

Познавательный праздник по биологии, посвященный 200-летию Ч. Дарвина. 9−11-е классы


    Познавательный праздник по биологии, посвященный 200-летию Ч. Дарвина. 9−11-е классы

      Познавательный праздник по биологии посвящен 200-летию Ч. Дарвина. Цель праздника: расширить знания по биологии, развивать внимание учпеников, сообразительность, умение работать в коллективе. Мероприятие проходит в красочно оформленном зале в стиле XIX века или на палубе корабля. Учащиеся 9−11-х классов создают 4 комaнды по 4 учащихся, которые готовят свое выступление (сюрприз). Познавательно-активная часть представляет собой викторины, конкурсы, игры....

04 06 2025 21:37:51

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

      Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

03 06 2025 4:20:22

Проводящие ткани ЕГЭ biologia's Blog

Проводящие ткани  ЕГЭ biologia's Blog Проводящие ткани являются сложными, так как они состоят из нескольких типов клеток, их структуры, имеют вытянутую (трубчатую) форму, пронизаны многочисленными порами. Наличие отверстий на торцевых …...

02 06 2025 8:58:13

Урок биологии в 9-м классе по теме "Биосинтез белка" в условиях мобильного компьютерного класса


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Биосинтез белка" в условиях мобильного компьютерного класса

      Один из вариантов авторской методики проведения уроков биологии в условиях мобильного компьютерного класса с использованием мультимедийного образовательного комплекса и большого количества цифровых образовательных ресурсов, а также проверка знаний учащихся с помощью программы компьютерного тестирования MyTest....

01 06 2025 12:13:24

Рыбы – водные позвоночные животные. Лабораторная работа «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни»

Урок предполагает проведение лабораторной работы по изучению живого объекта – аквариумных рыб. Такая форма организации занятия способствует формированию у школьников исследовательских навыков, любознательности и бережного отношения к живым организмам. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, раскрывают особенности их внешнего строения, выявляют приспособления к факторам водной среды....

31 05 2025 12:31:52

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

30 05 2025 13:49:37

Коспект урока по теме "Гумopaльная реакция"


    Коспект урока по теме "Гумopaльная реакция"

      Представлен конспект урока по теме "Гумopaльная регуляция" для учащихся 8-го класса. Дидактическая цель: Создать условия для первичного осознания и осмысления блока новой информации и закрепления ее....

29 05 2025 11:33:16

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::