"Воздушная одежда Земли", 5-й класс, урок природоведения > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


"Воздушная одежда Земли", 5-й класс, урок природоведения


    "Воздушная одежда Земли", 5-й класс, урок природоведения

Курс “Природоведение” 5 класс, раздел 2. “Земля”, по учебнику А.А.Плешакова и Н.И.Сонина В работе использованы материалы Андреевой Е.Ю.

Образовательная цель: Расширить знания и представления учащихся об основных элементах и явлениях атмосферы Земли.

Уровни усвоения

Представления Отношение Стратегия поведения
Актуализировать представления учащихся о воздействии температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье Формировать позитивное отношение к различным способам снижения рисков, связанных с нeблагоприятными воздействиями температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье Обучить основным приемам воздушного закаливания в целях укрепления своего здоровья

Методическое обеспечение

Игра “Вокруг света на воздушном шаре”, пакеты с заданиями для групп, регистрационная карта работы групп, набор пословиц и поговорок (для оформления кабинета), таблички для названий групп, таблица “Приемы воздушного закаливания”, у каждого уч-ся альбомный лист.

Содержание урока Методы изучения
  Вводная часть
Актуализация знаний о воздушной оболочке Земли На доске и в тетрадях записывается тема урока и проводится упражнение “Ассоциации”.

Упражнение “Ассоциации”

Каждому учащемуся предлагается назвать свои ассоциации, которые возникают у него со словосочетанием “Воздушная одежда (оболочка) Земли”. После этого внимание учащихся обращается на ассоциации, связанные с температурой (тепло, холод). Используя пословицы и поговорки, расположенные на стене вокруг доски, учитель проводит краткое обсуждение этих ассоциаций, значении тепла и холода для человека.

Русские пословицы и поговорки о тепле и холоде:

  • Береги нос в большой мороз.
  • Жар костей не ломит.
  • В зимний холод всякий молод.
  • Зимой без шубы не стыдно, а холодно.
  • Мороз не велик, да стоять не велит.
  • Хоть и холодно, да не голодно.
  • Что мне золото, светило бы солнышко.
  • Худо лето, когда солнца нету.
  Основная часть
Изучение основных элементов и явлений атмосферы Земли В ходе мини-дискуссии о тепле и холоде, их значении учитель ненавязчиво ставит перед учащимися ряд проблемных вопросов, связанных в целом с воздушной оболочкой Земли. Причем вопросы задаются с таким предполагаемым содержанием ответа, чтобы ребята почувствовали недостаток знаний о воздухе, атмосфере и т. д. Таким образом, реализуется мотивационный компонент урока и у учащихся возникает потребность в устранении пробелов в знаниях по данной теме. Основные тезисы высказываний учащихся учитель записывает на доске.

После этого учитель объявляет о предстоящем путешествии, в ходе которого у ребят будет возможность не только продемонстрировать свой кругозор и способности, но и пополнить багаж своих знаний об атмосфере Земли.

Проведение игры “Вокруг света на воздушном шаре”

Условия игры:

Класс делится на группы по 5 человек - это экипаж воздушного шара. Сформированный экипаж придумывает название своего летательного аппарата, подписывает его на табличке, расположенной на столе. Учитель фиксирует эти названия в регистрационной таблице вместе с нумерацией групп. Далее экипаж распределяет “специальности” (по желанию или по жребию):

  • Атмосферолог – изучает общие особенности атмосферы Земли;
  • Гидрометеоролог – изучает облака и осадки;
  • Штурман – изучает вопросы, связанные с возникновением ветра и грозы;
  • Метеоролог – изучает основную информацию о погоде и климате;
  • Специалист по здоровью – изучает вопросы, связанные с воздействием температуры окружающей (внешней) среды на организм человека.

После проведения каждого этапа игры выступает специалист, изучающий то задание из всего пакета материалов, которое касается предметной областью его специальности.

Этапы игры – перелеты воздушного путешествия:

  1. Перелет 1. “Атмосфера”
  2. Перелет 2. “Облака”
  3. Перелет 3. “Ветер”
  4. Перелет 4. “Погода и климат”
  5. Перелет 5. “Температура”

На проведение каждого этапа отводится 4 минуты (3 минуты – на выполнение задания, 1 минута – на выступление специалиста).

Пакет заданий для групп (выдается каждой группе):

Перелет 1. “Атмосфера”.

Прочитай текст учебника (стр. 72, абзацы 1 и 2). Нарисуй “картину”, на которой должны быть изображены все особенности атмосферы Земли. Будь готов о них рассказать.

Перелет 2. “Облака”.

Прочитай текст учебника (стр.72, абзацы 3 и 4). Составь схему “Образование облаков”, посмотри в окно и определи вид облаков на сегодняшний день. Будь готов рассказать о них.

  Перелет 3. “Ветер”

Прочитай текст учебника (стр.72 – 73, абзацы 5, 6 и 7). Составь краткую статью для газеты (ведь по прибытию журналисты будут брать у вас интервью) о ветре, его образовании, грозах и молниях. Будь готов прочитать свою заметку.

Перелет 4. “Погода и климат”.

Прочитай текст учебника (стр.73, от 8 абзаца и до конца). Ответь на вопросы и запиши ответы в тетрадь:

  • Погода – это…(определение).
  • Климат – это…(определение).

Найди отличия погоды от климата.

Чем хаpaктеризуется погода (перечисли элементы погоды)?

Какой из элементов погоды оказывает наибольшее влияние и имеет наибольшее значение для организма человека?

Перелет 5. “Температура”

Внимательно прочти текст, просмотри еще раз ваши высказывания про тепло и холод, записанные на доске. Предложи один способ защиты своего организма от нeблагоприятного воздействия на него температуры.

“Влияние температуры окружающей (внешней) среды на организм человека”

Температура окружающей (внешней) среды имеет огромное значение для организма человека, его здоровья; а также имеет огромное на него влияние. Это влияние проявляется в сложном процессе теплообмена организма с окружающей средой. И в самом деле, если какое-то время побыть на холоде, то отдельные участки кожи тоже станут холодными (разве у тебя не мерзнут нос, руки, щеки зимой?). Это происходит потому, что под воздействием низких температур кровеносные сосуды сужаются и это уменьшает приток крови к коже. Еще через какой-то промежуток времени начинаешь чувствовать озноб, так как организм теряет тепло, температура тела падает и хочется спать (гипотермия). А когда температура тела падает ниже 26 –270С (для этого на холоде организм должен пробыть несколько часов при условии малоподвижности) начинают угасать жизненные функции. Бывают даже холодовые травмы – обморожения, когда низкие температуры воздействуют на определенный участок тела (чаще всего лицо, руки, ноги).

Конечно, с полной уверенностью можно утверждать, что ты любишь лето. И не только из-за каникул, но и потому, что летом тепло. Но высокие температуры тоже оказывают значительное влияние на твой организм.

Почему? Потому, что в организме нарушается процесс терморегуляции, т. е. образования и отдачи тепла. А если еще вдобавок воздух влажен и неподвижен, а на тебе надета одежда из непроницаемых для водяных паров тканей (это современные ткани на основе искусственных волокон – крепы, трикотаж, лайкра, искусственная кожа, синтетические ткани и т. п.), то это еще больше способствует нарушению терморегуляции. И тогда повышается температура тела, увеличивается частота пульса (с повышением температуры тела на 10С – на 10 ударов в минуту), дыхание учащается из-за усиленной работы сердца. Все эти признаки говорят о перегревании организма. А если пробыть на жаре долго (ты, ведь, наверняка любишь понежиться на солнышке), то это может привести к тепловому удару. Тогда кожа становится сухой и горячей, мышцы слабыми, слабеет биение сердца, могут быть потеря сознания и судороги.

  Ну, а если утром пасмурно и прохладно, а к обеду уже светит ярое солнце и стоит жара, то такой резкий перепад температур за короткий отрезок времени тоже не останется “незамеченным” твоим организмом. А вот к постоянным периодическим колебаниям температуры в течение суток организм приспособился очень хорошо. Например, активность зависит от температуры тела и ночью, когда ты спишь, она самая низкая (34 – 350С) ; а к утру она возрастает и достигает своего максимума приблизительно к 18 часам (около 36 – 370С), поэтому уровень бодрствования днем выше и тебе легче заниматься повседневными делами.

Так как же происходят все эти процессы? Все дел в том, что человеческий организм имеет свои органы, системы и функции, отвечающие за терморегуляцию. Все они, конечно же, контролируются головным мозгом, а точнее, его сенсорной корой (она “отвечает” за чувствительность от всего тела). Для того чтобы регулировать температуру тела нервная система выполняет соматосенсорную функцию и имеет огромное количество нервных окончаний с рецепторами, которые подходят к верхнему слою кожи. Холодовых рецепторов у нашего организма – 250 тысяч, а тепловых – 30 тысяч.

Еще организм имеет терморегулирующую функцию, т. е. при изменении температуры внешней среды автоматически включаются приспособительные реакции организма – это изменения крови и работа потовых желез. Всего потовых желез у нас 3 –4 млн. Они похожи на маленькие клубочки, где образуется пот (кстати, он совсем не имеет запаха; пот приобретает запах, когда начинают разлагаться находящиеся в нем бактерии), а от этих клубочков к поверхности кожи отходят потовые каналы, которые заканчиваются потовыми порами. Вот к этим “клубочкам” и подходят рецепторы нервных окончаний, отвечающие за чувствительность к температуре внешней среды. Больше всего потовых желез на лбу, ладонях, ступнях, под мышками. А вот на губах их совсем нет.

А еще холодный или теплый воздух оказывает влияние на твои волосы. Когда они на холоде, то сжимаются из-за ухудшения кровообращения кожи, становятся ломкими и сухими. Это одна из причин ношения нами головных уборов зимой. Когда волосы находятся под воздействием теплого воздуха, то это способствует их расширению, тогда увеличивается салоотделение и волосы быстро загрязняются. Поэтому летом нам приходится чаще мыть волосы.

И, напоследок следует отметить, что на наш организм имеют еще непосредственное влияние сами солнечные лучи (ведь ты же любишь позагорать после купания?). Хотя это тоже не совсем безопасно, и находиться под солнечными лучами без вреда для собственного здоровья можно не более 50 раз в год, да и то порциями по 10 – 15 минут. Так что и загорать тоже нужно уметь.

Ход игры

Группам раздается “балласт” - по 10 кружочков зеленого цвета. В ходе игры они должны избавиться от него. Чем меньше остается у группы “балласта”, тем легче им “долететь” до хорошей оценки (“4” или”5”). Ведущий забирает один или два кружочка в том случае, если выступление специалиста группы конкретно, лаконично и правильно. “Сброшенный балласт” прикрепляется в соответствующую графу регистрационной таблицы в зависимости от этапа игры и выступающей группы.

 

Регистрационная таблица работы групп

  Этап игры 1
группа
2
|группа
3
группа
и т. д.
Перелет 1. “Атмосфера”        
Перелет 2. “Облака”        
Перелет 3. “Ветер”        
Перелет 4. “Погода и климат”        
Перелет 5. “Температура”        
  После установочной консультации каждая группа получает пакет с заданиями и распределяет их среди члeнов экипажа в соответствии с выбранными специальностями (по одному заданию).

Проводится первый этап игры – Перелет 1. “Атмосфера”. Учащиеся выполняют свои задания в течение регламентированного времени (3 минуты), затем от каждой группы выступают атмосферологи, прикрепляя картину в отведенном для этого месте и комментируя свое “произведение”.

После выступления ведущий распределяет количество “выброса балласта” в соответствии с имеющимися критериями выступлений учащихся. “Балласт” заносится в регистрационную таблицу.

Затем полет продолжается и для того, чтобы вновь “подняться” в воздух, необходимо передать свое задание по часовой стрелке, т. е. своему соседу слева, а самому взять задание у своего соседа справа.

Примечание. При выполнении всех последующих заданий, кроме задания “Перелета 5. “Температура”, выступления учащиеся не готовят, так как оно было подготовлено при выполнении первого перелета. Такая схема игры предусмотрена для того, чтобы каждый учащийся имел возможность не только работать на группу, но и проработать всю тему целиком, а, не только ее часть (за которую он отвечает).
  Проведение 2, 3 и 4 этапов игры осуществляется по такому же алгоритму.
Формирование позитивного отношения к различным способам снижения рисков, связанных с нeблагоприятным воздействием температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье Проведение 5-го этапа игры “Перелет 5. “Температура” проводится также по алгоритму, но до выступления специалистов по здоровью группам дается дополнительное время – 2 минуты, для того, чтобы:

Обсудить все предлагаемые способы снижения рисков, связанных с нeблагоприятным воздействием температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье;

Выделить наиболее важные из них по мнению всей группы, записать их крупными буквами на листе бумаги;

Выразить свое мнение относительно информации, изложенной в тексте задания 5.

Выступающий специалист озвучивает решение группы и прикрепляет лист бумаги с предложениями от нее к доске.

  Заключительная часть
Обучение основным приемам воздушного закаливания Учитель кратко комментирует предложенные группами приемы, делая акцент на том, что применение тех или иных приемов должно носить систематический хаpaктер, а их отбор опираться на индивидуальные особенности своего тела и его функционирования. Все это в совокупности должно обеспечить выработку защитных реакций и повышение устойчивости организма к нeблагоприятным воздействиям температуры окружающей (внешней) среды
  Такая система приемов условно называется воздушным закаливанием.

Затем в ходе общего обсуждения отбираются наиболее приемлемых и эффективных приемов воздушного закаливания. Заполняется таблица

“Приемы воздушного закаливания”

  Приемы Я делаю так всегда Я делаю так иногда Я так не делаю Не считаю это важным для меня
Умеренное загорание.

Ношение головного убора зимой.

Соблюдение естественных ритмов организма.

Систематическая мышечная деятельность.

Укрепление нервной системы

Уход за кожей.

И т. д.

       
  Итог урока
Отработка личной стратегии Учащимся предлагается подумать и определить свое отношение к выделенным приемам, а также оценить степень и эффективность применения приемов воздушного закаливания для укрепления своего организма. Полученные результаты заносятся в таблицу. Учащиеся самостоятельно делают выводы, заслушивается мнение некоторых ребят
  Домашнее задание
По предметному содержанию Повторить текст учебника (стр.72 – 73). Выполнить задания рубрики “Подумайте” Обсудить с члeнами семьи степень, правильность и эффективность использования приемов воздушного закаливания. Узнать отношение родителей, их готовность поддержать и принять непосредственное участие в изменении стратегии поведения по данному аспекту здоровья.



Комментарии:

Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии


    Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии

      Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....

01 04 2025 23:47:15

Обобщающий урок по биологии на тему "Царства Бактерии, Грибы, Растения"


    Обобщающий урок по биологии на тему "Царства Бактерии, Грибы, Растения"

      В данной работе представлена разработка обобщающего урока по биологии на тему "Царства Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения" для шестого класса по программе и учебнику В.В. Пасечника. Урок проводится в игровой форме, что позволяет повысить познавательную активность школьников. Класс делится на три комaнды. Проводятся конкурсы. В конце урока подсчитываются баллы, определяются победители, выставляются оценки. ...

31 03 2025 8:13:30

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"


    Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"

      Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

30 03 2025 9:33:38

Элективный курс "Проектно-исследовательская деятельность"


    Элективный курс "Проектно-исследовательская деятельность"

      Элективный курс направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. В курсе используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного». ...

29 03 2025 23:54:36

Влияние физкультуры и спорта на состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем восьмиклассников


    Влияние физкультуры и спорта на состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем восьмиклассников

      Состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем является одним из важнейших критериев для оценки воздействия на организм человека систематической спортивной тренировки. Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает пpaктическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека....

28 03 2025 20:42:17

Проект открытого урока по биологии в 6-м классе по теме «Цветок»


    Проект открытого урока по биологии в 6-м классе  по теме «Цветок»

      На уроке учащиеся знакомятся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений. Расширяются знания обучающихся о разнообразии цветковых растений....

27 03 2025 18:14:52

Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс


    Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс

      Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....

26 03 2025 15:12:36

Основные процессы жизнедеятельности простейших


    Основные процессы жизнедеятельности простейших

      В статье представлена разработка урока по данной теме. ...

25 03 2025 9:21:45

Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"


    Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"

      Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....

24 03 2025 3:58:11

Направления эволюции: прогресс и его способы реализации, регресс

Направления эволюции: прогресс и его способы реализации, регресс В трудах академиков А.   Н. Северцова и И. И. Шмальгаузена выделены два направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс. Биологический прогресс проявляется у тех систематических категорий, которые оказываются наиболее приспособленными к окружающим условиям....

23 03 2025 23:26:35

Урок биологии в 7-м классе по теме "Медоносная пчела. Пчеловодство"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Медоносная пчела. Пчеловодство"

      При подготовке к данному уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание найти и отобрать интересный материал о применении продуктов жизнедеятельности пчёл в жизни человека. При подготовке презентации использовались компьютерные технологии. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение всего урока....

22 03 2025 5:41:39

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

21 03 2025 19:48:25

Урок-лекция по теме: "Генная инженерия"


    Урок-лекция по теме: "Генная инженерия"

      Урок биологии в 10-м классе знакомит учащихся с методами генной инженерии, которые позволяют бактериальным клеткам синтезировать "человеческий" белок, подробно останавливается на стадиях одного из методов - рекомбинативных плазмид. Чтобы понять сущность этого процесса, начинается разговор о значении генной инженерии. ...

20 03 2025 13:17:28

Урок по зоологии в 7-м классе "Многообразие пресмыкающихся"


    Урок по зоологии в 7-м классе "Многообразие пресмыкающихся"

      Цели урока: показать многообразие современных пресмыкающихся, углубить и расширить понятие о классе; на конкретных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение пресмыкающихся в природе, жизни человека и необходимость их охраны....

19 03 2025 8:21:14

Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      На уроке проводится экспериментальная работа по группам, так как проведение и личное участие в опытах помогает учащимся усвоить процесс. Модульная технология обучения помогает четко поставить цели каждого этапа и по результатам сформулировать выводы, что позволяет добиться целостного понимания процесса фотосинтеза. ...

18 03 2025 11:49:59

Рейтинговая система контроля и оценки качества на уроках биологии в лицее им. Н.И. Лобачевского при КГУ


    Рейтинговая система контроля и оценки качества на уроках биологии в лицее им. Н.И. Лобачевского при КГУ

      Существующая система учета успеваемости является формальной и направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Таким образом, назрела необходимость в изменении не только методик и технологий обучения, а главным образом, технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя. Целью является теоретическое и экспериментальное обоснование рейтингово-балльной оценки деятельности учащихся, как более эффективной системы при обучении биологии, более полно отвечающей требованиям учебного процесса....

17 03 2025 6:18:32

Элементы адаптивной системы обучения на уроках биологии


    Элементы адаптивной системы обучения на уроках биологии

      Элементы АСО на уроке биологии позволяют учащимся овладевать приемами самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, исследовательской деятельности, умением добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. В качестве примера предлагается вариант использования элементов АСО при изучении темы «Побег. Строение и значение побега»....

16 03 2025 16:56:22

Семейство Розоцветные


    Семейство Розоцветные

      В статье представлен вариант проведения урока по изучению семейства цветковых растений. При проведении урока проводится лабораторная работа по определению растений семейства с использованием презентации. ...

15 03 2025 4:20:43

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке, внедрение способа само- и взаимоконтроля


    Организация самостоятельной работы учащихся на уроке, внедрение способа само- и взаимоконтроля

      В работе представлен опыт работы по организации самостоятельной работы учащихся. Все этапы усвоения знаний, умений выполняются лично каждым школьником, его умственным трудом. Переход на такую систему работы привел к накоплению большого количества оценок, отказу от домашних заданий, повышению познавательной активности и работоспособности. ...

14 03 2025 18:46:58

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе


    Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

      В работе представлены результаты применения УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003–медиатека" в процессе обучения для ученика и учителя. Дается описание, систематизация, методическое обоснование деятельности творческой группы учителей школы, возглавляемых координатором – учителем информатики – по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а также анализ возможностей реализации творческой инициативы учителя при использовании современных мультимедийных технологий. Показана система использования ИКТ на различных этапах урока. ...

13 03 2025 11:14:55

Минералы и горные породы


    Минералы и горные породы

      Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....

12 03 2025 22:20:10

Класс двудольные. Семейство пасленовые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие и культурные растения

Цель урока: формирование представления о многообразии цветковых растений; изучить отличительные признаки растений семейства пасленовых; развивать умения самостоятельно работать с учебником, атласом-определителем и натуральными объектами....

11 03 2025 4:46:45

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования


    Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

      Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....

10 03 2025 18:10:35

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии


    Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

      Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....

09 03 2025 16:10:21

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

08 03 2025 6:30:53

Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии


    Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии

      Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....

07 03 2025 9:28:15

Элективный курс "Биоритмология"


    Элективный курс "Биоритмология"

      Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 9 часов. Программа включает углубление знаний о приспособлении живых организмов к периодическим изменениям среды, а также дает возможность приобретения знаний пpaктической направленности о применении фотопериодической реакции растений и животных в хозяйственной деятельности человека....

06 03 2025 2:15:50

Использование проектного метода в преподавании биологии с учетом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов


    Использование проектного метода в преподавании биологии с учетом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов

      Использование проектного метода в преподавании биологии с учётом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов. Среднесрочный проект в форме ролевой игры в параллели 7-х классов. Несколько вариантов уроков для физико-математического, гуманитарного и естественно-научного классов....

05 03 2025 21:39:34

Сценарий урока-семинара "Онтогенез". 11-й класс


    Сценарий урока-семинара "Онтогенез". 11-й класс

      С ключевыми вопросами семинара (эмбриональная индукция, регуляция экспрессии генов в ходе онтогенеза) учащиеся знакомились в ходе вводной лекции в начале изучения темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Проведению семинара предшествует обязательная домашняя проработка учебного материала, поиск дополнительной информации. ...

04 03 2025 21:31:42

Урок на тему "Вирусы. Клеточные формы жизни"

У учащихся формируется представление о вирусах, как неклеточных формах жизни. Изучаются особенности жизнедеятельности и классификация вирусов; гипотезы происхождения вирусов....

03 03 2025 5:33:26

Открытый урок по теме "Биосинтез белка", 9-й класс


    Открытый урок по теме "Биосинтез белка", 9-й класс

      Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. С этой целью я активно применяю ИКТ своей работе. Я представляю урок по теме: "Биосинтез белка" в 9-м классе, как пример моего опыта по использованию ИКТ на уроках биологии....

02 03 2025 22:46:38

Питание животных Биология

Питание животных  Биология Питание животных существенно отличается от питания растений. В зависимости от способа питания выделяют различные группы животных. Пищеварительная система По...

01 03 2025 18:45:20

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

28 02 2025 1:31:56

Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии


    Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии

      Исследовательская деятельность в преподавании биологии позволяет не только значительно расширить у учащихся диапазон знаний по этому предмету, но и ведет к возрастанию интереса к этим предметам, способствует возникновению профессиональной деятельности....

27 02 2025 18:39:39

Значение и строение кожи


    Значение и строение кожи

      Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

26 02 2025 8:46:28

Методическая разработка открытого урока по биологии в 5-м классе на тему «Строение и жизнедеятельность бактерий»

Цель: изучить основные особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Задачи урока: познакомить обучающихся с самыми древними, микроскопическими живыми организмами – бактериями; сформировать у обучающихся знания о многообразии форм, строении, распространении, питании, размножении, образовании спор у бактерий....

25 02 2025 14:35:11

Тема урока: "Школа – территория здоровья"

Состояние окружающей среды становится с каждым годом менее благоприятным для человека. Школа призвана дать подрастающему поколению элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребенок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте....

24 02 2025 6:34:23

Авторская программа "Человек и природа"


    Авторская программа "Человек и природа"

      Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

23 02 2025 5:16:42

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

22 02 2025 6:32:47

Элективный курс: "Информационные технологии в курсе биологии"


    Элективный курс: "Информационные технологии в курсе биологии"

      Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....

21 02 2025 19:44:54

Урок "Вирусы - неклеточная форма жизни"

На уроке изучаются вирусы как неклеточная форма жизни, их строение, классификация, особенности жизнедеятельности. Рассматривается значение в природе и жизни человека. Учащиеся представляют информационный проект по актуальному вопросу - вирусные заболевания....

20 02 2025 8:29:43

Урок биологии по теме "Кровь (обобщение)". Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки"


    Урок биологии по теме "Кровь (обобщение)". Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки"

      Урок проводится в 8-м классе, как обобщение темы «Кровь». На уроке закрепляются и повторяются знания терминологии и понятий по теме, учащиеся выполняют лабораторную работу....

19 02 2025 2:41:43

Урок природоведения в 5-м классе "Как питаются разные животные" (по программе И.Н. Пономаревой)


    Урок природоведения в 5-м классе "Как питаются разные животные" (по программе И.Н. Пономаревой)

      Урок построен по сезонам года. Рассматривается питание разных животных по сезонам года и различные приспособления к добыче пищи и ее перевариванию....

18 02 2025 16:16:42

Мультимедийный урок биологии по теме "Межвидовые отношения организмов в экосистеме". 9-й класс

Представленный материал содержит конспект и технологическую карту урока, презентацию, которая позволяет увеличить прочность усвоения нового материала. Возможность использования презентации для самостоятельной работы учащихся вне урока....

17 02 2025 15:11:59

Мышцы человека

Представлена разработка одного из цикла уроков по теме «Опopно-двигательная система». Урок является примером использования интеpaктивного пособия «Мышцы», созданного автором. Пособие применяется на всех этапах урока: как для иллюстрации объяснения нового материала, так и на этапе актуализации, закрепления и первичного контроля усвоения знаний....

16 02 2025 4:56:14

Цветок – орган пoлoвoго размножения


    Цветок – орган пoлoвoго размножения

      Урок проводится в 6-м классе по УМК «Сферы» с использованием информационных технологий. Сочетание разнообразных методов и форм работы способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также развитию памяти, речи, мышления....

15 02 2025 5:21:21

Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)


    Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)

      Основная цель урока - показать разнообразное значение птиц, их уникальные возможности и необходимость охраны. Учащиеся знакомятся с уникальными возможностями птиц в области определения погоды, строительства гнезд, звуковой сигнализации, обосновывают необходимость охраны пернатого мира, особенно редких и исчезающих птиц Краснодарского края и России....

14 02 2025 5:45:18

Что такое зоология и что она изучает? Этапы и развитие зоологии

Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира....

13 02 2025 4:55:54

Виртуальная экскурсия «Шорский национальный парк»


    Виртуальная экскурсия «Шорский национальный парк»

      Цель урока: повышение интереса учащихся к изучению национальных парков. Задачи: ознакомить с географическим расположением национального парка; расширить кругозор учащихся об особо охраняемой природной территории Кемеровской области; памятниках природы, с конкурсами, проводимыми «Шорским национальным парком; побуждать познавательный интерес к особенностям флоры и фауны, охраняемой государством территории....

12 02 2025 16:39:22

"Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"


    "Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"

      Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...

11 02 2025 13:12:52

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::