Программа элективного курса "Собака в городе" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Программа элективного курса "Собака в городе"

В настоящее время собака является самым распространенным домашним животным, которое играет особую роль в жизни человеческого общества. Почти 20000 лет она живет рядом с человеком, являясь полноправным членом его семьи, и человек по достоинству оценил все ее качества. Являясь составной частью человеческого общества, животным необходимо считаться с требованиями и правилами в нем, что напрямую зависит от человека, от хозяина. Человек, который заводит собаку, несет полную ответственность за ее воспитание и поведение в обществе. И ему просто необходимо обладать необходимыми знаниями и умениями, чтобы правильно содержать, кормить собаку, грамотно управлять ею.

Курс “Собака в городе” имеет комплексный характер, так как включает в себя основы зоологии, генетики, селекции, учения о высшей нервной деятельности животных, экологии.

Содержание курса обеспечивает развитие творческих и натуралистических умений, гуманности, формирование экологической культуры. Учащимся прививается бережливое и заботливое обращение с природой, в частности, с животными. Дети имеют возможность познакомиться с основами профессиональной деятельности кинолога, что способствует самостоятельному выбору будущей специальности, расширяет кругозор.

Данный элективный курс последовательно и логично рассматривает объект кинологии – собаку, начиная с организменного уровня и заканчивая биосферным, показывает значимость собаки в жизни человека, ориентирует учащихся на понимание взаимодействия человека и собаки. Главный акцент делается на развитии ученика. Важно научить школьников добывать информацию из различных источников, анализировать, осмысливать и умело использовать ее; осуществлять исследовательскую деятельность.

Цель курса: воспитание экологической культуры учащихся на основе теоретических знаний и знаний, полученных практическим путем; воспитание грамотного собаковода-любителя, имеющего представление об основных породах собак, их разведении, уходе, дрессировке и содержании в городских условиях.

Программа нацелена на решение следующих задач:

  • расширить представления школьников об особенностях анатомии и физиологии собаки;
  • сформировать основополагающие понятия о породе, конституции, экстерьере, типах высшей нервной деятельности собаки;
  • сформировать у учащихся основные навыки по уходу и дрессировке собаки;
  • воспитать бережное отношение к животным;
  • содействовать становлению у школьников знаний об особенностях содержания собаки в условиях города.

Форма обучения: урочная.

Форма теоретических занятий: лекции, беседы.

Форма оценивая: реферат, отчет с выставки.

На первом занятии учитель дает краткий обзор всех разделов курса, предлагает учащимся выбрать форму итоговой работы (реферат или отчет о посещении выставки собак), определяет темы. На итоговом уроке проводится защита рефератов (отчетов).

На уроках используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • проблемный;
  • исследовательский.

В результате изучения курса “Собака в городе” обучающиеся должны знать:

  • основные понятия и термины анатомии и физиологии собаки;
  • типы конституции собаки;
  • типы высшей нервной деятельности собак;
  • правила ухода за собакой;
  • распространенные болезни собак;
  • методы разведения собак;
  • общие представления о методах дрессировки собаки.
  • правила содержания собаки в городе.

Прослушав элективный курс, школьник должен уметь:

  • оказывать первую помощь собаке при отравлении, солнечном ударе, ранах и ушибах;
  • ухаживать за собакой, кормить собаку;
  • управлять собакой на улице;
  • определять основные породы собак.
  • использовать полученные знания и навыки в практической деятельности.

Учитель может самостоятельно выбрать, будет ли курс теоретическим или же он будет включать и практические занятия (например, на дрессировочной площадке любого клуба собаководов, посещение выставки собак и т. д. ).

Курс “Собака в городе” включает в себя следующие разделы:

  1. Происхождение классификаций пород собак (2 часа).
  2. Анатомия и физиология собак (3 часа).
  3. Основы разведения собак (2 часа).
  4. Содержание, сбережения собак (4 часа).
  5. Теоретические основы дрессировки (4 часа).
  6. Собака и человек (2 часа).

Содержание курса.

Раздел 1. Происхождение и классификация пород собак.

Тема 1. Понятие о кинологии. Отряд хищных и семейство псовых в системе животного мира.

Предмет изучения кинологии. Цели и задачи кинологии. Систематическое положение собак в царстве животных. Характерные черты семейства псовых. Процесс одомашнивания собак.

Тема 2. Классификация пород собак.

Понятие о породе. Классификация пород собак. Особенности породы. Классификация пород. Пастушьи собаки, овчарки. Молоссы, пинчеры, шнауцеры. Терьеры. Дексхунд (таксы). Шпицы. Гончие. Легавые. Розыскные собаки, спаниели, ретриверы. Комнатные и декоративные собаки. Борзые.

Раздел 2. Анатомия и физиология собак.

Тема 1. Общие понятия анатомии и физиологии.

Разделы анатомии. Особенности внешнего строения, скелета, мускулатуры собаки. Системы органов собаки. Особенности строения органов дыхания, мочеотделения, потоотделения, пищеварения. Работа кровеносной и лимфатической системы, иммунная система. Аппарат движения собаки.

Тема 2. Стати собаки.

Понятие об общем экстерьере собаки. Конституция собаки. Классификация и характеристика типов конституции собак.

Раздел 3. Основы разведения собак.

Тема 1. Разведение животных и его социальные аспекты.

Цели и задачи разведения животных. Понятие о селекции. Роль генетики в разведении собак.

Тема 2. Методы разведения собак.

Гибридизация. Скрещивание. Чистопородное разведение.

Отбор и подбор пар для разведения: теоретические основы. Понятие инбридинг, лайнбридинг, ауткроссинг.

Раздел 4. Содержание, сбережение собак.

Тема 1. Основные правила размещения собаки. Уход за собакой.

Выбор места для собаки. Прогулка. Кормление собаки. Уход за шерстью, глазами, ушами собаки.

Тема 2. Здоровье собаки.

Домашняя аптечка. Причины возникновения болезней. Признаки здоровой и больной собаки. Наиболее распространенные болезни собак (чума, правовирусный энтерит, лептоспироз, инфекционный гепатит, бешенство).

Тема 3. Оказание первой доврачебной помощи при отравлении, солнечном (тепловом) ударе, ранах и ушибах.

Оказание первой помощи при отравлении. Первая помощь при солнечном (тепловом) ударе. Первая помощь при ушибах и ранах. Кровотечения и их виды.

Практическая работа “Оказание первой помощи при различных кровотечениях”.

Раздел 5. Теоретические основы дрессировки.

Тема 1. Общее представление о поведении собак.

Определение понятия “поведение”. Формы поведения. Особенности поведения у собак разных полов. Преобладающая реакция поведения собаки. Пищевая, оборонительная, ориентировочная реакция. Типы высшей деятельности: возбудимый тип, подвижный тип, инертный тип, слабый тип. Темперамент. Память.

Тема 2. Воспитание и дрессировка.

Цели и задачи воспитания и дрессировки. Поведение и научение. Формы научения. Рефлексы: условные и безусловные. Методика дрессировки. Понятие “методы дрессировки”. Понятие “прием дрессировки”. Техника дрессировки. Классификация методов дрессировки.

Тема 3. Воспитание щенков.

Особенности научения у щенков. Подготовительное воспитание. Формирование социального поведения. Фазы поведения щенка (по Шлаафу).

Раздел 6. Собака и человек.

Тема 1. Психология общения. Деловой этикет.

Этика взаимопониманий. Настроения собаки. Собака и настроение человека. Кодекс кинолога. Поведение собаки в обществе. Положение о порядке содержания животных в городе. Понятие о хэндлинге. Работа хэндлера. Работа грумера. Выставки собак (общие положения).

Тема 2. За что мы любим собак ? Итоговый урок. Защита рефератов.

Если тема реферата по содержанию совпадает с изучаемой темой, его можно представить сразу после изучения данной темы.

Для проведения практической работы “Оказание первой помощи собаке при различных кровотечениях” необходимы следующие материалы и оборудование:

имитаторы различных кровотечений, марлевые салфетки, бинт стерильный, бинт нестерильный, жгут, раствор перекиси водорода, вата, йод, зеленка, резиновый шарик, плюшевая собака.

Учитель раздает инструктивные карточки с заданием и имитатор кровотечения. После выполнения работы составляется отчет.

Пример инструктивной карточки.

На прогулке ваша собака порезала лапу. Повреждена подушечка. Из раны медленно вытекает темная кровь, каплями просачиваясь по всей поверхности раны. Определите тип кровотечения. Каковы будут ваши действия при оказании первой помощи? Запишите их в тетрадь, продемонстрируйте на игрушечной собаке.

Тематический план элективного курса “Собака в городе”.

№, п/п Раздел.

Тема занятий.

Кол-во часов (всего) Теорет.

(кол-во часов)

Практич. (кол-во часов) Указание конкрет-ного вида занятий
  Происхождение и классификация пород собак. 2 2 -  
1 Понятие о кинологии. Отряд хищных и семейство псовых в системе животного мира. 1 1 - Лекция, демонстрация фр. киноф.
2 Классификация пород собак. 1 1 - Лекция. Сообщения учащихся.
  Анатомия и физиология собак. 3 3 -  
3 Общие понятия анатомии и физиологии. 1 1 - Лекция.
4 Стати собаки. 2 2 - Лекция. Беседа.
  Основы разведения собак. 2 2 -  
5 Разведение животных и его социальные аспекты. 1 1 - Лекция.
6 Методы разведения. 1 1 - Лекция.
  Содержание, сбережение собак. 4 3 1  
7 Основные правила размещения собаки. Уход за собакой. 2 2 - Лекция. Круглый стол.
8 Здоровье собаки. 1 1 - Лекция
9 Оказание первой доврачебной помощи при отравлении, солнечном ударе, ранах и ушибах. 1 - 1 Практическая работа.
  Теоретические основы дрессировки. 4 4 -  
10 Общее представление о поведении собак. 2 2 - Лекция. Беседа.
11 Воспитание и дрессировка. 1 1 - Лекция,

демонстрация фр. киноф.

12 Воспитание щенков. 1 1 - Лекция
  Собака и человек. 2 2 -  
13 Психология общения. Деловой этикет. 1 1 - Лекция.
14 За что мы любим собак?

Итоговый урок.

 

1

1 - Защита рефератов.
  Итого 17 16 1  

Литература для учителя.

  1. Зубко В. Н. “Служебное собаководство” - ДОСААФ СССР, 1987г.
  2. Дубров М. З. “Стандарты пород собак” - Ментрполиграф, 1996г.
  3. Сваровски И., Отт М, Вундерлих Г. “Воспитание собаки” - Янтарный сказ. 1998г.
  4. Новиков В. “Как сделать собаку чемпионом Хендлинг. Секреты мастерства” - Аквариум Бук, 2 рой нужно бояться” - Ценрполитграф МиМ – Дельта, 2003г.
  5. Чебыкина Л. “Дрессировка служебных собак справочник по дрессировке собак” - Аквариум Принт, 2005г. 003г.
  6. Криволапчук Н. “Собака, кото

Литература для учащихся

  1. Тыра Ю. “Всё о собаках” - Книга сервис, 1996г.
  2. Мычко Е. Н., Лифанова О. Б. “Собака в вашем доме” - М: Нива России, 1993г.
  3. Эндрю де Приско, Джеймс Б. Джнсон Малый атлас пород собак” - М: Колос, 1992г.
  4. Рино Фаллари “Собаки” (справочник) – АСТ Астрель, 2002
  5. Гриценко В. В. “Послушание собаки” (справочник) – Дельта М, 2002г
  6. Брюс Фогель “Забота о вашей собаке. Полное руководство по уходу за вашей собакой”, 2003г.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры « Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

28 11 2021 22:50:53

"Тайна цветковых растений". Использование ИКТ на уроке биологии. 6-й класс

Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности с использованием И К Т с целью развития личности каждого ученика через активную деятельность на уроке. Ожидаемые результаты: дети сами должны сформулировать тему и задачи урока; сами проверить и оценить свои знания, используя навыки работы на компьютере; сами открыть тайну цветковых растений; сами сделать выводы по уроку. Учитель выступает как координатор урока. ...

28 11 2021 11:44:42

Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"

Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов....

28 11 2021 13:11:35

Тематические зачеты. "Биология. Человек". 8-й класс

Зачетные уроки не только позволяют оценивать знания, умения и навыки обучающихся, но и способствуют их развитию и совершенствованию, закреплению исследовательских и практических навыков, установлению межпредметных связей и использованию знаний в новых нестандартных ситуациях....

28 11 2021 20:25:45

Урок-проект "Рыбы Тверской области"

Учебный проект рассчитан на 2-часовое занятие. Цель проекта – формирование экологических знаний о многообразии фауны Тверского края и взаимосвязях живых организмов в природе. Результат проектной деятельности – презентация и плакат-транспарант « Пищевые взаимосвязи рыб»....

28 11 2021 10:53:22

Вирусы - неклеточные формы жизни

Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения В И Ч. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

28 11 2021 22:38:30

Урок биологии в 9-м классе по теме "Критерии вида"

Урок " Критерии вида " проведен в 9-м классе в форме заседания биологического клуба. Учащиеся работают в группах по 4 человека и представляют научные секции: " История биологии", " Морфология и систематика", " Генетика" и др. Представители каждой секции выдвигают предположения о критериях вида, приводят научные факты в пользу того или иного критерия, выполняют лабораторную работу. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности и коммуникативных компетентностей учащихся....

28 11 2021 21:59:12

Проектные технологии на уроках биологии

Школа оторвана от жизни во многих отношениях. Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть "мостики" через эту пропасть....

28 11 2021 16:27:52

Урок биологии с использованием ИКТ

Урок в 10-м классе по теме " Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества" проводится в конце учебного года как урок, завершающий изучение живого мира на биосферном, биогеоценотическом и популяционно-видовом уровнях жизни. Материал темы структурирован в виде презентации в удобной форме. На уроке используется игра и защита презентации, выполненной самими учащимися в качестве творческого домашнего задания. ...

28 11 2021 14:16:12

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

Спецкурс " Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и девушками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

28 11 2021 3:21:45

Разработка урока биологии по теме "Бактерии". 6-й класс

Урок призван сформировать у учащихся представление о бактериях как живых организмах; особенностях строения и процессах жизнедеятельности; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека; сформировать умения находить в тексте учебника и других дополнительных источников информации отличительные признаки бактерий, описывать их; расширять кругозор обучающихся; развивать гигиеническое воспитание учащихся....

28 11 2021 11:36:19

Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс

Разработка урока с помощью методических рекомендаций « Уроки зоологии», автор Н. С. Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....

28 11 2021 0:15:18

Болезни органов дыхания

К факторам, вызывающим негативное воздействие на органы дыхания, относят: курение, вирусы, бактерии, экологическое загрязнение атмосферы, попадание инородних тел в воздухоносные пути. Никотин оказывает негативное влияние на дыхательную систему, кровеносную, пищеварительную, нервную. ...

28 11 2021 10:59:58

Урок природоведения на тему "Как и когда появилась жизнь на Земле"

В ходе урока создается проблемная ситуация, формулируется проблема, выдвигаются версии решения проблемы, актуализация знаний, открытие нового знания, применение нового знания. Все этапы урока сопровождаются презентацией " Происхождение жизни на Земле". Подводятся итоги урока, следуют оценивание, рефлексия и домашнее задание....

28 11 2021 17:47:31

Урок-спектакль. Интегрированный урок (биология + обществознание + история). Контрольное обобщение по теме "Происхождение человека"

Урок разработан с целью проверки и закрепления знаний в нетрадиционной форме урока-спектакля и дает возможность обучающимся общаться через игру....

28 11 2021 15:58:17

Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека - Ф.Энгельс

Ф. Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд — это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстрактное мышление....

28 11 2021 0:31:41

Урок–конкурс "Веселая анатомия"

В данной статье приведен урок математики, на котором изучается решение тригонометрических уравнений. В конспекте урока показано, как можно в обучении математике объединить традиционные методы и элементы модульной технологии. ...

28 11 2021 22:49:55

"Цветок". Урок биологии в 6-м классе по программе И.Н. Пономаревой

Урок знакомит со строением цветка, биологическим значением частей цветка, учащиеся узнают об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

28 11 2021 1:40:31

Формула здоровья

Проект охватывает тему " Гигиена органов и систем органов. Основы сохранения здоровья" из биологии и социальной экологии, и " Профилактика наркотизации, табакокурения школьников" по психологии. Работа способствует формированию критического мышления. Практическая работа позволяет учащимся более глубоко усвоить понятия "здоровье", "гигиена", "ответственность", "вредные привычки", "стресс". Проблемные вопросы развивают интерес к предмету и собственному здоровью....

28 11 2021 21:17:52

Уроки биологии

Цели урока – дать представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением. На основе межпредметных связей раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие об авитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов....

28 11 2021 10:47:18

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А. А. Плешакова и Н. И. Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

28 11 2021 6:14:23

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

28 11 2021 22:16:43

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

Это заключительный урок главы " Пищеварение". Урок помогает обобщить полученные ранее знания и сформировать целостное представление о гигиене питания, о предупреждении отравлений и пищевых инфекций. Урок сопровождается презентацией, в которой рассматриваются основные разновидности "fast food" и предлагаются варианты правильного питания. ...

28 11 2021 1:39:57

Урок биологии по теме "Органы дыхания и газообмен". 7-й класс

Урок биологии в 7-м классе, общеобразовательной школы. Программа В. В. Пасечник. Авторы учебника В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. Строение, индивидуальное развитие, эволюция. Глава 3 « Эволюция строения и функций органов и их систем». § 39, с презентацией....

28 11 2021 23:28:41

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

28 11 2021 9:46:49

Конспект урока биологии в 10-м (11-м) классе по теме "Способы деления клеток"

Семинар по биологии для 10-го класса. Лекционно-семинарская система, на основе которой строится обучение биологии в средней (полной) школе, позволяет сформировать у обучающихся умения самостоятельно работать с различными источниками информации, моделировать ответ, подбирать аргументы для обоснования теоретических положений. ...

28 11 2021 16:35:31

Тема урока: "Рациональное питание"

Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через З О Ж....

28 11 2021 13:27:38

Интеллектуальная игра в 6-х классах "Дары Старого и Нового Света"

Интеллектуальная игра проводится среди учащихся 6-х классов в качестве обобщения знаний по разделу классы покрытосеменных растений или в рамках недели естественно-научного цикла. Внеклассная работа с учащимися позволяет формировать мотивацию к обучению и моральному удовлетворению от собственных успехов. ...

28 11 2021 0:50:35

Повышение мотивации и качества знаний учащихся информационными технологиями на интегрированных уроках эколого-биологического цикла

Представленный урок может служить примером повышения мотивации информационными технологиями. Урок обобщает знания учащихся о лекарственных растениях Ростовской области интеграцией знаний из области биологии, географии и экологии. Построен в форме игры, участвуют два педагога, один из которых выступает в образе сказочной « Травницы»....

28 11 2021 21:27:43

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный практикум. ...

28 11 2021 22:24:41

Обобщающий урок по теме: "Лист"

<p> Данный урок предложен в форме К В Н, что мобилизует познавательную активность учащихся, развивает интерес к предмету, формирует умение работать в коллективе. Простейшие опыты показывают прикладной характер предмета « Биология» и позволяют закрепить такие сложные для усвоения понятия, как «фотосинтез». ...

28 11 2021 10:33:28

Повторяем теорию Чарлза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

Цель урока: повторение, обобщение и контроль знаний по теме « Теория Чарльза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора»....

28 11 2021 13:25:12

Урок биологии по теме "Биогеоценозы, созданные человеком. Агроценозы"

На уроке закрепляются знания о биогеоценозе, круговороте веществ, пищевых цепях, компонентах экосистемы. Дополняются знания об особенностях в агроценозе, как созданной человеком экосистеме. В презентации показаны разнообразные виды агроценозов. Предложены задания сравнения природных биогеоценозов с агроценозами. ...

28 11 2021 3:46:34

Использование модульной технологии на уроках биологии

В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...

28 11 2021 7:34:38

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

28 11 2021 2:29:19

"Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

Урок для учащихся 9-10-х классов. Особенность урока в использовании презентации PowerPoint и высокой концентрации теоретического материала. Главный акцент сделан на основные понятия и термины, особенности наследования признаков, сцепленных с полом; присутствуют межпредметные связи с историей, используется краеведческий материал. ...

28 11 2021 14:15:54

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

28 11 2021 13:23:51

Урок с использованием ИКТ "Общие сведения о животном мире"

В данной разработке отражен творческий подход к преподаванию раздела биологии-зоологии, что поможет учителям качественно подготовиться к проведению уроков. К уроку имеется мультимедийное приложение ( СD-диск) в виде презентации. Методическая разработка предназначена для учителей-предметников; для учеников, стремящихся расширить свой кругозор....

28 11 2021 15:42:49

Создание электронных определителей биологических видов с помощью программной среды MS PowerPoint

Интерактивные свойства программной среды MS PowerPoint позволяют создавать продукты учебного назначения с элементами управления, т. е. полноценные электронные образовательные ресурсы. В статье рассматривается дидактический потенциал приложения как инструмента для создания электронных определителей биологических видов с помощью настройки действия. В качестве образцов представлены образовательные ресурсы, предназначенные для определения предусмотренных школьной программой покрытосеменных растений....

28 11 2021 11:49:40

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

28 11 2021 11:18:52

Программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии"

Работа содержит материал программы элективного курса по биологии. Может использоваться в качестве предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов. Предлагаемый курс направлен на закрепление и расширение знаний изученного материала по курсу 6–8-х классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие культурного уровня учащихся....

28 11 2021 20:42:52

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"

Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....

28 11 2021 16:48:16

Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"

Урок раскрывает особенности внешнего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания, размножения и индивидуального развития, показывает родство многоклеточных с одноклеточными животными. На уроке учащиеся обучаются распознавать на таблицах и рисунках различные клетки тела гидры, в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять рассказ....

28 11 2021 8:26:36

Внеклассное мероприятие к Году окружающей среды "Жизнь без мусорных свалок возможна"

Если каждый из нас задумается над проблемой мусора и попытается что-то изменить, тогда не все потеряно. Цель: в ходе исследовательской деятельности учащихся сформировать представление об одной из наиболее актуальных проблем в мире ‒ рациональном управлении отходами; вызвать интерес; развивать умение логически рассуждать, выражать свои мысли; формировать информационную, коммуникативную, ценностно-смысловую компетенцию, мотивацию к самосовершенствованию....

28 11 2021 8:47:33

Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме " Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается " Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....

28 11 2021 3:47:55

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

Разработка по теме: " Листопад" (по учебнику " Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В. П., Никишов А. И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела " Процессы жизнедеятельности растений"....

28 11 2021 12:14:38

Модульные уроки биологии с применением информационно-компьютерных технологий

Сочетание модульной и информационной технологий дают ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развитию информационной культуры. Есть возможность индивидуального выбора объема информации. После объяснения материала ученик может вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно. Подобная подача материала наиболее понятна и доступна....

28 11 2021 13:30:22

Антинаучная сущность социального дарвинизма и расизма

К расистским теориям примыкает «социальный дарвинизм», переносящий биологические законы борьбы за существование на человеческое общество....

28 11 2021 13:22:34

Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии"

Контроль знаний, умений и навыков учащихся имеет очень важное значение в процессе обучения не только для учителя, но и для самого ребёнка. Методических рекомендаций и указаний по проведению контроля знаний, умений и навыков учащихся существует очень много. При проведении контроля важно заинтересовать ребят, вызвать у них желание проверить самим свои умения, знания и навыки по биологии. ...

28 11 2021 9:29:53

Создание культурных растений человеком, ярусность как признак растительного сообщества

Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....

28 11 2021 9:59:35

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)