Использование информационно-коммуникационной технологии при изучении темы «Медико-генетическое консультирование» > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Использование информационно-коммуникационной технологии при изучении темы «Медико-генетическое консультирование»

Основные цели занятия:

  • развитие самостоятельности, исследовательских навыков, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации;
  • ознакомление с медикогенетическим консультированием, использование полученных знаний в профилактике и предупреждении наследственных заболеваний;
  • закрепление представления об основных структурных элементах векторной графики;
  • закрепление умения составлять схемы родословных, используя компьютер, как инструмент для обработки информации;
  • продолжение развития у студентов логического мышления;
  • воспитание у студентов интереса к медицине как к будущей профессии;
  • проанализировать готовность студентов к применению полученных знаний в профессиональной деятельности.

Задачи занятия:

Учебные:

  • сформировать представления о клинико-генеалогическом методе
  • сформировать умения составления родословной;
  • научить самостоятельному поиску информации по заданной теме
  • научить кратко и доступно составлять текстовое сопровождение иллюстраций, подобранных в ходе подготовки презентаций
  • закрепить умения оформления документа средствами текстового редактора Microsoft Word;
  • закрепить умения редактировать и форматировать графические объекты, вставленные в текстовый документ;
  • учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения.

Воспитательные:

  • воспитание ценности семейных отношений и выявление тесной связи поколений;
  • воспитание у студентов объективного отношения к результатам работы;
  • воспитание аккуратности, внимательности, воображения

Развивающие:

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • развитие способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
  • развитие исследовательских навыков;
  • развитие умений применять знания на практике;
  • развитие стремления к самопознанию через историю своей семьи.

На практическом занятии предполагается формирование следующих компетенций:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
  • ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
  • ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
  • ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
  • ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде

Хронометрическая карта

1

Организационный момент. Самоопределение к деятельности

5 мин

2

Мотивационный момент. Создание ситуации успеха. Проблемное изложение. Медико-генетическое консультирование

20 мин

3

Информационно-демонстрационный этап. Демонстрация видеосюжета

15 мин

4

Контрольный этап

 

4.1. Представление презентации «Методы исследования наследственных заболеваний»

10 мин

4.2. Разгадывание кроссворда

7 мин

4.3. Выполнение заданий на определение типа наследования по родословным

10 мин

4.4. Графическое изображение родословной

15 мин

5

Рефлексия. Оценка результатов

5 мин

6

Подведение итогов занятия

3 мин

 

Общее время

90 мин

Медико-генетическое консультирование – особый вид медицинской помощи. Суть консультирования заключается в следующем:

1) определение прогноза рождения ребенка с наследственной болезнью;

2) объяснение вероятности этого события, обратившимся, в консультацию;

3) помощь семье в принятии решения.

Первый кабинет по медико-генетическому консультированию был организован в 1941 году Дж. Нилом в Мичиганском университете (США).

ще в конце 50-х годов крупнейший советский генетик и невропатолог С.К. Давиденков организовал медико-генетическую консультацию при Институте нервно-психиатрической профилактики в Москве. В настоящее время во всем мире насчитывается около тысячи генетических консультаций, в России их 80.

Методы исследования наследственных заболеваний:

  • цитологический
  • биохимический
  • цитогенетичиский
  • амниотический
  • близнецовый
  • генеалогический
  • популяционно-статистический

Перечисленные методы исследования наследственных заболеваний актуальны на сегодняшний день. На этом практическом занятии мы рассмотрим генеалогический метод анализа наследования и повторим механизм составления родословных.

Когда-то свою генеалогию знали только аристократические семьи. Позже их родословные очень пригодились науке – помогли установить закономерности наследования многих заболеваний.

«У нас большей частью о предках ничего не знают, преданий рода не уважают...» – это написал И.Аксаков в то время, когда при Сенате существовал целый геральдический отдел, занимавшийся родословными дворян, а гостиные каждого имения украшали портреты предков.
Русский философ О.П. Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой: «История рода должна давать нравственные уроки и задачи». Он призывал к активному познанию своего рода, утверждал, что перед каждым родом стоит «заданная» ему историческая задача, которую он «призван решать».

Генеалогический метод, или метод анализа родословных, является наиболее фундаментальным и универсальным методом изучения наследственности и изменчивости человека. Он заключается в изучении какого-либо нормального или чаще патологического признака в поколениях людей, которые находятся друг с другом в родственных отношениях. Генеалогический метод опирается на генеалогию – учение о родословных. Сутью генеалогического метода является составление и анализ родословных. Генеалогический метод соответствует основному методу генетики – гибридологическому методу, который был впервые разработан Г.Менделем. Но в отличие от него исследователи не подбирают родительские пары для целенаправленного скрещивания, а лишь детально анализируют результаты процесса естественной репродукции людей. Анализу по изучаемому признаку подвергается одна или несколько десятков семей с многочисленными родственниками разных поколений. Использование большого количества семей отчасти компенсирует низкую плодовитость человека и увеличивает число изучаемых потомков.

В медицине этот метод часто называют клинико-генеалогическим методом, поскольку исследованию подвергаются разнообразные болезни или патологические признаки.

Целью генеалогического анализа является установление генетических закономерностей. Он позволяет решить многие теоретические и прикладные задачи. По своим возможностям этот метод приближается к традиционному гибридологическому методу. В частности, он позволяет определить:

  • наследуется ли вообще изучаемый признак;
  • каким: доминантным или рецессивным – является изучаемый признак;
  • с какими генами: ядерными или митохондриальными – связан изучаемый признак;
  • генотип того или иного члена родословной;
  • выявить сцепление генов, взаимодействие генов;
  • рассчитать пенетрантность изучаемого гена;
  • оценить экспрессивность изучаемого признака;
  • составить прогноз: оценить вероятность рождения у того или иного члена родословной ребенка с тем или иным альтернативным проявлением признака;
  • оценить интенсивность мутационного процесса.

Технически генеалогический метод включает в себя два последовательных этапа:

1) сбор сведений о членах родословной и составление словесного описания родословной с указанием родства и наличием или отсутствием изучаемого признака называется легендой,

2) составление графического изображения родословной, ее анализ.

Генеалогическое исследование, является одним из основных методов в практике медико-генетического консультирования. Все исследования обязательно подтверждаются документацией. Информацию получают не меньше чем от трех поколений родственников по восходящей и боковой линии, причем данные, должны быть получены обо всех членах семьи, включая и рано умерших. В ходе генеалогического исследования может возникнуть необходимость направления объекта или его родственников на дополнительное клиническое обследование с целью уточнения диагноза.

С помощью генеалогического метода выявлены и изучены многие наследственные заболевания. Когда в Шрюберийском соборе открыли гробницу рыцаря Джона Тальбота, много лет назад погибшего на поле битвы, то обнаружили на кисти сращение фаланг первого и второго пальцев, то есть Джон Тальбот страдал симфалангией. Этот признак, унаследованный от прародителя, наблюдался во всех 14 поколениях его потомков. Так было установлено, что симфалангия наследуется как доминантный признак, так как проявляется в каждом поколении.
Еще один пример наследственного заболевания – гемофилия. Английская королева Виктория передала ген гемофилии королевским семьям Западной Европы и царствующей семье России (царевич Алексей, сын Николая II, страдал гемофилией).

Сущность данного метода заключается в прослеживании передачи признака (болезни) среди родственников в нескольких поколениях. Одной из основных задач генеалогического метода является установление наследственного характера признака (болезни). Если в семье встречается один и тот же признак (болезнь) несколько раз, то в этом случае можно думать о наследственной природе этого явления. После того как обнаружен наследственный характер признака (болезни), генеалогический метод позволяет установить тип наследования:

  • аутосомно-доминантный;
  • аутосомно-рецесивный;
  • Х-сцепленный;
  • мультифакториальный и т. д.

Генеалогическое дерево строится от пробанда. Обязательно указывается общее число обследованных и число выявленных носителей признака, высчитывается индекс наследуемости (общее число делится на число выявленных носителей). Индекс наследуемости выше 0,3 свидетельствует о среднем уровне риска, выше 0,5 – высоком уровне риска.

Делаются выводы о типе наследования.

За аутосомно-доминантный тип наследования свидетельствуют следующие факторы:

  • признак передается из поколения в поколение;
  • в каждом поколении есть члены семьи с признаком (заболевание прослеживается по вертикали);
  • признак в одинаковой степени встречается и у мужчин, и у женщин, а значит, ген локализуется в аутосоме, не сцеплен с полом;
  • у родителей без признака дети также его не имеют;
  • у члена семьи, имеющего исследуемый признак, один из родителей также обладает этим признаком.

Аутосомно-рецессивному типу наследования присущи следующие признаки:

  • одинаковая частота рождения больных мужчин и женщин;
  • отсутствие признаков заболеваний у родителей больного ребенка;
  • заболевание (признак) прослеживается в одном поколении, т.е. по горизонтали.

Рецессивное сцепленное с X-хромосомой наследование характеризуется:

  • поражением в семье только мужчин;
  • наличием здоровых сестер у больного при появлении такого заболевания у половины братьев;
  • отсутствием признаков болезни у родителей;
  • невозможностью передачи дефекта от сына к отцу;
  • наличием больных среди сыновей сестер пробанда или его двоюродных братьев по материнской линии.

Доминантный X-сцепленный тип наследования появляется в следующих признаках:

  • женщины болеют в два раза чаще мужчин, но в сравнении с гомозиготными мужчинами — менее тяжело;
  • больные женщины передают мутантный аллель 50% своих детей вне зависимости от пола;
  • больной мужчина передает мутантный аллель всем дочерям.

Y-сцепленное (голандрическое) наследование характеризуется:

  • передается от отца всем мальчикам и только мальчикам.

Митохондриальная (цитоплазматическая) наследственность характеризуется:

  • заболевание передается с цитоплазмой овоцитов только от матери всем детям независимо от пола;
  • больные отцы не передают заболевание.

За мультифакториальный тип наследования свидетельствуют следующие факторы:

  • несоответствие закономерностей наследования простым менделевским моделям;
  • высокая частота заболеваний у родственников по сравнению с другими семьями;
  • выраженный клинический полиморфизм в проявлении заболевания в разных семьях одной родословной;
  • наличие субклинических форм заболевания;
  • увеличение риска заболевания при наличии в семье двух пораженных или тяжело больных.

По мультифакториальному типу часто наследуются такие соматические заболевания как сахарный диабет, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь и т.д.

Далее определяется уровень риска для пробанда заболеть данным заболеванием (высокий, средний, низкий). Заключение делается на основе индекса наследуемости, тяжести форм заболеваний родственников, возраста, в котором началось заболевание, наличии вредных привычек у пробанда и т.п.

Все символы размещаются согласно поколениям, сверху вниз от I (первого) до последующих, начиная с самого старшего. Каждому члену семьи присваивается порядковый номер арабскими цифрами (слева направо), а номер поколения обозначают римскими цифрами (сверху вниз, от более старших к младшим). В итоге каждый член семьи имеет свой цифровой код (например, II-3). При этом братья и сестры располагаются с соблюдением порядка рождения, начиная от самого старшего ребенка.

Составление родословной начинается с пробанда – лица, обратившегося к врачу. Чаще всего пробандом является больной или носитель изучаемого признака. При составлении родословных используются специальные символы прогноза.

Графическое изображение родословной представляет собой совокупность символов, обозначающих особей мужского и женского пола, у одних из которых имеется изучаемый признак, а у других этот признак отсутствует. На графическом изображении все члены родословной связаны друг с другом горизонтальными или вертикальными линиями, отражающими родственные или брачные отношения (муж – жена, родители – дети). Все индивиды одного поколения располагаются строго в один ряд. Поколения обозначаются римскими цифрами сверху вниз; обычно цифры ставятся слева от родословной. Арабскими цифрами нумеруются все индивиды одного поколения слева направо, последовательно. Братья и сестры располагаются в родословной в порядке рождения.

Графическое изображение родословных существенно облегчает последующий анализ: определение типа наследования, генотипа пробанда и вероятности рождения у пробанда ребенка с тем иным альтернативным значением признака.

В старину, особенно в аристократических династиях, было принято изображать родословную в виде "дерева поколений", где от родоначального ствола отходили боковые ветви и веточки.

Современная символика внешне гораздо схематичнее, но обладает большей конструктивной гибкостью.

Между тем основной принцип графического изображения родственных связей остался тем же, такая схематичная родословная с полным правом может именоваться генеалогическим деревом.

Показ видеосюжета https://postnauka.ru/video/43853

Представление презентации, подготовленной студенткой (приложение 1)

Контроль знаний – интерактивный кроссворд (приложение 2, приложение 3)

Актуализация знаний по предмету «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

1. Наряду с тем, что редактор MS Word позволяет вставлять в текстовый документ нетекстовые элементы или объекты – рисунки, диаграммы, формулы, он обладает собственными инструментами для создания и редактирования графических объектов.

2. Графический редактор создает рисунки непосредственно в тексте документа. Для обращения к графическому редактору используется панель инструментов "Рисование". Для того, чтобы разместить её на экране, необходимо:

  • Щелкнуть правой кнопкой мыши на свободном месте любой панели инструментов.
  • В появившемся вспомогательном меню со списком поставить галочку около строки “Рисование”.
  • После закрытия меню на экране появится панель “Рисование” (рис. 1).

Рис. 1. Панель “Рисование”.

Непосредственно на панель вынесены кнопки простейших геометрических объектов (линия, стрелка, прямоугольник, окружность). Расположенная слева кнопка Автофигуры вызывает всплывающий список групп автофигур (готовых геометрических фигур) Word, в который входят: линии, основные фигуры, фигурные скобки, блок-схема, а также звезды и ленты. Каждый элемент списка раскрывает свою коллекцию изображений объектов.

3. Чтобы нарисовать любой из объектов нужно:

  • Нажать кнопку с изображением этого объекта,
  • Поставить курсор в точку документа, начиная с которой будет рисоваться объект,
  • Нажать левую кнопку мыши и тянуть ее по экрану, пока объект не достигнет нужного размера.

Для изменения характера рисования производят протягивание с нажатием клавиш и .

4. Выравнивание объектов по сетке.

Графический редактор использует невидимую сетку, по узлам которой могут выравниваться графические объекты. Диалог настройки сетки вызывается при выполнение команды Сетка из списка Действия, который появляется при нажатие на кнопку Рисование панели Рисование.

5. Редактирование графических объектов.

Объект или группа объектов подлежащих редактированию должны быть предварительно выделены. Выделение одного объекта производят щелчком мыши в области объекта или по контуру, если в нем есть текст. Признаком выделения служит появление прямоугольной рамки с черными квадратиками – манипуляторами в вершинах и на серединах сторон рамки. Манипуляторы предназначены для изменения размеров объекта. Для изменения размера необходимо установить курсор мыши на манипулятор и потянуть его левой клавишей.
Одновременное выделение нескольких расположенных рядом объектов, выполняется с помощью кнопки выбор объектов Выбор объектов, расположенной в левой части панели инструментов Рисование. Щелкнув по ней, устанавливают курсор мыши слева над самым верхним из выделяемых объектов, нажимают левую клавишу мыши, обводят прямоугольником нужные объекты. Теперь клавишу мыши отпускают, и вокруг каждого объекта появляется рамка выделения. Если часть объекта при протягивании мыши оказалась вне прямоугольника, этот объект не будет выделен.

Второй способ выделения нескольких объектов – щелчки мышью по объектам с одновременным нажатием клавиши . Этот способ удобно применять, если объекты расположены на экране хаотично и их невозможно выделить единой рамкой.

6. Группировка объектов.

Группировкой пользуются, когда несколько объектов нужно обрабатывать и хранить как единое целое. Группу создают из предварительно выделенных объектов с помощью команды Группировать из списка Группировка, который расположен в контекстном меню выделенного объекта.

Снять группировку можно командой Разгруппировать из того же списка, группа должна быть предварительно выделена.

7. Перемещение объектов.

Перемещения производят мышью, используя метод "схватить и переместить", либо клавишами перемещения. Перемещать можно отдельный объект, несколько выделенных объектов или группу. При перемещении мышью ставим ее курсор в область одного из объектов так, чтобы он превратился в , нажимаем левую кнопку мыши и тянем. Переместятся все выделенные в этот момент объекты и группы.

Перемещение с одновременным нажатием клавиши фиксирует направление: строго вертикально или строго горизонтально. Нажатие клавиш +<стрелка> выполняет более мелкие перемещения.

8. Изменение размера объектов.

Изменение размера может производиться для отдельного объекта, нескольких выделенных объектов или группы. В любом случае:

  • Выделяем нужные объекты.
  • Изменяем размер, оттягивая левой клавишей мыши соответствующий манипулятор появившейся рамки.

При одновременном нажатии на клавишу размеры объектов изменяются пропорционально по вертикали и горизонтали.

9. Копирование графических объектов.

Копирование объектов также как и копирование фрагментов текста можно производить двумя способами: через буфер обмена либо с помощью мыши.

Копирование через буфер полностью совпадает с аналогичной операцией над текстом:

  • Выделяем объект или группу.
  • Выполняем команду Копировать из меню Правка, или нажимаем кнопку Копировать (Ctrl+C)панели Форматирование.
  • Выполняем команду Вставить или нажимаем кнопку Вставить (Alt) – на экране появляется копия.
  • Перетаскиваем копию на нужное место мышью.

Копирование с помощью мыши:

  • Выделяем объект или группу.
  • Нажимаем клавишу .
  • Не отпуская клавишу, ставим курсор мыши в область объекта, чтобы он принял вид , и перетаскиваем копию в нужное место.

10. Вставка надписей.
Для размещения надписи нажимают кнопку Надпись – Надпись на панели инструментов Рисование, рисуют мышью на свободном участке документа рамку надписи текста, внутри надписи появляется текстовый курсор, вводят нужный текст.

Для надписи, как и для обычного текста можно задать тип шрифта, его размер, начертание, выравнивание и цвет.

Надпись обрабатывается, как и другие графические объекты.

Задание для студентов: Используя возможности текстового редактора MS Word, построить генеалогическое древо; определить тип наследования (приложение 4).



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....

25 09 2021 11:21:10

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

Спецкурс " Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и девушками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

25 09 2021 18:24:30

Критерии вида. 11-й класс

Цели и задачи урока: сформировать понятия "вид", "критерии вида", "популяция"; продолжить формирование умений работы с текстами, таблицами; умения анализировать, делать выводы....

25 09 2021 6:57:33

План-конспект урока "Ядро. Строение и функции"

Данный урок входит в систему уроков изучения темы « Строение эукариотической клетки». На уроке раскрываются особенности строения и функции клеточного ядра. На уроке используется мультимедийная презентация, которая позволяет наглядно представить изучаемые структуры ядра. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной работ, а также элементов проблемного обучения....

25 09 2021 11:25:36

Урок-конкурс по биологии по темам "Нервная система", "Кровь и кровообращение", "Опорно-двигательная система". 8-й класс

Урок развивает у учащихся учебно-познавательные компетенции, умение сравнивать, обобщать, анализировать....

25 09 2021 17:28:20

Создание инновационной среды образовательного процесса на основе метапредметного подхода как средство развития творческих способностей обучающихся в биологии

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. В результате совместной работы возникает метапредметная деятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека. Метапредметный подход лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Метапредметный подход – это переход от теории к практике....

25 09 2021 14:19:42

Урок биологии в 10-м классе по теме "Эмбриональное развитие животных"

Первый урок в теме « Индивидуальное развитие организмов» (10-й класс). Урок проводится с использованием технологии « Чтение и письмо для развития критического мышления» и строится с учетом того, что первоначальные сведения по этой теме были получены учащимися в 9-м классе. Урок строится на основе групповой деятельности учащихся. ...

25 09 2021 15:51:23

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении практических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

25 09 2021 6:42:44

Урок по биологии для учащихся 9-го класса по теме "Ядро"

Целью урока является закрепить знания о строении и функциях органоидов клетки, изучить строение ядра, строение и функции хромосом. Показать огромнейшее значение такого явления, как хранение и передача наследственной информации. Продолжить формирование умений работать с микроскопом, используя для изучения строение хромосом. ...

25 09 2021 4:33:10

Экологическая игра для учащихся 6–7-х классов

В статье приведено положение об экологической игре, которая проводится среди учащихся 6–7-х классов города Королева, а также описание всех ее этапов. Игра проходит в Национальном парке « Лосиный остров». У школьников формируются умения и навыки по определению видового разнообразия растительного покрова национального парка « Лосиный остров»; закрепляются знания, полученные на уроках биологии....

25 09 2021 21:16:23

Урок "Человек в ответе за природу" (5–7-е классы)

Урок по теме " Человек в ответе за природу" учит бережно относиться к окружающему миру....

25 09 2021 7:56:53

Вирусы - неклеточные формы жизни

Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения В И Ч. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

25 09 2021 10:42:49

Результаты эволюции

Результаты эволюции проявляются в трех следствиях: органической целесообразности, постепенном усовершенствовании организмов, многообразии видов....

25 09 2021 15:22:54

Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс

Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности....

25 09 2021 21:49:27

Заседание эколого-биологической секции "Путь в науку". "Разноцветная история, или Удивительный мир растений"

В ходе подготовки и проведения мероприятия учащиеся знакомятся c разнообразием красящих пигментов растений, приобретают навыки работы с дополнительной литературой, биологическим оборудованием и химическими реактивами. Происходит формирование монологической речи и опыта выступления перед аудиторией, воспитание бережного отношения к природе и чувства прекрасного....

25 09 2021 12:23:39

Проект урока биологии в 7-м классе с элементами экологии по теме "Загрязнение Мирового океана нефтью и влияние его на живые организмы"

Данный урок проводится после изучения темы « Внешнее строение птиц. Строение перьев», по которой планируется проведение лабораторной работы. Форма урока дает возможность провести ее по-новому, с проведением исследовательской работы. Урок помогает наполнить изучаемую тему новым смыслом, интересными исследованиями, сотрудничеством, творчеством и выходом за привычные рамки....

25 09 2021 4:35:31

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок « Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

25 09 2021 18:16:12

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

25 09 2021 22:52:11

История страны в литературе (по роману В.Д. Дудинцева "Белые одежды")

Интегрированный урок литературы и биологии – урок формирование нового проблемного видения, цель которого через изучение романа В. Дудинцева « Белые одежды» понять, как внутренняя политика государства 30–60-х годов Х Х века повлияла на развитие биологии как науки....

25 09 2021 3:21:17

Урок биологии в 8-м классе с использованием интерактивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интерактивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

25 09 2021 2:21:47

Интегрированный урок (биология + экология) по теме "Как помочь природе?" 9-й класс

Год за годом сокращается площадь ледников. Участились случаи погодных аномалий, увеличилось количество циклонов. Изменения климата уже привели к разрушению некоторых экосистем и угрожают существованию миллионов людей. Это только начало! Мы можем помочь природе! В решении проблемы глобального изменения климата необычайно важна роль каждого человека. Мы можем помочь сократить выбросы парниковых газов. Действовать надо прямо сейчас!...

25 09 2021 21:35:33

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

25 09 2021 5:31:59

Урок биологии по теме "Среды жизни планеты Земля". 5-й класс

В статье представлен конспект урока по биологии в 5-м классе, в котором использованы текстовой материал учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И. Н. Пономарёвой, задания рабочей тетради к учебнику, презентация и электронные образовательные ресурсы Е К Ц О Р....

25 09 2021 6:57:56

Урок-игра по биологии "Птицы"

Урок закрепляет знания о птицах, развивает интерес к предмету, экологическому образованию....

25 09 2021 4:52:49

Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"

Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся К К О с использованием элементов технологии полного усвоения....

25 09 2021 19:52:44

Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....

25 09 2021 5:23:16

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей

К отряду Непарнокопытные относятся крупные копытные — лошади, ослы, зебры, носороги и др., у которых хорошо развит третий (средний) палец. Остальные пальцы в ходе эволюции редуцировались....

25 09 2021 18:16:41

"Цветок, плод, семя"

Основная цель урока - систематизация и обобщение знаний учащихся по указанному разделу, подготовка к более детальному изучению растений и их частей. Урок носит нетрадиционную форму, сочетает в себе элементы всех форм работы, отличается разнообразием применяемых средств....

25 09 2021 7:39:50

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария " Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

25 09 2021 14:39:33

Урок — смотр знаний в 7-м классе по теме "Птицы"

Урок проводится как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы « Птицы». Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урока - игра. Ученики используют Smart-доску, разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий (карточки, чучела, Ц О Ры). ...

25 09 2021 20:42:55

Урок биологии с ИКТ. Тема: "Особенности питания и пищеварения у животных"

Цель урока: познакомить с особенностями питания и пищеварения животных....

25 09 2021 11:14:49

Урок географии в 7-м классе "Тихий океан"

Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом " Сферы". Разработка включает конспект урока, презентацию и интерактивный тест. Презентация к уроку составлена так, что ее можно использовать в разных организационных формах урока. Материал красочный, много качественных фотографий, хороший иллюстративный материал. ...

25 09 2021 13:25:33

Урок биологии в 11-м классе по программе под редакцией И.Н. Пономаревой "Медицинская генетика – наука XXI века"

Основными задачами данного урока являются ознакомление учащихся с методами и достижениями медецинской генетики и продолжение работы по формированию здорового образа жизни. ...

25 09 2021 10:32:29

Методическая разработка урока биологии по теме "Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний"

Методическая разработка урока биологии для 8-го класса позволяет детям легко изучить строение мочевыделительной системы, процесс образования мочи. Учащиеся узнают о причинах заболеваний почек, о методах их профилактики. Урок поможет в формировании правильного отношения школьников к здоровому образу жизни. ...

25 09 2021 23:12:53

Урок по теме "Иммунитет". 8-й класс

Урок разработан с применением здоровьесберегающих, информационных технологий, элементов проблемного обучения. Он может использоваться в работе с учебником " Человек.8" любой линии, но особенно ценен для школ Здоровья, так как содержит практическую часть о способах укрепления иммунитета, выполняемую учащимися в группах и затем обсуждаемую в классе. ...

25 09 2021 21:32:20

Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"

Элективный курс " Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном практическую направленность. ...

25 09 2021 15:46:51

Урок "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата", 6-й класс

Представлен урок биологии для учащихся 6-го класса " Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата"....

25 09 2021 13:51:53

Кровь и кровообращение

Мультимедийный обобщающий урок по разделу " Внутренняя среда организма" для 8-го класса содержит презентацию по теме " Кровь и кровообращение" и образец теста для оценки знаний учащихся по данному разделу. Урок включает самостоятельную подготовку докладов учащимися по вопросам урока и предполагает их выступление, с использованием презентации. ...

25 09 2021 2:56:46

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

25 09 2021 21:20:48

Урок биологии по теме "Многообразие птиц. Экологические группы птиц". 7-й класс

Урок способствует формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного отношения к окружающему миру, изложение нового материала базируется на уже имеющиеся у учащихся знания....

25 09 2021 6:28:13

Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс

Урок призван сформировать понятие «жизненная емкость легких», разъяснить механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогуморальной регуляции дыхания....

25 09 2021 19:34:35

Общие подходы к оценке качества знаний студентов в системе высшей школы

Выбор методов оценки качества знаний всегда является ключевым при реализации той или иной образовательной программы. Для более успешного и объективного подхода необходимо, чтобы система контроля учебных достижений обучающихся была разноплановой: с одной стороны, ориентированной на проверку знаний и умений, с другой – на выявление творческих способностей и эмоционально-ценностного отношения к изучаемым процессам....

25 09 2021 2:17:45

Урок "Размножение и развитие организмов"

Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество полового размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

25 09 2021 1:40:54

Урок биологии "Строение семян двудольных растений"

Семена – это важнейшее достижение в эволюции высших растений. На уроке даются представления о вегетативных репродуктивных органах и о строении семян. Автор знакомит учащихся с особенностями строения семян двудольных растений....

25 09 2021 16:19:28

Конструкторское бюро живой природы

Автор знакомит учащихся с некоторыми достижениями технической науки, использующей особенности строения и жизнедеятельности насекомых для совершенствования существующих аппаратов, приборов и создания новых механизмов и технических систем....

25 09 2021 8:33:18

Урок биологии в форме дидактической игры. Тема: "Земноводные в природе и жизни человека"

Игра начинается с проверки домашнего задания каждой команды. В первом туре командам предлагается ответить на 12 вопросов (тематика – стандартные вопросы по теме « Земноводные»), во втором туре – на 9 вопросов (вопросы высокого уровня). В третьем туре участвуют две команды, предлагается 6 вопросов (вопросы повышенного уровня, включающие вопросы по экологии) и ребусы. ...

25 09 2021 12:40:24

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Евразии. Арктический, субарктический и умеренный пояса"

Урок предлагается для использования его учителями вечерних школ в условиях, когда на географию и биологию в учебном плане школы отводится 1 час в неделю. Урок поможет познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны арктического, субарктического и умеренного поясов....

25 09 2021 7:26:59

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны характеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

25 09 2021 5:27:14

Игра "Звездный час" по теме "Покрытосеменные"

Контрольно-обобщающий урок по теме проводится в форме игры....

25 09 2021 9:23:25

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

25 09 2021 4:13:17

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)