Урок биологии в 8-м классе по теме "Заболевания органов зрения и их профилактика"
Цель: повторить и обобщить знания о строении и функциях зрительного анализатора; углубить знания о причинах нарушения зрения; сформулировать правила гигиены зрения.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания о строении зрительного анализатора и функциях его частей, познакомить с заболеваниями зрения и причинами их вызывающими; на основе повторения и обобщения изученного материала, сформулировать правила гигиены зрения.
Развивающие: научить использовать теоретический материал в решении конкретных задач, развивать навыки работы с компьютером и использования Интернета при поиске информации о заболеваниях, развивать навыки работы с текстом, умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; развивать способность правильно формулировать свои мысли при общении, в ходе работы с текстом и заполнении таблицы, развивать монологическую речь.
Воспитательные: пропаганда здорового образа жизни, коммуникативных навыков.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры.
Ход урока
1. Актуализация знаний
Слепота – большое несчастье. В былые времена считалось, что в сравнении с ней даже cмepть ничто. Слепые были обречены на нищенство и голод.
В современном обществе количество страдающих заболеваниями зрения неуклонно растет и этому есть объяснения. Развитие средств массовых коммуникаций – телевидения, компьютерной сети заставляет напрягать наше зрение, что часто приводит к его заболеваниям.
Далеко за примером ходить не надо. По данным за прошлый учебный год из 414 учащихся нашей школы отклонения по зрению имели 141 человек, т. е. почти каждый третий.
А сколько человек в вашем классе имеют проблемы со зрением?
Объявляется тема урока и его цель.
2. Основная часть урока
Зрительное восприятие обеспечивает зрительный анализатор. (Приложение 1)
Задание. Назовите части зрительного анализатора. (1 слайд «Зрительный анализатор»)
Задание. Объясните это выражение. (2 слайд «Глаз смотрит, а мозг видит»)
Наиболее часто встречающиеся дефекты зрения: близорукость и дальнозоркость.
Задание. Где изображен дефект зрения – дальнозоркость, а где близорукость и как вы это определили? (3 слайд. Изображение зрительного восприятия при близорукости и дальнозоркости.)
Причины ослабления зрения могут быть как врожденными, так и приобретенными. Причины врожденной близорукости и дальнозоркости – размер и форма глазного яблока (обратите внимание на слайд).
Дефекты зрения могут быть и приобретенными. Например, старческая дальнозоркость вызывается изменениями хрусталика, который с возрастом теряет эластичность.
Основная причина приобретенных дефектов – ослабление ресничной мышцы, на которой подвешен хрусталик. А раз это мышца, то ее как и любую мышцу можно тренировать. Это эффективное профилактическое средство.
(На каждого ученика выдается раздаточный материал «Упражнения для глаз». Приложение 2)
Итак, вывод (4 слайд):
Нарушение и ослабление зрения может быть вызвано:
- внутренними изменениями;
- внешними изменениями.
Далее класс делится на 2 группы.
1 группа садится за компьютеры и получает задание:
Найти в Интернете сведения о самых распространенных заболеваниях зрения, приводящих к слепоте, глаукоме и катаpaкте. Из материала выбрать основную информацию и занести в таблицу.
Таблица.
Название заболевания |
Признаки заболевания |
Причины заболевания |
Методы лечения |
1. Глаукома 2. Катаpaкта |
|
|
|
2 группа получает раздаточный материал, на котором записаны внешние факторы, вызывающие нарушения зрения.
- Едкие вещества (кислоты, щелочи), огонь и пар вызывают ожог глаз.
- Никотин и алкоголь вызывают поражение зрительного нерва и ухудшение зрения.
- Попадание твердых частиц ведет к травме или гибели глаза.
- Нeблагоприятные физические воздействия ведут к ослабеванию ресничной мышцы и ухудшению зрения.
- Работа при плохих климатических условиях (ветер, ыль, снег) вызывают конъюнктивит – воспаление конъюнктивы.
Задание: Изучите материал и предложите меры профилактики, т.е. меры предупреждения нарушения зрения под действием данных факторов. Запишите ваши предложения в тетрадь.
(Дается время на выполнение заданий. Затем, заслушиваются выступления представителей от первой и второй групп, все остальные внимательно слушают и, при необходимости, дополняют.)
Какие правила гигиены зрения нам предлагают специалисты?
- При чтении и письме расстояние от глаз до книги или тетради должно быть 30-35 см.
- После 20-30 минут зрительной работы глазам следует давать отдых (3-5 минут).
- На рабочем месте свет должен падать спереди слева, вечером использовать настольную лампу.
- Не читать лежа и в движущемся трaнcпорте.
- Смотреть телевизор или работать за монитором не более 1,5-2 часа в день. Располагаться от экрана надо на расстоянии 2,5-3 метров.
- Защищать глаза от слишком яркого света.
- Беречь глаза от пыли, не тереть их руками, вытирать только совершенно чистым полотенцем или носовым платком.
3. Закрепление
(5 слайд)
Задание. Установите соответствия между заболеваниями зрения, его причинами и признаками.
Задание. Назовите 5 знаменитых людей, у которых были или есть проблемы со зрением.
Затем предлагается 5 знаменитых биологов, у которых были проблемы со зрением, назовите их имена.
(6 слайд)
Мечников И.И.
Вернадский В.И.
Мендель Г.
Ламарк Ж.-Б.
Опарин А.И.
Ж.-Б. Ламарк (к концу жизни совсем потерял зрение и умер в безызвестности и бедности совершенно слепым).
4. Подведение итогов
Оценки за работу в тетрадях получают все ребята.
5. Домашнее задание
Сочинить рекламный слоган, который начинается словами «Хорошее зрение – это…»
Комментарии:
Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....
24 08 2025 3:33:11
Раздел "Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс.
...
23 08 2025 22:26:25
Методическая разработка продолжает цикл занятий, представляющих программу обучения объединения «Орнитологи». Данное занятие – первый шаг к знакомству с жизнью зимующих птиц. Овладение знаниями и умениями составляет для ребенка специальную задачу. Для закрепления полученного результата нужно время для самостоятельного изучения, наблюдения за птицами. Основным критерием и показателем результативности становится заинтересованность обучающихся данной темой....
22 08 2025 19:15:55
Цель урока: сформировать целостное представление о движении крови в организме, о физико-химических основах работы внутренних органов и взаимодействии их с кровью; установить причинно-следственные связи с курсами химии и физики.
...
21 08 2025 3:44:46

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
20 08 2025 14:55:56
На занятии дается понятие митоза как универсального способа сохранения постоянства числа хромосом, формируются знания о механизмах клеточного деления....
19 08 2025 19:55:53
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
18 08 2025 12:40:41
В 5-м классе уроки изучения материала темы «Отличие живого от неживого» направлены на формирование понятия о свойствах живой материи, о взаимосвязи живой и неживой природы, о веществах, входящих в состав живых организмов. Данные понятия, являясь общими для цикла естественнонаучных дисциплин, развиваются на протяжении всего периода изучения физики, химии, биологии и географии в школе. Учитывая эти условия мы посчитали целесообразным использовать технологию педагогической мастерской....
17 08 2025 16:32:54
Урок-игра по курсу «Природоведение». Предлагается как обобщающий урок по теме «Беспокойная планета». В ходе урока повторяется и обобщается материал о вулканах, гeйзерах, землетрясениях. За каждое выполненное задание присваивается определённое количество баллов, соответствующее «передвижению» к следующей станции. Задания разнообразны по форме и содержанию, предполагают развитие внимания, логики, навыков структурирования материала....
16 08 2025 16:28:57
Электронное пособие предназначено для учащихся 6–7-х классов. Выполнено пособие в программе Microsoft PowerPoint. Традиционно в школе изучаются семь семейств покрытосеменных из классов двудольных и однодольных. Определительные карточки сложны для использования. Атлас-определитель позволит ученикам быстро и просто определить 51 вид растений....
15 08 2025 10:46:43
Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....
14 08 2025 5:50:54
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии "Путешествие в страну Кишечнополостных"....
13 08 2025 22:51:42
В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н.И.Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС). Данный методический материал содержит индивидуальный опopный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....
12 08 2025 20:25:49
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....
11 08 2025 13:58:50
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
10 08 2025 13:47:21

Внеклассное мероприятие из цикла "Живая природа". Расширяет представления о морских обитателях ‒ дельфинах....
09 08 2025 7:20:33
Урок знакомит учащихся с историей переливания крови, выявляет значение переливания крови как важного достижения современной медицины, выясняет причины групповых различий крови у людей.
...
08 08 2025 6:44:55
Основа занятия – известная сказка Всеволода Гаршина "Лягушка-путешественница". Сказка сопоставляется с реальными фактами о местообитании, особенностях питания и схемах поведения разных видов лягушек, которых школьники могут встретить в природе во время путешествия. В качестве творческой работы предлагается выполнить оригами "Лягушка". Развивается мелкая моторика детей....
07 08 2025 13:19:26
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
06 08 2025 8:22:37
На данном уроке проводится исследовательская работы по определению соответствия условий школьного кабинета СанПиН: определение цветовой гаммы кабинета, его озеленение, вентиляционный режим, коэффициент аэрации, освещенность, а также объем и площадь на одного ученика. Это позволяет показать важность учебных теоретических знаний для жизни, помогает объединить знания из нескольких учебных дисциплин....
05 08 2025 9:26:42
Цель урока - проследить эволюцию пресмыкающихся; выяснить, какие отряды, кроме ранее изученных, входят в состав класса; определить основные черты представителей класса. На уроке обобщаются знания по особенностям внешнего строения пресмыкающихся, выясняется, от каких животных произошли древние пресмыкающиеся и какие изменения произошли в их организме....
04 08 2025 5:12:21
Урок проводится в форме игры-путешествия. Его можно проводить в 5-м классе по природоведению при изучении темы «Жизнь на Земле», в 6-м классе по биологии после изучения царств Бактерии, Грибы, Лишайники, а также как внеклассное мероприятие. Урок помогает закрепить знания учащихся о разнообразии живых организмов в биосфере, о классификации растений и животных, о пpaктическом использовании живых организмов....
03 08 2025 11:22:18
На уроке по теме "Многообразие и значение водорослей" в 6-м классе учащиеся знакомятся с классификацией водорослей, особенностями их строения, значением в природе и жизни человека. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся.
...
02 08 2025 7:39:28
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
01 08 2025 14:18:25
Интегрированный урок биологии и физкультуры не только раскрывает значение двигательной активности для организма, но и знакомит с бесценным опытом выживания в тяжелых для существования климатических условиях коренных народов Севера. Использование народных игр и состязаний на занятиях не только учит детей играть, но и знакомит их с обычаями и традициями....
31 07 2025 10:22:46
Комбинированный урок с использованием компьютерной презентации, на котором дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги Кемеровской области, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов. Учителю предоставится возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального использования природных ресурсов....
30 07 2025 12:13:18
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
29 07 2025 19:44:49
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
28 07 2025 13:44:55
Задачи урока: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина....
27 07 2025 16:34:26
В современную эпоху быстрого обновления знаний и информационных технологий важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения. Учебно-исследовательская работа с учащимися в нашей школе организуется по двум направлениям: урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки, семинары, пpaктические и лабораторные занятия, урочные проекты; внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности.
...
26 07 2025 2:56:47

Урок формирует навыки здорового образа жизни у детей. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью бактерий и их огромным значением в природе и жизни человека....
25 07 2025 10:20:17
В статьеречь идет о строении, свойствах одуванчика лекарственного....
24 07 2025 2:49:40

Урок знакомит учащихся с представителями царства бактерии, строением, жизнедеятельностью и распространением на Земле. Формирует умение делать выводы на основании полученной информации, навыков исследовательской деятельности. ИКТ повышают познавательный интерес к предмету....
23 07 2025 7:49:49
В настоящее время, когда учащиеся имеют доступ к сети Интернет, владеют широким спектром информации, возрастает потребность у учителя искать новые формы и методы преподавания своего предмета. Для достижения этого используются различные способы, одним из которых является занимательность. Реализовать его помогает использование современных компьютерных технологий.
...
22 07 2025 8:41:39
К отряду двукрылых относятся комары, мухи, оводы. Они имеют только переднюю пару крыльев, вторая пара значительно уменьшена, так что от нее сохраняются только булавовидные образования — жужжальца....
21 07 2025 9:51:24
В ходе урока на основе имеющихся знаний формируются и углубляются понятия об особенностях строения цветка, приспособленности его к условиям внешней среды. В теме формируется понятие как о цветении, так и о физиологическом процессе растений, который наступает только при определённых условиях. Успешно решить эти задачи можно только при комплексном использовании разнообразных наглядных пособий. На уроке формируются качества активного ученика учебного процесса, учиться находить и принимать решения....
20 07 2025 4:45:53
На уроке в 6-м классе используется игровая форма обучения, поисковая работа в группах, защита проектов, которые смогут не только увеличить его продуктивность, но и повысить интерес обучающихся к биологии, способствует развитию коммуникативной, учебно-познавательной и информационной компетенций обучающихся....
19 07 2025 21:58:14
Цель урока: сформировать знания о конкретных генетических заболеваниях, их цитологических основах: дать представление о возможных способах лечения или недопущения таких заболеваний....
18 07 2025 12:17:55
Урок способствует воспитанию у учащихся любви к природе родного края и бережного к ней отношения, творческой активности на уроке....
17 07 2025 1:29:47
Заключительный урок при изучении класса Пресмыкающиеся, который позволяет закрепить знания о внешнем и внутреннем строении пресмыкающихся, размножении и многообразии. Межпредметные связи позволяют развивать интерес к биологическим знаниям, самостоятельное мышление и умение анализировать....
16 07 2025 2:55:32
В данной работе представлена разработка обобщающего урока по биологии на тему "Царства Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения" для шестого класса по программе и учебнику В.В. Пасечника. Урок проводится в игровой форме, что позволяет повысить познавательную активность школьников. Класс делится на три комaнды. Проводятся конкурсы. В конце урока подсчитываются баллы, определяются победители, выставляются оценки.
...
15 07 2025 19:10:21
Урок-конференция проводится с участием старшеклассников научного общества (НОСТ) с использованием результатов проведенных опытов. Ослабление средств защиты организма приводит к обострению инфекционных заболеваний. Вывод: здоровье дается нам бесплатно, но когда его теряешь, платишь большие деньги.
...
14 07 2025 4:27:10
Урок выясняет происхождение древней группы животных – пресмыкающихся и объясняет значение современных рептилий....
13 07 2025 1:31:29
Урок имеет большую пpaктическую направленность, формирует навыки проведения исследовательской работы; осуществляются межпредметные связи с литературой, историей, географией, биологией, астрологией. Данный урок способствует развитию логического мышления и воспитывает чувство коллективизма, взаимовыручки и взаимоподдержки. При проведении урока используются современные технологии обучения.
...
12 07 2025 11:51:10
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
11 07 2025 22:49:21
Представлен опыт использования технологии педагогических мастерских на уроке биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусы"....
10 07 2025 3:15:51
Урок разработан с учётом требований федерального образовательного стандарта, с использованием интеpaктивного подхода в обучении. Сочетает в себе индивидуальную и групповую формы организации учебного процесса. Применены следующие методы обучения: словесно-репродуктивные, наглядные и пpaктические. Для актуализации знаний использован биологический тренажёр, биологические задачи, направленные на развитие самостоятельности мышления, умения обобщать, анализировать явления.
...
09 07 2025 21:49:11
Периодизация: младенчество (до 1 года), ранний возраст (1—3), дошкольный (3—7), младший школьный (7—10), подростковый (11—15), юношеский (12—20), зрелость (20—65), пожилой возраст (65—75), старость - после 75. Для каждого из них свои биологические и психологические хаpaктеристики.
Возрастные изменения обусловлены разными факторами, они гетерохронны, их темпы индивидуальны, зависят от пола, на ранних стадиях темпы во много раз выше, чем на поздних.
Биологические возрастные изменения не произвольны, психологические зависят от активности индивида, социальные задаются обществом.
...
08 07 2025 21:47:22
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
07 07 2025 4:14:36
Урок биологии по УМК Введенского Э.Л., Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи....
06 07 2025 8:52:25
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::