Урок на тему: "Группы крови" по биологии в 8-м классе

Источник:
|
Цель урока: Дать понятие о группах крови человека и причинах групповых различий.
Оборудование:
- Таблица “Кровь”.
- Пробирки с кровью человека.
- Натуральная плазма.
- Тарелка и реактивы для определения групп крови.
Задачи урока:
Учебно-образовательные
- Приобретение и усвоение значений учащихся по теме “Группы крови”.
Воспитательные задачи
- Развитие диалектико-материалистического мировоззрения на основе научных открытий об иммунитете и групповых различий крови, а также медицинской генетики.
- Забота и сохранение своего здоровья.
- Стремление к знаниям.
Развивающие
- Образование связано с умственным развитием и мышлением. В процессе обучения должно происходить развитие интеллектуальных качеств личности – интерес, наблюдательность, решение проблемных вопросов, умение делать выводы и обобщения.
Хаpaктер познавательной деятельности:
- Репродуктивная – слушаю, запоминаю, работа с книгой.
- Продуктивная – поисково-исследовательская – решить задачу, что-то отыскать, составить схему.
- Творческая – решение той или иной задачи повышенной трудности, придумать что-то самому, составить авторскую задачу, программу и т.д.
Ход урока
I. Организационные моменты
II. Повторение пройденной темы
Индивидуальный опрос:
- Начертить схему внутренней среды организма.
- Начертить таблицу и расписать лейкоцитарную формулу (виды лейкоцитов).
- Рассказать о 1-м компоненте внутренней среды, о крови: что она собой представляет, из чего состоит.
Фронтальный опрос по ранее изученной теме “Иммунитет”:
Какие вы знаете защитные барьеры организма против инфекций? Назовите их.
а) 1-й барьер – кожа, слизистые оболочки (слюна, слезы, пот)
б) 2-й барьер – элементы внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа.
Какие клетки крови выполняют защитную функцию? (лейкоциты).
Как называется способ защиты организма от живых микроорганизмов и чужеродных веществ, попадающих в организм? (иммунитет)
Почему при пересадке органов возникает их отторжение? (также благодаря иммунитету – в частности белковая несовместимость)
Какие виды иммунитета существуют?
а) Неспецифический – путем фагоцитоза (открыл И.И.Мечников)
б) Специфический – т.к. организм способен узнавать вещества отличные от его клеток и тканей
Как называются вещества, способные иммунную реакцию? – антигены (вирусы, бактерии, чужеродные клетки ткани)
А вещества, уничтожающие антигены? – антитела (гумopaльный механизм)
Какие виды лимфоцитов вы знаете? (Т-лимфоциты, В-лимфоциты)
Их функции?
а) Т-лимфоциты – распознают микробные и другие антигены.
б) В-лимфоциты – выделяют в кровь антитела.
А если все-таки вещества – микробы проникли в клетку, то клетка сама начинает борьбу, выделяя вещества, такие как…(интерферон)
Кто и каким образом открыл иммунные свойства организмов? – Эдуард Дисейнер, англ. врач (1749-1823)
Что он предложил?
Что такое вакцина? (убитые или ослабленные микробы, которые вводятся в организм в виде прививок)
Какой ученый впоследствии также применял этот метод и создал вакцину против бешенства? (Луи Патер, франц. микробиолог)
Что представляет собой лечебная сыворотка? (сыворотка с готовыми антителами)
Вывод: Таким образом, иммунная система выполняет следующие функции
- 1 функция – способность выявлять любые чужеродные агенты, попавшие в организм и отторгать их.
- 2 функция – отторгать чужеродные клетки, возникающие в самом организме вследствие мутаций.
- 3 функция – способность формировать иммунную память, которая может существовать в течение жизни и обеспечивать защитную реакцию на повторное внедрение микроорганизмов.
Заболевание, разрушающее всю иммунную систему? (СПИД)
Какие инфекционные заболевания вы знаете и болели сами?
Инфекционные (вирусы, бактерии) – ОРЗ, воспаление легких, грипп, птичий грипп, СПИД, коклюш, дифтерия, полиомиелит, корь, оспа.
Паразитарные – простейшие черви-паразиты, насекомые, клещи и др.
III. Изучение новой темы: “Группы крови”
Цели урока:
- Познакомить учащихся с историей переливания крови.
- Выявить значение переливания крови как важного достижения современной медицины.
- Выяснить причины групповых различий у людей.
Введение в тему:
1) Учитель – вопрос к классу: Какие же функции выполняет кровь?
Почему ее называют “рекой жизни”?
2) история – применение крови с лечебной целью:
1492 г. – Римский папа Иннокентий VIII, кровь трех десятилетних мальчиков.
История – переливание крови, первые опыты:
/удачный/ а) 1666 г. – лондонский анатом Роберт Лоуэр. 1-й опыт переливания крови на животных – собаках.
/удачный/ б) 1667 г. – франц. ученый Дени произвел переливание крови ягненка больному обескровленному юноше, после двадцати кровопусканий 2 переливание – специально нанятому парижскому носильщику.
Всего Дени произвел 6 переливаний, но 2 закончились неудачно (!) и против него был возбужден уголовный процесс. Он был оправдан, но переливание крови было запрещено! (1670 г.) – франц. парламент
/человеку/ В 1819 г. – англ. акушер Бландем сделал 1 переливание крови от человека к человеку. Таким путем он спас жизнь обескровленной роженицы.
Проблемная задача –
Учитель: Таким образом, из приведенных примеров из истории переливания крови – переливание крови пытались применить издавна, но иногда оно сопровождалось успехом, а иногда приводило к гибели тех, кому переливали кровь.
Вопрос: Как это объяснить?
Открытие группы крови:
В 1901 г. немецкий ученый Эрлих и его ученик Карл Ландштейнер открыли три группы крови, а затем чешский ученый Я. Янский открыл еще IV группу крови. Таким образом, все население земного шара имеет 4 разные группы крови.
Вопрос: На чем основаны групповые различия?
Ответить на этот вопрос помогла наука генетика. Наследственными могут быть не только морфологические признаки – цвет волос, глаз, особенности строения, но по наследству могут передаваться и некоторые биохимические признаки – белки, встречающиеся в эритроцитах и плазме крови. Набор этих белков каждого человека строго постоянен! У разных людей эти наборы неодинаковы.
Таблица групповых различий
| Агглютиногены | Агглютинины | |
| Группа крови | Белки эритроцитов | Белки плазмы |
| I | 00 | a? |
| II | A | ? |
| III | B | a |
| IV | AB | 00 |
Агглютинация – процесс свертывания (склеивания) эритроцитов.
Люди одной и той же группы крови имеют сходный белковый состав, поэтому их кровь совместима.
Соответственно таблице укажите, какую кровь, какой группы, куда можно вливать.
Дать понятие:
1. Универсальный донор
2. Универсальный реципиент
Rh – понятие о резус-факторе:
За последнее время открыто много других факторов крови, из которых наибольшее пpaктическое значение имеет так называемый Rh (резус-фактор). Он впервые был обнаружен в крови обезьяны – макаки-резус. Примерно у 85% людей в эритроцитах содержат белок – резус-фактор, а 15% населения его не имеют. На качестве крови его отсутствие не отражается, но его надо учитывать при переливании крови и при беременности. Rh“-” – людям следует переливать только в RH“-” кровь, т.к. при попадании в кровь Rh“+” белка (антигена) на него начинают выpaбатываться антитела. У новорожденных, если мать Rh“-”, а плод развивается Rh“+” – мать выpaбатывает антитела и ребенок рождается с гемолитической болезнью (апельсиновый цвет кожи).
Rh – резус-фактор, открытый тем же Карлом Ландштейнером совместно с исследователем Винером в 1937–1940 гг. За оба открытия Ландштейнеру дважды присуждалась нобелевская премия.
Значение знаний о группах крови:
Если бы ум человека не проник в генетическую тайну свойств крови и тканей, тысячи людей умирали бы от реакций в результате переливания крови и миллионы жизней погибали бы в больницах и на войне, от невозможности осуществления переливания крови.
Знание групп крови имеет общеизвестное судебно-медицинское значение:
а) определение группы крови преступника, пятен крови на месте преступления и вещах
б) определение отцовства
в) Rh-значение при беременности (резус конфликт!)
Выводы:
1) т.к. кровь является жидкой соединительной тканью, то групповая совместимость зависит от тканевой совместимости
2)тканевая совместимость зависит от наследственного сочетания определенных белков крови
Закрепление:
- Кто впервые обнаружил групповые различия?
- Сколько групп крови имеет человек?
- На чем основаны групповые различия? (определенные сочетания белков, эритроцитов и плазмы)
- Какой еще показатель крови нужно учитывать при переливании? (Rh-фактор)
- Какую группу крови можно переливать другим людям без риска? Почему?
- С какой группой крови люди могут принимать любую кровь? Почему?
- Значение знаний о группах крови.
Задание на дом:
- § 19, стр. 97
- Ответить на вопросы в конце параграфа.
- Выяснить у родителей свою группу и Rh.
- Подготовить доклады на тему: “Tрaнcплантация органов и проблемы их совместимости”.
Комментарии:
Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....
04 12 2025 10:19:49
Урок изучения нового материала расширяет кругозор учащихся о многообразии и значении насекомых. Представлены задания – измерители для проверки знаний и закрепления изученного материала....
03 12 2025 3:21:54
Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....
02 12 2025 5:30:22
Данная работа может использоваться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, например, как классный час. В статье рассказывается об истории появлении водки и других спиртных напитков, об их воздействии на организм человека.
...
01 12 2025 17:10:11
Программа включает углубление теоретического и пpaктического материала по темам: «Опopно-двигательная система», «Сердечно-сосудистая система», «Система органов дыхания», «Пищеварительная система», «Кожные покровы», «Нервная система». Основой курса являются пpaктические работы, выходящие за рамки содержания школьного курса....
30 11 2025 13:37:45
Цель данного курса - поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности.
...
29 11 2025 4:13:31
Урок биологии в 10-м классе знакомит учащихся с методами генной инженерии, которые позволяют бактериальным клеткам синтезировать "человеческий" белок, подробно останавливается на стадиях одного из методов - рекомбинативных плазмид. Чтобы понять сущность этого процесса, начинается разговор о значении генной инженерии.
...
28 11 2025 13:53:50
Накопление полезных изменений в организмах приводит к крупным изменениям в природе. В этом заключается творческая роль естественного отбора в эволюции....
27 11 2025 9:25:27
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
26 11 2025 5:32:16
Учащиеся знакомятся с понятием "здоровый образ жизни". Формируется представление о себе, своём здоровье как о самой важной ценности. Созданы условия для первичной оценки подростками своего здоровья. Учащиеся разбираются в том, как вредные привычки влияют на жизнь и здоровье человека....
25 11 2025 1:41:20
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
24 11 2025 9:33:37
Класс включает 8 тыс. видов. Передвигаются они благодаря наличию жгутиков (чаще имеется один жгутик, нередко два, иногда восемь). Есть животные, имеющие десятки и сотни жгутиков. У колониальных форм число особей достигает 10-20 тыс....
23 11 2025 22:29:34
Проверка знаний об особенностях строения грибов и умений узнавать изученные грибы. Закрепление знаний об особенностях строения, питания и размножения лишайников (демонстрация фильма, загадки). ...
22 11 2025 21:24:23
Цели урока: сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой природы; развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу. Задачи: сформировать первоначальные представления о многообразие растительного мира; познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности; развивать умения и навыки, развивать интерес к биологическим наукам....
21 11 2025 15:19:17
Представленный урок составлен на основе программы Н.И. Сонина для 7-го класса. Чтобы повысить интерес учащихся к теме, урок интегрирован с математикой. Задание по определению темы урока (угадывание букв) вызывает у детей интерес и мотивирует их дальнейшую деятельность на уроке. Урок обучает детей работе с учебником. Формирует навыки составления схем и умение делать самостоятельно выводы. Учитель привлекает на урок очень интересный дополнительный материал из книги "За страницами учебника"....
20 11 2025 11:55:32
В процессе умственно-пpaктической деятельности учащиеся постепенно, пошагово усваивают строение, размножение, значение плаунов, хвощей и папоротников. Главное правило в учебном процессе - не расслаивать учеников на сильных и слабых, организовывать взаимообучение детей методом совместно-групповой учебной деятельности....
19 11 2025 11:15:16
На уроке систематизируются полученные ранее знания о способах размножения; дается представление о клонировании и полиэмбрионии как способах бесполого размножения; раскрывается биологическая роль бесполого и пoлoвoго типов размножения....
18 11 2025 4:21:26
В статье вы познакомитесь с пауками, их общей хаpaктеристикой, эволюцией, анатомией, ростом, строительной, пищедобывательной, пoлoвoй и оборонительной деятельностью.
...
17 11 2025 9:31:22
Биография Ломоносова – это биография «молодой науки российской». Его идеи послужили становлению биологии. В связи с этим мной организована игра, показывающая учащимся Ломоносова как биолога и просветителя. Игра предназначена для учащихся 8–9-х классов....
16 11 2025 10:37:41
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием земноводных; показать их роль в природе и жизни человека....
15 11 2025 9:27:38
Предлагаю вашему вниманию цифровые диктанты по курсу биологии раздел "Общая биология". Задания можно использовать независимо от программы и учебника, по которым вы работаете....
14 11 2025 13:31:21
Урок может быть проведен как в курсе изучения биологии в 6-м классе (экологические аспекты с применением регионального компонента), так и как факультативное занятие. Национально-региональный компонент формирует представление об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ....
13 11 2025 12:17:10
Бинарный урок биологии и истории для 8-го класса имеет своей целью на примере деятельности выдающихся ученых XIX века показать их самоотверженность и целеустремленность в становлении и развитии целого ряда наук и научных направлений, а также проследить взаимосвязь истории и биологии. Данная форма очень уместна при проведении предметных недель по биологии и истории....
12 11 2025 15:38:27
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
11 11 2025 12:23:17
На уроке организуется повторение, закрепление и применение полученных знаний, что необходимо для подготовки обучающихся к итоговой аттестации в 9-м классе. Приёмы активизации познавательной деятельности – пословицы и поговорки, групповая и парная работа, решение проблемных ситуаций – используются на всех этапах урока....
10 11 2025 5:14:55
Данный материал можно использовать как для изучения нового материала в 9-м классе, так и для изучения данной темы в старшей школе. С помощью информационных технологий осуществляется проверка пройденного ранее материала, актуализируются теоретические знания учащихся по теме. Для изучения нового материала используются схемы, таблицы, фотографии, а также интеpaктивные задания.
...
09 11 2025 15:13:28
Это первый урок по теме – урок усвоения новых знаний, построенный в мультимедийной технологии. Новые понятия, изучаемые на уроке, проходят через слайдовую презентацию, которая способствует усвоению материала учащимися с разными ведущими каналами восприятия, разными доминирующими полушариями головного мозга. Лабораторная работа позволяет сделать учащимся самостоятельные выводы, которые сопоставляются с выводами учителя....
08 11 2025 19:15:55
Интегрированный урок с целью расширить знания учащихся о природных высокомолекулярных веществах - белках; раскрыть ведущую роль белков в строении и жизнедеятельности клетки; сформировать представление о связи между строением, свойствами и применением белков через лабораторный эксперимент.
Форма проведения - урок-лекция с элементами лабораторного пpaктикума и медиа-технологий.
На уроке предлагается рассмотреть следующие вопросы: история исследования белка; аминокислоты - основа белка; структура белковых молекул; химические свойства белка (лабораторный опыт); биологическое разнообразие и значение белков; функции белков.
...
07 11 2025 20:36:50
На уроке, посвященном многообразию водорослей Черного моря, ученики знакомятся с представителями водорослей, произрастающих в Черном море. Рассматривается их роль в образовании органических веществ из углекислого газа и солнечной энергии и выделение кислорода. На уроке вводятся понятия «бентоз» – растения и животные, обитающие на дне, «планктон» – растения и животные, обитающие в толще воды, «нектон» – активно плавающие существа – рыбы, дельфины....
06 11 2025 17:15:12
Урок помогает изучить отделы скелета человека, выявить различия строения скелета млекопитающих и человека, связанные с прямохождением, раскрыть взаимосвязь строения и функций осевого скелета....
05 11 2025 18:42:58
Цели урока: продолжить формирование у учащихся представлений о цветке как главном генеративном органе растения; сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологической ролью; способствовать развитию эстетического внимания и уважения к цветам и соцветиям; показать необходимость владения элементарными навыками изображения цветов и соцветий биологически и технологически правильно....
04 11 2025 23:12:30
Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка.
На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....
03 11 2025 12:27:55
Урок проходит в виде виртуального восхождения на гору "Эверест". При восхождении обобщаются темы: "Строение листа, цветка, листорасположение, виды корней, корневых систем". В конце урока учащиеся готовят доклады по теме "Лекарственные растения вокруг нас"....
02 11 2025 16:31:31
Представленный урок биологии в 10-м классе обобщает и систематизирует знания учащихся по теме "Основы цитологии"; закрепляет знания о клетке как системе взаимосвязанных структур; формирует научное мировоззрение о взаимосвязи структуры органоидов в связи с выполняемой функцией; совершенствует умение работать с рисунками, схемами, тестами.
...
01 11 2025 14:57:28
Задачей данного урока является ознакомление учащихся с видоизмененными побегами; установление сходства и различия в строении подземных и наземных видоизмененных побегах; познакомить учащихся с основной функцией подземных побегов – запасание питательных веществ....
31 10 2025 6:51:26
Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи пpaктически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический хаpaктер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....
30 10 2025 14:48:56
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
29 10 2025 7:36:37
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
28 10 2025 4:59:31
Урок проводится среди учащихся 8-х классов в форме обучающей игры. Целью данного мероприятия является развитие интереса к предмету и расширения кругозора учащихся. Игра направлена на использование пpaктических навыков и умений при оказании первой помощи пострадавшему....
27 10 2025 3:59:11
Урок биологии к учебнику «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» (Пономарева И.Н. – М.: Вентана-Граф). Урок-презентация создан с использованием Образовательного комплекса 1С: "Школа. Биология. 6 класс". Интеpaктивные рисунки и видеофрагменты, используемые в презентации, помогают учащимся лучше понять новый материал.
...
26 10 2025 21:54:10
Интегрированный урок-конкурс в 5-м классе. Ученики по разделу «Физкультура» совершенствуют технику ведения мяча, развивают координационные способности. По разделу «Природоведение» дети углубляют знания о телах живой и неживой природы....
25 10 2025 7:19:47
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
24 10 2025 17:17:24
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
23 10 2025 15:35:47
Учащиеся формируют знания анатомических особенностей выделительной системы, раскрывают значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, выясняют, какие болезни могут возникать при этом, как их избежать. Учит защищать проект и анализировать работу в группе....
22 10 2025 5:23:36
Предложенная разработка урока позволит не только разнообразить традиционный урок биологии мультимедийным и графическим материалом, но и использовать возможности персонального компьютера при изучении достаточно сложного в понимании материала, таким образом формируя ключевые образовательные компетенции учащихся. При проведении урока используется тест, написанный в Visual Basic. ...
21 10 2025 20:21:35
Урок направлен на формирование целостного представления о цветке как органе семенного размножения. Применение различных стратегий текстовой деятельности позволяют учителю активизировать деятельность учащихся на этапе работы с учебником и осмысления прочитанного....
20 10 2025 3:38:52
Представлен конспект урока ток-шоу по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"....
19 10 2025 7:16:12
Данный урок помогает учащимся понять происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Пpaктическая часть позволяет получить знания о приспособленности птиц к полету. На уроке используются межпредметные связи, раскрывающие значение в хозяйственной деятельности человека....
18 10 2025 15:22:49
Предлагаю вашему вниманию презентацию урока для 11-го класса, которая ориентирована на последовательное предъявление учащимся порций учебной информации и контроль её усвоения.
...
17 10 2025 18:25:20
На уроке формируются знания о строении, процессах жизнедеятельности, образе жизни, приспособленности круглых и плоских червей к среде обитания; развиваются умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником, литературой, дидактическим материалом; осуществляется гигиеническое воспитание.
Средствами обучения являются таблицы, иллюстрации, дидактические тетради и карточки, видеофильм.
В ходе урока используются следующие методы: рассказ, беседа, игры, самостоятельная работа, просмотр видеофильма.
Обучающиеся решают биологические задачи, заполняют таблицу, делают сообщения.
...
16 10 2025 23:46:46
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




