Урок по теме "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее" ( 8-й класс) > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок по теме "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее" ( 8-й класс)


    Урок по теме "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее" ( 8-й класс)

Цель:

  • раскрыть нарушения, связанные с гипо- и гиперфункцией желез внутренней секреции;
  • познакомиться с мерами профилактики заболеваний эндокринной системы;
  • показать успехи медицины в лечении эндокринных заболеваний.

Оборудование:

  • рельефная таблица \"Железы внутренней секреции человека\",
  • схемы,
  • опopный конспект прошлого урока,
  • карточки-задания \"биологического лото\",
  • мультимедийная установка и презентация по теме (приложение 1).

\"Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но и для того, чтоб научиться делать\". (М. Горький)

Учитель:

Здравствуйте, ребята! У нас с вами сегодня не обычный урок. Это урок-конференция.

Я предлагаю вам отправиться на симпозиум врачей-эндокринологов. Но, прежде чем попасть на эту конференцию, мы должны выдержать экзамен. Ведь все тематические конференции тем и отличаются от всех остальных, что на них присутствуют исключительно профессионалы своего дела, которые много знают в своей области, которым есть чем поделиться с коллегами, и есть что обсудить.

На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали регуляцию деятельности организма человека. Давайте проверим, насколько внимательно вы занимались и как усвоили материал по теме.

- Как регулируется работа органов в организме человека? (нейрогумopaльным путем)

- Какие системы органов принимают в этом участие? (нервная и гумopaльная)

- Что входит в состав нервной системы человека? (головной и спинной мозг, а так же нервные окончания по всему телу)

- С помощью чего нервная система регулирует работу органов? (нервные импульсы)

- Что относится к гумopaльной регуляции? (железы внутренней секреции)

- Почему ЖВС называют маленькими органами большого значения? (несмотря на малые размеры они очень важны для работы организма в целом)

- Какова их роль в организме? (регуляция обмена веществ и управление работой органов)

- С помощью чего ЖВС регулируют работу организма? (гормоны)

- Как называются органы, на которые действуют гормоны? (органы-мишени)

- Что происходит с гормонами, после того как они отработали в организме? (они разрушаются)

- Как называется наука, изучающая работу ЖВС? (эндокринология)

Учитель:

Ну что ж, я думаю, что мы с вами готовы к тому, чтобы попасть на конференцию врачей-эндокринологов, выслушать их доклады и поучаствовать в их обсуждении.

Прежде всего - немного истории.

Ученик 1:

История развития науки эндокринологии уходит далеко в прошлое, когда еще древние естествоиспытатели и врачи пытались выяснить принципы работы органов.

В 1628 году в Италии родился мальчик, которого звали Марчелло Мальпичи. Впоследствии он стал всемирно известным морфологом. И одной из заслуг Мальпичи стало то, что среди различных органов человека он заметил особые образования, получившие название желез. Их функция на протяжении двух столетий оставалась загадкой.

Только в 1830 году немецкий физиолог и гистолог И. Мюллер выяснил их истинное назначение - он показал, что эти железы выполняют секреторную функцию, то есть выpaбатывают специфические продукты, необходимые для работы организма. Среди них Мюллер выделил особые органы, обильно снабжаемые кровью - сосудистые узлы, надпочечники, селезенку, щитовидную железу, плаценту, вилочковую железу. Теперь мы знаем, что почти все они являются железами внутренней секреции.

В 1849 году немецкий профессор А.Бертольд наблюдал развитие симптомов кастрации у каплунов (петушков), которые после удаления пoлoвых желез по внешнему виду скорее напоминают курицу: у них уменьшается гребешок, исчезает агрессивность, они жиреют и мясо становится очень нежным. После пересадки Бертольдом в брюшную полость каплунам семенников, животные опять приобретали признаки мужского организма. И потому, 1849 год считается годом рождения науки эндокринологии.

В 1855 году французский физиолог К.Бернар разделил железы на железы внешней и внутренней секреции.

Учитель:

Наблюдения и эксперименты позволили постепенно раскрыть роль и значение каждой железы в жизнедеятельности организма.

Большое влияние на развитие научных исследований оказало развитие биохимии. Биохимики изучили химию гормонов и пути их образования в организме. Это позволило не только понять сущность многих неясных ранее заболеваний, но и найти пути профилактики и лечения их, разработать новое направление в лекарственной терапии - лечение гормонами, создать эти гормоны химическим путем вне организма человека.

Следующую часть нашей конференции можно назвать: \"Гормоны: добро и зло. Формула здоровья\".

- На доске - репродукция картины \"Джоконда\"

Сотни лет не перестает восхищать людей портрет этой молодой женщины, знаменитой своей загадочной улыбкой. Ее называют Джокондой или Моной Лизой, хотя имя, изображенной на картине женщины до сих пор не известно. Это одна из немногих завершенных картин Леонардо да Винчи.

По мнению некоторых ученых, изображенная на картине женщина страдала расстройством функций щитовидной железы - эндемическим зобом.

По мнению восточных врачевателей железы внутренней секреции, являлись приемниками и трaнcформаторами космической энергии, вливающейся в невидимые каналы (чакры) и поддерживали жизненные силы человека. Считалось, что слаженную работу \"желез судьбы\" могут расстроить катастрофы, происходящие по воле злого рока. События ХХ столетия подтвердили пророчества врачей и мудрецов далекого прошлого. После Первой Мировой войны в России и Германии ученые зафиксировали невиданный ранее рост числа заболеваний токсическим зобом и сахарным диабетом, свидетельствовавшем о заболеваниях эндокринной системы. Во время Второй Мировой войны после сильных бомбежек британских городов у многих англичан развилась болезнь щитовидной железы, которую врачи тут же окрестили \"зобом бомбоубежищ\".

Я хочу предоставить слово ученому - эндокринологу, занимающемуся именно работой щитовидной железы.

Эндокринолог - ученик 2:

Это заболевание известно под названиями базедова болезнь и диффузный токсический зоб. Его хаpaктерными признаками являются равномерное разрастание щитовидной железы, т.е. наличие зоба, и так называемое пучеглазие (внешность меняется так, что говорят: \"У него глаза на выкате\"). Так же у больных наблюдается повышенное сердцебиение, потливость и нервные расстройства. Причины этой болезни неизвестны, но отмечается, что заболевание, как правило, передается по наследству и чаще всего поражает женщин. Щитовидная железа сильно увеличена, в результате в ней появляются множественные узелки, иногда один большой узел и симптомы гипертиреоза ясно видны. Часто в организме обнаруживают химическое вещество, известное как стимулятор щитовидной железы длительного действия. Оно представляет собой один из иммуноглобулинов, который по неизвестным причинам начинает выpaбатываться иммунной системой человека. Возможно, что выработка этого вещества начинается при воздействии еще какого-то фактора, а его влияние на щитовидную железу является не более чем побочным эффектом (демонстрация фотографии больной базедовой болезнью).

Эндокринолог - ученик 3:

Еще одним распространенным заболеванием щитовидной железы является микседема. В отличие от базедовой болезни функция щитовидной железы понижена, в кровь поступает мало гормона тироксина. Микседема развивается у взрослых и проявляется в заторможенности, постоянной сонливости, заметном ухудшении памяти и снижении работоспособности. Человек становится вялым, ему даже в теплую погоду становится холодно. Это объясняется тем, что ткани организма поглощают мало кислорода и производят мало тепла, поэтому кожа у таких людей всегда сухая и холодная.

При врожденной недостаточности, первым страдает от недостатка гормонов мозг. Он остается недоразвитым, и если срочно не принять меры, у ребенка развивается болезнь - кретинизм - умственная отсталость. Тормозится и физическое развитие, ребенок плохо держит голову, поздно начинает сидеть и ходить. Как правило, развивается кретинизм у детей, матери которых страдают расстройством работы щитовидной железы.

Учитель:

На столах у вас находятся карты-определители данных заболеваний (приложение 2), они еще пригодятся нам в течение сегодняшнего урока, вы можете пользоваться ими при постановке диагнозов заболевания.

- На доске вы видите репродукции изображений людей с нарушениями функций щитовидной железы и без них. Определите больных людей. Объясните, по каким признакам вы провели отбор? (из предложенных картин и репродукций выбираются Леонардо да Винчи \"Джоконда\", Питер Пауль Рубенс \"Портрет Сусанны Фоурмент\", фотографии Н. Крупской, изображения Афины Паллады по наличию эндемического зоба).

- Попробуйте поставить диагноз \"Джоконде\" (скорее всего гипотиреоз, т.к. пучеглазие не наблюдается, а бровей и ресниц пpaктически нет (по картам-определителям), наблюдается и одутловатость).

- Предположите, почему и жена и свояченица великого фламaндского живописца П.П. Рубенса страдали эндемическим зобом? (Голландия является \"страной риска\" по показателю заболеваний щитовидной железы).

- Представьте, что вы находитесь на приеме у врача-эндокринолога. Внимательно прочитайте описание болезни. Проанализируйте текст. Поставьте диагноз. Предложите варианты лечения:

\" Больная А., 48 лет, умер муж, после этого тяжело заболела гриппом. Чтобы закалиться, съездила на море. Жалобы: стала раздражительной, учащенное сердцебиение, боль в области сердца, одышка при физической нагрузке, похудела, стала плохо спать, часто бросает в пот, диарея. При вытянутых руках мелко дрожат пальцы, увеличились и стали блестеть глаза (это все признаки базедовой болезни).

Учитель:

Следующими железами, на которые я бы хотела обратить ваше внимание, являются надпочечники. Они уже знакомы вам, но более подробно об их работе вы узнаете у нашего следующего коллеги.

Эндокринолог - ученик 4:

Основные гормоны надпочечников - адреналин и норадреналин. Мы можем наблюдать две крайности в работе надпочечников: гиперфункцию и гипофункцию.

Гиперфункция надпочечников ведет к изменению вторичных пoлoвых признаков, нарушению обмена веществ, увеличению количества сахара в крови. Развивается болезнь Иценко-Кушинга с хаpaктерным ожирением лица и туловища, повышением артериального давления, разрыхлением костной ткани, что приводит к самопроизвольным переломам костей.

Гипофункция надпочечников ведет к атрофии. Корковый слой выpaбатывает недостаточное количество гормона кортина. Результатом атрофических изменений надпочечников является бронзовая или Аддисонова болезнь. Для нее хаpaктерно общее нарушение обменных процессов, отсутствие аппетита, тошнота и рвота. боли в области живота. Больной быстро теряет в весе, наступает истощение, появляются темные пятна на слизистых оболочках губ и десен, нарушается обмен солей между кровью и тканями тела. Кожа лица и открытых частей тела приобретает цвет старой бронзы. К разрушению ткани надпочечников могут приводить различные заболевания, чаще всего туберкулез надпочечников, кровоизлияния в надпочечники, их гнойное воспаление и опухоли.

Учитель:

- Я прочитаю вам отрывок из рассказа И.С.Тургенева \"Живые мощи\".

\"Я приблизился - и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое?

Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая - ни дать, ни взять икона старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать - только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос. У подбородка на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, как палочками, две крошечные руки, тоже бронзового цвета. Я вглядываюсь, попристальнее: лицо не только не безобразное, даже красивое, - но страшное, необычайное: (далее героиня рассказывает о том, что с нею случилось)

:Я глядь в сторону, да, знать, спросонья оступилась, так прямо с рундука и полетела вниз - да об землю хлоп! И, кажись, не сильно я расшиблась, потому - скоро поднялась и к себе в комнату вернулась. Только словно у меня внутри - в утробе - порвалось:

- С того самого случая, продолжала Лукерья, стала я сохнуть, чахнуть; чернота на меня нашла; трудно мне стало ходить, а там уже - и полно ногами владеть; ни стоять, ни сидеть не могу; все бы лежала\".

- Ответьте на вопросы:

  • Каким заболеванием страдала Лукерья? (Аддисонова болезнь)
  • По каким признакам вы смогли поставить диагноз? (потемнение кожи, сильное похудание, слабость, повышенная утомляемость, боли в суставах, бессонница)
  • Предположите возможную причину возникновения заболевания. (травма спины с возможным повреждением надпочечников)
  • Если события, описанные в рассказе, происходили бы в наши дни, можно ли было ли вылечить Лукерью?(да, достаточно было бы ввести недостающие гормоны надпочечников)

Не менее важной железой нашего организма является гипофиз, и я хочу предоставить слово следующему выступающему.

Эндокринолог - ученик 5:

Уже давно известно, что гипофиз выделяет 8 гормонов. Один из них - гормон роста - стимулирует рост скелета, активизируют биосинтез, способствует увеличению размеров тела. Впервые предположения о выделении гипофизом специфического гормона роста было высказано в 1921 году американскими учеными Эвансом и Лонгом. Соматотропный гормон определяет рост человека, сначала увеличивая его, а затем обеспечивая постоянство этого важного показателя.

Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка, гномы, дядя Степа, Гулливер и лилипуты - эти сказочные герои имели прототипов в реальной жизни. Карликовость может быть наследственно обусловленной, и тогда при рождении обнаруживается малый рост ребенка -20-25 см при массе 500-1500 г. Эта патология - гипофизарный нанизм. Такие дети рождаются в срок, все пропорции тела у них сохранены, развитие протекает нормально и дальше. Они могут заниматься трудовой деятельностью, способны к деторождению. Продолжительность жизни - как у всех людей. В жизни их называют лилипутами.

Одним из самых известных карликов был Йозеф Борувлаский - \"Граф\", родившийся в 1739 г. в Польше. При рождении его рост был 20 см, в возрасте одного года - 35 см, в 25 лет - 89 см. В день его 30-летия его рост был равен 1 м. Прожил он 98 лет. Самый низкорослый карлик ныне проживает в Санта-Доминго (Доминиканская республика). Он родился в 1968 г., в 1987 г. его рост был 72 см, а вес - лишь 6,81 кг. Остальные члeны его семьи имеют обычные размеры.

Эндокринолог - ученик 6:

Гигантизм - это увеличение роста из-за повышенной продукции гормона роста. Обычно это происходит при развитии опухоли гипофиза, которая при отсутствии лечения приводит к гибели больного в возрасте 20-30 лет. Если гиперфункция гипофиза возникла в детском возрасте, то размеры тела увеличиваются пропорционально. Рост людей, страдающих гигантизмом, может превышать 2,5 м.

Самый высокий мужчина, Роберт Уэдлоу, родился в США в 1918 г. В 22 года его рост составлял 272 см и весил он 199 кг. Скончался он в 1940 г.

Самой высокой женщиной (231,7 см) считается Сэнди Аллен. Родилась она в Чикаго в 1955 г. и весила 2,91 кг. В 1977 г. ей была сделана операция, после которой женщина перестала расти.

Эндокринолог - ученик 7:

Если увеличение секреции соматотропного гормона возникает в зрелом возрасте, когда рост тела закончился, то это приводит к заболеванию, называемому акромегалией. У больных наблюдается общее ожирение, увеличение размеров нижней части лица (нос расширен, губы утолщены, язык не помещается во рту), стоп и кистей рук. Рост при этом остается нормальным, поскольку в этом возрасте кости уже утрачивают способность к росту. Увеличение продукции соматотропина влечет за собой нарушение синтеза других гормонов.

В 1958 г. умер Роберт Ходжес, самый тяжелый в мире человек. В 32 года при росте 180 см он имел массу 468 кг. Окружность его талии превышала 3 м, а предплечья - 1 м. Чудовищная масса тела Роберта Ходжеса была следствием нарушения деятельности гипофиза после перенесенного в детстве коклюша.

Учитель:

Значение гормона роста для человека велико. Издавна считается, что чем человек выше, тем он сильнее и выносливее. Существует множество сказаний и легенд о богатырях - великанах и малышах - гномах, о титанах и кавказских богатырях Нартах.

- Выберите из предложенных вам репродукций людей с признаками гигантизма и карликовости.

- В каких литературных произведениях герои являются гигантами (великанами) или карликами?(гиганты: Голова в сказке \"Руслан и Людмила\", \"Гулливер в стране лилипутов\", гиганты в древнегреческой мифологии, богатыри в \"Сказке о царе Салтане\"; карлики: \"Дюймовочка\", \"Оле Лукойле\", Мальчик-с-пальчик, гномы, эльфы, малыши и малышки у Носова, Карлсон).

1.

Померкла степь. Тропою тёмной
Задумчив едет наш Руслан
И видит: сквозь ночной туман
Вдали чернеет холм огромный
И что-то страшное храпит.
Он ближе к холму, ближе - слышит:
Чудесный холм как будто дышит.
:Пред ним живая голова.
Огромны очи сном объяты;
Храпит, качая шлем пернатый.
(А.С.Пушкин \"Руслан и Людмила\".)

2.

В молчанье, с карлой за седлом,
Поехал он своим путем;
В его руках лежит Людмила,
Свежа, как вешняя заря,
И на плечо богатыря
Лицо спокойное склонила.
(А.С.Пушкин \"Руслан и Людмила\").

3.

В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
(А.С.Пушкин \"Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче
и о прекрасной царевне Лебеди\").

4. Он хотел было протереть глаза, но не мог поднять руку; хотел сесть, но не мог пошевелиться. Тонкие веревочки опутывали всё его тело от подмышек до колен; руки и ноги были крепко стянуты веревочной сеткой, веревочки обвивали каждый палец. Даже длинные волосы : были туго намотаны на маленькие колышки, вбитые в землю, и переплетены веревочками. (Д. Свифт \"Путешествия Гулливера\").

5. У хозяев была дочка - хорошенькая, ласковая и смышленая дeвoчка. Ей было уже девять лет, но для своего возраста она была очень маленькая - всего с какой-нибудь трехэтажный домик, да и то без всяких флюгеров и башен. (Д. Свифт \"Путешествия Гулливера\".)

6. Скорлупка грецкого ореха была её колыбелькой, гoлyбые фиалки - периной, а лепестки розы - одеялом. (Х-К Андерсен \"Дюймовочка\").

7. В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец.

Коротышки были неодинаковые: одни из них назывались малышами, а другие - малышками. (Н. Носов \"Незнайка\").

8. - Спокойствие, только спокойствие! - Карлсон приподнялся на подоконнике и громко произнес: - Идет Карлсон, который живет на крыше, - лучшая в мире нянька. (А. Линдгрен \"Три повести о Малыше и Карлсоне\".)

- Объясните причины данных изменений в росте сказочных героев.(недостаток или избыток гормонов роста)

К большому сожалению, время нашей пресс-конференции ограниченно. Нарушения же гормонального аппарата нашего организма, безусловно, не ограничивается теми заболеваниями, которые мы рассмотрели. Их значительно больше. Причины многих из них до сих пор неясны. Есть и давно изученные, но не побежденные.

Я хочу, чтобы к следующему уроку вы подготовили сообщения по следующим темам:

  • 1 ряд: \"Поджелудочная железа и болезнь: сахарный диабет\".
  • 2 ряд: \"Пoлoвые железы и заболевания, связанные с недостаточностью их работы\".
  • 3 ряд: \"Великие карлики и великаны\".

Я хочу пожелать вам здоровья, вам и вашим близким. Что бы все те неприятности, о которых мы говорили сегодня обошли вас стороной.

Мы заканчиваем нашу пресс-конференцию, и пусть она была не настоящей, возможно, когда-то кто-нибудь из вас побывает на настоящей такой конференции, а возможно и будет на ней основным докладчиком. Я искренне желаю Вам этого.

А пока, большое вам спасибо, за урок и поддержку. До свидания.

- Если остается время, проводится дополнительное закрепление изученного. - Диагностическая лаборатория (приложение 3)



Комментарии:

Экспресс-вестник "Железы внутренней секреции"


    Экспресс-вестник "Железы внутренней секреции"

      Школьники учатся лучше, когда в процессе обучения они могут активно действовать, по заданию учителя работать с дополнительной литературой и интернет-ресурсами. В этом помогают продуманные индивидуальные задания, которые не оставляют учеников равнодушными, а вызывают интерес к биологии. ...

05 12 2025 0:28:18

Использование возможностей школьного двора в учебной и внеурочной деятельности


    Использование возможностей школьного двора в учебной и внеурочной деятельности

      В статье описана программа преобразования пустыря около школы в многофункциональный межпредметный учебно-тренировочный объект. В летний период на территории школьного двора проходят трудовую пpaктику школьники, работают профильные смены (в том числе экологического направления). ...

04 12 2025 21:50:27

Отдел Покрытосеменные. Общая хаpaктеристика и значение в природе. 6-й класс


    Отдел Покрытосеменные. Общая хаpaктеристика и значение в природе. 6-й класс

      Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности и классификации покрытосеменных растений; выделить главные черты цветковых, что позволило им занять господствующее положение в растительном мире; продолжать формирование умения сравнивать различные отделы растений, эволюционного представления о развитии растительного мира от простого к сложному, находя черты их постепенного усложнения....

03 12 2025 2:37:19

Аминокислоты, пептиды и белки. Контрольно-обобщающий урок с учетом подготовки к ЕГЭ


    Аминокислоты, пептиды и белки. Контрольно-обобщающий урок с учетом подготовки к ЕГЭ

      Данный урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить соответствие строения белков и пептидов и их функции. На уроке используются таблицы, плакаты, опopные конспекты для учащихся, а также химическое оборудование для опытов....

02 12 2025 17:55:45

Значение рыб в природе и жизни человека. Промысел рыбы

Значение рыб в природе и жизни человека. Промысел рыбы Рыбы служат источником лекарственного рыбьего жира, богатого витамином A и D, рыбного клея, кожи, рыбной муки, используемой на корм скоту....

01 12 2025 10:14:39

"Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"


    "Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"

      Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...

30 11 2025 21:54:57

Рифмованные загадки о растениях Амурской области


    Рифмованные загадки о растениях Амурской области

      Любимое занятие многих детей – загадывание и отгадывание загадок. Детские загадки имеют важную педагогическую функцию, формируя у детей навыки логического мышления, развивая их наблюдательность, память, смекалку, воображение. Есть загадки, ответ которых произносится хором всеми присутствующими. В виде рифмованных загадок описаны особенности 32 растений флоры Амурской области. Они написаны стихами, слово, являющееся ответом на загадку, является последим в стихотворной строке....

29 11 2025 19:39:33

Урок географии в 7-м классе "Тихий океан"


    Урок географии в 7-м классе "Тихий океан"

      Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом "Сферы". Разработка включает конспект урока, презентацию и интеpaктивный тест. Презентация к уроку составлена так, что ее можно использовать в разных организационных формах урока. Материал красочный, много качественных фотографий, хороший иллюстративный материал. ...

28 11 2025 11:33:38

Методическая разработка "Комнатное цветоводство"


    Методическая разработка "Комнатное цветоводство"

      В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа "Комнатное цветоводство"....

27 11 2025 3:28:37

Игра-путешествие "Последний герой"


    Игра-путешествие "Последний герой"

      Современная система экологического образования формирует преимущественно теоретиков. Они испытывают трудности там, где необходимо перейти от теории к пpaктике, не объяснять, а действовать. В статье представлена игра для пpaктического применения знаний и умений учащихся. Она проходит в форме соревнования двух комaнд в пять этапов: «Вода», «Жилище», «Пища», «Болезни», «Зрелища». В ней могут принять участие дети младшего и среднего школьного возраста....

26 11 2025 16:25:55

Компетентностно-ориентированный урок "Естественный винегрет" по теме "Пищеварение". 8-й класс

Содержание урока позволяет обобщить материал, расширить знания учащихся, определить уровни усвоения материала и формирования личностных, предметных и метапредметных компетенций. Материалы урока позволяют овладевать составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и находить решение в условиях нетрадиционного урока, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, приводить доказательства....

25 11 2025 20:28:40

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

      Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

24 11 2025 11:41:56

Обобщающий урок по теме "Клеточное строение организмов". 5-й класс

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о строении растительной клетки и протекающих в ней жизненно важных процессах....

23 11 2025 6:29:27

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

22 11 2025 13:47:23

Урок по теме "Внутренняя среда организма" (модульное занятие)


    Урок по теме "Внутренняя среда организма" (модульное занятие)

      Цели урока: развить знания учащихся о внутренней среде организма, охаpaктеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме, значение ее постоянства....

21 11 2025 1:54:30

Экологический слет "Юных друзей природы"


    Экологический слет "Юных друзей природы"

      Экологический слет направлен на формирование обобщенных знаний и познавательных умений, устойчивого интереса к биологии и экологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Материал конкурсов слета связан с базовыми курсами биологии основной средней школы и является их естественным дополнением. ...

20 11 2025 20:11:13

Песец – полярный путешественник


    Песец – полярный путешественник

      В материале описано занятие для учащихся детского объединения «Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....

19 11 2025 3:32:20

Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги. 10-й класс


    Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги. 10-й класс

      Учащиеся на уроке вспоминают строение ядра и его функции; строение прокариот и эукариот. Учитель воспроизводит необходимые для овладения новым материалом знания учащихся о клеточных формах жизни....

18 11 2025 18:44:55

Комплекс (аппарат) Гольджи, строение и функции

Комплекс (аппарат) Гольджи, строение и функции Самой важной функцией комплекса Гольджи считают выведение из клетки продуктов синтеза, поэтому его еще называют трaнcпортным аппаратом клетки....

17 11 2025 4:59:23

Заключительный урок по теме "Корень"


    Заключительный урок по теме "Корень"

      Развивающая игра по теме «Корень». Подобные игры способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала, большей заинтересованности в предмете. ...

16 11 2025 4:20:36

Тип Хордовые - происхождение, систематика, строение

Хордовые – это животные с высокой организацией и развитой нервной системой. Рассмотрим происхождение, особенности строения и систематику хордовых....

15 11 2025 19:20:15

Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"


    Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"

      Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....

14 11 2025 6:43:41

Урок биологии "Голосеменные растения". 5-й класс


    Урок биологии "Голосеменные растения". 5-й класс

      Урок биологии для 5-го класса формирует представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роль в природе и жизни человека; табличный вариант создает условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации....

13 11 2025 13:24:55

Видоизменения наземных побегов Биология

Видоизменения наземных побегов  Биология У некоторых растений в процессе эволюции отдельные части побегов сильно изменились: листья, например, превратились в усики или колючки. Чем же может...

12 11 2025 18:22:32

Открытый урок биологии на тему "Размножение растений". 6-й класс


    Открытый урок биологии на тему "Размножение растений". 6-й класс

      На уроке формируются универсальные учебные действия с учетом потребностей и интересов учащихся знаковым полем "Размножение". Используется метапредметный подход: рисунок-схема. Урок предлагает активную групповую работу по технологическим картам. Учащиеся выявляют особенности пoлoвoго и бесполого размножения у растений....

11 11 2025 12:35:52

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии


    Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии

      В данной работе представлена технологическая карта учебного занятия по биологии в 5-м классе с применением технологии интеpaктивного обучения. Цель урока: формирование ценностного отношения к биологическим знаниям, развитие естественного научного стиля мышления у пятиклассников через осмысление существенных признаков представителей разных царств живых организмов....

10 11 2025 10:27:36

Решение генетических задач с использованием мультимединых презентаций


    Решение генетических задач с использованием мультимединых презентаций

      Школьные учебники содержат минимум информации о закономерностях наследования и решению генетических задач. Не всегда эта информация в полной степени усваивается обучающимися на должном уровне. Поэтому был создан блок уроков, посвященный решению генетических задач с использованием мультимедийных презентаций. ...

09 11 2025 4:54:19

Методическая разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Методическая разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      При подготовке учащихся к ЕГЭ сложилась система, с помощью которой школьники обучаются умению работать с заданиями разной степени сложности на уроках, во внеурочное время и непосредственно перед экзаменом....

08 11 2025 8:52:13

«Путешествие в волшебную страну зеленого листа». 6-й класс


    «Путешествие в волшебную страну зеленого листа». 6-й класс

      Внеклассное мероприятие в игровой форме обобщает и систематизирует знания учащихся о процессе фотосинтезе. Знакомит с ролью отечественных ученых в изучении фотосинтеза....

07 11 2025 8:45:40

Урок по биологии в 8-м классе по теме "Память. Виды памяти"


    Урок по биологии в 8-м классе по теме "Память. Виды памяти"

      Учащимся предлагается в игровой форме познакомиться не только с видами памяти, но и с приемами ее тренировки. Материал урока можно использовать и во внеурочной деятельности, например, проводя внеклассное мероприятие «Твои возможности, человек»....

06 11 2025 3:45:25

Разработка урока в образовательной системе "Школа-2100" по теме: "Лишайники". 6-й класс

В основу урока биологии в 6-м классе по теме "Лишайники" положен деятельностный метод. Учащиеся используют полученные знания при выполнении конкретных заданий, самостоятельно разбираются с материалом темы, используя учебник для поиска ответов на вопросы. В ходе урока идет овладение наиболее употребительными понятиями, законами курса биологии и их использование в пpaктической жизни. ...

05 11 2025 14:10:44

Обобщающий урок по теме "Водоросли"


    Обобщающий урок по теме "Водоросли"

      Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. "Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники"....

04 11 2025 19:25:40

Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"


    Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....

03 11 2025 6:30:16

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

02 11 2025 23:18:38

Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"


    Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"

      Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....

01 11 2025 23:43:25

Урок-путешествие "Давай пройдемся медленно по лугу"


    Урок-путешествие "Давай пройдемся медленно по лугу"

      Уроки изучения нового материала, проведенные в необычной игровой форме, помогают привлечь в работу на уроке максимальное число учащихся. Одним из таких уроков является урок изучения нового материала с необычным названием "Давай пройдемся медленно по лугу ..." (урок-путешествие). В основу положен игровой момент – театрализованное представление, разгадывание кроссворда....

31 10 2025 15:39:50

Урок обобщения по теме "Земля"


    Урок обобщения по теме "Земля"

      Урок природоведения в 5-м классе с использованием информационных коммуникативных технологий. В разработке представлен план урока. Содержание урока позволяет закрепить и обобщить знания о строении Земли, о гипотезах происхождения Земли и Солнечной системы; о сущности землетрясений, извержении вулканов, возникновении смерчей; о погоде и осадках; об атмосфере и гидросфере; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни....

30 10 2025 9:35:33

Урок-экскурсия по биологии на тему "Мир растений малой родины". 6-й класс


    Урок-экскурсия по биологии на тему "Мир растений малой родины". 6-й класс

      Содержание урока позволяет углубить знания учащихся о многообразии растений Алтайского края. Экскурсия развивает интерес к предмету, познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия (работа в группах и парах). Больший упор сделан на растения школьного дендрария. Предлагается презентация....

29 10 2025 14:23:32

Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"


    Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

      Урок знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, общностью их организации и образом жизни; значением в природных сообществах, в жизни человека....

28 10 2025 3:30:21

Мультимедийная разработка урока в 9-м классе "Жизнь в палеозойскую эру"


    Мультимедийная разработка урока в 9-м классе "Жизнь в палеозойскую эру"

      Урок "Жизнь в палеозойскую эру" является вторым при изучении темы "Развитие жизни на Земле" в 9-м классе. Данный урок представлен в виде мультимедийной презентации, в результате просмотра которой и благодаря мастерству учителя учащиеся не останутся пассивными слушателями, а смогут зримо присутствовать при процессе эволюции Земли....

27 10 2025 4:14:23

"Активные методы изучения митоза на уроках биологии". 9–10-е классы


    "Активные методы изучения митоза на уроках биологии". 9–10-е классы

      При всем многообразии современных технологий часто при объяснении нового материала учащиеся становятся созерцателями, довольно абстpaктно воспринимающими новую информацию. Ученики лепят из пластилина хромосомы, как мультипликаторы проходят по всем фазам митоза и приходят к выводу об идентичности генетического материала в дочерних клетках....

26 10 2025 19:10:53

История страны в литературе (по роману В.Д. Дудинцева "Белые одежды")


    История страны в литературе (по роману В.Д. Дудинцева "Белые одежды")

      Интегрированный урок литературы и биологии – урок формирование нового проблемного видения, цель которого через изучение романа В.Дудинцева «Белые одежды» понять, как внутренняя политика государства 30–60-х годов ХХ века повлияла на развитие биологии как науки....

25 10 2025 21:57:21

Научно-методическая разработка биологического вечера "Мир зеленого безмолвия"

Используя естественный детский интерес к мистическому и загадочному, в сценарии расширяются представления учащихся о болотах, вносится определенный вклад в поэтизацию природы, ведется разговор о разнообразии болот с целью формирования природоохранных убеждений, а также о безопасности детей на болотах....

24 10 2025 14:22:56

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

23 10 2025 6:41:56

Урок биологии "Кожа. Органы выделения"


    Урок биологии "Кожа. Органы выделения"

      Обобщающий урок по теме: "Кожа. Органы выделения" направлен на продолжение формирования общих умений коммуникаций у обучающихся. На уроке применяются такие виды деятельности, как работа в группе, индивидуальная работа с текстом, проведение индивидуальной исследовательской работы, выступление перед аудиторией, учебная эстафета и индивидуальная работа с тестом....

22 10 2025 9:22:19

Урок с элементами здоровьесберегающих технологий в 6-м классе по теме "Плоды"


    Урок с элементами здоровьесберегающих технологий в 6-м классе по теме "Плоды"

      Урок показывает систему здоровьесберегающей деятельности учителя, направленную на сохранение здоровья ученика и самого учителя, при минимальных временных и материальных затратах. ...

21 10 2025 20:28:22

Урок по теме "Возникновение жизни на Земле. Взгляды и теории о происхождении жизни на Земле"


    Урок по теме "Возникновение жизни на Земле. Взгляды и теории о происхождении жизни на Земле"

      На протяжении всей истории цивилизованное человечество задавалось вопросом о сущности и происхождении жизни. Что же отличает живые тела от неживых? Этот вопрос с давних пор привлекал ученых и мыслителей, которые, желая дать краткое определение понятия «жизнь», «живое тело», старались найти самое существенное, самое хаpaктерное для этих понятий. ...

20 10 2025 6:22:44

Урок по теме "Функции плазматической мембраны"


    Урок по теме "Функции плазматической мембраны"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с функциями плазматической мембраны, рассматривают виды трaнcпорта через клеточную мембрану, находят взаимосвязь строения мембраны с выполняемыми функциями. На уроке используется групповая работа, лабораторная работа "Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука", электронная презентация к уроку. ...

19 10 2025 15:40:52

Вирусы


    Вирусы

      При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....

18 10 2025 0:54:39

Интеpaктивные методы на уроках биологии


    Интеpaктивные методы на уроках биологии

      Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Члeнистоногие"....

17 10 2025 4:22:26

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::