Урок по теме "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее" ( 8-й класс) > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок по теме "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее" ( 8-й класс)

Цель:

  • раскрыть нарушения, связанные с гипо- и гиперфункцией желез внутренней секреции;
  • познакомиться с мерами профилактики заболеваний эндокринной системы;
  • показать успехи медицины в лечении эндокринных заболеваний.

Оборудование:

  • рельефная таблица "Железы внутренней секреции человека",
  • схемы,
  • опорный конспект прошлого урока,
  • карточки-задания "биологического лото",
  • мультимедийная установка и презентация по теме (приложение 1).

"Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но и для того, чтоб научиться делать". (М. Горький)

Учитель:

Здравствуйте, ребята! У нас с вами сегодня не обычный урок. Это урок-конференция.

Я предлагаю вам отправиться на симпозиум врачей-эндокринологов. Но, прежде чем попасть на эту конференцию, мы должны выдержать экзамен. Ведь все тематические конференции тем и отличаются от всех остальных, что на них присутствуют исключительно профессионалы своего дела, которые много знают в своей области, которым есть чем поделиться с коллегами, и есть что обсудить.

На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали регуляцию деятельности организма человека. Давайте проверим, насколько внимательно вы занимались и как усвоили материал по теме.

- Как регулируется работа органов в организме человека? (нейрогуморальным путем)

- Какие системы органов принимают в этом участие? (нервная и гуморальная)

- Что входит в состав нервной системы человека? (головной и спинной мозг, а так же нервные окончания по всему телу)

- С помощью чего нервная система регулирует работу органов? (нервные импульсы)

- Что относится к гуморальной регуляции? (железы внутренней секреции)

- Почему ЖВС называют маленькими органами большого значения? (несмотря на малые размеры они очень важны для работы организма в целом)

- Какова их роль в организме? (регуляция обмена веществ и управление работой органов)

- С помощью чего ЖВС регулируют работу организма? (гормоны)

- Как называются органы, на которые действуют гормоны? (органы-мишени)

- Что происходит с гормонами, после того как они отработали в организме? (они разрушаются)

- Как называется наука, изучающая работу ЖВС? (эндокринология)

Учитель:

Ну что ж, я думаю, что мы с вами готовы к тому, чтобы попасть на конференцию врачей-эндокринологов, выслушать их доклады и поучаствовать в их обсуждении.

Прежде всего - немного истории.

Ученик 1:

История развития науки эндокринологии уходит далеко в прошлое, когда еще древние естествоиспытатели и врачи пытались выяснить принципы работы органов.

В 1628 году в Италии родился мальчик, которого звали Марчелло Мальпичи. Впоследствии он стал всемирно известным морфологом. И одной из заслуг Мальпичи стало то, что среди различных органов человека он заметил особые образования, получившие название желез. Их функция на протяжении двух столетий оставалась загадкой.

Только в 1830 году немецкий физиолог и гистолог И. Мюллер выяснил их истинное назначение - он показал, что эти железы выполняют секреторную функцию, то есть вырабатывают специфические продукты, необходимые для работы организма. Среди них Мюллер выделил особые органы, обильно снабжаемые кровью - сосудистые узлы, надпочечники, селезенку, щитовидную железу, плаценту, вилочковую железу. Теперь мы знаем, что почти все они являются железами внутренней секреции.

В 1849 году немецкий профессор А.Бертольд наблюдал развитие симптомов кастрации у каплунов (петушков), которые после удаления половых желез по внешнему виду скорее напоминают курицу: у них уменьшается гребешок, исчезает агрессивность, они жиреют и мясо становится очень нежным. После пересадки Бертольдом в брюшную полость каплунам семенников, животные опять приобретали признаки мужского организма. И потому, 1849 год считается годом рождения науки эндокринологии.

В 1855 году французский физиолог К.Бернар разделил железы на железы внешней и внутренней секреции.

Учитель:

Наблюдения и эксперименты позволили постепенно раскрыть роль и значение каждой железы в жизнедеятельности организма.

Большое влияние на развитие научных исследований оказало развитие биохимии. Биохимики изучили химию гормонов и пути их образования в организме. Это позволило не только понять сущность многих неясных ранее заболеваний, но и найти пути профилактики и лечения их, разработать новое направление в лекарственной терапии - лечение гормонами, создать эти гормоны химическим путем вне организма человека.

Следующую часть нашей конференции можно назвать: "Гормоны: добро и зло. Формула здоровья".

- На доске - репродукция картины "Джоконда"

Сотни лет не перестает восхищать людей портрет этой молодой женщины, знаменитой своей загадочной улыбкой. Ее называют Джокондой или Моной Лизой, хотя имя, изображенной на картине женщины до сих пор не известно. Это одна из немногих завершенных картин Леонардо да Винчи.

По мнению некоторых ученых, изображенная на картине женщина страдала расстройством функций щитовидной железы - эндемическим зобом.

По мнению восточных врачевателей железы внутренней секреции, являлись приемниками и трансформаторами космической энергии, вливающейся в невидимые каналы (чакры) и поддерживали жизненные силы человека. Считалось, что слаженную работу "желез судьбы" могут расстроить катастрофы, происходящие по воле злого рока. События ХХ столетия подтвердили пророчества врачей и мудрецов далекого прошлого. После Первой Мировой войны в России и Германии ученые зафиксировали невиданный ранее рост числа заболеваний токсическим зобом и сахарным диабетом, свидетельствовавшем о заболеваниях эндокринной системы. Во время Второй Мировой войны после сильных бомбежек британских городов у многих англичан развилась болезнь щитовидной железы, которую врачи тут же окрестили "зобом бомбоубежищ".

Я хочу предоставить слово ученому - эндокринологу, занимающемуся именно работой щитовидной железы.

Эндокринолог - ученик 2:

Это заболевание известно под названиями базедова болезнь и диффузный токсический зоб. Его характерными признаками являются равномерное разрастание щитовидной железы, т.е. наличие зоба, и так называемое пучеглазие (внешность меняется так, что говорят: "У него глаза на выкате"). Так же у больных наблюдается повышенное сердцебиение, потливость и нервные расстройства. Причины этой болезни неизвестны, но отмечается, что заболевание, как правило, передается по наследству и чаще всего поражает женщин. Щитовидная железа сильно увеличена, в результате в ней появляются множественные узелки, иногда один большой узел и симптомы гипертиреоза ясно видны. Часто в организме обнаруживают химическое вещество, известное как стимулятор щитовидной железы длительного действия. Оно представляет собой один из иммуноглобулинов, который по неизвестным причинам начинает вырабатываться иммунной системой человека. Возможно, что выработка этого вещества начинается при воздействии еще какого-то фактора, а его влияние на щитовидную железу является не более чем побочным эффектом (демонстрация фотографии больной базедовой болезнью).

Эндокринолог - ученик 3:

Еще одним распространенным заболеванием щитовидной железы является микседема. В отличие от базедовой болезни функция щитовидной железы понижена, в кровь поступает мало гормона тироксина. Микседема развивается у взрослых и проявляется в заторможенности, постоянной сонливости, заметном ухудшении памяти и снижении работоспособности. Человек становится вялым, ему даже в теплую погоду становится холодно. Это объясняется тем, что ткани организма поглощают мало кислорода и производят мало тепла, поэтому кожа у таких людей всегда сухая и холодная.

При врожденной недостаточности, первым страдает от недостатка гормонов мозг. Он остается недоразвитым, и если срочно не принять меры, у ребенка развивается болезнь - кретинизм - умственная отсталость. Тормозится и физическое развитие, ребенок плохо держит голову, поздно начинает сидеть и ходить. Как правило, развивается кретинизм у детей, матери которых страдают расстройством работы щитовидной железы.

Учитель:

На столах у вас находятся карты-определители данных заболеваний (приложение 2), они еще пригодятся нам в течение сегодняшнего урока, вы можете пользоваться ими при постановке диагнозов заболевания.

- На доске вы видите репродукции изображений людей с нарушениями функций щитовидной железы и без них. Определите больных людей. Объясните, по каким признакам вы провели отбор? (из предложенных картин и репродукций выбираются Леонардо да Винчи "Джоконда", Питер Пауль Рубенс "Портрет Сусанны Фоурмент", фотографии Н. Крупской, изображения Афины Паллады по наличию эндемического зоба).

- Попробуйте поставить диагноз "Джоконде" (скорее всего гипотиреоз, т.к. пучеглазие не наблюдается, а бровей и ресниц практически нет (по картам-определителям), наблюдается и одутловатость).

- Предположите, почему и жена и свояченица великого фламандского живописца П.П. Рубенса страдали эндемическим зобом? (Голландия является "страной риска" по показателю заболеваний щитовидной железы).

- Представьте, что вы находитесь на приеме у врача-эндокринолога. Внимательно прочитайте описание болезни. Проанализируйте текст. Поставьте диагноз. Предложите варианты лечения:

" Больная А., 48 лет, умер муж, после этого тяжело заболела гриппом. Чтобы закалиться, съездила на море. Жалобы: стала раздражительной, учащенное сердцебиение, боль в области сердца, одышка при физической нагрузке, похудела, стала плохо спать, часто бросает в пот, диарея. При вытянутых руках мелко дрожат пальцы, увеличились и стали блестеть глаза (это все признаки базедовой болезни).

Учитель:

Следующими железами, на которые я бы хотела обратить ваше внимание, являются надпочечники. Они уже знакомы вам, но более подробно об их работе вы узнаете у нашего следующего коллеги.

Эндокринолог - ученик 4:

Основные гормоны надпочечников - адреналин и норадреналин. Мы можем наблюдать две крайности в работе надпочечников: гиперфункцию и гипофункцию.

Гиперфункция надпочечников ведет к изменению вторичных половых признаков, нарушению обмена веществ, увеличению количества сахара в крови. Развивается болезнь Иценко-Кушинга с характерным ожирением лица и туловища, повышением артериального давления, разрыхлением костной ткани, что приводит к самопроизвольным переломам костей.

Гипофункция надпочечников ведет к атрофии. Корковый слой вырабатывает недостаточное количество гормона кортина. Результатом атрофических изменений надпочечников является бронзовая или Аддисонова болезнь. Для нее характерно общее нарушение обменных процессов, отсутствие аппетита, тошнота и рвота. боли в области живота. Больной быстро теряет в весе, наступает истощение, появляются темные пятна на слизистых оболочках губ и десен, нарушается обмен солей между кровью и тканями тела. Кожа лица и открытых частей тела приобретает цвет старой бронзы. К разрушению ткани надпочечников могут приводить различные заболевания, чаще всего туберкулез надпочечников, кровоизлияния в надпочечники, их гнойное воспаление и опухоли.

Учитель:

- Я прочитаю вам отрывок из рассказа И.С.Тургенева "Живые мощи".

"Я приблизился - и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое?

Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая - ни дать, ни взять икона старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать - только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос. У подбородка на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, как палочками, две крошечные руки, тоже бронзового цвета. Я вглядываюсь, попристальнее: лицо не только не безобразное, даже красивое, - но страшное, необычайное: (далее героиня рассказывает о том, что с нею случилось)

:Я глядь в сторону, да, знать, спросонья оступилась, так прямо с рундука и полетела вниз - да об землю хлоп! И, кажись, не сильно я расшиблась, потому - скоро поднялась и к себе в комнату вернулась. Только словно у меня внутри - в утробе - порвалось:

- С того самого случая, продолжала Лукерья, стала я сохнуть, чахнуть; чернота на меня нашла; трудно мне стало ходить, а там уже - и полно ногами владеть; ни стоять, ни сидеть не могу; все бы лежала".

- Ответьте на вопросы:

  • Каким заболеванием страдала Лукерья? (Аддисонова болезнь)
  • По каким признакам вы смогли поставить диагноз? (потемнение кожи, сильное похудание, слабость, повышенная утомляемость, боли в суставах, бессонница)
  • Предположите возможную причину возникновения заболевания. (травма спины с возможным повреждением надпочечников)
  • Если события, описанные в рассказе, происходили бы в наши дни, можно ли было ли вылечить Лукерью?(да, достаточно было бы ввести недостающие гормоны надпочечников)

Не менее важной железой нашего организма является гипофиз, и я хочу предоставить слово следующему выступающему.

Эндокринолог - ученик 5:

Уже давно известно, что гипофиз выделяет 8 гормонов. Один из них - гормон роста - стимулирует рост скелета, активизируют биосинтез, способствует увеличению размеров тела. Впервые предположения о выделении гипофизом специфического гормона роста было высказано в 1921 году американскими учеными Эвансом и Лонгом. Соматотропный гормон определяет рост человека, сначала увеличивая его, а затем обеспечивая постоянство этого важного показателя.

Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка, гномы, дядя Степа, Гулливер и лилипуты - эти сказочные герои имели прототипов в реальной жизни. Карликовость может быть наследственно обусловленной, и тогда при рождении обнаруживается малый рост ребенка -20-25 см при массе 500-1500 г. Эта патология - гипофизарный нанизм. Такие дети рождаются в срок, все пропорции тела у них сохранены, развитие протекает нормально и дальше. Они могут заниматься трудовой деятельностью, способны к деторождению. Продолжительность жизни - как у всех людей. В жизни их называют лилипутами.

Одним из самых известных карликов был Йозеф Борувлаский - "Граф", родившийся в 1739 г. в Польше. При рождении его рост был 20 см, в возрасте одного года - 35 см, в 25 лет - 89 см. В день его 30-летия его рост был равен 1 м. Прожил он 98 лет. Самый низкорослый карлик ныне проживает в Санта-Доминго (Доминиканская республика). Он родился в 1968 г., в 1987 г. его рост был 72 см, а вес - лишь 6,81 кг. Остальные члены его семьи имеют обычные размеры.

Эндокринолог - ученик 6:

Гигантизм - это увеличение роста из-за повышенной продукции гормона роста. Обычно это происходит при развитии опухоли гипофиза, которая при отсутствии лечения приводит к гибели больного в возрасте 20-30 лет. Если гиперфункция гипофиза возникла в детском возрасте, то размеры тела увеличиваются пропорционально. Рост людей, страдающих гигантизмом, может превышать 2,5 м.

Самый высокий мужчина, Роберт Уэдлоу, родился в США в 1918 г. В 22 года его рост составлял 272 см и весил он 199 кг. Скончался он в 1940 г.

Самой высокой женщиной (231,7 см) считается Сэнди Аллен. Родилась она в Чикаго в 1955 г. и весила 2,91 кг. В 1977 г. ей была сделана операция, после которой женщина перестала расти.

Эндокринолог - ученик 7:

Если увеличение секреции соматотропного гормона возникает в зрелом возрасте, когда рост тела закончился, то это приводит к заболеванию, называемому акромегалией. У больных наблюдается общее ожирение, увеличение размеров нижней части лица (нос расширен, губы утолщены, язык не помещается во рту), стоп и кистей рук. Рост при этом остается нормальным, поскольку в этом возрасте кости уже утрачивают способность к росту. Увеличение продукции соматотропина влечет за собой нарушение синтеза других гормонов.

В 1958 г. умер Роберт Ходжес, самый тяжелый в мире человек. В 32 года при росте 180 см он имел массу 468 кг. Окружность его талии превышала 3 м, а предплечья - 1 м. Чудовищная масса тела Роберта Ходжеса была следствием нарушения деятельности гипофиза после перенесенного в детстве коклюша.

Учитель:

Значение гормона роста для человека велико. Издавна считается, что чем человек выше, тем он сильнее и выносливее. Существует множество сказаний и легенд о богатырях - великанах и малышах - гномах, о титанах и кавказских богатырях Нартах.

- Выберите из предложенных вам репродукций людей с признаками гигантизма и карликовости.

- В каких литературных произведениях герои являются гигантами (великанами) или карликами?(гиганты: Голова в сказке "Руслан и Людмила", "Гулливер в стране лилипутов", гиганты в древнегреческой мифологии, богатыри в "Сказке о царе Салтане"; карлики: "Дюймовочка", "Оле Лукойле", Мальчик-с-пальчик, гномы, эльфы, малыши и малышки у Носова, Карлсон).

1.

Померкла степь. Тропою тёмной
Задумчив едет наш Руслан
И видит: сквозь ночной туман
Вдали чернеет холм огромный
И что-то страшное храпит.
Он ближе к холму, ближе - слышит:
Чудесный холм как будто дышит.
:Пред ним живая голова.
Огромны очи сном объяты;
Храпит, качая шлем пернатый.
(А.С.Пушкин "Руслан и Людмила".)

2.

В молчанье, с карлой за седлом,
Поехал он своим путем;
В его руках лежит Людмила,
Свежа, как вешняя заря,
И на плечо богатыря
Лицо спокойное склонила.
(А.С.Пушкин "Руслан и Людмила").

3.

В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
(А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче
и о прекрасной царевне Лебеди").

4. Он хотел было протереть глаза, но не мог поднять руку; хотел сесть, но не мог пошевелиться. Тонкие веревочки опутывали всё его тело от подмышек до колен; руки и ноги были крепко стянуты веревочной сеткой, веревочки обвивали каждый палец. Даже длинные волосы : были туго намотаны на маленькие колышки, вбитые в землю, и переплетены веревочками. (Д. Свифт "Путешествия Гулливера").

5. У хозяев была дочка - хорошенькая, ласковая и смышленая девочка. Ей было уже девять лет, но для своего возраста она была очень маленькая - всего с какой-нибудь трехэтажный домик, да и то без всяких флюгеров и башен. (Д. Свифт "Путешествия Гулливера".)

6. Скорлупка грецкого ореха была её колыбелькой, голубые фиалки - периной, а лепестки розы - одеялом. (Х-К Андерсен "Дюймовочка").

7. В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец.

Коротышки были неодинаковые: одни из них назывались малышами, а другие - малышками. (Н. Носов "Незнайка").

8. - Спокойствие, только спокойствие! - Карлсон приподнялся на подоконнике и громко произнес: - Идет Карлсон, который живет на крыше, - лучшая в мире нянька. (А. Линдгрен "Три повести о Малыше и Карлсоне".)

- Объясните причины данных изменений в росте сказочных героев.(недостаток или избыток гормонов роста)

К большому сожалению, время нашей пресс-конференции ограниченно. Нарушения же гормонального аппарата нашего организма, безусловно, не ограничивается теми заболеваниями, которые мы рассмотрели. Их значительно больше. Причины многих из них до сих пор неясны. Есть и давно изученные, но не побежденные.

Я хочу, чтобы к следующему уроку вы подготовили сообщения по следующим темам:

  • 1 ряд: "Поджелудочная железа и болезнь: сахарный диабет".
  • 2 ряд: "Половые железы и заболевания, связанные с недостаточностью их работы".
  • 3 ряд: "Великие карлики и великаны".

Я хочу пожелать вам здоровья, вам и вашим близким. Что бы все те неприятности, о которых мы говорили сегодня обошли вас стороной.

Мы заканчиваем нашу пресс-конференцию, и пусть она была не настоящей, возможно, когда-то кто-нибудь из вас побывает на настоящей такой конференции, а возможно и будет на ней основным докладчиком. Я искренне желаю Вам этого.

А пока, большое вам спасибо, за урок и поддержку. До свидания.

- Если остается время, проводится дополнительное закрепление изученного. - Диагностическая лаборатория (приложение 3)



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

05 08 2021 0:59:28

Урок-игра по биологии по теме "Многообразие паразитических червей и меры борьбы с ними"

Занятие с целью изучения многообразия червей–паразитов, их вреда, способов их выявления и профилактики....

05 08 2021 5:35:35

Урок по теме "Транспортные системы организма. Круги корвообращения"

Урок направлен на ознакомление учащихся со строением и функцией частей кровеносной и лимфатической систем. Закрепляются знания об основных элементах крови и внутренней среде организма, рассматривается передвижение крови и лимфы по сосудам, биофизические процессы в природе. Акцентируется внимание учащихся на необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы....

05 08 2021 14:28:12

Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

В статье представлена разработка урока, предусмотренной учебной программой 6-го класса. На уроке учащиеся знакомятся с сущностью процесса фотосинтеза, с понятиями автотрофы и гетеротрофы. Новые знания учащиеся добывают сами, используя текст учебника....

05 08 2021 8:13:29

Урок биологии. Тема: "Особенности строения класса насекомые"

Цели урока: ознакомить учащихся с особенностями строения насекомых; сформулировать причины позволившие занять насекомым господствующие положение на Земле среди всех членистоногих; развития умения сравнения, анализа и обобщения; дальнейшее формирование у учащихся единой картины мира; формирование умения диалога, умения работать с научным текстом....

05 08 2021 23:41:45

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

05 08 2021 1:55:50

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

05 08 2021 21:15:45

Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках биологии

Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения глухих школьников к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса. Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания. Он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоение материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения....

05 08 2021 22:54:41

Обобщающий урок в 7-м классе в разделе "Моллюски" с использованием ИКТ "Обитатели морского дна"

Урок позволяет систематизировать полученные знания и повысить интерес к предмету, развивает биологическое мировоззрение учащихся. На уроке реализуется различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями. Урок представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point в виде презентации. ...

05 08 2021 2:12:30

Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"

Обобщение знаний по теме « Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....

05 08 2021 8:30:21

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

На этом уроке учащимся даются четкие представление о характерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

05 08 2021 9:35:45

Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"

Цели урока: обобщить знания по теме " Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....

05 08 2021 4:27:19

Оплодотворение у растений. Семена и плоды. Биология

После опыления происходит оплодотворение —процесс, в ходе которого цветок превращается в плод. Плоды, как и цветки, очень разнообразны. Оплодотворение Пыльцевое...

05 08 2021 16:24:56

Тема урока: "Особенности жизнедеятельности лягушки"

Объяснение нового материала на уроке биологии происходит с использованием компьютерной презентации. На уроке учащиеся проводят исследование процессов жизнедеятельности шпорцевой лягушки как представителя класса амфибий, делают обобщение и заканчивают урок составлением синквейна. ...

05 08 2021 21:15:10

Интегрированный урок "биология + география" по теме "Многообразие и происхождение культурных растений". 6-й класс

Урок расширяет и систематизирует знания учащихся о многообразии и происхождении культурных растений. На уроке учащиеся узнают, возможно ли введение в культуру новых растений....

05 08 2021 1:52:48

Роль птиц в природе и их практическое значение для человека

Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В. В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме " Позвоночные. Класс птицы" или в теме " Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....

05 08 2021 23:42:32

Витамины, их значение для организма человека

Витамины оказывают сильное действие на рост, обмен веществ и физиологическое состояние организма в целом. Поступают витамины в организм с пищей, преимущественно растительной. В тканях человека они усваиваются, образуя более сложные вещества, как правило входят в состав ферментов....

05 08 2021 10:18:21

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

05 08 2021 13:37:46

Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"

Мною разработан цикл уроков по курсу " Животные", которые включают в себя разделы программы " Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок " Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....

05 08 2021 6:12:25

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии « Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

05 08 2021 18:36:57

Урок по биологии на тему: "Генетика и человек"

На уроке биологии по теме " Генетика и человек" обобщются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отрабатывается терминология, дети учатся работать в группах. ...

05 08 2021 0:41:41

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

05 08 2021 14:42:50

Значение водорослей в природе и жизни человека

Из красных водорослей (филофора) получают агар, используемый в микробиологии и кондитерской промышленности. Из зеленых (кладофора) делают бумагу....

05 08 2021 4:15:47

Разработка урока по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся"

Для успешной социализации после окончания школы важно, чтобы человек был не только знающим, но и мыслящим. Наиболее успешно данная цель решается через технологию проблемного обучения. Важно, чтобы школьники испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей в процессе обучения. В связи с этим выработала свою систему преподавания....

05 08 2021 11:19:33

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

05 08 2021 13:41:57

"Молекулярный уровень: общая характеристика"

Статья предназначена учителям биологии 9-х классов, работающих по учебнику А. А. Каменского « Биология. Введение в общую биологию и экологию. Разработан урок обобщения знания учеников по теме « Молекулярный уровень: общая характеристика»; в ходе урока дети должны доказать, что эти знания нужны представителям многих профессий. Разнообразные приемы и методы способствуют активизации умственных способностей учащихся повышают интерес к изучению предмета....

05 08 2021 19:50:26

Внеклассное мероприятие по биологии "Прошу встать, суд идет!"

В статье рассматриваются причины первого приобщения подростков к алкоголю и курению, влияние никотина и алкоголя на организм и поведение человека. Внеклассное мероприятие проходит в форме судебного заседания, главные герои которого – подсудимые Алкоголь и Никотин. Сценарий спектакля можно использовать на классных часах, неделе биологии, О Б Ж, днях здоровья....

05 08 2021 22:58:26

Из опыта использования диалогического обучения на уроках биологии

Основное отличие диалогического стиля обучения от традиционной передачи знаний заключается в том, что ученик не получает «истину» в готовом виде, а открывает новое знание в сотрудничестве и при поддержке взрослого. Разработка урока является примером использования на уроках диалогического обучения. Учащиеся знакомятся с самой древней группой живых существ – бактериями; изучают особенности строения, размножения и распространения бактерий....

05 08 2021 19:48:49

Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение цветка"

На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного. ...

05 08 2021 22:32:32

Презентация о декоративных растениях "Есть глаза у цветов"

В презентации под звучание песни « Есть глаза у цветов» сменяются фотографии декоративных растений средней полосы России, на слайдах содержится краткая информация о биологических особенностях растений. Презентацию можно использовать на уроке биологии, на уроках сельхозтруда, а также как релаксационную паузу. ...

05 08 2021 1:57:46

Работы и достижения селекционера М.Ф.Иванова

Большая заслуга по созданию новых пород домашних животных принадлежит выдающемуся селекционеру М. Ф. Иванову, который вывел высокопродуктивные породы свиней и овец. Работа проводилась в Аскании- Новой....

05 08 2021 8:13:35

Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"

При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...

05 08 2021 0:26:19

Биология — наука о жизни. Основатели и первые труды по биологии

В настоящее время биология представляет собой комплекс наук о живой природе. Объектом изучения биологии являются живые организмы — растения и животные....

05 08 2021 8:45:46

Занимательный урок по теме «Отдел покрытосеменные растения»

Урок представлен в виде игры. Учебная игра активизирует, закрепляет, контролирует и корректирует знания, навыки и умения, формирует мышление, навыки общения и умение работать в коллективе. Материал урока можно полностью использовать как на заключительном уроке, так и фрагментами при изучении темы « Отдел покрытосеменные растения»....

05 08 2021 6:50:13

Вредоносные нитраты

Для большинства уже не секрет, что для укрепления здоровья лучше есть больше овощей и фруктов. Но они должны быть здоровыми и чистыми от таких веществ как нитраты и нитриты. Цель работы: является определение содержания нитратов в отобранных образцах овощей и фруктов....

05 08 2021 23:30:40

Урок биологии по теме "Внутреннее строение стебля". 6-й класс

Урок проводится в разделе изучения темы « Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа « Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа « Внутреннее строение стебля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....

05 08 2021 3:24:26

Цветок

На уроке используются разные формы работы, направленные на учет разных способов восприятия. Для аудиалов предлагаются задания по проговариванию значения органов цветка, для кинестетиков - работа по созданию цветка и письменные работы в тетради. Весь урок имеет большую наглядность, что важно для визуалов. Все этапы урока предусматривают использование личного жизненного опыта каждого ученика, ориентированы на эмоциональную сферу....

05 08 2021 4:43:19

Урок биологии по теме "Биосфера. Среды жизни. Круговорот веществ в природе"

Урок проводится в форме изучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщение о биографии В. И. Вернадского, выполняют самостоятельную работу, тест. Урок должен проводиться в кабинете, имеющем компьютер с мультимедийным проектором и интерактивной доской. Контроль на уроке предлагается в форме тестирования....

05 08 2021 13:36:21

Урок по теме "Строение и работа сердца", 8-й класс

Комбинированный урок с постановкой проблемного вопроса и применением активных форм обучения. Решение задач по теме « Работа сердца» и активное участие учащихся в изучении нового материала позволяет им самостоятельно сделать выводы по уроку и ответить на проблемный вопрос. ...

05 08 2021 0:34:26

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения

Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....

05 08 2021 6:33:32

Урок биологии по теме "Вегетативное размножение цветковых растений" (с использованием информационных технологий)

Представленный урок посвящён изучению разных способов вегетативного размножения цветковых растений. На всех этапах урока активно используются информационно-коммуникационные технологии. У учащихся отрабатываются умения выполнять тестовые задания, готовить сообщение с презентацией, применять полученные знания на практике, осуществляя вегетативное размножение комнатных растений. Разнообразие форм и методов работы на уроке способствует повышению эффективности процесса обучения....

05 08 2021 0:56:34

Эколого-валеологическая программа для учащихся "Твое здоровье в твоих руках"

Программа формирует знания экологии, валеологии, ответственность за здоровье, воспитывает гармонично развитую личность с гуманистическим мироощущением....

05 08 2021 12:49:41

Творческие задачи по биологии и методы их решения

Включение в урок изобретательских задач работает на развитие творческих способностей и детей, и учителя, позволяет осмыслить и закрепить на творческом уровне учебный материал. Выполнение подобных заданий полезно для здоровья учащихся: по ходу работы происходит переключение с левого на правое полушарие головного мозга и обратно, что снижает информационный стресс, вносит в урок эмоциональность, радость творчества. ...

05 08 2021 6:57:34

Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме " Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается " Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....

05 08 2021 3:42:22

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

05 08 2021 16:48:20

Лишайники – симбиотические организмы

Данная разработка предлагает проведение урока с использованием слайд-презентации, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....

05 08 2021 14:56:19

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

" Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: " Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра " Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

05 08 2021 22:42:20

Дыхательные движения, механизм вдоха и выдоха человека

Ток воздуха по дыхательным путям осуществляется посредством ритмичных дыхательных движений — вдоха и выдоха. Частота дыхательных движений в норме у новорожденных до 60 в минуту, а у взрослых людей — 16-18 раз....

05 08 2021 3:38:54

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

05 08 2021 4:48:24

Использование крупнолуковичных цветочных культур на уроках биологии

В работе представлены вариативные разработки уроков по теме « Вегетативное размножение крупнолуковичных цветочных культур». Использованный теоретический и практический материал основан на опыте собственных исследований, осуществленных на агробиостанции Мичуринского государственного педагогического института....

05 08 2021 5:39:38

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)