Конспект занятия по биологии по технологии проблемного обучения на тему: "Цитология – наука о клетке"
Тема урока: “Цитология – наука о клетке”
План урока:
1. Обозначение целей, задач урока.
2. Работа с эпиграфом (приложение 1) – постановка основной проблемы урока.
3. Фронтальный опрос – 13 вопросов.
4. Постановка микропроблеммы – оздоровительные функции органоидов.
а) работа с текстом тетради
б) работа с рисунками клетки
5. Составление схемы факторов, вредно влияющих на здоровье человека.
6. Связь схемы с основной проблемой урока.
7. Фрагменты видеофильма: “Наркотик – знак беды”, глава II “Медицинская” – 6 минут
а) формулирование проблемы по сюжету видеофильма.
б) беседа по сюжету видеофильма – 4 вопроса.
8. Анализ опережающего творческого домашнего задания: ситуационные задачи, диалоги, инсценирование (приложение 2)
9. Итог урока:
а) выделить основную проблему,
б) сформулировать микропроблему адресно сокурсникам.
10. Домашнее задание: ?представить свое видение проблемы возникновения жизни на Земле.
Приложение 1
а) Если ты не думаешь о будущем, то у тебя его и не будет. Дж. Голсуорси
б) Здоровое тело – продукт здорового рассудка. Б.Шоу.
Приложение 2
Ситуационные задачи.
Представьте ситуацию, проанализируйте, составьте диалоги, возможно инсценирование.
- Мама пришла домой, где увидела подруг своей дочери (сына), распивающих спиртные напитки. Представьте решение этой проблем.
- Ваш друг (подруга) употрeбляет наркотики. Ваши действия?
- Во время стирки родители находят в карманах одежды сына (дочери) таблетки неизвестного названия. Как решить данную проблему?
- На дискотеке Вам предложили таблетки-стимуляторы. Как выйти из данной ситуации?
- Вы в случайной компании, видите, что употрeбляются наркотики. Обозначьте две проблемы, представьте пути их решения.
Задачи:
1. Осознание проблемы цитологии как науки, ее связь с проблемой здоровья народонаселения России, построение и формирование гипотезы.
2. Развивать мыслительные способности студентов, умение анализировать, составлять и решать проблемные ситуации, понимание связей и отношений информации, включенной в задачи, формирование личностного смысла деятельности.
3. Воспитывать самостоятельность в деятельности, творческое овладение профессиональными знаниями, навыки здорового образа жизни, интерес к предмету.
Межпредметная связь: анатомия, экология, русский язык, литература, философия?
Оборудование: таблицы, иллюстрации животной клетки, ТСО.
План урока:
I. Вступительное слово преподавателя:
Обратите внимание на тему урока “……..”, эпиграфом к уроку могут быть слова Б.Шоу: “Здоровое тело – продукт здравого рассудка”.
Как вы думаете, в чем смысл этих слов?
Как бы вы иначе сформулировали тему урока? Какие варианты темы возможны?
II. Фронтальный опрос:
- Какие клетки называются эукариотическими?
- Какие клетки называются прокариотическими?
- Перечислить органоиды животной клетки.
- Какими органоидами отличается растительная клетка от животной?
- Какую функцию выполняет ядро?
- Что входит в состав генома?
- Чем является ген для клетки?
- Какую функцию выполняет эндоплазматическая сеть?
- Какую функцию выполняют рибосомы?
- Расскажите о лизосомах.
- Каково строение и функции митохондрий.
- Что необходимо для успешной работы митохондрий?
- Как устроен и какую функцию выполняет комплекс Гольджи?
III. Постановка микропроблемы – работа с текстом в тетради.
- Подчеркните только те органоиды и их функции, которые напрямую связаны со здоровьем человека.
- Назовите и дайте хаpaктеристику подчеркнутых организмов.
- Обратите внимание на рисунки животной клетки – отчертите границы этих органоидов.
IV. Итак: проблема здоровья населения России – одна из важнейших государственных задач. Но решать ее надо на уровне личности, на уровне каждого из нас. Дж. Голсуорси: “Если ты не думаешь о будущем, то у тебя его не будет”.
- Составьте схему факторов, вредно влияющие на клетки, а следовательно и на здоровье.
- Факторы, вредно влияющие на клетки (здоровье человека через здоровье клетки)
V. Итак: сформулируйте основную проблему урока: Здоровье человека через здоровье клетки.
VI. Фрагменты видеофильма: “Наркотик – знак беды”, глава II “Медицинская”.
- Сформулируйте, по сюжету фильма проблему – задание до показа видеофильмов.
- На какие органоиды в первую очередь влияют наркотики?
- Какие органоиды блокируются и почему?
- Как наркотик действует на клетку?
- Как наркотик действует на организм человека?
VII. В качестве опережающего домашнего задания проблемного значения вы анализировали ситуационные задачи. Представьте решение этих ситуаций. (приложение 2)
- Ситуации комментируются преподавателем, обращаясь с вопросами к студентам:
- На что обратили внимание при анализе этой ситуации?
- А как бы вы решили данную проблему?
Итог урока:
VIII. Итак: над какой проблемой мы сегодня работали? Почему проблема наркомании до сих пор не решена?
- Составьте по информации урока свои микропроблемы – 5 минут.
- Объявите свою микропроблему адресно сокурсникам.
- Обсудите возможные варианты решения проблем.
Домашнее задание: на следующем уроке мы будем говорить о проблеме возникновения жизни на Земле. Прежде, чем мы рассмотрим §§ учебника, хотелось бы услышать ваше мнение по данной проблеме.
Технология проблемного обучения (Приложение)
Комментарии:
Данная разработка предлагает проведение занятия элективного курса "Человек и его здоровье" с целью обучения учащихся 9-х классов пpaктическому применению знаний из разных областей наук, формирования у них мировоззренческих понятий о единстве и взаимосвязи всех компонентов окружающего мира. Основная задача данного курса формирование экологически грамотного поведения человека по отношению ко всему живому, включая собственное здоровье....
21 03 2025 2:29:27
Урок знакомит с фазами митоза и пониманием его биологического значения. У учащихся формируется умение последовательно выстраивать процессы митоза. Создаются условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений....
20 03 2025 7:16:47
Цели урока: познакомить учащихся с видами явлений в природе, химическими явлениями, реакциями горения и дыхания; признакими реакций окисления и горения; формировать научную картину мира; прививать навыки аккуратности, учить правильно вести себя при ЧС....
19 03 2025 17:55:29
Данный урок занимает четвертое место в теме "Опора и движение". При изучении нового материала и его закреплении использую работу в группах, так как создаются условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности учащихся, атмосферы заинтересованности, ситуаций общения, позволяющие ученику проявить себя, происходит стимулирование учащихся к высказываниям.
...
18 03 2025 20:17:37
Генетика очень интересная наука, чтобы ее понять, надо хорошо знать генетический язык. Учащиеся уже многое знают из других тем, а на этом уроке все соединяется в одно целое. Знание генетического языка будет закрепляться при решении задач....
17 03 2025 18:23:59
Участникам «Биржи ботанических знаний» предлагаются 88 вопросов о 50 растениях Амурской области. Возраст учащихся неограничен, количество игроков – 20–30 человек. Продолжительность игры 40–60 минут. Школьники в игровой форме знакомятся с растениями Амурской области и их особенностями. Игру можно успешно использовать в качестве внеклассного мероприятия на неделе биологии в школе....
16 03 2025 0:30:35
Урок биологии для 5-го класса формирует представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роль в природе и жизни человека; табличный вариант создает условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации....
15 03 2025 11:20:38
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
14 03 2025 12:14:10
Первичная покровная ткань – эпидерма – построена из живых клеток. Формирование эпидермального покрытия идет из верхушечных меристем....
13 03 2025 4:33:35
Урок знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует активизации учащихся для самостоятельного участия в проектах по биологической тематике....
12 03 2025 12:27:43
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
11 03 2025 13:37:33
Данный урок включает в себя применение мультимедийных технологий, что позволяет более широко и наглядно продемонстрировать карту звездного неба, расположение созвездий, помогает работать учителю совместно со всем классом по карте звездного неба, дополняя свой рассказ изображением слайдов....
10 03 2025 7:50:48
Занятие позволяет сформировать представление о современном экологическом состоянии реки Амур, его биоразнообразии. Учащиеся совместно с педагогом открывают тайны подводного мира Амура через беседу, выполнение самостоятельной работы, решение кроссворда....
09 03 2025 20:17:54
Урок знакомит учащихся с основными особенностями внешнего и внутреннего строения представителей типа Губки, их многообразием, значением в природе и жизни человека; способствует формированию у школьников познавательного интереса к процессу изучения различных типов животных; содействует воспитанию бережного отношения к природе и доброжелательных межличностных отношений....
08 03 2025 23:53:46
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
07 03 2025 1:32:33
Урок разработан на основе метода учебного проекта с использованием ЦОР. Данный урок заключительный в разделе "Пищеварение", на котором учащиеся 8-го класса защищают исследовательские проекты, над которыми работали по группам в течение двух недель. Цели проектов: обоснование гигиенических условий нормального пищеварения, режима питания школьников.
...
06 03 2025 22:45:45
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
05 03 2025 23:19:51
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
04 03 2025 19:53:49
Данная разработка составлена для УМК Пономаревой И.Н. Урок разработан для учащихся 5-го класса. На уроке используется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, дополнительной литературой, таблицами, муляжами, рисунками, для самопроверки знаний используется тестирование. К уроку предусмотрена подготовка сообщения учителем по теме, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, формирует умения учащихся логически излагать изученный материал....
03 03 2025 6:27:50
Обобщающий урок по теме "Происхождение человека" в 5-м классе проводится с использованием элементов авторской методики Бакулиной Г.А. На уроке используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным. В ходе урока используются задания разного уровня сложности, которые способствуют развитию основных интеллектуальных качеств ребенка. Для проверки знаний предлагается тест в системе Айрен....
02 03 2025 6:15:18
На уроке обобщаются знания основ генетики через загадки, игры, театрализацию. В генетическую консультацию обращаются посетители: мать красавца Прошеньки для выбора невесты; работник таможни, через которую контpaбандист везет лис, цветовод, выписавший семена цветов по почте. Консультанты дают объяснения посетителям после решения генетических задач.
...
01 03 2025 17:53:58
Изучение данной темы в разделе биологии «Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....
28 02 2025 22:43:51
Цели урока: сформировать первичное представление о правилах ухода за кожей и ее производными ногтями и волосами; познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний; научить оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях....
27 02 2025 7:33:49
Педагогическая идея урока заключается в использовании дифференцированного обучения, способствующего созданию оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей, усвоение материала на различных уровнях, в процессе групповой, индивидуальной деятельности и работы в парах....
26 02 2025 14:25:22
Технология проблемного обучения – это системный метод сознания, применения, определения проблемного обучения – применения процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Значимость технологии проблемного обучения в системе образования позволяет развить интеллектуальные умения, повысить уровень познавательной самостоятельности, овладеть системой умений осуществлять поисковую деятельность.
...
25 02 2025 19:24:43
При изучении темы "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты" избрана одна из нетрадиционных форм – урок-сказка. При подготовке к уроку учащиеся пишут сказки, участвует в конкурсе рисунков, плакатов. При этом они имеют возможность поработать с энциклопедиями и дополнительной литературой. Это позволяет сделать урок ярким и запоминающимся, расширить представления учащихся о многообразии земноводных, формировать устойчивый интерес к предмету.
...
24 02 2025 17:47:40
Представленный урок открывает раздел «Генетика», изучаемый в курсе «Общая биология» в 10–11-м классе. Использование литературных произведений, исторических фактов, творческих заданий делают его насыщенным, интересным и познавательным.
...
23 02 2025 21:36:41
Селье назвал их «маленькими органами большого значения». С целью акцентирования внимания на важной роли желез внутренней секреции в регуляции функций организма разработан урок обобщения и систематизации знаний по соответствующей теме.
...
22 02 2025 2:44:37
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
21 02 2025 8:55:49
После ознакомления с основами рационального питания учащиеся, в ходе анализа домашних пpaктических работ, создают групповой проект, цель которого – проанализировать свой пищевой рацион с точки зрения его полноценности и сбалансированности, отсутствия в пище опасных и вредных компонентов, а также произвести его корректировку.
...
20 02 2025 10:43:57
<p>Цели данного урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайника; продолжить работу с учебником, гербарием и тетрадью; прививать детям чувство прекрасного через художественную литературу. ...
19 02 2025 16:54:37
Цель урока: познакомить учащихся с наукой вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей; раскрыть особенность внутриклеточного паразитизма вирусов; сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа и другими вирусными заболеваниями....
18 02 2025 8:30:14
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
17 02 2025 16:20:39
Урок – ролевая игра дает чувствовать себя исследователем, специалистом и важным человеком в мире взрослых. Поэтому дети становятся серьезными, более ответственно относятся к своему заданию, ответы стараются обосновать. Пpaктическая работа с проросшими семенами и другими семенами культурных растений дает дополнительные знания о них, ребята учатся пользоваться специальной литературой.
...
16 02 2025 10:16:10
В разработке представлены пpaктические методы изучения памяти: тестирование, самодиагностика, игра. Актуализация темы и активизация познавательного интереса показана посредством беседы с опорой на положительные эмоциональные воспоминания....
15 02 2025 1:45:34
Урок разработан с применением здоровьесберегающих, информационных технологий, элементов проблемного обучения. Он может использоваться в работе с учебником "Человек.8" любой линии, но особенно ценен для школ Здоровья, так как содержит пpaктическую часть о способах укрепления иммунитета, выполняемую учащимися в группах и затем обсуждаемую в классе.
...
14 02 2025 1:25:29
В работе представлен опыт работы по организации самостоятельной работы учащихся. Все этапы усвоения знаний, умений выполняются лично каждым школьником, его умственным трудом. Переход на такую систему работы привел к накоплению большого количества оценок, отказу от домашних заданий, повышению познавательной активности и работоспособности.
...
13 02 2025 23:26:23
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить.
...
12 02 2025 20:47:57
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
11 02 2025 4:39:33
Экологический эрудицион как способ развития познавательного интереса учащихся к предметам биологии, экологии Алтайского края.
...
10 02 2025 17:15:21
В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....
09 02 2025 14:21:30
Коррекционная школа VIII вида осуществляет обучение и воспитание детей, которые в силу нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе. Хаpaктеризуя умственно-отсталых учеников, можно отметить их инертность, рассеянность, отвлекаемость, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность....
08 02 2025 0:40:50
Проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями. Глухие и слабослышащие дети в сотрудничестве с педагогом охотно используют различные способы решения поставленных проблем, учатся строить простейшие объяснительные гипотезы и модели....
07 02 2025 12:37:19
Разработка урока по курсу биологии (6-й класс) "Обмен веществ и энергии в клетке" поможет учителю сформировать у учащихся представления о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций, о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы; подвести учащихся к пониманию основополагающих физических, химических и экологических законов и сделать это на должном научном, эстетическом и эмоциональном уровне....
06 02 2025 7:42:19
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
05 02 2025 6:39:10
Урок помогает сформировать у школьников убеждение в том, что процесс зародышевого развития осуществляется поэтапно и на основе вполне определенных биологических закономерностей....
04 02 2025 18:32:34
Основные цели урока – углубить теоретические знания, полученные на уроке; научиться решать задачи по генетике пола. ...
03 02 2025 20:39:44
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
02 02 2025 23:53:44
Снаружи клетка покрыта плазматической мембраной (или наружной клеточной мембраной) толщиной около 6-10нм. Клеточная мембрана это плотные пленки из белков и липидов (в основном, фосфолипидов)....
01 02 2025 12:40:38
Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....
31 01 2025 15:12:26
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::