Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"
Учебная цель: расширить знания о питании растений, показать особенности получения растением питательных веществ, значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле; продолжить формирование умений узнавать органы растений на таблицах, работать с рисунками учебника.
Воспитательная цель: cформировать у учащихся понятие о необходимости бережного отношения к растениям.
Развивающая цель: продолжить формирование умения сравнивать полученные результаты, делать выводы, развивать у учащихся пpaктические навыки.
Ход урока
1. Организационный момент. (1 минута урока)
2. Вызов. Актуализация знаний. (5 минут урока)
Просмотр фрагмента видеофильма “Жизнь. Растение. Хлорофилл” Опыт голландца Вант Гельмонта. (Дерево посадили в кадку, прошло пять лет, масса дерева увеличилась на 60 кг, а вес земли в кадке уменьшилась на 60 г. Почему такие результаты?)
(Дети делают вывод, что растение может питаться из воздуха)
М.В.Ломоносов через 100 лет после опытов Вант Гельмонта предположил, что растения получают питательные вещества из воздуха.
В XVIII – начале XX века учеными разных стран были проведены опыты и сделаны открытия:
- в 1770 году Джон Пристли произвел опыт (мышь, растение и свеча под колоколом, под другим мышь, свеча без растения). Во втором случае мышь погибла, в первом нет, значит растение выделяет кислород.
- Немецкий химик Краус выделил из листьев растения хлорофилл (показываю вытяжку хлорофилла – жидкость зеленого цвета) ;
- английский ученый Грю доказал, что хлорофилл красящее органическое вещество;
- великий русский ученый М.В.Ломоносов высказал гипотезу о воздушном питании растений;
- английский врач Ян Ингенхауз открыл явление синтеза крахмала растениями.
Нельзя не сказать о русском ученом Климентии Аркадьевиче Тимирязеве, который тоже изучал процесс фотосинтеза, работу хлоропластов, доказал, что растение в течение всей жизни выделяют кислород (показываю его портрет).
3. Осмысление
Работа в группах. (10 минут урока)
Сейчас вы в группах попробуйте смоделировать некоторые их опыты и объяснить полученные результаты.
Группа № 1 - исследует роль света в образовании хлорофилла.
Оборудование: штатив с пробиркой хлорофилла; растения, выдержанные в темноте и на свету.
Задание: объясните:
1. Почему листья растения стоящего в темном шкафу не зеленого цвета?
2. Какие условия необходимы для выработки растением хлорофилла?
Группа № 2 – исследует вопрос о выработке кислорода растением.
Оборудование: демонстрационный столик, стеклянный колокол, растение, мышь (игрушка).
Задание: объясните:
Почему мышь под колпаком с растением не погибла?
Группа № 3 – исследует клубень картофеля и семена фасоли на содержание крахмала.
Оборудование: чашка Петри с ломтиком картофеля и семенами фасоли, раствор йода, пипетка, препаровальная игла.
Задание:
1. Определить, какое органическое вещество содержится в клубнях картофеля и семенах фасоли?
2. Высказать предположение, откуда берутся органические вещества в плодах и семенах растений?
Группа № 4 – исследует вопрос о поглощении углекислого газа растениями.
Оборудование: рисунки опыта с известковой водой; стакан с известковой водой; трубка для коктейля
Задание: 1. Продемонстрировать помутнение известковой воды при дыхании. Объясните: Почему на рис. №1 известковая вода помутнела, а на рис. №2 осталась прозрачной?
После обсуждения полученных результатов делаем выводы (слайд):
- Условием образования хлорофилла является свет.
- Условием образования кислорода является свет.
- Растение потрeбляет углекислый газ только на свету.
- Плоды и семена растения содержат органическое вещество (крахмал).
Скажите, какое основное условие всех этих процессов? Свет!!!
(Слайд). Приложение
По-гречески свет – фотос, соединение, образование – синтез. Таким образом: фотосинтез – это процесс образования растением органических веществ на свету.
Работа с электронными носителями. (10 минут урока)
Давайте посмотрим, как этот процесс происходит в растениях (слайд-фильм).
Очередность слайдов.
Стр.№4 “Микрофабрика”.
Стр. №3 “Как быть независимым”.
Стр. №7 “Поток усвоенных веществ”.
Стр. №8 “Значение фотосинтеза”.
Выводы по слайдфильму.
1. В процессе фотосинтеза энергия солнечного света превращается в энергию химических соединений, которые являются пищей для растения.
2. В процессе фотосинтеза по действием солнечного света из углекислого газа и воды образуются углеводы и выделяется кислород.
3. Фотосинтез протекает только в клетках содержащих хлорофилл, который находится в специальных органоидах – хлоропластах.
Физкультминутка. 26 минута урока. (1 минута урока)
Работа с учебником: рассматриваем устьица, хлоропласты. (1 минута урока)
Первичный контроль знаний. (5 минут урока)
Работа с карточками, которые находятся в конвертах, разложенных на столах учащихся. Конверты по очереди вскрываются, дети пытаются объяснить значение терминов.
- Фотосинтез
- Хлорофилл
- Хлоропласт
- Крахмал
- Углекислый газ
- Кислород
- Энергия солнечного света
- Энергия химических связей
- Вода
Контрольные вопросы.
Какое органическое вещество, используемое для питания растения, образуется в листьях на свету?
Какое вещество, содержащееся в листьях, преобразует энергию солнечного света в энергию химических соединений?
Как называется процесс образования углеводов из углекислого газа и воды на свету в хлоропластах листьев?
Какие условия нужны для фотосинтеза?
Значение фотосинтеза и роль растений для жизни на Земле. (10 минут урока)
Домашнее задание. (2 минуты урока)
Записываем в дневник.
4. Рефлексия
Рассказ учителя.
Мы с трудом можем представить себе Землю без растений, а значит и всех живых существ, связанных с ними.
Миллиарды лет назад наша Земля была необитаемой планетой. Рельеф суши напоминал лунную поверхность, острые иззубренные скалы, равнины из щебня и битых камней… и все это окутано удушливым углекислым газом с едким аммиаком. Единый древний материк со всех сторон окружал огромный океан.
В этом океане зародилась жизнь, появились первые растения, которые затем преобразовали условия жизни на всей планете и превратили ее в гoлyбую колыбель человечества, которую мы все с вами знаем.
На зеленых листочках, которые лежат перед вами, написаны условия, которые растения обеспечили для распространения жизни на Земле. Используя полученные сегодня знания, вы должны выбрать те, которые были созданы, благодаря фотосинтезу. (2 минуты)
- Почва
- Разнообразие организмов
- Кислород
- Озоновый слой
- Норма углекислого газа
- Углекислый газ
- Минеральные вещества
- Вода
- и т.д.
(Один листочек – одно условие).
Представители от групп размещают “листочки” на “дереве”.
Анализируем полученные результаты – неправильные ответы, снимаем с “дерева”.
Подвожу итоги:
Дерево, растение – основное условие существования жизни на Земле, что же будет, если его срубить?
Дети делают вывод: не будет ни кислорода, ни пищи для животных и людей – не будет жизни!
Приложение
Комментарии:
Цель урока: изучить процесс энергетического обмена....
18 03 2024 17:42:44
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
17 03 2024 12:58:23
Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....
16 03 2024 5:18:56
Урок биологии в 8-м классе, на котором рассматриваются причины и меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, виды кровотечений. В ходе пpaктикума закрепляются навыки оказания первой помощи при кровотечениях. ...
15 03 2024 15:47:37
Представлен конспект урока-лаборатории по теме "Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания"....
14 03 2024 20:32:17
Программа школьного биологического кружка разработана с целью углубления и расширения знаний школьников, формирования и развития навыков проектно-исследовательской работы и творческих способностей. В течение года школьникам предлагается изучение основных тем полного курса биологии – от микроорганизмов до человека. Красной линией через весь курс проходит тема сохранения здоровья человека и окружающей среды....
13 03 2024 20:42:11
В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....
12 03 2024 6:21:33
При применении активных форм и методов обучения создаются такие условия, когда дети не просто запоминают и воспроизводят готовые знания и способы действия, а самостоятельно добывают их, переосмысливают и перестраивают ранее полученное, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных пpaктических задач....
11 03 2024 11:44:23
Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....
10 03 2024 16:22:41
Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи. Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....
09 03 2024 14:24:33
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
08 03 2024 4:41:21
Обобщающий урок – закрепления полученных знаний в ходе изученных разделов по темам: «Кровообращение», «Дыхание» и «Пищеварение». Урок построен с оптимальным чередованием различных видов деятельности, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомительности, учтена динамика работоспособности обучающихся. ...
07 03 2024 8:50:37
Борьба за существование - движущий фактор эволюции, совокупность взаимоотношений особей животного и растительного мира между собой и с окружающим миром. Ученый Чарльз Дарвин выделил три формы борьбы за существование....
06 03 2024 9:31:45
Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....
05 03 2024 21:43:10
Настоящая работа является специальным исследованием, посвященным населению и экологии огаря. Определена роль степных водоемов в экологии птиц степных озер. Представляет собой уникальный и очень динамичный комплекс, для которого хаpaктерны высокая степень систематического разнообразия, быстрая смена видового состава и большая плотность населения. Учащиеся проводили наблюдения в период 2005—2008 гг. ...
04 03 2024 21:39:40
Уроки изучения нового материала, проведенные в необычной игровой форме, помогают привлечь в работу на уроке максимальное число учащихся. Одним из таких уроков является урок изучения нового материала с необычным названием "Давай пройдемся медленно по лугу ..." (урок-путешествие). В основу положен игровой момент – театрализованное представление, разгадывание кроссворда....
03 03 2024 8:19:53
Программа курса предназначена для учащихся 9-х классов, позволяет осознать важность проблемы собственного питания и принимать разумные меры предосторожности при потрeблении пищи. Программа позволяет расширить знания о питательных веществах пищи, их строении и значении для детского организма, о вредных и полезных продуктах питания....
02 03 2024 6:56:23
При изучении темы выделяются проблемы происхождения видов в природе, их приспособленность, ее причины, относительность, значение ароморфозов в процессе эволюции, причины борьбы за существование и ее следствие. Очень важно знать, происходит ли в наши дни естественный отбор, его направление, причины колебаний численности, значение этих знаний для человека, его пpaктической деятельности....
01 03 2024 19:24:27
Современная школа должна формировать навыки здорового образа жизни. В данной работе рассказано о реализации программы «Здоровье» в школе. Одной из форм работы является игра КВН. Авторы предлагают сценарий КВН «Смотри. Слушай. Решай». ...
29 02 2024 7:33:20
Цели и задачи урока: формирование и совершенствование знаний по теме "Земноводные"....
28 02 2024 10:19:31
Комбинированный урок в 10-м классе проводится в форме рассказа с элементами беседы, в который включены демонстрация, выполнение пpaктического задания. Цель урока: сформировать знания о видах деления клеток, о значении деления клеток для одноклеточных и многоклеточных организмов, о морфологии хромосом, жизненном и митотическом циклах, о процессах, происходящих в разные периоды митотического цикла. Урок способствует формированию кругозора и научной картины мира учащихся....
27 02 2024 13:11:17
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
26 02 2024 3:36:57
Урок формирует у учащихся представления об основных свойствах почвенной среды и приспособлениях, возникших у живых организмов к жизни в этой среде....
25 02 2024 13:15:35
Цель представленного в статье урока – закрепить умение решать генетические задачи на разные типы доминирования, убедить учащихся в пpaктической значимости законов наследственности....
24 02 2024 16:45:33
Проектная работа знакомит – учащихся с органом тела – ухом и вестибулярным аппаратом, учить работать в группе, уметь представлять свои знания, анализировать работу и делать выводы....
23 02 2024 9:54:37
При изучении раздела "Пищеварение" целесообразно проведение урока "Гигиенические условия нормального пищеварения", в ходе которого необходимо разъяснить учащимся гигиенические условия нормального пищеварения, познакомить их с профилактикой пищевых отравлений и желудочно-кишечных заболеваний. Особенно важно акцентировать внимание на тех факторах, которые оказывают значительное нeблагоприятное воздействие на организм человека и являются факторами риска. К их числу относится в первую очередь употрeбление алкоголя, а также курение. ...
22 02 2024 1:36:50
Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....
21 02 2024 20:47:53
Представлен конспект урока ток-шоу по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"....
20 02 2024 14:57:10
В статье приведен пример урока, основанного на использовании данной технологии. ...
19 02 2024 5:33:29
Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....
18 02 2024 2:46:18
Урок раскрывает значение биологических и социальных факторов в формировании человека как существа биосоциального. ...
17 02 2024 12:34:18
Цель урока: раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах, показать значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны....
16 02 2024 16:23:56
Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Цели урока: сформировать у учащихся знания о внутреннем строении стeбля древесного растения на примере трехлетней ветки липы; выяснить, как передвигаются по стeблю минеральные и органические вещества и что можно определить по годичным кольцам древесины; научиться формулировать гипотезы на предложенный проблемный вопрос и находить ответы на вопросы, используя методику мозгового штурма....
15 02 2024 12:13:45
Учебная экологическая тропа используется во время весенних экскурсий по предметам география, биология и в летний период во время работы пришкольного лагеря отдыха. Учащиеся на данной тропе изучают объекты и явления природы, приобретает опыт оценок хаpaктера взаимодействия человека и природы, отpaбатывают приемы и навыки по уходу за растениями и работой с инструктивными карточками и определителями. При выборе маршрута учитывалась доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость. ...
14 02 2024 8:24:32
В статье представлены два подробных цикла уроков по изучению типа хордовых. Каждый цикл состоит из нескольких уроков, посвященных одному из классов типа хордовых. Все уроки сопровождаются презентацией. ...
13 02 2024 14:33:10
Одной из лучших форм воспитания детей является игра. В предлагаемой работе представлен один из вариантов разработанной автором ролевой игры антинаркотического воспитания....
12 02 2024 12:47:11
Урок проводится с использованием презентации и электронного учебника «Биология. Человек», 8-й класс. Использование данных материалов разнообразит учебный процесс, повышает интерес к изучаемой теме и помогает учащимся разобраться в сложных биологических понятиях. ...
11 02 2024 13:54:36
Данная тема является дискуссионной, позволяет учащимся анализировать разные гипотезы и иметь свою точку зрения на вопрос о происхождении жизни. В статье и презентации предлагается рассмотреть Божественную теорию, панcпepмии, абиогенеза (самозарождения), биохимической эволюции А.И. Опарина. ...
10 02 2024 11:34:21
В статье представлен конспект урока по биологии в 5-м классе, в котором использованы текстовой материал учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н.Пономарёвой, задания рабочей тетради к учебнику, презентация и электронные образовательные ресурсы ЕК ЦОР....
09 02 2024 8:43:46
Урок формирует знания о химическом составе клетки, разнообразии и свойствах неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки у учащихся. Презентация помогает сделать урок насыщенным, зрелищным и интересным....
08 02 2024 15:42:38
Предлагаемое учебное занятие способствует формированию новых знаний о распространенных природных комплексах Хабаровского края, эстетическому восприятию природы, воспитанию любви к природе Дальнего Востока. Основная задача заочной формы экскурсии – показать разнообразие биоценозов, их обитателей во взаимосвязях с окружающей средой не выходя в "дикую природу"....
07 02 2024 4:45:47
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...
06 02 2024 12:43:55
На уроке дается общее понятие о витаминах, их роли в жизнедеятельности человека. В первой части рассказывается об истории открытия витаминов, дается краткая хаpaктеристика некоторых групп - A, B, C, D, K, и их роли. Даются сведения о продуктах питания, особо богатых основными витаминами. Рекомендуются способы и сроки их хранения. Во второй части урока проводится лабораторная работа "Определение содержания витамина С в некоторых продуктах". Работа основана на свойствах аскорбиновой кислоты обесцвечивать йод. Определяется содержание витамина в соках лимона, яблока, кипяченом соке. Разъясняется значение искусственных препаратов витаминов. В заключение урока решаются познавательные задачи для закрепления материала. ...
05 02 2024 7:52:11
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
04 02 2024 1:27:43
Оплодотворенные самки активно выползают (обычно, когда человек спит) из заднепроходного отверстия, ползают вокруг него и откладывают около 12 тыс. яиц....
03 02 2024 0:46:47
Русский язык и математика, история и география, литература и биология - эти, и все остальные дисциплины, преподаются в школе изолированно друг от друга и, к сожалению, ученики воспринимают каждую науку как обособленную от других, хотя все школьные предметы, по сути дела, изучают разные стороны одного и того же многогранного мира. В своей работе я хочу предложить различные варианты включения элементов устного народного творчества на различных этапах изучения материала....
02 02 2024 19:47:56
Изучение темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основные методы ек изучения ‒ работа с текстом, рассказ учителя, беседа....
01 02 2024 16:38:24
Урок формирует представление об отличительных признаках представителей царства бактерии и их значении в природе и жизни человека, способности к открытию новых знаний в пpaктических заданиях, поиске решений проблемных вопросов, опыт работы в коллективе, стимулирует развитие познавательного интереса....
31 01 2024 17:58:51
Элективный курс "Решение задач по генетике" рекомендован учащимся 9–11-х классов, обучающимся по учебникам цикла Н.И. Сонина. На занятиях учащиеся учатся решать, оформлять, анализировать генетические задачи. ...
30 01 2024 20:55:25
Разработка урока с использованием информационных коммуникативных технологий. Урок проводился с учащимися 8-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...
29 01 2024 21:30:55
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::