Преподавание биологии как творческий процесс > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Преподавание биологии как творческий процесс

Система образования в нашей стране вышла на новый виток своего развития. Стремительные перемены вызывают бурю как положительных, так и отрицательных эмоций у современных педагогов. Считаю, что ни одна реформа или “безумная” программа не способна запретить учителю любить свой предмет, любить детей и совершать на уроках маленькие чудеса, превращающие серые учебные будни в сказку.

Биология, на мой взгляд, самый увлекательный и интересный предмет. В то же время надо признать, что в ходе обучения отмечается снижение интереса к нему у некоторой части детей. Причины этого в том, что материал учебников изложен сухо и очень неэмоционально, поэтому не привлекает учащихся к размышлению о проблемах современной биологии, не вызывает желания понять и разгадать тайны природы и необычные факты науки. Исключением в этом, на сегодняшний день считаю учебник Т.С.Суховой и В.И.Строганова “Природа. Введение в экологию и биологию” для пятых классов, который в форме живой и интересной беседы позволяет учителю объяснять довольно сложные темы в творческой обстановке.

Консервативный подход к урокам также не способствует живому интересу учеников к биологии. Надорвавшиеся от перегрузок учителя зачастую впадают в формализм, опасаясь неодобрения со стороны руководства, используют только устоявшиеся методы и готовые алгоритмы в обучении, не реализуя свой творческий потенциал.

Все чаще на страницах печати нас стал радовать призыв о том, что цель образования – не создание напичканного знаниями интеллектуала, а формирование высокодуховного, нравственного, творческого человека. Эту мысль можно кратко выразить замечательными словами Константина Дмитриевича Ушинского: “Ученик – не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь”. Низкая успеваемость, нежелание учиться не всегда показатель неспособности ребенка к обучению или ограниченности интеллекта. Известны исторические примеры того, что Пушкин, например, был полным “нулем” в математике, Чехова оставили на второй год в третьем классе, а Эйнштейна исключили из гимназии за неуспеваемость. Чтобы не проглядеть будущих Пушкиных и Эйнштейнов, учителю необходимо использовать свои, прочувствованные сердцем методики, которые создаются в моменты творческого озарения. Николай Рерих писал, что человеку в этом мире присущи две истинные радости: радость творчества и экстаз красоты. Я знаю многих учителей, которые тратят время на то, чтобы творить, даже если за это им не платят или платят немного. Создавая творческие ситуации на уроке, мы дарим радость себе и нашим ученикам, особенно, когда и они включаются в этот процесс. Не случайно психологи видят секрет успешности в стремлении и готовности дарить радость себе и другим. Считаю, что именно на уроках биологии дети должны испытывать радость, ведь они изучают жизнь во всех ее проявлениях: это и радость от творчества учителя, и радость от собственного творения, и радость от осознания того, что они сами могут сочинить стихотворение, сказку, нарисовать картину, изготовить модель или макет по изученному материалу.

В своей системе обучения биологии огромное значение на уроке я уделяю именно творчеству. Творчество, по мнению ученых, есть внешнее проявление одаренности, следовательно, развивая у детей творческие способности, мы пробуждаем и открываем у него интеллектуальную, духовную, социальную и другие виды одаренности.

Сколько радости можно увидеть в глазах у ребенка, рассказывающего домашнее задание в форме стихотворения собственного сочинения. В своей практике я часто использую такие приемы и знаю, что дети намного охотнее готовятся к уроку. Например, после изучения темы “Строение микроскопа” в пятых классах ученики, декламируя свое произведение, показывают одновременно части микроскопа. Привожу несколько примеров ответов моих учеников на эту тему:

Для работы с микроскопом нужно терпение,
Микроскоп нам пригодится в учении.
Для поддержки всех частей есть у него штатив,
А для увеличения – окуляр и объектив.
В тубусе разные линзы живут.
На предметный столик препарат кладут.
Зеркало нужно нам для освещения
Нашего поля зрения,
А большой винт для четкости изображения
Наш микроскоп просто класс!
Увеличит в сотни раз!
Тюлькова Катя 5 класс 2004г.

Микроскоп - прибор полезный,
Позволяет нам сейчас
Мир живого интересный
Видеть больше во сто раз.
Штатив – его нога,
Две линзы вместо глаз,
А столик, как рука,
Держит препарат для нас.
Тубус те два “глаза”
Собой соединяет.
Зеркальце нам сразу
Весь столик освещает.
Агеева Катя 5 класс 2005г.

Прежде, чем давать такие задания, на нескольких предшествующих уроках я даю установку на рифму. Например, после изучения признаков живого в пятых классах или деления растительной клетки - в шестых в качестве закрепления детям предлагается дополнить фразы:……дыхание, ……….рост, ………..питание, …………прост. Или ………тельца, …………хранят, ……..близнеца, …………..распределят. После недолгих размышлений, большинство учащихся дают примерно такие ответы:

Объект имеет дыхание
И медленно движется в рост,
Наблюдаю размножение и питание -
Это живое – вывод прост.

Или

Есть в клетках цилиндрические тельца,
Наследственную информацию хранят,
Имеют брата близнеца,
Поровну в делении все распределят.

Фиксируя внимание учащихся на чем-то ярком или необычном, можно объяснять довольно сложные биологические явления и процессы. Поэтому некоторые темы я объясняю в форме сказки. Например, при изучении симбиотических взаимоотношений между корнями бобовых растений и азотфиксирующими бактериями ризобиями я сочинила для детей такую сказку:

Жили-были на свете маленькие существа, невидимые даже человеческому глазу. Грустно бродили они по зеленым улицам Земли, и не было у них ни жилья, ни работы, ни одежды. Устроены “невидимки” были так просто, что не имели ни рук, ни ног, ни головы и все их крошечное тело состояло из одной клетки, которая даже не имела ядра. Единственное их достоинство заключалось в том, что они умели ловко, как циркачи, ловить атомы азота из воздуха, а где применить это умение, они не знали.

Как-то раз пожаловались они о своей беде бобовым семянкам, дружно греющимся на солнышке.

- О, не печальтесь! – воскликнули веселые бобы.- Отправляйтесь в гости к нашим корням, в подземное царство, думаем, что они заинтересуются вашими способностями, ведь мы живем на почве, очень бедной азотом.

И вот наши маленькие путешественники отправились в подземелье, не веря, что кто-то может согреть их хотя бы ласковым словом.

Корни внимательно выслушали историю наших маленьких бродяг и неслыханно обрадовались такому знакомству. Путешественникам предложили удобные квартиры, где они зажили очень счастливо. Каждый день новые жильцы добросовестно выполняли свою работу – ловили азот из воздуха, и он в достатке поступал по корневым улицам к надземным жителям, конечно, и к их старым знакомым – веселым бобам. Жители новых квартир быстро размножались, и квартиры их увеличивались, превращаясь в круглые клубки. С тех пор этих существ стали называть клубеньковыми бактериями и даже дали им настоящие научные имена – Ризобии. А все бобовые растения теперь могут расти на бедных азотом почвах, потому что живут в тесном содружестве с ризобиями.

Мой дорогой друг, если когда-нибудь в твоих руках окажутся корни бобовых растений и ты увидишь на них белые шарики, то теперь это не окажется для тебя загадкой.

После моего рассказа учащиеся должны объяснить, в чем заключается суть таких взаимоотношений. Эту сказку можно использовать в пятых классах при изучении взаимоотношений живых организмов или в шестых классах при прохождении тем: “Видоизменения корней”, “Семейство бобовые”. Подобные сказки можно сочинять по различным разделам биологии. В старших классах в сюжете могут участвовать сами дети, превращая, например, историю о каком-либо процессе в экспромт-театр. Например, на своих уроках я предлагаю учащимся после изучения темы “Процессы фотосинтеза” озвучить и изобразить таких героев:

Машенька – девочка, гуляющая по лесу и удивляющаяся красоте природы. Она встречает солнечный лучик, который переносит ее в волшебную микроскопическую страну, где можно узнать, почему растения зеленые и как они питаются.

Тетушка Пластида Хлоропластовна – добрая, заботливая жительница волшебной страны, готовящая для всех обеды.

НАДФ – волшебная машина для перевозки водорода.

Дедушка корень – живет под землей и может дипломатично пригласить воду.

Вода – капризная дама, превращающаяся на солнце в водород и кислород. Электрончики кладут водород в волшебную машину, а Машенька наблюдает, как кислород улетает в форточку-устьице.

 Поварята-электрончики – помощники тетушки, которые подружились с Машенькой и путешествуют вместе по волшебной стране в поисках продуктов для обеда.

Лучик солнца – только он способен будить по утрам засонь электрончиков.

АТФ – старый добрый друг тетушки, приносящий ей в подарок много энергии. При встрече с Машей и электрончиками, он горько плачет, и просит о помощи. АТФ потерял один фосфорный остаток и теперь похож на сердитого АДФ.

После знакомства со списком героев учащиеся выбирают себе понравившуюся роль. Сказка разыгрывается на следующем уроке. Примерный текст своих слов дети готовят дома при повторении процессов фотосинтеза.

В качестве домашнего задания дети могут сочинять сказки, например, на такие темы: “Путешествие семянки”, “Жизнь в городе-клетке”, “Путешествие травинки по пищеварительному тракту коровы”, “Путешествие по кровеносному руслу”.

Большое внимание на уроках биологии можно уделить созданию моделей, макетов, коллекций, гербариев, мини-энциклопедий и т д.

Предлагаю перечень некоторых творческих работ, которые я задаю своим учащимся:

художественные паспорта для любимых растений, гербарий по разделам учебника (на лето), мини-энциклопедия грибов, картина-коллаж из осенних листьев, коллаж из семян растений различных семейств, поделка из побегов различных деревьев. Можно предложить детям изготовить модели гидр и актиний, клетку, цветок, ядерную пору и центриоль, вирус, сосуды кровеносной системы, клапаны вен и клапаны сердца. Также можно предложить смонтировать скелет рыбы, скелет курицы; сконструировать полезную вещь из экологических отходов, проводящую систему жилки листа; собрать коллекции насекомых, птичьих яиц или гнезд, мхов, лишайников, раковин моллюсков, ракообразных, кораллов. Со старшими школьниками можно изготовить минипарк юрского периода или ленту времени из макетов различных эр развития жизни на Земле.

Особым успехом у учащихся пользуется работа с подвижными моделями. Такие модели дети готовят дома или на уроке из цветного картона. Например, модель клетки будет состоять из отдельных компонентов (ядра, цитоплазмы, хлоропластов, вакуолей и т д.), которые ребенок может демонстрировать в качестве ответа при фронтальном опросе. В своей практике я изготавливаю с ребятами подвижные модели побега, клетки, цветка, размножения папоротника, внутреннего строения стебля и корня. Работу с такими моделями удобно проводить для закрепления, повторения, обобщения знаний; для фронтального опроса, при котором мгновенно выясняются ошибки детей, и ведется их обсуждение.

Вопросы при работе с подвижной моделью клетки, например, могут выглядеть так:

  1. Создать клетку зеленого листа (из частей модели ученики собирают клетку).
  2. Создать клетку кожицы лука (хлоропласты переворачивают на светлую сторону).
  3. Создать старую клетку (ученики объединяют мелкие вакуоли в одну крупную).
  4. Создать молодую клетку (раскладывают мелкие вакуоли).
  5. Показать органоид, способствующий перемещению кислорода и питательных веществ (цитоплазма).
  6. В ее состав входит целлюлоза (оболочка).
  7. Тельца овальной формы, обеспечивающие питание клетке (пластиды).
  8. В старых клетках они крупные, в молодых клетках мелкие (вакуоли).
  9. Его деление предшествует делению клетки (ядро).
  10. Обладает избирательной проницаемостью (оболочка).
  11. Они содержат клеточный сок (вакуоли).
  12. Главная часть клетки, где хранится наследственная информация (ядро).
  13. Органоиды, в которых могут содержаться пигменты (пластиды и вакуоли).

При ответе на подобные вопросы ученики раскладывают элементы модели на парте или демонстрируют нужный элемент, подняв его вверх.

Учащиеся начальной школы также могут быть привлечены к изучению биологии в среднем и старшем звене. Например, при проведении театрализованных уроков, ученики четвертых и третьих классов приглашаются как зрители. После просмотра они отвечают на вопросы учителя. При проведении недель биологии я, обычно, предлагаю и малышам поучаствовать в конкурсах рисунков, поделок, макетов, отгадывании кроссвордов. Одиннадцатые классы обычно выступают в роли экскурсоводов по ленте времени и таким образом получают оценку за знание материала, грамотно изготовленный макет эры и одновременно становятся участниками конкурса на лучшего экскурсовода для малышей.

Творческую работу на уроке следует грамотно чередовать с серьезными формами работы, не следует забывать об отработке терминов, обсуждении сложных вопросов и решении логических задач. Чтобы добиться качественного обучения, учитель биологии должен стать виртуозом своего дела.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Прибор, открывающий тайны

Урок знакомит с историей изобретения микроскопа, схемой его строения, правилами работы с микроскопом и техникой безопасности при проведении лабораторной работы. Учащиеся освоят технику приготовления временного препарата....

03 08 2021 13:34:45

Урок-практикум "Определение различных видов растений и животных Среднего Урала"

Данная разработка представляет собой урок-практикум по биологии для учащихся 10-х классов ( У М К И. Н. Пономаревой). Материал может быть использован для проведения уроков экологии и полевых практик. Эффективность данного занятия обеспечивается использованием элементов информационных технологий (электронные атласы-определители, презентация Microsoft Office PowerPoint). ...

03 08 2021 8:57:57

Урок "Развитие организмов и окружающая среда". 10-й класс

Один из сложнейших вопросов, стоящих перед биологией, - установить принципы, управляющие развитием живых организмов. В связи с этим возникает и ряд частных вопросов: что может повлиять на процесс индивидуального развития? Каковы последствия взаимодействия организма и факторов среды его развития? Существуют ли механизмы сохранения целостности и постоянства внутренней среды организма? На эти вопросы постарались найти ответы ученики в ходе подготовки к уроку. ...

03 08 2021 4:24:20

Строение, свойства, роль в жизнедеятельности организмов макромолекул (биополимеров) полисахаридов, белков. Действие ферментов, их значение для организма

Занятие проводится тьютором на основе активных методов обучения. Цель: усвоение материала, контроль знаний, умений и навыков учащихся. Управляемая учебная деятельность активизирует самостоятельную познавательную деятельность, формирует навыки работы с различными источниками информации, проведения учебного исследования для эффективного усвоения знаний, применения их на практике, рефлексии личностных изменений....

03 08 2021 12:54:55

Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"

Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...

03 08 2021 21:15:23

Экологический слет "Юных друзей природы"

Экологический слет направлен на формирование обобщенных знаний и познавательных умений, устойчивого интереса к биологии и экологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Материал конкурсов слета связан с базовыми курсами биологии основной средней школы и является их естественным дополнением. ...

03 08 2021 19:27:15

Технологическая карта урока биологии на тему "Лишайники"

Цель урока: определить место лишайников в царстве растений....

03 08 2021 22:41:53

Деление клетки. Митоз

Урок знакомит с фазами митоза и пониманием его биологического значения. У учащихся формируется умение последовательно выстраивать процессы митоза. Создаются условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений....

03 08 2021 0:12:21

План урока "Строение и функции нервной системы"

Данный урок проводится после изучения темы « Нервная система». К моменту проведения итогового урока изучаемый материал усвоен обучающимися, что они и демонстрируют на « Смотре знаний». Разнообразные формы работы позволяют за небольшой период времени наиболее полно повторить и обобщить изученный материал. Из опыта работы можно сделать вывод, что урок, проведённый в форме « Смотра знаний», вызывает большой интерес обучающихся....

03 08 2021 16:31:43

"Плоды". Урок. 6-й класс, по учебнику Пасечник В.В.

В ходе урока формируются коммуникативные и исследовательские компетенции. Использование натуральных объектов исследования повышает познавательный интерес учащихся. ...

03 08 2021 12:16:43

Конспект урока "Начальные этапы развития жизни на Земле" (10-й класс)

В ходе подготовки к семинару учащиеся самостоятельно осуществляют поиск (в т.ч. в сети Internet) и первичную обработку информации. Изучение учебного материала носит проблемный характер. С целью визуализации используется И Д Smart Board и разработанная программа Smart notebook " Начальные этапы развития жизни". ...

03 08 2021 4:58:44

Урок-проект ""Нет" скажем вредным привычкам"

Урок расширяет представление о здоровом образе жизни, формирует умение систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках биологии и из средств массовой информации. В ходе урока развивается творческое мышление, воспитывается чувство ответственности за свое здоровье и окружающих людей....

03 08 2021 11:55:18

Информационно-коммуникационные технологии в практике работы педагога

В статье рассказывается о том, как учителю создать и использовать в работе такие Интернет-ресурсы, как собственный сайт, блог, веб-портфолио, wiki-страницы, кабинет сетевого сообщества. Также описываются различные программы, которые могут помочь учителю в работе с Интернет-ресурсами....

03 08 2021 1:14:44

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

На этом уроке учащимся даются четкие представление о характерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

03 08 2021 2:30:20

Класс двудольные. Семейство Пасленовые. 6-й класс

Цель урока: познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства Паслёновых, с их многообразием, показать их роль в природе и значение в жизни человека, продолжить формирование умения составлять морфологическое описание растения, определять их по внешнему строению....

03 08 2021 18:59:28

Обобщающий урок в 10-м классе по теме "Строение и функции клеток"

Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса. ...

03 08 2021 18:49:51

Хрящевые рыбы

Урок биологии в 7-м классе служит ознакомлению с общей характеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных....

03 08 2021 10:43:16

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

03 08 2021 14:46:52

Урок по теме"Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение" (7-й класс)

Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью активации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках биологии. Учащиеся работают в группах по заданиям, позволяющим применять знания, полученные ранее, а также обобщать изученный материал. ...

03 08 2021 2:37:13

Презентация учащихся по биологии. Презентация кабинета биологии

В статье рассматривается то, что находится и должно находиться в кабинете биологии и как это влияет на ход обучения учеников по данному предмету. ...

03 08 2021 23:31:10

Использование ТРИЗ на уроках биологии

Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения ( Р Т В) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы Т Р И З и Р Т В, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и практики. В своей работе я попыталась совместить методики Т Р И З и Р Т В и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования Т Р И З и Р Т В на уроках биологии....

03 08 2021 3:47:52

Открытый урок по теме: "Общая характеристика грибов"

На данном уроке учащиеся определяют место грибов в системе органического мира через разнообразные формы деятельности. Во-первых, учащиеся самостоятельно знакомятся с грибами и составляют обзорную визитную карточку, работая в малых группах. Во-вторых, составляют таблицу, где наглядно показывают сходство грибов с растениями и животными. В-третьих, выявляют особенности индивидуальных признаков, присущие только грибам. В процессе разрешения проблемной ситуации раскрывают причинно-следственные связи между природой и грибами, а также между грибами и другими живыми организмами. ...

03 08 2021 5:32:18

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме « Историческое развитие растительного мира на Земле»....

03 08 2021 3:42:41

Отряд Приматы: образ жизни, эволюция и классификация

Приматы населяют тропические зоны: предпочитают жить в густых зарослях. Передние и задние конечности — пятипалые, первый палец, как у человека, противопоставлен остальным. Так животные надежно хватаются за ветви и удерживаются на них. На пальцах нет когтей, а растут плоские ногти....

03 08 2021 18:47:13

Урок биологии по теме "Строение и работа сердца"

Цель урока - выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями....

03 08 2021 21:57:11

Урок биологии по теме "Почва и ее состав". 6-й класс

Урок носит выраженную практическую направленность, что способствует активизации познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развитию интереса к исследованиям, учит их логически мыслить, делать сопоставления, выводы, позволяет воспринимать учебный материал через различные каналы....

03 08 2021 23:20:27

Голосеменные растения. Общая характеристика и значение в природе

Учащиеся узнают об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей размножения голосеменных, их строения, разнообразия. У учащихся формируются знания о хвойных растениях на примере сосны, ели и других ценных хвойных растений....

03 08 2021 14:54:18

Урок по теме "Мышцы: строение и функции"

На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, разнообразием и функциями мышц. Использование И К Т делает урок современным и содержательным. Используются элементы технологии критического мышления, проблемный метод. Материал мотивирует учащихся на здоровый образ жизни....

03 08 2021 14:24:13

Генетическое определение пола

Представлен урок биологии, на котором учащиеся получают новые знания о генетике человека. ...

03 08 2021 15:51:47

Системы органов млекопитающих. Описание и характеристика

По внешнему виду млекопитающие очень разнообразны, что связано с разными условиями жизни, способом питания и поведения. Но все-таки, все системы органов у млекопитающих имеют общее строение и функциональные возможности....

03 08 2021 0:55:58

Программа и планирование элективного курса для учащихся 8—9-х классов "Психофизиологические особенности подростка"

Данный курс предназначен для изучения подростками вопросов психологии и физиологии. Актуальность курса велика, так как он позволит подросткам изучить самих себя, узнать свои недостатки, научиться бороться с ними, понять причины проблем в отношениях с родителями, учителями, ровесниками, уметь прощать обиду. ...

03 08 2021 15:58:39

Праздник «Здравствуйте, птицы!»

Традиция отмечать День птиц в начале апреля в нашей стране отчасти связана с принятием 1 апреля 1906 г. Международной конвенции об охране птиц, отчасти же – с приближающимся праздником Благовещения, когда выпускают птиц из клеток на волю. Массовое празднование Дня птиц постепенно вновь становится повсеместным....

03 08 2021 9:45:59

Урок биологии в 8-м классе "Что такое жизнь", глава "Дыхание"; в 9-м классе глава "Возникновение и развитие жизни на Земле"

Урок является результатом уроков интегрированного характера здоровьесберегающего направления. Здесь показана интеграция предметов - химии, биологии, физической культуры. Сюда можно включать аспекты исторического, геологического, археологического, географического, астрономического плана. Попутно учащиеся знакомятся и проводят химический эксперимент на определение белков различными реакциями. На уроке показаны элементы правильного дыхания, способствующие продлению жизни живого организма в целом....

03 08 2021 2:40:16

Урок биологии на тему "Многообразие и значение насекомых"

Урок формирует представления учащихся о разнообразии насекомых, об особенностях их строения и жизнедеятельности. Они учатся различать представителей различных отрядов насекомых....

03 08 2021 8:15:10

Интегрированный урок биологии и русского языка "Целебный огород и фразеологизмы"

Цель урока: узнать значения фразеологических оборотов с названиями культурных растений; уметь пользоваться фразеологическими оборотами с названиями культурных растений; познакомить с целебными свойствами растений....

03 08 2021 11:24:30

Урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме: "Клеточное строение растений" по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой в форме игры "Счастливый случай"

Предлагаю свой авторский вариант итогового урока ботаники в 6-м классе в игровой форме. В разработке подробно описаны все методические и технические моменты проведения итогового урока по теме " Строение растительной клетки". Предлагаемый урок является завершающим в изучении соответствующей темы по У М К " Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" И. Н. Пономарёвой ( М.: Вентана- Граф, 2005)....

03 08 2021 19:37:14

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

03 08 2021 19:51:37

Урок природоведения в 5-м классе "Разнообразие веществ"

Урок проводится в 5-м классе при изучении темы " Тела и вещества" по учебнику В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой " Природоведение. Природа неживая и живая". На уроке используются разнообразные формы проверки знаний учащихся. Данный урок даёт возможность учителю показать взаимосвязь органического и неорганического мира. ...

03 08 2021 15:27:57

Интеллектуальная игра в 6-х классах "Дары Старого и Нового Света"

Интеллектуальная игра проводится среди учащихся 6-х классов в качестве обобщения знаний по разделу классы покрытосеменных растений или в рамках недели естественно-научного цикла. Внеклассная работа с учащимися позволяет формировать мотивацию к обучению и моральному удовлетворению от собственных успехов. ...

03 08 2021 5:16:41

Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов

Урок носит мировоззренческий аспект, позволяет учащимся соединить воедино знания, полученные на уроках естественно-гуманитарного цикла. Синтез информации позволяет учащимся на более доступном уровне понять сущность природных явлений и явлений языка. Использование различных форм работы позволяет поддерживать на высоком уровне познавательную деятельность учащихся. Использование личностно ориентированного подхода позволяет добиться более высокого качества обучения....

03 08 2021 4:57:12

Урок биологии в 5-м классе. Тема урока: "Разнообразие грибов. Шляпочные грибы"

Цели урока: ввести понятие о грибах, показать их значение; узнать о многообразии грибов и строении шляпочных грибов; познакомиться с грибами съедобными и несъедобными; разъяснить и записать правила сбора грибов....

03 08 2021 5:36:32

Роль кожи в регуляции теплообмена

Теплоотдача происходит посредством излучения, конвекции, испарения воды поверхностью кожи и легких, а также с калом и мочой....

03 08 2021 18:38:44

Урок-тренинг "Я и здоровый образ жизни"

Учащиеся знакомятся с понятием "здоровый образ жизни". Формируется представление о себе, своём здоровье как о самой важной ценности. Созданы условия для первичной оценки подростками своего здоровья. Учащиеся разбираются в том, как вредные привычки влияют на жизнь и здоровье человека....

03 08 2021 22:47:42

Методы исследования в биологии

При изучении нового материала проводится беседа о науке как одной из сфер человеческой деятельности, ее целях и методах, об особенностях научных знаний, фактов. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо иметь представление о научных методах в биологических науках. В заключение урока выступление ученика об этапах научного исследования, сборе фактов, выдвижении гипотезы, проведении экспериментов, оформлении теории....

03 08 2021 19:54:36

Блочно-модульная технология обучения. Один урок из темы "Кровь. Кровообращение"

В последнее время всё больше учителей – практиков склоняются к мысли о том, что процесс обучения в школе не должен сводиться к простой передаче некой суммы знаний от учителя к ученику. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их учением. В этой ситуации особая роль отводится системе модульного обучения. Роль автора на модульном уроке - управление работой учащихся, где он имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных....

03 08 2021 19:20:13

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на практике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников « Шаг в будущее» со своими научными работами....

03 08 2021 19:51:22

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух команд обобщить и повторить тему " Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

03 08 2021 16:17:57

Информационные технологии в преподавании биологии

Проблема формирования информационной культуры очень актуальна. В условиях информатизации образования и общества у учителя появляется новая педагогическая задача по формированию информационной культуры ученика. Урок с использованием презентаций не только поможет усвоить новую тему, но и закрепить полученные знания с помощью тестов....

03 08 2021 9:45:28

Тема урока: "Класс земноводные. Особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности как примитивныех наземных позвоночных"

Цель урока: познакомить с классификацией класса земноводные, особенностями внешнего и внутреннего строения земноводных; познакомить с происхождением класса; классификацией земноводных; изучить особенности строения земноводных....

03 08 2021 22:22:39

Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Растительный мир Волгоградской области в стихотворениях поэтов-земляков"

На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край....

03 08 2021 7:52:55

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)