Преподавание биологии как творческий процесс > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Преподавание биологии как творческий процесс


Система образования в нашей стране вышла на новый виток своего развития. Стремительные перемены вызывают бурю как положительных, так и отрицательных эмоций у современных педагогов. Считаю, что ни одна реформа или “безумная” программа не способна запретить учителю любить свой предмет, любить детей и совершать на уроках маленькие чудеса, превращающие серые учебные будни в сказку.

Биология, на мой взгляд, самый увлекательный и интересный предмет. В то же время надо признать, что в ходе обучения отмечается снижение интереса к нему у некоторой части детей. Причины этого в том, что материал учебников изложен сухо и очень неэмоционально, поэтому не привлекает учащихся к размышлению о проблемах современной биологии, не вызывает желания понять и разгадать тайны природы и необычные факты науки. Исключением в этом, на сегодняшний день считаю учебник Т.С.Суховой и В.И.Строганова “Природа. Введение в экологию и биологию” для пятых классов, который в форме живой и интересной беседы позволяет учителю объяснять довольно сложные темы в творческой обстановке.

Консервативный подход к урокам также не способствует живому интересу учеников к биологии. Надорвавшиеся от перегрузок учителя зачастую впадают в формализм, опасаясь неодобрения со стороны руководства, используют только устоявшиеся методы и готовые алгоритмы в обучении, не реализуя свой творческий потенциал.

Все чаще на страницах печати нас стал радовать призыв о том, что цель образования – не создание напичканного знаниями интеллектуала, а формирование высокодуховного, нравственного, творческого человека. Эту мысль можно кратко выразить замечательными словами Константина Дмитриевича Ушинского: “Ученик – не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь”. Низкая успеваемость, нежелание учиться не всегда показатель неспособности ребенка к обучению или ограниченности интеллекта. Известны исторические примеры того, что Пушкин, например, был полным “нулем” в математике, Чехова оставили на второй год в третьем классе, а Эйнштейна исключили из гимназии за неуспеваемость. Чтобы не проглядеть будущих Пушкиных и Эйнштейнов, учителю необходимо использовать свои, прочувствованные сердцем методики, которые создаются в моменты творческого озарения. Николай Рерих писал, что человеку в этом мире присущи две истинные радости: радость творчества и экстаз красоты. Я знаю многих учителей, которые тратят время на то, чтобы творить, даже если за это им не платят или платят немного. Создавая творческие ситуации на уроке, мы дарим радость себе и нашим ученикам, особенно, когда и они включаются в этот процесс. Не случайно психологи видят секрет успешности в стремлении и готовности дарить радость себе и другим. Считаю, что именно на уроках биологии дети должны испытывать радость, ведь они изучают жизнь во всех ее проявлениях: это и радость от творчества учителя, и радость от собственного творения, и радость от осознания того, что они сами могут сочинить стихотворение, сказку, нарисовать картину, изготовить модель или макет по изученному материалу.

В своей системе обучения биологии огромное значение на уроке я уделяю именно творчеству. Творчество, по мнению ученых, есть внешнее проявление одаренности, следовательно, развивая у детей творческие способности, мы пробуждаем и открываем у него интеллектуальную, духовную, социальную и другие виды одаренности.

Сколько радости можно увидеть в глазах у ребенка, рассказывающего домашнее задание в форме стихотворения собственного сочинения. В своей пpaктике я часто использую такие приемы и знаю, что дети намного охотнее готовятся к уроку. Например, после изучения темы “Строение микроскопа” в пятых классах ученики, декламируя свое произведение, показывают одновременно части микроскопа. Привожу несколько примеров ответов моих учеников на эту тему:

Для работы с микроскопом нужно терпение,
Микроскоп нам пригодится в учении.
Для поддержки всех частей есть у него штатив,
А для увеличения – окуляр и объектив.
В тубусе разные линзы живут.
На предметный столик препарат кладут.
Зеркало нужно нам для освещения
Нашего поля зрения,
А большой винт для четкости изображения
Наш микроскоп просто класс!
Увеличит в сотни раз!
Тюлькова Катя 5 класс 2004г.

Микроскоп - прибор полезный,
Позволяет нам сейчас
Мир живого интересный
Видеть больше во сто раз.
Штатив – его нога,
Две линзы вместо глаз,
А столик, как рука,
Держит препарат для нас.
Тубус те два “глаза”
Собой соединяет.
Зеркальце нам сразу
Весь столик освещает.
Агеева Катя 5 класс 2005г.

Прежде, чем давать такие задания, на нескольких предшествующих уроках я даю установку на рифму. Например, после изучения признаков живого в пятых классах или деления растительной клетки - в шестых в качестве закрепления детям предлагается дополнить фразы:……дыхание, ……….рост, ………..питание, …………прост. Или ………тельца, …………хранят, ……..близнеца, …………..распределят. После недолгих размышлений, большинство учащихся дают примерно такие ответы:

Объект имеет дыхание
И медленно движется в рост,
Наблюдаю размножение и питание -
Это живое – вывод прост.

Или

Есть в клетках цилиндрические тельца,
Наследственную информацию хранят,
Имеют брата близнеца,
Поровну в делении все распределят.

Фиксируя внимание учащихся на чем-то ярком или необычном, можно объяснять довольно сложные биологические явления и процессы. Поэтому некоторые темы я объясняю в форме сказки. Например, при изучении симбиотических взаимоотношений между корнями бобовых растений и азотфиксирующими бактериями ризобиями я сочинила для детей такую сказку:

Жили-были на свете маленькие существа, невидимые даже человеческому глазу. Грустно бродили они по зеленым улицам Земли, и не было у них ни жилья, ни работы, ни одежды. Устроены “невидимки” были так просто, что не имели ни рук, ни ног, ни головы и все их крошечное тело состояло из одной клетки, которая даже не имела ядра. Единственное их достоинство заключалось в том, что они умели ловко, как циркачи, ловить атомы азота из воздуха, а где применить это умение, они не знали.

Как-то раз пожаловались они о своей беде бобовым семянкам, дружно греющимся на солнышке.

- О, не печальтесь! – воскликнули веселые бобы.- Отправляйтесь в гости к нашим корням, в подземное царство, думаем, что они заинтересуются вашими способностями, ведь мы живем на почве, очень бедной азотом.

И вот наши маленькие путешественники отправились в подземелье, не веря, что кто-то может согреть их хотя бы ласковым словом.

Корни внимательно выслушали историю наших маленьких бродяг и неслыханно обрадовались такому знакомству. Путешественникам предложили удобные квартиры, где они зажили очень счастливо. Каждый день новые жильцы добросовестно выполняли свою работу – ловили азот из воздуха, и он в достатке поступал по корневым улицам к надземным жителям, конечно, и к их старым знакомым – веселым бобам. Жители новых квартир быстро размножались, и квартиры их увеличивались, превращаясь в круглые клубки. С тех пор этих существ стали называть клубеньковыми бактериями и даже дали им настоящие научные имена – Ризобии. А все бобовые растения теперь могут расти на бедных азотом почвах, потому что живут в тесном содружестве с ризобиями.

Мой дорогой друг, если когда-нибудь в твоих руках окажутся корни бобовых растений и ты увидишь на них белые шарики, то теперь это не окажется для тебя загадкой.

После моего рассказа учащиеся должны объяснить, в чем заключается суть таких взаимоотношений. Эту сказку можно использовать в пятых классах при изучении взаимоотношений живых организмов или в шестых классах при прохождении тем: “Видоизменения корней”, “Семейство бобовые”. Подобные сказки можно сочинять по различным разделам биологии. В старших классах в сюжете могут участвовать сами дети, превращая, например, историю о каком-либо процессе в экспромт-театр. Например, на своих уроках я предлагаю учащимся после изучения темы “Процессы фотосинтеза” озвучить и изобразить таких героев:

Машенька – дeвoчка, гуляющая по лесу и удивляющаяся красоте природы. Она встречает солнечный лучик, который переносит ее в волшебную микроскопическую страну, где можно узнать, почему растения зеленые и как они питаются.

Тетушка Пластида Хлоропластовна – добрая, заботливая жительница волшебной страны, готовящая для всех обеды.

НАДФ – волшебная машина для перевозки водорода.

Дедушка корень – живет под землей и может дипломатично пригласить воду.

Вода – капризная дама, превращающаяся на солнце в водород и кислород. Электрончики кладут водород в волшебную машину, а Машенька наблюдает, как кислород улетает в форточку-устьице.

 Поварята-электрончики – помощники тетушки, которые подружились с Машенькой и путешествуют вместе по волшебной стране в поисках продуктов для обеда.

Лучик солнца – только он способен будить по утрам засонь электрончиков.

АТФ – старый добрый друг тетушки, приносящий ей в подарок много энергии. При встрече с Машей и электрончиками, он горько плачет, и просит о помощи. АТФ потерял один фосфорный остаток и теперь похож на сердитого АДФ.

После знакомства со списком героев учащиеся выбирают себе понравившуюся роль. Сказка разыгрывается на следующем уроке. Примерный текст своих слов дети готовят дома при повторении процессов фотосинтеза.

В качестве домашнего задания дети могут сочинять сказки, например, на такие темы: “Путешествие семянки”, “Жизнь в городе-клетке”, “Путешествие травинки по пищеварительному тpaкту коровы”, “Путешествие по кровеносному руслу”.

Большое внимание на уроках биологии можно уделить созданию моделей, макетов, коллекций, гербариев, мини-энциклопедий и т д.

Предлагаю перечень некоторых творческих работ, которые я задаю своим учащимся:

художественные паспорта для любимых растений, гербарий по разделам учебника (на лето), мини-энциклопедия грибов, картина-коллаж из осенних листьев, коллаж из семян растений различных семейств, поделка из побегов различных деревьев. Можно предложить детям изготовить модели гидр и актиний, клетку, цветок, ядерную пору и центриоль, вирус, сосуды кровеносной системы, клапаны вен и клапаны сердца. Также можно предложить смонтировать скелет рыбы, скелет курицы; сконструировать полезную вещь из экологических отходов, проводящую систему жилки листа; собрать коллекции насекомых, птичьих яиц или гнезд, мхов, лишайников, paковин моллюсков, paкообразных, кораллов. Со старшими школьниками можно изготовить минипарк юрского периода или ленту времени из макетов различных эр развития жизни на Земле.

Особым успехом у учащихся пользуется работа с подвижными моделями. Такие модели дети готовят дома или на уроке из цветного картона. Например, модель клетки будет состоять из отдельных компонентов (ядра, цитоплазмы, хлоропластов, вакуолей и т д.), которые ребенок может демонстрировать в качестве ответа при фронтальном опросе. В своей пpaктике я изготавливаю с ребятами подвижные модели побега, клетки, цветка, размножения папоротника, внутреннего строения стeбля и корня. Работу с такими моделями удобно проводить для закрепления, повторения, обобщения знаний; для фронтального опроса, при котором мгновенно выясняются ошибки детей, и ведется их обсуждение.

Вопросы при работе с подвижной моделью клетки, например, могут выглядеть так:

  1. Создать клетку зеленого листа (из частей модели ученики собирают клетку).
  2. Создать клетку кожицы лука (хлоропласты переворачивают на светлую сторону).
  3. Создать старую клетку (ученики объединяют мелкие вакуоли в одну крупную).
  4. Создать молодую клетку (раскладывают мелкие вакуоли).
  5. Показать органоид, способствующий перемещению кислорода и питательных веществ (цитоплазма).
  6. В ее состав входит целлюлоза (оболочка).
  7. Тельца овальной формы, обеспечивающие питание клетке (пластиды).
  8. В старых клетках они крупные, в молодых клетках мелкие (вакуоли).
  9. Его деление предшествует делению клетки (ядро).
  10. Обладает избирательной проницаемостью (оболочка).
  11. Они содержат клеточный сок (вакуоли).
  12. Главная часть клетки, где хранится наследственная информация (ядро).
  13. Органоиды, в которых могут содержаться пигменты (пластиды и вакуоли).

При ответе на подобные вопросы ученики раскладывают элементы модели на парте или демонстрируют нужный элемент, подняв его вверх.

Учащиеся начальной школы также могут быть привлечены к изучению биологии в среднем и старшем звене. Например, при проведении театрализованных уроков, ученики четвертых и третьих классов приглашаются как зрители. После просмотра они отвечают на вопросы учителя. При проведении недель биологии я, обычно, предлагаю и малышам поучаствовать в конкурсах рисунков, поделок, макетов, отгадывании кроссвордов. Одиннадцатые классы обычно выступают в роли экскурсоводов по ленте времени и таким образом получают оценку за знание материала, грамотно изготовленный макет эры и одновременно становятся участниками конкурса на лучшего экскурсовода для малышей.

Творческую работу на уроке следует грамотно чередовать с серьезными формами работы, не следует забывать об отработке терминов, обсуждении сложных вопросов и решении логических задач. Чтобы добиться качественного обучения, учитель биологии должен стать виртуозом своего дела.


Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"


    Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"

      Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....

30 09 2022 9:40:44

Клеточный центр: открытие в науке, значение, строение и функции

Клеточный центр: открытие в науке, значение, строение и функции Клеточный центр (или центросома) — не мембранная органелла, которая находится в центре клетки, рядом с ядром. Отсюда и пошло название органоида. Присутствует только у низших растений и животных; высшие растения, грибы и некоторые простейшие лишены его....

29 09 2022 13:36:36

Элективный курс "Здоровым быть здорово"


    Элективный курс "Здоровым быть здорово"

      Элективный курс – «Здоровым быть здорово» информирует учащихся об ответственном отношении к своему здоровью. Учит формировать конкретные привычки здорового образа жизни. Доводит до учащихся информацию о профилактике пoлoвoй распущенности у подростков. Элективный курс направлен на формирование стиля жизни, способствует сохранению и укреплению здоровья....

28 09 2022 15:19:49

Урок "Гигиена питания"


    Урок "Гигиена питания"

      Тема "Гигиена питания" важна для учащихся, так как у многих детей уже в школе есть заболевания желудочно-кишечного тpaкта. На уроке формируются знания о гигиенических условиях правильного питания, культуре принятия пищи, мерах предупреждения болезней органов пищеварения. До урока даются задания группам детей, чтобы они провели анкетирование по питанию, подготовили материал по различным системам. Повторили материал о паразитических червях и мерах защиты от заражения ими....

27 09 2022 2:20:39

Урок по кубановедению раздела биологии Кубани"Мир растений и животных моей малой Родины"


    Урок по кубановедению раздела биологии Кубани"Мир растений и животных моей малой Родины"

      Урок направлен на формирование любви к природе родного края. Главная задача - расширить знания учащихся о растительном и животном мире Кубани; показать необходимость охраны природы; познакомить с историей создания Кавказского биосферного заповедника; развивать логическое мышление, любознательность, умение работать творчески. Презентация дает возможность визуально познакомиться с растительным и животным миром Кубани, с редкими и исчезающими видами. В ходе дискуссии учащиеся понимают значение мер по охране природы родного края. ...

26 09 2022 17:44:44

Урок "Человек в ответе за природу" (5–7-е классы)


    Урок "Человек в ответе за природу" (5–7-е классы)

      Урок по теме "Человек в ответе за природу" учит бережно относиться к окружающему миру....

25 09 2022 12:11:47

Экскурсия "Осенние явления в жизни растений"


    Экскурсия "Осенние явления в жизни растений"

      На экскурсии учащиеся познакомятся с разнообразием растений, осенними явлениями и приспособленностью растений к перезимовке, различными методами биологических исследований....

24 09 2022 6:31:54

Зрительный анализатор и его гигиена

Урок биологии по теме «Зрительный анализатор» для учащихся 8-х классов направлен на формирование понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов, и расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора....

23 09 2022 9:12:28

Урок биологии по теме "Вегетативное размножение цветковых растений" (с использованием информационных технологий)


    Урок биологии по теме "Вегетативное размножение цветковых растений" (с использованием информационных технологий)

      Представленный урок посвящён изучению разных способов вегетативного размножения цветковых растений. На всех этапах урока активно используются информационно-коммуникационные технологии. У учащихся отpaбатываются умения выполнять тестовые задания, готовить сообщение с презентацией, применять полученные знания на пpaктике, осуществляя вегетативное размножение комнатных растений. Разнообразие форм и методов работы на уроке способствует повышению эффективности процесса обучения....

22 09 2022 6:57:33

Урок биологии в 8-м классе "Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови, их строение и функции"


    Урок биологии в 8-м классе "Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови, их строение и функции"

      Для того чтобы дети сфокусировали внимание на теме, использовала кластер. В качестве закрепления использовала синквейн. Это помогает использовать зрительную и механическую память. ...

21 09 2022 8:18:19

Галактика. Многообразие галактик


    Галактика. Многообразие галактик

      Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

20 09 2022 17:32:21

Доказательства животного происхождения человека


    Доказательства животного происхождения человека

      Уурок ставит своей целью сформировать у учащихся представление об истории вопроса о происхождении человека, а также познакомить с доказательствами естественного происхождения человека, путем эволюции от животных. На уроке удачно сочетаются ролевые моменты, музыкальное сопровождение, работа в группах и мультимедийная презентация....

19 09 2022 2:20:48

Элективный курс "Тайны живой природы"


    Элективный курс "Тайны живой природы"

      Данный элективный курс предназначен для того, чтобы учащиеся 9-х классов смогли определиться в выборе профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки (медициной, агрономией, экологией и др.), и соответствующего профиля обучения. Содержание большинства занятий носит проблемный хаpaктер. ...

18 09 2022 23:51:18

Синтез белка


    Синтез белка

      Одна из самых сложных загадок природы – создание генетического кода. Этапы синтеза белка рассматриваются на примере решения задачи. Презентация с видеофильмом, анимацией, задачами позволяет понять и закрепить материал. А электронные тесты на этом же уроке выявят пробелы в знаниях. Урок рассчитан на пару, но при желании его можно разделить на 2 урока....

17 09 2022 13:27:34

Обобщающий урок по теме "Тип моллюски"


    Обобщающий урок по теме "Тип моллюски"

      В ходе занятие школьники расширяют свои знания о представителях типа «моллюски», об их значении в природе и для человека, об их уникальности. Также учащиеся отpaбатывают навыки узнавания представителей моллюсков по фотографиям, рисункам и paковинам....

16 09 2022 7:55:42

Урок-проект ""Нет" скажем вредным привычкам"


    Урок-проект ""Нет" скажем вредным привычкам"

      Урок расширяет представление о здоровом образе жизни, формирует умение систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках биологии и из средств массовой информации. В ходе урока развивается творческое мышление, воспитывается чувство ответственности за свое здоровье и окружающих людей....

15 09 2022 15:15:23

Урок биологии. Тема: "Нуклеиновые кислоты". 10-й класс


    Урок биологии. Тема: "Нуклеиновые кислоты". 10-й класс

      В ходе урока под руководством учителя учащиеся закрепляют знания по теме, развивают умения сравнивать, обобщать и делать выводы....

14 09 2022 9:38:31

Разработка урока в 8-м классе по теме "Иммунитет"


    Разработка урока в 8-м классе по теме "Иммунитет"

      Задача учителя - на уроке создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций ученика, используя следующие принципы: а) отношение учителя к ученику как равному; б) не простое сообщение знаний, а самостоятельное " строительство" знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению другого. ...

13 09 2022 1:23:38

Урок по теме "Направления органической эволюции"


    Урок по теме "Направления органической эволюции"

      Тип урока – обобщающий. Проводится в игровой форме. Учащиеся – это молодые специалисты, работающие в лаборатории НИИ эволюционной биологии. Урок – это один рабочий день лаборатории. На уроке обобщаются знания о направлениях органической эволюции, проводится лабораторная работа по определению идиоадаптаций комара, выполняется самостоятельная работа по карточкам-заданиям, учащиеся также получают новые знания, анализируют, сравнивают, делают выводы во время работы на уроке. ...

12 09 2022 20:27:56

Урок природоведения на тему "Как и когда появилась жизнь на Земле"


    Урок природоведения на тему "Как и когда появилась жизнь на Земле"

      В ходе урока создается проблемная ситуация, формулируется проблема, выдвигаются версии решения проблемы, актуализация знаний, открытие нового знания, применение нового знания. Все этапы урока сопровождаются презентацией "Происхождение жизни на Земле". Подводятся итоги урока, следуют оценивание, рефлексия и домашнее задание....

11 09 2022 12:32:40

Интегрированное внеклассное мероприятие "Мир вокруг нас"


    Интегрированное внеклассное мероприятие "Мир вокруг нас"

      Мероприятие проходит в игровой форме. Основной ход игры похож на телевизионную версию "Своя игра". Игра состоит из трех туров и финала. В каждом туре четыре темы, в каждой теме по пять вопросов. Участники игры сами выбирают тематику. ...

10 09 2022 13:31:52

Вирусы


    Вирусы

      При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....

09 09 2022 3:26:25

Передвижение веществ в организме животных


    Передвижение веществ в организме животных

      Урок для учащихся 6-го класса по программе Н.И. Сонина позволяет познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем, сердца, сосудов и составом крови....

08 09 2022 9:58:13

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения


    Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения

      Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....

07 09 2022 9:55:37

Урок биологии в 7-м классе "Тропизмы простейших"


    Урок биологии в 7-м классе  "Тропизмы простейших"

      Урок проводится среди учащихся 7-х классов при изучении темы «Простейшие». В процессе проведения лабораторных работ ребята узнают много нового и интересного о функционировании одноклеточного организма, что позволяет расширить знания учащихся по данному разделу....

06 09 2022 16:49:19

Энергетический обмен – катаболизм


    Энергетический обмен – катаболизм

      Цель урока: изучить процесс энергетического обмена....

05 09 2022 6:37:26

Строение ядра эукариот


    Строение ядра эукариот

      Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

04 09 2022 7:23:22

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

03 09 2022 21:24:47

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

02 09 2022 16:16:15

Генетика человека и ее значение для медицины и здравоохранения. 9-й класс


    Генетика человека и ее значение для медицины и здравоохранения. 9-й класс

      Материал урока формирует понятие учащихся о генетике человека, как науке изучающей особенности наследования признаков у человека, наследственные заболевания. Знакомит с основными методами генетики человека в доступной форме. На уроке продолжается формирование умений работать в малой группе, слушать товарищей, оценивать себя и других....

01 09 2022 14:59:19

Программа по биологии. 11-й класс


    Программа по биологии. 11-й класс

      Курс формирует у учащихся знания о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях живой природы....

31 08 2022 9:58:29

Урок биологии в 6-м классе по теме "Воздушное питание растений — фотосинтез"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Воздушное питание растений — фотосинтез"

      Цель урока: расширить знания о питании растений, показать особенности получения растением питательных веществ, раскрыть суть процесса фотосинтеза. ...

30 08 2022 2:29:48

Урок–сказка "Чудо–листья" (6-й класс)


    Урок–сказка "Чудо–листья" (6-й класс)

      Без чего люди не могут жить? Важная роль в решении данного вопроса принадлежит листьям - это настоящие фабрики кислорода. На уроке в игровой форме учащиеся знакомятся со строением и типами листьев; последовательностью этапов и необходимыми условиями для процесса фотосинтеза. ...

29 08 2022 13:36:16

Мини-проекты как средство развития познавательной деятельности школьников на уроке биологии


    Мини-проекты как средство развития познавательной деятельности школьников на уроке биологии

      Методика проведения мини-проектов, в основе которых лежат долгосрочные проектно-исследовательские работы учащихся. Сделаны выводы об эффективности использования проектных и исследовательских методов с целью повышения познавательного интереса школьников....

28 08 2022 0:10:39

Обобщающий урок «Птицы, которые живут рядом с нами». 7-й класс


    Обобщающий урок «Птицы, которые живут рядом с нами». 7-й класс

      Урок в форме телепередачи «Счастливый случай» включает в себя теоретические сведения и приобретение пpaктических знаний. Знакомит с многообразием и значением видового состава птиц. В урок включен материал по краеведению....

27 08 2022 6:25:21

Биомасса мирового океана и ее состав, функции живого вещества

Биомасса мирового океана и ее состав, функции живого вещества Океан гораздо бедней жизнью, чем суша; биомасса мирового океана в 1000 раз меньше. Большинство образовавшейся биомассы — одноклеточные водоросли и другие обитатели океана — отмирают, падают на дно и органическое вещество их разрушается редуцентами....

26 08 2022 23:11:21

Многообразие пресмыкающихся. 7-й классс


    Многообразие пресмыкающихся. 7-й классс

      Урок по теме проводится в 7-м классе с использованием компьютерных технологий, которые способствуют интенсификации учебного процесса, развивают навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение обучающимися знаний, повышают интерес к предмету. Главным в данном уроке является то, что новые знания не даются обучающимся в готовом виде, а активно добываются в процессе учебной деятельности....

25 08 2022 0:14:18

Цветок – орган пoлoвoго размножения


    Цветок – орган пoлoвoго размножения

      Урок проводится в 6-м классе по УМК «Сферы» с использованием информационных технологий. Сочетание разнообразных методов и форм работы способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также развитию памяти, речи, мышления....

24 08 2022 9:16:56

Урок биологии по теме: "Строение семени двудольного растения"


    Урок биологии по теме: "Строение семени двудольного растения"

      Урок биологии в 6-м классе изучает строение семени двудольного растения. На уроке проходит лабораторная работа. ...

23 08 2022 22:56:52

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....

22 08 2022 10:15:35

Мышцы человека: головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей

Мышцы человека: головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей Мышцы живота участвуют в образовании передней и боковых стенок брюшной полости. Прямые мышцы живота участвуют в сгибании туловища вперед....

21 08 2022 11:26:42

Воздушная одежда Земли


    Воздушная одежда Земли

      Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....

20 08 2022 2:29:54

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

19 08 2022 10:35:32

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"


    Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

      Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....

18 08 2022 22:35:56

Плеврококк. Строение, питание и значение для человека

Плеврококк. Строение, питание и значение для человека Плеврококк – это одноклеточная водоросль, относится к низшим растениям (тело не разделено на отдельные органы – нет листьев, корней, стeбля). Представитель отдела Зеленые водоросли, класса Хлорофициевые....

17 08 2022 3:40:14

Формирование культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования


    Формирование культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования

      В статье описан опыт формирования культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования....

16 08 2022 10:16:40

Рыбы. Общая хаpaктеристика, строение, системы органов

Рыбы. Общая хаpaктеристика, строение, системы органов Надкласс рыб относится к той группе организмов, которые находятся в состоянии выраженного биологического прогресса. Насчитывается около 20 тыс. видов рыб, обитающих в морях и пресных водах....

15 08 2022 18:19:35

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс


    Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

      Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

14 08 2022 2:49:38

Урок по зоологии в 7-м классе "Многообразие пресмыкающихся"


    Урок по зоологии в 7-м классе "Многообразие пресмыкающихся"

      Цели урока: показать многообразие современных пресмыкающихся, углубить и расширить понятие о классе; на конкретных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение пресмыкающихся в природе, жизни человека и необходимость их охраны....

13 08 2022 18:22:56

Программа элективного курса для профильного класса "Решение генетических задач"


    Программа элективного курса для профильного класса "Решение генетических задач"

      Программа предназначена для учащихся профильных классов естественно-научного и медико-биологического направления средних школ. Предполагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки действующего профильного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся 10-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к генетике. ...

12 08 2022 4:18:44

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::