Преподавание биологии как творческий процесс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Преподавание биологии как творческий процесс


    Преподавание биологии как творческий процесс

Система образования в нашей стране вышла на новый виток своего развития. Стремительные перемены вызывают бурю как положительных, так и отрицательных эмоций у современных педагогов. Считаю, что ни одна реформа или “безумная” программа не способна запретить учителю любить свой предмет, любить детей и совершать на уроках маленькие чудеса, превращающие серые учебные будни в сказку.

Биология, на мой взгляд, самый увлекательный и интересный предмет. В то же время надо признать, что в ходе обучения отмечается снижение интереса к нему у некоторой части детей. Причины этого в том, что материал учебников изложен сухо и очень неэмоционально, поэтому не привлекает учащихся к размышлению о проблемах современной биологии, не вызывает желания понять и разгадать тайны природы и необычные факты науки. Исключением в этом, на сегодняшний день считаю учебник Т.С.Суховой и В.И.Строганова “Природа. Введение в экологию и биологию” для пятых классов, который в форме живой и интересной беседы позволяет учителю объяснять довольно сложные темы в творческой обстановке.

Консервативный подход к урокам также не способствует живому интересу учеников к биологии. Надорвавшиеся от перегрузок учителя зачастую впадают в формализм, опасаясь неодобрения со стороны руководства, используют только устоявшиеся методы и готовые алгоритмы в обучении, не реализуя свой творческий потенциал.

Все чаще на страницах печати нас стал радовать призыв о том, что цель образования – не создание напичканного знаниями интеллектуала, а формирование высокодуховного, нравственного, творческого человека. Эту мысль можно кратко выразить замечательными словами Константина Дмитриевича Ушинского: “Ученик – не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь”. Низкая успеваемость, нежелание учиться не всегда показатель неспособности ребенка к обучению или ограниченности интеллекта. Известны исторические примеры того, что Пушкин, например, был полным “нулем” в математике, Чехова оставили на второй год в третьем классе, а Эйнштейна исключили из гимназии за неуспеваемость. Чтобы не проглядеть будущих Пушкиных и Эйнштейнов, учителю необходимо использовать свои, прочувствованные сердцем методики, которые создаются в моменты творческого озарения. Николай Рерих писал, что человеку в этом мире присущи две истинные радости: радость творчества и экстаз красоты. Я знаю многих учителей, которые тратят время на то, чтобы творить, даже если за это им не платят или платят немного. Создавая творческие ситуации на уроке, мы дарим радость себе и нашим ученикам, особенно, когда и они включаются в этот процесс. Не случайно психологи видят секрет успешности в стремлении и готовности дарить радость себе и другим. Считаю, что именно на уроках биологии дети должны испытывать радость, ведь они изучают жизнь во всех ее проявлениях: это и радость от творчества учителя, и радость от собственного творения, и радость от осознания того, что они сами могут сочинить стихотворение, сказку, нарисовать картину, изготовить модель или макет по изученному материалу.

В своей системе обучения биологии огромное значение на уроке я уделяю именно творчеству. Творчество, по мнению ученых, есть внешнее проявление одаренности, следовательно, развивая у детей творческие способности, мы пробуждаем и открываем у него интеллектуальную, духовную, социальную и другие виды одаренности.

Сколько радости можно увидеть в глазах у ребенка, рассказывающего домашнее задание в форме стихотворения собственного сочинения. В своей пpaктике я часто использую такие приемы и знаю, что дети намного охотнее готовятся к уроку. Например, после изучения темы “Строение микроскопа” в пятых классах ученики, декламируя свое произведение, показывают одновременно части микроскопа. Привожу несколько примеров ответов моих учеников на эту тему:

Для работы с микроскопом нужно терпение,
Микроскоп нам пригодится в учении.
Для поддержки всех частей есть у него штатив,
А для увеличения – окуляр и объектив.
В тубусе разные линзы живут.
На предметный столик препарат кладут.
Зеркало нужно нам для освещения
Нашего поля зрения,
А большой винт для четкости изображения
Наш микроскоп просто класс!
Увеличит в сотни раз!
Тюлькова Катя 5 класс 2004г.

Микроскоп - прибор полезный,
Позволяет нам сейчас
Мир живого интересный
Видеть больше во сто раз.
Штатив – его нога,
Две линзы вместо глаз,
А столик, как рука,
Держит препарат для нас.
Тубус те два “глаза”
Собой соединяет.
Зеркальце нам сразу
Весь столик освещает.
Агеева Катя 5 класс 2005г.

Прежде, чем давать такие задания, на нескольких предшествующих уроках я даю установку на рифму. Например, после изучения признаков живого в пятых классах или деления растительной клетки - в шестых в качестве закрепления детям предлагается дополнить фразы:……дыхание, ……….рост, ………..питание, …………прост. Или ………тельца, …………хранят, ……..близнеца, …………..распределят. После недолгих размышлений, большинство учащихся дают примерно такие ответы:

Объект имеет дыхание
И медленно движется в рост,
Наблюдаю размножение и питание -
Это живое – вывод прост.

Или

Есть в клетках цилиндрические тельца,
Наследственную информацию хранят,
Имеют брата близнеца,
Поровну в делении все распределят.

Фиксируя внимание учащихся на чем-то ярком или необычном, можно объяснять довольно сложные биологические явления и процессы. Поэтому некоторые темы я объясняю в форме сказки. Например, при изучении симбиотических взаимоотношений между корнями бобовых растений и азотфиксирующими бактериями ризобиями я сочинила для детей такую сказку:

Жили-были на свете маленькие существа, невидимые даже человеческому глазу. Грустно бродили они по зеленым улицам Земли, и не было у них ни жилья, ни работы, ни одежды. Устроены “невидимки” были так просто, что не имели ни рук, ни ног, ни головы и все их крошечное тело состояло из одной клетки, которая даже не имела ядра. Единственное их достоинство заключалось в том, что они умели ловко, как циркачи, ловить атомы азота из воздуха, а где применить это умение, они не знали.

Как-то раз пожаловались они о своей беде бобовым семянкам, дружно греющимся на солнышке.

- О, не печальтесь! – воскликнули веселые бобы.- Отправляйтесь в гости к нашим корням, в подземное царство, думаем, что они заинтересуются вашими способностями, ведь мы живем на почве, очень бедной азотом.

И вот наши маленькие путешественники отправились в подземелье, не веря, что кто-то может согреть их хотя бы ласковым словом.

Корни внимательно выслушали историю наших маленьких бродяг и неслыханно обрадовались такому знакомству. Путешественникам предложили удобные квартиры, где они зажили очень счастливо. Каждый день новые жильцы добросовестно выполняли свою работу – ловили азот из воздуха, и он в достатке поступал по корневым улицам к надземным жителям, конечно, и к их старым знакомым – веселым бобам. Жители новых квартир быстро размножались, и квартиры их увеличивались, превращаясь в круглые клубки. С тех пор этих существ стали называть клубеньковыми бактериями и даже дали им настоящие научные имена – Ризобии. А все бобовые растения теперь могут расти на бедных азотом почвах, потому что живут в тесном содружестве с ризобиями.

Мой дорогой друг, если когда-нибудь в твоих руках окажутся корни бобовых растений и ты увидишь на них белые шарики, то теперь это не окажется для тебя загадкой.

После моего рассказа учащиеся должны объяснить, в чем заключается суть таких взаимоотношений. Эту сказку можно использовать в пятых классах при изучении взаимоотношений живых организмов или в шестых классах при прохождении тем: “Видоизменения корней”, “Семейство бобовые”. Подобные сказки можно сочинять по различным разделам биологии. В старших классах в сюжете могут участвовать сами дети, превращая, например, историю о каком-либо процессе в экспромт-театр. Например, на своих уроках я предлагаю учащимся после изучения темы “Процессы фотосинтеза” озвучить и изобразить таких героев:

Машенька – дeвoчка, гуляющая по лесу и удивляющаяся красоте природы. Она встречает солнечный лучик, который переносит ее в волшебную микроскопическую страну, где можно узнать, почему растения зеленые и как они питаются.

Тетушка Пластида Хлоропластовна – добрая, заботливая жительница волшебной страны, готовящая для всех обеды.

НАДФ – волшебная машина для перевозки водорода.

Дедушка корень – живет под землей и может дипломатично пригласить воду.

Вода – капризная дама, превращающаяся на солнце в водород и кислород. Электрончики кладут водород в волшебную машину, а Машенька наблюдает, как кислород улетает в форточку-устьице.

 Поварята-электрончики – помощники тетушки, которые подружились с Машенькой и путешествуют вместе по волшебной стране в поисках продуктов для обеда.

Лучик солнца – только он способен будить по утрам засонь электрончиков.

АТФ – старый добрый друг тетушки, приносящий ей в подарок много энергии. При встрече с Машей и электрончиками, он горько плачет, и просит о помощи. АТФ потерял один фосфорный остаток и теперь похож на сердитого АДФ.

После знакомства со списком героев учащиеся выбирают себе понравившуюся роль. Сказка разыгрывается на следующем уроке. Примерный текст своих слов дети готовят дома при повторении процессов фотосинтеза.

В качестве домашнего задания дети могут сочинять сказки, например, на такие темы: “Путешествие семянки”, “Жизнь в городе-клетке”, “Путешествие травинки по пищеварительному тpaкту коровы”, “Путешествие по кровеносному руслу”.

Большое внимание на уроках биологии можно уделить созданию моделей, макетов, коллекций, гербариев, мини-энциклопедий и т д.

Предлагаю перечень некоторых творческих работ, которые я задаю своим учащимся:

художественные паспорта для любимых растений, гербарий по разделам учебника (на лето), мини-энциклопедия грибов, картина-коллаж из осенних листьев, коллаж из семян растений различных семейств, поделка из побегов различных деревьев. Можно предложить детям изготовить модели гидр и актиний, клетку, цветок, ядерную пору и центриоль, вирус, сосуды кровеносной системы, клапаны вен и клапаны сердца. Также можно предложить смонтировать скелет рыбы, скелет курицы; сконструировать полезную вещь из экологических отходов, проводящую систему жилки листа; собрать коллекции насекомых, птичьих яиц или гнезд, мхов, лишайников, paковин моллюсков, paкообразных, кораллов. Со старшими школьниками можно изготовить минипарк юрского периода или ленту времени из макетов различных эр развития жизни на Земле.

Особым успехом у учащихся пользуется работа с подвижными моделями. Такие модели дети готовят дома или на уроке из цветного картона. Например, модель клетки будет состоять из отдельных компонентов (ядра, цитоплазмы, хлоропластов, вакуолей и т д.), которые ребенок может демонстрировать в качестве ответа при фронтальном опросе. В своей пpaктике я изготавливаю с ребятами подвижные модели побега, клетки, цветка, размножения папоротника, внутреннего строения стeбля и корня. Работу с такими моделями удобно проводить для закрепления, повторения, обобщения знаний; для фронтального опроса, при котором мгновенно выясняются ошибки детей, и ведется их обсуждение.

Вопросы при работе с подвижной моделью клетки, например, могут выглядеть так:

  1. Создать клетку зеленого листа (из частей модели ученики собирают клетку).
  2. Создать клетку кожицы лука (хлоропласты переворачивают на светлую сторону).
  3. Создать старую клетку (ученики объединяют мелкие вакуоли в одну крупную).
  4. Создать молодую клетку (раскладывают мелкие вакуоли).
  5. Показать органоид, способствующий перемещению кислорода и питательных веществ (цитоплазма).
  6. В ее состав входит целлюлоза (оболочка).
  7. Тельца овальной формы, обеспечивающие питание клетке (пластиды).
  8. В старых клетках они крупные, в молодых клетках мелкие (вакуоли).
  9. Его деление предшествует делению клетки (ядро).
  10. Обладает избирательной проницаемостью (оболочка).
  11. Они содержат клеточный сок (вакуоли).
  12. Главная часть клетки, где хранится наследственная информация (ядро).
  13. Органоиды, в которых могут содержаться пигменты (пластиды и вакуоли).

При ответе на подобные вопросы ученики раскладывают элементы модели на парте или демонстрируют нужный элемент, подняв его вверх.

Учащиеся начальной школы также могут быть привлечены к изучению биологии в среднем и старшем звене. Например, при проведении театрализованных уроков, ученики четвертых и третьих классов приглашаются как зрители. После просмотра они отвечают на вопросы учителя. При проведении недель биологии я, обычно, предлагаю и малышам поучаствовать в конкурсах рисунков, поделок, макетов, отгадывании кроссвордов. Одиннадцатые классы обычно выступают в роли экскурсоводов по ленте времени и таким образом получают оценку за знание материала, грамотно изготовленный макет эры и одновременно становятся участниками конкурса на лучшего экскурсовода для малышей.

Творческую работу на уроке следует грамотно чередовать с серьезными формами работы, не следует забывать об отработке терминов, обсуждении сложных вопросов и решении логических задач. Чтобы добиться качественного обучения, учитель биологии должен стать виртуозом своего дела.



Комментарии:

Урок "Биологические особенности желудочно-кишечного тpaкта крупного рогатого скота"


    Урок "Биологические особенности желудочно-кишечного тpaкта крупного рогатого скота"

      Урок проводится в 7-м классе на русском языке, во время изучения элективного курса "Биология сельскохозяйственных животных". Урок базируется на наблюдениях учащихся и направлен на формирование начальных знаний о пищеварительной системе крупного рогатого скота. Большое внимание уделяется словарной работе, эффективно использование карточек на двух языках, так как учащиеся якутскоязычные. ...

25 04 2025 17:16:16

Разработка урока по теме "Заболевания органов дыхания" (8-й класс)


    Разработка урока по теме "Заболевания органов дыхания" (8-й класс)

      Формирование здорового образа жизни учащихся одна из главных задач учителя. Данный урок является одним из способов помочь учащимся в укреплении их здоровья....

24 04 2025 6:55:21

Игровые технологии – эффективное средство развития познавательной активности учащихся


    Игровые технологии – эффективное средство развития познавательной активности учащихся

      Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования дидактических игр на уроках биологии как одной из педагогических технологий развития познавательной активности учащихся. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения....

23 04 2025 15:16:49

Урок биологии в 9-м классе по теме "Биосинтез белка" в условиях мобильного компьютерного класса


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Биосинтез белка" в условиях мобильного компьютерного класса

      Один из вариантов авторской методики проведения уроков биологии в условиях мобильного компьютерного класса с использованием мультимедийного образовательного комплекса и большого количества цифровых образовательных ресурсов, а также проверка знаний учащихся с помощью программы компьютерного тестирования MyTest....

22 04 2025 1:36:26

Орган зрения и зрительный анализатор. 8-й класс

Урок биологии в 8-м классе знакомит учащихся с особенностями строения органа зрения человека. Мультимедийная презентация к уроку позволяет использовать не только иллюстративный материал, но и множество интеpaктивных заданий. На данном уроке происходит не только знакомство с терминами и понятиями, также выполняется ряд пpaктических работ, результаты которых учащимися самостоятельно оформляются в рабочих листах....

21 04 2025 2:20:43

Свойства и функции белков


    Свойства и функции белков

      Урок биологии в 10-м классе призван расширить знания о функциях белков в живой клетке; научить учащихся выявлять причины происходящих в клетке процессов, используя свои знания о функциях в ней белков....

20 04 2025 20:27:59

Дифференцированные разноуровневые задания при обобщении изученного материала на уроках биологии по теме "Строение и функции клеток"


    Дифференцированные разноуровневые задания при обобщении изученного материала на уроках биологии по теме "Строение и функции клеток"

      В последнее время в школьную пpaктику входят более эффективные методы и средства обучения, способствующие активации познавательной деятельности учащихся. К ним можно отнести такой дидактический материал, задания которых составлены таким образом, что могут быть предложены для выполнения отдельному ученику, группе учащихся или всему классу, что позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении и с помощью задания выявить подготовку на разных уровнях....

19 04 2025 17:30:18

Сборник цифровых диктантов по курсу "Общая биология"


    Сборник цифровых диктантов по курсу "Общая биология"

      Предлагаю вашему вниманию цифровые диктанты по курсу биологии раздел "Общая биология". Задания можно использовать независимо от программы и учебника, по которым вы работаете....

18 04 2025 23:33:28

Тема урока: "Путешествие по природным зонам"


    Тема урока: "Путешествие по природным зонам"

      На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам. ...

17 04 2025 13:18:32

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

16 04 2025 8:57:31

Разработка урока биологии с элементами гуманной педагогики "Эти летающие цветы – бабочки!" для 7-го класса


    Разработка урока биологии с элементами гуманной педагогики "Эти летающие цветы – бабочки!" для 7-го класса

      Урок биологии разработан для 7-го класса с применением основ гуманной педагогики. Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний. На уроке создаются условия для развития у учащихся положительной мотивации к обучению биологии. Целью данного урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....

15 04 2025 7:20:35

Игра-викторина "Растения, животные и внешняя среда. Особенности природы Донского края"


    Игра-викторина "Растения, животные и внешняя среда. Особенности природы Донского края"

      Представлена разработка игры-викторины для учащихся 5–6-х классов. Игра может проводиться в качестве заключительного урока по курсу «Природоведение» (в 5-м классе) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели естественных наук (в 5–6-х классах). На вопросы викторины приводятся правильные ответы. ...

14 04 2025 21:25:54

Урок по биологии для учащихся 9-го класса по теме "Ядро"


    Урок по биологии для учащихся 9-го класса по теме "Ядро"

      Целью урока является закрепить знания о строении и функциях органоидов клетки, изучить строение ядра, строение и функции хромосом. Показать огромнейшее значение такого явления, как хранение и передача наследственной информации. Продолжить формирование умений работать с микроскопом, используя для изучения строение хромосом. ...

13 04 2025 2:52:59

Двухчасовое занятие элективного курса "Питайся правильно — будешь здоров". Тема: "Кто хорошо жует — тот долго живет"


    Двухчасовое занятие элективного курса "Питайся правильно — будешь здоров". Тема: "Кто хорошо жует — тот долго живет"

      Тема, посвященная зубам, рассматривается на двух, а иногда и на трех занятиях. На первом занятии ребята знакомятся со строением зубов. Ко второму занятию приносят свои зубные пасты, щетки и мы учимся правильному выбору паст, щеток, зубных нитей. Учимся пользоваться зубной нитью, потому что в нашем поселке это редкость. Обязательно говорим о пользе и вреде жевательной резинки и о тех продуктах, которые сделают зубы крепкими и надолго сохранят их здоровье....

12 04 2025 19:23:26

Опopные системы и их значение в жизни организмов. 6-й класс


    Опopные системы и их значение в жизни организмов. 6-й класс

      Урок биологии в 6-м классе на формирование новых знаний об опopной системе живых организмов и ее значении. Цели урока: развитие мыслительных и информационных умений учащихся, коммуникативной культуры; воспитание интереса к предмету. На уроке используются такие методы, как: организация поисковой работы (работа с учебной книгой), составление и чтение структурно-логической схемы, сравнение, аналогия, осмысление результатов своих действий (рефлексивный анализ)....

11 04 2025 10:42:13

Элективный курс по биологии


    Элективный курс по биологии

      Данный элективный курс реализует личностно-деятельный подход в обучении биологии на основе проектной деятельности учащихся, базируется на интеграции и экологизации знаний, требует обращения учащихся к их субъективному опыту и в полной мере углубляет знания и совершенствует умения по теме «Зрительный анализатор». ...

10 04 2025 8:12:41

Межпредметные связи в обучении химии и биологии


    Межпредметные связи в обучении химии и биологии

      В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

09 04 2025 22:31:50

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии


    "Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

      2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

08 04 2025 10:15:52

Голосеменные растения. Общая хаpaктеристика и значение в природе


    Голосеменные растения. Общая хаpaктеристика и значение в природе

      Учащиеся узнают об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей размножения голосеменных, их строения, разнообразия. У учащихся формируются знания о хвойных растениях на примере сосны, ели и других ценных хвойных растений....

07 04 2025 15:49:26

Обобщающий урок по теме "Свойства воды" (6-й класс)


    Обобщающий урок по теме "Свойства воды" (6-й класс)

      Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....

06 04 2025 3:52:55

Проблемно-блоковый урок по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Проблемно-блоковый урок по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      В календарно-тематическом планировании материал данного урока рассматривается после изучения законов сцепленного наследования Томаса Моргана. Структура урока соответствует типу "урок изучения нового материала". Дидактическая цель – добиться осознания и осмысления блока новой учебной информации....

05 04 2025 15:23:18

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

04 04 2025 11:54:45

Программа "Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию воспитания"


    Программа "Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию воспитания"

      Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию воспитания. В ходе работы программы ученики выявляют экологические особенности района, участвуют в олимпиадах, конференциях и конкурсах, проводят экологическую работу среди родителей. Программа побуждает детей к самостоятельной и творческой деятельности, формирует нравственные качества личности. ...

03 04 2025 11:56:30

Валеологическая тетрадь "Мое сердце"


    Валеологическая тетрадь "Мое сердце"

      Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...

02 04 2025 19:36:35

Интегрированный урок-конференция по географии и биологии на тему "Взаимодействие растений, животных и природных условий в природных зонах"


    Интегрированный урок-конференция по географии и биологии на тему "Взаимодействие растений, животных и природных условий в природных зонах"

      Представлен материал конференции о взаимодействии растений, животных и природных условий в природных зонах Азии. Целью проведения конференции является продолжение формирования представления детей о связи компонентов природы....

01 04 2025 8:18:26

Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Основные генетические термины и понятия

Генетика очень интересная наука, чтобы ее понять, надо хорошо знать генетический язык. Учащиеся уже многое знают из других тем, а на этом уроке все соединяется в одно целое. Знание генетического языка будет закрепляться при решении задач....

31 03 2025 15:17:43

Разработка занятия по блочно-модульной технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема "Корень"


    Разработка занятия по блочно-модульной технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема "Корень"

      В представленной разработке главный принцип - максимальная самостоятельность учащихся в познавательном процессе при организации разнообразия видов деятельности. Используя данную методику, можно проектировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося, позволяющую осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. ...

30 03 2025 22:54:43

Что такое зоология и что она изучает? Этапы и развитие зоологии

Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира....

29 03 2025 11:45:55

Животные как источник возможной опасности. Меры защиты

Учащиеся 7-го класса на уроке биологии продолжают знакомиться с многообразием животного мира....

28 03 2025 12:15:19

Урок биологии по теме "Разнообразие грибов"

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....

27 03 2025 10:33:39

Основные задачи ботаники, ее направления и объекты изучения

Основные задачи ботаники, ее направления и объекты изучения Растительный мир Земного шара богат и многообразен, насчитывает более 500тыс. видов. Среди них встречаются мельчайшие микроорганизмы и гигантских размеров деревья. Некоторые виды тропических лиан и морских водорослей достигают 100 и более метров в длину....

26 03 2025 13:26:52

Природные ресурсы Орловской области


    Природные ресурсы Орловской области

      Статья отражает схему проведения урока-семинара по экологическому краеведению в рамках предмета биологии. Урок предназначен для учащихся 11-х классов средних школ с преподаванием предмета на базовом уровне. Урок представляет информацию о природных ресурсах Орловской области и их использовании в народном хозяйстве. Проблема рационального природопользования является актуальной для любого региона РФ. ...

25 03 2025 22:37:52

Отряд Однопроходные (Яйцекладущие). Общая хаpaктеристика

Отряд Однопроходные (Яйцекладущие). Общая хаpaктеристика Яйцекладущие - животные небольших размеров с приплюснутым сверху вниз туловищем, короткими конечностями с большими когтями и кожистым клювом....

24 03 2025 23:18:59

Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс


    Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс

      Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....

23 03 2025 10:28:57

"Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов". 7-й класс. По программе И.Н. Пономаревой

Цель урока: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов; формировать научное мировоззрение на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб, научится узнавать изученных рыб, показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение, показать влияние человека на численность рыб....

22 03 2025 1:16:39

Урок-игра в 8-м классе по теме "Покровные органы"


    Урок-игра в 8-м классе по теме "Покровные органы"

      Предлагаемый урок-игра может быть использован, как обобщающий. Форма урока даёт возможность создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их знания, умения, навыки. Предлагаемый урок позволяет выявить степень усвоенности пройденной темы. ...

21 03 2025 2:20:13

Строение и работа сердца. 8-й класс


    Строение и работа сердца. 8-й класс

      В ходе урока учащиеся знакомятся со строением и работой сердца, а затем закрепляют полученные знания с помощью заполнения таблицы и тестовой работы....

20 03 2025 0:23:28

Технологическая карта открытого урока "Питание и здоровье (пищевые добавки)"


    Технологическая карта открытого урока "Питание и здоровье (пищевые добавки)"

      Цели урока: сформировать у учащихся знания о значении пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить степень их опасности для здоровья. Изучить содержание пищевых добавок в некоторых продуктах питания; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью....

19 03 2025 14:51:22

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии


    Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

      В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

18 03 2025 13:47:30

Выгонка луковичных растений в школе


    Выгонка луковичных растений в школе

      В методических рекомендациях содержатся основные сведения по морфологии, биологии, выгонке гиацинтов, тюльпанов, нарциссов и лилий. Приводится хаpaктеристика популярных современных сортов этих многолетников. Выгонка растений стала традиционной формой, разновидностью опытнических работ школьников в Белгородской области. ...

17 03 2025 8:14:46

Использование игровой технологии при проверке знаний и подготовке к сдаче ЕГЭ по биологии


    Использование игровой технологии при проверке знаний и подготовке к сдаче ЕГЭ по биологии

      В статье приведены примеры использования игровой технологии при закреплении знаний, проверке домашнего задания и подготовке к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ, используя игру «Крестики-нолики», в 10–11-х классах....

16 03 2025 6:43:47

Интегрированный урок (информатика + биология) "Создание информационных графических моделей" при изучении темы "Основы учения о клетке"


    Интегрированный урок (информатика + биология) "Создание информационных графических моделей" при изучении темы "Основы учения о клетке"

      Моделирование является методом познания. Именно поэтому, интересное и оригинальное решение было найдено на данном интегрированном уроке. Детей озадачили построением модели и "вооружили" компьютерами, но чтобы справиться с поставленной целью, необходимы знания по теме "Клетка" из курса биологии и навыки работы за компьютером....

15 03 2025 22:59:42

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

      Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

14 03 2025 7:17:14

Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Питание и пищеварение"


    Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Питание и пищеварение"

      При подготовке к уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание подготовить сообщения о роли питательных веществ для организма человека, этапах пищеварения и значении кулинарной обработке пищи. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение урока. ...

13 03 2025 4:10:27

"Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"


    "Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"

      Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...

12 03 2025 4:59:49

Бинарный урок "Мир природы. La nature"


    Бинарный урок "Мир природы. La nature"

      Бинарный урок – викторина «Мир природы. La Nature» рассчитан на 5-е классы, которые изучают французский язык как второй иностранный (первый год обучения). Этот урок объединяет два предмета: природоведение и французский язык....

11 03 2025 14:25:42

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Условия прорастания семян"


    Урок биологии в 6-м классе по теме: "Условия прорастания семян"

      Урок биологии в 6-м классе дает представления учащимся об условиях прорастания, зависимости прорастания семян от факторов окружающей среды (температуры, влажности, воздуха), о правильном посеве семян, о зависимости глубины заделки семян от их размеров и свойств почвы. ...

10 03 2025 21:27:39

Урок биологии по теме "Водоросли. Строение, образ жизни, разнообразие". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Водоросли. Строение, образ жизни, разнообразие". 6-й класс

      Учащиеся формируют знания об особенностях строения и жизнедеятельности водорослей, роли в природе и жизни человека. Развивают умения анализировать и систематизировать информацию; формируют эмоциональное отношение к водорослям....

09 03 2025 7:30:11

Интегрированный урок биологии и географии в 7-м классе "Приспособление живых организмов к среде обитания на примере Южных материков"


    Интегрированный урок биологии и географии в 7-м классе "Приспособление живых организмов к среде обитания на примере Южных материков"

      Интегрированный урок по географии и биологии по теме «Приспособления живых организмов к среде обитания на примере Южных материков». Урок развивает и углубляет знания о многообразии строения и приспособленности к условиям жизни; раскрывает существенные признаки понятия «природная зона»....

08 03 2025 0:15:38

Урок биологии в 6-м классе. Игра-сказка "Семейство розоцветных"


    Урок биологии в 6-м классе. Игра-сказка "Семейство розоцветных"

      Цель урока – познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейства розоцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии растений семейства розоцветных. Во время игры ребята отгадывают загадки, выводят формулу цветка семейства розоцветных, описывают яблоню обыкновенную. ...

07 03 2025 7:27:34

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::