Внеклассное мероприятие по биологии с элементами экологии "Счастливый случай" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Внеклассное мероприятие по биологии с элементами экологии "Счастливый случай"

Гейм первый – «Дальше, дальше, дальше…»

В зал приглашаются сначала первая команда. За одну минуту она должна дать как можно больше правильных ответов на предлагаемые ниже вопросы ведущего. Потом в зал приглашается вторая команда и ей предлагается то же задание. В скобках после вопроса указан правильный ответ.

1. Вода в твердом состоянии (Ответ: Лед)
2. Каким химическим элементом богата капуста? (Ответ: Йод)
3. Гетеротрофные организмы, потребители первичной продукции (Ответ: Консументы).
4.Водная оболочка Земли (Ответ: Гидросфера).
5. Как называются организмы, для процесса которых необходим кислород (Ответ: Аэробы).
6. Последовательная необратимая смена биоценозов (Ответ: Сукцессия).
7. Совокупность всех видов растений планеты (Ответ: Флора).
8. Совокупность всех видов животных планеты (Ответ: Фауна).
9. Группа организмов пассивно плавающих в воде? (Ответ: Планктон).
10. Разделение растительного сообщества на «этажи» (Ответ: Ярусность).
11. Оболочка Земли, населенная живыми организмами (Ответ: Биосфера).
12. Где представлен список находящихся в опасности видов растений и животных? (Ответ: Ответ: Красная книга).
13. Как называется процесс испарения воды растениями? (Ответ: Транспирация).
14. Каких организмов называют эдафобионтами? (Ответ: Обитающих в почве).
15. Каких организмов называют гидробионтами? (Ответ: Обитающих в воде).
16. Как называется состояние организма, при котором жизненные процессы замедлены до минимума? (Ответ: Анабиоз).
17. Как называют способ выращивания растений в растворе питательных веществ? (Ответ: Гидропоника).
18. Как называется процесс разрушения и выноса водой или ветром плодородного слоя почвы? (Ответ: Эрозия).
19. Как называются автотрофные организмы, составляющие первое звено пищевой цепи? (Ответ: Продуценты).
20. Как называется воздушная оболочка Земли? (Ответ: Атмосфера).
21. Реакция организма на продолжительность светового дня? (Ответ: Фотопериодизм).
22. Как называется твердая оболочка Земли (Ответ: Литосфера).
23. Мероприятия по улучшению свойств почвы называются…(Ответ: Мелиорацией).
24. Как называют органические вещества почвы? (Ответ: Гумус или перегной).
25. Соединения разрушающие озоновый слой в атмосфере (Ответ: Фреоны).
26. Фактор среды, выходящий за пределы выносливости и вызывающие гибель организма (Ответ: Ограничивающий)
27. Организмы, разлагающие органические остатки (Ответ: Редуценты).
28. Территория, полностью исключенная из всех видов хозяйственного использования (Ответ: Заповедник).
29. Растения, нежелательные в сельскохозяйственных угодьях? (Ответ: Сорняки).
30. Растения какого семейства вступают в симбиотические отношения с азотфиксирующими бактериями и обогащают почву азотом? (Ответ: Бобовые).

Гейм второй – «заморочки из бочки»

Ведущий предлагает членам команд по очереди доставать фишки (или бочонки лото). Номер фишки соответствует номеру вопроса. Если команда не может ответить, то вопрос передается другой команде. Если и у них нет ответа, то вопрос передается зрителям.

  1. Этот термин появился перед проведением Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде в июне 1972 году к дополнению «контроль». Он означает комплексную систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенных факторов. Назовите этот термин. (Ответ: Мониторинг).
  2. Счастливый случай!!!
  3. Этот термин в переводе с латинского означает « терпение». Он характеризует выносливость вида по отношению к колебаниям какого-либо экологического фактора, причем диапазон между экологическим минимумом и экологическим максимумом составляет предел… (Ответ: Толерантность).
  4. Описаны случаи, когда баобабы, растущие в зоне тропиков, в середине лета, в самую жару, сбрасывали листья. Почему? Дайте объяснение. (Ответ: В жару сильно повышается испарение влаги листьями. Чтобы избежать обезвоживания, баобаб сбрасывает листья – испарение воды резко повышается).
  5. К.А. Тимирязев писал: « Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха и целую речку цистой воды и попросите, чтобы он из всего этого приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, -- он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений». Объясните суть высказывания ученого (Ответ: Речь идет о процессе фотосинтеза).
  6. Предложите как можно укрепить осыпающийся склон оврага или берег, который постоянно подмывает вода? (Ответ: Сажать деревья, которые своими корнями скрепляют почву).
  7. В басне «Листы и корни» И.А. Крылова кони, споря с листьями, говорят:

    – Мы те,
    Которые, здесь роясь в темноте,
    Питаем вас.
    Ужель не узнаете?
    Мы корни дерева, на коем вы цветете.
    Красуйтесь в добрый час!
    Да только помните ту разницу меж нас:
    Что с новою весной лист новый народится;
    А если корень иссушится, –
    Не станет дерева, ни вас!

    В чем была ошибка баснописца? (Ответ: Листья важны для растений не меньше корня, ведь в них происходит процесс фотосинтеза, необходимого для растения).

  8. После дождя часто можно увидеть на земле и на асфальте дождевых червей – выползков. Почему им не сидится под землей? (Ответ: В почве в результате разложения органических остатков много углекислого газа, который вступая в реакцию с водой, образует угольную кислоту, раздражающую нежную кожу червя). И как заставить рыбакам вылезти им из под земли не только после дождя, но и по мере необходимости?
  9. Как определить возраст рыбы? (Ответ: Рыбы, как и растения, в умеренных широтах бурно растет весной и летом и прекращает рост осенью и зимой. В результате таких ежегодных перерывов в росте на чешуе и костях рыбы появляются годичные кольца. По этим кольцам и определяют возраст рыбы.)

Гейм третий – «ты мне, я тебе»

Члены каждой команды задают вопросы друг другу, которые они подготовили заранее по биологии и экологии.

Гейм четвертый – «темная лошадка»

Вступление ведущего: « Он впервые в 1866 году ввел название о науке, которая изучает взаимоотношения организмов друг другом и условиями среды». Кто этот человек и о какой науке идет речь? (Ответ: Наука – экология, естествоиспытатель – Э. Геккель).

Вопросы, связанные с экологией

  1. Для начала назовите основные взаимоотношения между организмами (Ответ: Мутуализм, хищничество, паразитизм, комменсализм).
  2. Червь конволюта обитает в Средиземном море. Под кожей у него живут одноклеточные водоросли. У конволюты нет ни желудка, ни кишечника. Червь должен почаще бывать на солнышке. Как начинается отлив, миллионы конволют выползают из нор и принимают солнечные ванные. А когда волны прилива заливают пляж, черви снова зарываются в песок. Объясните особенности строения и поведения червя. (Ответ: Водоросли, обитающие под кожей червя, путем фотосинтеза образуют органические вещества для червя (и для себя тоже). Этими веществами червь питается, а его органы пищеварения атрофировались).
  3. Объясните как называется описанное явление и его биологический смысл:

Ежата появляются на свет ранней весной, когда в лесу еще очень холодно. У них нет меха – только колючки. Малышам холодно и в норе, особенно когда мамаша уходит за кормом. Уходя ежиха заворачивает детишек в сухие листья – для сохранения тепла. (Ответ: Забота о потомстве).

  1. Английский писатель Джонатан Свифт писал:

«Под микроскопом он открыл, что на блохе
Живет блоху кусающая блошка;
На блошке той – блошинка-крошка,
В блошинку ж зуб сердито вонзает блошиночка…
Каков биологический смысл содержания данного четверостишия? (Ответ:У каждого прак тически организма есть свои паразиты, речь идет о явлении паразитизма).

  1. Дело было в XIX веке, когда уже открыли процесс дыхания и знали, что при этом потребляется кислород и выделяется углекислый газ. Исследователи знали также, что кислород жизненно необходим для дыхания, без него – смерть. Ученые подсчитали и пришли к выводу, что всех запасов кислорода хватит только на пять- десять лет, потом дескать, все человечество задохнется. Годы шли, удушья никто не чувствовал. «Ага, --сказали ученые, --видно, мы ошиблись». Пересчитали и продлили жизнь людям еще на десяток лет. Опять стали ждать… Как вы думаете чего же они дождались? (Ответ: Затем был открыт процесс фотосинтеза, и стало понятно почему же мы до сих пор не задохнулись).
  2. Как объяснить, что атлантическая макрель, пойманная в сеть, гибнет даже в воде? (Ответ: Это связано с биологией рыб, которая всю жизнь проводит в быстром движении. Если прекратить движение макрели, жабры перестают снабжать ее кислородом, который усваивает рыба лишь тогда, когда через жабры проходит вода с большой скоростью).

Гейм пятый – «гонка за лидером»

Ведущий задает вопросы командам по очереди.

  1. Область распространения на земной поверхности систематической группы организмов (Ответ: Ареал).
  2. Гетеротрофные организмы, составляющие вторичные и т. д. звенья в цепи питания (Ответ: Консументы).
  3. Организмы, для процесса дыхания которым не нужен кислород, т.е. обитают в бескислородной среды (Ответ: Анаэробы).
  4. Самое высокое млекопитающие (Ответ: Жираф).
  5. Поедание одного организма другим (Ответ: Хищничество).
  6. Поедание животным особей своего вида (Ответ: Каннибализм).
  7. Способность растений переносить низкие отрицательные температуры (Ответ: Морозостойкость).
  8. Инсектициды – химические средства для борьбы с…(Ответ: Насекомые).
  9. Организмы, обитающие на дне водоема, мелкие, пассивно плавающие (Ответ: Бентос).
  10. Международный список вымирающих и вымерших видов растений и животных. (Ответ: Черная книга).
  11. Самое страшное бедствие в лесу. (Ответ: Пожар).
  12. Общипывание кончика корня называется…(Ответ: Пикировка).
  13. Удаление боковых ветвей у растений называется…(Ответ: Пасынкование).
  14. Движение растений к свету называется…(Ответ: Фототропизм).
  15. Совокупность разных видов растений, животных, микроорганизмов, обитающих на определенной территории называется… (Ответ: Биоценозом).
  16. Организмы, активно плавающие в толще воды называются…(Ответ: Нектон).
  17. Назовите хоть один биоиндикатор (Ответ: Лишайники).
  18. Растение, имеющее самый большой цветок (Ответ: Раффлезия).
  19. Самая маленькая птица (Ответ: Колибри).
  20. Нелетающая птица, живущая на берегах Антарктиды (Ответ: Пингвин).
  21. Величайшее в мире дерево.(Ответ: Секвойя).
  22. Животное, изменяющее окраску кожи под цвет окружающего фона (Ответ: Хамелеон).
  23. Самое маленькое цветковое растение (Ответ: Ряска).
  24. Растворы органических веществ передвигаются по…растения (Ответ: Флоэма).
  25. Растворы минеральных веществ передвигаются по… растения (Ответ: Ксилеме).
  26. Что такое «плач растений»? (Ответ: Выделение избытка воды из растений через гиматоды).

Жюри подводит итоги, награждение победителей!!!



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Элементы адаптивной системы обучения на уроках биологии

Элементы А С О на уроке биологии позволяют учащимся овладевать приемами самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, исследовательской деятельности, умением добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. В качестве примера предлагается вариант использования элементов А С О при изучении темы « Побег. Строение и значение побега»....

21 06 2021 3:11:26

Происхождение и единство человеческих рас. Признаки и особенности

Под действием климата и внешней среды - группы людей были наделены особенностями, которые стали отличать их между собой. Так сформировались расы....

20 06 2021 1:48:38

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

19 06 2021 8:42:37

Многообразие рыб

Внешний вид, характерные признаки, размеры и строение класса костных и хрящевых рыб. Места их обитания и описание представителей отрядов....

18 06 2021 22:34:15

Значение живых организмов в природе и жизни человека

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И. Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов Е К Ц О Р. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы....

17 06 2021 10:53:10

Стебель растения. Строение, ветвление стебля, рост и функции

Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стебля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных характерно быстрое изменение первичного стебля....

16 06 2021 0:38:24

Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)

Сочетание на уроке нескольких методов использования И К Т, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...

15 06 2021 14:53:20

Как организовать освоение учебного материала по учебникам биологии для 6-го класса в условиях одночасовой программы?

В статье предлагается выполненная автором работа на основе авторской программы В. В. Пасечника и др.". Используемые презентации могут облегчить работу учителя в реализации данной программы....

14 06 2021 10:30:31

Урок экологии "Загрязнение водоемов Забайкалья"

Урок экологии в рамках регионального компонента Б У П реализуется в 8-9-х классах общеобразовательной школы. Основные технологии - информационно-коммуникативная, игровая, метод групповой работы. Содержательно рассматриваются факторы и последствия загрязнения водоемов. Может использоваться и во внеклассной работе. ...

13 06 2021 9:44:41

Кружок "Уроки здоровья"

Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи....

12 06 2021 18:11:44

«Биосфера – живая оболочка Земли. Структура и компоненты биосферы». 11-й класс (профильная группа)

Урок комбинированный с групповой, самостоятельной работой. Учащиеся строят модель структуры биосферы, схему компонентов биосферы с учебником и справочным материалом. Практическая направленность урока состоит в определении компонентов биосферы по наглядным пособиям. Прослеживается межпредметная связь урока с географией, химией, физикой, экологией....

11 06 2021 17:12:47

Урок-презентация "Селекция микроорганизмов. Биотехнология"

Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учащихся 10-го профильного класса и направлен на активацию познавательной деятельности. К каждому этапу урока подобран интересный материал и демонстрируются кинофрагменты из диска " Биотехнология". ...

10 06 2021 18:23:11

Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека

Главными задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний, сообщение учащимся сведений о вредном воздействии алкоголя и никотина на организм взрослых и детей; воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью близких. ...

09 06 2021 23:20:39

Музей и школа. Возможные варианты диалога

В статье обосновывается необходимость использования в образовательном процессе не только современных источников информации, но и традиционных, например, экспозиций и выставок музеев. Знакомство с образовательным потенциалом петербургских музеев нецелесообразно без подключения к этой работе родителей. В статье определяются функции учителя и родителей при осуществлении этой внеурочной деятельности. Автор статьи показывает, как происходит «зачин» данной работы, обосновывается дальнейший ее план, описываются основные формы отчетности....

08 06 2021 12:58:59

Урок-викторина "Обобщение и повторение материала по темам "Надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся"

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....

07 06 2021 11:38:57

Урок биологии на тему "Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах". 9-й класс

Урок расширяет представления об опорно-двигательной системе человека и способах оказания первой доврачебной помощи при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах....

06 06 2021 11:22:29

Тема урока: "Анализаторы. Зрительный анализатор". 8-й класс

Данная разработка предназначена для учащихся 8-го класса. При прохождении темы " Органы чувств" более интересным и привлекательным вариантом является компьютерный. Разработка включает вводную часть, где учитель знакомит с общим понятием "анализатор", предполагает активное включение учащихся в работу по изучению данной темы, презентацию учащихся по теме " Зрительный анализатор", а также различные варианты контроля. ...

05 06 2021 15:19:29

Органы чувств рыб. Строение органов зрения, слуха, боковой линии

К органам чувств рыбы относятся: зрение, слух, боковая линия, электрорецепция, обоняние, вкус и осязание. Разберем устройство каждого органа по отдельности, значение и принцип их работы....

04 06 2021 12:36:41

Опыт разведения цветов на территории училища

Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

03 06 2021 2:56:25

Урок по программе "Школа-2100" на тему "Тип Круглые черви. Человеческая аскарида"

Конспект урока разработан в рамках образовательной системы « Школа 2100» А. А. Леонтьева. Урок направлен на формирование логического мышления учащихся на основе развития умений сравнивать, анализировать различные биологические объекты и на основе этих действий составлять характеристику изучаемого типа животных....

02 06 2021 17:27:29

Урок окружающего мира "Многообразие грибов" ("В лес по грибы"). 1-й класс. УМК "Гармония"

Данный урок может быть использован учителями начальных классов, учителями биологии, а также его можно широко применять во внеклассной работе. В урок включены видеоролики. Освещены вопросы бережного отношения к природе, предлагаются проблемные задания....

01 06 2021 2:59:39

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

Разработка по теме: " Листопад" (по учебнику " Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В. П., Никишов А. И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела " Процессы жизнедеятельности растений"....

31 05 2021 18:27:26

Задания юному зоологу

Автор предлагает 5 заданий, в которых использовались психолого-педагогические приемы, способствующие проявлению на высоком уровне интереса, положительных эмоций, активности ребенка, а также развивающие его учебные навыки. Использование заданий в работе с детьми 4–9-го классов в детском объединении " Юный зоолог" давало хорошие результаты на отдельных этапах учения....

30 05 2021 6:44:41

Внеклассное мероприятие по окружающему миру

Данная статья представляет собой сценарий внеклассного мероприятия " Путешествие Незнайки по страницам Красной книги", посвященного проблемам экологии. Мероприятие проводится в форме сказки, где роли исполняют сами ученики. Такая форма является наиболее доступной и интересной для учащихся 1–5-х классов. ...

29 05 2021 13:50:48

Урок "Генетика человека" (в курсе "Общая биология, 10–11-е классы, базовый уровень)

Концентрическая система преподавания биологии предполагает получение основ знаний по " Общей биологии" ещё в 9-м классе. В 10–11-м классе ребята выходят на "новый виток", изучают общую биологию снова, что позволяет использовать не столько образовательный, сколько развивающий и воспитательный аспект содержания предмета....

28 05 2021 6:26:30

Урок по биологии. Тема: "Диагностический центр "Гельминтолог". 7-й класс

Учебное занятие моделируется в рамках проектной технологии, что позволяет использовать широкий спектр дидактических приемов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии. Урок поможет углубить и обобщить знания учащихся об особенностях жизни и развития червей-паразитов; проверить умения выделять признаки приспособленности к условиям обитания....

27 05 2021 5:36:28

Животные как источник возможной опасности. Меры защиты

Учащиеся 7-го класса на уроке биологии продолжают знакомиться с многообразием животного мира....

26 05 2021 22:53:34

"Путешествие молекул питательных веществ". 8-й класс

Урок закрепляет знания, полученные при изучении тем « Пищеварение» и « Обмен веществ и энергии». На уроке прослеживаются причинно-следственные связи между органом и выполняемыми им функциями. Работа проводится в групповой форме....

25 05 2021 7:45:16

Информационные технологии на уроках биологии

В 6-м классе учащиеся начинают изучать биологию. Главная задача первых уроков - вызвать интерес у учащихся к предмету, показать значимость этого предмета в понимании окружающего мира. Первые уроки должны быть яркими, необычными, запоминающимися....

24 05 2021 8:52:47

Современный урок. Тема: "Витамины — чудесные вещества" (урок-путешествие)

Урок формирует у учащихся представление о витаминах, авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах, нормах рационального питания; продолжает развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....

23 05 2021 4:38:59

Урок биологии по теме "Скорая помощь" (обучающая игра)

Проведение внеклассного обучающего мероприятия по оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях в игровой форме способствует легкому и непринужденному усвоению материала, а также закреплению полученных знаний в ходе практической части обучающей игры. Мероприятие рекомендовано для проведения в 7-8-х классах....

22 05 2021 15:47:27

Орнотологический КВН "День пернатых друзей" для учащихся 5—8-х классов

Конкурс позволяет закрепить, углубить знания учащихся, а также активизировать познавательную деятельность. Значительна роль данного конкурса для экологического обучения и привития экологической культуры, чувства сопереживания, гуманности к окружающим, в том числе птицам. ...

21 05 2021 10:14:18

Урок биологии по теме "Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы"

На уроке учащиеся знакомятся с понятиями "пищевые продукты", "питательные вещества" и строением пищеварительной системы. В процессе урока используется презентация и работа с CD-диском, это развивает навыки наблюдений, обеспечивает прочное усвоение знаний учащимися, повышает интерес к предмету. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....

20 05 2021 13:33:44

Конспект урока "Красота гармонично развитого тела и факторы, его формирующие". 8-й класс

Красота является сильным "оружием" человека. Как воспитание формирует характер, а учение - интеллигентность, так и потребность быть красивым необходимо развивать, воспитывать у учащихся эстетический вкус и учить, как быть красивыми. Вешний вид говорит о внутреннем мире человека, о его здоровье, настроении. Именно на формирование потребности быть красивым и направлен данный урок. ...

19 05 2021 20:45:58

Использование общеобразовательных технологий на уроках биологии

Сущность модульной технологии заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью учителя) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, главным в деятельности учителя является помочь ученику самостоятельно достигнуть поставленных целей урока. Для чего содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с заявленной целью. Дидактическая цель формулируется для учащихся и содержит в себе указания не только на объем содержания, но и на уровень его усвоения. Модуль на печатной основе предполагает изменение форм общения учителя с учащимся....

18 05 2021 15:45:21

Урок-презентация "Трудимся во благо Отечества"

На уроке учащиеся узнают о вкладах людей в историю Отечества и о том вкладе, который могут внести они сами. ...

17 05 2021 18:52:29

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А. А. Плешакова и Н. И. Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

16 05 2021 10:29:41

Обобщающий урок (ролевая игра) "Здоровое питание - часть здорового образа жизни"

Урок-пресс-конференция проводится за счет резервного времени, способствует развитию интереса учащихся к здоровому образу жизни, имеет большое воспитательное значение, так как в последнее время распространилась мода на самые экзотические диеты, и подростки зачастую становятся жертвами диет и коммерческой рекламы. Урок построен в форме пресс-конференции, приглашается представитель городской С Э С, к уроку подготавливается выставка книг о кулинарии, подбирается коллекция упаковок от зубных паст, муляжи фруктов и овощей, кабинет заранее готовится к уроку. ...

15 05 2021 9:46:34

Программа курса по выбору по биологии "Питание и здоровье". 9-й класс

Курс предназначен для учащихся 9-x классов, владеющих знаниями анатомии, физиологии человека. Данный курс является предметно-ориентационным (пробным), он реализует интерес учащихся к учебному предмету, уточняет готовность и способность осваивать предмет на повышенном уровне. Изучение курса направлено на ориентацию учащихся по профессиям медико-биологического профиля. Рассчитан на 14 часов....

14 05 2021 7:47:18

Скелет человека: грудная клетка, свободные конечности, кости черепа

Скелет человека подразделяется на скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей, скелет головы — череп. Скелет верхних конечностей состоит из скелета плечевого пояса, с помощью которого конечности соединяются с туловищем (лопатка, ключица) и скелета свободных верхних конечностей....

13 05 2021 0:34:49

Технологическая карта урока по теме "Реки" по учебнику А.А. Лобжанидзе "Планета Земля"

Чтобы уметь отвечать на географические вопросы, ученики должны уметь собирать информацию из ряда источников различными путями. Технологическая карта урока по теме " Реки" предполагает развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, использование компьютерной поддержки процесса обучения, применения технологии критического мышления....

12 05 2021 21:24:36

Строение и работа сердца

Урок усвоения новых знаний с использованием технологии проблемного обучения помогает раскрыть связь строения сердца с его функциями; дать понятие о сердечном цикле, видах регуляции сердечной деятельности....

11 05 2021 20:12:46

Конспект открытого занятия "Экспедиция за комнатными растениями в Экваториальную Африку"

Тема комнатного цветоводства в настоящее время необычайно актуальна, особенно в северном городе, где большую часть года занимает долгая и суровая зима. Занятие проходит в виде знакомства с отдельными представителями зелёного мира кабинета экологии. Ребята учатся отыскивать растения по словесному описанию, сравнивают их с изображением, а также определяют названия растений, используя занимательные задания....

10 05 2021 8:45:42

Многообразие и значение земноводных

Цель урока: познакомить учащихся с многообразием земноводных; показать их роль в природе и жизни человека....

09 05 2021 16:38:13

Развитие познавательной деятельности на уроках биологии. Организация лабораторного занятия "Устройство микроскопа"

Организация лабораторных работ с использованием методических пособий для учащихся дает возможность преподавателю реализовывать цели изучения курса биологии, включенные в стандарт. Таковыми являются: освоение знаний; овладение умениями; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание; использование приобретенных знаний, умений в повседневной жизни. Освоение материала учащимися при выполнении лабораторной работы направляется инструкциями, в которых указана последовательность выполнения действий, предусматриваются ответы на вопросы, заполнение схем, таблиц и т.д. Подбор заданий и вопросов преподаватель осуществляет, ориентируясь на наклонности, способности и интересы учащихся, тем самым реализуется индивидуальный подход. ...

08 05 2021 11:35:32

Урок с использованием информационных технологий при изучении темы "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Применение информационных технологий позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности при работе в группах, формировать мыслительные и самостоятельные практические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся. ...

07 05 2021 22:28:34

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опорно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

06 05 2021 21:30:29

Инновационный проект по теме "Функциональные возможности организма человека". Программа элективного курса

Цели разработки: изучить функциональные возможности организма человека; уметь применять полученные знания в современной жизни; вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней (полной) школе....

05 05 2021 2:17:43

Урок с использованием технологии развивающего обучения при изучении темы "Воздух – смесь различных газов"

Комбинированный урок в 5-м классе с элементами поисковой деятельности позволяет активизировать учебную деятельность, придать ей творческий характер, развивает навыки самооценки и взаимоконтроля. Урок учит детей добывать знания, развивать интерес к предметам естественно-научного цикла, применять полученные знания на практике. ...

04 05 2021 3:21:39

Урок по теме "Строение и функции белков"

Задачи урока: сформировать у учащихся понятие о строении и функциях белков; формировать умение строить ответ с использованием дополнительного материала, выделять общее и особенное при использовании нескольких источников информации, делать выводы; развивать познавательный интерес и способности учащихся....

03 05 2021 10:12:24

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)