Внеклассное мероприятие по биологии с элементами экологии "Счастливый случай" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Внеклассное мероприятие по биологии с элементами экологии "Счастливый случай"

Гейм первый – «Дальше, дальше, дальше…»

В зал приглашаются сначала первая команда. За одну минуту она должна дать как можно больше правильных ответов на предлагаемые ниже вопросы ведущего. Потом в зал приглашается вторая команда и ей предлагается то же задание. В скобках после вопроса указан правильный ответ.

1. Вода в твердом состоянии (Ответ: Лед)
2. Каким химическим элементом богата капуста? (Ответ: Йод)
3. Гетеротрофные организмы, потребители первичной продукции (Ответ: Консументы).
4.Водная оболочка Земли (Ответ: Гидросфера).
5. Как называются организмы, для процесса которых необходим кислород (Ответ: Аэробы).
6. Последовательная необратимая смена биоценозов (Ответ: Сукцессия).
7. Совокупность всех видов растений планеты (Ответ: Флора).
8. Совокупность всех видов животных планеты (Ответ: Фауна).
9. Группа организмов пассивно плавающих в воде? (Ответ: Планктон).
10. Разделение растительного сообщества на «этажи» (Ответ: Ярусность).
11. Оболочка Земли, населенная живыми организмами (Ответ: Биосфера).
12. Где представлен список находящихся в опасности видов растений и животных? (Ответ: Ответ: Красная книга).
13. Как называется процесс испарения воды растениями? (Ответ: Транспирация).
14. Каких организмов называют эдафобионтами? (Ответ: Обитающих в почве).
15. Каких организмов называют гидробионтами? (Ответ: Обитающих в воде).
16. Как называется состояние организма, при котором жизненные процессы замедлены до минимума? (Ответ: Анабиоз).
17. Как называют способ выращивания растений в растворе питательных веществ? (Ответ: Гидропоника).
18. Как называется процесс разрушения и выноса водой или ветром плодородного слоя почвы? (Ответ: Эрозия).
19. Как называются автотрофные организмы, составляющие первое звено пищевой цепи? (Ответ: Продуценты).
20. Как называется воздушная оболочка Земли? (Ответ: Атмосфера).
21. Реакция организма на продолжительность светового дня? (Ответ: Фотопериодизм).
22. Как называется твердая оболочка Земли (Ответ: Литосфера).
23. Мероприятия по улучшению свойств почвы называются…(Ответ: Мелиорацией).
24. Как называют органические вещества почвы? (Ответ: Гумус или перегной).
25. Соединения разрушающие озоновый слой в атмосфере (Ответ: Фреоны).
26. Фактор среды, выходящий за пределы выносливости и вызывающие гибель организма (Ответ: Ограничивающий)
27. Организмы, разлагающие органические остатки (Ответ: Редуценты).
28. Территория, полностью исключенная из всех видов хозяйственного использования (Ответ: Заповедник).
29. Растения, нежелательные в сельскохозяйственных угодьях? (Ответ: Сорняки).
30. Растения какого семейства вступают в симбиотические отношения с азотфиксирующими бактериями и обогащают почву азотом? (Ответ: Бобовые).

Гейм второй – «заморочки из бочки»

Ведущий предлагает членам команд по очереди доставать фишки (или бочонки лото). Номер фишки соответствует номеру вопроса. Если команда не может ответить, то вопрос передается другой команде. Если и у них нет ответа, то вопрос передается зрителям.

  1. Этот термин появился перед проведением Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде в июне 1972 году к дополнению «контроль». Он означает комплексную систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенных факторов. Назовите этот термин. (Ответ: Мониторинг).
  2. Счастливый случай!!!
  3. Этот термин в переводе с латинского означает « терпение». Он характеризует выносливость вида по отношению к колебаниям какого-либо экологического фактора, причем диапазон между экологическим минимумом и экологическим максимумом составляет предел… (Ответ: Толерантность).
  4. Описаны случаи, когда баобабы, растущие в зоне тропиков, в середине лета, в самую жару, сбрасывали листья. Почему? Дайте объяснение. (Ответ: В жару сильно повышается испарение влаги листьями. Чтобы избежать обезвоживания, баобаб сбрасывает листья – испарение воды резко повышается).
  5. К.А. Тимирязев писал: « Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха и целую речку цистой воды и попросите, чтобы он из всего этого приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, -- он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений». Объясните суть высказывания ученого (Ответ: Речь идет о процессе фотосинтеза).
  6. Предложите как можно укрепить осыпающийся склон оврага или берег, который постоянно подмывает вода? (Ответ: Сажать деревья, которые своими корнями скрепляют почву).
  7. В басне «Листы и корни» И.А. Крылова кони, споря с листьями, говорят:

    – Мы те,
    Которые, здесь роясь в темноте,
    Питаем вас.
    Ужель не узнаете?
    Мы корни дерева, на коем вы цветете.
    Красуйтесь в добрый час!
    Да только помните ту разницу меж нас:
    Что с новою весной лист новый народится;
    А если корень иссушится, –
    Не станет дерева, ни вас!

    В чем была ошибка баснописца? (Ответ: Листья важны для растений не меньше корня, ведь в них происходит процесс фотосинтеза, необходимого для растения).

  8. После дождя часто можно увидеть на земле и на асфальте дождевых червей – выползков. Почему им не сидится под землей? (Ответ: В почве в результате разложения органических остатков много углекислого газа, который вступая в реакцию с водой, образует угольную кислоту, раздражающую нежную кожу червя). И как заставить рыбакам вылезти им из под земли не только после дождя, но и по мере необходимости?
  9. Как определить возраст рыбы? (Ответ: Рыбы, как и растения, в умеренных широтах бурно растет весной и летом и прекращает рост осенью и зимой. В результате таких ежегодных перерывов в росте на чешуе и костях рыбы появляются годичные кольца. По этим кольцам и определяют возраст рыбы.)

Гейм третий – «ты мне, я тебе»

Члены каждой команды задают вопросы друг другу, которые они подготовили заранее по биологии и экологии.

Гейм четвертый – «темная лошадка»

Вступление ведущего: « Он впервые в 1866 году ввел название о науке, которая изучает взаимоотношения организмов друг другом и условиями среды». Кто этот человек и о какой науке идет речь? (Ответ: Наука – экология, естествоиспытатель – Э. Геккель).

Вопросы, связанные с экологией

  1. Для начала назовите основные взаимоотношения между организмами (Ответ: Мутуализм, хищничество, паразитизм, комменсализм).
  2. Червь конволюта обитает в Средиземном море. Под кожей у него живут одноклеточные водоросли. У конволюты нет ни желудка, ни кишечника. Червь должен почаще бывать на солнышке. Как начинается отлив, миллионы конволют выползают из нор и принимают солнечные ванные. А когда волны прилива заливают пляж, черви снова зарываются в песок. Объясните особенности строения и поведения червя. (Ответ: Водоросли, обитающие под кожей червя, путем фотосинтеза образуют органические вещества для червя (и для себя тоже). Этими веществами червь питается, а его органы пищеварения атрофировались).
  3. Объясните как называется описанное явление и его биологический смысл:

Ежата появляются на свет ранней весной, когда в лесу еще очень холодно. У них нет меха – только колючки. Малышам холодно и в норе, особенно когда мамаша уходит за кормом. Уходя ежиха заворачивает детишек в сухие листья – для сохранения тепла. (Ответ: Забота о потомстве).

  1. Английский писатель Джонатан Свифт писал:

«Под микроскопом он открыл, что на блохе
Живет блоху кусающая блошка;
На блошке той – блошинка-крошка,
В блошинку ж зуб сердито вонзает блошиночка…
Каков биологический смысл содержания данного четверостишия? (Ответ:У каждого прак тически организма есть свои паразиты, речь идет о явлении паразитизма).

  1. Дело было в XIX веке, когда уже открыли процесс дыхания и знали, что при этом потребляется кислород и выделяется углекислый газ. Исследователи знали также, что кислород жизненно необходим для дыхания, без него – смерть. Ученые подсчитали и пришли к выводу, что всех запасов кислорода хватит только на пять- десять лет, потом дескать, все человечество задохнется. Годы шли, удушья никто не чувствовал. «Ага, --сказали ученые, --видно, мы ошиблись». Пересчитали и продлили жизнь людям еще на десяток лет. Опять стали ждать… Как вы думаете чего же они дождались? (Ответ: Затем был открыт процесс фотосинтеза, и стало понятно почему же мы до сих пор не задохнулись).
  2. Как объяснить, что атлантическая макрель, пойманная в сеть, гибнет даже в воде? (Ответ: Это связано с биологией рыб, которая всю жизнь проводит в быстром движении. Если прекратить движение макрели, жабры перестают снабжать ее кислородом, который усваивает рыба лишь тогда, когда через жабры проходит вода с большой скоростью).

Гейм пятый – «гонка за лидером»

Ведущий задает вопросы командам по очереди.

  1. Область распространения на земной поверхности систематической группы организмов (Ответ: Ареал).
  2. Гетеротрофные организмы, составляющие вторичные и т. д. звенья в цепи питания (Ответ: Консументы).
  3. Организмы, для процесса дыхания которым не нужен кислород, т.е. обитают в бескислородной среды (Ответ: Анаэробы).
  4. Самое высокое млекопитающие (Ответ: Жираф).
  5. Поедание одного организма другим (Ответ: Хищничество).
  6. Поедание животным особей своего вида (Ответ: Каннибализм).
  7. Способность растений переносить низкие отрицательные температуры (Ответ: Морозостойкость).
  8. Инсектициды – химические средства для борьбы с…(Ответ: Насекомые).
  9. Организмы, обитающие на дне водоема, мелкие, пассивно плавающие (Ответ: Бентос).
  10. Международный список вымирающих и вымерших видов растений и животных. (Ответ: Черная книга).
  11. Самое страшное бедствие в лесу. (Ответ: Пожар).
  12. Общипывание кончика корня называется…(Ответ: Пикировка).
  13. Удаление боковых ветвей у растений называется…(Ответ: Пасынкование).
  14. Движение растений к свету называется…(Ответ: Фототропизм).
  15. Совокупность разных видов растений, животных, микроорганизмов, обитающих на определенной территории называется… (Ответ: Биоценозом).
  16. Организмы, активно плавающие в толще воды называются…(Ответ: Нектон).
  17. Назовите хоть один биоиндикатор (Ответ: Лишайники).
  18. Растение, имеющее самый большой цветок (Ответ: Раффлезия).
  19. Самая маленькая птица (Ответ: Колибри).
  20. Нелетающая птица, живущая на берегах Антарктиды (Ответ: Пингвин).
  21. Величайшее в мире дерево.(Ответ: Секвойя).
  22. Животное, изменяющее окраску кожи под цвет окружающего фона (Ответ: Хамелеон).
  23. Самое маленькое цветковое растение (Ответ: Ряска).
  24. Растворы органических веществ передвигаются по…растения (Ответ: Флоэма).
  25. Растворы минеральных веществ передвигаются по… растения (Ответ: Ксилеме).
  26. Что такое «плач растений»? (Ответ: Выделение избытка воды из растений через гиматоды).

Жюри подводит итоги, награждение победителей!!!



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Презентация урока "Пластический обмен. Фотосинтез"

Данная тема является одной из сложнейших в курсе общей биологии. Все материалы по уроку помогут учащимся лучше подготовиться к Е Г Э по биологии. Использование И К Т на уроке поможет учителю активизировать познавательную деятельность и развивать интеллектуальное мышление....

17 10 2021 19:55:32

Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека - Ф.Энгельс

Ф. Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд — это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстрактное мышление....

17 10 2021 3:45:45

Органы и системы органов растений. Побег. Строение и функции стебля (УМК "Сферы"). 6-й класс

Урок демонстрирует возможность объединения двух тем в одном уроке, используя приемы проведения лабораторных работ, создания ситуаций интеллектуального затруднения, решения проблемных задач, способствующие развитию творческого мышления....

17 10 2021 23:45:46

"Продлись, продлись, очарованье". Интегрированный урок (технология + биология + литература) в 7-м классе с применением ИКТ

На уроке семиклассницы учатся новому виду рукоделия - вышивке лентами розы. Одновременно повторяются темы строения цветка (биология), описание цветка (русский язык и литература), а также даются интересные сведения о розе....

17 10 2021 19:58:29

Урок-путешествие "Многообразие птиц"

Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в команде....

17 10 2021 18:20:41

"Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе

Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н. И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....

17 10 2021 18:31:33

Тема урока: "Нуклеиновые кислоты". 10-й класс

Урок рекомендован для учащихся, изучающих молекулярно-клеточный уровень живой материи. В течение урока учитель опирается на знания, полученные учащимися в 9-м классе. Учащиеся закрепляют строение и функции нуклеиновых кислот, самостоятельно ищут ответы на вопросы. Урок насыщен наглядным материалом, который помогает эффективно усвоить тему....

17 10 2021 17:20:25

Урок-игра по биологии по теме "Многообразие паразитических червей и меры борьбы с ними"

Занятие с целью изучения многообразия червей–паразитов, их вреда, способов их выявления и профилактики....

17 10 2021 23:58:20

Методические рекомендации по применению разноуровневых тестовых заданий по биологии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Данная работа предлагает ряд разноуровневых заданий по проверке знаний учащихся по теме: " Опорно-двигательная система". Уровневый подход к проверке знаний по предмету позволяет более качественно проверить знания учащихся. Исходя из особенностей дефекта умственно отсталых детей, недоразвития высших форм мышления, учащимся предлагается применение трёх уровней задания: различие, запоминание, понимание....

17 10 2021 7:53:37

Урок-обобщение как средство упрочнения и закрепления знаний

Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока. ...

17 10 2021 15:59:48

Современные методы преподавания биологии. Информационно-коммуникационные технологии

Каким должен быть современный урок, его структура, форма, методика? Каким требованиям он должен отвечать? Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу. Добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Автор использует современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные....

17 10 2021 5:10:24

Элективный курс "Юный медик"

Целью данного курса является профильная ориентация учащихся на обучение в профильных классах, расширение знаний, выработка рекомендаций по ведению здорового образа жизни. На занятиях учащиеся узнают о специфике медицинских профессий, о причинах возникновения некоторых заболеваний, познакомятся с основными понятиями и терминологией. Школьники научатся оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях, накладывать повязки, выполнять профилактические мероприятия для поддержания организма в здоровом состоянии....

17 10 2021 19:34:47

Методические рекомендации по применению дополнительного дидактического материала на уроках общей биологии

Разработана серия дидактических заданий, которые дополняют основной материал курсов биологии 9–11-х классов. Дидактические задания разработаны для организации самостоятельной работы учащихся на уроке и на серии уроков, могут служить основой для профессионального ориентирования. ...

17 10 2021 20:32:11

Темперамент и характер

Уже несколько лет учащиеся проектную работу реализовывают через сцену в виде маленьких биологических спектаклей. Сценическая форма подачи материала действует на эмоции, значит, лучше воспринимается и запоминается. Общаясь с залом, «артисты» учатся удерживать внимание аудитории, не боятся вступать в контакт, реализуют свой творческий потенциал, что в подростковом возрасте имеет немаловажное значение. Так называемые трудные подростки, пройдя через десятки репетиций, перестают быть трудными....

17 10 2021 1:58:47

Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"

Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....

17 10 2021 17:19:36

Рост и развитие растений. "Спросим мнение самого растения". 6-й класс

Учащиеся знакомятся с оптимальными условиями всхожести семян (благоприятные условия), изучают методику закладки опыта, учатся ставить опыты при изучении семян....

17 10 2021 5:24:26

«Размножение и его виды. Бесполое размножение». 6-й класс

Учащиеся описывают процессы вегетативного размножения; выделяют отличительные особенности полового и бесполого размножения. Приводятся примеры бесполого размножения и растений, размножающихся вегетативно....

17 10 2021 18:49:39

Метод проектов на уроках биологии.

В работе представлены компьютерные презентации учащихся 7–11-х классов, применяемые на уроках биологии. Данные презентации соответствуют требованиям и помогают учителю биологии или классным руководителям проводить беседы по профилактике вредных привычек с учащимися школы и их родителями....

17 10 2021 16:49:30

Урок биологии. Тема: "Характерные особенности растений семейства крестоцветные". 7-й класс

На уроке учащиеся вспоминают материал 6-го класса по строению корней, листьев, цветков, плодов и применяют полученные знания для изучения темы " Семейства крестоцветные". Выявляют особенности строения растений семейства, рассматривают представителей, выясняют важность растений для человека....

17 10 2021 13:58:38

Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс

На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы. Потом отвечают на вопрос: " Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?" Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител. ...

17 10 2021 1:59:13

Обобщающий урок по теме "Класс Птицы" (особенности строения)

Урок повторения и обобщения знаний по теме « Тип Хордовые. Класс Птицы», на котором учащиеся систематизируют знания об особенностях строения, жизнедеятельности птиц, связанных с полетом, приспособленности их к жизни в разнообразных условиях наземной среды, происхождении птиц....

17 10 2021 3:41:12

Открытый урок биологии

Урок разработан для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы, занимающихся по авторской линии И. Н. Пономарёвой, с применением личностно-ориентированной педагогической технологии. Интеллектуальные умения развиваются при индивидуальной работе с текстом параграфа и натуральными объектами. ...

17 10 2021 4:58:17

Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"

Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов....

17 10 2021 1:11:21

Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"

Комбинированный урок " Насекомые" направлен на формирование представлений о классе насекомых на основе повторения и сравнения с ранее изученными классами типа Членистоногие. При актуализации и систематизации использованы различные приемы: фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа, взаимопроверка, творческие работы, работа с биологическими терминами. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу, работая с инструктивными картами и дополнительным материалом. Большое внимание уделено терминологии и систематике. ...

17 10 2021 21:15:51

Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных. Тема: "О чем поют лягушки"

Урок знакомит учащихся с представителями класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека....

17 10 2021 22:57:55

Рекорды органического мира Южной Америки

Сведения, представленные в работе, могут быть использованы учителями как дополнительный материал при изучении темы " Природные зоны Южной Америки" на уроках географии и биологии. В презентации представлен богатый иллюстративный, и информационный материал, который поможет расширить кругозор учащихся и повысить интерес к данным предметам....

17 10 2021 1:34:50

Урок с использованием ИКТ "Способы размножения растений"

На уроке формируются биологические понятия "половое, бесполое, вегетативное размножение", "гамета", "зигота", "спермий", "сперматозоид", "яйцеклетка", особенности размножения растений, формируются навыки получения информации учащимися с помощью различных источников, в том числе компьютерных....

17 10 2021 1:22:42

Питание. Особенности питания растительного организма

Урок посвящён изучению нового материала по программе Н. И. Сонина. Цель урока: формирование понятия о воздушном и почвенном питании растений, понимание роли питания в жизни растений....

17 10 2021 4:54:41

Блочно-модульная технология. Тема: "Класс птиц"

Перестройка образовательного процесса на принципах блочно-модульной технологии обучения позволяет детям учиться в полном соответствии со своими возможностями, использовать собственный опыт и других, приносит удовольствие, т. к. они видят результат своего труда. Цель урока: активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках биологии....

17 10 2021 16:53:31

Урок-путешествие "Мир чувств"

Урок является вводным по теме « Анализаторы», проводится в 8-м классе. Цель урока: дать понятие об анализаторах, их структуре, рассказать о свойствах рецепторов и показать сложную аналитико-синтетическую деятельность головного мозга. ...

17 10 2021 22:29:34

Открытый урок-путешествие по теме "Голосеменные растения"

Основные идеи открытого урока: развитие познавательного интереса через реализацию межпредметных связей. Образовательная цель урока заключается в раскрытии общих особенностей организации голосеменных растений, формирование умений узнавать данные растения, возможность провести маленькое исследование....

17 10 2021 11:38:57

Движение простейших и беспозвоночных

Презентация « Движение простейших и беспозвоночных» носит обучающий характер. Предназначена для детей школьного возраста в возрасте 12–18 лет. Презентация может быть использована на уроках биологии в 6-м классе при изучении темы « Движение»....

17 10 2021 18:47:42

Как можно отличить живое от неживого? Подведём итоги (по технологии педагогической мастерской)

В 5-м классе уроки изучения материала темы « Отличие живого от неживого» направлены на формирование понятия о свойствах живой материи, о взаимосвязи живой и неживой природы, о веществах, входящих в состав живых организмов. Данные понятия, являясь общими для цикла естественнонаучных дисциплин, развиваются на протяжении всего периода изучения физики, химии, биологии и географии в школе. Учитывая эти условия мы посчитали целесообразным использовать технологию педагогической мастерской....

17 10 2021 19:42:15

Обмен веществ и энергии

Разработка урока по курсу биологии (6-й класс) " Обмен веществ и энергии в клетке" поможет учителю сформировать у учащихся представления о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций, о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы; подвести учащихся к пониманию основополагающих физических, химических и экологических законов и сделать это на должном научном, эстетическом и эмоциональном уровне....

17 10 2021 18:38:18

Урок–игра по теме "Беспозвоночные". 7-й класс

В данной статье представлен материал урока по теме « Беспозвоночные» в 7 классе по программе Пасечника. Урок в игровой форме позволяет обобщить знания о моллюсках, насекомых и других беспозвоночных животных. Занимательные задания не только повысят интерес к изучению предмета и окружающего мира, но и позволят детям применять полученные знания в повседневной жизни. ...

17 10 2021 19:56:20

Разработка урока "Отделы споровых: плауновидные, хвощевидные, папоротникообразные"

В процессе умственно-практической деятельности учащиеся постепенно, пошагово усваивают строение, размножение, значение плаунов, хвощей и папоротников. Главное правило в учебном процессе - не расслаивать учеников на сильных и слабых, организовывать взаимообучение детей методом совместно-групповой учебной деятельности....

17 10 2021 11:13:31

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой " Репетитор 1 С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику " Биология. Человек" автор Н. И. Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

17 10 2021 15:29:30

«Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы». 6-й класс

На уроке учащиеся познакомятся с характерными признаками грибов, их отличительными особенностями, сформируют представление о строении грибов, типах питания и размножении....

17 10 2021 10:22:27

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

17 10 2021 21:52:32

Задачи по молекулярной биологии ЕГЭ biologia's Blog

Задачи по биологии. Код Д Н К В продолжение предыдущего поста. Есть еще один тип задач включенных в задание С5, это задачи по молекулярной биологии. Для их решения необходимы знания о структуре нукле…...

17 10 2021 9:13:45

Внеклассное мероприятие по биологии

Внеклассное мероприятие " В гостях у Лешего" было проведено во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 6-х классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации....

17 10 2021 10:31:47

Решение генетических задач. Анализ и составление родословных

Урок помогает познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных; научиться составлять и анализировать родословные....

17 10 2021 5:30:11

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

17 10 2021 0:25:54

Урок биологии по теме "Доказательства эволюции животных"

Цели урока: познакомиться с основными группами доказательств эволюции животных; научиться приводить примеры доказательств эволюции животного мира....

17 10 2021 18:41:11

Школьный практикум как средство повышения мотивации на начальном этапе изучения предмета биология

В 5–6-х классах при изучении биологии на начальном этапе необходимо использовать частые переходы от теории к практике для успешного овладения знаниями и повышения мотивации к предмету. В статье отражены некоторые методы и приемы в обучении, связанные с практической деятельностью учащихся на уроках: работа с натуральными объектами, проблемное обучение, экскурсии, практические работы на участке, использование кинофильмов....

17 10 2021 0:54:10

Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Питание и пищеварение"

Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме « Питание и пищеварение» через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока также проводится обобщение знаний. Урок позволяет проверить несколько компонентов: знание теории, умение восстанавливать схемы, обобщать и выделять существенные признаки. Урок также формирует навыки общения, сотрудничества, коллективизма....

17 10 2021 10:53:57

Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"

Разработка урока к учебнику И. Н. Пономаревой « Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....

17 10 2021 9:14:16

Викторина для учащихся "Живой? Еще живее!". 7-й класс

Эта викторина, как и другие внеклассные мероприятия, помогает заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию к изучению наук естественнонаучного цикла, актуализировать и закрепить полученные знания. Вопросы перемежаются по сложности. Есть совсем простые, что добавляет ученикам уверенности в собственных знаниях, повышает самооценку. Другие вопросы требуют смекалки или наблюдательности, умения логически мыслить, актерского мастерства. Вопросы ориентированы на конец первого полугодия, когда завершается изучение зоологии беспозвоночных. ...

17 10 2021 10:11:32

Урок "Молекулярная структура живого"

Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

17 10 2021 4:18:21

Урок "Закономерности изменчивости. Генотипическая изменчивость"

В учебном процессе мною используется технология поэтапного формирования умственных действий М. Б. Воловича по теории Гальперина. Технология включает в себя следующие этапы: понимание, осмысление, запоминание, воспроизведение. Вашему вниманию предлагается урок с новой темой, где затрагивается первый этап- понимание. Такой подход в обучении позволяет облегчить выполнение Д З, использовать дополнительный материал, который необходим для подготовки к олимпиадам, корректировать знания (на этапе осмысления), осуществлять "педагогику сотрудничества". ...

17 10 2021 19:35:15

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)