Внеклассное мероприятие по биологии "Экологический эрудицион" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Внеклассное мероприятие по биологии "Экологический эрудицион"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Экологический эрудицион"

1. Выход Весны.

Здравствуйте, ребята!
Я весна-красна.
Я пришла к вам в гости
Радости полна.
Я на эту встречу
Шла за Солнцем вслед
Передать вам теплый
Праздничный привет.

Вам желаю нынче
Сладко отдохнуть
Предстоит вам в жизни
Интересный путь.
Надо чтобы каждый
Взять подъем сумел
По ступенькам славных
И полезных дел.

Пусть стремится каждый
Первым стать везде
В спорте и веселье
В радостном труде.

2. Выступление первого ведущего.

Вам вероятно не раз приходилось засиживаться дома за книгами, компьютером, за разнообразными делами, но вас тянуло из дома на зеленые луга, леса, широкие поля, на красивые берега рек и озер, туда, где покрытые пестрыми, блестящими перышками веселые суетливые птицы поют призывные весенние песни. Едва ли найдется какая-нибудь местность нашей страны, где не было бы птиц. Есть они и на далеких островах Северного Ледовитого океана, и в тундре и на самых высоких горах средней Азии. Без птиц самая красивая местность казалась бы безжизненной.

Сегодня мы собрались с вами, чтобы отметить большой праздник весны “День птиц” и будет проходить этот праздник в форме игры. Для этого я попрошу выйти на сцену капитанов обоих комaнд.

Первый конкурс – конкурс капитанов.

Капитанам вручается по одному конверту, в них по одному рисунку. В одном – рисунок воробья, в другом – рисунок грача. Требуется назвать птиц, сказать, чем они питаются, и указать, к какой группе они относятся: оседлые, кочующие или перелетные.

Так примерно должны выглядеть ответы:

Домовой воробей (или городской) – птица оседлая. Название “домовой” появилось из-за близкого соседства этой птицы с жилищем человека. Домовой воробей питается в основном растительной пищей, лишь весной частично насекомыми, которыми также вскармливает птенцов.
В рацион воробья входят семена сельскохозяйственных культур, отбросы различных продуктов, которые он подбирает в человеческих поселениях, хлебные злаки в полях, ягоды вишни, смородины, винограда в садах, весной цветочные почки. При отсутствии поблизости полей вылетает кормиться на луга, опушки лесов и в степи, где собирает семена дикорастущих трав и насекомых.

Грач — хорошо всем знакомая черная птица с фиолетово-синим отливом оперения и беловатым основанием клюва. Это единственная перелетная птица из врановых, живущих на территории России.

Весной грач возвращается к нам раньше всех других перелетных птиц. Кормятся грачи разнообразной пищей. С прилета бродят вдоль дорог и по проталинам, подбирают семена культурных и диких растений, разыскивают кухонные отбросы. Во время пахоты, следуя за тpaктором, выбирают из отвалов земли дождевых червей и различных насекомых и их личинок. Случайно могут поймать полевку, но делают это не так проворно, как ворона, да и с пойманным зверьком долго возятся, поедая его небольшими кусочками.

В период лета майских жуков грачи стаями собираются в молодых рощах и обирают с молодой листвы этих насекомых. Со второй половины лета большими стаями, вместе с галками и воронами, бродят по убранным полям и скошенным лугам, подбирают опавшие зерна и ловят кузнечиков и кобылок.

Ответ оценивается по пятибалльной шкале.

3. Выступление второго ведущего. В зависимости от дальности перемещений в послегнездовое время, птицы делятся на три группы. Назовите их и почему они так называются

  • те птицы, которые могут употрeбллять в пищу не только насекомых, но и семена, ягоды, собирать крошки, никуда не улетают зимой и называются оседлыми (воробьи, сороки, глухарь, рябчик).
  • другие птицы в поисках пищи перемещаются недалеко, в соседние регионы, их называют кочующими (клесты, свиристели, синицы-московки, ореховки, чечетки и еще многие другие).
  • Все остальные птицы (примерно третья часть) перед наступлением холодов улетают на юг - это сезонный перелет, или миграция. Это перелетные птицы: ласточки, буревестники, чайки-моевки, полярные крачки, щурки, дальневосточные кобчики, овсянка-дубровник, чернозобые гагары, тундровые соколы, утки, гуси, лебеди, кулики, поганки, пеночки, камышевки, бурокрылые ржанки, стрижи и др.

Второй конкурс - назовите причины, по которым начинаются сезонные миграции птиц?

Примерные ответы комaнд:

  • зимой птицы улетают в теплые края от зимней бескормицы
  • земля замерзает и пищу найти трудно, особенно насекомоядным птицам
  • при наступлении осенней поры на юге для птиц и для их потомства возникают нeблагоприятные условия. Например, в тропиках и на экваторе часты такие грозы, которых просто не знают страны умеренного климата. К тому же и число грозовых дней там намного больше, чем у нас, в десятки раз.
  • птицы, которые перелетают в Индию и субтропики, вынуждены летом бежать от засушливого сезона.
  • Белая сова гнездится в тундре, где лето холодное, климат влажный и много леммингов, которыми сова питается. Зиму она проводит в лесостепи средней полосы.
  • птицам летом выгоднее выводить потомство в средних широтах, потому что здесь летом дни длиннее, чем на юге. А перелетные птицы ведут дневной образ жизни, и длинный день дает им больше возможностей, чтобы прокормить потомство.
  • тягу к возвращению домой можно объяснить внутренними изменениями в организме птицы. Когда наступает период размножения, железы внутренней секреции под влиянием внешних раздражителей выделяют в организм птицы особые вещества — гормоны. Под влиянием гормонов начинается и проходит сезонное развитие пoлoвых желез. Это, по-видимому, и побуждает птиц к перелету.

Каждый правильный ответ оценивается по одному баллу. Баллы засчитываются в копилку комaнды.

4. Выступление первого ведущего.

Первые перелётные птицы возвращаются к нам около середины марта, когда земля местами освобождается от снежного покрова и птицы получают возможность копаться в ней большим и сильным клювом в поисках червей, личинок, слизняков и семян растений. Затем прилетают зерноядные птицы, последними возвращаются на места гнездовий насекомоядные птицы.

Каждый год, в августе, лишь только появятся первые признаки осени, наши гнездящиеся птицы готовятся лететь в теплые страны. Отлет происходит в обратном порядке, т. е. первыми покидают нас насекомоядные птицы, которые в конце лета с уменьшением численности насекомых начинают ощущать недостаток корма и отправляются туда, где он имеется. Зерноядные птицы отлетают от нас позже, и еще дольше - иногда до морозов - задерживаются в наших краях некоторые водоплавающие и болотные птицы.

Сейчас мы проверим, какая из комaнд лучше знает биологию птиц.

Третий конкурс – логическая игра.

Одна комaнда получает два конверта и задание: “В какой последовательности полетят птицы осенью”

Другая комaнда получает два конверта и задание: “В какой последовательности полетят птицы весной”

Ведущий предлагает участникам разложить фото или рисунки птиц в порядке, соответствующем очерёдности отлёта или прилёта птиц, и рассказать, кто и когда полетит в другие края.

Содержимое конвертов для одной комaнды:

Первый конверт: “грачи”, “белые трясогузки”, “дрозды”, “серые цапли”, “стрижи”, “соловьи”.

Второй конверт: “появление первых проталин”, “пробуждение после зимнего оцепенения мух и других перезимовавших насекомых”, “середина и конец апреля и начало мая, когда можно обшаривать стволы и ветки или копаться в земле в поиске насекомых”, “вскрытие рек”, “начало мая до половины июня, когда насекомые появляются в изобилии и их можно хватать на лету”, “когда полностью распускаются листья на березе”.

Содержимое конвертов для другой комaнды:

Первый конверт: “трясогузка”, “стрижи”, “чиж”, “дрозды”, “кулики”, “утки”.

Второй конверт: “как только дни начнут заметно укорачиваться, ночи удлиняться”, “уменьшение численности летающих насекомых”, \"уменьшение количества плодов и семян растений”, “когда в лесу закончатся различные ягоды (брусника, черника и т.п.), а в садах и рощах рябина, бузина”, “когда мелких водяных и береговых животных станет недостаточно”, “замерзание водоемов”.

Ответы заносятся в таблицы, которые предварительно получают капитаны комaнд.

Так должны выглядеть готовые таблицы.

Название птицы Когда прилетает?
грачи появление первых проталин
белые трясогузки пробуждение после зимнего оцепенения мух и других перезимовавших насекомых
дрозды середина и конец апреля и начало мая, когда можно обшаривать стволы и ветки или копаться в земле в поиске насекомых
серые цапли вскрытие рек
стрижи начало мая до половины июня, когда насекомые появляются в изобилии и их можно хватать на лету
соловьи когда полностью распускаются листья на березе

 

Название птицы Когда улетает?
трясогузка как только дни начнут заметно укорачиваться, ночи удлиняться
стрижи уменьшение численности летающих насекомых
чиж уменьшение количества плодов и семян растений
дрозды когда в лесу закончатся различные ягоды (брусника, черника и т. п.), а в садах и рощах рябина, бузина
кулики когда мелких водяных и береговых животных станет недостаточно
утки замерзание водоемов

За каждый правильный ответ ставится один балл.

5. Выступление второго ведущего.

Четвертый конкурс – конкурс поговорок. Комaндам раздаются пакеты, в которых находятся слова поговорок. Надо сложить из этих слов поговорки и объяснить их смысл.

Каждой комaнде раздаются по пять конвертов со словами поговорок.

  • Трясогузка хвостом лёд разбивает (с прилетом трясогузки с юга вскрываются реки).
  • Седой как лунь (старый лунь бывает светлого цвета).
  • Глухая тетеря (тетерев во время своего токования ничего не слышит и не видит, т.е. не обращает внимания).
  • Заладил как дятел (дятел неустанно стучит клювом).
  • Забился как сыч (сычи днем забиваются в укромные места).
  • Как с гуся вода (перья гуся покрыты жиром, поэтому вода сразу стекает).
  • Пуганая ворона куста боится. (тот, кто испытал трудности, пережил много несчастий, становится излишне осторожен и боится даже того, что не таит в себе опасности).
  • Ранняя птичка нос прочищает, а поздняя глаза продирает (трудолюбивый человек уже наработается к тому времени, когда лодырь только просыпается).
  • Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела (говорится тогда, когда что-либо еще не совсем ясно, не прочно установилось и т.п.).
  • Соловья баснями не кормят (говорится тогда, когда важны не пустые разговоры, а конкретные дела).

За каждый правильный ответ комaнде присуждается по два балла (за правильно сложенную поговорку и за объяснение её смысла).

6. Выступление первого ведущего.

Пятый конкурс – брейн-ринг (кто быстрее).

  • Какая птица носит название танца (чечетка).
  • Какая птица со струнами (гриф, лирохвост, или птица лира).
  • Какую птицу можно назвать лягушкой (кваква – несколько видов: обыкновенная, зеленая, американская).
  • Какая птица самая глупая (глупыш).
  • Какая птица носит название корабля (фрегат).

За каждый правильный ответ комaнде присуждается один балл.

Игра со зрителями.

Каждый раз, когда комaнды обдумывают свои ответы на конкурсах, со зрителями можно провести конкурс загадок:

* * *
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.

Ответ: Аист.

* * *
Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок.

Ответ: Воробей.

* * *
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? …

Ответ: Ворона.

* * *
Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам ...

Ответ: Грачи.

* * *
Крылатый, горластый –
Красные ласты.
В воде купался –
Сух остался.
Щиплет за пятки –
Беги без оглядки.

Ответ: Гусь.

* * *
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.

Ответ: Дятел.

* * *
Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
Словно выпорхнув спросонок,
Песнь заводит ...

Ответ: Жаворонок.

* * *
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.

Ответ: Журавли.

* * *
Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами - стук,
Как зовут его -

Ответ: Индюк.

* * *
Кто эта птица?
Никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.

Ответ: Кукушка.

* * *
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.

Ответ: Ласточка.

* * *
Пышный хвостик этой птицы
Цветами радуги искрится.

Ответ: Павлин.

* * *
Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь – и был таков.

Ответ: Пеликан.

* * *
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.

Ответ: Синица.

Каждый раз, когда комaнды обдумывают свои ответы, зрителям можно зачитать несколько интересных фактов из жизни птиц.

  • Нападающий на свою жертву сокол может в полете ударить с такой силой, как бьет копытом лошадь!
  • Защищающий свое гнездо или самку лебедь-кликун ударом крыла может сломать взрослому человеку ногу!
  • При приближении опасности, например человека, выпь никогда не убегает – она замирает на месте и может нанести довольно ощутимый удар в голову.
  • Гнездо орлана-белохвоста, часто расположенное на специально сломанной им верхушке дерева и служащее этой птице домом на протяжении нескольких десятков лет, не может разрушить ни один ураган в мире!
  • Самой красивой уткой в мире считается селезень-клоктун, а самой некрасивой – самка клоктуна.
  • …Самыми дисциплинированными птицами считаются утки – морянки, которые передвигаются по воде исключительно ровными рядами и, даже ныряя за рыбой на целую минуту, всплывают точно на своем месте, не сместившись ни на сантиметр.
  • Иглохвостый стриж в воздухе может развивать скорость более 120 км/час.
  • Наибольшее количество желтков когда-либо найденных в одном яйце – девять.
  • Чтобы сварить яйцо страуса вкрутую его нужно кипятить 2 часа!
  • Перья птицы весят больше чем ее скелет.
  • Во время охоты сокол сапсан может достигать скорости более 320 км/ч.
  • Наиболее распространенные птица на земле это куры.
  • Королевский альбатрос высиживает яйца 79 дней.
  • Самое маленькое в мире птичье яйцо - это яйцо колибри, а самое большое - у страуса.
  • Скорость стрижей, гoлyбей, куликов может достигать 300 км/ч.
  • Колибри едят каждые 10 минут, ежедневно поедая нектара в два раза больше их собственного веса.
  • Американский гриф-индейка помогает инженерам определить место повреждения подземного трубопровода. Вытекающее горючее пахнет падалью, которой питаются эти птицы, и, собираясь в таком месте, птицы показывают ремонтникам, где именно следует производить починку.



Комментарии:

"Погоня за пятерками". Обобщающий урок по теме "Зрительный анализатор. Гигиена зрения"


    "Погоня за пятерками". Обобщающий урок по теме "Зрительный анализатор. Гигиена зрения"

      Урок обобщает, углубляет и систематизирует знания учащихся о строении и функциях зрительного анализатора, гигиене зрения. Развивает творческие способности и познавательный интерес, креативное мышление....

09 12 2025 7:56:47

Урок для 7-го класса на повторение "Царство растений"


    Урок для 7-го класса на повторение "Царство растений"

      Урок-игра может использоваться, как урок закрепление по пройденной теме, а также, как развлекательное мероприятие на "недели биологии". На уроке предложены различные конкурсы, а также, в качестве приложения, слайд-шоу....

08 12 2025 2:27:42

Генетика пола. Наследственные заболевания

На уроке рассматривается механизм определения пола человека и наследования признаков, сцепленных с полом; продолжается формирование навыков решения генетических задач; развиваются умения учащихся анализировать, делать выводы, объяснять выявленные закономерности. Используется метод проблемного обучения....

07 12 2025 12:40:18

Шляпочные грибы: строение, питание и размножение

Шляпочные грибы: строение, питание и размножение Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк и шляпку. Так и образовалось их название — шляпочные грибы....

06 12 2025 11:51:12

Орнотологический КВН "День пернатых друзей" для учащихся 5—8-х классов


    Орнотологический КВН "День пернатых друзей" для учащихся 5—8-х классов

      Конкурс позволяет закрепить, углубить знания учащихся, а также активизировать познавательную деятельность. Значительна роль данного конкурса для экологического обучения и привития экологической культуры, чувства сопереживания, гуманности к окружающим, в том числе птицам. ...

05 12 2025 20:12:14

Особенности строения, свойства и функции цитоплазмы


    Особенности строения, свойства и функции цитоплазмы

      На этом уроке свойства цитоплазмы можно наблюдать во время пpaктической работы. Такие сложные понятия, как "плазмолиз" и "деплазмолиз" встречаются в заданиях ЕГЭ. Особое внимание уделяется таким явлениям, как тургор, осмос, диффузия. На уроке учащиеся смогли закрепить навыки работы с микроскопом....

04 12 2025 16:53:58

Воля, эмоции, внимание (8-й класс)


    Воля, эмоции, внимание (8-й класс)

      Представлен материал, способствующий активации творческого самовыражения учащихся. На предлагаемом уроке используются активные методы – ученики в роли учителя и ученик как исследователь. Данные методы направлены на самопознание и развитие (интеллекта, общения, самооценки). По ходу урока применены элементы здоровьесберегающей технологии. ...

03 12 2025 10:19:20

Строение и деятельность внутренних органов земноводных. 7-й класс


    Строение и деятельность внутренних органов земноводных. 7-й класс

      Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....

02 12 2025 9:40:49

Внетренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови


    Внетренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови

      Урок с ЭОР, размещенных на сайте единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru. Приводится примерная схема составления технологической карты урока на основе электронно-образовательных ресурсов....

01 12 2025 21:35:56

Интегрированный урок (биология + информатика). Тема: "Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости"


    Интегрированный урок (биология + информатика). Тема: "Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости"

      Урок "Модификационная изменчивость" является последующим продолжением изучения темы "Закономерности изменчивости". Изучение данной темы рационально распределить на два урока, включив в них пpaктическую работу по вариационной статистике с использованием информационных технологий. Использование электронных таблиц является повторением материала, изучаемого в первом полугодии 10-го класса. ...

30 11 2025 21:52:30

Элективное занятие по биологии на тему: "Решение задач по генетике пола"

Основные цели урока – углубить теоретические знания, полученные на уроке; научиться решать задачи по генетике пола. ...

29 11 2025 9:46:45

Сценарий празднования Дня птиц "Здравствуйте, птицы!"


    Сценарий празднования Дня птиц "Здравствуйте, птицы!"

      Автором предложена разработка сценария празднования Дня птиц «Здравствуйте, птицы!» и форма проведения мероприятия: конкурсно-игровая. В сценарий включены произведения знаменитых поэтов и писателя. Предложено музыкальное оформление праздника, использование современных технических средств: компьютера, проектора....

28 11 2025 7:57:13

Когда владыками суши были динозавры. 7-й класс


    Когда владыками суши были динозавры. 7-й класс

      Урок систематизирует знания учащихся для доказательства исторического развития живого мира, выявления эволюционных закономерностей. У учеников формируется представление о жизни динозавров и их уникальных особенностях, позволившим им долгое время занимать господствующее положение на Земле, затем быстро исчезнуть. Развивается интерес к изучению истории планеты Земля, ее природы....

27 11 2025 9:11:22

Тема урока: "Анализаторы. Зрительный анализатор". 8-й класс

Данная разработка предназначена для учащихся 8-го класса. При прохождении темы "Органы чувств" более интересным и привлекательным вариантом является компьютерный. Разработка включает вводную часть, где учитель знакомит с общим понятием "анализатор", предполагает активное включение учащихся в работу по изучению данной темы, презентацию учащихся по теме "Зрительный анализатор", а также различные варианты контроля. ...

26 11 2025 12:44:30

Сценарий урока биологии "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты"


    Сценарий урока биологии "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты"

      Школьный учитель из трaнcлятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнения лабораторного пpaктикума. ...

25 11 2025 16:55:39

Применение информационных технологий на уроках биологии (обобщение опыта работы)


    Применение информационных технологий на уроках биологии (обобщение опыта работы)

      Целью работы автора является повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии, интереса к предмету и эффективности обучения. Данная цель предполагает реализацию следующих задач: содействовать развитию познавательного интереса, повысить мотивацию к учению, развивать творческие способности, создать комфортные условия для обучения, использовать возможности готовых ЭОР на уроке и вне его, создавать и применять собственные ЦОР направленные на удовлетворение потребностей учеников....

24 11 2025 6:45:48

Тема урока: "Рациональное питание"


    Тема урока: "Рациональное питание"

      Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через ЗОЖ....

23 11 2025 9:23:33

Центры происхождения культурных растений

Академик Н.И.Вавилов показал, что наиболее многообразные генотипы культурных растений находятся в центрах их происхождения, где сохранились их предки....

22 11 2025 4:18:59

Строение глаза человека. Глазное яблоко и вспомогательный аппарат зрения

Строение глаза человека. Глазное яблоко и вспомогательный аппарат зрения Зрение — это биологический процесс, обусловливающий восприятие формы, размеров, цвета предметов, окружающих нас, ориентировку среди них. Оно возможно благодаря функции зрительного анализатора, в состав которого входит воспринимающий аппарат — глаз....

21 11 2025 9:59:38

Программа элективного курса предпрофильного обучения по биологии "Хочу быть здоровым!"


    Программа элективного курса предпрофильного обучения по биологии "Хочу быть здоровым!"

      Программа элективного курса предназначена для учащихся 8-го класса. Целесообразность преподавания данного курса обусловлена тем, что в наш информационный век, как ни странно, современные школьники крайне легкомысленно относятся к своему здоровью, особенно в вопросах питания....

20 11 2025 4:20:19

Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс


    Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс

      Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....

19 11 2025 4:31:39

Урок-модуль "Генетика и медицина"


    Урок-модуль "Генетика и медицина"

      Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....

18 11 2025 5:41:14

Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология)


    Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология)

      На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....

17 11 2025 17:59:38

Урок биологии. Тема: "Эмбриональный период развития организмов". 9-й класс

На уроке использован метод моделирования как изобразительная форма наглядности, в упрощенной форме демонстрирующая существующее явление. Сопровождается презентацией, текстом и рисунками учебника. Деятельностный подход творчески преобразовывает материал для овладения новыми знаниями....

16 11 2025 7:49:37

Тип: члeнистоногие. Класс: paкообразные, паукообразные (7-й класс)


    Тип: члeнистоногие. Класс: paкообразные, паукообразные (7-й класс)

      Во время урока учащиеся знакомятся с представителями животных, их уникальностью. Личностная значимость для учащихся – путешествовать в природе, всё увидеть самому. Методы обучения – поисковый, репродуктивный, проблемный. Форма организации – комбинированный урок. Учащихся работают с презентацией, обобщают и делают выводы. ...

15 11 2025 14:44:24

Плеврококк. Строение, питание и значение для человека

Плеврококк. Строение, питание и значение для человека Плеврококк – это одноклеточная водоросль, относится к низшим растениям (тело не разделено на отдельные органы – нет листьев, корней, стeбля). Представитель отдела Зеленые водоросли, класса Хлорофициевые....

14 11 2025 12:41:39

Тема урока: "Видоизменения листьев и корней растений", 6-й класс


    Тема урока: "Видоизменения листьев и корней растений", 6-й класс

      Урок предназначен для учащихся 6-х классов. Для его подготовки были использованы элементы проектной технологии. Элементы игры, компьютерные презентации, составленные учащимися, позволяют учителю поддерживать высокий познавательный интерес учащихся на уроке....

13 11 2025 4:57:41

Программа экологического воспитания. Клуб "ЭКОС"

Приведена программа занятий с учащимися среднего школьного возраста в целях формирования у них экологической культуры. ...

12 11 2025 1:44:30

Папоротникообразные - признаки группы, строение и классификация

Папоротникообразные - признаки группы, строение и классификация Папоротникообразные – это группа споровых растений, которые обладают проводящими тканями (сосудистыми пучками). Предполагают, что зародились они более 400 млн. лет назад, еще в палеозойский период....

11 11 2025 17:56:26

Программа по выбору для 9-х классов "Лес и человек"


    Программа по выбору для 9-х классов "Лес и человек"

      Программа курса по выбору актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору учащимися естественно-научного профиля обучения. Она рассчитана на 18 часов и является дополнением к основному курсу экологии и биологии. Направлена на расширение и углубление знаний о многостороннем значении лесов, их распространении, а также знакомит с проблемами взаимодействия леса и человека. ...

10 11 2025 20:17:43

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"


    Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

      Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

09 11 2025 1:46:52

Разработка урока по биологии "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения"


    Разработка урока по биологии "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения"

      Завершающий урок "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения". На уроке разбираются кратковременные и долговременные воздействия курения на организм человека, предлагается анализ социологического опроса «Выявление основных хаpaктеристик курильщика», разбираются особо актуальные вопросы, связанные с влиянием курения на организм человека....

08 11 2025 17:19:34

Тип Моллюски. Особенности строения, значение для человека

Тип Моллюски. Особенности строения, значение для человека Тип моллюски — это мягкотелые животные, преимущественно с билатерально симметричным строением, населяющие как водоемы, так и сушу. Насчитывается более 120 тысяч видов....

07 11 2025 7:25:23

Опыт разведения цветов на территории училища


    Опыт разведения цветов на территории училища

      Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

06 11 2025 9:45:51

Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора


    Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора

      Урок изучения нового материала с использованием презентации и лабораторной работы. Формирует у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания, а в ходе лабораторной работы они выявляют механизмы приспособления в результате действия естественного отбора. Урок способствует развитию интереса, как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течение урока....

05 11 2025 10:34:51

Обобщающий урок по биологии "Добро пожаловать в мир беспозвоночных животных"


    Обобщающий урок по биологии "Добро пожаловать в мир беспозвоночных животных"

      Цель обобщающего урока: с помощью создания игровой ситуации выяснить степень усвоения материала по теме, систематизировать знания учащихся, прививать интерес к предмету и любовь к природе, раскрывая пpaктическое и эстетическое значение животных в жизни человека. Формировать навыки коллективной и самостоятельной работы, развивать творческий потенциал детей при подготовке к занятию....

04 11 2025 12:31:26

Проект-исследование "Биологические формы поведения паука-кругопряда"


    Проект-исследование "Биологические формы поведения паука-кругопряда"

      В статье вы познакомитесь с пауками, их общей хаpaктеристикой, эволюцией, анатомией, ростом, строительной, пищедобывательной, пoлoвoй и оборонительной деятельностью. ...

03 11 2025 9:26:41

Технология кейс-стадии на уроке биологии в 9-м классе. Тема: "Эволюционное учение Чарлза Дарвина"


    Технология кейс-стадии на уроке биологии в 9-м классе. Тема: "Эволюционное учение Чарлза Дарвина"

      Введение технологии кейс-стади связано с реализацией компетентностного подхода в образовании и требует смены парадигмы мышления в сторону системно-деятельностного подхода. Урок интересен тем, что переpaбатывается огромный массив информации, и в уроке появляются два кейса (кейс документов и кейс решения проблемной ситуации)....

02 11 2025 17:38:44

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

01 11 2025 10:34:14

Биологический урок-игра "КВН"


    Биологический урок-игра "КВН"

      Цель урока: способствовать развитию познавательного интереса; активизировать знания; сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Для преподавателя такой урок является способом выявить детей эрудированных, любознательных, остроумных, творческих, т.е. таких детей, которые при дальнейшем изучении предмета для преподавателя будут «помощниками». Данная игра проводится на первом уроке предмета «Биология», либо ее можно использовать как внеклассное мероприятие в рамках декады общеобразовательных дисциплин. Вопросы для игры составляет преподаватель, используя дополнительную литературу по предмету....

31 10 2025 13:34:30

Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"


    Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"

      Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....

30 10 2025 12:54:46

Ролевая игра по антинаркотическому воспитанию подростков "Мое будущее начинается сегодня"


    Ролевая игра по антинаркотическому воспитанию подростков "Мое будущее начинается сегодня"

      Одной из лучших форм воспитания детей является игра. В предлагаемой работе представлен один из вариантов разработанной автором ролевой игры антинаркотического воспитания....

29 10 2025 13:19:21

Элективный курс "Юный медик"


    Элективный курс "Юный медик"

      Целью данного курса является профильная ориентация учащихся на обучение в профильных классах, расширение знаний, выработка рекомендаций по ведению здорового образа жизни. На занятиях учащиеся узнают о специфике медицинских профессий, о причинах возникновения некоторых заболеваний, познакомятся с основными понятиями и терминологией. Школьники научатся оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях, накладывать повязки, выполнять профилактические мероприятия для поддержания организма в здоровом состоянии....

28 10 2025 16:43:31

Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс

      Тема морфологии листа кажется достаточно легко воспринимаемой, но обилие биологических терминов, достаточно большой объем новых знаний, недостаточное знание родной природы делает эту тему не всегда хорошо усваиваемой. Поэтому в данном уроке, используя различные приемы, можно повысить ассоциативный ряд учащихся и улучшить восприятие новой темы....

27 10 2025 0:30:51

Авторская программа элективного курса по генетике человека "Почему я такой"

Курс предназначен в основном для обучающихся 10-11-х классов естественно-научного профиля (химико-биологического) обучения. При прохождении курса учащиеся расширяют и углубляют знания о генеалогии как о методе изучения генетики человека, овладевают умениями и навыками построения родословных....

26 10 2025 21:16:57

Удивительное рядом. Бабочки


    Удивительное рядом. Бабочки

      Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....

25 10 2025 7:48:13

Интеллектуальная игра "Знатоки генетики"


    Интеллектуальная игра "Знатоки генетики"

      Данное мероприятие может быть использовано как обобщающий урок по теме "Наследственность и изменчивость" или внеклассное мероприятие для предметной недели. Мероприятие построено в форме соревнования. Участники идут по трем дорожкам, которые отличаются по уровню сложности....

24 10 2025 23:59:45

Сюжетно-ролевая игра "Почему не могут жить вместе страусы и пингвины"


    Сюжетно-ролевая игра "Почему не могут жить вместе страусы и пингвины"

      Игровая форма данного урока выбрана с целью повышения интереса к предмету, развития биологического мировоззрения, создания условий положительной мотивации школьников. Учащимся будет предложено определить экологические группы птиц на основе изученных тем по многообразию данного раздела, работать с опopными таблицами, схемами, картами и текстом. ...

23 10 2025 12:52:59

Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"

      Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....

22 10 2025 1:34:17

Урок биологии в 11-м классе по теме: "Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира"


    Урок биологии в 11-м классе по теме: "Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с различными теориями, объясняющими происхождение человека, приводят доказательства.. Для более плодотворной работы используются опopно-информационные листы. ...

21 10 2025 8:39:19

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::