Как сделать экологическое воспитание эффективным в специальной (коррекционной) школе?

В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения.
Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры.
В специальной (коррекционной) школе одним из главных предметов в этом вопросе является биология. Формирование ответственного отношения к природе, воспитание любви к природе - это сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение детьми определенными экологическими знаниями, но умение и желание активно улучшать, облагораживать природную среду.
Эффективность экологического воспитания возрастает при широком использовании различных форм активизации познавательной деятельности детей, такие как:
Уроки экологии в курсе биологии 6 - 9 классов.
Факультативные занятия по экологии.
Внеклассная работа по экологии.
I. Уроки экологии.
Цель уроков: формирование нравственных знаний и убеждений в необходимости охраны почв, воздуха, воды\" растительного и животного мира, рационального использования недр земли. Главная воспитательная задача всех уроков: формирование экологической культуры у детей: что могут сделать они для охраны природы своей местности. Уроки проводятся в классе, на природе (осенняя, весенняя экскурсия в лес, парк, пришкольный участок), используя разнообразные методы, приемы и средства обучения.
Таблица № I. Уроки, экологии в курсе биологии 6 - 9 классов
| Класс | Тема урока | Цели урока | методы и приемы |
| 6 кл. | \"Живая и неживая природа\" Урок-экскурсия в природу. | Формировать знания детей о природе | наблюдение. беседа. объяснение, показ и демонстрация природных объектов. |
| Охрана воды | Обобщить и закрепить понятия \"живая\" и \"неживая\" природа обобщить и систематизировать знания детей по теме\"вода\" и дать понятие об охране водоемов: познакомить учащихся как можно беречь и охранять воду. | Рассказ учителя о необходимости
охраны водоемов. Беседа: Чтение отрывков из худ. произведений об охране воды. Памятка для учащихся:как они должны помогать. |
|
| Значение воздуха. Охрана воздуха. | Познакомить учащихся со значением воздуха для человека. Формировать знания у учащихся - что делается на заводах и фабриках, чтобы они не загрязняли воздух, о роли зеленых растений в охране воздуха. |
Рассказ, демонстрация опыта со
свечой (воздух необходим для горения). Беседа. Чтение дополнительной литературы. |
|
| Значение почв Охрана почв. |
Обобщить знания учащихся о почвах и о значении охраны почв для человека. | Беседа о значении удобрений для растений, пpaктическая работа на пришкольном участке. Перекопка почвы в школьном саду приствольных кругов деревьев. | |
| Охрана недр. | Формировать знания и убеждения в необходимости охраны земных недр - полезных ископаемых, рациональном исполь-зовании земных недр, правильной добычи, перевозки. | Рассказ, показ в/ф. Беседа. |
|
| 7 кл | Многообразие растений. Значение растений и их охрана. | познакомить уч-ся с многообразием расти- тельного мира, обобщить и дополнить знания уч-ся о значении охраны природы для человека; познакомить со способами охраны растений. | Рассказ учителя о значении
растений, об охране растений\" Беседа об охране
растений. Чтение дополнительной литературы, демонстрация редких растений (гербарии). Использование экологических знаков. |
| Значение леса. Охрана лесов. | Обобщить, закрепить, систематизировать знания уч-ся по теме \"Лес\". На основании полученных знаний сделать вывод о богатстве леса и необходимости его охранять. | Беседа о растениях и животных лесов, демонстрация в/ф \"Враги и друзья леса\" Рассказ учителя о мероприятиях по ох-ране лесов. демонстрация учащимся экологических знаков. | |
| 8 кл | Многообразие животного мира. Значение животных и их охрана |
Формировать знания уч-ся о многообразии животного мира. Расширить представление уч-ся о животных, подчеркнуть необходимость охраны животных. | Рассказ учителя. Беседа с уч-ся по экологическим знакам, демонстрация картин, чучел птиц, доклады учащихся |
| Охрана и увеличение рыбных богатств. | Формирование знаний у уч-ся по охране рыбных богатств. Знакомство со специальными прави-лами рыболовства. | Рассказ учителя. демонстрация к/ф
\\\'\\\'ценные промысловые рыбы и их охрана\"\" Беседа |
|
| Земноводные. Среда обитания и внешнее строение земноводных |
Формирование знаний у уч-ся о пользе лягушек, жаб в природе и необходимости их оберегать и не уничтожать. | Рассказ. Беседа. Демонстрация экологических знаков. |
|
| ПресмыкающиесяСреда обитания и внешнее строение пресмыкающихся. | Формирование знаний у уч-ся о пользе пресмыкающихся в природе и необходимости их оберегать. | Рассказ, беседа учителяг демонстрация в/ф. | |
| Птицы. Значение птиц для человека. Млекопитающие. |
Формирование знаний у уч-ся о пользе птиц, млекопитающих животных и необходимости их ох-ранять и помогать им в (трудное время). Закрепление и обобщение знаний по охране животного мира. | Рассказ, беседа, использование эколог, знаков, записи голосов птиц, в/ф и т.д. |
|
| 9 кл | Дыхание. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха. |
Формирование знаний об отрицательном
влиянии никотина на органы дыхания и
необходимости чистого воздуха для дыхания. Воспитывать культуру здорового образа жизни. |
Рассказ учителя, беседа, демонстрация опыта. |
| Охрана здоровья человека в РФ. | Формирование знаний о системе
здравоохранения в РФ. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уважение к людям трудящимся. |
Рассказ учителя, беседа, демонстрация таблицы. |
II. Факультативные занятия по экологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Основные задачи курса \"Экология\":
- систематизировать и расширить знания учащихся о природе, о взаимодействии общества и природы, полученные на уроках биологии, географии и др.;
- сообщить элементарные сведения о современных проблемах экологии, доступные умственно отсталым учащимся;
- формировать экологическую культуру учащихся, воспитывать любовь к природе, чувство единства с ней, внушать чувство ответственности за ее судьбу;
- расширять контакты старшеклассников с природой, вовлекать их в пpaктическую деятельность по изучению и охране окружающей среды;
- развивать мышление и речь на основе правильного
восприятия предметов
и явлений окружающего мира, устанавливать причинно-следственные связи; - способствовать коррекции эмоционально-волевой сферы умственно отсталых учащихся;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся 8 класса должны знать:
- понятия \"экология\", \"природа\", \"природные условия и ресурсы\", \"взаимосвязь живой и неживой природы\";
- названия некоторых растений и животных, внесенных в \"Красную книгу\"
- значение леса, парка в жизни человека, в решении экологических проблем.
уметь:
- наблюдать явления и объекты природы, определять и объяснять их взаимосвязь с человеком и обществом;
- оценивать (на элементарном уровне) отношение людей к природной среде;
- получать элементарную информацию из различных источников;
- правильно вести себя в парке, в лесу, на реке и т.д.
Учащиеся 9 класса должны знать:
- в чем заключается взаимосвязь природы и человека;
- причины экологического кризиса;
- 5-7 пословиц и поговорок о явлениях природы;
- общие признаки экологических проблем современности;
- значение международного сотрудничества в решении глобальных экологических проблем.
уметь:
- элементарно оценивать состояние окружающей среды своего города, округа, а также состояние собственного здоровья;
- предпринимать конкретные действия по улучшению состояния окружающей среды, применять свои знания и умения на пpaктике.
Методы и формы организации занятий.
Основными методами и формами организации занятий являются рассказ, беседа, сюжетная игра, экскурсия, показ в/ф, работа с таблицами. В конце учебного года проводится конкурс творческих работ по пройденным разделам курса.
Тематическое планирование.
8 класс
1 четверть
- Введение. Что такое экология. 1ч.
- Природы и мы. 2 ч
- Заполнение анкеты-теста \" Судьба природы - наша судьба.\" 1 ч.
- \"Красная книга\" - документ совести человеческой. 2 ч.
- Связь живой и неживой природы. 1 ч.
- Берегите воду. Почему ее надо беречь. 1 ч.
- Боль природы: Волга, Байкал. 1 ч.
2 четверть
- Почва и круговорот веществ. 1 ч.
- Значение воздуха для жизни на Земле. 1 ч.
- Источники загрязнения воздушного океана. 1 ч.
- Природа в опасности. Экологические катастрофы. 2 ч.
- Лес и человек. Значение леса в природе и жизни человека. 1 ч.
- Многообразие лесных растений. 1ч.
- Животный мир леса. 1 ч.
3 четверть
- Десять заповедей друзей леса (составлено ученым экологом Франко-Тесни). 2 ч.
- Лесные ремесла. Народные промыслы, связанные с лесом (резьба подереву, бересте, плетение из лыка, из ивового прута). 2ч.
- Лес в наших ощущениях, цвет леса, звуки леса. Влияние леса на эмоции человека. 1 ч.
- Заповедные места России: озеро Байкал, Боргузинский заповедник, Воронежский заповедник, Нургушский заповедник. 2 ч.
- Влияние деятельности человека на лесное сообщество (положительное и отрицательное). 1 ч
- Творческие работы учащихся. 1ч.
4 четверть
- Экология парка. Значение парков в жизни человека. 1 ч.
- Парки - центры истории и культуры. 1 ч.
- Природа парка. 1 ч.
- Парки г. Кирова.2ч
- Общественное движение за сохранение природы. 2 ч.
- Международный день земли. 1 ч.
Каждую четверть рекомендуется проводить тематическую экскурсию (в лес, парк или в музей), а также киноурок с просмотром видеофильма ПО ЭКОЛОГИИ.
9 класс
1 четверть
- Что такое экология. Природа и человек. 1ч.
- Связь живой и неживой природы. 1 ч.
- Народные пословицы и поговорки о явлениях природы. ,1 ч.
- Предсказание изменений погоды. 1 ч.
- Охрана природы - глобальная проблема человечества. 1 ч.
- Красная \"Книга России\". 2 ч.
- Зоопарки. 1 ч.
- Природа - часть окружающей среды
2 четверть
- Здоровье человека и окружающая среда. 1 ч.
- Отношение человека к своему здоровью. Здоровье общества. Образ жизни - фактор здоровья. Оценка состояния своего здоровья. Тестирование. 1ч.
- Природа, искусство и здоровье. 1 ч.
- Здоровые потребности и \"потребности здоровья\". 1 ч.
- Направленная культура человека. Милосердие. 1 ч.
- Сколько лет жить человеку. Старение и cмepть. 1 ч.
- Изменение естественных условий в окружающей среде. 1 ч.
3 четверть
- Влияние на здоровье людей достижений цивилизаций (трaнcпорт, промышленные предприятия и т.д.). 2 ч.
- Факторы здоровья.-Здоровый образ жизни. 2ч.
- Помоги себе сам. О вредном влиянии никотина, спиртных напитков и наркотиков на здоровье человека. 2 ч.
- Загрязнение окружающей среды. Источники загрязнения. 1 ч.
- Загрязнение атмосферы. Нарушение озонового слоя, кислотные дожди. 1 ч.
- Загрязнение гидросферы. Проблемы мирового океана. 1 ч.
- Загрязнение почв. 1 ч.
- Эффективные меры защиты окружающей среды от загрязнений. Новые виды трaнcпорта, способы утилизации отходов и т.п.. 1 ч
4 четверть.
- Здоровье и экономика. Ответственность каждого человека за свое здоровье и здоровье окружающих. 1 ч.
- Помоги себе сам. Профилактика нарушения зрения. 1ч.
- Профилактика нарушения осанки. 1ч.
- Профилактика острого респираторного заболевания. 1 ч.
- Экологические катастрофы. 2 ч.
- Международные сотрудничество по охране природы. 1ч.
- Творческие работы учащихся. 1 ч.
III. Внеклассная работа по экологии.
Цели и задачи внеклассной работы по экологии:
Повысить интерес к предмету.
Обобщить и закрепить знания детей, полученные на уроках по теме: \"Мы живем на прекрасной планете Земля\".
Через игровую деятельность, драматизацию, пение, декламирование стихов - учить преодолевать проблемы в общении, поведении.
Развивать и расширять психофизические возможности детей, включение в разнообразную творческую деятельность.
Осуществлять нравственное воспитание учащихся (воспитание чувств гуманизма, патриотизма, чувства любви к Родине, бережное отношение к природе).
Осуществлять экологическое воспитание \"показать учащимся, что в природе нет ни одного явления, которое бы не было связано с другим и изменение какого-нибудь одного фактора или явления ведет к нарушение равновесия в природе.
Осуществлять эстетическое воспитание - знакомство с различными животными и растениями, показ в/ф, слайдов о природе - способствуют развитию чувства прекрасного.
Способствовать развитию внимания, памяти, речи и воображению детей, способствовать развитию интеллектуальных способностей, коррекции познавательной деятельности УО детей.
Формы внеклассной работы разнообразны: экологические беседы, конкурсы, викторины, праздники (экологическая сказка, экологический калейдоскоп), экскурсии в природу.
Тематика бесед по экологии может быть самая разнообразная: \"Природа просит защиты\", \"На страже зеленого луга\", \"Учитесь жалеть\", \"Земля - наш общий дом\", \"Мы учимся у природы\", \"О чем поют птицы\", \"Заповеди юных защитников природы\" и т.п.
Формирование нравственных знаний на уроках биологии и во внеурочное время сказывается на развитии личности ребенка. У многих учащихся, особенно в старших классах, формируется убежденность в необходимости охраны природы и их личном участии в этом. Результаты анкетирования в разных классах свидетельствуют о том, что учащиеся хорошо знают, как нужно правильно себя вести, овладевают навыками общественного поведения.
Данные мысли подтверждают выдержки из анкет учащихся:
\"Мне очень нравятся уроки биологии в нашей школе. Мы изучаем правила поведения в природе. Сейчас я иначе стал смотреть на окружающую природу и понял, как она нуждается в охране:\" Андрей З. 9 \"Б\".
\"Каждый год мы работаем на пришкольном участке вместе с нашей учительницей Галиной Ивановной. Перекапываем почву, высаживаем цветы, облагораживаем территорию. Все это мы делаем с большим желанием:\" Игорь Ш., Алеша З. 8 \"А\".
\"Мне нравятся экологические конкурсы. В этом году я занял 1-е место в \"Экологическом калейдоскопе\":\" Денис С. 8 \"Б\".
\"Я иначе стал относиться к лягушкам и змеям, которых раньше не любил. Они полезные животные и их обижать нельзя:\" Влад Н. 8 \"А\".
Таким образом, система работы по экологическому воспитанию сpaбатывает, способствует решению основной задачи коррекционной школы: компенсации недостатков умственного и физического развития детей с целью обеспечения максимально возможного уровня социальной адаптации.
Очевидно, что экологическое обучение, воспитание ребенка должны проходить через всю систему учебно-воспитательной работы в школе, как на уроках, так и во внеурочное время.
Список литературы.
- Экология. Методическое пособие 5-6 классы. /А.Т. Зверев, В.Н. Кузнецов - М: ОНИКС, 2005.
- Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Сборник1 - М: ВЛАДОС, 2000 - с.49-64.
Комментарии:
Селье назвал их «маленькими органами большого значения». С целью акцентирования внимания на важной роли желез внутренней секреции в регуляции функций организма разработан урок обобщения и систематизации знаний по соответствующей теме.
...
06 12 2025 3:43:28
Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....
05 12 2025 6:48:53
Возможно распространения клеща в глубокие слои кожи и внутренние органы. В запущенной форме страдает структура печени, ренальной системы, лимфоузлы....
04 12 2025 21:23:22
Первый урок при изучении раздела «Возникновение и развитие жизни на Земле», по программе В.В. Пасечника в 9-м классе по курсу «Введение в общую биологию и экологию». В презентации представлено большое разнообразие наглядного материала. Наглядный материал – фотографии натуральных объектов, схемы, рисунки, иллюстрирующие суть опытов, экспериментов и гипотез о возникновении и развитии жизни, а также кроссворд и синквейны на закрепление материала....
03 12 2025 8:46:41
Система уроков в десятом классе состоит из пяти блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся. Каждая группа работает под руководством ученика-лидера (консультанта). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке плана изучения курса.
...
02 12 2025 1:45:31
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....
01 12 2025 6:33:50
Урок для учащихся 6-го класса по программе Н.И. Сонина позволяет познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем, сердца, сосудов и составом крови....
30 11 2025 21:37:55
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
29 11 2025 18:14:25
В качестве материала на фестиваль педагогических идей "Открытый урок" мною представлена разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему "Природа России". Данный урок имеет экологическую направленность. Основная идея – донести до учащихся понимание того, что человек является частью природы, следовательно, любые изменения природы человеком могут привести к экологическим катастрофам. Одна из целей, которую я реализовала на уроке, – формировать активную гражданскую позицию воспитанников коррекционной школы.
...
28 11 2025 14:55:14
Урок в 5-м классе служит организации деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению основных понятий классификации растений (одноклеточные и многоклеточные, цветковые и нецветковые, теневыносливые, светолюбивые, дикорастущие, культурные). Проверка выполнения домашнего задания проводится в виде цифрового диктанта. Во время урока используется работа с цифровым микроскопом....
27 11 2025 13:16:13
На уроке использовалась технология критического мышления с учетом личностно ориентированного подхода к учащимся. Используются различные методы: словесные, наглядные, пpaктические, устного и письменного контроля и самоконтроля. Различные формы организации познавательной деятельности активизируют позицию ученика....
26 11 2025 15:37:16
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
25 11 2025 16:41:14
Цель урока: изучить особенности соединения костей, их значение; закрепить изученный материал по строению скелета и особенностям костной ткани; развивать навык оказания первой помощи при различных нарушениях целостности скелета; развивать знания учеников о значении физкультуры, важности соблюдения правил гигиены; осуществлять профессиональную ориентацию, пропаганду ЗОЖ, прививать интерес к изучаемой теме, предмету....
24 11 2025 12:32:50
Урок биологии выстроен в стратегии «эффективная лекция» и приема «бортовой журнал» технологии РКМЧП. Новая информация подается в виде текстового материала, подобранного самим автором, а также в форме презентации, раскрывающей классификацию основных типов экологических взаимодействий между организмами, таких как мутуализм, комменсализм, аменсализм и другие. К уроку прилагается тестовый контроль.
...
23 11 2025 8:11:31
Развивающая технология включает в себя четыре обязательных компонента: постановку учебной задачи, выработку общего способа с выделением учебных действий, выполнение действий самоконтроля и самооценки. Полученные самим учеником оценки на каждом уроке является обязательным требованием к технологии обучения. Урок проходит в формах индивидуальной и групповой работы. Единство двух форм деятельности на уроке обеспечивает высокую творческую самостоятельность детей, педагогическую эффективность результатов, высокий развивающий хаpaктер обучения. Процесс решения учебной задачи происходит в ситуации применения действия моделирования открытых знаний и способов в графической форме.
...
22 11 2025 1:40:10
План занятия с целью формирования представления о многообразии живых организмов на территории России. Сопровождается мультимедийной презентацией....
21 11 2025 22:18:35
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
20 11 2025 20:29:44
Инфузория имеет постоянную форму тела, эктоплазма снаружи уплотнена и образует пелликулу. Тело покрыто ресничками. Их насчитывается около 10-15 тыс....
19 11 2025 13:56:46
Размножение водорослей бывает вегетативным, бесполым и пoлoвым. У одного и того же вида в зависимости от условий среды способы размножения различны....
18 11 2025 21:15:55
Презентация может быть использована педагогами, работающими по программе В.П. Пасечника. Форма урока: лекция, комбинированный, изучение нового материала....
17 11 2025 8:54:55
Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о пpaктическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....
16 11 2025 18:15:22
Цель урока: сформировать у учащихся понятие об опылении, дать представление о видах и значении опыления....
15 11 2025 15:56:25
Представлен опыт использования технологии педагогических мастерских на уроке биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусы"....
14 11 2025 12:52:48
Ф.Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд — это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстpaктное мышление....
13 11 2025 8:52:55
Цели урока: сформировать первичное представление о правилах ухода за кожей и ее производными ногтями и волосами; познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний; научить оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях....
12 11 2025 1:10:43
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
11 11 2025 13:15:35
Разработка открытого урока биологии в 8-м классе. Этот комбинированный урок с применением ИКТ, построен с учетом самостоятельного добывания знаний обучающимися по новой теме как индивидуально, так и в группах. Основные задачи урока: определить функции основных физиологических систем и органов, их образующие; провести анализ конкретных связей между функциями органов и частями тела....
10 11 2025 18:46:11
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
09 11 2025 20:31:41
Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы "Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....
08 11 2025 22:55:46
Цель урока: развитие умений применять биологические знания на уроках других учебных дисциплин; расширение знаний о мире насекомых, развитие наблюдательности, умения выделить хаpaктерные особенности насекомых; научить анализировать конструктивные особенности природного объекта....
07 11 2025 4:41:32
Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....
06 11 2025 11:57:23
На уроке формируется устойчивый интерес к новой научной дисциплине. Дети находят связь изучаемого в 5-м классе природоведения с другими науками. При изучении новых терминов выявляется словообразовательный фундамент греко-латинских слов. Работа с текстом учебника знакомит с методическим аппаратом и выpaбатывает внимательность при изучении новой информации....
05 11 2025 13:31:24
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
04 11 2025 15:45:21
Пpaктикоориентированные задания, которые контролируют умения выпускников применять биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, хаpaктерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции в пpaктических ситуациях помогут педагогу готовить учеников к ЕГЭ....
03 11 2025 9:41:39
На современном этапе модернизации образования возникла необходимость разработать новые подходы к внедрению в учебный процесс современных технологий. Актуальность межпредметного интегрирования в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, в котором ярко выражена интеграция естественно-научных знаний. Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении предмета....
02 11 2025 10:22:28
Данная работа представляет собой урок биологии в 6-м классе по теме "Плотоядные растения". Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой. Проводится как резервный час по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений», сопровождается презентацией....
01 11 2025 7:12:44
Данный урок призван обобщить, повторить и проконтролировать знания учащихся по теме "Слуховой анализатор" и проведен с применением технических средств обучения. Целью урока является закрепление знаний и изучение санитарно-гигиенических правил по профилактике нарушения слуха, на разнообразных примерах. Урок проводится с использованием здоровьесберегающих технологий, что является очень актуальным в настоящее временя.
...
31 10 2025 18:43:13
Цель урока: охаpaктеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить особенности строения клеточной мембраны, цитоплазмы, митохондрий, ЭПС, рибосом, лизосом; сравнить строение растительной и животной клеток; продолжить формирование умения работы с рисунками, схемами, микроскопом, умения сравнивать объекты; на основе изучения строения клетки показать единство всей живой природы....
30 10 2025 23:30:55
Урок "Гигиена сердечно-сосудистой системы", проводимый в форме конференции, позволяет ученикам побывать в ролях врачей, лаборантов, тренеров, проявить творчество, самостоятельность в поиске решений проблемных ситуаций. Знания, которые получают школьники на уроке, актуальны не только с точки зрения приобретения ЗУН, но создают условия для формирования у подрастающего поколении потребности в укреплении и сохранении своего здоровья.
...
29 10 2025 7:48:30
Это заболевание собак, которое вызывают грибковые микроорганизмы. Для болезни хаpaктерно появление на коже безволосых участков с четким контуром....
28 10 2025 4:38:39
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
27 10 2025 17:42:22
Урок включает элементы технологии критического мышления - кластер, синквейн, ранжирование. Применяется групповая форма работы. На I этапе урока вызывается познавательный интерес, на II – соотнесение старых знаний с новыми, на III – обобщение материала, составление и защита проекта. На уроке осуществляется интеграция предметов (биология, литература, народная культура), что способствует формированию мировоззрения и развитию творческих способностей учащихся.
...
26 10 2025 23:35:50
Акцентируется внимание на гигиене питания как основе здорового образа жизни. Проведение мероприятия в форме популярного телевизионного жанра - ток-шоу формирует у ребят исследовательские умения, способность применять полученные знания на пpaктике, развивает коммуникативные навыки, повышает интерес учащихся к данной теме....
25 10 2025 19:33:29
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
24 10 2025 1:56:12
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
23 10 2025 19:14:46
Плеврококк – это одноклеточная водоросль, относится к низшим растениям (тело не разделено на отдельные органы – нет листьев, корней, стeбля). Представитель отдела Зеленые водоросли, класса Хлорофициевые....
22 10 2025 21:46:33
Цель урока: закрепить знания о гене, генетическом ходе; сформировать умение о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосомах, использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии; восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала; усвоение учащимися программного материала на разных уровнях обучения....
21 10 2025 7:41:53
Открытый урок по биологии в 6-м классе знакомит учащихся с органическими веществами семян пшеницы, подсолнечника и малины, с демонстрационным показом их в лабораторной работе....
20 10 2025 7:47:57
Проектная деятельность даст возможность выйти за рамки урока и представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования.
О результативности проектной деятельности свидетельствует и успех в научной работе учеников, поступивших в высшие учебные заведения.
Здоровье человека закладывается в детстве, что определяет важное значение исследования детской популяции. При этом здоровье рассматривается как способность детского организма в процессе роста и развития адаптироваться к условиям жизни.
...
19 10 2025 10:16:33
Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....
18 10 2025 8:51:47
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




