Методическая разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

Пояснительная записка к факультативному курсу “Генетическое биоразнообразие.
Происхождение и развитие вида человек разумный (антропогенез)”.
(9 класс)
Объём различных форм учебной работы:
| Всего аудиторных часов | 34 |
| Лекции | 22 |
| Семинарское занятие | 4 |
| Самостоятельная работа | 3 |
| Лабораторная работа | 4 |
| Экскурсия | 1 |
Курс “Генетическое биоразнообразие. Происхождение и развитие вида человек разумный (антропогенез)” предназначен для углубленного изучения учащимися 9-х классов сложных вопросов генетики и происхождения человека. Программа курса предусматривает развитие представлений о главных закономерностях наследственности и изменчивости, что способствует формированию материалистического мировоззрения у учащихся. Настоящий курс способствует развитию пpaктических навыков при самостоятельном решении поставленных в ходе обучения задач. Учащиеся овладевают умениями применять знания теории эволюции для объяснения исторических изменений в живой природе, вопросов происхождения человека. Проведение факультативных занятий требует использования бесед, дискуссий, работы с дополнительной литературой, применения исследовательского подхода, знакомства с методами научного исследования: решение познавательных задач, моделированием биологических явлений.
Усилению пpaктической направленности курса призваны служить запланированные программой демонстрации биологических объектов, пособий, экскурсия в музей и т. д.
Факультативный курс “Генетическое биоразнообразие. Происхождение и развитие вида человек разумный (антропогенез”) разработан в полном соответствии с обязательным минимумом содержания основного (общего) и среднего (полного) образования и предназначен для углубленного изучения биологии. Этот курс предусматривает изучение отдельных блоков, входящих в курс “Общая биология” на более высоком теоретическом уровне, отвечает требованиям обязательного минимума. В связи с тем, что сокращается программа по биологии, а исходя из требований к уровню подготовки выпускников основной (общей) и средней (полной) школы учащимся необходимо получить знания по данным разделам отдельные разделы, на изучение которых отводится недостаточное количество часов, разработан данный курс. Курс носит воспитывающий и развивающий хаpaктер обучения в соответствии с образовательным стандартом по биологии.
Цель и задачи курса: более углубленное изучение отдельных разделов общей биологии для подготовки высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся. Курс позволит школьникам не только продвинуться в усвоении обязательного минимума, но и реализовать свой творческий потенциал, получить необходимую базу для выбора будущей профессии. В результате изучения курса учащиеся должны хаpaктеризовать и знать основную генетическую терминологию и символику, методы генетики, особенности методов изучения генетики человека, законы наследственности, изменчивости, ее виды и причины, норму реакции, значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа, мутаций в эволюции, генетики для селекции и здравоохранения, факторы, формирующие здоровье человека; происхождение человека и движущие силы антропогенеза.
Основные требования к умениям и знаниям учащихся
Знать:
- основную генетическую терминологию;
- типы скрещиваний;
- законы наследования и их цитологические основы;
- хромосомную теорию наследственности;
- причины модификационной и мутационной изменчивости;
- значение эволюции для человека;
- необходимость защиты природной среды от загрязнениями мутагенами;
- вредное влияние курения, употрeбления алкоголя и других наркотических веществ на наследственность человека;
- индивидуальное развитие организмов (онтогенез), этапы онтогенеза;
- движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы;
- основные гипотезы происхождения человека;
- отличие древнейших, древних и ископаемых людей современного типа;
- человеческие расы, их происхождение и единство.
Уметь:
- давать описания фенотипов сортов и пород, выявлять модификации и мутации;
- решать генетические задачи;
- составлять родословные;
- наблюдать модификационную изменчивость у растений и животных, выросших в разных условиях;
- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат; владеть языком предмета.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по пpaктическому использованию полученных знаний программой предусматривается лекционная форма обучения, представленная наряду с освоением учебного материала на семинарских занятиях, а также выполнение лабораторных работ, решение генетических задач.
Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуется экскурсия в краеведческий музей по теме “Древние и современные люди”.
В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам (в часах). Сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу.
В программе приведен список основной, дополнительной популярной и специальной литературы, а также методической литературы.
К программе прилагается примерный план лекций и семинарских занятий.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Содержание курса:
Тема № 1: Введение.
Предмет генетики. История представлений о наследственности. Задачи, методы и объекты генетических исследований. Основные направления генетики.
Тема № 2: Дискретная природа наследственности. Законы Менделя.
Основные понятия генетики: ген, генотип, феноти, аллель, изменчивость, наследственность, мутация, генофонд. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Моногибридное скрещивание. Первый и второй закон Менделя. Расщепление при дигибридном скрещивании во втором поколении. Третий закон Менделя.
Тема№ 3: Взаимодействие генов и фенотипическое проявление.
Генотип как целостная система. Гены и признаки. Аллельные и неаллельные гены. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Анализ расщепления при взаимодействии генов.
Тема № 4: Хромосомная теория наследственности.
Сцепление генов. Группы сцепления. Хромосомная теория Т. Моргана. Конъюгация хромосом в мейозе. Кроссинговер. Определение расстояния между генами. Локализация генов в хромосомах. Соответствие генетических и цитологических карт хромосом.
Тема № 5: Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.
Пoлoвые хромосомы. Генетическое определение пола. Типы наследования признаков, сцепленных с полом. Отклонения от нормального соотношения полов. Наследственные болезни и аномалии. Цитоплазматическая мужская стерильность. Профилактика наследственных болезней у людей. Современные достижения генетической безопасности.
Тема № 6: Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов.
Оплодотворение у растений и животных. Зигота. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Этапы онтогенеза. Двойное оплодотворение у растений и его следствия. Непрямое развитие и значение его в эволюции.
Тема № 7: Изменчивость организмов.
Основные закономерности изменчивости. Генотипическая (наследственная изменчивость) и её виды: комбинативная и мутационная. Виды мутаций и их причины. Меры защиты среды от загрязнений мутагенами. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Общебиологическая роль закона Н.И. Вавилова. Наследственная изменчивость как главный источник генетического разнообразия организмов в природе. Модификационная и онтогенетическая изменчивость. Норма реакции организмов.
Тема № 8: Генетическое биоразнообразие.
Генетическое богатство живого мира на Земле. Генетическое разнообразие видов, популяций и особей. Методы селекции по созданию генетического разнообразия живого. Искусственный отбор и гибридизация - основные методы селекции.
Тема № 9: Принципы селекции.
Генетические основы селекции. Выбор исходного материала для селекции. Методы селекции. Результаты селекции - многообразие сортов растений и пород животных. Культурные растения и домашние животные, их многообразие, генотипические и фенотипические особенности.
Тема№ 10: Биотехнология.
Биотехнология как наука. Значение достижений молекулярной биологии, генетики, микробиологии, биоорганической химии в развитии биотехнологии. Роль биотехнологии в развитии промышленности, сельского хозяйства, медицины, охране окружающей среды.
Тема №11: Антропогенез.
Человек как уникальный вид живой природы. История развития взглядов на происхождение человека. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Эволюция приматов. Эволюция гоминид. Этапы эволюции человека. Древние и современные люди. Становление человека как биосоциального существа. Расы современного человека, их происхождение и родство. Концепции полицентрического и моноцентрического происхождения рас. Биологический возраст человека. Возможности увеличения продолжительности здоровой жизни. Экологическая напряженность и генофонд человека.
| Тема | Коли чество часов | Номер и тема урока | Виды деятельности учащихся |
| 1 .Введение. | 2 | 1 .Зарождение и развитие
генетики. 2. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости живых организмов. Методы изучения наследственности. |
Слушание лекции учителя. Слушание лекции учителя. Сообщения учащихся с демонстрацией иллюстративного материала. Составление блок-схемы. |
| 2. Дискретная природа наследственности. Законы Менделя. |
3 | 3. Основные понятия генетики:
ген, генотип, фенотип, аллель, изменчивость,
наследственность, мутация, генофонд.
Генетическая терминология и символика. 4. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. 5. Решение задач на законы Менделя. Самостоятельная работа. |
Слушание лекции. Запись генетической символики. Работа с энциклопедическим словарём по изучению терминов. Слушание лекции учителя. Запись моногибридного скрещивания. Терминологический диктант. Запись алгоритма решения задач. Запись схем скрещивания. |
| 3. Взаимодействие генов и фенотипическое проявление | 2 | 6. Генотип как целостная
система. Развитие знаний о генотипе. 7. Аллельные и неаллельные типы взаимодействия генов |
Слушание лекции учителя. Работа с энциклопедическим словарём. Описание примеров определения генотипов организмов. Слушание лекции учителя. Запись схемы. Решение типовых задач. |
| 4. Хромосомная теория наследственности. | 3 | 8. Хромосомная теория
наследственности. Теория гена. 9. Закономерности сцепленного наследования генов. Закон Т. Моргана. 10. Кроссинговер и его биологическое значение. |
Слушание лекции учителя с
демонстрацией схем и рисунков. Работа с тестом на
установление соответсвий. Слушание лекции учителя. Запись блок - схемы “сцепление генов”. Работа с генетическими картами хромосом. Работа с энциклопедическим словарём. Зарисовка схемы кроссинговера. |
| 5. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. | 7 | 11. Генетическое определение
пола. 12. Типы наследования признаков, связанных с полом. 13.Решение генетических задач. Самостоятельная работа. 14. Решение генетических задач. Самостоятельная работа. 15. Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность. 16. Наследственные болезни и аномалии. 17. Профилактика наследственных болезней у людей. Современные достижения генетической безопасности. 18. Зачет по генетическим задачам. |
Слушание лекции учителя.
Запись схемы определения пола у человека.
Решение типовых задач. Запись и анализ таблицы “Наборы хромосом у различных организмов. Гомогаметность и гетерогамнтность пола у различных видов организмов”. Решение типовых задач. Решение задач на моногибридное, дигибридное скрещивание; неполное доминирование, анализирующие скрещивание. Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом; определение групп крови. Слушание лекции учителя. Запись схемы взаимодействия генов. Анализ схемы расщепления у некоторых видов животных. Слушание лекции учителя. Работа с дополнительной литературой по выявлению наследственных заболеваний и их причин. Семинарское занятие. Слушание сообщений учащихся: А) генеалогический метод; Б) Близнецовый метод; В)Цитогенетический метод; Г) Биохимический метод; Д) медико-генетические консультации; Е) Вредное действие на потомство алкоголя, никотина, наркотических веществ, употрeбляемых родителями, и т.д. Семинарское занятие. Решение задач, запись схем скрещивания. |
| 6. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. | 2 | 19. Оплодотворение у растений и
животных. Зигота. 20. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Этапы онтогенеза. |
Слушание лекции учителя.
Запись схемы оплодотворения у животных и
растений различных отделов (водоросли, мхи,
папоротники, голосеменные, покрытосеменные). Слушание лекции учителя. Заполнение таблицы “Периоды онтогенеза”. Определение типа развития, хаpaктерного для предложенных организмов (прямокрылые, чешуекрылые, земноводные, птицы, человек). |
| 7. Изменчивость организмов. | 4 | 21. Основные закономерности
изменчивости. Генотипическая (наследственная)
изменчивость и ее виды: комбинативная и
мутационная. 22. Виды мутаций, их причины. Меры защиты от загрязнений мутагенами. 23. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Общебиологическая роль закона Н.и. Вавилова. 24. Модификационная и онтогенетическая изменчивость. Норма реакции организмов. |
Слушание лекции учителя.
Заполнение таблицы “Хаpaктеристика видов
изменчивости”. Семинарское занятие. Сообщения “Влияние испытаний ядерного оружия на мутационный процесс у человека”; “Влияние радиационного, химического, термического факторов на растения, животных, человека”; “Полезные мутации”. Выполнение лабораторной работы № 1: “Составление вариационной кривой”. Выполнение лабораторной работы № 2: “Выявление изменчивости организмов” |
| 8. Генетическое биоразнообразие. | 2 | 25. Генетическое богатство
живого мира на Земле. Генетическое
биоразнообразие видов популяций и особей. 26. Методы генетики по созданию генетического разнообразия живого. Искусственный отбор и гибридизация - основные методы селекции. |
Слушание лекции учителя.
Работа с информационным материалом. Слушание лекции учителя. Изучение таблиц, демонстрационного материала. ~ |
| 9. Принципы селекции | 2 | 27. Генетические основы
селекции. Результаты селекции - многообразие сортов растений и пород животных. 28. Культурные растения и домашние животные, их многообразие, генотипические и фенотипические особенности. |
Слушание лекции учителя. Изучение гербария, фотографий пород животных. Выполнение лабораторной работы № 3: Описание фенотипов комнатных растений и пород домашних животных”. |
| 10. Биотехнология. | 1 | 29. Биотехнология, ее направление и значение для человека. | Слушание лекции учителя. Изучение современных достижений молекулярной биологии:генной и клеточной инженерии по различным источникам. |
| 11. Антропогенез. | 5 | 30. Человек как уникальный вид
живой природы. История развития взглядов на происхождение человека. 31. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Эволюция приматов. Эволюция гоминид. Этапы эволюции человека. 32. Древние и современные люди. Становление человека как биосоциального существа. 33. Расы современного человека, их происхождение и родство. Концепции полицентрического и моноцентрического происхождения рас. 34. Биологический возраст человека. Возможности увеличения продолжительности здоровой жизни. Экологическая Напряженность и генофонд человека. |
Слушание лекции учителя. Анализ информации по информационным листам. Семинарское занятие. Слушание рефератов. Эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы. Слушание лекции учителя. Экскурсия в краеведческий музей. Слушание лекции учителя. Составление схемы расовой классификации современного человека. Выполнение тестового задания. Слушание лекции учителя. Решение кроссворда “Происхождение человека”. Тестовый зачет. |
Основная часть статьи, представлена в приложении (Приложение)
Список рекомендуемой литературы
- Беляев Д.К., Рувинский А.О.Биология 10 класс. Поурочные планы / Сост.: И.Ф. Ишкина, -М, “Учитель - ACT”, 2000.
- Биология в школе: сборник нормативных документов / Сост.: В.И. Сивоглазова, - М., “Просвещение”, 1987.
- Биология в таблицах: 6 -11 классы / Сост.: Т.А. Козлова, B.C. Кучменко, - М., Дрофа, 1998.
- Большой Энциклопедический словарь по биологии.
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология: 10-11 классы. - М., Дрофа, 2000.
- Общая биология: Пособие для учителя: 11 класс / Под ред. В.И. Сивоглазовой, Т.С. Суховой, Т.А. Козловой. 2-е изд., испр. и перераб. - М.: Айрис - пресс, 2004.
- Пасечник В.В., Швецов Г.Г. Биология. Введение в биологию: рабочая тетрадь. 9 кл. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005.
- Пасечник В.В., Дмитриева Т.А., Кучменко B.C. Биология: Сборник тестов, задач и заданий с ответами: 9-11 классы: Для углубленного изучения. - М.: Мнемозина, 2000.
- Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Общая биология: 9 класс / Под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. М.: Вентана-Граф, 2001.
- Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Общая биология: 10 класс / Под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. М.: Вентана-Граф, 2002.
- Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Общая биология: 11 класс / Под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. М.: Вентана-Граф, 2002.
- Программы по биологии: 10-11 классы / Под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. - М.: Вентана-Граф, 2005.
Комментарии:
Основная задача урока – показать различные приспособления животных к температуре как к экологическому фактору, а также научить отличать холоднокровных и теплокровных животных. В ходе урока у учащихся развиваются познавательные интересы и логическое мышление, формируется правильное отношение к природе.
...
05 12 2025 6:25:36
Проверка знаний об особенностях строения грибов и умений узнавать изученные грибы. Закрепление знаний об особенностях строения, питания и размножения лишайников (демонстрация фильма, загадки). ...
04 12 2025 1:23:24
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
03 12 2025 21:36:29
Задачи урока: обобщить знания учащихся по теме; дать понятие о медленной поэтапной эволюции растительного мира; совершенствовать навыки самостоятельной работы, умения отбирать главное, кратко излагать, анализировать и обобщать материал....
02 12 2025 8:59:31
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и входит в тему "Многообразие покрытосеменных растений. Классификация", на которую отводится 4 часа. На уроке используются следующие методы: словесные – беседа, рассказ, объяснение; наглядные – демонстрация наглядных пособий, рисунки, ТСО, гербарных образцов, таблиц, опopные конспекты; пpaктические: лабораторная работа «Строение пшеницы (ржи, ячменя)»....
01 12 2025 13:18:30
Урок по учебнику под редакцией В.В. Пасечника (Раздел 4. «Строение и многообразие покрытосеменных растений») формирует у учащихся знания о листе как важнейшей составной части побега; учит распознавать листья по типам жилкования, способу прикрепления к стeблю; различать простые и сложные листья....
30 11 2025 12:21:34
Мероприятие знакомит учащихся с легендами и преданиями о цветах, воспитывает бережное отношение к природе. Проводится в сопровождении компьютерной презентации....
29 11 2025 18:26:57
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
28 11 2025 14:50:23
Целью урока биологии в 8-м классе является активизация мыслительной деятельности учащихся, формирование осознанного интереса к предмету, выработка активности и самостоятельности. Урок направлен на развитие творческого потенциала учащихся, их логического и аналитического мышления, а также умения применять полученные знания на пpaктике.
...
27 11 2025 15:25:46
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии "Путешествие в страну Кишечнополостных"....
26 11 2025 22:58:42
На уроке учащиеся раскрывают особенности внутреннего строения кишечнополостных животных на примере гидры пресноводной; обеспечиваются знаниями об особенностях внешнего строения кишечнополостных; рассматривают их классификацию; формируются умения сравнивать животных между собой; выделять общие хаpaктерные признаки; показывается пpaктическая значимость знаний; прививается любовь к природе, всему живому, что нас окружает....
25 11 2025 16:55:40
Чтобы ребенок мог почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы, важно затронуть его душу, обогатить его ум. Используя эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и переживаний, склонность детей к воображению, фантазии, можно получить отклик детей на понимание ими экологических проблем - это их творческие работы: экологические сказки. Экологические сказки служат источником формирования элементарных экологических понятий....
24 11 2025 12:40:53
Урок биологии для 8 класса по теме «Анатомия человека». В данной разработке урока представлены игровые ситуации, которые помогут учащимся изучить строение скелета человека. Работа позволяет оперативно получать информацию об усвоении материала всем классом; развивает внимание учащихся, их умение быстро ориентироваться в ситуации, включаться в работу; способствует систематизации знаний учащихся; дает возможность поставить большое количество оценок....
23 11 2025 6:38:10
Цель – создание условий для обобщения учебного материала как системы знаний и закрепления навыков пpaктического применения знаний в повседневной жизни. Урок проводится в форме игры, которая способствует развитию познавательной активности; формирует логическое мышление; прививает навыки коммуникативного общения, работы с биологическим и медицинским оборудованием, рефлексивной работы....
22 11 2025 17:21:29
Предложены авторские варианты планирования межпредметных связей в темах курса «Человек и его здоровье», 8-й класс. Интегрированный урок (биология, физика и химия), представленный в данной работе, проводился с целью обобщения, изучения и закрепления материала по теме. Урок рассчитан на два академических часа....
21 11 2025 4:18:14
Использование ИКТ в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации.
...
20 11 2025 1:35:46
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
19 11 2025 13:38:35
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
18 11 2025 11:52:58
В течение последних лет наше методическое объединение учителей естественных наук работает над темой «Интегрированный подход в изучении естественных наук с применением информационных технологий». В ходе реализации этой темы нами был дан ряд уроков в разных классах с применением ИКТ.
...
17 11 2025 9:12:57
Учащиеся 7-го класса на уроке биологии продолжают знакомиться с многообразием животного мира....
16 11 2025 17:32:53
Не будем забывать, что целью формирования субъективного отношения к насекомым является экологическое отношение не только к самим насекомым, но и человека к человеку. Любовь во многих философиях рассматривается как спасение. Значит, любовь к природе и к насекомым как ее части есть спасение человека....
15 11 2025 19:33:32
Цель урока - выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями....
14 11 2025 6:20:39
Урок биологии в 8-м классе проводится с использованием презентации и готового мультимедийного учебного пособия. Ученикам не даются готовые сведения по новой теме, они работают с текстом учебника и интеpaктивным диском. При закреплении материала используются кадры презентации с утверждениями "да" или "нет".
...
13 11 2025 6:34:27
К уроку составлена технологическая карта. Рассмотрена деятельность учителя и ученика на уроке биологии....
12 11 2025 15:56:19
Я большое внимание в своей работе уделяю обучению школьников заботе о своем здоровье, ведению здорового образа жизни. Работаю над проблемой "Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках биологии". Традиционная организация учебного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки и способствует развитию хронических болезней. В своей работе использую различные формы и методы проведения уроков, способствующие снижению уровня эмоционального напряжения школьников (мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и т.д.) и включаю специальные профилактические приемы....
11 11 2025 14:16:30
Методическая задача: место пoлoвoго воспитания в рамках обобщающего урока-семинара с элементами соревновательности. Решаются задачи: углубить и расширить знания по гигиене, строению и функциям кожи; научить работе с дополнительными образовательными ресурсами, составлению выступлений по определенной тематике адекватно подростковому возрасту, развитие творческих способностей при составлении рассказов от имени кожи....
10 11 2025 5:44:28
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
09 11 2025 17:38:50
Представлен конспект урока на тему "Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение". На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, питания и размножения шляпочных грибов....
08 11 2025 15:57:58
Представленный урок составлен на основе программы Н.И. Сонина для 7-го класса. Чтобы повысить интерес учащихся к теме, урок интегрирован с математикой. Задание по определению темы урока (угадывание букв) вызывает у детей интерес и мотивирует их дальнейшую деятельность на уроке. Урок обучает детей работе с учебником. Формирует навыки составления схем и умение делать самостоятельно выводы. Учитель привлекает на урок очень интересный дополнительный материал из книги "За страницами учебника"....
07 11 2025 14:12:44
Предпоследнее занятие в курсе биологии 11-го класса в форме семинарского занятия. Цель занятия: добиться усвоения учащимися понятий «экологические принципы», «экологические правила», «экоэтическое сознание»; воспитывать гуманность, толерантность.
...
06 11 2025 2:51:19
Насекомые — настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, гpyдь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами....
05 11 2025 16:37:47
Внеклассное мероприятие для учащихся 5–7-х классов проводится в рамках общешкольной недели посвященной Дню рождения Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югры. Очень важно воспитывать у детей интерес к истории своего народа, любовь к родному краю, бережное отношение к природе. С этой целью проведено данное мероприятие по земле родного края, которое способствует воспитанию нравственных качеств, обогащению детей знаниями о Ханты-Мансийском крае, закреплению полученных знаний....
04 11 2025 4:40:40
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
03 11 2025 1:59:11
Данная разработка ориентирована на учебник Т.С. Суховой, В.И. Строганова «Природа. Введение в биологию и экологию», этот курс позволяет начать целенаправленное формирование ведущих понятий на основе классической биологии перед изучением конкретных биологических дисциплин....
02 11 2025 2:30:47
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
01 11 2025 18:10:43
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
31 10 2025 17:44:44
В нашей школе традиционно проходит предметная неделя биологии, в рамках которой проводятся внеклассные мероприятия и нестандартные формы уроков. Этот час веселых затей включает несколько чередующихся игр, которые проводятся в быстром темпе и позволяют проверить пpaктические и теоретические знания учащихся о растениях.
...
30 10 2025 20:43:58
Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся о закономерностях наследования признаков у растений, животных, человека....
29 10 2025 12:23:54
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии....
28 10 2025 23:49:21
Изучение темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основные методы ек изучения ‒ работа с текстом, рассказ учителя, беседа....
27 10 2025 18:10:38
Курс "Основы здоровья" рассчитан на 35 часов в год, цель курса сформировать мировоззрение учащихся, в котором здоровье является одним из важнейших социокультурных ценностей нашего общества. Данная программа может быть использована при проведении факультативных занятий по внеурочной деятельности....
26 10 2025 10:20:18
Урок биологии выстроен в стратегии «эффективная лекция» и приема «бортовой журнал» технологии РКМЧП. Новая информация подается в виде текстового материала, подобранного самим автором, а также в форме презентации, раскрывающей классификацию основных типов экологических взаимодействий между организмами, таких как мутуализм, комменсализм, аменсализм и другие. К уроку прилагается тестовый контроль.
...
25 10 2025 1:43:26
Урок формирует у учащихся полное представление о вирусах как неклеточных формах жизни. Развивает познавательную деятельность учащихся презентацией. На слайдах в красочной форме представлены рисунки, фотографии, схемы, видео о ВИЧ-инфекции. Информационный лист систематизирует знания о вирусах и дает возможность легко ориентироваться в теме....
24 10 2025 3:48:17
В 1885 г. на улицах Москвы появилась необычная афиша. К.А.Тимирязев приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс». Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла. Тимирязев рассказывал о…лишайниках! Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», во времена Теофраста их называли то мхами, то водорослями, а иногда – “хаосом природы” и “убогой нищетой растительности”....
23 10 2025 5:45:34
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
22 10 2025 20:27:47
Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, совместно выполняющих какую-либо функцию. Все ткани связаны между собой и работают согласованно....
21 10 2025 0:40:44
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
20 10 2025 21:47:20
Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой для базового уровня обучения биологии в полной средней школе. Тема 4. "Популяционно-видовой уровень организации жизни". Занятие поможет учащимся ознакомиться с понятием популяция, рассмотреть популяцию с точки зрения формы существования вида, компонента биогеоценоза, генетической системы....
19 10 2025 14:42:31
Введение в природоведение, 9-й класс. Урок-занятие "Влияние человека на ландшафт" будет интересен не только с позиции выбора профиля обучения, но и с точки зрения экологической грамотности и формирования экологической ответственности каждого гражданина России. Урок проводится с использованием элементов урока "критического мышления". На заключительном этапе урока ученики выполняют проектную работу по улучшению и благоустройству своего села.
...
18 10 2025 2:51:56
Проблема происхождения пoлoвых различий, механизм определения пола и поддержание определённого соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и дeвoчки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых....
17 10 2025 23:16:38
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




