Методическая разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

Пояснительная записка к факультативному курсу “Генетическое биоразнообразие.
Происхождение и развитие вида человек разумный (антропогенез)”.
(9 класс)
Объём различных форм учебной работы:
| Всего аудиторных часов | 34 |
| Лекции | 22 |
| Семинарское занятие | 4 |
| Самостоятельная работа | 3 |
| Лабораторная работа | 4 |
| Экскурсия | 1 |
Курс “Генетическое биоразнообразие. Происхождение и развитие вида человек разумный (антропогенез)” предназначен для углубленного изучения учащимися 9-х классов сложных вопросов генетики и происхождения человека. Программа курса предусматривает развитие представлений о главных закономерностях наследственности и изменчивости, что способствует формированию материалистического мировоззрения у учащихся. Настоящий курс способствует развитию пpaктических навыков при самостоятельном решении поставленных в ходе обучения задач. Учащиеся овладевают умениями применять знания теории эволюции для объяснения исторических изменений в живой природе, вопросов происхождения человека. Проведение факультативных занятий требует использования бесед, дискуссий, работы с дополнительной литературой, применения исследовательского подхода, знакомства с методами научного исследования: решение познавательных задач, моделированием биологических явлений.
Усилению пpaктической направленности курса призваны служить запланированные программой демонстрации биологических объектов, пособий, экскурсия в музей и т. д.
Факультативный курс “Генетическое биоразнообразие. Происхождение и развитие вида человек разумный (антропогенез”) разработан в полном соответствии с обязательным минимумом содержания основного (общего) и среднего (полного) образования и предназначен для углубленного изучения биологии. Этот курс предусматривает изучение отдельных блоков, входящих в курс “Общая биология” на более высоком теоретическом уровне, отвечает требованиям обязательного минимума. В связи с тем, что сокращается программа по биологии, а исходя из требований к уровню подготовки выпускников основной (общей) и средней (полной) школы учащимся необходимо получить знания по данным разделам отдельные разделы, на изучение которых отводится недостаточное количество часов, разработан данный курс. Курс носит воспитывающий и развивающий хаpaктер обучения в соответствии с образовательным стандартом по биологии.
Цель и задачи курса: более углубленное изучение отдельных разделов общей биологии для подготовки высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся. Курс позволит школьникам не только продвинуться в усвоении обязательного минимума, но и реализовать свой творческий потенциал, получить необходимую базу для выбора будущей профессии. В результате изучения курса учащиеся должны хаpaктеризовать и знать основную генетическую терминологию и символику, методы генетики, особенности методов изучения генетики человека, законы наследственности, изменчивости, ее виды и причины, норму реакции, значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа, мутаций в эволюции, генетики для селекции и здравоохранения, факторы, формирующие здоровье человека; происхождение человека и движущие силы антропогенеза.
Основные требования к умениям и знаниям учащихся
Знать:
- основную генетическую терминологию;
- типы скрещиваний;
- законы наследования и их цитологические основы;
- хромосомную теорию наследственности;
- причины модификационной и мутационной изменчивости;
- значение эволюции для человека;
- необходимость защиты природной среды от загрязнениями мутагенами;
- вредное влияние курения, употрeбления алкоголя и других наркотических веществ на наследственность человека;
- индивидуальное развитие организмов (онтогенез), этапы онтогенеза;
- движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы;
- основные гипотезы происхождения человека;
- отличие древнейших, древних и ископаемых людей современного типа;
- человеческие расы, их происхождение и единство.
Уметь:
- давать описания фенотипов сортов и пород, выявлять модификации и мутации;
- решать генетические задачи;
- составлять родословные;
- наблюдать модификационную изменчивость у растений и животных, выросших в разных условиях;
- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат; владеть языком предмета.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по пpaктическому использованию полученных знаний программой предусматривается лекционная форма обучения, представленная наряду с освоением учебного материала на семинарских занятиях, а также выполнение лабораторных работ, решение генетических задач.
Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуется экскурсия в краеведческий музей по теме “Древние и современные люди”.
В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам (в часах). Сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу.
В программе приведен список основной, дополнительной популярной и специальной литературы, а также методической литературы.
К программе прилагается примерный план лекций и семинарских занятий.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Содержание курса:
Тема № 1: Введение.
Предмет генетики. История представлений о наследственности. Задачи, методы и объекты генетических исследований. Основные направления генетики.
Тема № 2: Дискретная природа наследственности. Законы Менделя.
Основные понятия генетики: ген, генотип, феноти, аллель, изменчивость, наследственность, мутация, генофонд. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Моногибридное скрещивание. Первый и второй закон Менделя. Расщепление при дигибридном скрещивании во втором поколении. Третий закон Менделя.
Тема№ 3: Взаимодействие генов и фенотипическое проявление.
Генотип как целостная система. Гены и признаки. Аллельные и неаллельные гены. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Анализ расщепления при взаимодействии генов.
Тема № 4: Хромосомная теория наследственности.
Сцепление генов. Группы сцепления. Хромосомная теория Т. Моргана. Конъюгация хромосом в мейозе. Кроссинговер. Определение расстояния между генами. Локализация генов в хромосомах. Соответствие генетических и цитологических карт хромосом.
Тема № 5: Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.
Пoлoвые хромосомы. Генетическое определение пола. Типы наследования признаков, сцепленных с полом. Отклонения от нормального соотношения полов. Наследственные болезни и аномалии. Цитоплазматическая мужская стерильность. Профилактика наследственных болезней у людей. Современные достижения генетической безопасности.
Тема № 6: Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов.
Оплодотворение у растений и животных. Зигота. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Этапы онтогенеза. Двойное оплодотворение у растений и его следствия. Непрямое развитие и значение его в эволюции.
Тема № 7: Изменчивость организмов.
Основные закономерности изменчивости. Генотипическая (наследственная изменчивость) и её виды: комбинативная и мутационная. Виды мутаций и их причины. Меры защиты среды от загрязнений мутагенами. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Общебиологическая роль закона Н.И. Вавилова. Наследственная изменчивость как главный источник генетического разнообразия организмов в природе. Модификационная и онтогенетическая изменчивость. Норма реакции организмов.
Тема № 8: Генетическое биоразнообразие.
Генетическое богатство живого мира на Земле. Генетическое разнообразие видов, популяций и особей. Методы селекции по созданию генетического разнообразия живого. Искусственный отбор и гибридизация - основные методы селекции.
Тема № 9: Принципы селекции.
Генетические основы селекции. Выбор исходного материала для селекции. Методы селекции. Результаты селекции - многообразие сортов растений и пород животных. Культурные растения и домашние животные, их многообразие, генотипические и фенотипические особенности.
Тема№ 10: Биотехнология.
Биотехнология как наука. Значение достижений молекулярной биологии, генетики, микробиологии, биоорганической химии в развитии биотехнологии. Роль биотехнологии в развитии промышленности, сельского хозяйства, медицины, охране окружающей среды.
Тема №11: Антропогенез.
Человек как уникальный вид живой природы. История развития взглядов на происхождение человека. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Эволюция приматов. Эволюция гоминид. Этапы эволюции человека. Древние и современные люди. Становление человека как биосоциального существа. Расы современного человека, их происхождение и родство. Концепции полицентрического и моноцентрического происхождения рас. Биологический возраст человека. Возможности увеличения продолжительности здоровой жизни. Экологическая напряженность и генофонд человека.
| Тема | Коли чество часов | Номер и тема урока | Виды деятельности учащихся |
| 1 .Введение. | 2 | 1 .Зарождение и развитие
генетики. 2. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости живых организмов. Методы изучения наследственности. |
Слушание лекции учителя. Слушание лекции учителя. Сообщения учащихся с демонстрацией иллюстративного материала. Составление блок-схемы. |
| 2. Дискретная природа наследственности. Законы Менделя. |
3 | 3. Основные понятия генетики:
ген, генотип, фенотип, аллель, изменчивость,
наследственность, мутация, генофонд.
Генетическая терминология и символика. 4. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. 5. Решение задач на законы Менделя. Самостоятельная работа. |
Слушание лекции. Запись генетической символики. Работа с энциклопедическим словарём по изучению терминов. Слушание лекции учителя. Запись моногибридного скрещивания. Терминологический диктант. Запись алгоритма решения задач. Запись схем скрещивания. |
| 3. Взаимодействие генов и фенотипическое проявление | 2 | 6. Генотип как целостная
система. Развитие знаний о генотипе. 7. Аллельные и неаллельные типы взаимодействия генов |
Слушание лекции учителя. Работа с энциклопедическим словарём. Описание примеров определения генотипов организмов. Слушание лекции учителя. Запись схемы. Решение типовых задач. |
| 4. Хромосомная теория наследственности. | 3 | 8. Хромосомная теория
наследственности. Теория гена. 9. Закономерности сцепленного наследования генов. Закон Т. Моргана. 10. Кроссинговер и его биологическое значение. |
Слушание лекции учителя с
демонстрацией схем и рисунков. Работа с тестом на
установление соответсвий. Слушание лекции учителя. Запись блок - схемы “сцепление генов”. Работа с генетическими картами хромосом. Работа с энциклопедическим словарём. Зарисовка схемы кроссинговера. |
| 5. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. | 7 | 11. Генетическое определение
пола. 12. Типы наследования признаков, связанных с полом. 13.Решение генетических задач. Самостоятельная работа. 14. Решение генетических задач. Самостоятельная работа. 15. Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность. 16. Наследственные болезни и аномалии. 17. Профилактика наследственных болезней у людей. Современные достижения генетической безопасности. 18. Зачет по генетическим задачам. |
Слушание лекции учителя.
Запись схемы определения пола у человека.
Решение типовых задач. Запись и анализ таблицы “Наборы хромосом у различных организмов. Гомогаметность и гетерогамнтность пола у различных видов организмов”. Решение типовых задач. Решение задач на моногибридное, дигибридное скрещивание; неполное доминирование, анализирующие скрещивание. Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом; определение групп крови. Слушание лекции учителя. Запись схемы взаимодействия генов. Анализ схемы расщепления у некоторых видов животных. Слушание лекции учителя. Работа с дополнительной литературой по выявлению наследственных заболеваний и их причин. Семинарское занятие. Слушание сообщений учащихся: А) генеалогический метод; Б) Близнецовый метод; В)Цитогенетический метод; Г) Биохимический метод; Д) медико-генетические консультации; Е) Вредное действие на потомство алкоголя, никотина, наркотических веществ, употрeбляемых родителями, и т.д. Семинарское занятие. Решение задач, запись схем скрещивания. |
| 6. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. | 2 | 19. Оплодотворение у растений и
животных. Зигота. 20. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Этапы онтогенеза. |
Слушание лекции учителя.
Запись схемы оплодотворения у животных и
растений различных отделов (водоросли, мхи,
папоротники, голосеменные, покрытосеменные). Слушание лекции учителя. Заполнение таблицы “Периоды онтогенеза”. Определение типа развития, хаpaктерного для предложенных организмов (прямокрылые, чешуекрылые, земноводные, птицы, человек). |
| 7. Изменчивость организмов. | 4 | 21. Основные закономерности
изменчивости. Генотипическая (наследственная)
изменчивость и ее виды: комбинативная и
мутационная. 22. Виды мутаций, их причины. Меры защиты от загрязнений мутагенами. 23. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Общебиологическая роль закона Н.и. Вавилова. 24. Модификационная и онтогенетическая изменчивость. Норма реакции организмов. |
Слушание лекции учителя.
Заполнение таблицы “Хаpaктеристика видов
изменчивости”. Семинарское занятие. Сообщения “Влияние испытаний ядерного оружия на мутационный процесс у человека”; “Влияние радиационного, химического, термического факторов на растения, животных, человека”; “Полезные мутации”. Выполнение лабораторной работы № 1: “Составление вариационной кривой”. Выполнение лабораторной работы № 2: “Выявление изменчивости организмов” |
| 8. Генетическое биоразнообразие. | 2 | 25. Генетическое богатство
живого мира на Земле. Генетическое
биоразнообразие видов популяций и особей. 26. Методы генетики по созданию генетического разнообразия живого. Искусственный отбор и гибридизация - основные методы селекции. |
Слушание лекции учителя.
Работа с информационным материалом. Слушание лекции учителя. Изучение таблиц, демонстрационного материала. ~ |
| 9. Принципы селекции | 2 | 27. Генетические основы
селекции. Результаты селекции - многообразие сортов растений и пород животных. 28. Культурные растения и домашние животные, их многообразие, генотипические и фенотипические особенности. |
Слушание лекции учителя. Изучение гербария, фотографий пород животных. Выполнение лабораторной работы № 3: Описание фенотипов комнатных растений и пород домашних животных”. |
| 10. Биотехнология. | 1 | 29. Биотехнология, ее направление и значение для человека. | Слушание лекции учителя. Изучение современных достижений молекулярной биологии:генной и клеточной инженерии по различным источникам. |
| 11. Антропогенез. | 5 | 30. Человек как уникальный вид
живой природы. История развития взглядов на происхождение человека. 31. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Эволюция приматов. Эволюция гоминид. Этапы эволюции человека. 32. Древние и современные люди. Становление человека как биосоциального существа. 33. Расы современного человека, их происхождение и родство. Концепции полицентрического и моноцентрического происхождения рас. 34. Биологический возраст человека. Возможности увеличения продолжительности здоровой жизни. Экологическая Напряженность и генофонд человека. |
Слушание лекции учителя. Анализ информации по информационным листам. Семинарское занятие. Слушание рефератов. Эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы. Слушание лекции учителя. Экскурсия в краеведческий музей. Слушание лекции учителя. Составление схемы расовой классификации современного человека. Выполнение тестового задания. Слушание лекции учителя. Решение кроссворда “Происхождение человека”. Тестовый зачет. |
Основная часть статьи, представлена в приложении (Приложение)
Список рекомендуемой литературы
- Беляев Д.К., Рувинский А.О.Биология 10 класс. Поурочные планы / Сост.: И.Ф. Ишкина, -М, “Учитель - ACT”, 2000.
- Биология в школе: сборник нормативных документов / Сост.: В.И. Сивоглазова, - М., “Просвещение”, 1987.
- Биология в таблицах: 6 -11 классы / Сост.: Т.А. Козлова, B.C. Кучменко, - М., Дрофа, 1998.
- Большой Энциклопедический словарь по биологии.
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология: 10-11 классы. - М., Дрофа, 2000.
- Общая биология: Пособие для учителя: 11 класс / Под ред. В.И. Сивоглазовой, Т.С. Суховой, Т.А. Козловой. 2-е изд., испр. и перераб. - М.: Айрис - пресс, 2004.
- Пасечник В.В., Швецов Г.Г. Биология. Введение в биологию: рабочая тетрадь. 9 кл. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005.
- Пасечник В.В., Дмитриева Т.А., Кучменко B.C. Биология: Сборник тестов, задач и заданий с ответами: 9-11 классы: Для углубленного изучения. - М.: Мнемозина, 2000.
- Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Общая биология: 9 класс / Под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. М.: Вентана-Граф, 2001.
- Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Общая биология: 10 класс / Под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. М.: Вентана-Граф, 2002.
- Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Общая биология: 11 класс / Под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. М.: Вентана-Граф, 2002.
- Программы по биологии: 10-11 классы / Под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. - М.: Вентана-Граф, 2005.
Комментарии:
Учащиеся в процессе урока выявляют вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов. Развивают информационно-коммуникативную компетентность. Воспитывают ценностное отношение к собственному здоровью.
...
09 12 2025 3:28:45
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
08 12 2025 19:21:18
Урок-игра может быть проведен, как в коррекционной школе, так и в общеобразовательной, так как целью этого урока является систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по пройденным группам растений. Группы растений могут быть разные, а за основу можно взять задания данной игры. В ходе игры учащимся дается возможность выбрать тот вопрос, который им по силам, тем самым учитываются особенности сильных и слабых учащихся....
07 12 2025 14:19:31
Хламидомонада — микроскопическая одноклеточная водоросль грушевидной или овальной формы. Поверхность клетки покрыта прозрачной бесцветной пектиновой оболочкой....
06 12 2025 20:58:52
Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....
05 12 2025 1:32:41
На уроке обобщаются знания основ генетики через загадки, игры, театрализацию. В генетическую консультацию обращаются посетители: мать красавца Прошеньки для выбора невесты; работник таможни, через которую контpaбандист везет лис, цветовод, выписавший семена цветов по почте. Консультанты дают объяснения посетителям после решения генетических задач.
...
04 12 2025 12:45:53
Урок формирует представление о здоровом образе жизни как средстве духовного, физического и социального благополучия личности. Формируются знания и представления о полезных и вредных привычках; развиваются навыки сохранения здоровья....
03 12 2025 21:17:35
Целью урока является продолжение формирования эволюционного понимания развития органического мира, закрепление логических цепочек причинно-следственных связей между изменениями условий окружающей среды и формированием адаптационных приспособлений организмов определенных систематических групп....
02 12 2025 6:54:54
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
01 12 2025 21:50:22
Представленный урок проводится в форме собрания внутренних органов, в ходе, которого уточняются особенности работы некоторых органов и их функциональныхвозможности.
Данный материал может быть использован как самостоятельный материал или иллюстративный материал фрагмента урока....
30 11 2025 8:10:39
Урок повторения и обобщения знаний по теме «Тип Хордовые. Класс Птицы», на котором учащиеся систематизируют знания об особенностях строения, жизнедеятельности птиц, связанных с полетом, приспособленности их к жизни в разнообразных условиях наземной среды, происхождении птиц....
29 11 2025 18:36:16
Углублённое изучение биологии предполагает формирование ключевых компетенций через опыт самостоятельности. На уроке учащиеся обобщают знания о паразитических червях в форме деловой игры, лабораторных исследований, решения ситуационных задач, составления аналитических таблиц. Урок способствует формированию пpaктических знаний и развитию логического мышления.
...
28 11 2025 20:20:54
Комбинированный по типу урок, в котором сочетаются объяснительно-иллюстративные методы традиционной технологии, элементы проблемного обучения и информационно-коммуникационные технологии. Через включение в ход урока стихов, загадок - усилить эмоционально-образное восприятие учебного материала. Кроме того, применяя тестовые задания на разных этапах урока, осуществить контроль как ранее изученного, так и нового материала.
...
27 11 2025 15:46:18
Урок формирует у учащихся отрицательное отношение к aбopту путем использования различных приемов и методов изучения фактического материала....
26 11 2025 0:15:35
Урок проводится с целью познакомить учащихся со строением цветка; сформировать представление о значении цветка для растения. Для развития креативного мышления учащихся используются задания творческого хаpaктера....
25 11 2025 3:38:59
Урок включен в раздел «Земля», в котором дети рассматривали строение Земли и горные породы. В этой теме учащиеся знакомятся с веществами и явлениями природы, основываясь на знаниях, которые получили на прошлых уроках. Узнают, что есть тело, а что вещество. Какие бывают вещества и из чего состоят. Осуществляется первичное знакомство с предметом "химия". Дети знакомятся с видами явлений. Выделяют признаки явлений через видеоопыты....
24 11 2025 8:42:17
Об использовании интеpaктивных медиапособий на уроках биологии с приведением примеров....
23 11 2025 1:13:30
На уроке учащиеся узнают о вкладах людей в историю Отечества и о том вкладе, который могут внести они сами.
...
22 11 2025 7:16:50
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
21 11 2025 20:18:17
В работе представлен заключительный урок биологии в 6-м классе по теме "Корень". Урок-викторина. Так как уменьшилось общее количество часов по программе, то данный урок позволяет провести обобщение материала в сжатой форме.
...
20 11 2025 3:22:49
Представленный урок проводится как обобщающее занятие по теме "Дыхание" в курсе "Биология. Человек" для 8-х классов. В урок включены элементы пpaктических занятий по приёмам оказания первой помощи при нарушении дыхания, основы знаний по валеологии и профилактике инфекционных заболеваний....
19 11 2025 10:44:37
Предложенная разработка урока позволит не только разнообразить традиционный урок биологии мультимедийным и графическим материалом, но и использовать возможности персонального компьютера при изучении достаточно сложного в понимании материала, таким образом формируя ключевые образовательные компетенции учащихся. При проведении урока используется тест, написанный в Visual Basic. ...
18 11 2025 7:52:34
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
17 11 2025 11:18:34
Урок направлен на формирование способности сравнивать признаки семян однодольных и двудольных растений; обращать внимание не только на основные признаки растений( количество семядолей в зародыше), но и на варьирующие признаки - наличие эндоcпepма, срастание околоплодника с покровами семени и др.
...
16 11 2025 17:26:50
При проведении летней полевой пpaктики насекомые – самый доступный, многочисленный объект наблюдений и проведения пpaктических занятий. Учащиеся с большим интересом начинают интересоваться многими насекомыми. Целью работы является развитие у учащихся интереса к изучению живой природы и умению вести исследовательскую работу в области энтомологии....
15 11 2025 20:59:13
Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк и шляпку. Так и образовалось их название — шляпочные грибы....
14 11 2025 21:52:58
Особенности методики: использование опopной схемы-конспекта, компьютерной программы, включающей интеpaктивные упражнения, пpaктикума (микроисследования), решение биологических задач как средства повышения познавательной активности учащихся и полной реализации образовательных целей урока.
...
13 11 2025 5:50:45
Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....
12 11 2025 12:10:42
Данная разработка предлагает проведение занятия элективного курса "Человек и его здоровье" с целью обучения учащихся 9-х классов пpaктическому применению знаний из разных областей наук, формирования у них мировоззренческих понятий о единстве и взаимосвязи всех компонентов окружающего мира. Основная задача данного курса формирование экологически грамотного поведения человека по отношению ко всему живому, включая собственное здоровье....
11 11 2025 17:25:55
Павлов установил, что условный рефлекс можно выработать, только если безразличный раздражитель предшествует безусловному сигналу. В других сочетаниях условные рефлексы не образуются, а если образуются, то слабые, и быстро угасают. Важно, чтобы условный раздражитель по биологической важности был слабее безусловного....
10 11 2025 1:15:22
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
09 11 2025 18:13:32
В работе представлены результаты применения УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003–медиатека" в процессе обучения для ученика и учителя.
Дается описание, систематизация, методическое обоснование деятельности творческой группы учителей школы, возглавляемых координатором – учителем информатики – по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а также анализ возможностей реализации творческой инициативы учителя при использовании современных мультимедийных технологий. Показана система использования ИКТ на различных этапах урока.
...
08 11 2025 13:15:41
Интеpaктивная экскурсия по биологии знакомит с разнообразием птиц городского парка. Ученики отмечают видовой состав фоновых птиц и особенности их жизни весной; проводя наблюдения за весенним поведением птиц, обращают внимание на приспособления птиц к определенным условиям жизни. Цель: развивать у учащихся понимание экологических взаимосвязей в природе, единства и целостности естественных биогеоценозов; рассмотреть вопросы охраны птиц....
07 11 2025 5:56:57
Представлен конспект комбинированного урока по теме: "Кровь - река жизни"....
06 11 2025 10:23:12
Обобщить и систематизировать знания учащихся о бактериях, грибах и лишайниках. Метод проведения - самостоятельная работа по заданиям, игровой - решение кроссворда, рассказ учащихся. Каждый ученик получает перед уроком отдельный рабочий лист, где он будет выполнять задания. И также оценочный лист, где будут фиксироваться баллы при их выполнении. Критерии оценивания каждого этапа записаны на доске....
05 11 2025 15:25:21
Урок является результатом уроков интегрированного хаpaктера здоровьесберегающего направления. Здесь показана интеграция предметов - химии, биологии, физической культуры. Сюда можно включать аспекты исторического, геологического, археологического, географического, астрономического плана. Попутно учащиеся знакомятся и проводят химический эксперимент на определение белков различными реакциями. На уроке показаны элементы правильного дыхания, способствующие продлению жизни живого организма в целом....
04 11 2025 20:51:30
С помощью презентации возможно показать достаточное количество биотических взаимоотношений, не перегружая учащихся на уроке. Данная презентация может быть использована учителем и в курсе экологии и биологии 10–11-х классов.
...
03 11 2025 0:13:25
Урок предлагается для использования его учителями вечерних школ в условиях, когда на географию и биологию в учебном плане школы отводится 1 час в неделю. Урок поможет познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны арктического, субарктического и умеренного поясов....
02 11 2025 10:13:57
Урок включает элементы технологии критического мышления - кластер, синквейн, ранжирование. Применяется групповая форма работы. На I этапе урока вызывается познавательный интерес, на II – соотнесение старых знаний с новыми, на III – обобщение материала, составление и защита проекта. На уроке осуществляется интеграция предметов (биология, литература, народная культура), что способствует формированию мировоззрения и развитию творческих способностей учащихся.
...
01 11 2025 10:58:10
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
31 10 2025 18:51:25
В сборнике обобщен опыт по подготовке летних экологических пpaктикумов за период 2004—2011 гг. Собранный материал представляет собой программу, апробированные методики исследования природных объектов, а также сценарии вечеров, прогулок и игр, которые заинтересованный педагог, организатор может использовать в своей работе. Материалы сборника могут быть использованы организаторами экспедиций, пpaктикумов и летних смен эколого-биологического направления....
30 10 2025 15:25:23
В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....
29 10 2025 17:58:38
Цель урока: формирование у учащихся представления о средах обитания на Земле, о многообразии приспособлений в живом мире к конкретным условиям жизни....
28 10 2025 18:21:40
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
27 10 2025 12:22:36
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
26 10 2025 12:49:42
На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....
25 10 2025 4:52:40
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
24 10 2025 16:59:48
Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....
23 10 2025 11:45:46
На уроке у учащихся развивается познавательный интерес, краткая логическая речь, аналитическое мышление. Ученики рассматривают роль амфибий в деятельности человека и биоценозах. Доказывают необходимость охраны амфибий, занесенных в Красную Книгу. Воспитывается любовь к природе, стремление охранять ее. Развивается познавательный интерес....
22 10 2025 11:42:40
В статье раскрываются возможности современного школьного сада как универсального средства социализации, реабилитации, а также развития политехнических знаний, умений и навыков учащихся школ VIII. Показано особое значение школьного сада как пропедевтического инструмента подготовки будущих садовников. Дан краткий экскурс создания, развития и значения школьных садов, начиная с VIII века до настоящего времени. Авторы сожалеют о сокращении школьных садов в постсоветское время и выражают надежду на их возрождение....
21 10 2025 22:48:56
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"