Методическая разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Методическая разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


Пояснительная записка к факультативному курсу “Генетическое биоразнообразие.

Происхождение и развитие вида человек разумный (антропогенез)”.

(9 класс)

Объём различных форм учебной работы:

Всего аудиторных часов 34
Лекции 22
Семинарское занятие 4
Самостоятельная работа 3
Лабораторная работа 4
Экскурсия 1

Курс “Генетическое биоразнообразие. Происхождение и развитие вида человек разумный (антропогенез)” предназначен для углубленного изучения учащимися 9-х классов сложных вопросов генетики и происхождения человека. Программа курса предусматривает развитие представлений о главных закономерностях наследственности и изменчивости, что способствует формированию материалистического мировоззрения у учащихся. Настоящий курс способствует развитию пpaктических навыков при самостоятельном решении поставленных в ходе обучения задач. Учащиеся овладевают умениями применять знания теории эволюции для объяснения исторических изменений в живой природе, вопросов происхождения человека. Проведение факультативных занятий требует использования бесед, дискуссий, работы с дополнительной литературой, применения исследовательского подхода, знакомства с методами научного исследования: решение познавательных задач, моделированием биологических явлений.

Усилению пpaктической направленности курса призваны служить запланированные программой демонстрации биологических объектов, пособий, экскурсия в музей и т. д.

Факультативный курс “Генетическое биоразнообразие. Происхождение и развитие вида человек разумный (антропогенез”) разработан в полном соответствии с обязательным минимумом содержания основного (общего) и среднего (полного) образования и предназначен для углубленного изучения биологии. Этот курс предусматривает изучение отдельных блоков, входящих в курс “Общая биология” на более высоком теоретическом уровне, отвечает требованиям обязательного минимума. В связи с тем, что сокращается программа по биологии, а исходя из требований к уровню подготовки выпускников основной (общей) и средней (полной) школы учащимся необходимо получить знания по данным разделам отдельные разделы, на изучение которых отводится недостаточное количество часов, разработан данный курс. Курс носит воспитывающий и развивающий хаpaктер обучения в соответствии с образовательным стандартом по биологии.

Цель и задачи курса: более углубленное изучение отдельных разделов общей биологии для подготовки высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся. Курс позволит школьникам не только продвинуться в усвоении обязательного минимума, но и реализовать свой творческий потенциал, получить необходимую базу для выбора будущей профессии. В результате изучения курса учащиеся должны хаpaктеризовать и знать основную генетическую терминологию и символику, методы генетики, особенности методов изучения генетики человека, законы наследственности, изменчивости, ее виды и причины, норму реакции, значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа, мутаций в эволюции, генетики для селекции и здравоохранения, факторы, формирующие здоровье человека; происхождение человека и движущие силы антропогенеза.

Основные требования к умениям и знаниям учащихся

Знать:

  • основную генетическую терминологию;
  • типы скрещиваний;
  • законы наследования и их цитологические основы;
  • хромосомную теорию наследственности;
  • причины модификационной и мутационной изменчивости;
  • значение эволюции для человека;
  • необходимость защиты природной среды от загрязнениями мутагенами;
  • вредное влияние курения, употрeбления алкоголя и других наркотических веществ на наследственность человека;
  • индивидуальное развитие организмов (онтогенез), этапы онтогенеза;
  • движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы;
  • основные гипотезы происхождения человека;
  • отличие древнейших, древних и ископаемых людей современного типа;
  • человеческие расы, их происхождение и единство.

Уметь:

  • давать описания фенотипов сортов и пород, выявлять модификации и мутации;
  • решать генетические задачи;
  • составлять родословные;
  • наблюдать модификационную изменчивость у растений и животных, выросших в разных условиях;
  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат; владеть языком предмета.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по пpaктическому использованию полученных знаний программой предусматривается лекционная форма обучения, представленная наряду с освоением учебного материала на семинарских занятиях, а также выполнение лабораторных работ, решение генетических задач.

Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуется экскурсия в краеведческий музей по теме “Древние и современные люди”.

В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам (в часах). Сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу.

В программе приведен список основной, дополнительной популярной и специальной литературы, а также методической литературы.

К программе прилагается примерный план лекций и семинарских занятий.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Содержание курса:

Тема № 1: Введение.

Предмет генетики. История представлений о наследственности. Задачи, методы и объекты генетических исследований. Основные направления генетики.

Тема № 2: Дискретная природа наследственности. Законы Менделя.

Основные понятия генетики: ген, генотип, феноти, аллель, изменчивость, наследственность, мутация, генофонд. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Моногибридное скрещивание. Первый и второй закон Менделя. Расщепление при дигибридном скрещивании во втором поколении. Третий закон Менделя.

Тема№ 3: Взаимодействие генов и фенотипическое проявление.

Генотип как целостная система. Гены и признаки. Аллельные и неаллельные гены. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Анализ расщепления при взаимодействии генов.

Тема № 4: Хромосомная теория наследственности.

Сцепление генов. Группы сцепления. Хромосомная теория Т. Моргана. Конъюгация хромосом в мейозе. Кроссинговер. Определение расстояния между генами. Локализация генов в хромосомах. Соответствие генетических и цитологических карт хромосом.

Тема № 5: Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.

Пoлoвые хромосомы. Генетическое определение пола. Типы наследования признаков, сцепленных с полом. Отклонения от нормального соотношения полов. Наследственные болезни и аномалии. Цитоплазматическая мужская стерильность. Профилактика наследственных болезней у людей. Современные достижения генетической безопасности.

Тема № 6: Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов.

Оплодотворение у растений и животных. Зигота. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Этапы онтогенеза. Двойное оплодотворение у растений и его следствия. Непрямое развитие и значение его в эволюции.

Тема № 7: Изменчивость организмов.

Основные закономерности изменчивости. Генотипическая (наследственная изменчивость) и её виды: комбинативная и мутационная. Виды мутаций и их причины. Меры защиты среды от загрязнений мутагенами. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Общебиологическая роль закона Н.И. Вавилова. Наследственная изменчивость как главный источник генетического разнообразия организмов в природе. Модификационная и онтогенетическая изменчивость. Норма реакции организмов.

Тема № 8: Генетическое биоразнообразие.

Генетическое богатство живого мира на Земле. Генетическое разнообразие видов, популяций и особей. Методы селекции по созданию генетического разнообразия живого. Искусственный отбор и гибридизация - основные методы селекции.

Тема № 9: Принципы селекции.

Генетические основы селекции. Выбор исходного материала для селекции. Методы селекции. Результаты селекции - многообразие сортов растений и пород животных. Культурные растения и домашние животные, их многообразие, генотипические и фенотипические особенности.

Тема№ 10: Биотехнология.

Биотехнология как наука. Значение достижений молекулярной биологии, генетики, микробиологии, биоорганической химии в развитии биотехнологии. Роль биотехнологии в развитии промышленности, сельского хозяйства, медицины, охране окружающей среды.

Тема №11: Антропогенез.

Человек как уникальный вид живой природы. История развития взглядов на происхождение человека. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Эволюция приматов. Эволюция гоминид. Этапы эволюции человека. Древние и современные люди. Становление человека как биосоциального существа. Расы современного человека, их происхождение и родство. Концепции полицентрического и моноцентрического происхождения рас. Биологический возраст человека. Возможности увеличения продолжительности здоровой жизни. Экологическая напряженность и генофонд человека.

Тема Коли чество часов Номер и тема урока Виды деятельности учащихся
1 .Введение. 2 1 .Зарождение и развитие генетики.

2. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости живых организмов. Методы изучения наследственности.

Слушание лекции учителя.

Слушание лекции учителя.

Сообщения учащихся с демонстрацией иллюстративного материала.

Составление блок-схемы.

2. Дискретная природа

наследственности.

Законы Менделя.

3 3. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, аллель, изменчивость, наследственность, мутация, генофонд. Генетическая терминология и символика.

4. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем, их цитологические основы.

5. Решение задач на законы Менделя. Самостоятельная работа.

Слушание лекции.

Запись генетической символики.

Работа с энциклопедическим словарём по изучению терминов.

Слушание лекции учителя.

Запись моногибридного скрещивания.

Терминологический диктант.

Запись алгоритма решения задач.

Запись схем скрещивания.

3. Взаимодействие генов и фенотипическое проявление 2 6. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе.

7. Аллельные и неаллельные типы взаимодействия генов

Слушание лекции учителя.

Работа с энциклопедическим словарём.

Описание примеров определения генотипов организмов.

Слушание лекции учителя.

Запись схемы.

Решение типовых задач.

4. Хромосомная теория наследственности. 3 8. Хромосомная теория наследственности. Теория гена.

9. Закономерности сцепленного наследования генов. Закон Т. Моргана.

10. Кроссинговер и его биологическое значение.

Слушание лекции учителя с демонстрацией схем и рисунков. Работа с тестом на установление соответсвий.

Слушание лекции учителя. Запись блок - схемы “сцепление генов”. Работа с генетическими картами хромосом.

Работа с энциклопедическим словарём. Зарисовка схемы кроссинговера.

5. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. 7 11. Генетическое определение пола.

12. Типы наследования признаков, связанных с полом.

13.Решение генетических задач. Самостоятельная работа.

14. Решение генетических задач. Самостоятельная работа.

15. Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность.

16. Наследственные болезни и аномалии.

17. Профилактика наследственных болезней у людей. Современные достижения генетической безопасности.

18. Зачет по генетическим задачам.

Слушание лекции учителя. Запись схемы определения пола у человека. Решение типовых задач.

Запись и анализ таблицы “Наборы хромосом у различных организмов. Гомогаметность и гетерогамнтность пола у различных видов организмов”. Решение типовых задач.

Решение задач на моногибридное, дигибридное скрещивание; неполное доминирование, анализирующие скрещивание.

Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом; определение групп крови.

Слушание лекции учителя. Запись схемы взаимодействия генов. Анализ схемы расщепления у некоторых видов животных.

Слушание лекции учителя. Работа с дополнительной литературой по выявлению наследственных заболеваний и их причин.

Семинарское занятие. Слушание сообщений учащихся: А) генеалогический метод; Б) Близнецовый метод; В)Цитогенетический метод; Г) Биохимический метод; Д) медико-генетические консультации; Е) Вредное действие на потомство алкоголя, никотина, наркотических веществ, употрeбляемых родителями, и т.д.

Семинарское занятие. Решение задач, запись схем скрещивания.

6. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. 2 19. Оплодотворение у растений и животных. Зигота.

20. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Этапы онтогенеза.

Слушание лекции учителя. Запись схемы оплодотворения у животных и растений различных отделов (водоросли, мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные).

Слушание лекции учителя. Заполнение таблицы “Периоды онтогенеза”. Определение типа развития, хаpaктерного для предложенных организмов (прямокрылые, чешуекрылые, земноводные, птицы, человек).

7. Изменчивость организмов. 4 21. Основные закономерности изменчивости. Генотипическая (наследственная) изменчивость и ее виды: комбинативная и мутационная.

22. Виды мутаций, их причины. Меры защиты от загрязнений мутагенами.

23. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Общебиологическая роль закона Н.и. Вавилова.

24. Модификационная и онтогенетическая изменчивость. Норма реакции организмов.

Слушание лекции учителя. Заполнение таблицы “Хаpaктеристика видов изменчивости”.

Семинарское занятие. Сообщения “Влияние испытаний ядерного оружия на мутационный процесс у человека”; “Влияние радиационного, химического, термического факторов на растения, животных, человека”; “Полезные мутации”.

Выполнение лабораторной работы № 1: “Составление вариационной кривой”.

Выполнение лабораторной работы № 2: “Выявление изменчивости организмов”

8. Генетическое биоразнообразие. 2 25. Генетическое богатство живого мира на Земле. Генетическое биоразнообразие видов популяций и особей.

26. Методы генетики по созданию генетического разнообразия живого. Искусственный отбор и гибридизация - основные методы селекции.

Слушание лекции учителя. Работа с информационным материалом.

Слушание лекции учителя. Изучение таблиц, демонстрационного материала.

~

9. Принципы селекции 2 27. Генетические основы селекции.

Результаты селекции - многообразие сортов растений и пород животных.

28. Культурные растения и домашние животные, их многообразие, генотипические и фенотипические особенности.

Слушание лекции учителя.

Изучение гербария, фотографий пород животных.

Выполнение лабораторной работы № 3: Описание фенотипов комнатных растений и пород домашних животных”.

10. Биотехнология. 1 29. Биотехнология, ее направление и значение для человека. Слушание лекции учителя.

Изучение современных достижений молекулярной биологии:генной и клеточной инженерии по различным источникам.

11. Антропогенез. 5 30. Человек как уникальный вид живой природы.

История развития взглядов на происхождение человека.

31. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Эволюция приматов. Эволюция гоминид. Этапы эволюции человека.

32. Древние и современные люди. Становление человека как биосоциального существа.

33. Расы современного человека, их происхождение и родство. Концепции полицентрического и моноцентрического происхождения рас.

34. Биологический возраст человека. Возможности увеличения продолжительности здоровой жизни.

Экологическая

Напряженность и генофонд человека.

Слушание лекции учителя.

Анализ информации по информационным листам.

Семинарское занятие.

Слушание рефератов.

Эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы.

Слушание лекции учителя.

Экскурсия в краеведческий музей.

Слушание лекции учителя.

Составление схемы расовой классификации современного человека.

Выполнение тестового задания.

Слушание лекции учителя.

Решение кроссворда “Происхождение человека”.

Тестовый зачет.

Основная часть статьи, представлена в приложении (Приложение)

Список рекомендуемой литературы

  1. Беляев Д.К., Рувинский А.О.Биология 10 класс. Поурочные планы / Сост.: И.Ф. Ишкина, -М, “Учитель - ACT”, 2000.
  2. Биология в школе: сборник нормативных документов / Сост.: В.И. Сивоглазова, - М., “Просвещение”, 1987.
  3. Биология в таблицах: 6 -11 классы / Сост.: Т.А. Козлова, B.C. Кучменко, - М., Дрофа, 1998.
  4. Большой Энциклопедический словарь по биологии.
  5. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология: 10-11 классы. - М., Дрофа, 2000.
  6. Общая биология: Пособие для учителя: 11 класс / Под ред. В.И. Сивоглазовой, Т.С. Суховой, Т.А. Козловой. 2-е изд., испр. и перераб. - М.: Айрис - пресс, 2004.
  7. Пасечник В.В., Швецов Г.Г. Биология. Введение в биологию: рабочая тетрадь. 9 кл. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005.
  8. Пасечник В.В., Дмитриева Т.А., Кучменко B.C. Биология: Сборник тестов, задач и заданий с ответами: 9-11 классы: Для углубленного изучения. - М.: Мнемозина, 2000.
  9. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Общая биология: 9 класс / Под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. М.: Вентана-Граф, 2001.
  10. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Общая биология: 10 класс / Под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. М.: Вентана-Граф, 2002.
  11. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Общая биология: 11 класс / Под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. М.: Вентана-Граф, 2002.
  12. Программы по биологии: 10-11 классы / Под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. - М.: Вентана-Граф, 2005.




Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"


    Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

      Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

17 01 2022 12:22:16

Обобщающий урок на тему «Бактерии»


    Обобщающий урок на тему «Бактерии»

      Представленная разработка урока имеет целью обобщение и систематизацию знаний учащихся по данной теме. Игровая форма проведения урока способствует повышению интереса учащихся к предмету, развитию взаимоуважения, умения работы в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники издательства Вентана-Граф....

16 01 2022 9:27:37

Здоровое питание - залог успешного развития ребенка


    Здоровое питание - залог успешного развития ребенка

      В работе проводится оценка качества питания учащихся в школе и даются рекомендации учителям и родителям....

15 01 2022 1:12:59

Некоторые нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии

Представлены четыре нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии, которые могут быть проведены как на уроках (вместо программных), так и на занятиях кружка, факультатива или элективного курса. ...

14 01 2022 13:14:47

Открытый урок по биологии с использованием ИКТ "История и методы изучения клетки. Клеточная теория" (9-й класс)

Урок в 9-м классе знакомит учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки....

13 01 2022 17:14:30

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

12 01 2022 21:34:34

Урок-экскурсия в виртуальный институт "Дендритоаксония"


    Урок-экскурсия в виртуальный институт "Дендритоаксония"

      Форма проведения обобщения по теме «Нервная система» в виде урока – виртуальной экскурсии направлена на реализацию принципов сотрудничества и развитие навыков групповой и коллективной учебно-пpaктической деятельности, демонстрирует возможные пути реализации активных методов обучения на уроках биологии. ...

11 01 2022 22:25:36

Развитие эволюционных понятий в истории методики биологии (статья). Комплексное применение технологий обучения на уроках биологии (модульный урок)


    Развитие эволюционных понятий в истории методики биологии (статья). Комплексное применение технологий обучения на уроках биологии (модульный урок)

      Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....

10 01 2022 6:37:37

Интегрированный урок по биологии и информатике на тему: "Роль человека в биосфере. Экологические проблемы озера Байкал"


    Интегрированный урок по биологии и информатике на тему: "Роль человека в биосфере. Экологические проблемы озера Байкал"

      Существует большое количество самых разнообразных программно-педагогических средств, но не все их можно использовать для сопровождения урока в компьютерном классе по различным причинам. У каждого учителя, исходя из его педагогического опыта, есть свое собственное видение урока, и в применение компьютерных технологий появляется возможность сделать его более наглядным, продуктивным и интересным. Выбор программной среды пал на Microsoft PowerPoint в силу широкого его распространения, быстроты освоения учителями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации представляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых файлов. ...

09 01 2022 15:50:18

Эти загадочные Простейшие


    Эти загадочные Простейшие

      В разработке урока описываются все этапы урока и прикладывается приложение, в котором имеется весь необходимый дидактический материал для проведения занятия....

08 01 2022 22:12:59

Плюрализм концепций происхождения жизни


    Плюрализм концепций происхождения жизни

      Тема происхождения жизни на Земле является одной из самых интересных и в тоже время трудных для изложения педагогов и восприятия учащихся. Предлагаемая разработка содержит богатый иллюстративный и научный материал, которые будут полезны учителям при изучении данной темы....

07 01 2022 13:37:59

Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Испарение воды растениями"


    Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Испарение воды растениями"

      Целью урока является восприятие, осознание нового материала и его закрепление. При проверке домашнего задания использованы дифференцированные задания трех уровней. При изучении нового материала, повторении и закреплении использованы слайды презентации....

06 01 2022 18:27:31

Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс


    Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс

      Урок позволяет сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса, сформировать умения правильно сравнивать различные направления и пути эволюции, иллюстрировать рассказ о них разнообразными примерами из мира растений и животных; систематизировать и обобщить знания о процессе и основных итогах исторического развития органического мира....

05 01 2022 3:56:31

Использование информационно-коммуникационной технологии при изучении темы «Медико-генетическое консультирование»


    Использование информационно-коммуникационной технологии при изучении темы «Медико-генетическое консультирование»

      Интеграция тем: «Генеалогический метод анализа и составление родословной» и «MS WORD. Вставка и форматирование графических изображений» дает возможность использовать приобретенные студентами знания и методику составления родословной во встроенном графическом редакторе офисных программ семейства MS Office....

04 01 2022 16:46:40

Формирование приемов учебной деятельности в условиях личностно ориентированного образования на уроках биологии


    Формирование приемов учебной деятельности в условиях личностно ориентированного образования на уроках биологии

      На уроке изучаются возможности использования приемов для формирования личности учащихся на уроках биологии, проводится диагностика пpaктического применения приемов, формируется среда личностно ориентированного развития учащихся....

03 01 2022 20:40:59

Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"


    Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"

      Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...

02 01 2022 14:43:40

Игровые технологии на уроках биологии как средство достижения метапредметных результатов в обучении


    Игровые технологии на уроках биологии как средство достижения метапредметных результатов в обучении

      Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игру....

01 01 2022 22:55:39

Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Многообразие цветковых растений"


    Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Многообразие цветковых растений"

      Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей. ...

31 12 2021 12:57:40

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"

      В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...

30 12 2021 1:13:41

Разработка урока по теме "Заболевания органов дыхания" (8-й класс)


    Разработка урока по теме "Заболевания органов дыхания" (8-й класс)

      Формирование здорового образа жизни учащихся одна из главных задач учителя. Данный урок является одним из способов помочь учащимся в укреплении их здоровья....

29 12 2021 1:39:48

Хламидомонада: особенности строения и размножения

Хламидомонада: особенности строения и размножения Хламидомонада — микроскопическая одноклеточная водоросль грушевидной или овальной формы. Поверхность клетки покрыта прозрачной бесцветной пектиновой оболочкой....

28 12 2021 7:48:11

Внеклассное мероприятие по биологии


    Внеклассное мероприятие по биологии

      Внеклассное мероприятие "В гостях у Лешего" было проведено во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 6-х классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации....

27 12 2021 22:32:35

Основные этапы развития жизни на Земле


    Основные этапы развития жизни на Земле

      Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Первыми на Земле были древние простейшие. От них произошли саркодовые, жгутиковые, споровики. Они представляют одну клетку, в которой осуществляются все процессы жизнедеятельности, целого организма....

26 12 2021 1:48:54

Клеточные включения: строение, функции и биологическое значение

Клеточные включения: строение, функции и биологическое значение Вместе с мембранными и немембранными органеллами в цитоплазме находятся клеточные включения, которые являются непостоянными элементами клетки. Они появляются и исчезают на протяжении ее жизненного цикла. Формируются в основном в пластинчатом комплексе и в эндоплазматическом ретикулуме....

25 12 2021 5:13:53

Урок по курсу "Биология человека", 8-й класс. Тема: "Дыхание. Органы дыхания. Газообмен"


    Урок по курсу "Биология человека", 8-й класс. Тема: "Дыхание. Органы дыхания. Газообмен"

      Урок составлен на основе технологии развития критического мышления. На уроке реализуется схема: вызов - осмысление - рефлексия. На стадии вызова используется прием мозговой штурм. Прием - бортовой журнал - является стратегией урока, так как работает на всех стадиях урока. Форма работы - индивидуальная и групповая. Основной принцип урока - принцип взаимодоверия и взаимопомощи. Урок составлен с поддержкой презентации, подготовленной автором....

24 12 2021 6:48:54

Опыление Биология

Опыление  Биология В результате цветения образуются плоды. Однако плоды не смогут завязаться.если не произойдет опыление. Опыление Перенос пыльцы с пыльников тычинок на рыльце...

23 12 2021 20:43:38

Урок биологии "Нуклеиновые кислоты"


    Урок биологии "Нуклеиновые кислоты"

      План-конспект урока составлен для занятия, рассчитанного на один академический час в непрофильном классе. Урок интегрирован с химией. Целью урока является систематизация знаний о химическом составе клетки, развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК. ...

22 12 2021 19:59:35

Урок зоологии "Класс Млекопитающие. Особенности внешних покровов млекопитающих". 7-й класс


    Урок зоологии "Класс Млекопитающие. Особенности внешних покровов млекопитающих". 7-й класс

      Урок преследуют следующие цели: раскрыть особенности внешних покровов млекопитающих; развивать умение работать с учебником, логическое мышление, анализировать, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием. Урок основан на технологии проектного обучения в пpaктической части урока....

21 12 2021 15:49:25

Метод проектов на уроках биологии


    Метод проектов на уроках биологии

      Человек – совершенная самоуправляющаяся система. Всякий шаг в развитии личности происходит как её собственный эмоциональный выбор или осознанное решение. Регулировать и управлять этими процессами у учащихся позволяет методика проектного обучения. Успешно реализовать метод проектов на уроках биологии удается, потому что при этом окружающая среда используется как лаборатория, в которой происходит процесс познания....

20 12 2021 6:57:16

Урок природоведения "Шляпочные грибы"


    Урок природоведения "Шляпочные грибы"

      Урок для учащихся основной ступени общего образования направлен на достижение образовательных результатов в контексте требований ФГОС ООО. В нем отражены способы достижения образовательных результатов (личностные, метапредметные, предметные)....

19 12 2021 4:20:10

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"


    Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

      Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

18 12 2021 0:23:32

Тема: "Чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость". Биология. 8-й класс


    Тема: "Чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость". Биология. 8-й класс

      Обобщающий урок по биология в 8-м классе с количеством учащихся - 6 человек. Цель урока: расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и способности реагировать на их изменения; обобщить знания об органах чувств. ...

17 12 2021 23:46:12

Взаимосвязь организмов с факторами среды Биология

Взаимосвязь организмов с факторами среды  Биология Жизнь организмов зависит от многих условий: температуры. освещенности, влажности, других организмов. Безокружающей среды живые организмы не способны дышать,...

16 12 2021 14:29:20

Тема урока "Голосеменные"


    Тема урока "Голосеменные"

      В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите....

15 12 2021 15:48:17

Экологический мониторинг атмосферного воздуха (факультативное занятие по биологии для 6–9-х классов). Урок — деловая игра


    Экологический мониторинг атмосферного воздуха (факультативное занятие по биологии для 6–9-х классов). Урок — деловая игра

      Человечество подошло к порогу, за которым нужны новая нравственность, новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. С детства надо жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Формирование таких качеств у школьников эффективно происходит в процессе поисково-исследовательской деятельности. В основе урока лежит МАО - деловая игра, он отражает все вышесказанное, способствует воспитанию у школьников инициативы, активности, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологическим проблемам своего края....

14 12 2021 7:54:37

Урок по теме "Ядро". 9-й класс


    Урок по теме "Ядро". 9-й класс

      Изучение темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основные методы ек изучения ‒ работа с текстом, рассказ учителя, беседа....

13 12 2021 18:46:40

Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему "Вода — формула жизни"


    Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему "Вода — формула жизни"

      Урок предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств. ...

12 12 2021 15:40:27

Урок-презентация "Трудимся во благо Отечества"


    Урок-презентация "Трудимся во благо Отечества"

      На уроке учащиеся узнают о вкладах людей в историю Отечества и о том вкладе, который могут внести они сами. ...

11 12 2021 10:44:37

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"


    Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...

10 12 2021 21:23:43

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Перенос веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных"


    Урок биологии в 6-м классе по теме: "Перенос веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных"

      На уроке подробно рассматривается процесс трaнcпортировки веществ в организме данных животных. Учащиеся работают с дидактическими карточками и слайдами презентации....

09 12 2021 14:54:15

Класс Ресничные черви. Особенности строения и системы органов

Класс Ресничные черви. Особенности строения и системы органов Форма тела ресничных червей продолговатая, иногда в виде листа. Снаружи черви укрыты однослойным ресничным эпителием. Во время взросления реснички теряются, поэтому взрослые особи вовсе их лишены....

08 12 2021 5:42:33

Вышли мы все из природы


    Вышли мы все из природы

      Урок призван обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Эволюция человека", а также познакомить с альтернативными вариантами изложения темы и их аргументацией....

07 12 2021 20:37:50

Многообразие земноводных и их значение


    Многообразие земноводных и их значение

      Цель урока: раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах, показать значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны....

06 12 2021 13:14:24

"Эта чудесная клетка" (с использованием тренажера "Основы учения о клетке")


    "Эта чудесная клетка" (с использованием тренажера "Основы учения о клетке")

      Представлена разработка урока обобщения знаний по биологии в 9-м классе. Тренажер разработан по четырем основным темам. Тесты состоят из вопросов с выбором одного правильного ответа. Подборку материалов можно использовать на уроках объяснения нового материала, закрепления знаний, на контрольно-обобщающем уроке, при этом можно использовать как индивидуальную, так и групповую форму работы. Контроль проводится автоматически....

05 12 2021 11:41:12

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.


    Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

      Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....

04 12 2021 20:12:49

Урок биологии. Тема: "Механизм вдоха и выдоха". 8-й класс


    Урок биологии. Тема: "Механизм вдоха и выдоха". 8-й класс

      Изготовление и разбор процессов на модели Дондерса поможет учащимся лучше усвоить тему. Проверочная работа контролирует знания по теме «Механизм вдоха и выдоха»....

03 12 2021 19:30:50

Использование информационных технологий на уроках биологии.


    Использование информационных технологий на уроках биологии.

      Цели данного урока: введение в тему «Опopно-двигательная система человека», формирование здорового образа жизни. Урок предназначен для учащихся 8-го класса при изучении темы «Опopно-двигательная система человека». К уроку разработана «рабочая тетрадь» для учеников, которая позволяет в течение урока выполнять различные задания, что значительно экономит время. На протяжении всего урока используются слайды. Урок рассчитан на 45 минут. Данная разработка может быть использована также классными руководителями как час общения в среднем и старшем звене. Можно заранее дать ребятам вопросы, над которыми они должны дома подумать....

02 12 2021 4:23:59

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"


    "Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

      Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

01 12 2021 17:14:32

Урок биологии по теме "Биосфера. Среды жизни. Круговорот веществ в природе"


    Урок биологии по теме "Биосфера. Среды жизни. Круговорот веществ в природе"

      Урок проводится в форме изучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщение о биографии В.И. Вернадского, выполняют самостоятельную работу, тест. Урок должен проводиться в кабинете, имеющем компьютер с мультимедийным проектором и интеpaктивной доской. Контроль на уроке предлагается в форме тестирования....

30 11 2021 4:42:57

Открытый урок "Поиграем в генетиков"

Здоровые дети много и увлечённо играют. Через игру они познают мир взрослых, серьёзных игр. Автор уверена – игровой момент может и должен присутствовать на уроках решения генетических задач. Цель урока: расширить и углубить базовые знания темы «Основы генетики и селекции»; закрепить знания генетических терминов; учить решать проблемные задачи....

29 11 2021 6:25:52

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::