Открытый урок по биологии в 8-м классе по темам "Кровь - жидкая ткань", "Иммунитет" с использованием элементов методики Ривина-Дьяченко > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Открытый урок по биологии в 8-м классе по темам "Кровь - жидкая ткань", "Иммунитет" с использованием элементов методики Ривина-Дьяченко


    Открытый урок по биологии в 8-м классе по темам "Кровь - жидкая ткань", "Иммунитет" с использованием элементов методики Ривина-Дьяченко

Задачи: изучить состав крови – строение, функции клеток и плазмы крови, познакомиться с группами крови;

Развитие навыков самообразования, умения работать с дополнительной литературой, формирование речевой культуры умения общаться, выделять главное, анализировать, обобщать;

Формирование специальных медицинских знаний по теме.

Методы: словесно – иллюстративные; самостоятельная работа с учебником в парах сменного состава по изучению нового материала.

Тип занятия: изучение нового материала с последующим закреплением.

Оборудование: таблица “Кровь”, рис. учебника § 17, 18, дополнительная литература “Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека”, иллюстрации журнала “Здоровье” (строение крови, группы крови, переливание крови).

Формы организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная

Хаpaктер организации познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично – поисковый

Контроль учителя: индивидуальный опрос

Ход урока

Класс разбит на микрогруппы по 4 ученика: 2 группы полностью скомплектованы из сильных учащихся, в 3-х группах есть сильные и среднеуспевающие школьники. Учтено желание учащихся работать вместе в одной группе. Назначены мои помощники в группах – диспетчеры. Объявляю тему занятия (уроки спаренные обязательно), ставлю задачи перед учениками: изучить состав крови, познакомиться с ее хаpaктеристиками. Знакомлю с методическим аппаратом учебника по данной теме: оглавление (какие вопросы главные рассматриваем), указатель основных терминов на буквы “К”, “П”, выполнение лабораторной работы № 2. Диспетчеры получают оценочные листы.

Оценочный лист.

Тема занятия Кровь – жидкая ткань, строение и функции Вопросы для изучения

§ 17-19, (1 ст.)

Ф.И. ученика № вопроса 1. Внутренняя среда организма стр.12
1 2 3 4 5 6 акс итог 2. Значение крови
                  3. Состав крови: плазма стр.70, клетки стр.74, 76 лаб. работа № 2
                  4. Переливание крови. Донорство
                  5. Защитная функция крови
                  6. Болезни крови
  • знак означает: важный, главный вопрос в теме, требует выполнения лабораторной работы
  • изучение этих вопросов требует дополнительной литературы

6 вопрос включаю в оценочные листы только двух сильных групп, на партах книги – “Книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиене человека”, микроскопы, препараты крови человека и лягушки. На доске таблица “Состав крови”, вырезки из журналов “Здоровье”: группы крови, о донорах, малокровии.

В сильных группах изучение материала начинается с самоввода: диспетчер распределяет вопросы между члeнами группы. В остальных группах материал ввожу я: распределяю его и еще раз нацеливаю на главное. Более сложные вопросы предлагаются сильным ученикам.

Каждый учащийся работает со своим вопросом: читает по учебнику, рассматривает необходимые картинки в нем, записывает в тетради свой вопрос и самое главное по данному вопросу. Далее идет обмен информации устной, письменной в парах статичных. Время работы учащихся в парах я все – таки регулирую. Проpaбатывающих третий вопрос учеников я прошу составить опopную схему (они ее составляют сами).

КРОВЬ – ТКАНЬ

  • клетки (цитос)
  • эритроциты
  • лейкоциты
  • тромбоциты
  • межклеточное вещество
  • плазма
  • состав

Лабораторная работа выполняется в парах статичных. Она проходит довольно оживленно, но быстро: ребята рассматривают эритроциты человека и лягушки и отвечают на вопрос № 5 лабораторной работы № 2, зарисовывают клетки крови. Обмен информацией продолжается в сменных парах в пределах группы. Сильные учащиеся работают с дополнительной литературой “Книгой для чтения”… и медицинским справочником (болезни крови – малокровие, учебник стр. 75, справочник – гемофилия, лейкозы). Я прохожу и слушаю ответы учащихся по своим вопросам. Вижу подготовлены хорошо. Обмен информацией в пределах групп завершается, этот процесс может закончиться не одновременно (так чаще бывает, не только на этом уроке). После завершения обмена информацией в группе, я даю 5 – 7 минут на консультирование внутри группы, прошу ответить на вопросы, которые заранее выписала на доске: учебник стр. 74 вопросы 1, 3, 5; стр. 76 вопросы № 3, 5 (1) ; стр. 81 вопрос № 1.

Стр. 74, вопросы

  • Какие функции выполняет кровь?
  • Каков состав крови?
  • Какое значение имеет постоянство состава плазмы? Как оно поддерживается?
  • ! Для чего при сильных кровотечениях людям в кровь вводят раствор СаСl2 ?

Стр. 76, вопросы

  • В чем связь строения и функции эритроцитов?
  • В каких случаях делают переливание крови? Для чего определяют группу крови?
  • ! Угарный газ, образующийся при неполном сгорании бытового газа и топлива в печи, вступает с гемоглобином в прочное соединение. Почему в результате длительного вдыхания этого газа наступает cмepть?

Стр. 81, вопросы

  • ! В чем связь строения и функции лейкоцитов?

Вопросы, помеченные ! требуют анализа ситуации, осмысления, обобщения, выводов. Их ценность в том, что идет применение на пpaктике теоретических знаний.

Учащиеся правильно ответившие на ! вопросы помечаются в графе АКС (анализ конкретной ситуации знаком +, что очень ценно.

Прошло изучение нового материала самостоятельно в статичных и парах сменного состава, закрепление. Далее идет защита ответов, индивидуальный опрос, время планирую 35 – 40 минут.

Вызываю двух сильных учащихся (они сидят около меня). Вдвоем мы слушаем краткий ответ ученика по всем вопросам, второй может дополнить ответ товарища, задать ему вопросы и сам рассказывает самое главное по теме. Два ассистента стали учителями, слушают ответы товарищей в разных местах кабинета, я в это время работаю с двумя учениками аналогично. Еще два учителя готовы помогать мне.

Все остальные учащиеся образуют различные вариации пар и проговаривают друг другу некоторые вопросы или весь материал.

Оценки выставляются “учителями” в оценочные листы по ходу ответов учащихся. Предоставляю право на пересдачу на более высокий балл на следующем занятии.

В классе 20 учеников, из них 16 успели защититься, справились с поставленной задачей.

Домашнее задание:

  • 3 группам поработать с дополнительной литературой “Книгой для чтения по анатомии…” (тема “Кровь”) ;
  • 2 сильным группам можно подготовить доклад о крови, составе, значении, выступить с ним в параллельном классе;
  • 4 ученикам – приготовиться к индивидуальному опросу.

Задачи:

  • Cформировать у учащихся представление о защитных силах организма – иммунитете и его видах;
  • Выяснить профилактическую роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями;
  • Роль вакцин в выработке иммунитета;
  • Продолжать развивать память, логическое мышление, навыки самостоятельного приобретения знаний, умение контролировать себя.

Вид учебного занятия: изучение нового материала.

Методы: объяснение учителя 8 – 10 минут, самостоятельная работа с учебником в парах.

Формы организации деятельности учащихся: парная, индивидуальная.

Ход урока

Урок начинаем с изучения нового материала. Объявляется тема и задачи урока. Объяснение учителя. Вступление в тему (8 – 10 минут).

Задачи: познакомиться с защитным механизмом организма, способным противостоять инфекционным болезням.

Что же такое иммунитет?

Когда во время эпидемии один человек заболевает, а другой нет, то говорят, что второй невосприимчив к инфекции, или иммунитет, а у первого иммунитет слабый или отсутствует вообще. Вот почему на вопрос: что такое иммунитет – чаще всего говорят: это состояние невосприимчивости организма к инфекции.

Человеку пересадили чужую кожу. Что тогда? Организм стремится разрушить или отторгнуть чужеродные для него вещества. В этом проявление иммунитета. Таким образом, иммунитет – это сила, которая охраняет внутреннее постоянство организма от вторжения живых и мертвых чужеродных тел. Благодаря иммунитету ни одна эпидемия не уничтожила всего человечества. Переболевшие же люди становятся еще более стойкими к действию микробов. Возбудители болезни отступали. С ними защитные силы организма при новой встрече расправлялись легче.

Что же составляет главную иммунную силу организма?

Каким бывает иммунитет?

Что такое вакцина, прививки, антитела? (эти вопросы записаны на доске)

Итак, вы получили самое главное – понятие об иммунитете. Необходимо ответить на все остальные вопросы. Приступаем к работе самостоятельно.

Объясняю порядок работы.

Работаем в парах. За основу берем § 19, делим на 2 логически завершенные части. 1 ученик из пары проpaбатывает статью “Иммунитет”, 2-й “Виды иммунитета”. Выполнить необходимые записи в тетради, работая с текстом статей. Обменяться информацией. После этого – собеседование с учителем. Началась самостоятельная работа учащихся по изучению своих вопросов. Затем парная устная работа, во время которой учитель проводит индивидуальный опрос 4 учащихся по предыдущей теме. После защиты ответов учитель формирует из них 2 пары по изучению темы “Иммунитет”. На индивидуальный опрос затрачено около 10 минут

Этого времени достаточно для того, чтобы сильные ученики овладели темой. Предлагаю еще каждому просмотреть весь § 19 – идет самостоятельная работа, осмысливание всей темы; с чтением обязательной литературы – учебника должны справиться все. На репродуктивном уровне ученики готовы отвечать. Я напоминаю, что оценка будет выше, если ученик ответит на вопросы карточек или поработает с дополнительной литературой.

Самостоятельная работа в парах продолжается с выходом на более высокий уровень обучаемости. На карточках записаны вопросы, я их раздаю парам и отдельным ученикам. Этот этап совместной деятельности учащихся предполагает образование новых вариаций пар по рекомендации учителя:

  • Сильный – сильный ученик
  • Сильный – слабый ученик

Индивидуально работают те ученики, которым я делегирую функции учителя – 5 стабильно успевающих ученика, интересующихся биологией. Они – на доверии, а я их прослушала при выступлении в парах. Вместе со мной они будут вести индивидуальный опрос. Самоконтроль, взаимоконтроль.

Задание в карточке для сильной пары:

Из перечня (1 - 12) выберите правильные ответы на вопросы (1 - XIII) и зашифруйте их:

  1. Недостаточность лейкоцитов.
  2. Недостаточность эритроцитов, гемоглобина.
  3. Недостаточность тромбоцитов.
  4. Образование антител.
  5. Образование фибрина, свертывание крови.
  6. Образование гемоглобина, эритроцитов.
  7. Иммунитет.
  8. Фагоцитоз
  9. Нарушение функции желтого костного мозга.
  10. Нарушение функции красного костного мозга.
  11. Предупредительные прививки.
  12. Заболевание, приводящее к полному разрушению иммунной системы в организме.
  1. Защитная реакция организма, пpeдoxpaняющая его от потери крови
  2. Причины малокровия.
  3. Способы защиты организма от инфекционных заболеваний и чужеродных веществ.
  4. Меры предупреждения инфекционных заболеваний.
  5. Единый защитный механизм организма от инфекционных заболеваний, чужеродных веществ.
  6. Условия предотвращения малокровия.
  7. Способ уничтожения бактерий в организме.
  8. Одна из причин болезни – несвертываемости крови.
  9. Невосприимчивость организма к инфекциям.
  10. СПИД.
  11. Причина недостаточности лейкоцитов и эритроцитов в крови.
  12. Способ создания искусственного иммунитета.
  13. Появление нарушения постоянства состава крови.

Проверить себя, оцени. Проверьте друг друга.

Задание для пары сильный – слабый

Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?

  • А. У него есть естественный врожденный иммунитет.
  • Б. У него естественный приобретенный иммунитет.
  • В. У него искусственный иммунитет.
  • Г. У него есть тромбоциты.
  • Д. У него есть эритроциты.

Проверить себя по учебнику. Оценить. Проверить друг друга.

Задание для моих ассистентов (троих).

Решите задачу.

Десять молодых рабочих, не сделавших своевременно предупредительную прививку от дизентерии, тяжело заболели этой болезнью, лечились в больнице бесплатно за счет государства и не работали целый месяц.

на какую сумму они недодали народу нужного товара, если один рабочий производит продукции в среднем на 150 тысяч рублей в месяц?

В чем заключается ущерб, нанесенный ими государству, семье, своему здоровью?

Обсудить ситуацию, сделать выводы.

Задания для 2-х групп ассистентов: подготовить краткое сообщение о Мечникове И.И., выступить на уроке.

Индивидуальное собеседование.

Опрос осуществляет учитель и 5 ассистентов. У каждого учителя оценочный лист с перечнем вопросов. Опрос начинается с сильных учащихся.

Форма оценочного листа

Тема занятия Тема “Иммунитет” § 19 Вопросы для собеседования
Ф.И. ученика № вопроса 1. Определение иммунитета
1 2 3 4 5 АКС итог 2. Кто внес вклад в развитие теории иммунитета? Какой?
                3.Виды иммунитета?
                4. Механизм защиты организма
                5. Вакцины, прививки, краткая хаpaктеристика

Ассистент выступает с кратким сообщением об И.И. Мечникове перед классом перед индивидуальным опросом.

За 2 часа необходимо выполнить всю запланированную работу.

Подведение итогов занятия.

Домашнее задание:

5 - ассистенту: приготовить материал о СПИДе, написать доклад, выступить на уроке;

4 - ассистенту: изучить по данной литературе подробно жизнь и научную деятельность И.И. Мечникова, написать доклад, выступить на уроке; остальным учащимся: повторить § 17, 18, 19.



Комментарии:

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

12 12 2024 19:40:57

Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + литература). Сценарий сказки "Волшебный сон"


    Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + литература). Сценарий сказки "Волшебный сон"

      Данная работа представляет собой интегрированное внеклассное мероприятие в 5–7 классах. Спектакль составлен на основе различных материалов, но сюжет придуман авторами. Главная идея спектакля – не только использовать и совершенствовать знания учащихся о родном крае, но и показать все индивидуальные способности детей....

11 12 2024 16:35:25

Урок биологии по теме "Движение крови по сосудам"


    Урок биологии по теме "Движение крови по сосудам"

      Урок биологии "Движение крови по сосудам" иллюстрирует использование проблемного обучения. На различных этапах урока используется проблемное изложение материала. Частично исследовательский хаpaктер носит лабораторная работа "Измерение скорости кровотока мелких артерий и капилляров ногтевого ложа", проблемный вопрос содержит домашнее задание....

10 12 2024 1:16:59

Генетика пола. Сцепленное с полом наследие


    Генетика пола. Сцепленное с полом наследие

      Проблема происхождения пoлoвых различий, механизм определения пола и поддержание определённого соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и дeвoчки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых....

09 12 2024 18:14:28

Урок-игра в 8-м классе по теме "Покровные органы"


    Урок-игра в 8-м классе по теме "Покровные органы"

      Предлагаемый урок-игра может быть использован, как обобщающий. Форма урока даёт возможность создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их знания, умения, навыки. Предлагаемый урок позволяет выявить степень усвоенности пройденной темы. ...

08 12 2024 14:36:40

Разработка обобщающего урока по биологии для 7-х классов "Тип Члeнистоногих"


    Разработка обобщающего урока по биологии для 7-х классов "Тип Члeнистоногих"

      Разработка урока по теме "Члeнистоногие" в форме защиты проектных работ. Также в разработке урока представлены два варианта письменных работ для итогового контроля знаний учащихся....

07 12 2024 21:40:54

Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Мочевыделительная система"


    Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Мочевыделительная система"

      Урок биологии в 8-м классе проводится с использованием презентации и готового мультимедийного учебного пособия. Ученикам не даются готовые сведения по новой теме, они работают с текстом учебника и интеpaктивным диском. При закреплении материала используются кадры презентации с утверждениями "да" или "нет". ...

06 12 2024 11:45:24

Урок биологии в 6-м классе "Движение животных"


    Урок биологии в 6-м классе "Движение животных"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием "движение" как одним из главных свойств живых организмов, с разнообразием способов движения животных. Автор работы продолжает формирование монологической речи....

05 12 2024 21:29:19

Неповторимая планета


    Неповторимая планета

      Специфика урока в том, что у учащихся в ходе изучения темы должны сформироваться представления о единстве всего живого и неживого на нашей планете. Эти представления в дальнейшем помогут им понять то, что наша планета - это наш «дом» и другого у нас не будет....

04 12 2024 9:23:55

Конспект урока "Красота гармонично развитого тела и факторы, его формирующие". 8-й класс


    Конспект урока "Красота гармонично развитого тела и факторы, его формирующие". 8-й класс

      Красота является сильным "оружием" человека. Как воспитание формирует хаpaктер, а учение - интеллигентность, так и потребность быть красивым необходимо развивать, воспитывать у учащихся эстетический вкус и учить, как быть красивыми. Вешний вид говорит о внутреннем мире человека, о его здоровье, настроении. Именно на формирование потребности быть красивым и направлен данный урок. ...

03 12 2024 5:28:53

Земля – наш дом


    Земля – наш дом

      На уроке проявляются большие возможности для экологического воспитания учащихся, раскрывается роль уроков химико-биологического цикла в воспитании экологически грамотного поколения с экологической ответственностью....

02 12 2024 9:45:51

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

01 12 2024 14:11:47

Урок на тему "Как питаются паразиты"


    Урок на тему "Как питаются паразиты"

      Автор в работе приводит изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе. ...

30 11 2024 3:21:11

Строение и функции кожи человека. Основные слои кожи

Строение и функции кожи человека. Основные слои кожи Кожа является барьером между внешней и внутренней средой организма, защищает его от вредных воздействий физических, химических и биологических факторов....

29 11 2024 22:13:42

Кора головного мозга. Зоны коры, их функции. Первая и вторая сигнальные системы

Кора головного мозга. Зоны коры, их функции. Первая и вторая сигнальные системы Функции коры головного мозга — осуществление сложных рефлекторных реакций, составляющих основу высшей нервной деятельности (поведения) человека....

28 11 2024 16:59:59

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"


    "Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

      Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

27 11 2024 1:38:34

Лекция урока по пoлoвoму воспитанию: "Вершина любви – это чудо – великое дети"


    Лекция урока по пoлoвoму воспитанию: "Вершина любви – это чудо – великое дети"

      Вопросы пoлoвoго воспитания школьников сегодня имеют первостепенное значение. Уже в девятом классе девчонки спрашивают меня, как пить пpoтивoзaчaточные средства. В уроке показана духовная и физиологическая часть вопроса, разница между понятиями ceкc и любовь. Делается небольшой экскурс в область применения пpoтивoзaчaточных средств, показано к чему приводит частая смена пoлoвых партнеров. Особое место отводится рассказу о венерических заболеваниях. ...

26 11 2024 21:33:52

Особенности индивидуального развития цветкового растения


    Особенности индивидуального развития цветкового растения

      Данный урок проводится в теме «Рост и развитие растений» в 6-м классе, по программе Н.И. Сонина. По ходу изучения нового материала составляется опopный конспект, а также диаграмма «Жизненный цикл цветкового растения». Задачи урока: познакомить учащихся с условиями прорастания семян, состоянием покоя семян и его биологическим значением, а также с основами роста и развития зародыша, проростка, взрослого растения. ...

25 11 2024 20:34:48

Воздух – смесь газов


    Воздух – смесь газов

      Цель урока: обобщить знания о составе воздуха, его основных свойствах....

24 11 2024 0:28:52

Предпрофильный курс "Здоровье и питание". 9-й класс


    Предпрофильный курс "Здоровье и питание". 9-й класс

      Программа курса предназначена для учащихся 9-х классов, позволяет осознать важность проблемы собственного питания и принимать разумные меры предосторожности при потрeблении пищи. Программа позволяет расширить знания о питательных веществах пищи, их строении и значении для детского организма, о вредных и полезных продуктах питания....

23 11 2024 1:26:56

Интегрированный урок (биология + химия). "Жизнь есть способ существования белковых тел"


    Интегрированный урок (биология + химия). "Жизнь есть способ существования белковых тел"

      Интегрированный урок способствует формированию у учащихся понимания взаимосвязей между биологическими и химическими процессами, развитию творчества учащихся, повышает интерес к учебным предметам через проблемно-поисковый метод обучения. Разработка урока содержит перечень лабораторных работ, темы для презентаций, формы контроля знаний учащихся ...

22 11 2024 1:36:12

Урок-заседание Государственной думы "Законы питания"


    Урок-заседание Государственной думы "Законы питания"

      Данный урок направлен на формирование навыков правильного питания. Урок проводится в рамках темы «Пищеварение» по биологии в 8-м классе. По ходу урока изучается режим питания, сбалансированность и безопасность питания, а также составляется пирамида правильного питания. Весь урок сопровождается презентацией....

21 11 2024 4:53:31

Интегрированный урок-лекция по физической культуре и биологии. Тема: "Основы методики развития физических способностей человека"


    Интегрированный урок-лекция по физической культуре и биологии. Тема: "Основы методики развития физических способностей человека"

      Теоретическое занятие по физической культуре и биологии позволит ознакомить учащихся с физическими качествами и способностями организма человека. Урок представлен с применением презентации, также содержит текст лекции. При помощи слайдов и диаграмм наглядно показывает физические качества человека и способы их развития. Позволяет разнообразить учебный процесс по предмету и позволяет наглядно показать взаимосвязь физической культуры с другими учебными предметами....

20 11 2024 16:26:47

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации


    Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

      Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

19 11 2024 6:38:10

Комбинированный урок "Разнообразие растений"


    Комбинированный урок "Разнообразие растений"

      Представленный урок проводится в рамках курса "Биология. Бактерии. Грибы. Растения". Тема урока :"Разнообразие растений"....

18 11 2024 3:31:37

Урок биологии в 6-м классе "Кровь – это есть совсем особый сок…"


    Урок биологии в 6-м классе "Кровь – это есть совсем особый сок…"

      Цели урока: сформировать представление о строении и функциях крови, продолжить формирование понятия "система органов" на примере кровеносной системы....

17 11 2024 21:26:48

Интегрированный урок (биология + ОБЖ + физкультура) по теме "Работа мышц"


    Интегрированный урок (биология + ОБЖ + физкультура) по теме "Работа мышц"

      Урок любого типа и любой формы может быть интегрированным по учебному материалу. Одним из путей решения задачи (чему учить?) мы избрали интегрирование. Оно призвано ярче и весомее высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности. Урок биологии по нашей схеме будет выглядеть следующим образом: биология — ОБЖ — физическая культура. Предварительная подготовка, разные виды заданий позволят получить оценки учащимся с разным уровнем знаний....

16 11 2024 13:20:14

Интегрированный урок английского языка и природоведения в 5-м классе "Погода и климат"


    Интегрированный урок английского языка и природоведения в 5-м классе "Погода и климат"

      Задачи урока: обобщить изученный материал по теме "Погода и климат", расширить знания о разнообразии погодных и климатических условиях на Земле, показать влияние погоды на жизнь людей и других живых организмов; учить учащихся описывать погоду текущего дня на английском языке на уровне СФЕ, описывать времена года на уровне микромонолога....

15 11 2024 19:17:52

Сценарий выступления агитбригады "По ком звонят колокола?"


    Сценарий выступления агитбригады "По ком звонят колокола?"

      Предложенный материал поможет приобщить детей к театральному искусству и в игровой форме задуматься над серьезными экологическими проблемами. В выступлении могут использоваться как специально подготовленные костюмы, так и элементы костюмов, что не уменьшит художественной ценности и зрелищности постановки....

14 11 2024 23:39:36

Деятельность человека: влияние на воспроизведение популяций

Деятельность человека: влияние на воспроизведение популяций Хозяйственная деятельность человека изменяет условия существования многих видов растений и животных. Из животных, которые были известны науке в 1600 г., к настоящему времени исчезло 65 видов млекопитающих и 140 видов птиц. Рациональное использование видов из дикой природы требует регуляции численности их популяций....

13 11 2024 12:48:56

Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"


    Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"

      Урок обобщения и систематизации знаний в 10-м классе из раздела «Клетка – структурная и функциональная единица живого». Учащиеся под руководством учителя работают с конспектом урока, выполняя задания, разной сложности. Урок помогает в подготовке к зачету по теме и выполнению заданий ЕГЭ. В конце урока проводится рефлексия, цель которой выяснить, какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение и отработка данных заданий на следующих уроках....

12 11 2024 20:58:46

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"


    Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

      Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

11 11 2024 8:57:25

Спирогира. Особенности строения и размножения

Спирогира. Особенности строения и размножения Тело спирогиры состоит из неветвящихся нитей, которые состоят из одного ряда одинаковых, вытянутых, цилиндрических клеток, имеющих длину от нескольких миллиметров до 8-10см...

10 11 2024 22:42:16

Общий обзор организма человека: органы и ткани

Общий обзор организма человека: органы и ткани Каждый орган состоит из различных тканей, которые структурно и функционально взаимосвязаны. Однако в каждом органе преобладает какой-либо один вид ткани....

09 11 2024 19:33:35

Гигиена кожи. 8-й класс


    Гигиена кожи. 8-й класс

      Методическая задача: место пoлoвoго воспитания в рамках обобщающего урока-семинара с элементами соревновательности. Решаются задачи: углубить и расширить знания по гигиене, строению и функциям кожи; научить работе с дополнительными образовательными ресурсами, составлению выступлений по определенной тематике адекватно подростковому возрасту, развитие творческих способностей при составлении рассказов от имени кожи....

08 11 2024 12:24:43

Педагогическая мастерская "Биосинтез белков" (урок построения новых знаний в 11-м классе)


    Педагогическая мастерская "Биосинтез белков" (урок построения новых знаний в 11-м классе)

      Цель урока - способствовать осознанию взаимосвязи между органоидами клетки и их функции; изучить этапы биосинтеза белка, развивать самостоятельность мышления, форсировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы: стимулировать переживания радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; воспитывать потребность в бережном отношении к жизни. В работе описываются все этапы урока и прикладываются дидактические материалы. ...

07 11 2024 16:53:14

Урок по зоологии в 7-м классе "Многообразие пресмыкающихся"


    Урок по зоологии в 7-м классе "Многообразие пресмыкающихся"

      Цели урока: показать многообразие современных пресмыкающихся, углубить и расширить понятие о классе; на конкретных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение пресмыкающихся в природе, жизни человека и необходимость их охраны....

06 11 2024 12:19:27

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин


    "Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

      Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

05 11 2024 0:35:50

Игра-презентация "Счастливый случай" по теме "Животные"

Предлагается материал на повторение пройденного материала по зоологии. Игра проходит в виде "Счастливого случая". Каждый класс имеет категории, их всего по баллам 5. Категории усложняются и оцениваются по баллам. Увлекательно играть и узнавать новое....

04 11 2024 19:56:57

Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. 5-й класс


    Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. 5-й класс

      Урок знакомит учащихся с различными гипотезами о возникновения Земли; учеными, внесшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе Земли. Цель урока: обобщение и систематизация учебного материала в ходе самостоятельной работы с литературным источником....

03 11 2024 11:59:22

Энтерит у собак — виды инфекций, их симптомы и лечение

Энтерит у собак — виды инфекций, их симптомы и лечение Парвовирусный энтерит провоцирует не только развитие профузного поноса. У собаки отмечается тошнота, рвота, она отказывается от приема пищи, а порой и воды....

02 11 2024 23:57:37

Энергетический обмен – катаболизм


    Энергетический обмен – катаболизм

      Цель урока: изучить процесс энергетического обмена....

01 11 2024 6:38:49

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Загадки природы"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Загадки природы"

      Урок с использованием SMART Вoard, целью которого: обобщение и систематизация материала по теме «Тела живой и неживой природы», формирование общебиологических понятий – признаки живых организмов, наука биология; формирование экологических понятий – расселение живых организмов в разных средах обитания. Развитие умения логически мыслить, работать с рисунками учебника и доской SMART Board; формирование устной предметной речи и развитие умения выделять главное. Воспитание чувства бережного отношения к природе и чувства уважительного отношения к одноклассникам. ...

31 10 2024 17:29:20

Викторина по биологии на тему "Живая природа"


    Викторина по биологии на тему "Живая природа"

      Представлен сценарий викторины для 6-го класса в стихотворной форме. Включает теоретические вопросы и пpaктические задания по темам: "Семя", "Строение клетки", а так же общие вопросы о животных, растениях, грибах. Проводится с целью активизации познавательной активности школьников и развития интереса к предмету. ...

30 10 2024 9:38:20

День биологического многообразия


    День биологического многообразия

      Представлен урок изучения биологии в игровой форме. Урок состоит из гeймов. В каждом гeйме предлагаются вопросы и даются ответы на них. ...

29 10 2024 22:14:17

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

28 10 2024 12:24:11

Педагогические аспекты использования цифрового микроскопа в учебном процессе


    Педагогические аспекты использования цифрового микроскопа в учебном процессе

      Применение цифрового микроскопа при изучении биологии способствует повышению эффективности и информативности занятий, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии педагога с учениками, проведению совместных исследований, выполнению учащимися самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности....

27 10 2024 9:34:42

Мастер-класс «Изучение краеведческого материала на уроках и во внеучебное время с ИКТ»


    Мастер-класс «Изучение краеведческого материала на уроках и во внеучебное время с ИКТ»

      Краеведческий принцип в преподавании географии может быть достигнут разнообразными методами учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Урок формирует целостную картину природы с уяснением взаимосвязи общих закономерностей и их проявлений в фактах....

26 10 2024 20:46:23

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

25 10 2024 16:28:48

Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии


    Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии

      Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....

24 10 2024 7:33:25

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::