Открытый урок по биологии в 8-м классе по темам "Кровь - жидкая ткань", "Иммунитет" с использованием элементов методики Ривина-Дьяченко > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Открытый урок по биологии в 8-м классе по темам "Кровь - жидкая ткань", "Иммунитет" с использованием элементов методики Ривина-Дьяченко


Задачи: изучить состав крови – строение, функции клеток и плазмы крови, познакомиться с группами крови;

Развитие навыков самообразования, умения работать с дополнительной литературой, формирование речевой культуры умения общаться, выделять главное, анализировать, обобщать;

Формирование специальных медицинских знаний по теме.

Методы: словесно – иллюстративные; самостоятельная работа с учебником в парах сменного состава по изучению нового материала.

Тип занятия: изучение нового материала с последующим закреплением.

Оборудование: таблица “Кровь”, рис. учебника § 17, 18, дополнительная литература “Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека”, иллюстрации журнала “Здоровье” (строение крови, группы крови, переливание крови).

Формы организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная

Хаpaктер организации познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично – поисковый

Контроль учителя: индивидуальный опрос

Ход урока

Класс разбит на микрогруппы по 4 ученика: 2 группы полностью скомплектованы из сильных учащихся, в 3-х группах есть сильные и среднеуспевающие школьники. Учтено желание учащихся работать вместе в одной группе. Назначены мои помощники в группах – диспетчеры. Объявляю тему занятия (уроки спаренные обязательно), ставлю задачи перед учениками: изучить состав крови, познакомиться с ее хаpaктеристиками. Знакомлю с методическим аппаратом учебника по данной теме: оглавление (какие вопросы главные рассматриваем), указатель основных терминов на буквы “К”, “П”, выполнение лабораторной работы № 2. Диспетчеры получают оценочные листы.

Оценочный лист.

Тема занятия Кровь – жидкая ткань, строение и функции Вопросы для изучения

§ 17-19, (1 ст.)

Ф.И. ученика № вопроса 1. Внутренняя среда организма стр.12
1 2 3 4 5 6 акс итог 2. Значение крови
                  3. Состав крови: плазма стр.70, клетки стр.74, 76 лаб. работа № 2
                  4. Переливание крови. Донорство
                  5. Защитная функция крови
                  6. Болезни крови
  • знак означает: важный, главный вопрос в теме, требует выполнения лабораторной работы
  • изучение этих вопросов требует дополнительной литературы

6 вопрос включаю в оценочные листы только двух сильных групп, на партах книги – “Книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиене человека”, микроскопы, препараты крови человека и лягушки. На доске таблица “Состав крови”, вырезки из журналов “Здоровье”: группы крови, о донорах, малокровии.

В сильных группах изучение материала начинается с самоввода: диспетчер распределяет вопросы между члeнами группы. В остальных группах материал ввожу я: распределяю его и еще раз нацеливаю на главное. Более сложные вопросы предлагаются сильным ученикам.

Каждый учащийся работает со своим вопросом: читает по учебнику, рассматривает необходимые картинки в нем, записывает в тетради свой вопрос и самое главное по данному вопросу. Далее идет обмен информации устной, письменной в парах статичных. Время работы учащихся в парах я все – таки регулирую. Проpaбатывающих третий вопрос учеников я прошу составить опopную схему (они ее составляют сами).

КРОВЬ – ТКАНЬ

  • клетки (цитос)
  • эритроциты
  • лейкоциты
  • тромбоциты
  • межклеточное вещество
  • плазма
  • состав

Лабораторная работа выполняется в парах статичных. Она проходит довольно оживленно, но быстро: ребята рассматривают эритроциты человека и лягушки и отвечают на вопрос № 5 лабораторной работы № 2, зарисовывают клетки крови. Обмен информацией продолжается в сменных парах в пределах группы. Сильные учащиеся работают с дополнительной литературой “Книгой для чтения”… и медицинским справочником (болезни крови – малокровие, учебник стр. 75, справочник – гемофилия, лейкозы). Я прохожу и слушаю ответы учащихся по своим вопросам. Вижу подготовлены хорошо. Обмен информацией в пределах групп завершается, этот процесс может закончиться не одновременно (так чаще бывает, не только на этом уроке). После завершения обмена информацией в группе, я даю 5 – 7 минут на консультирование внутри группы, прошу ответить на вопросы, которые заранее выписала на доске: учебник стр. 74 вопросы 1, 3, 5; стр. 76 вопросы № 3, 5 (1); стр. 81 вопрос № 1.

Стр. 74, вопросы

  • Какие функции выполняет кровь?
  • Каков состав крови?
  • Какое значение имеет постоянство состава плазмы? Как оно поддерживается?
  • ! Для чего при сильных кровотечениях людям в кровь вводят раствор СаСl2 ?

Стр. 76, вопросы

  • В чем связь строения и функции эритроцитов?
  • В каких случаях делают переливание крови? Для чего определяют группу крови?
  • ! Угарный газ, образующийся при неполном сгорании бытового газа и топлива в печи, вступает с гемоглобином в прочное соединение. Почему в результате длительного вдыхания этого газа наступает cмepть?

Стр. 81, вопросы

  • ! В чем связь строения и функции лейкоцитов?

Вопросы, помеченные ! требуют анализа ситуации, осмысления, обобщения, выводов. Их ценность в том, что идет применение на пpaктике теоретических знаний.

Учащиеся правильно ответившие на ! вопросы помечаются в графе АКС (анализ конкретной ситуации знаком +, что очень ценно.

Прошло изучение нового материала самостоятельно в статичных и парах сменного состава, закрепление. Далее идет защита ответов, индивидуальный опрос, время планирую 35 – 40 минут.

Вызываю двух сильных учащихся (они сидят около меня). Вдвоем мы слушаем краткий ответ ученика по всем вопросам, второй может дополнить ответ товарища, задать ему вопросы и сам рассказывает самое главное по теме. Два ассистента стали учителями, слушают ответы товарищей в разных местах кабинета, я в это время работаю с двумя учениками аналогично. Еще два учителя готовы помогать мне.

Все остальные учащиеся образуют различные вариации пар и проговаривают друг другу некоторые вопросы или весь материал.

Оценки выставляются “учителями” в оценочные листы по ходу ответов учащихся. Предоставляю право на пересдачу на более высокий балл на следующем занятии.

В классе 20 учеников, из них 16 успели защититься, справились с поставленной задачей.

Домашнее задание:

  • 3 группам поработать с дополнительной литературой “Книгой для чтения по анатомии…” (тема “Кровь”);
  • 2 сильным группам можно подготовить доклад о крови, составе, значении, выступить с ним в параллельном классе;
  • 4 ученикам – приготовиться к индивидуальному опросу.

Задачи:

  • Cформировать у учащихся представление о защитных силах организма – иммунитете и его видах;
  • Выяснить профилактическую роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями;
  • Роль вакцин в выработке иммунитета;
  • Продолжать развивать память, логическое мышление, навыки самостоятельного приобретения знаний, умение контролировать себя.

Вид учебного занятия: изучение нового материала.

Методы: объяснение учителя 8 – 10 минут, самостоятельная работа с учебником в парах.

Формы организации деятельности учащихся: парная, индивидуальная.

Ход урока

Урок начинаем с изучения нового материала. Объявляется тема и задачи урока. Объяснение учителя. Вступление в тему (8 – 10 минут).

Задачи: познакомиться с защитным механизмом организма, способным противостоять инфекционным болезням.

Что же такое иммунитет?

Когда во время эпидемии один человек заболевает, а другой нет, то говорят, что второй невосприимчив к инфекции, или иммунитет, а у первого иммунитет слабый или отсутствует вообще. Вот почему на вопрос: что такое иммунитет – чаще всего говорят: это состояние невосприимчивости организма к инфекции.

Человеку пересадили чужую кожу. Что тогда? Организм стремится разрушить или отторгнуть чужеродные для него вещества. В этом проявление иммунитета. Таким образом, иммунитет – это сила, которая охраняет внутреннее постоянство организма от вторжения живых и мертвых чужеродных тел. Благодаря иммунитету ни одна эпидемия не уничтожила всего человечества. Переболевшие же люди становятся еще более стойкими к действию микробов. Возбудители болезни отступали. С ними защитные силы организма при новой встрече расправлялись легче.

Что же составляет главную иммунную силу организма?

Каким бывает иммунитет?

Что такое вакцина, прививки, антитела? (эти вопросы записаны на доске)

Итак, вы получили самое главное – понятие об иммунитете. Необходимо ответить на все остальные вопросы. Приступаем к работе самостоятельно.

Объясняю порядок работы.

Работаем в парах. За основу берем § 19, делим на 2 логически завершенные части. 1 ученик из пары проpaбатывает статью “Иммунитет”, 2-й “Виды иммунитета”. Выполнить необходимые записи в тетради, работая с текстом статей. Обменяться информацией. После этого – собеседование с учителем. Началась самостоятельная работа учащихся по изучению своих вопросов. Затем парная устная работа, во время которой учитель проводит индивидуальный опрос 4 учащихся по предыдущей теме. После защиты ответов учитель формирует из них 2 пары по изучению темы “Иммунитет”. На индивидуальный опрос затрачено около 10 минут

Этого времени достаточно для того, чтобы сильные ученики овладели темой. Предлагаю еще каждому просмотреть весь § 19 – идет самостоятельная работа, осмысливание всей темы; с чтением обязательной литературы – учебника должны справиться все. На репродуктивном уровне ученики готовы отвечать. Я напоминаю, что оценка будет выше, если ученик ответит на вопросы карточек или поработает с дополнительной литературой.

Самостоятельная работа в парах продолжается с выходом на более высокий уровень обучаемости. На карточках записаны вопросы, я их раздаю парам и отдельным ученикам. Этот этап совместной деятельности учащихся предполагает образование новых вариаций пар по рекомендации учителя:

  • Сильный – сильный ученик
  • Сильный – слабый ученик

Индивидуально работают те ученики, которым я делегирую функции учителя – 5 стабильно успевающих ученика, интересующихся биологией. Они – на доверии, а я их прослушала при выступлении в парах. Вместе со мной они будут вести индивидуальный опрос. Самоконтроль, взаимоконтроль.

Задание в карточке для сильной пары:

Из перечня (1 - 12) выберите правильные ответы на вопросы (1 - XIII) и зашифруйте их:

  1. Недостаточность лейкоцитов.
  2. Недостаточность эритроцитов, гемоглобина.
  3. Недостаточность тромбоцитов.
  4. Образование антител.
  5. Образование фибрина, свертывание крови.
  6. Образование гемоглобина, эритроцитов.
  7. Иммунитет.
  8. Фагоцитоз
  9. Нарушение функции желтого костного мозга.
  10. Нарушение функции красного костного мозга.
  11. Предупредительные прививки.
  12. Заболевание, приводящее к полному разрушению иммунной системы в организме.
  1. Защитная реакция организма, пpeдoxpaняющая его от потери крови
  2. Причины малокровия.
  3. Способы защиты организма от инфекционных заболеваний и чужеродных веществ.
  4. Меры предупреждения инфекционных заболеваний.
  5. Единый защитный механизм организма от инфекционных заболеваний, чужеродных веществ.
  6. Условия предотвращения малокровия.
  7. Способ уничтожения бактерий в организме.
  8. Одна из причин болезни – несвертываемости крови.
  9. Невосприимчивость организма к инфекциям.
  10. СПИД.
  11. Причина недостаточности лейкоцитов и эритроцитов в крови.
  12. Способ создания искусственного иммунитета.
  13. Появление нарушения постоянства состава крови.

Проверить себя, оцени. Проверьте друг друга.

Задание для пары сильный – слабый

Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?

  • А. У него есть естественный врожденный иммунитет.
  • Б. У него естественный приобретенный иммунитет.
  • В. У него искусственный иммунитет.
  • Г. У него есть тромбоциты.
  • Д. У него есть эритроциты.

Проверить себя по учебнику. Оценить. Проверить друг друга.

Задание для моих ассистентов (троих).

Решите задачу.

Десять молодых рабочих, не сделавших своевременно предупредительную прививку от дизентерии, тяжело заболели этой болезнью, лечились в больнице бесплатно за счет государства и не работали целый месяц.

на какую сумму они недодали народу нужного товара, если один рабочий производит продукции в среднем на 150 тысяч рублей в месяц?

В чем заключается ущерб, нанесенный ими государству, семье, своему здоровью?

Обсудить ситуацию, сделать выводы.

Задания для 2-х групп ассистентов: подготовить краткое сообщение о Мечникове И.И., выступить на уроке.

Индивидуальное собеседование.

Опрос осуществляет учитель и 5 ассистентов. У каждого учителя оценочный лист с перечнем вопросов. Опрос начинается с сильных учащихся.

Форма оценочного листа

Тема занятия Тема “Иммунитет” § 19 Вопросы для собеседования
Ф.И. ученика № вопроса 1. Определение иммунитета
1 2 3 4 5 АКС итог 2. Кто внес вклад в развитие теории иммунитета? Какой?
                3.Виды иммунитета?
                4. Механизм защиты организма
                5. Вакцины, прививки, краткая хаpaктеристика

Ассистент выступает с кратким сообщением об И.И. Мечникове перед классом перед индивидуальным опросом.

За 2 часа необходимо выполнить всю запланированную работу.

Подведение итогов занятия.

Домашнее задание:

5 - ассистенту: приготовить материал о СПИДе, написать доклад, выступить на уроке;

4 - ассистенту: изучить по данной литературе подробно жизнь и научную деятельность И.И. Мечникова, написать доклад, выступить на уроке; остальным учащимся: повторить § 17, 18, 19.




"Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе


    "Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе

      Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....

17 01 2022 21:48:41

Внеклассное мероприятие по окружающему миру


    Внеклассное мероприятие по окружающему миру

      Данная статья представляет собой сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие Незнайки по страницам Красной книги", посвященного проблемам экологии. Мероприятие проводится в форме сказки, где роли исполняют сами ученики. Такая форма является наиболее доступной и интересной для учащихся 1–5-х классов. ...

16 01 2022 5:27:40

Оплодотворение у покрытосеменных растений. 6-й класс


    Оплодотворение у покрытосеменных растений. 6-й класс

      Урок показывает учащимся, что покрытосеменные проявили свои возможности к эволюционному совершенству больше всего. На уроке формируется представление о пoлoвoм размножении у покрытосеменных, совершенствуются умения узнавать органы цветкового растения, продолжается формирование знаний о приспособленности растений к окружающей среде....

15 01 2022 20:38:57

Урок биологии по теме "Кровь (обобщение)". Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки"


    Урок биологии по теме "Кровь (обобщение)". Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки"

      Урок проводится в 8-м классе, как обобщение темы «Кровь». На уроке закрепляются и повторяются знания терминологии и понятий по теме, учащиеся выполняют лабораторную работу....

14 01 2022 17:38:24

Проблемный урок и проблемно-исследовательская технология


    Проблемный урок и проблемно-исследовательская технология

      На проблемном уроке при введении материала школьники думают, анализируют, рассуждают, а на этапе воспроизведения, например, пишут стихи. Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения знаний. Ученик формулирует учебную проблему, изучает проблему....

13 01 2022 18:56:39

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"

      В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...

12 01 2022 23:13:26

Использование контекстных задач на уроках биологии


    Использование контекстных задач на уроках биологии

      С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....

11 01 2022 10:57:24

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок "Состав и функции крови", 8-й класс


    Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок "Состав и функции крови", 8-й класс

      На уроке проводятся 2 лабораторные работы: виртуальная и работа с микроскопом. Изучение нового материала осуществляется самостоятельно в ходе групповой работы. Каждая группа получает рабочий лист с индивидуальным заданием. По окончании работы каждая группа отчитывается, при этом используется учительская презентация....

10 01 2022 23:19:15

Конспект урока по биологии "Гумopaльная регуляция функций организма"


    Конспект урока по биологии "Гумopaльная регуляция функций организма"

      Селье назвал их «маленькими органами большого значения». С целью акцентирования внимания на важной роли желез внутренней секреции в регуляции функций организма разработан урок обобщения и систематизации знаний по соответствующей теме. ...

09 01 2022 2:47:26

Сборник заданий по развивающему обучению. Цифровые диктанты по ботанике


    Сборник заданий по развивающему обучению. Цифровые диктанты по ботанике

      При подготовке к уроку, особенно уроку комбинированного типа, учитель иногда испытывает затруднения. Как сократить время на проверку домашнего задания, снять стресс с учеников при проверке, поставить больше оценок? Помочь в этом могут задания по развивающему обучению в различной форме. Такие задания можно использовать и во время сопутствующего повторения, первичного контроля знаний, обобщения и других формах и типах уроков. ...

08 01 2022 11:27:19

Урок биологии в 8-м классе по теме "Рефлекторная регуляция физиологических функций организма"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Рефлекторная регуляция физиологических функций организма"

      Статья содержит план-конспект урока, на котором ученики выполняют два варианта тестовой проверки домашнего задания, знакомятся с ключевыми понятиями темы, решают проблемные вопросы, выполняют лабораторную работу в группах. Поскольку на данном уроке более глубоко рассматриваются виды рефлексов и рефлекторных дуг, его можно проводить в классах с углубленным изучением биологии....

07 01 2022 13:11:29

"Особенности растений класса Двудольных и класса Однодольных". 6-й класс


    "Особенности растений класса Двудольных и класса Однодольных". 6-й класс

      Урок направлен на формирование способности сравнивать признаки семян однодольных и двудольных растений; обращать внимание не только на основные признаки растений( количество семядолей в зародыше), но и на варьирующие признаки - наличие эндоcпepма, срастание околоплодника с покровами семени и др. ...

06 01 2022 18:38:48

Урок на тему "Метаболизм клетки. Пластический обмен в клетке"


    Урок на тему "Метаболизм клетки. Пластический обмен в клетке"

      Данный урок проводится с целью обобщения и закрепления знаний учащихся по метаболизму клетки....

05 01 2022 16:12:10

Урок "Происхождение человека" (11-й класс)


    Урок "Происхождение человека" (11-й класс)

      Урок является начальным при изучении темы. Используется личностно-ориентированный и проблемный подходы, позволяющие учащимся найти ответы на вопросы происхождения человека и его месте в системе органического мира. ...

04 01 2022 8:46:41

Экологическая сказка "Маша и цветы"


    Экологическая сказка "Маша и цветы"

      Экологическая сценка для школьного кукольного театра способствует воспитанию у дошкольников и младших школьников интереса, чуткости, любви, бережного отношения к родной природе. Дети приобретают навыки правильного поведения на природе, умение заботиться о растениях, которые являются частью природы планеты Земля. Декорации, музыкальное сопровождение вызывают интерес к выступлению, а школьным артистам приносят радость и удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности....

03 01 2022 19:22:39

Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный

Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный В разных условиях среды естественный отбор имеет различный хаpaктер. Выделяют три формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный....

02 01 2022 13:22:21

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

01 01 2022 0:17:42

Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"


    Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"

      Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....

31 12 2021 4:29:33

Вирусы - неклеточные формы жизни


    Вирусы - неклеточные формы жизни

      Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

30 12 2021 17:46:27

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

      Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

29 12 2021 2:13:50

Обобщающий урок по теме "Побег"


    Обобщающий урок по теме "Побег"

      Данный урок состоит из нескольких конкурсов. Вопросы самые разные: это и загадки, и работа с рисунками, и знание пословиц, стихов, картин русских художников. В ходе урока можно закрепить и обобщить знания о побеге, его составных частях, роли в жизни растения, строении. Материал, подобранный для вопросов, развивает познавательный интерес к окружающему миру....

28 12 2021 8:42:25

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе пресмыкающихся на примере представителей отрядов черепах и крокодилов. ...

27 12 2021 8:21:31

Урок-пpaктикум "Органеллы клетки"


    Урок-пpaктикум "Органеллы клетки"

      Основной целью этого урока является определение качества подготовки учащихся. Однако само по себе усвоение информации на уровне её устного или письменного воспроизведения (репродукция) или даже узнавания не представляет особой ценности без умения применить эти знания на пpaктике. В данном случае под пpaктикой понимается умение выстраивать аналогии, сравнения, делать обобщения. Предлагаемый семинар целесообразно провести перед контрольным уроком по теме «Строение клетки». Выявленные пробелы в знаниях учащиеся могут ликвидировать до контрольной проверки....

26 12 2021 4:48:58

Презентация учащихся по биологии. Презентация кабинета биологии


    Презентация учащихся по биологии. Презентация кабинета биологии

      В статье рассматривается то, что находится и должно находиться в кабинете биологии и как это влияет на ход обучения учеников по данному предмету. ...

25 12 2021 23:17:57

Урок по теме "Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением"


    Урок по теме "Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением"

      Цели урока – сформировать знания об основных отделах скелета человека и их строении, развивать понятие о взаимосвязи строения с выполняемой функцией, продолжить формирование научного мировоззрения, развивать эволюционные взгляды на основные доказательства о сходстве между скелетом млекопитающих и человека, выявить особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, развивать логическое мышление учащихся. ...

24 12 2021 11:20:52

Урок биологии в 9-м классе. Тема: "Деление клетки. Митоз"


    Урок биологии в 9-м классе. Тема: "Деление клетки. Митоз"

      Урок в 9-м классе призван изучить процесс деления клетки путем митоза, показать основные этапы жизненного цикла клетки, рассмотреть фазы митоза, выявить его биологическую роль....

23 12 2021 14:57:52

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

22 12 2021 1:28:24

Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"


    Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"

      Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся ККО с использованием элементов технологии полного усвоения....

21 12 2021 7:38:12

Предпосылки возникновения Дарвинизма

Предпосылки возникновения Дарвинизма В первой половине XIX в. уже был собран огромный материал из различных областей естествознания, свидетельствующий в пользу эволюции....

20 12 2021 13:22:29

Урок биологии по теме "Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы"


    Урок биологии по теме "Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы"

      На уроке учащиеся знакомятся с понятиями "пищевые продукты", "питательные вещества" и строением пищеварительной системы. В процессе урока используется презентация и работа с CD-диском, это развивает навыки наблюдений, обеспечивает прочное усвоение знаний учащимися, повышает интерес к предмету. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....

19 12 2021 10:23:53

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"


    Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

      В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

18 12 2021 12:38:43

Урок биологии по теме "Злые причуды генетики"


    Урок биологии по теме "Злые причуды генетики"

      Представленная презентация может быть использована при изучении тем «Генетика человека», «Селекция животных»....

17 12 2021 9:43:47

Интегрированный урок: психология + возрастная анатомия и физиология по теме: "Темперамент и личность"


    Интегрированный урок: психология + возрастная анатомия и физиология по теме: "Темперамент и личность"

      Интегрированный урок по данной теме помогает студентам установить взаимосвязь в проявлениях темперамента и личности; способствует формированию навыков самоуправления и самовоспитания в процессе общения с окружающими. ...

16 12 2021 14:39:59

Основные этапы эволюции человека


    Основные этапы эволюции человека

      Исторический процесс формирования сознания людей отображается в развитии каждого человека. Каждый человек, несмотря на наличие «человеческих» возможностей развития, должен проявить большую целеустремлённость, настойчивость и трудоспособность в обладании богатым опытом человечества – знаниями и умениями....

15 12 2021 20:29:58

Митоз. Применение интеpaктивной мультипликации на уроках биологии


    Митоз. Применение интеpaктивной мультипликации на уроках биологии

      Материал урока содержит информацию о делении клетки при бесполом размножении. На уроке формируются знания о важнейших этапах непрямого деления клеток. Для наглядности данного процесса авторы предлагают анимационный фильм, созданный в программе Flash 8 (для просмотра необходим проигрыватель Flash или Flash-плагин для веб-браузера). ...

14 12 2021 11:23:53

Поглощение корнем воды и минеральных веществ

Поглощение корнем воды и минеральных веществ Поглощение корнями воды и минеральных веществ — наиболее важная их функция, неразрывно связана со всем комплексом процесса обмена веществ растительного организма....

13 12 2021 9:24:36

Урок на тему "Как питаются паразиты"


    Урок на тему "Как питаются паразиты"

      Автор в работе приводит изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе. ...

12 12 2021 3:29:53

Использование дополнительной литературы на уроках биологии


    Использование дополнительной литературы на уроках биологии

      Для того чтобы полнее изучить явление природы, взаимоотношения человека и природы, ее огромное многообразие и уникальность, величие и в то же время беззащитность, нужно больше читать. Художественное слово, описание картин родной природы в произведениях Шукшина, Тургенева, Пришвина и других классиков позволяют воздействовать на эмоциональный мир ребят, глубже почувствовать красоту природы....

11 12 2021 0:12:37

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....

10 12 2021 15:44:42

Беседа "Раннецветущие растения"


    Беседа "Раннецветущие растения"

      Значение раннецветущих растений очень велико. Именно раннецветущие растения способствуют выживанию первых насекомых и сохранению всех остальных звеньев пищевых цепочек. Необыкновенная красота этих растений подвергает их к бездумному уничтожению со стороны человека. Всё это требует особой охраны раннецветущих растений. Материал предназначается всем любителям природы, прежде всего, учителям, родителям....

09 12 2021 9:44:46

Цветок


    Цветок

      В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....

08 12 2021 14:49:36

Элективное занятие по биологии на тему: "Решение задач по генетике пола"

Основные цели урока – углубить теоретические знания, полученные на уроке; научиться решать задачи по генетике пола. ...

07 12 2021 15:30:51

Интегрированный урок "биология + география" по теме "Многообразие и происхождение культурных растений". 6-й класс


    Интегрированный урок "биология + география" по теме "Многообразие и происхождение культурных растений". 6-й класс

      Урок расширяет и систематизирует знания учащихся о многообразии и происхождении культурных растений. На уроке учащиеся узнают, возможно ли введение в культуру новых растений....

06 12 2021 12:34:43

Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола"


    Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола"

      Современный урок должен быть не уроком запоминания, а уроком мышления, развития интеллекта, для того чтобы осилить весь поток информации; а все операции мышления (дедукция, абстpaкция, рефлексия, систематизация, обобщение и т.д.) объединяет интегративное мышление. Постановка перед учащимися межпредметных, интегрированных задач в значительной степени активизирует познавательную деятельность, так как это требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, мышления, самостоятельной оценки событий и фактов, воображения и речи, а также эмоционально-волевых качеств. Данный интегрированный урок "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" позволяет прийти к следующим выводам: интеграция неизбежна и отвечает специфике педагогической науки и пpaктики; наиболее продуктивной является интеграция, в основе которой лежит научное мировоззрение. ...

05 12 2021 17:48:31

Викторина по биологии на тему "Живая природа"


    Викторина по биологии на тему "Живая природа"

      Представлен сценарий викторины для 6-го класса в стихотворной форме. Включает теоретические вопросы и пpaктические задания по темам: "Семя", "Строение клетки", а так же общие вопросы о животных, растениях, грибах. Проводится с целью активизации познавательной активности школьников и развития интереса к предмету. ...

04 12 2021 4:26:57

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

03 12 2021 6:21:55

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

02 12 2021 7:19:59

Открытый урок по биологии на тему "Пoлoвoе размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»


    Открытый урок по биологии на тему "Пoлoвoе размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»

      Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах пoлoвoго размножения, участии пoлoвых желез в пoлoвoм размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....

01 12 2021 2:14:22

Научно-исследовательская деятельность учащихся – модель педагогической технологии


    Научно-исследовательская деятельность учащихся – модель педагогической технологии

      В настоящее время в учебных заведениях широко применяется образовательная технология - научно-исследовательская деятельность. Её целью является воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности. Научно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей....

30 11 2021 4:26:53

Tрaнcпорт веществ Биология

Tрaнcпорт веществ  Биология У многоклеточных организмов клетки разных тканей удалены друг от друга. Поэтому у них сформировалась трaнcпортная система.обеспечивающая поступление газов и...

29 11 2021 3:55:44

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::