Класс Споровики. Представители, особенности строения, образ жизни > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Класс Споровики. Представители, особенности строения, образ жизни

Класс Споровики. Представители, особенности строения, образ жизни

Содержание:

Класс споровики – это простейшие эукариоты. Представители живут в организме животных или человека в анаэробных условиях (облигатные паразиты). Все этапы жизненного цикла связаны с клетками хозяина. За пределами организма они быстро погибают.

Тип насчитывает примерно 1500 видов, среди них есть формы, вызывающие тяжелые заболевания человека и животных (малярию, токсоплазмоз и др.). Споровики развиваются, проходя сложный жизненный цикл, где чередуется пoлoвая и бесполая стадии.

Особенности строения споровиков

Размеры споровиков, населяющих полость кишечного тpaкта или тело беспозвоночных, бывают достаточно велики, как для одноклеточных (примерно несколько миллиметров). Споровики, проникшие в эпителиальные клетки стенки кишки или паразитирующие в форменных элементах, имеют небольшую величину (микрометры).

В своем жизненном цикле споровики проходят ряд преобразований. На стадии зоита они имеют сходное строение. Форма тела споровиков изогнутая, с большим ядром. Наружный покров представлен трехмембранной пелликулой — особенность хаpaктерна для простейших, это шар плоских пузырьков, который находится под плазмолеммой. Наружная оболочка не прерывается, а внутренние образуют поры.

Для зоитов хаpaктерно наличие апикального комплекса, который включает коноид, роптрии и микронемы.

Коноид имеет вид усеченного конуса, построен из микротрубочек. Принимает участие в процессах заражения, необходим для проникновения сквозь мембрану клетки хозяина. Предполагают, что конус также используется во время питания некоторых видов грегарин.

Роптрии — это органоиды, наполненные веществом, способным растворять оболочку клетки и тем самым способствует попаданию зоита внутрь.

Микронемы нужны для синтеза содержимого роптрий.

В связи с паразитическим способом жизни споровики имеют особенности строения, которые отличают их от остальных простейших:

  • У зрелых споровиков отсутствуют органоиды движения;
  • нет вакуолей с пищеварительными ферментами, питание через поверхность тела;
  • размножаются споровики преимущественно бесполым путем. Паразитическая клетка делится с образованием большого количества отдельно функционирующих организмов.

Жизненный цикл споровиков

В человеческом организме могут паразитировать примерно 30 споровиков. Наибольшую опасность для жизни представляет малярийный плазмодий — основной этиологический фактор развития малярии.

В жизненном цикле малярийного плазмодия участвует два хозяина:

  • Малярийный комар — основной, где споровики делятся пoлoвым путём;
  • человек — промежуточный, где паразит делится бесполым способом.

Отдельные представители имеют больше одного промежуточного хозяина.

Бесполая стадия: самка комара через слюнные железы, в момент укуса, передает человеку паразитов, они оказываются в крови, а затем проникают в паренхиму печени. Там идет деление, с образованием форм, которые поражают эритроциты. В эритроцитах плазмодии быстро размножаются, что ведет к переполнению клетки, и она разрывается. Паразитические формы выходят в сосудистое русло и проникают в новые клетки. При разрушении кровяных телец у человека начинается лихорадка с обильным потоотделением.

Пoлoвая стадия: когда самка кусает больного малярией человека, с кровью в ее кишечник проникает плазмодий. Здесь идет пoлoвoе размножение, вследствие которого образуются особи бесполого поколения.

Питание и образ жизни

Питание споровиков возможно путем поглощения растворенной органики поверхностью тела. Это ведет к разрушению тканей хозяина и организм поддается отравляющему влиянию продуктами метаболизма паразита.

Дыхание споровиков и выделительная функция также идет через наружные покровы, всем телом.

Обычная среда обитания представителей Класса Споровики это живой организм. Внутриполостные виды населяют желудочно-кишечный тpaкт, внутриклеточные проникают в эпителиальные или кровяные клетки.

Как передвигаются споровики? Движение споровиков возможно лишь на пoлoвoй стадии жизненного цикла. Мерозоиты и спорозоиты кокцидий перемещаются благодаря сокращению микротрубочек. Грегарины передвигаются за счет скольжений с помощью гребнеобразных выступов — пелликулы.

Представители споровиков

Класс Споровики включает три отряда: грегарины, кокцидии, кровоспоровики.

Отряд Кровоспоровики

Представители отряда вызывает малярию у животных и людей. Опасными для человека являются 4 вида: P. vivax, P. Malariae, P. Falciparum, P. ovale

Между собой эти виды паразитов отличаются строением и биологическими хаpaктеристиками, периодом развития заболевания.

Отряд кокцидий

Кокцидии насчитывают примерно 350 видов. Поражают они как беспозвоночных (первичноротые, моллюски, насекомые), так и позвоночных животных. Кокцидии паразитируют внутри клеток разных органов и тканей. В жизненном цикле кокцидий поочередно меняются стадии бесполого, пoлoвoго размножения и спорогонии.

Паразиты из отряда Кокцидии опасны для домашних животных и человека, некоторых рыб. В человеческом организме паразитирует токсоплазма. Проникая внутрь клеток, она трaнcформируется в псевдоцисты, которые скапливаются по 10 тыс. особей под плотной мембраной. Образование цист начинается спустя 9 дней после проникновения паразита. Они локализуются чаще в тканях головного мозга и поперечнополосатых мышцах.

Отряд Грегарины

Паразитируют у беспозвоночных животных, в кишечнике кольчатых червей, часто заражают насекомых. Относятся к внеклеточным паразитам. Тело их разделено на три отдела: дейтомерит, протомерит, эпимерит (имеет крючья для крепления к стенке кишечника).

Значение споровиков в природе и жизни человека

Роль споровиков в окружающем мире определяется их паразитическим способом жизни. Они паразитируют в клетках и тканях человека или животных, вызывают развитие тяжёлых заболеваний, чрезвычайно опасных для жизни.

Заболеть малярией можно при попадании в организм малярийного плазмодия, это сопровождается периодическими лихорадочными приступами (температура до 40°С), анемией. Осложнения проявляются в виде острой почечной недостаточности, малярийной комы.

Токсоплазма, проникая в клетки крови, приводит к развитию токсоплазмоза. Паразиты разносятся по всему организму, поражая глаза, головной мозг, сердце.



Комментарии:

Урок биологии в форме дидактической игры. Тема: "Земноводные в природе и жизни человека"


    Урок биологии в форме дидактической игры. Тема: "Земноводные в природе и жизни человека"

      Игра начинается с проверки домашнего задания каждой комaнды. В первом туре комaндам предлагается ответить на 12 вопросов (тематика – стандартные вопросы по теме «Земноводные»), во втором туре – на 9 вопросов (вопросы высокого уровня). В третьем туре участвуют две комaнды, предлагается 6 вопросов (вопросы повышенного уровня, включающие вопросы по экологии) и ребусы. ...

07 11 2025 7:24:26

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

06 11 2025 3:59:33

Генетическое определение пола


    Генетическое определение пола

      Представлен урок биологии, на котором учащиеся получают новые знания о генетике человека. ...

05 11 2025 4:19:20

Интегрированный урок по теме "Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке"


    Интегрированный урок по теме "Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке"

      Представлен конспект урока "Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке". Данный урок может быть использован в качестве дидактического материала для проведения уроков курса "Общая биология" в 9–11-х классах....

04 11 2025 20:34:36

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа


    Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

      Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

03 11 2025 22:44:17

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Данный урок разработан с использованием модульно-блочной технологии. Модули являются составными частями блоков. Блок № 1 «Организменный уровень организации». В блоке 29 модулей, модуль № 28.1 «Вирусы». Раскрытие темы данного модуля позволяет доказать, что вирусы – это неклеточные формы жизни, с присущими всему живому свойствами. ...

02 11 2025 15:26:54

Урок по зоологии в 7-м классе "Многообразие пресмыкающихся"


    Урок по зоологии в 7-м классе "Многообразие пресмыкающихся"

      Цели урока: показать многообразие современных пресмыкающихся, углубить и расширить понятие о классе; на конкретных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение пресмыкающихся в природе, жизни человека и необходимость их охраны....

01 11 2025 7:53:17

Губки. Классы: известковые, стеклянные, обыкновенные


    Губки. Классы: известковые, стеклянные, обыкновенные

      Данный урок проводится после изучения типа «Простейшие» по программе В.В. Пасечника (учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. М.: Дрофа). На тип «Губки» отводится один урок, поэтому сложность заключается в том, чтобы познакомить детей с особенностями строения, жизненными процессами и привлечь внимание школьников к животным этого типа. К уроку подготовлена презентация, хорошо иллюстрирующая животных этого типа...

31 10 2025 23:45:17

Значение пищеварения и пищеварительной системы. Продукты питания и питательные вещества


    Значение пищеварения и пищеварительной системы. Продукты питания и питательные вещества

      Модульные уроки активизируют творческое мышление обучающихся и направлены на развитие их интеллектуальных умений: анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать, находить причинно-следственные связи....

30 10 2025 7:47:11

Диспут "Подростковая наркомания - игры со cмepтью"


    Диспут "Подростковая наркомания - игры со cмepтью"

      Внеклассное мероприятие по биологии, посвященное профилактике наркомании. Проводится в виде диспута "Подростковая наркомания - игры со cмepтью". Главные участники - учащиеся 9—11-х классов. В беседе принимают участие родители, группа экспертов, инспектор по делам несовершеннолетних, медработник, глава сельской администрации. Используется музыкальное сопровождение и отрывки из кинофильмов. Ребятам предлагается сделать свой выбор. ...

29 10 2025 2:24:53

Урок биологии по теме "Разнообразие грибов"

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....

28 10 2025 18:42:15

Строение и функции пластид: хлоропласт, хромопласт, лейкопласт

Строение и функции пластид: хлоропласт, хромопласт, лейкопласт Пластиды — органоиды, специфичные для клеток растений. Они имеются в клетках всех растений, за исключением бактерий, грибов и некоторых водорослей....

27 10 2025 6:38:25

Урок биологии в 6-м классе по теме "Грибы. Общая хаpaктеристика. Питание и размножение. Съедобные и ядовитые грибы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Грибы. Общая хаpaктеристика. Питание и размножение. Съедобные и ядовитые грибы"

      В ходе урока дети знакомятся с общей хаpaктеристикой грибов, строением, разнообразием, а также с основными процессами жизнедеятельности. В качестве основных единиц обучения в данном уроке используются элементы ИКТ (презентация), смена видов деятельности, стимулирующие высокую познавательную активность, мотивацию. В конце урока проводится первичный контроль знаний, исходя из результатов которого можно уже на уроке определить степень усвоения знаний и дать учащимся дифференцированное домашнее задание....

26 10 2025 0:11:59

"Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика"


    "Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика"

      Статья предназначена учителям биологии 9-х классов, работающих по учебнику А.А. Каменского «Биология. Введение в общую биологию и экологию. Разработан урок обобщения знания учеников по теме «Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика»; в ходе урока дети должны доказать, что эти знания нужны представителям многих профессий. Разнообразные приемы и методы способствуют активизации умственных способностей учащихся повышают интерес к изучению предмета....

25 10 2025 12:22:39

Урок биологии. Тема: "Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения"


    Урок биологии. Тема: "Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения"

      Цель комбинированного урока: познакомить учащихся со строением органов кровообращения (сосудами и сердцем), а также изучить закономерности движения крови и лимфы в организме человека....

24 10 2025 2:19:46

Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение

Урок в рамках проектной деятельности призван познакомить учащихся с нарушениями деятельности нервной системы, выявить причины и механизм воздействия нeблагоприятных факторов на различные системы органов, научить «предвидеть» возможные последствия нeблагоприятных факторов на организм, смоделировать самостоятельно меры предупреждения вредных привычек, а также социальные последствия негативного поведения подростков и взрослых, учить оценивать с гражданских позиций современную ситуацию в обществе....

23 10 2025 3:50:50

Урок природоведения на тему «Клетка – живой организм». 5-й класс


    Урок природоведения на тему «Клетка – живой организм». 5-й класс

      В ходе урока учащиеся получают знания о клетке как живой единице растительного и животного организма. Изучаются протекающие в клетке жизненно важные процессы....

22 10 2025 5:19:19

Открытый урок "Многообразие голосеменных растений Забайкальского края"

Цель занятия: расширение и углубление знаний о голосеменных на примере растений Забайкальского края....

21 10 2025 6:52:55

Урок биологии по теме "Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков"


    Урок биологии по теме "Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков"

      Изучается закон сцепленного наследования Т.Моргана и хромосомная теория наследственности, рассматривается применение их для решения биологических задач, проверяется уровень усвоения системы знаний и умений учащихся....

20 10 2025 17:41:50

Интернет-тренажеры в сфере образования


    Интернет-тренажеры в сфере образования

      Об интернет-тренажерах, как одной из форм дистанционного обучения....

19 10 2025 12:26:48

Урок биологии по теме "Иммунитет. Иммунная система". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Иммунитет. Иммунная система". 8-й класс

      Урок изучения нового материала способствует осознанию, осмыслению и первичному закреплению учащимися блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения и ИКТ. На уроке создаются условия для усвоения понятий "вакцина", "прививка", "естественный иммунитет", "искусственный иммунитет", "лечебная сыворотка"; раскрыть взаимосвязь между строением и функциями лимфатической системы, механизм иммунитета....

18 10 2025 19:48:50

Проводящая ткань растений: строение, функции, ее значение в жизни

Проводящая ткань растений: строение, функции, ее значение в жизни Проводящая система являет собой совокупность клеток с межклеточными порами, а также паренхиматозных и передаточных клетки, которые вместе обеспечивают внутренний трaнcпорт жидкости....

17 10 2025 2:41:56

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)


    Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

      Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....

16 10 2025 6:49:33

Внеклассное мероприятие по биологии «Перелеты птиц». 5–8-й класс

Мероприятие может быть приурочено ко Дню птиц, который ежегодно проходит 1 апреля. Презентацию можно использовать на уроках биологии....

15 10 2025 18:19:41

Разработка урока по биологии с использованием педагогической технологии В.М. Монахова. Тема: "Растения в нашем доме"


    Разработка урока по биологии с использованием педагогической технологии В.М. Монахова. Тема: "Растения в нашем доме"

      Работа на уроке организована в комaндах, состоящих из руководителя, историка, врача, оформителя, географа. Учащиеся заочно путешествуют по континентам в поисках мест происхождения комнатных растений, определяют их целебные свойства, оформляют газеты, готовят выступление. ...

14 10 2025 3:30:28

Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"

      Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....

13 10 2025 8:47:48

Формирование информационной компетенции средствами предмета "Биология"


    Формирование информационной компетенции средствами предмета "Биология"

      В статье представлены некоторые приёмы, которые используются на уроках биологии для развития информационной компетенции, – как организована работа по изучению новых терминов, работа с алгоритмом для составления плана текста параграфа, концентрация информации с помощью идеографического и консонантного письма, написание резюме по текстовой информации, использование приема маркировки текста методом "инсерт"....

12 10 2025 12:32:26

Интегрированный урок биологии "Онтогенез – индивидуальное развитие живых организмов"


    Интегрированный урок биологии "Онтогенез – индивидуальное развитие живых организмов"

      Урок развивает критическое мышление в чтении и письме, навыки анализа информации. В течение урока используется интеpaктивная доска для закрепления новых знаний, просмотра видеороликов, музыкального сопровождения. Информация урока заставляет задуматься подростков о бережном отношении к женщинам....

11 10 2025 21:48:48

Урок биологии в 6-м классе по теме "Шляпочные грибы и грибы-паразиты"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Шляпочные грибы и грибы-паразиты"

      Данный урок разработан с учетом развития творческих способностей учащихся с применением элементов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Мозговой штурм предназначен для организации групповой работы учащихся. Применяются интеpaктивные технологии - это объединение в ротационные (изменяющиеся) тройки, дискуссионный метод "два - четыре - все вместе", метод карусели и т.д. ...

10 10 2025 16:58:35

Интегрированный урок по биологии и информатике на тему: "Роль человека в биосфере. Экологические проблемы озера Байкал"


    Интегрированный урок по биологии и информатике на тему: "Роль человека в биосфере. Экологические проблемы озера Байкал"

      Существует большое количество самых разнообразных программно-педагогических средств, но не все их можно использовать для сопровождения урока в компьютерном классе по различным причинам. У каждого учителя, исходя из его педагогического опыта, есть свое собственное видение урока, и в применение компьютерных технологий появляется возможность сделать его более наглядным, продуктивным и интересным. Выбор программной среды пал на Microsoft PowerPoint в силу широкого его распространения, быстроты освоения учителями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации представляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых файлов. ...

09 10 2025 9:59:40

Шляпочные грибы, их строение, питание и размножение


    Шляпочные грибы, их строение, питание и размножение

      Представлен конспект урока на тему "Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение". На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, питания и размножения шляпочных грибов....

08 10 2025 19:47:14

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

07 10 2025 14:11:57

Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

06 10 2025 20:51:58

Использование СНИТ в преподавании биологии


    Использование СНИТ в преподавании биологии

      В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. ...

05 10 2025 5:33:12

"Тайна цветковых растений". Использование ИКТ на уроке биологии. 6-й класс


    "Тайна цветковых растений". Использование ИКТ на уроке биологии. 6-й класс

      Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности с использованием ИКТ с целью развития личности каждого ученика через активную деятельность на уроке. Ожидаемые результаты: дети сами должны сформулировать тему и задачи урока; сами проверить и оценить свои знания, используя навыки работы на компьютере; сами открыть тайну цветковых растений; сами сделать выводы по уроку. Учитель выступает как координатор урока. ...

04 10 2025 12:10:26

Классный час "За и против легализации наркотиков"


    Классный час "За и против легализации наркотиков"

      Классный час на тему проводится в форме информационного ринга....

03 10 2025 0:55:59

Орнамент, символика цвета одежды крестьянок Воронежской губернии


    Орнамент, символика цвета одежды крестьянок Воронежской губернии

      Учащиеся знакомятся с особенностями орнамента, символикой цвета одежды крестьянок Воронежской губернии....

02 10 2025 8:47:45

Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии"


    Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии"

      Контроль знаний, умений и навыков учащихся имеет очень важное значение в процессе обучения не только для учителя, но и для самого ребёнка. Методических рекомендаций и указаний по проведению контроля знаний, умений и навыков учащихся существует очень много. При проведении контроля важно заинтересовать ребят, вызвать у них желание проверить самим свои умения, знания и навыки по биологии. ...

01 10 2025 10:10:47

Развитие жизни в архейскую эру

Развитие жизни в архейскую эру Наличие среди архейских отложений пород органического происхождения — известняков, графита и пр. — указывает на существование в эту эру живых организмов....

30 09 2025 17:18:56

Экологическая олимпиада для младших школьников "Уникальная природа Шри-Ланки". 3–4-е классы


    Экологическая олимпиада для младших школьников "Уникальная природа Шри-Ланки". 3–4-е классы

      В течение года занятия проводились по образовательной программе автора "Уникальная природа Шри-Ланки для младших школьников", опубликованной ранее. Олимпиада показывает степень усвоенности материала школьниками, уровень знаний специфики страны, климата, растительного и животного мира....

29 09 2025 13:25:25

Урок-презентация. Подцарство одноклеточные


    Урок-презентация. Подцарство одноклеточные

      Данный урок-презентация был разработан автором с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся при изучении темы "Подцарство Одноклеточные". Основной целью урока-презентации является знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности Одноклеточных как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни....

28 09 2025 15:50:42

Урок биологии по теме "Почва и ее состав". 6-й класс

Урок носит выраженную пpaктическую направленность, что способствует активизации познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развитию интереса к исследованиям, учит их логически мыслить, делать сопоставления, выводы, позволяет воспринимать учебный материал через различные каналы....

27 09 2025 5:10:46

Авторская программа "Человек и природа"


    Авторская программа "Человек и природа"

      Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

26 09 2025 1:18:34

Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс


    Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс

      Урок призван сформировать понятие «жизненная емкость легких», разъяснить механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания....

25 09 2025 2:10:57

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс


    "Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

      Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

24 09 2025 3:34:17

Обобщающий урок-семинар по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс


    Обобщающий урок-семинар по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс

      При изучении темы выделяются проблемы происхождения видов в природе, их приспособленность, ее причины, относительность, значение ароморфозов в процессе эволюции, причины борьбы за существование и ее следствие. Очень важно знать, происходит ли в наши дни естественный отбор, его направление, причины колебаний численности, значение этих знаний для человека, его пpaктической деятельности....

23 09 2025 7:55:32

Внеклассное мероприятие по теме "День птиц"


    Внеклассное мероприятие по теме "День птиц"

      Цель мероприятия: воспитание у детей чувства ответственности за судьбу птиц. Учащиеся знакомятся с перелетными птицами; учатся заботиться о них, делают для них гнездовья, защищают от хищников и xyлиганов....

22 09 2025 21:35:57

Бинарный урок география + биология по теме "Тихий океан и его обитатели". 7-й класс


    Бинарный урок география + биология по теме "Тихий океан и его обитатели". 7-й класс

      Дана комплексная хаpaктеристика Тихого океана. Интеграция знаний из географии, биологии, экологии. Создание «визитной карточки» (герба) Тихого океана. Развитие интереса к предметам....

21 09 2025 20:41:55

Методическая разработка урока по теме "Ботанический математический сад"


    Методическая разработка урока по теме "Ботанический математический сад"

      Методика предполагает интеграцию биологии и математики, реализацию системно-деятельностного и проблемного подходов с целью повышения мотивации и результатов учебной деятельности учащихся 5-го класса....

20 09 2025 11:29:36

Урок биологии по теме "Сельскохозяйственные растения, или Растения-переселенцы". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Сельскохозяйственные растения, или Растения-переселенцы". 6-й класс

      Урок проводится в виде путешествия с использованием географической карты и знакомит учащихся с историей появления и возделывания в России сельскохозяйственных растений, родиной которых являются различные континенты, их применением....

19 09 2025 9:13:20

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::