Обеспеченность успеха учебно-воспитательного процесса через педагогическое стимулирование
Учение – один из видов деятельности школьника. Организуя этот процесс, учитель не может игнорировать особенности и закономерности его деятельности. Чаще всего, человек начинает действовать только тогда, когда у него появится желание действовать. Хочет ли школьник учиться, стремится ли он изучать именно то, что предлагает ему учитель, как вызывать и усиливать его стремление к познанию, от чего зависит его работоспособность и как ее укрепить – всю его учебную деятельность надо рассматривать с позиции психологии и на этом основании строить методическую конструкцию преподавания предмета.
Важную роль в обучении играет мотивация: если дети не хотят учиться, если никакими способами не удается это желание у них вызвать, подлинное обучение окажется невозможным. Таким образом, мы не обеспечим успеха учебно-воспитательного процесса. Следовательно, ключевую роль в обучении играет педагогическое стимулирование. Под его действием школьник постоянно стремится активно участвовать в многообразной деятельности, процесс обучения становится эффективным. При отсутствии таковой возможна лишь малоэффективная деятельность по принуждению.
Как же сформировать у школьника положительную мотивацию учения?
Для решения этой проблемы используются различные приемы активизации познавательной деятельности: привлечение интересной и занимательной информации, самостоятельность работы учащихся, творческие задания, дидактические игры, атаки мыслей, Коноп, диспуты, конференции, аукционы. Контроль возможен не только со стороны учителя, но и самоконтроль, взаимоконтроль. Отметку возможно заменить на психологическую оценку с целью полной рефлексии деятельности ученика на уроке.
Чтобы реальные возможности ученика совпадали с видом задания, необходимо использовать дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика, например: функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга, типа темперамента, мышления и типа нервной деятельности. Тогда ученик чувствует себя успешным, уверенным в своих силах, осознает то, чему ещё надо научиться.
Существует множество причин современной школы вызывающие ослабление и возникновение отклонений в здоровье ученика –“школьные болезни”. Чаще всего главной причиной является малая мышечная активность, высокая личностная тревожность.
Проблемы здоровья и его сохранения можно решать через использование приёмов здоровьесберегающих, трaнcформационных технологий.
Через творческие работы (самостоятельные, групповые, проекты) идёт формирование качеств личности так необходимых современному выпускнику: коммуникативности, когнитивности, конструктивности, компетентности.
Наглядность, доступность, компактность материала, совершенствование памяти и навыков общения с компьютером (информатизация) – эти задачи помогают решать технологии ИКТ.
Цели и задачи: познакомить учащихся с новыми фактами; углубить понимание процессов, происходящих в организме человека. Продолжить формирование умений: анализировать, устанавливать связи, подбирать аргументы, обобщать, выдвигать и доказывать свои гипотезы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, планировать свою деятельность, умение позитивно оценить работу других, помочь товарищу; навыков: коммуникативной, когнетивной, конструктивной личности. Воспитание ответственности к учебному труду, познавательного интереса к биологии, анатомии человека. Способствовать профориентационному выбору учащихся.
Используемые технологии:
- здоровьесберегающие – физминутка, психологический тренинг, методы дифференцированного подхода в обучении с учетом мозговой организации познавательных процессов и факторов, влияющих на восприятие информации учащимися;
- ИКТ – работа с тестом, слайдами презентаций, выполненных учащимися и учителем;
- Коноп – проверка знаний по теме.
Оборудование:
компьютеры (компьютерный кабинет), видеопроектор, экран, мультимедийный материал (тест, задания, слайды), возможен печатный вариант заданий, презентации работ учащихся (самостоятельные, творческие работы), доска, цветные мелки, атрибуты для проведения аукциона, магнитофон, запись “звуки сердцебиения”.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Психологический тренинг “Мудра Земли”.
2. Постановка задач урока для учащихся:
Музыкальный фон “Звуки сердцебиения”
На экране слайд (№1) (См. приложение):
“Песня красных кровяных шариков” Ларисы Рейснер.
Мы принесли, кровеносные пчёлы, из потаённых глубин
На розовый простор альвеолы жаждущих соков рубин.
Вечно гонимый ударом предсердий наш беззаботный народ
Из океана вдыхаемой тверди солнечный пьет кислород.
Но, как посол, торопливый и стойкий, радости долгой лишен,
Мы убегали на пурпурной тройке, алый надев капюшон.
Там, где устали работать волокна, наш окрыленный прыжок
Бросит, как ветер, в открытые окна свой исступленный ожог.
- Что такое кровь? (ответы учащихся)
- Какие у вас возникают вопросы по понятию “кровь”?
(множество разных вопросов)
- Сегодня мы и займёмся на уроке поиском ответов на все поставленные вами вопросы.
3. Закрепление и углубление полученных знаний прошлых уроков:
1). Презентация творческой работы учащейся 8 кл. “Путешествие Алисы”,
(работа выполнена самостоятельно, выбор материала для реферата и его презентация – индивидуальный подход ученицы, учитель оказывает помощь только при неточностях теоретического содержания материала и по просьбе самого школьника).
Презентация сопровождается дополнением материала, содержащемся в реферате по теме “Кровь”.
Вопросы, возникшие у одноклассников в ходе демонстрации слайдов, есть защита творческой работы.
Оценка творческой работы – мнение всех учащихся, выраженное в позитивной корректной форме.
- Давайте отправимся в путешествие и мы. Чтобы добраться до конечного пункта, вам необходимо будет показать свои знания и умения, а также найти ответы на вопросы, которые возникли. Для начала разомнем тело для похода.
Физ. минутка
Упражнение для глаз и “соло для позвоночника”.
2). Коноп.
Оформление: слайды “Контроль знаний по теме “Кровь” (слайд № 2)
- Станция “Аукцион понятий” (слайд № 3). Форма проведения – аукцион.
(Каждый имеет возможность накопления своего “капитала”. На одно понятие учащиеся могут дать 3 варианта ответа. За каждый точный, научно сформулированный ответ учащийся получает балл).
- Станция “Отвечайкино” (слайд № 4). На компьютерах и в печатном варианте - задания для 3-х групп. Вопросы заданий составлены на основании метода дифференцированного подхода в обучении с учётом мозговой организации познавательных процессов и факторов, влияющих на восприятие информации учащимися:
тест по теме – группа 1 (левополушарные, аудиалы);
вопросы задания - группа 2 (левополушарные, кинестетики) ;
письменные ответы - группа 3 (правополушарные, визуалы).
Проверка: самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем. Правильный ответ - балл в копилку.
- Станция “Решайкино” (слайд № 5). Решение задач. Задачу выбирает каждый сам. Если возникает проблема с решением, можно купить “подсказку учителя” (она дороже!) или “подсказку друга”, затратив при этом свой “капитал”. При правильном ответе, без подсказки, пополняется личный “капитал”.
Игра или психологический тренинг.
Цель: разделить класс на две группы.
- Станция “Размышляйкино” (слайд № 6-9). Каждая группа выбирает жетон с номером слайда для работы. Задание: описать и назвать процесс, изображённый на слайде. Можно также купить “подсказку”, но уже на общие, комaндные баллы, или правильным ответом без подсказки пополнить банк.
- Станция “Скорая помощь” (слайд № 10) - игра “Снежный ком”. Выбрав листок ромашки с правилом, необходимо объяснить, почему именно так необходимо поступать во время какого-либо инфекционного заболевания? (без баллов). Кто быстрее доберётся до финиша и даст объяснение полнее, тот приносит дополнительные баллы своей комaнде.
- Станция “Финишная” (слайд № 11) – подсчет “финансов”. Самоанализ своей работы на уроке - оценка подготовки каждого ученика по данной теме. Итоговая оценка урока.
Психологический тренинг “Пожелай соседу…”.
Домашнее задание (на выбор ):
1. Творческая работа по теме “Кровь” (кроссворд, сканворд, ода или др.) ;
- Карточки – задания (логические задачи).
Индивидуальные задания для учащихся, показавших недостаточные знания по теме.
Комментарии:
Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов, правилами сбора, сохранения грибницы и т.д. ...
23 01 2025 16:44:37
Материалы публикации помогут учителям при подготовке проблемных уроков, при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях, педагогических советах....
22 01 2025 9:14:14
Урок биологии в 10-м классе знакомит учащихся с методами генной инженерии, которые позволяют бактериальным клеткам синтезировать "человеческий" белок, подробно останавливается на стадиях одного из методов - рекомбинативных плазмид. Чтобы понять сущность этого процесса, начинается разговор о значении генной инженерии. ...
21 01 2025 14:54:22
Познавательный интерес – глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников – показатель серьезных недостатков в обучения. Именно благодаря интересу знания могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности....
20 01 2025 10:50:22
На занятии у учащихся формируется представление о бактериях; сосредотачивается внимание на особенностях строения и жизнедеятельности бактерий....
19 01 2025 12:25:52
Семена – это важнейшее достижение в эволюции высших растений. На уроке даются представления о вегетативных репродуктивных органах и о строении семян. Автор знакомит учащихся с особенностями строения семян двудольных растений....
18 01 2025 23:45:56
Программа рассчитана на учащихся девятых классов. Она актуальна для детей, ориентирующихся на естественно-научный профиль обучения. Этот курс предполагает получение школьниками теоретических знаний, самостоятельную работу школьников, игровое задание, анкетирование и тестирование. Составлена как дополнение к курсу биологии....
17 01 2025 17:46:29
Ботаника, комплекс наук о растениях. Сформировалась ок. 2300 лет назад. Основоположником её считают древнегреческого учёного Теофраста, которого называют...
16 01 2025 19:10:45
Интегрированный урок по основам безопасности жизнедеятельности и биологии с использованием компьютерных технологий. Тема урока связана с профилактикой наркомании, с целью дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье. Задачи урока – формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам, показать опасность принятия даже одной дозы, ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании, а также сформировать необходимые жизненные навыки....
15 01 2025 23:27:49
В статье описываются приемы и этапы использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя биологии с целью реализации задач современного образования, приводятся примеры авторских работ, а также обосновывается эффективность использования ИКТ на современном уроке....
14 01 2025 7:33:11
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
13 01 2025 7:26:27
Урок биологии в 8-м классе "Зрительный анализатор" показывает, как можно организовать работу на уроке с учётом психофизиологических особенностей, а именно с учётом доминирования мозга - левополушарные, правополушарные, равнополушарные....
12 01 2025 2:47:28
На уроке дети узнают великую тайну растений – поглощать солнечную энергию и превращать ее в химическую энергию органических веществ (процесс фотосинтеза). По ходу урока обучающиеся делают выводы о значении фотосинтеза для всех живых организмов на Земле....
11 01 2025 9:27:51
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
10 01 2025 14:54:33
Цель урока: изучить совместную жизнь видов в биоценозе, типы связей у совместно обитающих видов в биогеоценозе; рассмотреть коадаптацию и другие примеры адаптации, выработавшиеся у популяции видов в связи с существованием в сообществе с другими, рядом находящимися видами в процессе эволюции. Тема может рассматриваться на двух уроках с последующей работой и проверкой терминов....
09 01 2025 1:30:13
В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....
08 01 2025 20:15:11
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
07 01 2025 15:52:26
Каждый орган состоит из различных тканей, которые структурно и функционально взаимосвязаны. Однако в каждом органе преобладает какой-либо один вид ткани....
06 01 2025 10:35:52
В процессе работы над заданиями ученики должны давать определения понятиям "мутация", "геномные, хромосомные, генные мутации"; классифицировать и объяснять их возникновение в клетке, обобщать и формулировать выводы; научиться работать самостоятельно с материалом, предложенным учителем; выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания. ...
05 01 2025 5:40:47
Урок проводится в форме игры-симпозиума с маской «Откровения». Действующие лица: ведущие, эксперты, группа ученых (вирусолог, иммунолог, цитолог, эпидемиолог), врачи и аудитория. Знакомство с особенностями строения вируса иммунодефицита человека и прогрессивными исследованиями ученых по вопросу его развития, распространения, определения путей преодоления этого cмepтельного недуга....
04 01 2025 21:43:19
В ходе урока учащиеся закрепляют знания о приспособленности рыб к жизни в водной среде обитания, о строении и функциях различных систем органов рыб, заботе о потомстве. Также школьники обобщают знания о систематических группах рыб и многообразии рыб в природе....
03 01 2025 1:15:56
Современная школа должна формировать навыки здорового образа жизни. В данной работе рассказано о реализации программы «Здоровье» в школе. Одной из форм работы является игра КВН. Авторы предлагают сценарий КВН «Смотри. Слушай. Решай». ...
02 01 2025 7:27:30
Основная задача селекционеров выводить новые штаммы, с точно установленными хаpaктеристиками и способствовать их внедрению в производство....
01 01 2025 5:15:20
Пищеварительная система члeнистоногих состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего, заканчивающегося aнaльным отверстием....
31 12 2024 7:29:26
Учащиеся в процессе урока выявляют вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов. Развивают информационно-коммуникативную компетентность. Воспитывают ценностное отношение к собственному здоровью. ...
30 12 2024 15:56:49
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
29 12 2024 22:31:49
Цели урока - формирование новых биологических понятий: эры, периоды, динозавры - древние пресмыкающиеся....
28 12 2024 7:57:13
На уроке изучается новый материал об уникальных особенностях планеты Земля, создавших условия для развития жизни. Актуализируются и формируются знания о неповторимой планете Солнечной системы и свойствах, обеспечивающих существование жизни на Земле....
27 12 2024 21:35:59
Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии. В ХXI веке перед школой стоит задача предоставления учащимся возможности освоения азов современных технологий, для того чтобы не оказаться беспомощным и обладать конкурентоспособностью в бурном потоке современной жизни. Предлагаемый проект "Виртуальный музей" решает одновременно две проблемы: 1) как обогатить фонд кабинета наглядным оборудованием; 2) как предоставить ученику возможность пpaктического опыта работы в рамках компьютерно-информационных технологий....
26 12 2024 8:25:18
Программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Представленная программа содержит лабораторный пpaктикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов....
25 12 2024 12:34:43
Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....
24 12 2024 12:48:38
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
23 12 2024 10:13:19
Опopно-двигательная система человека - это совокупность костей скелета, хрящевой ткани и прикрепленных к ним связок, мускулатуры, которые вместе обеспечивают поддержание позы, перемещение, выполнение активных движений....
22 12 2024 20:46:15
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....
21 12 2024 7:32:52
Курс биологии 8-го класса имеет важное пpaктическое значение для формирования навыков здорового образа жизни. При изучении темы «Дыхание» ученики получают знания о строении, физиологии, заболеваниях органов дыхания, их основных причинах и мерах профилактики. Также развиваются навыки научно-исследовательской деятельности, так как учащиеся готовят мини-проекты. Применение ИКТ-технологии способствует развитию познавательного интереса....
20 12 2024 17:34:53
Урок с помощью игровой формы помогает активизировать познавательную деятельность, формирует умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, развивает интеллектуальные способности. ...
19 12 2024 13:28:22
Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....
18 12 2024 1:21:39
Урок знакомит учащихся с различными гипотезами о возникновения Земли; учеными, внесшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе Земли. Цель урока: обобщение и систематизация учебного материала в ходе самостоятельной работы с литературным источником....
17 12 2024 4:45:30
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
16 12 2024 11:38:51
Введение технологии кейс-стади связано с реализацией компетентностного подхода в образовании и требует смены парадигмы мышления в сторону системно-деятельностного подхода. Урок интересен тем, что переpaбатывается огромный массив информации, и в уроке появляются два кейса (кейс документов и кейс решения проблемной ситуации)....
15 12 2024 9:44:42
В статье описаны положительные аспекты использования интеpaктивного комплекса на уроках. В качестве примера в статью включена разработка урока биологии с показом презентации....
14 12 2024 20:51:16
Играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В их процессе формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании окружающего мира....
13 12 2024 6:42:50
Интегрированный урок с целью расширить знания учащихся о природных высокомолекулярных веществах - белках; раскрыть ведущую роль белков в строении и жизнедеятельности клетки; сформировать представление о связи между строением, свойствами и применением белков через лабораторный эксперимент. Форма проведения - урок-лекция с элементами лабораторного пpaктикума и медиа-технологий. На уроке предлагается рассмотреть следующие вопросы: история исследования белка; аминокислоты - основа белка; структура белковых молекул; химические свойства белка (лабораторный опыт); биологическое разнообразие и значение белков; функции белков. ...
12 12 2024 19:56:45
Краеведческий принцип дает возможность учащимся в повседневной обстановке наблюдать «природную действительность». Человеку следует напомнить, что род людской – один из биологических видов, возникший в результате эволюции биосферы. Презентация отражает основную мысль работы: устанавливать и развивать причинно-следственные связи как последовательность событий в цепи....
11 12 2024 6:39:32
Урок способствует развитию мышления, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на поставленные вопросы. Впервые на уроке природоведения использовалась микролаборатория, что развивает умение работать с биологическими приборами, что в дальнейшем облегчает работу в последующих классах. ...
10 12 2024 8:45:51
Цель урока: определить место лишайников в царстве растений....
09 12 2024 18:33:31
Цель урока - возможность выполнения функций скелета при сохранении прочности и уменьшения массы. В связи с этим рассматривается строение костей как инженерно-техническое сооружение. С помощью опытов, рисунков, декальцинированной и прокаленной костей демонстрируется преимущество полостей, кость как композиционный материал, указывается принцип внутреннего строения костей, используемого в архитектуре....
08 12 2024 13:40:21
Предлагаю вашему вниманию цифровые диктанты по курсу биологии раздел "Общая биология". Задания можно использовать независимо от программы и учебника, по которым вы работаете....
07 12 2024 1:58:58
Автор статьи организует деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию об основных представлений о строении и функциях желез внутренней секреции. Развивает умения работать с тестовой информацией, аналитическими материалами, таблицами, оценивает результаты своей работы и товарищей....
06 12 2024 22:27:19
На современном этапе развития образования все более возрастают требования к умственной деятельности учащихся, поэтому удлинились сроки обучения, увеличивается объем знаний, который должен быть усвоен учащимися. Самостоятельность и творчество, высокая познавательная активность учащихся необходимы для усвоения большого объема знаний, социализации в обществе, формирования научного мировоззрения....
05 12 2024 23:48:13
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::