Обеспеченность успеха учебно-воспитательного процесса через педагогическое стимулирование

Учение – один из видов деятельности школьника. Организуя этот процесс, учитель не может игнорировать особенности и закономерности его деятельности. Чаще всего, человек начинает действовать только тогда, когда у него появится желание действовать. Хочет ли школьник учиться, стремится ли он изучать именно то, что предлагает ему учитель, как вызывать и усиливать его стремление к познанию, от чего зависит его работоспособность и как ее укрепить – всю его учебную деятельность надо рассматривать с позиции психологии и на этом основании строить методическую конструкцию преподавания предмета.
Важную роль в обучении играет мотивация: если дети не хотят учиться, если никакими способами не удается это желание у них вызвать, подлинное обучение окажется невозможным. Таким образом, мы не обеспечим успеха учебно-воспитательного процесса. Следовательно, ключевую роль в обучении играет педагогическое стимулирование. Под его действием школьник постоянно стремится активно участвовать в многообразной деятельности, процесс обучения становится эффективным. При отсутствии таковой возможна лишь малоэффективная деятельность по принуждению.
Как же сформировать у школьника положительную мотивацию учения?
Для решения этой проблемы используются различные приемы активизации познавательной деятельности: привлечение интересной и занимательной информации, самостоятельность работы учащихся, творческие задания, дидактические игры, атаки мыслей, Коноп, диспуты, конференции, аукционы. Контроль возможен не только со стороны учителя, но и самоконтроль, взаимоконтроль. Отметку возможно заменить на психологическую оценку с целью полной рефлексии деятельности ученика на уроке.
Чтобы реальные возможности ученика совпадали с видом задания, необходимо использовать дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика, например: функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга, типа темперамента, мышления и типа нервной деятельности. Тогда ученик чувствует себя успешным, уверенным в своих силах, осознает то, чему ещё надо научиться.
Существует множество причин современной школы вызывающие ослабление и возникновение отклонений в здоровье ученика –“школьные болезни”. Чаще всего главной причиной является малая мышечная активность, высокая личностная тревожность.
Проблемы здоровья и его сохранения можно решать через использование приёмов здоровьесберегающих, трaнcформационных технологий.
Через творческие работы (самостоятельные, групповые, проекты) идёт формирование качеств личности так необходимых современному выпускнику: коммуникативности, когнитивности, конструктивности, компетентности.
Наглядность, доступность, компактность материала, совершенствование памяти и навыков общения с компьютером (информатизация) – эти задачи помогают решать технологии ИКТ.
Цели и задачи: познакомить учащихся с новыми фактами; углубить понимание процессов, происходящих в организме человека. Продолжить формирование умений: анализировать, устанавливать связи, подбирать аргументы, обобщать, выдвигать и доказывать свои гипотезы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, планировать свою деятельность, умение позитивно оценить работу других, помочь товарищу; навыков: коммуникативной, когнетивной, конструктивной личности. Воспитание ответственности к учебному труду, познавательного интереса к биологии, анатомии человека. Способствовать профориентационному выбору учащихся.
Используемые технологии:
- здоровьесберегающие – физминутка, психологический тренинг, методы дифференцированного подхода в обучении с учетом мозговой организации познавательных процессов и факторов, влияющих на восприятие информации учащимися;
- ИКТ – работа с тестом, слайдами презентаций, выполненных учащимися и учителем;
- Коноп – проверка знаний по теме.
Оборудование:
компьютеры (компьютерный кабинет), видеопроектор, экран, мультимедийный материал (тест, задания, слайды), возможен печатный вариант заданий, презентации работ учащихся (самостоятельные, творческие работы), доска, цветные мелки, атрибуты для проведения аукциона, магнитофон, запись “звуки сердцебиения”.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Психологический тренинг “Мудра Земли”.
2. Постановка задач урока для учащихся:
Музыкальный фон “Звуки сердцебиения”
На экране слайд (№1) (См. приложение):
“Песня красных кровяных шариков” Ларисы Рейснер.
Мы принесли, кровеносные пчёлы, из потаённых глубин
На розовый простор альвеолы жаждущих соков рубин.
Вечно гонимый ударом предсердий наш беззаботный народ
Из океана вдыхаемой тверди солнечный пьет кислород.
Но, как посол, торопливый и стойкий, радости долгой лишен,
Мы убегали на пурпурной тройке, алый надев капюшон.
Там, где устали работать волокна, наш окрыленный прыжок
Бросит, как ветер, в открытые окна свой исступленный ожог.
- Что такое кровь? (ответы учащихся)
- Какие у вас возникают вопросы по понятию “кровь”?
(множество разных вопросов)
- Сегодня мы и займёмся на уроке поиском ответов на все поставленные вами вопросы.
3. Закрепление и углубление полученных знаний прошлых уроков:
1). Презентация творческой работы учащейся 8 кл. “Путешествие Алисы”,
(работа выполнена самостоятельно, выбор материала для реферата и его презентация – индивидуальный подход ученицы, учитель оказывает помощь только при неточностях теоретического содержания материала и по просьбе самого школьника).
Презентация сопровождается дополнением материала, содержащемся в реферате по теме “Кровь”.
Вопросы, возникшие у одноклассников в ходе демонстрации слайдов, есть защита творческой работы.
Оценка творческой работы – мнение всех учащихся, выраженное в позитивной корректной форме.
- Давайте отправимся в путешествие и мы. Чтобы добраться до конечного пункта, вам необходимо будет показать свои знания и умения, а также найти ответы на вопросы, которые возникли. Для начала разомнем тело для похода.
Физ. минутка
Упражнение для глаз и “соло для позвоночника”.
2). Коноп.
Оформление: слайды “Контроль знаний по теме “Кровь” (слайд № 2)
- Станция “Аукцион понятий” (слайд № 3). Форма проведения – аукцион.
(Каждый имеет возможность накопления своего “капитала”. На одно понятие учащиеся могут дать 3 варианта ответа. За каждый точный, научно сформулированный ответ учащийся получает балл).
- Станция “Отвечайкино” (слайд № 4). На компьютерах и в печатном варианте - задания для 3-х групп. Вопросы заданий составлены на основании метода дифференцированного подхода в обучении с учётом мозговой организации познавательных процессов и факторов, влияющих на восприятие информации учащимися:
тест по теме – группа 1 (левополушарные, аудиалы);
вопросы задания - группа 2 (левополушарные, кинестетики);
письменные ответы - группа 3 (правополушарные, визуалы).
Проверка: самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем. Правильный ответ - балл в копилку.
- Станция “Решайкино” (слайд № 5). Решение задач. Задачу выбирает каждый сам. Если возникает проблема с решением, можно купить “подсказку учителя” (она дороже!) или “подсказку друга”, затратив при этом свой “капитал”. При правильном ответе, без подсказки, пополняется личный “капитал”.
Игра или психологический тренинг.
Цель: разделить класс на две группы.
- Станция “Размышляйкино” (слайд № 6-9). Каждая группа выбирает жетон с номером слайда для работы. Задание: описать и назвать процесс, изображённый на слайде. Можно также купить “подсказку”, но уже на общие, комaндные баллы, или правильным ответом без подсказки пополнить банк.
- Станция “Скорая помощь” (слайд № 10) - игра “Снежный ком”. Выбрав листок ромашки с правилом, необходимо объяснить, почему именно так необходимо поступать во время какого-либо инфекционного заболевания? (без баллов). Кто быстрее доберётся до финиша и даст объяснение полнее, тот приносит дополнительные баллы своей комaнде.
- Станция “Финишная” (слайд № 11) – подсчет “финансов”. Самоанализ своей работы на уроке - оценка подготовки каждого ученика по данной теме. Итоговая оценка урока.
Психологический тренинг “Пожелай соседу…”.
Домашнее задание (на выбор ):
1. Творческая работа по теме “Кровь” (кроссворд, сканворд, ода или др.);
- Карточки – задания (логические задачи).
Индивидуальные задания для учащихся, показавших недостаточные знания по теме.
В статье представлена разработка урока по данной теме.
...
06 02 2023 23:27:52
Мною разработана система уроков с применением способа диалектического обучения учащихся и ИКТ.
Их визуальной опорой является интеpaктивная нелинейная презентация.
На каждом этапе урока для создания проблемной ситуации применяются вопросы-суждения.
Актуализация знаний служит основой для выведения учениками темы урока и формирования нового понятия - для этого четко прописан алгоритм. Выдвинутые гипотезы проверяются теоретически и пpaктически.
Недостатком такой системы является то, что ученик может выполнять только те операции, которые ему легче даются и т.д.
Для коррекции таких ситуаций применяется самооценка ученика, взаимопроверка групп по эталону и сравнение результатов, оцениваемых в баллах учениками других групп, работа над ошибками с использованием вопросов-суждений.
...
05 02 2023 21:25:44
Играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В их процессе формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании окружающего мира....
04 02 2023 7:47:13
В статье представлен вариант проведения урока по изучению семейства цветковых растений. При проведении урока проводится лабораторная работа по определению растений семейства с использованием презентации.
...
03 02 2023 1:42:23
Работа представляет собой внеклассное мероприятие по литературе и биологии, целью которого является показать интеграцию двух предметов во внеурочной деятельности. Были поставлены следующие задачи: расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся; воспитание любви и бережного отношения к родной природе....
02 02 2023 15:43:18
В основу мастерской положен деятельностей подход: именно деятельность помогает подойти к глубокому осмыслению учебного материала, пониманию всех процессов и механизмов, способствует формированию у учащихся самостоятельного мышления, умения аргументированно отвечать на вопросы, в логичной последовательности излагать свои мысли, делать выводы....
01 02 2023 2:29:54
Урок поможет доказать, что клетка - самостоятельная живая система, имеющая объём; научит сравнивать одноклеточные и многоклеточные организмы по сложности организации, выявит черты сходства и различия.
...
31 01 2023 0:26:27
Биосфера это совокупность всего живого. Рассмотрим где проходят верхняя и нижняя границы биосферы, какой ее состав, свойства и функции....
30 01 2023 18:22:10
Учитель формирует представления учащихся об основных физических процессах: росте и развитии растений. Ребята изучают особенности роста и развития растительного организма, роль семян в индивидуальном развитии цветковых растений....
29 01 2023 9:38:52
Данный урок проводится после изучения темы «Нервная система». К моменту проведения итогового урока изучаемый материал усвоен обучающимися, что они и демонстрируют на «Смотре знаний». Разнообразные формы работы позволяют за небольшой период времени наиболее полно повторить и обобщить изученный материал. Из опыта работы можно сделать вывод, что урок, проведённый в форме «Смотра знаний», вызывает большой интерес обучающихся....
28 01 2023 0:35:51
В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....
27 01 2023 4:44:52
Представлен конспект урока-рассуждения "Гомо сапиенс — промежуточный или финальный этап эволюции?". Этот урок целесообразно провести как обобщающий по теме "Антропогенез". На занятии предлагается не только повторить и обобщить базовые понятия, но и значительно расширить кругозор, увидеть взаимосвязи между различными отраслями знаний, познакомить с современными тенденциями в науке. Использование различных видов деятельности на уроке способствует развитию интереса к биологии и пpaктической психологии; показывает значимость этих наук в реальной жизни людей....
26 01 2023 13:57:30
Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....
25 01 2023 1:31:34
Основным условием эффективности обучения на уроке закрепления знаний по опopно-двигательной системе человека является организация самостоятельной деятельности учащихся. Задания с использованием рентгеновских снимков и фотографий спортсменов определяют хаpaктер познавательной деятельности, последовательность учебных операций. В качестве источников информации используются муляжи, плакаты, рисунки и схемы из учебника биологии для 8-го класса....
24 01 2023 13:29:43
На уроке формируются биологические понятия "пoлoвoе, бесполое, вегетативное размножение", "гамета", "зигота", "cпepмий", "cпepматозоид", "яйцеклетка", особенности размножения растений, формируются навыки получения информации учащимися с помощью различных источников, в том числе компьютерных....
23 01 2023 2:48:30
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
22 01 2023 13:59:17
Урок-игра может использоваться, как урок закрепление по пройденной теме, а также, как развлекательное мероприятие на "недели биологии". На уроке предложены различные конкурсы, а также, в качестве приложения, слайд-шоу....
21 01 2023 10:15:59
Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. С этой целью я активно применяю ИКТ своей работе. Я представляю урок по теме: "Биосинтез белка" в 9-м классе, как пример моего опыта по использованию ИКТ на уроках биологии....
20 01 2023 23:54:33
Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....
19 01 2023 14:32:41
Влияние на организм окружающей среды чрезвычайно многообразно. На него прежде всего действуют материальные факторы природной среды, которые условно делят на химические, физические (абиогенные) и биологические (биогенные)....
18 01 2023 5:42:53
Цель урока: закрепить знания о гене, генетическом ходе; сформировать умение о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосомах, использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии; восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала; усвоение учащимися программного материала на разных уровнях обучения....
17 01 2023 11:31:58
Материалы публикации помогут учителям при подготовке проблемных уроков, при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях, педагогических советах....
16 01 2023 1:15:12
Урок в 8-м классе является уроком получения знаний о дыхательной системе, одним из элементов системы уроков, формирующих основы личной гигиены. Главной образовательной целью данного урока было познакомить учащихся с особенностями строения органов дыхания, сущностью процесса дыхания, связью строения и функции, местом дыхания в обмене веществ....
15 01 2023 8:40:39
В ходе учебно-исследовательской деятельности на экологической тропе учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и других наук.
...
14 01 2023 3:16:16
Микроорганизмы − собирательное название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их хаpaктерный размер — менее 0,1 мм). В настоящей статье рассмотрены отдельные представители невидимого мира − бактерии. Затронуты вопросы истории развития микробиологии, разнообразия бактерий, а также основные свойства для человека и окружающей среды....
13 01 2023 10:59:17
Внеклассное мероприятие по биологии закрепляет знания, полученные на уроках, развивает коммуникативные способности и умения работать с дополнительными источниками информации....
12 01 2023 6:45:13
Представлен урок-праздник «День птиц». Учащиеся переносятся в сказочную страну птиц Орнитопланию. Цель путешествия – формирование экологического мышления учащихся; привлечение внимания учащихся и взрослых к зимней орнитофауне; повышение уровня экологической культуры....
11 01 2023 21:57:10
Проект развивает познавательный интерес и творческую способность учащихся; формирует экологический стиль мышления. Воспитывает у учащихся пpaктико-ориентированные отношения к жизнедеятельности. Этическое и эстетическое воспитание детей на поэтических высказываниях отечественных писателей и поэтов. Мероприятие проводится по итогам творческих заданий, которые выполняли группы учащихся. Учитель предлагает идеи, советует, косвенно руководит деятельностью каждой группы....
10 01 2023 12:35:10
Урок биологии в 10-м классе знакомит учащихся с методами генной инженерии, которые позволяют бактериальным клеткам синтезировать "человеческий" белок, подробно останавливается на стадиях одного из методов - рекомбинативных плазмид. Чтобы понять сущность этого процесса, начинается разговор о значении генной инженерии.
...
09 01 2023 21:19:39
Животные получают необходимый им кислород из атмосферы или воды, в которой он растворен. Поэтому их органы дыхания разнообразны. Связь органов дыхания со всеми...
08 01 2023 3:44:10
Использование проектной технологии на уроках биологии разнообразит учебный процесс, несёт в себе мотивационный и творческий потенциал, формирует познавательный интерес и познавательную активность обучающихся, включает их в информационно-коммуникативную деятельность и помогает самостоятельно организовать свою работу, свободно ориентироваться в информационном прострaнcтве.
...
07 01 2023 2:16:50
Уроки изучения нового материала, проведенные в необычной игровой форме, помогают привлечь в работу на уроке максимальное число учащихся. Одним из таких уроков является урок изучения нового материала с необычным названием "Давай пройдемся медленно по лугу ..." (урок-путешествие). В основу положен игровой момент – театрализованное представление, разгадывание кроссворда....
06 01 2023 6:36:50
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
05 01 2023 9:33:28
Накопление полезных изменений в организмах приводит к крупным изменениям в природе. В этом заключается творческая роль естественного отбора в эволюции....
04 01 2023 18:25:55
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
03 01 2023 18:29:32
На уроке учащиеся знакомятся с терминологией, особенностями строения пoлoвoй системы и нереста рыб как первых позвоночных животных. Комбинированный урок с применением ИКТ. Презентация позволяет учителю быстро проверить уровень усвоения школьниками предыдущего материала и сразу оценить его....
02 01 2023 7:52:27
Цель урока: углубить знания учащихся об особенностях воздействия человека на окружающую среду. Особый акцент делается на определении значения природы в нашей жизни, развитии у школьников мотивации и стремления оберегать ее. Содержание и особенности проведения урока позволяют подготовить учеников к домашнему сочинению, работа над которым должна активизировать рефлексивные и ценностные личностные психологические механизмы обучающихся, способствовать формированию их экологического сознания....
01 01 2023 12:47:16
Данный урок начинает тему "Жизнь растений". Он позволяет изучить химический состав клетки, овладеть при этом приёмами исследовательской деятельности. Обучающиеся научатся проводить лабораторные опыты, анализировать результаты, делать выводы. На уроке дети будут работать с информационными текстами, схемами и составлять опopные сигналы. Конечным результатом будет связь между целью деятельности и оцениванием собственного вклада в работу на уроке....
31 12 2022 20:18:44
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
30 12 2022 14:22:11
Урок знакомит с фазами митоза и пониманием его биологического значения. У учащихся формируется умение последовательно выстраивать процессы митоза. Создаются условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений....
29 12 2022 11:19:59
Биологическая игра предлагается школьникам 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии растений Хабаровского края. В процессе игры развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу - цель игры.
...
28 12 2022 12:30:48
Представлен опыт использования технологии педагогических мастерских на уроке биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусы"....
27 12 2022 3:34:40
Урок является первым при изучении темы «Размножение» в 9-м классе. Так как данная тема изучалась в 6-м классе, то учащиеся вспоминают и дополняют данную тему. На уроке предусмотрена работа с дополнительными источниками информации, работа в группах....
26 12 2022 8:34:31
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
25 12 2022 21:13:28
В данной работе представлена разработка обобщающего урока по биологии на тему "Царства Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения" для шестого класса по программе и учебнику В.В. Пасечника. Урок проводится в игровой форме, что позволяет повысить познавательную активность школьников. Класс делится на три комaнды. Проводятся конкурсы. В конце урока подсчитываются баллы, определяются победители, выставляются оценки.
...
24 12 2022 13:31:47
В статье представлена разработка урока, предусмотренной учебной программой 6-го класса. На уроке учащиеся знакомятся с сущностью процесса фотосинтеза, с понятиями автотрофы и гетеротрофы. Новые знания учащиеся добывают сами, используя текст учебника....
23 12 2022 16:28:50
Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....
22 12 2022 9:42:24
В качестве системообразующего фактора для построения интегрированного урока биологии, физики и химии был выбран человеческий организм, рассматриваемый через призму различных взаимодействий с окружающим миром.
В согласии с дидактическими принципами доступности, систематичности и последовательности отбор содержания урока проведен с учетом предполагаемого образовательного уровня учеников 8-го класса по физике и биологии....
21 12 2022 6:22:13
Данный тест составлен в соответствии с программой Сонина Н.И. для 8-го класса. Разработка содержит два параллельных варианта, в которых 94% тестовых заданий ориентированы на репродуктивный уровень усвоения знаний, 75% тестовых заданий ориентированы на факультативные биологические знания. Педагогические цели тестирования – определение уровня усвоения знаний каждым учеником и классом по данному материалу темы; выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях....
20 12 2022 13:36:40
Мышцы живота участвуют в образовании передней и боковых стенок брюшной полости. Прямые мышцы живота участвуют в сгибании туловища вперед....
19 12 2022 8:26:29
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::