Информационные технологии на уроках биологии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

Класс, профиль:

Общеобразовательный класс

Тема:

Блочно-модульная технология обучения с использованием ИКТ

Тема урока:

Вирусы

Тип урока:

Изучение и  первичное закрепление нового материала

Цель урока:

Выявить особенности морфологии и физиологии вирусов как неклеточных форм. Определить многообразие вирусов и их значение в жизни человека.

Задачи урока:

Интегрирующая цель:
  • Выявить особенности морфологии и физиологических процессов  вирусов как неклеточной формы жизни. Расширить и углубить знания обучающихся о разнообразии и значении вирусов.
  • Развивать умение обучающихся работать со структурной  формулой модуля, выделять из массы информации нужную. Сравнивать строение и физиологию вирусов с другими организмами.
  • Воспитывать научное мировоззрение на происхождение и развитие органического мира. Формировать познавательный интерес к предмету  через использование блочно-модульной технологии обучения, информационно-коммуникативных технологий и создание ситуации успеха. Способствовать воспитанию культуры общения.

Формируемые умения:

Информационно-поисковые: работать с различными источниками информации (литература, презентации, рисунки)
Учебно-интеллектуальные: диалектически анализировать прочитанный текст, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, видеть аналогию.

Цели использования ИКТ:

 

Этапы урока, на котором использовались ИКТ:

1. Мотивация – актуализация опopных знаний: создание рабочего настроя на урок. Формулирование темы и постановка целей и задач урока.
2. Повышение наглядности, мотивации для восприятия материала. Отработка умений аналитических умений и навыков.
3. Задание на дом: постановка новой проблемы.

1. Мотивация – актуализация опopных знаний
2. Восприятие, осмысление и первичное запоминание материала.
3. Подведение итогов
4. Рефлексия

Формы организации работы детей:

Групповая

Формы организации работы учителя:

Организация групповой работы с использованием технологических карт, учебников, наглядных пособий, ИКТ.
Консультации, контроль усвоения  знаний и  формирования умений.

Технологические особенности

Технические условия:

Интеpaктивный комплекс с программным обеспечением WINDOWS HP и программа  Microsoft office – Power Point/

Используемое оборудование:

1. Информационные учебно-наглядные пособия ( УНПИ):

1.1. Учебник  И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова «Общая биология»
1.2. Презентация к уроку  «Вирусы»,
1.3.  Рисунки: «Вирус табачной мозайки», « Проникновение вируса в клетку», «Модель вириона аденовируса», «Незаконченная модель вируса».
1.4. Раздаточные дидактические материалы информационные:

  • «Технологическая карта обучающихся» (Блок № 1  «Организменный уровень организации, модуль № 28.1 «Вирусы») «Технологическая карта учителя»
  • Образцы инструментария для рефлексии обучающихся.

2. Контрольные  учебно-наглядные пособия (УНПК):

2.1. Тесты второго уровня (тест воспроизведения)

3. Техническое оборудование:

3.1. Компьютер,
3.2. Медиапроектор,
3.3. Интеpaктивная доска

Разработанные цифровые образовательные ресурсы:

Презентация «Вирусы»

Описание работы

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Мотивация – актуализация знаний  (вступительное слово учителя, создание проблемной ситуации)
  3. Организация работы учащихся в группах
  4. Выступление представителей групп
  5. Подведение итогов.

Технологическая карта учителя.
Модуль № 1  Вирусы

Этап урока

Деятельность учителя

Организационный момент

Настроить обучающихся на работу (1 минута)

Мотивация – актуализация опopных знаний

На основе музыкального фона, с использованием презентации, обучающимся зачитываются следующие исторические  факты об эпидемиях вирусных заболеваний. 
Оспа (с 430 г до н.э – 1979 г.) убила более 300 миллионов человек. В XIII веке в Москве оспа уничтожила почти 80% населения. В средние века в одной только  Европе ежегодно заболевало оспой 10-12 млн. и умирало 1,5-2 млн. человек.
Оспа – высококонтагиозная (заразная) вирусная инфекция, которой страдают только люди. 
Испанский грипп или «испанка» был, вероятней всего, самой страшной пандемией гриппа за всю историю человечества. В 1918—1919 годах (18 месяцев) во всем мире от испанки умерло приблизительно 50-100 млн. человек или 2.6-5.2 % населения Земли. Было заражено около 400 млн. людей, или более 20 % населения планеты. Эпидемия началась в последние месяцы. Первой мировой войны и быстро затмила это крупнейшее кровопролитие по масштабу жертв.
Чума (с 1340 г. – 1771 г.) убила более 75 миллионов человек во всём мире.
В мире от кори ежегодно погибает около 2-х млн. детей..
Холера (с 1817 г. по сегодняшний день) убила сотни тысяч людей в мире. Еще до нашей эры были описаны хаpaктерные признаки данного заболевания, указывались на быстрое распространение и высокую летальность.
Спид (с 1981 года по сегодняшний день) убил около 25 миллионов человек во всём мире. Всемирная Организация Здравоохранения (World Health Organization) назвала СПИД «чумой XX века». СПИД занимает в мире четвертое место среди причин cмepтности.
И предлагается ответить на вопросы: Кто или что является причиной заболевания и cмepти такого большого количества людей? 
Так какой вопрос мы можем применить к понятию «вирусы»: кто такой или что такое?
Чтобы правильно решить эту проблему необходимо более глубоко познакомиться с морфологией и физиологией вирусов.

Восприятие, осмысление и первичное запоминание материала.

Организация групповой работы с использованием технологических карт, учебников, наглядных пособий, презентации. Помощь и контроль при выполнении поставленных задач.

Проверка усвоения полученных знаний

Промежуточный контроль знаний и умений. Конкретизация основных понятий модуля.

Закрепление ЗУН

Проведение тестового контроля второго уровня. Контроль за  выполнением тестовой работы и самопроверки выполненного задания.

Подведение итогов

Анализ учебной деятельности с использованием ведомости учета знаний. Оценивание работ обучающихся на уроке.
Домашнее задание.

Рефлексия

Определить уровень комфортности обучающихся на уроке.

Технологическая карта обучающегося.
Модуль № 1  Вирусы

УЭ-1

  • Выявить особенности морфологии вирусов, как неклеточной формы жизни.
  • Сравнить строение вирусов с другими организмами.
  • Познакомиться со свойствами вирусов и доказать, что они наделены особыми свойствами.
  • Определить механизмы проникновения вирусов  в клетку.
  1. Запишите в тетради дату и название модуля.
  2. Найдите в технологической карте задания для своей группы.
  3. Прочитайте внимательно вопросы, готовьте четкий правильный ответ на них.
  4. Выберите одного или двух выступающих от группы, которые познакомят одноклассников с новой темой по данным вопросам (время для работы  7 минут).

Задания для групп:

I группа

Вопрос

Источник информации

1. В чем состоит особенность вирусов, как формы жизни примитивного строения. Стр. 81 статья «Понятие о вирусах»
2. Приведите доказательство того, что вирус – живой организм. Стр. 82 статья «Является ли вирус живым организмом»

II  группа

Вопрос

Источник информации

1. Какие особенности строения хаpaктерны для вирусов? Стр. 84,  абзац 2, слайды № 9-10
2. Определить в  каких формах существуют вирусы? Стр. 83 статья «Строение и формы вирусов», слайд № 11

III  группа

Вопрос

Источник информации

1. Какие механизмы проникновения вирусов в клетку существуют? Стр. 85, абзац 3, слайд № 12
2. В чем состоит сущность процесса проникновения вириона в клетку?. Стр. 86 абзац 1, рисунок 17, слайд № 12

IV группа

Вопрос

Источник информации

1. Какие свойства хаpaктерны для вирусов как организмов? Стр. 82 статья «Какими свойствами живого организма обладают вирусы», стр. 83 абзац 1
2. В чем состоит сущность свойства вирусов «воспроизводить себе подобных»? Стр. 86 абзац 3, рисунок 17, слайд № 12

УЭ-2

Цель: закрепить полученные знания и умения.

Оценить свою работу на уроке.
Выполните предложенный вам тест.
Закончите предложения. На листе запишите номер вопроса и ответ.

1-й вариант.

  1. Термин вирусы переводиться с латинского языка –…
  2. Белковая оболочка вируса называется…
  3. В сердцевине вируса находиться … или ….
  4. Универсальный механизм проникновения вируса в клетку это –…
  5. Средой обитания для вируса является …

2-й вариант.

  1.  По способу питания вирусы – это …
  2.  Особей вируса находящихся в состоянии покоя называют …
  3.  Наследственным материалом  вируса является …
  4.  Свойство вирусов позволяющее приобретать много разновидностей – …
  5.  Однотипные белковые молекулы, из которых состоит капсид –…

Проверьте правильность  выполнения теста по ключу в презентации, оцените свою работу:

0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
3 ошибки – «2»

Домашнее задание:  § 20, творческое задание подготовить реферат на темы: «Открытие вирусов», «Многообразие вирусов» (Слайды №13-15)

Методическая часть

Цель использования презентации «Вирусы» – это повышение мотивации учеников к изучению  многообразия и уникальности  живых существ, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке.

Методы обучения используемые на уроке:

1.  Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1.1 Словесные методы обучения – рассказ, беседа.(слайды № 1-8).
1.2 Наглядные методы обучения – метод иллюстраций (слайды № 5-7, 9,10,12,13,14).
1.3 Логический аспект содержания учебного материала – дедуктивный метод.
1.4 Проблемно-поисковые  методы обучения – эвристическая беседа (слайды №.5-9).
1.5 Методы самостоятельной работы – самостоятельная работа учащихся технологической  картой ученика, учебником , наглядными пособиями, презентацией (слайды № 9, 10, 11, 12).

2. Методы стимулирования и мотивации учения.

3. Методы формирования познавательного интереса – метод эмоционального стимулирования учения, создание ситуации успеха в учении.

4. Методы контроля и самоконтроля в обучении:

4.1. Метод самоконтроля (слайд № 17).
4.2. Рефлексия.
4.3. Презентация
позволяет установить логическую связь между этапами урока, т.к. учащимся предлагается большой объем информации. Это позволяет систематизировать информацию и постоянно видеть логическую взаимосвязь изучаемого материала.

Использование презентации позволяет учитывать и индивидуальные особенности учеников. Можно сочетать и работу в паре, группе, самостоятельную работу учеников по опережающим заданиям.

Ученикам предлагаются видеоматериалы и большой иллюстративный ряд по данной теме, что позволяет расширить их кругозор.

Слайд №

Что показывает

Как показывает

Для чего

1

Титульный лист

Иллюстрация с анимацией

Отображает название урока

         2-4

Организационный момент

Текст  с настройкой анимации

Определить цели и задачи деятельности на уроке

 5-8

Картинки с историческими изображениями

      Текст и картинки с      настройкой анимации

Актуализация знаний, мотивация к действию. Для создания  проблемной ситуации на уроке

7-11

Материал для работы в группах 

Слайды с текстом и иллюстрациями  с настройкой анимации

Для изучения нового материала и подготовка выступления

17

Правильные ответы на вопросы теста

Слайд с настройкой анимации

Для осуществления самоконтроля и самооценки

13-15

Материал для выполнения творческого домашнего задания

Иллюстрация и текст с анимацией

Повышения мотивации и интереса к изучению данной темы. Увеличения возможности использовать  теоретические знания на пpaктике (в жизни).



Комментарии:

Методы работы И.В.Мичурина. Описание методов селекции

Методы работы И.В.Мичурина. Описание методов селекции Чтобы преодолеть нескрещиваемость при отдаленной гибридизации, Мичурин разработал ряд методов: вегетативного сближения, посредника, опыления смесью пыльцы....

25 11 2025 6:56:46

Тема урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и пpaктическое значение"


    Тема урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и пpaктическое значение"

      Данный урок биологии, проведенный в 7 классе, поможет расширить знания учащихся о многообразии насекомых, ознакомит с первично бескрылыми и крылатыми класса насекомых, покажет их значение в разнообразных природных сообществах, воспитывает бережное отношение к природе. ...

24 11 2025 5:28:58

Сетевое взаимодействие как условие создания здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении


    Сетевое взаимодействие как условие создания здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении

      В соответствии с ФГОС одной из главных личностных хаpaктеристик выпускника школы является осознанное выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни. Необходимо внедрение концепции здоровьеформирующего образования, которое представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у всех субъектов устойчивой ориентации на сохранение здоровья. В нашей школе создание здоровьеформирующей среды осуществляется через организацию сетевого взаимодействия....

23 11 2025 12:31:11

Покрытосеменные или цветковые растения

Покрытосеменные или цветковые растения Растут покрытосеменные во всех климатических зонах от тропических лесов до тундры и составляют основную массу растительности на Земле....

22 11 2025 17:34:40

Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"


    Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"

      Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....

21 11 2025 8:55:44

Исследовательская работа лицеистов по биологии в техническом лицее

Опыт работы учителя-предметника по проведению в техническом лицее г. Алматы работы по внедрению проектного метода обучения по биологии и знакомство с некоторыми результатами этой работы. ...

20 11 2025 22:28:16

Кружок "Уроки здоровья"


    Кружок "Уроки здоровья"

      Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи....

19 11 2025 9:54:42

Загрязнение окружающей среды и экологичекие проблемы


    Загрязнение окружающей среды и экологичекие проблемы

      Цель урока: обсудить с учащимися проблемы антропогенные загрязнения природной среды, его влияние на здоровье человека, последствия и пути решения данной проблемы. ...

18 11 2025 7:10:13

Экология: история и этапы развития, законы и задачи экологии

Экология: история и этапы развития, законы и задачи экологии Термин «экология» предложил в 1866 году ученый Э.Геккель, который описывал взаимоотношения живой и неживой природы в своем труде «Всеобщая морфология»....

17 11 2025 21:30:17

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Дыхание"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Дыхание"

      При планировании урока "Дыхание" по курсу биологии в 8-м классе учитывались возрастные особенности учащихся, стремление к деятельности, желание проявить себя. Развивающее обучение предполагает некоторый отказ от преимущественно репродуктивных методов и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся. Создание проблемных ситуаций способствует активной деятельности учащихся, заинтересованности в высказывании собственного мнения и развития монологической речи. Домашнее задание исследовательского хаpaктера способствует формированию интереса к предмету и созданию условий для сохранения здоровья человека. ...

16 11 2025 17:32:18

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"


    Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

      Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

15 11 2025 2:50:55

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

      Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

14 11 2025 1:49:42

Урок по биологии для учащихся 9-го класса по теме "Ядро"


    Урок по биологии для учащихся 9-го класса по теме "Ядро"

      Целью урока является закрепить знания о строении и функциях органоидов клетки, изучить строение ядра, строение и функции хромосом. Показать огромнейшее значение такого явления, как хранение и передача наследственной информации. Продолжить формирование умений работать с микроскопом, используя для изучения строение хромосом. ...

13 11 2025 22:23:35

Тип: члeнистоногие. Класс: paкообразные, паукообразные (7-й класс)


    Тип: члeнистоногие. Класс: paкообразные, паукообразные (7-й класс)

      Во время урока учащиеся знакомятся с представителями животных, их уникальностью. Личностная значимость для учащихся – путешествовать в природе, всё увидеть самому. Методы обучения – поисковый, репродуктивный, проблемный. Форма организации – комбинированный урок. Учащихся работают с презентацией, обобщают и делают выводы. ...

12 11 2025 6:36:48

Тема урока "Значение опopно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Скелет человека". 8-й класс


    Тема урока "Значение опopно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Скелет человека". 8-й класс

      В ходе урока изучается состав и функции опopно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....

11 11 2025 5:44:45

Конспект урока по биологии, 6-й класс. Тема: "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира"


    Конспект урока по биологии, 6-й класс. Тема: "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира"

      Урок "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира." является одним из завершающих уроков предметного курса "Биология.6 кл. Бактерии, грибы, растения" под редакцией В.В. Пасечника. Усвоение материала этой темы важно для дальнейшего развития у учащихся понятия о происхождении органического мира на Земле....

10 11 2025 0:13:59

Эволюция нервной системы. 7-й класс

Урок направлен на изучение особенностей строения нервной системы у разных групп животных и на формирование представления об эволюционном изменении нервной системы. Изучение нервной системы животных сопровождается презентацией и демонстрацией ЦОР....

09 11 2025 12:58:20

ИЕРАРХИЯ У КРЫС ЕГЭ biologia's Blog

ИЕРАРХИЯ У КРЫС  ЕГЭ biologia's Blog Исследователь лаборатории биолигического поведения университета Нанси Дидье Дезор, изучая поведение крыс, поместил в одну клетку шесть особей с целью изучить их плавательные способности. Единственн…...

08 11 2025 12:51:32

Урок-зачёт в 6-м классе. "Органы и системы органов растений и животных"


    Урок-зачёт в 6-м классе. "Органы и системы органов растений и животных"

      Урок-зачет по биологии в 6-м классе по учебнику Н.И. Сонина «Живой организм». Урок предусматривает обобщение темы «Органы и системы органов растений и животных» в виде путешествия по станциям с использованием «маршрутных листов». ...

07 11 2025 23:10:59

"Тайна цветковых растений". Использование ИКТ на уроке биологии. 6-й класс


    "Тайна цветковых растений". Использование ИКТ на уроке биологии. 6-й класс

      Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности с использованием ИКТ с целью развития личности каждого ученика через активную деятельность на уроке. Ожидаемые результаты: дети сами должны сформулировать тему и задачи урока; сами проверить и оценить свои знания, используя навыки работы на компьютере; сами открыть тайну цветковых растений; сами сделать выводы по уроку. Учитель выступает как координатор урока. ...

06 11 2025 8:44:52

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

05 11 2025 13:40:43

Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида". 10-й класс

      Урок биологии с учетом требований компетентностного подхода развивает познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Учащиеся самостоятельно работают с источниками информации, выполняют лабораторную работу. Используются проблемный метод, рефлексивный, создается ситуация успеха....

04 11 2025 10:48:10

Опыт разведения цветов на территории училища


    Опыт разведения цветов на территории училища

      Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

03 11 2025 3:18:25

Химическая организация клетки. 9-й класс


    Химическая организация клетки. 9-й класс

      На уроке показано многообразие химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессе жизнедеятельности. Формируются умения и навыки самостоятельной работы с учебником, с цифровыми источниками информации, умение выделять главное, формулировать выводы....

02 11 2025 12:28:13

Адаптация учащихся в предметной учебной деятельности формированием понятийного аппарата, или Как овладеть языком предмета

Как в условиях интенсификации УВП овладеть понятийным аппаратом? Авторская «Матрица» – эффективный способ развития понятийного аппарата. Учебная тема, представленная в виде печатных матриц и компьютерной презентации на их основе, помогает интенсифицировать учебный процесс. Даны методические рекомендации по применению педагогического приема «Матрица» на разных этапах урока....

01 11 2025 3:12:36

Информационно-агитационные буклеты "Сохраним природу вместе!"

"Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней" – писал более ста лет назад Лев Толстой. "Далекий отголосок хора мне слышать иногда дано..." – говорил Борис Пастернак. Эти писатели любили природу, очень важно, чтобы и мы имели возможность наслаждаться природой. Ее нужно беречь и приучать всех людей бережно к ней относиться, заботиться о животных и растениях. Где нет любви к природе, там нет любви и к человеку....

31 10 2025 14:58:11

Песец – полярный путешественник


    Песец – полярный путешественник

      В материале описано занятие для учащихся детского объединения «Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....

30 10 2025 13:36:52

Внутреннее строение стeбля. Передвижение веществ по стeблю. 6-й класс


    Внутреннее строение стeбля. Передвижение веществ по стeблю. 6-й класс

      Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Цели урока: сформировать у учащихся знания о внутреннем строении стeбля древесного растения на примере трехлетней ветки липы; выяснить, как передвигаются по стeблю минеральные и органические вещества и что можно определить по годичным кольцам древесины; научиться формулировать гипотезы на предложенный проблемный вопрос и находить ответы на вопросы, используя методику мозгового штурма....

29 10 2025 17:29:21

Урок-повторение по теме "Корень"


    Урок-повторение по теме "Корень"

      Урок биологии, посвященный повторению темы «Корень». Учащиеся вспоминают и закрепляют пройденный материал, развивают чувство комaндной работы....

28 10 2025 13:59:51

Тема урока: "Цветочная кулинария"


    Тема урока: "Цветочная кулинария"

      Интеграция обучения, использование знаний, полученных на других уроках. Знакомство с миром цветов, в котором все не только прекрасно, но и вкусно, а порой очень полезно. На уроке ученицы, применяя ранее полученные знания, создают новые экзотические блюда, развивают свои творческие способности в их оформлении. ...

27 10 2025 13:42:23

Разработка урока по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко "Биология растений. Бактерии. Грибы. Лишайники"


    Разработка урока по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко "Биология растений. Бактерии. Грибы. Лишайники"

      Ограниченность времени, отведённого на изучение данной темы, предполагает применение методов, которые помогут вызвать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Одним из таких методов является игра. Возрастной интерес учащихся к игре позволяет за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой объём пройденного материала, задействовать в работе учащихся всего класса, даёт возможность каждому ученику получить по одной и более оценок. Применяемые на уроке методы и приёмы развивают умения учащихся работать в заданном темпе, устанавливать межпредметные связи, публично выступать, работать в комaнде и самостоятельно, внимательно слушать....

26 10 2025 22:24:44

Открытый урок по теме: "Тип круглые черви"


    Открытый урок по теме: "Тип круглые черви"

      На уроке формируются знания о строении, процессах жизнедеятельности, образе жизни, приспособленности круглых и плоских червей к среде обитания; развиваются умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником, литературой, дидактическим материалом; осуществляется гигиеническое воспитание. Средствами обучения являются таблицы, иллюстрации, дидактические тетради и карточки, видеофильм. В ходе урока используются следующие методы: рассказ, беседа, игры, самостоятельная работа, просмотр видеофильма. Обучающиеся решают биологические задачи, заполняют таблицу, делают сообщения. ...

25 10 2025 17:53:34

Интеллектуальная игра (7-й класс)


    Интеллектуальная игра (7-й класс)

      Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

24 10 2025 0:12:25

Обобщающий урок в 7-м классе по теме "Хордовые животные"


    Обобщающий урок в 7-м классе по теме "Хордовые животные"

      Задачи урока: систематизировать, обобщить и углубить знания по теме; научить учащихся выделять главное, сравнивать и обобщать, использовать различные источники для углубления знаний и расширения кругозора; активизировать познавательный интерес к природе, формировать экологическое мышление....

23 10 2025 17:50:11

Проектная работа по теме "Исследование степени загрязненности воздуха школьных помещений методом оседания Коха"

Благодаря этой проектной работе ребята узнают много нового и полезного для себя о воздухе, которым все мы дышим. Кроме того, в процессе проведения опыта учащиеся приобретают новые навыки исследовательской и самостоятельной работы, знакомятся с неизвестными им методиками проведения лабораторных опытов, проявляют к этому интерес. Проведению опытов предшествует подробный рассказ учителя о предстоящем исследовании, показ презентации, что расширяет кругозор ребят....

22 10 2025 4:44:32

Урок-экскурсия «Знакомство с птицами парка». 7-й класс


    Урок-экскурсия «Знакомство с птицами парка». 7-й класс

      Интеpaктивная экскурсия по биологии знакомит с разнообразием птиц городского парка. Ученики отмечают видовой состав фоновых птиц и особенности их жизни весной; проводя наблюдения за весенним поведением птиц, обращают внимание на приспособления птиц к определенным условиям жизни. Цель: развивать у учащихся понимание экологических взаимосвязей в природе, единства и целостности естественных биогеоценозов; рассмотреть вопросы охраны птиц....

21 10 2025 14:46:31

Рекомендации по написанию исследовательской работы ЕГЭ biologia's Blog

Рекомендации по написанию исследовательской работы  ЕГЭ biologia's Blog Очень много учащихся и студентов задают вопрос о том как провести и грамотно оформить исследовательскую работу. И вопрос этот не праздный, так как знания, полученные самостоятельно в ходе поисковой…...

20 10 2025 6:32:42

Внеклассное мероприятие по биологии по теме "Грибы"


    Внеклассное мероприятие по биологии по теме "Грибы"

      Внеклассное мероприятие по биологии расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Грибы». В ходе мероприятия используется мультимедийная презентация. Учащиеся знакомятся со значением грибов, работают с раздаточными карточками. Присутствует групповая работа с использованием дополнительной литературы....

19 10 2025 0:32:29

Викторина по биологии на тему "Живая природа"


    Викторина по биологии на тему "Живая природа"

      Представлен сценарий викторины для 6-го класса в стихотворной форме. Включает теоретические вопросы и пpaктические задания по темам: "Семя", "Строение клетки", а так же общие вопросы о животных, растениях, грибах. Проводится с целью активизации познавательной активности школьников и развития интереса к предмету. ...

18 10 2025 4:38:33

Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"


    Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"

      Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....

17 10 2025 2:54:23

Урок биологии по теме "Тайны невидимого мира"


    Урок биологии по теме "Тайны невидимого мира"

      Вирусы широко распространены в природе неклеточной формой жизни. Они очень устойчивы к влиянию среды и являются возбудителями многих инфекционных заболеваний. Это существа или вещества, они живые или неживые? Какова история развития вирусных заболеваний? Ответы на эти вопросы пытались найти ребята на уроке биологии "Тайны невидимого мира"....

16 10 2025 9:42:33

Урок биологии по теме "Клетка – единица строения и жизнедеятельности растительного организма"


    Урок биологии по теме "Клетка – единица строения и жизнедеятельности растительного организма"

      Урок проводится в форме игры «Покорение вершины», где учащиеся перевоплощаются в спортсменов-альпинистов, покоряющих вершину знаний. Систематизируются знания о строении и жизнедеятельности растительной клетки, клеточном строении растений, размножении клетки. Учащиеся работают с оптическими приборами, готовят микропрепараты. Учащиеся подводятся к выводу о познаваемости живой природы, единстве растительных организмов....

15 10 2025 15:14:54

План-конспект открытого занятия факультатива "Основы научной деятельности в биологии" по теме "Технология выполнения экологического проекта «Мой экодом»"


    План-конспект открытого занятия факультатива "Основы научной деятельности в биологии" по теме "Технология выполнения экологического проекта «Мой экодом»"

      Научить наших учеников действовать – одна из важнейших задач современного образования. Поэтому конкретные знания должны выступать как средства познания и преобразования действительности, а не как конечная цель обучения. В последние годы широкое распространение получила такая форма организации деятельности школьников, как проекты. Эта форма стала применяться во внеклассной работе с учащимися и на факультативных занятиях. Статья содержит планы двух факультативных занятий по теме "Технология выполнения экологического проекта "Мой экодом"....

14 10 2025 17:57:23

Урок биологии в 9-м классе по теме "Пищеварение в ротовой полости и в желудке"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Пищеварение в ротовой полости и в желудке"

      Занятие с целью изучения что происходит с пищей в ротовой полости, какие химические изменения пищи происходят в желудке....

13 10 2025 7:49:19

Путешествие в мир насекомых


    Путешествие в мир насекомых

      Урок направлен на закрепление знаний о paкообразных и паукообразных животных, изучение многообразия, особенностей строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых....

12 10 2025 11:47:27

Голос – уникальный дар человека


    Голос – уникальный дар человека

      Человек пользуется голосом столько, сколько сам существует на земле, и достиг в искусстве владение им необыкновенного совершенства! Голос - метод идентификации личности, аналогично отпечаткам пальцев. Урок содержит материал об анатомическом образования голоса, раскрывает механизмы образования голоса, методики лечения голосового расcтройства, вопросы профилактики сохранения голоса....

11 10 2025 18:18:13

Урок-ток-шоу "Гигиена сердечно-сосудистой деятельности"


    Урок-ток-шоу "Гигиена сердечно-сосудистой деятельности"

      Представлен конспект урока ток-шоу по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"....

10 10 2025 19:12:54

Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"


    Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"

      Цель урока: расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновать пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему....

09 10 2025 3:33:15

Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"


    Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"

      Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....

08 10 2025 1:44:54

КСО на уроках биологии


    КСО на уроках биологии

      В центре внимания современных эффективных форм и методов – самостоятельная образовательная деятельность и интенсивное групповое взаимодействие. Коллективные способы обучения развивают мышление, интересы и склонности учащихся, социальные навыки, реализуют их потребности в общении. В статье приведены примеры использования КСО на уроках биологии....

07 10 2025 17:40:18

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::