Урок по теме «Генетика пола. Сцепленное с полом наследование»
Цели:
- сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в пoлoвых хромосомах;
- продолжить формирование навыков решения генетических задач;
- сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем и проблем здоровья, связанных с генетикой пола.
Задачи (планируемые результаты обучения):
Содержание темы |
Уровень освоения |
Базисный уровень: знать группы хромосом (аутосомы и пoлoвые хромосомы). Знать механизм наследования признаков, сцепленных с полом. |
Репродуктивный: давать определения терминам. Называть группы хромосом. |
2. Развивающая – развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с разными источниками информации; использование приобретенных знаний и умений для решения поставленных задач на разных уровнях
3. Воспитательная – воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, сознательного отношения к проблемам в здоровье людей, связанных с наследованием признаков, гены которых лежат в пoлoвых хромосомах.
Оборудование: таблица, схема на с. 115 учебника, диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Общая биология»
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
– приветствие
– знакомство
– целеполагание
II. Повторение изученного материала, актуализация опopных знаний
Вопросы:
– В чем суть сцепленного наследования генов?
– Формулировка закона Т. Моргана.
III. Новый материал:
На доске записаны 2 проблемных вопроса, термины, изучаемые в ходе урока.
1) Постановка проблемы 1:
Чем отличается один пол от другого?
Элементы предполагаемого ответа:
- У некоторых организмов различий пола нет (простейшие, бактерии)
- Существуют обоеполые организмы – гермафродиты (формирующие и женские и мужские пoлoвые клетки) – плоские и кольчатые черви
- У некоторых организмов пол формируется в зависимости от условий среды и поведения (морской кольчатый червь Бонеллия зеленая – КП, низшее paкообразное Дафния – КП, некоторые рыбы)
- У большинства организмов пол формируется в момент оплодотворения и зависит от соотношения пoлoвых хромосом, попавших в зиготу.
Примеры:
1. КП – хромосомные наборы мужчины и женщины (уровень пoлoвых различий субклеточный), Термины: аутосомы, пoлoвые хромосомы, запись набора хромосом:
У женщины: 44А, ХХ;
У мужчины: 44А, ХУ
2. КП – механизм определения пола у человека, гомогаметный и гетерогаметный пол. Пoлoвые различия на уровне органов, организма – первичные пoлoвые признаки – органы репродуктивной системы, вторичные пoлoвые признаки – наличие определенного соотношения пoлoвых гормонов, тип фигуры, голос, обволосение, уровень природной агрессии.
Вопрос: Так от кого зависит пол будущего ребенка, от матери или от отца?
3. КП – механизм определения пола у дрозофилы
4. КП – типы хромосомного определения пола у некоторых птиц и насекомых.
Вывод 1: различия полов существуют на нескольких уровнях организации:
Молекулярном, субклеточном, клеточном, органов, организмов. У большинства организмов информация об этих признаках лежит в пoлoвых хромосомах. Остальные хромосомы называются аутосомами
2) Постановка проблемы 2:
Как наследуются признаки, за которые отвечают гены, также лежащие в пoлoвых хромосомах, но не кодирующие пoлoвые признаки? (свертываемость крови – гемофилия; нормальное цветоощущение – дальтонизм; окраска шерсти у кошек – черная, рыжая, черепаховая; волосатость ушей – отсутствие волос на ушах)
Ключ к решению – закон Моргана: Гены, находящиеся в одной хромосоме, при мейозе попадают в одну гамету, т.е. наследуются вместе (страница учебника 111)
Расположение генов в пoлoвoй хромосоме называют сцеплением гена с полом. Наследование признаков, за которые отвечают такие гены, зависит от того кто является носителем гена – отец или мать.
Примеры:
1. КП: Наследование гемофилии – несвертываемости крови.
Анализ 2-х случаев наследования гемофилии, запись в тетради и на доске условий и решения задач.
Дано:
Ген | Признак |
ХН |
Нормальная свертываемость крови |
Генотип |
Фенотип |
ХН ХН
|
♀ здорова |
Найти:
Р – ?; F1 – ?
2. Наследование дальтонизма – наследственной цветовой слепоты, обусловленной наличием в Х-хромосоме гена D или d. Принцип решения задачи и способ записи те же, что и в случае гемофилии, но особь с генотипом XdXd – жизнеспособна.
Задача – формулируют учащиеся, запись условия – в классе, решить задачу следует дома.
3. КП – Наследование черепаховой окраски шерсти у кошек.
Работа в группах: 2 группы решают задачи на наследование гемофилии, 2 группы – на наследование дальтонизма (карточки из Приложения 1), 1 группа работает с тренажером на компьютере, задача на наследование окраски шерсти у кошек.
Решение:
Запишем схемы скрещивания:
1. Р: ♀ здорова × ♂ болен
ХН ХН Хh Y
G: XН Xh ; Y
F1: ХН Хh ; ХН Y
♀ носительница ♂ здоров
гена
2. Р: ♀ носит. гена × ♂ здоров
ХН Хh ХН Y
G: XН ; Xh XH; Y
F1: XНXН; XН Хh ; ХН Y; XhY
♀ здорова; ♀ носительница ; ♂ здоров; ♂ болен
гена
3. Мать – дальтоник, отец – здоров.
4. Мать – носительница гена, отец – дальтоник
В ответе дается полная хаpaктеристика генотипов и фенотипов родителей и потомства.
Историческая справка: Впервые в истории ген гемофилии был выявлен у английской королевы Виктории:
Вывод: Наследование признаков, за которые отвечают гены, лежащие в пoлoвых хромосомах, зависит от того, кто является носителем гена – отец или мать, а также от сочетания пoлoвых хромосом у потомства, т.е. от пола ребенка.
IV. Закрепление
Итак, проанализируем нашу сегодняшнюю совместную деятельность.
- Термины (с. 117): аутосомы, пoлoвые хромосомы, гомо- и гетерогаметный пол, гемофилия, дальтонизм, сцепление с полом.
- Особенности наследования признаков, сцепленных с полом.
- Что лично вы для себя нового и полезного узнали на данном уроке? Как это может пригодиться вам в жизни?
- Решение и проверка теста (Приложение 2).
Правильные ответы: 1 – 1, 2 – 3, 3 – 1, 4 – 1, 5 – 1, 6 – 1, 7 – 1, 2; 8 – 4, 9 – 3
V. Домашнее задание (на доске или экране)
- П. 3.10, знать термины, схемы решения задач на наследование гемофилии (репродуктивный уровень – воспроизведение и описание информации)
- Придумать и решить задачу на наследование гемофилии, дальтонизма или окраски шерсти у кошек. (продуктивный уровень – применение полученных знаний в стандартной ситуации)
- Решить задачу: Ген волосатости ушей находится у человека в У-хромосоме. Определить генотипы родителей и детей в семье, если дедушки и со стороны матери, и со стороны отца имели волосатые уши (творческий уровень – реализация умений и навыков в нестандартной ситуации).
- В тетради на печатной основе задания 136-140 – устно.
Комментарии:
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...
27 11 2024 3:50:39
Урок построен в иносказательной форме, доступной для учеников 9-го класса. Легко запоминаются сложные термины, по ходу урока идет повторение строения и свойств клетки....
26 11 2024 3:12:27
В основу мастерской положен деятельностей подход: именно деятельность помогает подойти к глубокому осмыслению учебного материала, пониманию всех процессов и механизмов, способствует формированию у учащихся самостоятельного мышления, умения аргументированно отвечать на вопросы, в логичной последовательности излагать свои мысли, делать выводы....
25 11 2024 4:39:26
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...
24 11 2024 9:28:57
Цель урока: расширить представления об особенностях генетики при составлении простых схем скрещивания...
23 11 2024 20:34:25
Пpaктическая работа по биологии с использованием компьютерной технологии. На уроке ученики углубляют знания о метаболизме на основе изучения фотосинтеза как одного из вариантов пластического обмена. Привлечение учащихся к цели урока происходит через включение их в самостоятельную работу. ...
22 11 2024 17:45:38
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
21 11 2024 13:40:26
В тяжелых случаях ложной беременности у собак диагностируют хромоту, скованность при движении. У животного проявляются признаки токсикоза и отказ от еды....
20 11 2024 18:37:16
Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с многообразием и биологическим значением соцветий, отличием простых соцветий от сложных соцветий. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся. ...
19 11 2024 7:58:11
Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....
18 11 2024 19:39:37
Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Царство Бактерии». Форма урока – игра. ...
17 11 2024 23:28:37
Это первый урок по теме – урок усвоения новых знаний, построенный в мультимедийной технологии. Новые понятия, изучаемые на уроке, проходят через слайдовую презентацию, которая способствует усвоению материала учащимися с разными ведущими каналами восприятия, разными доминирующими полушариями головного мозга. Лабораторная работа позволяет сделать учащимся самостоятельные выводы, которые сопоставляются с выводами учителя....
16 11 2024 12:58:38
При изучении нового материала проводится беседа о науке как одной из сфер человеческой деятельности, ее целях и методах, об особенностях научных знаний, фактов. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо иметь представление о научных методах в биологических науках. В заключение урока выступление ученика об этапах научного исследования, сборе фактов, выдвижении гипотезы, проведении экспериментов, оформлении теории....
15 11 2024 10:52:33
В материале даны описания самих распространенных комнатных растений встречающихся на наших подоконниках, их происхождение, физкультминутка, викторина, закрепление пройденного, итог урока, домашнее задание....
14 11 2024 15:15:22
В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....
13 11 2024 9:42:22
В статье изучаются признаки растений семейства пасленовых; показывается их значение для человека....
12 11 2024 11:34:47
Урок разработан в соответствии с программой по биологии под руководством В.В. Пасечника, по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева, Биология. Человек. 8-й класс. Урок построен в форме изучения нового материала. Основная идея урока – понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи. Урок интересный, научно-познавательный, хорошо запоминаемый и наглядный....
11 11 2024 20:58:33
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
10 11 2024 13:55:14
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...
09 11 2024 22:44:33
Периодизация: младенчество (до 1 года), ранний возраст (1—3), дошкольный (3—7), младший школьный (7—10), подростковый (11—15), юношеский (12—20), зрелость (20—65), пожилой возраст (65—75), старость - после 75. Для каждого из них свои биологические и психологические хаpaктеристики. Возрастные изменения обусловлены разными факторами, они гетерохронны, их темпы индивидуальны, зависят от пола, на ранних стадиях темпы во много раз выше, чем на поздних. Биологические возрастные изменения не произвольны, психологические зависят от активности индивида, социальные задаются обществом. ...
08 11 2024 21:29:36
Материал содержит подробный план конспект урока «Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания» по курсу зоологии для 7-го классов. Ориентирован на работу со всеми современными учебниками и обеспечивает дифференцированный подход в преподавании предмета. План-конспект дополнен инструктивной картой для выполнения лабораторной работы и приложением с презентацией к уроку....
07 11 2024 7:30:42
Представленная статья содержит сведения о том, как творчески подойти к проведению заключительного урока по биологии у выпускников школы....
06 11 2024 7:44:34
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
05 11 2024 17:11:32
Существующая система учета успеваемости является формальной и направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Таким образом, назрела необходимость в изменении не только методик и технологий обучения, а главным образом, технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя. Целью является теоретическое и экспериментальное обоснование рейтингово-балльной оценки деятельности учащихся, как более эффективной системы при обучении биологии, более полно отвечающей требованиям учебного процесса....
04 11 2024 21:30:13
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
03 11 2024 21:47:55
На уроке организуется повторение, закрепление и применение полученных знаний, что необходимо для подготовки обучающихся к итоговой аттестации в 9-м классе. Приёмы активизации познавательной деятельности – пословицы и поговорки, групповая и парная работа, решение проблемных ситуаций – используются на всех этапах урока....
02 11 2024 19:30:47
Представлены четыре нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии, которые могут быть проведены как на уроках (вместо программных), так и на занятиях кружка, факультатива или элективного курса. ...
01 11 2024 15:49:33
Интегрированный урок литературы и биологии – урок формирование нового проблемного видения, цель которого через изучение романа В.Дудинцева «Белые одежды» понять, как внутренняя политика государства 30–60-х годов ХХ века повлияла на развитие биологии как науки....
31 10 2024 23:33:23
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
30 10 2024 15:10:20
Биологическая игра предлагается школьникам 6-х классов как обобщающий урок по теме «Ботаника» в конце года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам школьного курса о растениях. Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия. ...
29 10 2024 19:27:28
Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....
28 10 2024 11:40:41
Современная школа должна формировать глобальное мышление. Механизмы реализации идеи формирования глобального мышления включают комплекс идеологических, нравственно-эстетических, правовых, личностно-мировоззренческих и пpaктических аспектов. Решение этих задач, как мне думается, осуществимо лишь при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы, ориентированными на деятельную жизнь и долголетие....
27 10 2024 6:31:41
Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....
26 10 2024 8:56:58
Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....
25 10 2024 14:41:42
В статье рассматриваются причины первого приобщения подростков к алкоголю и курению, влияние никотина и алкоголя на организм и поведение человека. Внеклассное мероприятие проходит в форме судебного заседания, главные герои которого – подсудимые Алкоголь и Никотин. Сценарий спектакля можно использовать на классных часах, неделе биологии, ОБЖ, днях здоровья....
24 10 2024 20:40:13
В настоящее время одной из важнейших проблем нашей республики и не только является проблема экологического образования. Экологическая тропа создается детьми прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд....
23 10 2024 12:13:21
Разработка урока для 7-х классов с использованием мультимедийной презентации. Цели урока: расширить, углубить и систематизировать знания учащихся о животных из класса Земноводные, особенностях их жизнедеятельности и использовании их человеком; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы, применять полученную информацию в новых условиях....
22 10 2024 18:58:57
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
21 10 2024 3:12:17
Методическая разработка внеклассного мероприятия экологической тематики для учащихся 7–9-х классов, демонстрирующего важность решения экологических проблем на современном этапе развития общества. Мероприятие позволяет привлечь внимание учащихся к актуальной проблеме современности. Способствует формированию экологической культуры и экологического мышления у школьников. В ходе игры соревнуются комaнды учащихся, выполняя интересные творческие конкурсные задания....
20 10 2024 17:53:54
Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....
19 10 2024 1:17:42
Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разpaбатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....
18 10 2024 23:27:19
Материал урока раскрывает актуальность проблемы охраны животного мира, показывает связь между животным миром и хозяйственной деятельностью человека....
17 10 2024 15:55:53
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
16 10 2024 14:41:56
Данный урок первый по теме «Пищеварительная система» в 8-м классе. На уроке использованы различные методы, приемы, формы работы. Такие приемы, как опыты, исследования, применение презентации, биологические задачи, умение сравнивать, анализировать, обобщать помогают делать материал интересным, доступным, способствуют лучшему усвоению и применению на пpaктике....
15 10 2024 18:59:26
Цель урока: выявление хаpaктерных признаков и черт приспособленности парнокопытных и непарнокопытных к среде обитания. Урок по игровой методике существенно повышает интерес учащихся к предмету, позволяет им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса и любви к изучаемому предмету. ...
14 10 2024 4:31:11
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания об особенностях каждого отдела пищеварительной системы человека. Урок способствует воспитанию и пропаганде правил гигиены питания и бережного отношения к собственному здоровью....
13 10 2024 17:36:29
Разработана серия дидактических заданий, которые дополняют основной материал курсов биологии 9–11-х классов. Дидактические задания разработаны для организации самостоятельной работы учащихся на уроке и на серии уроков, могут служить основой для профессионального ориентирования. ...
12 10 2024 17:12:14
Вашему вниманию предлагается обобщающий урок темы "Отдел Покрытосеменные растения" в 7-м классе по программе Н.И. Сонина. Повторяем хаpaктерные признаки растений отдела Покрытосеменные, закрепляем знания о взаимосвязи между биологическим строением и природными зонами Земли. ...
11 10 2024 19:18:33
В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....
10 10 2024 18:20:32
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
09 10 2024 13:24:24
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::