Дополнительная образовательная программа "Юный ботаник" для обучающихся среднего звена первого года обучения
Не так давно учёные стали обозначать термином \"видеоэкология\" область знаний, выясняющих взаимоотношения людей с тем, что находится перед их глазами, и установили, что механизм движения глазного яблок у человека таков, что периодически в какие-то моменты глаз ищет, за что бы ему \"зацепиться\", чтобы немного отдохнуть. Если человек находится за городом, то ничего специально предпринимать не надо - окружающая природа благотворно действует на наши глаза, а соответственно и на нервную систему, поскольку в нашем организме все взаимосвязано. Стоит же человеку опять оказаться в городе, глаза (а значит, и весь организм) начинают чувствовать некий дискомфорт, вызванный монотонной городской архитектурой.
Человек на Крайнем Севере находится в условиях светового и цветового голода. Недостаток солнечного света в зимний период, отсутствие разнообразной живой зелени, дающей богатую цветовую гамму различных оттенков, большую часть года негативно сказываются на физиологическом и психологическом состоянии человека, способствует возникновению неврозов и депрессий. Преодолеть подобное влияние окружающей человека среды поможет создание зимних садов в учреждениях и миниатюрных коллекций комнатных растений на подоконниках своих квартир. Многие северяне увлекаются комнатным цветоводством и имеют богатый пpaктический опыт, приобретаемый годами. Актуальность данной программы в том, что она поможет юным любителям растений избежать многих ошибок, найти единомышленников, увлекающихся комнатным цветоводством, выгонкой цветочно-декоративных растений, использованием лекарственных растений в укреплении здоровья, расширением пищевого рациона за счёт дикорастущих плодовых и травянистых растений, познакомит с многообразной природой родного края, её уязвимостью. Для этого необходимы специальные ботанические знания.
Современная ботаника - многоотраслевая наука, изучающая не только строение и функции растительного организма, но и природные растительные сообщества, а также использование растений человеком.
Задача программы познакомить обучающихся с многообразием растений, ролью растений в биосфере Земли, флорой своего региона. В содержание всех тем программы входят вопросы охраны природы и рационального использования растительных ресурсов.
Теоретические занятия ведутся в форме лекций, бесед, экскурсий, а также выступлений детей с докладами по темам программы и сопровождаются показом живых растений, диапозитивов, иллюстративного материала из литературных источников.
Параллельно с теоретическими занятиями ведутся пpaктические работы. Большую часть пpaктических работ необходимо проводить непосредственно в природе, а в зимнее время совершенно незаменимыми в работе детского объединения должны стать комнатные растения.
Неотъемлемой частью занятия детского объединения является повседневное наблюдение и уход за растениями. Каждый обучающийся имеет группу растений в коллекции, порученную ему для ухода. Ребята проводят наблюдения за ростом и развитием растений, оформляют результаты своих наблюдений в виде отчётов, приобретают навыки по размножению растений.
Часть размноженного коллективным трудом растительного материала выделяется для создания детьми домашних коллекций комнатных растений, домашнюю работу обучающихся необходимо рассматривать как часть работы детского объединения. О наблюдениях, проведённых в домашних условиях, юннаты рассказывают на регулярно проходящих в детском объединении конференциях.
В программу включены экологический и ботанический пpaктикумы. Цель пpaктикумов познакомить обучающихся с вегетативными и генеративными органами растений, частями растительной клетки, основными жизненными процессами, протекающими в растении, показать приспособленность растений к различным условиям обитания. Тема, посвященная экологии городских растений, призвана привлечь внимание ребят к окружающим их растениям во дворе, парке, сквере, побудить их к позитивным действиям по сохранению и благоустройству своей социальной среды.
Начиная изучать ботанику, как и любую другую науку, обучающиеся сталкиваются с большим количеством новых терминов. Все эти слова осмысленно запоминаются только тогда, когда с ними связаны определённые зрительные образы. Поэтому в программу включены опыты и пpaктические работы, методика которых соответствует имеющемуся лабораторному оборудованию. Пpaктические работы (Приложение 1), опыты и наблюдения (Приложение 2), проводимые юннатами на занятиях, формируют навыки исследовательской работы, учат не только задавать вопросы, но и искать на них ответы.
Программа расширяет, углубляет и дополняет базовые знания обучающихся по биологии.
Индивидуальная активность детей на занятиях оценивается по рейтинговой системе.
В условиях гуманизации образования рейтинговая система оценки результатов деятельности позволит избежать минусов привычной школьной балльной системы оценок. Звание \"Юный ботаник\", \"Юннат-инструктор\", диаграммы роста уровня знаний хаpaктеризуют рейтинг обучающегося.
Юннаты могут формировать свой рейтинг на каждом занятии путём набора очков по определенной шкале за разнообразные виды деятельности (пpaктические, учебные, тестовые задания, самостоятельные работы внутри и вне детского объединения), получением цветных листочков на собственное \"Дерево Знаний\" (Рисунок 1), \"цветиков-семицветиков\", обложек на тетради - \"Лучшему знатоку ботаники\" (Рисунок 2), \"Лучшему знатоку комнатных растений\". Это повышает самооценку обучающихся, содержит стимулирующее учебную деятельность начало.
Введение рейтинга позволяет оценивать качественный рост уровня знаний обучающихся как в ходе занятия, так и далее год за годом, следя за их развитием. На определенном этапе рейтинг может служить критерием оценки степени талантливости кружковца, так как позволяет судить о потребности в познании у детей, целеустремленности и любознательности, творческом подходе к решению проблем и наблюдательности.
Программа \"Юный ботаник\" состоит из трёх разделов, рассчитанных на учащихся начального звена и учащихся среднего звена первого и второго годов обучения. (Ниже прилагается содержание программы и тематический план (Приложение 3) для обучающихся среднего звена первого года обучения). В конце каждого года занятий проводится тестирование, по результатам которого обучающимся присваивается звание \"Юного ботаника\", \"Юнната-инструктора по разделу ботаника\" (Приложение 4), \"Юнната-инструктора по разделу комнатное цветоводство\". Такая структура программы позволит ребятам начать заниматься в детском объединении в любом возрасте, и, возможно, найти для себя увлечение на всю жизнь. И даже, если взрослая дальнейшая деятельность сегодняшних кружковцев не будет соприкасаться с растениями, идеи биоэтики, этичного отношения к жизни в любом её проявлении, сохранятся у них навсегда.
Занятия детей в детском объединении часто находят поддержку и заинтересованность у их родителей, они обращаются за консультациями либо через детей, либо приходят сами в зимний сад экологического центра. Среди родителей есть энтузиасты, которые занимаются акклиматизацией новых видов растений в нашем регионе, выгонкой раннецветущих растений местной флоры в зимнее время, детское объединение экологического центра сотрудничает с зимними садами детских садов города. Каждое выступление в печати и на областном радио расширяет круг людей, хобби которых - растения. Детское объединение сотрудничает с городским клубом любителей природы \"Росток Севера\".
Содержание программы первого года обучения.
Вводное занятие.
Знакомство с кружковцами, сообщение плана работы на год; правила для кружковцев; организационные вопросы. Науки, изучающие растения.
Экскурсии. Знакомство с \"Зимним садом\". Разнообразие растений, распределение растительности на планете.
Значение гербаризации в изучении растений.
Основные правила сбора растений, правила засушивания растений. Оборудование для сбора и засушивания растений.
Пpaктические работы. Сбор растений для гербаризации и оформление гербария.
Изготовление влажных препаратов плодов и цветков.
Явления в жизни растений осенью.
Изменение окраски листьев. Листопад. Физиологическая сущность листопада. Значение листопада в жизни растений. Однолетние и многолетние травянистые растения осенью. Рисуем красками природы.
Знакомство с оптическими приборами. Устройство микроскопа. Правила работы с микроскопом. Правила приготовления микропрепаратов. Строение клетки.
Пpaктические работы. Наблюдения осенью за жизнью отдельных деревьев и кустарников.
Рисунки листьев деревьев и кустарников методом копирования через бумагу. Рисунки осенних пейзажей красками природы.
Посадка травянистых растений в горшки и наблюдение за их развитием (настурция, календула, астра, петрушка, маргаритка и др.). Сбор растений для гербария.
Рассматривание пластид зеленых и окрашенных листьев, мякоти плода рябины, шиповника, томата под микроскопом.
Экскурсия. Наблюдение за жизнью растений осенью.
Уход за комнатными растениями.
Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха, температуре, освещенности. Виды ухода за комнатными растениями и сроки их проведения в связи с биологическими особенностями растений и временем года. Гигиена растений.
Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений. Сроки и техника их проведения.
Правила посадки комнатных растений.
Пpaктические работы. Размещение растений соответственно их требованиям к освещению и температуре. Полив, опрыскивание, обмывка листьев, рыхление почвы в горшках; мытье горшков, кашпо, поддонов; удаление пожелтевших листьев. Приготовление почвенных смесей.
Определение необходимости перевалки и пересадки растений. Проведение работ по перевалке и пересадке растений. Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений.
Проведение опытов по выяснению лучших агротехнических приемов по уходу за растениями, выращиванию комнатных растений на разных почвах. Посадка окоренившихся черенков.
Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними.
Энтомология - наука о насекомых. Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими.
Меры борьбы с вредителями с учетом их биологических особенностей. Методы борьбы с насекомыми-вредителями (химический, механический, агротехнический, биологический).
Энтомофаги.
Пpaктические работы. Ознакомление с наиболее распространенными вредителями комнатных растений. Рассматривание насекомых-вредителей под микроскопом. Наблюдение за божьими коровками. Наблюдение за состоянием комнатных растений, за появлением вредителей и болезней. Обмывание листьев и стeблей комнатных растений.
Решение экологических задач.
Удобрения. Питание комнатных растений из почвы и их подкормка.
Классификация удобрений.
Питательные вещества, необходимые для правильного роста и развития растений. Влияние удобрения на рост и развитие растений. Подкормка комнатных растений (корневая и внекорневая). Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода.
Меры предосторожности при работе с минеральными удобрениями.
Пpaктические работы. Распознавание минеральных удобрений.
Составление календаря подкормок комнатных растений. Приготовление растворов минеральных удобрений для подкормки. Подготовка органических удобрений для подкормки комнатных растений. Приготовление рабочих растворов органических удобрений. Подкормка комнатных растений. Работа со справочной литературой по подкормке комнатных растений.
Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений, за появлением вредителей.
Постановка опытов по выяснению лучших доз и сроков подкормок растений разными удобрениями, по выращиванию растений на питательных средах.
Ботанический пpaктикум.
Вегетативные органы растений. Корень. Главные, боковые, придаточные корни. Корневые системы.
Видоизменения корня: корнеплоды, корни-присоски и т.д. Использование человеком корнеплодов, их биологическое и хозяйственное значение.
Основные функции корня: поглощение воды и минеральных веществ, укрепление растения в почве. Дыхание корня.
Побег: удлиненные и укороченные побеги; цветочная стрелка; узел, междоузлие, пазуха листа, почка - зачаточный побег. Метаморфозы побега (корневище, клубень, луковица), их биологическое и хозяйственное значение.
Стебель. Рост стeбля в длину, ветвление, формирование кроны. Передвижение веществ по стeблю. Видоизменения стeбля (вьющийся, цепляющийся, ползучий и т.д.).
Лист. Части листа, листорасположение, форма листовой пластинки край листовой пластинки, жилкование, листья простые и сложные; размеры и продолжительность жизни листа. Листовая мозаика.
Метаморфозы листьев: усик, колючка, чешуи луковиц, мясистые листья, насекомоядные листья и т.д.
Микроскопическое строение листа: клетки кожицы листа, клетки мякоти листа, устьице.
Испарение листьями воды. Передвижение веществ по стeблю. Фотосинтез. Значение листа.
Генеративные органы растения. Цветок. Расположение цветков: одиночные цветки, соцветия и их биологическое значение. Строение цветка. Опыление.
Плоды и семена. Значение плодов и семян в природе и жизни человека. Разнообразие плодов. Приспособленность плодов и семян к распространению в природе.
Роль зеленого растения. Вред, наносимый природе массовым сбором дикорастущих растений.
Охрана цветковых растений.
Пpaктические работы. Зарывание корешков семян в почву. Развитие корневой системы в почве. Влияние различных условий на развитие корневой системы. Всасывание воды корнями. Рост и развитие корневой системы в искусственных условиях. Пикировка.
Рост листа. Определение необходимости света для зеленого растения. Образование крахмала в листьях на свету. Выделение кислорода зелеными растениями на свету (работа с микропрепаратами). Изучение растительных пигментов (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты). Испарение листьями воды. Ориентировка растений в прострaнcтве. Наблюдение за суточными движениями листьев кислицы. Развитие побега из почки. Рост стeбля в высоту.
Опыление цветущих комнатных растений. Наблюдение за развитием плодов и созреванием семян.
Изменение всхожести семян в зависимости от сроков и условий их хранения. Значение запасных питательных веществ семян для прорастания семян, роста и развития проростков.
Плоды сухие и сочные.
Прерывание стадии покоя у зимующих древесных растений.
Экологический пpaктикум.
Экология - наука о взаимосвязях живых существ и окружающей среды. Экологические факторы. Взаимосвязь растений с факторами среды. Приспособленность растений местной флоры к климатическим условиям (низкорослость, приспособления к уменьшению испарения и т.п.)
Растения северных широт.
Влияние деятельности человека на жизнь растений.
Растения, полезные в жизни человека. Их использование и охрана.
Дикорастущие плодовые растения. Лекарственные растения.
Грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы.
Пpaктические работы. Работа со справочной научно-популярной литературой.
Составление альбома \" Использование дикорастущих плодовых растений в питании человека\".
Работа с гербарием местной флоры. Экология семейной кухни.
Составление словарика эколога.
Виды комнатных растений.
Знакомство с комнатными растениями \"Зимнего сада\".
Деление комнатных растений на группы по декоративным особенностям.
Биологические особенности растений различных климатических поясов. Растения - выходцы пустынь, субтропиков и тропиков.
Особенности ухода за некоторыми видами растений.
Пpaктические работы. Работа со справочной литературой, проведение паспортизации растений. Изготовление наглядных пособий (карта \" Происхождение комнатных растений\").
Проведение викторины по распознаванию комнатных растений.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Биологические основы вегетативного размножения. Растения, размножаемые листовыми и стeблевыми черенками, делением куста и корневища, усами, клубнями, прививкой. Техника и сроки вегетативного размножения комнатных растений. Условия, необходимые для укоренения листовых, стeблевых черенков, отводков. Правила посадки окоренившихся черенков.
Пpaктические работы. Черенкование комнатных растений. Размножение комнатных растений делением куста, корневищами, усами, луковицами, отводками, укоренением листа.
Наблюдения за укоренением посадочного материала, ростом и развитием молодых растений.
Уход за растениями. Выявление лучших способов размножения комнатных растений.
Семенное размножение комнатных растений.
Строение семени. Условия, необходимые для прорастания семян.
Агротехника посева семян. Питание и рост проростков.
Пpaктические работы. Подготовка горшков и ящиков для посева семян.
Значение воды, воздуха, тепла для прорастания семян. Наблюдение за появлением всходов, ростом и развитием растений. Уход за посевами, пикировка. Пересадка рассады в отдельные горшки.
Весенние явления в жизни растений.
Начало сокодвижения у деревьев и кустарников; набухание почек; цветение деревьев и кустарников, особенности цветения ветроопыляемых растений.
Раннецветущие травянистые растения.
Пpaктические работы. Наблюдения за весенними явлениями у отдельных растений во дворе Детского экологического центра и школы.
Составление календаря роста и развития растений. Фенологические наблюдения.
Подготовка и проведение праздников.
Подготовка экспонатов на выставку; изготовление и оформление наглядных пособий, панно из засушенных растений, фотоальбомов и фотомонтажей.
Заключительное занятие.
Выставка работ кружковцев за учебный год. Сообщение результатов опытов и наблюдений.
Подведение итогов работы кружка.
Летние задания.
Основные требования к знаниям и умениям кружковцев.
Учащиеся должны знать:
- органы цветкового растения;
- клеточное строение растений, части растительной клетки;
- способы ухода за комнатными растениями;
- способы размножения растений;
- некоторые виды комнатных растений;
- взаимосвязь растений с факторами среды;
- дикорастущие плодовые растения;
- лекарственные растения и способы их использования;
- правила техники безопасности.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать органы цветкового растения;
- ставить простейшие опыты и проводить наблюдения;
- проводить рыхление, полив, пикировку, опрыскивание комнатных растений;
- проводить наблюдения за сезонными изменениями в растительном мире;
- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты, и рассматривать их под микроскопом;
- заготавливать черенки и размножать ими комнатные растения;
- соблюдать правила поведения в кружке и в природе.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Комментарии:
Визитной карточкой нашего села является сосновый бор. Представленная разработка урока позволяет сформировать определенные биологические понятия на примере природного сообщества «Сосновый бор», что способствует воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края....
20 05 2025 20:52:43
Данная разработка предназначена для учащихся 8-го класса. При прохождении темы "Органы чувств" более интересным и привлекательным вариантом является компьютерный. Разработка включает вводную часть, где учитель знакомит с общим понятием "анализатор", предполагает активное включение учащихся в работу по изучению данной темы, презентацию учащихся по теме "Зрительный анализатор", а также различные варианты контроля. ...
19 05 2025 6:42:49
В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....
18 05 2025 11:14:52
Использование на уроке метода опережающего обучения (география, 6-й класс). Основная задача: воспитывать веру ученика в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности....
17 05 2025 14:39:20
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
16 05 2025 2:20:17
Активизация познавательной деятельности на уроках предполагает применение методов и приемов ТРИЗ. Целью технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является формирование навыков работы с информацией, умение её получать, преобразовывать и творчески использовать для исследовательской или пpaктической деятельности....
15 05 2025 7:28:53
Представлен урок биологии, на котором учащиеся получают новые знания о генетике человека.
...
14 05 2025 20:30:19
На уроке, посвященном многообразию водорослей Черного моря, ученики знакомятся с представителями водорослей, произрастающих в Черном море. Рассматривается их роль в образовании органических веществ из углекислого газа и солнечной энергии и выделение кислорода. На уроке вводятся понятия «бентоз» – растения и животные, обитающие на дне, «планктон» – растения и животные, обитающие в толще воды, «нектон» – активно плавающие существа – рыбы, дельфины....
13 05 2025 20:49:31
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе....
12 05 2025 2:35:36
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока.
На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
11 05 2025 9:55:17
На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....
10 05 2025 19:30:40
Урок проводится в форме путешествия по заповедным местам Оренбургской области. Помимо знакомства с уникальными уголками природы области, учащиеся осознают свою ответственность за их дальнейшую судьбу. Материал можно использовать как в преподавании уроков, так и во внеклассной работе....
09 05 2025 11:35:10
Урок проводится в форме изучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщение о биографии В.И. Вернадского, выполняют самостоятельную работу, тест. Урок должен проводиться в кабинете, имеющем компьютер с мультимедийным проектором и интеpaктивной доской.
Контроль на уроке предлагается в форме тестирования....
08 05 2025 3:25:26
Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Цели урока: сформировать у учащихся знания о внутреннем строении стeбля древесного растения на примере трехлетней ветки липы; выяснить, как передвигаются по стeблю минеральные и органические вещества и что можно определить по годичным кольцам древесины; научиться формулировать гипотезы на предложенный проблемный вопрос и находить ответы на вопросы, используя методику мозгового штурма....
07 05 2025 21:48:20
Ланцетники большую часть жизни проводит, зарывшись в песок и выставив наружу передний конец головного отдела. Используют в пищу лишь те морские организмы (бактерии, икринки рыб и др.), которые попадают вместе с водой в ротовое отверстие....
06 05 2025 5:57:48
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
05 05 2025 8:36:10
Урок представлен конспектом и презентацией в Microsoft PowerPoint. По типу урок комбинированный (изучение нового материала с элементами закрепления знаний), а также материалы урока могут быть использованы для обобщения знаний по этой теме и для подготовки к ЕГЭ. В ходе урока учащиеся узнают строение слоевища лишайника....
04 05 2025 17:32:20
В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....
03 05 2025 7:49:58
Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....
02 05 2025 8:43:43
Предлагаемый урок биологии является первым в цикле уроков, объединённых одной большой темой "Органы цветковых растений". В нём используется нестандартная форма начала урока, что активизирует мыслительную деятельность учащихся. Весь процесс изучения материала и проверка знаний, полученных на уроке, сопровождается мультимедийной презентацией....
01 05 2025 20:22:19
Обобщающий урок-викторина по теме «Семейства цветковых растений» закрепляет знания о принадлежности цветковых растений к определенным семействам, о происхождении и использовании культурных растений. Можно использовать как внеклассное мероприятие во втором полугодии....
30 04 2025 3:48:21

Урок формирует у учащихся полное представление о вирусах как неклеточных формах жизни. Развивает познавательную деятельность учащихся презентацией. На слайдах в красочной форме представлены рисунки, фотографии, схемы, видео о ВИЧ-инфекции. Информационный лист систематизирует знания о вирусах и дает возможность легко ориентироваться в теме....
29 04 2025 0:26:46
Учащиеся знакомятся с оптимальными условиями всхожести семян (благоприятные условия), изучают методику закладки опыта, учатся ставить опыты при изучении семян....
28 04 2025 23:11:20
Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета.
...
27 04 2025 20:49:41
Данная работа проводится при завершении изучения темы «Дыхание» в 8-м классе. На примере этой темы учащиеся решают важную задачу: доказывают связь биологии с другими науками. В данном случае речь идет о принципе междисциплинарности, который положен в основу инновационной модели обучения. Этот принцип позволяет учащимся представлять целостную картину мира и способствует выявлению лидеров в разных областях знаний....
26 04 2025 2:29:44
Урок убедительно, на фактах, сообщает учащимся о вреде курения, особенно в подростковом возрасте....
25 04 2025 17:20:27
Урок является уроком интегрированного плана. Учащиеся ведут рассуждения об истории происхождения мороженного, вкусовых качеств, диетологии продукта питания. Здесь показана интеграция химии, биологии, кулинарии, диетологии, истории. На этом уроке учащиеся делают хаpaктерные реакции на белки, жиры, углеводы, показывая тем самым наличие этих веществ в продуктах питания. Особое место отводится правильному питанию по диетологии....
24 04 2025 5:52:35
Урок направлен на знакомство учащихся с представителями класса земноводных в связи с образом их жизни. Урок построен в технологии системно-деятельностного подхода, учащиеся формируют цель урока, работая в группах, создают свои презентации на основе «избыточной» презентации по заданиям. В ходе урока у учащихся развивается умение работать в группах, распределять роли, представлять продукт своей деятельности, делать выводы....
23 04 2025 5:46:36
На уроке учитель старается привить первоклассникам любовь к природе и окружающему миру, учит детей отличать перелётных птиц от зимующих....
22 04 2025 17:26:14
Урок знакомит учащихся с планетами Солнечной системы, формирует представление о них, развивает познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать, память, внимание, речь, воспитывает любовь к планете, внимательное отношение к явлениям, происходящим вокруг....
21 04 2025 0:47:36
Урок разработан для общеобразовательной школы по курсу биологии 7-го класса. Наличие различных методов и приемов, представленных в конспекте урока, дает возможность разнообразить проведение занятия, повышает мотивацию к изучению предмета; немало внимания отводится на физкультминутки для здоровьесбережения учащихся....
20 04 2025 21:37:55
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....
19 04 2025 9:52:28
Особенностью представленного урока является его интеграция с предметом "Химия", предметом, который учащиеся 8-го класса только начали изучать. Цель данного типа интеграции: развитие познавательного интереса к предмету "Химия", подтверждение единства наук естественного цикла, их тесной взаимосвязи, а также доказательство того, что организм – сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах....
18 04 2025 12:56:54
Цели урока: ознакомить учащихся с особенностями строения насекомых; сформулировать причины позволившие занять насекомым господствующие положение на Земле среди всех члeнистоногих; развития умения сравнения, анализа и обобщения; дальнейшее формирование у учащихся единой картины мира; формирование умения диалога, умения работать с научным текстом....
17 04 2025 0:47:15
Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока.
...
16 04 2025 7:22:41
В последнее время в школьную пpaктику входят более эффективные методы и средства обучения, способствующие активации познавательной деятельности учащихся. К ним можно отнести такой дидактический материал, задания которых составлены таким образом, что могут быть предложены для выполнения отдельному ученику, группе учащихся или всему классу, что позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении и с помощью задания выявить подготовку на разных уровнях....
15 04 2025 0:21:45
Урок проводится с целью дать учащимся представление о генетике; познакомить их с историей открытия законов генетики; объяснить понятия «наследственность», «изменчивость», принципы решения генетических задач; применить теоретические знания на пpaктике при решении задач; сформулировать законы Г.Менделя. ...
14 04 2025 0:36:29
Тема урока благоприятна для организации различных видов деятельности, что способствует саморазвитию, самообразованию, самовыражению учащихся в ходе овладения новыми знаниями и умениями. Работа в группе позволяет вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем – на уровень партнерства и сотрудничества....
13 04 2025 18:56:58
Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....
12 04 2025 19:47:48
На уроке стоит задача: узнать где происходит фотосинтез (локализация), как (при каких условиях) и для чего (его значение).
...
11 04 2025 22:48:23
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке осуществляется развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: организация навыков самообразования, формирование умений самостоятельной работы, повышение уровня самоорганизации и самоконтроля....
10 04 2025 22:58:48
Урок "Критерии вида " проведен в 9-м классе в форме заседания биологического клуба. Учащиеся работают в группах по 4 человека и представляют научные секции: "История биологии", "Морфология и систематика", "Генетика" и др. Представители каждой секции выдвигают предположения о критериях вида, приводят научные факты в пользу того или иного критерия, выполняют лабораторную работу. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности и коммуникативных компетентностей учащихся....
09 04 2025 21:27:10

Цель урока: изучить процесс оплодотворения. Распознавать этапы развития зародыша и плода; изучить сущность биогенетического закона; что такое беременность, роды; какие изменения происходят в организме будущей матери, режим беременной женщины; закрепить знания о строении мужской и женской пoлoвых систем, пoлoвых клеток, роли пoлoвых хромосом в определении пола....
08 04 2025 13:11:31
Предложенная игра "Звездный час" проводится для учеников 5–7-х классов. Игру можно провести в предметных неделях по географии и биологии, во время праздника "День птиц" . Задачи игры: закрепить и углубить знания полученные на уроках географии, биологии. Развить логическое мышление, память, интеллектуальные способности; расширять кругозор знаний; воспитывать любовь к природе....
07 04 2025 23:29:56
На семинаре доказывается, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди. Изучаются эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека....
06 04 2025 23:36:29

На уроке используется прием компьютерного моделирования, что позволяет учащимся наглядно увидеть, как численность популяций зависит от условий среды и деятельности человека, понять важность сохранения многообразия органического мира Земли. В разработке используются ЦОР Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru), для работы не требуется выход в Интернет. Разработка может быть использована на уроках обобщения и закрепления знаний в разделе "Основы экологии", тест можно использовать для отработки знаний при подготовке к ЕГЭ....
05 04 2025 2:29:51
Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....
04 04 2025 7:37:48
Данный урок проводится после изучения типа «Простейшие» по программе В.В. Пасечника (учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. М.: Дрофа). На тип «Губки» отводится один урок, поэтому сложность заключается в том, чтобы познакомить детей с особенностями строения, жизненными процессами и привлечь внимание школьников к животным этого типа. К уроку подготовлена презентация, хорошо иллюстрирующая животных этого типа...
03 04 2025 1:32:43
Биологическая игра выполнена в программе Microsoft Power Point. Игра рассчитана на 40–45 минут (1 урок), состоит из 22 слайдов. Проводилась с учащимися разного возраста (6–11-е классы). Разделы игры: ученые, науки, праздники. Материалы разделов подбирались по содержанию учебных программ по биологии 6–11 классов. После задания следует слайд с ответами....
02 04 2025 1:41:38
На уроке биологии по теме "Генетика и человек" обобщются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатывается терминология, дети учатся работать в группах.
...
01 04 2025 18:40:55
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::