Дополнительная образовательная программа "Юный ботаник" для обучающихся среднего звена первого года обучения > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Дополнительная образовательная программа "Юный ботаник" для обучающихся среднего звена первого года обучения


    Дополнительная образовательная программа "Юный ботаник" для обучающихся среднего звена первого года обучения

Не так давно учёные стали обозначать термином \"видеоэкология\" область знаний, выясняющих взаимоотношения людей с тем, что находится перед их глазами, и установили, что механизм движения глазного яблок у человека таков, что периодически в какие-то моменты глаз ищет, за что бы ему \"зацепиться\", чтобы немного отдохнуть. Если человек находится за городом, то ничего специально предпринимать не надо - окружающая природа благотворно действует на наши глаза, а соответственно и на нервную систему, поскольку в нашем организме все взаимосвязано. Стоит же человеку опять оказаться в городе, глаза (а значит, и весь организм) начинают чувствовать некий дискомфорт, вызванный монотонной городской архитектурой.

Человек на Крайнем Севере находится в условиях светового и цветового голода. Недостаток солнечного света в зимний период, отсутствие разнообразной живой зелени, дающей богатую цветовую гамму различных оттенков, большую часть года негативно сказываются на физиологическом и психологическом состоянии человека, способствует возникновению неврозов и депрессий. Преодолеть подобное влияние окружающей человека среды поможет создание зимних садов в учреждениях и миниатюрных коллекций комнатных растений на подоконниках своих квартир. Многие северяне увлекаются комнатным цветоводством и имеют богатый пpaктический опыт, приобретаемый годами. Актуальность данной программы в том, что она поможет юным любителям растений избежать многих ошибок, найти единомышленников, увлекающихся комнатным цветоводством, выгонкой цветочно-декоративных растений, использованием лекарственных растений в укреплении здоровья, расширением пищевого рациона за счёт дикорастущих плодовых и травянистых растений, познакомит с многообразной природой родного края, её уязвимостью. Для этого необходимы специальные ботанические знания.

Современная ботаника - многоотраслевая наука, изучающая не только строение и функции растительного организма, но и природные растительные сообщества, а также использование растений человеком.

Задача программы познакомить обучающихся с многообразием растений, ролью растений в биосфере Земли, флорой своего региона. В содержание всех тем программы входят вопросы охраны природы и рационального использования растительных ресурсов.

Теоретические занятия ведутся в форме лекций, бесед, экскурсий, а также выступлений детей с докладами по темам программы и сопровождаются показом живых растений, диапозитивов, иллюстративного материала из литературных источников.

Параллельно с теоретическими занятиями ведутся пpaктические работы. Большую часть пpaктических работ необходимо проводить непосредственно в природе, а в зимнее время совершенно незаменимыми в работе детского объединения должны стать комнатные растения.

Неотъемлемой частью занятия детского объединения является повседневное наблюдение и уход за растениями. Каждый обучающийся имеет группу растений в коллекции, порученную ему для ухода. Ребята проводят наблюдения за ростом и развитием растений, оформляют результаты своих наблюдений в виде отчётов, приобретают навыки по размножению растений.

Часть размноженного коллективным трудом растительного материала выделяется для создания детьми домашних коллекций комнатных растений, домашнюю работу обучающихся необходимо рассматривать как часть работы детского объединения. О наблюдениях, проведённых в домашних условиях, юннаты рассказывают на регулярно проходящих в детском объединении конференциях.

В программу включены экологический и ботанический пpaктикумы. Цель пpaктикумов познакомить обучающихся с вегетативными и генеративными органами растений, частями растительной клетки, основными жизненными процессами, протекающими в растении, показать приспособленность растений к различным условиям обитания. Тема, посвященная экологии городских растений, призвана привлечь внимание ребят к окружающим их растениям во дворе, парке, сквере, побудить их к позитивным действиям по сохранению и благоустройству своей социальной среды.

Начиная изучать ботанику, как и любую другую науку, обучающиеся сталкиваются с большим количеством новых терминов. Все эти слова осмысленно запоминаются только тогда, когда с ними связаны определённые зрительные образы. Поэтому в программу включены опыты и пpaктические работы, методика которых соответствует имеющемуся лабораторному оборудованию. Пpaктические работы (Приложение 1), опыты и наблюдения (Приложение 2), проводимые юннатами на занятиях, формируют навыки исследовательской работы, учат не только задавать вопросы, но и искать на них ответы.

Программа расширяет, углубляет и дополняет базовые знания обучающихся по биологии.

Индивидуальная активность детей на занятиях оценивается по рейтинговой системе.

В условиях гуманизации образования рейтинговая система оценки результатов деятельности позволит избежать минусов привычной школьной балльной системы оценок. Звание \"Юный ботаник\", \"Юннат-инструктор\", диаграммы роста уровня знаний хаpaктеризуют рейтинг обучающегося.

Юннаты могут формировать свой рейтинг на каждом занятии путём набора очков по определенной шкале за разнообразные виды деятельности (пpaктические, учебные, тестовые задания, самостоятельные работы внутри и вне детского объединения), получением цветных листочков на собственное \"Дерево Знаний\" (Рисунок 1), \"цветиков-семицветиков\", обложек на тетради - \"Лучшему знатоку ботаники\" (Рисунок 2), \"Лучшему знатоку комнатных растений\". Это повышает самооценку обучающихся, содержит стимулирующее учебную деятельность начало.

Введение рейтинга позволяет оценивать качественный рост уровня знаний обучающихся как в ходе занятия, так и далее год за годом, следя за их развитием. На определенном этапе рейтинг может служить критерием оценки степени талантливости кружковца, так как позволяет судить о потребности в познании у детей, целеустремленности и любознательности, творческом подходе к решению проблем и наблюдательности.

Программа \"Юный ботаник\" состоит из трёх разделов, рассчитанных на учащихся начального звена и учащихся среднего звена первого и второго годов обучения. (Ниже прилагается содержание программы и тематический план (Приложение 3) для обучающихся среднего звена первого года обучения). В конце каждого года занятий проводится тестирование, по результатам которого обучающимся присваивается звание \"Юного ботаника\", \"Юнната-инструктора по разделу ботаника\" (Приложение 4), \"Юнната-инструктора по разделу комнатное цветоводство\". Такая структура программы позволит ребятам начать заниматься в детском объединении в любом возрасте, и, возможно, найти для себя увлечение на всю жизнь. И даже, если взрослая дальнейшая деятельность сегодняшних кружковцев не будет соприкасаться с растениями, идеи биоэтики, этичного отношения к жизни в любом её проявлении, сохранятся у них навсегда.

Занятия детей в детском объединении часто находят поддержку и заинтересованность у их родителей, они обращаются за консультациями либо через детей, либо приходят сами в зимний сад экологического центра. Среди родителей есть энтузиасты, которые занимаются акклиматизацией новых видов растений в нашем регионе, выгонкой раннецветущих растений местной флоры в зимнее время, детское объединение экологического центра сотрудничает с зимними садами детских садов города. Каждое выступление в печати и на областном радио расширяет круг людей, хобби которых - растения. Детское объединение сотрудничает с городским клубом любителей природы \"Росток Севера\".

Содержание программы первого года обучения.

Вводное занятие.

Знакомство с кружковцами, сообщение плана работы на год; правила для кружковцев; организационные вопросы. Науки, изучающие растения.

Экскурсии. Знакомство с \"Зимним садом\". Разнообразие растений, распределение растительности на планете.

Значение гербаризации в изучении растений.

Основные правила сбора растений, правила засушивания растений. Оборудование для сбора и засушивания растений.

Пpaктические работы. Сбор растений для гербаризации и оформление гербария.

Изготовление влажных препаратов плодов и цветков.

Явления в жизни растений осенью.

Изменение окраски листьев. Листопад. Физиологическая сущность листопада. Значение листопада в жизни растений. Однолетние и многолетние травянистые растения осенью. Рисуем красками природы.

Знакомство с оптическими приборами. Устройство микроскопа. Правила работы с микроскопом. Правила приготовления микропрепаратов. Строение клетки.

Пpaктические работы. Наблюдения осенью за жизнью отдельных деревьев и кустарников.

Рисунки листьев деревьев и кустарников методом копирования через бумагу. Рисунки осенних пейзажей красками природы.

Посадка травянистых растений в горшки и наблюдение за их развитием (настурция, календула, астра, петрушка, маргаритка и др.). Сбор растений для гербария.

Рассматривание пластид зеленых и окрашенных листьев, мякоти плода рябины, шиповника, томата под микроскопом.

Экскурсия. Наблюдение за жизнью растений осенью.

Уход за комнатными растениями.

Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха, температуре, освещенности. Виды ухода за комнатными растениями и сроки их проведения в связи с биологическими особенностями растений и временем года. Гигиена растений.

Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений. Сроки и техника их проведения.

Правила посадки комнатных растений.

Пpaктические работы. Размещение растений соответственно их требованиям к освещению и температуре. Полив, опрыскивание, обмывка листьев, рыхление почвы в горшках; мытье горшков, кашпо, поддонов; удаление пожелтевших листьев. Приготовление почвенных смесей.

Определение необходимости перевалки и пересадки растений. Проведение работ по перевалке и пересадке растений. Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений.

Проведение опытов по выяснению лучших агротехнических приемов по уходу за растениями, выращиванию комнатных растений на разных почвах. Посадка окоренившихся черенков.

Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними.

Энтомология - наука о насекомых. Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими.

Меры борьбы с вредителями с учетом их биологических особенностей. Методы борьбы с насекомыми-вредителями (химический, механический, агротехнический, биологический).

Энтомофаги.

Пpaктические работы. Ознакомление с наиболее распространенными вредителями комнатных растений. Рассматривание насекомых-вредителей под микроскопом. Наблюдение за божьими коровками. Наблюдение за состоянием комнатных растений, за появлением вредителей и болезней. Обмывание листьев и стeблей комнатных растений.

Решение экологических задач.

Удобрения. Питание комнатных растений из почвы и их подкормка.

Классификация удобрений.

Питательные вещества, необходимые для правильного роста и развития растений. Влияние удобрения на рост и развитие растений. Подкормка комнатных растений (корневая и внекорневая). Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода.

Меры предосторожности при работе с минеральными удобрениями.

Пpaктические работы. Распознавание минеральных удобрений.

Составление календаря подкормок комнатных растений. Приготовление растворов минеральных удобрений для подкормки. Подготовка органических удобрений для подкормки комнатных растений. Приготовление рабочих растворов органических удобрений. Подкормка комнатных растений. Работа со справочной литературой по подкормке комнатных растений.

Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений, за появлением вредителей.

Постановка опытов по выяснению лучших доз и сроков подкормок растений разными удобрениями, по выращиванию растений на питательных средах.

Ботанический пpaктикум.

Вегетативные органы растений. Корень. Главные, боковые, придаточные корни. Корневые системы.

Видоизменения корня: корнеплоды, корни-присоски и т.д. Использование человеком корнеплодов, их биологическое и хозяйственное значение.

Основные функции корня: поглощение воды и минеральных веществ, укрепление растения в почве. Дыхание корня.

Побег: удлиненные и укороченные побеги; цветочная стрелка; узел, междоузлие, пазуха листа, почка - зачаточный побег. Метаморфозы побега (корневище, клубень, луковица), их биологическое и хозяйственное значение.

Стебель. Рост стeбля в длину, ветвление, формирование кроны. Передвижение веществ по стeблю. Видоизменения стeбля (вьющийся, цепляющийся, ползучий и т.д.).

Лист. Части листа, листорасположение, форма листовой пластинки край листовой пластинки, жилкование, листья простые и сложные; размеры и продолжительность жизни листа. Листовая мозаика.

Метаморфозы листьев: усик, колючка, чешуи луковиц, мясистые листья, насекомоядные листья и т.д.

Микроскопическое строение листа: клетки кожицы листа, клетки мякоти листа, устьице.

Испарение листьями воды. Передвижение веществ по стeблю. Фотосинтез. Значение листа.

Генеративные органы растения. Цветок. Расположение цветков: одиночные цветки, соцветия и их биологическое значение. Строение цветка. Опыление.

Плоды и семена. Значение плодов и семян в природе и жизни человека. Разнообразие плодов. Приспособленность плодов и семян к распространению в природе.

Роль зеленого растения. Вред, наносимый природе массовым сбором дикорастущих растений.

Охрана цветковых растений.

Пpaктические работы. Зарывание корешков семян в почву. Развитие корневой системы в почве. Влияние различных условий на развитие корневой системы. Всасывание воды корнями. Рост и развитие корневой системы в искусственных условиях. Пикировка.

Рост листа. Определение необходимости света для зеленого растения. Образование крахмала в листьях на свету. Выделение кислорода зелеными растениями на свету (работа с микропрепаратами). Изучение растительных пигментов (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты). Испарение листьями воды. Ориентировка растений в прострaнcтве. Наблюдение за суточными движениями листьев кислицы. Развитие побега из почки. Рост стeбля в высоту.

Опыление цветущих комнатных растений. Наблюдение за развитием плодов и созреванием семян.

Изменение всхожести семян в зависимости от сроков и условий их хранения. Значение запасных питательных веществ семян для прорастания семян, роста и развития проростков.

Плоды сухие и сочные.

Прерывание стадии покоя у зимующих древесных растений.

Экологический пpaктикум.

Экология - наука о взаимосвязях живых существ и окружающей среды. Экологические факторы. Взаимосвязь растений с факторами среды. Приспособленность растений местной флоры к климатическим условиям (низкорослость, приспособления к уменьшению испарения и т.п.)

Растения северных широт.

Влияние деятельности человека на жизнь растений.

Растения, полезные в жизни человека. Их использование и охрана.

Дикорастущие плодовые растения. Лекарственные растения.

Грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы.

Пpaктические работы. Работа со справочной научно-популярной литературой.

Составление альбома \" Использование дикорастущих плодовых растений в питании человека\".

Работа с гербарием местной флоры. Экология семейной кухни.

Составление словарика эколога.

Виды комнатных растений.

Знакомство с комнатными растениями \"Зимнего сада\".

Деление комнатных растений на группы по декоративным особенностям.

Биологические особенности растений различных климатических поясов. Растения - выходцы пустынь, субтропиков и тропиков.

Особенности ухода за некоторыми видами растений.

Пpaктические работы. Работа со справочной литературой, проведение паспортизации растений. Изготовление наглядных пособий (карта \" Происхождение комнатных растений\").

Проведение викторины по распознаванию комнатных растений.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Биологические основы вегетативного размножения. Растения, размножаемые листовыми и стeблевыми черенками, делением куста и корневища, усами, клубнями, прививкой. Техника и сроки вегетативного размножения комнатных растений. Условия, необходимые для укоренения листовых, стeблевых черенков, отводков. Правила посадки окоренившихся черенков.

Пpaктические работы. Черенкование комнатных растений. Размножение комнатных растений делением куста, корневищами, усами, луковицами, отводками, укоренением листа.

Наблюдения за укоренением посадочного материала, ростом и развитием молодых растений.

Уход за растениями. Выявление лучших способов размножения комнатных растений.

Семенное размножение комнатных растений.

Строение семени. Условия, необходимые для прорастания семян.

Агротехника посева семян. Питание и рост проростков.

Пpaктические работы. Подготовка горшков и ящиков для посева семян.

Значение воды, воздуха, тепла для прорастания семян. Наблюдение за появлением всходов, ростом и развитием растений. Уход за посевами, пикировка. Пересадка рассады в отдельные горшки.

Весенние явления в жизни растений.

Начало сокодвижения у деревьев и кустарников; набухание почек; цветение деревьев и кустарников, особенности цветения ветроопыляемых растений.

Раннецветущие травянистые растения.

Пpaктические работы. Наблюдения за весенними явлениями у отдельных растений во дворе Детского экологического центра и школы.

Составление календаря роста и развития растений. Фенологические наблюдения.

Подготовка и проведение праздников.

Подготовка экспонатов на выставку; изготовление и оформление наглядных пособий, панно из засушенных растений, фотоальбомов и фотомонтажей.

Заключительное занятие.

Выставка работ кружковцев за учебный год. Сообщение результатов опытов и наблюдений.

Подведение итогов работы кружка.

Летние задания.

Основные требования к знаниям и умениям кружковцев.

Учащиеся должны знать:

  • органы цветкового растения;
  • клеточное строение растений, части растительной клетки;
  • способы ухода за комнатными растениями;
  • способы размножения растений;
  • некоторые виды комнатных растений;
  • взаимосвязь растений с факторами среды;
  • дикорастущие плодовые растения;
  • лекарственные растения и способы их использования;
  • правила техники безопасности.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать органы цветкового растения;
  • ставить простейшие опыты и проводить наблюдения;
  • проводить рыхление, полив, пикировку, опрыскивание комнатных растений;
  • проводить наблюдения за сезонными изменениями в растительном мире;
  • пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты, и рассматривать их под микроскопом;
  • заготавливать черенки и размножать ими комнатные растения;
  • соблюдать правила поведения в кружке и в природе.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.



Комментарии:

Устный журнал "Важнейшие зерновые сельскохозяйственные культуры"


    Устный журнал "Важнейшие зерновые сельскохозяйственные культуры"

      Проведение устных журналов, где учащимся приходится самим готовить материал, презентации к нему, составлять и решать задачи, отстаивать свою точку зрения – это один из возможных вариантов активизации деятельности учащихся. Данный журнал может быть использован на уроках географии, биологии, истории или как звено в цепочке внеурочных мероприятиях, посвященных истории развития знаний о селекции растений и великих селекционерах....

01 05 2024 19:39:32

Путешествие по Солнечной системе


    Путешествие по Солнечной системе

      Это урок промежуточного повторения и контроля знаний, проводится после изучения всех планет Солнечной системы. Урок проходит в игровой форме. Большое количество репродуктивных заданий и подсказок на доске поможет справиться с материалом даже самому учащемуся. ...

30 04 2024 5:16:12

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

29 04 2024 11:21:28

Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс млекопитающие"


    Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс млекопитающие"

      Урок по теме "Класс млекопитающие" рассказывает о прогрессивных чертах организации животных, позволивших им занять все основные среды обитания; знакомит с общей хаpaктеристикой отрядов однопроходных и сумчатых; доказывает необходимость охраны млекопитающих. ...

28 04 2024 19:41:47

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

27 04 2024 16:38:13

Открытый урок по биологии на тему: "Строение клетки". 6-й класс


    Открытый урок по биологии на тему: "Строение клетки". 6-й класс

      На этом уроке учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют знания по теме, отpaбатывают умения пользоваться микроскопом и выполняют охотно лабораторную работу. Данный урок позволяет развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Учащимся нравятся такие формы уроков, где они экспериментируют, отгадывают кроссворды, работают с тестом, соревнуясь с другой комaндой. В итоге получают положительный результат. ...

26 04 2024 19:47:13

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

25 04 2024 4:17:13

"Кис"-Лицей - 2007


    "Кис"-Лицей - 2007

      В работе представлен материал о проведении выставки кошек в Пушкинском Лицее экономики, политики и права. ...

24 04 2024 4:47:44

Тема урока: "Нуклеиновые кислоты". 10-й класс

Урок рекомендован для учащихся, изучающих молекулярно-клеточный уровень живой материи. В течение урока учитель опирается на знания, полученные учащимися в 9-м классе. Учащиеся закрепляют строение и функции нуклеиновых кислот, самостоятельно ищут ответы на вопросы. Урок насыщен наглядным материалом, который помогает эффективно усвоить тему....

23 04 2024 9:35:55

Сборник цифровых диктантов по курсу "Общая биология"


    Сборник цифровых диктантов по курсу "Общая биология"

      Предлагаю вашему вниманию цифровые диктанты по курсу биологии раздел "Общая биология". Задания можно использовать независимо от программы и учебника, по которым вы работаете....

22 04 2024 10:12:55

Стратегия работы с одаренными детьми


    Стратегия работы с одаренными детьми

      Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....

21 04 2024 18:50:18

Экологический вечер для старшеклассников "И снова о любви"

Экологический вечер проводится как завершающий этап недели биологии, интегрирует сведения из истории, литературы и биологии. Также дается немало внепрограммного материала....

20 04 2024 12:50:47

Урок биологии по теме "Биология – наука о живой природе". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Биология – наука о живой природе". 5-й класс

      Цель урока: формирование у учащихся способности к открытию новых знаний в работе с текстом учебника, иллюстрациями, знакомство с учебником и его методическим аппаратом, поиск решений проблемных вопросов в обсуждении; формирование представлений о биологии как науке, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества....

19 04 2024 4:38:45

Урок-викторина "Прощание с ботаникой"


    Урок-викторина "Прощание с ботаникой"

      Целями обобщающих уроков является проверка и систематизирование знаний учащихся, приобретенных при изучении той или иной темы, раздела, а также обогащение этих знаний некоторыми новыми сведениями. В уроке-викторине "Прощание с ботаникой" предусмотрена смена форм учебной работы: работа с научными терминами, работа с гербариями; разнообразные методические приемы; самостоятельные работы учащихся. Урок проводится по принципу "крестики-нолики" и телевикторины "Счастливый случай". Игре предшествует разминка, затем 9 гeймов, для награждения победителей игры разработаны "ордена"....

18 04 2024 3:34:46

Круговорот веществ в биосфере: виды, функции и значение

Круговорот веществ в биосфере: виды, функции и значение Углерод вступает в круговорот веществ в биосфере и завершает его в форме углекислого газа. Во время фотосинтеза из атмосферы поглощается диоксид углерода, который превращается фотосинтезирующими организмами в углеводы....

17 04 2024 19:38:16

Урок по окружающему миру в 4-м классе (система Л.В. Занкова). Тема: "Эпоха открытий и потрясенний. Невидимый мир"


    Урок по окружающему миру в 4-м классе (система Л.В. Занкова). Тема: "Эпоха открытий и потрясенний. Невидимый мир"

      Представлен конспект урока окружающего мира по теме: "Эпоха открытий и потрясений. Невидимый мир" (по система Л.В. Занкова), в 4-м классе. Этот урок-поиск по окружающему миру - находка для тех, кто любит отыскивать ключ к разгадке. Урок поможет узнать, как развивалось человечество, какой ценой добывались знания, позволит заглянуть в невидимый мир микробов. Урок развивающего обучения формирует умение планировать и анализировать свою работу, развивать критическое и логическое мышление, речь, память, воображение. Урок проводится в форме групповой работы юных исследователей....

16 04 2024 21:49:46

Биология 6 класс Биология

Биология 6 класс  Биология Благополучие человека зависит от жизни других организмов. Задача человека —сохранить жизнь на нашей планете. Для этого нужно знать, какое строение имеют живые...

15 04 2024 2:54:29

Обобщающий урок по теме "Водоросли"


    Обобщающий урок по теме "Водоросли"

      Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. "Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники"....

14 04 2024 14:37:42

Программа элективного курса предпрофильного обучения по биологии "Хочу быть здоровым!"


    Программа элективного курса предпрофильного обучения по биологии "Хочу быть здоровым!"

      Программа элективного курса предназначена для учащихся 8-го класса. Целесообразность преподавания данного курса обусловлена тем, что в наш информационный век, как ни странно, современные школьники крайне легкомысленно относятся к своему здоровью, особенно в вопросах питания....

13 04 2024 23:24:27

Тема: "Чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость". Биология. 8-й класс


    Тема: "Чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость". Биология. 8-й класс

      Обобщающий урок по биология в 8-м классе с количеством учащихся - 6 человек. Цель урока: расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и способности реагировать на их изменения; обобщить знания об органах чувств. ...

12 04 2024 8:50:10

Способы краеведческой работы по зоологии


    Способы краеведческой работы по зоологии

      Изучение флоры и фауны родного края дополняет учебный материал конкретными фактами, способствующими пониманию природы в целом. Одним из средств, вызывающих интерес учеников к предмету, являются коллекции животных. Алгоритм работы с коллекциями включает в себя методику работы с коллекцией, работу с источниками информации, непосредственные наблюдения учащихся. ...

11 04 2024 19:27:37

Внеклассное мероприятие по биологии. Конкурс любознательных по темам "Земноводные и пресмыкающиеся". 7-й класс


    Внеклассное мероприятие по биологии. Конкурс любознательных по темам "Земноводные и пресмыкающиеся". 7-й класс

      Внеклассное мероприятие по биологии закрепляет знания, полученные на уроках, развивает коммуникативные способности и умения работать с дополнительными источниками информации....

10 04 2024 3:25:21

Урок биологии по теме "Основные понятия генетики". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Основные понятия генетики". 9-й класс

      Цель урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....

09 04 2024 17:47:46

Урок "Своя игра"


    Урок "Своя игра"

      Урок проводится в форме игры, которая систематизирует знания учащихся по теме "Кровь и кровообращение". ...

08 04 2024 14:39:15

Внеклассное мероприятие по биологии. Урок-игра "Путешествие по экологической тропе"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Урок-игра "Путешествие по экологической тропе"

      Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" проводится между классами одной параллели (6-х классов). Комaнды придумывают название, эмблему, девиз. Каждый класс выбирает комaнду из 5 человек. Комaнда, ответив на загадки и шуточные вопросы, получает маршрутный лист и начинает своё путешествие по экологической тропе. Ребята проходят этапы, на которых выполняют определённые задания. Консультанты (старшеклассники) проверяют задания и выставляют баллы в маршрутный лист. Затем члeны жюри подводят общий итог. В это время с болельщиками проводится викторина, и ребята, отвечая на вопросы, заpaбатывают дополнительные баллы своей комaнде. ...

07 04 2024 21:43:41

Обобщающий урок-игра по теме: "Класс млекопитающие"


    Обобщающий урок-игра по теме: "Класс млекопитающие"

      Заключительный урок по теме "Класс млекопитающие" проводится в форме игры. Игра позволяет не только закрепить и обобщить знания учащихся по теме, но и активизировать их познавательную деятельность, а также превратить урок в увлекательное мероприятие. Оценки на уроке получают все учащиеся. ...

06 04 2024 22:40:23

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие


    Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

      Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

05 04 2024 4:39:19

Урок-игра по теме "Отряды птиц"


    Урок-игра по теме "Отряды птиц"

      Игра является активной формой организации учебной деятельности. Она повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к учебной деятельности. Данный урок интереснее провести в форме игры, тем самым вызвать интерес к теме, решить задачи экологического, эстетического, природоохранного хаpaктера. Урок проводится с применением современных образовательных технологий, в частности, с применением компьютера. ...

04 04 2024 5:49:55

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"


    Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

      Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

03 04 2024 10:10:21

Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека


    Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека

      Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....

02 04 2024 16:50:59

Игровые моменты обучения как способ формирования учебной самостоятельности школьников специальной (коррекционной) школы на уроках биологии и географии


    Игровые моменты обучения как способ формирования учебной самостоятельности школьников специальной (коррекционной) школы на уроках биологии и географии

      Играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В их процессе формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании окружающего мира....

01 04 2024 16:35:48

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

31 03 2024 21:56:52

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

30 03 2024 23:58:35

Элективный курс "Резервы человеческой психики"


    Элективный курс "Резервы человеческой психики"

      Представляемый элективный курс - пример того, как такая наука, как психология, может быть привлечена для непосредственной пpaктической помощи человеку, решающему свои повседневные, порой очень трудные жизненные задачи. Динамизм эпохи и новая структура общества привели к тому, что у современного человека "список проблем" становится все длиннее: гиподинамия, избыток информации, недостаток эмоциональных контактов, большой процент суицида среди молодежи, алкоголизм, наркомания, психические заболевания и т.д. Содержание курса позволяет учителю выбрать различные методы проведения занятий: от лекционных и пpaктических до самостоятельной подготовки учащимися....

29 03 2024 7:35:19

Урок по теме "Лишайники". 6-й класс


    Урок по теме "Лишайники". 6-й класс

      Лишайники - особая группа организмов. Учёный К.А. Тимирязев назвал лишайники "растение-сфинкс" (симбиотическая группа организмов, состоящая из гриба и водоросли). Лишайники приспособлены к жизни в самых разнообразных условиях. Но они не выносят загазованности воздуха. Лишайники способны выделять кислоты, которые разрушают даже гранит. ...

28 03 2024 10:34:18

Особенности организации кольчатых червей


    Особенности организации кольчатых червей

      Урок по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой «Биология. Многообразие живых организмов. 7-й класс» с применением технологии модульного обучения. Цель работы – показать, что модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися....

27 03 2024 8:33:22

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"


    Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

      Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

26 03 2024 22:42:12

Урок обобщения по теме "Земля"


    Урок обобщения по теме "Земля"

      Урок природоведения в 5-м классе с использованием информационных коммуникативных технологий. В разработке представлен план урока. Содержание урока позволяет закрепить и обобщить знания о строении Земли, о гипотезах происхождения Земли и Солнечной системы; о сущности землетрясений, извержении вулканов, возникновении смерчей; о погоде и осадках; об атмосфере и гидросфере; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни....

25 03 2024 2:24:11

Урок биологии в коррекционной школе VIII вида "Однодольные растения. Лилейные"


    Урок биологии в коррекционной школе VIII вида "Однодольные растения. Лилейные"

      Целью урока является формирование знаний о семействе лилейных растений. Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая умственную пассивность учащихся, связанную с инертностью нервных процессов и другими недостатками психики, на уроке использовано самостоятельное нахождение знаний учащимися из различных источников: при работе с учебником, дополнительной литературы, при выполнении пpaктической работы....

24 03 2024 10:45:57

Разработка внеклассного мероприятия по биологии "В царстве Берендея": инсценированный КВН


    Разработка внеклассного мероприятия по биологии "В царстве Берендея": инсценированный КВН

      В работе представлен инсценированный КВН по мотивам русских народных сказок для учащихся 7-х классов....

23 03 2024 20:13:55

Тема урока: "Цветок – орган семенного размножения"


    Тема урока: "Цветок – орган семенного размножения"

      Урок "Цветок – орган семенного размножения" позволяет познакомить обучающихся со способами опыления, с процессом двойного оплодотворения и образованием плодов и семян у цветковых растений; развить умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор, воспитывает бережное отношение к природе. ...

22 03 2024 17:56:35

Внеклассное мероприятие по биологии "Прошу встать, суд идет!"

В статье рассматриваются причины первого приобщения подростков к алкоголю и курению, влияние никотина и алкоголя на организм и поведение человека. Внеклассное мероприятие проходит в форме судебного заседания, главные герои которого – подсудимые Алкоголь и Никотин. Сценарий спектакля можно использовать на классных часах, неделе биологии, ОБЖ, днях здоровья....

21 03 2024 0:47:12

Конспект урока по биологии "Гумopaльная регуляция функций организма"


    Конспект урока по биологии "Гумopaльная регуляция функций организма"

      Селье назвал их «маленькими органами большого значения». С целью акцентирования внимания на важной роли желез внутренней секреции в регуляции функций организма разработан урок обобщения и систематизации знаний по соответствующей теме. ...

20 03 2024 14:43:30

Урок по биологии. Взаимодействие неаллельных генов


    Урок по биологии. Взаимодействие неаллельных генов

      Раздел "Основы генетики" в школьном курсе биологии является одним из самых интересных и увлекательных для учащихся. Изучение сложной темы этого раздела "Взаимодействие неаллельных генов" осуществляется через поиск ответа на причины появления "бомбейского" феномена, глухоты, разной пигментации кожи человека....

19 03 2024 9:12:40

Урок по теме: "Прекрасное и безобразное в природе". 7-й класс


    Урок по теме: "Прекрасное и безобразное в природе". 7-й класс

      Урок позволяет познакомить обучающихся с многообразием земноводных, их ролью в природе и жизни человека, формирует знания о хаpaктерных признаках данного класса животных, развивает умения выделять существенные признаки класса, отрядов, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор; воспитывает бережное отношение к окружающему миру. ...

18 03 2024 0:30:33

Элективный курс "Юный медик"


    Элективный курс "Юный медик"

      Целью данного курса является профильная ориентация учащихся на обучение в профильных классах, расширение знаний, выработка рекомендаций по ведению здорового образа жизни. На занятиях учащиеся узнают о специфике медицинских профессий, о причинах возникновения некоторых заболеваний, познакомятся с основными понятиями и терминологией. Школьники научатся оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях, накладывать повязки, выполнять профилактические мероприятия для поддержания организма в здоровом состоянии....

17 03 2024 7:27:55

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

16 03 2024 1:32:35

Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"


    Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"

      Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...

15 03 2024 20:42:24

Вышли мы все из природы


    Вышли мы все из природы

      Урок призван обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Эволюция человека", а также познакомить с альтернативными вариантами изложения темы и их аргументацией....

14 03 2024 10:11:49

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

13 03 2024 0:43:42

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::