Урок природоведения в 5-м классе. Тема урока: "Живые клетки"

Цели:
- познакомить учащихся со строением и многообразием клеток;
- раскрыть значение органоидов клетки;
- сформировать понятия о оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах;
- познакомить с историей увеличительных приборов.
Оборудование: таблицы: «Строение растительной клетки», « Деление клеток»; микроскоп, лупа, портреты ученых.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
- История открытия увеличительных приборов.
- История открытия клеток.
- Строение клетки.
- Многообразие клеток.
- Размножение клеток.
3. Закрепление изученого материала.
4. Выставление отметок, домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Тема нашего урока : “Живые клетки”. Сегодня мы с Вами познакомимся со строением растительной клетки и значением ее частей, но для этого нам необходимо будет познакомиться еще с увеличительными приборами.
2. Изучение нового материала
- Наверное, каждый из вас неоднократно держал в руках увеличительное стекло. Иначе оно называется лупа. Скажите, что же можно делать с помощью увеличительного стекла?
Да, можно выжигать, добывать огонь, читать мелкие буквы, рассматривать мелкие предметы. Вот видите, как много способов применения можно найти для простой лупы.
А еще мы познакомимся с учеными, которые своими изобретениями помогли нам увидеть живую клетку, с помощью увеличительных приборов. Их портреты лежат у Вас на столе. Ваша задача внимательно слушать мой рассказ и по его ходу заполнять в таблицу какие изобретения сделали эти люди. (Приложение)
Лупа была известна еще в Древней Греции. За 400 лет до нашей эры драматург Аристофан описывал свойства увеличительного стекла в одной из своих комедий. Но обычная лупа дает не очень большое увеличение. Она может увеличивать в 2 – 30 раз.
Я думаю, что всем вам известен увеличительный прибор, способный увеличивать гораздо сильнее. Что это за прибор?
Конечно, это микроскоп. Первый микроскоп появился не так давно. Всего навсего 300 лет назад. Изобретателем этого гениального прибора считают голландца Антонио Ван Левенгука. Левенгук был простым торговцем, но был очень любопытен. Он первым обнаружил живые существа в капле воды. За свои открытия он даже был избран члeном королевского общества, к нему в гости приезжала сама английская королева. Его микроскоп давал увеличение в 300 раз, он был похож на этажерку из увеличительных стекол, чем на современный микроскоп, который дает увеличение в 3500 раз, а электронный микроскоп в сотни тысяч раз. Усовершенствовал микроскоп английский ученый Роберт Гук. Он изобрел специальный осветитель для микроскопа.
А сейчас, откройте рабочие тетради, и мы обозначим части микроскопа. Я показываю на микроскопе, а вы соединяете линией название части микроскопа и рисунка.
Известен Роберт Гук стал не только тем, что усовершенствовал микроскоп. Он первым увидел клетки, рассматривая срез пробки дуба. Ячейки, которые он увидел, назвал клетками. Именно это название мы используем до сих пор. Потом Гук видел клетки и на срезах растений. И долгое время считали, что из клеток состоят только растения.
Однако в 1839 году два немецких ученых, Теодор Шванн и Матиас Шлейден, выдвинули идею о том, что все живые организмы состоят из клеток. Эта идея получила название клеточная теория. Они доказали, что из клеток, как из кирпичиков, состоят все живые организмы: как крупные, так и самые мелкие.
А теперь, мы рассмотрим строение растительной клетки. Клетка – основная единица живого организма. Кроме того, клетка и сама живая. Все организмы представляют собой одну свободноживущую клетку или объединение какого – то количества клеток. Клетка состоит из органоидов, которые выполняют в ней определенные функции.
Каждая клетка имеет оболочку, которая защищает ее от окружающей среды. В оболочке есть поры, через них поступают необходимые для жизни клеьки питательные вещества и количество воды.
Внутреннее прострaнcтво клетки заполнено полужидким веществом, которое называется цитоплазмой. Цитоплазма постоянно движется, тем самым обеспечивает перенос питательных веществ по всей клетке.
Важнейшим органоидом клетки является ядро. Оно несет наследственную информацию.
В растительной клетке присутствуют пластиды, которые придают клеткам различную окраску. Они различаются по цвету, размерам и функциям.
Итак, мы с вами рассмотрели главные органоиды клетки и узнали , что клетка способна питаться и дышать.
А сейчас, откройте ваши рабочие тетради и подпишите главные органоиды клетки. Какие это органоиды?
Клетки бывают не только растительные, но и нервные , животные и другие. В учебнике, посмотрите, нарисованы разнообразные клетки.Они все различаются по своей форме, цвету и размерам, но каждая клетка одинакова по своему строению. Все они имеют главные органоиды: ядро, цитоплазму и оболочку. В ваших рабочих тетрадях нарисованы различные клетки и мы сейчас их подпишем.
Ребята, все клетки способны размножаться (рассматриваем таблицу деления клеток). А теперь зарисуйте в тетрадь.
3. Закрепление изученного материала
- Итак, сегодня мы с вами познакомились со строением чего? (Клетки)
- И выяснили, что все живые организмы состоят из чего? (Клеток)
- По каким признакм клетки отличаются друг от друга? (По форме, размерам)
- А теперь давайте отгадаем кроссворд:
1. Самый важный органоид клетки.
2. Полужидкое вещество, которым заполнена клетка.
3. Органоиды клетки, которые придают ей окраску.
4. Увеличительный прибор.
5. Что защищает клетку от окружающей среды?
6. Фамилия одного из ученых, которые выяснили, что все организмы состоят из клеток.
7. Через что поступают в клетку питательные вещества из окружающей среды?
- Творческое задание – написать мини сочинение о том, что если бы ты уменьшился в миллион раз и попал в мир живых клеток, то чтобы ты делал?
4. Выставление отметок, домашнее задание
- Ребята, сегодня вы все хорошо поработали, молодцы.
Домашнее задание.
Комментарии:
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
09 11 2025 22:25:34
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
08 11 2025 11:42:53
Это заключительный урок главы "Пищеварение". Урок помогает обобщить полученные ранее знания и сформировать целостное представление о гигиене питания, о предупреждении отравлений и пищевых инфекций. Урок сопровождается презентацией, в которой рассматриваются основные разновидности "fast food" и предлагаются варианты правильного питания.
...
07 11 2025 17:49:13
Предложена разработка двух уроков по зоологии для 7-го класса с использованием на уроке мультимедийной презентации, разработанной для разнообразия наглядности, применяемой на уроках. Применение ИКТ формирует коммуникативные качества личности, помогает ребёнку адаптироваться в информационном обществе....
06 11 2025 2:11:16
На уроке биологии в 8-м классе прослеживается системный подход при изучении понятий «биологические системы», рассматриваются и их взаимосвязи....
05 11 2025 5:41:34
Урок-смотр знаний по теме, построенный как серия конкурсов.
...
04 11 2025 4:54:47
Митохондрии - это микроскопические мембранные органоиды, которые обеспечивают клетку энергией. Поэтому их называют энергетическими станциями клеток....
03 11 2025 11:34:24
Урок завершает изучение темы "Класс: насекомые". Модуль разработан с учетом здоровьесберегающих технологий. В нем используется 12 видов учебной деятельности и 5 видов преподавания. В состав модуля включены физкультминутка и эмоциональная разрядка. Эта технология способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
...
02 11 2025 2:33:14
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....
01 11 2025 23:48:43
Основной задачей урока является воспитание чувства любви к малой родине и уважения к человеку-труженику. Эта повесть – прорыв памятью к истокам, к первозданному восприятию мира. Авторское понимание счастья там, "где на истинной земле живут воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату – ответную любовь"....
31 10 2025 13:32:49
В статье рассказывается о способе учета знаний учащихся, который осуществляется при помощи методов, содержащих разные уровни заданий. Данная работа направлена на то, чтобы в течение учебного года подготовить детей к ЕГЭ по биологии и другим предметам.
...
30 10 2025 2:15:54
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....
29 10 2025 8:26:44
Программа помогает овладеть основными навыками ведения здорового образа жизни – залога долголетия. Она включает два раздела: здоровье человека и его компоненты, человек и окружающая среда. ...
28 10 2025 14:21:33
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
27 10 2025 8:36:24
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
26 10 2025 21:32:14
Представленный урок составлен на основе программы Н.И. Сонина для 7-го класса. Чтобы повысить интерес учащихся к теме, урок интегрирован с математикой. Задание по определению темы урока (угадывание букв) вызывает у детей интерес и мотивирует их дальнейшую деятельность на уроке. Урок обучает детей работе с учебником. Формирует навыки составления схем и умение делать самостоятельно выводы. Учитель привлекает на урок очень интересный дополнительный материал из книги "За страницами учебника"....
25 10 2025 0:29:43
Урок способствует закреплению знаний учащихся по данной теме и расширению их кругозора. Проводится по типу известной игры «Своя игра» с использованием видеоматериалов....
24 10 2025 7:26:43
Надкласс рыб относится к той группе организмов, которые находятся в состоянии выраженного биологического прогресса. Насчитывается около 20 тыс. видов рыб, обитающих в морях и пресных водах....
23 10 2025 12:21:32
Назначение пpaктики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней.
...
22 10 2025 3:59:20
По своей структуре – это обобщающий, проблемно-развивающий урок. Проводится в нетрадиционной форме – предоставление отчета о проделанной работе в ходе экспедиции. Урок построен на материале ранее изученном и вся работа организуется с опорой на уже полученные знания. Содержание урока активизирует внимание, способствует выдвижению проблем и нахождению путей доказательств и формулировке выводов....
21 10 2025 11:15:26
Урок-путешествие в 7-м классе - один из уроков по теме «Позвоночные. Тип Хордовые», составленный в соответствии с программой по биологии для 5–11-х классов общеобразовательных школ (авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена программа работы для учащихся. Использование видеофрагментов, экспериментов и исследований в ходе выполнения лабораторной работы, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....
20 10 2025 17:49:41
Урок, на котором происходит общее знакомство учащихся с особенностями внешнего строения, приспособления насекомых для жизни в определенной среде обитания, многообразием, значением в природе и жизни человека. На уроке проводится лабораторная работа.
...
19 10 2025 17:38:28
В работе дано тематическое планирование с указанием: темы урока, класса, места проведения (в классе или дома), название работы, хаpaктер выполняемой работы, планируемый результат....
18 10 2025 22:47:44
Учитывая возраст учеников, в основу урока введены знакомые им по телепередачам и компьютерным играм виды работ: блиц-опрос, чайнворд, пазлы. Домашнее задание предусматривает использование дополнительного материала. Урок, проведенный в игровой форме, развивает любознательность, побуждает интерес к живой природе, воспитывает бережное отношение к ней.
...
17 10 2025 10:58:28
Цель урока: изучить совместную жизнь видов в биоценозе, типы связей у совместно обитающих видов в биогеоценозе; рассмотреть коадаптацию и другие примеры адаптации, выработавшиеся у популяции видов в связи с существованием в сообществе с другими, рядом находящимися видами в процессе эволюции. Тема может рассматриваться на двух уроках с последующей работой и проверкой терминов....
16 10 2025 12:15:13
Цель урока - знакомство с полезными дикорастущими растениями. Дети вместе с учителем отправляются в виртуальную экскурсию в лес. Происходит как бы второе знакомство со знакомыми растениями. Изучается материал об использовании растений в качестве пищевых. Эти знания можно применить в краеведческой и внеклассной работе, в походных условиях....
15 10 2025 19:20:34
Внеклассное мероприятие по биологии закрепляет знания, полученные на уроках, развивает коммуникативные способности и умения работать с дополнительными источниками информации....
14 10 2025 7:39:28
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
13 10 2025 6:41:51
Цель урока - не только изучить суть мутационной изменчивости, но и раскрыть проблемы биологической безопасности продуктов питания, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Презентация призвана помочь учителю сделать урок наглядным и интересным....
12 10 2025 16:56:30
"Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней" – писал более ста лет назад Лев Толстой. "Далекий отголосок хора мне слышать иногда дано..." – говорил Борис Пастернак. Эти писатели любили природу, очень важно, чтобы и мы имели возможность наслаждаться природой. Ее нужно беречь и приучать всех людей бережно к ней относиться, заботиться о животных и растениях. Где нет любви к природе, там нет любви и к человеку....
11 10 2025 21:25:46
Вашему вниманию предлагается статья в которой вы познакомитесь с чёрными металлами. Узнаете о способах их получения и обработки.
...
10 10 2025 18:45:53
Методическая разработка урока биологии для 8-го класса позволяет детям легко изучить строение мочевыделительной системы, процесс образования мочи. Учащиеся узнают о причинах заболеваний почек, о методах их профилактики. Урок поможет в формировании правильного отношения школьников к здоровому образу жизни.
...
09 10 2025 9:19:45
Год за годом сокращается площадь ледников. Участились случаи погодных аномалий, увеличилось количество циклонов. Изменения климата уже привели к разрушению некоторых экосистем и угрожают существованию миллионов людей. Это только начало! Мы можем помочь природе! В решении проблемы глобального изменения климата необычайно важна роль каждого человека. Мы можем помочь сократить выбросы парниковых газов. Действовать надо прямо сейчас!...
08 10 2025 23:58:39
Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....
07 10 2025 21:11:22
Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....
06 10 2025 2:52:24
В ходе урока изучаются типы развития насекомых; выявляется значение личиночной стадии в жизни насекомых. Проверяются знания хаpaктеристик классов члeнистоногих с самопроверкой и самооценкой; выявляются особенности развития насекомых с полным и неполным превращением. Учащиеся работают с таблицами и кластерами....
05 10 2025 8:59:56
В статье рассматриваются причины первого приобщения подростков к алкоголю и курению, влияние никотина и алкоголя на организм и поведение человека. Внеклассное мероприятие проходит в форме судебного заседания, главные герои которого – подсудимые Алкоголь и Никотин. Сценарий спектакля можно использовать на классных часах, неделе биологии, ОБЖ, днях здоровья....
04 10 2025 14:19:39
Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся
9-х классов и рассчитана на 9 часов. Программа включает углубление знаний о приспособлении живых организмов к периодическим изменениям среды, а также дает возможность приобретения знаний пpaктической направленности о применении фотопериодической реакции растений и животных в хозяйственной деятельности человека....
03 10 2025 8:58:22
Решая образовательные и развивающие задачи урока, автор использует информационные технологии (мультимедийную презентацию), что обеспечивает также существенную экономию учебного времени.
...
02 10 2025 13:26:56
Урок способствует развитию познавательного интереса к окружающему миру и природе Севера Дальнего Востока. Учащиеся овладевают эколого-биологическими дополнительными знаниями, которые станут для них в настоящем и будущем основами для разумного отношения к природе....
01 10 2025 15:25:36
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
30 09 2025 1:29:23
Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Содержание урока не ограничено учебной программой, можно увидеть применение дополнительной информации по данной теме. Прослеживается связь с жизненным опытом учащихся. К уроку прилагается презентация....
29 09 2025 8:17:56
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
28 09 2025 16:27:54
Обобщающий урок предлагается учащимся 6-х классов как биологическая игра с использованием компьютерной презентации. Игра представляет собой виртуальное путешествие по назначенному комaнде маршруту. Останавливаясь на определенных станциях маршрута, ученики обобщают и систематизируют знания о побеге, почке, видоизмененных побегах, о взаимосвязи строения с их функциями, а также их биологическое значение....
27 09 2025 14:57:13
Я предлагаю вашему вниманию методическую разработку по решению генетических задач различной степени сложности.
Одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся является организация их пpaктической деятельности. Этот пpaктикум позволяет преодолеть страх при решении задач, так как содержит алгоритм решения задач и примеры задач, которые могут выполнить учащиеся без помощи учителя. Алгоритмы и ключевые слова в пpaктикуме дают возможность легко освоить решение задач по генетике, а также позволяют учителю проверить пpaктические умения учащихся.
...
26 09 2025 20:31:52
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
25 09 2025 14:55:53
Урок – пpaктическая работа с использованием технологии критического мышления. Можно использовать как заключительный урок в теме «Цитология».
...
24 09 2025 5:46:25
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
23 09 2025 18:28:17
Урок биологии в 9-м классе разработан по технологии ИОСО с использованием ИКТ....
22 09 2025 20:27:33
В соответствии с ФГОС одной из главных личностных хаpaктеристик выпускника школы является осознанное выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни. Необходимо внедрение концепции здоровьеформирующего образования, которое представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у всех субъектов устойчивой ориентации на сохранение здоровья. В нашей школе создание здоровьеформирующей среды осуществляется через организацию сетевого взаимодействия....
21 09 2025 9:15:30
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны