Шляпочные грибы: строение, питание и размножение
Содержание:
- 1) Особенности строения шляпочных грибов
- 2) Размножение
- 3) Питание
- 4) Жизнедеятельность шляпочных
- 5) Несъедобные шляпочные грибы
- 6) Съедобные шляпочные грибы
Сначала грибы и растения биологи объединяли в одно царство растений, но после проведения ряда исследований, изучения строения и жизнедеятельности грибов, их выделили в отдельную группу.
Грибы действительно имеют сходные хаpaктеристики, как с растительным, так и с животным миром, являются самыми многочисленными организмами на нашей Земле.
Общее с растениями:
- Клеточная стенка, которая находится под основной мембраной;
- сидячий образ жизни;
- размножаются с помощью спор;
- корневая система всасывает питательные вещества с почвы.
Общее с животными:
- Клеточная оболочка содержит хитин;
- гетеротрофное питание;
- в клетках отсутствуют хлоропласты;
- гликоген — основное питательное вещество.
Шляпочные грибы относятся к группе высших грибов, объединены в класс Безидиальные. Встречаются в лесах, болотистой местности, на лугах.
Особенности строения шляпочных грибов
Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк и шляпку. Так и образовалось их название — шляпочные грибы.
Грибница – это белого цвета нитевидные образования, которые ветвятся в рыхлой почве. Они построены из продолговатых клеток расположенных в ряд. Имеют много ядер, но лишены пластид. Тело гриба представлено в виде плотного скопление гифовых нитей.
Нити ножки имеют сходное строение, а в области шляпки они формируют 2 шара. В верхнем шаре клеток есть пигменты, придающие разным видам грибов хаpaктерный окрас. В зависимости от структуры ниже расположенного слоя шляпочные грибы разделяет на трубчатые и пластинчатые.
- У трубчатых нижний шар построен из множества трубочковидных элементов (у боровика, представителей рода Лекцинум) ;
- у пластинчатых нижний слой это совокупность своеобразных пластинок (у сыроежковых, груздей).
Размножение
Деление осуществляется при помощи споровых клеток. Плодовые тела шляпочных грибов служат для продукции спор, они образуются:
- В полости трубочек;
- между пластинками шляпки, которые радиально расходятся от центра.
После дозревания, споры высыпаются и распространяются при помощи ветра на дальние расстояния. Насекомые на своих лапках переносят споры по всему лесу, разносят их также грызуны, которые питаются грибами. Споры не разрушаются под действием желудочного сока и ферментов, просто выходят наружу вместе с другими непереваренными остатками пищи.
Оказавшись на обогащённой органикой и влагой почве, споры приживаются и дают жизнь новым организмам. Сначала разветвляются нити грибницы. Процесс этот очень медленный. Только после достижения необходимой длины и накопления достаточного количества питательных веществ, начитается образование плодового тела. Плодовые тела начинают появляться еще в первые дни мая, но стремительное развитие и рост возможны после наступления дождей.
Питание
Клетки шляпочных грибов лишены пластид с хлорофиллом и не способны самостоятельно синтезировать органические вещества. Они потрeбляют только готовые продукты, которые всасываются нитями грибницы из влажной почвы. Так они адсорбируют минеральные соли, воду, питательные вещества.
Некоторые грибы для питания используют корни деревьев, возле которых растут. Большинство шляпочных — сапротрофы, то есть получают органические соединения, разрушая останки мертвых растений или животных.
Почему многие шляпочные грибы могут расти только вблизи деревьев?
Это связано с симбиотическими связями между корнями деревьев и гифом грибов. Во время такой формы сожительства оба организма имеют с этого пользу.
Грибница своим гифом окружает корень и прорастает сквозь стенку его клеток. Когда мицелий адсорбирует из земли влагу и минеральные соли, они также переходят в корневую систему дерева. Старые части корня лишены корневых волосков, а нити гриба как бы заменяют их. Из корня дерева гриб принимает уже синтезированные органические вещества, которые нужны для питания и роста плодового тела.
Жизнедеятельность шляпочных
Стадии развития:
- Вегетативная. Связана с накоплением питательных веществ, подготовкой к прорастанию.
- Репродуктивная – непосредственный рост плодового тела от зачатка до окончательного формирования. В среднем длительность этого периода 2 недели.
Если гриб не был срезан, он перетлевает и таким образом дополнительно питает грибницу.
Жизнедеятельность шляпочных грибов тесно связана с погодными условиями. Они хорошо растут во влажной и теплой среде. С первым потеплением и дождями, в конце апреля или начале мая прорастают сморчки, а вслед за ними шампиньоны. Если погода будет засушливая, грибы прорастут лишь в середине лета. А с приходом ранних холодов, рост их останавливается.
Несъедобные шляпочные грибы
Бледные поганки легко спутать с шампиньонами. Что бы различить их, нужно перевернуть шляпку и посмотреть на цвет: бледная поганка имеет светло-зелёный окрас, а шампиньоны — светло-розовый.
Мухомор выделяется своей красной шляпкой с хаотично разбросанными белыми точками. Можно также встретить мухоморы с сероватой шляпкой, они имеют такое же строение, отличаются только по цвету.
Несъедобный желчный гриб схож со съедобным белым. Но на его ножке вверху можно заметить узор, похожий на сетку серого или черного цвета. А если его сломать, мякоть приобретает красноватый оттенок.
Ложные лисички отличаются от лисичек съедобных шляпкой с красноватым оттенком, без изгибов. Отломав кусочек шляпки несъедобной лисички, из нее выделится беловатый сок.
Съедобные шляпочные грибы
Белый гриб распространён в хвойных и смешанных лесах. Он имеет желтоватый оттенок, иногда переходящий в коричнево-красный. Размеры шляпки варьируют от 7 до 30 см в диаметре.
Лисички — небольшие грибы, растущие группами на лесных полянах. Рыжий цвет и волнистая шляпка, хаpaктерные особенности лисичек.
Подберезовик имеет светло-коричневый цвет, растет возле березы, вступая с ней в симбиоз. Высота ножки может достигать 15см в высоту, а шляпка до 20см в диаметре.
Шампиньоны часто можно увидеть вдоль тропинок парковой зоны. Широко используются в кулинарии и выращиваются в искусственных условиях.
Комментарии:
Данный урок способствует формированию и углублению знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах территории Мещеры, в том числе своей маленькой родины - д. Аксеново Гусь-Хрустального района Владимирской области, с целью установления причинно-следственных связей с позиции географов и биологов....
31 05 2025 2:17:19
При планировании урока "Дыхание" по курсу биологии в 8-м классе учитывались возрастные особенности учащихся, стремление к деятельности, желание проявить себя. Развивающее обучение предполагает некоторый отказ от преимущественно репродуктивных методов и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся. Создание проблемных ситуаций способствует активной деятельности учащихся, заинтересованности в высказывании собственного мнения и развития монологической речи. Домашнее задание исследовательского хаpaктера способствует формированию интереса к предмету и созданию условий для сохранения здоровья человека.
...
30 05 2025 17:26:50
Приведена программа занятий с учащимися среднего школьного возраста в целях формирования у них экологической культуры. ...
29 05 2025 9:28:16
Урок биологии к учебнику «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» (Пономарева И.Н. – М.: Вентана-Граф). Урок-презентация создан с использованием Образовательного комплекса 1С: "Школа. Биология. 6 класс". Интеpaктивные рисунки и видеофрагменты, используемые в презентации, помогают учащимся лучше понять новый материал.
...
28 05 2025 9:52:46
Материалы к уроку представлены в форме презентации. На уроке изучается особенности микроорганизмов, их использование и значение в современной технологии. Рассмотрены основные разделы биотехнологии: генетическая, клеточная и биологическая инженерия и особенности их применения на пpaктике....
27 05 2025 2:42:29
В уроке применены технология развития критического мышления, работа в группах и парах, индивидуальная работа с тестами, самопроверка. В конце урока в качестве закрепления проводится лабораторная работа "Рассмотрение митоза в корешке лука".
...
26 05 2025 3:16:24
Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...
25 05 2025 8:58:23
Предлагаемый урок по теме: "Наследование признаков сцепленных с полом" проводится для учащихся 10-х классов. Именно перед генетикой стоит задача поиска путей преодоления недугов, что способно избавить многие семьи от несчастья иметь больных детей. Одной из форм обучения может быть решение генетических задач, которые раскроют природу многих наследственных заболеваний.
...
24 05 2025 12:32:46
В статье представлены некоторые приёмы, которые используются на уроках биологии для развития информационной компетенции, – как организована работа по изучению новых терминов, работа с алгоритмом для составления плана текста параграфа, концентрация информации с помощью идеографического и консонантного письма, написание резюме по текстовой информации, использование приема маркировки текста методом "инсерт"....
23 05 2025 2:22:42
Древесная растительность является основным местом обитания птиц. Они используют все горизонты древесной растительности как в отношении убежища для гнезда, так и в отношении пищи....
22 05 2025 12:42:56
Мышечные ткани — это ткани, отличающиеся по структуре и происхождению, но имеют общую способность к сокращению. Состоят из миоцитов — клеток, которые могут воспринимать нервные импульсы и отвечать на них сокращением. Чем мышечное волокно скелетной мышцы отличается от гладкой мышечной ткани?...
21 05 2025 23:52:43
На развитие человека влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Решающим условием, позволившим человеку выделиться из животного мира и подняться неизмеримо высоко над ним, был труд....
20 05 2025 10:33:13
Урок знакомит с современным человеком с эволюционной позиции. Изучаются основные этапы эволюции человека. Формируется представление о биологических и социальных факторах этапов эволюции человека....
19 05 2025 6:42:25
Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....
18 05 2025 2:21:47
Функции коры головного мозга — осуществление сложных рефлекторных реакций, составляющих основу высшей нервной деятельности (поведения) человека....
17 05 2025 15:27:14
Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....
16 05 2025 19:20:49
Автор стремится формировать у учащихся умение выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, обобщать, систематизировать и анализировать знания; учиться говорить; рецензировать ответы одноклассников; развивать коммуникативные качества личности; давать самооценку знаний.
...
15 05 2025 22:24:53
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....
14 05 2025 6:43:44
Урок биологии в 7-м классе, общеобразовательной школы. Программа В.В. Пасечник. Авторы учебника В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Строение, индивидуальное развитие, эволюция. Глава 3 «Эволюция строения и функций органов и их систем». § 39, с презентацией....
13 05 2025 2:46:45
Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....
12 05 2025 2:38:24
Учитывая возраст учеников, в основу урока введены знакомые им по телепередачам и компьютерным играм виды работ: блиц-опрос, чайнворд, пазлы. Домашнее задание предусматривает использование дополнительного материала. Урок, проведенный в игровой форме, развивает любознательность, побуждает интерес к живой природе, воспитывает бережное отношение к ней.
...
11 05 2025 7:50:39
Урок призван обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Эволюция человека", а также познакомить с альтернативными вариантами изложения темы и их аргументацией....
10 05 2025 11:52:46
Урок проводится с целью познакомить учащихся со строением цветка; сформировать представление о значении цветка для растения. Для развития креативного мышления учащихся используются задания творческого хаpaктера....
09 05 2025 19:22:14
Цели урока: сформировать понятие об особенностях строения паукообразных, представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека....
08 05 2025 6:54:44
Занятие разработано на основе сценарного подхода, который предполагает учёт обратной связи от учащихся и построение каждого этапа урока для того, чтобы организовать их продуктивную деятельность. Продуктом является рабочий лист ученика. Сценирование связано с реализацией проблемной стратегии обучения. Ведущим средством сценирования учебного занятия является мыследеятельная технология....
07 05 2025 9:28:39
Урок для 5-го класса по естествознанию на основе интеpaктивного обучения, при котором учащиеся активно включаются в поиск нового знания через различные виды деятельности....
06 05 2025 7:29:19

План занятия с целью формирования представления о многообразии живых организмов на территории России. Сопровождается мультимедийной презентацией....
05 05 2025 20:59:22
Обобщающий урок в 7-м классе (УМК В.В. Пасечник) проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. В работе представлен иллюстративный материал - презентация....
04 05 2025 15:13:42
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
03 05 2025 4:39:32
Раскрывается взаимосвязь среды обитания рыб и их поведения в мировом океане. Расширяется кругозор учащихся о многообразии рыб....
02 05 2025 8:45:54
Мероприятие проводится по принципу телепередачи "Жить здорово!" с главной ведущей Еленой Малышевой. Данное мероприятие проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, можно проводить на классных часах, на занятиях кружка и т.д....
01 05 2025 23:15:29
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения растений класса двудольных, хаpaктерными признаками растений семейства розоцветных, их роли в природе и в жизни человека.
...
30 04 2025 8:25:51
Предпоследнее занятие в курсе биологии 11-го класса в форме семинарского занятия. Цель занятия: добиться усвоения учащимися понятий «экологические принципы», «экологические правила», «экоэтическое сознание»; воспитывать гуманность, толерантность.
...
29 04 2025 1:55:40
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
28 04 2025 11:10:12
Урок по теме «Происхождение и многообразие земноводных» применяет ИКТ. Необходимы компьютеры, банк медиа-данных, Интернет-ресурсы....
27 04 2025 9:23:34
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с различными способами сохранения и укрепления здоровья с помощью полезных растений. Выполняя различные задания игры, учащиеся узнают, как, умело используя растения, человек может влиять на состояние своего здоровья....
26 04 2025 13:52:28
«Ткани растений» — одна из сложных, но и одна из основополагающих тем Ботаники. ЕГЭ часто встречаются вопросы именно на эту тему. Во многих учебниках и пособиях она дается поверхно…...
25 04 2025 17:27:35
Цели урока: актуализация познавательного интереса к теме: "Наследственная информация и её реализация в клетке", создание условий обучающимся для изучения механизмов реализации наследственной информации и закладка базовых знаний для темы: "Основные закономерности явлений наследственности"....
24 04 2025 8:26:15
Урок в 9-м классе служит формированию знаний об органоидах клетки, их строении и функциях, отличительных особенностях растительной и животной клеток и принципиальном единстве их строения; формирование единой картины живой природы и взаимосвязи ее компонентов. Дети используют рабочие листы, листы для развития монологической речи. В домашнем задании – тест – подготовка к итоговой аттестации в новой форме....
23 04 2025 15:32:46
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека".
К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
22 04 2025 11:10:49
Данный мастер-класс ориентирован на изготовление кормушек из вторичного сырья. Для изготовления кормушек по данной технологии необходим минимальный набор принадлежностей. Ну и, конечно же, увлеченность, трудолюбие, фантазия и желание помочь птицам. Все это позволяет провести данный мастер-класс в любом кабинете учебного заведения, библиотеке и т.д.
...
21 04 2025 11:53:35
Урок биологии в 7-м классе построен с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), а именно: умение формулировать проблему; решение биологических проблем методом контрольных вопросов; организация работы с творческой биографией ученого.
...
20 04 2025 6:34:11
Еще в первой половине XIXв. был получен ряд данных, говорящих о единстве всего органического мира. К ним относятся обнаружение клеточного строения растений, животных и человека....
19 04 2025 2:50:53
В качестве системообразующего фактора для построения интегрированного урока биологии, физики и химии был выбран человеческий организм, рассматриваемый через призму различных взаимодействий с окружающим миром.
В согласии с дидактическими принципами доступности, систематичности и последовательности отбор содержания урока проведен с учетом предполагаемого образовательного уровня учеников 8-го класса по физике и биологии....
18 04 2025 22:21:20
Урок проводится в 5-м классе в соответствии с современными требованиями ФГОС по программе В.В.Пасечника «Линия жизни», Просвещение. Урок освоения новых знаний с опорой на уже имеющиеся знания из курса «Окружающий мир», что позволяет расширить рамки изучаемого на уроке. Используется технология проблемного обучения, работа в группах и современные информационные технологии. Учащиеся используют в работе мобильный класс, цифровой и световой микроскопы....
17 04 2025 15:40:17
Целью урока является здоровьесбережение, привитие навыков здорового образа жизни....
16 04 2025 10:56:47
Урок разработан для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы, занимающихся по авторской линии И.Н. Пономарёвой, с применением личностно-ориентированной педагогической технологии. Интеллектуальные умения развиваются при индивидуальной работе с текстом параграфа и натуральными объектами.
...
15 04 2025 21:45:14

Курс предназначен для учащихся 9-x классов, владеющих знаниями анатомии, физиологии человека. Данный курс является предметно-ориентационным (пробным), он реализует интерес учащихся к учебному предмету, уточняет готовность и способность осваивать предмет на повышенном уровне. Изучение курса направлено на ориентацию учащихся по профессиям медико-биологического профиля. Рассчитан на 14 часов....
14 04 2025 14:27:20
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
13 04 2025 14:45:10
Целью данного урока является развитие чувственного восприятия окружающего мира. Для этого используется психотренинг как способ комплексного раскрытия всех анализаторов восприятия (слуха, обоняния, осязания и т.д.) Дети входят в гармонию с природой, что позволяет им легко построить логическую цепочку «Зависимости времени года на Земле от Солнца».
...
12 04 2025 15:31:15
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::