Родословная великого русского поэта А.С. Пушкина в контексте литературы и общей биологии > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Родословная великого русского поэта А.С. Пушкина в контексте литературы и общей биологии


    Родословная великого русского поэта А.С. Пушкина в контексте литературы и общей биологии

Гордиться славою своих предков
не только можно, но и должно;
не уважать оной есть
постыдное равнодушие.

А.С.Пушкин

Школьные курсы общей биологии, литературы, истории не предусматривают отдельных уроков по генеалогии как одному из методов изучения наследственности человека. Но эта тема заслуживает внимания, поскольку представляет пищу для размышления биологического и этического хаpaктера. Как известно, история сохранила для нас несколько родословных людей, чьи имена пользуются уважением у нас с детства. Знать происхождение таких писателей, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, попробовать поразмышлять о биологической основе их дарований детям никогда не будет излишним. Подобную тему можно предложить учащимся старших классов на интегрированных семинарах, конференциях, внеклассных мероприятиях, в рамках предметных недель.

А.С.Пушкин любил и знал отечественную историю. Живой интерес к истории России сочетался у него с интересом к истории собственной семьи. В 1830 году в печати появилось стихотворение “Моя родословная”. В том же году поэт написал небольшую статью “Родословная Пушкиных и Ганнибалов”. В бумагах Пушкина обнаружена была ещё одна статья, посвящённая предкам. В собрании сочинений поэта она опубликована под названием “Начало автобиографии”:
“Избрав себя лицом, около которого постараюсь собрать другие, более достойные замечания, скажу несколько слов о моём происхождении.
Мы ведём свой род от прусского выходца Ратши или Рачи (“мужа честна”, говорит летописец, т.е. знатного), выехавшего в Россию во времена княжества св. Александра Ярославича Невского. От него произошли Мусины, Бобрищевы, Мятлевы, Поводовы, Каменские, Бутурлины, Кологривовы, Шеферединовы и Товарковы. Имя предков моих встречается поминутно в нашей истории…”
Остановимся на этих строках и попробуем отделить правду от вымысла.
Летописцы в рассказе о битве на Неве увековечили имена шести дружинников Александра Невского. Четверо из них – новгородец Гаврила Алексич, княжий ловчий Сбыслав Якунович, Яков Половчанин и Миша Прушанин – были из старшей дружины Александра Ярославича, тогда как Савва и Ратмир – из “молодшей”. Возможно, этот же “молодший” дружинник (а попросту – княжий слуга) Ратмир в других летописях упоминается как Ратша, Рачша или даже Рачьтша. Встречая в древних документах знакомое имя, Пушкин предполагал, наверно, что летописный Ратша и есть тот самый “честной муж”, память о котором сохранили семейные предания. Прошло много лет, прежде чем историки смогли выяснить, что родоначальником Пушкиных и других Ратшичей был вовсе не Ратмир, а другой витязь, тоже служивший Александру Невскому и отличившийся в сражении на Неве.
Первым исторически достоверным лицом рода был Гаврила Алексич.
О его подвиге мы знаем по летописи: витязь на коне вскочил на палубу вражеского судна, но был сброшен. Выскочил из воды, вновь налетел на неприятеля, врубился в середину вражеского полка – убил епископа и воеводу шведов. “Ту убиен бысть пискуп их и воевода их”, – отметил летописец.
В том памятном сражении Гаврила Алексич уцелел. Он погиб в 1241 году “не старым”.
Достоверность Гаврилы Алексича споров не вызывает. Доказана и его связь с последующими поколениями рода Ратшичей. В качестве доказательства приводятся поминальные записи, сделанные потомками витязя. Записи в синодиках заслуживают доверия: никому не пришло бы в голову поминать в своих молитвах вымышленных предков.
Проследить потомков Гаврилы Алексича не составляет труда. Нас же больше интересует Иван Гаврилович по прозвищу Морхиня: Александр Сергеевич Пушкин был его прямым потомком в XVI колене.
В 1340 году потомок Гаврилы Алексича Александр Иванович Морхинин упомянут в летописи как великокняжеский воевода. У Александра было пять сыновей.
Странное прозвище его старшего сына так и останется для нас загадкой. Слово “пушка” при жизни Григория Александровича Морхинина было относительно новым, служило для обозначения огнестрельного оружия, которое в те времена тоже было в диковинку. Было ли прозвище связано с хаpaктером Григория? Например, он мог быть громогласен, подобно пушке. А может быть, увлекался оружием, любил пострелять картечью из кованого медного ствола. Достоверными сведениями на этот счёт мы не располагаем. И семейные предания об этом, к сожалению, умалчивают.

А.С.Пушкин, внимательно изучавший свои генеалогические корни, оригинально процитировал родословную в “Борисе Годунове”: ввел боярина Пушкина в сюжет трагедии как действующее лицо.
Поразительна объективность поэта, сказавшаяся в этом эпизоде. Так естественно было бы в положении автора, который волен распоряжаться своими героями, приукрасить далекого предка, показать его в выгодном для него и для себя свете. Он же делает прямо противоположное.В его изображении боярин оказывается едва ли не подстрекателем убийства царевича Феодора и его матери, царицы Марии

Но А.С.Пушкин уверен: на руках его предков нет крови невинно убиенных Годуновых. Это гордый род. И, перенесясь спустя несколько лет из одного заточения в другое – его, как и его предков, не жалует судьба, – из села Михайловского в село Большое Болдино, в ожидании, когда, наконец, по манию царя, четыре года державшего под запретом трагедию “Борис Годунов”, рукопись ее будет опубликована, Пушкин вновь возвращается к истории своего рода осенью 1830 года и пишет стихотворение “Моя родословная”.
В болдинских черновиках одна за другой появляются строфы, где в рифмованных созвучиях кратко изложена история некогда славного – и богатого, что было бы так кстати для него сейчас, накануне женитьбы, – рода бояр Пушкиных. Он рассматривает длительную полосу его оскудения как цепь превратностей, все-таки выгодно отличающихся от благополучной жизни мнимых аристократов-выскочек.
Любопытно, что те же самые мысли и в те же самые осенние дни бились в его сознании, переложенные в прозу: и в его незавершенных записках – набросках об отдаленных и близких своих предках, и в художественных замыслах, тоже начатых, но не доведенных до конца...
Но прежде все-таки о стихах. Не случайно именно они были завершены, имея бесспopное преимущество перед прозой хотя бы уже потому, что в ней так или иначе нужно высказаться до конца в надежде быть понятым. В стихах же какая-нибудь “случайная” ассоциация, беглый намек говорят уму и сердцу больше, чем обилие скучных фраз, необходимых, чтобы начать и завершить суждение по законам логики и более или менее точно выразить его.
Но для Пушкина с его поразительной стихотворной техникой поэзия часто предпочтительней прозы, потому что в какой-нибудь одной стихотворной строчке он способен был высказать содержание, на которое в прозе ему понадобилась бы громоздкая фраза или ряд фраз, или даже отрывок текста: будь то автобиографическая записка или тем более беллетристическая вещь, например, задуманная повесть с элементами биографического толка.
Вот это замечательное болдинское стихотворение “Моя родословная”, которому сопутствовало множество прозаических набросков и множество раздумий, не вошедших в эти наброски, но не оставлявших его в покое, можно сказать, всю жизнь, в особенности же в болдинское время.
Мы опустим первую и заключительную строфы и приведём лишь изложение его родословной – сначала Пушкиных, потому что здесь же, в этом стихотворении, последует затем стихотворный рассказ о Ганнибалах. Поэт спокоен, но ироничен и презрительно насмешлив, когда речь от гордой старины и крупных хаpaктеров переходит к торжеству новых царедворцев без роду и племени, с сомнительной славой, зато с большими доходами.

В уничтожающем приговоре аристократической черни, проникшей в знать с задворков, скрыто множество саркастических намеков и разоблачений. Закончив с обзором выскочек, поэт переходит к своей действительно древней родословной и умудряется уложить ее в четыре строфы!

Мой предок Рача мышцей бранной
Святому Невскому служил;
Его потомство гнев венчанный,
Иван IV пощадил.
Водились Пушкины с царями;
Из них был славен не один,
Когда тягался с поляками
Нижегородский мещанин.

Смирив крамолу и коварство,
И ярость бранных непогод,
Когда Романовых на царство
Звал в грамоте своей народ,
Мы к оной руку приложили,
Нас жаловал страдальца сын.
Бывало нами дорожили;
Бывало... но – я мещанин.

Упрямства дух нам всем подгадил:
В родню свою неукротим,
С Петром мой пращур не поладил
И был за то повешен им.
Его пример будь нам наукой:
Не любит споров властелин.
Счастлив князь Яков Долгорукой,
Умен покорный мещанин.

Мой дед, когда мятеж поднялся
Средь петергофского двора,
Как Миних, верен оставался
Паденью третьего Петра.
Попали в честь тогда Орловы,
А дед мой в крепость, в карантин,
И присмирел наш род суровый,
И я родился мещанин.

Поэт, хоть и был беден, имел основание гордиться своим более чем 600-летним дворянством и считал себя по происхождению равным вельможам и царям, и потому никогда не ломал шапки перед сильными мира сего, не унижался, не кланялся, дорожил чувством собственного достоинства, независимостью в суждениях и поступках. “Писал стихи и ссорился с царями”, – как сам весело говорил.
Зато и цари знали его. Один из них, Александр I, отправил его в ссылку за антиправительственные стихи и злые насмешки над собой; другой, Николай I, вернул его из ссылки, но стал его цензором, отдал его под надзор полиции, а потом вольно или невольно позволил убить его на дуэли. Во всяком случае, роковым оказался его отказ поэту удалиться от петербургского света и жить в Болдине помещиком.
По отцовской линии к Пушкину перешла еще одна “родовая” черта – страсть к стихотворству. Отец его, некогда блестящий гвардейский офицер, писал стихи по любому поводу одинаково легко по-русски и по-французски, а его брат, Василий Львович Пушкин, дядя гениального поэта, и сам был известен как поэт: часто появлялся в печати с элегиями, посланиями, баснями, сказками, сатирами. В 5-й главе “Евгения Онегина” Пушкин со свойственной ему веселостью и с изобретательным остроумием вспоминает одного из персонажей шутливой поэмы Василия Львовича “Опасный сосед”. В Болдине он вновь вернется к памяти о нем, говоря о последних его днях и о последних его предcмepтных словах – словах человека, преданного литературе и жившего ею.

С Василием Львовичем было связано и само пребывание Пушкина в Болдине именно осенью 1830 года. Во-первых, неожиданная cмepть Василия Львовича внезапно отдалила женитьбу. “Ни один дядя не умирал так некстати”, – грустно шутил Пушкин. Свадьба, было наладившаяся, вновь откладывалась по причине семейного траура. Во-вторых, Василию Львовичу принадлежала часть сельца Большое Болдино, совершенно, впрочем, разоренного.
Так что поэзия и проза жизни – а не просто художественная проза, – если иметь в виду родственные связи Пушкина, тесно переплелись под крышей запущенного барского дома. О проклятой бедности он вспоминал здесь очень часто. Этой темой началась “Моя родословная”, ею же и закончилась: вторая строфа, как эхо, отозвалась в последней, посвященной истории рода Пушкиных.

Понятна мне времен превратность,
Не прикословлю, право, ей;
У нас нова рожденьем знатность,
И чем новее, тем знатней.
Родов дряхлеющих обломок
(И по несчастью не один),
Бояр старинных я потомок;
Я, братцы, мелкий мещанин...

Под гербовой моей печатью
Я кипу грамот схоронил
И не якшаюсь с новой знатью,
И крови спесь угомонил.
Я грамотей и стихотворец,
Я Пушкин просто, не Мусин,
Я не богач, не царедворец,
Я сам большой: я мещанин...

Бедность чести не помеха. Поэт то и дело задумывается над этим в болдинском “дворце” об одном этаже. Присущий ему комизм скрашивал настоящее, не давал воли печали.
Итак, оказавшись в Большом Болдине и с грустью рассматривая, хотя бы мысленно, причудливые узоры генеалогического древа бояр Пушкиных на скучном фоне картин деревенского осеннего пейзажа, поэт обычно, что бы ни писал, художественное ли произведение, заметки ли, начинает со славной старины, а заканчивает печальным настоящим.
Мы предложили лишь краткие наброски огромного материала к изучению родословной А.С.Пушкина, отражённой в его произведениях.

Рассмотрим принципы составления родословных

Родословные составлялись еще в древности для доказательства знатного происхождения фараонов, королей, царских и дворянских фамилий. В конце 19 века англ. антрополог Ф.Дальтон предложил составлять и анализировать родословные для установления закономерностей наследственной передачи признаков (в том числе болезней) человека. Этот метод был назван генеалогическим и стал одним из основных в изучении генетики человека. в частности, генеалогический метод широко используют при медико-генетическом консультировании для диагностики и определения величины риска появления заболевания в потомстве. Установление особенностей наследования позволяет правильно подойти к анализу клинических проявлений наследственных болезней и поставить правильный диагноз до развития выраженных стадий заболевания. Кроме того, с помощью генеалогического метода можно определить влияние на наследственность человека внешних факторов, близкородственных бpaков и др.

Сущность генеалогического метода состоит в выявлении родственных связей и прослеживании проявления определенного признака в различных поколениях родственников. Условно генеалогический метод можно разделить на два этапа: составление родословной и ее генетический анализ.

Источниками сведений для составления родословной являются непосредственное обследование , истории болезни, результаты опроса члeнов семьи, архивные и другие материалы.

Составление родословной сопровождают краткой записью о каждом ее члeне с точной хаpaктеристикой его родства по отношению к пробанду (легенда родословной).

Для удобства анализа родословной и ее наглядности полученные сведения представляют в виде графической схемы. Система обозначения родословных была предложена Г.Юстом в 1931 г. Составление родословной начинают с пробанда, т.е. лица, заинтересовавшего исследователя. Слева и справа от пробанда по одной горизонтальной линии располагают символы, изображающие его братьев и сестер (сибсов). Каждое предшествующее поколение располагается выше, а последующее – ниже линии пробанда. Для удобства графического изображения сначала вычерчивают родословную линию одного родителя, затем второго. Каждый члeн родословной имеет свой шифр. Так, поколения обозначают римскими цифрами сверху вниз. Арабскими цифрами последовательно слева направо нумеруют потомство одного поколения.

В зависимости от цели исследования родословная может быть полной или ограниченной. Желательно, конечно, стремиться к наиболее полному составлению родословных по восходящему, нисходящему и боковым направлениям. Чем больше поколений вовлекается в родословную, тем она обширнее. Это влечет за собой неточность получаемых сведений и, следовательно, неточность родословной в целом.

Первым этапом анализа родословной является установление наследственной природы исследуемого признака. Если один и тот же признак встречается в родословной многократно, то можно предположить его наследственную природу. Для точности диагностики генеалогическое исследование дополняют другими современными методами обследования.

После установления наследственной природы изучаемого признака приступают к генетическому и статистическому анализу родословной. Такой анализ позволяет установить, к какому из 3 известных типов наследования – аутосомно-доминантному, аутосомно-рецессивному или сцепленному с полом – подчиняется передача исследуемого признака. Для аутосомно-доминантного типа наследования хаpaктерна прямая передача признака от одного родителя ребенку (так называемая вертикальная передача), причем оба пола наследуют этот признак с равной вероятностью. Так наследуются свыше 900 болезней и пороков развития. При аутосомно-рецессивном типе наследования исследуемый признак может проявляться не в каждом поколении. Так наследуются около 800 заболеваний. Наследование признаков, сцепленных с полом, полностью подчиняется закономерностям распределения у потомков пoлoвых хромосом. Наиболее часто патологические признаки бывают сцеплены с X-хромосомой. В этих случаях наследственные заболевания почти исключительно проявляются у мужчин, лица же женского пола могут быть носителями дефектного гена. Правильность опытного определения типа наследования любого признака проверяется статистической обработкой. Составление и анализ родословной является единственным методом определения риска наследственного заболевания.

Основные термины

Генеалогия- родословная человека;

Аффект – эмоциональное состояние, хаpaктеризующееся бурным и относительно кратковременным проявлением ярости, гнева, ужаса и др.;

Педигри – родословная;

Пробанд – обладатель наследственного признака;

Сибсы – братья и сестры, потомки одних родителей;

Инбридинг – близкородственное скрещивание;

Циклотимия – склонность к периодически возникающим периодам спада и подъема настроения.

Особенности анализа родословной А.С.Пушкина

Как мы уже отмечали, поэт своими предками гордился и не раз в стихотворениях и публицистических статьях упоминал их: “Имя предков моих упоминается поминутно в русской истории”. Хорошо известно, что семейные предания и документы нашли отражение в его творчестве: романе “Арап Петра Великого”, “Планах повести о стрельце”, поэме “Езерский”, “Моей родословной”, “Начале автобиографии”.

Причем всем известно, что родители гениального поэта (Сергeй Львович и Надежда Осиповна) являются кровными родственниками, через общего предка Петра Петровича Пушкина. Установлено, что отец Александра Сергеевича являлся троюродным дядей по отношению к своей супруге. Сказался ли как-то кровнородственный бpaк на потомстве Сергея Львовича и Надежды Осиповны? За неимением необходимой медицинской документации можно строить лишь догадки. Известно, что из восьми детей от данного бpaка умерли пятеро: четверо во младенчестве, пятый ребенок, Николай, - в шестилетнем возрасте. Было ли это следствием инбридинга или причины тут иные – судить однозначно нельзя.

Довольно интересно проследить по родословной Пушкина наследование окраски кожи. Цвет кожи людей определяется двумя парами генов: Аа и Вb. Доминантные аллели обуславливают потемнение кожи – чем их больше, тем темнее кожа. Негр имеет генотип – AABB, а белый – aabb. Потомки от такого бpaка, так называемые мулаты, будут обладать промежуточным цветом кожи. Во втором поколении появятся дети с разными оттенками кожи, вероятность того, что кожа потомков будет такого же цвета, как у белого родителя-негра (ААВВ) или как у белого родителя (ааbb), равно 1/16. Обратимся к родословной поэта. Безусловно один из выдающихся предков его – прадед Ганнибал; “был негр, сын владетельного князька”. Мы можем предположить, что генотип прадеда Пушкина по окраске кожи был AABB, так как все его дети от второго бpaка с Кристиной фон Шеберх были темнокожи. Кроме этого известно, что в бытность свою в Париже Ганнибал вел не совсем добродетельную жизнь – рождение темнокожего ребенка у одной из его поклонниц послужило причиной его выдворения из Франции. Правда, нам известно, что от первого бpaка у Ганнибала родилась белая дочь Пеликсена. (“первая жена, родом гречанка, родила ему белую дочь”). Попробуем предположить, была ли это действительно дочь Ганнибала.

Вывод: при данном скрещивании рождение белых детей невозможно.

Значит со стороны матери А.С.Пушкину могла передаться доминантные аллели генов окраски кожи. Лишним доказательством этого является облик его матери, Надежды Осиповны, “прекрасной креолки”, как говаривали в свете, подчеркивая ее необычное происхождение. Бабушка со стороны отца, О.В.Чичерина. происходила от некоего итальянца, попавшего в Россию в 15 веке. Интересно, что особенности ее внешности – покатый лоб, с горбинкой нос, хаpaктерный разрез глаз – наследовали оба ее сына, Василий Львович, дядя поэта и Сергeй Львович, отец поэта, а также сам Александр Сергеевич. Поэтому, бытующее представление о том, что внешность Пушкина в основном Ганнибалова, не вполне верно – она в основном чичеринская (не “африканская”, а “талийская”. Вот, например, как вспоминал поэта его современник М.В.Юзефович, увидевший Александра Пушкина в 1829 году на Кавказе: “…он вовсе не был смугл, ни черноволос…а был вполне белокож и с вьющимися волосами каштанового цвета…”

Много можно говорить о родословной А.С.Пушкина, но ясно одно, что на генетическом уровне поэт вобрал в себя всё самое ценное и гениальное от представителей своего рода.



Комментарии:

Открытый урок. 11-й класс. "Теоретические и пpaктические аспекты теории эволюции Чарлза Дарвина"


    Открытый урок. 11-й класс. "Теоретические и пpaктические аспекты теории эволюции Чарлза Дарвина"

      Цели урока: закрепить и углубить знания по теории эволюции, познакомить учащихся с плюрализмом мнений об эволюции. На уроке организована многогранная деятельность учащихся: работа в группах, решение проблемных задач, обоснование правил эволюции, формирование экологической культуры, решение экологических задач. ...

29 04 2024 10:29:43

Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные


    Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные

      Урок по теме "Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные", построенный на основе групповой работы, с использованием интеpaктивных схем электронного учебника компании "1С" — "Животные. 7-й класс"....

28 04 2024 7:55:24

Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"


    Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"

      Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....

27 04 2024 13:46:33

Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"


    Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"

      На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....

26 04 2024 1:39:36

Животный мир и хозяйственная деятельность человека


    Животный мир и хозяйственная деятельность человека

      Материал урока раскрывает актуальность проблемы охраны животного мира, показывает связь между животным миром и хозяйственной деятельностью человека....

25 04 2024 1:15:32

Как организовать освоение учебного материала по учебникам биологии для 6-го класса в условиях одночасовой программы?


    Как организовать освоение учебного материала по учебникам биологии для 6-го класса в условиях одночасовой программы?

      В статье предлагается выполненная автором работа на основе авторской программы В.В. Пасечника и др.". Используемые презентации могут облегчить работу учителя в реализации данной программы....

24 04 2024 12:27:23

Конспект урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Роль поджелудочной железы, печени и кишечных желез в пищеварении"


    Конспект урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Роль поджелудочной железы, печени и кишечных желез в пищеварении"

      На уроке формируется научное мировоззрение, умение анализировать и самостоятельно выполнять задания. Также формируется ценностное отношение к организму человека и здоровью. ...

23 04 2024 20:56:41

Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"


    Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"

      Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...

22 04 2024 18:18:22

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"


    Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

      Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

21 04 2024 1:24:12

Рифмованные загадки о растениях Амурской области


    Рифмованные загадки о растениях Амурской области

      Любимое занятие многих детей – загадывание и отгадывание загадок. Детские загадки имеют важную педагогическую функцию, формируя у детей навыки логического мышления, развивая их наблюдательность, память, смекалку, воображение. Есть загадки, ответ которых произносится хором всеми присутствующими. В виде рифмованных загадок описаны особенности 32 растений флоры Амурской области. Они написаны стихами, слово, являющееся ответом на загадку, является последим в стихотворной строке....

20 04 2024 14:42:52

Нервная система. 8-й класс


    Нервная система. 8-й класс

      Урок помогает повторить строение и функции нервной системы, развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом....

19 04 2024 23:39:52

"Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов". 7-й класс. По программе И.Н. Пономаревой

Цель урока: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов; формировать научное мировоззрение на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб, научится узнавать изученных рыб, показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение, показать влияние человека на численность рыб....

18 04 2024 0:11:20

Разработка урока по теме "Нуклеиновые кислоты"


    Разработка урока по теме "Нуклеиновые кислоты"

      Урок общей биологии по теме "Нуклеиновые кислоты" - седьмой урок раздела "Клетка - структурная и функциональная единица живого". На уроке применяются объяснительно-иллюстративные методы, которые учат структурированию знаний, а структурные системные знания способствуют более прочному их усвоению. Для овладения способами применения знаний и умений использованы инструктивно-репродуктивные методы. Исследовательский метод позволяет учащимся включаться в творческую деятельность, т.е. проявлять самостоятельность, применять ранее усвоенные знания и приобретать новые....

17 04 2024 6:49:54

Использование контекстных задач на уроках биологии


    Использование контекстных задач на уроках биологии

      С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....

16 04 2024 20:19:35

Обобщающий урок по теме "Основы генетики". 10-й класс


    Обобщающий урок по теме "Основы генетики". 10-й класс

      На данном уроке обобщаются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатываются символика и терминология, необходимые для решения задач, определяется степень усвоения категориального аппарата темы. ...

15 04 2024 1:15:57

Опыт разведения цветов на территории училища


    Опыт разведения цветов на территории училища

      Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

14 04 2024 16:20:40

Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы


    Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы

      Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....

13 04 2024 1:26:45

Урок по биологии "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные"


    Урок по биологии "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные"

      Урок по теме "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные" построен с использованием технологии личностно-ориентированного обучения. Цель урока не только познакомить с программным материалом, но и способствовать развитию интеллекта учащихся....

12 04 2024 18:43:15

Формирование экологического сознания средствами урока биологии


    Формирование экологического сознания средствами урока биологии

      Формирование у обучающихся представления, что без сохранения жизни на Земле во всем многообразии её систем невозможно выживание и развитие человечества, заставляют учителя делать так, чтобы экологическая составляющая биологических знаний воспринималась ребятами как особо значимая, осознанно присваивалась учениками, а не навязывалась. Все, что мы изучаем на уроках, должно породить новые человеческие отношения и сформировать правильные поведенческие нормы....

11 04 2024 8:28:51

Использование СНИТ в преподавании биологии


    Использование СНИТ в преподавании биологии

      В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. ...

10 04 2024 4:43:22

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы"


    Обобщающий урок-игра по теме "Птицы"

      Данный урок является завершающим по теме «Птицы» в 7-м классе по УМК Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....

09 04 2024 2:18:47

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....

08 04 2024 23:48:17

Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

07 04 2024 6:10:36

Урок-конференция "Генетика и медицина"


    Урок-конференция "Генетика и медицина"

      Урок поможет учащимся расширить кругозор о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике....

06 04 2024 12:38:27

Открытый урок по теме "Луна - спутник Земли" (5-й класс)


    Открытый урок по теме "Луна - спутник Земли" (5-й класс)

      ИКТ позволяют не только наполнить урок большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. В природоведении есть ряд разделов, сложных для восприятия и понимания учениками. Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при помощи программы PowerPoint. Уроки-презентации делают учащегося активным участником учебного процесса. Представлен урок с использованием ИКТ на уроках биологии и природоведения. ...

05 04 2024 1:54:41

Урок биологии по теме "Естественный отбор"


    Урок биологии по теме "Естественный отбор"

      При проведении уроков в старших классах учителя сталкиваются с проблемой того, что не хватает наглядных материалов для демонстрации различных процессов и явлений, происходящих в природе. Современному учителю предоставляется возможность использовать на уроках ИКТ. Я составила презентацию к уроку, посвященному естественному отбору. ...

04 04 2024 16:37:59

Дидактические игры на уроках биологии


    Дидактические игры на уроках биологии

      Нетрадиционная форма организации учебного процесса позволяет обобщить, закрепить изученный материал, а также исправить ошибочные представления и оценить степень усвоения изученного материала. Учебный материал дает возможность использовать полученные знания в повседневной жизни. Витамины – вещества, без которых нормальный обмен веществ невозможен. Недостаток витаминов приводит к гипо- и авитаминозам. Гипервитаминозы могут приводить к cмepти. ...

03 04 2024 19:13:30

Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии


    Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии

      В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке осуществляется развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: организация навыков самообразования, формирование умений самостоятельной работы, повышение уровня самоорганизации и самоконтроля....

02 04 2024 17:41:16

Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения)


    Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения)

      В данной технологии при составлении методических инструкций для учащихся учитель имеет большие возможности для реализации дифференциации – как уровневой, так и профильной, сохраняя классный коллектив, решая тем самым и проблему адаптации. Парацентрическая технология открывает большие возможности в использовании различных учебников....

01 04 2024 19:42:37

Урок в 5-м классе (природоведение). Тема "Живые клетки"


    Урок в 5-м классе (природоведение). Тема "Живые клетки"

      Урок способствует развитию мышления, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на поставленные вопросы. Впервые на уроке природоведения использовалась микролаборатория, что развивает умение работать с биологическими приборами, что в дальнейшем облегчает работу в последующих классах. ...

31 03 2024 4:40:39

Урок изучения и закрепления новых знаний в 7-м классе "Класс Земноводные или Амфибии"


    Урок изучения и закрепления новых знаний в 7-м классе "Класс Земноводные или Амфибии"

      Частично-поисковая работа в группах, направленная на решение проблемных ситуаций по выявлению особенностей строения и приспособленности земноводных к обитанию в воде и на суше. Итогом работы является построение модели лягушки....

30 03 2024 23:39:43

Генотип как целостная система. Генетическая консультация. 10-й класс


    Генотип как целостная система. Генетическая консультация. 10-й класс

      На уроке обобщаются знания основ генетики через загадки, игры, театрализацию. В генетическую консультацию обращаются посетители: мать красавца Прошеньки для выбора невесты; работник таможни, через которую контpaбандист везет лис, цветовод, выписавший семена цветов по почте. Консультанты дают объяснения посетителям после решения генетических задач. ...

29 03 2024 8:48:16

Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы


    Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы

      Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....

28 03 2024 9:58:58

Открытый урок в 5-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Охрана природы"


    Открытый урок в 5-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Охрана природы"

      Человек активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор. ...

27 03 2024 22:31:35

Моховидные: кукушкин лен, сфагнум. Образование и значение торфа

Моховидные: кукушкин лен, сфагнум. Образование и значение торфа Моховидные не имеют сосудов и корней. Некоторые примитивные представители имеют вегетативное тело в виде дихотомически ветвящегося стелющегося таллома....

26 03 2024 9:49:49

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

25 03 2024 4:17:29

Использование интеpaктивного комплекса на уроках биологии

В статье описаны положительные аспекты использования интеpaктивного комплекса на уроках. В качестве примера в статью включена разработка урока биологии с показом презентации....

24 03 2024 5:53:34

Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии


    Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии

      Устная проверка имеет ряд недостатков: она не даёт возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников класса в целом. Поэтому в последние годы всё более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов....

23 03 2024 9:17:21

Вирусы


    Вирусы

      При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....

22 03 2024 22:44:59

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях


    Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

      На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

21 03 2024 0:42:34

Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"


    Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"

      Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...

20 03 2024 19:29:56

Разработка урока "Осанка. Предупреждение плоскостопия"


    Разработка урока "Осанка. Предупреждение плоскостопия"

      Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить пpaктическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков....

19 03 2024 0:53:22

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

18 03 2024 16:46:32

Археи - домен живых организмов. 7-й класс


    Археи - домен живых организмов. 7-й класс

      Урок рассматривается по программе углубленного изучения биологии в 7-м классе «Многообразие живых организмов», составленной в соответствии с государственным общеобязательным стандартом общего среднего образования по предмету. Урок знакомит учащихся с альтернативными таксономическими категориями, расширяет кругозор. Данная тема не предусмотрена в школьном курсе биологии, но дает возможность учащимся расширить представления о многообразии органического мира....

17 03 2024 23:16:57

Разработка обобщающего урока по биологии (раздел экология)

Обобщающий урок с применением игровой технологии. Игровая технология способствует развитию двигательных, интеллектуальных, трудовых, психологических видов деятельности....

16 03 2024 17:30:36

Антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы


    Антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы

      Урок построен на принципах личностно-ориентированного обучения. Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о влиянии человека на различные объекты природы. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников....

15 03 2024 20:34:26

Урок по биологии в 10-м классе. Тема: "Генетика человека"


    Урок по биологии в 10-м классе. Тема: "Генетика человека"

      Урок по теме "Генетика человека" рассчитан на два академических часа. Отличается четкой организационно-методической структурой. Метод - лекция, сообщения учащихся. Содержательная сторона вопросов урока не только в материале, отобранном учителем для рассказа, но и в выступлениях учащихся, в наглядности, в содержании самодельных и сравнительных таблиц на рабочих местах учащихся. Использованы возможности здоровьесберегающих и компьютерных технологий. ...

14 03 2024 17:12:16

Урок по теме "Бактерии"


    Урок по теме "Бактерии"

      Урок формирует представление об отличительных признаках представителей царства бактерии и их значении в природе и жизни человека, способности к открытию новых знаний в пpaктических заданиях, поиске решений проблемных вопросов, опыт работы в коллективе, стимулирует развитие познавательного интереса....

13 03 2024 18:23:31

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"


    "Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

      Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

12 03 2024 3:41:33

Отдел Покрытосеменные. Общая хаpaктеристика и значение в природе. 6-й класс


    Отдел Покрытосеменные. Общая хаpaктеристика и значение в природе. 6-й класс

      Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности и классификации покрытосеменных растений; выделить главные черты цветковых, что позволило им занять господствующее положение в растительном мире; продолжать формирование умения сравнивать различные отделы растений, эволюционного представления о развитии растительного мира от простого к сложному, находя черты их постепенного усложнения....

11 03 2024 13:14:17

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::