Рабочая программа по курсу "Основы здоровья". 5-й класс

Пояснительная записка.
Курс “Основы здоровья” рассчитан на 35 часов в год, цель курса сформировать мировоззрение учащихся, в котором здоровье является одним из важнейших социокультурных ценностей нашего общества.
Выработать у учащихся жизненную позицию, в которой каждый человек должен укреплять и сохранять свое здоровье и беречь здоровье других.
В данном курсе учащиеся познакомятся с организмом человека, правилами гигиены, с факторами риска окружающей среды. Правилами умственного и физического труда, правилами поведения в экстремальных ситуациях и поведением в обществе. Пpaктическая часть программы направлена на проработку отдельных действий в ситуациях угрожающих здоровью человека, развитие логического мышления, развитие умения наблюдать, анализировать. Формирование материалистического мировоззрения, поиск различных выходов из разных ситуаций.
В программе сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся по завершению изучения курса.
Требования к результатам обучения.
1. Личностные результаты
– воспитание ценностного отношения к окружающей действительности к себе и
другим людям;
– формирование ответственного отношения к учению и высокую мотивацию
обеспечивают пpaктические задания, организующие проведение самонаблюдений;
– организация проектной деятельности и представление результатов собственной
исследовательской деятельности развивают умения самостоятельно планировать пути
достижения целей.
2. Метапредметные результаты
– умение самостоятельно определять цели своих проектов и исследований при
изучении своего организма, составление рациона питания;
– умение выражать свои чувства, мысли и потребности при обсуждении поведения в
различных ситуациях;
– умение соотнести свои действия с планируемыми результатами, сохранение своей
жизни и жизни окружающих.
3. Предметные результаты
– формирование основ экологической грамотности, способности оценивать
последствия неграмотного отношения к природным объектам;
– оценивание влияния факторов риска на здоровье человека;
– формирование представлений о значении знаний биологических наук для решения
проблем, представляющих угрозу здоровью человека.
Требования к уровню знаний.
Знать:
– системы органов человека;
– правила гигиены одежды, кожи органов чувств;
– виды стихийных бедствий и их последствие;
– правила сохранения здоровья и защиты организма человека от стихийных бедствий;
– ядовитые: растения, грибы, животные;
– правила организации умственного и физического труда;
Уметь:
– изучать свой организм;
– составлять рацион питания;
– оказывать первую помощь при ушибах, солнечных и тепловых ударах, других
повреждениях организма;
– различать съедобные и ядовитые растения, и грибы;
– распознавать ядовитых животных;
– предусматривать и планировать свои действия при стихийных бедствиях;
– сохранять здоровье в черезвучайных ситуациях;
– уметь планировать режим дня.
Содержание программы.
Введение: Здоровье – это одна из важнейших ценностей нашего общества факторы, влияющие на здоровье. Академик Амосов рассуждал так, т.к. “мода – это великий двигатель! Вот если бы удалось моде – быть худым, спортивным, не курить и даже не стареть”. Культ здоровья и красоты должен войти в наш образ жизни, войти смолоду! Сохранять и укреплять здоровье – это жизненная позиция, необходимость и нравственная догма каждого. Знакомство с науками изучаемыми организм человека, местом человека в животном мире. Методы изучения человека. Ориентирование в среде обитания.
Общественная и личная гигиена. Гигиенические требования к одежде и обуви, которыми пользуется человек в разные времена года и разных ситуациях. Гигиена кожи и кожных образований, без которых человек не может существовать, так велика их роль в адаптации организма. Роль закаливания в сохранении здоровья. Правила гигиены необходимы для сохранения органов чувств, через которые человек воспринимает окружающий мир.
Экологическое состояние природной среды, которая нас окружает; и помещений, в которых мы проводим половину нашей жизни.
Биотические факторы и их влияние на организм человека. Формирование представления о значении биотических факторов в жизни человека. Знакомство с морфологическими особенностями растений, грибов и животных. Распознание ядовитых растений и грибов и меры направленные на профилактику отравлений. Значение животных в жизни человека. Правила обращения с животными в природе. Особенности содержания домашних и декоративных животных. Развитие психических особенностей человека при уходе за животными. Инфекционные заболевания человека и микроорганизмы. Меры направления на предупреждение инфекционных заболеваний.
Абиотические факторы и их воздействие на здоровье, и быт людей. Влияние абиотических факторов на хозяйственную деятельность человека. Природа стихийных бедствий, например, пожаров и гроз; снегопадов и наводнений, селей и оползней; землетрясений и вулканов. Причина возникновения стихийных бедствий. Безопасное поведение в экстремальных условиях, оказание первой помощи при травмах, термоохлаждениях, повреждении кожных покровов.
Человек – существо социальное. Правильная организация учебных занятий и физического труда. Труд – залог сохранения здоровья. Требования предъявляемые к рабочему месту. Профилактика производственных травм. Режим дня и его влияние на здоровье, через регуляцию и перераспределение труда. Избежание переутомления организма подростка. Двигательный режим и физическая подготовка к выживанию в экстремальных условиях. Значение и состав пищи для человека правила приема пищи и режим питания, калорийность пищи и энергозатраты подростка.
Культура общества. Общение учащихся подросткового возраста. Поведение подростков в коллективе. Предупреждение негативных поступков как научиться управлять собой. Развитие общества. Потребностей человека и его поведение. Психические особенности поведения. Правила эффективного общения.
Календарно-тематическое и поурочное планирование курса “Основы здоровья 5 класс”.
Разделы | Темы | Пpaктическая направленность обучения |
Введение – 5часов. | 1. Здоровье одна из важных ценностей человека. 2. Место человека в природе и обществе (биосоциальная сущность человека). 3. Методы исследования (изучения) организма человека. 4. Генеалогический метод исследования. 5. Ориентирование в среде обитания (на местности). |
Пpaктическая работа “Изучи себя”. |
Общественная и личная гигиена – 5 часов. | 6. Гигиенические требования к одежде и обуви. 7. Гигиена кожи и кожных образований. 8. Закаливание. Роль закаливания в сохранении здоровья. 9. Органы чувств и правила их гигиены 10. Гигиена внешней среды: А) помещений Б) природной среды. |
Проект: “Методика закаливания в домашних
условиях”. |
Биотические и факторы и их влияние на организм человека – 8 часов. | 11. Значение растений в жизни человека. 12. Распознание ядовитых растений. 13. Грибы. Распознание ядовитых грибов. 14. Профилактика отравлений ядовитыми растениями и грибами. 15. Значение животных в жизни человека. 16. Правила обращения и содержания животных. 17. Инфекционные заболевания и микроорганизмы. 18. Поведение в природе. Работа над проектами. |
Пpaктическая работа “Выявить хаpaктерные
признаки ядовитых растений”. |
Абиотические факторы и их воздействие на людей – 5 часов. | 19. Стихийные бедствия и их предупреждения и
прогнозирование. 20. Пожары и грозы. 21. Снегопады и наводнения, сели, оползни. 22. Землетрясения и ураганы, цунами. 23. Безопасное поведение в экстремальных условиях. |
Игра “Что? Где? Когда?”. Пpaктическая работа “Моделирование поведения выхода из экстремальных ситуаций”. |
Человек – существо социальное – 10 часов. | 24. Организация учебных занятий и физического труда. 25. Требования предъявляемые к рабочему месту. Профилактика производственных травм. 26. Режим дня и его влияние на здоровье. 27. Рациональный отдых, гигиена сна. 28. Двигательный режим. Физическая подготовка к выживанию в экстремальных условиях. 29. Значение и состав пищи. Режим питания. 30. Правила приема пищи. 31. Культура общения. Общение в коллективе подростков. 32. Научись управлять собой. 33. Предупреждение употрeбления психоактивных средств. 34. Тренинги поведения в различных нестандартных ситуациях. 35. Обобщение |
Пpaктическая работа “Составление правил техники
безопасности на рабочем месте” (разные профессии). Пpaктическая работа “Составь режим дня”. Пpaктическая работа “Формирование правильной осанки”. Проект “Составить рацион питания для разных детских учреждений”. Игра: “Твои решения”. |
Литература
- Джозеф Д. Настольная книга для преподавателя биологии, Москва, Просвещение, 1974.
- Швецова Е. Новейшая энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях, Москва, Апрель, 2007.
- Ахметова И. Мой выбор. Учебно-методическое пособие для учителей средней школы, Москва, 2003.
- Фарбер Д., Корниеко В. Физиология школьника, Москва, Педагогика, 1990.
- Мансурова С.Е., Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда, Санкт-Петербург, 2006.
- Хрипкова А., Колесов Д. Гигиена и здоровье, Москва, Просвещение, 1983.
- “Я и окружающая среда”, Биология в школе, № 4, 2002.
В первой половине XIX в. уже был собран огромный материал из различных областей естествознания, свидетельствующий в пользу эволюции....
19 05 2022 12:29:20
Цель лабораторной работы – доказать, что в лепестках цветов растений нет белого пигмента, изучить свойства антоцианов и объяснить изменение цвета цветов, плодов растений....
18 05 2022 3:17:13
Урок биологии проведен на неделе естественных наук. Урок-проект полного цикла. Ученики, изучив материал по плоским червям, создали памятку «Предупрежден – значит, вооружен»....
17 05 2022 1:59:33
Конспект урока по природоведению, составленный на основе технологии модульного обучения с использованием инструктивной карты, включающей контроль выполнения заданий. В модульной технологии используются такие формы контроля, как самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.
...
16 05 2022 8:25:57
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
15 05 2022 2:41:34
Данный урок проводится в 7-м классе коррекционной школы. Главная задача - познакомить учащихся с конкретными представлениями семейства бобовых, их разнообразием. Поэтому чем больше видов растений в пределах данного урока побывает в руках учащихся и будет изучено ими с различных точек зрения, тем лучше они поймут разнообразие растительного мира....
14 05 2022 18:46:15
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
13 05 2022 4:54:45
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
12 05 2022 14:44:22
Полиплоидия – это увеличение количества хромосомных наборов в клетках растений или животных, которое кратно одинарному числу хромосом....
11 05 2022 0:21:49
Статья отражает схему проведения урока-семинара по экологическому краеведению в рамках предмета биологии. Урок предназначен для учащихся 11-х классов средних школ с преподаванием предмета на базовом уровне. Урок представляет информацию о природных ресурсах Орловской области и их использовании в народном хозяйстве. Проблема рационального природопользования является актуальной для любого региона РФ.
...
10 05 2022 23:39:54
Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....
09 05 2022 4:46:19
Урок знакомит учащихся с постэмбриональным развитием животных организмов. Развивается представление об индивидуальном развитии животных организмов. Ученики обобщают и закрепляют представление о типах постэмбрионального развития организмов животных, формируют представление о закономерностях прямого и непрямого развития. Развивают научное мировоззрение; экологическое воспитание.; поддерживают познавательный интерес к процессам жизнедеятельности организмов....
08 05 2022 9:44:40
На уроке в фронтальном опросе формируется речь, развиваются умения обобщать, сравнивать, делать выводы, мышление в решении биологических задач. Учащимся предлагается работа с наглядным анимированным материалом и интеллектуальная викторина "Своя игра" по теме урока. Развивается познавательный интерес к изучению собственного организма и биологии....
07 05 2022 10:23:29
Урок расширяет знания учащихся о многообразии насекомых, вводит понятие "экологическая группа" на примере знакомства с насекомыми. ...
06 05 2022 9:13:49
Здоровье – состояние физического, душевного и социального благополучия. Преподаватели технологии, биологии и музыки в рамках интегрированного внеклассного мероприятия показывают важность этой темы и вместе с учащимися обобщают и систематизируют знания о здоровом образе жизни.
...
05 05 2022 18:23:42
Каждый урок - это поиск: как лучше сделать, чтобы детям было интересно на занятиях по биологии, чтобы они спешили ко мне и видели в педагоге своего друга? Творчество думающего учителя питается опытом коллег, его изучением, обобщением.
...
04 05 2022 22:27:40
Статья посвящена формированию универсальных учебных действий на уроках биологии – метапредметным, проектным и информационным технологиям обучения....
03 05 2022 11:25:37
Сценарий написан как часть внеклассной работы при преподавании курсов природоведения и основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 2—4-х классов. Готовят этот спектакль ученики 5—7-го класса в рамках внеклассной работы по природоведению, биологии или ОБЖ. Сценарий несет образовательные и воспитательные функции.
...
02 05 2022 19:56:54
Урок построен в форме групповой работы, что обеспечивает эффективное использование лабораторного оборудования в условиях недостаточного материального обеспечения. Урок предусматривает лабораторную работу, заполнение таблиц о функциях и составе крови. Перемещение групп в ходе урока обеспечивает динамичность урока, смену деятельности. Материалы урока включают задания для групп, маршрутные листы, контроль - презентацию для первичной проверки усвоения знаний.
...
01 05 2022 18:51:41
Урок знакомит учащихся с природными и культурными достопримечательностями наслегов родного района, воспитывает у учащихся чувство любви к родному городу, формирует национальное самосознание....
30 04 2022 13:18:52
Одна из задач учителя биологии - сформировать экологическое сознание учащихся. Интеpaктивное внеклассное мероприятие на основе компьютерных технологий позволяет показать связь предметов биологии, экологии и литературы в 6-м классе....
29 04 2022 4:53:24
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
28 04 2022 20:46:28
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
27 04 2022 8:54:11
Урок построен на принципах личностно-ориентированного обучения. Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о влиянии человека на различные объекты природы. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников....
26 04 2022 9:53:40
Урок по биологии по теме. На уроке рассматриваются вопросы влияния и последствия негативных факторов для развития зародыша....
25 04 2022 3:59:23
Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....
24 04 2022 1:37:21
Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....
23 04 2022 15:22:25
В современных условиях очень важно, чтобы учащиеся получали не только сумму знаний, но умели применять их на пpaктике, интеграция химических умений в биологические темы способствует формированию общеучебных компетенций, формированию более целостной картины мира в сознании учащихся. Учащиеся лучше воспринимают и усваивают материал, если им довелось при этом провести, хотя бы небольшое исследование....
22 04 2022 4:22:45
Какой урок может быть назван «урок развивающего обучения»? Думаю, что тот, который способствует духовному, психическому, интеллектуальному росту учащегося....
21 04 2022 1:45:36
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
20 04 2022 2:57:26
Представлен конспект урока биологии по теме "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"....
19 04 2022 22:22:58
Использованная на уроке комбинированная форма опроса учащихся позволит не только проверить и закрепить знания учащихся по теме, но и подготовить их к различной форме проведения вступительных экзаменов в вуз.
...
18 04 2022 0:54:33
На уроке изучаются химические элементы, органические и неорганические вещества в единстве их функций и физико-химических свойств и таким образом учащиеся получают доказательства единства живой и неживой природы, родства живых организмов друг с другом и взаимосвязи организмов с окружающей средой на молекулярном уровне жизни....
17 04 2022 10:56:43

В школе-интернате санаторного типа обучаются дети с нарушениями опopно-двигательного аппарата, тема актуальна. Интегрированный урок с ЛФК объясняет новую тему, ученики осознанно и с большим энтузиазмом выполняют комплекс упражнений. Актуализируют знания о скелете человека, обращая внимание на строение и форму позвоночника. Предусмотрена индивидуальная работа, в парах и группах, проектная деятельность....
16 04 2022 5:54:48
Интегрированное занятие по биологии и ЛФК формирует общие представления о жизненной емкости легких и факторах, влияющих на ее формирование. В качестве рефлексии учащимся предлагаются логические тесты на установление причинно-следственных связей (тесты составлены одним из учеников). На занятии предусмотрена пpaктическая часть, индивидуальная работа, в парах и группах....
15 04 2022 15:48:29
В статье даётся анализ УУД-потенциала различных заданий и приёмов, используемых на уроках биологии....
14 04 2022 11:25:53
Презентация может быть использована в ходе объяснения новой темы.
...
13 04 2022 4:55:40
Урок проводится в 5-м классе в соответствии с современными требованиями ФГОС по программе В.В.Пасечника «Линия жизни», Просвещение. Урок освоения новых знаний с опорой на уже имеющиеся знания из курса «Окружающий мир», что позволяет расширить рамки изучаемого на уроке. Используется технология проблемного обучения, работа в группах и современные информационные технологии. Учащиеся используют в работе мобильный класс, цифровой и световой микроскопы....
12 04 2022 7:39:48
Учащиеся должны знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые надо решать сегодня. Учащихся знакомятся с экологической обстановкой в Воронеже и Воронежской области, узнают на конкретных примерах степень опасности загрязнений....
11 04 2022 0:27:24
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
10 04 2022 2:48:11
Самореализация человека (ученика) на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности в ходе исследовательской работы во внеурочное время, презентация по итогам – на обобщающих уроках биологии....
09 04 2022 2:54:35
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
08 04 2022 10:37:43
Задачи исследования: выявить споры грибов в хлебобулочных изделиях; оценить возможные последствия загрязнения хлеба спорами грибов; определить, какие способы хранения в большей степени пpeдoxpaняют хлебные продукты от поражения плесенью; разработать рекомендации правильного хранения хлебных продуктов....
07 04 2022 18:15:33
Данный урок позволяет продолжить развитие знаний у детей об основных органах цветкового растения, раскрыть значение корня для растения в целом. Разнообразные методы и приёмы на уроке позволяют сделать процесс обучения более творческим. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, что позволит развивать познавательный интерес ученика к предмету, любознательность, творчество.
...
06 04 2022 20:27:41
Урок проводится для того, чтобы подвести итог ряда уроков, проведенных ранее, закрепить знания, выяснить пробелы в изученной теме и дать дополнительный материал по теме "Птицы" в 7-м классе....
05 04 2022 11:51:41
Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....
04 04 2022 5:42:41
Введение в природоведение, 9-й класс. Урок-занятие "Влияние человека на ландшафт" будет интересен не только с позиции выбора профиля обучения, но и с точки зрения экологической грамотности и формирования экологической ответственности каждого гражданина России. Урок проводится с использованием элементов урока "критического мышления". На заключительном этапе урока ученики выполняют проектную работу по улучшению и благоустройству своего села.
...
03 04 2022 10:48:19
Данный урок начинает тему "Жизнь растений". Он позволяет изучить химический состав клетки, овладеть при этом приёмами исследовательской деятельности. Обучающиеся научатся проводить лабораторные опыты, анализировать результаты, делать выводы. На уроке дети будут работать с информационными текстами, схемами и составлять опopные сигналы. Конечным результатом будет связь между целью деятельности и оцениванием собственного вклада в работу на уроке....
02 04 2022 23:53:41
Данная тема очень важная и необходимая для понимания обучающихся, так как плод является конечным этапом развития цветка. Основная его функция защита и распространение семян, заключенных в нем. Плоды чрезвычайно разнообразны и обучающиеся должны уметь различать типы плодов, основываясь на знаниях их разнообразных признаков. Ценить и знать их значение в жизни человека (ценные продукты питания, лекарственные и красящие вещества и др.)....
01 04 2022 3:16:16
В ходе подготовки и проведения мероприятия учащиеся знакомятся c разнообразием красящих пигментов растений, приобретают навыки работы с дополнительной литературой, биологическим оборудованием и химическими реактивами. Происходит формирование монологической речи и опыта выступления перед аудиторией, воспитание бережного отношения к природе и чувства прекрасного....
31 03 2022 22:36:47
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::