Развитие жизни в Мезозойскую эру
Тип урока: проблемно-поисковый урок
Цели и задачи урока
- Учащийся должен выявлять эволюционные закономерности на основе анализа геохронологической таблицы.
- Ученик дожжен уметь анализировать материал темы (сравнить и сопоставить ароморфозы растительных и животных), выдвинуть научную гипотезу и объяснить.
- На основе хаpaктеристики особенностей климата в мезозое учащийся должен распознавать ароморфозы растений и животных.
- Учащийся должен ориентироваться в эволюционных связях изменения животного и растительного мира мезозойской и палеозойской эры .
Оборудование: Формы сохранности – коллекция, таблицы с изображением голосеменных, покрытосеменных – цветок с насекомыми, насекомоядные, летучие мыши, геохронологическая таблица, муляжи динозавров, таблица «век динозавров», таблица утконос, отпечаток археоптерикса, мультимедиа проектор, К/М диск – уроки биологии 11кл.
Термины к уроку:
Низшие растения – растения, тело которых
не дифференцировано на ткани и органы
Высшие растения – тело дифференцировано
на ткани и органы. У высших семенных растений
выделяется побеговая система и корневая.
(голосеменные и покрытосеменные)
Беспозвоночные – животные, относящиеся ко
всем типам кроме хордовых, и не имеющие осевого
скелета.
Хордовые – позвоночные, имеющие осевой
скелет от хорды ланцетника до приматов.
Почвообразование – биогенный процесс
литосферы.
Специализация – крайняя степень
приспособленности к очень узким условиям.
Идиоадаптация – любое частное
приспособление к конкретным условиям
существования.
Гипотеза – научное предположение,
выдвигаемое для объяснения каких нибудь явлений,
предположение, требующее подтверждения.
Ароморфоз – крупные изменения приводящие
усложнению и подъему организации, появлению
новых классов.
Термины на уроке: триасовый, меловый, юрский периоды; древовидные хвощи; семенные папоротники; мезозой.
№ этапа | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Актуализация | Сообщение цели урока. Анализировать геохронологическую таблицу (сравнить и сопоставить ароморфозы растительных и животных организмов), выдвинуть научную гипотезу и объяснить. |
Таблица на столах Активно слушать (вести короткие заметки, запись) |
– Вспомним изменения в палеозойской
эре. Вступление слайд 1-12 Протерозойская эра – эра беспозвоночных Палеозой хаpaктеризуется появлением хордовых – рыб, амфибий, пресмыкающихся. – Вспомним
изменения в палеозойской эре. |
1) Тесты выполняют в парах «Ароморфоз или Идиоадаптация» (меняются листочками, проверяют друг у друга, а ответы на доске),
Дети отвечают |
|
2. Изучение нового материала. | Жизнь в мезозойской эре. Вступление. На этом уроке изучить мезозой и уметь объяснить научную гипотезу. 1) Растения в Триасе. В палеозое росли гигантские папоротники и плауны, появились голосеменные. Рассказ по таблице. (Папоротники – оплодотворение идёт в воде) – А что мы знаем о них? Как размножаются голосеменные? |
Ответы учеников |
2) Работа с книгой | Стр.114. первый абзац до слов юрский
период. Исследование учебника и выяснить. Растения в Триасе – Какой климат? – Почему вымирают гигантские папоротники? – Как изменилась cреда их обитания? Выводы: _____________________________________________ |
|
– Что доказывает вывод? – Почему остались голосеменные растения? |
– Влияние изменения внешней среды на
организм? – Приспособление – (Опыление ветром). |
|
3) В юрском периоде появились
покрытосеменные растения. – Почему параллельно развивались насекомые? Таблица цветок и насекомое – беседа – Короткий рассказ по табл. О животных. Единственный вид клювоголовых – новозеландская гаттерия (слайд 22) Слайды 13-14, 22 |
||
4) Животные в юрском периоде – птицы (рассказ ученика Археоптерикс.) | ||
5) Динозавры. Разобрать специализацию по
муляжам в кабинете Слайды. 15-22 |
6) Почему вымерли динозавры в меловом
периоде? Выбор гипотезы и объяснение – почему? |
|
7) Появление млекопитающих и птиц. Появление Покрытосеменных растений. Слайды 23-26 – Разбери в хронологической последовательности. Слайд 27 |
Разбирают эволюционную гипотезу в
хронологической последовательности. 1. Вымирание хищных динозавров. 2. Климат жаркий и сухой. 3. Сокращение ареала околоводной растительности. 4. Постепенное похолодание климата. 5. Вымирание растений 6. Вымирание растительноядных динозавров. 7. Постепенное изменение растительного покрова. 8. В конце мелового периода произошло горообразование. Первая цифра 2_____________ |
|
Слайд 28 Эволюция наземных позвоночных |
Причина сходства хордовых? Анализ схемы |
|
8) Научные доказательства Закон Бэра доказывает единство происхождения Биогенетический закон (Мюллера-Геккеля) Слайд 29-36 Обобщение: Ассоциативные пары слов. |
Составьте предложения, используя
ассоциативную пару логически связывая термины в
ряду.
|
|
3. Выводы по теме | 3. Усложняется органический мир. Увеличивается биомасса живых организмов. Организмы приспосабливаются к новым условиям. Преобразуется неживая часть биосферы. Большая неравномерность в развитии жизни. С появлением и развитием одних форм организмов идёт вымирание других. Меняется состав атмосферы.37-38 |
Формулируют выводы по уроку Что нового узнали? |
4. Закрепление | Подберите переходные формы (слайд 39) | Кистеперые рыбы, Стегоцефал, Семенные, Утконос, Псилофиты , Папоротники , Вольвокс, Археоптерикс, Эвглена зеленная, Стегоцефалы, Кенгуру, Трилобиты, Риния. Рыбы __1. ______ ________земноводные; Споровые папоротники 2. _____ голосеменные; Земноводные __ 3. _____пресмыкающиеся; Одноклеточные- 4._______ многоклеточные; Растения одноклеточные _ 5. _____ однокл. жив. Пресмыкающиеся ___________ 6 ____птицы Пресмыкающиеся __ 7 ______Млекопитающие Яйцекладущие млекопитающие _ 8 __ плацентарные Кольчатые _________ 9 _____ Члeнистоногие Мхи ___________________10__ Папоротники Голосеменные _____11__ Покрытосеменные |
5. Домашнее задание | Доказательства эволюции. 1) в тетради. стр.142 раб. № 1 а №2. на дом. §3,3 стр114-120. |
Дополнительный материал.
Дайте краткую хаpaктеристику эволюции
животных в палеозойскую эру.
Палеозойская эра продолжалась около 450 млн. лет и
закончилась приблизительно 230 млн. лет назад. Она
включает шесть периодов: Кембрий, Ордовик, Силур,
Девон, Карбон и Пермь. В начале эры из-за
повышения солености морей животные, усваивая
минеральные соли, смогли образовывать жесткий
скелет. Начиная с этого времени, сохраняется
значительно больше ископаемых остатков,
благодаря чему наши знания о жизни в это время
значительно полнее, чем о предыдущих эпохах.
В кембрий жизнь существовала исключительно в
морях, где обитали уже все известные типы
животных. Большого распространения достигли
древнейшие члeнистоногие – трилобиты, а также
кишечнополостные, моллюски и иглокожие. В
Ордовик (в конце) происходит выход жизни на сушу:
первые споровые растения (псилофиты) начинают
заселять берега пресных водоемов. В морях
распространяются полухордовые животные,
напоминающие современного ланцетника.
Задания на соответствие
I | II | III | IV | V | VI | VII |
I. Сравнительно- анатомические доказательства эволюции. | 1) Близкий химический состав всех групп растений и животных. |
II. Морфологические доказательства эволюции. | 2) Сходство белков и нуклеиновых кислот. |
III. Эмбриологические доказательства эволюции | 3) Одинаковы принципы генетического кодирования. |
IV. Биогеографические доказательства эволюции | 4) Клеточное строение |
V. Палеонтологические доказательства эволюции | 5) Одинаковые механизмы деления клеток |
VI. Генетические доказательства эволюции | 6) Сходство эмбрионального развития животных |
VII. Биохимические доказательства эволюции | 7) Существование промежуточных форм |
8) Гомологичные органы | |
9) Рудименты и атавизмы | |
10) Филогенетические ряды форм | |
11) Особенности распространения растений и животных на планете | |
12) Общее сходство строения |
Таблица для активного слушания
Название периода | Время | Основные события |
Архей | ||
Протерозой (докембрий) | ||
Палеозой Кембрий |
||
Ордовик | ||
Силурийский | ||
Каменноугольный | ||
Пермский | ||
Мезозой Триас |
||
Юрский | ||
Меловый | ||
Кайнозой Палеоген |
||
Неоген | ||
Антропоген |
Презентация к уроку
Комментарии:
Урок является заключительным в теме «Генетика и селекция» в 10-м классе. На уроке раскрывается краткая история биотехнологии, сущность биотехнологических процессов, перспективы развития современной селекции, для закрепления знаний проводится компьютерная лабораторная работа....
30 06 2025 4:27:53
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
29 06 2025 16:39:19
Урок в 9-м классе знакомит учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки....
28 06 2025 1:17:49
Курс выявляет и объясняет биологические и экологические объекты, процессы и явления в поэзии, развивает интерес учащихся к биологии, экологии и литературе. Подробное изучение биологических аспектов помогает понять главную мысль стихотворения....
27 06 2025 13:29:34
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
26 06 2025 5:55:33
В течение последних лет наше методическое объединение учителей естественных наук работает над темой «Интегрированный подход в изучении естественных наук с применением информационных технологий». В ходе реализации этой темы нами был дан ряд уроков в разных классах с применением ИКТ.
...
25 06 2025 21:57:29
Какой урок может быть назван «урок развивающего обучения»? Думаю, что тот, который способствует духовному, психическому, интеллектуальному росту учащегося....
24 06 2025 3:20:18
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
23 06 2025 19:19:50
Урок проводится в 11-м классе с использованием компьютерных технологий. Класс заранее получает задания, разбивается на творческие группы. Каждая группа готовит свою компьютерную презентацию и затем защищает её. В конце урока проходит обсуждение с классом проблемных ситуаций, и предлагаются их решения. В завершение, проводится письменное тестирование по 2-м вариантам....
22 06 2025 6:13:11
Данный урок занимает четвертое место в теме "Опора и движение". При изучении нового материала и его закреплении использую работу в группах, так как создаются условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности учащихся, атмосферы заинтересованности, ситуаций общения, позволяющие ученику проявить себя, происходит стимулирование учащихся к высказываниям.
...
21 06 2025 8:30:45
Цель урока: сформировать целостное представление о движении крови в организме, о физико-химических основах работы внутренних органов и взаимодействии их с кровью; установить причинно-следственные связи с курсами химии и физики.
...
20 06 2025 7:27:26
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
19 06 2025 15:56:12
Урок направлен на изучение особенностей строения нервной системы у разных групп животных и на формирование представления об эволюционном изменении нервной системы. Изучение нервной системы животных сопровождается презентацией и демонстрацией ЦОР....
18 06 2025 7:15:15
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
17 06 2025 14:19:43
Урок завершает изучение темы "Опopно-двигательная система". Позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся по теме. Проводится урок в форме викторины с использованием компьютерных технологий. Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют развитию творческого и критического мышления, активизируют мыслительную деятельность учащихся.
...
16 06 2025 21:13:20
Задачи урока: организовать усвоение понятий: «размножение», «бесполое размножение», «пoлoвoе размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш», «гермафродит»; провести сравнение (найти сходство и различие) живых и неживых организмов; создать условия для формирования понятия «размножение» как общего свойства живых организмов....
15 06 2025 2:43:44

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
14 06 2025 19:14:38
Я предлагаю вашему вниманию методическую разработку по решению генетических задач различной степени сложности.
Одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся является организация их пpaктической деятельности. Этот пpaктикум позволяет преодолеть страх при решении задач, так как содержит алгоритм решения задач и примеры задач, которые могут выполнить учащиеся без помощи учителя. Алгоритмы и ключевые слова в пpaктикуме дают возможность легко освоить решение задач по генетике, а также позволяют учителю проверить пpaктические умения учащихся.
...
13 06 2025 14:44:51
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
12 06 2025 11:47:30
Цель урока – повторить основные понятия темы «Строение клетки», научиться использовать научную терминологию; систематизировать умение хаpaктеризовать особенности прокариот и эукариот. У учащихся развивается познавательная активность, умение применять фактические знания в игровой ситуации. Дети учатся пользоваться цифровым микроскопом....
11 06 2025 1:38:34
Данный урок является одним из вариантов уроков с применением компьютерных технологий. Применяя на уроках компьютерную технику, а также разнообразные формы, методы и педагогические техники, можно повысить плотность урока, интенсифицировать его, сделать урок интересным и содержательным. Урок с использованием компьютера вызывает у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала. Резко повышается активность учащихся на уроке, они включаются в процесс мышления и обучения....
10 06 2025 11:36:44
Данный урок проводится в 7-м классе коррекционной школы. Главная задача - познакомить учащихся с конкретными представлениями семейства бобовых, их разнообразием. Поэтому чем больше видов растений в пределах данного урока побывает в руках учащихся и будет изучено ими с различных точек зрения, тем лучше они поймут разнообразие растительного мира....
09 06 2025 13:51:53
Урок биологии рассчитан на самостоятельное изучение материала, при использовании карточки-модуля. Однако, все темы, связанные с изучение эволюционных процессов, сложны для восприятия обучающихся. Роль учителя состоит в осуществлении и направлении процесса работы на уроке....
08 06 2025 17:53:46
В работе представлены результаты применения УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003–медиатека" в процессе обучения для ученика и учителя.
Дается описание, систематизация, методическое обоснование деятельности творческой группы учителей школы, возглавляемых координатором – учителем информатики – по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а также анализ возможностей реализации творческой инициативы учителя при использовании современных мультимедийных технологий. Показана система использования ИКТ на различных этапах урока.
...
07 06 2025 0:39:28
Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию – информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. Поэтому учитель обязан использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, воспитании и развитии учащихся. С этой целью я активно применяю ИКТ в своей работе. Я представляю урок по теме "Биосинтез белка" в 9-м классе как пример моего опыта по использованию ИКТ на уроках биологии....
06 06 2025 6:12:19
Осязание возникает при раздражении рецепторов кожи, слизистых оболочек. В качестве раздражителей выступают прикосновения, давление, тепло или холод и другие воздействия. Болевые ощущения можно рассматривать как одну из форм осязания....
05 06 2025 13:43:51
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
04 06 2025 7:49:42
Материал расширяет знания учащихся о насекомых и их многообразии, формирует понимание значения насекомых в природе и жизни человека. Цель: формировать умения работать с текстом, искать, выделять информацию, структурировать (таблица, кластер)....
03 06 2025 15:36:44

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....
02 06 2025 15:18:21
Урок расширяет представление о здоровом образе жизни, формирует умение систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках биологии и из средств массовой информации. В ходе урока развивается творческое мышление, воспитывается чувство ответственности за свое здоровье и окружающих людей....
01 06 2025 13:56:31
Урок по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой «Биология. Многообразие живых организмов. 7-й класс» с применением технологии модульного обучения. Цель работы – показать, что модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися....
31 05 2025 15:22:31
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
30 05 2025 4:11:40
В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....
29 05 2025 6:26:53
Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия: о строении и функциях больших полушарий мозга, зонах коры полушарий. Продолжать развивать интеллектуальные способности учащихся, используя задания, требующие от них логического мышления, формирование познавательной активности, расширить кругозор учащихся, умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы. Показать учащимся большой вклад отечественных ученых в изучение мозга, достижения микрохирургии мозга....
28 05 2025 21:55:38
Учитель с десятилетним стажем преподавания биологии в школе предлагает авторский комплект задач по общей биологии, которые не только можно использовать на обычных уроках по предмету, но и рекомендуется предложить учащимся для решения в рамках кружкового, факультативного занятия или для самостоятельного разбора дома. Все задачи снабжены решением и ответами, что делает разработку вдвойне более ценной, особенно для начинающих учителей.
...
27 05 2025 7:13:23
В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга.
...
26 05 2025 17:21:40
Урок проведен в форме игры-путешествия по станциям. Тему учащиеся разбирают на протяжении нескольких уроков. Знакомятся с разными отрядами класса насекомых. Узнают особенности их внешнего и внутреннего строения, поведения, образа жизни и основных представителей отрядов насекомых. На уроке использовались технологии: частично-поисковой, индивидуальная и групповая работа, развивающее обучения, ИКТ, личностно-ориентированное обучение....
25 05 2025 14:59:40
Цель урока: расширить представления об особенностях генетики при составлении простых схем скрещивания...
24 05 2025 16:53:41
Автотрофные бактерии — это бактерии, которые могут синтезировать органические вещества из неорганических в результате фотосинтеза (фототрофные) и хемосинтеза (хемотрофные)....
23 05 2025 14:32:13
Материал урока содержит информацию о делении клетки при бесполом размножении. На уроке формируются знания о важнейших этапах непрямого деления клеток. Для наглядности данного процесса авторы предлагают анимационный фильм, созданный в программе Flash 8 (для просмотра необходим проигрыватель Flash или Flash-плагин для веб-браузера).
...
22 05 2025 10:34:17
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1.
...
21 05 2025 2:41:55
Известно, что познавательная активность обучающихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Один из подходов - это организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, выполняя пpaктические и лабораторные работы, решая задачи проблемного хаpaктера, работая с дополнительным материалом.
...
20 05 2025 15:58:20
Данная разработка позволит познакомить учащихся с многообразием земноводных, интересными представителями, значением их в жизни человека, экологическим значением, познакомить с земноводными, обитающими на территории Нижегородской области, сформировать бережное отношение к земноводным как части живой природы.
...
19 05 2025 9:37:54
Внеклассное занятие в форме игры "Звездный час" с целью объяснить возможность утраты тех или иных видов растительного и животного мира Кубани....
18 05 2025 21:47:59
Цель урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, мерах борьбы с ними....
17 05 2025 22:12:48
Начало мезозойской эры было временем расцвета и господства пресмыкающихся. Отдельные представители достигали гигантских размеров с массой тела до 20т....
16 05 2025 4:11:30
Представленный урок проводится в рамках курса "Биология. Бактерии. Грибы. Растения".
Тема урока :"Разнообразие растений"....
15 05 2025 18:33:26
Цель урока: изучить совместную жизнь видов в биоценозе, типы связей у совместно обитающих видов в биогеоценозе; рассмотреть коадаптацию и другие примеры адаптации, выработавшиеся у популяции видов в связи с существованием в сообществе с другими, рядом находящимися видами в процессе эволюции. Тема может рассматриваться на двух уроках с последующей работой и проверкой терминов....
14 05 2025 20:40:43
Биография Ломоносова – это биография «молодой науки российской». Его идеи послужили становлению биологии. В связи с этим мной организована игра, показывающая учащимся Ломоносова как биолога и просветителя. Игра предназначена для учащихся 8–9-х классов....
13 05 2025 3:18:25
Представлен урок биологии в 7-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi и мультимедийных пособий. В ходе урока представлено использование ИКТ, что расширяет возможности учителя, позволяет разнообразить его методический арсенал, активизировать познавательную деятельность учащихся. Данный опыт может быть интересен учителям других предметов, как пример использования интеpaктивной доски и мультимедийных пособий....
12 05 2025 9:20:27
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::