Развитие жизни в Мезозойскую эру
Тип урока: проблемно-поисковый урок
Цели и задачи урока
- Учащийся должен выявлять эволюционные закономерности на основе анализа геохронологической таблицы.
- Ученик дожжен уметь анализировать материал темы (сравнить и сопоставить ароморфозы растительных и животных), выдвинуть научную гипотезу и объяснить.
- На основе хаpaктеристики особенностей климата в мезозое учащийся должен распознавать ароморфозы растений и животных.
- Учащийся должен ориентироваться в эволюционных связях изменения животного и растительного мира мезозойской и палеозойской эры .
Оборудование: Формы сохранности – коллекция, таблицы с изображением голосеменных, покрытосеменных – цветок с насекомыми, насекомоядные, летучие мыши, геохронологическая таблица, муляжи динозавров, таблица «век динозавров», таблица утконос, отпечаток археоптерикса, мультимедиа проектор, К/М диск – уроки биологии 11кл.
Термины к уроку:
Низшие растения – растения, тело которых
не дифференцировано на ткани и органы
Высшие растения – тело дифференцировано
на ткани и органы. У высших семенных растений
выделяется побеговая система и корневая.
(голосеменные и покрытосеменные)
Беспозвоночные – животные, относящиеся ко
всем типам кроме хордовых, и не имеющие осевого
скелета.
Хордовые – позвоночные, имеющие осевой
скелет от хорды ланцетника до приматов.
Почвообразование – биогенный процесс
литосферы.
Специализация – крайняя степень
приспособленности к очень узким условиям.
Идиоадаптация – любое частное
приспособление к конкретным условиям
существования.
Гипотеза – научное предположение,
выдвигаемое для объяснения каких нибудь явлений,
предположение, требующее подтверждения.
Ароморфоз – крупные изменения приводящие
усложнению и подъему организации, появлению
новых классов.
Термины на уроке: триасовый, меловый, юрский периоды; древовидные хвощи; семенные папоротники; мезозой.
№ этапа | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Актуализация | Сообщение цели урока. Анализировать геохронологическую таблицу (сравнить и сопоставить ароморфозы растительных и животных организмов), выдвинуть научную гипотезу и объяснить. |
Таблица на столах Активно слушать (вести короткие заметки, запись) |
– Вспомним изменения в палеозойской
эре. Вступление слайд 1-12 Протерозойская эра – эра беспозвоночных Палеозой хаpaктеризуется появлением хордовых – рыб, амфибий, пресмыкающихся. – Вспомним
изменения в палеозойской эре. |
1) Тесты выполняют в парах «Ароморфоз или Идиоадаптация» (меняются листочками, проверяют друг у друга, а ответы на доске),
Дети отвечают |
|
2. Изучение нового материала. | Жизнь в мезозойской эре. Вступление. На этом уроке изучить мезозой и уметь объяснить научную гипотезу. 1) Растения в Триасе. В палеозое росли гигантские папоротники и плауны, появились голосеменные. Рассказ по таблице. (Папоротники – оплодотворение идёт в воде) – А что мы знаем о них? Как размножаются голосеменные? |
Ответы учеников |
2) Работа с книгой | Стр.114. первый абзац до слов юрский
период. Исследование учебника и выяснить. Растения в Триасе – Какой климат? – Почему вымирают гигантские папоротники? – Как изменилась cреда их обитания? Выводы: _____________________________________________ |
|
– Что доказывает вывод? – Почему остались голосеменные растения? |
– Влияние изменения внешней среды на
организм? – Приспособление – (Опыление ветром). |
|
3) В юрском периоде появились
покрытосеменные растения. – Почему параллельно развивались насекомые? Таблица цветок и насекомое – беседа – Короткий рассказ по табл. О животных. Единственный вид клювоголовых – новозеландская гаттерия (слайд 22) Слайды 13-14, 22 |
||
4) Животные в юрском периоде – птицы (рассказ ученика Археоптерикс.) | ||
5) Динозавры. Разобрать специализацию по
муляжам в кабинете Слайды. 15-22 |
6) Почему вымерли динозавры в меловом
периоде? Выбор гипотезы и объяснение – почему? |
|
7) Появление млекопитающих и птиц. Появление Покрытосеменных растений. Слайды 23-26 – Разбери в хронологической последовательности. Слайд 27 |
Разбирают эволюционную гипотезу в
хронологической последовательности. 1. Вымирание хищных динозавров. 2. Климат жаркий и сухой. 3. Сокращение ареала околоводной растительности. 4. Постепенное похолодание климата. 5. Вымирание растений 6. Вымирание растительноядных динозавров. 7. Постепенное изменение растительного покрова. 8. В конце мелового периода произошло горообразование. Первая цифра 2_____________ |
|
Слайд 28 Эволюция наземных позвоночных |
Причина сходства хордовых? Анализ схемы |
|
8) Научные доказательства Закон Бэра доказывает единство происхождения Биогенетический закон (Мюллера-Геккеля) Слайд 29-36 Обобщение: Ассоциативные пары слов. |
Составьте предложения, используя
ассоциативную пару логически связывая термины в
ряду.
|
|
3. Выводы по теме | 3. Усложняется органический мир. Увеличивается биомасса живых организмов. Организмы приспосабливаются к новым условиям. Преобразуется неживая часть биосферы. Большая неравномерность в развитии жизни. С появлением и развитием одних форм организмов идёт вымирание других. Меняется состав атмосферы.37-38 |
Формулируют выводы по уроку Что нового узнали? |
4. Закрепление | Подберите переходные формы (слайд 39) | Кистеперые рыбы, Стегоцефал, Семенные, Утконос, Псилофиты , Папоротники , Вольвокс, Археоптерикс, Эвглена зеленная, Стегоцефалы, Кенгуру, Трилобиты, Риния. Рыбы __1. ______ ________земноводные; Споровые папоротники 2. _____ голосеменные; Земноводные __ 3. _____пресмыкающиеся; Одноклеточные- 4._______ многоклеточные; Растения одноклеточные _ 5. _____ однокл. жив. Пресмыкающиеся ___________ 6 ____птицы Пресмыкающиеся __ 7 ______Млекопитающие Яйцекладущие млекопитающие _ 8 __ плацентарные Кольчатые _________ 9 _____ Члeнистоногие Мхи ___________________10__ Папоротники Голосеменные _____11__ Покрытосеменные |
5. Домашнее задание | Доказательства эволюции. 1) в тетради. стр.142 раб. № 1 а №2. на дом. §3,3 стр114-120. |
Дополнительный материал.
Дайте краткую хаpaктеристику эволюции
животных в палеозойскую эру.
Палеозойская эра продолжалась около 450 млн. лет и
закончилась приблизительно 230 млн. лет назад. Она
включает шесть периодов: Кембрий, Ордовик, Силур,
Девон, Карбон и Пермь. В начале эры из-за
повышения солености морей животные, усваивая
минеральные соли, смогли образовывать жесткий
скелет. Начиная с этого времени, сохраняется
значительно больше ископаемых остатков,
благодаря чему наши знания о жизни в это время
значительно полнее, чем о предыдущих эпохах.
В кембрий жизнь существовала исключительно в
морях, где обитали уже все известные типы
животных. Большого распространения достигли
древнейшие члeнистоногие – трилобиты, а также
кишечнополостные, моллюски и иглокожие. В
Ордовик (в конце) происходит выход жизни на сушу:
первые споровые растения (псилофиты) начинают
заселять берега пресных водоемов. В морях
распространяются полухордовые животные,
напоминающие современного ланцетника.
Задания на соответствие
I | II | III | IV | V | VI | VII |
I. Сравнительно- анатомические доказательства эволюции. | 1) Близкий химический состав всех групп растений и животных. |
II. Морфологические доказательства эволюции. | 2) Сходство белков и нуклеиновых кислот. |
III. Эмбриологические доказательства эволюции | 3) Одинаковы принципы генетического кодирования. |
IV. Биогеографические доказательства эволюции | 4) Клеточное строение |
V. Палеонтологические доказательства эволюции | 5) Одинаковые механизмы деления клеток |
VI. Генетические доказательства эволюции | 6) Сходство эмбрионального развития животных |
VII. Биохимические доказательства эволюции | 7) Существование промежуточных форм |
8) Гомологичные органы | |
9) Рудименты и атавизмы | |
10) Филогенетические ряды форм | |
11) Особенности распространения растений и животных на планете | |
12) Общее сходство строения |
Таблица для активного слушания
Название периода | Время | Основные события |
Архей | ||
Протерозой (докембрий) | ||
Палеозой Кембрий |
||
Ордовик | ||
Силурийский | ||
Каменноугольный | ||
Пермский | ||
Мезозой Триас |
||
Юрский | ||
Меловый | ||
Кайнозой Палеоген |
||
Неоген | ||
Антропоген |
Презентация к уроку
Комментарии:
Урок рассматривает статистические данные, способы определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрывает причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней, формирует представления о различиях мужского и женского организмов. Рекомендуется соблюдать тактичность изложения материала, в классе могут быть учащиеся с наследственными заболеваниями. Используются оптимистические прогнозы о возможных способах лечения заболеваний....
25 04 2025 18:45:27
Мастерская предназначена для изучения темы "Paкообразные" в курсе зоологии 7-го класса. Мастерская позволяет каждому участнику занятия провести своё микроисследование и в творческом поиске найти ответы на самостоятельно сформулированные вопросы о paкообразных, используя доступный объект изучения - креветки....
24 04 2025 5:14:35
Большое внимание при изучении курса биологии уделяется проведению пpaктических и лабораторных работ. Предложенный конспект урока позволит учителю интереснее и эффективнее построить данный урок, который направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами....
23 04 2025 11:35:52
В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....
22 04 2025 3:52:10
Программа помогает овладеть основными навыками ведения здорового образа жизни – залога долголетия. Она включает два раздела: здоровье человека и его компоненты, человек и окружающая среда. ...
21 04 2025 11:16:40
Урок применяет информационные технологии и методы развивающего обучения. В ходе урока у учащихся формируются представления об этапах индивидуального развития организмов, а также выясняются причины нарушений, происходящих в эмбриогенезе. Во время урока используются различные виды учебной деятельности: работа с терминами, заполнение схемы, таблицы, работа с текстом учебника....
20 04 2025 2:57:12
Областная экологическая акция «Живи, лес!» была проведена с целью привлечения внимания учащихся к проблемам сохранения, восстановления и преумножения российских лесов и активизации природоохранной деятельности школьников Кемеровской области....
19 04 2025 19:38:47

Цель урока: познакомиться с тремя основными средами обитания животных и условиями жизни, приспособленностью животных к жизни в разных средах обитания....
18 04 2025 1:46:34
Урок на тему "Энерготраты человека и пищевой рацион" является частью темы "Обмен веществ и энергии". Данная тема имеет обобщающий хаpaктер. В ней учащиеся закрепляют имеющиеся у них знания об основных жизненных функциях человеческого организма. Неполные знания учащихся о внутриклеточных изменениях веществ в этой теме расширяются и углубляются, у учащихся формируется понятия об обмене веществ и энергии как совокупности жизненных функций человеческого организма.
...
17 04 2025 1:46:52
Конкурс позволяет закрепить, углубить знания учащихся, а также активизировать познавательную деятельность. Значительна роль данного конкурса для экологического обучения и привития экологической культуры, чувства сопереживания, гуманности к окружающим, в том числе птицам.
...
16 04 2025 18:36:50
Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....
15 04 2025 18:39:25
Урок разработан для учащихся 10 класса к теме "Фотосинтез", обучающихся по учебнику "Общая биология" под редакцией Д.Беляева, Г.Дымшица. Однако, можно использовать разработку для изучения процесса фотосинтеза в старших классах для учебников других авторов....
14 04 2025 15:42:26
Наиболее важным при этом является дифференцировка клеток наружного и внутреннего слоев...
13 04 2025 15:16:39
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
12 04 2025 3:15:47
Обобщающий урок по биология в 8-м классе с количеством учащихся - 6 человек. Цель урока: расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и способности реагировать на их изменения; обобщить знания об органах чувств.
...
11 04 2025 1:14:15
На уроке учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, их отличительными особенностями, сформируют представление о строении грибов, типах питания и размножении....
10 04 2025 3:44:43
Данный урок-конференция проводится в качестве заключительного в теме "Закономерности изменчивости" и одним из последних в курсе 10-го класса.
...
09 04 2025 16:33:29
Цель работы: научить учащихся на уроке биологии творчески подходить к процессу познавательной учебной деятельности; привить навыки работы с учебником; развить логическое мышление; хороший задел для успешной сдачи ЕГЭ и поступлению в вуз....
08 04 2025 1:46:13
Урок по теме "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные" построен с использованием технологии личностно-ориентированного обучения. Цель урока не только познакомить с программным материалом, но и способствовать развитию интеллекта учащихся....
07 04 2025 12:16:15
Урок помогает выработать умения выявлять явления и находить различия между ними, формирует представление о физических и химических явлениях. С помощью задания для интеpaктивной доски, малых фольклорных форм учащиеся самостоятельно находят и выделяют явления. Демонстрационные опыты помогают выявить различия между физическими и химическими явлениями.
...
06 04 2025 1:58:15
На уроке показывается необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека. Учащиеся знакомятся с суточными затратами энергии людьми различных профессий. Занятие проводится с активным использованием компьютерных технологий....
05 04 2025 17:43:50
Урок "38 недель в своем мире" ‒ рассказ о тех сложных и необычайно важных процессах, которые предшествуют рождению ребенка. По ходу урока ребята самостоятельно составляют "кодекс" здорового образа жизни будущих родителей и приходят к пониманию того, что каждый делает свою жизнь сам и каждый в ответе за собственное счастье....
04 04 2025 17:15:22
Интеграция обучения, использование знаний, полученных на других уроках. Знакомство с миром цветов, в котором все не только прекрасно, но и вкусно, а порой очень полезно. На уроке ученицы, применяя ранее полученные знания, создают новые экзотические блюда, развивают свои творческие способности в их оформлении.
...
03 04 2025 1:46:23
Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...
02 04 2025 21:27:17
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
01 04 2025 10:23:51
Дарвин вскрыл научные основы движущих сил органической эволюции и этим утвердил исторический метод в биологии и во всем естествознании....
31 03 2025 3:31:43
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 8–9-х классов. Данный курс опирается на знания и умения, полученные школьниками при изучении биологии 8-го класса, поддерживает и углубляет знания по этому предмету. Элективный курс "Обжора долго не живет" рассматривает такие вопросы, как особенности профессии врача диетолога, содержание данной профессии и возможности ее реализации, составление режима питания и индивидуальной диеты. ...
30 03 2025 1:12:10
Материал поможет совершить путешествие по красивейшим местам Сибири, природный мир которой удивительно богат и разнообразен. На протяжении всей территории сменяются три природные зоны: лесная, лесостепная и степная. Новосибирская область богата водой: 430 рек и огромное количество озёр....
29 03 2025 20:45:20
Любовь к природе у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Исследования биологов, экологов и психологов показывают, что дети проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания. На своих уроках и во внеурочной деятельности я очень часто использую игру как средство воспитания любви к природе, к своей малой Родине. Одна из наиболее любимых игр, которую я часто применяю – это игра-путешествие по станциям....
28 03 2025 8:54:26
Целью урока является продолжение формирования эволюционного понимания развития органического мира, закрепление логических цепочек причинно-следственных связей между изменениями условий окружающей среды и формированием адаптационных приспособлений организмов определенных систематических групп....
27 03 2025 17:41:16
Технология развития критического мышления даёт возможность использовать имеющиеся знания учащихся при изучении новой темы. Учащиеся овладевают различными способами самостоятельной работы с информацией, её интегрирования, фиксации и обработки. В статье представлена модель урока по биологии, разработанная в рамках данной технологии.
...
26 03 2025 9:40:26
На уроке учащиеся знакомятся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений. Расширяются знания обучающихся о разнообразии цветковых растений....
25 03 2025 12:13:42
Представлен материал "Формирование ключевых компетенций на уроках биологии в 6-х, 7-х классах". В работе приводятся конспекты уроков по биологии в 6-м классе на тему "Органы цветковых растений"; в 7-м классе на темы " Многообразие пресмыкающихся" и "Места обитания и внешнее строение земноводных" ....
24 03 2025 3:54:10
Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Содержание урока не ограничено учебной программой, можно увидеть применение дополнительной информации по данной теме. Прослеживается связь с жизненным опытом учащихся. К уроку прилагается презентация....
23 03 2025 14:46:35
Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....
22 03 2025 0:51:57
Данный урок направлен на формирование навыков правильного питания. Урок проводится в рамках темы «Пищеварение» по биологии в 8-м классе. По ходу урока изучается режим питания, сбалансированность и безопасность питания, а также составляется пирамида правильного питания. Весь урок сопровождается презентацией....
21 03 2025 3:44:53
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
20 03 2025 20:51:11
Данный урок включает в себя применение мультимедийных технологий, что позволяет более широко и наглядно продемонстрировать карту звездного неба, расположение созвездий, помогает работать учителю совместно со всем классом по карте звездного неба, дополняя свой рассказ изображением слайдов....
19 03 2025 21:41:14

Интеpaктивные свойства программной среды MS PowerPoint позволяют создавать продукты учебного назначения с элементами управления, т. е. полноценные электронные образовательные ресурсы. В статье рассматривается дидактический потенциал приложения как инструмента для создания электронных определителей биологических видов с помощью настройки действия. В качестве образцов представлены образовательные ресурсы, предназначенные для определения предусмотренных школьной программой покрытосеменных растений....
18 03 2025 23:23:12
Внеклассное мероприятие ко Дню птиц в 5–6-х классах. Цель данного мероприятия — углубление и закрепление знаний о птицах, развитие интереса к природе и ее изучению, экологическое образование и воспитание....
17 03 2025 13:14:32
Научные исследования и школьная пpaктика показывают, что интеграция содержания учебного материала возможна между разными, порой несопоставимыми на первый взгляд предметами, например биологией и МХК. Но при этом использование различных творческих приёмов - рисования, лепки, музыки, фотографии, кинофильмов, книг, актёрского мастерства – является одним из методов психофизиологического воздействия - арттерапии.
...
16 03 2025 0:27:48
Программа предназначена для учащихся профильных классов естественно-научного и медико-биологического направления средних школ.
Предполагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки действующего профильного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся 10-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к генетике.
...
15 03 2025 9:45:56
Методика проведения урока позволяет работать с учащимися, имеющими разный уровень подготовки и мотивации, что поддерживает их внимание на протяжении всего урока, развивает интерес к изучаемому предмету, теме. Работа учащихся приобретает коллективный, творческий хаpaктер, развивается мыслительно-логическая деятельность. Урок несет хаpaктер сотрудничества, при этом ведущая роль отводится ученику.
...
14 03 2025 20:13:17
Используя технологию «Критическое мышление» и прием «Кластер», каждый учащийся может выделить значимые именно понятия, эффективно связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к новой информации....
13 03 2025 16:25:28
Урок разработан в технологии "педагогическая мастерская". В данной технологии для привлечения к процессу познания необходимы личностные мотивации (слово, музыка, действие), важен сам процесс поиска, свобода выбора материала и вида деятельности, ответственность каждого....
12 03 2025 14:52:17
Зубная щётка - одно из величайших изобретений человечества - это основная составляющая личной гигиены человека. Человек обязательно должен ухаживать ежедневно за полостью рта с помощью зубной щётки, ведь это не только здоровые зубы и дёсны, а это в целом это наше здоровье. Ухаживая за полостью рта с помощью зубной щётки, мы бережём своё здоровье. Презентацию можно использовать на уроке биологии в 8-м классе при прохождении темы "Пищеварительная система человека"....
11 03 2025 8:45:11

Цель урока: обсуждение генетических проблем. Сопровождается презентацией....
10 03 2025 1:53:40
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь.
...
09 03 2025 22:49:50
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье.
Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
08 03 2025 9:57:41
В настоящее время состояние образования вызывает противоречивые мнения, но школа обеспечивает получение востребованного образования. Его цели и задачи направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное развитие детей, их саморазвитие и самосовершенствование, социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья....
07 03 2025 14:10:24
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::