Конспект урока "Кольчатые черви. Дождевой червь" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Конспект урока "Кольчатые черви. Дождевой червь"


    Конспект урока "Кольчатые черви. Дождевой червь"

Нет сомнения, что вряд ли есть еще другие животные,
которые сыграли бы столь важную роль в истории мира,
как эти низкоорганизованные существа.
Дарвин Ч.(1881)

Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
    • рассмотреть особенности организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группой животных;
    • расширить знания учащихся о прикладном значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека;
  2. Развивающие:
    • продолжить формирование умений выполнять лабораторную работу по инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать, работать на компьютере;
    • формирование критического мышления;
  3. Воспитательная:
    • воспитывать бережное отношение к природе;
    • ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

Тип урока – комбинированный.

Методы:

  • Методы формирования интереса к учению (рассказ, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования) ;
  • Методы организации и осуществления учебных действий и операций (рассказ, демонстрации, видеопоказ, выполнение заданий и упражнений, анализ и сопоставление учебного материала) ;
  • Методы самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа с опopными конспектами, выполнение виртуальной лабораторной работы) ;
  • Методы контроля и самоконтроля (опрос по ходу урока, тестирование).

Междисциплинарные связи: информатика и ИКТ, экология и история.

Оборудование: Компьютеры класса Pentium III и СD-диски («Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс». Кирилл и Мефодий, 2003 г.», «Лабораторный пpaктикум. Биология 6-11 класс». Республиканский медиацентр, 2004 г.), ЦОР по теме «Лабораторная работа ««Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве» (диск №56 из комплекта СБППО «Первая помощь 1.0», название файла bio_2007_053_p.oms), Интернет, портрет Ч. Дарвина, опopный конспект (Приложение №1).

Ход урока

I. Актуализация знаний. Введение в тему.

Учитель. Ребята, мы с вами изучаем животный мир. На уроке мы познакомимся еще с одной группой организмов. Студентам-биологам они более знакомы как организмы для вскрытия и изучения строения; для рыбаков они - наживка для ужения рыбы; а для обычного человека это просто организмы – обитатели почвы.

Демонстрация видеоролика «Движение дождевого червя» (Приложение №4) (http://wormsmuseum.narod.ru/).

Учитель. ВОПРОСЫ:

Каких животных вы видите на экране?

Многие ли из вас видели их в природе?

Где они обитают?

Когда чаще всего встречаются дождевые черви на поверхности почвы?

(Ответы учеников.)

Учитель:

  • озвучивает тему урока (демонстрация «Кольчатые черви» слайд № 1) (Приложение №3.)
  • главный вопрос урока сформулирован в эпиграфе, можно ли подтвердить или опровергнуть слова Ч.Дарвина (На доске эпиграф и портрет Ч.Дарвина)
  • подводит к цели урока (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №2) (ребята предположительно формулируют цели урока)

По ходу урока ученики заполняют опopный конспект.

II. Изучение нового материала

1. Классификация. Учитель. Мы должны познакомиться с систематическим положением изучаемого объекта.

К типу Кольчатые черви относятся классы Многощетинковые (Полихеты) и Малощетинковые (Олигохеты) черви и Пиявки. (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №3)

Систематика дождевого червя(демонстрация «Кольчатые черви» слайд №4)

Тип Кольчатые черви - Annelida

Подтип Поясковые - Clitellata

Класс Малощетинковые – Oligochaeta

Отряд Высшие олигохеты – Lumbricomorpha

Семейство Люмбрициды - Lumbricidae

ВидДождевойчервь – Lumbricus terrestris

Виды дождевых червей (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №5)

*** Дополнительная информация:

Экологические группы (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №6, интернет адрес: http://wormsmuseum.narod.ru/)

2. Происхождение малощетинковых.

От многощетинковых червей в связи с переходом к наземному существованию произошли малощетинковые черви.

Класс Малощетинковые черви объединяет 4-5 тыс. видов. Длина их тела колeблется от 0,5 мм до 3 м.

3. Образ жизни

Дождевые черви - существа загадочные: как они, такие мягкие и нежные, живут в почве?

Почва как среда обитания имеет все необходимые условия для жизни организмов. Назовите, какие это условия? (Ответы учеников).

Дождевые черви - типичные представители этого класса, живут скрытно во влажных богатых перегноем почвах, ведут подвижный, роющий образ жизни, в теплое время держатся у поверхности, зимой на глубине до 2 метров в норках. Дождевой червь может заглатывать землю и пропускать ее через кишечник, как бы проедая себе ход, усваивая при этом питательные частицы, содержащиеся в почве.

4. Внешнее строение.

Мы выяснили образ жизни дождевого червя, а теперь обратим внимание на решение проблемы, действительно ли дождевые черви низкоорганизованные существа. Для решения этого вопроса ученики выполняют лабораторную работу на компьютере.

Лабораторная работа «Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве» (ЦОР по теме «Лабораторная работа ««Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве» (диск №56 из комплекта СБППО «Первая помощь 1.0», название файла bio_2007_053_p.oms).

Цель: найти во внешнем строении дождевого червя черты приспособленности к жизни в почве.

Учитель знакомит учеников с ходом работы, регламентом и правилами выполнения ее. Ребята работают в опopных конспектах (задание №1).

Проверка выполнения лабораторной работы, учитель просит учеников перечислить особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве и ответить на вопрос. Прав ли Ч. Дарвин? (Ответы учеников.)

5. Внутреннее строение

Затем идет обобщение материала о внутреннем строении дождевого червя, ученики вместе с учителем разбирают каждую систему органов и сравнивают с системами органов плоских и круглых червей. После завершения разбора и сравнения отвечают на проблемный вопрос. Изучив внутреннее строение дождевого червя, можно ли назвать их низкоорганизованными. Прав ли Ч. Дарвин?

(Электронный диск «Лабораторный пpaктикум. Биология 6-11 класс». Республиканский медиацентр, 2004 г).

Дождевой червь, как представитель типа Кольчатые черви трехслойное, вторичнополостное животное (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №7), тело которых состоит из повторяющихся сегментов, или колец (отсюда и название – кольчатые черви).

Хаpaктерной особенностью внутреннего строения является то, что у дождевых червей хорошо развиты настоящие ткани.

А) Пищеварительная система: (электронный диск «Лабораторный пpaктикум. Биология 6-11 класс», пищеварительная система) органы расположены в определенной последовательности, связаны между собой. У дождевого червя пищеварительная система состоит из хорошо выраженных отделов – глотки, пищевода, зоба - вместилище для пищи, мускульного желудка, средней и задней кишок.

В пищевод впадают протоки известковых желез, секрет которых служит для нейтрализации находящихся в почве кислот. Спинная стенка средней кишки образует впячивание, увеличивающее всасывательную поверхность кишки. Питаются дождевые черви гниющими растительными остатками, в том числе и опавшими листьями, которые затаскивают в свои норки

Б) Выделительная: (электронный диск «Лабораторный пpaктикум. Биология 6-11 класс», выделительная система) вредные вещества поступают в целомическую жидкость и оттуда удаляются через метанефридии. В каждом сегменте их пара.

В) Кровеносная: (электронный диск «Лабораторный пpaктикум. Биология 6-11 класс», кровеносная система) у малощетинковых и многощетинковых червей по строению сходны (замкнутая кровеносная система дождевых червей отличается тем, что содержит способные к сокращению мускульные кольцевые сосуды – \"сердца\", расположенные в 7-13 сегментах).

В отличие от всех рассмотренных ранее животных у дождевого червя есть кровеносная система, состоящая из кровеносных сосудов, по которым движется кровь.

Г) Дыхание: Газообмен у малощетинковых червей осуществляется всей поверхностью тела. Кожа покрыта слизью и обеспечивает газообмен.

Д) Нервная система: (электронный диск «Лабораторный пpaктикум. Биология 6-11 класс», нервная система)

Е) Размножение: (электронный диск «Лабораторный пpaктикум. Биология 6-11 класс», система размножения или пoлoвая система)

В отличие от многощетинковых червей малощетинковые – гермафродиты. Пoлoвая система их расположена в нескольких сегментах передней части тела. Семенники лежат впереди яичников.

Оплодотворение: (flash-анимация «Размножение» с диска «Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс») у малощетинковых червей перекрестное.

Учитель. Что такое регенерация? Какое значение она играет в жизни дождевого червя? (Восстанавливает утраченные или поврежденные части тела, защитное значение, размножение.)

Системы органов равномерно расположены в каждом члeнике полости тела дождевого червя, поэтому при перерезке тела пополам он не погибнет, так как в каждой половинке сохраняются почти все жизненно важные органы (сегментация мышц, органы выделения, нервные узлы).

Учитель. Вернемся к эпиграфу урока. Обсуждение. Ответы учеников.

Приходят к выводу: у кольчатых червей в процессе эволюции появились прогрессивные изменения и среди различных червей кольчатые – наиболее высокоорганизованные.

6. Роль дождевых червей в природе и жизни человека.

Учитель. Люди мало знают о дождевых червях, об этих робких и беззащитных обитателях почвы, нередко плохо к ним относятся.

А какой вред может нанести человек дождевым червям? (Ответы учеников.)

  • использует их для рыбной ловли,
  • в почву вносит химические удобрения и ядохимикаты,
  • строит города, на территории которых лишает червей пищи, уплотняет почву,
  • режет при перекопке земли,
  • скармливает скоту и т.д.

Некоторые виды дождевых червей занесены в Красную книгу (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №8).

Учитель: Я приглашаю вас на виртуальную экскурсию по музею Дождевого червя (Интернет адрес: http://wormsmuseum.narod.ru/).

Сообщение «экскурсоводов» (два обучающихся выполнявших опережающее задание):

1 экскурсовод.Музей Дождевого червя создан по общественной инициативе для просветительских целей. Задача экспозиции - дать посетителю посмотреть на дождевых червей другими глазами и понять красоту и сложность любого проявления жизни. Музей базируется в Москве, но способен путешествовать.

2 экскурсовод. Этот сайт является электронной версией Музея дождевого червя - передвижной экспозиции, рассказывающей о замечательных животных - дождевых червях. Об их полной риска жизни, сложном поведении, удивительных способностях, друзьях и врагах, о рождении, любви и cмepти. А также о том, как они устроены и что значат эти великие созидатели и преобразователи почвы для жизни на Земле. Посетители могут изучить странички:

  • Образ жизни и разнообразие дождевых червей
  • Дождевые черви - подземные архитекторы
  • О размножении, любви и потомстве
  • Дождевые черви в городе
  • Великие созидатели почвы. Органическое земледелие.
  • Враги дождевых червей
  • Дождевые черви - домашние животные
  • Чарльз Дарвин и дождевые черви

Для организации виртуального путешествия обучающиеся делятся на пары и изучают разделы музея. Совершая экскурсию необходимо ответить на вопросы и заполнить задание №3 опopного конспекта:

  1. Какую роль играют представители разных типов червей в природных сообществах?
  2. Какую роль играют дождевые черви в природе?

Обобщение, ответы учеников (демонстрация «Кольчатые черви» слайд № 9, роль дождевых червей в природе).

Учитель. Ученые многих стран уделяют пристальное внимание изучению, разведению дождевых червей. Знания об особенностях строения дождевых червей необходимы для их разведения и выведения новых видов.

В наши дни дождевых червей называют – источником богатства. Большое значение уделяется изучению и разведению дождевых червей.

Сообщение учеников о научно-исследовательском институте дождевого червя, расположенном в городе Владимире (Интернет сайт http://www.green-pik.ru/), ученики заполняют задание №3 опopный конспект о роли дождевых червей в жизни человека.

Данный информационный сайт содержит современную научную и пpaктическую информацию о дождевых червях, их биологии, физиологии, биохимии и молекулярной биологии, а также о роли и месте дождевых червей в экосистеме, о современных технологиях переработки органических отходов с помощью дождевых червей. В нем помещена ценная пpaктическая информацию о том, как выращивать дождевых червей и как ухаживать за ними, как получить вермикомпост из органических отходов.

В последние годы во многих странах мира наблюдается настоящий бум, связанный с технологией вермикультивирования. Повышенный интерес к дождевым червям обусловлен уникальными свойствами этих представителей природы.

  1. Переработка органических отходов и получение высокоэффективных органических удобрений с их помощью;
  2. По набору биологически активных компонентов, по своей доступности дождевые черви не имеют равных в мире природы. Комплекс биологически активных веществ для сельского хозяйства, ветеринарии, фармацевтики, косметологии и ряда биотехнологических отраслей – вот причина всеобщего внимания.

Обобщение, (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №10, роль дождевых червей в жизни человека).

Учитель цитирует слова Ч. Дарвина «археологи, вероятно, не знают, как много они обязаны дождевым червям за сохранение большого количества древних предметов, монет, золотых украшений, каменных орудий. Попадая на поверхность земли, они в течение нескольких лет непременно погребаются благодаря червям и тем самым надежно сохраняются».

Обращает внимание учеников к эпиграфу и задает вопрос. Действительно ли дождевые черви сыграли важную роль в истории мира? (Ответы учеников.)

Подведение итога урока. Общий вывод.

Закончить рассказ, об этих замечательных организмах, я хотела бы словами: «Дождевые черви являются ангелами-хранителями всего живого на земле, хотя и обитают под землёй».

III. Закрепление – выполнение теста (Приложение №2).

Домашнее задание (в опopных конспектах).

Учебник стр.128-13. Заполните таблицу «Внутреннее строение» в опopных конспектах.

Ответь на вопросы:

  1. На дождевого червя направили лупой «солнечный зайчик». Червь уходит от яркого света в темноту. К переднему концу тела поднесли смоченную в уксусной кислоте палочку. Червь отворачивается от палочки. Чем обусловлены данные реакции дождевого червя? Каково их биологическое значение?
  2. Какую роль играют дождевые черви в почвенных сообществах Мурманской области?

Список литературы:

  1. Стекольников Л.И., Мурох В.И. Спасибо зверю, птице, рыбе. Минск, «Ураджай», 1982 г.
  2. Бровкина Е.Т., Казьмина Н.И. Уроки зоологии. М.: Просвещение, 1981 г.
  3. Никишов А.И. Биология в таблицах 6-11 классах. «Илекса». 1998 г.
  4. Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор Биология. 1, 2, 3 том. М.: Мир, 1990.
  5. Я иду на урок биологии. Зоология. Беспозвоночные. Книга для учителя. Библиотека «Первое сентября». М.: Первое сентября, 2000 г.
  6. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1982 г.
  7. Хрусталев Ю.П. Эколого-географический словарь. Апатиты, 1996 г.
  8. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс М.: «Дрофа», 2006 г.
  9.  Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 1973, с. 19–26, 156.
  10. Э. Хадорн, Р. Венер Общая зоология: Пер. с нем. – М.: Мир, 1989
  11. Харламова М.Н., Луппова Е.Н., Митина Е.Г. Животный мир Мурманской области. Учебное пособие для обучающихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений Мурманской области, Мурманск 2007
  12. Глаголев С.М., Беркинблит М.Б. Биология. Часть 1. М.: Мирос, 1997
  13. http://www.green-pik.ru/
  14. http://wormsmuseum.narod.ru/
  15. «Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс». Кирилл и Мефодий, 2003 г.
  16. «Лабораторный пpaктикум. Биология 6-11 класс». Республиканский медиацентр, 2004 г.



Комментарии:

Интегрированный урок биологии на тему "Строение и работа сердца"

Урок формирует у учащихся прочные знания о строении сердца, кровеносных сосудов, кругов кровообращения и работе сердца. Активизирует мышление....

18 12 2025 8:37:20

Сказка "Зайчонок Прошка"

В сказке в доступной и запоминающейся форме представлено удивительное свойство краснокочанной капусты – способность менять цвет настоя в зависимости от среды, которая в него попадает. Объяснено значение понятия «индикатор». Предложены варианты демонстрационных опытов с краснокочанной капустой и бытовой химией для проведения их в домашних условиях....

17 12 2025 12:29:32

Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 10-м классе по теме "Обмен веществ и энергии"


    Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 10-м классе по теме "Обмен веществ и энергии"

      Задачи урока - развивать умение логически мыслить, выделять главное в изучаемом материале; развивать силовые качества, укреплять опopно-двигательный аппарат; совершенствовать передачу мяча в движении, взаимодействие в двойке; приобщать к здоровому образу жизни. В течение урока учащиеся определяют уровень тренированности человека в состоянии покоя и в момент нагрузки. В итоге они приходят к выводу, что чем больше тренирован человек, тем интенсивнее идут обменные процессы в организме человека....

16 12 2025 13:22:13

Урок по теме "Ядро". 9-й класс


    Урок по теме "Ядро". 9-й класс

      Изучение темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основные методы ек изучения ‒ работа с текстом, рассказ учителя, беседа....

15 12 2025 12:49:43

Урок-путешествие "Многообразие птиц"


    Урок-путешествие "Многообразие птиц"

      Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....

14 12 2025 5:50:29

Урок-обобщение в 10-м классе по теме "Обмен веществ"


    Урок-обобщение в 10-м классе по теме "Обмен веществ"

      Урок-обобщение, в ходе которого систематизируются уже полученные знания по теме, показываются различия и взаимосвязь всех сторон метаболизма, выясняется, что является источником энергии для живых организмов, по каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии....

13 12 2025 20:53:39

Урок биологии в 8-м классе "Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови, их строение и функции"


    Урок биологии в 8-м классе "Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови, их строение и функции"

      Для того чтобы дети сфокусировали внимание на теме, использовала кластер. В качестве закрепления использовала синквейн. Это помогает использовать зрительную и механическую память. ...

12 12 2025 2:14:45

Урок биологии в 7-м классе "О пользе и вреде насекомых"


    Урок биологии в 7-м классе "О пользе и вреде насекомых"

      Урок продолжает формировать умения работы с дополнительной литературой, Интернетом, развивает умения учащихся выбирать главную информацию, заполнять обобщающую таблицу....

11 12 2025 21:36:26

Час занимательной биологии. 7-й класс

Внеклассное мероприятие расширяет знания биологии, стимулирует для дальнейшего поиска информации, развития интереса к науке....

10 12 2025 17:30:43

Сборник цифровых диктантов по анатомии


    Сборник цифровых диктантов по анатомии

      Цифровые диктанты охватывают курс "Анатомия человека" и составлены по разделам. Диктанты включают разделы от "Общего обзора организма человека" до темы "Кровь и кровообращение". Диктанты можно использовать в любой части урока, при работе с любым УМК....

09 12 2025 10:24:47

Лептоспироз у собак: первые симптомы, лечение и профилактика

Лептоспироз у собак: первые симптомы, лечение и профилактика Заражение лептоспрозом происходит при контакте с разносчиком болезни. Инкубационный период лептоспир составляет от 2 дней до 2 недель....

08 12 2025 13:29:23

Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс


    Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс

      Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....

07 12 2025 8:32:44

Моделирование и применение на уроках биологии интеpaктивных Интеллект-карт


    Моделирование и применение на уроках биологии интеpaктивных Интеллект-карт

      Творчество педагога заключается в поиске новых подходов и новых смыслов в обучении и воспитании. Интеллект-карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме, который позволяет преобразовать большие объемы учебной информации в краткую, доступную форму....

06 12 2025 20:52:20

Проектные технологии на уроках биологии


    Проектные технологии на уроках биологии

      Школа оторвана от жизни во многих отношениях. Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть "мостики" через эту пропасть....

05 12 2025 12:57:32

Интегрированный урок (информатика + биология) по теме "Нет наркотикам"


    Интегрированный урок (информатика + биология) по теме "Нет наркотикам"

      В ходе урока осуществляется формирование у учащихся глубокого убеждения в том, что злоупотрeбление наркотиками и другими психотропными веществами не является панацеей решения жизненных проблем. Урок может показать что это тупик, из которого в дальнейшем очень сложно выйти....

04 12 2025 3:22:24

Значение водорослей в природе и жизни человека

Значение водорослей в природе и жизни человека Из красных водорослей (филофора) получают агар, используемый в микробиологии и кондитерской промышленности. Из зеленых (кладофора) делают бумагу....

03 12 2025 4:43:53

Урок по природоведению в рамках ФГОС по теме "Знакомство с горными породами биогенного происхождения". 5-й класс

Урок призван сформировать представление о горных породах биогенного происхождения, показать особенности их формирования, изучить их внешние хаpaктеристики, геологическое время происхождения....

02 12 2025 4:34:22

"Птицы - наши друзья"


    "Птицы - наши друзья"

      Обучение и воспитание учеников не должно ограничиваться рамками урока. Нужна внеклассная работа, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы. Предлагаемая работа направлена на решение триединой задачи обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе. ...

01 12 2025 21:39:52

Факультатив экологического краеведения "Жизнь растений леса"


    Факультатив экологического краеведения "Жизнь растений леса"

      Факультативный курс "Жизнь растений леса". В основу курса положен краеведческий подход, который направлен на углубление знаний учащихся по морфологии растений лесных сообществ, многообразию, их взаимосвязи в природе, значению, влиянию деятельности человека на отдельные виды и природные сообщества родного края. ...

30 11 2025 16:49:39

Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"


    Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"

      Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...

29 11 2025 1:47:58

Театрализованное представление "Сказка о золотой рыбке и морских жителях"


    Театрализованное представление "Сказка о золотой рыбке и морских жителях"

      Сценарий этой игры строится на основе сказки "О золотой рыбке" А.С. Пушкина. Только в нашем варианте рыбка не исполняет прихоти вредной старухи, а по желанию старика знакомит его с принцессой Коралловых Рифов, ее придворными-представителями типа кишечнополостных. Все они рассказывают о своей жизни и ее особенностях, о пользе, которую они приносят и о том, почему и когда их надо бояться. ...

28 11 2025 4:20:40

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

27 11 2025 21:48:33

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"


    Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...

26 11 2025 20:15:26

Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"


    Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"

      Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....

25 11 2025 8:26:51

Грибы: их многообразие и значение. 5-й класс

Данная разработка составлена для УМК Пономаревой И.Н. Урок разработан для учащихся 5-го класса. На уроке используется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, дополнительной литературой, таблицами, муляжами, рисунками, для самопроверки знаний используется тестирование. К уроку предусмотрена подготовка сообщения учителем по теме, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, формирует умения учащихся логически излагать изученный материал....

24 11 2025 12:26:18

Интегрированный урок (окружающий мир + фитодизайн) (дополнительное образование) во 2-м классе по теме "Сезонные изменения в природе. В гости к осени"


    Интегрированный урок (окружающий мир + фитодизайн) (дополнительное образование) во 2-м классе по теме "Сезонные изменения в природе. В гости к осени"

      Целью данного урока является развитие чувственного восприятия окружающего мира. Для этого используется психотренинг как способ комплексного раскрытия всех анализаторов восприятия (слуха, обоняния, осязания и т.д.) Дети входят в гармонию с природой, что позволяет им легко построить логическую цепочку «Зависимости времени года на Земле от Солнца». ...

23 11 2025 12:37:45

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения


    Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения

      Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....

22 11 2025 9:55:42

Значение дыхания: газообмен, теплорегуляция, органы выделения

Дыхание — это совокупность процессов, в результате которых происходит потрeбление организмом кислорода, его использование и выделение углекислого газа....

21 11 2025 1:22:48

Комплексный урок: "Строение головного мозга"


    Комплексный урок: "Строение головного мозга"

      Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....

20 11 2025 3:55:12

Проектная деятельность в преподавании биологии


    Проектная деятельность в преподавании биологии

      Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах. Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. ...

19 11 2025 11:11:26

Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии


    Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии

      Урок биологии в 10-м классе призван научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы генной инженерии....

18 11 2025 2:53:28

Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека


    Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека

      Главными задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний, сообщение учащимся сведений о вредном воздействии алкоголя и никотина на организм взрослых и детей; воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью близких. ...

17 11 2025 15:32:16

Строение и функции органов мочевыделительной системы

Урок знакомит учащихся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями....

16 11 2025 9:54:43

Абиотические факторы: температура, влажность, свет и их влияние на организм

Абиотические факторы: температура, влажность, свет и их влияние на организм Для существования живых организмов наибольшее значение имеют такие климатические (абиотические) факторы, как температура, влажность и свет....

15 11 2025 5:13:34

Интегрированный урок биологии и физики по теме: "Биоэлектрические свойства тока, или О чем рассказала лапка лягушки"


    Интегрированный урок биологии и физики по теме: "Биоэлектрические свойства тока,
 или О чем рассказала лапка лягушки"

      Интегрированный урок биологии и физики. Урок включает в себя демонстрацию сложных приборов (осциллограф, электроскопы, электрофорная машина, проводник) и опытов с натуральными объектами (лягушка). Содержание теоретической информации содержит исторические факты, связанные с открытием электрических явлений, и роль в этом биологических объектов, роль ученых-биологов в открытии и исследовании электричества. ...

14 11 2025 0:51:20

Исследовательская и проектная деятельность учащихся как один из фрагментов экологического воспитания школьников


    Исследовательская и проектная деятельность учащихся как один из фрагментов экологического воспитания школьников

      Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе. Нет придела человеческому любопытству и научным изысканиям, следовательно, можно разработать для учащихся огромное количество проектов, которые будут для них познавательны и интересны....

13 11 2025 11:33:25

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"


    Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

      Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

12 11 2025 7:42:33

Урок по биологии на тему: "Генетика и человек"


    Урок по биологии на тему: "Генетика и человек"

      На уроке биологии по теме "Генетика и человек" обобщются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатывается терминология, дети учатся работать в группах. ...

11 11 2025 5:49:22

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

10 11 2025 14:50:30

Урок-мультимедиа "Пищеварение в ротовой полости"


    Урок-мультимедиа "Пищеварение в ротовой полости"

      В данной статье представлена разработка урока по теме "Пищеварение в ротовой полости" с использованием мультимедийной презентации....

09 11 2025 12:10:56

Интегрированный урок (биология + математика) по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"


    Интегрированный урок (биология + математика) по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"

      Представленный урок составлен на основе программы Н.И. Сонина для 7-го класса. Чтобы повысить интерес учащихся к теме, урок интегрирован с математикой. Задание по определению темы урока (угадывание букв) вызывает у детей интерес и мотивирует их дальнейшую деятельность на уроке. Урок обучает детей работе с учебником. Формирует навыки составления схем и умение делать самостоятельно выводы. Учитель привлекает на урок очень интересный дополнительный материал из книги "За страницами учебника"....

08 11 2025 0:41:40

Творческие задачи по биологии и методы их решения


    Творческие задачи по биологии и методы их решения

      Включение в урок изобретательских задач работает на развитие творческих способностей и детей, и учителя, позволяет осмыслить и закрепить на творческом уровне учебный материал. Выполнение подобных заданий полезно для здоровья учащихся: по ходу работы происходит переключение с левого на правое полушарие головного мозга и обратно, что снижает информационный стресс, вносит в урок эмоциональность, радость творчества. ...

07 11 2025 19:17:49

Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение, размножение

Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение, размножение Насекомые — настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, гpyдь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами....

06 11 2025 6:45:59

Урок биологии в 7-м классе по теме "Класс насекомые. Отряд перепончатокрылые"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Класс насекомые. Отряд перепончатокрылые"

      Дети в процессе работы должны научиться выделять особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; раскрывать многообразие перепончатокрылых, черты их сходства, показать их роль в природе и значение в жизни человека, необходимость охраны этих насекомых. На уроке используются фрагменты диска «Биология. 7-й класс. Животные», презентации, подготовленные учителем и учащимися. ...

05 11 2025 15:40:28

Комбинированный урок в 5-м классе "Три состояния воды в природе. Круговорот воды в природе"


    Комбинированный урок в 5-м классе "Три состояния воды в природе. Круговорот воды в природе"

      Данный урок способствует лучшему пониманию трех состояний воды в природе, круговороту воды. Развивает внимание, логическое мышление, интерес учащихся пятых классов. Благодаря этому уроку учащиеся получают не только познавательную информацию, но и овладеют навыками самостоятельного исследования. Используемые в уроке ребусы помогают в закреплении пройденного материала. ...

04 11 2025 18:40:36

Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания


    Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания

      Представлен конспект урока-лаборатории по теме "Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания"....

03 11 2025 4:13:14

Развитие пoлoвых клеток. Мейоз


    Развитие пoлoвых клеток. Мейоз

      Цель урока: познакомить с процессом развития пoлoвых клеток....

02 11 2025 21:18:32

Разработка урока по биологии "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения"


    Разработка урока по биологии "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения"

      Завершающий урок "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения". На уроке разбираются кратковременные и долговременные воздействия курения на организм человека, предлагается анализ социологического опроса «Выявление основных хаpaктеристик курильщика», разбираются особо актуальные вопросы, связанные с влиянием курения на организм человека....

01 11 2025 19:58:51

Открытый урок по теме "Обобщение и закрепление знаний по теме "Лист"


    Открытый урок по теме "Обобщение и закрепление знаний по теме "Лист"

      Автор стремится формировать у учащихся умение выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, обобщать, систематизировать и анализировать знания; учиться говорить; рецензировать ответы одноклассников; развивать коммуникативные качества личности; давать самооценку знаний. ...

31 10 2025 6:34:24

Технологическая карта урока биологии на тему "Жизнь на планете Земля". 5-й класс


    Технологическая карта урока биологии на тему "Жизнь на планете Земля". 5-й класс

      В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н.И.Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС). Данный методический материал содержит индивидуальный опopный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....

30 10 2025 6:37:50

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::