Принципы работы мозга и "Наваждение" Леонида Гайдая

Введение
Нас часто удивляет то, как одна фраза писателя, удачно подобранный поэтом образ, несколько незаметных мазков художника могут отразить всю бесконечную противоречивость человеческих чувств, глубину философских размышлений, непреодолимую жажду поиска ответов на вечные вопросы. Мы признаем силу и право искусства метко и кратко выражать то, о чем написаны тома научных трудов.
Кино, как настоящее искусство, также полно сюрпризов и находок. Одна из таких находок – “Наваждение” – второй фильм незабываемой трилогии Леонида Гайдая “Операция “Ы” и другие приключения Шурика”.
Фундаментальные принципы работы головного мозга человека: динамические стереотипы И.П. Павлова, принцип доминанты А.А. Ухтомского, возможности сознания и его отношения с подсознанием по Л.С. Выготскому – нашли настолько наглядное и остроумное отражение в этом короткометражном фильме, что невольно возникает желание использовать его в качестве материала, иллюстрирующего их действие в повседневной жизни человека.
Если психологу необходимо интересно и доступно рассказать родителям и педагогам школы или ДОУ, подросткам или студентам непрофильных направлений о том, как работает наш мозг, как это проявляется в повседневной жизни человека, и как мы можем использовать эти знания во благо себе и другим, то предлагаемый урок поможет решить эти задачи.
Конспект занятия
Цель: повышение психологической компетентности участников образовательного процесса.
Задачи.
1. Познакомить целевую аудиторию с выдающимися открытиями российских ученых – И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, Л.С. Выготского.
2. Продемонстрировать действие основных принципов работы головного мозга в повседневной жизни человека.
3. Помочь ассоциировать теоретические знания с личным опытом слушателей.
Целевая аудитория:
1. Родители учащихся школ и воспитанников ДОУ.
2. Педагоги общеобразовательных учреждений, в том числе и дошкольных.
3. Подростки 13-19 лет.
План.
1. Мини-лекция “Три открытия” (10 мин.).
1.1. Открытие И.П. Павлова. Динамические стереотипы.
1.2. Открытие А.А. Ухтомского. Принцип доминанты.
1.3. Открытие Л.С. Выготского. Отношения сознания с подсознанием.
2. Просмотр эпизодов х/ф “Наваждение” с комментариями (20 мин.).
3. Сопоставление полученной информации с личным опытом (15 мин.).
1. Мини-лекция “Три открытия” [1]
Без открытий И.М. Сеченова, И.П. Павлова,
А.А. Ухтомского и Л.С. Выготского,
ставших центральными в психологии,
невозможно было бы развитие этой науки.
С. Даймонд и У. Робертс
Российские ученые сделали величайшие открытия в области психологии, открытия, позволяющие кардинально изменить жизнь конкретного человека к лучшему, и нам необходимо об этом знать. Кто эти ученые? И что же за открытия они сделали?
1.1. Открытие Ивана Петровича Павлова
Свое открытие великий ученый назвал “динамическим стереотипом”, хотя большинству из нас оно известно как “условный рефлекс”. Вспомним, что это такое?
При виде и запахе пищи у собаки начинает выделяться слюна – это безусловная пищевая реакция, то есть физиологическая реакция на безусловный раздражитель (пищу). Однако если мы будем сочетать подобное предъявление пищи (положительное подкрепление) с каким-нибудь нейтральным стимулом, например со звуком звонка или включением лампочки, то после нескольких подобных сочетаний у этой собаки возникнет условная (ассоциативная) связь между двумя этими событиями. Этот нейтральный стимул будет восприниматься ею как условие появления пищи, а значит, слюна станет выделяться, даже если самой пищи не будет.
Но звонок или свет лампочки – лишь один из компонентов целостного условного раздражителя, так как одновременно сосуществует масса других, которые могут оказаться не менее значимыми. Впоследствии пищевая реакция может возникнуть у собаки и просто при наступлении традиционного времени проведения эксперимента, при появлении экспериментатора, при попадании собаки в экспериментальную комнату, на лямки, которые ее удерживали в станке во время эксперимента и т.п. Таким образом, простых, односложных, условных рефлексов в природе не существует, а сложный, действительно известный природе условный рефлекс И.П. Павлов и назвал “динамическим стереотипом”.
У человека все происходит точно таким же образом! Да-да, все наши привычки и автоматизмы – когда-то сформировавшиеся динамические стереотипы, перешедшие в область бессознательного. Привычка появляется не сама собой, а в результате действия положительных и отрицательных “подкреплений”, своего рода кнута и пряника.
Для чего природе необходимо организовывать работу мозга таким образом? Девиз природы – экономия и безопасность.
“Чем больше мелочей повседневной жизни можем мы доверить не требующему усилий привычному автоматизму, тем более высвобождаются высшие силы нашего ума для работы, для которой они предназначены”, – так выразил принцип экономии американский философ и психолог Уильям Джеймс.
А проверенный однажды стереотип поведения, реализованный и, не приведший к летальному исходу, запоминается мозгом, глубокими его структурами как безопасная форма поведения. Остальные же возможные варианты поведения и действий, сколь бы хороши они ни были, не проверенные пpaктикой, есть неизвестность, а хуже и ужаснее неизвестности ничего нет.
Привычка, таким образом, это наиглавнейший форпост инстинкта самосохранения, пpeдoxpaняющий нас от пугающей неизвестности и потенциальной опасности.
1.2. Открытие Алексея Алексеевича Ухтомского
Чтобы продемонстрировать другой принцип работы мозга – принцип доминанты – представим, что у вас возникло сильное чувство голода, а вы сидите на лекции или уроке. Какие мысли незамедлительно придут вам в голову? О чем вы будете думать? О еде, понятное дело! Вы будете думать о том, чего бы вам хотелось поесть, где вы эту еду достанете, с каким удовольствием будете ее есть, а вовсе не о том, как интересно рассказывает учитель, какую полезную информацию вы получаете, и где ее можно использовать на пpaктике.
Мозг в этот момент словно бы заражен, инфицирован, и инфекция эта – желание, которое по внешнему признаку названо И.П. Павловым “пищевой потребностью”. А вот А.А. Ухтомский узрел во всем этом нечто большее. Центр возбуждения в головном мозгу (доминанта) подавляет все прочие желания и потребности, игнорирует сопротивления, которые, кстати, его только заводят, но ничуть ему не препятствуют, перераспределяет силы и гонит нас в одном, заданном ею – доминантою – направлении.
Вспомним Ромео и Джульетту – чем больше препятствий на пути своей любви они встречали, тем сильнее хотели быть вместе.
Принцип доминанты – это механизм работы мозга, благодаря которому в нем господствует единственный очаг возбуждения, а все прочие возбуждения, которых, понятное дело, очень много, не только не принимаются мозгом в расчет, не только не рассматриваются и не реализуются в поведении, но, напротив, тормозятся и переориентируются, можно сказать, перекладываются на рельсы господствующего возбуждения, переходят в его полновластное и безграничное пользование.
Передавая свое возбуждение господствующему центру, они, эти прочие центры, ускоряют работу главного очага возбуждения в головном мозгу, поторапливают и усиливают его. Что очень экономно и эффективно, так как одновременно решать даже две задачи – значит обрекать себя на ошибку.
“Доминанта, - писал Алексей Алексеевич, - есть не теория и даже не гипотеза, но преподносимый из опыта принцип очень широкого применения, эмпирический закон, вроде закона тяготения, который, может быть, сам по себе и не интересен, но который достаточно назойлив, чтобы было возможно с ним не считаться”.
Алексей Алексеевич умер в 1942 году в блокадном Ленинграде, поскольку эвакуироваться из осажденного города наотрез отказался – “много работы”… Доминанта.
1.3. Открытие Льва Семеновича Выготского
Л.С. Выготский сделал для изучения психики человека очень важную вещь: он осуществил переход от исследований на братьях наших меньших к изучению человека. Он рассказал о возможностях сознания, о его сложных отношениях с подсознанием, он превратил бессознательное из мистического царства З. Фрейда в строго научную и понятную систему. Он разработал педагогическую систему, позволяющую обучать слепоглухонемых детей.
В результате долгих и впечатляющих экспериментов Л.С. Выготский вывел формулу: знак (слово) и его значение (то есть то, что подразумевается под этим словом) есть весьма сложная конструкция, где первая часть принадлежит сознанию, а вторая – подсознанию.
В каждом слове скрыта своего рода инструкция, предписание: как и что можно и нужно делать с тем, что этим словом наречено. Например, когда вы безотносительно к чему-либо говорите “стол”, всякий человек представит себе то, за чем можно сидеть, на чем можно есть и писать, то, что стоит на ножках, то из чего он может быть сделан, то, как он может выглядеть и т.д. И эти мысли будут у каждого из нас во многом похожи. С каждым ли словом происходит так? А что если рассмотреть такие слова как “счастье”, “любовь” и т.п.? У каждого из нас найдется не один вариант толкования этих слов… Эмоции на язык слов переводятся плохо, а слова не могут стать чувством. Всем нам это хорошо известно: думать о боли и ощущать боль – это не одно и то же, равно и думать о том, что ты любишь, совсем не то же самое, что ощущать любовь всем своим существом.
Сознание оперирует знаками (прежде всего словами, понятиями, смыслами), отчасти образами, а подсознание – ощущениями, эмоциями, чувствами.
Если подсознание ответственно за реализацию самых что ни на есть простых и одновременно жизненно важных потребностей организма – биологическое выживание, то сознание, напротив, движется к целям высшим – социальное выживание.
И когда человеком овладевают некие смутные предчувствия, непонятные ощущения – то есть подсознание пытается сообщить человеку какую-то важную для его выживания информацию, – сознание обязано расшифровать это послание, дать этому состоянию какое-то название. Если сознание не справляется с этой задачей, появляется внутренний дискомфорт, толкающий наше сознание к продолжению поиска приемлемого объяснения тем сигналам, которые оно получило.
Как же эти сложные процессы проявляются в нашей с вами жизни, и каким образом знание о них может повлиять на эту самую жизнь?
Мы сейчас посмотрим эпизоды из хорошо известного всем нам художественного фильма “Наваждение”, который является частью трилогии “Операция “Ы” и другие приключения Шурика”. Но смотреть мы будем не как обычные зрители, а как ученые, наблюдающие за проявлением основных принципов работы нашего мозга в реальной жизни. Я буду задавать вам вопросы по ходу фильма, и комментировать отдельные эпизоды.
2. Просмотр эпизодов х/ф “Наваждение”
Вопрос:
Какой из трех принципов работы мозга мы наблюдаем сейчас: динамические стереотипы, принцип доминанты или диалог подсознания с сознанием?
Сокращенный вариант:
Какой принцип проявляется сейчас?
Этот вопрос необходимо задавать неоднократно в течение фильма.
Эпизоды, во время которых этот вопрос желательно задать аудитории и прокомментировать ответы:
– поиск Шуриком конспекта (доминанта – “подготовка к экзамену”),
– посадка Шурика в трамвай и дальнейшее путешествие к квартире Лиды (доминанта героев – “подготовка к экзамену”, а также проявления множества динамических стереотипов и Шурика, и Лиды),
– чтение конспекта в доме у Лиды (доминанта героев – “подготовка к экзамену”, а также проявления множества динамических стереотипов и Шурика, и Лиды, при этом вся информация об окружающем Шурика прострaнcтве минуя его сознание, занятое чтением конспекта, отправляется в подсознание и бережно сохраняется),
– прием профессором экзамена у нерадивого студента с пропылившейся зачеткой (динамический стереотип, выдающий пристрастия профессора к карточным играм),
– Шурик после сдачи экзамена “впервые” видит Лиду (“звонок” из подсознания – буря нежных чувств – ведь подсознание знает, что от нее пришло спасение, благодаря ей он сдал экзамен, а сознание фиксирует внезапную симпатию к дeвyшке: “Удивительная дeвyшка! Почему я ее раньше никогда не видел?”),
– знакомство Шурика и Лиды (смена доминанты героев “подготовка к экзамену” на доминанту “понравиться партнеру”),
– в квартире у Лиды, когда Лида замирает, услышав от Шурика: “Угу” (“звонок” из подсознания: “Где-то я это слышала…”, но одного “звонка” недостаточно для возникновения дискомфорта, и сознание не включается в работу),
– дежавю Шурика (“звонки” из подсознания вызывают сильный дискомфорт, вплоть до смены доминанты “понравиться дeвyшке” на доминанту “что происходит?”, поиск сознанием приемлемого объяснения происходящему),
– Шурик просит у Лиды позволения задать очень важный для него вопрос (несовпадение доминанты юноши “что происходит?” и доминанты дeвyшки “понравиться юноше”, привело дeвyшку к разочарованию “мини-крушение надежд”),
– вывод Шурика: “Был!” и вывод Лиды: “Саша, Вы – телепат!” (приемлемое объяснение тому, что происходит, найдено; доминанта “понравиться дeвyшке” возвращается, гармония во взаимоотношениях восстанавливается),
– Шурик и Лида проводят эксперимент (прозвучало слово “телепат”, и герои повели себя “соответственно инструкции: как и что можно и нужно делать с тем, что этим словом наречено”).
Наше совместное наблюдение за героями фильма под необычным углом зрения подошло к концу. А работа наша продолжается. Предлагаю выяснить, происходило ли что-то подобное и с нами или нашими близкими?
3. Сопоставление полученной информации с личным опытом
(Вопросы не обязательно задавать все, можно выбрать из списка наиболее интересные, или предложить другие.)
1. Скажите, пожалуйста, случалось ли вам делать что-то автоматически, например, выключать утюг или свет, а потом спустя некоторое время задавать себе вопрос, все ли ты выключил, и, не вспомнив, возвращаться, чтобы проверить?
2. Что вы делаете не задумываясь?
3. Как можно научить собаку подавать лапу?
4. Как можно формировать у себя новые привычки с помощью положительного и отрицательного подкрепления?
5. Случалось ли вам беседовать с человеком, очень увлеченным чем-либо, а вам нужно было привлечь его внимание к своей проблеме или перевести разговор на другую тему? Насколько эффективно у вас это получалось?
6. Случалось ли вам переживать очень сильные эмоции и одновременно заниматься выполнением важного поручения, не связанного с событием, вызвавшим эти эмоции? Как вы справились?
7. Случалось ли вам уговаривать близкого вам человека, увлеченного сильными чувствами к объекту, на ваш взгляд недостойному таких чувств, не общаться, не встречаться, не дружить с ним? Что из этого вышло?
8. Какое поведение с человеком под воздействием доминанты привело бы вас к большему успеху?
9. Почему до сих пор актуален совет, оставленный нам предками: “Познай себя!” Что он означает, по-вашему?
Итак, сегодня мы немного познакомились с принципами работы нашего мозга, с тем, как эти принципы проявляют себя в нашей повседневной жизни, и как мы можем использовать эти знания во благо себе и другим.
Желаю вам эффективного избавления от вредных привычек, если таковые имеются, и скорейшего обретения полезных!
Желаю вам как можно более частого совпадения ваших доминант с доминантами близких вам людей!
Желаю вам новых открытий в бесконечной вселенной под названием “Я”!
Используемая литература
1. Курпатов А.В. 3 главных открытия психологии: Как управлять своей жизнью. – СПб.: Издательский Дом “Нева”, 2006.
Комментарии:
Сегодня мы поговорим о покровных тканях, они располагаются на поверхности органов растения и пpeдoxpaняют их от высыхания, перегрева, механических и химических воздействий. Кроме этого она обеспечи…...
04 11 2025 6:47:28
Интеграция предметов гуманитарного и естественных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Целью урока является обобщение знаний о моллюсках, их роли в природе, развитие коммуникативных способностей учащихся через творческую работу. Каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность, так как на уроке есть поиск, анализ, презентации.
...
03 11 2025 0:18:29
Представленная методическая разработка является вариантом пpaктического использования материалов сайта украинского преподавателя Козленко А.Г. (http://kozlenkoa.narod.ru). Урок построен на основе модульной технологии обучения с применение средств ИКТ, материалов Интернета. Целью урока является приобретение учащимися биологических знаний в рамках темы, а также развитие компьютерной грамотности и пользовательских навыков.
...
02 11 2025 19:23:43
Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
01 11 2025 17:29:29
Урок-обобщение, в ходе которого систематизируются уже полученные знания по теме, показываются различия и взаимосвязь всех сторон метаболизма, выясняется, что является источником энергии для живых организмов, по каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии....
31 10 2025 16:32:51
Экологическая викторина "Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....
30 10 2025 16:11:12
Материал представлен схемой, таблицами, тестами, кроссвордом. При выполнении заданий ученик показывает уровень знаний по теме....
29 10 2025 13:17:29
Игра состоит из 6-ти разделов, каждый из которых включает в себя по восемь вопросов, это: «Животные разных континентов», «Кошачьи», «Холоднокровные животные», «Члeнистоногие», «Птицы», «Вымершие животные». На экране показаны шесть животных, ребята, отвечая на вопрос учителя, показывают номер животного. ...
28 10 2025 4:28:12
Урок разработан на основе компьютерных технологий с использованием презентации. Такие уроки вызывают интерес у учащихся....
27 10 2025 17:50:48
Задача учителя биологии – показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти подход, который затронет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни....
26 10 2025 10:10:38
Урок по учебнику под редакцией В.В. Пасечника (Раздел 4. «Строение и многообразие покрытосеменных растений») формирует у учащихся знания о листе как важнейшей составной части побега; учит распознавать листья по типам жилкования, способу прикрепления к стeблю; различать простые и сложные листья....
25 10 2025 20:20:51
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
24 10 2025 17:58:41
В ходе урока происходит воспитание навыков работы в комaнде и соблюдения правил поведения во время игры, развитие логического мышления, памяти, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, способствовать расширению кругозора по биологии....
23 10 2025 19:32:15
Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....
22 10 2025 5:10:48
Урок разработан к учебно-методическому комплексу Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева И.Н. "Биология. Человек" (8-й класс). На уроке предполагается проведение лабораторных опытов....
21 10 2025 23:29:25
На уроке используется презентация (выполненная в PowerPoint), по ходу объяснения задаются учащимся проблемные вопросы, присутствует творческое задание с использованием технологии поиска новых идей. Как обязательный компонент при работе в старших классах используются работа с текстом и творческое домашнее задание.
...
20 10 2025 19:36:54
Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....
19 10 2025 15:14:41
Итоговый урок по теме. Призван выявить уровень знаний по теме, совершенствовать умения распознавать изучаемые виды в природе и на рисунках....
18 10 2025 23:23:54
В статье описана методика работы с новой формой тестовых заданий по различным разделам и темам курса биологии. Эти тестовые задания интересны тем, что и проверяют и развивают навыки логического мышления учащихся, что соотносится с задачей формирования универсальных учебных действий. Методика работы с этими заданиями позволяет организовать как контроль, так и обучение школьников, организовать дискуссию, научить учащихся аргументированию собственных идей и критическому отношению к другим высказываниям....
17 10 2025 13:28:50
Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
16 10 2025 11:55:25
В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....
15 10 2025 14:50:23
Цель урока: формировать знания о составных компонентах биологического сообщества, об особенностях трофической структуры сообщества, о пищевых связях, которые отображают путь круговорота веществ, формировать понятия пищевая цепь, пищевая сеть....
14 10 2025 19:44:51
Урок по теме «Гигиена зрения» должен способствовать использованию знаний из других предметов: физики, химии философии. Учитывая внедрение в систему образования современных технических средств, ученик должен понимать, как рационально их использовать, т.к. это способствует в том числе и ухудшению зрения. Поэтому задача учителя - помочь ученикам снимать напряжение, выполняя комплекс упражнений, в том числе и для глаз....
13 10 2025 17:26:56
Представленный урок проводится как обобщающее занятие по теме "Дыхание" в курсе "Биология. Человек" для 8-х классов. В урок включены элементы пpaктических занятий по приёмам оказания первой помощи при нарушении дыхания, основы знаний по валеологии и профилактике инфекционных заболеваний....
12 10 2025 11:45:53
Данная статья познакомит обучающихся с особенностями водной среды
обитания, с различными водными животными и их приспособленностью к
жизни в воде....
11 10 2025 0:56:35
Целью курса является углубление и расширение знаний об общих принципах организации живых существ, опираясь на вспомогательные науки. Работа автора строится на поэтапном изучении клетки как структурной единицы всего живого на Земле. Учащиеся расширяют представление о закономерностях и жизнедеятельности клеток....
10 10 2025 21:57:16
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
09 10 2025 4:12:55
Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....
08 10 2025 7:57:33
Увеличивается область познания учеников, которые учатся анализировать явление временного прекращение жизнедеятельности у живых организмов, использующих его как средство приспособления и выживания в нeблагоприятных условиях....
07 10 2025 4:33:20
Проект призван решить ряд проблем в обучении биологии, выявленных в результате swot и step анализа внешних и внутренних условий. Хаpaктерным в проекте является комплексный подход в решении задач эстетического, экологического и познавательного хаpaктера. Реализация задач проекта предполагает поэтапную работу в трех направлениях: с детьми, родителями и педагогами. Механизм реализации проекта представлен в модулях с указанием ответственных лиц за исполнение модуля. Проект содержит план работы, основные виды деятельности, взаимодействие с лесхозом и питомником, результаты работы школьного лесничества....
06 10 2025 19:26:47
Классный час проводится с целью формировать у учащихся осознанное негативное отношение к пиву, как алкогольному напитку и положительное отношение к здоровому образу жизни; помогает развивать умение сопоставлять факты, выражать своё мнение....
05 10 2025 6:51:52
Данный урок предпоследний в теме "Кровеносная и лимфатическая системы". Он является логическим продолжением и одним из завершающих в изучении кровеносной системы. Задачи данного урока - раскрыть физиологические основы укрепления сердца и сосудов; познакомить с последствиями гиподинамии, с влиянием курения и алкоголя на органы кровообращения, показать профилактические меры болезней сердца; научить пользоваться функциональными пробами для самоконтроля своего физического состояния. Материал урока способствует формированию здорового образа жизни, общей культуры здоровья.
...
04 10 2025 12:55:40
Для успешной активной жизни в обществе в век информационных и коммуникационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение использовать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки не будут лишними в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках и во внеурочной деятельности интеллектуальной игры "Дебаты".
...
03 10 2025 14:23:43
Внеклассное мероприятие проводится с целью развития экологической грамотности учащихся. Среди его задач – историческое, эстетическое и нравственное воспитание школьников, развитие ответственного отношения к природе, воспитание у детей стремления вести здоровый образ жизни. Учащиеся заранее выбирают растение, о котором расскажут на вечере, подбирают о нем стихи, песни, загадки. Из этого растения они готовят напитки, кремы, лосьоны, оформляют композицию....
02 10 2025 2:36:11
Данный материал повествует о том, как готовился в Правдинской общеобразовательной школе № 2 проект «Экология и здоровье человека». Проект разpaбатывался силами учащихся одиннадцатых классов, на базе которых было создано в школе научное общество.
...
01 10 2025 9:43:12
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
30 09 2025 15:47:24
Урок здоровья в 8-м классе, основная цель которого – развитие умений и навыков здорового образа жизни. Урок является примером использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий как совокупности приемов, методов, технологий, построенных на единой методологической основе и направленных на создание и укрепление физического и психологического здоровья учащихся, формирование у них культуры здоровья, а так же на охрану здоровья учащихся....
29 09 2025 6:49:54
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
28 09 2025 17:52:40
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
27 09 2025 5:46:17
Цель урока: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов; формировать научное мировоззрение на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб, научится узнавать изученных рыб, показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение, показать влияние человека на численность рыб....
26 09 2025 6:41:56
Для организации образовательной деятельности применяются как традиционные, так и новые технологии. Один из них - метод проектов. Своей задачей, как учителя предметника, автор считает формирование предметных и межпредметных компетентностей, используя информационную среду.
...
25 09 2025 17:18:59
Урок отражает краткую историю открытия самой древней группы живых существ – бактерий. Способствует выявлению знаний об особенностях их строения, питания, размножения, распространения в природе. Формирует навык работы с натуральными объектами. Способствует формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту....
24 09 2025 21:48:54
На данном уроке учащиеся узнают анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца.
...
23 09 2025 15:33:47
Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
22 09 2025 20:18:10
Существующая система учета успеваемости является формальной и направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Таким образом, назрела необходимость в изменении не только методик и технологий обучения, а главным образом, технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя. Целью является теоретическое и экспериментальное обоснование рейтингово-балльной оценки деятельности учащихся, как более эффективной системы при обучении биологии, более полно отвечающей требованиям учебного процесса....
21 09 2025 23:45:28
Вашему вниманию предлагается разработка урока для учащихся 7-го класса по программе Н.И.Сонина. Цели урока: изучить хаpaктерные особенности семейства Лилейных на примере некоторых видов растений, познакомить учащихся с пpaктическим использованием этих растений и редкими исчезающими видами Лилейных. Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся через применение нетрадиционных форм и методов обучения. Конспект урока сопровождается презентацией....
20 09 2025 20:50:14
Групповая ролевая игра по биологии для учащихся 8-го класса, занимающихся по программе Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, по теме "Опopно-двигательная система". Цель урока: повторить понятия, отделы скелета и кости, образующие эти отделы, типы их соединений; умение оказывать первую доврачебную помощь и меры предупреждения нарушения осанки и развития плоскостопия.
Игра оживляет и разнообразит учебный процесс, активизирует познавательную деятельность школьников, способствует лучшему закреплению материала и воспитывает чувство ответственности перед товарищами.
...
19 09 2025 15:44:22
Цель проекта: научить учащихся проводить научные биологические и химические эксперименты, обpaбатывать полученную информацию, анализировать и сравнивать полученные результаты, делать прогнозы, проводить социологический опрос, решать задачи с производственным содержанием, работать с компьютером, использовать Интернет....
18 09 2025 16:31:19
При подготовке учащихся к ЕГЭ сложилась система, с помощью которой школьники обучаются умению работать с заданиями разной степени сложности на уроках, во внеурочное время и непосредственно перед экзаменом....
17 09 2025 3:25:20
Учащиеся исследуют начальные этапы развития жизни на Земле, выявляют причинно-следственные связи и последствия и делают вывод о направлении эволюции. На уроке используется технология индивидуально-группового обучения. ...
16 09 2025 9:42:46
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




