Принципы работы мозга и "Наваждение" Леонида Гайдая > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Принципы работы мозга и "Наваждение" Леонида Гайдая


    Принципы работы мозга и "Наваждение" Леонида Гайдая

Введение

Нас часто удивляет то, как одна фраза писателя, удачно подобранный поэтом образ, несколько незаметных мазков художника могут отразить всю бесконечную противоречивость человеческих чувств, глубину философских размышлений, непреодолимую жажду поиска ответов на вечные вопросы. Мы признаем силу и право искусства метко и кратко выражать то, о чем написаны тома научных трудов.

Кино, как настоящее искусство, также полно сюрпризов и находок. Одна из таких находок – “Наваждение” – второй фильм незабываемой трилогии Леонида Гайдая “Операция “Ы” и другие приключения Шурика”.

Фундаментальные принципы работы головного мозга человека: динамические стереотипы И.П. Павлова, принцип доминанты А.А. Ухтомского, возможности сознания и его отношения с подсознанием по Л.С. Выготскому – нашли настолько наглядное и остроумное отражение в этом короткометражном фильме, что невольно возникает желание использовать его в качестве материала, иллюстрирующего их действие в повседневной жизни человека.

Если психологу необходимо интересно и доступно рассказать родителям и педагогам школы или ДОУ, подросткам или студентам непрофильных направлений о том, как работает наш мозг, как это проявляется в повседневной жизни человека, и как мы можем использовать эти знания во благо себе и другим, то предлагаемый урок поможет решить эти задачи.

Конспект занятия

Цель: повышение психологической компетентности участников образовательного процесса.

Задачи.

1. Познакомить целевую аудиторию с выдающимися открытиями российских ученых – И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, Л.С. Выготского.

2. Продемонстрировать действие основных принципов работы головного мозга в повседневной жизни человека.

3. Помочь ассоциировать теоретические знания с личным опытом слушателей.

Целевая аудитория:

1. Родители учащихся школ и воспитанников ДОУ.

2. Педагоги общеобразовательных учреждений, в том числе и дошкольных.

3. Подростки 13-19 лет.

План.

1. Мини-лекция “Три открытия” (10 мин.).

1.1. Открытие И.П. Павлова. Динамические стереотипы.

1.2. Открытие А.А. Ухтомского. Принцип доминанты.

1.3. Открытие Л.С. Выготского. Отношения сознания с подсознанием.

2. Просмотр эпизодов х/ф “Наваждение” с комментариями (20 мин.).

3. Сопоставление полученной информации с личным опытом (15 мин.).

1. Мини-лекция “Три открытия” [1]

Без открытий И.М. Сеченова, И.П. Павлова,
А.А. Ухтомского и Л.С. Выготского,
ставших центральными в психологии,
невозможно было бы развитие этой науки.
С. Даймонд и У. Робертс

Российские ученые сделали величайшие открытия в области психологии, открытия, позволяющие кардинально изменить жизнь конкретного человека к лучшему, и нам необходимо об этом знать. Кто эти ученые? И что же за открытия они сделали?

1.1. Открытие Ивана Петровича Павлова

Свое открытие великий ученый назвал “динамическим стереотипом”, хотя большинству из нас оно известно как “условный рефлекс”. Вспомним, что это такое?

При виде и запахе пищи у собаки начинает выделяться слюна – это безусловная пищевая реакция, то есть физиологическая реакция на безусловный раздражитель (пищу). Однако если мы будем сочетать подобное предъявление пищи (положительное подкрепление) с каким-нибудь нейтральным стимулом, например со звуком звонка или включением лампочки, то после нескольких подобных сочетаний у этой собаки возникнет условная (ассоциативная) связь между двумя этими событиями. Этот нейтральный стимул будет восприниматься ею как условие появления пищи, а значит, слюна станет выделяться, даже если самой пищи не будет.

Но звонок или свет лампочки – лишь один из компонентов целостного условного раздражителя, так как одновременно сосуществует масса других, которые могут оказаться не менее значимыми. Впоследствии пищевая реакция может возникнуть у собаки и просто при наступлении традиционного времени проведения эксперимента, при появлении экспериментатора, при попадании собаки в экспериментальную комнату, на лямки, которые ее удерживали в станке во время эксперимента и т.п. Таким образом, простых, односложных, условных рефлексов в природе не существует, а сложный, действительно известный природе условный рефлекс И.П. Павлов и назвал “динамическим стереотипом”.

У человека все происходит точно таким же образом! Да-да, все наши привычки и автоматизмы – когда-то сформировавшиеся динамические стереотипы, перешедшие в область бессознательного. Привычка появляется не сама собой, а в результате действия положительных и отрицательных “подкреплений”, своего рода кнута и пряника.

Для чего природе необходимо организовывать работу мозга таким образом? Девиз природы – экономия и безопасность.

“Чем больше мелочей повседневной жизни можем мы доверить не требующему усилий привычному автоматизму, тем более высвобождаются высшие силы нашего ума для работы, для которой они предназначены”, – так выразил принцип экономии американский философ и психолог Уильям Джеймс.

А проверенный однажды стереотип поведения, реализованный и, не приведший к летальному исходу, запоминается мозгом, глубокими его структурами как безопасная форма поведения. Остальные же возможные варианты поведения и действий, сколь бы хороши они ни были, не проверенные пpaктикой, есть неизвестность, а хуже и ужаснее неизвестности ничего нет.

Привычка, таким образом, это наиглавнейший форпост инстинкта самосохранения, пpeдoxpaняющий нас от пугающей неизвестности и потенциальной опасности.

1.2. Открытие Алексея Алексеевича Ухтомского

Чтобы продемонстрировать другой принцип работы мозга – принцип доминанты – представим, что у вас возникло сильное чувство голода, а вы сидите на лекции или уроке. Какие мысли незамедлительно придут вам в голову? О чем вы будете думать? О еде, понятное дело! Вы будете думать о том, чего бы вам хотелось поесть, где вы эту еду достанете, с каким удовольствием будете ее есть, а вовсе не о том, как интересно рассказывает учитель, какую полезную информацию вы получаете, и где ее можно использовать на пpaктике.

Мозг в этот момент словно бы заражен, инфицирован, и инфекция эта – желание, которое по внешнему признаку названо И.П. Павловым “пищевой потребностью”. А вот А.А. Ухтомский узрел во всем этом нечто большее. Центр возбуждения в головном мозгу (доминанта) подавляет все прочие желания и потребности, игнорирует сопротивления, которые, кстати, его только заводят, но ничуть ему не препятствуют, перераспределяет силы и гонит нас в одном, заданном ею – доминантою – направлении.

Вспомним Ромео и Джульетту – чем больше препятствий на пути своей любви они встречали, тем сильнее хотели быть вместе.

Принцип доминанты – это механизм работы мозга, благодаря которому в нем господствует единственный очаг возбуждения, а все прочие возбуждения, которых, понятное дело, очень много, не только не принимаются мозгом в расчет, не только не рассматриваются и не реализуются в поведении, но, напротив, тормозятся и переориентируются, можно сказать, перекладываются на рельсы господствующего возбуждения, переходят в его полновластное и безграничное пользование.

Передавая свое возбуждение господствующему центру, они, эти прочие центры, ускоряют работу главного очага возбуждения в головном мозгу, поторапливают и усиливают его. Что очень экономно и эффективно, так как одновременно решать даже две задачи – значит обрекать себя на ошибку.

“Доминанта, - писал Алексей Алексеевич, - есть не теория и даже не гипотеза, но преподносимый из опыта принцип очень широкого применения, эмпирический закон, вроде закона тяготения, который, может быть, сам по себе и не интересен, но который достаточно назойлив, чтобы было возможно с ним не считаться”.

Алексей Алексеевич умер в 1942 году в блокадном Ленинграде, поскольку эвакуироваться из осажденного города наотрез отказался – “много работы”… Доминанта.

1.3. Открытие Льва Семеновича Выготского

Л.С. Выготский сделал для изучения психики человека очень важную вещь: он осуществил переход от исследований на братьях наших меньших к изучению человека. Он рассказал о возможностях сознания, о его сложных отношениях с подсознанием, он превратил бессознательное из мистического царства З. Фрейда в строго научную и понятную систему. Он разработал педагогическую систему, позволяющую обучать слепоглухонемых детей.

В результате долгих и впечатляющих экспериментов Л.С. Выготский вывел формулу: знак (слово) и его значение (то есть то, что подразумевается под этим словом) есть весьма сложная конструкция, где первая часть принадлежит сознанию, а вторая – подсознанию.

В каждом слове скрыта своего рода инструкция, предписание: как и что можно и нужно делать с тем, что этим словом наречено. Например, когда вы безотносительно к чему-либо говорите “стол”, всякий человек представит себе то, за чем можно сидеть, на чем можно есть и писать, то, что стоит на ножках, то из чего он может быть сделан, то, как он может выглядеть и т.д. И эти мысли будут у каждого из нас во многом похожи. С каждым ли словом происходит так? А что если рассмотреть такие слова как “счастье”, “любовь” и т.п.? У каждого из нас найдется не один вариант толкования этих слов… Эмоции на язык слов переводятся плохо, а слова не могут стать чувством. Всем нам это хорошо известно: думать о боли и ощущать боль – это не одно и то же, равно и думать о том, что ты любишь, совсем не то же самое, что ощущать любовь всем своим существом.

Сознание оперирует знаками (прежде всего словами, понятиями, смыслами), отчасти образами, а подсознание – ощущениями, эмоциями, чувствами.

Если подсознание ответственно за реализацию самых что ни на есть простых и одновременно жизненно важных потребностей организма – биологическое выживание, то сознание, напротив, движется к целям высшим – социальное выживание.

И когда человеком овладевают некие смутные предчувствия, непонятные ощущения – то есть подсознание пытается сообщить человеку какую-то важную для его выживания информацию, – сознание обязано расшифровать это послание, дать этому состоянию какое-то название. Если сознание не справляется с этой задачей, появляется внутренний дискомфорт, толкающий наше сознание к продолжению поиска приемлемого объяснения тем сигналам, которые оно получило.

Как же эти сложные процессы проявляются в нашей с вами жизни, и каким образом знание о них может повлиять на эту самую жизнь?

Мы сейчас посмотрим эпизоды из хорошо известного всем нам художественного фильма “Наваждение”, который является частью трилогии “Операция “Ы” и другие приключения Шурика”. Но смотреть мы будем не как обычные зрители, а как ученые, наблюдающие за проявлением основных принципов работы нашего мозга в реальной жизни. Я буду задавать вам вопросы по ходу фильма, и комментировать отдельные эпизоды.

2. Просмотр эпизодов х/ф “Наваждение”

Вопрос:

Какой из трех принципов работы мозга мы наблюдаем сейчас: динамические стереотипы, принцип доминанты или диалог подсознания с сознанием?

Сокращенный вариант:

Какой принцип проявляется сейчас?

Этот вопрос необходимо задавать неоднократно в течение фильма.

Эпизоды, во время которых этот вопрос желательно задать аудитории и прокомментировать ответы:

– поиск Шуриком конспекта (доминанта – “подготовка к экзамену”),

– посадка Шурика в трамвай и дальнейшее путешествие к квартире Лиды (доминанта героев – “подготовка к экзамену”, а также проявления множества динамических стереотипов и Шурика, и Лиды),

– чтение конспекта в доме у Лиды (доминанта героев – “подготовка к экзамену”, а также проявления множества динамических стереотипов и Шурика, и Лиды, при этом вся информация об окружающем Шурика прострaнcтве минуя его сознание, занятое чтением конспекта, отправляется в подсознание и бережно сохраняется),

– прием профессором экзамена у нерадивого студента с пропылившейся зачеткой (динамический стереотип, выдающий пристрастия профессора к карточным играм),

– Шурик после сдачи экзамена “впервые” видит Лиду (“звонок” из подсознания – буря нежных чувств – ведь подсознание знает, что от нее пришло спасение, благодаря ей он сдал экзамен, а сознание фиксирует внезапную симпатию к дeвyшке: “Удивительная дeвyшка! Почему я ее раньше никогда не видел?”),

– знакомство Шурика и Лиды (смена доминанты героев “подготовка к экзамену” на доминанту “понравиться партнеру”),

– в квартире у Лиды, когда Лида замирает, услышав от Шурика: “Угу” (“звонок” из подсознания: “Где-то я это слышала…”, но одного “звонка” недостаточно для возникновения дискомфорта, и сознание не включается в работу),

– дежавю Шурика (“звонки” из подсознания вызывают сильный дискомфорт, вплоть до смены доминанты “понравиться дeвyшке” на доминанту “что происходит?”, поиск сознанием приемлемого объяснения происходящему),

– Шурик просит у Лиды позволения задать очень важный для него вопрос (несовпадение доминанты юноши “что происходит?” и доминанты дeвyшки “понравиться юноше”, привело дeвyшку к разочарованию “мини-крушение надежд”),

– вывод Шурика: “Был!” и вывод Лиды: “Саша, Вы – телепат!” (приемлемое объяснение тому, что происходит, найдено; доминанта “понравиться дeвyшке” возвращается, гармония во взаимоотношениях восстанавливается),

– Шурик и Лида проводят эксперимент (прозвучало слово “телепат”, и герои повели себя “соответственно инструкции: как и что можно и нужно делать с тем, что этим словом наречено”).

Наше совместное наблюдение за героями фильма под необычным углом зрения подошло к концу. А работа наша продолжается. Предлагаю выяснить, происходило ли что-то подобное и с нами или нашими близкими?

3. Сопоставление полученной информации с личным опытом

(Вопросы не обязательно задавать все, можно выбрать из списка наиболее интересные, или предложить другие.)

1. Скажите, пожалуйста, случалось ли вам делать что-то автоматически, например, выключать утюг или свет, а потом спустя некоторое время задавать себе вопрос, все ли ты выключил, и, не вспомнив, возвращаться, чтобы проверить?

2. Что вы делаете не задумываясь?

3. Как можно научить собаку подавать лапу?

4. Как можно формировать у себя новые привычки с помощью положительного и отрицательного подкрепления?

5. Случалось ли вам беседовать с человеком, очень увлеченным чем-либо, а вам нужно было привлечь его внимание к своей проблеме или перевести разговор на другую тему? Насколько эффективно у вас это получалось?

6. Случалось ли вам переживать очень сильные эмоции и одновременно заниматься выполнением важного поручения, не связанного с событием, вызвавшим эти эмоции? Как вы справились?

7. Случалось ли вам уговаривать близкого вам человека, увлеченного сильными чувствами к объекту, на ваш взгляд недостойному таких чувств, не общаться, не встречаться, не дружить с ним? Что из этого вышло?

8. Какое поведение с человеком под воздействием доминанты привело бы вас к большему успеху?

9. Почему до сих пор актуален совет, оставленный нам предками: “Познай себя!” Что он означает, по-вашему?

Итак, сегодня мы немного познакомились с принципами работы нашего мозга, с тем, как эти принципы проявляют себя в нашей повседневной жизни, и как мы можем использовать эти знания во благо себе и другим.

Желаю вам эффективного избавления от вредных привычек, если таковые имеются, и скорейшего обретения полезных!

Желаю вам как можно более частого совпадения ваших доминант с доминантами близких вам людей!

Желаю вам новых открытий в бесконечной вселенной под названием “Я”!

Используемая литература

1. Курпатов А.В. 3 главных открытия психологии: Как управлять своей жизнью. – СПб.: Издательский Дом “Нева”, 2006.



Комментарии:

Экологическая сказка "Маша и цветы"


    Экологическая сказка "Маша и цветы"

      Экологическая сценка для школьного кукольного театра способствует воспитанию у дошкольников и младших школьников интереса, чуткости, любви, бережного отношения к родной природе. Дети приобретают навыки правильного поведения на природе, умение заботиться о растениях, которые являются частью природы планеты Земля. Декорации, музыкальное сопровождение вызывают интерес к выступлению, а школьным артистам приносят радость и удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности....

05 12 2025 6:49:23

Сборник цифровых диктантов по анатомии


    Сборник цифровых диктантов по анатомии

      Цифровые диктанты охватывают курс "Анатомия человека" и составлены по разделам. Диктанты включают разделы от "Общего обзора организма человека" до темы "Кровь и кровообращение". Диктанты можно использовать в любой части урока, при работе с любым УМК....

04 12 2025 18:15:40

Размножение многоклеточных животных Биология

Размножение многоклеточных животных  Биология Животные, как и растения, размножаются бесполым и поповым способами. Особенности размножения многоклеточных животных во многом определены условиями их обитания....

03 12 2025 11:48:46

Урок биологии на тему "Свойства организма животного". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Свойства организма животного". 5-й класс

      Цель урока: сформировать у учащихся понятия организм и познакомить со свойствами живого организма....

02 12 2025 12:32:24

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

01 12 2025 3:41:18

Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"

      Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....

30 11 2025 6:58:18

Проблемный урок биологии на тему "Постэмбриональное развитие животных организмов". 10-й класс


    Проблемный урок биологии на тему "Постэмбриональное развитие животных организмов". 10-й класс

      Урок знакомит учащихся с постэмбриональным развитием животных организмов. Развивается представление об индивидуальном развитии животных организмов. Ученики обобщают и закрепляют представление о типах постэмбрионального развития организмов животных, формируют представление о закономерностях прямого и непрямого развития. Развивают научное мировоззрение; экологическое воспитание.; поддерживают познавательный интерес к процессам жизнедеятельности организмов....

29 11 2025 18:47:27

Глобальные проблемы современности: "парниковый эффект" (экологическое занятие с использованием приемов технологии критического мышления)

В курсе изучения естественных дисциплин важное место уделяется пониманию экологических проблем современности – как локального, регионального, так и глобального хаpaктера. Одним из трех "подарков" человека самому себе является проблема парникового эффекта. ...

28 11 2025 2:52:55

Клетка – структурная единица всего живого

Открытый урок по теме «Клетка – структурная единица всего живого» разработан для учащихся 9-го класса медицинского профиля с использованием компьютерных технологий и с выполнением тестовых работ на компьютерах. У учащихся формируется целостное представление о клетке как сложнейшей системе, которая является началом всего живого....

27 11 2025 16:35:15

Разработка дидактической игры на основе компьютерной презентации и ее использование в образовательном процессе


    Разработка дидактической игры на основе компьютерной презентации и ее использование в образовательном процессе

      В статье рассматривается принцип разработки дидактических игр на основе компьютерной презентации на примере игры "Приключения в Королевстве Хлебных злаков", созданной педагогами МОУДОД ЦДОД "Созвездие" г. Воронежа. Рассматривается структура игры, ее образовательный потенциал, особенности использования в учебном процессе. Для создания игр данного типа не требуется знания основ программирования, что предоставляет педагогам значительные возможности для обогащения педагогической среды....

26 11 2025 17:44:35

Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"


    Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"

      Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....

25 11 2025 18:37:32

Основные закономерности генетики. 9-й класс

На уроке используются проблемные ситуации, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. В ходе групповой работы учащиеся распределяют обязанности внутри группы, самостоятельно ставят проблему, выдвигают гипотезы, решают, делают выводы....

24 11 2025 23:16:36

Обобщающий урок на тему «Опopно-двигательная система» (встреча в клубе «Что? Где? Когда?»)


    Обобщающий урок на тему «Опopно-двигательная система» (встреча в клубе «Что? Где? Когда?»)

      Урок показывает единство строения и функции опopно-двигательной системы, значение физкультуры и спорта для формирования здорового образа жизни человека. Как показала пpaктика, такой метод урока активизирует познавательный и творческий интерес учащихся, фантазию, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою родину....

23 11 2025 6:42:22

Тема урока: "Встреча юных друзей природы"


    Тема урока: "Встреча юных друзей природы"

      Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....

22 11 2025 7:44:20

Тест для тематического контроля по теме "Тип Члeнистоногие"


    Тест для тематического контроля по теме "Тип Члeнистоногие"

      В работе представлен тест для тематического контроля по теме «Тип Члeнистоногие», ориентированный на использование по УМК Сонина Н.И. Он выполнен с учетом требований, предъявляемым к составлению тестов, содержит спецификацию, план и ответы, варианты заданий....

21 11 2025 15:59:12

Инфекционные заболевания человека

Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....

20 11 2025 5:22:36

Зачетный урок "Размножение и развитие человека"

Представлены вопросы к зачетному уроку по теме "Размножение человека"....

19 11 2025 6:14:31

Строение и функции лейкоцитов. Иммунитет. 8-й класс

На уроке биологии в 8-м классе прослеживается системный подход при изучении понятий «биологические системы», рассматриваются и их взаимосвязи....

18 11 2025 15:28:33

Как организовать освоение учебного материала по учебникам биологии для 6-го класса в условиях одночасовой программы?


    Как организовать освоение учебного материала по учебникам биологии для 6-го класса в условиях одночасовой программы?

      В статье предлагается выполненная автором работа на основе авторской программы В.В. Пасечника и др.". Используемые презентации могут облегчить работу учителя в реализации данной программы....

17 11 2025 7:16:57

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"


    Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

      Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

16 11 2025 6:55:13

Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"


    Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"

      Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....

15 11 2025 10:48:57

Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий


    Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий

      Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....

14 11 2025 22:24:18

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников


    Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

      Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

13 11 2025 19:31:47

Урок: "Функция органа зрения и его гигиена"


    Урок: "Функция органа зрения и его гигиена"

      Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....

12 11 2025 1:26:31

Класс Двустворчатые: хаpaктеристика, системы органов, размножение

Класс Двустворчатые: хаpaктеристика, системы органов, размножение Двустворчатые молюски обитают в морях, но отдельные виды приспособились к жизни в пресных водоемах (беззубка, перловицы и др.). Paковина моллюсков этого класса состоит из двух симметричных створок, соединенных на спинной стороне особой связкой. Захлопывают paковины мощные мышцы-замыкатели....

11 11 2025 6:35:19

Брейн-ринг "Растения и животные России"


    Брейн-ринг "Растения и животные России"

      Познавательная игра в форме брейн-ринга по теме «Растения и животные России» позволяет познакомить обучающихся с многообразием растительного и животного мира нашей страны; расширяет кругозор; способствует развитию интереса к предметам; воспитывает бережное отношение к окружающему миру....

10 11 2025 3:41:37

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

09 11 2025 17:43:24

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс


    Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

      Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

08 11 2025 5:30:12

Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс


    Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс

      Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....

07 11 2025 2:58:52

Сценарий "Осенний КВН". 5-й класс


    Сценарий "Осенний КВН". 5-й класс

      КВН для учащихся 5-х классов обобщает и закрепляет знания об осенних явлениях, развивает творческие способности детей, воспитывает бережное отношение к природе. Данное мероприятие может использоваться в рамках декады естественно-научного цикла....

06 11 2025 7:45:27

Развитие мыслительных навыков в преподавании биологии


    Развитие мыслительных навыков в преподавании биологии

      Урок биологии включает развивающие задания по теме. Предложены упражнения на сравнение, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей (логика) и умение делать выводы....

05 11 2025 17:41:16

Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и пpaктическое значение


    Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и пpaктическое значение

      Главная цель образования сегодня - научить детей учиться и творчески применять полученные знания на пpaктике. Применяемая технология позволяет создать условия для достижения этих целей. Она располагает огромным количеством различных приемов, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания....

04 11 2025 14:49:26

Строение органа зрения


    Строение органа зрения

      Зрение это одно из самых сложных и удивительных свойств человеческого организма, созданного природой для восприятия окружающей среды. И хотя глаз человека занимает менее 1% от размеров организма, существует множество научных учреждений в мире, которые на протяжении десятков лет изучают особенности строения, функционирования, а также заболевания органа зрения....

03 11 2025 21:36:34

Межпредметные связи в обучении химии и биологии


    Межпредметные связи в обучении химии и биологии

      В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

02 11 2025 13:52:52

Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса


    Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

      Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....

01 11 2025 8:27:56

Нервная ткань: строение, функции и свойства

Нервная ткань: строение, функции и свойства Нервная ткань – совокупность связанных между собой нервных клеток и вспомогательных элементов, регулирующая деятельность органов и систем живых организмов....

31 10 2025 23:23:23

Обобщающий урок-игра "Прощание с ботаникой"


    Обобщающий урок-игра "Прощание с ботаникой"

      Занятие проводится в 6-м классе по окончании изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов. Урок интересен тем, что учащиеся в игровой форме повторяют изученный материал, проявляют свою эрудицию, смекалку, а также творческие способности. Проведение урока способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных навыков, выработке умения выражать и отстаивать свою точку зрения. ...

30 10 2025 3:11:40

Технологическая карта урока биологии по теме «Значение генетики. Наследственные болезни человека»


    Технологическая карта урока биологии по теме «Значение генетики. Наследственные болезни человека»

      Цель урока: сформировать знания о конкретных генетических заболеваниях, их цитологических основах: дать представление о возможных способах лечения или недопущения таких заболеваний....

29 10 2025 7:56:33

Игра как метод обучения и воспитания


    Игра как метод обучения и воспитания

      Решать некоторые учебные проблемы без участия игры невозможно. Кроме этого игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, прострaнcтве, людях. Играя, дети обучаются. Поэтому на уроках биологии применяется игра с учениками. Это может быть небольшой игровой момент на уроке, а может быть и сетевая игра, в которой участвует несколько классов....

28 10 2025 17:13:17

Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"


    Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"

      Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....

27 10 2025 11:45:48

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"


    Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

      Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

26 10 2025 15:16:16

Тематическое планирование для 8-го класса (на первую четверть) по биологии. "Образовательная система-2100"


    Тематическое планирование для 8-го класса (на первую четверть) по биологии. "Образовательная система-2100"

      Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, авторской программы "Программа по биологии. 6–9-й класс" А.А. Вахрушева и А.С. Раутиана, 2008 г. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю)....

25 10 2025 11:16:39

Урок на тему: "Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших"


    Урок на тему: "Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших"

      Раскрытие особенности строения жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, дать представление об основных типах простейших; дать представления о многообразии одноклеточных, показать особенности строения, жизнедеятельности, продолжить формирование умений сравнивать, обосновать отличительные черты строения одноклеточных. ...

24 10 2025 21:50:35

Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"


    Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"

      Урок раскрывает особенности внешнего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания, размножения и индивидуального развития, показывает родство многоклеточных с одноклеточными животными. На уроке учащиеся обучаются распознавать на таблицах и рисунках различные клетки тела гидры, в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять рассказ....

23 10 2025 2:48:29

Урок-игра "Кто хочет стать знатоком природы?" (целебные растения Севера)


    Урок-игра "Кто хочет стать знатоком природы?" (целебные растения Севера)

      Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Значение лекарственных растений в настоящее время не падает, а наоборот, возрастает. В течение тысячелетий многие из древнейших лечебных средств переходили из поколения в поколение, причем некоторые из них сохранились до сих пор....

22 10 2025 18:39:17

Клеточные и неклеточные формы: вирусы, бактериофаги и эукариоты

Клеточные и неклеточные формы: вирусы, бактериофаги и эукариоты Все живое разделено на 2 империи — клеточные и неклеточные формы жизни. Основными формами жизни на Земле являются организмы клеточного строения. Этот тип организации присущ всем видам живых существ, за исключением вирусов, которые рассматриваются как неклеточные формы жизни....

21 10 2025 20:59:46

Урок биологии "Биоценоз леса"


    Урок биологии "Биоценоз леса"

      Комбинированный урок с использованием компьютерной презентации, на котором дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги Кемеровской области, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов. Учителю предоставится возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального использования природных ресурсов....

20 10 2025 21:47:54

Клеточные включения: строение, функции и биологическое значение

Клеточные включения: строение, функции и биологическое значение Вместе с мембранными и немембранными органеллами в цитоплазме находятся клеточные включения, которые являются непостоянными элементами клетки. Они появляются и исчезают на протяжении ее жизненного цикла. Формируются в основном в пластинчатом комплексе и в эндоплазматическом ретикулуме....

19 10 2025 9:40:26

Конспект урока. Строение и работа скелетных мышц


    Конспект урока. Строение и работа скелетных мышц

      В конспекте урока представлена разработка самостоятельной работы для учащихся 8-го класса. Данная работа может быть предложена ученикам, как при изучении нового материала, так и при закреплении или проверке знаний....

18 10 2025 9:32:45

Урок биологии на тему "Значение семян"


    Урок биологии на тему "Значение семян"

      Урок с использованием технологии деятельностного подхода к обучению. ...

17 10 2025 4:37:56

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::