Изучение математических закономерностей на биологических объектах > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Изучение математических закономерностей на биологических объектах


    Изучение математических закономерностей на биологических объектах

Уровень развития современного общества предполагает использование в образовательной среде различных технологий, способствующих в полной мере раскрытию творческого потенциала детей, всестороннему гармоничному развитию учащихся, что в дальнейшем послужит формированию интеллектуальной и информационной культуры. Одной из форм реализации данных социальных заказов является использование в образовательном процессе исследовательской деятельности учащихся. По мнению Г.И. Лернера \"исследовательская деятельность выступает  как образовательная работа, связанная с решением творческих задач в области биологии. В процессе исследований на уроке ребенок получает опыт деятельности в заданной сфере и эффективные результаты, с которыми он может выступить\". Методическая разработка темы урока предполагает использовать исследовательский метод как средство формирования компетенций на уроке интегративного плана (интеграция биологии и математики). Мотив, определяющий деятельность учителя и учащихся на данном уроке, соответствует древней китайской мудрости \"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму\".

Цель урока: используя конкретные примеры, доказать взаимосвязь и возможность использования математических понятий при изучении биологических процессов и объектов.

Образовательные задачи: формирование представлений учащихся о взаимопогружении математики в образовательную область биологии; формирование у детей компетенций различного направления, умения применять знания на пpaктике.

Воспитательные задачи: формирование материалистического мировоззрения, толерантного отношения, критического мышления, культуры речи.

Развивающие задачи: развитие представлений о целостности органического мира, умений и навыков выполнения исследовательских заданий, работая в группах, способности к сравнению, анализу и классификации получаемой информации.

Педтехнологии: чтение и письмо для развития критического мышления (ЧПКМ).

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: биология, математика, ОБЖ., информатика.

Методы: метод исследования, чтения с пометками, наблюдения, беседа с элементами рассказа, демонстрация,

Оборудование: коллекции насекомых, иглокожих, paкообразных, скелет человека, череп человека, рулетка, напольные весы, письменные принадлежности, карточки с заданиями, теоретическим материалом, медиапроектор, презентация..

Ход урока

I Организационный момент: распределение учащихся для работы в группах и организация их работы. В качестве проблемной гипотезы урока были выбраны слова Фурье: \"Пристальное глубокое изучение природы есть источник самых плодотворных открытий в математике\" (необходимо опровергнуть или доказать истинность данной фразы).

II Изучение нового материала. Исследовательская работа учащихся в группах проводится по различным направлениям : изучение функциональной сердечно-сосудистой пробы, выявление различных видов симметрии у живых организмов; выявление плоскостопия у человека, статистические закономерности в биологии .Она включает следующий алгоритм действий: изучение теоретического материала, проведение заданий исследовательского хаpaктера, отчет о проделанной работе. В ходе обсуждения вопросы друг другу задают участники других групп, учитель корректирует, направляет, помогает и консультирует при возникновении определенных проблем, т.е. руководит исследовательским и познавательным процессом. Для проведению работы и приобретения знаний используются карточки с заранее отобранным материалом.

Исследовательская работа учащихся по выполнению заданий

Группа №1 \"Функциональная сердечно-сосудистая проба\"

  1. Изучите теоретический материал.
  2. Выполните задания.
  3. Какие математические понятия , умения вы использовали?
  4. Выводы и рекомендации.

Малоподвижный образ жизни, недостаточное пребывание на воздухе, нерациональное питание ослабляют сердце. При увеличении физических нагрузок слабая сердечная мышца не может долго работать, быстро утомляется. Кровоснабжение органов нарушается, человек быстро устает, начинает чувствовать себя плохо. Для определения состояния сердца используется функциональная сердечная проба:

1) определите частоту сердечных сокращений в состоянии покоя ( три раза подсчитайте пульс в состоянии покоя за 10 с., возьмите среднюю величину, умножьте на 6) ;

2) сделайте 20 приседаний, в течение 10 секунд подсчитайте пульс;

3) такой же подсчет повторяют спустя 1,2,3,4,5 минут. Определите ЧСС после нагрузки и динамику возвращения в состояние покоя. Умножьте данные на 6 и запишите в таблицу. Постройте график. На оси абсцисс откладывают время, на оси ординат - величину ЧСС.

Анализ результатов. Если частота ЧСС увеличилась меньше, чем на одну треть, результаты хорошие. После нагрузки пульс должен вернуться к исходному состоянию не более чем за 2 минуты. Примечание: при выполнении данного задания реализуются следующие математические понятия: нахождение среднего арифметического величин, понятие функциональной зависимости, построение и чтение графиков функций.

Группа №2 \"Выявление различных форм симметрии на биологических объектах\"

  1. Изучите теоретический материал.
  2. Что такое симметрия? Хаpaктеристика видов симметрии на примере насекомых, иглокожих, крабов, человека.
  3. Доказать наличие различных видов симметрии у бабочек, иглокожих.
  4. Какова роль явления симметрии в природе?

Симметрия (от греческого symmetria - \"соразмерность\") - понятие, означающее сохраняемость, повторяемость, \"инвариантность\" каких-либо особенностей структуры изучаемого объекта при проведении с ним определенных преобразований. На явления симметрии в живой природе обратили внимание ещё в Древней Греции пифагорейцы в связи с развитием учения о гармонии (V век до н.э.). Под симметрией у животных понимают соответствие в размерах, форме и очертаниях, а также относительное расположение частей тела, находящихся на противоположных сторонах разделяющей линии. Сферическая симметрия имеет место у радиолярий и солнечников, тела которых сферической формы, а части распределены вокруг центра сферы и отходят от неё. У таких организмов нет ни передней, ни задней, ни боковых частей тела, любая плоскость, проведённая через центр, делит животное на одинаковые половинки. При радиальной симметрии тело имеет форму короткого или длинного цилиндра либо сосуда с центральной осью, от которого отходят в радиальном порядке части тела. Это кишечнополостные, иглокожие, морские звёзды Тело человека построено по принципу зеркальной симметрии. Большинство из нас рассматривает мозг как единую структуру, в действительности он разделён на две половины. Эти две части - два полушария - плотно прилегают друг к другу. В полном соответствии с общей симметрией тела человека каждое полушарие представляет собой почти точное зеркальное отображение другого по такому же принципу построено тело бабочек, крабов, жуков.

Примечание: учащиеся акцентируют внимание на различных видах движения (центральной осевой, зеркальной симметрии, сферической и радиальной симметрии). Исследования убеждают в том, что все виды симметрии обладают следующим свойством - это отображение плоскости на себя, которое сохраняет расстояние между точками.

Группа №3 \"Методика выявления плоскостопия у человека

  1. Изучите теоретический материал.
  2. Определите наличие или отсутствие плоскостопия на предложенных отпечатках ступни.
  3. Ваши рекомендации для формирования нормального свода стопы.
  4. Какие математические навыки и умения вы использовали?

Средняя часть стопы немного приподнята, имеет сводчатую форму. Это позволяет смягчать толчки при ходьбе и прыжках. Если люди большую часть дня проводят на ногах, переносят большие тяжести, у них может развиться плоскостопие, то есть форма стопы меняется, становится плоской. К плоскостопию может привести очень узкая и тесная обувь или увлечение обувью на высоких каблуках. Люди с плоской стопой при ходьбе и стоянии быстро устают. Для предупреждения плоскостопия полезно ходить босиком, на цыпочках, заниматься плаванием, подвижными играми. Существуют специальные упражнения. Обувь должна быть на небольшом каблуке (3-5 см). Как узнать, плоская ли у вас стопа? Возьмите лист белой бумаги и положите его на пол. Затем встаньте на него мокрой ногой. Получится след. Соедините самые крайние точки со стороны большого пальца и пятки - линия АК. Найдите среднюю точку М. Затем восстановите перпендикуляры АВ и МБ от точек А и М. Найдите точку пересечения МО со следом и обозначьте ее буквой С. Затем СД разделите на АВ. Если получится число больше 0,33, то имеет место плоскостопие, если меньше, то все в порядке. У многих людей отрезок СВ равен нулю, это в пределах нормы. Отпечаток ступни человека представлен на рисунке 1.

Примечание: при выявлении плоскостопия у человека дети выполняют геометрические построения: проводят прямые, откладывают отрезки, равные данным, чертят углы, треугольники, пользуются масштабной линейкой, циркулем, трaнcпортиром, чертежным угольником.

Группа №4 \"Статистические закономерности в исследовании модификационной изменчивости человека. Построение вариационного ряда и вариационной кривой\"

Модификационная (фенотипическая) изменчивость - изменения в организме, связанные с изменением фенотипа вследствие влияния окружающей среды и носящие, в большинстве случаев, адаптивный хаpaктер. Предел проявления модификационной изменчивости организма при неизменном генотипе - норма реакции. Норма реакции обусловлена генотипом и различается у разных особей данного вида. Норма реакции имеет предел для каждого вида - например, усиленное кормление приведет к увеличению массы животного, однако она будет находиться в пределах нормы реакции, хаpaктерной для данного вида или породы. Ранжированное отображение проявления модификационной изменчивости - вариационный ряд - ряд модификационной изменчивости свойства организма, который состоит из отдельных свойств видоизменений, размещенных в порядке увеличения или уменьшения количественного выражения свойства. Единичный показатель соотношения двух факторов в вариационном ряде (например, длина шерсти и интенсивность ее пигментации) называется варианта.

Таблица 1 - Вариационный ряд модификационной изменчивости роста и веса человека

Показатели роста (веса)          
Частота встречаемости          

Вариационная кривая

График среднеквадратичного отклонения, исходящий из вариационной кривой \"модификационная изменчивость пшеницы\".

Графическое отображение проявления модификационной изменчивости - вариационная кривая - отображает как диапазон вариации свойства, так и частоту отдельных вариант. Из кривой видно, что наиболее распространены средние варианты проявления. Почти всегда эти факторы, одновременно действуя на онтогенез, нейтрализуют друг друга, то есть ни уменьшения, ни увеличения значения признака не наблюдается. Это и является причиной, по которой особи с. При построении вариационной кривой можно рассчитать величину среднеквадратичного отклонения и, на основе этого, построить график среднеквадратичного отклонения от медианы - наиболее часто встречающуюся величину признака.

Ход проведения исследования

1. Измерьте свой рост и вес.

2. Занесите в таблицу следующие данные: рост и вес, частота встречаемости.

3. Постройте вариационную кривую - отобразите на графике зависимость между значением признака и частотой его встречаемости.

4. Определите норму реакцию для каждого признака. Определите среднюю величину признака .Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена. Примечание: учащиеся используют сведения , полученные при изучении теории вероятности и статистики: понятие случайного эксперимента, элементарных событий, событий и их вероятностей, понятие о независимости эксперимента, нахождения числовых хаpaктеристик (математического ожидания, дисперсии, медианы, наибольшего и наименьшего значений, размаха, отклонений).

III Отчет учащихся, анализ результатов исследования. Поиск ответа и его формулировка по проблеме урока.

IV Анализ деятельности учащихся, выставление оценок, домашнее задание.

V Подведение итогов урока.

1 Изучение особенностей внешнего и внутреннего строения различных организмов подтверждает наличие математических закономерностей, позволяет понимать многообразие и взаимосвязь явлений природы.

2 Глубокое осмысление математических закономерностей в отношении биологических организмов усиливает познавательную деятельность для изучения математики и биологии.

Урок по данной теме был проведен на базе гимназического и общеобразовательных классов. Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:

а) материал урока исследовательского плана вызывает устойчивый интерес к изучению биологии и математики, повышает уровень мотивации учебной деятельности, стимулирует мыслительную деятельность детей;

б) материал способствует формированию следующих \"компетенций:

1) предметной(постановка целей деятельности, отбор и анализ источников, соотнесение фактов, систематизация и обобщение материала, выявление причинно-следственных связей) ;

2) коммуникативной (понимать и воспринимать точку зрения отличную от собственной; аргументировано излагать и отстаивать заимствованную и свою собственную точку зрения; давать оценку изученных объектов и процессов) ;

3) информационной (готовность к использованию информационных ресурсов, основанная на информационных компетенциях, как и другие, включает освоение опыта деятельности на основе эмоционально-ценностностной ориентации личности) ;

4) экологической (умения устанавливать взаимосвязь между строением и образом жизни организма) ;

5) компетенции здоровье сбережения; самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития\".

Вывод: мы надеемся, что наши дети, став взрослыми, в условиях постоянно меняющихся спроса и предложений на рынке профессиональных услуг, не растеряются, найдут свою профессиональную нишу, так как  подобного рода учебные занятия позволят им быстрее адаптироваться и включаться в новое дело, изучать и искать новые способы решения проблем, поступать обдуманно, нести ответственность за свои действия не только в производственной сфере, но и в семье, в кругу близких и друзей.  

Список используемых источников

1 Андреев А.В. Знания или компетенции?//Высшее образование в России,2005г.,№2.

2 Википедия.

3 Захаров В.Б. Биология. Общие закономерности.- М.-1996.

4 Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. http://quality.petrsu.ru.

5 Курникова Е.В., Юрчук Л.А. Урок - исследование как новая форма интеграции учебных предметов. М., материалы VIII Международной конференции Образование в 21 веке - глазами детей и взрослых, 2008.

6 Лежнина Г.В. Компетентностный подход: анализ понятий. - www.eduhmao.ru.

7 Лернер Г.И. Методы обучения на уроках биологии, МИОО, М.

8 Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии, М.- 1989.

9 Пименов А.В. Уроки биологии в 10 кл.-2003.

10 Учебник \"Биология.Человек\" под ред. Драгомилова А.Г.,М., 2005.

11 Учебник \"Теория вероятностей и статистика\" под ред. Тюрина Ю.Н.,МЦНМО, 2004.

12 Учебник \"Геометрия 7-11 класс\", под ред. Атанасяна Л.С., 2006.

13 Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как хаpaктеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. - http://www.eidos.ru.



Комментарии:

Внеклассное мероприятие по биологии "Курение: иллюзии и реальность"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Курение: иллюзии и реальность"

      Неделя здоровья для учащихся всей школы обычно заканчивается итоговым мероприятием. Им может быть конференция, устный журнал, вечер. Главное в проведении вечера показать учащимся вред курения для здоровья, повысить активность школьников, раскрыть творческие способности учащихся....

19 04 2024 12:20:38

Интегрированный урок по биологии и граждановедению "Поговорим об алкоголе"


    Интегрированный урок по биологии и граждановедению "Поговорим об алкоголе"

      Данная работа может использоваться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, например, как классный час. В статье рассказывается об истории появлении водки и других спиртных напитков, об их воздействии на организм человека. ...

18 04 2024 17:18:32

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

17 04 2024 9:45:24

Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Происхождение человека"


    Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Происхождение человека"

      Обобщающий урок по теме "Происхождение человека" в 5-м классе проводится с использованием элементов авторской методики Бакулиной Г.А. На уроке используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным. В ходе урока используются задания разного уровня сложности, которые способствуют развитию основных интеллектуальных качеств ребенка. Для проверки знаний предлагается тест в системе Айрен....

16 04 2024 18:47:53

Внеклассное мероприятие по теме "Жизнь под угрозой"


    Внеклассное мероприятие по теме "Жизнь под угрозой"

      Внеклассное мероприятие, посвященное охране природы, знакомству с Красной книгой, ее страницами, животными и растениями. С помощью презентации дети узнают о редких и исчезнувших животных и растениях. Презентация содержит видеофрагменты о мерах сохранения природы, о животных. Данное мероприятие можно проводить как на уроке, так и во внеурочное время (на занятиях кружка, на классном часе и т.д.). ...

15 04 2024 9:44:12

Урок природоведения в 5-м классе "Разнообразие веществ"


    Урок природоведения в 5-м классе "Разнообразие веществ"

      Урок проводится в 5-м классе при изучении темы "Тела и вещества" по учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой "Природоведение. Природа неживая и живая". На уроке используются разнообразные формы проверки знаний учащихся. Данный урок даёт возможность учителю показать взаимосвязь органического и неорганического мира. ...

14 04 2024 12:47:49

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

13 04 2024 17:16:15

Урок биологии по теме "Вегетативное размножение цветковых растений" (с использованием информационных технологий)


    Урок биологии по теме "Вегетативное размножение цветковых растений" (с использованием информационных технологий)

      Представленный урок посвящён изучению разных способов вегетативного размножения цветковых растений. На всех этапах урока активно используются информационно-коммуникационные технологии. У учащихся отpaбатываются умения выполнять тестовые задания, готовить сообщение с презентацией, применять полученные знания на пpaктике, осуществляя вегетативное размножение комнатных растений. Разнообразие форм и методов работы на уроке способствует повышению эффективности процесса обучения....

12 04 2024 15:24:21

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"


    Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

      Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

11 04 2024 18:33:16

Питание и пищеварение. 8-й класс


    Питание и пищеварение. 8-й класс

      На уроке определяется понятие «пищеварение», «питательные вещества». Рассматриваются функции пищеварительной системы, роль питательных веществ....

10 04 2024 15:30:57

Проектный метод на уроках биологии в рамках системы личностно-ориентированного образования и здоровьесберегающих возможностей


    Проектный метод на уроках биологии в рамках системы личностно-ориентированного образования и здоровьесберегающих возможностей

      Использование проектной технологии на уроках биологии разнообразит учебный процесс, несёт в себе мотивационный и творческий потенциал, формирует познавательный интерес и познавательную активность обучающихся, включает их в информационно-коммуникативную деятельность и помогает самостоятельно организовать свою работу, свободно ориентироваться в информационном прострaнcтве. ...

09 04 2024 3:10:35

Урок-путешествие по организму человека (8-й класс)


    Урок-путешествие по организму человека (8-й класс)

      Цель урока: сформировать целостное представление о движении крови в организме, о физико-химических основах работы внутренних органов и взаимодействии их с кровью; установить причинно-следственные связи с курсами химии и физики. ...

08 04 2024 12:19:55

Школьный реферат как средство повышения эффективности эколого-биологического образования


    Школьный реферат как средство повышения эффективности эколого-биологического образования

      В течение нескольких лет в ОУ творческим коллективом учителей разpaбатывается методика приобщения учащихся к активному изучению проблем окружающей среды, направленная на реализацию принципа ЮНЕСКО "Мысли глобально, действуй локально". За это время сформировалась определённая система эколого-биологического воспитания учащихся. Одним из элементов этой системы является подготовка рефератов по эколого-биологической тематике учащимися. ...

07 04 2024 23:36:11

Законы генетики

Урок проводится с целью дать учащимся представление о генетике; познакомить их с историей открытия законов генетики; объяснить понятия «наследственность», «изменчивость», принципы решения генетических задач; применить теоретические знания на пpaктике при решении задач; сформулировать законы Г.Менделя. ...

06 04 2024 5:47:56

Методическая разработка урока биологии на тему "Витамины". 8-й класс


    Методическая разработка урока биологии на тему "Витамины". 8-й класс

      Урок разработан применительно к учебнику Колесова Д.В., Маш Р.Д., Беляева И.Н. «Биология. Человек. 8 класс». Урок открытия нового знания, на котором формируется представление о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Подобраны задания, развивающие умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, выбирать главное, работать с натуральными объектами. Применяются интеpaктивные технологии, технологии развивающего обучения....

05 04 2024 23:43:59

Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"


    Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

      Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

04 04 2024 18:23:22

Экологический вечер для старшеклассников "И снова о любви"

Экологический вечер проводится как завершающий этап недели биологии, интегрирует сведения из истории, литературы и биологии. Также дается немало внепрограммного материала....

03 04 2024 5:45:26

Мастер-класс "Развитие учебной мотивации в обучении биологии в С(К)ОУ"

Мастер-класс показывает методические приемы для восприятия учебного материала через различные каналы, что сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, развивает зрительную память, акцентирует внимание на важных объектах за счет фрагментарной подачи материала....

02 04 2024 14:57:50

Модульно-блочная система обучения как средство формирования самостоятельного творческого мышления учащихся


    Модульно-блочная система обучения как средство формирования самостоятельного творческого мышления учащихся

      Известно, что учащиеся, достаточно качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы, не всегда оказываются способны к самостоятельному, творческому мышлению. Даже хорошо успевающие ученики нередко имеют нейтральное и даже резко негативное отношение к самому процессу познавательной деятельности. Обучение, концентрирующее внимание только на запоминании фактов, тормозит развитие творческой личности. Одним из важных условий развития творческого мышлению является постепенное увеличение степени самостоятельности учащихся в выполнении заданий. ...

01 04 2024 14:18:52

"Живые якоря". Вводный урок по теме "Корень: виды корней, типы корневых систем"


    "Живые якоря". Вводный урок по теме "Корень: виды корней, типы корневых систем"

      Цели урока: провести вводное ознакомление с корнем как функциональной структурой, дать описание устройства корня и показать, что оно соответствует его значению, а также показать, что питание растений происходит в основном через корни, неотделимо от водоснабжения и состоит в поглощении неорганических веществ....

31 03 2024 4:15:37

Формы естественного отбора


    Формы естественного отбора

      На представленном уроке повторяется ранее пройденный материал - развитие эволюции, понятия естественного отбора, движущие силы эволюции....

30 03 2024 22:49:11

Обобщающий урок по теме "Строение и функции клеток живого организма"

Цель урока: создать условия для продуктивной деятельность школьника, направленной на достижение результатов....

29 03 2024 6:53:25

Урок биологии по теме "Экологические группы птиц"


    Урок биологии по теме "Экологические группы птиц"

      Урок построен на активизацию познавательной деятельности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников с использованием информационно-коммуникативных технологий, программ интеpaктивной доски «СМАРТ». Призван дать представление учащимся о многообразии птиц, сложных и многообразных группах, а также введению понятия экологические группы птиц, содействовать сознательному пониманию актуальности проблемы биоразнообразия птиц в современном мире....

28 03 2024 21:48:31

Урок биологии в 10-м классе "Формы размножения организмов"


    Урок биологии в 10-м классе "Формы размножения организмов"

      Урок позволяет повторить и обобщить знания о бесполом, пoлoвoм размножении, их биологической сущности, значении вегетативного размножения в сельском хозяйстве, о митозе и мейозе, а также об эволюции гамет и особенностях их строения. Углубляются знания о cпepматогенезе и овогенезе, обсуждается современная демографическая ситуация в России, возможные пути решения проблемы демографического спада. ...

27 03 2024 17:10:19

Мастерская "Десятиногие"


    Мастерская "Десятиногие"

      Мастерская предназначена для изучения темы "Paкообразные" в курсе зоологии 7-го класса. Мастерская позволяет каждому участнику занятия провести своё микроисследование и в творческом поиске найти ответы на самостоятельно сформулированные вопросы о paкообразных, используя доступный объект изучения - креветки....

26 03 2024 18:42:37

Урок природоведения на тему "Как и когда появилась жизнь на Земле"


    Урок природоведения на тему "Как и когда появилась жизнь на Земле"

      В ходе урока создается проблемная ситуация, формулируется проблема, выдвигаются версии решения проблемы, актуализация знаний, открытие нового знания, применение нового знания. Все этапы урока сопровождаются презентацией "Происхождение жизни на Земле". Подводятся итоги урока, следуют оценивание, рефлексия и домашнее задание....

25 03 2024 11:42:33

Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика". 7-й класс


    Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика". 7-й класс

      В ходе урока учащиеся знакомятся с классификацией класса "Земноводные". Распознаются изученные виды земноводных на таблицах, рисунках с использованием классификации животных....

24 03 2024 19:39:38

Внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных


    Внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных

      Цели и задачи урока: формирование и совершенствование знаний по теме "Земноводные"....

23 03 2024 16:10:50

Проект урока биологии «Ткани растений» в соответствии с ФГОС. 6-й класс


    Проект урока биологии «Ткани растений» в соответствии с ФГОС. 6-й класс

      Цели урока: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений....

22 03 2024 3:55:24

Урок на тему "Органы дыхания"

В статье описана методика работы с новой формой тестовых заданий по различным разделам и темам курса биологии. Эти тестовые задания интересны тем, что и проверяют и развивают навыки логического мышления учащихся, что соотносится с задачей формирования универсальных учебных действий. Методика работы с этими заданиями позволяет организовать как контроль, так и обучение школьников, организовать дискуссию, научить учащихся аргументированию собственных идей и критическому отношению к другим высказываниям....

21 03 2024 20:50:30

Урок биологии 6-й класс "Органы цветкового растения: Лист"


    Урок биологии 6-й класс "Органы цветкового растения: Лист"

      На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стeбле. ...

20 03 2024 15:42:26

Урок биологии по теме "За что лягушку царевной выбрали?" 7-й класс


    Урок биологии по теме "За что лягушку царевной выбрали?" 7-й класс

      На уроке у учащихся развивается познавательный интерес, краткая логическая речь, аналитическое мышление. Ученики рассматривают роль амфибий в деятельности человека и биоценозах. Доказывают необходимость охраны амфибий, занесенных в Красную Книгу. Воспитывается любовь к природе, стремление охранять ее. Развивается познавательный интерес....

19 03 2024 13:30:49

Информационные технологии на уроках биологии. Урок биологии в 5-м классе "Среды обитания организмов"


    Информационные технологии на уроках биологии. Урок биологии в 5-м классе "Среды обитания организмов"

      Используя слайды и интеpaктивные тренажеры, учащиеся закрепляют знания по многообразию живых организмов, их принадлежности к определенному царству живой природы. Знакомясь с видеофрагментами, фотоизображениями ученики формулируют понятие "среда обитания организмов", составляют опopный конспект, хаpaктеризующий различные среды обитания, выявляют черты приспособленности организмов....

18 03 2024 19:58:24

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"


    Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

      На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

17 03 2024 14:10:19

Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс


    Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс

      Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....

16 03 2024 5:18:37

Литературно-музыкальная композиция "Птицы – верные друзья"


    Литературно-музыкальная композиция "Птицы – верные друзья"

      Урок помогает углубить и обобщить знания учащихся о многообразии птиц. развивать интерес и познавательную активность учащихся, воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней....

15 03 2024 17:51:44

Урок биологии "Строение семян двудольных растений"


    Урок биологии "Строение семян двудольных растений"

      Семена – это важнейшее достижение в эволюции высших растений. На уроке даются представления о вегетативных репродуктивных органах и о строении семян. Автор знакомит учащихся с особенностями строения семян двудольных растений....

14 03 2024 14:11:39

Урок-конференция "В защиту здоровья" (Влияние алкоголя, никотина, токсических веществ на органы дыхания). По итогам научно-исследовательской деятельности старшеклассников


    Урок-конференция "В защиту здоровья" (Влияние алкоголя, никотина, токсических веществ на органы дыхания). По итогам научно-исследовательской деятельности старшеклассников

      Урок-конференция проводится с участием старшеклассников научного общества (НОСТ) с использованием результатов проведенных опытов. Ослабление средств защиты организма приводит к обострению инфекционных заболеваний. Вывод: здоровье дается нам бесплатно, но когда его теряешь, платишь большие деньги. ...

13 03 2024 11:21:37

Обобщающий урок по биологии по теме «Кровь и кровообращение». 8-й класс


    Обобщающий урок по биологии по теме «Кровь и кровообращение». 8-й класс

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Кровь и кровообращение»...

12 03 2024 21:41:49

Урок по биологии для 6-го класса по теме "Среда обитания. Экологические факторы"


    Урок по биологии для 6-го класса по теме "Среда обитания. Экологические факторы"

      В «Повестке дня – XXI» век, приоритет отдается соблюдению экофакторов при сохранении живого мира. Автор делится опытом, как сформировать экосознание растущего человека на уроках биологий....

11 03 2024 18:30:53

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

10 03 2024 4:52:26

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

09 03 2024 9:15:44

Деление клеток - митоз (непрямое) и мейоз (прямое).

Деление клеток - митоз (непрямое) и мейоз (прямое). Существует 2 вида деления - прямое и непрямое. Соматические клетки размножаются непрямым путем, гаметам или пoлoвым клеткам присущ мейоз (прямое деление)....

08 03 2024 13:19:45

Тема урока: "Витамины"

Урок в 8-м классе проводится в виде небольшого спектакля, где участники спектакля – сами витамины, рассказывающие о себе. Раскрывается значение витаминов, рассказывается, кем они были открыты, какие заболевания возникают при авитаминозах. Предлагается тестовая работа по определению обеспечения организма человека различными витаминами. Данный урок можно использовать как внеклассное мероприятие. ...

07 03 2024 9:22:14

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

06 03 2024 12:32:13

Кровеносная система


    Кровеносная система

      В статье рассматривается материал по эволюции кровеносной системы животных. Даются определения понятия "кровь" и её компонентов. Урок построен на получении знаний из учебника и дополнительной литературы....

05 03 2024 18:39:51

Новые методы и приемы при проведении урока "Особенности строения растительной клетки. Клеточная теория" Мисюк Е.А


    Новые методы и приемы при проведении урока "Особенности строения растительной клетки. Клеточная теория" Мисюк Е.А

      Изучение клеточного уровня организации жизни требует у учащихся развитого образного мышления. Цель моей работы – показать возможности новых технологий, методов и приемов, позволяющих развивать образное мышление при изучении растительной клетки и клеточной теории (тем, требующих большого иллюстративного материала и исторического подхода к изучению фактов)....

04 03 2024 10:39:30

Тема урока: "Роль бактерий в природе и жизни человека". 6-й класс


    Тема урока: "Роль бактерий в природе и жизни человека". 6-й класс

      Урок первичного предъявления новых знаний, раскрывающий роль бактерий в природе и в жизни человека. Второй урок после изучения строения и жизнедеятельности бактерий в теме «Бактерии» в программе основного общего образования по биологии, 6−9-й класс, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. Цель урока: сформировать общее представление о бактериях как важном компоненте биосферы; раскрыть положительное и отрицательное значение бактерий в хозяйственной деятельности человека....

03 03 2024 18:42:12

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые


    Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые

      Урок позволяет познакомить учащихся с классом Земноводных, их многообразием, значением в природе и необходимостью охраны. В ходе урока учащиеся выполняют тестовые задания. При изучении нового материала используются методы беседы, самостоятельной работы, работы с таблицами и картами, иллюстрациями, работа с учебником....

02 03 2024 11:46:39

Урок биологии в 6-м классе по теме "Видоизменения корней"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Видоизменения корней"

      Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на пpaктике. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает....

01 03 2024 6:57:44

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::