Изучение математических закономерностей на биологических объектах > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Изучение математических закономерностей на биологических объектах


    Изучение математических закономерностей на биологических объектах

Уровень развития современного общества предполагает использование в образовательной среде различных технологий, способствующих в полной мере раскрытию творческого потенциала детей, всестороннему гармоничному развитию учащихся, что в дальнейшем послужит формированию интеллектуальной и информационной культуры. Одной из форм реализации данных социальных заказов является использование в образовательном процессе исследовательской деятельности учащихся. По мнению Г.И. Лернера \"исследовательская деятельность выступает  как образовательная работа, связанная с решением творческих задач в области биологии. В процессе исследований на уроке ребенок получает опыт деятельности в заданной сфере и эффективные результаты, с которыми он может выступить\". Методическая разработка темы урока предполагает использовать исследовательский метод как средство формирования компетенций на уроке интегративного плана (интеграция биологии и математики). Мотив, определяющий деятельность учителя и учащихся на данном уроке, соответствует древней китайской мудрости \"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму\".

Цель урока: используя конкретные примеры, доказать взаимосвязь и возможность использования математических понятий при изучении биологических процессов и объектов.

Образовательные задачи: формирование представлений учащихся о взаимопогружении математики в образовательную область биологии; формирование у детей компетенций различного направления, умения применять знания на пpaктике.

Воспитательные задачи: формирование материалистического мировоззрения, толерантного отношения, критического мышления, культуры речи.

Развивающие задачи: развитие представлений о целостности органического мира, умений и навыков выполнения исследовательских заданий, работая в группах, способности к сравнению, анализу и классификации получаемой информации.

Педтехнологии: чтение и письмо для развития критического мышления (ЧПКМ).

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: биология, математика, ОБЖ., информатика.

Методы: метод исследования, чтения с пометками, наблюдения, беседа с элементами рассказа, демонстрация,

Оборудование: коллекции насекомых, иглокожих, paкообразных, скелет человека, череп человека, рулетка, напольные весы, письменные принадлежности, карточки с заданиями, теоретическим материалом, медиапроектор, презентация..

Ход урока

I Организационный момент: распределение учащихся для работы в группах и организация их работы. В качестве проблемной гипотезы урока были выбраны слова Фурье: \"Пристальное глубокое изучение природы есть источник самых плодотворных открытий в математике\" (необходимо опровергнуть или доказать истинность данной фразы).

II Изучение нового материала. Исследовательская работа учащихся в группах проводится по различным направлениям : изучение функциональной сердечно-сосудистой пробы, выявление различных видов симметрии у живых организмов; выявление плоскостопия у человека, статистические закономерности в биологии .Она включает следующий алгоритм действий: изучение теоретического материала, проведение заданий исследовательского хаpaктера, отчет о проделанной работе. В ходе обсуждения вопросы друг другу задают участники других групп, учитель корректирует, направляет, помогает и консультирует при возникновении определенных проблем, т.е. руководит исследовательским и познавательным процессом. Для проведению работы и приобретения знаний используются карточки с заранее отобранным материалом.

Исследовательская работа учащихся по выполнению заданий

Группа №1 \"Функциональная сердечно-сосудистая проба\"

  1. Изучите теоретический материал.
  2. Выполните задания.
  3. Какие математические понятия , умения вы использовали?
  4. Выводы и рекомендации.

Малоподвижный образ жизни, недостаточное пребывание на воздухе, нерациональное питание ослабляют сердце. При увеличении физических нагрузок слабая сердечная мышца не может долго работать, быстро утомляется. Кровоснабжение органов нарушается, человек быстро устает, начинает чувствовать себя плохо. Для определения состояния сердца используется функциональная сердечная проба:

1) определите частоту сердечных сокращений в состоянии покоя ( три раза подсчитайте пульс в состоянии покоя за 10 с., возьмите среднюю величину, умножьте на 6) ;

2) сделайте 20 приседаний, в течение 10 секунд подсчитайте пульс;

3) такой же подсчет повторяют спустя 1,2,3,4,5 минут. Определите ЧСС после нагрузки и динамику возвращения в состояние покоя. Умножьте данные на 6 и запишите в таблицу. Постройте график. На оси абсцисс откладывают время, на оси ординат - величину ЧСС.

Анализ результатов. Если частота ЧСС увеличилась меньше, чем на одну треть, результаты хорошие. После нагрузки пульс должен вернуться к исходному состоянию не более чем за 2 минуты. Примечание: при выполнении данного задания реализуются следующие математические понятия: нахождение среднего арифметического величин, понятие функциональной зависимости, построение и чтение графиков функций.

Группа №2 \"Выявление различных форм симметрии на биологических объектах\"

  1. Изучите теоретический материал.
  2. Что такое симметрия? Хаpaктеристика видов симметрии на примере насекомых, иглокожих, крабов, человека.
  3. Доказать наличие различных видов симметрии у бабочек, иглокожих.
  4. Какова роль явления симметрии в природе?

Симметрия (от греческого symmetria - \"соразмерность\") - понятие, означающее сохраняемость, повторяемость, \"инвариантность\" каких-либо особенностей структуры изучаемого объекта при проведении с ним определенных преобразований. На явления симметрии в живой природе обратили внимание ещё в Древней Греции пифагорейцы в связи с развитием учения о гармонии (V век до н.э.). Под симметрией у животных понимают соответствие в размерах, форме и очертаниях, а также относительное расположение частей тела, находящихся на противоположных сторонах разделяющей линии. Сферическая симметрия имеет место у радиолярий и солнечников, тела которых сферической формы, а части распределены вокруг центра сферы и отходят от неё. У таких организмов нет ни передней, ни задней, ни боковых частей тела, любая плоскость, проведённая через центр, делит животное на одинаковые половинки. При радиальной симметрии тело имеет форму короткого или длинного цилиндра либо сосуда с центральной осью, от которого отходят в радиальном порядке части тела. Это кишечнополостные, иглокожие, морские звёзды Тело человека построено по принципу зеркальной симметрии. Большинство из нас рассматривает мозг как единую структуру, в действительности он разделён на две половины. Эти две части - два полушария - плотно прилегают друг к другу. В полном соответствии с общей симметрией тела человека каждое полушарие представляет собой почти точное зеркальное отображение другого по такому же принципу построено тело бабочек, крабов, жуков.

Примечание: учащиеся акцентируют внимание на различных видах движения (центральной осевой, зеркальной симметрии, сферической и радиальной симметрии). Исследования убеждают в том, что все виды симметрии обладают следующим свойством - это отображение плоскости на себя, которое сохраняет расстояние между точками.

Группа №3 \"Методика выявления плоскостопия у человека

  1. Изучите теоретический материал.
  2. Определите наличие или отсутствие плоскостопия на предложенных отпечатках ступни.
  3. Ваши рекомендации для формирования нормального свода стопы.
  4. Какие математические навыки и умения вы использовали?

Средняя часть стопы немного приподнята, имеет сводчатую форму. Это позволяет смягчать толчки при ходьбе и прыжках. Если люди большую часть дня проводят на ногах, переносят большие тяжести, у них может развиться плоскостопие, то есть форма стопы меняется, становится плоской. К плоскостопию может привести очень узкая и тесная обувь или увлечение обувью на высоких каблуках. Люди с плоской стопой при ходьбе и стоянии быстро устают. Для предупреждения плоскостопия полезно ходить босиком, на цыпочках, заниматься плаванием, подвижными играми. Существуют специальные упражнения. Обувь должна быть на небольшом каблуке (3-5 см). Как узнать, плоская ли у вас стопа? Возьмите лист белой бумаги и положите его на пол. Затем встаньте на него мокрой ногой. Получится след. Соедините самые крайние точки со стороны большого пальца и пятки - линия АК. Найдите среднюю точку М. Затем восстановите перпендикуляры АВ и МБ от точек А и М. Найдите точку пересечения МО со следом и обозначьте ее буквой С. Затем СД разделите на АВ. Если получится число больше 0,33, то имеет место плоскостопие, если меньше, то все в порядке. У многих людей отрезок СВ равен нулю, это в пределах нормы. Отпечаток ступни человека представлен на рисунке 1.

Примечание: при выявлении плоскостопия у человека дети выполняют геометрические построения: проводят прямые, откладывают отрезки, равные данным, чертят углы, треугольники, пользуются масштабной линейкой, циркулем, трaнcпортиром, чертежным угольником.

Группа №4 \"Статистические закономерности в исследовании модификационной изменчивости человека. Построение вариационного ряда и вариационной кривой\"

Модификационная (фенотипическая) изменчивость - изменения в организме, связанные с изменением фенотипа вследствие влияния окружающей среды и носящие, в большинстве случаев, адаптивный хаpaктер. Предел проявления модификационной изменчивости организма при неизменном генотипе - норма реакции. Норма реакции обусловлена генотипом и различается у разных особей данного вида. Норма реакции имеет предел для каждого вида - например, усиленное кормление приведет к увеличению массы животного, однако она будет находиться в пределах нормы реакции, хаpaктерной для данного вида или породы. Ранжированное отображение проявления модификационной изменчивости - вариационный ряд - ряд модификационной изменчивости свойства организма, который состоит из отдельных свойств видоизменений, размещенных в порядке увеличения или уменьшения количественного выражения свойства. Единичный показатель соотношения двух факторов в вариационном ряде (например, длина шерсти и интенсивность ее пигментации) называется варианта.

Таблица 1 - Вариационный ряд модификационной изменчивости роста и веса человека

Показатели роста (веса)          
Частота встречаемости          

Вариационная кривая

График среднеквадратичного отклонения, исходящий из вариационной кривой \"модификационная изменчивость пшеницы\".

Графическое отображение проявления модификационной изменчивости - вариационная кривая - отображает как диапазон вариации свойства, так и частоту отдельных вариант. Из кривой видно, что наиболее распространены средние варианты проявления. Почти всегда эти факторы, одновременно действуя на онтогенез, нейтрализуют друг друга, то есть ни уменьшения, ни увеличения значения признака не наблюдается. Это и является причиной, по которой особи с. При построении вариационной кривой можно рассчитать величину среднеквадратичного отклонения и, на основе этого, построить график среднеквадратичного отклонения от медианы - наиболее часто встречающуюся величину признака.

Ход проведения исследования

1. Измерьте свой рост и вес.

2. Занесите в таблицу следующие данные: рост и вес, частота встречаемости.

3. Постройте вариационную кривую - отобразите на графике зависимость между значением признака и частотой его встречаемости.

4. Определите норму реакцию для каждого признака. Определите среднюю величину признака .Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена. Примечание: учащиеся используют сведения , полученные при изучении теории вероятности и статистики: понятие случайного эксперимента, элементарных событий, событий и их вероятностей, понятие о независимости эксперимента, нахождения числовых хаpaктеристик (математического ожидания, дисперсии, медианы, наибольшего и наименьшего значений, размаха, отклонений).

III Отчет учащихся, анализ результатов исследования. Поиск ответа и его формулировка по проблеме урока.

IV Анализ деятельности учащихся, выставление оценок, домашнее задание.

V Подведение итогов урока.

1 Изучение особенностей внешнего и внутреннего строения различных организмов подтверждает наличие математических закономерностей, позволяет понимать многообразие и взаимосвязь явлений природы.

2 Глубокое осмысление математических закономерностей в отношении биологических организмов усиливает познавательную деятельность для изучения математики и биологии.

Урок по данной теме был проведен на базе гимназического и общеобразовательных классов. Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:

а) материал урока исследовательского плана вызывает устойчивый интерес к изучению биологии и математики, повышает уровень мотивации учебной деятельности, стимулирует мыслительную деятельность детей;

б) материал способствует формированию следующих \"компетенций:

1) предметной(постановка целей деятельности, отбор и анализ источников, соотнесение фактов, систематизация и обобщение материала, выявление причинно-следственных связей) ;

2) коммуникативной (понимать и воспринимать точку зрения отличную от собственной; аргументировано излагать и отстаивать заимствованную и свою собственную точку зрения; давать оценку изученных объектов и процессов) ;

3) информационной (готовность к использованию информационных ресурсов, основанная на информационных компетенциях, как и другие, включает освоение опыта деятельности на основе эмоционально-ценностностной ориентации личности) ;

4) экологической (умения устанавливать взаимосвязь между строением и образом жизни организма) ;

5) компетенции здоровье сбережения; самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития\".

Вывод: мы надеемся, что наши дети, став взрослыми, в условиях постоянно меняющихся спроса и предложений на рынке профессиональных услуг, не растеряются, найдут свою профессиональную нишу, так как  подобного рода учебные занятия позволят им быстрее адаптироваться и включаться в новое дело, изучать и искать новые способы решения проблем, поступать обдуманно, нести ответственность за свои действия не только в производственной сфере, но и в семье, в кругу близких и друзей.  

Список используемых источников

1 Андреев А.В. Знания или компетенции?//Высшее образование в России,2005г.,№2.

2 Википедия.

3 Захаров В.Б. Биология. Общие закономерности.- М.-1996.

4 Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. http://quality.petrsu.ru.

5 Курникова Е.В., Юрчук Л.А. Урок - исследование как новая форма интеграции учебных предметов. М., материалы VIII Международной конференции Образование в 21 веке - глазами детей и взрослых, 2008.

6 Лежнина Г.В. Компетентностный подход: анализ понятий. - www.eduhmao.ru.

7 Лернер Г.И. Методы обучения на уроках биологии, МИОО, М.

8 Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии, М.- 1989.

9 Пименов А.В. Уроки биологии в 10 кл.-2003.

10 Учебник \"Биология.Человек\" под ред. Драгомилова А.Г.,М., 2005.

11 Учебник \"Теория вероятностей и статистика\" под ред. Тюрина Ю.Н.,МЦНМО, 2004.

12 Учебник \"Геометрия 7-11 класс\", под ред. Атанасяна Л.С., 2006.

13 Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как хаpaктеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. - http://www.eidos.ru.



Комментарии:

Методическая разработка урока биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

Тема в курсе зоологии «Тип кишечнополостные» имеет большое значение для изучения эволюционного развития организмов, но с этими животными обучающиеся в пpaктической жизни знакомы мало. Урок-путешествие с его межпредметными связями и использованием ИКТ направлен на более эффективное усвоения материала....

04 12 2025 3:14:39

Семейства класса двудольные растения

Задачи урока: познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии цветковых растений. Средства обучения: таблицы семейств растений класса двудольных; комнатные растения, гербарии розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных растений; муляжи плодов и растений, презентация....

03 12 2025 17:42:57

Урок в 7-м классе по теме "Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождения"


    Урок в 7-м классе по теме "Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождения"

      Представлен конспект урока биологии по теме: "Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождение", для учащихся 7-го класса....

02 12 2025 15:56:47

Мультимедийная поддержка уроков биологии


    Мультимедийная поддержка уроков биологии

      Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....

01 12 2025 7:42:15

Марафон знаний по биологии


    Марафон знаний по биологии

      Личность любого человека представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. Современные психологи считают, что ядром личности является потребностно-мотивационная сфера и самосознание, определяющие движущие силы развития личности как таковой и направленность поведения субъекта. ...

30 11 2025 1:52:56

Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные


    Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные

      Урок по теме "Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные", построенный на основе групповой работы, с использованием интеpaктивных схем электронного учебника компании "1С" — "Животные. 7-й класс"....

29 11 2025 18:11:20

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии


    Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

      Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....

28 11 2025 18:14:13

Копытные животные

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....

27 11 2025 9:16:22

Урок по зоологии (7-й класс) "Класс Насекомые. Общая хаpaктеристика"


    Урок по зоологии (7-й класс) "Класс Насекомые. Общая хаpaктеристика"

      Прилагаемая презентация позволяет сформировать зрительное представление об изучаемом классе живых организмов, что позволяет учащимся легче и быстрее усваивать учебный материал. В ходе работы происходит смена деятельности учащихся, что является обязательной частью учебного процесса. ...

26 11 2025 22:52:19

Урок биологии в 11-м классе по теме "Свет как абиотический фактор"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Свет как абиотический фактор"

      Урок разработан к учебно-методическому комплексу Сонина Н.И., Захарова В. Б., Мамонтова С.Г., 11-й класс (профильный уровень). На уроке предполагается проведение пpaктической работы "Изучение особенностей анатомического строения листа светолюбивых и тенелюбивых растений". ...

25 11 2025 15:40:24

Опыт разведения цветов на территории училища


    Опыт разведения цветов на территории училища

      Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

24 11 2025 8:25:27

Работа сердца


    Работа сердца

      Представлен конспект урока биологии для учащихся 8-х классов по теме "Работа сердца"....

23 11 2025 7:30:55

Классный час "Мое имя – сигарета". 8-й класс


    Классный час "Мое имя – сигарета". 8-й класс

      Целью классного часа является формирование желания у подростков вести здоровый образ жизни. Подобранный материал заставляет задуматься о вреде курения....

22 11 2025 20:45:59

Реализация экологического компонента на уроках биологии в 6–8-х классах


    Реализация экологического компонента на уроках биологии в 6–8-х классах

      Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения. ...

21 11 2025 21:17:35

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

20 11 2025 21:16:39

Урок-обощение "Своя игра"


    Урок-обощение "Своя игра"

      Телевизионная игра на программе НТВ « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме. ...

19 11 2025 4:51:12

Доказательства животного происхождения человека


    Доказательства животного происхождения человека

      Уурок ставит своей целью сформировать у учащихся представление об истории вопроса о происхождении человека, а также познакомить с доказательствами естественного происхождения человека, путем эволюции от животных. На уроке удачно сочетаются ролевые моменты, музыкальное сопровождение, работа в группах и мультимедийная презентация....

18 11 2025 18:47:33

Сознание человека: особенности восприятия и действия, роль памяти

Сознание человека: особенности восприятия и действия, роль памяти Сознание  человека — это своеобразное объединение всех более простых форм отражения: ощущений, понятий, чувств и действий, иначе говоря, такая обобщающая форма отражения действительности, в которой с наибольшей полнотой выражено то, что составляет специфику человека, коренным образом отличающую его от животных....

17 11 2025 23:34:59

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

16 11 2025 5:27:29

Типы размножения

На уроке систематизируются полученные ранее знания о способах размножения; дается представление о клонировании и полиэмбрионии как способах бесполого размножения; раскрывается биологическая роль бесполого и пoлoвoго типов размножения....

15 11 2025 17:43:15

Обобщающий урок-семинар по теме "Селекция животных, растений и микроорганизмов"

Содержание семинара позволит обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме: «Селекция животных, растений и микроорганизмов»; предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, позволяет наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные особенности старшеклассников....

14 11 2025 13:47:49

Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии


    Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

      В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....

13 11 2025 5:29:14

Программа спецкурса "Биология в вопросах и ответах" для 11-го класса.


    Программа спецкурса "Биология в вопросах и ответах" для 11-го класса.

      Цель данного курса - поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности. ...

12 11 2025 20:46:23

Обобщающий урок по теме "Класс Птицы" (особенности строения)


    Обобщающий урок по теме "Класс Птицы" (особенности строения)

      Урок повторения и обобщения знаний по теме «Тип Хордовые. Класс Птицы», на котором учащиеся систематизируют знания об особенностях строения, жизнедеятельности птиц, связанных с полетом, приспособленности их к жизни в разнообразных условиях наземной среды, происхождении птиц....

11 11 2025 19:16:23

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

10 11 2025 14:26:45

Экологический учебный проект "Райский сад"


    Экологический учебный проект "Райский сад"

      Выполненный педагогом и школьниками экологический проект "Райский сад" можно рассматривать как дополнение к существующим программам по курсам: природоведение, биология, окружающий мир, экология. Работу над проектом можно выделить в качестве факультативных занятий, уроков в школах, занятий в детских садах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в дополнительном образовании. Теоретические и пpaктические знания, полученные учеником на занятиях, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своей работы с растениями, способствуют безопасному для природы и собственного здоровья поведению. ...

09 11 2025 5:31:46

Рекомендации по составлению учебных программ (рабочих программ курсов, дисциплин)


    Рекомендации по составлению учебных программ (рабочих программ курсов, дисциплин)

      Будучи составной частью образовательной программы ОУ, дает гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования....

08 11 2025 20:23:37

Урок-прогноз "Путь к долголетию"


    Урок-прогноз "Путь к долголетию"

      Представлен конспепкт урока-прогноза "Путь к долголетию"....

07 11 2025 17:26:13

Одноклеточные животные, или Простейшие


    Одноклеточные животные, или Простейшие

      Цель урока: выявление хаpaктерных черт строения и процессов жизнедеятельности простейших; формирование у учащихся познавательного интереса к изучению жизнедеятельности животных....

06 11 2025 10:44:44

Интегрированный урок (география + биология) по теме: "Байкал – жемчужина Сибири"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме: "Байкал – жемчужина Сибири"

      Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....

05 11 2025 9:21:14

Тема урока: "Соцветия"

Цель урока: раскрыть роль соцветий в жизни растений; дать представление о простых и сложных соцветиях; показать разнообразие типов соцветий и их условные обозначения; развивать умения различать и называть соцветия, определять простые и сложные соцветия; показать биологическое значение соцветий и развивать чувство прекрасного....

04 11 2025 19:16:50

Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся


    Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся

      Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....

03 11 2025 3:10:29

Программа элективного курса "Растения, их строение и роль в природе"


    Программа элективного курса "Растения, их строение и роль в природе"

      Цель данного курса: через возможности элективных курсов углубить знания учащихся по биологии и заложить интерес к экспериментальной науке. ...

02 11 2025 8:39:39

Яйцеклетки и cпepматозоиды. Строение и развитие пoлoвых клеток

Яйцеклетки и cпepматозоиды. Строение и развитие пoлoвых клеток Созревание и развитие пoлoвых клеток называется гаметогенезом. У животных и человека он происходит в пoлoвых железах: яйцеклетки развиваются в яичниках, а cпepматозоиды — в яичках....

01 11 2025 23:34:56

Программа элективного курса "В мире профессий"


    Программа элективного курса "В мире профессий"

      Представленный предметно-ориентированный курс развивает познавательный интерес к профессиям биологической направленности, способствуют развитию коммуникативности учащихся, а также подтверждает востребованность биологических знаний в современном обществе, где ведущими являются рыночные отношения. ...

31 10 2025 22:37:17

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

30 10 2025 14:10:29

Первые русские ученые эволюционисты

Первые русские ученые эволюционисты Весомый вклад в теорию эволюции внесли ученые М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, К.Ф.Вольф, А.А.Каверзнев, И.Е.Дядьковский, К.М.Бэр, К.Ф.Рулье, Н.А.Северцов....

29 10 2025 19:59:11

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

28 10 2025 5:21:21

Использование ТРИЗ на уроках биологии


    Использование ТРИЗ на уроках биологии

      Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....

27 10 2025 18:14:40

Обобщающий урок "Кровеносная система"


    Обобщающий урок "Кровеносная система"

      План проведения обобщающего урока по теме "Кровеносная система" содержит сценку, отражающую точки зрения врачей разных эпох на диагностику и лечение структурных нарушений сердечно-сосудистой системы, и тест на проверку знаний по данной теме. ...

26 10 2025 21:31:27

Урок природоведения в 7-м классе по теме "Строение цветка"


    Урок природоведения в 7-м классе по теме "Строение цветка"

      Цель урока – познакомить учащихся со строением цветка....

25 10 2025 3:31:41

Лекарственные растения. 5-й класс


    Лекарственные растения. 5-й класс

      Тема урока благоприятна для организации различных видов деятельности, что способствует саморазвитию, самообразованию, самовыражению учащихся в ходе овладения новыми знаниями и умениями. Работа в группе позволяет вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем – на уровень партнерства и сотрудничества....

24 10 2025 14:32:44

Урок по общей биологии в 11-м классе "Естественный отбор"


    Урок по общей биологии в 11-м классе "Естественный отбор"

      На данном уроке моделирование служит средством открытия новых закономерностей, являясь при этом источником информации. По полученным в процессе моделирования результатам учащиеся строят графики колебания численности «хищников» и «жертв» в четырех поколениях. Для ускорения этого этапа работы применяется программа, созданная на языке программирования Delphi (автор Сыромолотова Д.В.)....

23 10 2025 20:24:59

Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"


    Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"

      Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....

22 10 2025 13:17:17

Исследовательский подход в преподавании биологии


    Исследовательский подход в преподавании биологии

      Решение задачи усиления пpaктической направленности биологического образования может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации учебно-исследовательской работы учащихся, обеспечивающих формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся. В статье приводится опыт организации исследовательской работы на уроках биологии и во внеурочное время....

21 10 2025 16:50:59

Урок биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с применением технологии развития критического мышления


    Урок биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с применением технологии развития критического мышления

      Представлен конспект урока биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с использованием технологии развития критического мышления. Современный социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации динамических изменений, происходящих в обществе. Это навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению. Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости замены малоэффективных вербальных, объяснительно-иллюстративных способов новыми развивающими, личностно-ориентированными приемами. Многообразие таких приемов представлено в образовательной технологии Открытого образования "Критическое мышление в процессе чтения и письма"....

20 10 2025 15:33:40

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

19 10 2025 1:41:35

Урок биологии по теме "Цветок и его строение"

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

18 10 2025 8:59:52

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

17 10 2025 8:51:23

Корень растений: морфология, функции и корневые системы

Корень растений: морфология, функции и корневые системы Корень растений — это неограниченно растущий вегетативный орган, обеспечивающий закрепление растения в субстрате, поглощение и трaнcпорт воды и минеральных веществ. Появление корня в процессе эволюции растений — важный ароморфоз, одно из приспособлений к обитанию на суше....

16 10 2025 1:26:32

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::