Проектно-исследовательский метод с использованием компьютерных технологий как вариант организации деятельностного подхода в обучении биологии
Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно-деятельностный подход в обучении. Проектная деятельность - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Этапы работы над проектом:
- Постановка цели: выявление проблемы, формулировка задач.
- Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов.
- Самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя.
- Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
- Исследование, решение конкретных задач.
- Обобщение результатов, выводов.
- Реализация проекта.
- Анализ успехов и ошибок
Функции учителя при работе учащихся над проектом:
- помогает ученикам в поиске нужной информации;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь.
Результаты, к которым стремится любой учитель, работающий в проектной методике:
- повышение уровня активности школьников и качества знаний;
- интеграция между предметами различных образовательных областей;
- профессиональное самоопределение учащихся;
- развитие самостоятельной познавательной деятельности,
- критического мышления,
- навыков работы в группе,
- умения проводить исследование, приобретать и анализировать знания из различных источников информации,
- систематически и чётко излагать свои мысли в письменном виде, сформулировать проблему и наметить пути ее решения.
Метод проектов с использованием информационных технологий открывает перед каждым школьником возможность проявить себя, выявить свои способности.
Роль учителя - создание благоприятного фона для субъектных отношений внутри групп и различными формами коммуникации между группами, создание условий для формирования ключевых компетенций учащихся и для приобретения ими социального опыта. Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, превращая образовательный процесс в результативную созидательную, творческую работу.
На уроках биологии и на элективных курсах учащиеся разработали следующие проекты:
Класс | Тема проекта | Темы, над которыми работали группы ребят |
5 | Растительный и животный мир материков | Евразия Северная и Южная Америка Африка Австралия Антарктида |
7 | Экологические группы насекомых | Насекомые-потребители растений Насекомые-опылители растений Насекомые - почвообразователи и санитары Насекомые - вредители сельского и лесного хозяйства Насекомые, имеющие медицинское и ветеринарное значение Насекомые - вредители продуктовых запасов Одомашненные насекомые |
7 | Лягушка царевна - чудо природы | 1. Почему лягушки живут в двух средах 2. Каковы хаpaктерные признаки сибирской лягушки 3. Как влияют температура и влажность на длительность пребывания на суше 4. Какова двигательная активность лягушки при различных температурах |
7 | Древние пресмыкающиеся | 1. Травоядные бронтозавры 2. Хищные тарбозавры 3. Ихтиозавры 4. Птерозавры |
7 | Размножение и развитие птиц | 1. Строение яйца 2. Выводковые птицы 3. Птенцовые птицы |
7 | Сельскохозяйственные животные (основные местные породы крупного рогатого скота) | 1. Якутский скот 2. Чернопестрая эстонская порода 3. Ярославская порода 4. Костромская порода |
8 | Паразитизм и болезни | 1. Признаки паразитизма 2. Паразитоиды 3. Экологические категории паразитов 4. Циклы развития и передача паразитов |
8 | Вредное влияние курения на организм подростка | 1. Почему подростки курят 2.Состав табачного дыма 3. Факты о курении 4. Методы отказа от курения |
9 | Влияние деятельности человека на природные сообщества | 1. Загрязнение атмосферы 2. Загрязнение почвы 3. Загрязнение природных вод 4. Радиация в биосфере 5. Глобальные экологические проблемы |
10 | Сладкая жизнь | Углеводы Вкусовые рецепторы Калорийность продуктов питания Влияет ли сладкое на хаpaктер? Рацион питания нашего класса |
11 | Происхождение человека | Эмбриологическое доказательство
эволюции человека Связь развития мозга и совершенствования орудий труда Человечество в 22 веке |
11 | Развитие жизни на Земле | Архейская эра Протерозойская и палеозойская эры Мезозойская эра Кайнозойская эра |
Проект
\"Влияние окружающей среды на организм сибирской лягушки\".
Тип проекта:
- пpaктико-ориентированный, исследовательский,
- среднесрочный,
- монопредметный,
- групповой,
- внутришкольный,
- со скрытой координацией руководителя.
Основополагающий вопрос: \"В чем особенности холоднокровных животных?\"
Проблемный вопрос: \"Почему амфибии живут и в воде, и на суше?\".
Творческое название проекта: \"Лягушка-царевна - чудо природы\".
Дидактическая цель проекта: расширить знания учащихся о холоднокровных животных, формирование понятия о зависимости протекания физиологических процессов от факторов внешней среды.
Методические задачи: формирование информационных, исследовательских и коммуникативных компетенций
Проблемы (темы групповых исследований учащихся):
1. Почему лягушки живут в двух средах
2. Каковы хаpaктерные признаки сибирской лягушки
3. Как влияют температура и влажность на длительность пребывания на суше
4. Какова двигательная активность лягушки при различных температурах.
На первом занятии учащиеся самостоятельно формулируют проблемы исследований, выдвигают гипотезы решения проблем. Также выбирают вместе с учителем творческое название проекта, обсуждают план работы. Определяется форма представления результатов.
Учащиеся заранее были ознакомлены с критериями оценивания.
(см. приложение 1)
Информацию о популяциях сибирской лягушки находили в Интернете, мультимедийной энциклопедии, в школьной библиотеке.
С целью мотивировать учащихся систематизировать полученные результаты исследований, им было предложено подготовить отчет о проделанной работе в виде презентаций, буклетов, веб-сайта, альбома. Ребята с отчетом справились достойно.
(см. приложение 2)
(см. Сибирская лягушка Сайт, начальная страница - page 0001)
Для реализации проекта можно использовать:
а) программное обеспечение - Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Publisher, Microsoft Internet Explorer, мультимедийный курс по биологии \"1С: Репетитор. Биология\", Руссобит-М \"Энциклопедия по биологии\", программы обработки изображений, программы работы с мультимедиа, программы разработки веб-сайтов;
б) Интернет ресурсы, например, электронный учебник по биологии на сайте \"Открытый колледж\" ООО \"Физикон\" (http://www.college.ru/biologi/).
Комментарии:
Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....
30 11 2023 11:44:33
На уроке биологии по теме "Генетика и человек" обобщются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатывается терминология, дети учатся работать в группах.
...
29 11 2023 22:32:24
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
28 11 2023 12:51:18
Клетка — это структурная единица живых организмов, представляющая собой определенным образом дифференцированный участок цитоплазмы, окруженный клеточной мембраной....
27 11 2023 13:33:19
Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
26 11 2023 10:46:52
Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах.
Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
...
25 11 2023 9:12:49
Урок на тему «Индивидуальное развитие организмов» для учащихся 9-х классов направлен на углубление и систематизацию знаний об онтогенезе организмов и его этапах....
24 11 2023 11:59:43
На уроке показано многообразие химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессе жизнедеятельности. Формируются умения и навыки самостоятельной работы с учебником, с цифровыми источниками информации, умение выделять главное, формулировать выводы....
23 11 2023 7:41:14
Кружок «Мир растений» предназначен для учащихся начальных классов. Программа составлена как дополнение к предмету «Природоведение» и рассчитана на 2 часа в неделю. Она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении растений, служит введением в курс биологии....
22 11 2023 9:27:29
На уроке в фронтальном опросе формируется речь, развиваются умения обобщать, сравнивать, делать выводы, мышление в решении биологических задач. Учащимся предлагается работа с наглядным анимированным материалом и интеллектуальная викторина "Своя игра" по теме урока. Развивается познавательный интерес к изучению собственного организма и биологии....
21 11 2023 9:19:20
Разработка урока в 8-м классе по курсу «Биология. Человек» составлена на основе УМК В.В. Пасечник, в который включен материал о происхождении человека. Разработка включает задания для проверки изученной темы «Систематическое положение человека» и является ее логическим продолжением....
20 11 2023 9:22:10
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
19 11 2023 23:28:36
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
18 11 2023 2:37:18
Приводится пример работы с тестами по биологии, составленных для учащихся 9-го класса.
...
17 11 2023 5:52:59
Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию воспитания.
В ходе работы программы ученики выявляют экологические особенности района, участвуют в олимпиадах, конференциях и конкурсах, проводят экологическую работу среди родителей. Программа побуждает детей к самостоятельной и творческой деятельности, формирует нравственные качества личности.
...
16 11 2023 8:31:49
У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....
15 11 2023 2:54:31
«Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название. Данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц. Цель мастерской — посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальности устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка.
...
14 11 2023 12:57:32
Цели урока: закрепить знания о размножении как о важном признаке живых организмов; обобщить и углубить знания о бесполом размножении, его значении; убедить учащихся в том, что в основе разных форм бесполого размножения лежит деление клетки; дать генетическую хаpaктеристику бесполого размножения; определить пpaктическую значимость знания закономерностей вегетативного размножения растений....
13 11 2023 8:31:46
Проект создан для того, чтобы показать учащимся, что акулы являются важной частью окружающей среды и что они нуждаются в защите.
...
12 11 2023 2:18:34
Ролевая игра-пресс-конференция по теме "Капуста - ценная овощная культура". Урок или внеклассное мероприятие проводится в форме нестандартного обучения, пресс-конференции. Это даёт возможность рассмотреть данный материал в расширенном объёме информации, используя игровую технологию. Данный тип урока способствует усвоению и закреплению знаний, так как сами учащиеся становятся активными участниками познавательного процесса....
11 11 2023 13:50:30
План-конспект урока составлен для занятия, рассчитанного на один академический час в непрофильном классе. Урок интегрирован с химией. Целью урока является систематизация знаний о химическом составе клетки, развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК.
...
10 11 2023 17:20:25
В ходе урока дети знакомятся с общей хаpaктеристикой грибов, строением, разнообразием, а также с основными процессами жизнедеятельности. В качестве основных единиц обучения в данном уроке используются элементы ИКТ (презентация), смена видов деятельности, стимулирующие высокую познавательную активность, мотивацию. В конце урока проводится первичный контроль знаний, исходя из результатов которого можно уже на уроке определить степень усвоения знаний и дать учащимся дифференцированное домашнее задание....
09 11 2023 1:52:54
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
08 11 2023 20:26:25
Проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями. Глухие и слабослышащие дети в сотрудничестве с педагогом охотно используют различные способы решения поставленных проблем, учатся строить простейшие объяснительные гипотезы и модели....
07 11 2023 2:32:44
Урок направлен на закрепление и развитие понятия о тканях, одежде и гигиене одежды....
06 11 2023 11:55:51
Данный урок разработан с учетом развития творческих способностей учащихся с применением элементов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Мозговой штурм предназначен для организации групповой работы учащихся. Применяются интеpaктивные технологии - это объединение в ротационные (изменяющиеся) тройки, дискуссионный метод "два - четыре - все вместе", метод карусели и т.д.
...
05 11 2023 16:20:20
Урок знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями, причинами их возникновения, факторами риска и методами лечения, формирует гуманное отношение к людям с проблемами здоровья как полноценным члeнам общества, развивает интерес учащихся к современным научным исследованиям человека и всего органического мира....
04 11 2023 7:21:30
Он поедает не только растения и находящихся на них мелких животных, но и трупы...
03 11 2023 10:15:44
Комбинированный по типу урок, в котором сочетаются объяснительно-иллюстративные методы традиционной технологии, элементы проблемного обучения и информационно-коммуникационные технологии. Через включение в ход урока стихов, загадок - усилить эмоционально-образное восприятие учебного материала. Кроме того, применяя тестовые задания на разных этапах урока, осуществить контроль как ранее изученного, так и нового материала.
...
02 11 2023 2:15:42
Данные уроки можно использовать с целью формирования устойчивого интереса к предмету посредством применения компьютерных технологий; формирование пpaктических умений и навыков при выполнении заданий. Уроки рассчитаны для индивидуальной или групповой работы.
...
01 11 2023 4:53:42
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....
31 10 2023 0:27:32
В статье представлены разработки уроков на данную тему. ...
30 10 2023 2:39:51
Представлена программа кружка на 2-летний срок обучения, рассчитанная на учащихся 5–8-х классов....
29 10 2023 17:44:12
Модернизация системы образования предусматривает переход на профильное обучение. Для того чтобы учащиеся при переходе в профильные классы чувствовали себя комфортно, не считали свой выбор ошибочным, необходима предпрофильная подготовка. Введение курса " Познай себя" обусловлено тем, что учащимся 9-х классов необходимо определиться в выборе профиля обучения, проверить свои возможности в изучении предмета биологии в профильной школе, а также немаловажно для детей приобретение необходимых пpaктических умений при работе с микроскопом, лабораторным оборудованием и т.д.
...
28 10 2023 11:57:34
Урок с помощью игровой формы помогает активизировать познавательную деятельность, формирует умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, развивает интеллектуальные способности.
...
27 10 2023 4:27:28
На развитие человека влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Решающим условием, позволившим человеку выделиться из животного мира и подняться неизмеримо высоко над ним, был труд....
26 10 2023 22:23:12
Учащиеся формируют знания анатомических особенностей выделительной системы, раскрывают значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, выясняют, какие болезни могут возникать при этом, как их избежать. Учит защищать проект и анализировать работу в группе....
25 10 2023 18:34:42
Формирование критического мышления подразумевает развитие у учащихся отношения к миру, к себе на основе самостоятельной, осмысленной позиции, повышение коммуникативного потенциала личности. Урок построен в стратегии "Зигзаг" (название отражает нелинейный, зигзагообразный хаpaктер работы с информацией), в основе которой лежит идея взаимообучения.
...
24 10 2023 10:46:36
На уроке биологии в 7-м классе объясняются особенности размножения и развития земноводных, устанавливается происхождение земноводных от древних кистеперых рыб....
23 10 2023 13:17:48
В современных условиях очень важно, чтобы учащиеся получали не только сумму знаний, но умели применять их на пpaктике, интеграция химических умений в биологические темы способствует формированию общеучебных компетенций, формированию более целостной картины мира в сознании учащихся. Учащиеся лучше воспринимают и усваивают материал, если им довелось при этом провести, хотя бы небольшое исследование....
22 10 2023 3:38:37
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
21 10 2023 0:45:45
В целях продуктивной познавательной активности урок выполнен в «Конструкторе школьных сайтов». На фоне эмоционального поэтического изложения темы в ассоциативной связи учитель вспоминает с учащимися фазы митоза. Нестандартная форма урока оживляет его, вызывает интерес учащихся к изучаемому материалу....
20 10 2023 3:52:23
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
19 10 2023 7:14:59
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
18 10 2023 12:20:22
Для захвата листьев, травы, других зеленых растений жвачные используют губы, язык, зубы. На верхней челюсти нет резцов, но она оснащена жестким мозолистым валиком, коренные зубы на поверхности имеют лунку, такое строение позволяет активно поглощать и перетирать растительную еду....
17 10 2023 6:58:17
Методы и приемы на уроке подбирались исходя из содержания материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Обучение строилось как процесс общения. Урок проведен в рамках технологии "Критическое мышление", одной из основных целей которой является научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, передавать информацию....
16 10 2023 0:44:14
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
15 10 2023 21:51:33
В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....
14 10 2023 4:29:37
Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, своё восприятие окружающего мира. Главная моя обязанность как педагога – сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, склонности, субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, то есть обеспечить процесс познания как личностно ориентированный, и такой подход должен лежать в основе формирования системы качеств знаний учащихся....
13 10 2023 10:37:30
Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....
12 10 2023 3:39:55
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::