«Интеграция материала по предметам эстетического и естественно-научного циклов при изучении литературы, МХК, биологии, информатики, как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса»
Интегрированные уроки – это не новация, они известны каждому учителю. На них была мода в одно время, сейчас на устах у всех информационные технологии. На мой взгляд, учитель – личность, индивидуальность. И он должен в своей работе пользоваться теми методами, выбирать те формы, которые ближе и интересны именно ему, те, что будут способствовать лучшему усвоению учащимися материала.
Нельзя использовать метод лекционного изложения материала, если не владеешь приемами ораторской речи, если не живешь тем материалом, о котором пытаешься рассказать детям. Нельзя говорить о живописи, музыке, если остаешься глухим сердцем к этим видам искусства.
Не может устареть та форма уроков, которая развивает, насыщает ребенка эмоциями, помогает утверждать нравственный стержень в душе. Поэтому, работая над темой интеграции материала в обучении русской литературе, я стараюсь не повторяться, а развиваться в этом направлении.
Интегрированный урок предполагает традиционно объединять материал предметов из одной образовательной области: литература и история, мхк; черчение и труд, биология и география и т.д. Тогда тема раскрывается учителем или двумя учителями-специалистами по разным предметам, с двух сторон, с разных точек зрения.
Однако в последнее время в педагогике и методике появились мнения ученых, пpaктиков-педагогов, когда интегрируется материал по предметам разных образовательных областей: информатика и литература, литература и биология и т.д.
Изучив статью А.В. Теремова, доцента, докторанта кафедры педагогики, к.п.н. Московского педагогического государственного университета «Интеграция естественно-научных и гуманитарных учебных предметов в условиях профильного обучения», я была рада отметить, что работа, о которой говорится в статье, в нашей школе ведется с 90-х годов. Первый урок по интеграции литературы – биологии мы с О.И. Змановской провели в 1993 году.
В рекомендуемых базисных планах количество часов на изучение базовых предметов сокращается, и это диктует необходимость их объединения в интегрированные курсы. Это не просто механическое соединение материала по отдельным предметам, а преобразование содержания и структуры школьных дисциплин. То есть если вводить такие интегрированные курсы, то нужно пересмотреть программы, например, по литературе и биологии в старшей школе, чтобы вести этот новый курс, скорее всего, в профильном гуманитарном классе.
Если говорить всерьез об интеграции, то нужно при планировании курсов или уроков соблюдать, по мнению А.В. Теремова, следующие условия:
- совпадение рассматриваемых тем;
- использование одинаковых или базисных методов изучения объектов, явлений;
- наличие общих понятий в структуре материала;
- единство ценностно-смыслового назначения интегративного знания.
Поскольку я являюсь учителем литературы, для меня важны роль и значение гуманитаризации школьного естественно-научного образования. Особенно важным в интеграции считаю четвёртое условие, когда можно и нужно объединять материал в один урок, чтобы у учащихся формировалось общее представление о мире, чтобы у них выpaбатывалась эмоционально — ценностная оценка приобретаемых знаний.
Гуманизация предполагает формирование взглядов у школьника на природу, на самого себя не как царя природы, а как ее детища, человечность в поступках и отношениях к миру. Поэтому интеграция литературы и биологии должна, на мой взгляд, занимать особое место в школьном общеобразовательном курсе. На уроках литературы мы учим детей создавать образ природы и этично относится к ней. Особенно эффективно эта задача решается при рассмотрении экологических проблем в литературе. Собственно эту же задачу решают учащиеся и на уроках биологии.
Жизнь меняется быстро и вносит свои коррективы в методику преподавания предметов.
Сегодня в нашу жизнь прочно вошло понятие компьютерные технологии». Конечно, заменить общение с учителем общением с компьютером нельзя, потому что урок литературы – это живое эмоциональное общение, а эмоциональное слово учителя не заменит ни одна самая умная машина. И тем не менее использование «компьютерных технологий» на уроках литературы уместно иногда и даже необходимо.
Применение компьютера на уроках литературы и русского языка может быть самым разнообразным, преследовать различные цели (заочные экскурсии по местам, где жил и творил поэт, писатель; видеопросмотр фрагментов кинофильмов, балетов, спектаклей; прослушивание мастеров художественного слова, исполнение ими поэтических и прозаических произведений; музыкальное сопровождение урока и.т.д.). Т.е. использование компьютеров позволяет реализовывать задачи обучающие, развивающие и эстетические на более высоком эмоциональном зрительном уровне.
Одним из вариантов такого урока является интегрированный урок литературы по теме «Личность Сергея Есенина. Презентация жизненного пути», который мы провели совместно с учителем информатики С.П. Тимофеевым.
Нужно помнить, что компьютер рассчитан на использование с другими методическими средствами и приемами. Нереально проводить большое количество таких интегрированных уроков, ведь литература – это, прежде всего, знание текста художественного произведения и работа по его анализу. Однако там, где возможно (в год 3-4 урока) можно провести эффективно, соединив близкие темы или сопроводив урок видеоматериалами, музыкой и т. п.
Ну и конечно, сегодня прочно вошли в методику
преподавания как литературы, так и русского
языка красочные, эмоциональные, глубоко
познавательные уроки-презентации.
В своей пpaктике я часто провожу интегрированные
уроки одной образовательной области: литература
– история, литература – МХК; вместе с тем мы с
учителями других предметов проводим бинарные
уроки: литература – биология, литература –
информатика – совместно с учителями выше
названных предметов.
Хочется поделиться своим опытом с коллегами.
Предлагаем разработки наиболее удачных и результативных уроков (Приложение)
Цели урока:
- повторить и закрепить материал по теме «Технологии создания информационных ресурсов. Программа создания презентаций Power Point»;
- активизировать взаимодействия между учащимися в групповой работе;
- развивать логическое мышление, умение поиска и систематизации информации, умение применять знания, полученные на уроках информатики;
- познакомить учащихся с литературным течением начала XX века – имажинизмом;
- помочь постичь внутреннюю логику творческого пути, выделив основные этапы жизни и творчества поэта;
- совместными усилиями учителей и учащихся составить литературный портрет поэта.
Тип урока: комбинированный.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, работа с группами учащихся, индивидуальная работа на ПК, поисково-исследовательская деятельность, коллективная мыслительная деятельность.
Оборудование:
- Компьютерный класс.
- Программа создания презентаций Power Point
- Мультимедийный проектор
- Наличие доступа в Интернет.
Эпиграфы:
Откуда берутся таланты? От щедрот народных. Живут на Земле русские люди – и вот избирают одного. Он за всех говорить будет – он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью».
В.М. Шукшин
… На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергeй Есенин.
Михаил Ос opгин
Хороший план сегодня лучше безупречного завтра
А.Блох
План изучения темы.
- Имажинизм как литературное течение.
- «Я сын крестьянина…». Милая родина С.Есенина.
- «Стихи мои произвели большое впечатление…». Определение своего пути. Вступление в литературный мир.
- «Принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном». Война и революция в судьбе поэта.
- «Доволен больше всего тем, что вернулся в Советскую Россию». Поездка за границу, утверждение идеи Руси Советской.
- «Потому что я с севера что ли…». Поездка на Кавказ. «Персидские мотивы».
- «Жизнь моя и моё творчество ещё впереди». Последний год жизни поэта «До свидания, друг мой, до свидания…»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель литературы: Уважаемые друзья! Мы встретились с вами в кабинете информатики, и сегодня на уроке будем изучать литературу с использованием компьютера.
Учитель информатики: В этом вам будет помогать программа составления презентаций Power Point. И, конечно же, вам необходимо будет вспомнить основные операции работы с файлами – открыть, сохранить.
II. Формирование новых знаний
Учитель литературы: Ребята! Вспомните,
какое направление и какие течения в литературе
начала XX века вы знаете? (Символизм, акмеизм,
футуризм).
Сегодня мы дополним наши знания понятием «имажинизм».
Посмотрите на экран, прочтите и запишите тему
урока.
Учитель информатики: Материал по теме урока собран в одной папке. Ярлык папки вынесен на рабочий стол. В ходе урока вы можете пользоваться данным материалом.
Учитель литературы: Обратитесь к компьютерам. Прочтите статью о новом течении, оформите записи в тетради.
Словарь: Имажинизм – течение в литературе, близкое к футуризму. Имажинисты стремились к созданию образов, не связанных с реальностью.
– Имажинизм – от англ., франц. – образ; возникло
течение в первое послереволюционное
десятилетие. Используя те же приёмы эпатажа,
поэты Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев, Анатолий
Мариенгоф и художники Борис Эрдман, Геогргий
Якулов провозгласили «единственным
несравненным методом выявление жизни через
образ»
На первый план в эстетике имажинизма выдвигался
образ-метафора; не образ-символ (символисты), не
образ-ясное название вещи (акмеисты), не
образ-звук (кубофутуристы), а образ-метафора.
Плещет рдяный мак заката
На озерное стекло
И невольно в море хлеба
Рвется образ с языка:
Отелившееся небо
Лижет красного телка.
«Нам смешно, когда говорят о содержании
искусства… Тема, содержание – это слепая кишка
искусства – не должны выпирать из
произведений…» («Декларация»)
Это течение было авангардистским и
просуществовало недолго, потому что поэты
противопоставляли искусство и реальность.
С этим литературным течением связано имя поэта,
которого мы знаем и любим, С.А.Есенина.
– Что вы знаете о С. Есенине? Какие стихи можете
назвать? Чем они особенно интересны?
– Пишет о природе проникновенно, легко
запоминаются стихи; многие положены на музыку;
поэт очень талантливый.
– Обратимся к эпиграфам урока (на экране), в
частности, к словам В.М.Шукшина.
Эти слова, пожалуй, самая меткая хаpaктеристика
С.А. Есенина, потому что с именем этого поэта
связаны русская история, мироощущение народа,
его хаpaктер, быт, язык. Поэт «серебряного века»
Г.Иванов назвал его «наследником Пушкина» начала
XX века.
Что же вы хотели бы сегодня узнать ещё о поэте?
Сегодня
наша задача – общими усилиями создать
литературный портрет поэта, выделив основные
этапы его жизни и творчества.
Звучит в грамзаписи песня на стихи С.А.Есенина «Над окошком месяц» (муз. Пономаренко). Учитель на фоне затихающей мелодии читает наизусть фрагмент:
«Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел …» –
доносится из приёмника. И от пальцев ног, рук, от
корешков волос, из каждой клеточки тела
поднимается к сердцу капелька крови, колет его,
наполняет слезами и горьким восторгом, хочется
куда-то бежать, обнять кого-нибудь живого,
покаяться перед всем миром или забиться в угол и
выреветь всю горечь, какая есть в сердце…
Какая очищающая скорбь», – так написал русский
писатель, наш современник Виктор Астафьев в
книге «Затеси» (зарубки на память) о том
впечатлении, которое производит на слушателя
слившиеся воедино стихи и музыка.
Это стихотворение было написано в 1925 году, когда
путь поэта подходил к концу.
– А как же сложился этот путь? Как и под воздействием чего и кого формировался Есенин-поэт, Есенин-личность? Это должно прозвучать в ваших работах-презентациях, которые вы выполните самостоятельно.
Учитель информатики: Работа буде
проходить в 4-х группах. Вопросы и материалы,
которые вам потребуются, можно найти в папке на
рабочем столе, карточках-информаторах.
Руководители групп: К.Вахрушев, Б.Имансакипов,
О.Самокрутова, А.Бакрасов.
В заключении урока каждая группа защищает свой
проект.
Мы с вами уже знакомы с программой создания
презентаций Power Point, знаем, как создаются
отдельные слайды, эффекты, анимация.
Сегодня попробуем создать свой первый проект и
защитить его.
Какие вопросы у вас возникают?
– С чего начать создание презентации?
– Какое выбрать оформление?
– Как построить выступление?
– Какие средства использовать?
1. Планирование презентации
Любое планирование включает в себя выяснение,
что конкретно нужно донести до аудитории по этой
теме, за какое время и в какой
последовательности. Планирование своего
выступления с этой презентацией – это начало, первый
этап планирования презентации.
Как правило, титульный лист презентации должен
содержать название работы и авторов. Помните, что
на этом этапе происходит объединение аудитории
для работы в нужном направлении.
Второй этап планирования презентации
включает в себя решение о том, какие разделы
необходимо включить, каково назначение каждого,
разместите их в логическом порядке и определите
порядок выступления. При планировании
презентации желательно рассортировать
возможные элементы на группы:
- То, что обязательно должно быть включено
- То, что желательно включить
- То, что можно будет сказать, если будет время.
Необходимо помнить, что нельзя охватить все.
Стройте презентацию только на тех фактах,
которые могут заинтересовать всю аудиторию
целиком или те, без которых нельзя обойтись при
объяснении (пусть и не интересных). Старайтесь не
включать ничего утомительного.
Третий этап планирования презентации – ее
завершение. Продумайте логически выверенное
завершение. Цель презентации обязательно
диктует окончание, которое должно быть обдумано
заранее. Оно может включать:
- краткое описание изложенных фактов и аргументов;
- список использованной литературы;
- предложение задавать вопросы;
- благодарность за внимание.
2. Постановка выступления
Правильное выступление позволит результат
сделать более понятным и интересным, более ярким
и запоминающимся.
Выделим следующие ключевые моменты этого этапа:
- изучение структуры выступления;
- согласованность разделов презентации с периодами внимания аудитории.
Те факты, которые зрители должны запомнить, должны быть в начале и в конце выступления.
3. Используемые визуальные средства
Визуальные средства – всего лишь средство демонстрации презентации, а не цель, о чем многие забывают при создании презентации, преувеличенно увлекаясь спецэффектами. Психологами доказано, что из визуально поданной информации человек воспринимает только 25 %, из аудио – 12%. Если же мы будем сочетать аудио и визуальное преподнесение, то аудитория воспримет до 65%. При разработке и использовании нужно учитывать, что:
- они быстро и доходчиво изображают вещи, которые невозможно передать словами;
- они вызывают интерес и делают разнообразным процесс презентации;
- усиливают воздействие выступления;
- слайды, предназначенные для демонстрации, не должны быть самообъясняющимися, эффективность их воздействий усиливается в результате комментария;
- изображение на них должно быть отчетливым и простым;
- не перегружайте слайд информацией и ничего не усложняйте;
- очень хороши эскизы и карикатуры, иллюстрирующие абстpaктные понятия.
Кроме перечисленного, необходимо помнить и о воздействии, которое оказывают различные цвета на человека.
- Интерес: синий, желтый, зеленый.
- Радость: красный, желтый.
- Утомление: коричневый.
4. Защита проектов
Испытание преследует следующие цели:
- испытание на месте проведения;
- придание испытателю уверенности;
- отработка возможных шероховатостей.
И помните, как бы ни были революционны техногенные изменения, как бы ни были высоки информационные технологии, последнее слово всегда останется за личностью, его творческим мышлением.
III. Работа учащихся в группах на компьютерах по сбору материала и составлению сообщения-презентации (материал для работы отбирают из каталога, Интернета).
1 группа.
Вопросы: Начало творческого пути, вступление в литературный мир.
2 группа.
Вопросы: Война и революция в судьбе поэта.
3 группа.
Вопросы: Поездки за границу и на Кавказ. Утверждение идеи Руси Советской, «Персидские мотивы».
4 группа.
Вопросы: Последний год жизни поэта.
IV. Защита проектов как результат работы учащихся на уроке
Руководители групп по очереди в соответствие с планом презентуют свои проекты совместной работы.
Примерное содержание презентаций
1) Духовные стихи, любовь к книге, стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, народные песни и чудесная природа с. Константинова положили начало формированию личности поэта и способствовали развитию его таланта. Он любил всё, что его окружало, и всех. Особенное чувство испытывал к матери, которой посвятил поэтический шедевр «Письмо к матери».
2) Встреча с А.Блоком, высокая оценка стихов («свежие, чистые, голосистые»), знакомство с С.Городецким, Н.Клюевым ввели поэта в литературный мир. Несмотря на то, что в начале творчества он подвержен кратковременно влиянию имажинизма, поэт выбирает свой путь. Об этом он заявляет в стихотворении «Пушкину»:
Но, обречённый на гоненье,
Ещё я долго буду петь…
Чтоб и моё степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.
3) Война 1914 года, когда поэт оставляет армию, увидев в ней мировую бойню; революция, которую Есенин принял «с крестьянским уклоном» – социализм для крестьянина. Но когда мечты его не сбываются, когда он понял, что строится не тот социализм, о котором он мечтал («Тесно в нём живому»), он всё чаще говорит, что революция его ещё не пришла, что он совсем один.
«Конь стальной, победил коня живого, – писал
поэт – И этот маленький жеребёнок был для меня
наглядным дорогим вымирающим образом деревни и
ликом Махно». (поэма «Сорокауст» – служба по
умершему, совершающаяся в церкви в течение 40
дней после cмepти).
Эта поэма – крик души гибнущего человека, а
хрупкий образ жеребёнка, бегущего за поездом,
стальным конём, – его последняя агония.
4) За границей он тосковал.
«Молю Бога не умереть душой и любовью к моему
искусству».
Америку он называл «железным» Миргородом.
По возвращении из-за границы определился перелом
в его творчестве, который он определил как
«прощание с молодостью»
Звучит песня на стихи С.Есенина «Заметался пожар гoлyбой».
Стихотворение «Неуютная жидкая лунность»:
Мне теперь по душе иное
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной страны.
5) В 1924-1926 годах поэт совершает поездку на Кавказ. Результатом стал лирический цикл стихов «Персидские мотивы». Эта мечта о покое, восхищение гoлyбой и прекрасной страной Востока и грусть по рязанским просторам.
Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»
6) Последний год жизни поэта очень тяжёл. Травля поэта, преувеличенные слухи о его скандалах. Он пишет великолепную поэму «Анна Снегина». За месяц до cмepти пишет поэму «Чёрный человек», в ней чувствуется заметно влияние пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери».
В ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в Ленинграде, в гостинице «Англетер» было совершено самоубийство или убийство – это вопрос открытый. Ему было только 30 лет.
Стихотворение «До свидания, друг мой, до свидания…»
V. Подведение итогов урока
Учитель литературы. Исходя из темы, вы сумели отобрать необходимый материал по хаpaктеристике литературного течения начала XX века и обзору жизненного и творческого пути поэта С.А.Есенина. Свои задачи мы выполнили.
Учитель информатики. Вы сумели создать и защитить свои проекты согласно требованиям к оформлению презентации, о которых мы говорили в начале урока.
Учитель литературы. Заканчиваем наш
урок прослушиванием песни на стихи Есенина
«Забава».
С чувством трагизма, с надрывом рассказывает о
своём последнем желании поэт в этом
стихотворении. И музыка соответствует этому
настроению.
VI. Домашнее задание
На выбор:
- Наизусть понравившееся стихотворение и его интерпретация;
- Миниреферат «Основные этапы творческого пути С.Есенина»;
- Составить презентацию темы «Чувство родины – основное в моём творчестве».
Комментарии:
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
24 08 2025 9:57:55
Интегрируя уроки биологии и ИЗО, помогаю учащимся продумывать и правильно использовать приемы изобразительной деятельности при выполнении творческих пpaктических заданий, в применении методов исследования природных объектов. Самостоятельно разработала интегрированные уроки биологии и ИЗО по темам "Соцветия", "Побег. Расположение почек и листьев на стeбле", "Строение листа. Разнообразие листьев" для проведения в 6-м классе.
...
23 08 2025 9:42:29
Яйцекладущие - животные небольших размеров с приплюснутым сверху вниз туловищем, короткими конечностями с большими когтями и кожистым клювом....
22 08 2025 4:14:19
Важнейшие задачи, стоящие перед преподавателем биологии, – научить школьников понимать природу, воспитывать потребность в общении с ней. Решение этих задач связано с отбором средств обучения, которые пробуждают интерес, наблюдательность, эмоциональные переживания, наблюдательность....
21 08 2025 9:26:41
Урок раскрывает понятия гигиены одежды, обуви, кожи, профилактики и оказания первой помощи при ожогах и обморожениях. Цели урока: развивать общебиологические понятия о взаимосвязи здоровья человека и соблюдения личной гигиены, формировать бережное отношение к своему здоровью....
20 08 2025 8:16:43

Урок рекомендован для учащихся, изучающих молекулярно-клеточный уровень живой материи. В течение урока учитель опирается на знания, полученные учащимися в 9-м классе. Учащиеся закрепляют строение и функции нуклеиновых кислот, самостоятельно ищут ответы на вопросы. Урок насыщен наглядным материалом, который помогает эффективно усвоить тему....
19 08 2025 10:53:32
Проводится в конце учебного года за счет резервного времени. Он позволяет совершить путешествие по временам года, где учащиеся знакомятся с состоянием растений, с произведениями поэтов, художников, композиторов, писавших о природе. Большое внимание уделено охране растительного мира своего региона, а также формированию активности, самостоятельности и развитию интереса к предмету....
18 08 2025 21:21:55
Данная разработка урока поможет изучить строение стeбля в связи с выполняемыми функциями. Подборка стихотворений, загадок, слайдов способствует лучшему усвоению, запоминанию материала и большей заинтересованности....
17 08 2025 16:10:33
Цели урока: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений....
16 08 2025 13:55:20

Использование информационных технологий предоставляет возможности для более качественного изучения и усвоения учебного материала, делает предмет не только познавательным, но и более интересным, современным по способам обработки информации и ее преподнесению....
15 08 2025 11:57:49
Предложенный материал поможет приобщить детей к театральному искусству и в игровой форме задуматься над серьезными экологическими проблемами. В выступлении могут использоваться как специально подготовленные костюмы, так и элементы костюмов, что не уменьшит художественной ценности и зрелищности постановки....
14 08 2025 1:46:49
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить.
...
13 08 2025 23:47:32
Известно, что учащиеся, достаточно качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы, не всегда оказываются способны к самостоятельному, творческому мышлению. Даже хорошо успевающие ученики нередко имеют нейтральное и даже резко негативное отношение к самому процессу познавательной деятельности. Обучение, концентрирующее внимание только на запоминании фактов, тормозит развитие творческой личности. Одним из важных условий развития творческого мышлению является постепенное увеличение степени самостоятельности учащихся в выполнении заданий.
...
12 08 2025 3:53:10
Форменные элементы крови - это общее название клеток, находящихся во взвешенном состоянии в плазме. К ним относятся: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты....
11 08 2025 3:26:36

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
10 08 2025 15:18:30

Цель урока: обсуждение генетических проблем. Сопровождается презентацией....
09 08 2025 0:36:15
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
08 08 2025 12:55:21
Урок направлен на изучение признаков, причин желудочно-кишечных заболеваний и выявление путей их профилактики. У учащихся совершенствуются умения работать с текстом и навыки работы в группах, развиваются умения анализировать, выделять главное, обобщать. Урок способствует гигиеническому воспитанию учащихся....
07 08 2025 8:43:41
Данный урок является заключительным в программе элективного курса предпрофильной подготовки "Природная косметика". Курс рассчитан на 27 часов. Программа предусматривает формирование интереса к науке косметологии, знакомит с профессиями косметолога, продавца-консультанта, дерматолога, массажиста. Программа построена на индивидуальной и групповой проектной деятельности. В ходе проектов идет сбор рецептов народной косметики с использованием трав, изучение линий современной косметики с целью выявления использования растительных компонентов.
...
06 08 2025 5:22:10
Викторина направлена на воспитание патриотизма и любви к своему краю....
05 08 2025 8:27:51
В ходе урока учащиеся закрепляют знания о приспособленности рыб к жизни в водной среде обитания, о строении и функциях различных систем органов рыб, заботе о потомстве. Также школьники обобщают знания о систематических группах рыб и многообразии рыб в природе....
04 08 2025 11:26:42
В последние годы незаслуженно забыты животные, которые легко могут содержаться в уголках живой природы при кабинетах биологии. Многие учителя считают, что гораздо проще заменить живой объект материалами, размещенными на видеоносителях. Да, это не требует финансовых затрат и экономит время на подготовку к уроку, но и не может заменить того, что могут дать животные, содержащиеся в школьном кабинете.
...
03 08 2025 16:13:22
Сценарий написан как часть внеклассной работы при преподавании курсов природоведения и основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 2—4-х классов. Готовят этот спектакль ученики 5—7-го класса в рамках внеклассной работы по природоведению, биологии или ОБЖ. Сценарий несет образовательные и воспитательные функции.
...
02 08 2025 5:58:44
На занятии используются проблемные вопросы и задания, построенные на содержании учебного материала, учитель тем самым способствует развитию проблемного мышления у школьников. Учебный материал разбивается на 3–4 части, к которым конструируются проблемные задания. Урок становится ярче, если используются компьютерные технологии, урок помогает учащимся овладевать новыми способами поиска информации.
...
01 08 2025 20:33:15
Представлена разработка урока обобщения знаний по биологии в 9-м классе. Тренажер разработан по четырем основным темам. Тесты состоят из вопросов с выбором одного правильного ответа. Подборку материалов можно использовать на уроках объяснения нового материала, закрепления знаний, на контрольно-обобщающем уроке, при этом можно использовать как индивидуальную, так и групповую форму работы. Контроль проводится автоматически....
31 07 2025 3:48:47
В разработке представлены пpaктические методы изучения памяти: тестирование, самодиагностика, игра. Актуализация темы и активизация познавательного интереса показана посредством беседы с опорой на положительные эмоциональные воспоминания....
30 07 2025 12:24:58
Беречь здоровье, не вредить здоровью, укреплять здоровье - эти слова часто звучат на школьном уроке. Их нужно довести до сознания каждого школьника. Необходимо, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал не только потребностью каждого человека, но и мерилом его образованности, общей культуры. В процессе изучения биологии глубоко и последовательно раскрывается огромный вред курения, употрeбления алкоголя, опасные последствия наркомании для жизни....
29 07 2025 18:40:44
Урок-игра в 7-м классе с элементами интеpaктивного обучения раскрывает многообразие кишечнополостных, особенности их строения и образа жизни, связь со средой обитания, значение в природе и жизни человека. Особенностью урока является внедрение регионального компонента – знакомство учащихся с местными видами кишечнополостных....
28 07 2025 14:55:31
Информация урока расширяет представление учащихся о многообразии живых организмов. Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников в доступной форме. На уроке продолжается совершенствование навыков работы с информацией учебника, природными объектами. Большое внимание уделяется изучению природы Псковского края....
27 07 2025 5:55:33
Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера.
...
26 07 2025 15:35:20
Увеличивается область познания учеников, которые учатся анализировать явление временного прекращение жизнедеятельности у живых организмов, использующих его как средство приспособления и выживания в нeблагоприятных условиях....
25 07 2025 16:37:39

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
24 07 2025 5:13:56
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
23 07 2025 9:36:52
Абитуриенты, поступающие на биологические факультеты университетов, педагогических институтов, а также в медицинские и сельскохозяйственное высшие учебные заведения, нередко показывают невысокие знания по генетике — одному из наиболее трудных, но важных разделов школьной программы по биологии и показывают слабое развитие компетенций третьего уровня. Третий уровень от обучающихся требует найти закономерности, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты....
22 07 2025 21:39:27
Учебная Экологическая тропа – одно из средств приобщения детей к природе, - имеет большое значение для образования и воспитания детей. Экологическая тропа – это познание окружающей природы и взаимосвязи её с человеком, определение местных экологических проблем, поиск и пpaктическая реализация доступных для ребят путей их решения....
21 07 2025 16:22:26
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
20 07 2025 8:38:36
В своей работе я часто использую межмпредметные информационные проекты (биология + информатика). Учащиеся, получив задание на уроке биологии, могут его выполнять и оформлять на уроках информатики, а затем представлять свой проект на уроке биологии в соответствии с программой изучения предмета....
19 07 2025 20:22:19
Урок призван сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении....
18 07 2025 10:17:55
Уничтожение лесов, осушение болот, орошение засушливых земель — все это отражается на географическом распределении видов. Большое значение имеет и вовлечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов для размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, использования атомной энергии....
17 07 2025 2:51:54
Экологическая викторина "Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....
16 07 2025 12:43:12
Сочетание модульной и информационной технологий дают ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развитию информационной культуры. Есть возможность индивидуального выбора объема информации. После объяснения материала ученик может вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно. Подобная подача материала наиболее понятна и доступна....
15 07 2025 17:26:31
Данный урок включает в себя применение мультимедийных технологий, что позволяет более широко и наглядно продемонстрировать карту звездного неба, расположение созвездий, помогает работать учителю совместно со всем классом по карте звездного неба, дополняя свой рассказ изображением слайдов....
14 07 2025 12:53:50
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
13 07 2025 5:32:25
Для протекания процессов жизнедеятельности всем клеткам необходима энергия. Они получают энергию в процессе дыхания. Дыхание и его значение Дыхание — процесс,...
12 07 2025 13:40:35
В работе представлены вариативные разработки уроков по теме «Вегетативное размножение крупнолуковичных цветочных культур». Использованный теоретический и пpaктический материал основан на опыте собственных исследований, осуществленных на агробиостанции Мичуринского государственного педагогического института....
11 07 2025 17:51:40
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
10 07 2025 15:55:43
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
09 07 2025 2:58:12
Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....
08 07 2025 8:40:41

Тема о грибах наиболее актуальна для представления учащимся с презентацией. Дети имеют о грибах скудные представления. Презентация к уроку позволяет быстро вспомнить и усвоить материал....
07 07 2025 20:10:38
Урок позволяет расширить знания учащихся о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга и о его функциях....
06 07 2025 18:10:19
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::