«Интеграция материала по предметам эстетического и естественно-научного циклов при изучении литературы, МХК, биологии, информатики, как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса» > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


«Интеграция материала по предметам эстетического и естественно-научного циклов при изучении литературы, МХК, биологии, информатики, как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса»


    «Интеграция материала по предметам эстетического и естественно-научного циклов при изучении литературы, МХК, биологии, информатики, как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса»

Интегрированные уроки – это не новация, они известны каждому учителю. На них была мода в одно время, сейчас на устах у всех информационные технологии. На мой взгляд, учитель – личность, индивидуальность. И он должен в своей работе пользоваться теми методами, выбирать те формы, которые ближе и интересны именно ему, те, что будут способствовать лучшему усвоению  учащимися материала.

Нельзя использовать метод лекционного изложения материала, если не владеешь приемами ораторской речи, если не живешь тем материалом, о котором пытаешься рассказать детям. Нельзя говорить о живописи, музыке, если остаешься глухим сердцем к этим видам искусства.

Не может устареть та форма уроков, которая развивает, насыщает ребенка эмоциями, помогает утверждать нравственный стержень в душе. Поэтому, работая над темой интеграции материала в обучении русской литературе, я стараюсь не повторяться, а развиваться в этом направлении.

Интегрированный урок предполагает традиционно объединять материал предметов из одной образовательной области: литература и история, мхк; черчение и труд, биология и география и т.д. Тогда тема раскрывается учителем или двумя учителями-специалистами по разным предметам, с двух сторон, с разных точек зрения.

Однако в последнее время в педагогике и методике появились мнения ученых, пpaктиков-педагогов, когда интегрируется материал по предметам разных образовательных областей: информатика и литература, литература и биология и т.д.

Изучив статью А.В. Теремова, доцента, докторанта кафедры педагогики, к.п.н. Московского педагогического государственного университета «Интеграция естественно-научных и гуманитарных учебных предметов в условиях профильного обучения», я была рада отметить, что работа, о которой говорится в статье, в нашей школе ведется с 90-х годов. Первый урок по интеграции литературы – биологии мы с О.И. Змановской провели в 1993 году.

В рекомендуемых базисных планах количество часов на изучение базовых предметов сокращается, и это диктует необходимость их объединения в интегрированные курсы. Это не просто механическое соединение материала по отдельным предметам, а преобразование содержания и структуры школьных дисциплин. То есть если вводить такие интегрированные курсы, то нужно пересмотреть программы, например, по литературе и биологии в старшей школе, чтобы вести этот новый курс, скорее всего,  в профильном гуманитарном классе.

Если говорить всерьез об интеграции, то нужно при планировании курсов или уроков соблюдать, по мнению А.В. Теремова, следующие условия:

  • совпадение рассматриваемых тем;
  • использование одинаковых или базисных методов изучения объектов, явлений;
  • наличие общих понятий в структуре материала;
  • единство ценностно-смыслового назначения интегративного знания.

Поскольку я являюсь учителем литературы, для меня важны роль и значение гуманитаризации школьного естественно-научного образования. Особенно важным в интеграции считаю четвёртое условие, когда можно и нужно объединять материал в один урок, чтобы у учащихся формировалось общее представление о мире, чтобы  у них выpaбатывалась эмоционально — ценностная оценка приобретаемых знаний.

Гуманизация предполагает формирование взглядов у школьника на природу, на самого себя не как  царя природы, а как  ее детища, человечность в поступках и отношениях к миру. Поэтому интеграция литературы и биологии должна, на мой взгляд, занимать особое место в школьном общеобразовательном курсе. На уроках литературы мы учим детей создавать образ природы и этично относится к ней. Особенно эффективно эта задача решается при рассмотрении экологических проблем в литературе. Собственно эту же задачу решают учащиеся и на уроках биологии.

Жизнь меняется  быстро и вносит свои коррективы в методику преподавания предметов.

Сегодня в нашу жизнь прочно вошло понятие компьютерные технологии». Конечно, заменить общение с учителем общением с компьютером  нельзя, потому что  урок литературы – это живое эмоциональное общение, а эмоциональное слово учителя не заменит ни одна самая умная машина. И тем не менее использование «компьютерных технологий» на уроках литературы уместно иногда и даже необходимо.

Применение компьютера на уроках литературы и русского языка может быть самым разнообразным, преследовать различные цели (заочные экскурсии по местам, где жил и творил поэт, писатель; видеопросмотр фрагментов кинофильмов, балетов, спектаклей; прослушивание мастеров художественного слова, исполнение ими поэтических и прозаических произведений; музыкальное сопровождение урока и.т.д.). Т.е. использование компьютеров позволяет реализовывать задачи обучающие, развивающие и эстетические на более высоком эмоциональном зрительном уровне.

Одним из вариантов такого урока является  интегрированный урок литературы по теме «Личность Сергея Есенина. Презентация жизненного пути», который мы провели совместно с учителем информатики С.П. Тимофеевым.

Нужно помнить, что компьютер рассчитан на использование с другими методическими средствами и приемами. Нереально проводить большое количество таких интегрированных уроков, ведь литература – это, прежде всего, знание текста художественного произведения и работа по его анализу. Однако там, где возможно (в год 3-4 урока) можно провести эффективно, соединив близкие темы или сопроводив урок видеоматериалами, музыкой и т. п.

Ну и конечно, сегодня прочно вошли в методику преподавания  как литературы, так и русского языка красочные, эмоциональные, глубоко познавательные уроки-презентации.
В своей пpaктике я часто провожу интегрированные уроки одной образовательной области: литература – история, литература – МХК;  вместе с тем мы с учителями других предметов проводим бинарные уроки: литература – биология, литература – информатика – совместно с учителями выше названных предметов.
Хочется поделиться своим опытом с коллегами.

Предлагаем разработки наиболее удачных и результативных уроков (Приложение)

Цели урока:

  • повторить и закрепить материал по теме «Технологии создания информационных ресурсов. Программа создания презентаций Power Point»;
  • активизировать взаимодействия между учащимися в групповой работе;
  • развивать логическое мышление, умение поиска и систематизации информации, умение применять знания, полученные на уроках информатики;
  • познакомить учащихся с литературным течением начала XX века – имажинизмом;
  • помочь постичь внутреннюю логику творческого пути, выделив основные этапы жизни и творчества поэта;
  • совместными усилиями учителей и учащихся составить литературный портрет поэта.

Тип урока: комбинированный.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, работа с группами учащихся, индивидуальная работа на ПК, поисково-исследовательская деятельность, коллективная мыслительная деятельность.

Оборудование:

  • Компьютерный класс.
  • Программа создания презентаций Power Point
  • Мультимедийный проектор
  • Наличие доступа в Интернет.

Эпиграфы:    

Откуда берутся таланты? От щедрот народных. Живут на Земле русские люди – и вот избирают одного. Он за всех говорить будет – он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью».

В.М. Шукшин

… На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергeй Есенин.

Михаил Ос opгин

Хороший план сегодня лучше безупречного завтра

А.Блох

План изучения темы.

  1. Имажинизм как литературное течение.
  2. «Я сын крестьянина…». Милая родина С.Есенина.
  3. «Стихи мои произвели большое впечатление…». Определение своего пути. Вступление в литературный мир.
  4. «Принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном». Война и революция в судьбе поэта.
  5. «Доволен больше всего тем, что вернулся в Советскую Россию». Поездка за границу, утверждение идеи Руси Советской.
  6. «Потому что я с севера что ли…». Поездка на Кавказ. «Персидские мотивы».
  7. «Жизнь моя и моё творчество ещё впереди». Последний год жизни поэта «До свидания, друг мой, до свидания…»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель литературы: Уважаемые друзья! Мы встретились с вами в кабинете информатики, и сегодня на уроке будем изучать литературу с использованием компьютера.

Учитель информатики: В этом вам будет помогать программа составления презентаций Power Point. И, конечно же, вам необходимо будет вспомнить основные операции работы с файлами – открыть, сохранить.

II. Формирование новых знаний

Учитель литературы: Ребята! Вспомните, какое направление и какие течения в литературе начала XX века вы знаете? (Символизм, акмеизм, футуризм).
Сегодня мы дополним наши знания понятием «имажинизм».
Посмотрите на экран, прочтите и запишите тему урока.

Учитель информатики: Материал по теме урока собран в одной папке. Ярлык папки вынесен на рабочий стол. В ходе урока вы можете пользоваться данным материалом.

Учитель литературы: Обратитесь к компьютерам. Прочтите статью о новом течении, оформите записи в тетради.

Словарь: Имажинизм – течение в литературе, близкое к футуризму. Имажинисты стремились к созданию образов, не связанных с реальностью.

– Имажинизм – от англ., франц. – образ; возникло течение в первое послереволюционное десятилетие. Используя те же приёмы эпатажа, поэты Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев, Анатолий Мариенгоф и художники Борис Эрдман, Геогргий Якулов провозгласили «единственным несравненным методом выявление жизни через образ»
На первый план в эстетике имажинизма выдвигался образ-метафора; не образ-символ (символисты), не образ-ясное название вещи (акмеисты), не образ-звук (кубофутуристы), а образ-метафора.

Плещет рдяный мак заката
На озерное стекло
И невольно в море хлеба
Рвется образ с языка:
Отелившееся небо
Лижет красного телка.

«Нам смешно, когда говорят о содержании искусства… Тема, содержание – это слепая кишка искусства – не должны выпирать из произведений…» («Декларация»)
Это течение было авангардистским и просуществовало недолго, потому что поэты противопоставляли искусство и реальность.
С этим литературным течением связано имя поэта, которого мы знаем и любим,  С.А.Есенина.
– Что вы знаете о С. Есенине? Какие стихи можете назвать? Чем они особенно интересны?
– Пишет о природе проникновенно, легко запоминаются стихи; многие положены на музыку; поэт очень талантливый.
– Обратимся к эпиграфам урока (на экране), в частности, к словам В.М.Шукшина.
Эти слова, пожалуй, самая меткая хаpaктеристика С.А. Есенина, потому что с именем этого поэта связаны русская история, мироощущение народа, его хаpaктер, быт, язык. Поэт «серебряного века» Г.Иванов назвал его «наследником Пушкина» начала XX века.
Что же вы хотели бы сегодня узнать ещё о поэте?
Сегодня наша задача – общими усилиями создать литературный портрет поэта, выделив основные этапы его жизни и творчества.

Звучит в грамзаписи песня на стихи С.А.Есенина «Над окошком месяц» (муз. Пономаренко). Учитель на фоне затихающей мелодии читает наизусть фрагмент:

«Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел …» – доносится из приёмника. И от пальцев ног, рук, от корешков волос, из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом, хочется куда-то бежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце…
Какая очищающая скорбь», – так написал русский писатель, наш современник Виктор Астафьев в книге «Затеси» (зарубки на память) о том впечатлении, которое производит на слушателя слившиеся воедино стихи и музыка.
Это стихотворение было написано в 1925 году, когда путь поэта подходил к концу.

– А как же сложился этот путь? Как и под воздействием чего и кого формировался Есенин-поэт, Есенин-личность? Это должно прозвучать в ваших работах-презентациях, которые вы выполните самостоятельно.

Учитель информатики: Работа буде проходить в 4-х группах. Вопросы и материалы, которые вам потребуются, можно найти в папке на рабочем столе, карточках-информаторах.
Руководители групп: К.Вахрушев, Б.Имансакипов, О.Самокрутова, А.Бакрасов.
В заключении урока каждая группа защищает свой проект.
Мы с вами уже знакомы с программой создания презентаций Power Point, знаем, как создаются отдельные слайды, эффекты, анимация.
Сегодня попробуем создать свой первый проект и защитить его.

Какие вопросы у вас возникают?

– С чего начать создание презентации?
– Какое выбрать оформление?
– Как построить выступление?
– Какие средства использовать?

1. Планирование презентации

Любое планирование включает в себя выяснение, что конкретно нужно донести до аудитории по этой теме, за какое время и в какой последовательности. Планирование своего выступления с этой презентацией – это начало, первый этап планирования презентации.
Как правило, титульный лист презентации должен содержать название работы и авторов. Помните, что на этом этапе происходит объединение аудитории для работы в нужном направлении.
Второй этап планирования презентации включает в себя решение о том, какие разделы необходимо включить, каково назначение каждого, разместите их в логическом порядке и определите порядок выступления. При планировании презентации желательно рассортировать возможные элементы на группы:

  • То, что обязательно должно быть включено
  • То, что желательно включить
  • То, что можно будет сказать, если будет время.

Необходимо помнить, что нельзя охватить все. Стройте презентацию только на тех фактах, которые могут заинтересовать всю аудиторию целиком или те, без которых нельзя обойтись при объяснении (пусть и не интересных). Старайтесь не включать ничего утомительного.
Третий этап планирования презентации – ее завершение. Продумайте логически выверенное завершение. Цель презентации обязательно диктует окончание, которое должно быть обдумано заранее. Оно может включать:

  • краткое описание изложенных фактов и аргументов;
  • список использованной литературы;
  • предложение задавать вопросы;
  • благодарность за внимание.

2. Постановка выступления

Правильное выступление позволит результат сделать более понятным и интересным, более ярким и запоминающимся.
Выделим следующие ключевые моменты этого этапа:

  • изучение структуры выступления;
  • согласованность разделов презентации с периодами внимания аудитории.

Те факты, которые зрители должны запомнить, должны быть в начале и в конце выступления.

3. Используемые визуальные средства

Визуальные средства – всего лишь средство демонстрации презентации, а не цель, о чем многие забывают при создании презентации, преувеличенно увлекаясь спецэффектами. Психологами доказано, что из визуально поданной информации человек воспринимает только 25 %, из аудио – 12%. Если же мы будем сочетать аудио и визуальное преподнесение, то аудитория воспримет до 65%. При разработке и использовании нужно учитывать, что:

  • они быстро и доходчиво изображают вещи, которые невозможно передать словами;
  • они вызывают интерес и делают разнообразным процесс презентации;
  • усиливают воздействие выступления;
  • слайды, предназначенные для демонстрации, не должны быть самообъясняющимися, эффективность их воздействий усиливается в результате комментария;
  • изображение на них должно быть отчетливым и простым;
  • не перегружайте слайд информацией и ничего не усложняйте;
  • очень хороши эскизы и карикатуры, иллюстрирующие абстpaктные понятия.

Кроме перечисленного, необходимо помнить и о воздействии, которое оказывают различные цвета на человека.

  • Интерес: синий, желтый, зеленый.
  • Радость: красный, желтый.
  • Утомление: коричневый.

4. Защита проектов

Испытание преследует следующие цели:

  • испытание на месте проведения;
  • придание испытателю уверенности;
  • отработка возможных шероховатостей.

И помните, как бы ни были революционны техногенные изменения, как бы ни были высоки информационные технологии, последнее слово всегда останется за личностью, его творческим мышлением.

III. Работа учащихся в группах на компьютерах по сбору материала и составлению сообщения-презентации (материал для работы отбирают из каталога, Интернета).

1 группа.

Вопросы: Начало творческого пути, вступление в литературный мир.

2 группа.

Вопросы: Война и революция в судьбе поэта.

3 группа.

Вопросы: Поездки за границу и на Кавказ. Утверждение идеи Руси Советской, «Персидские мотивы».

4 группа.

Вопросы: Последний год жизни поэта.

IV. Защита проектов как результат работы учащихся на уроке

Руководители групп по очереди в соответствие с планом презентуют свои проекты совместной работы.

Примерное содержание презентаций

1) Духовные стихи, любовь к книге, стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, народные песни и чудесная природа с. Константинова положили начало формированию личности поэта и способствовали развитию его таланта. Он любил всё, что его окружало, и всех. Особенное чувство испытывал к матери, которой посвятил поэтический шедевр «Письмо к матери».

2) Встреча с А.Блоком, высокая оценка стихов («свежие, чистые, голосистые»), знакомство с С.Городецким, Н.Клюевым ввели поэта в литературный мир. Несмотря на то, что в начале творчества он подвержен кратковременно влиянию имажинизма, поэт выбирает свой путь. Об этом он заявляет в стихотворении «Пушкину»:

Но, обречённый на гоненье,
Ещё я долго буду петь…
Чтоб и моё степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.

3) Война 1914 года, когда поэт оставляет армию, увидев в ней мировую бойню; революция, которую Есенин принял «с крестьянским уклоном» – социализм для крестьянина. Но когда мечты его не сбываются, когда он понял, что строится не тот социализм, о котором он мечтал («Тесно в нём живому»), он всё чаще говорит, что революция его ещё не пришла, что он совсем один.

«Конь стальной, победил коня живого, – писал поэт – И этот маленький жеребёнок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни и ликом Махно». (поэма «Сорокауст» – служба по умершему, совершающаяся в церкви в течение 40 дней  после cмepти).
Эта поэма – крик души гибнущего человека, а хрупкий образ жеребёнка, бегущего за поездом, стальным конём, – его последняя агония.

4) За границей он тосковал.

«Молю Бога не умереть душой и любовью к моему искусству».
Америку он называл «железным» Миргородом.
По возвращении из-за границы определился перелом в его творчестве, который он определил как «прощание с молодостью»

Звучит песня на стихи С.Есенина «Заметался пожар гoлyбой».

Стихотворение «Неуютная жидкая лунность»:

Мне теперь по душе иное
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной страны.

5) В 1924-1926 годах поэт совершает поездку на Кавказ. Результатом стал лирический цикл стихов «Персидские мотивы». Эта мечта о покое, восхищение гoлyбой и прекрасной страной Востока и грусть по рязанским просторам.

Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»

6) Последний год жизни поэта очень тяжёл. Травля поэта, преувеличенные слухи о его скандалах. Он пишет великолепную поэму «Анна Снегина». За месяц до cмepти пишет поэму «Чёрный человек», в ней чувствуется заметно влияние пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери».

В ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в Ленинграде, в гостинице «Англетер» было совершено самоубийство или убийство – это вопрос открытый. Ему было только 30 лет.

 Стихотворение «До свидания, друг мой, до свидания…»

V. Подведение итогов урока

Учитель литературы. Исходя из темы, вы сумели отобрать необходимый материал по хаpaктеристике литературного течения начала XX века и обзору жизненного и творческого пути поэта С.А.Есенина. Свои задачи мы выполнили.

Учитель информатики. Вы сумели создать и защитить свои проекты согласно требованиям к оформлению презентации, о которых мы говорили в начале урока.

Учитель литературы. Заканчиваем наш урок прослушиванием  песни на стихи Есенина «Забава».
С чувством трагизма, с надрывом рассказывает о своём последнем желании поэт в этом стихотворении. И музыка соответствует этому настроению.

VI. Домашнее задание

На выбор:

  1. Наизусть понравившееся стихотворение и его интерпретация;
  2. Миниреферат «Основные этапы творческого пути С.Есенина»;
  3. Составить презентацию темы «Чувство родины – основное в моём творчестве».



Комментарии:

Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"


    Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"

      Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....

30 06 2025 18:36:13

"Борьба за хлеб была второй войной, где каждый колос равен был патрону"


    "Борьба за хлеб была второй войной, где каждый колос равен был патрону"

      Представлен сценарий урока памяти, посвященного теме войны. Цель урока – воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну; расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа....

29 06 2025 15:44:35

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

28 06 2025 22:21:29

Класс Млекопитающие: общая хаpaктеристика, строение, роль в природе

Класс Млекопитающие: общая хаpaктеристика, строение, роль в природе В современной фауне насчитывается 4-4,5 тыс. видов млекопитающих, или зверей. Они представляют собой высший класс позвоночных, органы которых, особенно кора большого мозга, достигли на современном этапе их развития наивысшей дифференцировки....

27 06 2025 22:27:58

Методическая разработка "Комнатное цветоводство"


    Методическая разработка "Комнатное цветоводство"

      В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа "Комнатное цветоводство"....

26 06 2025 6:11:15

Методическая разработка пpaктического занятия "Оценка уровня здоровья"


    Методическая разработка пpaктического занятия "Оценка уровня здоровья"

      Данный учебно-методический материал может использоваться при проведении проблемно-исследовательского «урока здоровья» в рамках элективного курса по биологии «Основы культуры здоровья». На пpaктическом занятии учащиеся анализируют свой образ жизни, выявляют причины функциональных нарушений и развивающихся болезней, проектируют собственное поведение....

25 06 2025 20:18:33

Урок в 9–м классе "Методы селекции"


    Урок в 9–м классе "Методы селекции"

      Урок знакомит с традиционными методами селекции - отбором и гибридизацией 0150 и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными. ...

24 06 2025 6:17:19

Покрытосеменные растения


    Покрытосеменные растения

      На уроке обобщаются знания о многообразии покрытосемянных растений, об отличительных особенностях растений класса однодольные и двудольные. Выявляются хаpaктерные признаки растений разных семейств....

23 06 2025 0:33:20

Кровеносная система


    Кровеносная система

      В статье рассматривается материал по эволюции кровеносной системы животных. Даются определения понятия "кровь" и её компонентов. Урок построен на получении знаний из учебника и дополнительной литературы....

22 06 2025 14:19:17

Открытый урок по теме "Культурные растения. Центры происхождения культурных растений"

Урок является одним из обобщающих в разделе цветковые или покрытосеменные растения, на данном уроке можно применять различные формы организации учебной деятельности. ...

21 06 2025 5:38:24

Здоровое питание - залог успешного развития ребенка


    Здоровое питание - залог успешного развития ребенка

      В работе проводится оценка качества питания учащихся в школе и даются рекомендации учителям и родителям....

20 06 2025 15:49:59

Основные закономерности генетики. 9-й класс

На уроке используются проблемные ситуации, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. В ходе групповой работы учащиеся распределяют обязанности внутри группы, самостоятельно ставят проблему, выдвигают гипотезы, решают, делают выводы....

19 06 2025 5:54:31

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

18 06 2025 13:10:10

Массовый и индивидуальный формы отбора в селекции

Массовый и индивидуальный формы отбора в селекции Массовый отбор основан на отборе по фенотипу. Индивидуальный базируется на выделении особей с известным генотипом, определенным по продуктивности потомства....

17 06 2025 3:29:15

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Данный урок разработан с использованием модульно-блочной технологии. Модули являются составными частями блоков. Блок № 1 «Организменный уровень организации». В блоке 29 модулей, модуль № 28.1 «Вирусы». Раскрытие темы данного модуля позволяет доказать, что вирусы – это неклеточные формы жизни, с присущими всему живому свойствами. ...

16 06 2025 20:31:59

Урок по теме "Мышцы: строение и функции"


    Урок по теме "Мышцы: строение и функции"

      На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, разнообразием и функциями мышц. Использование ИКТ делает урок современным и содержательным. Используются элементы технологии критического мышления, проблемный метод. Материал мотивирует учащихся на здоровый образ жизни....

15 06 2025 11:14:12

Организация исследовательской деятельности учащихся по экологии в гимназии


    Организация исследовательской деятельности учащихся по экологии в гимназии

      Целью деятельности кружка "Юный эколог" в МОУ "Гимназия № 93" г. Казани является формирование экологического мировоззрения учащихся, привлечение их к изучению проблем рационального использования природных ресурсов, приобщение к научно-исследовательской деятельности, пpaктическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому образованию....

14 06 2025 5:34:23

Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный хаpaктер


    Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный хаpaктер

      Работа описывает урок, формирующий у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания. Развивается интерес как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течении урока. ...

13 06 2025 1:50:42

Разработка урока по теме "Спинной мозг"


    Разработка урока по теме "Спинной мозг"

      Урок позволяет расширить знания учащихся о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга и о его функциях....

12 06 2025 14:26:13

Занятие "Амур – великая река"


    Занятие "Амур – великая река"

      Занятие позволяет сформировать представление о современном экологическом состоянии реки Амур, его биоразнообразии. Учащиеся совместно с педагогом открывают тайны подводного мира Амура через беседу, выполнение самостоятельной работы, решение кроссворда....

11 06 2025 16:22:19

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей


    Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

      Цели урока: охаpaктеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждения суставов, костей и растяжения связок; определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи; научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы; формировать умения логически мыслить, продумывать и задавать вопросы. Знать на калмыцком языке названия костей....

10 06 2025 13:27:39

Эволюционная теория Жана Батиста. Значение теории Ламарка

Эволюционная теория Жана Батиста. Значение теории Ламарка Ламарк был деистом и считал, что творец создал материю и законы ее движения, но на этом и прекратилась творческая деятельность творца, а все дальнейшее развитие природы происходило соответственно ее законам....

09 06 2025 7:26:33

Урок — ролевая игра "Заболевания кожи" (для учащихся 8–х классов)


    Урок — ролевая игра "Заболевания кожи" (для учащихся 8–х классов)

      Урок расширяет знания учащихся о заболеваниях кожи; формирует гигиенические навыки; развивает навык самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, видеофрагментами, интерес к предмету. ...

08 06 2025 5:19:29

Учебный проект "Неизвестное об известном"

Межпредметный проект в 3-м классе представляет собой познавательную коллективную деятельность учеников начальной школы, является продолжением проекта «Весенний праздник – День птиц». Проект соответствует положениям образовательных стандартов начального общего образования. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей учеников и помогает лучшему усвоению материала....

07 06 2025 17:13:38

Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....

06 06 2025 4:15:24

Внетренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови


    Внетренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови

      Урок с ЭОР, размещенных на сайте единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru. Приводится примерная схема составления технологической карты урока на основе электронно-образовательных ресурсов....

05 06 2025 19:10:39

Методическая разработка урока по биологии с использованием приёма методики пpaктического мышления. Тема: "Генетика человека, перспективные направления исследований"


    Методическая разработка урока по биологии с использованием приёма методики пpaктического мышления. Тема: "Генетика человека, перспективные направления исследований"

      Методика проведения урока позволяет работать с учащимися, имеющими разный уровень подготовки и мотивации, что поддерживает их внимание на протяжении всего урока, развивает интерес к изучаемому предмету, теме. Работа учащихся приобретает коллективный, творческий хаpaктер, развивается мыслительно-логическая деятельность. Урок несет хаpaктер сотрудничества, при этом ведущая роль отводится ученику. ...

04 06 2025 14:28:42

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

03 06 2025 5:22:59

Урок биологии по теме "Биосинтез белков в живой клетке"


    Урок биологии по теме "Биосинтез белков в живой клетке"

      Урок для 9-го класса по двухчасовой программе курса биологии, разработанной авторским коллективом под руководством И.Н. Пономарёвой. Урок начинается с актуализации знаний о белках, их значимости в живом организме. Обучающиеся знакомятся с биосинтезом белков: слушают краткий рассказ учителя, работают в группе с текстом учебника, отвечают по карточкам у доски, используя слайды и таблицы, решают задачи в тетради и моделируют на планшете. Формулируют вывод и записывают его в тетради. На уроке задействованы все виды памяти. ...

02 06 2025 13:44:15

Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система человека. 8-й класс

Цель – создание условий для обобщения учебного материала как системы знаний и закрепления навыков пpaктического применения знаний в повседневной жизни. Урок проводится в форме игры, которая способствует развитию познавательной активности; формирует логическое мышление; прививает навыки коммуникативного общения, работы с биологическим и медицинским оборудованием, рефлексивной работы....

01 06 2025 18:40:30

Урок по курсу "Введение в природопользование" в 9-м классе на тему: "Влияние человека на ландшафт"


    Урок по курсу "Введение в природопользование" в 9-м классе на тему: "Влияние человека на ландшафт"

      Введение в природоведение, 9-й класс. Урок-занятие "Влияние человека на ландшафт" будет интересен не только с позиции выбора профиля обучения, но и с точки зрения экологической грамотности и формирования экологической ответственности каждого гражданина России. Урок проводится с использованием элементов урока "критического мышления". На заключительном этапе урока ученики выполняют проектную работу по улучшению и благоустройству своего села. ...

31 05 2025 17:52:53

Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"


    Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"

      Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....

30 05 2025 1:32:27

Урок по теме: "Память". Исследовательская деятельность учащихся


    Урок по теме: "Память". Исследовательская деятельность учащихся

      Предложенный урок, проводимый в курсе изучения анатомии и физиологии человека, – "Память", где учащиеся систематизируют имеющиеся у них знания о памяти, знакомятся с некоторыми методиками определения объема кратковременной памяти, своими ведущими видами памяти и сами дают рекомендации по способам улучшения работы своей памяти, основываясь на результатах экспериментов, – соответствует вышеперечисленным требованиям. ...

29 05 2025 14:58:13

Урок по природоведению "Атмосфера Земли"

На уроке учащиеся получают представление об атмосфере как оболочке Земли; узнают о составе воздуха и содержание понятия "погода"; узнают как образуются облака и ветер....

28 05 2025 1:27:33

Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 10-м классе по теме "Обмен веществ и энергии"


    Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 10-м классе по теме "Обмен веществ и энергии"

      Задачи урока - развивать умение логически мыслить, выделять главное в изучаемом материале; развивать силовые качества, укреплять опopно-двигательный аппарат; совершенствовать передачу мяча в движении, взаимодействие в двойке; приобщать к здоровому образу жизни. В течение урока учащиеся определяют уровень тренированности человека в состоянии покоя и в момент нагрузки. В итоге они приходят к выводу, что чем больше тренирован человек, тем интенсивнее идут обменные процессы в организме человека....

27 05 2025 9:16:55

Урок "Строение сердца"

Основные задачи урока: развить понятие об особенностях строения сердца, обеспечить усвоение знаний о его приспособленности к выполняемым функциям, совершенствовать умение работать с муляжами; развивать умения сравнивать, обобщать; воспитывать самостоятельное мышление в зоне ближайшего развития. ...

26 05 2025 2:31:25

Основные понятия генетики. 9-й класс


    Основные понятия генетики. 9-й класс

      Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

25 05 2025 17:44:57

Урок "Моделирование естественного отбора"


    Урок "Моделирование естественного отбора"

      Как творческий учитель может показать детям действие естественного отбора? А можно его просто смоделировать! ...

24 05 2025 15:58:26

Тема урока "Цепи питания"

Цель урока: формировать знания о составных компонентах биологического сообщества, об особенностях трофической структуры сообщества, о пищевых связях, которые отображают путь круговорота веществ, формировать понятия пищевая цепь, пищевая сеть....

23 05 2025 6:33:14

Галактика. Многообразие галактик


    Галактика. Многообразие галактик

      Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

22 05 2025 22:49:23

Урок–исследование в 11-м классе на тему "Формы размножения организмов. Жизненный цикл организмов и хаpaктер смены поколений"


    Урок–исследование в 11-м классе на тему "Формы размножения организмов. Жизненный цикл организмов и хаpaктер смены поколений"

      Целью данного урока является расширение и углубление знания учащихся о генетических особенностях различных способов размножения; определение зависимости жизненного цикла вида от особенностей размножения организмов, среды обитания, способов существования и жизненных форм. ...

21 05 2025 20:55:18

Пищевые отравления и их предупреждение. 8-й класс


    Пищевые отравления и их предупреждение. 8-й класс

      Урок проводится в 3-й четверти в виде путешествия по станциям. Задачи урока: актуализировать знания учащихся об отравлениях, глистных заболеваниях, первой помощи при отравлениях....

20 05 2025 9:11:29

Растительность и животные мира


    Растительность и животные мира

      Цель урока - повышение мотивации учения, развитие познавательного интереса к предмету. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, придают ему большую эмоциональность. ...

19 05 2025 21:38:34

Двухчасовое занятие элективного курса "Питайся правильно — будешь здоров". Тема: "Кто хорошо жует — тот долго живет"


    Двухчасовое занятие элективного курса "Питайся правильно — будешь здоров". Тема: "Кто хорошо жует — тот долго живет"

      Тема, посвященная зубам, рассматривается на двух, а иногда и на трех занятиях. На первом занятии ребята знакомятся со строением зубов. Ко второму занятию приносят свои зубные пасты, щетки и мы учимся правильному выбору паст, щеток, зубных нитей. Учимся пользоваться зубной нитью, потому что в нашем поселке это редкость. Обязательно говорим о пользе и вреде жевательной резинки и о тех продуктах, которые сделают зубы крепкими и надолго сохранят их здоровье....

18 05 2025 12:49:38

Урок с элементами здоровьесберегающих технологий в 6-м классе по теме "Плоды"


    Урок с элементами здоровьесберегающих технологий в 6-м классе по теме "Плоды"

      Урок показывает систему здоровьесберегающей деятельности учителя, направленную на сохранение здоровья ученика и самого учителя, при минимальных временных и материальных затратах. ...

17 05 2025 4:10:16

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

16 05 2025 1:31:14

Экология и культура — будущее России


    Экология и культура — будущее России

      Урок экологии в 6-м классе. Цель урока: побудить школьников к размышлению об экологическом и личностном смысле сохранения культурного и биологического разнообразия страны, региона, своей местности; необходимости для этого совместных усилий людей разных национальностей, поколений, религий, их желания и умения договариваться о сотрудничестве в решении общих экологических проблем....

15 05 2025 15:12:15

Урок–исследование "«Разоблачение» великого Ч.Дарвина"


    Урок–исследование "«Разоблачение» великого Ч.Дарвина"

      Тема урока по программе "Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина", 11-й класс позволяет организовать работу по формированию у обучающихся целостного восприятия окружающего мира, интереса и позитивного отношения к научному поиску, истории науки....

14 05 2025 7:29:31

Стратегия работы с одаренными детьми


    Стратегия работы с одаренными детьми

      Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....

13 05 2025 7:45:22

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

12 05 2025 21:47:43

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::