Плазма и форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Плазма и форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты


Содержание:

Плазма крови является ее жидкой частью, состоящей из растворенных в воде белков, углеводов, солей, биологически активных веществ (гормонов, ферментов и др.), а также продуктов клеточной диссимиляции, подлежащих выведению из организма.

Плазма крови, проходя через кровеносные капилляры, непрерывно получает и отдает различные вещества, но тем не менее химический состав ее стабилен.

Состав и функции плазмы крови

Химический состав плазмы крови:

  • 92% воды;
  • 7-8% белков;
  • 0,12% глюкозы;
  • 0,7-0,8% жиров;
  • 0,9% солей.

Белки плазмы обладают различными специфическими функциями и свойствами и делятся на три основные группы:

  • Альбумины — 4,5%;
  • глобулины — 1,7-3,5%
  • фибриноген — 0,4%.

Фибриноген участвует в процессе свертывания крови; гаммаглобулиновая фpaкция содержит антитела, которые обеспечивают иммунитет к различным инфекционным заболеваниям; другие виды белков играют важную роль в поддержании коллоидно-осмотического давления, регулирующего содержание воды в плазме.

Глюкоза является основным источником энергии для клеток. Снижение количества глюкозы в плазме крови приводит к резкому повышению возбудимости клеток головного мозга, что влечет за собой появление судорог. При дальнейшем уменьшении концентрации глюкозы нарушается кровообращение, дыхание и наступает cмepть.

К минеральным веществам плазмы относятся соли Na, Ca, K и др. Соотношение и концентрация ионов этих солей играет важную роль в жизнедеятельности организма. В клинической пpaктике используются растворы, которые по осмотической активности (для человека 0,85-0,9% NaCl), а иногда и по своему количественному и качественному составу соответствуют плазме. Эти растворы называются физиологическими. Постоянство химического состава плазмы крови поддерживается за счет нейрогумopaльной регуляции организма.

Форменные элементы крови — это общее название клеток крови, находящихся во взвешенном состоянии в плазме. К форменным элементам крови относятся:

  • Эритроциты;
  • лейкоциты;
  • тромбоциты.

Эритроциты

Эритроциты, или красные кровяные тельца, находятся во взвешенном состоянии в плазме и определяют цвет крови. Они представляют собой в норме безъядерную двояковогнутую клетку округлой формы, диаметром 7-8мкм и 1-2мкм толщиной.

Эритроциты

В состав эритроцитов входит специфический пигмент крови — гемоглобин, который представляет собой белок, связанный с атомом железа. У взрослого мужчины в 1л крови содержится 4,0-5,0*1012 эритроцитов, у женщины — 3,9-4,7*1012. Эритроциты образуются в красном костном мозге, заполняющем полости некоторых костей. Средняя продолжительность жизни эритроцита составляет около 120 дней.

Ежесекундно в селезенке и печени происходит разрушение около 2,5млн. эритроцитов, и такое же их количество образуется в костном мозге.

При нарушении функции красного костного мозга, при некоторых инфекционных заболеваниях развивается анемия — уменьшение числа эритроцитов в крови, что приводит к кислородному голоданию тканей.

Функции эритроцитов

Основная функция эритроцитов заключается в трaнcпорте кислорода от органов дыхания к тканям и удаления из тканей двуокиси углерода. Это связано с уникальной способностью гемоглобина образовывать непрочный химический комплекс с кислородом.

Атомы кислорода присоединяются к имеющимся в его молекуле атомам железа. В 100мл крови человека содержится около 15г гемоглобина. В легких кислород связывается с гемоглобином (Hb), образуя непрочное соединение — оксигемоглобин (HbO2): Hb+O2=HbO2. Эта реакция обратима.

В условиях низкого парциального давления кислорода в капиллярах тканей происходит распад оксигемоглобина с освобождением кислорода и гемоглобина. Гемоглобин присоединяет около 10% CO2. Остальное количество углекислого газа трaнcпортируется плазмой крови в виде карбонатных соединений, в образовании и разрушении которых принимают участие ферменты эритроцитов.

Лейкоциты

Лейкоциты

Лейкоциты, или белые кровяные тельца, в отличие от эритроцитов лишены гемоглобина и имеют ядро. В отличие от других форменных элементов крови, лейкоциты способны к активному амебоидному движению. Лейкоцитов гораздо меньше, чем эритроцитов — 4-9*109 в 1л. Количество их даже у одного и того же человека подвержено значительным колебаниям. Меньше всего лейкоцитов в крови утром, натощак, а увеличение их содержания наблюдается после приема пищи, тяжелой мышечной работы, при воспалительных заболеваниях.

В крови находится несколько видов лейкоцитов, отличающихся друг от друга размерами, формой ядра, наличием или отсутствием зернистости в протоплазме. Обладая амебоидным движением, лейкоциты способны проникать через стенки капилляров к очагам инфекции в тканях и фагоцитировать микроорганизмы. Стимулами, направляющими движение лейкоцитов к очагам инфекции, служат вещества, выделяемые воспаленными и инфицированными тканями. Продолжительность жизни лейкоцитов 3-5 дней.

Функции лейкоцитов

Основная функция лейкоцитов заключается в защите организма от возбудителей заболеваний. Они захватывают проникшие в организм бактерии, разрушая их. Такой процесс называется фагоцитозом. Фагоцитированные бактерии перевариваются ферментами, выpaбатываемыми лейкоцитами. Лейкоциты фагоцитируют бактерии до тех пор, пока накопившиеся продукты распада не убивают их.

Проникшие в организм микробы разрушают клетки органов, либо воздействуя на них непосредственно, либо образуя ядовитые вещества. В пораженных участках происходит расширение кровеносных сосудов и повышение их проницаемости. Лейкоциты проникают через стенки капилляров, фагоцитируют инородные тела и разрушенные клетки. Скопление мертвых клеток микроорганизмов, живых и погибших лейкоцитов образует густую желтоватую массу, называемую гноем.

Количество лейкоцитов в крови повышается при большинстве инфекционных заболеваний и служит показателем их тяжести. Поэтому подсчет количества лейкоцитов служит для оценки состояния больного и помогает поставить диагноз.

Тромбоциты

Тромбоциты

Тромбоциты – это красные кровяные пластинки, которые отвечают за гемостаз крови.

Тромбоциты походят из мегакариоцитов красного костного мозга. Замена тромбоцитов происходит в среднем каждые 10 дней. Новые клетки поступают в кровь, а старые разрушаются в селезенке. Новообразованные тромбоциты, уже вышедшие в кровеносное русло, имеют круглую или неправильную форму, в диаметре около 2-3 мкм. Кровяные пластинки лишены ядра, но содержат множество гранул.

При повреждении эндотелия, тромбоцит активируется, меняет форму, становится более плоским с несколькими отростками (псевдоподиями). Он прилипает к сосудистой стенке и с помощью псевдоподий соединяется (адгезирует) с другими клетками. Эта трaнcформация необходима для остановки кровотечения.

В норме количество тромбоцитов у здорового человека находится в пределах 180-320 г/л. Увеличение популяции тромбоцитов называется тромбоцитозом, возникает при воспалительных процессах, в послеоперационном и посттравматическом периоде, при удалении селезенки. Уменьшение тромбоцитов — тромбоцитопения — развивается на фоне снижения образования их в костном мозге или при повышенном разрушении (аутоиммунная тромбоцитопеническая пурпура).

В течении дня количество тромбоцитов также меняется (при нервном напряжении или сильной физической нагрузке, утром уменьшается, вечером увеличивается), но не выходит за пределы нормы. Часть клеток находится в депо — в селезенке, печени и костном мозге. При травмах, когда потребность в тромбоцитах возрастает, они выходят в кровеносное русло.

Функции тромбоцитов

  • Тромбоциты реагируют на проникновение в организм чужеродных агентов, способны к фагоцитозу вредоносных частиц, иммунных комплексов. Выделяют лизоцим, который разрушает оболочки некоторых бактерий.
  • Отвечают за первичный гемостаз (сосудисто-тромбоцитарный). При повреждении стенки сосуда тромбоциты разрушаются и выделяют вещества, которые ведут к образованию тромбоцитарного кровеостанавливающего сгустка.
  • Принимают участие во вторичном гемостазе вместе с плазменными факторами свертывания. К тромбоцитарным факторам относятся: тромбопластин, антигепариновый фактор, фибриноген тромбоцитов.
  • Отвечают за трофику сосудистой стенки, клетки эндотелия ежедневно поглощают до 40 г/л тромбоцитов. Также они содержат фактор роста, который усиливает регенерацию эндотелиоцитов.


Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"


    Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"

      Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....

05 10 2022 4:12:42

Открытый урок по теме "Культурные растения. Центры происхождения культурных растений"

Урок является одним из обобщающих в разделе цветковые или покрытосеменные растения, на данном уроке можно применять различные формы организации учебной деятельности. ...

04 10 2022 19:12:35

Комплект уроков по теме "Введение в Общую биологию"


    Комплект уроков по теме "Введение в Общую биологию"

      Основная цель данных уроков развить умения учащихся работать с источниками информации, выполнять эксперименты и наблюдения, повторить основные приёмы работы с биологическими объектами, а также мотивация их на изучение предмета. Сам раздел "Введение" не достаточно интересен учащимся, кроме того после летних каникул они ещё не втянулись в работу, большой компонент, связанный с лабораторными и пpaктическими действиями, способствует обычно продуктивной деятельности уже в самом начале учебного года....

03 10 2022 19:16:23

Нетрадиционные формы уроков по биологии


    Нетрадиционные формы уроков по биологии

      Нетрадиционные формы уроков. Развитие творческих способностей учителя и учащихся, деловое сотрудничество....

02 10 2022 20:18:20

Надотряд скаты. Строение, размножение, значение для человека

Надотряд скаты. Строение, размножение, значение для человека Скаты – одни из древнейших рыб. Среда обитания – пресные и соленые воды. Скаты встречаются по всей планете: в тропических районах, субтропических, а также у берегов Антарктиды....

01 10 2022 19:20:58

Интегрированное занятие по теме "Теория информации. Информационные процессы"


    Интегрированное занятие по теме "Теория информации. Информационные процессы"

      Предлагаемое занятие иллюстрирует реализацию не только межпредметных связей через использование компьютера в демонстрационном режиме (компьютер на учительском столе + проектор для показа презентации и анимационных моделей, имитирующих биологические процессы), но и содержательных связей биологии и информатики через изучение процессов кодирования, хранения, использования информации. В занятии представлены составленные авторами интегрированные задачи и приведено их решение....

30 09 2022 18:27:45

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

29 09 2022 23:35:59

Открытый урок "Тип моллюски. Многообразие моллюсков" с использованием презентации "Моллюски Приморского края"


    Открытый урок "Тип моллюски. Многообразие моллюсков" с использованием презентации "Моллюски Приморского края"

      Данный урок является одним из вариантов уроков с применением компьютерных технологий. Применяя на уроках компьютерную технику, а также разнообразные формы, методы и педагогические техники, можно повысить плотность урока, интенсифицировать его, сделать урок интересным и содержательным. Урок с использованием компьютера вызывает у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала. Резко повышается активность учащихся на уроке, они включаются в процесс мышления и обучения....

28 09 2022 21:27:36

Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс


    Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс

      Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....

27 09 2022 20:30:16

Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс


    Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс

      Урок позволяет сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса, сформировать умения правильно сравнивать различные направления и пути эволюции, иллюстрировать рассказ о них разнообразными примерами из мира растений и животных; систематизировать и обобщить знания о процессе и основных итогах исторического развития органического мира....

26 09 2022 5:53:55

Моховидные: кукушкин лен, сфагнум. Образование и значение торфа

Моховидные: кукушкин лен, сфагнум. Образование и значение торфа Моховидные не имеют сосудов и корней. Некоторые примитивные представители имеют вегетативное тело в виде дихотомически ветвящегося стелющегося таллома....

25 09 2022 23:33:54

Проект урока биологии, 6-й класс, "Скелет"


    Проект урока биологии, 6-й класс, "Скелет"

      Урок построен в парадигме деятельностного подхода и содержит задание развивающего хаpaктера, в результате которого формулируется понятие «скелет» и выявляются приоритетные функции внешнего и внутреннего скелета....

24 09 2022 9:18:37

Озеро Байкал


    Озеро Байкал

      Урок ставит целью продолжить формирование у учеников представлений и знаний о природных объектах на примере особенностей и отличительных черт природы Байкала, рассмотрев его геофизические, морфологические особенности, проанализировав основные экологические проблемы и пути их решения, а также научить школьников работать с различными источниками информации. ...

23 09 2022 15:10:35

Разработка урока "Цветок. Соцветия"


    Разработка урока "Цветок. Соцветия"

      Завершено изучение темы "Цветок. Соцветия". Изучен довольно большой теоретический материал. Проведены самостоятельные работы. Пришла пора подвести итог, привести наши знания по изучаемой теме в систему. ...

22 09 2022 13:28:40

Урок по дисциплине "Анатомия, возрастная физиология и гигиена"


    Урок по дисциплине "Анатомия, возрастная физиология и гигиена"

      В основе представленного урока лежит модульная технология обучения. Каждый учебный элемент модульной программы по теме носит исключительно проблемный хаpaктер. Содержание урока включает в себя важные вопросы, касающиеся состава, функций, заболеваний, групповых особенностей крови, видов кровотечений, возрастных хаpaктеристик сердца и сосудов. Изучение данного учебного материала способствует формированию медицинской и социальной активности студентов....

21 09 2022 7:27:51

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

20 09 2022 5:52:49

Урок биологии по теме "Особенности организации простейших, их классификация". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Особенности организации простейших, их классификация". 7-й класс

      Учащиеся получают представление о многообразии одноклеточных, их роли в биосфере; в сравнении узнают особенности строения и жизнедеятельности типов "споровики", "инфузории", заполняют таблицу, работают с микроскопом....

18 09 2022 2:24:11

Учебно-полевая пpaктика "Растительный мир улуса"


    Учебно-полевая пpaктика "Растительный мир улуса"

      Назначение пpaктики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней. ...

17 09 2022 20:16:17

Интегрированный урок биологии и физкультуры "Значение физической активности для сохранения здоровья"


    Интегрированный урок биологии и физкультуры "Значение физической активности для сохранения здоровья"

      Интегрированный урок биологии и физкультуры не только раскрывает значение двигательной активности для организма, но и знакомит с бесценным опытом выживания в тяжелых для существования климатических условиях коренных народов Севера. Использование народных игр и состязаний на занятиях не только учит детей играть, но и знакомит их с обычаями и традициями....

16 09 2022 1:49:36

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"


    Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

      Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

15 09 2022 5:58:38

Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"


    Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"

      Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...

14 09 2022 9:57:35

Интегрированный урок литературы и биологии по теме «Яйцо – символ Пасхи и зарождения новой жизни»


    Интегрированный урок литературы и биологии по теме «Яйцо – символ Пасхи и зарождения новой жизни»

      На уроке рассматривается яйцо как биологический объект и как символ Пасхи. Учащиеся приобщаются к традициям русских православных праздников. Прослеживается связь между духовным и физическим возрождением человека через праздник Святой Пасхи и его символ - яйцо....

13 09 2022 19:30:18

Покрытосеменные растения


    Покрытосеменные растения

      На уроке обобщаются знания о многообразии покрытосемянных растений, об отличительных особенностях растений класса однодольные и двудольные. Выявляются хаpaктерные признаки растений разных семейств....

12 09 2022 14:37:24

Путешествие по Солнечной системе


    Путешествие по Солнечной системе

      Это урок промежуточного повторения и контроля знаний, проводится после изучения всех планет Солнечной системы. Урок проходит в игровой форме. Большое количество репродуктивных заданий и подсказок на доске поможет справиться с материалом даже самому учащемуся. ...

11 09 2022 17:54:11

Урок-занятие "Мир вокруг нас"


    Урок-занятие "Мир вокруг нас"

      Цель работы – познакомить учащихся с правилами поведения в природе, с воздушным, водным океанами, с зеленой страничкой жизни природой, с влиянием человека на воздух, воду, растения, животных и сохранением нашей планеты чистой и здоровой....

10 09 2022 13:30:47

Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс


    Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс

      Внеклассное мероприятие в форме комaндной игры-соревнования учитывает возрастные особенности детей среднего школьного возраста, развивает познавательный интерес учащихся, формирует коммуникативные навыки и умения, даёт возможность взаимообучения более сильными детьми слабых. Уделяется большое внимание литературным произведениям о России, что прививает любовь к чтению книг, воспитывает патриотизм....

09 09 2022 12:42:20

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

08 09 2022 1:52:17

"Победить или умереть"


    "Победить или умереть"

      В последнее время на уроках все чаще используются мультимедийные технологии, интеpaктивные доски. К сожалению, не все школы имеют такие технические возможности, да и в хорошо оснащенных школах нет смысла на каждом уроке использовать подобные технологии, подменяя ими живой процесс познания. В этом случае поможет технология мастерских. Предлагаемая вам мастерская посвящена теме "Иммунитет. Виды иммунитета"....

07 09 2022 11:23:20

Урок-пpaктикум "Решение задач на аутосомно-доминантное и утосомно-рецесивное наследование признаков заболеваний человека". 10-й класс


    Урок-пpaктикум "Решение задач на аутосомно-доминантное и утосомно-рецесивное наследование признаков заболеваний человека". 10-й класс

      Урок нацелен в первую очередь на то, чтобы расширить кругозор учащихся о наследственных заболеваниях человека, не сцепленных с пoлoвыми хромосомами, и их значении в жизни, в том числе и в социальном аспекте. ...

06 09 2022 10:32:35

Класс птицы — общая хаpaктеристика. Виды и строение пера, скелет

Класс птицы — общая хаpaктеристика. Виды и строение пера, скелет Птицы — двуногие высшие животные, передние конечности которых превратились в крылья, тело покрыто перьями, температура тела постоянная и высокая....

05 09 2022 19:34:20

Интегрированный урок "Экологическая хаpaктеристика школьного кабинета"


    Интегрированный урок "Экологическая хаpaктеристика школьного кабинета"

      На данном уроке проводится исследовательская работы по определению соответствия условий школьного кабинета СанПиН: определение цветовой гаммы кабинета, его озеленение, вентиляционный режим, коэффициент аэрации, освещенность, а также объем и площадь на одного ученика. Это позволяет показать важность учебных теоретических знаний для жизни, помогает объединить знания из нескольких учебных дисциплин....

04 09 2022 18:29:31

Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"


    Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"

      Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....

03 09 2022 17:25:24

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"


    Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

      Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

02 09 2022 4:15:49

Заключительный урок по теме "Корень"


    Заключительный урок по теме "Корень"

      Развивающая игра по теме «Корень». Подобные игры способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала, большей заинтересованности в предмете. ...

01 09 2022 11:29:37

Открытый урок-путешествие по теме "Голосеменные растения"


    Открытый урок-путешествие по теме "Голосеменные растения"

      Основные идеи открытого урока: развитие познавательного интереса через реализацию межпредметных связей. Образовательная цель урока заключается в раскрытии общих особенностей организации голосеменных растений, формирование умений узнавать данные растения, возможность провести маленькое исследование....

31 08 2022 8:33:16

Учебный спектакль "Иммунитет"


    Учебный спектакль "Иммунитет"

      Материал об иммунитете изложен в игровой форме. Данный спектакль активизирует познавательную деятельность посредством нестандартных форм. Особо интересен этот материал для учащихся медицинских классов....

30 08 2022 0:37:17

Грибы в биосфере и жизни человека


    Грибы в биосфере и жизни человека

      Урок биологии решает задачи формирования у учащихся понятий "микориза", "антибиотики", показывает роль грибов в системе живых организмов, раскрывает влияние и значение грибов в жизни человека а также воспитывает бережное отношение к природе....

29 08 2022 19:35:57

Открытое внеклассное мероприятие "Заходите до нашей хаты"


    Открытое внеклассное мероприятие "Заходите до нашей хаты"

      В статье представлена разработка занятия, содержащего информацию о культуре и истории Кубани. ...

28 08 2022 10:34:58

Тема урока: "Космическая роль растений"


    Тема урока: "Космическая роль растений"

      Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

27 08 2022 2:54:40

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

26 08 2022 21:26:19

Программа экологического воспитания. Клуб "ЭКОС"

Приведена программа занятий с учащимися среднего школьного возраста в целях формирования у них экологической культуры. ...

25 08 2022 13:20:23

Тема урока: "Цветок – орган семенного размножения"


    Тема урока: "Цветок – орган семенного размножения"

      Урок "Цветок – орган семенного размножения" позволяет познакомить обучающихся со способами опыления, с процессом двойного оплодотворения и образованием плодов и семян у цветковых растений; развить умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор, воспитывает бережное отношение к природе. ...

24 08 2022 1:13:30

Интегрированный урок по биологии и МХК на тему: "…что есть красота и почему ее обожествляют люди"


    Интегрированный урок по биологии и МХК на тему: "…что есть красота и почему ее обожествляют люди"

      Интегрированный урок биологии и МХК. Что такое красота? Какова её роль в жизни живых организмов? Субъективна она или существует вне нашего сознания? Что понимаем мы под красотой человеческого тела? Эти вопросы поставлены перед учащимися на занятии. В ходе урока - две позиции: красота субъективна, считает учитель литературы, приглашая в путешествие по времени, в ходе которого предлагаются различные точки зрения на красоту человека; красота объективна, считает учитель биологии, так как в основе её – гармоничность и целесообразность. Учащимся даётся право принять любую из позиций, аргументируя свой выбор. ...

23 08 2022 11:14:11

Методическая разработка занятия по теме "Жизнь птиц зимой"


    Методическая разработка занятия по теме "Жизнь птиц зимой"

      Методическая разработка продолжает цикл занятий, представляющих программу обучения объединения «Орнитологи». Данное занятие – первый шаг к знакомству с жизнью зимующих птиц. Овладение знаниями и умениями составляет для ребенка специальную задачу. Для закрепления полученного результата нужно время для самостоятельного изучения, наблюдения за птицами. Основным критерием и показателем результативности становится заинтересованность обучающихся данной темой....

22 08 2022 13:41:47

Урок-путешествие "Беспокойная планета"


    Урок-путешествие "Беспокойная планета"

      Урок-игра по курсу «Природоведение». Предлагается как обобщающий урок по теме «Беспокойная планета». В ходе урока повторяется и обобщается материал о вулканах, гeйзерах, землетрясениях. За каждое выполненное задание присваивается определённое количество баллов, соответствующее «передвижению» к следующей станции. Задания разнообразны по форме и содержанию, предполагают развитие внимания, логики, навыков структурирования материала....

21 08 2022 0:17:18

К вопросу о подготовке выпускников старшей школы к ЕГЭ по биологии


    К вопросу о подготовке выпускников старшей школы к ЕГЭ по биологии

      Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....

20 08 2022 6:44:17

Разработка урока "Строение и работа систем внутренних органов земноводных" (7-й класс)


    Разработка урока "Строение и работа систем внутренних органов земноводных" (7-й класс)

      Предлагаемая методическая разработка урока биологии построена с использованием технологии проблемного обучения. В качестве модели обучения выбрана поисковая модель. На уроке используются такие познавательные методы, как моделирование, аналогия, выведение следствий из фактов. Тема урока позволяет, опираясь на самостоятельную работу учащихся, определить содержание основных учебных единиц, сформулировать ведущие понятия. ...

19 08 2022 9:34:37

Урок биологии по теме "Биология – наука о живой природе". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Биология – наука о живой природе". 5-й класс

      Цель урока: формирование у учащихся способности к открытию новых знаний в работе с текстом учебника, иллюстрациями, знакомство с учебником и его методическим аппаратом, поиск решений проблемных вопросов в обсуждении; формирование представлений о биологии как науке, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества....

18 08 2022 10:52:24

Фотосинтез Биология

Фотосинтез  Биология Воду и минеральные вещества растения получают с помощью корней. Листья обеспечивают органическое питание растений. В отличие от корней они находятся не в почве,...

17 08 2022 16:26:28

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::