Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу
Определенный вклад в процесс познания организма человека вносит внеклассная работа. Заинтересовать, показать необычное в обычном – значит «зажечь» огонек творчества, поиска нового в неизведанном, показать студентам пpaктическую значимость его знаний.
Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии.
Согласно толковому словарю С.И. Ожегова – «интерес» – особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять…Поэтому внеклассная работа побуждает студентов узнавать что-то новое, искать пути решения проблем, настраивает студентов на поиск новой информации.
Анатомия – это очень сложный предмет. Некоторые темы не представляют интереса для студентов, но знания этих тем необходимы для изучения в будущем клинических дисциплин.
Студентам бывает трудно заставить себя учить то, к чему нет интереса. Внеклассные мероприятия помогают взглянуть на предмет по-новому, с другой стороны.
В первом семестре, когда студенты еще не адаптировались к новым условиям, не привыкли много учить, провожу такие мероприятия:
- викторина «Организм человека – это загадка»;
- КВН «Костная система»;
- интеллектуальное кaзинo «Чердачок умов» и другие.
Многие вопросы конкурсов требуют от студентов умения мыслить логически, нестандартно. Например, вопросы такого типа:
- Это есть у дерева и у мозжечка? (кора)
- Этим славится Египет и продолговатый мозг? (пирамиды)
- Нерв, помогающий дeвyшкам привлекать глазками мужчин? (глазодвигательный)
- Не часы, а тикают? (сердце)
Одной из форм внеклассных мероприятий является интеллектуальное кaзинo «Чердачок умов». Студенты играют в кaзинo только не на деньги, а на»умы». Комaнды делают ставки и затем отвечают на вопросы в стихотворной форме. Например,
-
Внутрь от линии сосковой
Сантиметр всего один
В межреберье пятом левом
Точка есть, вот для чего:
Ставь стетоскоп. Внимание уши!
Какой клапан здесь можно прослушать? (двухстворчатый) -
Всем известно позвоночник
Весь, по сути, крив.
Человек же (это точно!)
Строен и красив!
Назовите изгиб позвоночника выпуклостью вперед? (лордоз)
И другие вопросы подобного типа из «Карманного анатомического атласа» Пупышева Л.В.
Следующий конкурс «Черный ящик». Студентам необходимо по описанию органа угадать, что лежит в ящике. Например,
- Этот орган Аристотель считал «охладителем крови», Гиппократ – «органом, выделяющим излишки влаги». А позднее, ученые считали, что там живёт душа? (головной мозг)
- Аристотель считал, что у мужчин этих органов больше. Древние греки считали, что для их излечения нужно съесть мышь. А в настоящее время – это самый прочный орган? (зубы)
Перед проведением мероприятия студенты разбиваются на комaнды. При подготовке к мероприятию повторяют пройденный материал. Они сами замечают пробелы в знаниях и намечают пути их устранения. Студентам предлагается сочинить частушки по анатомии, сделать рекламу какому-нибудь органу, придумать пантомиму о работе органа (например, работа сердца, сокращение мышц).
Яркие формы проведения, загадочные вопросы, требуют знания анатомических и физиологических понятий. Все это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине.
Традиционно во втором семестре проводится «Декадник анатомии и физиологии», в котором принимают участие студенты второго курса. Задействованным оказывается каждый студент. При этом учитываются и раскрываются индивидуальные особенности студентов. Некоторые студенты хорошо проявляют себя в развлекательных конкурсах, другие - в конкурсах, где необходимо думать логически, делать выводы по полученной информации. Кто-то проявляет себя в творческих конкурсах, в которых развиваются способности и раскрываются таланты.
Таким образом, каждый студент может реализовать себя, трудный предмет открывается с другой стороны и возникает желание узнать что-то новое по предмету.
Декадник «Анатомии и физиологии» помогает систематизировать знания по анатомии и физиологии человека, способствует формированию познавательного интереса к предмету, способствует раскрытию творческих способностей.
Декадник проводится по окончании учебного года, когда основные темы курса «Анатомия и физиология» уже пройдены.
Участие студентов в мероприятиях дает возможность лучше подготовиться к экзамену. Студенты, показавшие блестящие знания на конкурсе по анатомии и физиологии, освобождаются от зачета и экзамена по данной дисциплине. Декадник «Анатомии и физиологии» проходит согласно плану, где каждый день – определенное мероприятие.
Дни недели | Мероприятия |
Понедельник | 1 тур олимпиады |
Вторник | Конкурс газет, рисунков, плакатов, кроссвордов, рефератов. |
Среда | Марш-старт «Путешествие по организму человека» |
Четверг | Конкурс «Её Величество Анатомия» |
Пятница | Выступления с докладами на занятии «Жизнь и деятельность ученых» |
Суббота | Заседание анатомического кружка |
Понедельник | Конкурс наглядных пособий |
Вторник | Конференция «Роль витаминов в жизни человека» |
Среда | Олимпиада по анатомии 2 тур |
Четверг | Подведение итогов, награждение участников, выпуск молний |
В конкурсе «Марш-старт» – «Путешествие по организму человека», студентам необходимо посетить станции: пищеварительная, дыхательная, нервная и т.д. Студенты получают маршрутный лист, согласно которому посещают станции и отвечают на предложенные вопросы.
Такая игра не только побуждает интерес к предмету, но и стимулирует студентов к решению задач. Задания конкурса вызывают интеллектуальный азapт: сделать задание раньше других, набрать максимальное количество баллов.
Игровые мероприятия развивают самостоятельность студентов, их творческие способности, активизируют познавательную деятельность, формируют профессиональный интерес, способствуют закреплению и углублению знаний, развивают логическое мышление.
В конкурсе «Её Величество анатомия» создаются комaнды по 5 человек. Подготовка, организация, проведение мероприятия не только сплачивает студентов, учит действовать сообща, помогать друг другу, но и помогает показать свои знания, находчивость. Названия конкурсов:
- «Все тайное становиться явным» – дается хаpaктеристика отделов головного мозга, нужно отгадать название отдела. При ответе с первой фразы – 5 баллов, со второй – 4 балла и т.д.
- «Есть вопрос – найди ответ» – подобрать правильный ответ к вопросу.
- «Не заблyдись» – дополнить фразу. Например, сигмовидная (кишка), шиловидный (отросток) и т.д.
- «Что? Где? Когда?» – ответить на вопросы. Например, Что такое пепсин? Где выpaбатываются cпepматозоиды? Когда происходит выделение слюны?
- «Точно в цель» – на рисунке органа обозначить основные части и другие конкурсы.
Самое главное для преподавателя – заинтересовать студентов в проведении внеклассного мероприятия. В процессе неформального общения возникает взаимопонимание, расширяется круг друзей. Совместная деятельность способствует развитию у студентов позитивных качеств, расширяет творческие способности, создает условия для самовыражения. Внеклассные мероприятия способствуют непроизвольному запоминанию новой и полезной информации, которая может быть использована для подготовки к экзамену.
В ходе «Декадника анатомии» студенты выполняют творческие задания, изготавливают наглядные пособия (вышивки системы кровообращения, рисунки коры головного мозга, связанные крючком органы, работы из пластилина и т.д.), выпускают анатомические стенгазеты, где содержатся занимательные, необычные факты о работе органов или строении органов и организма в целом. Поиск информации для газеты расширяет анатомический кругозор и развивает интерес к предмету, развивает умения и навыки работы с дополнительной литературой.
Традиционно в роли жюри у нас присутствуют студенты старших курсов, которые сами на втором курсе участвовали в игре. Старшекурсники сравнивают свои знания со знаниями второкурсников. И очень гордятся собой, что когда-то давно прошли испытания на конкурсах и сохранили полученные знания.
Ежегодно в конце учебного года провожу олимпиаду по анатомии и физиологии.
Девиз олимпиады «Все знать, изведать, испытать».
При ответах на вопросы олимпиады студентам нужно проявить смекалку, находчивость. При подготовке к олимпиаде студенты изучают дополнительную литературу, находятся в поиске новой информации. Стимулом участия в олимпиаде является освобождение победителей от экзамена по анатомии и физиологии.
Анатомию и физиологию мы изучаем на втором курсе. В прошлом учебном году проведено внеклассное мероприятие «Кто умнее второкурсника?» для студентов IV-V курса по дисциплине анатомия и физиология. При подготовке к мероприятию старшекурсники погружаются в атмосферу второго курса, повторяют теоретический материал, готовят самопрезентацию. В качестве помощников выступают студенты второго курса. Студентам предлагается ответить на ряд вопросов по анатомии и физиологии. Вопросы разделены на категории и направлены на выявление остаточных знаний по анатомии и физиологии.
Таким образом, существуют различные формы внеклассных мероприятий, которые оказывают большую роль при формировании познавательного интереса и помогают студентам в игровой форме освоить дисциплину. Преподаватель выступает в роли наставника, старшего товарища. У студентов и преподавателей устанавливаются доверительные отношения.
Студенты повышают свой уровень знаний, вспоминают ранее изученный материал. Ведь недаром, античный мудрец сказал: «Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз!»
Комментарии:
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....
27 04 2025 19:34:46
Тема опыта - формирование естественно-научного мировоззрения и интеллектуальных умений учащихся творческой группой учителей биологии и географии.
Источник изменений - интегрирование курсов биологии и географии для целостного восприятия единства неживой и живой природы, использование СНИТ, создание модифицированных программ.
Идея изменений - перестройка мышления ученика от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил»....
26 04 2025 12:29:10
Урок, проведенный в форме путешествия, раскрывает особенности классов типа моллюски, систематизирует знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе....
25 04 2025 13:17:15
Цель урока: предметные, метапредметные, личностные (воспитательные). Основные понятия и термины: склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок, сетчатка, палочки, колбочки, хрусталик, стекловидное тело, аккомодация, оптическая система глаза. Формируются исследовательские навыки учащихся, умение систематизировать материал, аргументировать свою точку зрения....
24 04 2025 9:58:57
Урок закрепляет знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимодействии её частей как основе целостности; обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки.
...
23 04 2025 8:13:19
Урок проводится в рамках технологии проблемного обучения. Учащиеся-исследователи, ведущие раскопки на холмах, так как корни – подземный орган растения. Терминологическая работа фиксирует внимание учащихся на основных понятиях темы. Проблемные вопросы и задачи способствуют развитию мышления учащихся....
22 04 2025 6:49:41
Данный электронный ресурс можно использовать при проведении урока в 11-м классе по теме «Вымирание организмов» на этапе объяснения нового материала. Наглядные средства данной презентации являются иллюстрацией основных блоков данной темы: направления эволюции живого мира, причины вымирания организмов, особо охраняемые природные территории Волгоградской области....
21 04 2025 11:34:15
Как известно, содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения....
20 04 2025 8:33:57
Представленный предметно-ориентированный курс развивает познавательный интерес к профессиям биологической направленности, способствуют развитию коммуникативности учащихся, а также подтверждает востребованность биологических знаний в современном обществе, где ведущими являются рыночные отношения.
...
19 04 2025 1:55:47
Большинство людей незнакомо с растительным миром. Употрeбление же неизвестных или неправильно определенных растений нередко приводит к отравлениям, в том числе к тяжелым, даже cмepтельным. Чаще всего страдают дети. Периодически следует напоминать учащимся о правилах поведения в природе....
18 04 2025 23:25:49
Урок развивает мышление, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на вопросы. Урок учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения....
17 04 2025 21:34:41
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
16 04 2025 5:54:23
Целью урока является здоровьесбережение, привитие навыков здорового образа жизни....
15 04 2025 14:38:38
Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....
14 04 2025 18:22:32
Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, где реализуется схема "вызов - осмысление - размышление". Стратегиями урока являются основные приемы - кластер и таблица "Знаю - Хочу знать - Узнал". На уроке также используются приемы: ключевые слова, инсерт-чтение с маркировкой текста, синквейн - форма письменной рефлексии.
...
13 04 2025 10:46:41
Вашему вниманию предлагается статья в которой вы познакомитесь с чёрными металлами. Узнаете о способах их получения и обработки.
...
12 04 2025 1:36:51
Мир родной природы чудесен. Растущему человеку всё любопытно. С детства возникает у людей способность видеть природу, дорожить ею. Правильно подобранные игры помогают закрепить и расширить знания по биологии, прививают любовь к малой родине. Именно в игровой деятельности учащийся приобретает первый жизненный опыт, познают себя, окружающий мир, учатся человеческим отношениям, уносят с собой в жизнь доброту, находчивость, смекалку.
...
11 04 2025 11:47:38
Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....
10 04 2025 22:10:48
Интегрированный урок-панорама по природоведению формирует у пятиклассников способность открывать страницы прошлого в изучении вопросов мироздания, таких наук как астрономия, история, биология, литература, постигать их смысл и ценность. Позволяет формировать у учащихся целостную научную картину происхождения нашей планеты Земля.
...
09 04 2025 22:56:18
Урок помогает в игровой форме обобщить и систематизировать знания студентов о строении и функциях органоидов, развить умения студентов проводить учебную дискуссию; отстаивать свою точку зрения, анализировать суждения товарищей....
08 04 2025 19:49:50
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
07 04 2025 22:49:47
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
06 04 2025 5:17:29
Урок для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы (учебник Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. "Биология. Общие закономерности"). Цель урока: изучить особенности строения эукариотической клетки, выявить признаки сходства и различия животной и растительной клетки. Задания, предлагаемые на уроке, направлены на систематизацию знаний, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, умению устанавливать причинно-следственные связи. На уроке используется презентация.
...
05 04 2025 20:24:54
Разработка урока позволяет в игровой форме и на научной основе сформировать у учащихся понятие о воздушном питании растений, раскрыть роль зеленых насаждений для биосферы, расширить кругозор. Ученики с удовольствием играют роль ученых, проводят опыты, делают выводы и эксперименты для доказательства воздушного питания у растений. Материалы урока позволяют научить детей сравнению, обобщению и помогают развитию интереса к предмету....
04 04 2025 10:11:48
Урок ботаники для 6-го класса по семейству «Пасленовые».
Тип урока – комбинированный с элементами нетрадиционного урока.
Способствует развитию мотивации учащихся, познавательной деятельности на уроках биологии....
03 04 2025 3:56:31
Цифровые диктанты охватывают курс "Анатомия человека" и составлены по разделам. Диктанты включают разделы от "Общего обзора организма человека" до темы "Кровь и кровообращение". Диктанты можно использовать в любой части урока, при работе с любым УМК....
02 04 2025 19:40:34
Открытый урок-лекторий, на котором присутствуют учащиеся 6-х и 9-х классов, а также гости и приглашенные.
На уроке формируются бережное отношение к здоровью как к главной ценности человека, убежденность в необходимости соблюдения санитарных норм и правил гигиены....
01 04 2025 8:22:46
Критическое мышление – это разумное рефлективное мышление, сформированное на решении того, во что верить и что делать, поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений....
31 03 2025 18:20:50
В статье рассматриваются вопросы повышения качества образования и улучшения подготовки к ЕГЭ применительно к упомянутой теме....
30 03 2025 18:25:25
В статье рассматриваются вопросы формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии....
29 03 2025 18:35:23
В работе представлен инсценированный КВН по мотивам русских народных сказок для учащихся 7-х классов....
28 03 2025 8:50:50
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
27 03 2025 3:59:55
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
26 03 2025 10:13:27

Цель урока - не только изучить суть мутационной изменчивости, но и раскрыть проблемы биологической безопасности продуктов питания, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Презентация призвана помочь учителю сделать урок наглядным и интересным....
25 03 2025 21:24:16
Работа написана с целью методических рекомендаций для учителей биологии в вопросах правильного применения дидактических игр на любом из этапов работы на уроке. В работе даны рекомендации, когда нужно применять дидактические игры для достижения наилучшего результата, когда не следует этого делать. ...
24 03 2025 16:31:23
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
23 03 2025 11:33:24
Разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями строения, питания, размножения грибов, их многообразием и сформировать умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Урок способствует активизации познавательной активности школьников, освоению новых жизненно необходимых навыков и сохранению здоровья. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала на уроке используются информационно-коммуникационные технологии....
22 03 2025 15:14:30
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
21 03 2025 19:19:18
Внеклассное мероприятие по биологии, посвященное профилактике наркомании. Проводится в виде диспута "Подростковая наркомания - игры со cмepтью". Главные участники - учащиеся 9—11-х классов. В беседе принимают участие родители, группа экспертов, инспектор по делам несовершеннолетних, медработник, глава сельской администрации. Используется музыкальное сопровождение и отрывки из кинофильмов. Ребятам предлагается сделать свой выбор.
...
20 03 2025 15:24:18
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
19 03 2025 23:44:11
В настоящее время одной из важнейших проблем нашей республики и не только является проблема экологического образования. Экологическая тропа создается детьми прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд....
18 03 2025 12:25:27
Современная школа должна формировать навыки здорового образа жизни. В данной работе рассказано о реализации программы «Здоровье» в школе. Одной из форм работы является игра КВН. Авторы предлагают сценарий КВН «Смотри. Слушай. Решай».
...
17 03 2025 5:50:43
Биография Ломоносова – это биография «молодой науки российской». Его идеи послужили становлению биологии. В связи с этим мной организована игра, показывающая учащимся Ломоносова как биолога и просветителя. Игра предназначена для учащихся 8–9-х классов....
16 03 2025 8:25:58
Неделя биологии, географии, химии влияет на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, повышает их образовательный уровень, самостоятельность и творчество, выявляет способных учащихся по предмету....
15 03 2025 15:13:37
Ежедневно мы слышим предостережения и призывы: "Будущее Земли в опасности!" Необходимо изучить и понять эту сложную систему, которую представляет собой планета Земля. И здесь велика роль биологической науки. Нашу планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблём, летящим по просторам Вселенной. А человечество - экипаж этого корабля. Красивое сравнение. В чём-то даже мудрое. Но все мы должны осознать, что у нашего корабля Земля нет аварийного выхода!...
14 03 2025 14:18:18
Урок составлен на основе технологии развития критического мышления. На уроке реализуется схема: вызов - осмысление - рефлексия. На стадии вызова используется прием мозговой штурм. Прием - бортовой журнал - является стратегией урока, так как работает на всех стадиях урока. Форма работы - индивидуальная и групповая. Основной принцип урока - принцип взаимодоверия и взаимопомощи. Урок составлен с поддержкой презентации, подготовленной автором....
13 03 2025 7:55:32
На уроке изучаются возможности использования приемов для формирования личности учащихся на уроках биологии, проводится диагностика пpaктического применения приемов, формируется среда личностно ориентированного развития учащихся....
11 03 2025 4:50:15
Элективный курс "Основы медицинской генетики" предназначен для учащихся 11-го класса, желающих углубить свои знания по генетике человека.
...
10 03 2025 18:32:40
Урок знакомит с понятием "краснокнижные растения". Учитель создает условие для знакомства с историей появления "Красных книг" в мире, стране и регионе. Учащиеся знакомятся с краснокнижными растениями своего края. Ребята изучают проблему "Жизнь под угрозой" через знакомство с причинами, угрожающими распространению видов растений....
09 03 2025 14:12:53
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::