Урок по курсу "Биология человека", 8-й класс. Тема: "Дыхание. Органы дыхания. Газообмен"

Цель урока: развитие у учащихся навыков анализа информационного текста, монологической речи, логического мышления, коммуникативных навыков при помощи технологии РКМЧП.
Задачи урока:
- Образовательные: Изучить особенности строения и связь строения и функций органов дыхания. Сформировать понятия \"внешнее дыхание\", \"газообмен\", \"клеточное дыхание\". Выяснить биологический смысл дыхания. Расширить знания о своем организме.
- Развивающие: Закреплять и развивать навыки по поиску и перекодировке информации, представлении информации графическим способом. Развивать умения самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать навыки смыслового чтения.
- Воспитательные: Формировать культуру умственного труда, выpaбатывать коммуникативные навыки, ответственное отношение к своему здоровью.
Заставка презентации. Слайд 1.
Учитель: Человек может прожить без пищи месяц, без воды неделю, без сна несколько дней и только 2-3 минуты без:. Без чего? (предполагаемые ответы: кислорода, воздуха, дыхания). Ученики формулируют тему урока.
\"Дыхание. Органы дыхания. Газообмен.\" Слайд 2.
Стадия вызова:
На стадии вызова используется прием \"Мозгового штурма.
1. Учитель: В течение 2-х минут напишите в тетради все, что вы знаете о дыхании и органах дыхания.
Учитель задает вопросы:
- Что такое дыхание?
- Какие органы образуют систему дыхания?
- Зачем мы дышим?
Все ответы и мнения записываются на доске без комментариев.
Учитель вместе с учениками формулирует цели и задачи урока:
- уточнить особенности газообмена при дыхании;
- выявить связь строения органов дыхания с их функциями;
- раскрыть связь дыхательной системы с кровеносной;
- выяснить в чем заключается биологический смысл дыхания.
Стадия осмысления.
На стадии осмысления применяется прием \"Бортового журнала\". Лист тетради делится на две колонки: \"знал\" и \"узнал на уроке\". Одновременно, в течение урока, на отдельном листе выписываются основные смысловые блоки (понятия) для составления кластера в конце урока.
I. Внешнее дыхание (газообмен). Слайд 3.
Учитель: Видимая часть дыхания, так называемое внешнее дыхание, действительно представляет собой газообмен между организмом и средой, но это лишь верхушка айсберга. Дыхание - сложный процесс, состоящий из нескольких этапов, с которыми мы и познакомимся на уроке. Наша задача раскрыть главный секрет дыхания. Начнем с первого этапа - внешнего дыхания.
1. Учитель предлагает школьникам проанализировать, как меняется содержание кислорода и углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Слайд 4.
Учитель: Составьте схему, на которой покажите изменение состава во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе. В прямоугольниках графически отобразите соотношение газов и воды. (В слабом классе можно ограничиться кислородом и углекислым газом). Слайд 5.
Просит ученика, первым выполнившим задание, нарисовать схему на доске. С помощью других учеников исправляет ошибки в схеме, если они есть.
Учитель: Почему изменилось содержание газов? Куда подевался кислород, откуда взялся лишний газ? Часть учеников отвечает, что кислород превращается в углекислый газ в легких, часть - кровь насыщается кислородом и отдает углекислый газ. Слайд 6. Свое мнение учащиеся записывают в 1-ю колонку \"Бортового журнала\"
Для того, чтобы разобраться кто прав, нам необходимо познакомиться с органами дыхания и их функциями.
2. Учитель: Вы были совершенно правы, когда указали легкие главным органом дыхания, но есть и другие органы, которые проводят воздух в легкие, поэтому называются воздухоносными путями. Их основная функция очистить от пыли, согреть, обезвредить от микробов и увлажнить воздух, прежде чем он попадет в легкие.
И в этом им помогает слизистая оболочка, имеющая удивительное строение. Слайд 7.
Какую роль она выполняет?
Учитель демонстрирует слайд 8. Скажите, все ли обозначенные органы, относятся к органам дыхания? Какие лишние? Как вы думаете, зачем они обозначены на рисунке? (К этому вопросу и версиям учеников необходимо вернуться при дальнейшей работе). Назовите органы дыхания, обозначенные цифрами на слайде. Проверка по слайду 9.
3. Для установления связи между строением и функциями и строением органов дыхания учитель использует элементы приема \"Инсерт. На этой стадии урока ученики читают текст учебника, делая пометки на полях (+ - знал, v - новая информация, ? - непонятно, возникли вопросы). Информация кратко записывается в \"Бортовой журнал\", возникшие вопросы записываются отдельно. Для экономии времени используется работа в парах или двумя парами (например, один ученик изучает строение и функции носовой полости и гортани, другой - трахеи, бронхов и легких; в слабом классе информация делится на 4-ых). После этого ученики обмениваются информацией. Слайд 10.
4. Учитель задает вопросы по слайдам 11,12, уточняет полученные знания, отвечает на возникшие вопросы. Предлагает выполнить сначала простое задание \"Составьте пары\" (слайд 13), а потом более сложное - \"Допишите предложения\" для установления причинно-следственных связей (связь строения и функции) - слайд 14.
5. В качестве разгрузки ученикам предлагается на воздушных шариках показать механизм звукообразования (вызываются трое учащихся). Цель - показать, что образование звука происходит на выдохе и причину высокого и низкого тембра голоса.
6. Учитель предлагает проследить путешествие одной молекулы кислорода, решившей познакомиться с носом человека поближе. Назовем его условно Кислородиком. Прием: рассказ по цепочке.
Учитель: Итак, Кислородик очутился в альвеолах и попал в кровь. Произошел газообмен в легких. Что же дальше?
II. Tрaнcпорт газов. слайд 15.
Учитель: Вы знаете, что кровь на 90% состоит из воды, а кислород плохо растворяется в воде. К счастью, существует иной трaнcпорт для кислорода. Какие же клетки крови трaнcпортируют кислород и углекислый газ? Какая особенность строения позволяет им это делать?
Учитель демонстрирует слайды 16 и 17 и просит записать новую информацию в \"Бортовой журнал\".
На слайде 18 приведены две ситуации, требующие анализа.
Почему при 1% содержании угарного газа в воздухе человек погибает?
Почему в крови курильщиков и жителей больших городов в крови содержится некоторое количество карбоксигемоглобина? Какие выводы в связи с этим можно сделать?
III. Тканевый газообмен. Клеточное дыхание.слайд19
Учитель: Какое из этих словосочетаний вам понятнее?
Действительно, газообмен осуществляется не только в легких, но и тканях. А в чем разница? слайд 20.
Наконец-то мы добрались с Кислородиком до главного секрета дыхания! Чтобы узнать этот секрет, внимательно прочитайте первый абзац на стр.116, подчеркните карандашом ключевые слова и составьте из них одно или два коротких предложений. Запишите их во вторую колонку \"Бортового журнала\".слайд 21.
В чем же биологический смысл дыхания? слайд 22. В результате дыхания освобождается энергия, необходимая для жизнедеятельности. Вы дышите, для того чтобы получить эту энергию для роста, движения, развития, учебы в школе, беготни по коридорам и т.д.
Запишем уравнение дыхания:
Органические вещества + кислород -> углекислый газ + вода + ЭНЕРГИЯ
А куда же девался Кислородик? А он превратился в молекулу воды!
Стадия рефлексии
На стадии рефлексии учащимся предлагается вернуться к своим записям, проверить их, и, при необходимости, внести коррективы. слайд 23.
В кластерах, которые заполнялись на уроке, провести логические линии, соединяющие смысловые блоки и вывесить их на доску. Кластеры защищаются авторами и оцениваются всем классом. Оценки только хорошие и отличные. Если кластеры не заполнялись, учащимся предлагается составить схему, двигая смысловые блоки на экране. слайд 24.
В оставшееся время можно предложить учащимся написать синквейны на тему \"Дыхание\", при недостатке - задать их на дом. Кроме того, желающие могут написать дома сказку \"Путешествие Кислородика\".
Спасибо за урок!
Презентация.
Комментарии:
Цель урока: раскрытие роли бактерий в природе и жизни человека, введение понятия "бактериальное загрязнение Черного моря"....
05 12 2025 9:49:14
Целью урока является ознакомление учащихся с многообразием низших и высших paкообразных, средой обитания, рассматривается их значение в водных биоценозах. Урок формирует умение обосновывать свой ответ.
...
04 12 2025 11:59:56
Углерод вступает в круговорот веществ в биосфере и завершает его в форме углекислого газа. Во время фотосинтеза из атмосферы поглощается диоксид углерода, который превращается фотосинтезирующими организмами в углеводы....
03 12 2025 5:20:19
Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....
02 12 2025 2:33:39
Модульная технология ориентирована на активную самостоятельную учебную деятельность школьников, которая способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебного материала. Учитель вступает здесь как организатор обучения, консультант, помощник учащихся. На этапе «Рефлексия» дети подводят итог результативности своей работы через «Лист самопроверки» - каждый выставляет себе оценку с учётом набранных баллов.
...
01 12 2025 12:22:16
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
30 11 2025 7:50:55
Цель урока: изучить процесс энергетического обмена....
29 11 2025 21:37:52
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами поисковой деятельности позволяет активизировать учебную деятельность, придать ей творческий хаpaктер, развивает навыки самооценки и взаимоконтроля. Урок учит детей добывать знания, развивать интерес к предметам естественно-научного цикла, применять полученные знания на пpaктике.
...
28 11 2025 4:57:43
При изучении нового материала проводится беседа о науке как одной из сфер человеческой деятельности, ее целях и методах, об особенностях научных знаний, фактов. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо иметь представление о научных методах в биологических науках. В заключение урока выступление ученика об этапах научного исследования, сборе фактов, выдвижении гипотезы, проведении экспериментов, оформлении теории....
27 11 2025 14:28:18
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
26 11 2025 22:28:26
Лишайники – своеобразная и уникальная форма жизнедеятельности организмов. Кейс по теме «Лишайники» может быть рекомендован при изучении разных тем в зависимости от поставленных учителем целей. Наиболее эффективен кейс для работы с учащимся 10–11-х классов при изучении тем «Формы взаимодействия популяций разных видов», «Приспособленность – результат эволюции», «Основы современной систематики»....
25 11 2025 7:15:15
Вашему вниманию предлагается обобщающий урок темы "Отдел Покрытосеменные растения" в 7-м классе по программе Н.И. Сонина. Повторяем хаpaктерные признаки растений отдела Покрытосеменные, закрепляем знания о взаимосвязи между биологическим строением и природными зонами Земли.
...
24 11 2025 0:14:23
О внедрении в учебный процесс новых форм и технологий обучения, особенностях и сопутствующих проблемах....
23 11 2025 8:18:48
В статье приведен урок природоведения в 5-м классе по изучению нового материала с использованием набора минералов, таблиц по географии, схемы "Круговорот горных пород", справочных материалов, индивидуальных дифференцированных карточек, презентации к уроку....
22 11 2025 11:42:46
Представлен сценарий урока памяти, посвященного теме войны. Цель урока – воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну; расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа....
21 11 2025 20:44:32
Одно из важнейших свойств всех живых организмов —способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные....
20 11 2025 13:17:45
Урок биологии в 10-м классе призван научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы генной инженерии....
19 11 2025 6:23:28
В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....
18 11 2025 1:42:59
Занятие разработано для студентов педагогического колледжа. Тема "Эмоции" в курсе "Возрастной анатомии, физиологии и гигиены" рассматривается в разделе "Нейрофизиологические аспекты поведения детей", как одно из проявлений психической деятельности человека, оказывающее влияние на формирование структуры поведения. Занятие построено в форме семинара с элементами пpaктической работы, актуализирующего соответствующие представления и понятия, расширяя и углубляя анатомо-физиологический аспект темы....
17 11 2025 20:19:25
Цели урока: изучить явление сна; разъяснить физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений, цикличность, его значение в нормальном функционировании мозга; показать, что циклы сна и сновидения определяются как внутренними, так и внешними факторами; познакомить с теориями сновидений К.Юнга и З.Фрейда....
16 11 2025 10:48:47
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
15 11 2025 15:54:10
Открытый урок-лекторий, на котором присутствуют учащиеся 6-х и 9-х классов, а также гости и приглашенные.
На уроке формируются бережное отношение к здоровью как к главной ценности человека, убежденность в необходимости соблюдения санитарных норм и правил гигиены....
14 11 2025 21:21:31
Данный урок является уроком изучения новой темы. Учащиеся проходят контроль знаний по теме «Плоские черви» и знакомятся с новой группой червей – типом «Круглые черви». Пpaктически в течение всего урока подразумевается самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, продолжается формирование навыков работы с параграфом, нахождение и выделение главной информации из текста. Учитель не является основным источником информации на всех этапах урока, он координирует и направляет работу учащихся....
13 11 2025 9:50:22
В статье раскрываются приемы и методы работы с незрячими детьми на уроках биологии. В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода, развивающей направленности в обучении....
12 11 2025 16:16:17
Цель урока: изучение особенностей работы мышц, статической и динамической нагрузок. Задачи урока: выяснить особенности работы мышц; дать понятия статическая, динамическая работа мышц, утомление мышц; воспитать осознанное отношение к собственному здоровью....
11 11 2025 1:11:25
Данный курс предназначен для изучения подростками вопросов психологии и физиологии. Актуальность курса велика, так как он позволит подросткам изучить самих себя, узнать свои недостатки, научиться бороться с ними, понять причины проблем в отношениях с родителями, учителями, ровесниками, уметь прощать обиду.
...
10 11 2025 12:29:53
В данной работе рассмотрена роль межпредметных связей в обучении биологии.
...
09 11 2025 21:11:43
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
08 11 2025 18:28:29
Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждений в генетике, а "сюжетные" – полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки, делая ее интересной для учащихся. Подобранные задачи хаpaктеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Для закрепления теоретического материала по способам и приемам решения задач предлагаются задачи для самостоятельного решения, а также вопросы для самоконтроля....
07 11 2025 20:14:34
Как научить биологии? Вызвать к ней интерес. Для этого, по-моему, учитель должен руководствоваться принципом: если можно сделать, то почему не сделать? Проведение экспериментов, реализация проектов, взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, демонстрация пpaктической значимости предмета, - вот основные методы достижения данной цели....
06 11 2025 8:24:32
Урок формирует у учащихся отрицательное отношение к aбopту путем использования различных приемов и методов изучения фактического материала....
05 11 2025 23:28:22
Данный урок включает в себя применение мультимедийных технологий, что позволяет более широко и наглядно продемонстрировать карту звездного неба, расположение созвездий, помогает работать учителю совместно со всем классом по карте звездного неба, дополняя свой рассказ изображением слайдов....
04 11 2025 19:16:17
На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....
03 11 2025 13:24:42
Обобщающий урок по теме «Цитология» с целью систематизировать знания учащихся о составе, строении клеток, процессах метаболизма различных видов; дать независимую комплексную оценку знаний по теме; подготовить учащихся к ЕГЭ....
02 11 2025 4:55:17
Урок имеет большую пpaктическую направленность, формирует навыки проведения исследовательской работы; осуществляются межпредметные связи с литературой, историей, географией, биологией, астрологией. Данный урок способствует развитию логического мышления и воспитывает чувство коллективизма, взаимовыручки и взаимоподдержки. При проведении урока используются современные технологии обучения.
...
01 11 2025 11:57:18
Кружок «Мир растений» предназначен для учащихся начальных классов. Программа составлена как дополнение к предмету «Природоведение» и рассчитана на 2 часа в неделю. Она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении растений, служит введением в курс биологии....
31 10 2025 18:22:51
Конспект урока биологии в 7-м классе, основная цель которого раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, выявить её роль в природе и жизни человека....
30 10 2025 13:10:51
В статье приведен разбор ошибок в ответах участников заочного тестирования по биологии. Материал взят из тестов «Биология-9» и «Биология-11» и структурирован по следующим разделам биологии: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, экология, теория эволюции, общая биология....
29 10 2025 4:55:15
Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....
28 10 2025 12:35:40
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
27 10 2025 12:18:21
Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
26 10 2025 12:38:27
Не будем забывать, что целью формирования субъективного отношения к насекомым является экологическое отношение не только к самим насекомым, но и человека к человеку. Любовь во многих философиях рассматривается как спасение. Значит, любовь к природе и к насекомым как ее части есть спасение человека....
25 10 2025 18:28:13
Цель работы – познакомить учащихся с правилами поведения в природе, с воздушным, водным океанами, с зеленой страничкой жизни природой, с влиянием человека на воздух, воду, растения, животных и сохранением нашей планеты чистой и здоровой....
24 10 2025 19:42:29
Урок природоведения в 5-м классе проходит в форме викторины. Учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по теме "Вселенная"....
23 10 2025 22:22:39
Многие виды морозника имеют густые корневища, которые помогают им выживать в условиях низких температур...
22 10 2025 10:30:12
Игра позволяет расширить и углубить знания учащихся о природе как гениальном конструкторе, инженере, художнике и великом строителе, покажет умения учащихся создавать приборы (сейсмограф, барометр) и эмблемы науки бионики. Игра будет способствовать развитию умения работать с информацией.
...
21 10 2025 10:51:35
Комбинированный урок биологии по УМК Пасечника сопровождается презентацией, включающей в себя схемы, таблицы, звуковое сопровождение, видеофрагмент. Урок включает различные методы обучения: словесный: беседа, рассказ; наглядно-иллюстративный: презентация, таблица; индивидуальный: самостоятельное заполнение таблицы....
20 10 2025 7:13:22
На уроке используется групповая форма работы. Такая технология проведения урока способствует развитию коммуникативных навыков, совместного поиска результата, а также овладением необходимыми знаниями, умениями при изучении данного объекта....
19 10 2025 21:45:13
Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме «Жизнь морей и океанов».
...
18 10 2025 19:28:54
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
17 10 2025 22:19:31
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




