Урок по курсу "Биология человека", 8-й класс. Тема: "Дыхание. Органы дыхания. Газообмен"
Цель урока: развитие у учащихся навыков анализа информационного текста, монологической речи, логического мышления, коммуникативных навыков при помощи технологии РКМЧП.
Задачи урока:
- Образовательные: Изучить особенности строения и связь строения и функций органов дыхания. Сформировать понятия \"внешнее дыхание\", \"газообмен\", \"клеточное дыхание\". Выяснить биологический смысл дыхания. Расширить знания о своем организме.
- Развивающие: Закреплять и развивать навыки по поиску и перекодировке информации, представлении информации графическим способом. Развивать умения самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать навыки смыслового чтения.
- Воспитательные: Формировать культуру умственного труда, выpaбатывать коммуникативные навыки, ответственное отношение к своему здоровью.
Заставка презентации. Слайд 1.
Учитель: Человек может прожить без пищи месяц, без воды неделю, без сна несколько дней и только 2-3 минуты без:. Без чего? (предполагаемые ответы: кислорода, воздуха, дыхания). Ученики формулируют тему урока.
\"Дыхание. Органы дыхания. Газообмен.\" Слайд 2.
Стадия вызова:
На стадии вызова используется прием \"Мозгового штурма.
1. Учитель: В течение 2-х минут напишите в тетради все, что вы знаете о дыхании и органах дыхания.
Учитель задает вопросы:
- Что такое дыхание?
- Какие органы образуют систему дыхания?
- Зачем мы дышим?
Все ответы и мнения записываются на доске без комментариев.
Учитель вместе с учениками формулирует цели и задачи урока:
- уточнить особенности газообмена при дыхании;
- выявить связь строения органов дыхания с их функциями;
- раскрыть связь дыхательной системы с кровеносной;
- выяснить в чем заключается биологический смысл дыхания.
Стадия осмысления.
На стадии осмысления применяется прием \"Бортового журнала\". Лист тетради делится на две колонки: \"знал\" и \"узнал на уроке\". Одновременно, в течение урока, на отдельном листе выписываются основные смысловые блоки (понятия) для составления кластера в конце урока.
I. Внешнее дыхание (газообмен). Слайд 3.
Учитель: Видимая часть дыхания, так называемое внешнее дыхание, действительно представляет собой газообмен между организмом и средой, но это лишь верхушка айсберга. Дыхание - сложный процесс, состоящий из нескольких этапов, с которыми мы и познакомимся на уроке. Наша задача раскрыть главный секрет дыхания. Начнем с первого этапа - внешнего дыхания.
1. Учитель предлагает школьникам проанализировать, как меняется содержание кислорода и углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Слайд 4.
Учитель: Составьте схему, на которой покажите изменение состава во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе. В прямоугольниках графически отобразите соотношение газов и воды. (В слабом классе можно ограничиться кислородом и углекислым газом). Слайд 5.
Просит ученика, первым выполнившим задание, нарисовать схему на доске. С помощью других учеников исправляет ошибки в схеме, если они есть.
Учитель: Почему изменилось содержание газов? Куда подевался кислород, откуда взялся лишний газ? Часть учеников отвечает, что кислород превращается в углекислый газ в легких, часть - кровь насыщается кислородом и отдает углекислый газ. Слайд 6. Свое мнение учащиеся записывают в 1-ю колонку \"Бортового журнала\"
Для того, чтобы разобраться кто прав, нам необходимо познакомиться с органами дыхания и их функциями.
2. Учитель: Вы были совершенно правы, когда указали легкие главным органом дыхания, но есть и другие органы, которые проводят воздух в легкие, поэтому называются воздухоносными путями. Их основная функция очистить от пыли, согреть, обезвредить от микробов и увлажнить воздух, прежде чем он попадет в легкие.
И в этом им помогает слизистая оболочка, имеющая удивительное строение. Слайд 7.
Какую роль она выполняет?
Учитель демонстрирует слайд 8. Скажите, все ли обозначенные органы, относятся к органам дыхания? Какие лишние? Как вы думаете, зачем они обозначены на рисунке? (К этому вопросу и версиям учеников необходимо вернуться при дальнейшей работе). Назовите органы дыхания, обозначенные цифрами на слайде. Проверка по слайду 9.
3. Для установления связи между строением и функциями и строением органов дыхания учитель использует элементы приема \"Инсерт. На этой стадии урока ученики читают текст учебника, делая пометки на полях (+ - знал, v - новая информация, ? - непонятно, возникли вопросы). Информация кратко записывается в \"Бортовой журнал\", возникшие вопросы записываются отдельно. Для экономии времени используется работа в парах или двумя парами (например, один ученик изучает строение и функции носовой полости и гортани, другой - трахеи, бронхов и легких; в слабом классе информация делится на 4-ых). После этого ученики обмениваются информацией. Слайд 10.
4. Учитель задает вопросы по слайдам 11,12, уточняет полученные знания, отвечает на возникшие вопросы. Предлагает выполнить сначала простое задание \"Составьте пары\" (слайд 13), а потом более сложное - \"Допишите предложения\" для установления причинно-следственных связей (связь строения и функции) - слайд 14.
5. В качестве разгрузки ученикам предлагается на воздушных шариках показать механизм звукообразования (вызываются трое учащихся). Цель - показать, что образование звука происходит на выдохе и причину высокого и низкого тембра голоса.
6. Учитель предлагает проследить путешествие одной молекулы кислорода, решившей познакомиться с носом человека поближе. Назовем его условно Кислородиком. Прием: рассказ по цепочке.
Учитель: Итак, Кислородик очутился в альвеолах и попал в кровь. Произошел газообмен в легких. Что же дальше?
II. Tрaнcпорт газов. слайд 15.
Учитель: Вы знаете, что кровь на 90% состоит из воды, а кислород плохо растворяется в воде. К счастью, существует иной трaнcпорт для кислорода. Какие же клетки крови трaнcпортируют кислород и углекислый газ? Какая особенность строения позволяет им это делать?
Учитель демонстрирует слайды 16 и 17 и просит записать новую информацию в \"Бортовой журнал\".
На слайде 18 приведены две ситуации, требующие анализа.
Почему при 1% содержании угарного газа в воздухе человек погибает?
Почему в крови курильщиков и жителей больших городов в крови содержится некоторое количество карбоксигемоглобина? Какие выводы в связи с этим можно сделать?
III. Тканевый газообмен. Клеточное дыхание.слайд19
Учитель: Какое из этих словосочетаний вам понятнее?
Действительно, газообмен осуществляется не только в легких, но и тканях. А в чем разница? слайд 20.
Наконец-то мы добрались с Кислородиком до главного секрета дыхания! Чтобы узнать этот секрет, внимательно прочитайте первый абзац на стр.116, подчеркните карандашом ключевые слова и составьте из них одно или два коротких предложений. Запишите их во вторую колонку \"Бортового журнала\".слайд 21.
В чем же биологический смысл дыхания? слайд 22. В результате дыхания освобождается энергия, необходимая для жизнедеятельности. Вы дышите, для того чтобы получить эту энергию для роста, движения, развития, учебы в школе, беготни по коридорам и т.д.
Запишем уравнение дыхания:
Органические вещества + кислород -> углекислый газ + вода + ЭНЕРГИЯ
А куда же девался Кислородик? А он превратился в молекулу воды!
Стадия рефлексии
На стадии рефлексии учащимся предлагается вернуться к своим записям, проверить их, и, при необходимости, внести коррективы. слайд 23.
В кластерах, которые заполнялись на уроке, провести логические линии, соединяющие смысловые блоки и вывесить их на доску. Кластеры защищаются авторами и оцениваются всем классом. Оценки только хорошие и отличные. Если кластеры не заполнялись, учащимся предлагается составить схему, двигая смысловые блоки на экране. слайд 24.
В оставшееся время можно предложить учащимся написать синквейны на тему \"Дыхание\", при недостатке - задать их на дом. Кроме того, желающие могут написать дома сказку \"Путешествие Кислородика\".
Спасибо за урок!
Презентация.
Комментарии:
Урок проводится среди учащихся 7-х классов при изучении темы «Простейшие». В процессе проведения лабораторных работ ребята узнают много нового и интересного о функционировании одноклеточного организма, что позволяет расширить знания учащихся по данному разделу....
01 04 2025 10:38:42
Внеклассное мероприятие "В гостях у Лешего" было проведено во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 6-х классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации....
31 03 2025 22:29:28
Данный урок ориентирован на учащихся 8-го класса по учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш и Н.Беляев "Биология. Человек" (М. "Дрофа"). Задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний учащихся, умения пользоваться схемами и микроскопом, развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и делать выводы. В ходе урока даётся дополнительный материал, который повышает интерес у учащихся к самостоятельному добыванию знаний....
30 03 2025 3:31:31
Данный урок занимает четвертое место в теме "Опора и движение". При изучении нового материала и его закреплении использую работу в группах, так как создаются условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности учащихся, атмосферы заинтересованности, ситуаций общения, позволяющие ученику проявить себя, происходит стимулирование учащихся к высказываниям.
...
29 03 2025 7:47:30
Комбинированный по типу урок, в котором сочетаются объяснительно-иллюстративные методы традиционной технологии, элементы проблемного обучения и информационно-коммуникационные технологии. Через включение в ход урока стихов, загадок - усилить эмоционально-образное восприятие учебного материала. Кроме того, применяя тестовые задания на разных этапах урока, осуществить контроль как ранее изученного, так и нового материала.
...
28 03 2025 13:56:53
В ходе урока осуществляется формирование у учащихся глубокого убеждения в том, что злоупотрeбление наркотиками и другими психотропными веществами не является панацеей решения жизненных проблем. Урок может показать что это тупик, из которого в дальнейшем очень сложно выйти....
27 03 2025 18:44:53
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
26 03 2025 10:13:16
В трудах академиков А. Н. Северцова и И. И. Шмальгаузена выделены два направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс. Биологический прогресс проявляется у тех систематических категорий, которые оказываются наиболее приспособленными к окружающим условиям....
25 03 2025 4:41:45
Ферменты выполняют роль биокатализаторов. Пищеварительные ферменты осуществляют расщепление компонентов пищи в пищеварительном канале....
24 03 2025 22:13:40
Большое внимание при изучении курса биологии уделяется проведению пpaктических и лабораторных работ. Предложенный конспект урока позволит учителю интереснее и эффективнее построить данный урок, который направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами....
23 03 2025 17:39:39
Воду и минеральные вещества растения получают с помощью корней. Листья обеспечивают органическое питание растений. В отличие от корней они находятся не в почве,...
22 03 2025 22:57:27
Урок по программе «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой выстроен в четком соответствии с методическими принципами деятельностного подхода данной системы. Урок служит созданию условий для ознакомления учащихся с кожей, её строением и значением....
21 03 2025 5:28:42
Предлагаемый урок по теме: "Наследование признаков сцепленных с полом" проводится для учащихся 10-х классов. Именно перед генетикой стоит задача поиска путей преодоления недугов, что способно избавить многие семьи от несчастья иметь больных детей. Одной из форм обучения может быть решение генетических задач, которые раскроют природу многих наследственных заболеваний.
...
20 03 2025 22:19:32
Данный урок разработан с использованием программы PowerPoint. Использование компьютерных презентаций позволяет активизировать деятельность ученика и разнообразить формы ведения урока. Кроме того, данная программа позволяет расширить базу наглядности и увеличивает количество способов предоставления информации....
19 03 2025 7:58:38
Мир вступил в XXI век. Потребность нашего общества – образование и воспитание поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни. Важно не только воспитание учащихся с активно-жизненной позицией, умеющих не теряться в любой ситуации, но и формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью, понимания значимости здоровья в жизни.
...
18 03 2025 4:29:49
Проблема нарастания динамики социально-экономической активности приобретает в настоящее время глобальный хаpaктер и требует от школы обновления структуры.
Элективные курсы предлагают выход за рамки традиционных учебных предметов.
...
17 03 2025 17:53:19
Интегрированный урок биологии и физики. Урок включает в себя демонстрацию сложных приборов (осциллограф, электроскопы, электрофорная машина, проводник) и опытов с натуральными объектами (лягушка). Содержание теоретической информации содержит исторические факты, связанные с открытием электрических явлений, и роль в этом биологических объектов, роль ученых-биологов в открытии и исследовании электричества.
...
16 03 2025 2:20:18
Разработка урока-экскурсии представляет собой урок-конструктор и может использоваться для учащихся разного возраста. Для оформления отчета по экскурсии можно использовать еще один урок, на котором предлагаю провести также викторину с использованием интеpaктивной доски. Задания для викторины представлены в приложении.
...
15 03 2025 2:23:58
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....
14 03 2025 14:16:40
Цели урока: сформировать у учащихся знания о значении пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить степень их опасности для здоровья. Изучить содержание пищевых добавок в некоторых продуктах питания; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью....
13 03 2025 7:52:32
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя в класс. Каждый решает эту проблему по-своему. Что же можно сделать в этой ситуации? Автор на уроках использует различные современные технологии, одной из которых является применение ИКТ....
12 03 2025 15:44:31
Растения при всей своей красоте все же могут быть опасными для их владельца. Всем известны положительные качества, которые им свойственны, они улучшают и наполняют помещение кислородом, дарят нам эстетическую красоту. Но есть такие растения, которые лучше не держать в квартире, особенно если у вас есть дети и домашние питомцы....
11 03 2025 8:27:44
Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах.
Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
...
10 03 2025 8:37:19
Тренажер предназначен для выработки устойчивых навыков решения генетических задач основных типов. Он состоит из варианта для учащегося (таблицы, в результате работы с которыми формируется условие задачи) и варианта для учителя (таблицы для формирования ндивидуальных заданий и ответы к задачам). Большое количество задач позволяет организовать индивидуальную работу в классах с любой наполняемостью, а компактность дает возможность использовать тренажер в качестве раздаточного материала для работы в классе и дома.
...
09 03 2025 1:51:38
Учебно-методическое пособие для обучающихся 9–10-х классов и учителей-предметников "Микробиология" создано на основе стандартной версии программы Microsoft Office PowerPoint. Автор учебника Захаров В.Б. "Общая биология". Пособие было разработано как сопровождающий справочный, дополнительный материал к серии уроков по темам 9-х и 10-х классов: "Возникновение жизни на Земле", "Учение о клетке"....
08 03 2025 22:19:58
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
07 03 2025 21:19:49
Большинство людей незнакомо с растительным миром. Употрeбление же неизвестных или неправильно определенных растений нередко приводит к отравлениям, в том числе к тяжелым, даже cмepтельным. Чаще всего страдают дети. Периодически следует напоминать учащимся о правилах поведения в природе....
06 03 2025 13:22:28
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
05 03 2025 0:59:47
Под высшей нервной деятельностью И.П.Павлов понимал деятельность больших полушарий с близлежащей подкоркой, которые обусловливают рефлексы....
04 03 2025 5:21:40
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
03 03 2025 4:11:37
Под самостоятельной учебной деятельностью понимается любая организованная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической задачи. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, давать объяснение и толкование явлениям природы, выдвигать гипотезы, т.е. в конечном итоге добывать знания....
02 03 2025 22:43:57
Борьба за существование - движущий фактор эволюции, совокупность взаимоотношений особей животного и растительного мира между собой и с окружающим миром. Ученый Чарльз Дарвин выделил три формы борьбы за существование....
01 03 2025 23:56:42
Учитывая возраст учеников, в основу урока введены знакомые им по телепередачам и компьютерным играм виды работ: блиц-опрос, чайнворд, пазлы. Домашнее задание предусматривает использование дополнительного материала. Урок, проведенный в игровой форме, развивает любознательность, побуждает интерес к живой природе, воспитывает бережное отношение к ней.
...
28 02 2025 4:16:18
На протяжении всей истории цивилизованное человечество задавалось вопросом о сущности и происхождении жизни. Что же отличает живые тела от неживых? Этот вопрос с давних пор привлекал ученых и мыслителей, которые, желая дать краткое определение понятия «жизнь», «живое тело», старались найти самое существенное, самое хаpaктерное для этих понятий.
...
27 02 2025 11:30:22
Первый урок в теме «Индивидуальное развитие организмов» (10-й класс). Урок проводится с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» и строится с учетом того, что первоначальные сведения по этой теме были получены учащимися в 9-м классе. Урок строится на основе групповой деятельности учащихся.
...
26 02 2025 1:30:52
Урок призван формировать основы экологической грамоты, способствовать усвоению норм и правил взаимодействия с окружающим миром, расширить представления детей о флоре и фауне, о природоохранных мероприятиях, дать возможность почувствовать, что они реально могут сделать для сохранения природы, развивать мышление, память, речь, навыки общения, воспитывать понимание красоты природы, умение жить в гармонии с окружающим миром, готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям....
25 02 2025 10:50:47
Урок изучения нового материала в 10-м классе по теме "Моногибридное скрещивание" с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point и видеофрагмента с дикторским текстом из УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003-медиатека". Основные опopные моменты урока появляются на экране с помощью мультимедиапроектора....
24 02 2025 21:42:37
Рефлексия учебных достижений и способов деятельности учащихся проводится в виде урока-игры «Компьютерный вирус», который способствует формированию навыков самооценки и самоконтроля. А использование интеpaктивной доски и ИКТ способствует повышению мотивации и создает условия для более эффективного погружения в языковую среду.
...
23 02 2025 7:58:55
Данный урок является первым в теме «Жизнь растений» курса биологии 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника «Биология: Бактерии. Грибы. Растения.» московского издательства «Дрофа»....
22 02 2025 14:52:14
Углерод вступает в круговорот веществ в биосфере и завершает его в форме углекислого газа. Во время фотосинтеза из атмосферы поглощается диоксид углерода, который превращается фотосинтезирующими организмами в углеводы....
21 02 2025 21:53:23
Представленный материал может быть интересен не только тем, что это интегрированный урок, но и тем, что урок проводится с использованием презентации. На уроке проводится коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на материале предложений деформированного текста; воспитание бережного отношения к природе, умения видеть красоту растений родного края....
20 02 2025 11:20:20
На уроке рассматриваются вопросы о причинах наследственных болезней, методах изучения наследственности человека, успехах медицины в этой области и, главное, профилактике наследственных заболеваний. В организации познавательной деятельности учащихся использованы интеpaктивные, групповые методы: «мозговой штурм», «совместный проект» и т.д. ...
19 02 2025 16:10:29
Урок биологии посвящен эволюции человека и основным движущим силам антрогенеза.
...
18 02 2025 4:51:22
Предлагаемая разработка занятия элективного курса может быть использована при проведении внеклассных занятий в 5–8-х классах с целью развития устойчивого интереса к изучению природы и расширения кругозора. Предлагается для учащихся, желающих узнать как можно больше о разнообразии цветущих растений. Содержание занятия позволяет познакомить с растениями-символами, легендами народов мира, поэтическими строками, посвящённым красоте и величии цветущих растений....
17 02 2025 9:44:34
Разработка урока «Рост и развитие растений и животных» с использованием технологии проектного обучения. Требования, предъявляемые к современному уроку, типология уроков, контрольно-оценочная деятельность. ...
16 02 2025 11:56:12
Цель урока: выявление хаpaктерных черт строения и процессов жизнедеятельности простейших; формирование у учащихся познавательного интереса к изучению жизнедеятельности животных....
15 02 2025 1:25:43
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
14 02 2025 12:40:16

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
13 02 2025 9:56:22
Цель урока: раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах, показать значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны....
12 02 2025 12:18:19
Урок формирует образовательную базу, учит применять пpaктические навыки, изучает причинно-следственные связи и взаимозависимость отдельных природных компонентов, что служит теоретической основой для понимания обучающимися сути экологических проблем региона....
11 02 2025 5:38:50
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::