Урок по курсу "Биология человека", 8-й класс. Тема: "Дыхание. Органы дыхания. Газообмен"
Цель урока: развитие у учащихся навыков анализа информационного текста, монологической речи, логического мышления, коммуникативных навыков при помощи технологии РКМЧП.
Задачи урока:
- Образовательные: Изучить особенности строения и связь строения и функций органов дыхания. Сформировать понятия \"внешнее дыхание\", \"газообмен\", \"клеточное дыхание\". Выяснить биологический смысл дыхания. Расширить знания о своем организме.
- Развивающие: Закреплять и развивать навыки по поиску и перекодировке информации, представлении информации графическим способом. Развивать умения самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать навыки смыслового чтения.
- Воспитательные: Формировать культуру умственного труда, выpaбатывать коммуникативные навыки, ответственное отношение к своему здоровью.
Заставка презентации. Слайд 1.
Учитель: Человек может прожить без пищи месяц, без воды неделю, без сна несколько дней и только 2-3 минуты без:. Без чего? (предполагаемые ответы: кислорода, воздуха, дыхания). Ученики формулируют тему урока.
\"Дыхание. Органы дыхания. Газообмен.\" Слайд 2.
Стадия вызова:
На стадии вызова используется прием \"Мозгового штурма.
1. Учитель: В течение 2-х минут напишите в тетради все, что вы знаете о дыхании и органах дыхания.
Учитель задает вопросы:
- Что такое дыхание?
- Какие органы образуют систему дыхания?
- Зачем мы дышим?
Все ответы и мнения записываются на доске без комментариев.
Учитель вместе с учениками формулирует цели и задачи урока:
- уточнить особенности газообмена при дыхании;
- выявить связь строения органов дыхания с их функциями;
- раскрыть связь дыхательной системы с кровеносной;
- выяснить в чем заключается биологический смысл дыхания.
Стадия осмысления.
На стадии осмысления применяется прием \"Бортового журнала\". Лист тетради делится на две колонки: \"знал\" и \"узнал на уроке\". Одновременно, в течение урока, на отдельном листе выписываются основные смысловые блоки (понятия) для составления кластера в конце урока.
I. Внешнее дыхание (газообмен). Слайд 3.
Учитель: Видимая часть дыхания, так называемое внешнее дыхание, действительно представляет собой газообмен между организмом и средой, но это лишь верхушка айсберга. Дыхание - сложный процесс, состоящий из нескольких этапов, с которыми мы и познакомимся на уроке. Наша задача раскрыть главный секрет дыхания. Начнем с первого этапа - внешнего дыхания.
1. Учитель предлагает школьникам проанализировать, как меняется содержание кислорода и углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Слайд 4.
Учитель: Составьте схему, на которой покажите изменение состава во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе. В прямоугольниках графически отобразите соотношение газов и воды. (В слабом классе можно ограничиться кислородом и углекислым газом). Слайд 5.
Просит ученика, первым выполнившим задание, нарисовать схему на доске. С помощью других учеников исправляет ошибки в схеме, если они есть.
Учитель: Почему изменилось содержание газов? Куда подевался кислород, откуда взялся лишний газ? Часть учеников отвечает, что кислород превращается в углекислый газ в легких, часть - кровь насыщается кислородом и отдает углекислый газ. Слайд 6. Свое мнение учащиеся записывают в 1-ю колонку \"Бортового журнала\"
Для того, чтобы разобраться кто прав, нам необходимо познакомиться с органами дыхания и их функциями.
2. Учитель: Вы были совершенно правы, когда указали легкие главным органом дыхания, но есть и другие органы, которые проводят воздух в легкие, поэтому называются воздухоносными путями. Их основная функция очистить от пыли, согреть, обезвредить от микробов и увлажнить воздух, прежде чем он попадет в легкие.
И в этом им помогает слизистая оболочка, имеющая удивительное строение. Слайд 7.
Какую роль она выполняет?
Учитель демонстрирует слайд 8. Скажите, все ли обозначенные органы, относятся к органам дыхания? Какие лишние? Как вы думаете, зачем они обозначены на рисунке? (К этому вопросу и версиям учеников необходимо вернуться при дальнейшей работе). Назовите органы дыхания, обозначенные цифрами на слайде. Проверка по слайду 9.
3. Для установления связи между строением и функциями и строением органов дыхания учитель использует элементы приема \"Инсерт. На этой стадии урока ученики читают текст учебника, делая пометки на полях (+ - знал, v - новая информация, ? - непонятно, возникли вопросы). Информация кратко записывается в \"Бортовой журнал\", возникшие вопросы записываются отдельно. Для экономии времени используется работа в парах или двумя парами (например, один ученик изучает строение и функции носовой полости и гортани, другой - трахеи, бронхов и легких; в слабом классе информация делится на 4-ых). После этого ученики обмениваются информацией. Слайд 10.
4. Учитель задает вопросы по слайдам 11,12, уточняет полученные знания, отвечает на возникшие вопросы. Предлагает выполнить сначала простое задание \"Составьте пары\" (слайд 13), а потом более сложное - \"Допишите предложения\" для установления причинно-следственных связей (связь строения и функции) - слайд 14.
5. В качестве разгрузки ученикам предлагается на воздушных шариках показать механизм звукообразования (вызываются трое учащихся). Цель - показать, что образование звука происходит на выдохе и причину высокого и низкого тембра голоса.
6. Учитель предлагает проследить путешествие одной молекулы кислорода, решившей познакомиться с носом человека поближе. Назовем его условно Кислородиком. Прием: рассказ по цепочке.
Учитель: Итак, Кислородик очутился в альвеолах и попал в кровь. Произошел газообмен в легких. Что же дальше?
II. Tрaнcпорт газов. слайд 15.
Учитель: Вы знаете, что кровь на 90% состоит из воды, а кислород плохо растворяется в воде. К счастью, существует иной трaнcпорт для кислорода. Какие же клетки крови трaнcпортируют кислород и углекислый газ? Какая особенность строения позволяет им это делать?
Учитель демонстрирует слайды 16 и 17 и просит записать новую информацию в \"Бортовой журнал\".
На слайде 18 приведены две ситуации, требующие анализа.
Почему при 1% содержании угарного газа в воздухе человек погибает?
Почему в крови курильщиков и жителей больших городов в крови содержится некоторое количество карбоксигемоглобина? Какие выводы в связи с этим можно сделать?
III. Тканевый газообмен. Клеточное дыхание.слайд19
Учитель: Какое из этих словосочетаний вам понятнее?
Действительно, газообмен осуществляется не только в легких, но и тканях. А в чем разница? слайд 20.
Наконец-то мы добрались с Кислородиком до главного секрета дыхания! Чтобы узнать этот секрет, внимательно прочитайте первый абзац на стр.116, подчеркните карандашом ключевые слова и составьте из них одно или два коротких предложений. Запишите их во вторую колонку \"Бортового журнала\".слайд 21.
В чем же биологический смысл дыхания? слайд 22. В результате дыхания освобождается энергия, необходимая для жизнедеятельности. Вы дышите, для того чтобы получить эту энергию для роста, движения, развития, учебы в школе, беготни по коридорам и т.д.
Запишем уравнение дыхания:
Органические вещества + кислород -> углекислый газ + вода + ЭНЕРГИЯ
А куда же девался Кислородик? А он превратился в молекулу воды!
Стадия рефлексии
На стадии рефлексии учащимся предлагается вернуться к своим записям, проверить их, и, при необходимости, внести коррективы. слайд 23.
В кластерах, которые заполнялись на уроке, провести логические линии, соединяющие смысловые блоки и вывесить их на доску. Кластеры защищаются авторами и оцениваются всем классом. Оценки только хорошие и отличные. Если кластеры не заполнялись, учащимся предлагается составить схему, двигая смысловые блоки на экране. слайд 24.
В оставшееся время можно предложить учащимся написать синквейны на тему \"Дыхание\", при недостатке - задать их на дом. Кроме того, желающие могут написать дома сказку \"Путешествие Кислородика\".
Спасибо за урок!
Презентация.
Комментарии:
Внеклассное мероприятие по биологии закрепляет знания, полученные на уроках, развивает коммуникативные способности и умения работать с дополнительными источниками информации....
31 05 2025 4:27:49
Урок биологии в 6-м классе имеет цель сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разными видами соцветий. На уроке проводится лабораторная работа по карточкам с картинками растений по теме «Соцветия». Урок сопровождается презентацией....
30 05 2025 23:36:14
Урок можно провести в 11-м классе в конце изучения темы «Основы учения об эволюции». Основой урока является самостоятельная групповая работа. Создаются группы: «экспериментаторов», «аналитиков», «теоретиков» и «художников». Индивидуальные задания взаимосвязаны и приводят к общему выводу – одному из правил эволюции. Правила, сформулированные учениками, в ходе обсуждения «сверяются» с настоящими законами. Для выполнения заданий необходимо использовать различные источники информации (учебники, дополнительная литература) с рисунками, фотографиями, схемами, таблицами....
29 05 2025 14:38:54
На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стeбле.
...
28 05 2025 20:32:52
Содержание урока носит комплексный хаpaктер, учащиеся знакомятся с общими признаками класса, получают дополнительную информацию об амфибиях. Материал к уроку подготовлен вместе с учащимися.
...
27 05 2025 23:55:39
В разных условиях среды естественный отбор имеет различный хаpaктер. Выделяют три формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный....
26 05 2025 22:54:25
В КВН-игре принимают участие ученики 8-х классов. Игру проводят во время тематической недели биологии или после прохождения тем "Пищеварение", "Обмен веществ и энергии" и соответствующей подготовки комaнд-участниц. Данный КВН также можно провести как внеклассное мероприятие по биологии. ...
25 05 2025 6:33:43
Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....
24 05 2025 2:42:27
Урок проводится в 5-м классе в соответствии с современными требованиями ФГОС по программе В.В.Пасечника «Линия жизни», Просвещение. Урок освоения новых знаний с опорой на уже имеющиеся знания из курса «Окружающий мир», что позволяет расширить рамки изучаемого на уроке. Используется технология проблемного обучения, работа в группах и современные информационные технологии. Учащиеся используют в работе мобильный класс, цифровой и световой микроскопы....
23 05 2025 21:20:36
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
22 05 2025 3:26:44
Нетрадиционные формы работы помогают установить контакт с учащимися, стимулируют их самостоятельность, создают ситуацию успеха, способствуют формированию личностного опыта. Викторина предназначена для работы с учащимися 6–7-х классов; может быть использована также для проведения общественного смотра знаний, предметных недель, вечеров....
21 05 2025 0:44:40
В последнее время в СМИ все чаще стали появляться публикации на тему правильного питания. Много говорят как об ожирении, так и об анорексии и булимии. Необходимо знакомить учащихся с основными нормами питания, принципами расчета суточного рациона питания, учить рассчитывать сбалансированный суточный рацион, объяснять необходимость выполнения режима питания.
...
20 05 2025 11:36:18
Занятие формирует понятие о строении пресмыкающихся как истинно наземных позвоночных, их многообразии, приспособленности к среде обитания, обращает внимание учащихся на особенности строения....
19 05 2025 16:40:59
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
18 05 2025 7:15:23
Урок-лекция, на котором дается общее понятие вирусов в природе и жизни человека; объясняется строение и жизненный цикл вируса СПИДа; рассмотрены этапы заражения клетки вирусом СПИДа; выявляются статистические данные о вирусе. В ходе урока перед учащимися ставится вопрос о препаратах, противостоящих вирусу СПИДа с целью попытаться найти ответ, а также говорится о проблеме СПИДа в России....
17 05 2025 22:43:29
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
16 05 2025 7:53:22

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
15 05 2025 18:10:17
Изучение на уроках биологии мира животных и растений является недостаточным. Компенсацией отрыва школьной биологии от живой природы являются рассчитанные на самостоятельную работу учащихся, дифференцированные летние задания, в ходе выполнения которых происходит накопление сведений, нужных для последующего изучения того или иного раздела школьной биологии. Материалы летних заданий можно использовать в мероприятиях разного уровня, имеющих сходную тематическую направленность....
14 05 2025 15:43:32
Конспект разработан в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и мотивации учащихся по познанию своего организма. Содержание урока помогает ученикам осознать значимость здорового образа жизни, выявить причины нарушения осанки и влияние ее на красоту и гармоничность тела человека....
13 05 2025 8:17:37
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь.
...
12 05 2025 12:24:54
На уроке используются проблемные ситуации, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. В ходе групповой работы учащиеся распределяют обязанности внутри группы, самостоятельно ставят проблему, выдвигают гипотезы, решают, делают выводы....
11 05 2025 14:45:41
Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...
10 05 2025 8:24:35
Обобщающий урок по теме «Цитология» с целью систематизировать знания учащихся о составе, строении клеток, процессах метаболизма различных видов; дать независимую комплексную оценку знаний по теме; подготовить учащихся к ЕГЭ....
09 05 2025 2:12:20
Урок разработан в технологии "педагогическая мастерская". В данной технологии для привлечения к процессу познания необходимы личностные мотивации (слово, музыка, действие), важен сам процесс поиска, свобода выбора материала и вида деятельности, ответственность каждого....
08 05 2025 23:40:10
Способность мыслить творчески, нестандартно видеть проблемы окружающего мира важно для человека всегда, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью обучения и воспитания. В качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности рассматривается исследовательская деятельность учащихся, приобщение к которой сегодня составляет одну из главных целей....
07 05 2025 14:51:23
Проблема происхождения пoлoвых различий, механизм определения пола и поддержание определённого соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и дeвoчки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых....
06 05 2025 12:50:26
Цель урока – ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом. В ходе урока учащиеся знакомятся с работами Э.Дженнера, Л.Пастера. И.И. Мечникова, изучают механизмы формирования иммунитета....
05 05 2025 16:13:17
Цель урока: расширение знаний учащихся о полезных ископаемых; обобщить знания учащихся о горючем полезном ископаемом торфе; расширить и углубить знания о каменном угле....
04 05 2025 22:11:45
Представлен урок биологии, на котором учащиеся получают новые знания о генетике человека.
...
03 05 2025 19:52:14
Урок раскрывает «космическую роль зеленых растений на Земле», показывает взаимосвязь роли растений в природе и процессов их жизнедеятельности, обращает внимание учащихся на проблему загрязнения окружающей среды и охраны природы.
...
02 05 2025 8:25:38
Основной задачей является формирование знаний об особенностях строения и образа жизни эвглены зеленой. На уроке используются различные методы активизации познавательной активности учащихся. На основном этапе урока изучение нового материала применяется исследовательский метод. Учащиеся работают в парах, выполняя пpaктическую работу с микроскопом. В конце работы учащиеся самостоятельно приходят к выводу о необычности систематического положения эвглены зеленой и единстве всего живого на Земле....
01 05 2025 18:32:32
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
30 04 2025 18:18:51
Экологический эрудицион — познавательная игра, направленная на расширение и
углубление экологических знаний, воспитание экологической культуры, развитие умений
находить выход из различных ситуаций. Игра придаёт занятию яркую эмоциональную
окраску, делает его живым, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний....
29 04 2025 13:49:39
Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....
28 04 2025 10:27:13
Урок-панорама состоит из трех мини-уроков: мини-спектакль «Сердце – это жизнь», «живая» газета «Спасибо, сердце», деловая игра «На приёме у кардиолога».
...
27 04 2025 7:33:21

Биологический турнир для учащихся 7-х классов разработан по программе И.Н. Пономаревой. Мероприятие можно проводить в качестве обобщающего урока после изучения класса млекопитающих либо в качестве внеклассного мероприятия по предмету в предметную неделю....
26 04 2025 1:23:22
В методических рекомендациях содержатся основные сведения по морфологии, биологии, выгонке гиацинтов, тюльпанов, нарциссов и лилий. Приводится хаpaктеристика популярных современных сортов этих многолетников. Выгонка растений стала традиционной формой, разновидностью опытнических работ школьников в Белгородской области.
...
25 04 2025 9:58:44
Региональный компонент базисного плана в Красноярском крае включает в себя курс "Природа и экология Красноярского края". Создание учебно-методического комплекса находится в подготовительной стадии. Отсюда вытекает необходимость в разработке содержательной части курса, методики преподавания, системы оценки знаний. В своей работе я предлагаю материал, который является содержательной базой одного из уроков курса "Природа и экология Красноярского края".
...
24 04 2025 11:40:41
Метеорологические наблюдения ведутся в России с первой половины XVIII в. В связи с надвигающимся на планету глобальным потеплением изучение в средней школе состояния и изменения погодных условий сегодня особенно актуально. Соединить наилучшим образом теорию и пpaктику метеорологических наблюдений возможно путем выполнения учащимися соответствующей пpaктической работы, а также с помощью встреч с профессионалами-метеорологами....
23 04 2025 14:20:14
Вводный урок, на котором изучаются общие особенности организации грибов, распространения, признаки грибной клетки, типы питания, размножения и роль грибов в природе и жизни человека. Повышение интереса к изучаемой теме достигается путем использования регионального компонента государственного образовательного стандарта (стихи о грибах, грибы, занесенные в Красную книгу Мурманской области). Использование на уроке информационных технологий значительно повышает мотивацию обучающихся....
22 04 2025 9:22:54
Урок позволяет расширить знания учащихся о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга и о его функциях....
21 04 2025 3:51:19
Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного опроса....
20 04 2025 21:10:56
Урок с использованием технологии деятельностного подхода к обучению.
...
19 04 2025 2:44:37
Цель: изучить основные особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Задачи урока: познакомить обучающихся с самыми древними, микроскопическими живыми организмами – бактериями; сформировать у обучающихся знания о многообразии форм, строении, распространении, питании, размножении, образовании спор у бактерий....
18 04 2025 5:13:35
Цель урока: знакомство с особенностью строения жизнедеятельности бактерий; выяснение значения бактерий в природе и для человека....
17 04 2025 6:36:46
Об использовании интеpaктивных медиапособий на уроках биологии с приведением примеров....
16 04 2025 0:39:46
Представленный урок завершает изучение темы «Развитие жизни на Земле». Использование игровых моментов на уроке делает его интересным и запоминающимся. При проведении урока были использованы презентация учителя, использующаяся на разных этапах урока, и презентация учащихся – как опережающее задание по изучению нового материала....
15 04 2025 21:30:22
Урок предполагает проведение лабораторной работы по изучению живого объекта – аквариумных рыб. Такая форма организации занятия способствует формированию у школьников исследовательских навыков, любознательности и бережного отношения к живым организмам. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, раскрывают особенности их внешнего строения, выявляют приспособления к факторам водной среды....
14 04 2025 17:35:46
Методика предполагает интеграцию биологии и математики, реализацию системно-деятельностного и проблемного подходов с целью повышения мотивации и результатов учебной деятельности учащихся 5-го класса....
13 04 2025 12:11:12
Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....
12 04 2025 2:52:34
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::