Литературно-музыкальная композиция "Птицы – верные друзья"

Цели и задачи:
- Углубить и обобщить знания учащихся о многообразии птиц.
- Развивать интерес и познавательную активность учащихся.
- Воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней.
Оформление: На доске - слова З.Воскресенской \"Кто ещё может сравниться из животного мира с этим чудом природы?\", творческие работы учащихся на тему \"Птицы леса\". На столах - выставка кормушек и скворечников.
Оборудование: \"Голоса птиц\", кинофрагмент \"Птицы леса\".
Приглашаются: ученики 5 - 7 классов, учителя.
Звучит фонограмма \"Голоса птиц\".
Учитель: Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, городскую улицу без милых воробьёв:
Нет на свете более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных, - воздушные прострaнcтва. Эти совершенные животные способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды.
Из позвоночных, живущих в Чувашии, птицы являются самыми многочисленными. Их насчитывается 270 видов. Большинство птиц перелётные. Остаются зимовать примерно 40 видов. Это - дятлы, синицы, овсянки, клесты, дубоносы, снегири. Из хищных - ястреб-тетеревятник, канюк-зимняк, совы, филин:
Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это - галки, вороны, воробьи, грачи:. Есть птицы, о которых мы знаем и изредка слышим в лесу их голоса. Но есть и такие, о которых мы никогда не слышали, да и не услышим - такими редкими они стали.
Люди, любящие и понимающие природу, уважающие её законы, не должны допустить ухода их из нашей жизни.
Послушаем выступление орнитолога.
Орнитолог:
Птицы: Какие все они красивые! По красоте и яркости раскраски оперения многие птицы превосходят самые изысканные букеты цветов.
И изумительное их свойство - пение. Солист наших лесов и рощ соловей, звонкоголосая кроха - птица жаворонок, зарянка, пеночка:
Птицы летают, бегают по земле, прыгают по веткам, лазают по стволам деревьев, плавают и ныряют. И какие чемпионы среди них! Страус не летает, но его бег тот же полёт, он может соревноваться с лучшими рысаками, пробегая по 50 и более км в час.
И каких только профессий нет среди птиц. Птицы - строители и архитекторы. Взять хотя бы гнездо иволги - идеальный шар, словно сделанный по чертежу и подвешенный на ветке, как колыбель.
Птицы - санитары, очищающие сады и поля от вредных жуков и личинок, врачи, спасающие деревья от верной гибели.
Птицы опыляют цветы и помогают завязываться плодам и ягодам, разносят семена ценных пород деревьев и расселяют их в разных районах земли.
Птицы - путешественники, покрывающие десятки тысяч км через моря, пустыни, леса и реки. Они же астрономы, прокладывающие путь, ориентируясь по солнцу и звёздам, морским течениям.
С эволюционной точки зрения будущее принадлежит певчим птицам (зерноядным, насекомоядным) и питающимся нектаром. Эти птицы сопутствуют человеку и его хозяйственной деятельности.
В Красной книге МСОП зарегистрировано около 300 видов и подвидов птиц.
Это лишь первый важный шаг в охране живой природы.
Учитель: Давайте вместе с вами отправимся в страну \"Загадок\". Послушаем загадки, а вы попробуйте их отгадать.
Ученик:
На шесте дворец,
Во дворе певец (скворец).Он серенький на вид,
Но пеньем знаменит (соловей).В болоте плачет,
А из болота не идет (кулик).Днем спит, ночью летает,
И прохожих всех пугает (сова).Белые хоромы, красные упоры (гусь).
Летать летают, всех птиц забивают (орел)
Учитель: Птицы являются живыми барометрами, т.е. предсказателями природных явлений. А мы с вами будем угадывать - к ясной или плохой погоде - по некоторым повадкам птиц.
Ученица:
Воробьи в пыли купаются - к дождю.
Ворон летит - на ветер, каркает - к дождю.
Галки стаями летают - к дождю.
Гoлyби прячутся - погода портится.
Стрижи летают низко и с криком - к дождю.
Чибисы с вечера кричат - к ясной погоде.
Учитель: А сейчас отправимся в страну \"Любознательных\". Узнаем много интересного о птицах. Послушайте выступления.
Ученик: \"Это интересно\"
Из всех позвоночных животных наиболее интенсивный обмен веществ у колибри Аллена. Когда эта птичка зависает в воздухе, она потрeбляет около 80 см3 кислорода в час на 1 г своей массы. Даже в состоянии покоя интенсивность обмена веществ у неё в 50 раз выше, чем у человека.
Кукушки обладают удивительной способностью нести разные по цвету яйца. Ширококрылая кукушка, например, может откладывать яйца оливкового или гoлyбого цвета - в зависимости от того, какие яйца у птиц - хозяев.
Яичный белок применяется при отравлении солями тяжёлых металлов, особенно ртути и меди.
Из белка куриного яйца получают лизоцим, подавляющее рост и развитие гноеродных микробов.
Ученица: \"Самые - самые:\"
Самая большая нелетающая птица - страус обыкновенный. Достигает в высоту 3 м и весит 157 кг.
Самая большая летающая птица - африканская дрофа. Весит до 20 кг.
Самая маленькая птица в мире - пчелиная колибри. Длина - 6 см, весит1,5 г.
Самая маленькая птица нашей страны - красноголовый королёк. Длина его крыла - 5,6 см, весит - 5,5г.
Самое острое зрение у хищных птиц. Орел - беркут видит зайца при хорошем освещении на расстоянии 4 км, а сокол - сапсан замечает гoлyбя на расстоянии более 8 км.
Самые большие гнезда строят белоголовые орланы. Обнаружено гнездо шириной 3м и высотой 6 м. Вес гнезда превышает 2 т.
Ученик: \"Знаете ли вы:\"
Этих зерноядных птиц в Китае уничтожали, считая вредными. А жители американского города Бостона поставили этой птице памятник - за то, что она спасла их от голода, когда в округе появились в огромном количестве гусеницы бабочек - вредителей (воробьи).
В России этих птиц содержали в основном для царской потехи, поэтому название их в русском переводе означает \"царская птица\" (цесарка).
Это единственная из наших птиц, которая откладывает яйца и выводит своих птенцов зимой, в самые лютые морозы (клест).
Своё название эта небольшая птичка получила за умение имитировать голоса более 30 видов птиц, а также других животных и даже машин (пересмешник).
Просмотр кинофрагмента \"Птицы леса\"
Учитель: Мы с вами живём в лесном районе. Куда ни глянь - вокруг лес да лес. И в каждую минуту, особенно весной и летом, слышим пение наших птиц. С некоторыми из них нас ознакомят лесовод.
Лесовод:
Когда мы входим в лес, нас окружают не только деревья, но за нами следят сотни внимательных глаз. Кто ты, человек? С чем пришёл в наш дом - с добром или со злом? Что ты знаешь о нас?
Лесные птицы, например, дятлы, синицы, рябчики, тетерева, имеют укороченные крылья, а хвост довольно значительных размеров. Такая особенность строения дает им возможность быстро взлетать, хорошо лавировать между деревьями и точно садиться на ветви.
В связи с приспособлением к потрeблению разной пищи у лесных птиц развились различные особенности в строении клюва, ног и других органов. Например: у дятла - два пальца вперёд, два - назад; жёсткий хвост; долотовидный клюв; длинный язык, до 15 см с щетинками.
Лес излюбленное место обитания многих видов певчих птиц. Стоит весной заглянуть в лесную чащу, чтобы убедиться в большом их разнообразии. И необязательно их видеть, достаточно только слышать: от пестрого хора многочисленных голосов птиц весь лес звенит.
Учитель: Своим пением, яркой красивой окраской и всем своим поведением птицы скрашивают нашу жизнь. Сколько написано стихов, песен, сказок о птицах, сколько нарисовано картин! Птицы прочно вошли в нашу жизнь. Послушаем искусствоведа.
Искусствовед: (рассказ по картине А.Саврасова \"Грачи прилетели\")
Учитель: Мы для вас организовали выставку рисунков. Вы должны выбрать 3 самые лучшие работы. Награждение.
Учитель: А теперь послушаем стихи русских поэтов о великолепных созданиях природы - о наших птицах.
1 - чтец:
\"Все на улицу скорей\"
Все на улицу скорей -
Надо торопиться!
Из-за гор, из-за морей
Прилетели птицы!
После зимней тишины,
После стужи зимней,
Наши гости в честь весны
Распевают гимны! (Л.Дымова)
2 - чтец: \"Ворона\".
-Кра! -
Кричит ворона, -
Кража! Караул! Грабёж!
Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Грош украл он из кармана!
- Стой, ворона, помолчи!
Помолчи ты, не кричи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана!
- Как! - подпрыгнула ворона
И моргнула удивлённо, -
Что ж вы раньше не сказали?
Кар-р-раул!
Кар-р-ман украли!
(В.Орлов)
3 - чтец: \"Петушок\".
Отправляла мама - квочка
В школу милого сыночка.
Говорила:
- Не дерись! Не дразнись,
Не петушись!..
Поспеши, тебе пора!
Ну, ни пуха, ни пера!
Через час, едва живой,
Петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера!
(В.Орлов)
Учитель: Глядя на полёт птиц, человек всегда стремился в небо. Изучив строение птиц, люди стали придумывать летательные аппараты и осваивать все новые и новые воздушные прострaнcтва. Послушаем инженера - кибернетика.
Инженер - кибернетик:
На основе строения птиц люди построили самолёт. Неодинаковое давление, а также разная скорость и направление потока воздуха по нижней и верхней поверхностям крыла обеспечивают ему большую подъёмную силу. Крылышко может двигаться, независимо увеличивая критический угол. При известном положении между крылом и соседними перьями крыла образуется щель. Строение крыла птицы отвечает строгим принципам аэродинамики. Форма и длина крыльев отражают хаpaктер полёта. В отличие от самолёта птица может уменьшить или увеличить площадь крыльев путём их сгибания или расправления, может перемещать их относительно туловища вперёд или назад, изменяя центр тяжести тела. Таким способом птица управляет скоростью полёта и сложными поворотами. Птицы более манёвренны, чем все летательные аппараты, созданные человеком.
Учитель: И каких только нет профессий среди птиц. Птицы и строители, и архитекторы. Совершенные по форме гнезда сооружают они из травинок, глины, пуха. Об искусных строителях нам расскажет архитектор.
Архитектор: \"Искусные строители\".
Одни из самых искусных строителей в природе - птицы. Оригинально построены висячие гнёзда. Нелегко строить гнездо камышовке: оно висит на трёх стeблях тростника.
Все дятлы - \"настоящие плотники\": они выдалбливают свои дупла в гниющих изнутри древесных стволах.
Искусные гнёзда строят наши лесные птицы - крапивник, зяблик, щегол, иволга. Гнездо зяблика похоже на плотную глубокую чашечку, сплетённую из сухих травинок, тонких прутиков и мха. Весь строительный материал скреплён нитями паутины.
Учитель: Мы с вами говорили, что способов помочь птицам много. Одним из них является подкормка в суровую зимнюю пору. Ведь мы знаем, что птицам страшен не холод, а голод. А как же будем подкармливать без кормушек? Наши дeвoчки приготовили для птиц кормушки, а мальчики - скворечники. Мы должны выяснить, чья кормушка и чей скворечник лучше всех.
Награждение.
Учитель: И, наконец, ответим на два важных вопроса. Что дали птицы человечеству? Что же мы можем сделать, для спасения этих прекрасных созданий природы?
Ответы учеников на вопросы:
Что дали птицы человечеству?
Краски, песни, движение, вдохновение
Радость жизни
Мечту полёта
Ощущение свободы
Широкий кругозор
Красоту, поэзию
Каким скучным местом был бы Мир без Птиц!
Способов помочь птицам много:
Подкормка в суровую зимнюю пору.
Устройство искусственных гнезд.
Выращивание живых изгородей.
Для хищников - шесты с перекладиной наверху.
Бережно хранить ядохимикаты, не разбрасывать.
Сохранять скирду с орлиным гнездом, пока не вылетят из него птенцы.
Не вырубать дуплистые деревья, не лишать птиц необходимого жилья.
Не шуметь в лесу во время гнездований.
Учитель: Запомним главное правило: даже если ничем не можем помочь птицам, не будем мешать им жить - это в наших силах! А сейчас все исполним гимн, посвященный птицам.
\"Раненая птица\". Слова Р.Рождественского, музыка А. Пахмутовой.
Литература:
- Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология: М.:АСТ-ПРЕСС, 2002. - 528 с.
- Молис С.А. Книга для чтения по зоологии: - М.: Просвещение, 1986. - 224 с.
- Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах. - Ярославль: \"Академия развития\", 1998. - 240 с.
- Загадки: Для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. - Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1993. - 110 с.
- Они должны жить. Птицы: - М.: Лесная промышленность, 1984. - 64 с.
- Арсеев И.А. Прилетайте птицы! - М.: \"Музыка\", 1988. - 47 с.
Приложение.
Комментарии:
Данный урок биологии, проведенный в 7 классе, поможет расширить знания учащихся о многообразии насекомых, ознакомит с первично бескрылыми и крылатыми класса насекомых, покажет их значение в разнообразных природных сообществах, воспитывает бережное отношение к природе.
...
27 11 2025 2:36:18
В последние годы успехи в изучении мозга и поведения стали объектом пристального внимания со стороны широкой общественности. Это случилось отчасти благодаря все возрастающему числу интереснейших открытий, касающихся мозга, его клеточной структуры, химических сигналов и функциональных механизмов. Комплекс нейронаук, включающий нейроанатомию, нейрофизиологию, нейрохимию и нейропсихологию, приобрел в последние годы специальное название - нейробиология.
Цель данного курса состоит в том, чтобы сделать эту непрерывно развивающуюся и увлекательную область науки (нейробиологию) доступной для учащихся, которые имеют ограниченное представление о биологии и психологии.
...
26 11 2025 9:14:38
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
25 11 2025 9:57:19
В статье представлен опыт работы, способствующий формированию у учащихся проектных умений: мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных. Предлагаются подходы к решению проблемы отработки проектных умений в полном объёме в урочной деятельности по одному предмету. Описываются виды урочных занятий для формирования проектных умений, в том числе в специально организованной деятельности. ...
24 11 2025 15:18:16
В работе представлен один из способов, как повысить продуктивность урока - использование фрагментов из лучших отечественных фильмов, которые являются хорошей иллюстрацией к указанным урокам. Кинофрагменты всегда привлекают и удерживают внимание ребёнка. Этот приём позволяет ребёнку видеть, где применимы сложные знания из учебника в реальной жизни, что способствует появлению мотивации для изучения предмета, а знания не оторваны от жизни....
23 11 2025 2:36:49
Весомый вклад в теорию эволюции внесли ученые М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, К.Ф.Вольф, А.А.Каверзнев, И.Е.Дядьковский, К.М.Бэр, К.Ф.Рулье, Н.А.Северцов....
22 11 2025 6:27:37
Двустворчатые молюски обитают в морях, но отдельные виды приспособились к жизни в пресных водоемах (беззубка, перловицы и др.). Paковина моллюсков этого класса состоит из двух симметричных створок, соединенных на спинной стороне особой связкой. Захлопывают paковины мощные мышцы-замыкатели....
21 11 2025 19:37:42
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
20 11 2025 10:18:43
В статье излагается материал об особенностях высшей нервной деятельности человека; раскрывается значение фаз сна; рассматривается специфика патологий сна и сновидений, дается понятие сна как суточного биоритма....
19 11 2025 20:29:24
Нервная ткань – совокупность связанных между собой нервных клеток и вспомогательных элементов, регулирующая деятельность органов и систем живых организмов....
18 11 2025 14:43:31
Отряд насчитывает 17 семейств. Размеры представителей колeблются от 7см до 5м в длину. Обладают большим количеством зубов в форме конуса, поэтому предполагалось, что Кистеперые – хищники....
17 11 2025 23:25:44
Степень познавательной активности школьников зависит от степени воспитанности, любознательности, сознательности, волевых усилий, но если у ученика этих качеств нет, то их формирование входит в профессиональную функцию учителя. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, показателем его педагогического мастерства. Уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке можно организовать на всех его этапах: при изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН....
16 11 2025 22:57:19
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
15 11 2025 11:13:24
Тема урока благоприятна для организации различных видов деятельности, что способствует саморазвитию, самообразованию, самовыражению учащихся в ходе овладения новыми знаниями и умениями. Работа в группе позволяет вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем – на уровень партнерства и сотрудничества....
14 11 2025 9:51:35
В статье представлены некоторые приёмы, которые используются на уроках биологии для развития информационной компетенции, – как организована работа по изучению новых терминов, работа с алгоритмом для составления плана текста параграфа, концентрация информации с помощью идеографического и консонантного письма, написание резюме по текстовой информации, использование приема маркировки текста методом "инсерт"....
13 11 2025 5:44:33
В последнее время в школьную пpaктику входят более эффективные методы и средства обучения, способствующие активации познавательной деятельности учащихся. К ним можно отнести такой дидактический материал, задания которых составлены таким образом, что могут быть предложены для выполнения отдельному ученику, группе учащихся или всему классу, что позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении и с помощью задания выявить подготовку на разных уровнях....
12 11 2025 2:38:44
Урок с использованием информационных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению животного мира, вызывает интерес к самостоятельному созданию презентаций к урокам, к подбору информации из дополнительных источников. Урок разработан так, что учащиеся видят свои результаты на уроке....
11 11 2025 13:41:13
Цель урока: заставить задуматься учащихся над проблемами пьянства, отказаться от употрeбления спиртных напитков. Урок проводится в форме сюжетно-ролевой игры в курсе "Общей биологии" после изучения тем "Основы цитологии" и "Размножение и индивидуальное развитие", когда учащиеся способны оценить вредное действие этилового спирта не только на организменном, но и клеточном, и молекулярном уровнях.
...
10 11 2025 5:11:42
Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока.
...
09 11 2025 2:22:14
Урок помогает изучить отделы скелета человека, выявить различия строения скелета млекопитающих и человека, связанные с прямохождением, раскрыть взаимосвязь строения и функций осевого скелета....
08 11 2025 8:59:13
Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах пoлoвoго размножения, участии пoлoвых желез в пoлoвoм размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....
07 11 2025 10:47:50
Модульные уроки активизируют творческое мышление обучающихся и направлены на развитие их интеллектуальных умений: анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать, находить причинно-следственные связи....
06 11 2025 5:33:57
Урок направлен на формирование знаний о функциях корня, особенностях строения корневых систем и расположения различных типов корней на растении. Во время урока дети работают с материалами презентации, табличным материалом и с гербарными экземплярами растений, что способствует формированию различных УУД учащихся....
05 11 2025 13:19:56
Представленный в статье урок направлен на развитие критического мышления, через самостоятельную работу с текстом, в ходе которой ученики заполняют предложенные таблицы, систематизирую тем самым полученные знания....
04 11 2025 9:32:59
Цель урока: формировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; изучить особенность строения и многообразие цветков; сформировать понятия «обое- и однополые цветки», «одно- и двудомные растения»; развить пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, цветущим растениям....
03 11 2025 6:18:48
Материал урока формирует понятие учащихся о генетике человека, как науке изучающей особенности наследования признаков у человека, наследственные заболевания. Знакомит с основными методами генетики человека в доступной форме. На уроке продолжается формирование умений работать в малой группе, слушать товарищей, оценивать себя и других....
02 11 2025 23:42:26
Проект решает несколько задач в воспитании младших школьников: возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечение внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины, развитие познавательной активности и умения интегрировать знания из различных областей в научно-исследовательской деятельности.
...
01 11 2025 19:45:50
Предлагается разработка урока-игры. Проводится на последнем уроке по теме "Царство растений". Игра комaндная, познавательно-обобщающая. Способствует развитию
познавательной активности, коллективизма. На уроке используются мультимедийные технологии.
...
31 10 2025 7:44:52
Обобщаются и систематизируются знания учащихся о строении и разнообразии царства животных; при выполнении исследовательской работы учащиеся выявляют особенности питания животных, определяют приспособленность организма насекомых, птиц, млекопитающих для добывания и поедания пищи....
30 10 2025 0:33:14
В статье представлена разработка урока по теме "Доказательства эволюции" с использованием мультимедийной презентации.
...
29 10 2025 3:53:23
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить.
...
28 10 2025 16:23:36
Модернизация системы образования предусматривает переход на профильное обучение. Для того чтобы учащиеся при переходе в профильные классы чувствовали себя комфортно, не считали свой выбор ошибочным, необходима предпрофильная подготовка. Введение курса " Познай себя" обусловлено тем, что учащимся 9-х классов необходимо определиться в выборе профиля обучения, проверить свои возможности в изучении предмета биологии в профильной школе, а также немаловажно для детей приобретение необходимых пpaктических умений при работе с микроскопом, лабораторным оборудованием и т.д.
...
27 10 2025 4:14:12
Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. Предлагается несколько технологических карт уроков в 9-м классе по теме «Основы учения о клетке» (программа: И.Н. Пономарева «Основы общей биологии; учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии», 9-й класс)...
26 10 2025 7:41:33
В сборнике обобщен опыт по подготовке летних экологических пpaктикумов за период 2004—2011 гг. Собранный материал представляет собой программу, апробированные методики исследования природных объектов, а также сценарии вечеров, прогулок и игр, которые заинтересованный педагог, организатор может использовать в своей работе. Материалы сборника могут быть использованы организаторами экспедиций, пpaктикумов и летних смен эколого-биологического направления....
25 10 2025 3:56:49
К насекомым с неполным превращением относятся представители отряда прямокрылых: перелетная саранча, кобылки, кузнечики, сверчки. К полным превращением - представители отряда чешуекрылых (бабочек), обладающие двумя парами крыльев...
24 10 2025 11:26:13
Урок предполагает использование презентации, которую можно дополнить видеофильмами по своему усмотрению, что повысит заинтересованность обучающихся. Презентация может быть использована как для сопровождения рассказа учителя, так и как самостоятельное средство обучение....
23 10 2025 10:53:33
Данный урок - результат мини-проекта "Методы изучения наследственности человека". В ходе этого проекта учащиеся должны были изучить соответствующую литературу, провести мини-исследование по популяционному методу, создать компьютерную презентацию. Итогом проекта является урок, на котором каждый учащийся представляет свой метод изучения наследственности человека.
...
22 10 2025 11:22:43
Человек неразрывно связан с природой. Он обладает разумом и способен к научному познанию. От его деятельности зависит разнообразие живых организмов и сохранение...
21 10 2025 20:10:47
Основная задача урока – показать различные приспособления животных к температуре как к экологическому фактору, а также научить отличать холоднокровных и теплокровных животных. В ходе урока у учащихся развиваются познавательные интересы и логическое мышление, формируется правильное отношение к природе.
...
20 10 2025 23:19:46
Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....
19 10 2025 22:54:38
Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждений в генетике, а "сюжетные" – полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки, делая ее интересной для учащихся. Подобранные задачи хаpaктеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Для закрепления теоретического материала по способам и приемам решения задач предлагаются задачи для самостоятельного решения, а также вопросы для самоконтроля....
18 10 2025 8:17:45
Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....
17 10 2025 16:30:40
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
16 10 2025 14:57:57
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
15 10 2025 0:47:10
В основу внеклассного мероприятия положена идея некогда популярной телевизионной передачи «Детектив-шоу». Игра предназначена для учащихся 9–11-х классов. Задания требуют умения логически мыслить, расширяют кругозор учащихся, формируют способности к преодолению препятствий. Развивают коммуникативные и познавательные УУД. Подготовка и проведение этого мероприятия сплачивает учащихся, учит действовать сообща....
14 10 2025 8:48:49
Интегрированный урок-конкурс в 5-м классе. Ученики по разделу «Физкультура» совершенствуют технику ведения мяча, развивают координационные способности. По разделу «Природоведение» дети углубляют знания о телах живой и неживой природы....
13 10 2025 12:33:56
В статье представлен опыт работы во формированию валеологической компетентности учащихся в процессе преподавания курса биологии в классах химико-биологического и медицинского профиля. Рассмотрен алгоритм изучения тем курса, обеспечивающий понимание пpaктического значения биологических закономерностей для сохранения здоровья, представлены методы и формы работы. Пути совершенствования валеологических знаний и навыков анализирующие на примере изучения темы курса "Формы жизни - вирусы и бактерии", рассмотрены возможности интегративно-дифференцированного подхода....
12 10 2025 17:27:50
Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса с целью закрепить и обобщить материал темы; проконтролировать уровень учебных компетенций учащихся с помощью КИМ....
11 10 2025 17:42:38
Материал разработки интегрированного урока построен с учетом требований ФГОС. Формы работы и задания позволяют использовать групповые формы работы, с информацией, дискуссию. Урок рассчитан на возраст учащихся 5‒6-х классов. Материалы могут быть использованы не только для урока, но и для классных часов и внеклассных мероприятий....
10 10 2025 10:55:59
Викторина направлена на воспитание патриотизма и любви к своему краю....
09 10 2025 16:15:12
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




