План-конспект открытого занятия факультатива "Основы научной деятельности в биологии" по теме "Технология выполнения экологического проекта «Мой экодом»" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

План-конспект открытого занятия факультатива "Основы научной деятельности в биологии" по теме "Технология выполнения экологического проекта «Мой экодом»"

ЦЕЛЬ: Изучение технологии выполнения экологического проекта, в частности проекта “Мой экодом”.

ЗАДАЧИ:

  1. Обучить алгоритму выполнения проекта, сформировать у учащихся понятия об экологическом проекте и его видах, критериях оценки проекта и его оформления.
  2. Продолжить формирование умений и навыков выполнения и оформления научно-исследовательских работ, способности учиться на собственном опыте и опыте других.
  3. Продолжить воспитание бережного отношения к природе, экологически целесообразного взаимодействия с ней.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Схемы “Технология выполнения экологического проекта”, “Виды проектов”.
  2. Раздаточный материал: “Методика выполнения проекта”, “Критерии оценки проекта”, задания проектов областного конкурса “Мой экодом”.

ТИП УРОКА: Урок освоения школьниками новых знаний.

ВИД УРОКА: Урок-исследование.

ФОРМЫ: Рассказ, беседа, защита проекта, практическая работа в группах.

МЕТОДЫ: Объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый.

ОРГАНИЗАЦИЯ: Работа в малых группах, дифференцированный подход.

ХОД УРОКА

ЭТАПЫ УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Оргмомент

(1 мин.)

Приветствие. Сообщение темы. Запись темы в тетрадях.
Целеполагание и мотивация.

(3 мин.)

Рассказ

“Человек неразумен… Умом обладает окружающая его среда”, – говорил Гераклит.

Чтобы приобщиться к этому источнику знаний, надо понять язык природы.

А как это сделать?

В одной португальской притче учитель говорит своему ученику: “Есть только один путь – действовать!”

И потому сегодня я предлагаю вам освоить еще один вид научно-исследовательской деятельности – метод экологического проекта.

Если на предыдущих уроках мы изучили методику выполнения реферативной работы, которая предполагает в основном теоретическую проработку какой-либо проблемы, то метод проекта предполагает еще и практические действия по ее решению.

Сегодня вы ознакомитесь с методикой выполнения проекта и попробуете сами разработать небольшие экологические проекты.

 
Актуализация знаний.

(3 мин.)

Беседа.

Проверка выполнения домашнего задания:

дать определение термина “проект” на основе справочных материалов.

Обобщив все сказанное, можно сделать вывод, что проект – это замысел или план какой-либо деятельности.

Ответы на поставленный вопрос, чтение определений из словаря Ожегова и СЭС.
Изучение нового материала:

а) Усвоение теоретических знаний

(7 мин.)

Беседа

Презентация практико-ориентированного проекта

(5 мин.)

б) Практическая работа в группах.

(7 мин.)

Учебный проект имеет свои особенности.

Проект – самостоятельная творческая завершенная работа, выполненная учеником под руководством учителя, т.е. деятельность ученика от идеи до полного завершения проекта [4].

Ознакомление учащихся с технологией выполнения проекта (схема на доске, раздаточный материал). <Приложение1>

Предлагает выявить отличия в оформлении проекта и реферата.

Предлагает рассмотреть критерии оценки проекта, которые используются при самоанализе и на защите проекта (работа с раздаточным материалом). <Приложение1> Ознакомление учащихся с видами учебных проектов (схема на доске):

  1. Информационные проекты – сбор и анализ информации, подготовка сообщения, реферата, статьи и защита.
  2. Исследовательские проекты – глубокое теоретическое и практическое изучение проблемы и защита собственных путей ее решения (научно-исследовательская работа учащегося) [2].
  3. Творческие проекты – создание стенгазеты, выставок фотографий, рисунков, плакатов, листовок, сценария школьного праздника, учебного видеофильма.
  4. Практико-ориентированные проекты – действия по решению реальных проблем: озеленение школьной территории, организация экологического субботника, очистка родников, берегов реки [3].

Предлагает ученикам прослушать рассказ одного из учеников о выполнении проекта “Мой экодом”, проанализировать и оценить его результаты.

Предлагает каждой группе выполнить по одной из работ областной конкурсной программы экологических проектов “Мой экодом”:

  1. Мои зеленые друзья
  2. Мусор от А до Я
  3. Дыхание города
  4. Квартира как экосистема
Запись определения в тетрадях.

Работа с дидактическим материалом.

Сравнивают и акцентируют внимание на описании практической деятельности и ее результатов.

Чтение и комментирование критериев.

Запись в тетрадях видов учебных проектов.

 

 

Слушают, задают вопросы, оценивают качество выполнения проекта.

Распределяются по группам. Знакомятся с заданием, обдумывают его, намечают план выполнения проекта.

Закрепление нового материала.

(10мин.)

Предлагает одной из групп защитить свой проект, а остальным оценить и внести предложения по его доработке.

Защита проекта “Мои зеленые друзья”, посвященного определению качества озеленения кабинета биологии.

Слушают, задают вопросы, оценивают качество выполнения проекта, дают рекомендации.
6. Сообщение домашнего задания.

(1 мин.)

Предлагает остальным группам закончить выполнение своих проектов, оформить их и подготовиться к защите. Записывают домашнее задание.
7. Подведение итогов урока.

(3 мин.)

Предлагает подвести итоги урока:
  • что нового узнали?
  • над чем работали?
  • чему научились?

Сообщает и комментирует оценки учащимся.

Отвечают на вопросы, оценивают результаты своей деятельности.

Ключевые понятия

Проект (от лат. projectus – брошенный вперед):

  1. Совокупность документов (расчетов, чертежей) для создания какого-либо сооружения или изделия.
  2. Предварительный текст какого-либо документа.
  3. Замысел, план [5].
  4. Разработанный план сооружения, устройства чего-нибудь [1].

Проектирование – процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Могут быть архитектурно-строительные, экологические, инженерно-психологические, генетические и др. виды проектов [5].

План-конспект открытого занятия факультатива “Основы научной деятельности в биологии”

ТЕМА: Технология выполнения экологического проекта “Мой экодом”.

ЦЕЛЬ: Закрепление технологии выполнения экологического проекта.

ЗАДАЧИ:

  1. Повторить и закрепить алгоритм выполнения проекта, проверить усвоение учащимися понятия об экологическом проекте и его видах, критериях оценки проекта и его оформления.
  2. Провести презентацию проектов и их оценку.
  3. Продолжить формирование умений и навыков выполнения и оформления научно-исследовательских работ, способности учиться на собственном опыте и опыте других, развитие учебно-познавательных интересов, творческой инициативы и активности.
  4. Продолжить воспитание бережного отношения к природе, экологически целесообразного взаимодействия с ней, формирование ответственности, самостоятельности, коллективизма.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Программа защиты экологических проектов, девиз урока: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать самому – и я научусь” (на доске).
  2. Раздаточный материал: бланки “Критерии оценки проекта”, задания проектов областного конкурса “Мой экодом”.

ТИП УРОКА: Урок закрепления знаний.

ВИД УРОКА: Урок – презентация.

ФОРМЫ: Рассказ, беседа, защита проекта, практическая работа в группах, оценивание в парах.

МЕТОДЫ: Объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый, репродуктивный, исследовательский.

ОРГАНИЗАЦИЯ: Работа в малых группах, парах, дифференцированный подход.

ХОД УРОКА

ЭТАПЫ УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
1. Оргмомент

(1 мин.)

Приветствие. Сообщение темы. Запись темы в тетрадях.
2. Целеполагание и мотивация.

(2 мин.)

Рассказ

На прошлом занятии вы ознакомились с еще одним видом научно-исследовательской деятельности – методом экологического проекта, который предполагает не только теоретическую проработку какой-либо проблемы, но и практические действия по ее решению.

Китайская пословица гласит: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать самому – и я научусь”.

К началу нового века мир оказался перед угрозой резкого ухудшения глобальной экологической ситуации – фактически на грани экологической катастрофы. Очень часто мы слышим, читаем и говорим об этом. Однако приобретенные экологические знания недостаточны, если они не будут сочетаться с практическими делами, приносящими пользу природе, а значит, и всему обществу.

Метод экологического проекта как раз помогает на практике приобрести бесценный опыт экологически грамотного взаимодействия с природой и использовать его в своей дальнейшей жизни.

Сегодня вы повторите, закрепите методику выполнения проекта и будете защищать разработанные вами экологические проекты.

Слушают, повторяют домашнее задание, готовятся к защите проектов.
Актуализация знаний.

(7 мин.)

Беседа, фронтальный опрос.

Проверка выполнения домашнего задания:
  1. Дать определение понятия “учебный проект”.
  2. Дать характеристику различных видов учебного проекта.
  3. Алгоритм выполнения проекта.
  4. Критерии оценки проекта.
  5. Оформление проекта и его отличия от реферативной работы.
Ответы на поставленные вопросы.
Закрепление материала.

(26 мин.) Презентация и защита проектов.

Земля – это космический корабль для всех людей, и потому забота об условиях жизни на ней - общая забота всего человечества.

Предложенные вам проекты позволяют оценить экологическую ситуацию в вашей квартире, доме, классе, школе, районе, обучают несложным методам по ее улучшению. Однако на этих конкретных фактах ближайшего окружения вы получаете представления о глобальных экологических проблемах и приобщаетесь к их решению.

Учитель предлагает каждой группе защитить учебные проекты, выполненные по заданиям областной конкурсной программы экологических проектов “Мой экодом”:

  1. Мои зеленые друзья;
  2. Мусор от А до Я;
  3. Дыхание города;
  4. Экономно ли наша семья расходует электроэнергию;
  5. Экономно ли наша семья расходует воду.

Учитель предлагает проводить оценивание проектов в парах, используя раздаточный материал - бланки “Критерии оценки проекта”.

Творческие группы защищают свои проекты.

Слушают, задают вопросы, оценивают качество выполнения проектов, дают рекомендации.

 

5. Сообщение домашнего задания.

(1 мин.)

Предлагает остальным группам закончить выполнение своих проектов, оформить их и подготовиться к защите. Записывают домашнее задание.
6. Подведение итогов урока.

(3 мин.)

Предлагает подвести итоги урока:
  • что нового узнали?
  • что обсуждали?
  • чему научились?

Оценивает и комментирует работы учащихся, дает рекомендации по выполнению и защите проектов.

Отвечают на вопросы, оценивают результаты своей деятельности.

Ключевые понятия

Учебный проект – самостоятельная творческая завершенная работа, выполненная учеником под руководством учителя, т.е. деятельность ученика от идеи до полного завершения проекта [4].

Виды учебных проектов:

Информационные проекты – сбор и анализ информации, подготовка сообщения, реферата, статьи и защита.

Исследовательские проекты – глубокое теоретическое и практическое изучение проблемы и защита собственных путей ее решения ( научно-исследовательская работа учащегося) [2].

Творческие проекты – создание стенгазеты, выставок фотографий, рисунков, плакатов, листовок, сценария школьного праздника, учебного видеофильма.

Практико-ориентированные проекты – действия по решению реальных проблем: озеленение школьной территории, организация экологического субботника, очистка родников, берегов реки [3].

Список использованной литературы

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000слов/ Под ред. докт. Филил. Наук, проф. Н.Ю. Шведеовой.16-е издание, испр. – М.: Рус. яз., 1984. С. 528.
  2. Русских Г.А. Технология проектного обучения / /Биология в школе. – 2003. - №3.
  3. Самкова в.А. Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников// Биология в школе. – 2002. - №7.
  4. Семенцова В.Н. Сетевое планирование. Биология. 5 – 11 классы: Метод. пособие. – СПб.: “Паритет”, 2002. С. 89.
  5. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред А. М. Прохоров. – 3-е изд. – М.:Сов. энциклопедия, 1985. С. 1061.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора

Урок изучения нового материала с использованием презентации и лабораторной работы. Формирует у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания, а в ходе лабораторной работы они выявляют механизмы приспособления в результате действия естественного отбора. Урок способствует развитию интереса, как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течение урока....

26 07 2021 8:29:29

Зачетный урок "Размножение и развитие человека"

Представлены вопросы к зачетному уроку по теме " Размножение человека"....

26 07 2021 17:53:29

Опорно-двигательная система человека: строение и функции

Опорно-двигательная система человека - это совокупность костей скелета, хрящевой ткани и прикрепленных к ним связок, мускулатуры, которые вместе обеспечивают поддержание позы, перемещение, выполнение активных движений....

26 07 2021 11:47:24

Конспект урока "Особенности внешнего строения и образа жизни представителей класса Земноводные"

Этот урок является первым в теме " Амфибии" и направлен на построения знания о начале освоения позвоночными животными новой наземно-воздушной среды обитания. В конспекте изложен материал по трем отрядам класса Амфибии ( Бесхвостые, Безногие и Хвостатые). К конспекту прилагается иллюстративный материал – презентация, раскрывающий материал урока. ...

26 07 2021 11:46:13

Урок биологии по теме "Разнообразие грибов"

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....

26 07 2021 17:12:14

Игра как метод обучения и воспитания

Решать некоторые учебные проблемы без участия игры невозможно. Кроме этого игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, пространстве, людях. Играя, дети обучаются. Поэтому на уроках биологии применяется игра с учениками. Это может быть небольшой игровой момент на уроке, а может быть и сетевая игра, в которой участвует несколько классов....

26 07 2021 9:21:46

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе Е Г Э по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

26 07 2021 23:10:34

Проблемное обучение на уроках биологии через решение генетических задач

В задаче необходимо, во-первых: 1) четкое знание терминов и их смысла; 2) умение сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; 3) правильное решение задачи – это и есть полезный результат. Во-вторых, задача – это тренажер мыслительной деятельности. В-третьих, самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Ученик начинает верить в себя – он может больше, чем сам думает о себе. ...

26 07 2021 14:59:41

Элективный курс "Тайны человеческого тела"

В курсе дан интересный материал об особенностях строения практически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и смерть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

26 07 2021 15:10:34

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

26 07 2021 22:17:36

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опорно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

26 07 2021 6:28:53

Урок-панорама "Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить". Биология (8-й класс)

Урок-панорама состоит из трех мини-уроков: мини-спектакль « Сердце – это жизнь», «живая» газета « Спасибо, сердце», деловая игра « На приёме у кардиолога». ...

26 07 2021 0:37:59

Практикум по генетике

Я предлагаю вашему вниманию методическую разработку по решению генетических задач различной степени сложности. Одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся является организация их практической деятельности. Этот практикум позволяет преодолеть страх при решении задач, так как содержит алгоритм решения задач и примеры задач, которые могут выполнить учащиеся без помощи учителя. Алгоритмы и ключевые слова в практикуме дают возможность легко освоить решение задач по генетике, а также позволяют учителю проверить практические умения учащихся. ...

26 07 2021 12:30:25

Изменение питательных веществ в кишечнике

При изучении темы " Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

26 07 2021 16:55:24

Происхождение жизни на Земле

Цель урока: познакомить обучающихся с различными взглядами на проблему возникновения и развития жизни на Земле. Данная презентация помогает решить следующие задачи: обеспечивает наглядность урока, формирует современное научное мировоззрение, критическое мышление по отношению к разным взглядам на происхождение жизни, расширяет кругозор обучающихся....

26 07 2021 8:35:25

Лекарственные растения Мурманской области

Урок может быть проведен как в курсе изучения биологии в 6-м классе (экологические аспекты с применением регионального компонента), так и как факультативное занятие. Национально-региональный компонент формирует представление об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ....

26 07 2021 4:57:37

Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз". 9-й класс

Комбинированный урок биологии по У М К Пасечника сопровождается презентацией, включающей в себя схемы, таблицы, звуковое сопровождение, видеофрагмент. Урок включает различные методы обучения: словесный: беседа, рассказ; наглядно-иллюстративный: презентация, таблица; индивидуальный: самостоятельное заполнение таблицы....

26 07 2021 20:25:56

Происхождение и единство человеческих рас. Признаки и особенности

Под действием климата и внешней среды - группы людей были наделены особенностями, которые стали отличать их между собой. Так сформировались расы....

26 07 2021 7:36:57

Игра-соревнование "Знатоки птиц"

Игру-соревнование можно проводить как обобщающий урок в 7-м классе по теме « Птицы». В качестве домашнего задания учащиеся подбирают пословицы и поговорки про птиц, придумывают фантастических птиц, разучивают стихотворения о значении птиц в природе, о необходимости бережного отношения к ним. В ходе игры и участники команд, и зрители отвечают на вопросы викторины, отгадывают загадки, знакомятся с птицами России, слушают их голоса....

26 07 2021 21:50:48

Развитие мотивации к изучению биологии в непрофильных классах

Задача учителя биологии – показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти подход, который затронет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни....

26 07 2021 14:52:45

Технологическая карта урока биологии на тему "Лишайники"

Цель урока: определить место лишайников в царстве растений....

26 07 2021 9:42:25

Естественный отбор и его формы

Урок биологии в 9-м классе разработан по технологии И О С О с использованием И К Т....

26 07 2021 12:12:10

Мастерская "Биосинтез белка"

Необычность, метафоричность аналогий не обеспечивает приобретения полных, исчерпывающих научных знаний, но будит воображение, помогает взглянуть на привычное под новым углом зрения и обеспечивает успешное усвоение сложных теоретических сведений. ...

26 07 2021 19:25:33

Разработка урока биологии "Плод. Разнообразие и значение плодов"

Урок помогает сформировать у учащихся понятие о плоде как важном генеративном органе растения, познакомить с разнообразием плодов и семян, их строением и функциями. На уроке получают знания об образовании, значении плодов и семян. На уроке учащиеся учатся самостоятельно распознавать и определять типы плодов. Знания о разнообразии плодов, их строении, приспособлении плодов и семян к распространению необходимы учащимся для выращивания и охраны растений. ...

26 07 2021 12:44:21

Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе

Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику " Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....

26 07 2021 0:19:11

Урок биологии в 7-м классе по теме "Класс насекомые. Отряд перепончатокрылые"

Дети в процессе работы должны научиться выделять особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; раскрывать многообразие перепончатокрылых, черты их сходства, показать их роль в природе и значение в жизни человека, необходимость охраны этих насекомых. На уроке используются фрагменты диска « Биология. 7-й класс. Животные», презентации, подготовленные учителем и учащимися. ...

26 07 2021 8:29:19

Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания

На уроке учащиеся знакомятся с гигиеной воздушной среды, возможными нарушениями дыхания, узнают приемы оказания первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию....

26 07 2021 4:14:10

Учебно-познавательная игра «Биомарафон по теме "Пищеварение"». 8-й класс

Урок дается в конце изучения темы « Пищеварение» как повторение пройденного. В непринужденной форме дети могут вспомнить и закрепить знания достаточно сложной для усвоения детьми темы об особенностях строения и функционирования органов пищеварения; правила гигиены пищеварительной системы; методы исследования пищеварения, типы заболеваний пищеварительной системы, умение распознавать их; повторить ключевые понятия по теме....

26 07 2021 0:16:35

Ролевая игра в 8-м классе на повторительно-обобщающем уроке "Кровь и кровообращение"

Цель урока: приведение в систему знаний по теме « Кровь и кровообращение», определение их практической значимости. ...

26 07 2021 0:56:54

Урок— пресс-конференция по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"

Урок биологии в форме пресс-конференции поможет расширить и углубить представление о вирусах, познакомит с их строением и составом, механизмом взаимодействия с клеткой, характеристикой В И Ч, значением вирусов. ...

26 07 2021 11:36:48

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

26 07 2021 1:30:10

Цветок – орган полового размножения

Урок проводится в 6-м классе по У М К « Сферы» с использованием информационных технологий. Сочетание разнообразных методов и форм работы способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также развитию памяти, речи, мышления....

26 07 2021 21:50:44

Тема урока: "Образ жизни и внешнее строение птицы". 7-й класс

Данный урок помогает учащимся понять происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Практическая часть позволяет получить знания о приспособленности птиц к полету. На уроке используются межпредметные связи, раскрывающие значение в хозяйственной деятельности человека....

26 07 2021 4:53:53

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме " Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

26 07 2021 2:12:39

Викторина по биологии на тему "Живая природа"

Представлен сценарий викторины для 6-го класса в стихотворной форме. Включает теоретические вопросы и практические задания по темам: " Семя", " Строение клетки", а так же общие вопросы о животных, растениях, грибах. Проводится с целью активизации познавательной активности школьников и развития интереса к предмету. ...

26 07 2021 11:10:21

Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс

Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности....

26 07 2021 18:48:42

Комплексный урок: "Строение головного мозга"

Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....

26 07 2021 11:35:43

Макроэволюция, ее доказательства. 11-й класс

Данный урок стоит в разделе « Основы учения об эволюции» по учебнику « Общая биология» для 10–11-х классов, авторы А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. Учитель использует И К Т, применяет такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповую и индивидуальную. На уроке организуется поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается У М К « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» « Общая биология. 11 класс» и медиопрезентацией....

26 07 2021 2:12:48

Отряды птиц. Дневные хищные, совы, куриные

Изучается многообразие птиц, рассматриваются особенности строения, связанные с образом жизни и средой обитания, раскрывается значение птиц данных отрядов в природе и жизни человека....

26 07 2021 21:46:37

Слайды к уроку "Биоценозы". 7-й класс

Урок проводится с использованием И К Т и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....

26 07 2021 5:44:57

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

26 07 2021 4:33:39

Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)

Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль А Т Ф и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....

26 07 2021 14:17:53

Разработка урока биологии по теме "Воздушное питание растений". 6-й класс

На уроке дети узнают великую тайну растений – поглощать солнечную энергию и превращать ее в химическую энергию органических веществ (процесс фотосинтеза). По ходу урока обучающиеся делают выводы о значении фотосинтеза для всех живых организмов на Земле....

26 07 2021 14:10:14

Занятие в творческом объединении "Природа и человек". Тема: "Природа родного края"

Игра – активный метод обучения и воспитания, который помогает учащимся глубже усвоить изучаемый материал, расширить кругозор, развить познавательный интерес. За основу занятия в творческом объединении " Природа и человек" взята популярная телевизионная игра " Поле чудес"....

26 07 2021 0:53:54

Информационные технологии в преподавании биологии

Работа выполнена для использования на предметной неделе по биологии/экологии. Представлена в форме игры для учащихся 8-х классов. Игра в форме компьютерной презентации позволяет более наглядно представить материал, который поможет закрепить, использовать и дополнить знания учащихся о мире живой природы, в котором мы живем....

26 07 2021 1:53:23

Экологический проект по теме "Антропогенное влияние на ближайшее к школе природное сообщество"

Взаимодействие человека и природы – это комплексное воздействие антропогенных факторов на природу и природных факторов на здоровье и хозяйственную деятельность человека. Метод проектов позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, собирать информацию, обрабатывать её при помощи компьютерной техники. ...

26 07 2021 3:14:35

Урок по теме "Направления органической эволюции"

Тип урока – обобщающий. Проводится в игровой форме. Учащиеся – это молодые специалисты, работающие в лаборатории Н И И эволюционной биологии. Урок – это один рабочий день лаборатории. На уроке обобщаются знания о направлениях органической эволюции, проводится лабораторная работа по определению идиоадаптаций комара, выполняется самостоятельная работа по карточкам-заданиям, учащиеся также получают новые знания, анализируют, сравнивают, делают выводы во время работы на уроке. ...

26 07 2021 21:23:55

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - " Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

26 07 2021 4:56:15

Мастер-класс "Первый шаг в биологию"

Предлагаемая работа - это мастер-класс для учителей биологии. Основная идея представленной работы - познакомить учителей с методическими приёмами, способствующими активизации познавательной деятельности учащихся и привитию интереса к изучению нового учебного предмета. Представленную форму проведения урока можно применить в работе с учениками, при планировании первого урока биологии в 6-м классе. ...

26 07 2021 7:51:32

Урок обобщения по биологии в 11-м классе "Человек - это тоже природа?!"

Урок построен по методике критического мышления. Имеет межпредметную тематику (физика, биология, экология). Работа с текстами способствует развитию системного и творческого мышления учащихся, расширяет кругозор учащихся. На уроке используется классическая музыка в современной обработке. ...

26 07 2021 21:15:27

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)