Урок-путешествие по Оренбургской области "Места заповедные" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок-путешествие по Оренбургской области "Места заповедные"


    Урок-путешествие по Оренбургской области "Места заповедные"

Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою мopaльную ответственность за судьбу родной земли, формирование экологической культуры.

Оформление:

  1. Стенды «Памятники природы Оренбургской области», «Особо ценный лесной массив».
  2. Газета «Край степной Оренбуржье».
  3. Физическая карта Оренбургской области.
  4. Выставка литературы об охране природы в Оренбуржье.
  5. Выставка работ учащихся посвящённых охране природы (рефераты, рисунки, плакаты).

Оборудование: проектор (для демонстрации презентаций)

Участники : (Первый чтец, второй чтец, ведущий, группа чтецов, группа учащихся).

1 чтец:

К нам вести горькие пришли,
Что зыбь Арала в мертвой тине,
Что редки аисты на Украине
Уральские не звонки ковыли.
Что Волга синяя мелеет,
И жгут по Керженцу злодеи
Зеленохвойные кремли.
Что нивы суздальские, тлея,
Родят лишайник да камни!
Нас окликают журавли
Прилётной тягою в последки
И сгибли зябликов наседки
От колтуна и жёлтой тли.
К нам вести чёрные пришли,
Что больше нет родной земли,
Как нет черёмух в октябре,
Когда потёмки на дворе
Нам вести душу обожгли,
Что больше нет родной земли,
Что зыбь Арала в мёртвой тине,
Не слышно аистов на Украине,
И Север – лебедь ледяной –
Истёк бездумною волной,
Оповещая корабли,
Что больше нет родной земли!

Группа чтецов. Говорят факты.

1 – й. С начала нынешнего века из недр Земли было извлечено полезных ископаемых больше, чем за всю историю цивилизации.

2 – й. Ежегодно в результате сжигания топлива в атмосферу поступает 20 млрд. тонн углекислого газа, 150 млн. сернистого.

3 – й. Каждый год в реки сбрасывается 160 куб. км. промышленных стоков, в почвы вносится 500 млн. тонн минеральных удобрений и 3 млн. тонн ядохимикатов, треть которых смывается в водоёмы.

4 – й. Ежегодно 6 млн. гектаров земли превращается в пустыни. Через три десятилетия площадь таких пустынь будет равна площади Саудовской Аравии.

5 – й. Ежегодно уничтожается более 11 млн. гектаров леса, и через три десятилетия площадь уничтоженных лесов будет равна площади Индии.

1 – й. Каждый день исчезает один вид мелких животных, каждый год один вид крупных.

2 – й. За последние 500 лет истрeблено 2/3 покрывающих землю лесов

3 – й. Учёные утверждают, что дышать воздухом Стамбула, всё равно, что выкуривать в день 10 пачек сигарет. Интересно, сколько пачек «выкуриваем» мы в Оренбурге?

4 - й. В воздухе Оренбурга увеличились концентрации бензапирена, двуокиси азота, пыли, сероводорода, формальдельгида, углекислого газа. Этим мы дышим.

5 – й. В воде Оренбурга увеличились концентрации нитратов, солей железа, алюминия, появился аммиак, марганец, фенолы, нефтепродукты, синтетические вещества. Это мы пьём.

Ведущий: Всего лишь несколько десятков лет назад по земле, где мы с вами живём, бегали стада сайгаков, водились в большом количестве дрофы. А колёса телег становились красными от обилия ягод. Земля у нас одна. И если мы сейчас не задумаемся о том, что останется на этой земле после нас, то через несколько десятилетий живущие на этой земле могут не услышать песню жаворонка, не увидеть полёт степного орла, бурный разлив степных рек и яркий ковёр степных растений.

Для сохранения животных и растений в 1989 году в области создан Оренбургский степной заповедник. Нужно сказать, что в состав заповедника вошли не первозданные степи, а жалкие останки былого ковыльного простора, да небольшие участки холмисто – увалистых и низкогорных степей. Чудом уцелевшие первозданные степи Оренбуржья были почти сенсационно обнаружены в 1975 году.

2 чтец (приложение 1).

Оренбургский заповедник состоит из четырёх участков:

1 – й участок на Востоке. Он представлен Кумакской степью (никогда не распахивалась, используется, как отгонное пастбище) и Ащисайской степью (только здесь встречается чёрный жаворонок).

2 – й участок – на левом берегу Урала в Кувандыкском районе «Айтуарская степь».

3 – й участок – на территории Беляевского района «Буртинская степь». Здесь, на холме Кармен сохранились настоящие кустарниковые степи.

4 – й участок – на Юга - Западной области, названа «Таловской степью» по реке Таловой (разнообразной окраски тюльпаны – 20 экземпляров на 1 квадратный метр).

Просмотр фильма «Государственный природный заповедник «Оренбургский»

Ведущий: На территории области выделено 500 памятников природы, взятых под охрану. Часть из них показана на нашем стенде. Все они уникальны и интересны. Но один из них заслуживает особого внимания так и называется «Особо ценный лесной массив».

Сообщение учащихся с использованием презентации «Особо ценный лесной массив».

(приложение 2).

1 – й. Это Бузулугский бор, расположенный в расширении долин рек Самары и Боровки, площадью 111 тысяч гектаров. От площади всех лесов страны он занимает 0, 000088 %. Чем же тогда так славен небольшой зелёный массив?

2 – й. А славен он своей уникальностью. Во – первых это форпост сосны на юго-востоке. Это единственный в мире бор в открытой степи. Он закрепляет, сдерживает пески, увлажняет климат, стеной стоит на пути суховеев, дующих из среднеазиатских пустынь.

1 – й. Во – вторых и сосна здесь, что не в каждом боре бывает, высокого качества. Сосны здесь ровные, гладкие, высотой до 35 – 40 метров. А у дороги между посёлками Заповедное и Паника отгорожены две сосны, которым уже по 300 лет.

2 – й. А в – третьих нам бор – это целая лесная академия. Все знаменитые лесоводы России трудились здесь. Академики Cyкaчёв и Высоцкий, профессоры Морозов, Бельский, Земятченский многие годы отдали изучению и защите бора.

1 – й. А животный мир бора? Здесь можно встретить лесного великана лося, есть здесь и косуля, и заяц, и лиса, и барсук, и кyница, и белка, и кабан. Забредают сюда волки и рыси. Многообразно птичье царство бора: дятел, утка, беркут, глухарь, журавли и цапли. В общем, это настоящее чудо – Бузулугский бор.

2 – й. От чего? Какие у бора враги?

1 – й. Есть враги. Это усачи, короеды и мн. др. много бед приносит подкорный сосновый клоп. И всё же главный враг бора – человек.

2 – й. В 60 – х. годах в бору стали рубить лес под буровые площади. Под бором геологи нашли нефть. Нефть упускали в Боровку, в лесу появились нефтяные болотца. Но самая страшная беда бора – пожары.

1 – й.

Прекрасен бор, высок и строен!
Стоит он, в глушь свою маня,
Под пологом душистой хвои
Здесь лучший отдых для меня.

2 – й.

Ветров атаки отбивая,
Он, как былинный богатырь,
Щитом зелёным прикрывает
Хлебами залитую ширь.

Ведущий: В нашем Переволоцком районе объектов, которые могут быть отнесены к памятникам природы республиканского, областного и местного значения. Вот некоторые из них.

Сообщение учащихся с использованием презентации «Памятники природы Переволоцкого района» (приложение 3).

1 - й ученик.

Гора Медвежий лоб (Арапова гора). Это высшая отметка возвышенности Общий Сырт. Её высота 405 метров. Находится у с. Япрынцево. На южном склоне Медвежьего Лба растёт очень эффектный нагорный березняк. Он занимает среднюю часть склона, вершина которого безлесна. Именно она напоминает лоб лежащего медведя, это и послужило названием горы. У южного подножия выклиниваются родники. На Севере – Западном склоне по лощине цветёт разнотравно-ковыльная степь. Северный склон горы едет в густые заросли чилиги и спиреи.

2 - й ученик .

Неподалёку от Медвежьего лба у х. Власовка расположена вторая вершина О. Сырта – Адамова гора (391 метр). Она почти сплошь покрыта березово-осиным лесом. С её названием связана легенда. По преданию, на вершине горы находились пещеры, в которых жили пришлые монахи. Одного из них звали Адам – отсюда и пошло название горы. Адамова гора является уникальным памятником, где сохранилась истинная степная растительность.

3 - й ученик.

У с. Кариновка, в балке, заросшей берёзовым лесом находиться каменный родник. Это исток реки Самара. Начинаясь небольшим родником, река течёт на юг, затем около п. Переволоцкий поворачивает на запад, принимает в себя множество ручьёв и речек и вливается в Волгу. Название её связано с древнеперсидским словом «хамар», которое первоначально звучало как «самар», «самаро», что в переводе означает «толпа», «скопище людей». Значит, на этой реке сходились различные племена. Путь вдоль реки был очень удобен: здесь и корм в долине, и вода, и степи, пригодные для пастбища. Всё это привлекало кочевавшие в далёком прошлом племена савроматов и сарматов, которые и дали реке название.

4 - й ученик.

На первом берегу Урала между сёлами Первая и Вторая Зубочистка находиться один из уникальных памятников природы области. В конце сороковых годов подземные воды размыли подошву холма, и в результате смещение вниз по склону песчано-глинистых отложений вниз по склону образовался оползень. Протяжённость его около 800 метров. Местные жители называют этот склон Урала Яр – Буе – Байлыке, что в переводе с татарского означает Берег Сокровищ. И сокровищ на берегу действительно немало. Здесь струятся родники с водой различного химического состава. Роднички питают небольшие «висячие» болотца, которые образовались на оползнях. Болотца заросли тростником, рогозом, плакун – травой, осоками. Есть и залежи торфа мощностью до полуметра.

На свежих оползнях переместившихся вниз по склону совсем недавно, развита степная растительность. Берег разрезан двумя оврагами. Один из них особенно глубок. В его нишах почти до середины июля лежит снег. Народная мудрость недаром назвала это место Берегом Сокровищ. Это сокровище для учёных и художников, незаменимо пособие для участников и студентов.

5 - й ученик.

Чесноковские Белые горы – это выходы мела на поверхность, расположенные в верховьях р. Чесноковки. Их своеобразием является хаpaктерная меловая растительность. На меловых горах Чесноковки растёт меловая ромашка, катран татарский, льнянка меловая – все эти растения занесены в Красную книгу. Всё необычно здесь: и ослепляющая снежная белизна меловых склонов, и палящее солнце, и оригинальная, удивительно приспособленная к мелу растительность, и непривычные карстовые формы рельефа, и окаменевшие останки древних морских животных. Меловые горы нуждаются в охране – здесь ведутся промышленные разработки мела. Нельзя допустить, чтобы этот редкий тип урочищ Южного Урала исчез с лица земли. Ведь считается, что увидя их сверкающую белизну Пушкин нарёк крепость в «Капитанской дочке» Белогородской.

Ведущий: Мы совершили с вами небольшое путешествие по уникальным местам нашего края. Хотелось, чтобы каждый задумался над тем, о чём так просто сказал поэт Михаил Дудин:

Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё выгрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков
Мы общей жизни зёрна
Одной судьбы родня
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
И каждого из нас.

Видеоприложение.



Комментарии:

Урок-викторина "Побег" с применением ИКТ


    Урок-викторина "Побег" с применением ИКТ

      Данный урок является обобщающим в теме "Побег". Он закрепляет полученные знания о строении побега, почек, их расположении, видах побегов, способах роста, видоизмененных побегах; способствует формированию навыков применения полученных знаний в новых ситуациях, интеграции знаний, расширению понятий о видоизмененных побегах. Используемые ИКТ (мультимедийный проектор и интеpaктивная доска) позволяют значительно активизировать учебный процесс, сделать его более наглядным, увлекательным, придать уроку элементы соревнования, игры. ...

25 04 2025 4:45:21

Урок с использованием ИКТ "Способы размножения растений"


    Урок с использованием ИКТ "Способы размножения растений"

      На уроке формируются биологические понятия "пoлoвoе, бесполое, вегетативное размножение", "гамета", "зигота", "cпepмий", "cпepматозоид", "яйцеклетка", особенности размножения растений, формируются навыки получения информации учащимися с помощью различных источников, в том числе компьютерных....

24 04 2025 15:36:29

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс


    "Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

      Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

23 04 2025 13:38:59

Парк развлечений Юрского периода

Очевидно, что задания низкого уровня сложности подразумевают репродуктивный тип действий, т.е. это задания на узнавание и требуют простых мыслительных операций для выполнения. В заданиях второго уровня сложности сохранен тестовый способ изложения, однако выбор здесь усложняется, появляется многовариантность ответов, появляются задания с различными рамками ответа. Такие задания требуют более сложных мыслительных операций, а также более детального изучения темы. Задания повышенного уровня сложности предполагают самостоятельный путь решения, активную позицию и значительные интеллектуальные усилия обучающегося....

22 04 2025 15:19:41

Урок биологии по теме "Сельскохозяйственные растения, или Растения-переселенцы". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Сельскохозяйственные растения, или Растения-переселенцы". 6-й класс

      Урок проводится в виде путешествия с использованием географической карты и знакомит учащихся с историей появления и возделывания в России сельскохозяйственных растений, родиной которых являются различные континенты, их применением....

21 04 2025 20:47:26

Учебно-познавательная игра «Биомарафон по теме "Пищеварение"». 8-й класс

Урок дается в конце изучения темы «Пищеварение» как повторение пройденного. В непринужденной форме дети могут вспомнить и закрепить знания достаточно сложной для усвоения детьми темы об особенностях строения и функционирования органов пищеварения; правила гигиены пищеварительной системы; методы исследования пищеварения, типы заболеваний пищеварительной системы, умение распознавать их; повторить ключевые понятия по теме....

20 04 2025 18:43:57

Урок по теме "Хищные птицы". 7-й класс


    Урок по теме "Хищные птицы". 7-й класс

      Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности дневных и ночных хищных птиц. Позволяет закрепить уже имеющиеся знания и понятия о пищевой специализации птиц, типах развития птенцов. Расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес к предмету....

19 04 2025 14:25:20

Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов


    Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов

      Урок - самостоятельная работа, в процессе которого формируются самообразовательные умения учащихся при работе с книгой, лабораторным оборудованием, энциклопедической литературой, раскрываются творческие способности, что ведет к личностному росту обучающихся. Урок построен на основе личностно ориентированной технологии....

18 04 2025 19:40:43

Интеллектуальная экологическая игра "Лес – природное сообщество"


    Интеллектуальная экологическая игра "Лес – природное сообщество"

      В пpaктике работы учителей наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, проводя привычные и надоевшие контрольные работы. Другие, наоборот, недооценивают проверку, сводя её преимущественно к фронтальной устной или письменной формам на 10–15 минут.Что легче – заставить учеников зубрить материал, введя их в «психический трaнc» на контрольной, а потом тратить огромное количество личного времени на проверку работ и получать не всегда ожидаемые результаты или применить иную методику?...

17 04 2025 19:32:46

Разработка урока "Строение и работа систем внутренних органов земноводных" (7-й класс)


    Разработка урока "Строение и работа систем внутренних органов земноводных" (7-й класс)

      Предлагаемая методическая разработка урока биологии построена с использованием технологии проблемного обучения. В качестве модели обучения выбрана поисковая модель. На уроке используются такие познавательные методы, как моделирование, аналогия, выведение следствий из фактов. Тема урока позволяет, опираясь на самостоятельную работу учащихся, определить содержание основных учебных единиц, сформулировать ведущие понятия. ...

16 04 2025 8:22:17

Библиотечный урок по экологии: "Байкал – жемчужина Сибири"


    Библиотечный урок по экологии: "Байкал – жемчужина Сибири"

      На протяжении всего урока текстовый материал идет на фоне музыки и сопровождается видеофильмом «Байкальские фантазии» о растительном и животном мире озера Байкал. На уроке учащиеся знакомятся с одной из легенд о Байкале, узнают о климате прошлого, о географическом положении Байкала, знакомятся с флорой и фауной Байкала. ...

15 04 2025 23:47:44

Формула здоровья


    Формула здоровья

      Урок дает представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставляет учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщает к здоровому образу жизни; объясняет роль здоровья в жизни и деятельности человека; развитии общества....

14 04 2025 18:17:20

"Инновационные технологии развития познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках биологии"


    "Инновационные технологии развития познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках биологии"

      В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося как будущего активного деятеля. Важную роль в формировании необходимых ЗУН, а также качеств личности учащегося играет ИКТ. Одной из основных задач школьного курса биологии выступает формирование у учащегося умения работать с информацией....

13 04 2025 7:20:52

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"


    Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

      Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....

12 04 2025 11:30:49

Обобщающий урок по теме "Побег"


    Обобщающий урок по теме "Побег"

      Данный урок состоит из нескольких конкурсов. Вопросы самые разные: это и загадки, и работа с рисунками, и знание пословиц, стихов, картин русских художников. В ходе урока можно закрепить и обобщить знания о побеге, его составных частях, роли в жизни растения, строении. Материал, подобранный для вопросов, развивает познавательный интерес к окружающему миру....

11 04 2025 19:37:43

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

      Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное с различными причинами, в связи с этим не случайно одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему....

10 04 2025 12:33:58

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся


    Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

      В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

09 04 2025 18:14:12

Основные закономерности явлений наследственности


    Основные закономерности явлений наследственности

      Урок «Основные закономерности явлений наследственности» является первым уроком темы «Наследственность». Использование на уроке компьютерной презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах излагаемой информации. Цель урока: сформировать представление о генетике как о науке, изучающей явления наследственности; начать формирование представлений об основных генетических закономерностях....

08 04 2025 10:18:10

План-конспект по теме "Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения рыб в связи с водной средой обитания"


    План-конспект по теме "Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения рыб в связи с водной средой обитания"

      Материал содержит подробный план конспект урока «Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания» по курсу зоологии для 7-го классов. Ориентирован на работу со всеми современными учебниками и обеспечивает дифференцированный подход в преподавании предмета. План-конспект дополнен инструктивной картой для выполнения лабораторной работы и приложением с презентацией к уроку....

07 04 2025 4:19:41

Деление клетки. Митоз


    Деление клетки. Митоз

      Урок знакомит с фазами митоза и пониманием его биологического значения. У учащихся формируется умение последовательно выстраивать процессы митоза. Создаются условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений....

06 04 2025 14:56:18

Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии


    Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

      В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....

05 04 2025 21:26:52

Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс


    Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс

      Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....

04 04 2025 14:40:40

Цветок растения. Строение, органы размножения (пестики и тычинки)

Цветок растения. Строение, органы размножения (пестики и тычинки) Цветок — это укороченный видоизмененный и ограниченный в росте побег, несущий околоцветник, тычинки, плодолистики (пестики). Строение цветков у всех цветковых растений сходно, а форма — разнообразна....

03 04 2025 11:43:57

Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика". 7-й класс


    Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика". 7-й класс

      В ходе урока учащиеся знакомятся с классификацией класса "Земноводные". Распознаются изученные виды земноводных на таблицах, рисунках с использованием классификации животных....

02 04 2025 12:51:21

Многообразие и значение земноводных


    Многообразие и значение земноводных

      Цель урока: познакомить учащихся с многообразием земноводных; показать их роль в природе и жизни человека....

01 04 2025 20:28:18

Модульный урок по биологии в 6-м классе "Размножение и оплодотворение у растений"


    Модульный урок по биологии в 6-м классе "Размножение и оплодотворение у растений"

      На уроке содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д....

31 03 2025 16:41:30

Элективный курс по общей биологии для учащихся 10–11-х классов "Цитология и гистология"


    Элективный курс по общей биологии для учащихся 10–11-х классов "Цитология и гистология"

      Целью курса является углубление и расширение знаний об общих принципах организации живых существ, опираясь на вспомогательные науки. Работа автора строится на поэтапном изучении клетки как структурной единицы всего живого на Земле. Учащиеся расширяют представление о закономерностях и жизнедеятельности клеток....

30 03 2025 6:20:40

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"


    Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

      Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

29 03 2025 0:51:45

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя


    Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

      Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

28 03 2025 17:26:33

Бинарный урок "Век величайших открытий"


    Бинарный урок "Век величайших открытий"

      Бинарный урок биологии и истории для 8-го класса имеет своей целью на примере деятельности выдающихся ученых XIX века показать их самоотверженность и целеустремленность в становлении и развитии целого ряда наук и научных направлений, а также проследить взаимосвязь истории и биологии. Данная форма очень уместна при проведении предметных недель по биологии и истории....

27 03 2025 17:37:51

Познавательный праздник по биологии, посвященный 200-летию Ч. Дарвина. 9−11-е классы


    Познавательный праздник по биологии, посвященный 200-летию Ч. Дарвина. 9−11-е классы

      Познавательный праздник по биологии посвящен 200-летию Ч. Дарвина. Цель праздника: расширить знания по биологии, развивать внимание учпеников, сообразительность, умение работать в коллективе. Мероприятие проходит в красочно оформленном зале в стиле XIX века или на палубе корабля. Учащиеся 9−11-х классов создают 4 комaнды по 4 учащихся, которые готовят свое выступление (сюрприз). Познавательно-активная часть представляет собой викторины, конкурсы, игры....

26 03 2025 1:15:55

Урок с использованием мультимедейных ресурсов и ПК "Основной скелет человека"


    Урок с использованием мультимедейных ресурсов и ПК "Основной скелет человека"

      В ходе урока проверяются знания учащихся о строении трубчатых костей, устанавливается связь макро- и микроскопического строения; изучаются отделы скелета человека; выявляются различия строения скелета обезьяны и человека, связанные с прямохождением; раскрывается взаимосвязь строения и функций осевого скелета. ...

25 03 2025 7:57:46

Генетика: история развития, основные понятия и законы генетики

Генетика: история развития, основные понятия и законы генетики Генетика – это наука, о закономерностях наследования генетической информации и изменчивости организмов. Основоположник генетики – Грегор Мендель....

24 03 2025 3:58:56

Интегрированный урок биологии и ИЗО в 6-м классе. Тема урока: "Разнообразие цветков. Соцветия"


    Интегрированный урок биологии и ИЗО в 6-м классе. Тема урока: "Разнообразие цветков. Соцветия"

      Цели урока: продолжить формирование у учащихся представлений о цветке как главном генеративном органе растения; сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологической ролью; способствовать развитию эстетического внимания и уважения к цветам и соцветиям; показать необходимость владения элементарными навыками изображения цветов и соцветий биологически и технологически правильно....

23 03 2025 19:48:32

Урок-путешествие по организму человека (8-й класс)


    Урок-путешествие по организму человека (8-й класс)

      Цель урока: сформировать целостное представление о движении крови в организме, о физико-химических основах работы внутренних органов и взаимодействии их с кровью; установить причинно-следственные связи с курсами химии и физики. ...

22 03 2025 21:20:38

"Какой сок лучше?"


    "Какой сок лучше?"

      Рассматривая на витринах магазинов красивые коробки, бутылочки с соком, мы задаем себе вопрос: "Какой же сок купить? Какой сок лучше?" Натуральные соки в рационе человека должны занимать достойное место, тем более, что сейчас в магазинах есть соки на любой вкус. ...

21 03 2025 22:19:29

Растения как объекты исследования школьников при изучении агротехнологии


    Растения как объекты исследования школьников при изучении агротехнологии

      В работе даётся представление об исследовательской деятельности школьников. Говорится о значении экспериментальной работы учащихся. Приводятся примеры организации исследовательской деятельности в эколого-биологическом лицее. На примере растений рассматриваются основные факторы роста и развития. Рекомендуется в работе для учителей технологии, биологии....

20 03 2025 10:10:53

Программа спецкурса "Биология в вопросах и ответах" для 11-го класса.


    Программа спецкурса "Биология в вопросах и ответах" для 11-го класса.

      Цель данного курса - поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности. ...

19 03 2025 21:45:48

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

      Процесс учебной деятельности таит в себе богатые возможности для умственного развития ребенка и позволяет увлечь его этой деятельностью. Обучение и воспитание должно опираться на любознательность школьников. Задача учителя – увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться. Ребенок, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения....

18 03 2025 17:28:41

Тема урока: "Образ жизни и внешнее строение птицы". 7-й класс


    Тема урока: "Образ жизни и внешнее строение птицы". 7-й класс

      Данный урок помогает учащимся понять происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Пpaктическая часть позволяет получить знания о приспособленности птиц к полету. На уроке используются межпредметные связи, раскрывающие значение в хозяйственной деятельности человека....

17 03 2025 12:53:13

Гипотеза чистоты гамет. Три закона наследования признаков

Гипотеза чистоты гамет. Три закона наследования признаков Гипотеза чистоты гамет была выдвинута чешским ученым Грегором Менделем, который изучал закономерности наследования в живых организмах. Рассмотрим суть гипотезы и разберем три основных закона наследования признаков....

16 03 2025 0:54:22

Презентация "Еловый лес как экосистема" к блоку уроков биологии "Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы"

Цели урока – изучить структуру биогеоценоза и биоценоза на примере елового леса; рассмотреть показатели, хаpaктеризующие биоценоз....

15 03 2025 6:25:51

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"


    Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

      В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

14 03 2025 22:44:13

Интегрированный урок литературы и биологии по теме «Яйцо – символ Пасхи и зарождения новой жизни»


    Интегрированный урок литературы и биологии по теме «Яйцо – символ Пасхи и зарождения новой жизни»

      На уроке рассматривается яйцо как биологический объект и как символ Пасхи. Учащиеся приобщаются к традициям русских православных праздников. Прослеживается связь между духовным и физическим возрождением человека через праздник Святой Пасхи и его символ - яйцо....

13 03 2025 8:46:37

Биологический турнир "В мире пернатых"


    Биологический турнир "В мире пернатых"

      Дидактическая игра по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Что? Где? Когда?". На ней учащиеся должны показать свои знания о птицах. Игра состоит из трех туров, в ней участвуют 4 комaнды. В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный ответ, за которые при желании может получить оценку. ...

12 03 2025 15:34:53

Биологическая игра "Путешествие в царство растений"


    Биологическая игра "Путешествие в царство растений"

      Биологическая игра предлагается школьникам 6-х классов как обобщающий урок по теме «Ботаника» в конце года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам школьного курса о растениях. Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия. ...

11 03 2025 11:56:11

Программа элективного курса для профильного класса "Решение генетических задач"


    Программа элективного курса для профильного класса "Решение генетических задач"

      Программа предназначена для учащихся профильных классов естественно-научного и медико-биологического направления средних школ. Предполагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки действующего профильного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся 10-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к генетике. ...

10 03 2025 21:27:12

Человек общественное существо. Развитие мышления, сознания и гигиена труда

Человек общественное существо. Развитие мышления, сознания и гигиена труда На развитие человека влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Решающим условием, позволившим человеку выделиться из животного мира и подняться неизмеримо высоко над ним, был труд....

09 03 2025 2:39:29

Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора


    Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора

      Урок изучения нового материала с использованием презентации и лабораторной работы. Формирует у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания, а в ходе лабораторной работы они выявляют механизмы приспособления в результате действия естественного отбора. Урок способствует развитию интереса, как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течение урока....

08 03 2025 15:35:31

Внеклассное мероприятие по биологии "Наше здоровье – в наших руках"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Наше здоровье – в наших руках"

      Величайшим богатством человека является его здоровье. Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Быть физически и духовно здоровым человеком - великое счастье. Сценарии выступления "Зеленая аптека" можно использовать и как самостоятельное выступление для учащихся младших классов, как средство популяризации знаний о лекарственных растениях....

07 03 2025 20:54:47

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::