Конспект урока по теме "Класс пресмыкающиеся"

Цель урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме “ Класс пресмыкающиеся”.
Задачи:
- Продолжение работы по формированию умения применять теоретические знания для объяснения поведения животных.
- Формирование навыков общения и совместной коллективной деятельности. Форма урока: по типу “ Своя игра”.
Оборудование: видеофильмы “Королевская кобра”, “Сезон дождей”. Телевизор, видеомагнитофон, иллюстрации.
Ход урока
I. Приветствие, целеполагание.
Подготовка к игре: класс разбивается на группы по 4-5 человек в каждой. Двое учащихся выбираются в эксперты и счетную комиссию. Их задача - следить за ходом игры, фиксировать результат.
Перед началом игры проводится разминка. Каждой комaнде задается по одному вопросу.
- Правда ли, то у пресмыкающихся шейных позвонков всего 2: атлант и эпистрофей. Это единственные позвонки шейного отдела? (нет, шейных позвонков 8).
- Правда ли, что у змей все ребра прикрепляются к гpyдине, образуя грудную клетку? (Нет, большая часть ребер располагается свободно).
- Правда ли, что у крокодилов в желудочке сердца нет перегородки? (Нет, в желудочке перегородка полная).
- Правда ли, что слюнные железы выделяют секрет, смачивающий пищу, но не расщепляющий ее? (Да, это правда).
- Правда ли, что хамелеоны относятся к отряду клювоголовые? (Нет, они относятся к отряду чешуйчатые, п/о хамелеоны).
II. Ход игры.
III. Оглашение результатов.
Эксперты подсчитывают баллы, называют комaнду, набравшую большее количество баллов.
IV. Рефлексия по группам.
Группа проводит самооценку, оценивая каждого члeна группы, его активность и вклад в работу.
Ход игры
1. Строение внешнее и внутреннее.
10 баллов - Назовите основные особенности кожного покрова пресмыкающихся. (Кожа сухая, без желез, покрыта роговыми чешуями. Хаpaктерна линька.) Показывается фрагмент фильма “Королевская кобра”, демонстрирующий процесс линьки змеи.
20 баллов - Объясните, почему гадюки, обитающие вблизи полярного круга, преимущественно черного цвета, а на юге- светлоокрашенные.(Черный цвет поглощает тепло, темноокрашенные рептилии быстрее нагреваются.)
30 баллов -Благодаря каким особенностям строения змеи могут заглатывать целиком достаточно крупную добычу?(Зубы направлены внутрь, растяжимые связки нижней челюсти, ребра располагаются свободно и стенки тела растяжимы). Показывается фрагмент фильма “Королевская кобра”, демонстрирующий питание змеи.
40 баллов – Что такое “якобсонов орган”, его строение и функции. (Это извитая и слепо заканчивающаяся полость, отходящая от крыши рта. Служит для восприятия запахов пищи, уже находящейся во рту. Ящерицы также ощупывают предметы при помощи выдвигаемого языка, который затем втягивают в ротовую полость, перенося при этом мельчайшие частицы предметов в рот, где их запахи воспринимаются якобсоновым органом).
50 баллов - Если вы схватите ящерицу за хвост, то часть хвоста останется у вас в руках, а ящерица убежит. Какая особенность в строении скелета позволяет ящерице отбросить хвост? Каково биологическое значение этого явления?(Часть позвонков хвостового отдела не окостеневает, остается хрящевыми. Отбрасывание хвоста - защитное приспособление. Оторванный хвост продолжает извиваться, отвлекая внимание врага, а ящерица убегает.)
2.Особенности образа жизни
10 баллов - Какая ящерица может плавать в океанских водах? (Игуана, обитатель Галапагосских островов).
20 баллов - В жаркий летний день пресмыкающиеся пустынь, например ящерицы, взбираются на гребни барханов или залезают на кусты. Зачем они это делают? (Чтобы спастись от перегрева.)
30 баллов - Большинство рептилий впадают в зимнюю спячку. А у среднеазиатской черепахи наблюдается летняя спячка. Объясните, с чем связано это явление. (В летнюю жару высыхает растительность, черепахи лишаются корма, поэтому впадают в спячку, чтобы пережить нeблагоприятное время года.)
40 баллов - Некоторые виды современных черепах ведут водный образ жизни. Известно, что их предки были типичными наземными животными. Приведите доказательства того, что эти черепахи вторично приспособились в процессе эволюции к водному образу жизни. (Легочное дыхание, размножение - откладка яиц на суше.) Показывается фрагмент фильма “Сезон дождей”, демонстрирующий откладку яиц крокодилами.
50 баллов - Большинство змей - обитатели суши, однако известно около 50 видов морских змей. Какие приспособления помогают им обитать в водной стихии? (Хвост сплющен с боков, наподобие весла. Ноздри находятся сверху головы. При погружении носовые полости закрываются кожными клапанами.)
3. Отличия пресмыкающихся и земноводных
10 баллов - Ящерицы в отличие от большинства земноводных могут жить на суше вдали от водоемов. Почему? (Этому способствуют сухая кожа, покрытая чешуями, дыхание атмосферным воздухом.)
20 баллов - Большинство рептилий умеренных широт - дневные животные, а многие земноводные активны в сумеречное и ночное время. Почему суточная активность пресмыкающихся отличается от суточной активности земноводных? (Кожа земноводных гладкая, влажная, покрыта слизью, обеспечивает кожное дыхание. Многие двукрылые - пища земноводных - активны в ночное время. Кожа пресмыкающихся покрыта роговыми чешуями, лёгкие развиты лучше, чем у земноводных).
30 баллов - В чем заключаются отличия в процессе размножения земноводных и пресмыкающихся? (У пресмыкающихся - внутреннее оплодотворение, развитие прямое, яйца покрыты оболочками, снабжены желтком.)
40 баллов - У пресмыкающихся, в отличие от земноводных, сильнее развиты передний мозг и мозжечок. В связи с этим какие жизненные функции сильнее проявляются у пресмыкающихся? (Хорошее развитие органов чувств, координация сложных двигательных реакций.)
50 баллов - Назовите признаки отличия и сходства в строении систем кровообращения земноводных и пресмыкающихся. (Сердце трехкамерное, перегородка в желудочке у пресмыкающихся, хотя и неполная у большинства, от желудочка отходят три артериальных ствола, а не один, как у земноводных).
4. Процессы жизнедеятельности
10 баллов - Морские черепахи ежегодно или раз в два - три года выбираются на сушу, повинуясь инстинкту. Какому? (Инстинкту размножения.)
20 баллов - Ящерица такырная круглоголовка - обитатель пустынь и полупустынь, и приспособлена к условиям существования в жарком климате. Однако, если привязать ее к колышку и оставить так всего лишь на один день, она погибнет. В чем причина ее гибели? (Перегрев.)
30 баллов - К змее приблизили обернутую черной бумагой холодную электрическую лампочку. Она не обращала на нее никакого внимания, но стоило лампочку включить и начать двигать ею, как змея молниеносно бросилась на нее. Как объяснить это явление? (Змея реагирует на тепловое излучение лампочки и ее передвижение.)
40 баллов - Холодным осенним днем из Вьетнама в адрес Российского зооцентра прибыл живой груз - 24 удава. Специалист - зоолог без опаски осматривал каждое животное. Таможенники решили, что зоолог загипнотизировал змей, так как животные вели себя спокойно. Исправьте ошибку таможенников и дайте правильное объяснение поведения удавов. (Малая активность удавов связана с низкой температурой окружающей среды, поскольку от нее зависит температура тела змей.)
50 баллов - Самец гремучей змеи вторгается во владения другого самца, чтобы оспорить его право на самку и жизненное прострaнcтво. Укус был бы самым быстрым и эффективным способом избавиться от соперника, но змеи применяют силовую борьбу, пока одному не удается пригнуть голову второго к земле. Победитель позволяет побежденному спастись бегством. Объясните поведение змей. (Многие змеи чувствительны к действию собственного яда и свою добычу поедают после того, как разложится яд, проникший в тело жертвы. Уничтожение самцов - соперников привело бы уничтожению или сокращению численности вида. Самка остается с более сильным самцом, что ведет к появлению более жизнестойкого потомства.)
Комментарии:
Представлен сценарий викторины для 6-го класса в стихотворной форме. Включает теоретические вопросы и пpaктические задания по темам: "Семя", "Строение клетки", а так же общие вопросы о животных, растениях, грибах. Проводится с целью активизации познавательной активности школьников и развития интереса к предмету.
...
10 11 2025 12:29:18
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
09 11 2025 19:44:27
Урок призван обобщить знания учащихся об особенностях строения и функциях крови, органов кровообращения в организме, формировать умения: работать с текстом, индивидуально, переключаться с одного вида деятельности на другой, выделять главное, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, слушать и делать краткие записи в тетради....
08 11 2025 1:36:14
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
07 11 2025 0:45:15
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
06 11 2025 13:19:36
Целью урока является продолжение формирования эволюционного понимания развития органического мира, закрепление логических цепочек причинно-следственных связей между изменениями условий окружающей среды и формированием адаптационных приспособлений организмов определенных систематических групп....
05 11 2025 11:25:51
Урок использует презентацию как дополнительный иллюстративный и учебный материал, при подготовке учащихся. Ученики решают тесты, выполняют лабораторную работу, с карточками....
04 11 2025 10:19:10
Цель мероприятия: помочь учащимся осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствий....
03 11 2025 23:39:56
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
02 11 2025 9:42:36
Представлен конспект урокапо теме "Иммунитет". Урок состоит из двух частей: теоретической, в которой излагаются основы знаний по иммунитету, и пpaктической, где учитель показывает, какое огромное количество микробов содержится в окружающей нас среде. Урок вызывает у учащихся очень большой интерес....
01 11 2025 3:13:53
Данный урок позволяет сформировать основные знания о мхах как об одном из
важнейших отделов растений....
31 10 2025 13:51:17
К насекомым с неполным превращением относятся представители отряда прямокрылых: перелетная саранча, кобылки, кузнечики, сверчки. К полным превращением - представители отряда чешуекрылых (бабочек), обладающие двумя парами крыльев...
30 10 2025 10:58:52
Предложена разработка двух уроков по зоологии для 7-го класса с использованием на уроке мультимедийной презентации, разработанной для разнообразия наглядности, применяемой на уроках. Применение ИКТ формирует коммуникативные качества личности, помогает ребёнку адаптироваться в информационном обществе....
29 10 2025 7:38:55
Урок по биологии в 8-м классе, где учащиеся знакомятся со строением и функциями слухового анализатора, заполняют схему «Фишбоун» (эту схему разработала методист БелРИПКППС М.В. Карпухина). Она позволяет конкретизировать учебный материал, развивать логическое мышление, формировать из общего главное.
...
28 10 2025 19:29:59
Урок проводится в занимательной форме. Цель: расширять знания учащихся по биологии по теме «Дыхание». В различных заданиях развивается биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, межпредметные связи. Урок формирует привычку здорового образа жизни....
27 10 2025 13:17:30
Многие виды морозника имеют густые корневища, которые помогают им выживать в условиях низких температур...
26 10 2025 14:31:37
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
25 10 2025 21:10:14
На уроке показывается необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека. Учащиеся знакомятся с суточными затратами энергии людьми различных профессий. Занятие проводится с активным использованием компьютерных технологий....
24 10 2025 13:56:40
На занятии учащиеся овладевают умениями обосновывать место и роль биологических знаний в пpaктической деятельности людей, развитии современных технологий; проводятся наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений. Ученики находят и анализируют информацию о живых объектах, развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в изучении выдающихся достижений биологии....
23 10 2025 14:36:50
Размножается сосна семенами. Образование семян начинается на 30-40 году жизни. К этому времени на деревьях формируются женские и мужские шишки....
22 10 2025 18:48:19
Данный урок проводится в теме «Рост и развитие растений» в 6-м классе, по программе Н.И. Сонина. По ходу изучения нового материала составляется опopный конспект, а также диаграмма «Жизненный цикл цветкового растения». Задачи урока: познакомить учащихся с условиями прорастания семян, состоянием покоя семян и его биологическим значением, а также с основами роста и развития зародыша, проростка, взрослого растения.
...
21 10 2025 16:25:33
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека".
К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
20 10 2025 7:17:43
Нетрадиционная форма урока с использованием методов интеpaктивного обучения является наиболее целесообразной в классах гуманитарного профиля.
Используя межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла, сохраняетм интерес к предмету, что позволяет учащимся овладеть системой знаний и умений по данной теме.
...
19 10 2025 6:32:24
Проблемы борьбы с курением, алкоголизмом, наркоманией, к сожалению, очень актуальны и сегодня. Рост числа учащейся молодежи, пристрастившейся к курению и страдающей другими вредными привычками, обязывает учителей биологии уделять пристальное внимание формированию у школьников потребности ведения здорового образа жизни. Задача эта непростая. Сложность заключается в том, что молодежь в силу возрастных особенностей психологически не готова к восприятию мысли о необходимости беречь своё здоровье. Поэтому учителю необходимо преодолеть этот психологический барьер.
...
18 10 2025 19:36:55
Приведена программа занятий с учащимися среднего школьного возраста в целях формирования у них экологической культуры. ...
17 10 2025 23:53:47
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
16 10 2025 14:56:21
Ланцетники большую часть жизни проводит, зарывшись в песок и выставив наружу передний конец головного отдела. Используют в пищу лишь те морские организмы (бактерии, икринки рыб и др.), которые попадают вместе с водой в ротовое отверстие....
15 10 2025 1:40:33
«Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название. Данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц. Цель мастерской — посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальности устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка.
...
14 10 2025 12:11:10
Познавательный интерес – глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников – показатель серьезных недостатков в обучения. Именно благодаря интересу знания могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности....
13 10 2025 20:43:48
Хлорелла — одноклеточная зеленая водоросль, имеет вид микроскопического неподвижного зеленого шарика до 15мкм в диаметре, жгутиков нет. Поверхность клетки покрыта твердой двуконтурной оболочкой целлюлозной породы....
12 10 2025 8:34:53
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
11 10 2025 5:32:53
Внеклассное мероприятие в игровой форме обобщает и систематизирует знания учащихся о процессе фотосинтезе. Знакомит с ролью отечественных ученых в изучении фотосинтеза....
10 10 2025 11:12:41
Почка состоит примерно из 1 млн. структурных и функциональных единиц — нефронов, прострaнcтво между которыми заполнено соединительной тканью....
09 10 2025 17:42:17
Курс предназначен в основном для обучающихся 10-11-х классов естественно-научного профиля (химико-биологического) обучения. При прохождении курса учащиеся расширяют и углубляют знания о генеалогии как о методе изучения генетики человека, овладевают умениями и навыками построения родословных....
08 10 2025 22:20:40
На уроке биологии в 7-м классе объясняются особенности размножения и развития земноводных, устанавливается происхождение земноводных от древних кистеперых рыб....
07 10 2025 9:40:24
Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....
06 10 2025 1:26:28
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
05 10 2025 13:39:19
Элективный курс "Решение задач по генетике" рекомендован учащимся 9–11-х классов, обучающимся по учебникам цикла Н.И. Сонина. На занятиях учащиеся учатся решать, оформлять, анализировать генетические задачи.
...
04 10 2025 17:42:10
Форма проведения обобщения по теме «Нервная система» в виде урока – виртуальной экскурсии направлена на реализацию принципов сотрудничества и развитие навыков групповой и коллективной учебно-пpaктической деятельности, демонстрирует возможные пути реализации активных методов обучения на уроках биологии.
...
03 10 2025 23:23:20
Большая заслуга по созданию новых пород домашних животных принадлежит выдающемуся селекционеру М.Ф.Иванову, который вывел высокопродуктивные породы свиней и овец. Работа проводилась в Аскании-Новой....
02 10 2025 6:17:48
В рамках данного урока хорошо прослеживается междисциплинарная связь: экология, география, калмыцкий язык, литература. Разработка насыщена приемами здоровьесберегающих технологий. Используются дидактическая игра, методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя, методы контроля и самоконтроля....
01 10 2025 1:25:13
Урок призван расширить кругозор знаний учащихся о разнообразии форм жизни на планете Земля, рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности вирусов, бактериофагов, значение в природе и для человека, познакомить с путями исследования на примере открытия вирусов....
30 09 2025 0:52:34
Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности с использованием ИКТ с целью развития личности каждого ученика через активную деятельность на уроке.
Ожидаемые результаты: дети сами должны сформулировать тему и задачи урока; сами проверить и оценить свои знания, используя навыки работы на компьютере; сами открыть тайну цветковых растений; сами сделать выводы по уроку. Учитель выступает как координатор урока.
...
29 09 2025 1:42:45
Особенностью представленного урока является его интеграция с предметом "Химия", предметом, который учащиеся 8-го класса только начали изучать. Цель данного типа интеграции: развитие познавательного интереса к предмету "Химия", подтверждение единства наук естественного цикла, их тесной взаимосвязи, а также доказательство того, что организм – сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах....
28 09 2025 15:22:50
При изложении курса "Биология" авторы используют три типа заданий, активизирующих субъектный опыт учащихся: выявление в содержании субъектного опыта детей признаков вводимого понятия; предоставление ученику на выбор определения понятия, в виде словесного описания, схемы или рисунка; при изучении, закреплении материала ученику предлагается раскрыть содержание изучаемого материала в виде рассказа, устного или письменного, схемы или рисунка по выбору ученика....
27 09 2025 23:54:37
Представленный элективный курс предназначен для учащихся естественнонаучного или химико-биологического профиля обучения.
Программа предназначена для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе.
Цель данного элективного курса — создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с методами самоконтроля за своим здоровьем....
26 09 2025 21:57:46
Разработка урока с использованием информационных коммуникативных технологий. Урок проводился с учащимися 8-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
25 09 2025 9:57:12
В статье приводится календарно-тематическое планирование по теме «Природные сообщества» (6-й класс) в режиме технологии проектов и модель первого занятия «Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме». Эта тема позволяет обобщить знания, полученные за курс биологии 6-го класса, показать пpaктическое применение полученных знаний.
...
24 09 2025 0:31:17
В статье изучаются признаки растений семейства пасленовых; показывается их значение для человека....
23 09 2025 2:42:17
Урок в 8-м классе по учебнику авторов: В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов под ред. Д.И. Трайтака способствует развитию у учащихся словесно-логического мышления, способностей сравнивать и анализировать, развивает навыки работы с дополнительным материалом....
22 09 2025 2:19:59
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны